Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы финансов

Курс лекцийПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третий этап 1999;2001 гг. Период с 1999 г. по 2001 г. связан с началом экономического роста, который характеризуется увеличением таких макроэкономических показателей, как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт и валовый национальный доход. В этот период начинается объективный процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущей к увеличению поступлений в виде налогов… Читать ещё >

Основы финансов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве

Цель лекции: изучить концептуальные основы понятия финансы.

Основные вопросы:

1. Понятие финансов. Специфические признаки финансов.

2. Необходимость и природа финансов.

3. Функции финансов.

4. Взаимосвязь и взаимодействие финансов с другими экономическими категориями.

5. Финансовые ресурсы и фонды как материально-вещественные носители финансовых отношений.

1. Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением денежных средств в наличной или безналичной форме. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВ:

1) денежный характер;

2) распределительный характер;

3) фондовая форма существования;

4) директивный (обязательный) характер;

5) Безэквивалентное одностороннее движение стоимости в фондах.

2. Финансы исторически связывались с существованием государства, выполняющего определённые функции. Для обеспечения выполнения этих функций (государственная власть, управление, оборона, экономические и социальные функции) необходимы были денежные средства, сосредоточенные в централизованном фонде денежных средств. Посредством налогов, государственного кредита государство аккумулировало и использовало эти средства. Государство всегда является обязательным субъектом финансовых отношений.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Финансовые отношения порождаются общественными потребностями, а не деятельностью государства, которое само «есть продукт общества на определённой ступени развития» преувеличение роли государства в возникновении финансовых отношений теоретически неправомерно и практически может принести вред, если не будут учтены реальные условия хозяйствования.

Природа финансов вытекает из наличия товарно-денежных отношений и действия закона стоимости. Таким образом, финансы происходят их товарно-денежных отношений, являясь их следствием и одновременно содействуют их совершенствованию.

3. Функция «есть внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений». Вопросы сущности и функций финансов являются дискуссионными. В настоящее время существует 2 концепции финансов.

Сторонники распределительной концепции считают, что финансы возникают на II стадии общественного воcпроизводства — в процессе распределения стоимости общественного продукта в её денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования. Согласно (1) финансы выполняют 2 функции — распределительную и воспроизводственную.

Представители воспроизводственной концепции финансов рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, а не одной стадии. Финансы — категория всего воспроизводства в целом, так как все стадии тесно взаимосвязаны, финансы обслуживают все эти стадии и являются универсальным орудием контроля. Соответственно выделяются 3 функции финансов:

— образование денежных доходов и фондов;

— использование денежных доходов и фондов;

— контрольная.

Контрольная функция признаётся представителями обеих концепций.

Контрольная функция проявляется в финансовом контроле, но эти понятия нельзя отождествлять. Контрольная функция — внутреннее свойство финансов, а финансовый контроль — практическое использование функции.

Роль экономической категории значительно шире её функций. В отличие от функций, которые всегда постоянны и существуют до тех пор, пока существует сама экономическая категория, роль может быть различна и зависеть от реальных условий. Роль всегда конкретна и проявляется в реальных результатах; функция есть следствие научной абстракции, благодаря которой конкретные черты механизма действия категории представлены в обобщённом, абстрактном виде.

4. Финансы, участвуя в стоимостном распределении тесно связаны и взаимодействуют с другими экономическими категориями: ценой, кредитом, оплатой труда, страхованием.

Взаимосвязь экономических категорий, действующих на стадии стоимостного распределения, вызывает необходимость их комплексного использования в хозяйственной практике.

5. Финансовыми ресурсами являются образуемые государством, предприятиями денежные накопления и денежные фонды при распределении и перераспределении стоимости СОП.

Различают 2 стороны в понятии «финансовые ресурсы»:

1) ФАКТОРЫ РОСТА финансовых ресурсов:

1) повышение производительности труда;

2) повышение фондоотдачи, экономия текущих затрат;

3) пропорции деления СОП на ФВ и национальный доход (снижение материалоёмкости);

4) материально-вещенственная структура общественного производства (II подразделение);

5) переоценка основных фондов и изменения норм и сумм начисления амортизации.

2. Организация финансовой системы

Цель лекции: изучить состав звеньев финансовой системы.

Основные вопросы:

1. Понятие и состав финансовой системы.

2. Характеристика звеньев финансовой системы РК

3. Принципы организации финансовой системы.

1. Понятие «Финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих финансовые отношения. Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной взаимосвязью входящих в неё элементов, и тем, что ни одна из подсистем не может существовать самостоятельно. В финансах выделяются следующие подсистемы: налоговая, бюджетная, система финансовых планов.

В понятии «финансовая система» выделяются части и звенья. 3 части:

1. совокупность финансовых отношений;

2. совокупность фондов денежных средств;

3. финансовый аппарат управления.

2. В этом многообразии финансовых связей необходимо выделить сферы, отличающиеся друг от друга общими чертами. Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неоднозначны.

Общегосударственные финансы являются ведущим звеном финансовой системы. Роль данного звена во взаимосвязях всех элементов является определяющей: это выражается в финансовой политике государства и формах и методах её реализации.

Общегосударственные финансы включают отношения, выраженные в государственном бюджете, внебюджетных фондах и государственном кредите.

Государственный бюджет является финансовой базой любого государства и представляет собой централизованный фонд денежных средств. Основным его источником служат налоги (доля которых в ряде стран превышает 90%); средства бюджета используются на финансирование общегосударственных функций.

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных ресурсов, используемых государством на строго определённые цели и имеющие законодательно закреплённые источники формирования.

Государственный кредит включается в состав финансовой системы условно, так как кредитные отношения в корне отличаются от финансовых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечение устойчивости государственных финансов, расчёты по нему осуществляются за счёт бюджетных средств — это звено можно считать промежуточным, принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам. В качестве подзвена финансовой системы государственный кредит обеспечивает формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства, так как с помощью госкредитных методов государство мобилизует временно свободные денежные средства предприятий и населения.

Финансы хозяйствующих субъектов составляют основу финансовой системы, так как в сфере материального производства создаётся национальный доход, который является основным источником финансовых ресурсов. Это звено имеет 2 относительно самостоятельных подзвена.

Финансы населения является специфическим звеном финансовой системы. Население вступает в финансовые отношения с элементами первого и второго звена. Специфика финансов населения состоит в отсутствии двух характерных частей финансовой системы — фондовой формы и внешнего управления.

Совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов составляет вторую часть финансовой системы. Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступает финансовый аппарат управления. Каждому звену финансовой системы соответствует свой аппарат управления.

3. В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:

1) Демократизм и централизм проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов одновременно большие права и полномочия предоставлены местным органам.

2) Соблюдение национальных и региональных интересов — требования этого принципа призваны обеспечить национальное равноправие, социально приемлемый уровень развития регионов. Структура государственных финансовых органов соответствует административно-территориальному делению и национально-государственному устройству РК.

3) Единство финансовой системы предопределяется единой государственной финансовой политикой, проводимой государством через соответствующие органы. Управление базируется на единой законодательной и нормативно-правовой базе…

4) Принцип функционального назначения отдельных составляющих финансовой системы выражается в том, что каждое звено решает свои задачи, ему соответствует свой аппарат управления.

3. Финансовая политика и финансовый механизм

Цель лекции: изучить содержание и задачи финансовой политики.

Основные вопросы:

1. Содержание и задачи финансовой политики.

2. Типы финансовой политики.

3. Содержание и структура финансового механизма.

4. Понятие о финансовом планировании.

5. Управление финансами.

6. Сущность и классификация финансового контроля.

1. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. В процессе её выработки и реализации обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным инструментом воздействия на экономические и социальные процессы.

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:

1) выработка научно обоснованных концепций развития финансов (которые формируются на основе изучения требований объективных экономических законов, перспектив развития ПС и ПО);

2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

3) осуществление практических действий, направленных на достижение целей.

Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация государственных финансов с учётом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. На каждом конкретном этапе политика имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учётом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и ряда других факторов.

Задачи финансовой политики:

обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

выработка соответствующего финансового механизма и его развитие согласно изменениям целей и задач стратегии;

создание эффективной системы управления финансами.

2. Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить 3 её основные типа:

классическая;

регулирующая;

планово — директивная.

3. Эффективность и результативность экономической политики государства во многом зависит от соответствующего механизма её реализации. Финансовая политика является частью экономической политики и реализуется посредством финансового механизма. Финансовый механизм имеет довольно сложную структуру. Для её характеристики используется системный подход:

· подсистема — наиболее существенная движущая сила финансового механизма;

· блок — совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединённых по признаку общей целевой направленности;

· элемент — простейшая хозяйственная форма, через которую проявляются интересы участников общественного воспроизводства.

Финансовый механизм — это совокупность форм и методов организации финансовых отношений. Он преобразует намеченные государством финансовые мероприятия в конкретные результаты. От финансовой политики и финансового механизма как составных частей экономической политики и экономического механизма зависит нормальное течение процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированная политика, чётко налаженный синхронно работающий механизм способствует социально-экономическому развитию общества.

4. Финансовое планирование — это подсистема финансового механизма и важнейшая составная часть экономического и социального планирования. Его специфика состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме. Объектом финансового планирования является образование и распределение доходов и накоплений, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Содержание финансового планирования — заранее определённая возможность маневрирования экономическими процессами образования, распределения и перераспределения доходов и накоплений, формирование на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Задача финансового планирования — достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйствующих субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства.

Цели:

— определение источников формирования финансовых ресурсов и их общей величины;

— установление оптимальных пропорций распределения средств между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, отраслями экономики, регионами;

— определение конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов.

В основе финансового планирования лежат следующие принципы:

1) сочетание централизованного и децентрализованного подходов (при составлении финансовых планов централизованный подход сочетается с развитием инициативы на местах; единая финансовая политика сочетается с децентрализованным подходом и способствует активизации деятельности местных органов власти);

2) принцип единства выражается в тесной взаимосвязи финансового планирования с экономическим и социальным планированием, едиными финансовыми показателями (ставки налогов…);

3) принцип непрерывности финансового планирования предполагает тесную увязку перспективных и текущих планов.

В финансовом планировании используются следующие методы:

1) Метод экстраполяции состоит в определении финансовых показателей на основе установки их динамики. Расчёты производятся на базе достижений отчётного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста.

2) Нормативный метод предполагает определение финансовых показателей на основе установленных норм и нормативов.

3) Балансовый метод предусматривает согласование расходов с источниками их покрытия.

4) Программно-целевой метод как один из методов финансового прогнозирования предполагает расчёт финансовых показателей на основе научно-технических программ.

5) Многовариантность расчётов, выбор наилучших результатов предусматривает широкое использование экономико-математических методов.

Конечным результатом финансового планирования является составление финансовых планов. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причём его форма и структура отражает специфику соответствующего звена.

Финансовый план — это план образования и использования доходов и накоплений предприятий, отраслей, регионов и государства в целом; он показывает обеспеченность финансовыми ресурсами. Финансовый план должен быть дополнен механизмом его реализации (организационные формы управления, система экономических рычагов и стимулов, способы организации оборота ресурсов, правовой режим).

Система финансовых планов включает разные их виды. Классификация финансовых планов производится по ряду оснований:

· В зависимости от периода различают текущие и перспективные.

· В зависимости от широты охвата показателей (по объекту) финансовые планы делятся на первичные и сводные.

5. Управление — это совокупность приёмов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определённого результата, процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. В финансовой системе управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, рычагов и стимулов, а также санкций.

Следует различать 2 аспекта в управлении финансами: во 1-х, государство использует финансы, их формы в качестве инструментов, рычагов управления; во 2-х, сами финансы являются объектом управления.

Выделяют следующие взаимосвязанные элементы:

· Финансовая информация имеет большое значение для принятия решений с целью как научно обоснованного планирования, так и оперативного руководства всеми финансовыми процессами и осуществляется в форме бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности.

· Планирование занимает центральное место в управление и должно обеспечить сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, взаимосвязь производственных и финансовых показателей, увязку доходов и расходов, финансовых планов всех уровней управления экономикой.

· Организация означает слаженность, чёткость всех звеньев управления, высокую результативность финансового аппарата, чёткое распределение функций, ответственность и дисциплинированность.

· Регулирование — это маневрирование финансовыми ресурсами для выполнения плановых заданий; направлено на предупреждение и ликвидацию отклонений от намеченного результата и заключается в обеспечении пропорций и синхронности в деятельности.

· Контроль осуществляется на всех стадиях оперативного управления.

В основу организации управления финансами положены следующие принципы:

Ш демократизм;

Ш политический подход к хозяйственным вопросам;

Ш оптимальное сочетание экономических и административных методов управления;

Ш научность;

Ш согласованность централизованного, отраслевого и территориального управления;

Ш ответственность и преемственность управленческих решений.

6. Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку обоснованности стоимостного распределения СОП по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определённые цели. Его объектом являются процессы формирования доходов и накоплений, создание и использование денежных фондов.

Задачи финансового контроля (в которых раскрывается его содержание):

· проверка выполнения финансовых обязательств перед государством;

· проверка правильности использования предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их распоряжении денежных средств;

· проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, правил хранения денежных средств в кассах;

· выявление внутренних резервов производства;

· устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Принципы финансового контроля:

§ регулярность, повсеместность, универсальность;

§ превентивность;

§ действенность, реальность и гласность;

§ беспристрастность контроля;

§ независимость работников контрольных органов.

Классификация финансового контроля проводится по ряду оснований.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приёмы или способы, средства его осуществления.

В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности государственных органов финансового контроля развитых стран мира является контроль эффективности, основной целью которого является определение социально-экономического эффекта использования средств государства, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности использования бюджетных средств.

4. Финансы хозяйствующих субъектов

Цель лекции: изучить содержание, основы и особенности организации финансов хозсубъектов.

Основные вопросы:

1. Основы организации финансов хоз. субъектов.

2. Финансовые фонды предприятий.

3. Особенности формирования и использования производственных фондов.

4. Финансовые результаты деятельности предприятий.

5. Особенности финансов непроизводственной сферы.

1. Финансы каждой отрасли имеют свои существенные отличия, однако сущность и принципы организации финансов хозяйствующих субъектов одинаковы. В основу организации финансов хозяйствующих субъектов положены следующие принципы:

1) коммерческий (хозяйственный) расчёт — основополагающий принцип и основной метод ведения хозяйства — предполагает соизмерение затрат с источниками их покрытия и рентабельную работу. Кроме того, метод коммерческого расчёта означает жёсткую договорную дисциплину, своевременное обязательств перед бюджетов, партнёрами, рабочими и служащими. Принцип коммерческого расчёта реализуется в форме предпринимательства.

2) Принцип плановости означает, что финансовая деятельность предприятия предусматривается заранее путём расчёта её параметров исходя из целей, задач производства, методов их достижения, последовательности и сроков реализации. На основе расчётов определяются финансовые показатели, которые отражаются в специальном документе — финансовом плане.

3) Принцип равенства всех форм собственности реализуется в гарантии государства стабильности отношений.

4) Принцип наличия финансовых резервов.

Основные черты финансов хозяйствующих субъектов:

o Многогранность отношений, разнообразие их форм и целевого назначения;

o Обязательное наличие производственных фондов;

o Высокая активность, возможность воздействия на все стороны хозяйственной деятельности;

o Финансы хозяйствующих субъектов составляют исходную основу финансовой системы.

Таким образом, финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, связанные с созданием, распределением и использованием денежных доходов, накоплений и фондов при производстве и реализации продукции (выполнении работ, оказании услуг).

2. В процессе финансово-хозяйственной деятельности на предприятии формируются и используются финансовые фонды — денежные средства, предназначенные для определённых целей. В финансовых фондах получает отражение движение имущества предприятия в полном или частичном виде для использования этой информации в управлении.

Учредительными документами в обязательном порядке предусматривается образование уставного и резервного капитала.

Резервный капитал создается, как правило, в определённом размере от величины уставного капитала. Назначением резервного капитала является обеспечение финансовой устойчивости предприятий в период временного ухудшения финансово-хозяйственного положения предприятия и компенсация непредвиденных затрат, возникающих в процессе производства и реализации продукции.

На основе средств, оставляемых в распоряжении предприятия, т. е. после уплаты налогов, формируются комплексные фонд потребления и фонд накопления.

Финансовые ресурсы предприятия

Образуемые за счёт собственных и приравненных средств

Мобилизуемые на финансовом рынке

Поступающие в порядке перераспределения

Прибыль от основной деятельности и внереализационных операций

Продажа собственных ценных бумаг

Страховые возмещения

Прибыль от реализации выбывшего имущества

Дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов

Финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых структур

Устойчивые пассивы

Кредиты банков

Финансовые ресурсы, формируемые на паевых началах

Целевые поступления

Бюджетные субсидии

Паевые и иные взносы членов трудового коллектива и др.

Средства от внебюджетных фондов

3. Благодаря финансам осуществляется постоянный кругооборот производственных фондов предприятия. Это достигается за счёт авансирования финансовых ресурсов для приобретения, увеличения или восполнения натурально-вещественных элементов производства — средств труда и предметов труда. Средства производства, состоящие из средств труда и предметов труда, выраженные в стоимостной форме, представляют собой основные и оборотные производственные фонды. Характер их кругооборота различается.

Основные средства — это денежные средства, инвестированные в основные фонды. Основные фонды участвуют в производственном процессе длительное время и переносят свою стоимость на готовый продукт по частям, по мере износа.

Оборотные фонды обеспечивают текущие потребности предприятия и включают оборотные производственные фонды и фонды обращения, которые отличаются принадлежностью к разным сферам — производству и обращению. Денежные средства, инвестированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, составляют оборотный капитал предприятия.

Оборотные фонды участвуют в производственном процессе в течение одного цикла и полностью переносят свою стоимость на готовый продукт.

Наличие собственных оборотных средств, их сохранность, соотношение между собственными и заёмными средствами характеризует степень финансовой устойчивости предприятия, его положение на рынке, возможности дополнительной мобилизации финансовых ресурсов с помощью выпуска ценных бумаг.

В Казахстане, согласно стандартам бухгалтерского учёта в показателе «доход от реализации продукции (работ, услуг)» отражается доход от основной деятельности, включающий также доход, полученный в виде вознаграждений (интереса), т. е. процентов, дивидендов, гонорара и ренты за минусом НДС, акцизов, других налогов и обязательств, стоимости возвращённых товаров и скидок с продаж и цены. Разность между доходом от реализации и её себестоимостью образует валовый доход. Однако по этой схеме себестоимость не отражает всех затрат — часть из них образуют «расходы периода», а именно:

· общие и административные расходы;

· расходы по реализации;

· расходы по процентам.

Разность между валовым доходом и расходами периода отражает сальдированный финансовый результат по основной деятельности и называется «доход (или убыток) от основной деятельности». Сумма дохода от основной деятельности и дохода (убытка от неосновной деятельности представляет собой доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения. После вычета из него подоходного (корпоративного) налога получается доход от обычной деятельности после налогообложения. Скорректированный на убыток от чрезвычайных ситуаций он представляет собой чистый доход (убыток) предприятия.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учётной политике.

5. Некоммерческая деятельность представлена следующими видами:

1. государственное управление и услуги общего характера;

2. оборона, охрана внутреннего правопорядка и безопасность;

3. предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;

4. образование и наука;

5. здравоохранение;

6. социальная защита и социальное обеспечение;

7. культура, искусство, спорт и информационное пространство;

8. защита окружающей среды;

9. общественно-бытовое благоустройство населённых пунктов;

10. общественные объединения, благотворительные и гуманитарные организации.

Особенностью некоммерческое сферы является то, что основным мотивом функционирования организаций и учреждений является не извлечение прибыли, а удовлетворение общественных потребностей, которые частный сектор не желает или не в состоянии обеспечить. Кроме того, по стратегическим соображениям определённые виды деятельности необходимо сосредоточить в централизованном порядке у государства.

Материальной основой деятельности некоммерческих учреждений является фонды непроизводственного назначения, которые имеют денежную и натуральную форму выражения.

Методы ведения хозяйства в некоммерческой сфере

1) Сметное финансирование — предоставление денежных средств из бюджета на покрытие расходов организаций, не имеющих собственных доходов. Объём, целевое назначение и распределение бюджетных средств определяются сметой.

2) Хозрасчётный метод — применяется в учреждениях, затраты которые возмещаются из выручки от реализации нематериальных благ и услуг.

3) Нехозрасчётная самоокупаемость затрат предусматривает организацию хозяйственной деятельности на основе предоставления услуг за плату, цена которых определяется исходя из объёма расходов без накоплений.

5. Общая характеристика государственных финансов. Государственные доходы и расходы

Цель лекции: изучить состав государственных финансов

Основные вопросы:

1. Экономическая деятельность государства. Побочные эффекты и их регулирование.

2. Состав государственных финансов.

3. Государственные доходы и методы их мобилизации.

4. Государственные расходы, состав и классификация.

1. Государство участвует в экономической жизни общества в большей или меньшей степени в зависимости от ряда факторов: от выбранной модели развития общества, политического устройства, сложившихся традиций, внешних факторов. Экономическая деятельность государства в целом проявляется в следующих функциях:

1) определение правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития;

2) ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции;

3) перераспределение доходов и богатства;

4) стабилизация экономики;

5) перераспределение ресурсов.

Доходы и богатство государство перераспределяет потому, что рыночная система порождает значительное неравенство в их первичном распределении. Государство использует системы налогообложения, трансфертов, регулирования заработной платы, цен для выравнивания доходов граждан (домашних хозяйств). Перераспределение экономических ресурсов вызывается несовершенством рыночной системы в двух случаях:

1) отклонения равновесного объёма производства некоторых товаров от их оптимального объёма;

2) отказе рынка от выделения ресурсов или их недостаточное выделение для производства общественных товаров, благ, услуг.

В первой ситуации производство или потребление ряда товаров и услуг вызывает издержки или выгоды субъектов, не являющихся непосредственно производителями или потребителями данных товаров. Эти явления называются «побочными эффектами» или переливами и представляют собой издержки или выгоды лиц или групп, не являющихся участниками данных хозяйственных процессов. В зарубежной литературе побочные эффекты называют экстерналиями.

К издержкам переливов относятся те, которые связаны с загрязнением окружающей среды, наличием шума, различных неудобств. Для выравнивания издержек переливов государство производит регулирующие меры, направленные на снижение производства данных товаров путём воздействия на их предложение: законодательное ограничение деятельности и введение специальных налогов, равных или близких к издержкам переливов, что повысит общие издержки субъекта хозяйствования и обеспечит состояния равновесия.

В обоих случаях выделение ресурсов на данные товары будет ограничено.

Выгоды переливов создают образование, санитарно-профилактические мероприятия, медицинская помощь, прогноз погоды, и ряд других услуг, выгоды от которых получают не только конкретные пользователи этих благ, но и общество в целом. Пользователи данных услуг формируют лишь рыночный спрос, а выгоды перелива дополняют спрос до истинной величины и обозначают необходимый объём предоставления услуг. Данная ситуация характеризует недостаточность выделения ресурсов на такие услуги.

Регулирующие действия государства направлены на поощрение производства данных услуг и предполагают воздействие как на их спрос, так и на их предложение. Спрос увеличивается путём обеспечения потребителей дополнительной покупательной способностью для приобретения тех товаров или услуг, которые вызвали выгоды переливов. Предложение увеличивается путём субсидирования производителей, что снижает их издержки и позволяет расширить производство.

2. Государственные финансы являются важным звеном финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Характерным для государственных финансов является рост объёмов государственных расходов опережающими темпами по сравнению с ростом ВВП. Такое явление известно как закон Вагнера, или «закон возрастающей государственной активности» в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объём производств.

Экономическое содержание государственных финансов неоднородно; в их составе выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В состав государственных финансов включаются:

· бюджеты различных уровней;

· внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· финансы государственных предприятий, учреждений, организаций.

Благодаря такому разнообразию по функциональному назначению государство оказывает комплексное влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.

3. Государственные доходы — система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования. Система доходов в развитых зарубежных государствах определяется функциями государства и направлениями проводимой политики. Главным источником государственных доходов является национальный доход.

Все источники доходов делятся на 2 группы — внутренние и внешние.

К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые государством для осуществления своих функций; к внешним национальный доход другой страны (например, в форме займов).

Следует различать понятия «государственные доходы» и «государственные финансовые ресурсы». Классификация государственных доходов проводится по ряду оснований:

I. в зависимости от организационно — правового оформления форм собственности:

1) Доходы государственных предприятий;

2) налоговые поступления частнопредпринимательского сектора;

3) налоговые платежи населения;

4) налоговые поступления общественных организаций.

II. От сфер создания:

1) Доходы, мобилизуемые в сфере материального производства;

2) Доходы, образующиеся в непроизводственной сфере.

III. По методам мобилизации:

1) централизованные;

2) децентрализованные.

IV. По финансовому содержанию:

1) налоговые;

2) неналоговые.

Состав доходов зависит от методов, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему средства. Основным методами являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение их неодинаково и зависит от проводимой государством финансовой политики.

4. Государственные расходы вызваны самим фактом наличия государства, то есть носят императивный характер. Государственные расходы представляют собой денежные расходы, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория, ГР. выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

Совокупность всех видов расходов по направлениям и целевому назначению образует систему государственных расходов. В основу её организации положены следующие принципы:

· плановость;

· целевой характер финансирования (предполагает использование средств на строго определённые цели);

· безвозвратный характер финансирования не требует непосредственного возмещения предоставляемых ресурсов. Однако в последнее время он сочетается с кредитными методами.

· Финансирование в меру выполнения планов;

· Соблюдение режима экономии;

· Оптимальное сочетание бюджетных, кредитных и собственных источников.

Отдельные виды расходов неоднородны по экономическому содержанию и значению. Этим обусловлены различия в источниках, формах и методах финансирования затрат. Классификация государственных расходов осуществляется по ряду оснований.

I. По отношению к процессу мат. производства и создания национального дохода:

1) расходы в сфере материального производства;

2) расходы в непроизводственной сфере;

3) расходы на создание государственных резервов.

II. По предметно-целевому признаку:

1) расходы на экономику;

2) расходы на социально-культурные мероприятия и науку;

3) расходы на оборону;

4) расходы на управление.

III. По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Это позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций.

IV. По отраслевому признаку.

Государственные расходы должны обеспечить наиболее полное удовлетворение государственных потребностей при максимально эффективном использовании средств. В связи с этим существует два метода финансирования государственных расходов, определяемых особенностями хозяйствования: финансирование хозрасчётных предприятий и сметно-бюджетное финансирование предполагает возмещение затрат учреждений за счёт бюджетов различных уровней на основе специального финансового документа — сметы расходов. В исключительных случаях, применяется эмиссионное финансирование за счёт выпуска наличных денег в обращение и кредитной эмиссии (безналичной).

Кроме того, применяются следующие формы финансирования: дотации, субсидии, субвенции. Перечисленные формы принимают вид трансфертного финансирования. Трансферты в широком смысле — безвозмездная и невозвратная передача средств при их перераспределении для финансирования определённых потребностей из бюджета и внебюджетных фондов. Как правило, это выплаты по социальному страхованию и обеспечению, пособий по безработице, на содержание системы образования, здравоохранения, культуры и т. д.

6. Налоги и организация налоговой системы

Цель лекции: изучить сущность и основы построения налогов, а также налоговую систему РК.

Основные вопросы:

1. Сущность и основы построения налогов.

2. Налоговая система и налоговый механизм.

3. Этапы реформирования налоговой системы Республики Казахстан.

4. Налоговая система Республики Казахстан на современном этапе.

1. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством в определённом размере и установленные сроки. Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют 3 функции: фискальную, перераспределительную и регулирующую.

Фискальная функция налогов обеспечивает их поступление в бюджет. Налоги является основным источником доходов бюджета, составляя в отдельных странах до 90% от общей суммы доходов бюджета.

Перераспределительная функция налогов проявляется в том, что посредством налогов перераспределяется часть стоимости национального дохода с целью обеспечения общих условий воспроизводства, снижения социальной напряжённости.

Регулирующая функция означает, что налоги как элемент и этап перераспределительного процесса оказывают соответствующее влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, повышая или снижая скорость накопления капитала, увеличивая или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит, который сформулировал принципы целесообразной организации налогообложения:

налоги уплачивают в соответствии со способностями и силами подданных.

Размер и сроки уплаты должны быть заранее и точно определены.

Время и способ взимания налогов устанавливается наиболее удобными для налогоплательщика.

Издержки взимания налогов должны быть минимальными.

2. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов, а так же органов, организующих налоговые отношения. Классификация налогов производится по различным основаниям.

По объекту обложения и взаимоотношениям плательщика и государства налоги делятся на прямые и косвенные.

В зависимости от органа, взимающего налог, налоги делятся на центральные и местные. Обычно состав налоговой системы определяется национально-государственным устройством: в унитарных государствах 2 уровня бюджетной системы, соответственно, налоги делятся на поступающие в центральный бюджет и местные налоги. В странах с федеративным устройством — 3 уровня бюджетной системы (включая бюджеты субъектов федерации).

По использованию налоги делятся на общие и специальные.

Налоговым механизмом называют совокупность организационно — правовых норм и методов управления налогообложением. Эффективность налогового механизма зависит от того, как государство учитывает сущность налогов, законы их движения, противоречивость.

К элементам налога относятся:

3. Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм.

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х гг. Налоговая система Республики Казахстан прошла несколько этапов в своём развитии, которые характеризуются принятием новых Законов в области организации налоговой системы.

Начальный этап создания налоговой системы Республики Казахстан проходил с 1991 по 1994 годы. Он характеризовался разработкой и построением собственной налоговой системы суверенного Казахстана.

Правительством Казахстана была разработана и утверждена концепция налоговой реформы, в которой предусмотрены следующие этапы реформирования:

1 этап — 1994;1995 г. — разработка и введение в действие базиса налоговой системы — налогового кодекса;

2 этап — 1996;1999 г. — завершение создания налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики.

Третий этап 1999;2001 гг. Период с 1999 г. по 2001 г. связан с началом экономического роста, который характеризуется увеличением таких макроэкономических показателей, как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт и валовый национальный доход. В этот период начинается объективный процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущей к увеличению поступлений в виде налогов в государственный бюджет. Меняющиеся налоговые отношения определяют необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета.

Таким образом, анализируя все вышесказанное, возникла необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета, которое выразилось в принятии с 1 января 2002 г. нового Налогового кодекса.

Четвертый этап начинается с 2002 г. 12 июня 2001 г. Был принят Налоговый кодекс «О налогах и других обязательных платежах», который являлся правовой основой налогообложения Республики Казахстан. При разработке Налогового кодекса были учтены объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность функционирования системы налогообложения, ориентированные на реализацию долгосрочных целей. Налоговая система способствовала стабильному экономическому росту, обеспечивающему максимизацию доходной части бюджета.

Современная налоговая система Казахстана регулируется введенным в действие с 1 января 2009 года Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет' (Налоговый Кодекс). Данный документ регламентирует качественно новые отношения между государством и налогоплательщиками.

7. Государственный бюджет

Цель лекции: изучить экономическое содержание государственного бюджета, а также бюджетную систему и бюджетное устройство РК.

Основные вопросы:

1. Экономическое содержание и значение государственного бюджета.

2. Структура бюджета.

3. Дефицит бюджета и методы его покрытия.

4. Бюджетная система и бюджетное устройство

5. Понятие о бюджетном процессе.

1. Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы любого государства, что обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества.

Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, имеющих императивную форму, выражающих движение чистого дохода общества, в процессе которого образуется и используется централизованный фонд денежных средств государства в целях выполнения им своих функций. По своей внешней форме государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.

В процессе составления государственный бюджет материализуется — воплощается в централизованный фонд денежных средств. В нём концентрируются финансовые ресурсы, которые направляются на финансирование общегосударственных потребностей.

Роль государственного бюджета определяется долей национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет. На современном этапе отличительной чертой бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального

2. Структура бюджета состоит из следующих разделов:

1) доходы:

налоговые поступления;

неналоговые поступления;

поступления от продажи основного капитала;

поступления официальных трансфертов;

2) затраты;

4) чистое бюджетное кредитование:

бюджетные кредиты;

погашение бюджетных кредитов;

5) сальдо по операциям с финансовыми активами:

приобретение финансовых активов;

поступления от продажи финансовых активов государства;

6) дефицит (профицит) бюджета;

7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

поступление займов;

погашение займов;

движение остатков бюджетных средств.

Подробный перечень доходов и расходов определяются бюджетной классификацией.

Единая бюджетная классификация является группировкой поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Единая бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Бюджетный процесс осуществляется на основе единой бюджетной классификации.

3. Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части — доходы и расходы. В любом бюджете желательно их сбалансировать.

Дефицит бюджета может покрываться двумя способами…

Существует 3 концепции бюджетной политики в отношении дефицита бюджета:

ежегодно балансируемый бюджет;

бюджет, балансируемый на циклической основе;

концепция функциональных финансов.

4. Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, её структуру, взаимосвязь объединяемых бюджетов. Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов различных уровней.

Состав бюджетной системы определяется национально — государственным устройством. В унитарных государствах существует 2 звена бюджетной системы (центральный и местные бюджеты), в федеративных — 3 уровня (включая бюджеты членов федерации). В федеративных государствах могут быть свои особенности в зависимости от типа федерации.

Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательством страны, в котором определены права центральных и местных органов власти и управления по составления, утверждению и исполнению бюджета. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов.

5. Бюджетный процесс представляет собой регламентированную деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Составлением проекта бюджета обычно занимается Министерство финансов. Составленный проект бюджета передаётся на рассмотрение правительства, которое представляет его от своего имени на утверждение законодательному органу (парламенту).

Утверждённый бюджет передаётся на исполнение. Кассовое исполнение бюджета осуществляется двумя методами: казначейским и банковским.

При казначейской системе государственное казначейство принимает доходы, производит расходы и сдаёт остатки на специальные счета в банках. Эта система применяется редко, хотя преимущества её очевидны.

При банковской системе кассовое исполнение бюджета передаётся Центральному Эмиссионному банку.

8. Государственные внебюджетные фонды

Цель лекции: изучить особенности функционирования внебюджетных фондов в РК.

Основные вопросы:

1. Сущность внебюджетных фондов.

2. Особенности применения внебюджетных фондов в Казахстане.

3. Национальный фонд Республики Казахстан.

1. Внебюджетные фонды — важное звено финансовой системы страны. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, используемых государством на строго определённые цели и имеющие законодательно закреплённые источники формирования. Как экономическая категория внебюджетные фонды являются отношениями по перераспределению национального дохода для централизации финансовых ресурсов, направляемых на финансирование целевых потребностей государства.

Функционирование внебюджетных фондов параллельно с государственным бюджетом позволяет дифференцировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных сферах, достичь своеобразной диверсификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности.

Организационно фонды находятся в ведении специального аппарата или министерства, что способствует гибкости управления обособившейся части финансовых ресурсов, контроля за их рациональным, целевым использованием.

Через внебюджетные фонды перераспределяется значительная часть финансовых ресурсов: масштабы перераспределения в Республике Казахстан достигали 10−12% ВВП.

2. Мировая практика подтверждает эффективность децентрализации и автономного формирования и использования государственных финансовых ресурсов для оперативного управления ими при обеспечении надлежащего контроля за расходованием средств со стороны общества.

В казахстанской практике функционировали следующие фонды:

· Пенсионный фонд;

· Фонд государственного социального страхования;

· Фонд обязательного медицинского страхования;

· Фонд содействия занятости населения;

· Дорожный фонд;

· Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции;

· Инвестиционный фонд.

3. Национальный фонд Республики Казахстан создаётся в целях формирования накоплений государства, а также снижения зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен. Таким образом, фонд выполняет 2 функции: сберегательную и стабилизационную.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой