Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление образовательными услугами российских вузов в условиях формирования общеевропейского пространства высшего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель исследования заключается в решении важной народнохозяйственной задачи — разработке научно-практических основ управления образовательными услугами в условиях формирования общеевропейского образовательного пространства. Задачи исследования: проанализировать динамику и структуру сферы услуг высшего образования, сделать выводы об основных тенденциях и перспективах ее развитияисследовать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВЫСШИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
    • 1. 1. Российские высшие учебные заведения на мировом рынке образовательных услуг
    • 1. 2. Болонский процесс — как основа формирования общеевропейского пространства высшего образования
    • 1. 3. Организационно-экономические проблемы работы российских высших учебных заведений в переходный период
  • ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ВУЗОВ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКОЙ
    • 2. 1. Высшее учебное заведение в системе оказания образовательных услуг в европейских странах
    • 2. 2. Организационно-правовой механизм оказания образовательных услуг в высших учебных заведениях Германии
    • 2. 3. Управление образовательными услугами в высших учебных заведениях Франции
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТРАНСФОРМАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Формирование системы управления «вхождения» российских вузов в общеевропейское пространство высшего образования
    • 3. 2. Преобразование учебно-методических объединений Министерства образования и науки РФ в саморегулируемые организации
    • 3. 3. Плановое управление деятельностью российских вузов по вхождению в общеевропейское пространство высшего образования
  • ГЛАВА 4. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 4. 1. Автономизация управления в российских высших учебных заведениях
    • 4. 2. Совершенствование организационно-финансового обеспечения вхождения российских вузов в общеевропейское пространство высшего образования.'
    • 4. 3. Кадровое обеспечение управления деятельностью российских вузов

Управление образовательными услугами российских вузов в условиях формирования общеевропейского пространства высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рыночные преобразования российской экономики способствуют ее активному включению в систему международных экономических отношений, а тем самым и в систему глобализирующейся мировой экономики.

Образование общепризнанно является сферой продуктивных вложений и крупнейшим из отдельных рычагов долгосрочного действия, которым располагают правительства различных стран для развития национальной экономики. Формирующийся мировой образовательный рынок является высококонкурентным, поскольку образование все больше становится средством продвижения страны на глобализующемся рынке труда и международном рынке новейших технологий. Поэтому, конкурентная борьба за лидерство в мировой системе образования в современном обществе является одним из наиболее эффективных инструментов влияния на международные события.

Устойчивое и эффективное функционирование системы образования Российской Федерации является одной из главных стратегических задач руководства страны, от решения которой непосредственно зависят социальная стабильность и результативность проводимых реформ во всех отраслях национальной экономики. Модернизация сферы образования способствует формированию научно-ориентированной экономики, как одного из условий обеспечения качественного экономического роста.

Проблема трансформации системы высшего образования является одной из ключевых проблем обеспечения динамичного развития экономики в целом. Трансформирование образования путем европейской интеграции требует кардинальных изменений в управлении, а именно, расширения самостоятельности субъектов управления образованием на различных уровнях.

В тоже время сохраняется значимость осуществления единой стратегии в управлении высшим образованием. Процессы перехода на новую систему обусловили обострение противоречия между проявляемой субъектами управления высшим образованием самостоятельностью и необходимостью обеспечения эффективных методов управления на всех уровнях.

Вместе с тем, управленческие инструменты, которые могут использоваться высшими учебными заведениями, достаточно многообразны, что предопределяет необходимость комплексного исследования проблемы управления образовательными услугами с учетом особенностей российских вузов.

Данная проблема диктует необходимость, как теоретических исследований, так и принятие практических мер в области управления высших учебных заведений. Это обстоятельство и определяет актуальность выбранного исследования.

Теория и практика реорганизации высшего образования в рамках формирования общеевропейского пространства высших учебных заведений с учетом особенностей российских вузов являются достаточно новой, и в силу этого, слабо разработанной областью научного знания.

В отечественной литературе значительный вклад в разработку проблем управления образовательной деятельностью внесли: JI.JI. Абалкин, Н. Г. Багаутдинова, А. Н. Вольский, В. П. Галенко, С. Ю. Глазьев, К. Н. Добрыдиев, Е. Н. Жильцов, B.C. Кабаков, Г. Б. Клейнер, Г. А. Краюхин, Б. З. Мильнер, Д. С. Львов, Т. Д. Маслова, А. И. Михайлушкин, Н. К. Моисеева, А. С. Панкрухин, К. Ф. Пузыня, В. В. Радаев, П. Д. Саркисов, С. Н. Сухоруков, Е. В. Шевченко, Л. И. Якобсон, Ю. В. Яковец. Вопросы управления сферой образования, ее места и функций в системе национального хозяйства получили освещение в работах зарубежных ученых — J1. Бальцеровича, Г. Бернера, Н. Готерье, Э. Гронера, Дж. Карнези, X. Кьюлла, Ф. Котлера, С. Леола, А. Матье, П. Ньюмана, Д. Питерсена, Э. Повенера, М. Портера, Дж. Стиглиуса, А. Свенсонса, Ханс-Георг Хофмана, С. Шлапака, К.Шмидта. Несмотря на то, что отдельные аспекты управления образовательными услугами российских вузов получили освещение в научной литературе, проблема в целом остается мало изученной. Ситуация на российском рынке услуг высшего профессионального образования требует комплексного подхода к управлению образовательными услугами российских вузов в условиях формирования общеевропейского образовательного пространства. Российская система реформирования образования создается в условиях жесткой конкуренции высших учебных заведений, в режиме выживания на рынке образовательных услуг.

Необходимость перехода системы отечественного образования в режим устойчивого и системного развития ощущается отнюдь не всеми, от кого это зависит, нет единого понимания того, что и как нужно трансформировать. Причин тому множество. Это, прежде всего, сложность экономической системы, отсутствие четко обозначенных приоритетов, а также, несогласованность решений по развитию национального образовательного сектора. Необходимо изучение многих теоретических и практических вопросов управления образовательными услугами в условиях формирования общеевропейского пространства высшего образования, что и предопределило выбор темы.

Теоретической и методологической базой исследования послужили современные методы научного исследования социально-экономических процессов, основанные на системном подходе. Использовались такие научные методы как логические, статистические, метод системного анализа, метод научной дидактики, метод научной абстракции. Разработка темы осуществлялась на базе общетеоретических исследований отечественных и зарубежных ученых в области развития общих, специальных и прикладных направлений современной экономической теории, связанных с различными аспектами управления образовательными услугами. Исходными материалами послужили собственные авторские исследования, данные официальной статистики, обзорные, отчетные и нормативные материалы, а также материалы положений Болонской декларации, национальные отчеты Министерств образования, науки и культуры стран-участников Болонского процесса, материалы Болонских семинаров, труды зарубежных и у,' отечественных специалистов по реализации целей Болонского процесса.

Цель исследования заключается в решении важной народнохозяйственной задачи — разработке научно-практических основ управления образовательными услугами в условиях формирования общеевропейского образовательного пространства. Задачи исследования: проанализировать динамику и структуру сферы услуг высшего образования, сделать выводы об основных тенденциях и перспективах ее развитияисследовать объективные факторы, влияющие на современный уровень развития управления образовательными услугами российских вузовпроанализировать теоретические и правовые аспекты реализации целей Болонского соглашения в сфере российского высшего образованиявыявить проблемы управления образовательными услугами в реализации стратегических планов российскими высшими учебными заведениями в условиях трансформационного периодапредложить и аргументировать новые подходы управления образованием, в том числе горизонтальной координацииобосновать рекомендации по совершенствованию методов управления образовательными услугами российских вузов в условиях формирования общеевропейского пространства высшего образованияразработать методические рекомендации по внедрению новых методов управления образовательными услугами российских вузов в условиях формирования общеевропейского пространства высшего образованияразработать методические положения по оценке эффективности и конкурентоспособности высших учебных заведений на европейском рынке образовательных услуг.

Объектом исследования являются российские высшие учебные заведения, оказывающие образовательные услуги в условиях формирования общеевропейского пространства высшего образования.

Предметом исследования выступают управленческие и экономические отношения, складывающиеся в процессе производства образовательных услуг российских вузов.

Новые научные результаты, полученные лично автором в ходе исследования, состоят в следующем: развито понятие «европейское пространство высшего образования», позволяющее сохранить национальные традиции, особенности образования, уровень развития вуза и культуру высших учебных заведений Европы, а также позволяющее эффективно передавать социальный опыт от поколения к поколениюразработаны сценарии и типовые варианты российских вузов для вхождения в общеевропейское образовательное пространстводана характеристика современного состояния управления образовательными услугами российских вузов в условиях формирования общеевропейского пространства высшего образованияобоснованы и разработаны рекомендации по подготовке бакалавров и магистров в разрезе образовательных программ, направленные на повышение конкурентоспособности выпускников российских вузовобоснованы подходы к управлению вхождением российских вузов в общеобразовательное пространство, основанное на проектном управленииразработаны рекомендации по развитию автономизации управления в российских вузах, позволяющие совершенствовать работы в развитии университетского менеджментадоказана целесообразность преобразования учебно-методических объединений Министерства образования и науки РФ в саморегулируемые организации, ориентируемые на осуществление контроля качества образования в российских высших учебных заведениях и проведения аккредитации в вузахопределена сущность и предложено формирование в управлении деятельностью российских вузов нового управленческого инструмента «Заявления о международной политике вуза», обоснована и разработана структура составных его частейпредложены подходы к координационному управлению и организационно-финансовому обеспечению выполнения основных образовательных программ в условиях формирования общеевропейского пространства высшего образованияобоснована необходимость специальной вузовской подготовки экономических кадров для образовательных организаций, позволяющая повысить конкурентоспособность российских вузов на рынке образовательных услуг и способствующая вхождению в общеевропейское образовательное пространство.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования доведены до уровня практических рекомендаций по управлению образовательными услугами вузов. Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертации могут быть использованы: в дальнейших исследованиях проблем управления образовательными услугами вузов в условиях формирования общеевропейского образовательного пространства, в практике работы руководителей, в процессе подготовки и переподготовки менеджеров. Апробация результатов исследования: основные положения диссертационной работы докладывались на пяти международных семинарах и конференциях, в ходе дискуссий в Ассоциации проректоров по международным связям города Санкт-Петербурга, были одобрены и рекомендованы к защите на кафедре экономики и менеджмента в науке и социальной сфере Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, отражены в шести публикациях автора.

Общие выводы, которые были сделаны на основании приведенных данных, состояли в следующем. Во-первых, по каждой форме обучения цены сосредоточились в достаточно ограниченной зонекак правило, разброс не превышал 1500−1800 долларов. При этом весь диапазон цен составлял от 500 до 7000 долларов. Но это, подчеркнем, полярные, крайние значения.

Во-вторых, наиболее очевидны различия в уровне цен между очным (дневным) обучением, с одной стороны, и очно-заочным (вечерним), а также заочным обучением — с другой. Они представляют не только разные по организации учебные программы, но и разные ценовые ниши бизнес-образования.

Годовая стоимость обучения по очно-заочной форме в государственных и негосударственных ВУЗах Москвы И s к о S.

Z Z.

Z ф л У.

Ц >" о ю о ш о 2 п л н ш о к tо о г S.

CI о н о.

0 Государственные ВУЗы с ШЯ?

Негосударственные ВУЗы.

—-1−1-г——1—-1−1-1—-1до 200 200−400 400−600 600−800 800−1000 1000- 1200- 1500- более.

1200 1500 2000 2000.

Стоимость обучения в год, долл.

Рис. 8. Годовая стоимость обучения по очно-заочной форме в государственных негосударственных вузах г. Москвы в 2001 году.

Годовая стоимость обучения по заочной форме в государственных и негосударственных ВУЗах Москвы и.

— I «7−1 -1-Г ' I -.,. ——-до 100 100−200 200−300 300−400 400−500 500−600 600−700 700−800 более.

Стоимость обучения в год, долл.

Рис. 9. Годовая стоимость обучения по заочной форме в государственных негосударственных вузах г. Москвы в 2001 году.

Годовая стоимость обучения по очной форме в государственных и негосударственных ВУЗах Москвы.

5 к о s.

X X.

5 °.

5 & о «g И гдо 300 300−600 600−900 900−1200 1200−15 001 500−30 003 000−5000 более.

Стоимость обучения в год, долл.

Государственные ВУЗы.

S Негосударствееные ВУЗы.

Рис. 10. Годовая стоимость обучения по очной форме в государственных негосударственных вузах г. Москвы в 2001 году.

В-третьих, ценовыми лидерами однозначно являются государственные вузы, что связано с наличием устойчивых многолетних брэндов, известными гарантиями качества образования, и, возможно, уже сложившимся у них маркетинговым профессионализмом.

Проблемы четвертой группы — это проблемы формирования кадрового и материально-технического потенциала вузов.

Низкая средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава вузов обостряет и без того острую проблему формирования кадрового потенциала вузов, его омоложения. В таблице 6 приведены данные о средней заработной плате в образовании. Как видно из таблицы низкий уровень официальной заработной платы и неразвитость механизмов дополнительного легального заработка приводят к росту объемов теневых финансовых потоков и распространению коррупции в системе образования.

Происходит падение престижности профессии преподавателя вуза, не снижается отток квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.

Недостаточное финансирование системы образования привело к тому, что степень износа основных фондов учебных заведений превысила 31%. Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) составляет 1,2%. В аварийном состоянии находится 5,4% зданий вуза. Капитального ремонта требуют 20,7% зданий учебных заведений высшего образования (104).

Сохранение многочисленных организационно-экономических проблем в российском высшем профессиональном образовании не позволяет говорить о том, что принимаемые на различных уровнях управления меры удовлетворяют общество. Проблемы в системе высшего профессионального образования требуют энергичных и неординарных действий для того, чтобы кризисные явления были преодолены, в первую очередь на уровне первичного звена системы высшего профессионального образования — высшего учебного заведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в диссертационной работе анализ проблем трансформации российских вузов в единое европейское образовательное пространство позволил сделать вывод о том, что, несмотря на выполнение передовыми вузами РФ целей Болонского процесса, состояние еще многих высших учебных заведений остается весьма неутешительным. Вместе с тем в диссертации указано, что в России уже сложились социально-экономические предпосылки для перехода в управленческой практике от интуитивных методов к научно обоснованным и для внедрения программ бакалавра и магистра. Представляется, что программа подготовки бакалавров и магистров предоставит большие возможности повысить конкурентоспособность российских высших учебных заведений.

Анализ подходов к управлению образовательными услугами высших учебных заведений в условиях реформирования высшего образования в рамках Болонского процесса позволил сделать вывод, что эта тема в зарубежных и российских источниках разработана недостаточнопрактически отсутствуют фундаментальные работы в этой области. Отдельные проблемы, связанные с вхождением в общеевропейское образовательное пространство, рассматриваются через призму общей теории менеджмента. Описанные в учебной и научной литературе методы управления образовательными услугами высших учебных заведений в условиях трансформации в общеевропейское образовательное пространство носят общий характер и практически не адаптированы к специфике российского образования. Отсутствуют четко сформулированные понятия, характеризующие сущность и процесс вхождения российских вузов в общеевропейское пространство высшего образования, что и определяет целесообразность разработки новых подходов управления образовательными услугами российских высших учебных заведений.

Результаты диссертационного исследования позволяют сделать следующие выводы и предложения:

1. Проведен анализ тенденций формирования системы управления вузом и особенности его функционирования в период вхождения в общеевропейское образовательное пространство.

2. Предложена организационно-экономическая структура системы управления образовательными услугами вуза.

3. Опыт управления образовательными услугами зарубежных вузов представляет собой огромный потенциал, который полезен для формирования систем управления образовательными услугами российских вузов в условиях формирования общеевропейского пространства высшего образования.

4. Предложены преобразования учебно-методических объединений в саморегулируемые организации.

5. Рекомендовано широкое использование координационного управления в деятельности по вхождению в европейское образовательное пространство.

6. Разработано методическое обеспечение планируемого вхождения вузов в общеевропейское образовательное пространство.

7. Аргументировано положение о том, что должна быть обеспечена целевая подготовка экономических кадров для управления международной деятельностью вузов.

8. Рекомендована разработка сценариев вуза и использования международной политики.

Основные положения и результаты работы были доложены на пяти международных, всероссийских, региональных семинарах и конференциях по проблемам совершенствования образовательными услугами российских вузов.

Научные результаты диссертационной работы были одобрены Ассоциацией проректоров по международным связям высших учебных заведений города Санкт-Петербурга, а также широко используются автором в учебном процессе на кафедре мировой экономики и международного менеджмента СПбГИЭУ при чтении лекций и методическом обеспечении учебного процесса.

Реализация предложенных в диссертационной работе новых подходов к процессам управления образовательными услугами российских вузов в условиях формирования общеевропейского пространства высшего образования позволит повысить конкурентоспособность российских высших учебных заведений на европейском рынке образовательных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1993.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 г. № 145-ФЗ.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. От 08.07.1999 г.) Часть вторая от 26.01.1996 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.12.1999 г.).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 288. О Федеральном агентстве по образованию.
  5. Федеральный закон РФ о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
  6. Основные положения Концепции государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом РФ В. В. Путиным 18 октября 2002 г.).
  7. Протокол заседания Международной комиссии по признанию и эквивалентности учебных курсов, документов об образовании и ученых степеней при МКС «ИНКОРВУЗ XXI» 15 мая 2003 г., г. Москва.
  8. Условный рейтинг Санкт-Петербургских вузов за 2003 год/ Спб., 2004.
  9. Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1039. О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования.
  10. Постановление Правительства РФ «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» № 668 от 4 ноября 2003 г.
  11. Приказ Министерства образования РФ от 02.03.2000 № 686. Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
  12. О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ. Из Постановления Коллегии Министерства образования и науки РФ от 4 ноября 2004 г.
  13. Обращение Совета Профессорского Собрания Санкт-Петербурга: о концепции участия РФ в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования от 14.01.2005 г.
  14. Приказ Министерства образования и науки РФ О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ № 40 от 15 февраля 2005 г.
  15. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях».
  16. Постановление Правительства РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 168 от 6 апреля 2004 г. Москва.
  17. Постановление Правительства РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 159 от 6 апреля 2004 г. Москва.
  18. Постановление Правительства РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 158 от 6 апреля 2004 г. Москва.
  19. Постановление Правительства РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 167 от 6 апреля 2004 г. Москва.
  20. Итоги анализа законодательств государств-членов ЕврАзЭС и международных документов в области образования // Проблемы современной экономики: Евразийский междунар. Научн.-аналит. Журнал. 2004.-№ 12 (9/10). -246 е.- С. 163−165.
  21. Формирование зоны европейского высшего образования // Коммюнике конференции министров, отвечающих за высшее образование, состоявшейся в Берлине 19 сентября 2003 г.
  22. Приказ Минобразования РФ О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе № 2847 от 02.07.2003 г.
  23. Приказ Министерства образования РФ о внесении дополнений в перечень образовательных учреждений профессионального образования, участвующих в эксперименте по использованию зачетных единиц в учебном процессе714 от 18 февраля 2004 г.
  24. Грацкая декларация // Graz Declaration 4 июля 2003 г.
  25. Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. Париж. Сорбонна. 25.05.1998 г.
  26. Зона европейского высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования. Болонья. 19.06.1999 г.
  27. Формирование будущего: Заявление европейских университетов. Саламанка. 30.03.2001 г.
  28. К Зоне европейского высшего образования: Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование. Прага. 19.05.2001 г.
  29. Вперед от Берлина: роль университетов. Грац. 31.05.2003 г.
  30. Комментарий EAIE: Европейская зона высшего образования. Амстердам. Ноябрь 1999 г.
  31. Гетеборская декларация студентов. Гетеборг. Швеция. 22−25.03.2001 г.
  32. Декларация CESAER и SEFI о совместной позиции CESAER и SEFI по Болонской декларации. Хельсинки 02.2003 г.
  33. Заявление CLUSTER о применении модели «бакалавр-магистр». Турин. 23−25.05. 2003 г.
  34. Мнение CLAIU о Сорбонской/Болонской декларации. Гаага. 20.09.2000 г.
  35. За Зону европейского правового образования: Заявление ELFA относительно Болонской декларации европейских министров образования 1999 года. 31.05.2002 г.
  36. Academic Recognition of Diplomas: National Quality and International Norms// Higher Education in Europe.-1996.-Vol. XXI, — No.4.- Академическое признание дипломов: национальное качество и международные нормы.
  37. Accreditation Handbook. Seattle: NWASC, 1998.-198 pp.- руководство по аккредитации.
  38. International Standard Classification of Education. Paris: Unesco, 1976. — COM/ST/ISCED. — Part 1.
  39. Совещание экспертов по показателям в области образования и Международной стандартной классификации образования (МСКО), Париж, 11−17 июня 1992 г. Заключительный отчет. Париж: ЮНЕСКО, 1992.
  40. Документ № ST-92/CONF.601/LD. 8 июля 1992 года.
  41. Совещание экспертов по Международной стандартной классификации образования (МСКО), Париж, 10−14 октября 1994 г. Заключительный отчет. -Париж: ЮНЕСКО, 1994. Документ № ISCED-94/INF. — 3 октября 1994 года.
  42. Совещание экспертов по Международной стандартной классификации образования (МСКО), Париж, 11−13 июля 1995 г. Заключительный отчет. -Париж: ЮНЕСКО, 1995. Документ № ISCED-95/2. — Июль 1995 года. Документ 28с/119.
  43. Приказ Минобразования России О рабочей группе по осуществлению общеевропейских (Болонских) принципов развития высшего профессионального образования в России от 9 марта 2004 года № 1291.
  44. Европейская культурная конвенция: Париж, 19 декабря 1954 г. II Интернет: Сайт Национального информационного центра по академическому признанию и мобильности Минобразования России .
  45. Письмо Минобразования России от 28.11.2002, № 14−5-2−988 ин/13. II. Монографии, учебники, учебные пособия
  46. Н.В., Жуков Е. А. Если цены на образовательные услуги установлены в условных единицах // Главбух. 2001-№ 1.
  47. Актуальные проблемы развития высшей школы. Переход к многоуровневому образованию. Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: ЛТА, 1993.
  48. В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
  49. О.Н., Морозов Е. В. Рынок образовательных услуг и его анализ // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. № 3. 2001.
  50. В., Казакова Н. Университетские комплексы: международное сотрудничество // Высшее образование в России. № 6. 2002.
  51. И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие. М., 2002.
  52. Г. В. теоретические основы университетского менеджмента/Моск. Пед. Гос. ун-т М. 2001.
  53. И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: Пер. с фр. В 2-х тт. М.: «Международные отношения», 1994.
  54. Бизнес-образование И. 2004.
  55. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов)/Под науч. ред. доктора пед. наук, профессора В. И. Байденко -М. 2002.
  56. Г. А. Научный потенциал и образовательные технологии РГПУ им. А.И. Герцена//Промышленность сегодня. -№ 1.- 2001.
  57. И. Университетские комплексы и университетское образование//А1та mater.- № 112 002.
  58. Г. М. Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста/Калм. Гос. ун-т Перемена. Волгоград.- 2001.
  59. Е.О., Джаим Е. А. Государственное финансирование как метод управления высшим образованием во Франции. — Международное сотрудничество в образовании: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Ч. 1. СПб: Изд-во СПбГПУ, 2004.
  60. Ю. Энциклопедия финансового менеджмента: Сокр. Пер. с англ. М.: РАГС- ОАО «Экономика», 1998.
  61. В.К., Бляхер JT.E. Университет как центр самоорганизации социально-экономического пространства дальнего Востока России//Актуальные проблемы Дальневосточного региона России.-2002.
  62. Будущее европейского образования. Болонский процесс.(Сорбонна -Болонья Саламанка — Прага)/ Сост. Е. В. Шевченко. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002.
  63. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. Учебник. 2-е изд., испр. и доп./ Под ред. докт. эконом, наук В. В. Глухова. — СПб.: Издательство «Лань», 2001.
  64. Вестник ЦМО МГУ.- № 4.- 2002.
  65. И.А., Слука А. Е., Черников Г. П. Франция. М .: Издательство «Высшая школа», 1982.
  66. А. Нужна целевая программа повышения конкурентоспособности. Российская газета. № 1.- 2005.
  67. Всемирный доклад по образованию 2003 г. Монреаль: Статистический институт ЮНЕСКО.- 2003.
  68. Всемирный доклад по образованию. Париж: ЮНЕСКО, 1998.
  69. А.И., Прянишникова О. Д. Научные исследования высшего образования в Западной Европе: организация, тематика и финансирование//Социально-гуманитарные знания.- М.- 2001.
  70. А. И., Прянишникова О. Д. Научные исследования высшего образования в США: организация тематика, финансирование//Социально-гуманитарные знания.-М.- 2001.
  71. Д., Оуэн Р., Конвей Р. Привлечение капитала: Пособие Эрнст энд Янг: Пер. с англ. М.: «Джон Уайли энд Санз», 1995.
  72. И.П., Сеньков В. И. Университетский комплекс как базовая структура и инструмент инновационной деятельности в регионе//Известия Российской академии образования.-М.- 2002.
  73. Д.Д., Радеба JI. X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. М.: Дело Лтд., 1994.
  74. П. Маркетинг менеджмент и стратегии. СПб.: «Питер», 2002.
  75. Доклад Министерства национального образования Франции. Высшее образование во Франции. Оливье Матье.- Париж.- 2003.
  76. Е. Информационные ресурсы для обеспечения научной и учебной деятельности вуза//Информационные ресурсы России.-М.2.- 2001.
  77. Л.Г. Стратегическое планирование развития университетов республик/УРегионология.- Саранск.- 2001.
  78. В. Управление качеством в системе непрерывного педагогического образования//Стандарты и качество. М.- 2002.
  79. Закон о Принципах организации высшей школы в Германии 20.08.98.
  80. Н.В. Университеты и экономика, основанная на знаниях/Саратовский гос. ун-т.-Саратов.- 2002.
  81. Дж. Правовые проблемы модернизации образования, ГУ-ВШЭ, М.2002 г.
  82. В. Университетский комплекс как основа подготовки кадров//Высшее образование в России.-М.- 2003.
  83. А.В. Университеты и их роль в интеграции современного мира//Перспективы интеграции на рубеже тысячилетий. Минск.- 2001.
  84. Колонская Декларация. Германия. Высшее образование за рубежом. Информационно-аналитический справочник/Под ред. Боченкова Д.Тверь.- 2001.
  85. Т. Библиотека в едином научно-образовательномпространстве университета//Университетская книга. М.- № 8.- 2001.
  86. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие/ Наводнов В. Г., Геворкян Е. Н., Мотова Г. Н., Петропавловский М. В. -Москва Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 2001.
  87. Котлер Филипп, Сидин Леви. Расширение концепции маркетинга. Классика маркетинга. СПб: Питер, 2001- Доль П. Маркетинг, менеджмент и стратегии. -3-е изд./Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. -СПб.:Питер.2003
  88. Кредитная система. Декрет 08.04.2002 г. Франция. Париж.- 2003.
  89. Д.С. Пора ходить с козырей. Российская газета 15.01.2003.
  90. Н.И. Университет в региональном и глобальном пространствах//Теоретические проблемы информатики и ее приложений. -М.- Вып.4.- 2001.
  91. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие/ под ред. А. П. Егоршина.- Н. Новгород: НИМБ, 2001.
  92. А.И., Шимко П. Д. Финансовый менеджмент международной компании: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2002.
  93. В. И. Треугольник Лаврентьева: интеграция академической науки и высшего образования по-сибирски//Высшее образование сегодня.-№ 1.- 2001.
  94. Г. В., Якубовская И. В. Традиции американского высшего образования и формирование американской политической элиты//Вестник Новгородского университета.- № 16.- Новгород.-2000.
  95. Настройка образовательных структур в Европе: Основы. Париж.- 2001.
  96. В.Н., Кадамцева Г. Г. Стратегическое управление качеством образования//Высшее образование сегодня. М.- № 4.- 2003.
  97. А. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию.
  98. Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. М., 1999.
  99. Портер Майкл. Международная конкуренция. М. Международные отношения 1993.
  100. О. Университетский менеджмент и менеджмент в сфере знаний//А1та mater № 11.- 2002.
  101. JI.O. Стратегия развития высшего образования и обеспечение качества/Юбразование сегодня.- М.-№ 4.-2003.
  102. К.Ф., Казанцев А. К., Барютин JT.C. Организация и планирование исследований и опытно-конструкторских разработок: Учеб пособие для инж.-экон. спец. вузов. М.: Высш. шк., 1989.
  103. О приоритетах направления развития образовательной системы РФ. Высшее образование 2005 № 1.
  104. Реформа высшего образования во Франции. Париж.- 2003.
  105. Решение о внесении поправок в закон о принципах организации высшей школы в Германии в рамках Болонской декларации 05.03.1999.-Берлин.-2001.
  106. Российский статистический ежегодник: Официальное издание. М., 2002.
  107. Российский статистический ежегодник: Официальное издание. М., 2003.
  108. Российский статистический ежегодник: Официальное издание. М, 2004
  109. Россия -1015: оптимистический сценарий / Под ред. Л. И. Абалкина. М.: ММВБ, 1999.
  110. Россия в цифрах Росстат 2004 г.
  111. К.В. Финансово-крупные системы зарубежных стран: учебное пособие/ К. В. Рудый. — М.: Новое знание, 2003.
  112. В. Традиции и современность/Высшее образование в России. М. -№ 1.- 2003.
  113. В.А. Общие проблемы науки в России//Стандарты и мониторинг в образовании. М. -№ 2.- 2001.
  114. Г. В. Тенденции развития государственных исследовательских университетов в США//Экономика образования. М.-№ 5.- 2002.
  115. Система степеней во французских вузах (университетский и неуниверситетский сектор) Франция.- Париж. — 1999.
  116. Система степеней во французских вузах (университетский и неуниверситетский сектор) Франция.- М. Издательство «высшая школа», 2000.
  117. Системы высшего образования стран Запада: Справочник. 4.II. -М.: Издательство УНД, 1991.
  118. Система образования во Франции и организация ее администрации. Париж: Французская организация технического сотрудничества, 1993. — Российско-французская серия «Информационные и учебные материалы»: № 22.
  119. В.П. Франция (Наши деловые партнеры). М.: «Просвещение», 1993.
  120. А.Ю. Университет в XXI веке: меняющаяся прагматика знания и возврат к истокам/Тюменский гос. нефтегазовый ун-т.-Тюмень.-2000.
  121. Стандарты и критерии. Германия.ЗО. 11.1999.
  122. Статистика и факты. Министерство национального образования Франции. Париж: Французская организация технического сотрудничества. 2003 г. Российско-французская серия «Информационные и учебные материалы».
  123. Статистические данные Министерства национального образования Франции. Париж.- 2002−2003г.г.
  124. Статистические данные. ГОСКОМСТАТ 2003 г.
  125. JI.A., Ивашкина Н. В. Университетский комплекс как региональная модель образования//Управление социально-экономическими процессами в регионе: роль университетов.-Кострома.- 2002.
  126. Схема развития системы кредитов в высших учебных заведениях, окт. 2001 Германия.
  127. Ханс Георг Хофман. Стратегическое управление и институциональные исследования в высшем образовании, материалы первой международной конференции, М 2002 г.
  128. Т.В. Международные организации и глобализация образования//Экономика образования.- М.- № 1.- 2002.
  129. ЮНЕСКО. Высшее образование в XXI веке, подходы и практические меры 2002 г. 1.I Сайты
  130. Сайт: http://www.bologna-berlin2003.de/.
  131. Сайт ассоциации Альянс Франсез: http://www.Paris.alliancefrancaise.fr.
  132. Сайт Европейского Союза: http://www.eurydice.org.
  133. Сайт Министерства иностранных дел Франции: http://www.france.diplomatie.fr.
  134. Сайт Министерства по делам молодежи, национального образования и науки Франции: http://www.education.gouv.fr.
  135. Сайт Министерства по делам молодежи, национального образования и науки Франции: http://www.recherche.gouv.fr.
  136. Сайт Сената Франции: http://www.senat.fr/.
  137. Сайт статистики ЮНЕСКО: http://www.stats.unesco.org/eng/TableViewer/Wdsview/dispviewp.asp.7Rep ortId=44.
  138. Сайт французского агентства Edufrance: http://www.edufrance.fr.
  139. Education, Research and technology in France,-Ministere de l’Education nationale, de la recherche et de la technologie. Paris: 1999.
  140. Label France. Magazine d’information du ministere des Affaires etrangeres. Paris: 1998. № 32.
  141. Key date on education in Europe. Brussels, Luxembourg: European Comission, 2000.
  142. World Guide to higher education. A comparative survey of systems, degrees and qualifications.-UNESCO publishing, third edition., 1998.
  143. Globalization: a new paradigm for higher education // Higher Education in Europe- vol. XXVI. № 1, 2001.
  144. Internationalization of higher education — Bucharest, 2000.
  145. Studying in Switzerland: Universities.- Bern: CRUS, 2001.-Обучение в Швейцарии: университеты.
  146. Marschall Patricia/ Transition and Continuity In The Educational Process.-London. 1998.
  147. Peterson’s Guide To Graduate Programs In Business, Education, Heals, And Law 1999/: Editor: Beverly Von Vorys-24-thed.-Princeton/Peterson's Guides.1999.
Заполнить форму текущей работой