Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методология формирования организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка и его инфраструктуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно результатам диссертационного исследования на российском финансовом рынке отсутствует единообразный подход регулирующих органов к трактовке экономического содержания и структуры финансового рынка как комплексного объекта регулирования. До марта 2004 года регулирование финансового рынка в России был структурировано по его секторам, которые были закреплены за органами государственного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основы функционирования механизма регулирования финансового рынка: сущность, этапы и тенденции развития
    • 1. 1. Финансовый рынок, его роль и значение для развития экономики
    • 1. 2. Проблемы регулирования финансового рынка
    • 1. 3. Классификация сегментов финансового рынка по видам финансовых инструментов, особенности их построения и регулирования
    • 1. 4. Институциональная структура российского финансового рынка
  • Глава 2. Регулирование финансовых рынков за рубежом
    • 2. 1. Общие тенденции в развитии механизмов регулирования национальных финансовых рынков
    • 2. 2. Факторы, определяющие содержание механизма регулирования финансового рынка
    • 2. 3. Специфика построения механизмов регулирования финансовых рынков в странах ближнего зарубежья и их объединениях с участием России
  • Глава 3. Развитие инфраструктуры финансового рынка в Российской Федерации
    • 3. 1. Торговая и расчетная системы инфраструктуры финансового рынка
    • 3. 2. Учетная система инфраструктуры финансового рынка
    • 3. 3. Уровень развития финансового рынка и его инфраструктуры как способ оценки качества их регулирования
  • Глава 4. Концепция реформирования механизма регулирования финансового рынка
    • 4. 1. Организационные меры по совершенствованию механизма регулирования финансового рынка на современном этапе
    • 4. 2. Совершенствование порядка осуществления контроля на финансовом рынке
    • 4. 3. Содержание и основы регулирования деятельности СРО участников финансового рынка и его инфраструктуры
  • Глава 5. Организационно-экономические основы совершенствования регулирования инфраструктуры финансового рынка
    • 5. 1. Реализация модели центрального (расчетного) депозитария в инфраструктуре финансового рынка
    • 5. 2. Организационные предпосылки создания центрального депозитария в России
    • 5. 3. Консолидация расчетно-депозитарной деятельности и укрупнение регистраторов
    • 5. 4. Регулятивные и организационно-экономические аспекты совершенствования инфраструктуры финансового рынка
    • 5. 5. Преодоление монополизма институтов инфраструктуры финансового рынка и развитие их тарифной политики

Методология формирования организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка и его инфраструктуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертации определяется ролью финансового рынка в современной экономике как механизма свободного перемещения капитала между отраслями, территориями, предприятиями и гражданами. Направления, объемы и скорость движения капитала в форме финансовых инструментов являются факторами развития любого значимого субъекта экономической жизни. В странах с современной экономикой рынок капитала, как ключевой сегмент финансового рынка, во многом является как движущей силой, так и отражением способности экономики концентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях ее развития.

В настоящее время в России капитализация рынка акций по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) превысила 50%, количество участников негосударственных пенсионных фондов приближается к 6 млн. человек, а активы страховых компаний превышают 600 млрд руб. Несмотря на внешне позитивную динамику количественных показателей развития финансового рынка, его макроэкономическое значение остается недостаточным в силу незначительности доли «длинных» денег, привлекаемых с его помощью в народное хозяйство. Широкомасштабная приватизация предприятий в России сопровождалась их массовым акционированием, что автоматически не привело к использованию инструментария рынка ценных бумаг в интересах привлечения инвестиций. Банковский сектор финансового рынка тоже пока не добился превращения сбережений населения и предприятий в источник инновационных инвестиций, необходимых для модернизации народного хозяйства, а доля внутреннего кредита за последние шесть лет сократилась почти вдвое — до 26% от ВВП.

Во многом эти недостатки развития финансового рынка связаны со слабым законодательным и нормативным обеспечением его функционирования, которое, в свою очередь, является следствием отсутствия сбалансированной системы его регулирования. Вместо нее существует организационно раздробленная ведомственная среда, деятельность которой зачастую лишена экономического содержания.

Диссертация направлена на разработку методологии формирования организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка, которая позволила бы учесть специфику этого сегмента рыночной экономики, обеспечивая свободный и поступательный характер его развития при одновременном неукоснительном соблюдении и защите прав инвесторов, клиентов финансовых институтов, потребителей финансовых услуг.

Эффективность механизма регулирования оказывает определяющее влияние на состояние самого финансового рынка и уровень доверия инвесторов к его институтам. Среди последних наибольшую степень зависимости от уровня регулирования проявляют организации, составляющие фундамент организации и технологического развития финансового рынка, — элементы его инфраструктуры. В диссертации рассматриваются возможности для формирования в Российской Федерации института центрального депозитария, условия его инкорпорирования в существующие отношения между организованными торговыми площадками и обслуживающими их расчетными депозитариями и клиринговыми организациями.

Анализ состояния изученности указанной проблематики показал, что в центре внимания большинства отечественных исследователей находятся: вопросы технологии функционирования финансового рынка, в первую очередь, его биржевого и банковского сегментоввозможности распространения на отечественном рынке финансовых инструментов, используемых на развитых рынкахособенности проведения конкретных операций с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами. При этом вопросы организации регулирования финансового рынка, включая его экономические цели, в работах многих отечественных исследователей отражаются лишь в плане констатации полномочий существующих органов государственного управления в отношении отдельных сегментов финансового рынка. Проблемы механизма регулирования инфраструктуры финансового рынка или не выделяются в качестве специального направления научных исследований или замещаются вопросом создания отдельных финансовых институтов без рассмотрения особенностей регулятивной среды для их функционирования.

Среди зарубежных исследователей, идеи которых послужили отправной точкой настоящего исследования, необходимо отметить работы Л.Дж. Гитмана, М. Гоши-Батлер, М. Д. Джонка, У. Батлера, Ф. Хайека, М. Фридмана и других, затрагивающие роль государственного регулирования в рыночной экономике вообще и/или экономическое содержание финансового рынка и его регулирования, в частности. Различным аспектам функционирования финансового рынка посвящены работы отечественных исследователей: Б. И. Алехина, М. Ю. Алексеева, И. Т. Балабанова, В. В. Булатова, Л. Г. Григорьева, О. Г. Гончарук, B.C. Кабакова, И. В. Костикова, Ю. А. Львова, Н. А. Савинской,.

A.С. Селищева, В. К. Сенчагова, В. М. Ходачека и других. Проблемы развития института ценных бумаг в России как универсальной формы финансовых инструментов, оказывающей влияние и на подходы к регулированию финансового рынка и на организацию его инфраструктуры, нашли отражение в работах М. М. Агаркова, В. А. Белова, Д. И. Степанова, Д. В. Мурзина,.

B.C. Плескачевского, В. В. Яковлева, Л. Р. Юлдашевой, Г. Ф. Шершеневича. Возможные подходы к организации регулирования сегментов финансового рынка сформулированы в работах Д. В. Васильева, О. В. Вьюгина, Е. А. Жукова, Я. М. Миркина, А. Л. Саватюгина, Г. А. Тосуняна. Особенности становления и развития инфраструктуры финансового рынка России получили отражение в работах А. Ю. Жинкина, B.C. Петрова, Н. Г. Семилютиной, Д. В. Соловьева, А. А. Ремнева, С. А. Томляновича, Б. В. Черкасского.

Научные труды российских и зарубежных авторов, посвященные вопросам, связанным с финансовым рынком и его инфраструктурой, послужили теоретической основой исследования. В ходе работы также рассматривались документы международных организаций, объединяющих регуляторов финансового рынка (IOSCO, BIS), признанных групп международных экспертов (G-30, ISSA), а также стандарты саморегулируемых организаций участников российского финансового рынка (ПАРТАД, НАУФОР).

Методологической основой исследования послужил системный подход с использованием других общенаучных методов исследования, таких как: синтез результатов анализа, сочетание логического и исторического методов, выявление причинно-следственных связей. При обобщении практических данных, собранных в процессе исследования, применялись экономико-статистические методы группировки, выборки, расчета средних значений показателей.

Эмпирической основой исследования послужила практика деятельности государственных регулирующих органов и саморегулируемых организаций финансового рынка России, стран ближнего и дальнего зарубежья, содержание и результаты деятельности инфраструктурных организаций финансового рынка.

Целью исследования является разработка методологических положений по оптимизации организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка и его инфраструктуры, включая обоснование создания мегарегулятора финансового рынка, его функциональной и управленческой структуры.

В соответствии с поставленной целью в диссертации был сформулирован и решен следующий комплекс взаимосвязанных задач:

1. В области методологии: сформулировать понятия и выявить содержание финансового рынка, его инфраструктуры и механизма их регулирования;

— определить методологические основы организации взаимосвязи между инвесторами, финансовыми инструментами и финансовыми институтами в процессе функционирования организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка;

— выявить проблемы регулирования финансового рынка России и особенности их проявления в отношении элементов инфраструктуры финансового рынкапроанализировать зарубежную теорию и практику регулирования финансовых рынков, выявить тенденции развития механизмов регулирования развитых финансовых рынков и особенности формирования организационно-экономических основ их регулирования в странах с переходной экономикой;

— проанализировать содержание методов регулирования инфраструктуры финансового рынка России с точки зрения обоснования мероприятий по совершенствованию организационно-экономического механизма регулирования;

— разработать методологические основы для определения рациональных пропорций между государственным регулированием и саморегулированием на финансовом рынке;

— разработать методологию построения мегарегулятора финансового рынка, использование которой позволит повысить результативность управленческих решений в сфере привлечения инвестиций и перераспределения финансовых ресурсов.

2. В области методики:

— сформировать методический подход к выделению сегментов финансового рынка как составляющих объекта регулирования;

— разработать метод определения организаций, выполняющих функцию инфраструктуры финансового рынкаразработать метод оценки качества регулирования финансового рынка путем определения уровня его развития в регионах и степени их дифференциации;

— определить методические основы консолидации инфраструктуры финансового рынка в связи с необходимостью повышения надежности учета прав собственности на ценные бумаги и обеспечения ликвидности российских ценных бумаг на национальном рынке;

— разработать организационно-экономические методы регулирования тарифной политики учетных и расчетно-клиринговых организаций инфраструктуры финансового рынка.

3. В области прикладных разработок: провести классификацию сегментов финансового рынка, его инструментов и институтовопределить функциональные составляющие инфраструктуры финансового рынка;

— выполнить группировку развитых зарубежных финансовых рынков в зависимости от применяемых моделей организационно-экономического механизма их регулирования;

— структурировать организационно-экономический механизм регулирования финансового рынка России в его развитииразработать комплексный показатель оценки уровня развития финансового рынка и механизма его регулирования в региональном разрезе, в соответствии с величиной которого сгруппировать регионы России по степени развития финансового рынкапредложить модель механизма регулирования финансового рынка, которая, с одной стороны, учитывает опыт развития механизма регулирования указанного рынка за рубежом, а с другой стороны, основана на имеющихся на российском финансовом рынке организационно-экономических предпосылкахразработать концепцию формирования и развития учетной и расчетной систем инфраструктуры российского финансового рынка.

В связи с этим предметом исследования определена деятельность регулирующих органов, особенности ее организации и экономического содержания в периоды становления, стабилизации финансового рынка и постепенного превращения его в значимую часть экономики, предоставляющую свой инструментарий не столько для спекулятивной игры на курсах ценных бумаг, сколько для привлечения инвестиций и придания им ликвидной формы, адекватной процессам глобализации мировой экономики.

Объектом исследования является финансовый рынок, понимаемый как рынок финансовых инструментов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые осуществлена комплексная разработка методологии формирования организационно-экономического механизма регулирования российского финансового рынка и его инфраструктуры.

Наиболее существенные результаты, полученные при диссертационном исследовании, и их научная новизна заключаются в следующем: определены понятия «финансовый рынок», «финансовый инструмент», «организационно-экономический механизм регулирования финансового рынка», «инфраструктура финансового рынка», что позволяет сформулировать методологические подходы диссертанта к регулированию финансового рынка;

— в качестве методического подхода к определению сегментов финансового рынка, как составляющих объекта регулирования, предложено рассматривать особенности выпуска и обращения образующих их финансовых инструментовпри осуществлении регулирования инфраструктуры финансового рынка предложено концептуально исходить из того, что она представляет собой институциональную среду для организации торговли финансовыми инструментами, обеспечения расчетов и фиксации их результатов. В качестве составляющих инфраструктуры финансового рынка выделены торговая, расчетная и учетная системы;

— разработан методический подход к оценке качества регулирования финансового рынка, который апробирован путем определения уровня его развития в регионах, что позволило произвести их группировку по величине комплексного показателяопределено, что методологической основой организации оптимальной взаимосвязи между инвесторами, финансовыми институтами и финансовыми инструментами является выделение в рамках организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка трех организационных уровней: уровня законодательных органов, уровня государственных регулирующих органов на финансовом рынке и уровня саморегулируемых организаций финансовых институтов;

— обоснована необходимость совершенствования механизма регулирования финансового рынка на современном этапе его развития посредством реализации организационно-экономической модели мегарегулятора финансового рынка, включающей в себя саморегулируемые организации. Это, в частности, позволит заместить значительную долю бюджетных расходов на разработку актов, регламентирующих технологию деятельности финансовых институтов и контроль за их выполнением, соответствующими затратами саморегулируемых организаций, финансируемых их членами;

— установлено, что деятельность саморегулируемых организаций участников рынка, как составляющих самостоятельного уровня механизма регулирования финансового рынка, нуждается в системном развитии, на основе предъявления специальных требований к их функциональной и организационной структуреконцептуально обоснована необходимость консолидации инфраструктуры финансового рынка, включая создание центрального депозитария, на основе выработки требований, которые качественно повысят уровень функционирования учетных институтов, в том числе путем внедрения электронного документооборота и системы управления рисками профессиональной деятельностис учетом общественной значимости деятельности регистраторов, затрагивающей интересы значительного числа рядовых акционеров, разработаны ключевые принципы оплаты их услуг, исходя из которых эмитент и регистратор в договоре на ведение реестра должны определять порядок оплаты услуг регистратора, оказываемых как самому эмитенту, так и зарегистрированным в его реестре лицам, который, в свою очередь, должен различаться в зависимости от ликвидности ценных бумаг рассматриваемого эмитента.

Практическая значимость результатов диссертационной работы заключается в доведении теоретических положений научной концепции до практического уровня реализации путем их внедрения в акты регулирующих органов или в разработки соответствующих рекомендаций по организации их деятельности. Основные результаты исследования, имеющие практическое значение для совершенствования механизма регулирования финансового рынка, использованы государственными органами при разработке программ социально-экономического развития и административной реформы на среднесрочную перспективу, в разделах, посвященных финансовому рынку, а также при разработке принятого в первом чтении Государственной Думой РФ законопроекта «О саморегулируемых организациях» и действующей редакции закона «О негосударственных пенсионных фондах».

Концептуальные предложения по совершенствованию регулирования инфраструктуры финансового рынка изложены в докладе, подготовленном по поручению Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, и учтены при разработке концепции законопроекта «О Центральном депозитарии» и законопроекта «О клиринге и клиринговой деятельности». Результаты исследований также использованы в учебно-методических пособиях Профессиональной ассоциации регистраторов трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), в том числе одобренных федеральным органом исполнительной власти на рынке ценных бумаг для обучения специалистов рынка ценных бумаг для получения квалификационных аттестатов серий 3.0,4.0, 5.0.

Теоретические и методические положения диссертационной работы используются при проведении занятий по дисциплинам «Рынок ценных бумаг», «Биржевое дело» в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете.

Апробация работы. Основополагающие выводы и рекомендации работы доложены автором и одобрены на научно-практических конференциях, в том числе: IV Международной конференции Центральных депозитариев стран СНГ г. Москва, 2004 г.) — I—II Федеральных инвестиционных форумах (г. Москва, 2004;2005 гг.) — VI—VII Межвузовских конференциях «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» (г. Санкт-Петербург, 2004;2005 гг.) — II Международной конференции «Российские ценные бумаги: инфраструктура и операции» (г. Москва, 2005 г.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

В проведенном диссертационном исследовании автор проанализировал процесс возникновения и развития организационно-экономического механизма регулирования российского финансового рынка и его инфраструктуры. При этом процессы, происходящие в регулировании отечественного финансового рынка, рассмотрены через призму опыта стран ближнего и дальнего зарубежья, позволяющую сверить направления его развития с общемировой тенденций формирования мегарегуляторов национальных финансовых рынков.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. Согласно результатам диссертационного исследования на российском финансовом рынке отсутствует единообразный подход регулирующих органов к трактовке экономического содержания и структуры финансового рынка как комплексного объекта регулирования. До марта 2004 года регулирование финансового рынка в России был структурировано по его секторам, которые были закреплены за органами государственного управления (ФКЦБ, Минфин, МАП и т. д.). Сфера их компетенции предопределялась деятельностью тех или иных исторически им подведомственных финансовых институтов. При этом регулирование, в первую очередь, концентрировалось на предъявлении требований к финансовым институтам, а затем уже к финансовым инструментам, которыми они оперируют. Анализ существующей практики регулирования российского финансового рынка показал, что в целом в условиях сложившейся структуры органов и методов государственного регулирования не обеспечивается базовый принцип — системности организации регулирования. В силу того, что финансовый рынок в России формировался в условиях трансформации экономических отношений, ведомственные регуляторы финансового рынка были наделены полномочиями не только по разработке отраслевой нормативной базы, заменяющей отсутствующее законодательство, но и по контролю за ее исполнением.

2. Анализ моделей организационно-экономического механизма регулирования рынка индустриально развитых стран и стран с развивающимися рынками позволил выделить две основных модели построения указанного механизма: по секторальному/институциональному принципу, когда регулирование осуществляется различными органами управления дифференцированно по группам финансовых институтов, или по функциональному/целевому принципу, при котором функции установления норм, контроля, надзора или защиты прав инвесторов осуществляются различными органами управления.

С учетом завершения формирования в России экономической потребности в развитом финансовом инструментарии, с одной стороны, и созданием основных категорий участников рынка и обслуживающей их инфраструктурыс другой, в диссертационном исследовании сделан вывод о целесообразности постепенного перехода российского финансового рынка от институциональной к функциональной модели организационно-экономического механизма его регулирования.

3. Исследование показало, что реализация регулирующих функций может и должна находиться в компетенции не только законодательных органов и специальных уполномоченных органов управления, но и СРО, уполномоченные в силу закона применять правила разработанных ими стандартов к своим членам. Сосредоточение профессионалов финансовых рынков в СРО позволяет им самим регулировать свою деятельность на основе требований законодательства. Учитывая медлительность и консерватизм, объективно свойственные органам государственной власти, а также известную оторванность государственных служащих от предмета регулирования, именно СРО обладают большими возможностями квалифицированно и оперативно регулировать отношения как между самими профессиональными участниками, так и между профессиональными участниками и их клиентами, а также контролировать соблюдение действующих норм и правил.

В соответствии с разработанной диссертантом моделью механизма регулирования, саморегулирование, — это не подчиненная государственному органу часть механизма регулирования, а самостоятельный его элемент, примерно в том же устоявшемся понимании, в котором местное самоуправление не является составной частью органов государственной власти. Именно такое представление о роли СРО представляется наиболее соответствующим интересам не только самих СРО, но и государства. Оно отражено в организационно-экономических требованиях к построению СРО отраженных в базовом законопроекте «О саморегулируемых организациях», разработанного при участии диссертанта и принятого 14 октября 2003 года в первом чтении Государственной Думой РФ.

4. Обоснована необходимость совершенствования механизма регулирования всех сегментов финансового рынка на современном этапе их развития посредством реализации организационно-экономической модели мегарегулятора финансового рынка, с обособлением внутри него структур, осуществляющих функцию контроля за участниками рынка, при одновременном представительстве СРО в его коллегиальном органе управления.

В соответствии с результатами приведенного в диссертационном исследовании анализа принципов построения и способа финансирования ряда успешно функционирующих мегарегуляторов финансового рынка, к числу существенных организационных и экономических факторов, характерных для указанной модели механизма регулирования финансового рынка, относятся:

— внутриструктурное обособление органов, осуществляющих контролирующие функции на финансовом рынке;

— коллегиальный способ принятия общих нормативных актов, а зачастую и актов индивидуального характера;

— применение, в случае необходимости, вместе или вместо бюджетного способа финансирования его деятельности внебюджетных источников, включая сборы и платежи участников финансового рынка.

Для их учета при создании мегарегулятора российского финансового рынка в диссертационной работе предложено сформировать его структуру в составе следующих органов управления: коллегиального межведомственного органа (с участием представителей СРО), ответственного за общее регулирование финансового рынка, включая принятие нормативных актовподчиненных ему надзоров с возможной специализацией по сегментам рынкаподотчетных ему СРО участников финансового рынка.

Использование этих логичных элементов организации деятельности мегарегулятора финансового рынка может потребовать изменения законодательства и выведения органа регулирования за пределы традиционных представлений об органах государственного управления в РФ.

5. В тесной взаимосвязи с проблемой эффективной организации механизма регулирования финансового рынка находится проблема оценки уровня его развития, как составляющая цепи обратной связи между субъектами и объектами регулирования. Для сравнительного анализа уровня развития финансовых рынков различных стран необходимо наличие сопоставимых макроэкономических условий, нормативной среды, фаз развития и масштабов экономики в этих странах.

В рамках диссертационного исследования разработан методологический подход к оценке качества регулирования финансового рынка посредством расчета комплексного показателя уровня его развития, на примере субъектов Российской Федерации.

Применение разработанной диссертантом методики ранжирования регионов по уровню развития финансового рынка и его инфраструктуры для расчета комплексного показателя, отражающего уровень развития финансового рынка и его инфраструктуры в субъектах РФ, выявило высокую степень их асимметрии. По мнению автора исследования, неравномерность развития финансового рынка на территории страны является одним из показателей оценки качества его регулирования на федеральном уровне.

6. В диссертационном исследовании установлено, что один из основных недостатков инфраструктуры российского финансового рынка заключается в его неэффективном регулировании, осуществляемом государственными органами, подверженном подчас непредсказуемым изменениям и осложняемом исторически сложившейся децентрализацией торговой и учетной систем российского финансового рынка, при слабом развитии расчетно-клиринговой системы.

В целях преодоления указанных проблем, предлагается законодательно закрепить специальные требования к деятельности депозитария в зависимости от того, какие функции он выполняет: кастодиальные, расчетные или функции специализированного депозитария, одновременно устранив предпосылки для различного регулирования деятельности депозитариев и специализированных депозитариев путем объединения соответствующих лицензий. В свою очередь, в отношении деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг необходимо внести изменение в законодательство об акционерных обществах, возлагающее ответственность за ведение реестра владельцев его ценных бумаг и за выполнение функций счетной комиссии на собраниях акционеров на регистратора как профессионального участника рынка ценных бумаг, поднадзорного государственному регулирующему органу. Кроме того, необходимо уточнить содержание и применение института «номинального держания ценных бумаг» как представления интересов клиента депозитария в системе учета прав собственности другого учетного института.

7. При выработке стратегии развития инфраструктуры финансового рынка и ее реализации в рамках функционирования соответствующего механизма регулирования в диссертационном исследовании предложено исходить из того, что ее будущее лежит в реальном объединении нынешних регистраторов и депозитариев в учетную систему. В связи с этим на первое место выходит развитие современных технологий обмена учетной, расчетной и клиринговой информацией. Построение более технологичной модели взаимодействия депозитариев с регистраторами лежит в области выработки единых электронных стандартов передачи информации и использования современных технических решений для ее передачи.

Необходимо поощрять консолидацию регистраторской и депозитарной деятельности путем предъявления к ней требований, которые качественно повысят уровень функционирования учетных институтов путем не только постепенного введения электронного документооборота между ними, но и управления рисками учетной системы. Эти требования должны вырабатываться самим профессиональным сообществом учетных институтов во взаимодействии с государственным регулирующим органом.

8. В целях эффективной поддержки организованной торговли финансовыми инструментами в диссертационном исследовании рекомендована горизонтальная консолидация расчетно-депозитарной деятельности. Ее можно достичь, создав на базе существующих расчетных депозитариев расчетно-депозитарный холдинг, в структуре собственности которого были бы представлены нынешние владельцы расчетных депозитариев и другие крупнейшие участники рынка, включая регистраторов. Уровень оплаты услуг расчетных депозитариев и/или центрального (расчетного) депозитария должен контролироваться пользователями услуг через их участие в процессах корпоративного управления соответствующих расчетных депозитариев и коррелировать с уровнем и структурой рисков, принимаемых на себя каждым элементом расчетно-депозитарной системы.

9. Система управления рисками инфраструктуры финансового рынка и ее институтов, по мнению диссертанта, должна строиться с учетом стоимости финансовых инструментов и величины собственного капитала инфраструктурного института. Развитие системы управления рисками деятельности по учету, клирингу и расчетам в отношении прав собственности на финансовые инструменты в среднесрочной перспективе предлагается осуществлять по следующим направлениям:

— обязательное страхование профессиональной ответственности инфраструктурных институтов, в том числе риска совмещения видов профессиональной деятельности;

— внедрение коллективных компенсационных схем в рамках управления инфраструктурными рисками посредством стимулирования создания ОВС, гарантийных и страховых фондов при СРО и расчетно-клиринговых системах- -сертификация программного обеспечения, используемого инфраструктурными институтами;

— ужесточение требований к организации внутреннего контроля с целью предотвращения конфликта интересов в деятельности инфраструктурных институтов.

В зависимости от того, какие риски и в каком объеме несет организатор выпуска финансовых инструментов, их владелец или финансовый институт, должен определяться источник средств на покрытие риска, связанного с обеспечением прав собственности на финансовые инструменты, организацию торговли ими, расчеты по сделкам с ними и объем этих средств.

10. С учетом общественной значимости деятельности регистраторов, затрагивающей интересы всех акционеров, на основе проведенного анализа их работы в исследовании разработаны следующие основные принципы оплаты таких услуг:

— эмитент и регистратор в договоре на ведение реестра должны определять порядок оплаты услуг регистратора, оказываемых как самому эмитенту, так и зарегистрированным в его реестре лицам;

— затраты на ведение реестра (доходы регистратора) должны определенным образом нормироваться;

— порядок оплаты услуг регистратора должен различаться в зависимости от того, обращаются ценные бумаги, реестр владельцев которых он ведет, в организованных торговых системах или нет.

Таким образом, реализация разработанных в диссертации теоретических и методологических положений позволит: оптимизировать организационно-экономический механизм регулирования финансового рынка на основе привнесения в него необходимого уровня системности и децентрализации, выражающихся в формировании мегарегулятора финансового рынка и инкорпорировании в его работу деятельности саморегулируемых организаций участников рынкаупорядочить развитие инфраструктуры финансового рынка в направлении повышения надежности составляющих ее систем вследствие создания центрального депозитария в качестве расчетного узла, обеспечивающего исполнение сделок с финансовыми инструментами на организованном рынке, развития клиринговой деятельности, вплоть до формирования института центральной клиринговой организации, переосмысления целей и источников обеспечения деятельности регистраторов, исходя из того, что основные риски организации учета прав собственности на финансовые инструменты должны возлагаться на их эмитентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» (в редакции от 1 июня 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
  6. Федеральный закон от 22 марта 1991 г. № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.
  7. Федеральный закон от 20 февраля 1992 г. № 2383−1 «О товарных биржах и биржевой торговле» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 18. Ст. 961.
  8. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (в редакции от 18 июня 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
  9. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 14. Ст. 1401.
  10. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 18 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
  11. Ю.Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 11. Ст. 1238.
  12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 2 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3430.
  13. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 46 (часть 2). Ст. 4448.
  14. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
  15. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395−1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
  16. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3174.
  17. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (в редакции от 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3028.
  18. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 18. Ст. 1720.
  19. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в редакции от 20 августа 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.
  20. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции от 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1.Ст. 1.
  21. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
  22. Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4015−1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. 1993. 12 января.
  23. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.
  24. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-Ф3 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3814.
  25. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4562.
  26. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (в редакции от 18 июня 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 10. Ст. 1163.
  27. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции от 30 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3422.
  28. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в редакции от 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 19. Ст. 2071.
  29. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 30. Ст. 3046.
  30. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1769 «О мерах по обеспечению прав акционеров» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4192.
  31. Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1009 «О федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» (в редакции от 29 ноября 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 28. Ст. 3357.
  32. Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 38. Ст. 4356.
  33. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.
  34. Указ Президента РФ от 26 июля 1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 3097.
  35. Указ Президента РФ от 3 апреля 2000 г. № 620 «Вопросы федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 15. Ст. 1574.
  36. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
  37. Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341 «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» // Свод законов СССР. Т. 5. С. 586.
  38. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2002 г. № 676 «О внесении изменения в положение о министерстве труда и социального развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 38. Ст. 3606.
  39. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 15. Ст. 1495.
  40. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам» // Российская газета. 2004.14 апреля.
  41. Положение о реестре акционеров акционерного общества, утвержденное распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 18 апреля 1994 г. № 840-р // Панорама приватизации. 1994. № 10.
  42. Приказ Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. № 02−02/08 «Об утверждении новой редакции «Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» (в редакции от 17 июня 1994 г.) // Российские вести. 1994. 29 июня.
  43. Постановление ФКЦБФР при Правительстве РФ от 30 августа 1995 г. № 6 «О лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг» // Экономика и жизнь. 1995. № 40.
  44. Постановление ФКЦБФР при Правительстве РФ от 12 июля 1995 г. № 3 «О Временном положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» //Российская газета (Ведомственное приложение). 1995. 18 августа.
  45. Постановление ФКЦБ России от 2 октября 1996 г. № 20 «О Временном положении о депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации и порядке ее лицензирования» // Российская газета (Ведомственное приложение). 1996. 15 декабря.
  46. Постановление ФКЦБ России от 16 октября 1997 г. № 36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения» // Вестник ФКЦБ России. 1997. № 8. 5 ноября.
  47. Постановление ФКЦБ России от 15 августа 2000 г. № 10 «Об утверждении порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ» // Российская газета. 2000. 24 октября.
  48. Положение о порядке проверки действий лиц, содержащих признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 7 февраля 2003 г. № 03−8/пс // Российская газета. 2003. 2 апреля.
  49. Приказ ФСФР России от 2 сентября 2004 г. № 04−445/пз-н «О территориальных органах ФСФР» // Российская газета. 2004. 10 ноября.
  50. Инструкция от 25 июля 1996 г. № 44 «Правила ведения учета депозитарных операций кредитных организаций в Российской Федерации» // Вестник Банка России. 1996. № 34. 29 июля.
  51. Разъяснения Министерства финансов РФ от 11 февраля 1997 г. № 01−97−02/6-ВС «О порядке приема и рассмотрения документов на лицензирование страховой деятельности» // Российская газета (Ведомственное приложение). 1997. 11 марта.
  52. Письмо ЦБ РФ от 10 июля 2001 г. № 87-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» // Вестник Банка России. 2001. № 44−45. 19 июля.
  53. Письмо ЦБ РФ от 13 мая 2002 г. № 59-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» // Вестник Банка России. 2002. № 33. 5 июня.
  54. Монографии, учебные пособия, статьи
  55. А. Некоторые размышления по поводу зарубежного и российского опыта совершенствования инфраструктуры фондового рынка // Депозитариум. 1999. № 10.
  56. А.Е. Купля-продажа ценных бумаг инвестиционных фондов на биржах // Вестник НАУФОР. 2002. № 6.
  57. М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. М.: БЕК, 1994.
  58. Административное право. Учебник / Под ред. JI.JI. Попова. М.: Юристь, 2002.
  59. М.Ю. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 1992.
  60. .А. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. М.: Финансы и статистика, 1991.
  61. Р., Томпсон У. Обзор экономики Российской Федерации. Опуб ликовано на сайте в сети Интернет: hptt://www.oecd.org. 2004
  62. И.Т., Гончарук О. В., Савинская Н. А. Деньги и финансовые институты. СПб.: Питер, 2000.
  63. У.Э. Основные черты открытого акционерного общества и американской корпорации // Государство и право. 1998. № 7.
  64. У.Э., Гаши-Батлер М. Корпорации и ценные бумаги по праву России и США. М.: Зерцало, 1997.
  65. В.А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. М.: Высшая школа, 2005.
  66. Боди 3., Мертон Р. Финансы / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2002.
  67. Т. Финансовые и экономические факторы кредитоспособности региональных администраций // Рынок ценных бумаг. 2003. № 24 (255).
  68. В.В. Экономический рост и фондовый рынок. В 2 т. М.: Наука, 2004.
  69. Д. Взаимные фонды с точки зрения здравого смысла (Новые императивы для разумного инвестора). М.: Альпина Паблишер, 2002.
  70. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002.
  71. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 1997.
  72. Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента / Сокр. пер. с англ. // Ред. кол. A.M. Емельянов, В. В. Воронов, В. И. Кушлин и др. 5-е изд. М.: Экономика, 1998.
  73. Н., Абрамов А. Перспективы инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов // Вестник НАУФОР. 2003. № 4.
  74. А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Учебное пособие. М.: НТО им. академика С. И. Вавилова, 2002.
  75. А.Н. Управление портфелем ценных бумаг. М.: НТО им. академика СИ. Вавилова, 2005.
  76. Бюллетень банковской статистики. 2003. № 6(121).
  77. Д.В., Дробышев П. Ю., Конов А. В. Объективные факторы коррупции, складывающиеся при осуществлении регулятивных и контрольно-надзорных полномочий ЦБ РФ. М.: Московский центр Карнеги, 2002.
  78. A.JI. Прогноз развития российского фондового рынка в 2004—2005 гг.. // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа, № 63, август 2004 г.
  79. Л.С. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами депрессивных регионов. СПб.: СПбГИЭУ, 2004.
  80. А.А. Банковское право Европейского Союза. Учебное пособие. М.: Статут, 2000.
  81. О. Неопределенность мешает принимать решения // Ведомости. 2005. 31 января.
  82. И.В., Комов А. В., Сизов Ю. С., Чижов С. Д. Фондовые рынки России и США. М.: Экономика, 1998.
  83. Д., Полянский В. В., СтариловЮ.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. М.: Юристъ, 2002.
  84. В.М. Административное право (Очерк административного права). Популярные лекции для самообразования. СПб., 1903.
  85. Л.Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования / Пер. с англ. М.: Дело, 1997.
  86. С. Страховые компании инвесторы регионального бюджета? // Рынок ценных бумаг. 2004. № 21 (276).
  87. Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности. Учебное пособие / Под ред. проф. Е. А. Суханова. М.: ЮрИнФорм, 1994.
  88. Л., ГурвичЕ., СаватюгинА. и др. Анализ и прогноз развития финансовых рынков в России. М.: ТАСИС, 2003.
  89. О.В. Отношения собственности: экономика и политика. М.: ДВО АН СССР, 1992.
  90. А. Кто владеет реестром, владеет миром // Финансовый аналитик, 2003, Июль-август.
  91. Государственная программа развития Национальной депозитарной системы Украины, утв. Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2004 г. № 1707.
  92. Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1997.
  93. Е.С. Вопросы гражданского права в теории и практике обращения безналичных ценных бумаг. М.: ММВБ, 1999.
  94. Г. Фондовая биржа и биржевые операции / Пер. с фр. М., 1992. Договор к энергетической хартии: путь к инвестициям и торговле для Востока и Запада / Под ред. Т. Вальде. М., 2002.
  95. И.И. Всемирная торговая организация. М., 1997.
  96. Единообразный торговый кодекс США. Пер. с англ. / Серия: Современное зарубежное и международное частное право. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.
  97. Н.Ю. Международное банковское право: механизм правового регулирования банковской деятельности. М.: Государство и право, 1996.
  98. Л.Г. Банковские сделки: право и практика. М.:НИМП, 2001.
  99. ЖинкинА., Калинин М., ЛансковП. Как нам реорганизовать учетную инфраструктуру российского фондового рынка. Концептуальные подходы // Рынок ценных бумаг. 2000. № 17.
  100. Законопроект «О саморегулируемых организациях». 2003. Опубликован на сайте в сети Интернет: http://www.sro.ru.
  101. Законопроект «О саморегулируемых организациях на рынке финансовых услуг» // Ведомости ПАРТАД. 2000. Специальный выпуск.
  102. А.В. Финансовый рынок поле для банковского бизнеса // Индикатор. 2002. № 11(50). С. 2−6.
  103. Защита и обеспечение прав акционеров / Сост. Т. М. Медведева. М.: Деловой экспресс, 1998.
  104. Е.В. Контроль и надзор на финансовом рынке // Депозитариум. 2005. № 5.
  105. Е.В., Лансков П. М. Проблемы повышения эффективности регулирования финансового рынка // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сборник научных трудов. Вып.8. / Под ред. А. И. Михайлушкина, Н. А. Савинской СПб.: СПбГИЭУ, 2005
  106. Е., Ильина Е. О базовых принципах организации депозитарного учета // Ведомости ПАРТАД. 1999. № 1.
  107. Р. Волатильность процентных ставок на рынке рублевых облигаций // Рынок ценных бумаг. 2005. № 6.
  108. Л. Система права, управление компаниями и рынки капитала // Вестник НАУФОР. 2003. № 8.
  109. Л.Л. Инвестиции. Учебное пособие / Под ред. проф. В. А. Слепова. М, 2002.
  110. М. Как инвестировать в индексы / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2003.
  111. B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства. СПб.: СПбГИЭА, 1996.
  112. B.C., Казанцев А. К. Внутрифирменное управление инвестициями /Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1999.
  113. М. Как изменились вознаграждения // Инвестиции-плюс. 2003. № 1(46).
  114. Д., Жюйар П. Международное экономическое право. Учебник / Пер. с фр. М., 2001.
  115. Ю.И. Россия в мировом сберегательном процессе (драма становления). М.: Ника, 1999.
  116. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Классика экономической мысли. М.: Эксмо-Пресс, 2000.
  117. Д.С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги. СПб.: Питер, 2000.
  118. А.А., Чалдаева Л. А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М.: Юристъ, 2000.
  119. Р.А. Проблемы становления накопительной части системы обязательного пенсионного обеспечения // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа. 2003. № 40.
  120. Р. Проблемы развития инвестиционных фондов до 2010 года: попытка сценарного анализа // Инвестиции-плюс. 2003. № 1(46).
  121. Концепция создания Центрального депозитария в Российской Федерации / Материалы Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг. СПб.: ФКЦБ, 2002.
  122. Ю.И. Банки на фондовом рынке: Правовое регулирование. Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2002.
  123. КудаковА.С. Проблемы развития финансово-промышленных групп в Российской Федерации // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. научных трудов, вып. 6 / Под ред. А. И. Михайлушкина, Н. А. Савинской. СПб.: СПбГИЭУ, 2004.
  124. О. О развитии инфраструктуры рынка ценных бумаг в сфере взаимодействия между регистраторами и депозитариями // Рынок ценных бумаг. 2004. № 4 (259).
  125. П.М. Учетная инфраструктура российского фондового рынка. Доклад. М.:ИНФИ ПАРАД, 2004.
  126. Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М.: Статут, 1999.
  127. СВ. Корпоративные облигации: мировой опыт и российские перспективы. М.: Дэкс-Пресс, 2002.
  128. Лялин С, Лиджиев К. Рынок облигаций: итоги 2004 г. и перспективы развития 2005 г. // Рынок ценных бумаг. 2004. № 23.
  129. Ю.А., Русинов В. М., Саулин А. Д., Страхова О. А. Управление акционерным обществом в России. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000.
  130. Ю.А. Экономические затраты оператора связи // Моделирование экономических процессов и структур. Сб. науч. трудов, вып. 2 / Под ред. Ю. А. Львова. СПб.: СПбГИЭУ, 2003.
  131. В.И. Рынок ценных бумаг: количественные методы анализа. Учебное пособие. М.: Дело, 2003.
  132. Е. О децентрализованных учреждениях // Вестник НАУФОР. 2004. № 3.
  133. М.Ю. Инвестиционный процесс и рынок ценных бумаг: механизм функционирования, современное состояние, перспективы развития. М.: Анкил, 2003.
  134. В.И. Рынок ценных бумаг: количественные методы анализа. Учебное пособие. М.: Дело, 2003.
  135. К. Капитал. Критика политической экономии. В 4 т. М.: Политиздат, 1977. Т. 3.
  136. Мегарегулирование финансовых рынков: централизация надзора и концентрация ответственности // Регулирование финансовых рынков: теория и практика / Материалы круглого стола 12 октября 2004 г. М.: НАУФОР, 2004.
  137. Миллер P. JL, Ван-Хуз Д. Д. Современные деньги и банковское дело / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000.
  138. В.Д. Паевые инвестиционные фонды. М.: Анкил, ИНФРА-М, 1996.
  139. Я.М. Мегарегулятор // Рынок ценных бумаг. 2000. № 14 (173).
  140. Я.М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М.: Альпина Паблишер, 2002.
  141. Мировой фондовый рынок и интересы России / Отв. ред. Смыслов Д. В. М.: ИМЭМО РАН, 2003.
  142. Е.В. Финансовый рынок в РФ (опыт и проблемы становления). СПб.: СПбУЭФ, 1992.
  143. Модельный закон СНГ «О рынке ценных бумаг» // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи. 2002. № 28.
  144. Э. ФКЦБ манипулирует рынком? // Рынок ценных бумаг. 2003. № 13 (244).
  145. Ш. О духе законов. Избранные произведения. М., 1955. Кн. XI. Гл. YI.
  146. Д.В. Ценные бумаги бестелесные вещи. М.: Статут, 1998.
  147. В., Зайцева А. Вексельный депозитарий путь к безналичному обращению векселей // Вестник НАУФОР, 2003. № 7.
  148. В., Ермак А. Вексельный рынок: текущее состояние и перспективы // Рынок ценных бумаг. 2003. № 16 (247).
  149. О мерах по развитию финансовых рынков в Российской Федерации / Доклад Министерства экономического развития и торговли РФ назаседании Правительства РФ, 11 ноября 2003 г. Опубликован на сайте в сети Интернет: http://www.economy.gov.ru
  150. А.В., Сорк Д. М. Опыт общественного договора: работа над пакетом нормативных предложений по дебюрократизации российской экономики. М.: ИНП «Общественный договор», 2001.
  151. Один день с Олегом Вьюгиным // Рынок ценных бумаг. 2004. № 15(270).
  152. СИ. Словарь русского языка. М., 2001.
  153. В. Теория финансов и практика инвестирования в российские ПИФы // Инвестиции-плюс. 2004. № 9(62).
  154. Опыт, методы и принципы организации кастодиальной деятельности. М.: МИРПЭ, 1997.
  155. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. Учебник / Под ред. В. В. Круглова. М.: Инфра-М, 2000.
  156. Отчет Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций за 2004 год. Алма-Аты, 2005.
  157. От экономики переходного периода к экономике развития. Меморандум об экономическом положении Российской Федерации / Всемирный банк. Отдел экономической политики: http://www.worldbank.org.ru.
  158. С. Значение государственного долга Москвы // Рынок ценных бумаг. Финансы городов и регионов. 2005. № 6.
  159. Перспективы возрождения и развития российского рынка капитала: Аналитическая записка по результатам исследования Кадоган Файненшл для Центра развития фондового рынка. Всемирный Банк и Британский Фонд Ноу-Хау, 1999.
  160. Э.Э. Хаос и порядок на рынках капитала. Новый аналитический взгляд на циклы, цены и изменчивость рынка / Пер. с англ. М.: Мир, 2000.
  161. B.C. Депозитарий на рынке ценных бумаг. М.: ИАУЦ НАУФОР, 1999.
  162. B.C. О ценных бумагах замолвите слово.// Инфраструктура рынка ценных бумаг: информационно-аналитическое издание / Под ред. П. М. Панскова. М.: Издательский дом РЦБ, 2005.
  163. A.M., Пассейк Ж. Г., Эллис К. Х., Дейли Ж. П. Банковское право США / Пер. с англ. // Под ред. Я. А. Куника. М., 1992.
  164. Попов JLJL Сущность административного права. Актуальные проблемы административного права и административно-процессуального права / Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003.
  165. Попов JLJL, Шергин А. П. Управление. Гражданин. Ответственность (Сущность применения и эффективность административных взысканий). М., 1975.
  166. А. От количества к качеству // Биржевое обозрение. 2005. № 6 (20).
  167. Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е. А. Суханова. М.: Юристъ, 1997.
  168. Правовые основы рынка ценных бумаг / Под ред. А. Е. Шерстобитова. М.: Деловой экспресс, 1997.
  169. Программное интервью Олега Вьюгина // Финанс, 2004. № 20 (61), 2430 мая.
  170. Проект Стратегии развития финансового рынка в Российской Федерации. Опубликован на сайте ФСФР в сети Интернет: http://www.fcsm.ru, 2005
  171. Проект Среднесрочной программы социально-экономического развития страны на период 2006—2008 гг. Опубликован на сайте Минэкономразвития в сети Интернет: http://www. economy.gov.ru, 2005.
  172. М., Томпсон Д., Герсдорф X., Зотова Е. Реформа системы пенсионного обеспечения в России: структура и реализация. М.: Издательство «Весь мир», 2003.
  173. М. Предмет и задачи сравнительного правоведения.Очерки сравнительного права / Сост., пер. и вступ. статья В. А. Туманова. М., 1981.
  174. А.А. О концепции создания Центрального депозитария в Российской Федерации // Ведомости ПАРТАД. 2002. № 3−4.
  175. Реформа системы пенсионного обеспечения в России: структура и реализация / Доклад Всемирного банка. Опубликован на сайте в сети Интернет: http://www.worldbank.org.ru, 2003.
  176. Рид Э., Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. М., 1983.
  177. Россия: укрепление доверия. Развитие финансового сектора. М.: Весь мир, 2002.
  178. .Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
  179. Рынок ценных бумаг / Под ред. Е. Ф. Жуковой. М.: Юнити, 2005.
  180. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. М., 1996.
  181. В.Н., Медведев В. Г., Кудряшова С. И., Шпаковская Е. П. Макро экономическая статистика. Учебное пособие. 2-е изд., испр. М.: Дело, 2001.
  182. П. Теряя прибыль, теряем лидерство. Специальный проект -панорама страхования // Эксперт. 2005. № 14,11−17 апреля.
  183. Саморегулируемые организации. Проблемы развития, законодательства и правоприменительной практики / Материал аналитического управления аппарата Совета Федерации РФ, 25 мая 2004 г.
  184. Е.В. Операции с ценными бумагами. Российская практика. Учебник. М.: ИНФРА М, 1997.
  185. Н.Г. Российский рынок финансовых услуг: Формирование правовой модели. М.: Волтерс Клувер, 2005.
  186. А.С. Макроэкономика. Изд. 2 / Под ред. Леусского А. Н. СПб.: Питер, 2001.
  187. В.П. Иностранные инвестиции в России: правовое регулирование. М.: Издатцентр, 1997.
  188. Ю.С. Формирование системы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Дисс. на соискание ученой степени д-ра эконом, наук. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1999.
  189. А.Ю. Эмиссия корпоративных ценных бумаг: правовое регулирование. Теория и практика. М., 2002.
  190. П.С., Хребтов В. А. Россия на пути в ВТО. Рынок финансовых услуг. М.: АО «Консалтбанкир», 2000.
  191. В. Происхождение центральных банков / Пер. с англ. М.: Институт национальной модели экономики, 1996.
  192. Т.В. Сделки в биржевой торговле. М., 1996.
  193. Д.И. Защита прав владельца ценных бумаг, учитываемых записью на счете. М.: Статут, 2004.
  194. СтуДеникина М. С. Государственный контроль в сфере управления: Проблемы надведомственного контроля. М., 1974.
  195. Д. Трансформация сберегательных стратегий населения России // Вопросы экономики. 2001. № 10.
  196. А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. М.: Финансы и статистика, 2000.
  197. Д. Перспективы развития инфраструктуры рынка ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 2003. № 21 (252).
  198. Д. О национальном Центральном Депозитарии (по материалам выступления на форуме «Российские ценные бумаги -инфраструктура и операции») // Рынок ценных бумаг. 2004. № 12 (267).
  199. Д. Финансовые посредники. Экономическая теория / Пер. с англ. // Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. М.: ИНФРА-М, 2004.
  200. С. Какой Центральный депозитарий нужен России? // Рынок ценных бумаг. 2002. № 20 (227).
  201. Г. А., Викулин А. Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и современность. М.: Дело, 1998.
  202. Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе: практическое пособие / Под ред. Е. П. Губина. М.: Юристъ, 1999.
  203. Управление предприятием. Учебник / Под ред. А. Г. Поршневой, З. П. Румянцевой, НА. Соломатиной. М.: ИНФРА-М, 1998.
  204. Условия устойчивого развития финансового сектора регулирование и саморегулирование финансовых рынков- механизмы гарантирования (страхования) — унификация надзорных требований / Отчет Бюро экономического анализа. М., 2004.
  205. Ф. Управление инвестициями / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000.
  206. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. М.: Проспект, 1999.
  207. Финансирование роста: выбор методов в изменчивом мире / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2002.
  208. Финансы. Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 1998.
  209. Финансовое право Российской Федерации. Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева. М., 2002.
  210. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993.
  211. Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.
  212. Формы защиты прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг / Под ред. проф. М. К. Треушникова. М., 2000.
  213. М. Если бы деньги заговорили. М.: Дело, 1999.
  214. Я.И., Михальченко В. А., Хвалей В. В. Акционерное общество: история и теория (Диалектика свободы). Минск, 1999.
  215. Ф.А. Частные деньги. М.: Институт национальной модели экономики, 1996.
  216. Т.К. Основы права Европейского сообщества / Пер с англ. и науч. ред. В. Г. Бенды. М.: ЮНИТИ, 1998.
  217. В.М. Территориальные системы прогнозирования и планирования экономического и социального развития (Теория. Методология. Организация) / Автореферат дис.. д-ра экон. наук. СПб.: СГУЭиФ, 1991.
  218. В.М. Стратегическое планирование и государственное регулирование экономики на региональном уровне. СПб.: СЗАГС, 2000.
  219. Центральный банк в условиях рыночной экономики. М.: Финансы и статистика, 2003.
  220. А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2000.
  221. .В. Учетная система фондового рынка Российской Федерации // Финансовое содружество. 2002. № 11 (23).
  222. У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.
  223. Г. Индексы фондового рынка // Индикатор. 2002. № 1(41). Шевченко И. Г. Порядок и хаос рынка акционерного капитала России. М.: Журнал «Управление персоналом», 2003.
  224. Г. Ф. Учебник торгового права. В 2 т. М.: Спарк, 1994. Т. 2.
  225. А. АДР и вопросы прав инвесторов // Рынок ценных бумаг. 2000. № 10 (169).
  226. Д. Правовой статус иностранного банка-депозитария, выпускающего АДР на акции российских компаний // Рынок ценных бумаг. 2001. № 2 (185).
  227. О. Биржа и ее деятельность / Пер. с нем. СПб., 1992.
  228. И. Теория экономического развития. (Исследование пред принимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла ко нъюнктуры) / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.
  229. В.Ф. Международное валютное право / Пер. с нем. М.: Международные отношения, 1997.
  230. Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998−2002. М.: Дело, 2003.
  231. P.M., Луговой О. В. и др. Финансовые рынки в переходной эко номике: некоторые проблемы развития. М.: ИЭПП, 2003.
  232. Эффективный рынок капитала. Экономический либерализм и государственное регулирование / Под ред. И. В. Костикова. В 2 т. М.: Наука, 2004.
  233. ЮлдашеваЛ.Р. Правовое регулирование оборота эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций). М.: Статут, 1999.
  234. В.Ф. Рынок ценных бумаг: Правовое регулирование. М.: Олма-пресс, 2002.
  235. Д.А., Шестаков А. А. Основные положения Акта Сарбанес-Оксли 2002 г. и его влияние на регулирование и развитие рынка ценных бумаг и аудит в США. Самара: Сам. территор. ин-т проф. бухгалтеров, 2003.
  236. Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  237. A New Regulator for the New Millenium //Financial Services Authority, U.K., 2000. January.
  238. Clearance and Settlement Systems in the World’s Securities Markets. The Group of Thirty (G30), 1989.
  239. Clive Briault. The Rationale for a Single National Financial Services Regulator //Financial Services Authority, UK., 1999. May.
  240. Friedland J. The Law and Structure of the International Financial System. Regulation in the United States, EEC and Japan. Westport, 1994. P. 7−8.
  241. FSA Annual Report 2004/05. P. 48.
  242. Giorgio Di Giogio, Cormine Di Noi and Laura Piatti. Financial Market Regulation: The Case of Italy and a Proposal for the Euro Area. Wharton, 2000. P. 1−24.
  243. Global Clearing and Settlement: A Plan of Action. The Group of Thirty (G30), 2003. P. 13.
  244. H.C. Black’s Law Dictionary, 1991.
  245. Introduction to the Financial Services Authority, FSA, 2001.
  246. Objectives and Principles of Securities Regulation. IOSCO, 2003.
  247. Official Comment to Model Business Corporations Act Annotated. Aspen & Law Business, 1996.
  248. Recommendations for Securities Settlement Systems. Committee on Payment and Settlement Systems (CPSS) / Technical Committee of the International Organization of Securities Commissions (IOSCO), 2001.
  249. Second Report on EU Clearing and Settlement Arrangements. The Giovannini Group, 2003.
  250. Securities Exchange Act of 1934 (http://www.sec.gov).
  251. The ISSA Recommendations 2000. International Securities Services Association (ISSA), 2000.
  252. The ISSA Recommendations 2000. Update of the Original G-30 Recommendations. International Securities Services Association (ISSA), 2000.
  253. Информационные ресурсы в сети Интернет
  254. Австралийское агентство пруденциального регулирования/The Australian Prudential Regulation Authority (APRA): http://www.apra.gov.au.
  255. Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям/Australian Securities & Investments Commission (ASIC): http://www.asic.gov.au.
  256. Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций: http://www.afn.kz.
  257. Агентство по финансовым услугам/Financial Services Authority (FSA): http://www.fsa.uk.
  258. Агентство по финансовым рынкам/Autoriteit Financiele Markten (AFM): http:// www.afm.nl.
  259. Ассоциация центральных депозитариев Евразии: http://www.acde.ru.
  260. Государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг»: http://www.centraldepo.by.
  261. Датское агентство по финансовому надзору/Danish Financial Supervisory Authority: http://www.dfsa.dk.
  262. Депозитарно-клиринговая компания (ДКК) http://www.dcc.ru.
  263. Европейская ассоциация центральных депозитариев/ European Central Securities Depositories Association (ECSDA): http://www.ecsda.com.
  264. Комиссия по ценным бумагам и биржам/Comision Nacional del Mercado de Valores (CNMV): http://www.cnmv.es
  265. Комиссия по ценным бумагам и биржам/The Securities and Exchange Commission (SEC): http://www.sec.gov.
  266. Комиссия финансового надзора/Financial Supervisory Commission (FSC): http://www.fsc.go.kr.
  267. Международная организация комиссий по ценным бумагам/International Organization of Securities Commisions (IOSCO): http://www.iosco.org.
  268. Министерство финансов Российской Федерации: http://www.minfin.ru.
  269. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации: http://www.economy.gov.ru.
  270. Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ): http://www.micex.ru.
  271. Национальная лига управляющих (НЛУ): http://www.nlu.ru.
  272. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР): http://www.naufor.ru
  273. Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ): http://www.napf.ru.
  274. Национальный депозитарный центр (НДЦ): http://www.ndc.ru.
  275. Национальная фондовая ассоциация (НФА): http://www.nfa.ru.
  276. Норвежская комиссия по банковской, страховой деятельности и ценным бумагам/Banking, Insurance and Securities Commission: http://www.kredittilsynet.no.
  277. Пенсионный регулятор/The Pensions Regulator: http://www.thepensionsregulator.gov.uk.
  278. Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД): http://www.partad.ru.
  279. Российская торговая система (РТС): http://www.rts.ru.
  280. Служба надзора за финансовыми рынками/L'Autorite des Marches Financiers (AMF): http://www.cob.fr.
  281. Федеральная служба по финансовым рынкам: http://www.fcsm.ru.
  282. Федеральное агентство финансового надзора/В undesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht (BaFin): http://www.bafin.de.
  283. Центральный Банк Российской Федерации: http://www.cbr.ru.
  284. Центральный московский депозитарий (ЦМД): http://www.mcd.ru.
  285. Шведская финансовая инспекция/Swedish Financial Supervisory Authority: http://www.fi.se
  286. Южно-африканский совет по финансовым услугам/S.A. Financial Services Board: http://www.fsb.co.za.
Заполнить форму текущей работой