Морфофункциональные и психофизиологические особенности школьной адаптации лицеистов-старшеклассников учебных специализаций
Диссертация
Показано, что наиболее тревожными являются лицеисты гуманитарной специализации, как при обучении в десятом классе, так и при обучении в одиннадцатом классе. Разница заключается в том, что у учащихся спортивной профориентации в одиннадцатом классе уровень тревожности стал низким, что является улучшенным показателем по сравнению с прошлым годом обучения. У десятиклассников и одиннадцатиклассников… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО И
- ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА И АДАПТАЦИЯ (обзор литературы)
- 1. 1. Постановка проблемы
- 1. 2. Морфофункциональное развитие учащихся подростково-юношеского возраста
- 1. 3. Особенности развития мотивационно-эмоционального статуса и умственной работоспособности учащихся подростково-юношеского возраста общеобразовательной школы и специализированного лицея
- 1. 4. Факторная структура морфофункциональных и психофизиологических особенностей адаптации учащихся подростково-юношеского возраста общеобразовательной школы и специализированного лицея
- 1. 5. Влияние учебной нагрузки на морфофункциональный и психофизиологический статус учащихся подростково-юношеского возраста
Список литературы
- Агаджанян, H.A. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма / H.A. Агаджанян, И. В. Руженкова, Ю. П. Старшинов, Н. В. Ермакова и др. // Физиология человека. М.: Наука. 1997. Т.23. № 1. С. 93−97.
- Агаджанян, H.A. Физиология человека / H.A. Агаджанян, A.B. Телль, В. И. Циркин. СПб.: Олимп-СПб, 1998. 527 с.
- Адаптация и здоровье / отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 301 с.
- Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под редакцией А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. 250 с.
- Айвазян, С. А. Классификация многомерных наблюдений / С. А. Айвазян. -М.: Статистика, 1974. 240 с.
- Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П. К. Анохин. М.: Наука, 1979. 473 с.
- Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. 547 с.
- Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. 448 с.
- Анохин, П.К. Системная организация физиологических функций / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1969. 444 с.
- Антропова, М.В. Обучение с учетом психофизиологических особенностей подростков / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, JI.M. Кузнецова и др. //-М.: Педагогика. 1993, № 6. С. 9−13.
- Антропова, В.М. Дифференцированное обучение учащихся I-XI классов, их работоспособность и организация режима учебнойдеятельности / В. М. Антропова // Физиология человека. М.: Наука. 1992. Т.18. № 1. С. 172.
- Антропова, М.В. Изменения психологических и вегетативных показателей у старшеклассников в процессе дифференцированного обучения / М. В. Антропова, Л. М. Кузнецов, Г. В. Бородина // Физиология человека.-М.: Наука. 1991. Т. 17. № 5. С. 116.
- Антропова, М.В. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова, Г. Г. Манке, Т. М. Параничева // Физиология человека. М.: Наука. 1997. Т.23. № 1. С. 98−102.
- Нормализация учебной нагрузки школьников / под ред. Антроповой В. М., Козлова В. М. М.: Наука, 1998. 160 с.
- Апанасенко, Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья / Г. Л. Апанасенко // Валеология. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002. № 3. С. 2731.
- Апанасенко, Г. Л. Оценка физического развития детей и подростков с позиций биоэнергетики / Г. Л. Апанасенко // Валеология. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2003. № 1. С.14−18.
- Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Рн/Д: Феникс- Киев- Здоровье, 2000. 243 с.
- Апанасенко, Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека /Г.Л. Апанасенко. СПб.: МГП «Петрополис», 1992. 123 с.
- Апанасенко, Г. Л. Уровень соматического здоровья, его связь с физическим развитием и прогнозирование заболеваемости подростков / Г. Л. Апанасенко, В. К. Казакевич, Л. Д. Коровина // Валеология. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2003. № 1. С. 19−24.
- Аршавский, И.А. Биологические и медицинские аспекты адаптации и стресса в свете физиологии онтогенеза / И. А. Аршавский // Актуальные вопросы современной физиологии. -М.: Наука, 1976. С. 144−191.
- Аршавский, И.А. Основы возрастной периодизации / И. А. Аршавский //Возрастная физиология. JL: Наука, 1975. С.5−67.
- Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. М.: ВЛАДОС, 1976.
- Асеев, В. А. Экстемальные принципы в естествознании и их философское содержание / В. А. Асеев. Л.: Ленин, унив-т, 1977. 231 с.
- Баевский, P.M. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья / P.M. Баевский, А. П. Берсенева. СПб.: Наука, 1993. 235 с.
- Баевский, P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. 295 с.
- Бароненко, В.А. Принципы оптимизации адаптивных систем / В. А. Бароненко Уфа: Баш. ун-т, 1991. 87 с.
- Бароненко, В.А. Теоретические основы универсальной роли двигательной активности в оптимизации жизнедеятельности организма издоровья / В. А. Бароненко // Материалы II Международного конгресса валеологов. СПб.: Медицина, 2000. С. 13−15.
- Бароненко, В.А. Концепция здоровья и здорового образа жизни / В. А. Бароненко // Труды научно-практической конференции: «Современные аспекты развития физической культуры и спорта». Екатеринбург: УГТУ--УПИ, 2002. С. 67−71.
- Бароненко, В.А. Двигательная активность ведущий универсальный фактор оптимизации жизнедеятельности и биопрогресса / В. А. Бароненко // Валеология. -М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2003. № 1. С. 7−10.
- Бароненко, В.А. Морфофункциональное развитие мозга и стратегия адаптации / В. А. Бароненко // Тезисы докладов VI конгресса международной ассоциации морфологов. Научно-теоретический медицинский журнал «Морфология», 2002. № 2−3. С. 19.
- Бароненко, В.А. Основы здорового образа жизни / В. А. Бароненко, В. Н. Люберцев, JI. А. Рапопорт. Екатеринбург: УГТУ, 1999. 410 с.
- Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура / В. А. Бароненко, JI.A. Рапопорт. -М.: Альфа, 2003. 351 с.
- Бароненко, В.А. Системный подход к оценке психофизиологического и морфофункционального статуса школьника / под ред. В. А. Бароненко / В .А. Бароненко, Л. А. Рапопорт // Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005. 100 с.
- Бароненко. В.А. Концепция здоровья и здорового образа жизни / В. А. Бароненко // Современные аспекты развития физической культуры и спорт, тенденции и перспективы: труды научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ, 2002. С. 67−72.
- Бароненко, В.А. Оценка уровня физической составляющей здоровья учащихся. Методические рекомендации (для учителей средних школ) /В.А. Бароненко, Ф. Х. Саяпов. Екатеринбург: УГТУ, 2002.
- Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Академия, 2002.416 с.
- Безруких, М.М. Особенности регуляции сердечно-сосудистого ритма у школьников 13−16 лет под влиянием учебных занятий / М. М. Безруких // Физиология человека. -М.: Наука, 1989. Т.15. № 2. С. 85.
- Бендал, Дж. Мышцы, молекулы и движение / Дж. Бендал. М.: Мир, 1979.
- Берне, Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986. 720 с.
- Бернштейн, H.A. Физиология движений и активность / H.A. Бернштейн. М.: Наука, 1990. 494 с.
- Большаков, В.Н. Принципы оптимизации живых систем и экстремальность / В. Н. Большаков, В. А. Бароненнко // Принципы адаптации живых систем: сборник трудов. Уфа: БашГУ, 1992. С. 3−20.
- Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Междунар. пед. академ., 1995. 209 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1968. 360 с.
- Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Педагогика, 1972.
- Бреслав, И.С. Регуляция дыхания / И. С. Бреслав, В. Д. Глебовский. Л.: Наука, 1981.280 с.
- Брехман, И.И. Введение в валеологию науку о здоровье / И. И. Брехман. — Л.: Физкультура и спорт, 1987. 206 с.
- Быков, Е.В. Состояние отдельных показателей учащихся школы крупного города в зависимости от образа жизни / Е. В. Быков // Физиология человека. М.: Наука. 2001. Т.27, № 1. — С. 142−144.
- Быков, Е.В. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа / Е. В. Быков, А. П. Исаев // Физиология человека. М.: Наука. 2001. Т. 27, № 5. С. 75−81.
- Вадзюк, С.Н. Влияние спортивной специализации на структурное и функциональное состояние левого желудочка сердца у школьниковразного биологического возраста // Физиология человека. М.: Наука. 2003. Т. 29. № 1.С. 64−69.
- Вайсбурд, P.A. Элементы математической статистики / P.A. Вайсбурд. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2002. 123 с.
- Вербицкий, Е.В. Особенности компенсаторных реакций кардиореспираторной системы школьников / Е. В. Вербицкий и др. // Физическая культура, спорт и туризм: сегодня и завтра: матер. Междунар. конфер. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2003. С. 262−263.
- Верстакова, O.E. Оценка функционального состояния организма подростка / O.E. Верстакова, И. В. Томарева // Рос. Физиол. журнал им. И. М. Сеченова, Т. 90, № 8. С. 407, 2004 / XXI Съезд Физиол. об-ва им. И. П. Павлова: тез. докл., 4.1.
- Виру, A.A. Гормональные механизмы адаптации и тренировки /A.A. Виру. Л.: Наука, 1981. 155 с.
- Вилюнас, В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В. К. Вилюнас. М.: Моск. ун-т, 1984. С. 3−29.
- Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М.: МГУ, 1990. 283 с.
- Гилева, О.Б. Возрастная динамика показателей времени реакции, тревожности и темперамента у школьников 7—16 лет: Автореф. дис.. канд. биол. наук / О. Б. Гилева. Архангельск, 2002. 21 с.
- Гиренко, JI.A. Индивидуально-типологические особенности морфофункционального развития мальчиков в онтогенезе // Автореф. канд. диссертации / JI.A. Гиренко. Новосибирск, 2002. 21 с.
- Глезер, В.Д. Зрение и мышление / В. Д. Глезер. JL: Наука, 1985. 246 с.
- Гудзь, П.З. Адаптационные и компенсаторные реакции дыхательной мускулатуры в условиях длительных динамических и статистических нагрузок / П. З. Гудзь // Адаптация человека и животных в норме и патологии. Ярославль, 1975. Вып. 141. С. 151−153.
- Гурин, В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников / В. Е. Гурин. М.: Педагогика, 1988. 134 с.
- Држевецкая, А.И. Эндокринная система растущего организма / А. И. Држевецкая. М.: Высшая школа, 1987. 206 с.
- Дубровинская, Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания / Н. В. Дубровинская. -JI.: Наука, 1985. 144 с.
- Дубровинская, Н.В. Регуляторные системы мозга и организация произвольного внимания: возрастной аспект / Н. В. Дубровинская,
- Р.И. Мачинская // Матер. XXX Всерос. Совещания по проблемам высшей нервной деятельности. СПб.: Наука, 2000. Т. 1. С. 198 — 199.
- Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: ВЛАДОС, 2002. 144 с.
- Евдокимова, О.М. Психофизиологический анализ субъективной интенсивности физических нагрузок / О. М. Евдокимова // Физиология человека. М.: Наука. 1994. № 2. С. 23 — 25.
- Егоров, А. С. Психофизиология умственного труда / A.C. Егоров, В. П. Загрядский. Л.: Наука, 1973. 129 с.
- Евсеев, Ю.И. Физическое воспитание студентов полевых специальностей: формирование учебно-воспитательного процесса / Ю. И. Евсеев. Монография Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2005. 223 с.
- Заваденко, H.H. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации / H.H. Заваденко, Т. Ю. Успенская // Школа здоровья. 1994. Т. 1. № 1. С.91−104.
- Зайцева, В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: Дис.. докт. пед. наук. М., 1995. 267 с.
- Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика особенностей адаптации двигательного аппарата к разным видам деятельности / Н. В. Зимкин // Физиологические проблемы адаптации. Тарту, 1984. С. 73−76.
- Иберла, К. Факторный анализ / К. Иберла. М.: Мир, 1980. 287 с.
- Игишева, Л.Н. Закономерности адаптационных измерений у подростков в условиях интенсивных учебных нагрузок / Л. Н. Игишева // Механизмы адаптации организма. — Томск, 1996. С.40−41.
- Игишева, Л.Н. Влияние психо-вегетативных характеристик подростков на адаптацию к повышенным учебным нагрузкам / Л. Н. Игишева // Валеология. -М.: АСПЕКТ ПРЕСС. 1997. № 3. С. 32.
- Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. М.: МГУ, 1980. 439 с.
- Исследование характера между психологическими и физиологическими параметрами человека при экзаменационном стрессе / А. М. Гриненко и др. // Валеология. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2003. № 1. с. 50−55.
- Казин, Э.М. Влияние психологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности / Э. М. Казин, В. И. Иванов и др. // Физиология человека. М.: Наука, 2002. Т. 28, № 3, С. 23−29.
- Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника: метод, реком. / Г. А. Карпова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 35 с.
- Карпова, Г. А. Изучение мотивации личности учащихся: практикум по психологии профессиональной школы / Г. А. Карпова. Свердловск, 1990. 80 с.
- Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций школьников: метод, реком. / Г. А. Карпова. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1997. 31 с.
- Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: метод, рекомендации. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 40 с.
- Каплан, Е.Я. Оптимизация адаптивных процессов организма / Е. Я. Каплан, О. Д. Цыренжапова, Л. Н. Шантанова. М.: Наука, 1990. 245 с.
- Киеня, А.И. Индексы экспирации и инспирации у спортсменов некоторых видов спорта / А. И. Киеня, Д. М. Жарков // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. Минск, 1973. Вып. 2. С. 211 212.
- Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. — М.: Прогресс, 1988. 164 с.
- Колесов, Д.В. Адаптация организма подростка к учебной нагрузке / Д. В. Колевов, И. А. Корниенко, Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1987.
- Колесов, Д.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д. В. Колесов, Н. Б. Сельверова. -М.: Педагогика, 1978. 124 с.
- Колосов, О.С. Суточная структура ритма сердечной деятельности и некоторые особенности ее регуляции у здоровых детей школьного возраста / О. С. Колосов // Вопросы охраны материнства и детства. 1983. № 9. С. 24.
- Колюткин, Ю.Н. Личность: внутренний мир и самореализация / Ю. Н. Колюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Тускарова, 1996. 264 с.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1982. 207 с.
- Когубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Когубей, Е. В. Новикова. М.: Знание, 1988. 283 с.
- Кузнецова, Л. М. Некоторые методы психолого-педагогического контроля за здоровьем учащихся / Л. М. Кузнецова. М.: Наука, 1996. 388 с.
- Куинджи, H.H. Пути формирования здоровья школьников / H.H. Куинджи // Валеология. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. С. 128−129.
- Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. Л.: Медицина, 1984. 190 с.
- Лапинов, В.А. О бюджете учебного времени школьника / В. А. Лапинов // Социс, 2001. № 4. С. 96−101.
- Лапшов, В.А. О бюджете учебного времени школьников / В. А. Лапшов // Социс, 2000. № 4. С. 102 111.
- Лёвушкин, С.П. Комплексная оценка физической работоспособности юношей / С. П. Лёвушкин // Физиология человека. М.: Наука. 2001. Т.27, № 5. С. 68−75.
- Ледовская, Н.М. Опыт изучения двигательной активности у детей близнецов / Н. М. Ледовская // Двигательная активность человека и гипокинезия. М.: Новосибирск, 1972. С. 30 — 34.
- Леонтьев, Д.А. Современная психология мотивации / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 2002. 214 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. И. Леонтьев. М.: Политиздат, 1971. 315 с.
- Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1988. 235 с.
- Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти / А. Р. Лурия. М.: Педагогика, 1974.311 с.
- Лурия, А.Р. Основы нейрофизиологии / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002. 380 с.
- Любомирский, Л.Е. Функциональные возможности двигательной системы детей и подростков с разным уровнем физической тренированности / Л. Е. Любомирский, Д. П. Букреева, P.M. Васильева // Физиология человека. М.: Наука. Т. 23, № 6. 1997. С. 69−76.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Смысл, 1991.
- Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников /А.К. Маркова, Т. Б. Орлов, Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1990. 191 с.
- Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / АА.Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.
- Маршак, М.Е. Регуляция дыхания / М. Е. Маршак // Физиология дыхания: руководство по физиологии. Д.: Наука, 1973. С. 256−286.
- Медведев, В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. М.: Наука. 1998. Т. 24, № 4. С. 7.
- Меерсон, Ф.З. Высшие адаптационные реакции организма / Ф. З. Меерсон, Р. И. Кругликова // Физиология адаптационных процессов. Руководство по физиологии. -М.: Наука, 1986. С. 492−520.
- Меерсон, Ф.З. О взаимосвязи физиологической функции и генетического аппарата клетки / Ф. З. Меерсон. М.: Медицина, 1963. 174 с.
- Меерсон, Ф.З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность / Ф. З. Меерсон. М.: Наука, 1975. — 263 с.
- Меерсон, Ф.З. Сокращение и расслабление сердечной мышцы при адаптации к физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, В. И. Капелько, К. Пфайфер // Физиол. журн. СССР, 1976. № 5. С. 793−795.
- Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988. 91 с.
- Меерсон, Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Меерсон. М.: Наука, 1991.278 с.
- Меерсон, Ф.З. Сопряжение возбуждения с сокращением и расслаблением сердечной мышцы / Ф. З. Меерсон, A.M. Брегер. Ижевск: УдГУ, 1976. 91 с.
- Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 14−21.
- Мызников, И.Л. Информационная модель развития адаптации / И. Л. Мызников // Физиология человека. М.: Наука, 1995. № 4. С. 37 -40.
- Немов, P.C. Психология / P.C. Немов. -М.: Наука, 1994. 380 с.
- Новоселов, Е.И. Оценка адаптационных возможностей школьников к учебным нагрузкам по психофизиологическим показателям / Е. И. Новоселов, Г. Г. Субхангулова // Вестник башкирского университета. Уфа.: Баш.гос.ун-т, 2000. № 1. С. 101 104.
- Озолинь, П.П. Адаптация сосудистой системы к спортивным нагрузкам / П. П. Озолинь. Рига: Зинанте, 1984. 134 с.
- Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / под ред. Ю. И. Александрова. М.: Инфра-М, 1997.
- Основы психофизиологии / под ред. Ю. И. Александрова. М.: Инфра-М, 1997.
- Павлов, И.П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. Л.: Наука, 1959. Т. 3. 684 с.
- Пшенникова, М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам // физиология адаптационных процессов: руководство по физиологии / под ред. О. Г. Газенко, Ф. З. Меерсона. -М.: Наука, 1986. С. 124−221.
- Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / A.M. Прихожан. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 320 с.
- Петров, Ю.А. Учебная перегруженность в школе / А. Ю. Петров // Социс. 2001. № 4. С. 107 111.
- Полетаева, Н.М. Валеологическое воспитание школьников / Н. М. Полетаева. СПб.: Наука, 2000. 420 с.
- Прихожан, A.M. Подросток в учебнике и в жизни / A.M. Прихожан // Воспитание, обучение и психическое развитие. М.: Знание, 1990. 79 с.
- Рубанович, В.Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конструктивных типов в зависимости от двигательной активности: Автореф. диссер.. д-р наук / В. Б. Рубанович. — Томск, 2004. 43 с.
- Рубанович, В.Б. Особенности морфофункционального развития мальчиков 7−14 лет разных типов адаптивного реагирования / В. Б. Рубанович, JI.A. Гриненко, Р. И. Айзман // Физиология человека. -М: Наука, 2003. Т.29, № 3, С. 48−53.
- Русалов, В.М. Электрофизиологическое исследование мотивации выбора у человека / В. М. Русалов, М. А. Русалова, Е. В. Стрельникова // Успехи физиологических наук, 2002. Т. 33. № 2. С. 68−82.
- Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебник для студентов вузов / М. Р. Сапин, З. Г. Брыскина. М.: Академия, 2000. 454 с.
- Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме: пер. с англ. / Г. Селье. -М.: медицина, 1960. 254 с.
- Сологуб, Е.Б. Электрическая активность мозга человека в процессе двигательной деятельности /Е.Б. Сологуб. Д.: Медицина, 1973.
- Соколов, E.H. Нейронные механизмы памяти и обучения / E.H. Соколов. М.: Наука, 1981.
- Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1981. 215 с.
- Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Прогресс, 1982. 123 с.
- Симонов, П.В. Высшая нервная деятельность (мотивационно-эмоциональные аспекты) / П. В. Симонов. М.: Наука, 1975. 175 с.
- Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В. М. Смирнов. М.: ACADEMIA, 2000. 396 с.
- Симонов, П.В. Темперамент, характер, личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. -М.: Наука, 1984. 151 с.
- Соколова, Т.Д. Влияние длительной гипокинезии на морфологические показатели и содержание нуклеиновых кислот в органах и тканях теплокровных животных на разных этапах онтогенеза: Автореф. канд. диссертации / Т. Д. Соколова. Челябинск, 1996. 22 с.
- Селиванов, З.К. Смысложизненные ориентации подростков / З. К. Селиванов // Социс. 2001. № 2. С. 42 48.
- Сельверова, Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы / Н. Б. Сельверова. М.: Медицина, 2000. 124 с.
- Сеченов, И.М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. М.: АН СССР, 1959. 772 с.
- Сизая, H.A. Психофизиологические и вегетативно-эмоциональные компоненты адаптивных реакций у подростков в норме и при нарушениях корково-подкорковых отношений / H.A. Сизая // Матер. XXX Всерос.
- Совещания по проблемам высшей нервной деятельности. СПб.: Наука, 2000. Т.2, С. 460 — 463.
- Степанова, М.И. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования / М. И. Степанова, H.H. Куиджи, А. Г. Ильин и др. // Гигиена и санитария. 2000. № 1. С. 40.
- Суботялов, М.А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков и юношей конструктивных типов: Автореф. дис.. канд. биол. наук / М. А. Суботялова, Новосибирск, 2002. 22 с.
- Судаков, К.В. Кросс-корреляционный вегетативный критерий эмоционального стресса / К. В. Судаков, О. П. Тараканов, Е. А. Юматов // Физиология человека. М.: Наука, 1995. № 3. С. 28 — 35.
- Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / под ред. К. В. Судакова.- М.: Медицинское информационное агентство, 1999.718 с.
- Тихвинский, С.Б. Двигательная активность и физическое здоровье человека // Материалы III Международного конгресса / под ред. В. А. Таймазова. СПб.: Олимп-СПб, 2007. С. 145.
- Тупиев, И.Д. Влияние кратковременной гипоксии на эффективность обработки зрительной информации спортсменами / И. Д. Тупиев // Автореф. дис.. канд. биол. наук. Уфа, 2002. 22 с.
- Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. В 11 т. М.: Медицина, 1950. 117 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / И. Д. Фельдштейн. М.: Межд. Пед. Акад., 1994. 192 с.
- Фомин, H.A. Психофизиология здоровья / H.A. Фомин // Челябинск.: Татьяна Лурье. 1998. 392 с.
- Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье школьника / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. -М.: Просвещение, 1988. 190 с.
- Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990. 318 с.
- Цукерман, Г. А. Школьные трудности благополучных детей / Г. А. Цукерман. M.: Альфа, 1994. 160 с.
- Чайченко, Г. М. Психофизиологический рейтинг как показатель эффективности умственной деятельности / Г. М. Чайченко, Л. И. Томилина // Физиология человека. М.: Наука, 1995. № 2. С. 52 — 55.
- Шибкова, Д.З. Адаптационно-компенсаторные реакции системы кроветворения при хроническом радиационном воздействии: Монография. / Д. З. Шибкова, A.B. Аклеев. М.: РАДЭКОН- Челябинск: ЧГПУ. 2006. 346 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996. 592 с.
- Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб: Медицина, 1996. 129 с.
- Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П. М. Якобсон. М.: Альфа, 1966. 291 с.
- Ямпольская, Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. 2000. № 1. С. 67.
- Krebs, E.G. The regulation of muscle metabolism and function by protein phosphorilation / E.G. Krebs, Stull J.T., England P.J., Brostem C.O.,
- Vendenheede J // Abstract of the filth u Annual Miami Winter Simposia. 1973, 37 p.
- Rashevsky, N. Mathematical principles in biology and their applications / N. Rashevsky // Springfield, 1961. 292 p.
- Fanta, Ch. Maximal shortening of inspiratory muscles: effect of traing / Ch. Fanta, D. Leith, R. Brown // J. Appl. Physiol. 1983. Vol. 54, № 6. P. 1618 -1622.
- Appley, M.M. Psychological stress / M.M. Appley, R. Trumbull. New York, 1967.
- Cattel, R.B. The scientific analysis of personality / R.B. Cattel. Baltimor, 1965.197. http: //aleph.rsl.ru
- Adolescent witnesses to a peer suicide / D. A. Brent et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiar. 1993. V. 32, N. 6. P. 1184 1188.
- Long term impact of exposure to suicide: A three — year controlled follow — up / D. A. Brent et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiar. 1996. V. 35, N. 5. P. 646−653.
- Potential barriers to parent monitoring: Social disadvantage, marital status, and maternal psychiatric disorder / H.D. Chilcoat et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. 1996. V. 35, N. 12. P. 1673 1682.
- Children exposed to disaster. 2. Risk factors for the development of posttraumatic symptomatology / C. J. Lonigan et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. 1994. V. 33, N. 1. P. 94 — 105.
- Corr, P. J. Personality, punishment, and procedural learning: A test of J. A. Gray’s anxiety theory / P. J. Corr, A. D. Pickering, J. A. Gray // Pers. Soc. Psychol. 1997. V. 73, N. 2. P. 337 344.
- Dien J. Differential lateralization of trait anxiety and trait fearfulness: Evoked potential correlates / J. Dien // Pers. Individ. Differ. 1999. V. 26, N. 2. P. 333−356.
- The relations of children’s dispositional prosocial behavior to emotionality, regulation, and social functioning / N. Eisenberg et al. // Child. Dev. 1996. V. 67, N. 3.P. 974−992.
- Selective mutism: Phenomenological characteristics / M. A. Ford et al. // Sch. Psychol. Q. 1998. V. 13., N. 3. P. 192 227.
- Gierl, M. Anzietles and attitudes related to mathematics in grade 3 and grade — 6 / M. Gierl, Z. Bisan // Exp. Educ. 1995. V. 63, N. 2. P. 139 — 158.
- Goodyer, I. M. Lifetime exit events and recent social and family adversities in anxious and depressed school age — children and adolescents. 1 / I. M. Goodyer, P. M. Altham // J. Affect. Disord. 1991. V. 21, N. 4. P. 219 -228.
- Hill, A. V. The effect of load on the heat of shortening of muscle / A. V. Hill // Proc. R. soc. B. 1964. V. 159. P. 297−230.
- Ikeda, M. Text anxiety and working memory system / M. Ikeda, M. Ivanaga, H. Seiga // Percept. Mot. Skills. 1996. V. 82, N. 3. P. 1223 1231.
- Kassel, J. D. Attentional mediation of cigarette smoking’s effect on anxiety / J. D. Kassel, S. Shiffman // Health Psychol. 1997. V. 16, N. 4. P. 359 368.
- Klebanov, P. K. Classroom behavior of very — low — birth — weight elementary — school — children / P. K. Klebanov, J. Brooksgunn, McCormick // Pediatrics. 1994. V. 94, N. 5. P. 700 — 708.
- Kristyansdottir, G. The relationship between pains and various discomfort in schoolchildren / G. Kristyansdottir // Child. Glob. J. Child Res. 1997. V. 4, N. 4. P. 491 -504.
- Lemelin, S. Clinical psychomotor retardation and attention in depression / S. Lemelin, P. Baruch // J. Psychiatr. Res. 1998. V. 32, N. 2. P. 81 88.
- Medical, cognitive, emotional and behavioral outcomes in school age -children conceived by in — vitro fertilization / Levy — Shiff R. et al. // J. Clin. Child Psychol. 1998. V. 27, N. 3. P. 320 — 329.
- Messer, S.C. Psychological correlates of childhool anxiety disorders / S.C. Messer, D. C. Beidel // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. 1994. V. 33, N. 7. P. 975−983.
- Two dimensional anxiety: A confirmation using a computerized neuropsychological testing of attentional performance / J. Mialet et al. // Eur. Psychiat. 1996. V. 11, N. 7. P. 344 — 352.
- Rashevsky, N. Mathematical principles in biology and their applications / N. Rashevsky Springfield, 1961. P. 292.
- Smith, J. Temperament and stress resilence in school age — children — a within — families study / J. Smith, M. Prior // J. Am. Acad. Child Adolecs. Psychiatr. 1995. V. 34, N. 2. P. 168 — 179.
- Social influences on the course of anxious and depressive disorders in school — age — children / I. Goodyer, E. et al. // Br. J. Psychiatry. 1991. V. 158. P. 676−684.
- Spence, S. H. Preventing child anxiety disorders / S. H. Spence, M. R. Dadds // Behav. Change. 1996. V. 13, N. 4. P. 241 249.
- Stein, R. E. K. Comparison of adjustment of school age — children with and without chronic conditions: Results from community — based samples / R. E. K. Stein, L. E. Westbrook, I. J. Silver // J. Dev. Behav. Pediatr. 1998. V. 19, N. 4. P. 267−272.
- Strumpf, J. A. The treatment of test anxiety in elementary school age -children — review and recommendations / J. A. Strumpf, I. Fodor // Child. Fam. Behav. Ther. 1993. V. 15, N. 4. P. 254 — 258.
- Tubman, J. G. A pilot study of school age — children of moderate to severe alcohol dependence — maternal distress and child outcomes / J. G. Tubman // J. Child Psychol. Psychiatry Allied Discip. 1993.V. 34., N. 5. P. 729 — 741.
- Tubman, J. G. Family risk factors, parental alcohol — use and problem behaviors among school — age — children / J. G. Tubman // Fam. Relat. 1993. V. 42, N. l.P. 81−86.
- Freguency of obsessive compulsive disorders in a community sample of young adolescents / L. A. Vallenibasile, C. Z. Garrison, K. L. Jackson et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiar. 1994. V. 33, N. 6. P. 782 — 791.
- Veneselli, E. Neuropsychiatric aspects in the fragile X syndrome / E. Veneselli, R. Biancherri, M. V. Perrone // G. Neuropsychiatr. Evol. 1996. V. 16, N. 2. P. 147−154.
- Wilkie, D. R. Thermodynamics and the interpretation of biological heat measurements / D. R. Wilkie // Prog. Biophys. and Biophys. Chem., 1960. V. 10. P. 259−298.
- Psychotraumatic disorders in children victims of mining ground collapses in Lorraine / Witkowski P. et al. // Med.- Psychol. 1998. V. 156, N. 8. P. 517−528.
- Worden, J. W. Parental death and the adjustment of school age — children / J. W. Worden, P. R. Silverman // Omega — J. Death Dying. 1996. V. 33, N. 2. P. 91−102.1. КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА1./г."'"":": ««Ш-: .Г»:!: •: «¡--Г"^: — ?-I
- ООЭОПОобОООиОСООп^оооосслоосопоо оооосоосэоспоиг: с :оооо^соо--эосооо
- ООООиООСООООООООСООООООС^сэооооо ОиООйОиОООО&ООООСОООООСаСОООООСОоооса ии с йооооа оос пасососс о заа ооо
- ОООСиСйООССОООСОООООпСОССиООООСОрис. Корректурная таблица «кольца с разъемом»
- Опросник «Учебная мотивация»
- Инструкция: оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:0 баллов — почти не имеет значения1 балл — частично значимо2 балл — заметно значимо3 балла — очень значимо
- Уровень учебных мотивов определяли по шкале:72.55 высокий- 54−37 средний- 36−19 низкий- 18−0 очень низкий.
- Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель О
- Мне нравиться узнавать все новое, расширять свои знания о О мире
- Обращаю внимание в основном на те предметы, которые О пригодятся мне в моих будущих профессиональных занятиях
- В школе меня преимущественно привлекает общение с О друзьями, а не учение
- Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку О
- Все, что я делаю, я делаю хорошо это моя позиция О
- Знания помогут мне развить ум, сообразительность, смекалку О
- Раз ты школьник, то обязан хорошо учиться О
- Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, О излишней строгости, нервозности, у меня пропадает всякое желание учиться
- Я испытываю интерес к конкретной науке, конкретному О предмету
- Особый интерес на уроках у меня вызывают знания, О практические полезные (для хозяйства, дома, рукоделия ит.д.)
- Считаю, что успехи в учебе немаловажная основа для О уважения и признания в нашем классе
- Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений О и разносов со стороны родителей и учителей
- Люблю испытывать чувство подъема, радости от преодоления О трудностей, от решения сложной задачи
- Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, О культурным человеком
- Хорошо учиться, посещать школу моя гражданская О
- Тест «Школьная тревожность»
- Инструкция: отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны.1.Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
- Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
- Тру дно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
- Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
- Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударил тебя? б. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
- Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
- Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
- Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?1. .Волнуешься ли ты о том, что можешь остаться на второй год? 12. Часто ли ты беспокоишься о том, что учитель может тебя спросить?
- Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
- Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
- Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
- Трудно ли тебе получать отметки, каких ждут от тебя родители?
- Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
- Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
- Похож ли ты на своих одноклассников?
- Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
- Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты, что все хорошо запомнишь?
- Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
- Верноли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
- Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
- Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?29.когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?31 .Бывает ли так, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
- Как ты думаешь, теряют ли расположение одноклассников те из них, кто не справляется с учебой?
- Похоже, ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
- Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
- Доволен ли ты тем, как относятся к тебе учителя?
- Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
- Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
- Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
- Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
- Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше чем другие ребята?
- Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
- Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?49 .Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?51 .Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
- Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
- Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
- Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
- Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
- Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
- Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?5 8. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
- Общая тревожность в школе 2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51, 52,53,54,55,56,57,58 сумма=22
- Переживание социального стресса 5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44 суммам 11
- Фрустрация потребности в достижении успеха 1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43 сумма=13
- Страх самовыражения 27,31,34,37,40,45 сумма=6
- Страх ситуации проверки знаний 2,7,12,16,21,26 сумма=6
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17,22 сумма=5
- Низкая физиологическая сопротивляемость 9,14,18,23,28 сумма=5
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32,35,41,44,47 сумма=8