Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Финансово-экономические основы местного самоуправления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С принятием федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. начался новый этап построения современной отечественной системы муниципальной публичной власти и новый этап развития науки российского муниципального права. В последнее время все более просматривается тенденция к усилению государственных начал в системе местного самоуправления… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Современное развитие теории муниципального права о финансово экономических основах местного самоуправления
  • 2. Понятие, сущность и законодательная база финансово экономических основ местного самоуправления
  • Заключение
  • Список литературы

Финансово-экономические основы местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Местное самоуправление является неотъемлемой сущностной характеристикой развитого демократического общества, базирующегося на принципах либеральной демократии. Именно местное самоуправление выступает в роли наиболее важного связующего звена между гражданским обществом и государством, будучи одним из наиболее эффективнх способов удержания демократического элемента в процессе функционирования государства, сохранения известного пространства для гражданской активности и инициативы индивидов, групп, противостояния насаждаемой административным центром жесткой регламентации социальных отношений.

Являясь той оптимальной точкой, где сходятся интересы местных сообществ, отдельного гражданина, государства, политических партий, групп интересов, местное самоуправление обладает огромными потенциальными возможностями гармонизации отношений между ними, укрепления различного рода социальных связей. Однако это же обстоятельство приводит к тому, что именно на данном уровне с наибольшей остротой проявляется и весь комплекс социальных, политических и экономических проблем данного общества, сталкиваются интересы не только местных, но и региональных и национальных политических элит.

С принятием федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. начался новый этап построения современной отечественной системы муниципальной публичной власти и новый этап развития науки российского муниципального права. В последнее время все более просматривается тенденция к усилению государственных начал в системе местного самоуправления России. Таким образом, в настоящее время модернизируется концепция местного самоуправления в Российской Федерации: происходит переход от общественной (англосаксонской) концепции к государственной (континентальной).

Потребность в дальнейшем углубленном исследовании природы и сущности экономической основы местного самоуправления, особенно в части ее материально-ресурсной составляющей, обусловила выбор темы настоящего реферата, ее актуальность и круг рассматриваемых вопросов.

1. Современное развитие теории муниципального права о финансово экономических основах местного самоуправления

Целью развития любого муниципального образования является улучшение качества жизни членов местного сообщества, достижение которой осуществляется с помощью достаточных собственных финансовых ресурсов. При этом социальные и экономические потребности муниципального образования соотносятся как цель и средство. А меры ответствености органов местного самоуправления за решение социальных вопросов и эффективность реализации своих полномочий определяются материальной основой, которой располагают соответствующие муниципалитеты.

Созданная за десятилетие с момента принятия Конституции Российской Федерации система местного самоуправления была экономически маломощна и не способна на выполнение своей основной функции — удовлетворение основных жизненных потребностей и интересов населения, связанных с местом проживания. Развитие межбюджетных отношений в направлении отказа от индивидуального согласования объемов финансовой помощи к распределению ее на формализованной основе не привело к обеспечению финансовой самостоятельности муниципальных образований.

Действующее в то время законодательство не содержало базового элемента системы межбюджетных отношений четкого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней по осуществлению бюджетных расходов (расходных полномочий). На местные бюджеты федеральным законодательством были возложены многочисленные социальные обязательства, так называемые «федеральные мандаты», не обеспеченные источниками финансирования. Такая практика не позволяла органам местного самоуправления обеспечить сбалансированность бюджетов, и вынуждало их проводить политику выборочного или частичного исполнения возложенных обязательств с накоплением, в том числе за счет заимствований, безнадежной задолженности.

Указанные обстоятельства наряду с другими послужили причинами для реформирования организации системы местного самоуправления и пересмотра нормативных правовых подходов к регулированию местных финансов муниципальных образований.

Принятие новой редакции статутного Закона об организации местного самоуправления, изменения бюджетного и налогового законодательства имели своей целью решение многих задач. Среди основных — сбалансированное с финансовыми ресурсами муниципальных образований определение перечня вопросов местного значения.

Практические трудности реализации новелл действующего законодательства отнесли срок вступления Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоупраления в Российской Федерации» в полном объеме до 2009 года. Результаты мер нормативно-правового регулирования, направленных на увеличение объема собственных финансовых средств муниципальных образований, свидетельствуют о не достижении сбалансированности муниципальных расходных обязательств с их ресурсным обеспечением.

Более того, в настоящее время в Российской Федерации одновременно с реформированием системы местного самоуправления происходит образование новых субъектов Федерации в результате объединения регионов. В связи с чем, правовое регулирование организации местного самоуправления и вопросов финансового обеспечения муниципальных образований таких субъектов Российской Федерации объективно не может не иметь собственной специфики и особенностей.

«О сложности ситуации свидетельствуют такие данные: из более чем 12 тысяч муниципальных образований, созданных в стране в соответствии с положениями действующего ранее Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, лишь 400 не являлись дотационными» .

Анализ научной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что проблематика финансово-экономической основы (эта формулировка закреплена в названии главы V Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») или экономической основы местного самоуправления (эта формулировка закреплена в названии главы 8 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», особенно в части местных финансов, бюджетного процесса, отдельных аспектов муниципальной собственности, привлекает внимание современных авторов и освещается в ряде работ по финансовому, муниципальному и гражданскому праву.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Право местного самоуправления Российской Федерации. М., 1999.
  2. Г. В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. М., 1971.
  3. В.И. Местное самоуправление. М., 1999
  4. О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право. М., 2000.
  5. И.И. Финансово-экономическая основа местного самоуправления//Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учеб. Пособие/ Под ред. Шеремета К. Ф., Овчинникова И. И., — М., 1998.
  6. Н.Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации. М., 2000.
  7. Н.В. Основы местного самоуправления // Местное право. 2001. №№ 10−11
  8. Н.В. Муниципальное право России. М., 2000.
  9. А.Н. Местное самоуправление РФ. М.: ПРИОР, 2005
  10. В.В. Организационно-правовые основы деятельности местного самоуправления в крупных городах. М., 1999.
  11. Е.С. Муниципальное право. М., 1999.
  12. ФЗ от 6 октября № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» 2003 г. с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28,29, 30 декабря 2004 г.
  13. ФЗ от 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 154 ФЗ. (в ред. ФЗ от 22.04.1996 38-ФЗ, от 26.11.1996 N 141-ФЗ, от 17.03.1997 N 55-ФЗ, от 04.08.2000 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-Ф3,от 08.12.2003 N 169-ФЗ, с изм., внесенными ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ)
Заполнить форму текущей работой