1 Основные положения Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан РФ»
В 1991 году принят закон «О медицинском страховании граждан РФ», который определил не только дополнительный источник финансирования медицинских учреждений, но и ввел новую для социальной сферы форму экономических отношений.
Были установлены четыре субъекта обязательного медицинского страхования: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
В качестве страхователей и соответственно плательщиков страховых взносов были определены:
для работающих — предприятия, учреждения, организации и иные хозяйствующие субъекты всех форм собственности, для неработающего населения — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В качестве страховщиков выступают страховые медицинские организации с любыми, предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности. В законе подчеркивается, что страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения и что органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть их учредителями.
Медицинскими учреждениями в системе обязательного медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты и другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
Объем и виды медицинской помощи, финансируемые из средств обязательного медицинского страхования, определяются базовой и территориальными программами. Базовая программа разрабатывается Министерством здравоохранения Российской Федерации и утверждается Правительством Российской Федерации. На основе базовой программы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с имеющимися ресурсами утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объемы и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Деятельность субъектов по реализации программ обязательного медицинского страхования осуществляется на договорной основе.
Страхователь заключает договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией, в соответствии с которым страхователь обязуется своевременно и в полном объеме вносить установленный размер страхового взноса, а страховая медицинская организация организовывать и оплачивать медицинскую помощь, оказываемую застрахованным в объеме и на условиях, предусмотренных программами обязательного медицинского страхования.
Для выполнения взятых на себя обязательств страховая медицинская организация заключает с медицинским учреждением договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), в соответствии с которым медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь в рамках утвержденной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация осуществлять оплату и медико-экономический контроль объемов и качества предоставленной медицинской помощи.
В 1993 г. в Закон были введены дополнения, по которым для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), одной из основных функций которых является организация сбора страховых взносов.
В связи с тем, что на этапе введения обязательного медицинского страхования страховые медицинские организации были сформированы не во всех регионах, право выполнять функции страховщика и осуществлять взаимодействие с медицинскими учреждениями временно предоставлялось филиалам территориальных фондов. Возможность осуществления филиалами территориальных фондов функции страховщика стала одной из особенностей российской системы обязательного медицинского страхования.
Действующая в настоящее время в системе обязательного медицинского страхования схема финансирования представлена на рисунке 1.
Из поступивших от страхователей средств территориальный фонд обязательного медицинского страхования формирует страховой платеж страховой медицинской организации, размер которого в различных территориях определяется по разному. Имеют место случаи, когда размер страхового платежа непосредственно зависит от объема принятых к оплате счетов-фактур, что стимулирует необоснованный рост расходов на здравоохранение. Однако большинство территориальных фондов используют более прогрессивный метод и рассчитывают страховой платеж исходя из численности застрахованного конкретной страховой организацией населения и размера дифференцированного подушевого норматива, с одной стороны, побуждая страхоые медицинские организации к рациональному использованию средств, а с другой — нейтрализуя фактор половозрастной структуры застрахованного контингента.
Страховая медицинская организация (или филиал территориального фонда ОМС) производит оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным по программе обязательного медицинского страхования по согласованным тарифам.
2 Источники финансирования медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования Принятие Закона О медицинском страховании граждан в Российской Федерации преследовало несколько целей, одной из которых была попытка перехода от бюджетной системы финансирования здравоохранения к страховой.
Однако реализовать эту идею в полном объеме не удалось.
Политика, проводимая Федеральным правительством в настоящее время, направленная на придание большей хозяйственной самостоятельности регионам, практически выражается в стремлении перенести ответственность за содержание и развитие социальной сферы на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Надежды на улучшение положения в здравоохранении с введением обязательного медицинского страхования связывались с установлением дополнительного источника финансирования. Однако, в результате затянувшегося кризиса и других объективных и субъективных причин к настоящему времени существенно сократилась база исчисления страхового тарифа взносов на обязательное медицинское страхование и, как следствие, уменьшился вес законодательно установленного тарифа.
Кроме того, в Законе не были определены размер платежа и меры ответственности за неуплату страховых взносов на неработающее население. Привлечение личных средств граждан в качестве источника формирования бюджетов обязательного медицинского страхования также не предусматривалось.
Предполагалось, что органы местной власти, получив достаточно полномочий для определения приоритетных направлений в развитии экономики регионов, будут иметь возможность значительно больше уделять внимания и финансовых средств на поддержание и развитие здравоохранения. Однако свертывание производства, кризис неплатежей и другие негативные явления вынуждают местную админисрацию также уменьшать расходы на здравоохранение.