Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инвестиционная привлекательность как фактор социально-экономического развития региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе изучения отечественного и зарубежного опыта оценки уровня инвестиционной привлекательности региональной экономической системы дана авторская интерпретация категории «инвестиционная привлекательность региона». В работе инвестиционная привлекательность региональной экономической системы (или региона) рассматривается как «экономическая категория, характеризующая сложившиеся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы оценки уровня инвестиционной привлекательности региональной экономической системы
    • 1. 1. Инвестиционная привлекательность региона как субъекта рыночной конкуренции: понятие, сущность, основные элементы
    • 1. 2. Система управления инвестиционной привлекательностью на региональном уровне
    • 1. 3. Методические вопросы оценки инвестиционной привлекательности региона
  • Глава 2. Анализ инвестиционной привлекательности и системы управления инвестициями на региональном уровне
    • 2. 1. Анализ инвестиционной деятельности в Чувашской Республике
    • 2. 2. Оценка уровня инвестиционного потенциала и инвестиционного риска Чувашской Республики
    • 2. 3. Механизм управления региональными инвестиционными процессами в
  • Чувашской Республике
  • Глава 3. Мероприятия и механизмы интенсификации инвестиционной активности в регионе
    • 3. 1. Региональные центры государственно-частного партнерства: понятие, задачи, принципы

    3.2. Модель формирования региональных центров государственно-частного партнерства и развития механизмов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации на примере Чувашской Республики.

    3.3. Мероприятия по стимулированию инвестиционной деятельности в регионе.

Инвестиционная привлекательность как фактор социально-экономического развития региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В течение нескольких десятилетий роль региона как субъекта рыночной конкуренции недооценивалась. Особенно это проявлялось на уровне государства, и в этой связи регион не рассматривался как самостоятельный экономический агент и субъект национальной экономической системы, способный выступать участником социально-экономических отношений.

В свою очередь, в современных условиях регионы являются самостоятельными экономическими агентами и выступают как субъекты конкуренции, действующие на различных рынках. Поведение их обусловлено потенциалом, которым они обладают. И в зависимости от эффективности этого использования они обладают разной способностью открывать, использовать и удерживать конкурентные преимущества. В связи с этим деятельность по повышению привлекательности региональных условий для инвесторов является приоритетной задачей властей и предпринимателей.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следующими основными факторами:

1) усиливающейся конкуренцией между регионами по привлечению инвестиций, обусловленной трансформационными процессами в российской экономике;

2) потребностью создания стимулирующего механизма, новых институциональных структур в целях повышения конкурентных преимуществ региональных экономических систем;

3) необходимостью совершенствования управления инвестиционным процессом на региональном и федеральном уровнях;

4) отсутствием единого системного подхода к исследованию инвестиционной привлекательности регионов как самостоятельного экономического агента.

Всё это приводит к необходимости развития систем оценки, анализа и управления региональными инвестиционными процессами. В этой же связи важной проблемой становится выбор сфер, отраслей наиболее выгодного приложения капитала, поэтому возрастает потребность в обобщении накопленного отечественного опыта методики и практики оценки инвестиционной привлекательности регионов.

Несмотря на острую практическую актуальность изложенных проблем, исследование инвестиционной привлекательности регионов является относительно новым объектом изучения. Это связано с тем, что в нашей стране до начала процессов либерализации регион не выступал как самостоятельный экономический агент, а анализировался в основном с ресурсно-производственной стороны. В период реформирования изучение сложившейся в регионах инвестиционной ситуации стало проводиться сначала на базе зарубежных, а затем отечественных методик с целью сравнительного анализа инвестиционной привлекательности регионов. Однако вопросы изучения факторов инвестиционной привлекательности регионов не получили должного развития.

Степень разработанности проблемы. Методологическим аспектам инвестиционной деятельности в Российской Федерации и её регионах посвящены работы И. А. Бланка, Л. С. Валинуровой, И. В. Гришиной, Н. В. Игошина, Н. А. Колесниковой, Н. И. Климовой, Б. А. Райзберга, И. И. Ройзмана, Т. С. Хачатурова, А. Г. Шахназарова и других.

Значительный вклад в проблему формирования методологии оценки уровня инвестиционной привлекательности внесли выдающиеся зарубежные экономисты, такие, как С. Брю, Дж. Кейнс, К. Макконел, К. Маркс, М. Портер, И. Фишер, М. Фридман и другие.

На современном этапе получили развитие исследования инвестиционной привлекательности регионов. Среди зарубежных следует выделить методики Гарвардской школы бизнеса, Гейна-Хейзлера и другие. Оценки инвестиционного климата и рисков периодически проводятся ведущими мировыми экономическими журналами, такими, как «The Economist», «Fortune», и экспертными агентствами «Moody's», «Standard&Poor» и другие.

Среди отечественных разработок можно выделить методику мониторинга социально-экономического климата российских регионов журнала «Коммерсантъ" — ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. России журнала «Эксперт РА" — «Методику расчётов индексов инвестиционной привлекательности регионов», разработанную совместно Экспертным институтом и Центром по изучению России и Восточной Европы Бирмингемского университета (Великобритания) — «Методику оценки инвестиционного климата регионов России» Института экономики РАН и ряд других.

Целью исследования является уточнение сущности, анализ основ оценки уровня инвестиционной привлекательности региона как субъекта рыночной конкуренции и выработка теоретических и методических рекомендаций организационно-экономического характера, направленных на • повышение инвестиционной активности в регионе.

В соответствии с вышеуказанной целью в процессе исследования поставлены следующие задачи:

1) раскрыть сущность и основные элементы инвестиционной привлекательности субъекта рыночной конкуренции региона, а также основные категории инвестиционного процесса;

2) рассмотреть механизм управления инвестиционной привлекательностью на региональном уровне;

3) исследовать отечественные и зарубежные методики оценки уровня ' инвестиционной привлекательности региона;

4) оценить уровень инвестиционной привлекательности Чувашской Республики;

5) выявить основные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность территорий;

6) рассмотреть возможность создания на региональном уровне центров государственно-частного партнерства с целью активизации инвестиционных процессов в регионе;

7) сформулировать конкретные рекомендации для региональных властей по интенсификации инвестиционной деятельности в регионе.

Область исследования. Диссертационное исследование проведено в соответствии с п. 3.11 «Оценка роли региона в национальной экономике (индикаторы, методы, методология анализа) — производственная специализация регионовэкономическая структура в пространственном аспекте, закономерности ее трансформацииструктурная политика и структурная перестройка», п. 3.12. «Региональные особенности социально-экономического развитиятипы регионов (развитые и депрессивные, доноры и реципиенты, монопродуктовые и диверсифицированные, с крупными городскими агломерациями и без них и др.), методические проблемы классификации и прикладные исследования особенностей развития различных типов регионов» и п. 3.14. «Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионовмониторинг экономического и социального развития регионов» паспорта специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)».

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения между субъектами социально-экономической системы региона в процессе формирования его инвестиционного климата.

Объект исследования — социально-экономические факторы развития регионов в условиях формирования и повышения их инвестиционной привлекательности.

Теоретической и методологической основой работы являются результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики определения уровня инвестиционной привлекательности региональных экономических систем.

Информационную базу составляют статистические данные, опубликованные Росстатом и Госкомстатом Чувашской Республики, данные мониторинга инвестиционной деятельности в регионе, проведенного Министерством промышленности, экономического развития и торговли Чувашской Республики, результаты исследований рейтинговых агентств, исследовательских центров, международных финансовых структур, а также разработки, представленные в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

Правовая основа представлена законодательно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов в сфере инвестиций и государственно-частного партнерства.

В работе использованы системный подход к изучению явлений, статистические и экономико-математические методы, метод научной абстракции, факторного, сравнительного, графического анализов и другие.

Научная новизна исследования заключается в конкретизации методических основ оценки уровня инвестиционной привлекательности региональных экономических систем, а также в формировании рекомендаций использования инструментов государственно-частного партнерства в целях стимулирования инвестиционной активности в регионе и повышения его привлекательности как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.

1. На основе изучения отечественного и зарубежного опыта оценки уровня инвестиционной привлекательности региональной экономической системы дана авторская интерпретация категории «инвестиционная привлекательность региона». В работе инвестиционная привлекательность региональной экономической системы (или региона) рассматривается как «экономическая категория, характеризующая сложившиеся социально-экономические условия в регионе, обусловливающие приток инвестиций в региональную экономику достаточного объема и качества в целях обеспечения устойчивого развития региональной экономической системы». Выделены основные элементы внутренней и внешней среды региона, определяющие инвестиционную привлекательность региона, отражена связь между данными элементами.

2. Сформулированы концептуальные положения государственной инвестиционной политики, обусловливающие направления инвестиций для развития факторов экономического роста, и определены механизмы государственного управления, направленные на решение инвестиционных проблем, характерных для современной экономической системы России, и формирование благоприятного инвестиционного климата.

3. На основе анализа особенностей инвестиционной деятельности в Чувашской Республике, оценки уровня ее инвестиционной привлекательности определено, что темпы роста инвестиций в региональную экономику при определенных обстоятельствах являются индикатором социально-экономического развития региона. Выявлены особенности инвестиционной модели Чувашской Республики такие, как стабильность её инвестиционного климата, высокий инфраструктурный потенциал, благоприятное состояние окружающей среды, активное развитие финансового сектора.

4. Обоснованы возможности применения институтов государственно-частного партнерства с целью стимулирования и регулирования инвестиционной деятельности регионе. На примере Чувашской Республики сформирована модель создания региональных центров государственно-частного партнерства, определены основные функции и принципы их деятельности, определена их роль в формировании благоприятной инвестиционной среды в регионе.

5. Сформулированы направления развития российских регионов от традиционной и энергосырьевой экономики к экономике инновационной направленности. Предложены меры по усилению инвестиционной привлекательности регионов на базе развития в них науки и стимулирования инновационной активности, проведения в регионе политики модернизации, диверсификации и внедрения во все сферы жизнедеятельности инноваций, технологий, основанных на интеллекте.

6. Определены системные принципы формирования и развития политики модернизации в регионе с целью интенсификации инвестиционной деятельности, а также сформулированы предложения по трансформации сбережений в капиталовложения в региональную экономику.

Теоретическая значимость результатов данной работы состоит в исследовании теоретических основ инвестиционной привлекательности региональной экономической системы, оценке факторов инвестиционной привлекательности и теоретико-методологических положений по комплексной оценке инвестиционной активности в регионе.

Практическая значимость исследования состоит в использовании методических основ и практических решений органами управления регионального уровня, курирующими вопросы формирования инвестиционной политики в регионе, в своей деятельности. Полученные в ходе работы данные были использованы в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, комплексных инвестиционных планах моногородов Чувашской Республики, концепции создания в Чувашской Республике регионального центра государственно-частного партнерства.

Апробация результатов работы. Диссертация обсуждена и одобрена на кафедре экономической теории Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова. Основные теоретические положения и практические рекомендации, содержащиеся в настоящем исследовании, публиковались в научных работах, являлись предметом выступлений на научно-практических конференциях.

Отдельные разделы могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Государственное регулирование национальной экономики», «Инвестиции», «Инвестиционный менеджмент», «Региональная экономика», «Экономическая теория».

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведённого анализа по проблеме инвестиционной привлекательности региона можно сделать следующие выводы:

1. С началом периода реформ социально-экономических и государственных основ в научной литературе стало широко использоваться понятие «инвестиции». Термин «инвестиции» признаётся первичным. В последующем производными от понятия «инвестиции» являются понятия «инвестиционные ресурсы», «инвестиционный потенциал», «инвестиционные риски», «инвестиционная активность», «инвестиционная привлекательность» и другие. В связи с этим возникает необходимость уточнения понятийной основы инвестиционной проблематики в целях конкретизации их экономического содержания и определения их взаимосвязи. Для систематизации понятий в работе использован метод представления их в виде пирамиды. В основе терминологической пирамиды лежит базовое понятие «инвестиции».

2. Предметом нашего исследования являются организационно-экономические отношения между субъектами социально-экономической системы региона в процессе формирования его инвестиционного климата и повышения инвестиционной привлекательности региона. В свою очередь, инвестиционная привлекательность региона нами видится как экономическая категория, характеризующая сложившиеся социально-экономические условия в регионе, обусловливающие приток инвестиций в региональную экономику достаточного объема и качества в целях обеспечения устойчивого развития региональной экономической системы. Инвестиционная привлекательность региона складывается из таких составляющих, как инвестиционный риск и инвестиционный потенциал. В свою очередь, инвестиционный потенциал состоит из инвестиционных ресурсов и инфраструктуры инвестиционной деятельности. Инвестиционный риск определяется наличием некоммерческих инвестиционных рисков и развитием институциональной среды. Причём к институциональной среде следует отнести формальные правила и неформальные ограничения инвестиционной деятельности.

3. Для решения проблем инвестиционного развития в регионе требуется системная и планомерная работа по управлению инвестициями. Под управлением инвестициями следует понимать процесс управления всеми функциональными блоками инвестиционной сферы: инвестиционным рынком, инвестиционной деятельностью и инфраструктурой этой деятельности, т. е. предполагает взаимосвязь государства с участниками инвестиционной деятельности с использованием методов и инструментов управления. Основным критерием государственного управления инвестиционной деятельностью на региональном уровне является оценка качества управления. Содержание данной оценки заключается в изучении и измерении фактических результатов инвестиционной политики региона и определении её эффективности и последствий. Оценке подвергается: а) качество планирования инвестиционного процессаб) качество управления инвестициямив) эффективность организации контроля за ходом реализации инвестиционной политики в регионе. В соответствии с этой оценкой выделяют пять уровней управления: уровень бессистемного управлениядекларативный уровень управлениястратегически активный, но недостаточно эффективный уровень управлениястратегически активный и эффективный уровень управлениявысокоэффективный уровень управления.

4. В настоящее время для оценки инвестиционной привлекательности регионов используют различные зарубежные методики, такие, как методики авторитетных экспертных агентств «Moody's», «Standard&Poor» и международных журналов «The Economist», «Fortune», «Euromoney». Имеется также ряд интересных отечественных разработок по оценке инвестиционной среды в российских регионах. Однако наиболее популярной является методика рейтингового агентства «Эксперт РА», которую они проводят ежегодно, а результаты отражают в периодических изданиях. В основе методологии рейтинга «Эксперт РА» лежат оценки инвестиционного потенциала и риска субъектов Российской Федерации.

Но, несмотря на разнообразие методических подходов и достигнутые. определённые позитивные результаты в изучении инвестиционной привлекательности регионов, большинству из этих разработок присущ ряд методологических упущений. И всё-таки эти рейтинги популярны, так как результаты оценки инвестиционного аспекта социально-экономического развития региона являются основой для принятия управленческих решений.

5. Чувашская Республика в соответствии с результатами последнего рейтинга агентства «Эксперт РА» относится к регионам с пониженным инвестиционным потенциалом, формирующим 6-ю категорию регионов (ЗВ1 -пониженный потенциал — умеренный риск). В целом Республику Чувашию • можно разбить на четыре инвестиционные зоны: северная, центральная, юго-восточная и юго-западная. Само экономическое развитие Чувашии вплоть до последнего времени шло преимущественно по пути эксплуатации созданных в советские годы производственных мощностей. Но в последние годы в республике декларируется и проводится инновационно ориентированная политика.

По сравнению со средними показателями по России в республике сложились более высокие темпы роста промышленного производства, инвестиций в основной капитал. В целом в республике созданы предпосылки * для разработки гибкого регионального инструментария управления инвестиционным процессом. Используются различные формы государственной поддержки инвесторов и участников инвестиционного рынка. Чувашская Республика обладает значительным резервом для привлечения инвестиций за счёт выравнивания наиболее значимых составляющих инвестиционного потенциала.

6. В последние годы изменилась логика государственной инвестиционной политики. Сегодня бизнес и государство — это равноправные участники социально-экономических отношений, «играющие на рынке» на равноправных условиях. Такого рода партнерские отношения между государствами и частным сектором принято называть государственно-частным партнерством.

Государственно-частное партнерство — это социально-экономические отношения, возникающие между государством и бизнесом по поводу разработки,. планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры.

В Российской Федерации в последнее время стали появляться новые институты государственно-частного партнерства, так называемые региональные центры государственно-частного партнерства. Они создаются в рамках системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и являются частью ее структуры. Центры государственно-частного партнерства в субъекте федерации отвечают за проведение региональной социально-экономической политики и осуществляют координацию за экономическими процессами в • регионе.

7. Для того, чтобы данные механизмы государственно-частного партнерства в регионах развивались необходимыми темпами, интересы государства должны быть согласованы с интересами частного бизнеса, а также создана прогрессивная система инструментов поддержки инвестора, которая по степени укомплектованности будет приближена к инвестиционным системам развитых и наиболее успешно развивающихся стран.

8. Современные процессы глобализации приводят к тому, что не только страны, но и регионы становятся субъектами конкуренции. В первую очередь, ' они вступают в конкурентную борьбу за инвестиции, так необходимые регионам для их социально-экономического развития. В настоящее время лидерами социально-экономического соревнования в России являются те субъекты федерации, которые обладают запасами нефти и газа. Именно на эти регионы приходится значительная доля всех внутренних и иностранных инвестиций. Регионы, где нет стратегических ресурсов, вынуждены искать новые пути развития, им приходится использовать новые механизмы привлечения инвестиций в региональную экономику. На сегодняшний день единственным выходом для регионов является развитие новой экономики, основывающейся на интеллекте, знаниях, инновациях.

Модернизация региональной экономики, ее диверсификация, трансфер технологий, развитие высокотехнологичных секторов, инвестиции в человекаэто главная задача на ближайшее время, на ближайшие годы для регионов. Лишь решив эти задачи и став на рельсы инновационного развития, субъекты Российской Федерации обеспечат рост валового регионального продукта, решат социальные проблемы, достигнут национальной конкурентоспособности и поднимут уровень жизни населения.

9. От государства, в свою очередь, также требуется всестороннее стимулирование инноваций, и в первую очередь, необходима финансовая поддержка. Государство должно подвести необходимую базу для инновационного развития России, ее регионов: подготовить нормативно-правовую основу, создавать инновационную инфраструктуру, поддерживать науку и т. д. Однако государство в этой своей «новой» роли должно отдавать предпочтение децентрализованными методам, понимать, что в условиях рыночной экономики главное действующее лицо — предприниматель. Следует отметить, что в современных условиях самостоятельным участником рыночных отношений также является регион, который должен повышать свою инвестиционную привлекательность, в первую очередь за счет использования своих внутренних конкурентных преимуществ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. — 25 декабря. -С.3−6.
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  3. Российская Федерация. Законы. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 9. — Ст. 1096.
  4. Российская Федерация. Законы. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 28. — Ст. 3493.
  5. Российская Федерация. Президент. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: указ от 28 июня 2007 г. № 825 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. — № 27. — Ст. 3256.
  6. Чувашская Республика. Законы. О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской
  7. Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации: закон от 23 июля 2001 г. № 38 // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2001. — № 9−10. — Ст. 331.
  8. Чувашская Республика. Законы. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике: закон от 25 мая 2004 г. № 8 // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2004. — № 5. -Ст. 211.
  9. Чувашская Республика. Законы. О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года: закон от 4 июня 2007 г. № 8 // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2007. -№ 5.-Ст. 247.
  10. Чувашская Республика. Кабинет Министров. О Совете по инвестиционной политике: постановление от 13 января 2005 г. № 3 // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2005. — № 1. — Ст. 40.
  11. Чувашская Республика. Кабинет Министров. О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства: постановление от 14 мая 2006 г. № 100 // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2006. — № 4. — Ст. 201.
  12. Чувашская Республика. Кабинет Министров. О региональном центре государственно-частного партнерства Чувашской Республики: постановление от 16 октября 2009 г. № 328 // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2009. — № 10. — Ст. 1805.
  13. Чувашская Республика. Кабинет Министров. О республиканской целевой программе «Развитие биоэкономики в Чувашской Республике до2020 года»: постановление от 22 ноября 2010 г. № 385 // Вести Чувашии. -2010.-№ 48.
  14. , М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства Электронный ресурс. Режим доступа: http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?d&nd=981 605 628&mark=r981605004.
  15. , А. Источник инвестиций в российскую экономику: узок их круг / А. Алексеев // Инвестиции в России. 2009. — № 3. — С.3−10.
  16. , А. Актуальные проблемы инвестиционных рейтингов регионов в России / А. Аникеева // Инвестиции в России. 2005. — № 5. — С.3−7.
  17. , О. К вопросу о понятии термина «инвестиции»: семасиологический и экономический аспект / О. Антипова // Юридический мир. 2005. — № 9. — С.65−69.
  18. , А., Филин, С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка / А. Бакижанов, С. Филин // Инвестиции в России. -2001. -№ 5. С. 11−15.
  19. , B.C. Инвестиционный потенциал российской экономики / B.C. Бард. М.: Экзамен, 2003. — 319с.
  20. , А. Почему капиталовложения в российскую экономику / -А. Бельчук // Российская Федерация сегодня. 2010. — № 16. — С. 33−34.
  21. , И.А. Основы инвестиционного менеджмента / И. А. Бланк // М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. -Т.1.-660 с.
  22. , О.В. Инвестиционный климат и его влияние на процесс инвестирования / О. В. Борисова // Фундаментальные и прикладные исследования. 2008. — № 1. — С.68−70.
  23. , В.В. Инвестиции / В. В. Бочаров. СПб.: Питер, 2009.384 с.
  24. , Д. Участие региона в мировом движении инвестиционного • капитала / Д. Бурлов // Инвестиции в России. 2002. — № 9. — С. 10−15.
  25. , П.В. Инвестиционная стратегия России / П. В. Бушуев // Аудит и финансовый анализ. 2006. — № 1. — С. 197−200.
  26. , JI.C., Казакова, О.Б. Управление инвестиционной деятельностью / J1.C. Валинурова, О. Б. Казакова. М.: КноРус, 2005. — 384 с.
  27. , О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский// -М.: Гардарика. 2006. — 296с.
  28. , С. А. О научном образовании экономической эффективности стратегической сбалансированной программы государственных инвестиций / С. А. Владимиров // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. -№ 1. — С.39−45.
  29. , М.А. Анализ существующих методов оценки инвестиционного климата региона / М. А. Власова // Промышленная политика в Российской Федерации. 2005. — № 9. — С.27−30.
  30. Всемирный банк о проблемах инвестиционного климата: по материалам доклада Всемирного банка. / [подготовила] Е. Брагина // Свободная мысль 2005. — № 7. — С. 197−202.
  31. Где в России жить хорошо Электронный ресурс. // Российская газета. 2010. — 12 марта. — URL: http://www.rg.ru/2010/03/12/pokazateli-dok.html.
  32. Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы / Под общ. ред. A.A. Зверева. М.: Тип. ООО «Фирма: А-ФОРТ-ЮГ», 2009. — 238 с.
  33. , A.B. Анализ эффективности региональной инвестиционной политики и направления ее совершенствования / A.B. Греченюк // Региональная экономика: теория и практика. 2005. — № 3. -С.37−50.
  34. , Е.С. Методологические основы систематизации понятий инвестиционной проблематики исследования Электронный ресурс. Режим доступа: http://i ournal. vscc. ас.ru/php/iou/25/art25 12.php.
  35. , К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата / К. Гусева //Вопросы экономики. 1996. — № 6. -С.90−99.
  36. , А.Б. Инвестиционная привлекательность региона: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. / А. Б. Грибков. -М., 2006. 17с.
  37. , М. Государственно-частное партнерство: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономики. 2008. — № 8. — С. 61−77.
  38. , Я. Инструменты управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях власти: классификация и анализ / Я. Дерябина // Инвестиции в России. 2003. — № 1. — С.3−13.
  39. , Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов / Я. Дерябина // Инвестиции в России. 2003. — № 8. — С.9−19.
  40. , A.B. Динамика инвестиционного климата в Калужской области в период экономических реформ 1995−2003 гг. Электронный ресурс. -Режим доступа: http ://www. science-kaluga.ru/publications/.
  41. , М. Инвестиционные стратегии российских регионов: новые вызовы и возможности / М. Дмитриев // Экономическая политика. -2006.-№ 4.-С. 19−30.
  42. , Р., Фишер, С. Макроэкономика / Р. Дорнбуш, С. Фишер. М.: Изд. МГУ, ИНФРА-М, 1997. — 784 с.
  43. , Н.Г., Семилютина, Н.Г. Государство и регулирование инвестиций / Н. Г. Доронина, Н. Г. Семилютина. М.: Городец, 2003. — 272с.
  44. , А.Н. Финансово-инвестиционный потенциал региона: система индикаторов, методика оценки, региональные различия: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. / А. Н. Дырдонова. Казань, 2005. — 25с.
  45. , А., Киселев, В. Направления и механизмы интенсификации социально-экономического развития / А. Дясковский, В. Киселев // Инвестиции в России. 2009. -№ 11.- С.14−26.
  46. , Л., Евстигнеев, Р. Субфедеральные аспекты глобализации / Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Вопросы экономики. 2003. -№ 5. -С.52−57.
  47. , К.В., Федина, Е.В. Сущность кластерных предпринимательских сетей и их роль в экономике региона / К. В. Екимова, Е. В. Федина // Экономическое возрождение России. 2010. — № 2. — С.67−74.
  48. , Д.А. Экономическая природа, понятийный аппарат и виды инвестиционной привлекательности организации / Д. А. Ендовицкий // Аудит и финансовый анализ. 2005. — № 2. — С.225−230.
  49. , С.С. Понятие «инвестиции» в современном российском законодательстве / С. С. Жилинский // Законодательство. 2005. — № 3. — С.69−74.
  50. , Л.М. Кто восполнит инвестиционный дефицит в России? / Л. М. Жуков // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. — № 4. — С.51−59.
  51. , Л.М. Роль регионов в формировании инвестиционного климата в России / Л. М. Жуков // Инвестиции в России. 2006. — № 7. — С.8−12.
  52. , М. Инвестиционный климат России и перспективы его улучшения / М. Задорнов // Проблемы теории и практики управления. 2005. -№ 5. -С.15−19.
  53. , Е. Оценка уровня управления инвестициями со стороны органов местного самоуправления / Е. Иванов // Инвестиции в России. 2005. -№ 5. -С.34−39.
  54. , Е. Алгоритм совершенствования управления инвестициями со стороны органов местного самоуправления / Е. Иванов // Инвестиции в России. 2006. — № 6. — С.33−39.
  55. , Л.Л. Инвестиции / Л. Л. Игонина. М.: Экономистъ, 2005. -478с.
  56. , Л.Л. О механизме обеспечения эффективности государственных инвестиций / Л. Л. Игонина // Финансы и кредит. 2005. -№ 24. — С.8−14.
  57. , Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование / Н. В. Игошин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 448с.
  58. Инвестиции в России. 2009: Стат. сб. / Росстат М., 2009. — 327с.
  59. Инвестиционный климат в России: (доклад к 15 съезду РСПП) / Экспертный институт // Вопросы экономики. 2006. — № 5. — С. 48−77.
  60. , И. Инвестиционная система: воспроизводственный аспект / И. Калашников // Экономист. 2002. — № 9 — С.29−35.
  61. , Н. Система управления инвестициями на региональном уровне / Н. Кашина // Инвестиции в России. 2006. — № 8. — С.35−40.
  62. , Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Дж Кейнс. -М., 1978.-494 с.
  63. , Н.И. Инвестиционный потенциал региона / Н. И. Климова // Екатеринбург, УрО РАН, 2003. — 276с.
  64. Концепция «Программа улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.economy. gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicv/doc 119 193 724 6625.
  65. Концепция «Стратегия социально-экономического развития регионов Российской Федерации» Электронный ресурс. Режим доступа: http ://archive.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=: 13 6&PageID= 148.
  66. , Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер // СПб.: Литера плюс, 2003.-704с.
  67. , Б.Т. Инвестиции / Б. Т. Кузнецов // М.: ЮНИТИ, 2006.679с.
  68. , Л.П., Кураков, В.Л., Кураков, А. Л. Экономика и управление, финансы и право / Авт сост. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А. Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2004. — 1288с.
  69. , Л.П., Яковлев, А.Е. Курс экономической теории / Л. П. Кураков, А. Е. Яковлев. Издательство Чувашского университета. — 2006. — 562с.
  70. Курс менеджмента / Под ред. Э. А. Уткина. М.: Зерцало, 2001.448с.
  71. , Н.И., Макаев, А.Н. Кластеризация как путь повышения • международной конкурентоспособности стран и регионов / Н. И. Ларина,
  72. A.Н. Макаев // ЭКО. 2006. — № 6. — С.2−26.
  73. , A.A. Сравнительная оценка привлекательности региона для прямых иностранных инвестиций: автореф. дис.. канд. экон.: 08.00.05. / A.A. Литовченко. Казань, 2003. — 17с.
  74. , В. Условия инновационного развития экономики /
  75. B. Логинов // Экономист. 2001 — № 3 — С.21−27.
  76. , Ю.П. Рахлина, Л.И. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России / Ю. П. Лукашин, Л. И. Рахлина // Мировая экономика и международные отношения. 2006. — № 3. — С.87−94.
  77. , С., Рузаева, М., Российские банки и система коллективного инвестирования / С. Лыков, М. Рузаева // Рынок ценных бумаг. 2000 — № 17 (176)-С.72.
  78. , В. Что мешает иностранным инвесторам в России? /
  79. B. Магденко // Инвестиции в России. 2000. — № 2. — С. 12−17.
  80. , М. Особенности инвестиционного процесса в России / М. Маковецкий // Инвестиции в России. 2001. — № 2. — С.26−30.
  81. , А. Формирование конкурентоспособных межрегиональных кластеров перспективное направление региональной социально-экономической политики / А. Марголин // Государственная служба.-2006.- № 5.-С.37−46.
  82. , Н. Перспективы привлечения финансовых ресурсов к инвестированию производства / Н. Маркова // Экономист. 1998 — № 10.1. C.43−51.
  83. , К., Фридрих, Э. Капитал / К. Маркс, Э. Фридрих. М.: Политиздат, 1983. — Т. 1. — Кн. 1. — 905 с.
  84. , Г. Основные результаты рейтинга: рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. / Г. Марченко, О. Мачульская // Эксперт. 2004. — № 45. — С.98−108.
  85. Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты / Г. Марченко, О. Мачульская // Вопросы экономики. 1999. — №. 9. — С.69−79.
  86. , Г., Мачульская, О. Инструмент новой региональной политики: рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. / Г. Марченко, О. Мачульская // Эксперт. 2005. — № 44. — С.128−129.
  87. , Г., Мачульская, О. Результаты рейтинга: рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. / Г. Марченко, О. Мачульская // Эксперт. -2005. -№ 44. С. 116−125.
  88. Методические рекомендации по оценке инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации / Минэкономразвития и торговли РФ. М., 2001.
  89. Мозгоев, А. О О некоторых терминах, используемых в инвестиционных процессах / А. Мозгоев // Инвестиции в России. 2002. — № 6. — С.48−49.
  90. , A.C. Инвестиции / A.C. Нешитой. М.: Дашков и К, 2006. -371с.
  91. , Л.Ю., Смирнов, В.В. Методологические аспекты инвестиционной привлекательности региона / Л. Ю. Никандрова, В. В. Смирнов // Аудит и финансовый анализ. 2009. — № 1. — С. 226−237.
  92. , Д.Е. Гармония интересов как одна из основ эффективного управления инвестиционной деятельностью / Д. Е. Никаноров // Закон и право. 2005. — № 9. — С.53−57.
  93. , A.C. Инвестиционная привлекательность региона как фактор повышения его конкурентной способности: автореф. дисс.. канд. экон. наук: 08.00.05. / A.C. Новикова. Ставрополь, 2006. — 20с.
  94. , Г. Д. Об инвестициях и инвестиционной деятельности / Г. Д. Отнюкова // Закон. 2006. — № 3. — С.5−12.
  95. , А.П. Маркетинг территорий / А. П. Панкрухин. СПб.: Питер, 2006.-416с.
  96. , В.П., Семенов, В.П. Организация и финансирование инвестиций / В. П. Попков, В. П. Семенов. СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
  97. Послание Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики на 2010 год «Чувашия из будущего и для будущего» Электронный ресурс. Режим доступа: http://gov.cap.ru/hierarhy cap. asp?page=./196/25 842/29349/29 430/29431.
  98. , Г. И. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности как основы разработки инвестиционной политики / Г. И. Прибыткова // Инвестиции в России. 2005. — № 3. — С.3−4.
  99. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. goverment.ru.
  100. , С.Г. Анализ регионального инвестиционного климата (на примере Самарской области) / С. Г. Пустовитовский // Аудит и финансовый анализ. 2009. — № 3. — С.272−275.
  101. , О.С., Минченко, М.М. Региональная политика на этапе экономического роста: от текущих трансфертов к инвестициям в инфраструктуру / О. С. Пчелинцев, М. М. Минченко // Пространственная экономика, 2005. № 2. — С.7−26.
  102. , Т. Экспресс-методика оценки инвестиционного климата на региональном уровне / Т. Рахимов // Проблемы теории и практики. управления. 2007. — № 4. — С.100−107.
  103. Региональная экономика / Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 472с.
  104. , Н. Коммерческие банки как элементы инфраструктуры для инвестиций в экономику Российской Федерации / Н. Редько // Рынок ценных бумаг.-2001.-С.69.
  105. Результаты рейтинга: 2005−2006 // Эксперт. 2006. — № 44. — С. 106 123.
  106. Результаты рейтинга: рейтинг инвестиционной привлекательности • российских регионов: 2005−2006 годы. / [подготовили]: Г. Марченко, О. Мачульская // Эксперт. 2006. — № 44. — С. 106−123.
  107. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов: 2006−2007 // Эксперт. 2007. — № 47. — С. 117−135.
  108. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов, 2007−2008 годы: инвестиционная привлекательность как главный фактор развития регионов // Эксперт. 2008. — № 49. — С.95−110.
  109. , Б.А. Формирование инвестиционной политики региона с учетом территориальных экономических интересов (на примере Республики Татарстан): автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. / Б. А. Ризатдинова. Казань, 2005. — 23с.
  110. , И., Гришина, И. Сложившаяся и перспективная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности / И. Ройзман, И. Гришина // Инвестиции в России. 1998. — № 1. — С.37−40.
  111. , И., Гришина, И., Шахназарова, А. Типология инвестиционного климата регионов на новом этапе развития российской экономики / И. Ройзман, И. Гришина, А. Шахназарова // Инвестиции в России. -2003. -№ 3. С. 3−14.
  112. , И. Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов / И. Ройзман // Инвестиции в России. 2006. — № 3. — С.30−15.
  113. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат. -М., 2009. 795 с.
  114. Россия в цифрах. 2010: Крат. стат. сб. / Росстат М., 2010. — 558 с.
  115. , М.И. Управление инвестициями: монография / Под ред. Б. Г. Преображенского. Воронеж: ВГТУ, 2002. — 164 с.
  116. , А. Условия активизации инвестиционного процесса / А. Селезнев // Экономист. 2006. — № 4. — С.3−13.
  117. , Ф.З. Инвестиционный климат и потенциал активизации . инвестиционной деятельности региона / Ф. З. Семенова // Аудит и финансовый анализ. 2009. -№ 1. — С.221−225.
  118. , H.H. Повышение привлекательности инвестиционного климата ключевое условие развития промышленного комплекса / H.H. Семенов // Финансы и кредит. — 2007. — № 2. — С. 18−21.
  119. , И. В., Веретенникова, И. И., Яновский, В. В. Организация и финансирование инвестиций / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, В. В. Яновский. М.: Финансы и статистика, 2003. — 400 с.
  120. , А. Инвестиционная стратегия выхода в условиях финансовой нестабильности / А. Славянов // Инвестиции в России 2009. — № 9. -С.35−38.
  121. Социально-экономическое положение Чувашской Республики. 2010: комплексный доклад / Чувашстат. Чебоксары, 2010.-175 с.
  122. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2010: Стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2010. — 480 с.
  123. Строительство в Чувашии. 2010: Стат. сб. / Чувашстат.1. Чебоксары, 2010. 96 с.
  124. , О. О приоритетах инновационного развития экономики / О. Сухарев // Инвестиции в России. 2010. — № 8. — С.31−36.
  125. , В.Г. Государственное регулирование национальной экономики / В. Г. Тимирясов. Казань: Таглимат, 2005. — 171с.
  126. , В.А. Инвестиционная привлекательность в системе корпоративного управления предприятием / В. А. Толмачев // Собственность ирынок-2004. № 3. — С. 11−27.
  127. , И.З., Трапезников, В.А. Инвестиционное право / И. З. Фархутдинов, В. А. Трапезников. М.: Волтерс Клувер, 2006. — 411с.
  128. , P.A. Стратегический менеджмент / P.A. Фатхутдинов.- СПб.: Питер, 2003 346с.
  129. , Н.В. Подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов / Н. В. Федосеева // Проблемы экономики иуправления. 2005. — № 4. — С.15−16.
  130. , А., Ревазов, В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения / А. Фоломьев, В. Ревазов // Вопросы экономики. 1996. № 6. -С.57−68.
  131. , В.Н. Инвестиционная привлекательность экономики России: учебное пособие / В. Н. Чапек. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 252 с.
  132. , Г. О. Анализ инвестиционных процессов в макрорегионах России / Г. О. Читая // Финансы и кредит. 2005. — № 25. — С.37−44.
  133. Чувашия в цифрах. 2010: Стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2010.-145 с.
  134. , У.Ф. Инвестиции / У. Ф. Шарп. М.: Инфра — 2006. — 1028 с.
  135. , А., Ройзман, И Инвестиционная привлекательность регионов / А. Шахназаров, И. Ройзман // Инвестиции в России. 1996. — № 9. -С.8−10.
  136. TT Тин, Н. Особенности регулирования инвестиционных процессов на • региональном уровне / Н. Шин // Инвестиции в России. 2005. — № 5. — С.31−33.
  137. Экономика: энциклопедический словарь / Под ред. Л. П. Куракова //- М.: Гелпос АРВ. 2008. — 824с.
  138. Основные структурные элементы инвестиционного климата региона
  139. Инвестиционным климат региона
  140. Кпвести!(йотIая приплскатсяьность региона {обобщенный фактор и ал ьн ый признак, Х
  141. Урсдаги". копфткпюстн трудовы*. отношений
  142. Частные факторы инвестиционного риска
  143. Уровень Уровеи" Уровень Отношениелрссгугггге бсэрлбг/гк- мямвги" — населен ил ки цы ринфчким1. ПЛСИОСТИ отношениям
  144. Региональные инвестиционные некоммерческие-1−1--$
  145. Инвестиционный потенциал региона
  146. Объем ироммитле п-ного произволе тва Уронень развития предпри икматед ыггва Доля убыггоч -ных пред-приягтм и Суммарный обкем ииутрешшх итесстдаошгых возможностей предприятия Обеспечс 111 100 Ь региона автодорог И .
  147. Чистые факторы инвестиционного потенциала
  148. Инвестиционная активность врегионе результативлый признак, Щ
  149. Степень реализации инвестиционной привлекательности региона Еотношение инвестиционной активности в регионе к его инвестиционнойпривлекательности, Е — У/Х |
  150. Источник: Методические рекомендации по оценке инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.
  151. Уровни управления инвестициями в регионе
  152. Оценка уровня управления инвестициями --}1 уоценка1 шу Декларативный
  153. Совершенствование да планирования путём принятия стратегии развития региона1. Совершенствование регулирования и стимулирования путём использования предусмот→ рениых законодательством инструментов иметодов управления инвестициями
  154. Комплексное социально-экономическое развитие региона
  155. Источник: Иванов, Е. Инвестиции в РФ. 2006. № 6. С. 34
  156. Строительство в Чувашии. 2011. Стат. сб.
  157. Инвестиции в основной капитал по формам собственности (в фактически действовавших ценах)2000
  158. Инвестиции в основной капитал всего в том числе по формам собственности: государственная муниципальная общественных объединенийорганизаций) потребительской кооперации частнаясмешанная российская иностранная совместная российская и иностранная
  159. Строительство в Чувашии. 2011. Стат. сб.
  160. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам экономической деятельноститыс. долл. США с учетом рубл. поступления, пересчитанного в долл. США)2005 2006 2007 2008 2009 2010
  161. Источник: Строительство в Чувашии. 2011. Стат. сб.
  162. Объекты инновационной инфраструктуры Чувашской РеспубликиI
  163. Республиканский бизнес-инкубатортехнопарк «Интеграл"1. БиоПарк
  164. Интернет-площадка «Биржа инноваций"бизнес-инкубатор1. Красноармейскогорайонабизнес-технопарк «Гудзон» (ОАО1. Текстильмаш «)инновационный центрцентр субконтрактации
  165. Торгово-промышленная палата Чувашской Республики
  166. Центр патентной информации и
  167. Информационно-ресурсный центр Национальной библиотеки Чувашской Республикирегиональные информационные базы данных (Чувашский ЦНТИ)
  168. Инновационные проекты Чувашской Республики"11ромышленная продукция Чувашской Республики» «Энергосбережение»
  169. Центр коллективного пользования Чувашской Республики в области нанотехнологийв—ресурсные центры
  170. Центр высокотехнологичного обучения рабочих и специалистов на базе ГОУ СПО «Чебоксарский электромеханический кол-^дж"технопарк «Чувашия» ФГОУ ВПО"ЧГУ им. И.И. Ульянова"Гнауч но-образо у^-1 тельно-производ ственные комплексы
  171. Чебоксарский политехнический институт (филиала) МГОУ»
  172. БМЮТ-анализ факторов инвестиционной привлекательности Чувашской Республики
  173. Анализ факторов внутренней среды
  174. Факторы Сильные стороны (8) ¡-ивяивв Слабые стороны (У) РШйШйШШШйЩ1. Внутренняя среда 11 2 3 1. Кадры
  175. Природно-ресурсный потенциал
  176. Технологические изменения и инновационная активность
  177. Достаточный ресурс дешевой рабочей силы.
  178. Достаточно высокий интеллектуальный, культурный и духовный потенциал населения.
  179. Наличие развитой сети учебных заведений для подготовки и переподготовки кадров. В том числе есть образовательные учреждения по подготовке специалистов для промышленности и научно-исследовательских кадров для развития инновационной сферы.
  180. А Стимулирование предпринимательской деятельности среди населения.
  181. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства.1/3 территории республики покрывают леса.
  182. Промышленное значение имеют такие твердые полезные ископаемые, как пески, карбонатные породы, торф, трепел.
  183. Имеются собственные ресурсы сырья для производства строительных материалов:
  184. Обеспеченность водными источниками. Главный водный ресурс р. Волга.
  185. Сформирована развитая инновационная инфраструктура: бизнес-инкубаторы, технопарк, венчурный фонд, консультационные кабинеты, центры, патентная база, электронные информационные ресурсы, научно-технологические комплексы, кластеры и т. д.
  186. Стимулирование развития высоко-технологичного секгора
  187. Т «Старение» населения, возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население.
  188. Недостаток квалифицированных кадров в базовых отраслях экономики, дефицит управленческих кадров высокой квалификации.
  189. Т Недостаточная развитость инфраструктуры инновационной деятельности, костность сознания населения. Т Недостаточная связь науки и производства, недофинансирование прикладной науки.
  190. Низкая инновационная активность предприятий.
  191. Низкий уровень инновационной активности муниципальных12экономики и инновационной деятельности, в том числе на основе реализации различных форм государственно-частного партнерства.
  192. Развитие продуктовых инноваций, обновление и расширение номенклатуры выпускаемой продукции большинством организаций промышленности в Чувашской Республике.
  193. Институциональные, А Развитие рыночных отношений. преобразования ^ Реализация целевых программ во всех базовых отрасляхэкономики республики.
  194. Активность населения в создании малого бизнеса, расширение видов деятельности предпринимателей.
  195. Активная государственная поддержка развития малого бизнеса.
  196. Наличие инфраструктуры поддержки предпринимательства.
  197. Низкий уровень преступности в регионе.
  198. Формирование имиджа региона-площадки для проведения деловых форумов, конференций, спортивных состязаний различного уровня.
  199. Исторически сложившаяся самобытная национальная культура.
  200. Положительная динамика роста объемов туристских услуг.
  201. Развитая сеть санаторно-курортных, гостиничных, туристических организаций.1. Развитие экотуризма.
  202. Относительно высокий уровень развития средств коммуникации и информационных технологий.
  203. Внедрение информационных технологий в сферу государственного и местного управления.
  204. Формирование отраслей, связанных с производством,
  205. Туристический комплекс и рекреация
  206. Информационное пространство3районов Чувашской Республики.
  207. Т Большинством организаций, особенно малого и среднего бизнеса, инновационная деятельность осуществляется ситуативно.
  208. Т Сохранение административных барьеров на местах.
  209. Слабое развитие института частной собственности на землю, невовлеченность ее в рыночный оборот.
  210. Неразвитость инвестопроводящих структур.
  211. Отсутствует единое внутреннее рыночное пространство, неразвитость институтов рыночной инфраструктуры.
  212. Низкая степень экономической независимости крупного бизнеса от государства.
  213. Низкие темпы роста числа инновационных предприятий и увеличения доли инновационной продукции в общем объеме производства.
  214. Т Требует реконструкции аэропорт. Т Недостаточно развит речной туризм. Т Дифференциация туристических услуг по качеству.
  215. Информационные системы функционируют в основном в интересах отдельных хозяйствующих субъектов, без необходимого и возможного их взаимодействия, что затрудняет обмен информацией и доступ к ней.
  216. Т В связи со значимостью информационных технологий для
  217. Эффективное управление и использование ресурсов
  218. Более 91% информационно-активных организаций в своей работе используют специальные программные средства, больше половины (59,4%) ориентированы на решение организационных и управленческих задач с помощью информационно-коммуникационных технологий.
  219. Доступ к сети Интернет в любом населенном пункте, развитая сотовая и спутниковая связь.
  220. Активная региональная экономическая политика, развитие государственно-частного партнерства, низкие инвестиционные риски.
  221. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.
  222. А Послание Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики на 2010 год «Чувашия из будущего и для будущего» национальная доктрина развития республики до 2020 года.
  223. Реализация пилотных проектов общероссийской значимости.
  224. Проявление толерантности к людям основа государственной политики республики.
  225. Устойчивый имидж открытого и реформаторского региона.
  226. Создание соответствующих европейским стандартам качества условий для обеспечения развития муниципальных территорий.
  227. А Инновации в развитие здравоохранения и социальных проектов.
  228. Интенсивно развивается система интернет-коммуникаций, создана развитая инфраструктура общественного доступа ксовременного человека происходит удорожание разработок и эксплуатации систем.
  229. Т Не развиты институты защиты прав разработчиков информационных систем и технологий, что приводит к широкому распространению нелицензионных версий.
  230. Невысокий уровень управленческой культуры, особенно в сельской местности. Происходит накопление интеллектуального потенциала, увеличиваются возможности его использования в управленческой деятельности, однако уровень управления падает.
  231. Т Низкая доля интеллектуальной собственности в общей совокупности общественного продукта.
  232. Т Недостаточно развита сфера управленческого консультирования как отдельного сегмента рынка.
  233. Т Высокая степень дифференциации муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития.
  234. Низкая средняя заработная плата, что обуславливает низкий уровень дохода населения. Доходы населения ниже прожиточного минимума
  235. Т Большая имущественная дифференциация населения. информационным ресурсам и сервисам, работает «Электронное правительство».
  236. Снижение уровня младенческой смертности.
  237. Стабилизация уровня заболеваемости по управляемым вакцинацией инфекциям.
  238. Рост объемов потребительского рынка.
  239. Финансовый сектор ^ Широко представлен рынок банковских услуг, развитие рынка страхования.
  240. А Наличие региональных кредитных организаций.
  241. Рост операций банковского сектора.
  242. Положительная кредитная история, наличие ответственной долговой стратегии, прозрачная система общественных финансов.
  243. Реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.
  244. Программно-ориентированный подход, прозрачное управление экономикой и социальным развитием региона.
  245. Многоотраслевая структура экономики.
  246. Рост рынка строительных материалов и сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
  247. Развитая транспортная инфраструктура.
  248. Развиваются новые отрасли промышленности (биотехнологии, нанотехнологии).
  249. Развиваются собственные республиканские бренды.
  250. Расширяется спектр внешнеэкономических связей с регионами Российской Федерации, странами СНГ, дальнего и ближнего зарубежья.
  251. Реализация кластерного подхода. Сформированы кластер железнодорожного вагоностроения, биотехнологический кластер инициатив, медицинский высокотехнологичный кластер.
  252. А Улучшение показателей естественного воспроизводства населения.
  253. Низкая социальная конфликтность.1. Экономическое развитие1. Социальная сфера
  254. Т Рост уровня безработицы.
  255. Т Недостаточная бюджетная обеспеченность. Дотационность бюджета.
  256. Неразвитость инвестопроводящих структур, недостаточная практика выхода организаций на фондовый рынок.
  257. Отставание в экономическом развитии и снижение финансово-экономической самостоятельности отдельных муниципальных образований.
  258. Недостаток собственных инвестиционных ресурсов предприятия.
  259. Т Низкая доступность кредитных ресурсов.
  260. Высокая энергоемкость производства.
  261. Территориальные диспропорции экономического развития муниципальных образований.
  262. Т Отсутствие истории и традиций предпринимательства.
  263. Отсутствие современной логистической инфраструктуры.
  264. Т Дифференциация населения, в первую очередь сельского, по доходам.
  265. Низкий уровень жизни населения, особенно в сельской12
  266. Инновации в социальные проекты.
  267. А Полная газификация населенных пунктов.
  268. Обеспечение населения качественной питьевой водой.
  269. А Организация производства экологически чистой продукции. А Поддержка федеральным центром строительства завода по переработке твердых бытовых отходов.
  270. А Внедрение принципа раздельного сбора отходов потребления и производства.
  271. А Участие молодежи в решении экологических проблем и формировании экологической культуры.
  272. Производственные, А Высокая обеспеченность торговыми площадями, фонды, А Наличие незадействованных производственных площадей.местности.
  273. Т Отсутствие производств по утилизации и глубокой переработке отходов производства и потребления. Т Наличие крупных предприятий-загрязнителей окружающей среды.
  274. Т Незавершенность строительства и ухудшение экологического состояния водохранилища Чебоксарской ГЭС.
  275. Негативное воздействие на водные объекты в связи с низким качеством очистки сточных вод.
  276. Рост промышленного производства, увеличение и накопление отходов производства и потребления.
  277. Разрозненность материалов по инженерной геологии для отдельных хозяйственных объектов.
  278. Значительный износ основных фондов в отдельных отраслях экономики и инженерной инфраструктуры.
  279. Незначительный удельный вес конкурентоспособных производственных мощностей.
  280. Т Низкие темпы технологического перевооружения и модернизации производства.
  281. Т Усиление отставания в техническом развитии организаций ряда производств, снижение их эффективности.
  282. Анализ факторов внешней среды
  283. Факторы Возможности (О) ннннвнш ЩД Угрозы (Т)1 Внешняя среда ¦ 1 2 3
  284. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 июня 2006 г. № 144 «Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года».
  285. Закон Чувашской Республики от 25 мая 2004 года № 8 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике».
  286. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. № 106 «О республиканской целевой программе «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2010−2020 годы».
  287. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2006 г. № 293 «О нефинансовых мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чувашской Республике».
  288. Указ Президента Чувашской Республики от 20 января 2006 г. № 3 «О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики».
  289. Транспортная доступность основных рынков сбыта продукции местных товаропроизводителей.
  290. Наличие опыта партнерства региональной власти и бизнес-структур.
  291. Высокая энергообеспеченность и наличие резервов электроэнергетических мощностей за счет работы Чебоксарской ГЭС.
  292. А Отсутствие очагов межнациональной напряженности и розни, политическая стабильность.
  293. Расширенный правовой статус субъекта, т.к. регион является республикой.
  294. Природно- А Возможность использования водных ресурсов р. Волга, климатические, А Территория республики находится в зоне влажного условия климата с теплым летом и умеренно суровой зимой.
  295. А Развитие спроса на экологический и сельский туризм.
  296. А Усиление приоритетов постиндустриального развития общества, увеличение доли науки и технологии в себестоимости выпускаемой продукции. А Использование достижений российских и иностранных компаний в наукоемких высокотехнологичных отраслях экономики.
  297. А Внедрение во все сферы жизнедеятельности цифровых технологий.
  298. Конкуренция, А Пространственное развитие территории Чувашской Республики базируется на максимально полном использовании потенциала муниципальных образований.3
  299. Т Ухудшение качества окружающей среды, вызванное глобальными климатическими изменениями. Т Интенсивное использование природных ресурсов.
  300. Неблагоприятные почвепно-климатические условия для развития сельскохозяйственного производства.
  301. Т Неустойчивые параметры макроэкономической динамики (инфляция, налоговый, кредитный, тарифный таможенный режимы).
  302. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику России.
  303. Т Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию,
  304. Дисбаланс между спросом бизнеса на передовые технологии и недостаточными темпами развития исследований и разработок.
  305. Т Рост цен на горюче-смазочные материалы, нефть, газ, импортное оборудование.
  306. Сохранение диспаритета цен на сельхозпродукцию, технику, энергоносители для АПК.
  307. Снижение конкурентоспособности продукции местных12
  308. Наличие современной общественной инфраструктуры.
  309. Наличие квалифицированных трудовых ресурсов при относительно низкой стоимости рабочей силы.
  310. Наличие уникальных конкурентоспособных производств. А Использование резервов мощностей в промышленности.
  311. Создание и развитие особой экономической зоны технико-внедренческого типа.
  312. Реализация приоритетных национальных проектов.
  313. Наличие крупных инвестиционных проектов.
  314. Наличие международных сертификатов качества большинства производств и видов производимой продукции.
  315. Общество ^ Активная экономическая политика государства, ееинвестиционно-инновационные приоритеты.
  316. Административная реформа и рост качества государственного и муниципального управления.
  317. А Сложился довольно многочисленный предпринимательский слой.
  318. Появились новые престижные виды деятельности. А Снижение административного давления на бизнес.
  319. Потенциал историко-культурного наследия для развития социально-культурных проектов.
  320. Источник: приложение разработано автором.3товаропроизводителей при вступлении в ВТО.
  321. Т Производительность труда на предприятиях республики в 8−10 раз ниже, а энергоемкость в 3−4 раза выше, чем на аналогичных предприятиях стран Еврозоны, Японии и даже Индии и Китая.
  322. Ускорение процессов мировой глобализации, приводящее к стиранию национальных традиций, культуры, самобытности Российской Федерации и ее регионов.
  323. Технологическое и техническое отставание отечественного производства.
  324. Т Увеличение доли импортной продукции на отечественном рынке, в том числе и более дешевой.
  325. Приток дешевой неквалифицированной рабочей силы.
  326. Т Рост онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний населения.
  327. Т Недостаточный уровень благоустроенности жилищного фонда, его изношенность.
  328. Т Дальнейшее старение научных, инженерных и рабочих кадров, что приводит к проблеме отсутствия преемственности поколений, «передачи знаний», опыта работы на производствах, в научном секторе.
  329. Косность сознания, сохранение иждивенческого настроения у населения.
  330. Т Не сформирован средний класс как ядро для социально-экономического развития региональный экономики.
  331. Т Остается невысоким качество государственных и муниципальных услуг.
  332. Т Огток населения из сельской местности.
  333. Проявление семейственности, и наличие кровных связей в системе управления регионом.1У/
  334. Ранги регионов Приволжского федерального округа в рейтинге 2009−2010 гг. в разрезе частных инвестиционныхпотенциалов по методике рейтингового агентства «Эксперт-РА»
  335. Наименование потенциала Регион Трудовой Потребительский Производственный Финансовый Институциональный Инфраструктурный Инновационный Туристический Природ но-ресурсный
  336. Кировская область 45 ----- 46 49 45 68 39 34 52
  337. Нижегородская область 9 11 10 14 10 30 4 10 57
  338. Оренбургская область 30 ¦вин 24 ЯЯНЯЯ яяяяя 37 ИИМВМ НН
  339. Пензенская область 29 36 47 46 36 35 33 55 54
  340. Пермский край 16 12 тмят 11 няяяя ШНшШШ 1 1 11 3
  341. Республика Башкортостан 11 6 9 8 13 51 14 7 26 '
  342. Республика Марий Эл нмня яниня ПИШИ ииди яугояШЖЖНДяиЮИ шшшт ¦н ШШ а’лгм # ¦ ¦ ними мним
  343. Республика Мордовия 50 68 58 66 59 25 48 62 64 —
  344. Республика Татарстан | 6 8 яяняя яя— яяяяя ЯЯЯЯЯ! нининпп О- 39
  345. Самарская область 8 9 и 10 8 15 9 21 49
  346. Саратовская область 14 яяшнш «¦"¦И 18 ЯЯЯЯЯ яяяяи 11йй1 ^^^^^^^^ -}4 :
  347. Удмуртская Республика 27 39 35 35 34 38 34 49. ' —— ' ------- -1 66
  348. Ульяновская область инним НЯЯЯВ 50 52 яняя яяяяя ЯЯЯЯЯ! 1 1ШЙ1 11 111 111Ш11р* МШИ
  349. Чувашская Республика 38 .49 57 48 40 37 41
Заполнить форму текущей работой