Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гигиеническое обоснование индивидуализации подходов к развитию выносливости у мальчиков 12-14 лет как вариант здоровьеформирующей технологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению ученных (B.C. Фомин, 1996; Б. Х. Ланда, 1999; Б. Н. Чумаков, 2000; В. А. Коваленко, 2002), состояние здоровья российских граждан уже представляет реальную угрозу национальной безопасности. Если не принять мер по изменению ситуации, она может стать тяжким бременем для страны. В действиях государства в качестве первоочередных мероприятий предполагается создание общероссийской системы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
    • 1. 1. Основные направления формирования здоровья подрас- 11 тающего поколения
    • 1. 2. Формирование здоровья подрастающего поколения
  • ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА III. ЗНАЧИМОСТЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
    • 3. 1. Сравнительный анализ показателей физического развития подростков в различных регионах России за период 1976—2004 годы
    • 3. 2. Гигиеническая характеристика образа жизни подростков
    • 3. 3. Объем двигательной активности
    • 3. 3. Значимость факторов «Возраст» и «Занятия спортом» на изменение показателей морфофункционального состояния подростков
  • ГЛАВА IV. ХАРАКТЕРИСТИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КОНТИНГЕНТОВ ПОДРОСТКОВ
    • 4. 1. Характеристика показателей морфофункционального состояния различных контингентов подростков
    • 4. 2. Корреляционные дендрограммы показателей морфофункционального состояния различного контингента школьников
    • 4. 3. Индивидуализация физической подготовленности подростков в двигательных заданиях школьной программы, преимущественно направленных на развитие выносливости

Гигиеническое обоснование индивидуализации подходов к развитию выносливости у мальчиков 12-14 лет как вариант здоровьеформирующей технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. На фоне изменившихся, в последнее время, социально-экономических и экологических условий, ухудшения качества жизни выявляются отчетливые негативные сдвиги в состоянии здоровья детского населения России (А.А. Баранов, 1998, 1999; А. Б. Ильин, 2004; О. И. Артёменко, Т. А. Цехмистренко 2004; Л. А. Рудкевич, И. Ю. Борисова, С. К. Чурина, B. JL Макаров, 2004, и др.). Об этом свидетельствуют данные официальной статистики (Г.Г. Онищенко 2000, 2004) и результаты специальных научных исследований (Н.В. Шеставина, 1997; Ю. Я. Ямпольская, 1998; А. А. Баранов. 1998, 1999; А .Г. Ильин, 1999; В. Р. Кучма, 1998, 2000;И. В. Пляскина, 2001;Л. П. Сливина 2001, 2002; Е. И. Калинченко, 2002; В. Б. Мандриков, М. П. Мицулина, 2003; Н. В. Котова, М. В. Кувшинов 2003; JT.M. Сухарева, К. Э. Павлович, Н. А. Скоблина, И. К. Раппопорт, Г. А. Шаршаткина, 2004).

По мнению ученных (B.C. Фомин, 1996; Б. Х. Ланда, 1999; Б. Н. Чумаков, 2000; В. А. Коваленко, 2002), состояние здоровья российских граждан уже представляет реальную угрозу национальной безопасности. Если не принять мер по изменению ситуации, она может стать тяжким бременем для страны. В действиях государства в качестве первоочередных мероприятий предполагается создание общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, а также физического развития детей, подростков, молодежи.

По мнению Г. Н. Сердюковской (1986), Л. П. Сливиной (2001, 2002), Н. В. Котовой (2003), В. Р. Кучмы (1999,2004), Н. В. Соколовой, И. К. Рапопорта, И. Б. Ушакова (2004), формирование здоровья детей и подростков школьного возраста происходит под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: социально-гигиенические, медико-биологические, экологические. Полное устранение негативных воздействий природной среды проблематично.

В тоже время лишь при условии полной и надежной информации об изменении внешних и внутренних факторов в процессе адаптации организма подростка к окружающей среде можно направленно воздействовать на динамику функционального развития. Ухудшение здоровья, уровня физического развития и функционального состояния школьников обусловлено ухудшающейся экологией, гиподинамией, нерациональным питанием, тепличными условиями жизни. Всё это ведёт к снижению неспецифической резистентности организма (Т.М. Мелихова, 1999; Т. Б Козырева, Н. И. Лапшова, JT.B. Ткаль 2004). Общая физическая подготовленность, заложенная в детстве, как известно, служит фундаментом долголетней работоспособности, так как тесно связана с уровнем развития функциональных систем организма (С.Б.Тихвинский, 1991; А. Г. Сухарев, 1991; С. В. Хрущёв, 2000; А. Г Сухарев, Л. Ф. Игнатова, 2004). Неудовлетворительное состояние физической подготовленности школьников указывает на необходимость поиска новых физкультурно-оздоровительных технологий, формирование навыков здорового образа жизни на основе нормирования двигательных режимов и выборе средств компенсации дефицита двигательной активности.

Используемые для тестирования физической подготовленности школьников показатели имеют в основном педагогическую направленность и позволяют выявить уровень развития тех или иных физических качеств (В.К. Бальсевич, В. А. Запорожнов, 1987; А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фербер, 1990; Е. Ю Берсенев, 2001).

Отсутствие у учителя физической культуры сведений о параметрах физического развития и функционального состояния подростков затрудняет эффективное управление двигательной активностью школьников (Ю.В. Черненков, З. В. Сердюкова, Л. Б. Вагапова, В. А. Арленинова, Н. Н. Добло, Л. Б. Портянкина, 2004 и др.).

В связи с этим особую актуальность приобретает повышение эффективности подбора физических нагрузок для каждого подростка, направленных на формирование общей выносливости, с учётом индивидуальных особенностей организма, в том числе типа конституции и темпа биологического созревания.

Цель исследования обосновать критерии подбора персонифицированных физических нагрузок для развития общей выносливости у 12−14 -летних мальчиков, как вариант здоровьеформирующей технологии.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать динамику показателей физического развития школьников в возрасте 12−14 лет, проживающих в городе Волгограде и в других регионах России, за последние 30 лет.

2. Охарактеризовать условия и образ жизни подростков, занимающихся и не занимающихся спортом.

3. Оценить физическое развитие и физическую подготовленность мальчиков 12−14 лет, имеющих физическую нагрузку в объёме школьной программы.

4. Выявить влияние занятий видами спорта, преимущественно направленными на развитие выносливости (плавание, бокс), на динамику показателей морфофункционального развития подростков.

5. Обосновать принципы подбора физических нагрузок, способствующих формированию общей выносливости, для мальчиков 12−14 лет с учётом конституциональных типов и темпов биологического созревания.

6. Разработать и апробировать оценочные таблицы и номограммы, предназначенные для анализа морфофункциональных показателей подростков с разным уровнем двигательной активности.

Гипотеза исследования. Повышение эффективности воздействия физических нагрузок на организм мальчиков 12−14 лет, обеспечивающих оздоровительный эффект, будет достигнуто при учёте особенностей структурирования и значимости показателей физического развития, специфицирования по уровням функционального состояния подростков, типам телосложения и темпам биологического созревания. При этом, важнейшим структурным элементом учебно-тренировочного процесса должны стать упражнения, преимущественно направленные на развитие аэробной выносливости.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены разнообразием и адекватностью использованных методов исследования, достаточным объёмом и репрезентативностью выборки, корректной математико-статистической обработкой полученных данных на IBM PC с использованием табличного процессора Excel.

Научная новизна диссертации состоит в целенаправленном анализе влияния тренировочных нагрузок, способствующих формированию выносливости, на физическое развитие и функциональное состояние школьников в возрасте 12−14 лет. Разработан способ оценки показателей морфо-функционального состояния подростков, занимающихся и не занимающихся спортом.

Впервые выявлены и теоретически обоснованы основные принципы дифференцирования физической нагрузки, с преимущественной направленностью на развитие выносливости, в зависимости от функционального состояния, типа телосложения и уровня биологического созревания подростков.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в повышении эффективности формирования здоровья подростков на основе соблюдения индивидуализированного двигательного режима, преимущественно направленного на развитие выносливости.

Оценочные таблицы и номограммы для анализа морфофункциональ-ного состояния подростков внедрены в практическую деятельность Волгоградского областного и районных врачебно-физкультурных диспансеров.

Полученные результаты могут быть использованы в практике работы врача и педагога общеобразовательных и спортивных школ, в процессе подготовки студентов медицинских вузов, на курсах повышения квалификации специалистов, работающих с подростками.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Показатели состояния кардиореспираторной системы организманаиболее значимые признаки биологической индивидуальности подростка.

2. Оптимальная двигательная активность школьников в возрасте 1214 лет, преимущественно направленная на развитие выносливости, обеспечивает экономичность и надежность функционирования систем организма, формирует способность адекватно реагировать на меняющиеся условия окружающей среды.

3. Нормирование двигательной активности мальчиков 12−14 лет с учётом типов конституции и темпов биологического созревания является важным гигиеническим требованием, обеспечивающим эффективное развитие общей выносливости.

4.0ценочные таблицы показателей морфофункционального состояния подростков позволяют своевременно корректировать параметры физических нагрузок, направленных на оздоровление подростков.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на федеральных и региональных научно-методических и научно-практических конференциях, обсуждались на заседаниях кафедры гигиены Волгоградского государственного медицинского университета и опубликованы в десяти печатных работах.

Структура и объем работы. Диссертаци тырёх глав, заключения, выводов, рекомендац приложения. Содержание рабогы изложено на 16 ного текста, включает 22 рисунка и Ш таблиц. Сп жит246 источников, из них 22- на иностранных язь.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, выводов, рекомендаций, списка литературы и приложения. Содержание работы изложено на 168 страницах машинописного текста, включает 22 рисунка и 11 таблиц.

Список литературы

содержит 246 источников, из них 22 — на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. Ретроспективный анализ показателей физического развития мальчиков, проживающих в Волгограде и других регионах Российской Федерации, за последние 30 лет подтвердил общую тенденцию динамики данного процесса — снижение темпов прироста длины и массы тела, окружности грудной клетки.

2. Дефицит двигательной активности в режиме дня учащихся образовательных учреждений является существенным дестабилизирующим фактором для здоровья. При сопоставимых условиях проживания, питания, у юных спортсменов по сравнению со сверстниками, не занимающимися дополнительно спортом, выявлен более высокий уровень успеваемости, дисциплины на учебных занятиях в школе, снижение заболеваемости.

3. Анализ физического развития и функционального состояния юных боксеров и юных пловцов убедительно свидетельствует о благоприятных изменениях в состоянии их здоровья за счёт стимуляции развития энерго-обеспечивающих систем организма, совершенствования регуляции вегетативных функций и повышения уровня их физической работоспособности и гармоничности физического развития.

4. Персонифицирование физической нагрузки должно проводиться с учётом морфофункциональных показателей физического развития школьника, темпа его биологического созревания и типа конституции. Мальчикам в возрасте 12−14 лет максимальное внимание на уроках физической культуры целесообразно уделять упражнениям, преимущественно направленным на развитие общей выносливости. Повышение оздоравливающего эффекта физического воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, возможно только при условии взаимодействия медиков и педагогов в организации двигательного режима.

5. Наиболее значимыми критериями оценки влияния на функциональное состояние подростков физической нагрузки являются показатели сердечно-сосудистой системы — частота сердечных сокращений, артериальное давление, показатели сердечного выброса в покое и после стандартной нагрузки, а также интегральные показатели, характеризующие адаптационные возможности организма к физической нагрузке — индексы Робинсона, Руфье, уровня адаптации по Баевскому, гармоничности физического развития.

6. Разработанные таблицы оценки морфофункционального состояния 12−14-летних подростков, могут быть использованы при определении эффективности физкультурно-оздоровительной работы с данным контингентом в целях своевременного выявления дефицита двигательной активности и оптимизации средств физической культуры.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для обеспечения высокой эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении, спортивные педагоги должны иметь сведения о темпах биологического созревания, типах конституции каждого школьника и динамике его морфофункциоиального развития.

2. Необходимо индивидуализировать физическую активность учащихся на основе особенностей физического развития и функционального состояния кардиореспираторной системы, с учетом типов конституции и темпа биологического созревания организма.

3. Объём и интенсивность физической активности учащихся общеобразовательной школы и ДЮСШ рекомендуется повышать за счёт акцентированного использования упражнений, способствующих развитию общей выносливости.

4. С целью своевременной коррекции двигательного режима подростков необходимо использовать разработанные нами оценочные шкалы морфофункциоиального состояния.

5. Медицинским работникам муниципальных образовательных учреждений необходимо анализировать эффективность проводимой физкультурно-оздоровительной работы и обеспечивать данной информацией педагогов физического воспитания для координации совместной деятельности.

6. Использование корреляционных дендрограмм морфофункциоиального состояния является перспективным направлением для монитори-рования здоровья подростков. Реализация этого метода доступна для применения в образовательных учреждениях и спортивных школах при наличии компьютерного обеспечения.

7. Целесообразно постоянно информировать родителей о состоянии здоровья их детей, важно повышать гигиенические знания школьников о влиянии физической активности на формирование организма для осознанного участия в процессе своего оздоровления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6−11 классов / Р. А. Абзалов О.И. Павлова, В. О. Сальникова // Физ. культура: воспитание, образование, тренировки. // 1999. — № 3 — С. 50−55.
  2. .А. Психологическая и социальная адаптация первокурсников к обучению в техническом вузе / Б. А. Акишин, В. Г. Тевяшова // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Материалы X междунар. симпоз. М., 2001. — С. 23.
  3. В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов — / В. Г. Алабин, А. В. Алабин, В. П. Бизин // Харьков: Изд-во Основа, 1993.-С. 243.
  4. Е.Ю. Коррекция физического состояния детей дошкольного возраста средствами физической культуры: Автореф. дис.канд.пед.наук /Е.Ю. Андриянова М., 2001.- 18 с.
  5. М.В. Некоторые особенности уровня и динамики умственной работоспособности учащихся 5-х классов в режиме дня / М. В. Антропова, Т. М. Параничева, Е. В. Тюрина // Матер, межд. конгр. М., — 2004 — 4.1 — С. 69.
  6. О.И. Состояние здоровья и проблема адаптации первоклассников к процессу обучения в условиях севера / О. И. Артёменко, Т. А. Цехмистренко // Матер, межд. конгр. М.-2004−4.1-С. 75.
  7. Р.И. Индивидуально-типологические особенности морфофункционального развития мальчиков в онтогенезе / Р. И. Айзман, Л. А. Гиренко, В. Б. Рубанович // Физиология человека, 2003.-№ 3.-С. 48−53.
  8. .Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: Дис.. канд. пед. наук / Б. Г. Акчурин Уфа, 1996. — 132 с.
  9. Алборов З. Ц Адаптация слушателей военно-медицинского института с различным уровнем физической подготовленности к условиям профессионального обучения: Автореф. дис.канд.мед.наук / З. Ц. Алборов Волгоград, 2004.- 26 с.
  10. Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л. Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры, 2002. -№ 2. С. 47−54.
  11. Г. Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г. Л. Апанасенко, Р. Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. — 1988. -№ 4.-С. 29−31.
  12. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков -Киев: Здоровья, 1989. 79 с.
  13. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека / Г. Л. Апанасенко // СПб: МГП Петрополис, — МГП, 1992, — 123 с.
  14. Г. Л. Медицинская валеология. / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова Ростов-на-Д: Феникс, 2000. — 248 с.
  15. Г. Л. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы // Теория и практика физической культуры, 2001. -№ 6. С. 2−8.
  16. В.Н. Физиологические факторы, определяющие физическую работоспособность: Метод, разработка для студентов М., 1989. — 34 с.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. / Физич. культура в школе, 1985. № 3 — С. 60−62- № 4-С. 58−61.
  18. Е.А. Критерии комплексной оценки здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях разных видов / Е. А. Бабенкова, Г. Н. Лезжова // Матер межд. конгр. -М., 4.1- 93 с.
  19. Бадалов О Ю. Опыт работы по формированию положительной мотивации у детей на ведение здорового образа жизни // Здор., обучен., воспит, дет, и молод, в XXI веке.: Матер.междунар. конгр. М., 4.1 — 2004, — 97 с.
  20. В.К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожнов Киев: Здоровья, 1987. — 224 с.
  21. В.К. Физическая культура для всех и для каждого /В.К. Бальсевич — М.- Физкультура и спорт, 1998. 88 с.
  22. В.К. Переспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитанияметодологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 4. — 21с.
  23. А.Н. Особенности физического развития детей школьного возраста / А. Н. Бараева, JI.B. Кайкова, А.Н. Каменщикова// Сб. ст. М., 1997.- С.101−106
  24. А. А. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / А. А. Баранов М., 1998. — 333 с.
  25. А.А. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руков. для врачей.// 1999.-С. 266.
  26. P.M. Автоматизированный прогностический комплекс «Вита-90» в системе массовых донозологических обследований населения / P.M. Баевский, P.M. Берсенева, А. П. Вакулин // Республ. сб. науч. тр.- М., 1992.- С. 126−136.
  27. Н.К. Состояние здоровья и образ жизни современных подростков // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке / Н. К. Барсукова, П. И. Храмцов: Матер, междунар. конгр, — М., 2004. С. 116−117.
  28. JI.H. Кораблёва О. В. Здоровый образ жизни студентов. / JI.H. Батракова, О. В. Кораблёва. // Матер. 1У междунар.науч.-метод.конф М., 2000.-Ч. 2.- 22 с.
  29. М.М. Физиология развития ребёнка. / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер М.: Образование, 2000 — 319 с.
  30. В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: 2-е изд/В.И. Белов-М.: Химия, 1994. 400 с.
  31. О.В. Стратегия управления здоровьем детского населения, проживающего в неблагоприятных условиях окружающей среды. / О. В. Бердник, В. Ю Зайковская // Матер.междун. науч. конгр -М., 2004. 4.1 138 с.
  32. JI.M. Способ определения биологического возраста человека /Л.М. Белозёрова Патент № 2 102 924, 12 января, 1998 -С. 12.
  33. Л.М. Методы определения биологического возраста по умственной и физической работоспособности / Л. М. Белозёрова Пермь, 2000. — 60 с.
  34. В.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания: Автореф.дис.канд.пед.наук / В. Н. Беленов -Самара, 2000.- 18 с.
  35. А.И. Физическая подготовка учащихся старшего школьного возраста различных конституционных типов: Автореф. дис.канд.пед.наук / А. И. Беляев -Волгоград, 2000. -24 с.
  36. .Г. Использование плавания с целью повышения работоспособности людей среднего и старшего возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Б. Г. Беляев Л., 1987. — 22 с.
  37. Е.Ю. Донозологический скрининг школьников / Е. Ю. Берсенев // Материалы X междунар. симпоз М., 2001С. 65.
  38. JI.A. Оптимизация двигательного режима учащихся младшего школьного возраста в учебных заведениях нового типа / JI.A. Березина: Автореф. дис. канд. пед. наук -Волгоград, 2003 — 24 с.
  39. Л.Ф. Факторы риска, их значение для состояния детей и подростков и обоснование профилактических мероприятий // Здоровье, обучение, воспитание детей и моложёжи в XXI веке / Л. Ф. Берешков: Матер, междунар. конгр.- М., 2004.- С. 140.
  40. Д. А. Возрастные особенности формирования спортивно-технических навыков у пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ: Автореф. дис. канд.пед.наук / Д. А. Биневский М., 1993.- 24 с.
  41. Ю.Н. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников общеобразовательной школы / Ю. Н. Бирюкова // Здоровье, обучение, воспитание, детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр -М., 2004, 4.1 С. 150.
  42. В.А. Дифференцированный подход в физкультурном образовании младших школьников: Автореф. дис. канд.пед.наук / В. А. Богданова -Тюмень, 2001. — 20 с.
  43. В.И. Состояние здоровья детей свидетельствует об истощении адаптационных резервов человека // Здоровье, обучение, воспитание, детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. -М., 2004. Ч.1-С. 175
  44. С.Б. Вопросы методологии развития физической культуры // Здоровье, обучение, воспитание, детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр.-М., 2004. Ч.1-С. 175.
  45. Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н. Ж. Булгакова М.: Физкульт. и спорт, — 1978.- 152с.
  46. П.В. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решения / П. В. Бундзен, Р. Д. Дибнер // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5−6. — С. 6−12.
  47. JI.C. Здоровье продолжительность жизни / JT.C. Бурмин — Фрунзе: Кыргызстан, 1990. — 152 с.
  48. Бутченко J1.A. К проблеме нормы в спортивной медицине / JT.A. Бутченко, B.JI. Бутченко // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 3. — С. 17−18.
  49. B.C. Теория и практика формирования потребности в физическом самовоспитании у школьников / B.C. Быков -Физич. культура: воспитание, образование, тренировка, 2000.-№ 1 С.2−7.
  50. Ю.Н. «Президентские соревнования». / Ю. Н. Вавилов, Е. П. Какорина, К. Ю. Вавилов // Физкульт. в школе, 1997. № 6 — С.51−57.
  51. Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни / Э. Н. Вайнер // Валеология, 1998. № 3. — С. 17−23.
  52. Э.Р. Формирование здорового образа жизни современных школьников. / Э. Р. Вайнер // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке Матер, междунар. конгр, 2004.-4.1 — С. 184.
  53. В.В. Социально-гигиенические аспекты формирования здоровья детей Пензенской области /В.В. Васильев // Матер, четвёртой междунар. научн.-конф Рязань, 2001. — С. 114−115.
  54. А.А. Гормоны и спортивная работоспособность / А. А. Виру, П. К. Кырге М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 159.
  55. В.А. Проблемы обучения здоровью в школе / В. А. Вишневский II Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке: Матер междунар. конгр. М., 2004. — С. 200.
  56. JI.B. Система направленного развития физических способностей учащихся в различные возрастные периоды: Автореф. дис. д-ра пед. наук/ JI.B. Волков -М., 1984. — 40 с.
  57. JI.B. Обучение и воспитание юного спортсмена / JI.B. Волков, В. П. Филин Киев: Здоровья, 1984, — 143 с.
  58. JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский- Под ред. В. В. Давыдова М., Педагогика — Пресс, 1999. — 536 с.
  59. А.Г. Физическое развитие и гемодинамика подростков Нагорного Карабаха за последние 15 лет / А. Г. Галастян, А.Б.
  60. , С.М. Минасян // Физиология человека, 2003. № 3. -С.60−65
  61. А. В. Формирование физической культуры и здорового образа жизни у студентов высших учебных заведений: Автореф.дис. канд. пед. наук / А. В. Герасимова -М., 2000.- 19 с.
  62. Гиподинамия как одна из причин заболеваний детей. / Т. Б. Козырева, Н. И. Лапшова, Л. В. Ткаль, и др. // Здоровье, обучение, воспитание, детей и молодёжи В XXI веке: Матер междунар. конгр. М., 2004. — 4.2 — С. 56.
  63. Г. А. Психическое здоровье и социально-психологическая адаптация школьников / Г. А. Гончарова, О. В. Даниленко // Здоровье обучение, воспитание, детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. — М., 2004.- 4.1 С 261.
  64. В.И. Концепция физкультурного образования в материалах нового сборника научных трудов СПбГАФК / В. И. Григорьев // Теория и практика физической культуры 1998. -№ 1.-С. 60.
  65. В.П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта / В. П. Губа // Теория и практика физ. культуры, 2000.- № 9.-С. 28−31.
  66. Д.В. Дифференциальный подход при развитии специальных физических качеств и оздоровлении подростков 12−14 лет, занимающихся в секциях по баскетболу: Автореф.дис. канд. пед. наук. / Д. В. Губа М., 2003. — 22 с.
  67. В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различныевиды спорта: Автореферат, дис. д-ра. пед. наук / В. П. Губа М.: ВНИИФК, 1997. -С. 49.
  68. А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовленности детей школьного возраста: Автореф. дис. д-ра пед. наук / А. А. Гужалевский М., 1979.- 26 с.
  69. А.А. Физическая подготовка школьника / А. А. Гужалевский Челябинск, 1980.- 151 с.
  70. JI.A. Особенности физического развития первоклассников крупного промышленного города / Л. А. Давыденкова // Матер, шест, республ. науч.-практ. конф.-Рязань, 2002.-С 134.
  71. Л.А. Образ жизни школьника как составляющая социально-гигиенического мониторинга // Здоровье, образование, воспитание детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. -М., 2004, 4.1 С. 309.
  72. Н.В. Физиологическая оценка риска развития скрытых нарушений осанки, их профилактика и коррекция на основе биоуправления у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.канд. мед. наук / Н. В. Давыденкова Волгоград, 2003.-21 с.
  73. Л.П. Создание условий педагогическими средствами для охраны и формирования здоровья школьников // Здоровье образование, воспитание, детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. -М., 2004, 4.1 С. 352.
  74. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребёнка / К. П. Дорожнова М.: Медицина, 1983. -158 с.
  75. Н.Б. Физиологическая подготовка школьников 1−6 классов на основе учёта полового диморфизма: Автореф. дис.канд.пед.наук / Н. Б. Доронина Майкоп, 2001.- 22 с.
  76. Р.Н. Соматические типы развития детей и подростков: Автореф. дис. .д-ра мед. наук / Р. Н. Дорохов М., 1989. — 44 с.
  77. Р.Н. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена: Уч. пос. Смоленск: СГИФК, 1995. — С. 21−44.
  78. Ю.Е. Гигиеническая характеристика условий обучения учащихся общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля / Ю. Е. Дременкова, А. А. Ляпкало // Межрегион, сб. науч. тр. Рязань, 2002.- С. 76.
  79. С.П. Опыт преподавания дополнительных глав общетеоретических профессиональных дисциплин в системе высшего и профессионального образования / С. П. Евсеев // Теория и практика физической культуры, 1998. № 11,12. — С. 32−33.
  80. В.Н. К вопросу об организации учебных занятий по физическому воспитанию студентов с ослабленным здоровьем / В. Н. Егоров, И. Б. Губанцева // Тез. 1У междунар.науч.конф.-М., 2000.-Ч 1.-С. 205.
  81. Л.А. Актуальные аспекты комплексной оценки здоровья детей // Здоровье, обучение, воспитание, детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. М., 4.1 — 2004. -С. 384.
  82. В.М. Основы спортивной метрологии / В. М. Зациорский М.: Физкультура и спорт, 1982. — 258 с.
  83. В.В. Динамика физического развития студентов / В. В. Зобков // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 7. -С. 14−15.
  84. Е.М. Социально-педагогические аспекты развития массовой физической культуры в Республике Беларусь: Автореф. дис.. канд. пед. наук/Е.М. Иванова Минск, 1998. -20 с.
  85. А.Б. Использование физических упражнений для коррекции психического состояния и личности человека / А. Б. Ильин // Матер, междунар. конгр. М., 2004.- 4.1 — С. 435.
  86. Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособ. для студ / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, II.А. Литвинова М.: ВЛАДОС, 2000.- 192 с.
  87. А.Н. Дифференцированная оценка физической подготовленности школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. Н. Каинов Волгоград, 2004. — 24 с.
  88. Ф.М. Территориальные особенности структурных изменений состояния здоровья детей / Ф. М. Камаев // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. М., 2004. — 4.1 — С. 457.
  89. Е.И. Гигиеническое обоснование и оценка эффективности оздоровления обучающихся в общеобразовательном учреждении: Дис. канд. мед. наук / Е. И. Калинченко Волгоград, 2002. — С. 24−35.
  90. И.А. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов / И. А. Камаев, М. С
  91. , Т.В. Поздеева // Здравоохранение РФ, 2002 № 1- С. 26−29.
  92. JI.C. Статистическая обработка лабораторных и клинических данных / JI.C. Каминский JL, 1964.- 6 с .
  93. М.А. Проблема формирования специальной подготовки юных пловцов на этапах многолетней тренировки: Автореф.дис.канд.пед.наук / М. А. Карпов Челябинск, 2001.31 с.
  94. В.А. Формирование у учащихся ценностных ориентаций на физкультурно-спортивную деятельность в специализированных классах общеобразовательной школы: Автореф. дис.канд.пед.наук / В. А. Киселев Петрозаводск, 2000.- 14 с.
  95. В.А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов /
  96. B.А. Коваленко // Физическая культура и спорт в Российской Федерации: Сб. науч. тр. М.: Полиграф-сервис, 2002. — С. 4346.
  97. В.В. Коррекция дизадаптационных процессов у интенсивно тренирующихся юных спортсменов на принципах биоуправления / В. В. Колымажнов, С. Н. Кучкин, Н. Н. Сентябрев и др. // Матер.конф.- СПб., 1999. С. 181.
  98. Конституциональный подход как основа здоровьесберегающих технологий / И. Е. Бобошко, JT.A. Жданова, Е. В. Шелкопляс, Н. Н. Нежкина // Здоровье, обучение, воспитание, детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр М., 2004, 4.11. C.154.
  99. Д.В. Повышение качества показателей индивидуального физического развития на основе плавательнойподготовки детей младшего школьного возраста: Автореф.дис. канд.пед.наук / Д.В. Коровин-М., 2001. С. 13−15.
  100. Е.А. Оптимизация учебного процесса по физкультуре в школе на основе технологии дифференцированного физического образования школьников: Автореф.дис.д-ра пед. наук / Е. А. Короткова Омск, 2000.45 с.
  101. Н.В. Использование для целей мониторинга скрининговой оценки физического развития школьников / Н. В. Котова, М. В. Кувшинов // Матер. У 11 науч.-практ. конф. -Рязань, 2003.- С.30−32.
  102. А.Д. Динамика роста и развития школьников, г. Краснодара за 30 лет / А. Д. Корнеенков // Матер, четвертой межрегион, науч.-практ. конф. Рязань, 2001.- С.102−104.
  103. А.А. Формирование здорового образа жизни у школьников Беларуси. / А. А. Крюкова, Г. Д. Лосева, A.M. Давыдюк, Г. М. Тарантаева // Здоровье, обучение, воспитание, детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. М., 2004. -4.2 — С. 128.
  104. А.А. Комплексная система подготовки школьников в различных видах лёгкой атлетике: Автореф. дис. д-ра. пед. наук-М., 1994.-48 с.
  105. B.C. Курс «педагогического совершенствования» как средство профессионально-творческой подготовки учителей физической культуры / B.C. Кузьмин // Теория и практика физической культуры, 1998. № 11, 12. — С. 18−19.
  106. З.И. Развитие двигательных качеств школьников / З.И. Кузнецова-М.: Просвещение, 1967.- 204 с.
  107. В.К. Влияние различных двигательных режимов на учебную деятельность, состояние здоровья и физическую подготовленность студентов / В. К. Кузнецов, В. И. Нюхин // Теория и практика физической культуры, 1989. № 1. — С. 26−27.
  108. Н.М. Формирование интереса к занятиям физической культурой сельских школьников: Автореф.дис.канд.пед.наук / Н. М. Куликов Челябинск, 2000. -22 с.
  109. К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. — 2-е изд. Доп., перераб. / К. Купер М.: Физкультура и спорт, 1989. 224 с.
  110. С.П. Аэробная производительность и методы её повышения / С. Н. Кучкин, С. А. Бакулин Волгоград: Волгогр. правда, 1985.- 128 с.
  111. С.Н. Оценка уровня здоровья и функционального состояния диагностика и защита от стресса / С. Н. Кучкин, Н. Н. Сентябрёв, А. А. Шамардин // Сб. метод., материалов -Волгоград: ВГАФК, 1998.- С. 91.
  112. В.Р. Изучение образа жизни школьников как фактора риска возникновения неинфекционных заболеваний / В. Р. Кучма: Методические рекомендации М., 1998. — 18 с.
  113. В.Р. Организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены детей и подростков / В. Р. Кучма, Т. Ю. Вишневецкая М., 1998.- С. 109 -122.
  114. В.Р. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков /В.Р. Кучма М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000, — 608 с.
  115. В.Р. Сертификат специалиста по гигиене детей и подростков: Руководство для врачей' / В. Р. Кучма, Т. Ю. Вишневецкая М., 2000. — 141 с.
  116. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетия / В. Р. Кучма М., 2001 — С. 94−96, 172−173, 352.
  117. В.Р. От школьной гигиены к гигиене детей и подростков / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, К. Э Павлович // Гигиена и санитария, 2004. № 5. — С. 82−85.
  118. .Х. Методика комплексной оценки показателей здоровья: Учеб. пос./ Б. Х. Ланда Казань: Школа, 1999. — 117 с.
  119. Н.И. Формирование здоровья населения малого города в связи с эколого-гигиенической ситуацией / Н. И. Латышевская, М. Д. Ковалёва, А. Г. Филиппов // Матер. У11 республ. науч.-прак. Конф.- Рязань, 2003 С.57−59.
  120. М.М. Контроль двигательной активности школьников 12−13 лет на основе комплексной оценки физической подготовленности: Автореф. дис.канд.пед. наук / М. М. Лебедева Малаховка, 2001, — 3−4 с.
  121. Е.И. Дифференцированная физическая подготовка мальчиков среднего школьного возраста на уроках физической культуры: Автореф. дис.канд.пед.наук / Е. И. Лебедева -Волгоград, 2004, — 25 с.
  122. А.О. Технология воспитания силовых способностей у детей 12−14 лет при помощи компьютерно-тренажёрного комплекса: Автореф. дис.канд.пед.наук / А. О. Лёшин -Смоленск, 2002.- 25 с.
  123. , П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт М., 1951.- С. 45−46.
  124. В.Г. Оценка по комплексу показателей // Физическая культура в школе / В. Г. Липатов, 2000. № 7. — С. 44−45.
  125. Е.Н. Совершенствование учебно-воспитательного процесса по физической культуре / Е. Н. Литвинов // Современные аспекты физического воспитания школьников: Сб. науч. тр. -М., 1985.-С. 51−54.
  126. Е.Н. Затраты окупятся с лихвой. Тестирование двигательной подготовленности школьников / Е. Н. Литвинов // Физич. культура в школе, 1993. № 6 -С. 24−27.
  127. Е.В. Сохранение психического здоровья как условие социальной адаптации школьников / Е. В. Логутова // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке: матер, междунар. конгр.- М., 2004. 4.2 — С. 205−206.
  128. А.В. Молодёжь и физическая культура / А.В.- Лотоненко М. :ФОН, 1996. — 317 с.
  129. Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 1993. № 5.- С. 15−18.
  130. Лях В. И. Выносливость: основы измерения и методика развития / В. И. Лях и др. // Физическая культура в школе, 1998. -№ 1.-С. 7−15.
  131. Лях В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996. № 1. — С. 5−10.
  132. А.Ю. Состояние здоровья и факторы риска развития заболеваний среди учащихся начального этапа обучения г. Москвы // Здоровье обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. М., 2004. — 4.2 — С. 233.
  133. А.Г. Методика применения нетрадиционных оздоровительных средств на уроках физической культуры с младшими школьниками: Автореф.канд.пед. наук / А. Г. Мастеров Волгоград, 2002. — 24 с.
  134. Мандриков В. Б. Биологический возраст студенток Волгоградской медицин-ской академии / В. Б. Мандриков // Тез. докл науч.-практ. конф. Волгоград, 2001. — С. 54−56.
  135. А.П. Теоретико-методические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук / А. П. Матвеев, 1997. 202с.
  136. Медико-социальная характеристика факторов риска заболеваний и отклонений у школьников / Ю. В. Черненков, З. В. Сердюкова, Л. Б. Вагапова и др. // Здор., обуч., восп. дет. и молод, в XXI веке: Матер междунар. конгр. М., 2004. — Ч. З- С. 303
  137. Т.М. Научно- методическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва / Т. М. Мелихова Челябинск: Урал ГАФК, 1999.- 168 с.
  138. , А.А. Спортивная медицина / А. А. Минх М., 1957. -228 с.
  139. М.М. Гигиеническое обоснование экспериментальной программы по физическому воспитанию в специальном учебном отделении для студентов медицинского вуза: Дис. канд. мед. наук / М. М. Мицулина Волгоград, 2003.- С.10−38.
  140. Р.Е. Проблемы юношеского спорта: Сб. / Р. Е. Мотылянская М.: ФиС, 1958. — 189 с.
  141. Т.В. Особенности формирования состояния здоровья детей раннего школьного возраста в зависимости от влияния учебных нагрузок: Автореф.дис.канд.мед.наук / Т. В. Мякишева Смоленск, 2000. — 22 с.
  142. В.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков / В. А. Нестеров Хабаровск: Издат-во ДВГАФК, 2001. — 80 с.
  143. .А. Конституция человека / Б. А. Никитюк: ВИНИТИ. М., 1991.- 149 с. — (итоги науки и техники).150.0нищенко Г. Г. Здоровые дети России в XXI веке. / Г. Г. Онищенко, А. А. Баранов, В. Р. Кучма, ФЦГСЭН Мин.здрав. Рос. -М., 2000.- 159 с.
  144. В.П. Особенности физического и полового развития школьников с различным профилем обучения / В. П. Осотова // Гигиена и санитария. 1998. — № 1.- С. 44−46.
  145. Оценка уровня физического развития, функционального состояния и физической подготовленности школьников. /В.Б. Мандриков, В. В. Неумоин, Е. С. Новак, Е.С. Верстаков' // Тр. всерос.научн. конф. Казань, 1994.- С. 210−212.
  146. Л.Г. Гармонизация физического и умственного развития младших школьников в процессе физкультурного образования: Автореф.дис.канд. пед. наук / Л. Г. Пащенко — Омск, 2000.-24 с.
  147. В.П. Валеология перспективное научно-педагогическое направление XXI века / В. П. Петленко, Н. Г. Давиденко // Теория и практика физической культуры, 2001. — № 6.-С. 9−13.
  148. В.И. Образ жизни студентов медиков как фактор риска здоровью / В. И. Петров, Н. И. Латышевская // Тез.междунар. науч.-практ.конф. М., 1999 — С. 10.
  149. Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова — Киев: Здоровье, 1986. 152 с.
  150. Психологический портрет студента как здоровьесберегающая основа социально-гигиенического мониторинга. / К. С. Жижин, И. С. Дронов, А. Р. Квасов, А. Ф. Степаненко // Матер.межд.конгр. М., 2004. — 390 с.
  151. С.Д. Экспресс-оценка физического здоровья в детской практике / С. Д. Поляков, М. Н. Кузнецова, И. Т. Корнеева и др. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. М., 2004. — С. 391.
  152. Г. Н. Личностно ориентированное обучение как фактор совершенствования подготовки специалиста по физической культуре / Г. Н. Пономарёв // Теория и практика физической культуры, 1997. № 12. — С. 32−35.
  153. JI.JI. Физическое воспитание как фактор, формирующий здоровье школьников. / Л. Л. Попова, Н. О. Кочева, Н. В. Рябова // Тез. докл. всерос. науч.-практ.конф. — Ангарск, 1997.-С. 105−107.
  154. В.М. Анализ функции и учёт эффективности лечения в практической работе по лечебной физической культуре / В. М. Протасов Казань: ТАН, 1992. — 117 с.
  155. И.В. Состояние здоровья современных подростков / И. В. Пляскина // Соврем, подросток: Матер, конф. М., 2001. -С. 260−263.
  156. Е.В. Типы морфофункциональных изменений сердца у пловцов в процессе адаптации организма к тренировочным нагрузкам: Автореф. дис. канд.мед.наук / Е. В. Ратис Самара, 2000. — 24 с.
  157. Ю.А. Научные проблемы совершенствования социально-гигиенического мониторинга / Ю. А. Рахманин, С. М. Новиков, Н. В. Русаков // Гигиена и санитария, 2004.- № 5. — С. 45.
  158. М.А. Формирование физических качеств у школьников в условиях учебно-тренировочного процесса / М. А. Родин -Кемерово: Изд-во гос. ун-та, 2001.- 153 с.
  159. В.А. Использование показателей биологического возраста для оптимизации лечебно-профилактическихмероприятий в войсках: Уч.-метод. пос. / В. А. Решетников, В. В. Гриценир, Б. П. Широков Саратов, 2000. — 24 с.
  160. В.Б. Адаптация организма школьника к физическим нагрузкам в зависимости от соматотипа и двигательной активности / В. Б. Рубанович // Мат. 4 съезда физиков Сибири Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2002. — С. 242 -243.
  161. М.А. Современные подходы к коррекционно-профилактической работе с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата. / Матер, межд. конгр. // Здор. Обуч., восп. дет и молод, в XXI веке. Ч. 3, 2004 — С. 68.
  162. Г. Х. Физиолого-гигиенические и педагогические основы организации обучения. / Г. Х. Самигуллин // Здоровье Обучение, воспитание детей и молодёжи В XXI веке: Матер, междунар. конгр. М., 2004. — Ч.З. — С. 87.
  163. И.Р. О необходимости подготовки студентов к валеологической работе / И. Р. Самойлова, Е. С. Дворягина, Т. В. Белинский // Здоровье, обучение, воспитание, детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. М., 2004. — Ч.З. -С. 91.
  164. М.Ф. Медико-биологические аспекты физического развития школьников и студентов / М. Ф. Сауткин // Физкультура и спорт, 1991. № 2 — С. 16.
  165. В.Н. Теоретическая подготовка специалистов по физическому воспитанию / В. Н. Селуянов, А. В. Зубков // Теория и практика физической культуры, 1994. № 12. — С. 9−12.
  166. В.Н. Принципы построения физической подготовки в оздоровительной физической культуре / В. Н. Селуянов // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы:
  167. Тез. Докл. Междунар. Конгресса.- М.: Физкультура, образование и наука, 1998. Т.2. — С. 536−537.
  168. А.А. Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания: Автореф. дис.канд. пед. наук / А. А. Серёгин Якутск, 2003.- 24 с.
  169. Современные проблемы ведения и совершенствования социально-гигиенического мониторинга / Г. Г. Онищенко, Н. В. Шестопалов, В. П. Самошкина, Н. Я. Лиде // Гигиена и санитария, 2004. С. 3−4.0
  170. В.К. Теоретико-методические аспекты индивидуальной направленности занятий оздоровительной физической культурой школьников: Автореф. дис.канд.пед.наук / В. К. Спирин М., 2003. — 24 с.
  171. Г. Н. Гигиена детей и подростков / Г. Н. Сердюковская, А. Г. Сухарева М., 1986. — 245 с.
  172. Соколова Н. В Оценка состояния здоровья подростков допризывного возраста / Н. В. Соколова, И. К. Рапопорт, И. Б. Ушаков // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. М., 2004 — Ч.З. — С. 149.
  173. , Л.П. Штрихи к психологическому «портрету» подростка, проживающего в крупном промышленном городе / Л. П. Сливина // Мат. Конф. М., 2001.- С.303−306.
  174. Л.П. Медико-демографические характеристики популяционного здоровья на урбанизированных территориях волгоградского региона / Л. П. Сливина // Межрегион, сб. науч. тр. Рязань, 2002. — С. 197.
  175. Сливина Л. П. Оценка физического здоровья школьников в связи с экологическими особенностями территории проживания
  176. Л.П. Сливина // Мат. пятой республ. науч.-практ. конф. -Рязань, 2002.- С. 82.
  177. Г. И. Объективная и субъективная оценка здоровья школьников / Г. И. Стунеева // Матер, четверт. межрегион, науч.-практ. конф Рязань, 2002, — С. 104−105.
  178. С.В. Научно-методические основы физической подготовки каратистов 12−15 лет: Автореф. дис.канд. пед. наук. / С. В. Степанов Краснодар, 2001 — 31 с.
  179. Г. И. Медицинские аспекты профессиональной пригодности старшеклассников / Г. И. Стунеева, Т. В. Кузнецова // Материалы 8 республ. науч.-практ. конф. // Рязань, 2004.-4.1.-С. 306−308.
  180. Н.Н. Физическое развитие детей и подростков к концу XX века связь с биологическими и социально-гигиеническими факторами: Автореф. дис. д-ра мед. наук. / Н. Н. Суханова М., 1996. — 4 с.
  181. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев М.: Медицина, 1991.- С. 156−158.
  182. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев М.: Медицина, 1991.- 270 с.
  183. А.Г. Методология мониторинга образовательной среды и здоровья школьников / А. Г. Сухарев, Л. Ф. Игнатова // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. М., 2004. — Ч.З. — С. 179.
  184. Л.М. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков / Л. М. Сухарева, И. К. Рапопорт, И. В. Звездина // Гигиена и санитария, 2002.- № 3. С. 52−55.
  185. Л.М. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке» / Л. М. Сухарева, К. Э. Павлович и др. // Гигиена и санитария, 2004. № 5. — С. 80−82.
  186. Е.А. Нормативная оценка физического развития и физической подготовленности пловцов и школьников 12−16 лет. / Автореф. дис. канд. пед. наук. // М., — 2002. — С. 24.
  187. В.А. Индивидуальная подготовка боксёров в спорте высших достижений: Автореф. дис. д-ра пед. наук / В. А. Таймазов СПб., 1997. — 24 с.
  188. А.В. Анализ современных целевых установок по вопросу о содержании и наиболее эффективных / А. В. Тертычный // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. М., 2004. — Ч.З. — 68 с.
  189. С.Б. Детская спортивная медицина. / С. Б. Тихвинский, С.В. Хрущёв-М.: Медицина, 1991. 245 с.
  190. А.Г. Физическое развитие детей и подростков / А. Г. Трушкин Ростов-н-Д: Изд-во Ростов гос. пед. ун-та, 2000.-С.37−39.
  191. Физкультурные здоровьесберегающие технологии в системе образования. / Н. Н. Нежкина, JI.A. Жданова, И. Е. Бобошко и др. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. М., 2004. — 4.2 — С. 326.
  192. Физкультура в режиме продлённого дня школы / С. В. Хрущёв, А. Д. Дубогай, В. А. Шаповалова, В. Г. Мигулёва М.: Физкультура и спорт, 1986. — 112 с.
  193. В.И. Педагогическая система физической подготовки боксёров: Автореф. дис. д-ра .пед. наук / В. И. Филимонов СПб., 2003. — 24 с.
  194. В.П. Проблема совершенствования двигательных качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дис. д-ра мед. наук / В. П. Филин М., 1970.- 187 с.
  195. B.C. Проблема измерения здоровья на основе учёта развития адаптационных свойств организма / B.C. Фомин // Теория и практика физической культуры, 1996. № 7. — С. 18−23.
  196. А.Г. Оздоровительная физическая культура: понятие, структура / А. Г. Фурманов, JI.H. Кривцун-Левшина //
  197. Проблемы оздоровления населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: Тез. докл. республ. науч.-практ. конф. Минск: Четыре четверти, 1996.-С. 27.
  198. Р.А. Физическая культура в вузе / Р. А. Хайрулин // Казань: КФЭИ, 1996. 78 с.
  199. Хамаганова Т. Г Соотносительная роль наследственности в средовых факторов в развитии детей и подростков / Т. Г. Хамаганова, Е. В. Уварова // Гигиена и санитария, 1981. № 10. -С. 25−28.
  200. И.В. Психофизиологические и соматометрические корреляции эффективности сенсомоторной операторской деятельности: Автореф. Дис.. канд. мед. наук / И. В. Хвастунова Волгоград, 2003. — 26 с.
  201. А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебн. пос. для студ. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фербер -М.: Просвещение, 1990, — 320 с.
  202. Хрущёв, С.В. Экспресс-оценка физического здоровья школьников: Практ.пособ./ С. В. Хрущев, С. Д. Поляков -М., 1999. 36 с.
  203. В.Г. Принципы коррекции негативных для здоровья школьников факторов образовательной среды / В. Г. Чайцева, Т. Н. Григорьева // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке: Матер, междунар. конгр. М., 2004. -Ч.З. — С. 292.
  204. Г. М. Построение тренировочных нагрузок юных гребцов академистов 13−14 лет с учётом их индивидуальных особенностей: Автореф. дис.канд. пед. наук / Г. М. Черкасов -М, 2001.- 31 с.
  205. А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А. В. Чоговадзе, М. М. Рыжак // Теория и практика физической культуры, 1993. № 7. -С. 8−10.
  206. .Н. Профессионализм и соматическое здоровье // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы // Сб. матер. Междунар. конф. М.: МГУ, 2000. — 4.2 — С. 64−69.
  207. Шалаева ИЛО. Влияние индивидуально-дифференцированной системы дыхательных упражнений на функциональное состояние, физическую работоспособность и здоровье детей 5−7 летнего возраста: Автореф. дис.канд.биолог.наук / И.Ю. Шалаева- Волгоград, 2002. 24 с.
  208. Н.В. Состояние здоровья юных спортсменов и медико-организационные мероприятия по состоянию их заболеваемости: Дис. канд. мед. наук / Н. В. Шеставина -Курск, 1997, — 187 с.
  209. Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей: Автореф. дис.докт.биол.наук / Н. И. Шлык Казань, 1992.- С. 58.
  210. С.Ю. Оптимизация процесса физического воспитания младших школьников северных сельских районов: Автореф. дис.канд.пед.наук/ С.Ю. Щетина-Хабаровск, 2000.- 24 с.
  211. В.Г. Схемы клинической диагностики конституционных типов / В. Г. Штефко, А. Д. Островский М.: Медицина, 1929.- 158 с.
  212. Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников / Ю. А. Ямпольская // Рос. педиатрич. журн, 1998. № 1.- С. 9−11.
  213. Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария, 2000. № 1.- С. 65−68.
  214. Н.Н. Влияние спортивной тренировки на адаптивный резерв сердечно-сосудистой системы и функциональное состояние организма подростков / Н. Н. Ярощук, JI.A. Варич // Сб. ст. Томск, 2001.- С. 56−57.
  215. Ainsworth BE Haskell W L Leon F S Compedium in physical activities/ B.E. Ainsworth, W.L.Haskell, F.S.Leon // Med Sci Shjrt Extrc, 1992 vol 25. — P. 71- 80.
  216. Andrjneescu A Children anatomy bucuresti / A. Andrjneescu Ed Melicala, 1970.-280 p.
  217. Bernard V Ediecati on phisigue et sportive en millin schjldire polondis / V. Bernard // Rev Yg Sjs Vti, 1974.- vol 27, № 4.- P 243−253.
  218. Corbin S Physikcal Fitness in the К 12 curricuiun Some defensible solutions to perennial problems // Journal of Physicai Edication Recreation and Dance, 1988. — vol 7.- P. 24 — 27.
  219. Crum В J Conventional Thought and Practice in PE Problems of Teaching and Implications for Change // QUEST, 1993, № 45.- P. 339−356.
  220. Harlicek S Zavislost madzi lahkoaatletiikou vykonnostoou a telesnum rozvoiow v priebehu 4 roccni spoutovei pzipravy / S. Haricek // Teor/ ta praxe tefec vycb, 1972. № 4.- 34 p.
  221. Johncock С The development of fitness prjgramme at Reynelia East High School / C. Johncock //Achper National Journal, 1988.- № 120.- P. 31 -34.
  222. Jones D A Paker D F Round M Sacco P Sacco P Muscle strength in doys during chid nook and adolescence / D.A. Jones, D.F. Paker, M. Sacco, // J Physiol, 1989. № 15.
  223. Jurinova J. Metodicky Dopis / J. Jurinova.- Praga, 1982 -.P. 72 -79.
  224. Kohoutek M. Acta universitatis carolinae / M. Kohoutek, 1987.-№ 1 P. 39 — 58.
  225. Kraft R E Fitness tests are only for the fitness/ R.E. Kraft // The Physical Educator, 1989 № 1. P. 18 — 21.
  226. Lefevre J Reason Motor htrformance during adolescence and peak height velocity / J. Lefevre, G. Beunen, G. Steens, A. Claesseeus / Am hun Rid, 1990. № 5. P. 423- 435.
  227. Lollge H Recommendations and standard guidelines forse conf Jn ergometry // Jilice 1987. / H. Lollge — London: Acad Press, 1988.37 p.
  228. Mekota К Antropomotorika 11 Universita Palaskeho v Olomouci / K. Mekota, R. Kovar, J. Stepnicka- Praha, 1982.- 178p.
  229. Morgan WP Physical activity and mental health / WP Morgan // Academy Papers Champaign. HKP, 1994. P. 132 -145.
  230. Peyren Y Physical education for school children/ Y. Peyren // China sports, 1985.-N 7.- P. 22−24.
  231. Physical growth of swirs children from birth to 20 years of age / A. Prader, R.H. Largo, L. Molinari, C. Issler // Firrst Zurich longitudinal studi of growth a Develoment Basel Schway and Co AL, 1989.125 p.
  232. Sleap M. Physical activity patterns of primary school children Interim Report happy heart project / M. Sleap, P. Waburtjn// Health Education Authority Tomas Nelson and Sons Ltd, 1990.- 397 p.
  233. Smith PK Understanding childrens development / P.K. Smith. Oxford, 1991.- 448 p.
  234. Starosta W. Sennsitiv and critical periode in development of coordination abilities in children and youths/ W. Starosta, P. Hirtz // Biol. Sport, 1990.- Vol. 6, Suppl. P. 276 — 282.
  235. Williams L R Test evaluatioh and the conceptual approach/ L.R. Williams // В Z Journal of health Physical Eductional and Recreation, 1975.- № 8.- P. 30 36.
Заполнить форму текущей работой