Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние сезонных условий на загрязнение почвы при эксплуатации автомобилей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время выполнены исследования, связанные изучением закономерностей загрязнения атмосферы, разработаны мероприятия по уменьшению негативного влияния автотранспортных средств на среду, а именно усовершенствование конструкции двигателей, применение различных видов катализаторов, повышения качества применяемых автомобильных топлив. Объем выделяемых токсичных веществ зависит от качества… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
    • 1. 1. Взаимосвязь автомобилизации и проблем экологической безопасности
    • 1. 2. Влияние автомобильного транспорта на загрязнение окружающей среды
    • 1. 3. Анализ факторов влияющих на загрязнение почвы придорожной зоны
    • 1. 4. Анализ подходов в математическом моделировании при исследовании транспортных потоков вне населенного пункта
    • 1. 5. Загрязнение придорожной зоны тяжелыми металлами
  • Выводы и задачи исследования
  • ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Общая методика исследований
    • 2. 2. Модель формирования загрязнения почвы
    • 2. 3. Первоначальный отбор факторов, влияющих на загрязнение почвы
    • 2. 4. Локализация системы
    • 2. 5. Математическая модель изменения концентрации тяжелых металлов по времени
    • 2. 6. Математическая модель изменения выбросов тяжелых металлов от температуры окружающего воздуха
    • 2. 7. Математическая модель изменения выбросов тяжелых металлов от среднесуточного пробега автомобильного транспорта общего пользования
    • 2. 8. Модель формирования выбросов тяжелых металлов автомобилями
    • 2. 9. Моделирование транспортных потоков
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИСЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Цель и задачи экспериментальных исследовании
    • 3. 2. Методика проведения экспериментальных исследований
      • 3. 2. 1. Общая методика экспериментальных исследований
      • 3. 2. 2. Планирование эксперимента
    • 3. 3. Методика исследования динамики транспортного потока
    • 3. 4. Методика исследования загрязнения придорожной зоны
      • 3. 4. 1. Оборудование для проведения экспериментальных исследований
      • 3. 4. 2. Методика по отбору растительных образцов и подготовка проб
    • 3. 5. Методика сбора статистических данных
    • 3. 6. Методика обработки результатов экспериментальных исследований
      • 3. 6. 1. Моделирование законов распределения
      • 3. 6. 2. Методика гармонического анализа
      • 3. 6. 3. Моделирование с помощью регрессионных моделей
    • 3. 7. Оценка погрешностей измерений
    • 3. 8. Результаты экспериментальных исследований
      • 3. 8. 1. Закономерности изменения концентрации тяжелых металлов по времени
      • 3. 8. 2. Закономерности влияния температуры окружающей среды на изменения концентрации тяжелых металлов
      • 3. 8. 3. Закономерности влияния среднесуточного пробега на изменения концентрации тяжелых металлов
      • 3. 8. 4. Закономерность формирования выбросов тяжелых металлов автомобильным транспортом
      • 3. 8. 5. Временные характеристики транспортного потока вне населенного пункта
  • Выводы
  • ГЛАВА 4. ПУТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 4. 1. Методика практического использования результатов исследований
    • 4. 2. Расчета платы за загрязнения почвы автомобильным транспортом
    • 4. 3. Оценка эффективности результатов исследований
  • Выводы

Влияние сезонных условий на загрязнение почвы при эксплуатации автомобилей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Автомобильный транспорт удовлетворяет потребности в грузовых и пассажирских перевозках и является неотъемлемым звеном многих технологических процессов. При этом он является одним из основных источником загрязнения [3, 7, 60, 62, 70, 84]. Загрязнение происходит по всему пространству составляющих нашей биосферы, а именно — воздушного, водного бассейна и плодородного слоя почвы. Количество автотранспортных средств неуклонно растет, увеличивается интенсивность движения, следовательно, это приводит к увеличению валового выброса токсичных веществ. Тяжелая экологическая ситуация на большей части территорий России требует принятия серьезных мер по защите окружающей среды.

Объем выделяемых токсичных веществ зависит от качества рабочих процессов, происходящих в цилиндрах двигателей автомобилей, а также от регулировок топливной аппаратуры. Важное влияние на выброс вредных веществ оказывают условия эксплуатации автотранспортных средств (климатические условия, дорожные условия, сезонные условия и многие другие).

Основными компонентами отработавших газов являются различные газообразные вещества, состоящие из продуктов полного и неполного сгорания топлива, избыточный кислород, аэрозоли и различные примеси (как газообразные, так и в виде жидких и твердых частиц). В конечном итоге происходит непосредственноевлияние вредных веществ на здоровье человека, проживающего в населенных пунктах, вблизи дорог и через потребление сельскохозяйственных культур.

В настоящее время выполнены исследования, связанные изучением закономерностей загрязнения атмосферы, разработаны мероприятия по уменьшению негативного влияния автотранспортных средств на среду, а именно усовершенствование конструкции двигателей, применение различных видов катализаторов, повышения качества применяемых автомобильных топлив.

Исследования загрязнения почвы придорожной зоны не в полной мере учитывают влияние сезонных условий эксплуатации автомобилей. Поэтому необходимо отметить актуальность исследований, направленных на изучение закономерностей формирования массовых выбросов загрязняющих веществ в придорожной зоне с учетом сезонных условий эксплуатации.

Работа выполнялась при поддержке грантом губернатора Тюменской области 2004 г., полученным на конкурсной основе.

Целью исследования является повышение экологической безопасности автомобильного транспорта путем установления закономерностей его влияния на загрязнение почвы и разработки на этой основе методики расчета платы за загрязнение.

Объектом исследований является процесс формирования массовых выбросов загрязняющих веществ автомобильным транспортом.

Предметом исследований является механизм влияния автомобильного транспорта на загрязнение почвы тяжелыми металлами. Научная новизна:

• установлена закономерность формирования массовых выбросов тяжелых металлов с учетом сезонной вариации среднесуточного пробега автомобилей и температуры окружающего воздуха;

• разработаны математические модели влияния температуры окружающего воздуха и среднесуточного пробега на изменение концентрации тяжелых металлов в придорожной зоне;

• экспериментально определены численные значения параметров математических моделей.

Практическая ценность заключается в разработке методики расчета платы за загрязнения почвы автомобильным транспортом с учетом корректирующего коэффициента сезонной неравномерности выбросов тяжелых металлов.

На защиту выносится:

• закономерность формирования массовых выбросов тяжелых металлов с учетом сезонной вариации среднесуточного пробега автомобилей и температуры окружающего воздуха;

• математические модели влияния температуры окружающего воздуха и среднесуточного пробега на изменение концентрации тяжелых металлов в придорожной зоне;

• численные значения параметров математических моделей. Апробация работы. Основные результаты исследований доложены, обсуждены и одобрены на международной научно-практической конференции «Проблемы эксплуатации и обслуживания транспортно-технологических машин» (Тюмень, 2006), региональной научно-практической конференции «Проблемы эксплуатации систем транспорта» (Тюмень, 2006), всероссийской научно-технической конференции «Политранспортные системы» (Красноярск, 2006), научных семинарах кафедры «Эксплуатация и обслуживание транспортно-технологических машин» ТюмГНГУ (2003 — 2006 г.).

Реализация результатов работы. Разработанная методика внедрена в Управлении технологического транспорта и специальной техники № 3 ООО «Сургутгазпром». Кроме того, результаты исследований используются в учебном процессе ТюмГНГУ.

Публикации. Основное содержание диссертационной работы опубликовано в семи статьях.

Автор выражает глубокую признательность кандидату технических наук доценту Тюлькину В. А. за консультации в процессе работы над диссертацией.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. На основе выполненных исследований решена научно-практическая задача по установлению закономерностей формирования массовых выбросов тяжелых металлов с учетом сезонных условий эксплуатации автотранспортных средств.

2. Выявлены факторы, влияющие на загрязнение почвы вблизи автомобильных дорог. Определены наиболее значимые из них: температура окружающего воздуха, интенсивность эксплуатации (среднесуточный пробег).

3. Установлены виды математических моделей влияния температуры окружающего воздуха и среднесуточного пробега на изменение концентрации тяжелых металлов в придорожной зоне.

4. Установлена закономерность формирования массовых выбросов тяжелых металлов с учетом сезонной вариации среднесуточного пробега и температуры окружающего воздуха.

5. Экспериментально определены численные значения параметров математических моделей.

6. Установлен характер изменения недельной интенсивности транспортного потока на автодорогах вне населенного пункта.

7. На основании выполненных исследований предложена методика расчета платы за загрязнения почвы автомобильным транспортом.

8. Разработан метод расчета корректирующего коэффициента сезонной неравномерности выбросов тяжелых металлов в зависимости от температуры окружающего воздуха и среднесуточного пробега автотранспортных средств.

9. Внедрение методики позволит повысить эффективность природоохранных мер.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобили: Теоретические основы: Учебное пособие для вузов/ В. И. Копотилов Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. — 403 с.
  2. Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учебное пособие для вузов/ В. Н. Луканин, А. П. Буслаев, М. В. Яшина М.: ИНФРА-М, 1998. -408 с.
  3. Автотранспортные потоки и окружающая среда 2: Учебное пособие / Луканин В. Н., Буслаев А. П., Яшина М.В./ Под ред. В. Н. Луканина. — М.: Инфра-М, 2001.-646с.
  4. И.Я., Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. М.: Транспорт, 1986. — 176 с.
  5. Ю.В. Тяжелые металлы в почвах и растениях. Л.: Агропромиздат, 1987. 142с.
  6. В.В. Корректирование нормативов ресурса автомобильных двигателей с учетом сезонной вариации интенсивности и условий эксплуатации. Дис. канд. техн. наук. — Тюмень, 2002. — 165 с.
  7. Л.А., Корнев Е. В., Ситшаев Т. З. Автомобильный транспорт и охрана окружающей среды. Ташкент: Мехнат, 1990. — 216 с.
  8. Л.М., Позин М. Е. Математические методы в химической технике. -Л.: Химия, 1971.-824 с.
  9. B.C., Кряжимский Ф. В., Семериков Н. Г., Смирнов Н. Г. Экологическое нормирование антропогенных нагрузок. 1. Общие подходы // Экология. 1992. № 6. с. 3−11
  10. Г. А. Химическая экология. М.: Изд-во МГУ, 1994. 237с.
  11. М.М., Савич Е. Л., Кухаренок Г. М., Пармон Р. Я. и др. Транспорт и окружающая среда: Учебник. Мн.: Технопринт, 2003. — 262 с.
  12. А.П., Максимов В. А. Основы научных исследований и УНИРС: Учебное пособие. М.: МАДИ, 2002. — 276 с.
  13. В.А., Гапьпер Н. Я., Клименко Г. А., Лычкина Т. Н. Загрязнение почв и растительности тяжелыми металлами. М.: Гидрометеоиздат, 1978. 49 с.
  14. JI.T. Ландшафты, металлы и человек. М.: Мысль, 1976. 153 с.
  15. А.П., Фримштейн М. И. Управление движением на автомобильных дорогах. М.: Транспорт, 1979. — 296 с.
  16. Л.И., Кадацкий В. Б. Формы тяжелых металлов в почвах урбанизированных и заповедных территорий// Геохимия. 1998. № 4. С. 426 429.-
  17. Д.П. Автомобильные транспортные средства.- М.: Транспорт, 1977.-326 с.
  18. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. М.: Статистика, 1979. -447 с.
  19. Л.И., Хацкевич М. Е. Показатели адаптации автомобиля «Москвич-434» к понижению температуры окружающего воздуха по расходу топлива // Межвуз. науч. сб. Тюмень: ТГУ, 1976. Вып. 61. — С. 31−34.
  20. Виноградов А. П, Основные закономерности в распределении микроэлементов между растениями и средой // Микроэлементы в жизни растений и животных. М.: Наука, 1985. С. 7−20.
  21. Влияние атмосферного загрязнения на свойства почв. / Под ред. Л. А. Гришиной.-М. :Изд-во МГУ, 1990. С. 123
  22. А.А. Моделирование дорожного движения. М.: Транспорт, 1980.-189 с.
  23. Н.Я. Диагностика технического состояния.- М.: Транспорт, — 1970. 256 с.
  24. ГОСТ 16 350–80. Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей. М.: Изд-во стандартов. Июль, 1981.
  25. ГОСТ 8.207−76. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. М.: Издательство стандартов, 1976. — 9 с.
  26. , А.Н. Бодров, С.В. Власов, Е. М. Чубов. Основы экологии автотранспортного комплекса. М.: Центр инноваций в педагогике, 1999. -240 с.
  27. Н.М. Проблемы экологии нефтегазоносных и горнодобывающих регионов севера России. Новосибирск: Наука, 1998.-224с.
  28. В.Н., Рогалев В. А. Проблемы экологизации автомобильного транспорта. СПб.: МАНЭБ, 2003. — 213 с.
  29. М.Т., Казнина Н. И., Клименко Г. А. Загрязнение почв и растительности тяжелыми металлами. М.: Издательство МГУ, 1989. 95 с.
  30. Доклад о свинцовом загрязнении окружающей среды в Российской Федерации и о его влиянии на здоровье населения. М., 1997.
  31. Дрю Д. Р. Теория транспортных потоков. М.: Транспорт, 1972. — 424с.
  32. П. Ормрод. Воздействие загрязнения микроэлементами на растения. В кн.- Загрязнение воздуха и жизнь растений./Под ред. М. Трешоу. Л, 1988. С. 330−334
  33. А.Б., Игнатьев Ю. В., Коншин Е. П. и др. Экологическая безопасность транспортных потоков: Под ред. А. Б. Дьякова.- М.: Транспот, 1989.- 128 с.
  34. И.Е., Каримов Б. Б. Автомобильные дороги в окружающей среде. М.: Трансдорнаука, 1997. — 286 с.
  35. С.М., Жиглявский А. А. Математическая теория оптимального эксперимента: Учебное пособие. М.: Наука, 1987. — 320 с.
  36. О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1985. — 120 с.
  37. Загрязнение природной среды автотранспорта/ Академия наук Латвийской СОР, институт биологии «Зинатне», Рига, 1980
  38. Н.В., Тырыкина Т. И., Землянова М. А. Влияние на здоровье населения выбросов свинца автотранспортом. // Гигиена и санитария. — 1999. -№ 3.-С, 3−4.
  39. Н.С. Влияние сезонных условий на процессы изменения качества автомобилей: Дис. д-ра техн. наук. Тюмень, 2000. — 525 с.
  40. Н.С. Моделирование процессов изменения качества автомобилей. Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. — 127 с.
  41. Н.С. Программа «REGRESS». Руководство пользователя. -Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. 40 с.
  42. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981. — 160 с. Звягин А. А., Кислюк Р. Д., Егоров А. Б. Автомобили ВАЗ: надежность и обслуживание. — Л.: Машиностроение, 1981.-238 с.
  43. В.Н., Ерохов В. И. Экономия топлива на автомобильном транспорте М: Транспорт, 1984.
  44. A.M., Дербенцева A.M. Охрана почв. Владивосток, изд-во ДВГУ, 1985, 100с.
  45. В.Б. Тяжелые металлы в системе почва-растение. Новосибирск: Наука, 1991. 151с.
  46. В.Б. Элементарный химический состав растений. Новосибирск: Наука, 1985. 129с.
  47. Е.Г. Оптимизация режима прогрева двигателей по экологическим показателям (на примере бензиновых автомобилей ваз): Дисс. канд. техн. наук.-Тюмень, 2003.- 126с.
  48. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, — Зарегистрированно в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. № 190 (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000 № 77).
  49. Кабата-Пендиас А., Пендиас X. Микроэлементы в почвах и растениях. М.:Мир, 1989.439с.
  50. В.Н., Панкин В. Ф. Математическая статистика: Учеб. для студ. сред. спец. учеб. заведений. М.: Высшая школа, 2001. — 336 с.
  51. В.Н., Резник Л. Г., Ромалис Г. М., Холявко В. Г. Эксплуатация автомобилей в особых условиях: Учебное пособие. -Тюмень: ТюмИИ, 1991.- 66 с.
  52. А.Н. Закономерности движения на многополосных автомобильных дорогах. М.: Транспорт, 1988. — 112 с.
  53. Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов.-5-е изд., перераб. И доп. М.: Транспорт, 2001. — 247 с.
  54. В.А. Биогеохимия почвенного покрова. М.: Наука, 1985. 264 с.
  55. Ю.С., Меньшова В. П., Святкин И. А. Экологическая безопасность автомобильного транспорта: Учебное пособие. М.: Транспорт, 1999. — 175 с.
  56. С.П. Оценка влияния динамических характеристик транспортного потока на выбросы загрязняющих веществ автомобилем: Дис.. канд. техн. наук.-Тюмень, 2003.- 121 с.
  57. Г. В. Средства и технологии оценки загрязнения городской воздушной среды автотранспортными потоками: Дис.. канд. техн. наук. -Тюмень, 2003.- 159 с.
  58. В.А., Филоненко Ю. Я. Экологические аспекты автомобильного транспорта. Учебное пособие. М.: МНЭПУ, 1997. — 100 с.
  59. А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей. М.: Академический Проект, — 400 с.
  60. И.Н., Орлов Д. С., Садовникова Л. К. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: — М: Высш. Шк.- 1998.- 287 с.
  61. В.Н., Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2001. — 273 с.
  62. В.Н., Трофименко Ю. В. Экологические воздействия автомобильных двигателей на окружающую среду. М.: ВИНИТИ, 1993. -136 с.
  63. Р.В., Ерохов В. А. Щетинина В.А., Беляев В. Б. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. М.: Транспорт, 1982. — 200 с.
  64. Г. И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды. М.: Наука, 1982. -320 с.
  65. Н.М., Павловский В. А., Прохорова Н. В. Экологические основы аккумуляции тяжелых металлов сельскохозяйственными растениями в лесостепном и степном Поволжье. Самара: Издательство «Самарский университет», 1997. 215 с.
  66. Методологические основы научных исследований: Учебное пособие./ Под общей редакцией ю.д. Земенкова.- Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2005.-208с.
  67. Методические рекомендации по проведению полевых и лабораторных исследований почв и растений при контроле загрязнения окружающей среды металлами./ Под ред. Н. Г. Зырина и С. Г. Малахова. М: Гидрометеоиздат, 1982. 108с.
  68. Методические указания по определению тяжелых металлов в почвах сельхозугодий и продукции растениеводства. ЦИНАО. М., 1992.
  69. Микроэлементы в окружающей среде./ Под ред. П. А. Власюка. Киев: Наукова думка, 1980. 57 с.
  70. В.Г. Экологические проблемы агрохимии. М.: Изд-во МГУ, 1988.285 с.
  71. К.А. Токсичность автомобильных двигателей. М.: Легион -Автодата, 2000. — 80 с.
  72. О. А. Оценка приспособленности автомобилей к низкотемпературным условиям эксплуатации по токсичности отработавших газов: Дис.. канд. техн. наук. Тюмень, 2002. — 134 с.
  73. А.И., Ефремава Л. Л. Охрана и рекультивация почв, загрязненных тяжелыми металлами // Тяжелые металлы в окружающей среде и охрана природы: Матер. 11 Всесоюзная конференция. М., 1988. 4.1. С.23−26.
  74. Е.И. Экология транспорта: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 2000. — 248 с.
  75. А. А.Влияние сезонных условий эксплуатации автомобилей на изменение качества моторного масла (на примере моторных масел м-10г2к): Дисс.. канд. техн. наук.-Тюмень, 2000.- 123с.
  76. М.П. Автоматизированные системы управления дорожным движением в городах. М.: Транспорт, 1979.- 197с.
  77. Д.Л., Орешкин В. Н. Тяжелые металлы в окружающей среде // Экспериментальная экология. М.: Наука, 1991. С. 201−212.
  78. В.П., Артюхов В. Г., Турбин B.C., Канищев А. Н. Автотранспортное загрязнение придорожных территорий. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1999. -261 с.
  79. В.В. Физиология растений. М.: Высшая школа, 1989. 464 с.
  80. Проектирование автомобильных дорог: программный комплекс обработки инженерных изысканий, цифрового моделирования местности, проектирование генпланов и автомобильных дорог / CADCREDO -Минск, 2001.- 167с.
  81. В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М.: Финансы и статистика, 1999. — 670 с.
  82. В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 672 с.
  83. Н.В., Матвеев Н. М., Павловский В. А. Аккумуляция тяжелых металлов дикорастущими и культурными растениями в лесостепном и степном Поволжье. Самара: Издательство «Самарский университет», 1998. -131с.
  84. А.Н. Влияние сезонных изменений условий интенсивности эксплуатации на поток отказов автомобилей: Дисс.. канд. техн. наук. -Тюмень, 2004.- 163 с.
  85. Л.Г. Введение в научное исследование: Учебное пособие. -Тюмень: ТюмГНГУ, 1997. 66 с.
  86. Л.Г. Основы методики научных исследований. Тюмень: ТюмГНГУ, 1994.-69 с.
  87. Л. Г. Ромалис Г. М., Чарков С. Т. Эффективность использования автомобилей в различных условиях эксплуатации. М.: Транспорт, 1989. -128 с.
  88. Е.А., Х.Каддах X. Моделирование транспортных потоков в городах //Безопасность дорожного движения. 2000. № 1- С. 15 — 21с.
  89. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов, Москва 1995 г.-117с.
  90. А.Г., Крохин В. В. Метрология: Учебное пособие для вузов. -М.: Логос, 2000. 408 с.
  91. В.В. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1984. — 287 с.
  92. В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организация движения. М.: Транспорт, 1977. — 304 с.
  93. Е.В. Свинец в почве и растениях как показатель воздействия автотранспорта на среду г. Уссурийска: Дис.. канд. биол. наук. -Уссурийск, 2003−137 с.
  94. А.Г. О приспособленности автомобилей к условиям эксплуатации по содержанию вредных веществ в отработавших газах// Приспособленность автомобилей к суровым условиям эксплуатации. -Тюмень. :-ТГНГУ, 1999.-е. 141−142.
  95. Статистический ежегодник: Стат. сб. в 7-ми частях. 4.1./Тюменский областной комитет госстатистики. Т., 2004. — 624с.
  96. П.А. Оптимизация транспортных сетей. М.: Транспорт, 1981.-320 с.
  97. М.Н. Почва. Город. Экология. М.: Мысль, 1997, — 146 с.
  98. X. Смит. Поглощение загрязняющих веществ растениями. В кн.: Загрязнение воздуха и жизнь растений. Л., 1988, с. 460
  99. Ю.С. Повышение надежности северной техники // Вестник АН СССР. 1983. — № 8. — С. 87−94.
  100. Г. Ф. Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей: Учебник для автотр. техникумов. М.: транспорт, 1989.-240 с.
  101. П.Ф. Численные и графические методы прикладной математики. Киев: Наукова думка, 1970. — 798 с.
  102. Ф. Математическая теория транспортных потоков. М.: Мир, 1966. — 48с.
  103. И.А. Физиология и биохимия микроэлементов. М.: Высшая школа, 1970.309 с.
  104. В.А., Беляев В. Б., Архипов С. В. Экологические аспекты автомобильного транспорта. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1990. -208 с.
  105. Bowen HJ. Trace elements in biochemistry. New YorkA Academic Press, 1966. 241 p.
  106. Daines R., Motto H. Atmospheric lead: Its relationship to traffic volume and proximity to highways. Environ. Sci. Technol., 4, 1970, p. 318.
  107. Grill E., Winnacker E.-L., Zenk M. H. Phytochelatins: the principal heavy-metal complexing peptides of higher plants // Science. 1985. Vol.230/ № 4726. P. 674−676.
  108. Foy C.D., Chaney R.L., White M.C. The physiology of metal toxicity in plants // Ann. Rev. Plant. Physiol. 1978. Vol. 29. № 4. P. 511−566.
  109. Fernandes J.C., Henriques F.S. Biochemikal, physiological, and structural effect of excess copper in plants// The Botanikal Rev. 1991. Vol.57. № 3. P. 246−273
  110. Lighthill M.J. and Whitham G.B., Proc. Roy. Soc. bond. A 229, 281 (1955).
  111. Prigogine I. and Herman R., Kinetic Theory of Vehicular Traffic (Elsevier, Amsterdam, 1971).
  112. Tarn N.F.Y., Wong Y.S., Wong M.H. Heavy metal contamination by Alfabrication plants in Hong Kong || Environ Int. 1988. Vol. 14. № 6. P. 485 494.
  113. STATISTICA for Windows 6.0. StatSoft Inc., 2001.
  114. Smith W.H. Lead contamination of roadside White Pine. Forest. Sci., 17, 1971, p. 195.
  115. Taylor G.J. Exclusion of metals from the symplast: a possible mechanism of metal tolerance in higher plants // J. Plant Natr. 1987. Vol.10. № 9−16. P. 12 131 222.
  116. Valerio F-, Brescianini C., Lastraioli S. Aiborne metals in urban areas // Int. J. Environ. Anal, Chem. 1989. Vol.35. № 2. P. 101−110.
  117. А.А. Проблема загрязнения почвы автомобильным транспортом // Эксплуатация и обслуживание транспортно-технологических машин: Межвузовский сборник научных трудов. -Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. С. 113−114.
  118. А.А. Взаимосвязь автомобилизации и проблем экологической безопасности // Эксплуатация и обслуживание транспортно-технологических машин: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. — С. 99−102.
  119. Н.С., Абакумов Г. В., Бугаев К. В., Быков Д. С., Ефимов В. В., Панфилов А. А. Актуальные проблемы эксплуатации автомобилей и транспортно-технологических машин в нефтегазодобывающем регионе // Известия вузов. Нефть и газ. 2006. — № 6 — С.74−75.
  120. Н.С., Панфилов А. А. Экспериментальные исследования загрязнения придорожной зоны автомобильным транспортом в г. Тюмени // Политранспортные системы: Материалы IV Всероссийской науч.-техн. конф. 4.1 Красноярск: КГТУ, 2006.-С. 117−121.
  121. А. А. Факторы, влияющие на загрязнение почвы придорожной зоны тяжелыми металлами // Политранспортные системы: Материалы IV Всероссийской науч.-техн. конф. 4.1 Красноярск: КГТУ, 2006. — С. 249−252.
  122. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
  123. D.I.MENDELEYEV INSTITUTE FORMETROLOGY (VNIIM)
  124. State Centre for Measuring Instrument Testing and Certification
  125. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВНИИМ им. Д.И.Меидслеева»
  126. Государственный сертификационный испытательный центр средств измерений
  127. Moskovsky рг. St. Petersburg 1 198 005, Russia
  128. Fax (812) 113 01 14 198 005 Факс (812) 113 01 14
  129. Phone (812) 251 76 01 Санкт-Петербург Телефон (812) 251 76 812. 259 97 59 Московский пр., 19 (812)2599759
  130. E-mail [email protected] Телетайп 821 788
  131. E-mail [email protected]. СВИДЕТЕЛЬСТВО1. CERTIFICATE OF COMPLIANCEоб аттестации МВИ203/1 938−2003
  132. Аттестация осуществлена по результатам метрологической экспертизы материалов по разработке МВИ.
  133. В результате аттестаций МВИ установлено, что МВИ соответствует предъявленным к ней метрологическим требованиям и обладает основными метрологическими характеристиками, приведенными на оборотной стороне свидетельства.
  134. Дата выдачи свидетельства 4 февраля 2004 г.
  135. Метрологические характеристики
  136. Наименование метрологической характеристики Определяемые металлы (элементы)1. Си РЬ Cd Zn Ni
  137. Диапазон измерений массовой доли элемента, мг/кг (млн"') от 0,20 до 150 от 0,10 до 150 от 0,020 до 150 от 0,20 до 150 от 0,2 до 150
  138. Расширенная неопределённость измерений (U) при коэффициенте охвата 2, мг/кг U= 0,30 Хер в диапазоне от 0,020 до 0,50 мг/кг U= 0,25 Хер в диапазоне св. 0,50 до 150 мг/кг
  139. СКО сходимости результатов параллельных определений (Осх) (7сх = 0,057 Хер в диапазоне от 0.020 до 0.50 мг/кг (Тех = 0,042 Хер в диапазоне св. 0,50 до 150 мг/кг
  140. Примечания. 1) Хер результат измерений массовой доли элемента, мг/кг
  141. Указанное значение расширенной неопределённости равно (в соответствующих диапазонахизмерений) значениям границ суммарной погрешности ±-А при доверительной вероятности Р=0,95.
  142. Значение СКО сходимости установлено по данным экспериментальных исследований, проведенных в ноябре-декабре 2002 г. в двух лабораториях (пять операторов выполняли анализы на пяти полярографах).
  143. Полученные при исследовании методики результаты анализа государственных стандартных образцов почвы чернозёма (ГСО 2507−83) и почвы дерновоподзолистой суспенчатой (ГСО 2499−83) свидетельствуют об отсутствии значимой систематической погрешности.
  144. Нормативы оперативного контроля точности результатов измерений
  145. Наименование операции № пункта в документе наМВИ Контролируемая характеристика Норматив контроля
  146. Проверка приемлемости результатов измерений высоты пика на вольтам-перограмме 11.1.4. Размах трёх результатов измерений высоты пика, отнесённый к среднему арифметическому (для Р=0,95) 12%
  147. Проверка приемлемости результатов параллельных определений массовой концентрации элемента в растворе 13.1. Разность результатов двух определений (для РЮ.95) dc=0,10C
  148. Проверка приемлемости результатов параллельных определений массовой доли элемента 13.2. Разность результатов двух определений в диапазоне от 0,020 до 0.50 мг/кг в диапазоне св. 0,050 до 150 мг/кг (для Р=0,95) dx=0,12Xcp dx = ОДбХср
  149. Контроль правильности измерений 13.3. Модуль отклонения результата измерения массовой доли элемента в ГСО от его аттестованного значения (для Р=0,90) Вычисляется по формуле (8)
  150. Проверка линейности зависимости аналитический сигнал/концентрация 13.4 Вычисляются по формулам (9), (10), ОО Выполнение условий по (9), (Ю), (11)
  151. Ведущий инженер j / О.В.Анистратов1. С. Ы-/
  152. Изменение условий эксплуатации в течение годаt,°cа)1. J Ар с > к 13.6-го.-ю11 121. Tj месяцыб)
Заполнить форму текущей работой