Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Морфофункциональные и психофизиологические особенности школьной адаптации лицеистов-старшеклассников учебных специализаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показано, что наиболее тревожными являются лицеисты гуманитарной специализации, как при обучении в десятом классе, так и при обучении в одиннадцатом классе. Разница заключается в том, что у учащихся спортивной профориентации в одиннадцатом классе уровень тревожности стал низким, что является улучшенным показателем по сравнению с прошлым годом обучения. У десятиклассников и одиннадцатиклассников… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО И
  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА И АДАПТАЦИЯ (обзор литературы)
    • 1. 1. Постановка проблемы
    • 1. 2. Морфофункциональное развитие учащихся подростково-юношеского возраста
    • 1. 3. Особенности развития мотивационно-эмоционального статуса и умственной работоспособности учащихся подростково-юношеского возраста общеобразовательной школы и специализированного лицея
    • 1. 4. Факторная структура морфофункциональных и психофизиологических особенностей адаптации учащихся подростково-юношеского возраста общеобразовательной школы и специализированного лицея
    • 1. 5. Влияние учебной нагрузки на морфофункциональный и психофизиологический статус учащихся подростково-юношеского возраста

Морфофункциональные и психофизиологические особенности школьной адаптации лицеистов-старшеклассников учебных специализаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Результаты многочисленных исследований показали, что успешность обучения в образовательных учреждениях в настоящее время достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной повышением учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени. Для учащихся большинства учебных заведений характерно длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе. Все это привело к значительному ухудшению состояния здоровья школьников (Фомин H.A., Шибкова Д. З. и др., 1984; Новоселова Е. И., Субхангулова Г. Г., 2000; Казин Э. Н. с соавт., 2003; Бароненко В. А., Плаксина E.H., 2004; Криволапчук И. А., Сухецкий В. К., 2005; Тихвинский С. Б., 2007; Abolfazl Farahani, 2007; Ch. Bertaki, M. Michalopoulou с соавт., 2007 и др.). Важнейшим условием успешного обучения и усвоения учебного материала является адекватная адаптация учащихся к образовательной среде.

Известно, что процесс адаптации, подчиняющийся принципу оптимизации (Асеев В.А., 1977; Бароненко В. А., 1999; Ахметов И. И. с соавт., 2007; и др.), осуществляется на основе интегративного принципа функциональной системы (Анохин П.К., 1975; Судаков К. В., 1999 и др.), включающего морфофункциональные, психофизиологические и поведенческие составляющие.

Эти основополагающие положения, а также представление о возрастном характере системогенеза явились теоретической предпосылкой постановки и проведения настоящего комплексного исследования морфофункциональных и психофизиологических особенностей школьной адаптации лицеистов разных специализаций.

Многолетние исследования морфофункционального и психофизиологического статуса учащихся (Бароненко В. А, Плаксина E.H., 2000;2004), проводившиеся на начальных этапах (1-й и 2-й год) физикоматематической, гуманитарной, химической и спортивной (дзюдо) специализации, которая начинается в лицее в раннем подростковом возрасте (13−14 лет), выявили ряд особенностей, носивших как негативный, так и позитивный характер. Между тем в научных источниках отсутствуют сведения о проведении комплексных исследований адаптационной роли морфофункциональных и психофизиологических особенностей лицеистов подростково-юношеского возраста (16—17 лет) на заключительных этапах (3-й и 4-й год) гуманитарной, физико-математической и спортивной (дзюдо) специализации.

Согласно современным представлениям систематическая умеренная двигательная активность способствует более совершенной адаптации, поскольку запускает и определяет множество ключевых процессов, оптимизирующих жизнедеятельность организма в целом (Фомин Н. А, Вавилов Ю. Н., 1991; Рубанович В. Б., Айзман Р. И., 1996; Бароненко В. А., 2000; Бароненко В. А., Рапопорт Л. А., 2003; и др.). Рядом авторов показано, что организованная физкультурно-спортивная деятельность благоприятно влияет на морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей и подростков общеобразовательных школ (Аршавский И.А., 1982; Вербицкая Е. В. и соавт., 2000; Рубанович В. Б., 2004; и др.). Однако остается нерешенным вопрос об особенностях морфофункционального и психофизиологического развития школьников подростково-юношеского возраста разных специализаций, обучение которых построено на обязательном совмещении усвоения знаний по общеобразовательной программе и соответствующей профориентации.

Также недостаточно изучена факторная структура морфофункциональных и психофизиологических особенностей лицеистов указанного возраста, выявляющая стратегию их школьной адаптации, что не позволяет адекватно оценить их приспособительные возможности и оптимизировать образовательное пространство.

Следовательно, сравнительное изучение механизмов адаптации к образовательной среде лицеистов (16−17 лет) гуманитарной, физико-математической и спортивной (дзюдо) профориентаций, обучающихся на предпоследней и завершающей стадии специализации (3-й и 4-й год), и выявление ее ведущих психофизиологических и морфофункциональных факторов, определяющих главное направление школьной адаптации, является актуальной научной проблемой. Однако, несмотря на ее важность, до настоящего времени выявление адаптационных резервов лицеистов в зависимости от специализации недостаточно разработано. Это и обусловило выбор темы, постановку цели и задач исследования.

Цель исследования — выявить морфофункциональные и психофизиологические особенности лицеистов-старшеклассников гуманитарной, физико-математической и спортивной (дзюдо) специализаций и их значимость в адаптации к образовательной среде.

Задачи исследования.

1. Изучить морфофункциональные особенности по показателям физического развития и адаптационного потенциала лицеистов-старшеклассников (10-е и 11-е классы) на 3-м и 4-м этапах специализации.

2. Исследовать особенности психофизиологического статуса лицеистов-старшеклассников (10-е и 11-е классы), оценивая их умственную работоспособность, учебную мотивацию и ситуативную (школьную) тревожность на 3-м и 4-м этапах специализации.

3. Определить ведущие морфофункциональные и психофизиологические факторы адаптации лицеистов старшеклассников в зависимости от специализации.

Положения, выносимые на защиту.

1. Вид и длительность (3-й и 4-й этап) специализации оказывает негативное и позитивное влияние на морфофункциональные показатели лицеистов-старшеклассников, выражающееся в снижении уровня физического развития и функциональных резервов внешнего дыхания, мышечной и сердечно-сосудистой систем у лицеистов гуманитарной и физико-математической профориентации, и в повышении этих параметров у спортсменов.

2. Характер и продолжительность специализации (3-й и 4-й этап) отражается на показателях психофизиологического статуса, а именно: отмечено негативное действие на параметры точности и продуктивности умственной работоспособности у лицеистов-гуманитариев и спортсменов (их снижение) и позитивное действие на умственную работоспособность учащихся физико-математической профориентации и эмоциональном состоянии школьников-спортсменов (улучшение).

3. Выявлена иерархия решающих морфофункциональных и психофизиологических факторов адаптации лицеистов-старшеклассников, характеризующая зависимость ее стратегии на третьем этапе от возраста, а на четвертом — от специализации.

Научная новизна.

В отличие от раннее проведенных исследований, впервые на основе системного подхода дана характеристика морфофункциональных и психофизиологических особенностей лицеистов-старшеклассников на предпоследнем и заключительном этапах (3-й и 4-й год) гуманитарной, физико-математической и спортивной (дзюдо) специализации, что дает возможность целенаправленно проводить педагогическую коррекцию их школьной адаптации.

Установлено дифференцированное как негативное, так и позитивное возрастающее с каждым годом влияние гуманитарной, физико-математической и спортивной (дзюдо) специализации (3-й и 4-й этап) на морфофункциональные и психофизиологические показатели лицеистов-старшеклассников в процессе их школьной адаптации.

Выявлено негативное действие характера и длительности профориентации на морфофункциональные параметры школьников гуманитарной и физико-математической специализации, выражающееся в снижении уровня физического развития, функциональных резервов мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем и адаптационного функционального потенциала организма в целом.

Отмечено, что негативный эффект направленности специализации на показатели психофизиологического статуса проявляется у гуманитариев и физиков в повышении уровня ситуативной тревожности, у спортсменов — снижении уровня учебных мотиваций, а у гуманитариев и спортсменовточности и продуктивности умственной работоспособности.

Обнаружено позитивное влияние характера и продолжительности специализации на морфофункциональные и психофизиологические показатели лицеистов-старшеклассников, которое отмечено в основном у школьников физико-математической и спортивной профориентации: у первых в виде повышения всех показателей умственной работоспособности, а у вторых в возрастании параметров уровня функционального и эмоционального состояния.

Выявлена зависимость ведущих морфофункциональных и психофизиологических факторов адаптации лицеистов-старшеклассников: на третьем этапе специализации от возраста, а на четвертом от характера специализации.

Определено, что повышение адаптационных возможностей учащихся спортивной специализации обеспечивается возрастанием аэробного энергообеспечения организма, а их снижение у сверстников гуманитарной и физико-математической профориентации — его дефицитом.

Теоретическая и практическая значимость.

Значимым для теории является обоснование ведущей роли аэробного энергообеспечения организма в повышении адаптационных возможностей учащихся, обучающихся в условиях усиленной физической активности. Практическая значимость заключается в том, что выявленные ведущие морфофункциональные и психофизиологические факторы школьной адаптации и их состояние позволяют целенаправленно подойти к организации и медико-биологическом сопровождении образовательного процесса по специализации.

Внедрение. Полученные результаты применяются в учебно-педагогической и психологической практике, в частности, на лекционных и семинарских занятиях для студентов Института физической культуры, социального сервиса и туризма Уральского государственного технического университетаиспользуются для совершенствования организации образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья учащихся специализированного муниципального лицея № 130 УГТУ г. Екатеринбурга.

Публикации. По теме диссертации опубликованы 22 научные работы, включая 1 в ВАК рецензируемом издании.

Апробация работы. Основные результаты доложены и обсуждены на научно-практических конференциях молодых ученых УГТУ-УПИ г. Екатеринбурга (2004, 2005, 2006, 2007) — на восьмой и девятой Международной научно-практической конференции: «Физическая культура, спорт и туризм: сегодня и завтра» (Ростов-на-Дону, 2005, 2006) — на IV и V Международных конгрессах валеологов (Санкт-Петербург, 2005) — на XIV Международной конференции по нейрокибернетике (Ростов-на-Дону, 2005) — на I Съезде физиологов СНГ (Сочи, 2005) — на Всероссийской научно-практической конференции: «Физическая культура и детско-юношеский спорт как средство развития дополнительного образования: опыт, перспективы, сотрудничество» (Екатеринбург, 2006) — на Международной молодежной научной конференции «XIV Туполевские чтения» (Казань, 2006) — на III Всероссийской научно-практической конференции: «Медико-биологические аспекты физического развития и спорта» (Тамбов, 2006) — на II Съезде физиологов Урала (Екатеринбург, 2006) — на III Международном конгрессе «Человек, спорт, здоровье» (Санкт-Петербург, 2007) — на V Международном научном конгрессе валеологов (Санкт-Петербург, 2007) — на заседании Екатеринбургского отделения Физиологического общества им. И. П. Павлова (Екатеринбург, 2007).

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 141 странице машинописного текста, состоит из введения, 4 глав (обзор научной литературыорганизация и методы исследованиярезультаты собственных исследованийобсуждение полученных результатов), выводов, приложений, иллюстрирована 31 рисунком и 25 таблицами.

Список литературы

состоит из 233 источников, включая 39 трудов зарубежных авторов.

выводы.

1. Выявлено дифференцированное как негативное, так и позитивное возрастающее с каждым годом влияние гуманитарной, физико-математической и спортивной (дзюдо) специализации на морфофункциональный и психофизиологический статус лицеистов старшеклассников в процессе их школьной адаптации на третьем и четвертом этапах профориентации.

2. Показано, что на третьем этапе позитивный эффект влияния профориентации выявлен на морфофункциональных показателях лицеистов спортивной специализации, который выражается в виде повышения уровня физического развития, функционального потенциала адаптации в целом и функциональных резервов внешнего дыхания, мышечной и сердечнососудистой систем (экспресс-оценка по Апанасенко Г. Л. и Баевскому P.M.- индексы физического развития: массо-ростовой, ЖЕЛ-массовый, Робинсона и Руфье).

3. Для третьего этапа характерно негативное действие вида специализации на морфофункциональные показатели лицеистов-гуманитариев и физиков, выражающиеся в их снижении относительно возрастных нормативов, а именно: низкий уровень физического развития и функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, которое проявляется в снижении антропометрических параметров (масса и длина тела) и генерализованной мобилизации системы кровообращения (повышение ЧСС, СД, ДД, УОК и МОК), что свидетельствует о том, что лицеисты находятся в состоянии умеренного стресса.

4. На третьем этапе отмечено позитивное влияние специфики и длительности профориентации на психофизиологические показатели у лицеистов-физиков и спортсменов: у первых в виде повышения всех параметров умственной работоспособности, а у вторых — снижения уровня тревожности.

5. На четвертом этапе выявлено негативное действие специализации на психофизиологические показатели: у лицеистов-спортсменов снижен уровень учебных мотиваций и умственной работоспособности (точность, продуктивность и скорость), а у гуманитариев — тех же параметров умственной работоспособности. Вместе с тем у школьников гуманитарной и физико-математической профориентации отмечено повышение ситуативной тревожности, особенно у первых.

6. На четвертом этапе специализации, у подавляющего большинства лицеистов-гуманитариев и физиков (89−93%), типичным является низкий уровень физического развития и функциональных резервов внешнего дыхания, мышечной и сердечно-сосудистой систем у гуманитариев и физиков, что менее выражено у спортсменов. Однако сдвиги в психофизиологических показателях сохраняют тот же вектор, что и на третьем этапе: у гуманитариев повышается уровень тревожности, у физиков возрастают параметры умственной работоспособности (особенно скорость переработки зрительной информации), у спортсменов снижается уровень тревожности, а также точность и продуктивность умственной работы.

7. Анализ данных, обработанных методом главных компонент, выявил, что при переходе от одного этапа обучения к другому стратегия адаптации лицеистов изменяется: на третьем этапе она зависит от возраста, а на четвертом — от специализации. Показано, что на третьем этапе специализации ведущими факториальными признаками являются параметры морфофункционального статуса: у гуманитариев — функциональные резервы мышечной системыу физиков — длина телау спортсменов — масса тела. На четвертом этапе в состав ведущего фактора входят морфофункциональные и психофизиологические показатели: у гуманитариев — ЖЕЛу физиковточность и продуктивность умственной работоспособностиу спортсменовмотивации профессионально-жизненного самоопределения.

8. Итак, в целом адаптация лицеистов ухудшается в зависимости от продолжительности и характера непрерывной специализации, при этом наихудшими адаптационными возможностями обладают гуманитарии, наилучшими — спортсмены, лицеисты физико-математической профориентации занимают промежуточное положение по этому показателю. Полагаем, что повышение адаптационных возможностей на третьем этапе учащихся спортивной специализации обеспечивается возрастанием аэробного энергообеспечения организма, а их снижение у сверстников гуманитарной профориентации — его дефицитом. При этом повышение точности, продуктивности и скорости умственной работоспособности у лицеистов физико-математической специализации на третьем и особенно на четвертом этапах обходится им дорогой физиологической ценой, а снижение точности и продуктивности умственной работы у спортсменов — утомлением структур неокортекса, ответственных за высший анализ информации.

Заключение

.

Сравнительный анализ результатов исследований морфофункциональных и психофизиологических факторов школьной адаптации лицеистов учебных и спортивной специализаций показал общие и частные закономерности (рис. 3.31, 3.32).

Установлено (рис. 3.31), что при адаптации к учебному процессу десятиклассников первым решающим фактором следует признать показатели физического развития (у лицеистов всех специализаций) — вторым решающим фактором — тревожность (у лицеистов учебных профориентаций) и умственную работоспособность (у спортсменов) — и третьим функциональные резервы сердечно-сосудистой системы (гуманитарии), учебные мотивации (физики) и тревожность (спортсмены).

Однако в следующем учебном году диагностировано, что у лицеистов несколько меняется стратегия адаптации, а именно: у гуманитариев — на первый план выходят функциональные резервы дыхательной системы с ведущей ролью жизненной емкости легкиху физиков — умственная работоспособность с ведущей ролью точности и продуктивности умственной работыу спортсменов — учебные мотивации с ведущей ролью мотива профессионально-жизненного самоопределения (рис. 3.32).

Вторым решающим фактором стратегии школьной адаптации у лицеистов гуманитарной и физико-математической специализации становятся функциональные резервы сердечно-сосудистой системы с ведущей ролью частоты сердечных сокращений (гуманитарии) и уровень умственной работоспособности с ведущей ролью скорость переработки зрительной информации (физики), у спортсменов данный фактор остается неизменным.

Третьим решающим фактором становятся показатели физического развития, которые в прошлом году являлись ведущими.

Итак, у лицеистов-старшеклассников на заключительных этапах (3-й и 4-й год) гуманитарной, физико-математической и спортивной специализации выявлена тенденция усиления значимости физического, умственного и мотивационного компонента адаптации к образовательному пространству. А именно, для лицеистов гуманитарной специализации характерна высокая значимость соматического и физического компонента в механизмах адаптации, которая не только сохраняется и усиливается с возрастом, но и получает свое дальнейшее развитие. У учащихся физико-математической профориентации с возрастом выявлена ведущая роль психологического компонента (точность и продуктивность умственной работы), тогда как на третьем этапе специализации эту роль играл соматический компонент (длина тела). Лицеисты-спортсмены, обучающиеся на четвертом году специализации, отличаются от своих сверстников учебных профориентаций преобладанием мотивационного фактора адаптации (профессионально-жизненное самоопределение), обладая на третьем году — ведущим соматическим компонентом (масса тела).

ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Анализ результатов исследования морфофункционального статуса лицеистов-десятиклассников по показателям функциональной адаптации и физического развития выявил общие и частные особенности в зависимости от гуманитарной, физико-математической и спортивной (дзюдо) специализации.

У подавляющего числа десятиклассников достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов, что указывает на стрессованность учащихся. Особенно это касается учащихся физико-математической специализации.

У лицеистов установлено напряжение механизмов функциональной адаптации к образовательной среде, свидетельствующее о мобилизации резервов сердечно-сосудистой системы. Встречаемость случаев напряженной адаптации и степень ее выраженности носит дифференцированный характер в зависимости от профориентации: наиболее высокая — у физиков (80%), наименее (60%) — у гуманитариев. Лицеисты спортивной специализации занимают промежуточное положение по этому показателю (68%).

Максимальное аэробное энергообеспечение снижено относительно возрастных нормативов у десятиклассников гуманитарной и физико-математической специализации. Особенно это касается первых. От них выгодно отличаются десятиклассники спортивной специализации, у которых общий аэробный потенциал организма выше.

Что же касается уровня физического развития. То в 100% случаев у гуманитариев и в 90,9% - у физиков отмечен ниже среднего и низкий уровень.

В отличие от сверстников лицеисты спортивной специализации имеют почти одинаковое процентное соотношение встречаемости двух уровней физического развития: 56,2% учащихся попадают в разряд низкого и ниже среднего уровня, а 43,8% школьников — среднего и выше среднего уровня. При этом большинство гуманитариев (71,4%) имеют низкий уровень физического развития, а большинство (68,2%) физиков — ниже среднего уровня. Среди спортсменов преобладают лицеисты со средним и ниже среднего уровнем физического развития примерно в равном процентном соотношении (31,3% и 37,5% соответственно).

При обучении этих же лицеистов в следующем учебном году отмечено, что у подавляющего числа одиннадцатиклассников достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет функциональных резервов, что указывает на стрессованность учащихся. Особенно это касается одиннадцатиклассников физико-математической специализации, у них же отмечено повышение систолического давления в пределах, характерных для «юношеской гипертонии». А у гуманитариев и спортсменов повышение данного показателя не достигает этих пределов и рассматривается нами как гипертензивная тенденция.

У одиннадцатиклассников гуманитарной и физико-математической специализаций функциональная адаптация к образовательному процессу приводит к перегрузке функций сердечно-сосудистой системы, которая носит устойчивый характер. У их сверстников спортивной профориентации наблюдается напряженная функциональная адаптация, которая обеспечивается мобилизацией резервов ССС, в основном за счет высокого потенциала сократительной функции миокарда (УОК) и экономного режима его работы в целом (ЧСС).

Установлено, что параметры индексов физического развития одиннадцатиклассников всех специализаций остались практически на том же уровне, что и в прошлом году, а именно: все лицеисты обладают достаточно гармоничным физическим развитием и высоким уровнем функциональных резервов внешнего дыхания — физики и спортсмены. Разница заключается в том, что: у учащихся физико-математической и спортивной профориентаций диагностирован высокий аэробный потенциал организма, тогда как в 10-х классах он был ниже.

Таким образом, показано, что уровень морфофункционального статуса лицеистов зависит от специализации и носит дифференцированный характер.

Сравнительный анализ результатов исследований психофизиологических показателей, проведенных на одних и тех же лицеистах 10-х и 11-х классов (3-й и 4-й год) учебных специализаций, выявил особенности умственной работоспособности, учебных мотиваций и школьной тревожности.

Показано, что десятиклассники всех профориентаций обладают сниженными показателями точности и продуктивности умственной работоспособности, данная закономерность сохраняется и при обучении в следующем учебном году. Это свидетельствует о некотором дефиците произвольного внимания и снижении процессов высшего анализа информации. Показатели объема и скорости переработки зрительной информации у десятиклассников находятся в пределах возрастных нормативов, имея тенденцию к увеличению, свидетельствующую о повышенной пропускной способности зрительного анализатора. Вместе с тем, физики выгодно отличаются от сверстников гуманитарной и спортивной специализаций повышенными параметрами произвольного внимания и процессов высшего анализа зрительной информации.

Установлены различия, относительно возрастных нормативов, в параметрах умственной работоспособности. Сущность различий заключается в том, что у одиннадцатиклассников спортивной специализации достоверно снижены показатели скорости переработки зрительной информации, а также точности и продуктивности умственной работы по сравнению с таковыми их сверстников, у которых эти параметры значительно выше. Это дает основание считать, что с возрастом у лицеистов спортивной специализации снижение функции высшего анализа информации и произвольного внимания увеличилось, по-видимому, отмеченная особенность обусловлена хроническим утомлением структур коры больших полушарий, которая приводит к снижению внутреннего торможения, лежащего в основе функций высшего анализа и произвольного внимания. У одиннадцатиклассников гуманитарной и физико-математической специализаций диагностирован более высокий уровень умственной работы, по сравнению с прошлым годом обучения.

Отмечено, что у учащихся десятых и одиннадцатых классов всех специализаций уровень учебных мотиваций не изменился, а именно: у лицеистов гуманитарной и физико-математической профориентации диагностирован средний уровень, а у спортсменов — низкий. Основными побудителями учебной деятельности являются внутренние мотивации, внешние мотивы составляют значительно меньший процент случаев. Разница заключается в том, что с возрастом содержательная характеристика мотивов и их выраженность претерпевает некоторые изменения. Так, при обучении в десятых классах у лицеистов всех специализаций преобладал познавательный мотив, тогда в одиннадцатых классах наряду с познавательным мотивом на приоритетное место дополняется мотив профессионально-жизненного самоопределения.

Показано, что наиболее тревожными являются лицеисты гуманитарной специализации, как при обучении в десятом классе, так и при обучении в одиннадцатом классе. Разница заключается в том, что у учащихся спортивной профориентации в одиннадцатом классе уровень тревожности стал низким, что является улучшенным показателем по сравнению с прошлым годом обучения. У десятиклассников и одиннадцатиклассников всех специализаций, особенно лицеистов-спортсменов, характерна ярко выраженная ориентация на значимость мнения учителей и сверстников в оценке своих результатов и боязнь этих оценок. При этом более важным для них является мнение сверстников. Для десятиклассников гуманитарной и физико-математической профориентации типично негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки знаний (особенно публичной), что указывает на их неуверенность в себе и свидетельствует об их эмоциональном неблагополучии. Однако в следующем учебном году данный показатель для лицеистов физико-математической специализации не является лидирующим.

Таким образом, адаптация лицеистов зависит от возраста и характера специализации.

Сравнительный анализ результатов исследований морфофункциональных и психофизиологических факторов школьной адаптации лицеистов-старшеклассников показал общие и частные закономерности (рис. 3.31, 3.32).

Установлено (рис. 3.31), что при адаптации к учебному процессу у десятиклассников первым решающим фактором следует признать показатели физического развития (у лицеистов всех специализаций) — вторым решающим фактором — тревожность (у лицеистов учебных профориентаций) и умственную работоспособность (у спортсменов) — и третьимфункциональные резервы сердечно-сосудистой системы (гуманитарии), учебные мотивации (физики) и тревожность (спортсмены).

Однако в следующем учебном году диагностировано, что у лицеистов несколько меняется стратегия адаптации, а именно: у гуманитариев — на первый план выходят функциональные резервы дыхательной системы с ведущей ролью жизненной емкости легкиху физиков — умственная работоспособность с ведущей ролью точности и продуктивности умственной работыу спортсменов — учебные мотивации с ведущей ролью мотива профессионально-жизненного самоопределения (рис. 3.32).

Вторым решающим фактором школьной адаптации у лицеистов гуманитарной специализаций становятся функциональные резервы сердечнососудистой системы с ведущей ролью частоты сердечных сокращений, а у физиков — уровень умственной работоспособности с ведущей ролью скорость переработки зрительной информации, у спортсменов данный фактор остается неизменным.

Третьим решающим фактором становятся показатели физического развития, которые в прошлом учебном году являлись ведущим.

Итак, у лицеистов на заключительных этапах (3-й и 4-й год) учебных специализаций выявлена тенденция усиления значимости физического, умственного и мотивационного компонента школьной адаптации к образовательному пространству. А именно, для лицеистов гуманитарной специализации характерна высокая значимость соматического и физического компонента в механизмах адаптации, которая не только сохраняется и усиливается с возрастом, но и получает свое дальнейшее развитие. У учащихся физико-математической профориентации с возрастом выявлена ведущая роль психологического компонента (точность и продуктивность умственной работы), тогда как на третьем этапе специализации эту роль играл соматический компонент (длина тела). Лицеисты-спортсмены, обучающиеся на четвертом году специализации, отличаются от своих сверстников учебных профориентаций преобладанием мотивационного фактора адаптации (профессионально-жизненное самоопределение), обладая на третьем году — ведущим соматическим компонентом (масса тела).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , H.A. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма / H.A. Агаджанян, И. В. Руженкова, Ю. П. Старшинов, Н. В. Ермакова и др. // Физиология человека. М.: Наука. 1997. Т.23. № 1. С. 93−97.
  2. , H.A. Физиология человека / H.A. Агаджанян, A.B. Телль, В. И. Циркин. СПб.: Олимп-СПб, 1998. 527 с.
  3. Адаптация и здоровье / отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 301 с.
  4. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под редакцией А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. 250 с.
  5. , С. А. Классификация многомерных наблюдений / С. А. Айвазян. -М.: Статистика, 1974. 240 с.
  6. , П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П. К. Анохин. М.: Наука, 1979. 473 с.
  7. , П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. 547 с.
  8. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. 448 с.
  9. , П.К. Системная организация физиологических функций / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1969. 444 с.
  10. , М.В. Обучение с учетом психофизиологических особенностей подростков / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, JI.M. Кузнецова и др. //-М.: Педагогика. 1993, № 6. С. 9−13.
  11. , В.М. Дифференцированное обучение учащихся I-XI классов, их работоспособность и организация режима учебнойдеятельности / В. М. Антропова // Физиология человека. М.: Наука. 1992. Т.18. № 1. С. 172.
  12. , М.В. Изменения психологических и вегетативных показателей у старшеклассников в процессе дифференцированного обучения / М. В. Антропова, Л. М. Кузнецов, Г. В. Бородина // Физиология человека.-М.: Наука. 1991. Т. 17. № 5. С. 116.
  13. , М.В. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова, Г. Г. Манке, Т. М. Параничева // Физиология человека. М.: Наука. 1997. Т.23. № 1. С. 98−102.
  14. Нормализация учебной нагрузки школьников / под ред. Антроповой В. М., Козлова В. М. М.: Наука, 1998. 160 с.
  15. , Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья / Г. Л. Апанасенко // Валеология. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002. № 3. С. 2731.
  16. , Г. Л. Оценка физического развития детей и подростков с позиций биоэнергетики / Г. Л. Апанасенко // Валеология. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2003. № 1. С.14−18.
  17. , Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Рн/Д: Феникс- Киев- Здоровье, 2000. 243 с.
  18. , Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека /Г.Л. Апанасенко. СПб.: МГП «Петрополис», 1992. 123 с.
  19. , Г. Л. Уровень соматического здоровья, его связь с физическим развитием и прогнозирование заболеваемости подростков / Г. Л. Апанасенко, В. К. Казакевич, Л. Д. Коровина // Валеология. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2003. № 1. С. 19−24.
  20. , И.А. Биологические и медицинские аспекты адаптации и стресса в свете физиологии онтогенеза / И. А. Аршавский // Актуальные вопросы современной физиологии. -М.: Наука, 1976. С. 144−191.
  21. , И.А. Основы возрастной периодизации / И. А. Аршавский //Возрастная физиология. JL: Наука, 1975. С.5−67.
  22. , В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. М.: ВЛАДОС, 1976.
  23. , В. А. Экстемальные принципы в естествознании и их философское содержание / В. А. Асеев. Л.: Ленин, унив-т, 1977. 231 с.
  24. , P.M. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья / P.M. Баевский, А. П. Берсенева. СПб.: Наука, 1993. 235 с.
  25. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. 295 с.
  26. , В.А. Принципы оптимизации адаптивных систем / В. А. Бароненко Уфа: Баш. ун-т, 1991. 87 с.
  27. , В.А. Теоретические основы универсальной роли двигательной активности в оптимизации жизнедеятельности организма издоровья / В. А. Бароненко // Материалы II Международного конгресса валеологов. СПб.: Медицина, 2000. С. 13−15.
  28. , В.А. Концепция здоровья и здорового образа жизни / В. А. Бароненко // Труды научно-практической конференции: «Современные аспекты развития физической культуры и спорта». Екатеринбург: УГТУ--УПИ, 2002. С. 67−71.
  29. , В.А. Двигательная активность ведущий универсальный фактор оптимизации жизнедеятельности и биопрогресса / В. А. Бароненко // Валеология. -М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2003. № 1. С. 7−10.
  30. , В.А. Морфофункциональное развитие мозга и стратегия адаптации / В. А. Бароненко // Тезисы докладов VI конгресса международной ассоциации морфологов. Научно-теоретический медицинский журнал «Морфология», 2002. № 2−3. С. 19.
  31. , В.А. Основы здорового образа жизни / В. А. Бароненко, В. Н. Люберцев, JI. А. Рапопорт. Екатеринбург: УГТУ, 1999. 410 с.
  32. , В.А. Здоровье и физическая культура / В. А. Бароненко, JI.A. Рапопорт. -М.: Альфа, 2003. 351 с.
  33. , В.А. Системный подход к оценке психофизиологического и морфофункционального статуса школьника / под ред. В. А. Бароненко / В .А. Бароненко, Л. А. Рапопорт // Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005. 100 с.
  34. . В.А. Концепция здоровья и здорового образа жизни / В. А. Бароненко // Современные аспекты развития физической культуры и спорт, тенденции и перспективы: труды научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ, 2002. С. 67−72.
  35. , В.А. Оценка уровня физической составляющей здоровья учащихся. Методические рекомендации (для учителей средних школ) /В.А. Бароненко, Ф. Х. Саяпов. Екатеринбург: УГТУ, 2002.
  36. , М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Академия, 2002.416 с.
  37. , М.М. Особенности регуляции сердечно-сосудистого ритма у школьников 13−16 лет под влиянием учебных занятий / М. М. Безруких // Физиология человека. -М.: Наука, 1989. Т.15. № 2. С. 85.
  38. , Дж. Мышцы, молекулы и движение / Дж. Бендал. М.: Мир, 1979.
  39. , Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986. 720 с.
  40. , H.A. Физиология движений и активность / H.A. Бернштейн. М.: Наука, 1990. 494 с.
  41. , В.Н. Принципы оптимизации живых систем и экстремальность / В. Н. Большаков, В. А. Бароненнко // Принципы адаптации живых систем: сборник трудов. Уфа: БашГУ, 1992. С. 3−20.
  42. , Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Междунар. пед. академ., 1995. 209 с.
  43. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1968. 360 с.
  44. , Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Педагогика, 1972.
  45. , И.С. Регуляция дыхания / И. С. Бреслав, В. Д. Глебовский. Л.: Наука, 1981.280 с.
  46. , И.И. Введение в валеологию науку о здоровье / И. И. Брехман. — Л.: Физкультура и спорт, 1987. 206 с.
  47. , Е.В. Состояние отдельных показателей учащихся школы крупного города в зависимости от образа жизни / Е. В. Быков // Физиология человека. М.: Наука. 2001. Т.27, № 1. — С. 142−144.
  48. , Е.В. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа / Е. В. Быков, А. П. Исаев // Физиология человека. М.: Наука. 2001. Т. 27, № 5. С. 75−81.
  49. , С.Н. Влияние спортивной специализации на структурное и функциональное состояние левого желудочка сердца у школьниковразного биологического возраста // Физиология человека. М.: Наука. 2003. Т. 29. № 1.С. 64−69.
  50. , P.A. Элементы математической статистики / P.A. Вайсбурд. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2002. 123 с.
  51. , Е.В. Особенности компенсаторных реакций кардиореспираторной системы школьников / Е. В. Вербицкий и др. // Физическая культура, спорт и туризм: сегодня и завтра: матер. Междунар. конфер. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2003. С. 262−263.
  52. , O.E. Оценка функционального состояния организма подростка / O.E. Верстакова, И. В. Томарева // Рос. Физиол. журнал им. И. М. Сеченова, Т. 90, № 8. С. 407, 2004 / XXI Съезд Физиол. об-ва им. И. П. Павлова: тез. докл., 4.1.
  53. , A.A. Гормональные механизмы адаптации и тренировки /A.A. Виру. Л.: Наука, 1981. 155 с.
  54. , В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В. К. Вилюнас. М.: Моск. ун-т, 1984. С. 3−29.
  55. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М.: МГУ, 1990. 283 с.
  56. , О.Б. Возрастная динамика показателей времени реакции, тревожности и темперамента у школьников 7—16 лет: Автореф. дис.. канд. биол. наук / О. Б. Гилева. Архангельск, 2002. 21 с.
  57. , JI.A. Индивидуально-типологические особенности морфофункционального развития мальчиков в онтогенезе // Автореф. канд. диссертации / JI.A. Гиренко. Новосибирск, 2002. 21 с.
  58. , В.Д. Зрение и мышление / В. Д. Глезер. JL: Наука, 1985. 246 с.
  59. , П.З. Адаптационные и компенсаторные реакции дыхательной мускулатуры в условиях длительных динамических и статистических нагрузок / П. З. Гудзь // Адаптация человека и животных в норме и патологии. Ярославль, 1975. Вып. 141. С. 151−153.
  60. , В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников / В. Е. Гурин. М.: Педагогика, 1988. 134 с.
  61. , А.И. Эндокринная система растущего организма / А. И. Држевецкая. М.: Высшая школа, 1987. 206 с.
  62. , Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания / Н. В. Дубровинская. -JI.: Наука, 1985. 144 с.
  63. , Н.В. Регуляторные системы мозга и организация произвольного внимания: возрастной аспект / Н. В. Дубровинская,
  64. Р.И. Мачинская // Матер. XXX Всерос. Совещания по проблемам высшей нервной деятельности. СПб.: Наука, 2000. Т. 1. С. 198 — 199.
  65. , Н.В. Психофизиология ребенка / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: ВЛАДОС, 2002. 144 с.
  66. , О.М. Психофизиологический анализ субъективной интенсивности физических нагрузок / О. М. Евдокимова // Физиология человека. М.: Наука. 1994. № 2. С. 23 — 25.
  67. , А. С. Психофизиология умственного труда / A.C. Егоров, В. П. Загрядский. Л.: Наука, 1973. 129 с.
  68. , Ю.И. Физическое воспитание студентов полевых специальностей: формирование учебно-воспитательного процесса / Ю. И. Евсеев. Монография Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2005. 223 с.
  69. , H.H. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации / H.H. Заваденко, Т. Ю. Успенская // Школа здоровья. 1994. Т. 1. № 1. С.91−104.
  70. , В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: Дис.. докт. пед. наук. М., 1995. 267 с.
  71. , Н.В. Физиологическая характеристика особенностей адаптации двигательного аппарата к разным видам деятельности / Н. В. Зимкин // Физиологические проблемы адаптации. Тарту, 1984. С. 73−76.
  72. , К. Факторный анализ / К. Иберла. М.: Мир, 1980. 287 с.
  73. , Л.Н. Закономерности адаптационных измерений у подростков в условиях интенсивных учебных нагрузок / Л. Н. Игишева // Механизмы адаптации организма. — Томск, 1996. С.40−41.
  74. , Л.Н. Влияние психо-вегетативных характеристик подростков на адаптацию к повышенным учебным нагрузкам / Л. Н. Игишева // Валеология. -М.: АСПЕКТ ПРЕСС. 1997. № 3. С. 32.
  75. , К. Эмоции человека / К. Изард. М.: МГУ, 1980. 439 с.
  76. Исследование характера между психологическими и физиологическими параметрами человека при экзаменационном стрессе / А. М. Гриненко и др. // Валеология. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2003. № 1. с. 50−55.
  77. , Э.М. Влияние психологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности / Э. М. Казин, В. И. Иванов и др. // Физиология человека. М.: Наука, 2002. Т. 28, № 3, С. 23−29.
  78. , Г. А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника: метод, реком. / Г. А. Карпова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 35 с.
  79. , Г. А. Изучение мотивации личности учащихся: практикум по психологии профессиональной школы / Г. А. Карпова. Свердловск, 1990. 80 с.
  80. , Г. А. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций школьников: метод, реком. / Г. А. Карпова. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1997. 31 с.
  81. , Г. А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: метод, рекомендации. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 40 с.
  82. , Е.Я. Оптимизация адаптивных процессов организма / Е. Я. Каплан, О. Д. Цыренжапова, Л. Н. Шантанова. М.: Наука, 1990. 245 с.
  83. , А.И. Индексы экспирации и инспирации у спортсменов некоторых видов спорта / А. И. Киеня, Д. М. Жарков // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. Минск, 1973. Вып. 2. С. 211 212.
  84. , В.И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. — М.: Прогресс, 1988. 164 с.
  85. , Д.В. Адаптация организма подростка к учебной нагрузке / Д. В. Колевов, И. А. Корниенко, Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1987.
  86. , Д.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д. В. Колесов, Н. Б. Сельверова. -М.: Педагогика, 1978. 124 с.
  87. , О.С. Суточная структура ритма сердечной деятельности и некоторые особенности ее регуляции у здоровых детей школьного возраста / О. С. Колосов // Вопросы охраны материнства и детства. 1983. № 9. С. 24.
  88. , Ю.Н. Личность: внутренний мир и самореализация / Ю. Н. Колюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Тускарова, 1996. 264 с.
  89. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1982. 207 с.
  90. , Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Когубей, Е. В. Новикова. М.: Знание, 1988. 283 с.
  91. , Л. М. Некоторые методы психолого-педагогического контроля за здоровьем учащихся / Л. М. Кузнецова. М.: Наука, 1996. 388 с.
  92. , H.H. Пути формирования здоровья школьников / H.H. Куинджи // Валеология. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. С. 128−129.
  93. , Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. Л.: Медицина, 1984. 190 с.
  94. , В.А. О бюджете учебного времени школьника / В. А. Лапинов // Социс, 2001. № 4. С. 96−101.
  95. , В.А. О бюджете учебного времени школьников / В. А. Лапшов // Социс, 2000. № 4. С. 102 111.
  96. , С.П. Комплексная оценка физической работоспособности юношей / С. П. Лёвушкин // Физиология человека. М.: Наука. 2001. Т.27, № 5. С. 68−75.
  97. , Н.М. Опыт изучения двигательной активности у детей близнецов / Н. М. Ледовская // Двигательная активность человека и гипокинезия. М.: Новосибирск, 1972. С. 30 — 34.
  98. , Д.А. Современная психология мотивации / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 2002. 214 с.
  99. , А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. И. Леонтьев. М.: Политиздат, 1971. 315 с.
  100. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1988. 235 с.
  101. , А.Р. Нейропсихология памяти / А. Р. Лурия. М.: Педагогика, 1974.311 с.
  102. , А.Р. Основы нейрофизиологии / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002. 380 с.
  103. , Л.Е. Функциональные возможности двигательной системы детей и подростков с разным уровнем физической тренированности / Л. Е. Любомирский, Д. П. Букреева, P.M. Васильева // Физиология человека. М.: Наука. Т. 23, № 6. 1997. С. 69−76.
  104. , А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Смысл, 1991.
  105. , А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников /А.К. Маркова, Т. Б. Орлов, Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1990. 191 с.
  106. , А.Г. Мотивация и личность / АА.Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.
  107. , М.Е. Регуляция дыхания / М. Е. Маршак // Физиология дыхания: руководство по физиологии. Д.: Наука, 1973. С. 256−286.
  108. , В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. М.: Наука. 1998. Т. 24, № 4. С. 7.
  109. , Ф.З. Высшие адаптационные реакции организма / Ф. З. Меерсон, Р. И. Кругликова // Физиология адаптационных процессов. Руководство по физиологии. -М.: Наука, 1986. С. 492−520.
  110. , Ф.З. О взаимосвязи физиологической функции и генетического аппарата клетки / Ф. З. Меерсон. М.: Медицина, 1963. 174 с.
  111. , Ф.З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность / Ф. З. Меерсон. М.: Наука, 1975. — 263 с.
  112. , Ф.З. Сокращение и расслабление сердечной мышцы при адаптации к физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, В. И. Капелько, К. Пфайфер // Физиол. журн. СССР, 1976. № 5. С. 793−795.
  113. , Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988. 91 с.
  114. , Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Меерсон. М.: Наука, 1991.278 с.
  115. , Ф.З. Сопряжение возбуждения с сокращением и расслаблением сердечной мышцы / Ф. З. Меерсон, A.M. Брегер. Ижевск: УдГУ, 1976. 91 с.
  116. , В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 14−21.
  117. , И.Л. Информационная модель развития адаптации / И. Л. Мызников // Физиология человека. М.: Наука, 1995. № 4. С. 37 -40.
  118. , P.C. Психология / P.C. Немов. -М.: Наука, 1994. 380 с.
  119. , Е.И. Оценка адаптационных возможностей школьников к учебным нагрузкам по психофизиологическим показателям / Е. И. Новоселов, Г. Г. Субхангулова // Вестник башкирского университета. Уфа.: Баш.гос.ун-т, 2000. № 1. С. 101 104.
  120. , П.П. Адаптация сосудистой системы к спортивным нагрузкам / П. П. Озолинь. Рига: Зинанте, 1984. 134 с.
  121. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / под ред. Ю. И. Александрова. М.: Инфра-М, 1997.
  122. Основы психофизиологии / под ред. Ю. И. Александрова. М.: Инфра-М, 1997.
  123. , И.П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. Л.: Наука, 1959. Т. 3. 684 с.
  124. , М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам // физиология адаптационных процессов: руководство по физиологии / под ред. О. Г. Газенко, Ф. З. Меерсона. -М.: Наука, 1986. С. 124−221.
  125. , A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / A.M. Прихожан. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 320 с.
  126. , Ю.А. Учебная перегруженность в школе / А. Ю. Петров // Социс. 2001. № 4. С. 107 111.
  127. , Н.М. Валеологическое воспитание школьников / Н. М. Полетаева. СПб.: Наука, 2000. 420 с.
  128. , A.M. Подросток в учебнике и в жизни / A.M. Прихожан // Воспитание, обучение и психическое развитие. М.: Знание, 1990. 79 с.
  129. , В.Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конструктивных типов в зависимости от двигательной активности: Автореф. диссер.. д-р наук / В. Б. Рубанович. — Томск, 2004. 43 с.
  130. , В.Б. Особенности морфофункционального развития мальчиков 7−14 лет разных типов адаптивного реагирования / В. Б. Рубанович, JI.A. Гриненко, Р. И. Айзман // Физиология человека. -М: Наука, 2003. Т.29, № 3, С. 48−53.
  131. , В.М. Электрофизиологическое исследование мотивации выбора у человека / В. М. Русалов, М. А. Русалова, Е. В. Стрельникова // Успехи физиологических наук, 2002. Т. 33. № 2. С. 68−82.
  132. , М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебник для студентов вузов / М. Р. Сапин, З. Г. Брыскина. М.: Академия, 2000. 454 с.
  133. , Г. Очерки об адаптационном синдроме: пер. с англ. / Г. Селье. -М.: медицина, 1960. 254 с.
  134. , Е.Б. Электрическая активность мозга человека в процессе двигательной деятельности /Е.Б. Сологуб. Д.: Медицина, 1973.
  135. , E.H. Нейронные механизмы памяти и обучения / E.H. Соколов. М.: Наука, 1981.
  136. , П.В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1981. 215 с.
  137. , Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Прогресс, 1982. 123 с.
  138. , П.В. Высшая нервная деятельность (мотивационно-эмоциональные аспекты) / П. В. Симонов. М.: Наука, 1975. 175 с.
  139. , В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В. М. Смирнов. М.: ACADEMIA, 2000. 396 с.
  140. , П.В. Темперамент, характер, личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. -М.: Наука, 1984. 151 с.
  141. , Т.Д. Влияние длительной гипокинезии на морфологические показатели и содержание нуклеиновых кислот в органах и тканях теплокровных животных на разных этапах онтогенеза: Автореф. канд. диссертации / Т. Д. Соколова. Челябинск, 1996. 22 с.
  142. , З.К. Смысложизненные ориентации подростков / З. К. Селиванов // Социс. 2001. № 2. С. 42 48.
  143. , Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы / Н. Б. Сельверова. М.: Медицина, 2000. 124 с.
  144. , И.М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. М.: АН СССР, 1959. 772 с.
  145. , H.A. Психофизиологические и вегетативно-эмоциональные компоненты адаптивных реакций у подростков в норме и при нарушениях корково-подкорковых отношений / H.A. Сизая // Матер. XXX Всерос.
  146. Совещания по проблемам высшей нервной деятельности. СПб.: Наука, 2000. Т.2, С. 460 — 463.
  147. , М.И. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования / М. И. Степанова, H.H. Куиджи, А. Г. Ильин и др. // Гигиена и санитария. 2000. № 1. С. 40.
  148. , М.А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков и юношей конструктивных типов: Автореф. дис.. канд. биол. наук / М. А. Суботялова, Новосибирск, 2002. 22 с.
  149. , К.В. Кросс-корреляционный вегетативный критерий эмоционального стресса / К. В. Судаков, О. П. Тараканов, Е. А. Юматов // Физиология человека. М.: Наука, 1995. № 3. С. 28 — 35.
  150. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / под ред. К. В. Судакова.- М.: Медицинское информационное агентство, 1999.718 с.
  151. , С.Б. Двигательная активность и физическое здоровье человека // Материалы III Международного конгресса / под ред. В. А. Таймазова. СПб.: Олимп-СПб, 2007. С. 145.
  152. , И.Д. Влияние кратковременной гипоксии на эффективность обработки зрительной информации спортсменами / И. Д. Тупиев // Автореф. дис.. канд. биол. наук. Уфа, 2002. 22 с.
  153. , К.Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. В 11 т. М.: Медицина, 1950. 117 с.
  154. , Д.И. Психология становления личности / И. Д. Фельдштейн. М.: Межд. Пед. Акад., 1994. 192 с.
  155. , H.A. Психофизиология здоровья / H.A. Фомин // Челябинск.: Татьяна Лурье. 1998. 392 с.
  156. , А.Г. Гигиена и здоровье школьника / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. -М.: Просвещение, 1988. 190 с.
  157. , А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990. 318 с.
  158. , Г. А. Школьные трудности благополучных детей / Г. А. Цукерман. M.: Альфа, 1994. 160 с.
  159. , Г. М. Психофизиологический рейтинг как показатель эффективности умственной деятельности / Г. М. Чайченко, Л. И. Томилина // Физиология человека. М.: Наука, 1995. № 2. С. 52 — 55.
  160. , Д.З. Адаптационно-компенсаторные реакции системы кроветворения при хроническом радиационном воздействии: Монография. / Д. З. Шибкова, A.B. Аклеев. М.: РАДЭКОН- Челябинск: ЧГПУ. 2006. 346 с.
  161. , Э. Идентичность: Юность и кризис / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996. 592 с.
  162. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб: Медицина, 1996. 129 с.
  163. , П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П. М. Якобсон. М.: Альфа, 1966. 291 с.
  164. , Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. 2000. № 1. С. 67.
  165. Krebs, E.G. The regulation of muscle metabolism and function by protein phosphorilation / E.G. Krebs, Stull J.T., England P.J., Brostem C.O.,
  166. Vendenheede J // Abstract of the filth u Annual Miami Winter Simposia. 1973, 37 p.
  167. Rashevsky, N. Mathematical principles in biology and their applications / N. Rashevsky // Springfield, 1961. 292 p.
  168. Fanta, Ch. Maximal shortening of inspiratory muscles: effect of traing / Ch. Fanta, D. Leith, R. Brown // J. Appl. Physiol. 1983. Vol. 54, № 6. P. 1618 -1622.
  169. Appley, M.M. Psychological stress / M.M. Appley, R. Trumbull. New York, 1967.
  170. Cattel, R.B. The scientific analysis of personality / R.B. Cattel. Baltimor, 1965.197. http: //aleph.rsl.ru
  171. Adolescent witnesses to a peer suicide / D. A. Brent et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiar. 1993. V. 32, N. 6. P. 1184 1188.
  172. Long term impact of exposure to suicide: A three — year controlled follow — up / D. A. Brent et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiar. 1996. V. 35, N. 5. P. 646−653.
  173. Potential barriers to parent monitoring: Social disadvantage, marital status, and maternal psychiatric disorder / H.D. Chilcoat et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. 1996. V. 35, N. 12. P. 1673 1682.
  174. Children exposed to disaster. 2. Risk factors for the development of posttraumatic symptomatology / C. J. Lonigan et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. 1994. V. 33, N. 1. P. 94 — 105.
  175. Corr, P. J. Personality, punishment, and procedural learning: A test of J. A. Gray’s anxiety theory / P. J. Corr, A. D. Pickering, J. A. Gray // Pers. Soc. Psychol. 1997. V. 73, N. 2. P. 337 344.
  176. Dien J. Differential lateralization of trait anxiety and trait fearfulness: Evoked potential correlates / J. Dien // Pers. Individ. Differ. 1999. V. 26, N. 2. P. 333−356.
  177. The relations of children’s dispositional prosocial behavior to emotionality, regulation, and social functioning / N. Eisenberg et al. // Child. Dev. 1996. V. 67, N. 3.P. 974−992.
  178. Selective mutism: Phenomenological characteristics / M. A. Ford et al. // Sch. Psychol. Q. 1998. V. 13., N. 3. P. 192 227.
  179. Gierl, M. Anzietles and attitudes related to mathematics in grade 3 and grade — 6 / M. Gierl, Z. Bisan // Exp. Educ. 1995. V. 63, N. 2. P. 139 — 158.
  180. Goodyer, I. M. Lifetime exit events and recent social and family adversities in anxious and depressed school age — children and adolescents. 1 / I. M. Goodyer, P. M. Altham // J. Affect. Disord. 1991. V. 21, N. 4. P. 219 -228.
  181. Hill, A. V. The effect of load on the heat of shortening of muscle / A. V. Hill // Proc. R. soc. B. 1964. V. 159. P. 297−230.
  182. Ikeda, M. Text anxiety and working memory system / M. Ikeda, M. Ivanaga, H. Seiga // Percept. Mot. Skills. 1996. V. 82, N. 3. P. 1223 1231.
  183. Kassel, J. D. Attentional mediation of cigarette smoking’s effect on anxiety / J. D. Kassel, S. Shiffman // Health Psychol. 1997. V. 16, N. 4. P. 359 368.
  184. Klebanov, P. K. Classroom behavior of very — low — birth — weight elementary — school — children / P. K. Klebanov, J. Brooksgunn, McCormick // Pediatrics. 1994. V. 94, N. 5. P. 700 — 708.
  185. Kristyansdottir, G. The relationship between pains and various discomfort in schoolchildren / G. Kristyansdottir // Child. Glob. J. Child Res. 1997. V. 4, N. 4. P. 491 -504.
  186. Lemelin, S. Clinical psychomotor retardation and attention in depression / S. Lemelin, P. Baruch // J. Psychiatr. Res. 1998. V. 32, N. 2. P. 81 88.
  187. Medical, cognitive, emotional and behavioral outcomes in school age -children conceived by in — vitro fertilization / Levy — Shiff R. et al. // J. Clin. Child Psychol. 1998. V. 27, N. 3. P. 320 — 329.
  188. Messer, S.C. Psychological correlates of childhool anxiety disorders / S.C. Messer, D. C. Beidel // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. 1994. V. 33, N. 7. P. 975−983.
  189. Two dimensional anxiety: A confirmation using a computerized neuropsychological testing of attentional performance / J. Mialet et al. // Eur. Psychiat. 1996. V. 11, N. 7. P. 344 — 352.
  190. Rashevsky, N. Mathematical principles in biology and their applications / N. Rashevsky Springfield, 1961. P. 292.
  191. Smith, J. Temperament and stress resilence in school age — children — a within — families study / J. Smith, M. Prior // J. Am. Acad. Child Adolecs. Psychiatr. 1995. V. 34, N. 2. P. 168 — 179.
  192. Social influences on the course of anxious and depressive disorders in school — age — children / I. Goodyer, E. et al. // Br. J. Psychiatry. 1991. V. 158. P. 676−684.
  193. Spence, S. H. Preventing child anxiety disorders / S. H. Spence, M. R. Dadds // Behav. Change. 1996. V. 13, N. 4. P. 241 249.
  194. Stein, R. E. K. Comparison of adjustment of school age — children with and without chronic conditions: Results from community — based samples / R. E. K. Stein, L. E. Westbrook, I. J. Silver // J. Dev. Behav. Pediatr. 1998. V. 19, N. 4. P. 267−272.
  195. Strumpf, J. A. The treatment of test anxiety in elementary school age -children — review and recommendations / J. A. Strumpf, I. Fodor // Child. Fam. Behav. Ther. 1993. V. 15, N. 4. P. 254 — 258.
  196. Tubman, J. G. A pilot study of school age — children of moderate to severe alcohol dependence — maternal distress and child outcomes / J. G. Tubman // J. Child Psychol. Psychiatry Allied Discip. 1993.V. 34., N. 5. P. 729 — 741.
  197. Tubman, J. G. Family risk factors, parental alcohol — use and problem behaviors among school — age — children / J. G. Tubman // Fam. Relat. 1993. V. 42, N. l.P. 81−86.
  198. Freguency of obsessive compulsive disorders in a community sample of young adolescents / L. A. Vallenibasile, C. Z. Garrison, K. L. Jackson et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiar. 1994. V. 33, N. 6. P. 782 — 791.
  199. Veneselli, E. Neuropsychiatric aspects in the fragile X syndrome / E. Veneselli, R. Biancherri, M. V. Perrone // G. Neuropsychiatr. Evol. 1996. V. 16, N. 2. P. 147−154.
  200. Wilkie, D. R. Thermodynamics and the interpretation of biological heat measurements / D. R. Wilkie // Prog. Biophys. and Biophys. Chem., 1960. V. 10. P. 259−298.
  201. Psychotraumatic disorders in children victims of mining ground collapses in Lorraine / Witkowski P. et al. // Med.- Psychol. 1998. V. 156, N. 8. P. 517−528.
  202. Worden, J. W. Parental death and the adjustment of school age — children / J. W. Worden, P. R. Silverman // Omega — J. Death Dying. 1996. V. 33, N. 2. P. 91−102.1. КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА1./г."'"":": ««Ш-: .Г»:!: •: «¡--Г"^: — ?-I
  203. ООЭОПОобОООиОСООп^оооосслоосопоо оооосоосэоспоиг: с :оооо^соо--эосооо
  204. ООООиООСООООООООСООООООС^сэооооо ОиООйОиОООО&ООООСОООООСаСОООООСОоооса ии с йооооа оос пасососс о заа ооо
  205. ОООСиСйООССОООСОООООпСОССиООООСОрис. Корректурная таблица «кольца с разъемом»
  206. Опросник «Учебная мотивация»
  207. Инструкция: оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:0 баллов — почти не имеет значения1 балл — частично значимо2 балл — заметно значимо3 балла — очень значимо
  208. Уровень учебных мотивов определяли по шкале:72.55 высокий- 54−37 средний- 36−19 низкий- 18−0 очень низкий.
  209. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель О
  210. Мне нравиться узнавать все новое, расширять свои знания о О мире
  211. Обращаю внимание в основном на те предметы, которые О пригодятся мне в моих будущих профессиональных занятиях
  212. В школе меня преимущественно привлекает общение с О друзьями, а не учение
  213. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку О
  214. Все, что я делаю, я делаю хорошо это моя позиция О
  215. Знания помогут мне развить ум, сообразительность, смекалку О
  216. Раз ты школьник, то обязан хорошо учиться О
  217. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, О излишней строгости, нервозности, у меня пропадает всякое желание учиться
  218. Я испытываю интерес к конкретной науке, конкретному О предмету
  219. Особый интерес на уроках у меня вызывают знания, О практические полезные (для хозяйства, дома, рукоделия ит.д.)
  220. Считаю, что успехи в учебе немаловажная основа для О уважения и признания в нашем классе
  221. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений О и разносов со стороны родителей и учителей
  222. Люблю испытывать чувство подъема, радости от преодоления О трудностей, от решения сложной задачи
  223. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, О культурным человеком
  224. Хорошо учиться, посещать школу моя гражданская О
  225. Тест «Школьная тревожность»
  226. Инструкция: отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны.1.Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  227. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  228. Тру дно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  229. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  230. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударил тебя? б. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  231. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  232. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  233. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  234. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?1. .Волнуешься ли ты о том, что можешь остаться на второй год? 12. Часто ли ты беспокоишься о том, что учитель может тебя спросить?
  235. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  236. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  237. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
  238. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  239. Трудно ли тебе получать отметки, каких ждут от тебя родители?
  240. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  241. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
  242. Похож ли ты на своих одноклассников?
  243. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  244. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты, что все хорошо запомнишь?
  245. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  246. Верноли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
  247. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  248. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  249. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?29.когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  250. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?31 .Бывает ли так, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  251. Как ты думаешь, теряют ли расположение одноклассников те из них, кто не справляется с учебой?
  252. Похоже, ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  253. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  254. Доволен ли ты тем, как относятся к тебе учителя?
  255. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  256. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  257. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  258. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  259. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  260. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
  261. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше чем другие ребята?
  262. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  263. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?49 .Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  264. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?51 .Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  265. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  266. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  267. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
  268. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  269. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  270. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?5 8. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
  271. Общая тревожность в школе 2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51, 52,53,54,55,56,57,58 сумма=22
  272. Переживание социального стресса 5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44 суммам 11
  273. Фрустрация потребности в достижении успеха 1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43 сумма=13
  274. Страх самовыражения 27,31,34,37,40,45 сумма=6
  275. Страх ситуации проверки знаний 2,7,12,16,21,26 сумма=6
  276. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17,22 сумма=5
  277. Низкая физиологическая сопротивляемость 9,14,18,23,28 сумма=5
  278. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32,35,41,44,47 сумма=8
Заполнить форму текущей работой