Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление воспроизводством квалифицированных кадров: На примере кадров экономического профиля в Хабаровском крае

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При общем увеличении объемов5 подготовки специалистов по экономическим специальностям, сокращается объем набора на дневное обучение, которое осуществляется по государственному заказу, т. е. на бюджетной основе. В связи с чем, можно предположить, что сокращается народнохозяйственная потребность в специалистах и при этом возрастает индивидуальный спрос на получение образования по экономическим… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Система управления воспроизводством квалифицированных кадров на примере кадров экономического профиля
    • 1. 1. Квалифицированные кадры экономического профиля как часть квалифицированных кадров
    • 1. 2. Воспроизводство квалифицированных кадров в регионе, его фазы и характерные особенности
    • 1. 3. Характеристика системы управления воспроизводством квалифицированных кадров на современном этапе
  • 2. Оценка процессам воспроизводства специалистов с высшим. экономическим образованием^ Хабаровском крае. ^
    • 2. 1. Общая характеристика подготовки специалистов с высшим экономическим образованием в"Хабаровском крае
    • 2. 2. Анализ подготовки специалистов экономического профиля на бюджетной основе
    • 2. 3. Оценка распределения специалистов с высшим экономическим образованием
    • 2. 4. Исследование отношений обмена в воспроизводственном процессе
    • 2. 5. Анализ использования квалифицированных кадров экономического профиля
  • 3. Организационно-методическое обеспечение системы^ управления воспроизводством^ квалифицированных кадров на* примере кадров экономического профиля. ^
    • 3. 1. Организационное обеспечение системы управления воспроизводством квалифицированных кадров на примере кадров экономического профиля
    • 3. 2. Методика проведения мониторинга состояния и движения кадров, занятых на должностях экономического профиля. Ю
    • 3. 3. Результаты практического использования методики мониторинга состояния и движения кадров, занятых на должностях экономического профиля. 124″
    • 3. 4. Методика прогнозирования региональной потребности в специалистах с высшим экономическим образованием

Управление воспроизводством квалифицированных кадров: На примере кадров экономического профиля в Хабаровском крае (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях рыночных преобразований, происходящих в стране, меняется значение и роль квалифицированных кадров в экономике страны, отдельных регионов. Усиливается значение функциональной группы квалифицированных кадров — специалистов экономического и управленческого профиля в структуре современного предприятия. Необходимость труда этих специалистов вызвана изменяющимися условиями ведения хозяйства, усложнением управления^ современным производством. Расширение и появление новых функций' управления требуют изменения количественного и качественного состава управленческого персонала, создания новых служб в структуре управления предприятием. Одновременно возрастает объективная необходимость развивать науку управления, накапливать знания, необходимые для осуществления конкретных функций управления, обеспечивать потребности производства квалифицированными кадрами управляющих, улучшать их обучение и подготовку.

Воспроизводство квалифицированных кадров и квалифицированных кадров экономического профиля является составной-частью и непременным элементом любого общественного воспроизводства. Очевидно, что содержание и формы воспроизводства квалифицированных кадров зависят от общественно-экономической формации. На современном этапе все явственнее проявляется новая тенденция — установление прямой зависимости между образовательным, кадровым и экономическим потенциалами общества. Являясь частью социально-экономической системы «трудовые ресурсы» квалифицированные кадры экономического профиля формируются и распределяются в народном хозяйстве под влиянием как объективных социально-экономических условий, которые могут быть учтены в ходе управления, так и под воздействием субъективных причин. Регулирование процессов воспроизводства квалифицированных кадров должно осуществляться с учетом не только удовлетворения возрастающих потребностей человека, но и потребностей экономики. Особенность воспроизводства квалифицированных кадров заключается в его выраженном региональном характере. Их подготовка, распределение, обмен и использование осуществляются, как правило, в пределах определенного региона и тесно связаны прежде всего с его народнохозяйственной структурой, специализацией и общим уровнем развития.

Все это определяет особенности приложения общих принципов теории управления общественным производством в области воспроизводства рабочей силы и предопределяет необходимость комплексного подхода к управлению этим процессом.

Теоретические основы управления общественным производством глубоко исследованы в работах П. Ф. Друкера, А. Н. Маслоу, Ф. Тейлора, Файоля X. Управлению воспроизводством кадров посвящены работы авторов E.JI. Маневича, В. В. Оникиенко, А. С. Панкратова, Н. А. Пантелеева и др.

Различные аспекты воспроизводства рабочей силы, в томе числе квалифицированных кадров, изложены в работах B.C. Буланова, A.M. Бутенко, И. Бушмарина, Г. С. Вечканова, А. В. Гончаровой, В. В! Громыко, Н. В. Зверевой, Г. М. Зущиной, JI.A. Костина, Г. М. Курошевой, А. С. Маршаловой, А. С. Новоселова, В. Ф. Онищенко, С. Г. Струмилина.

Комплексный подход к управлению воспроизводства кадров основан на всестороннем учете воздействия совокупности социально-экономических, правовых, политических и других факторов на воспроизводство квалифицированных кадров на его отдельных фазах, а также территориально-отраслевых аспектов управления в регионе.

Более полное сочетание отраслевого и территориального управления, преодоление ведомственной разобщенности и улучшение координации деятельности заинтересованных отраслевых министерств составляют одно из необходимых условий управления квалифицированными кадрами на уровне региона.

Значительный вклад в исследование и развитие теории региональных особенностей воспроизводства внесли работы А. Г. Гранберга, О. С. Пчелинцева, Р. И. Шнипера, П. А. Минакира, М. В. Никитенко, А. С. Новоселова, А. С. Маршаловой, Т. Г. Бродской, С. А. Суспицына, Н. Н. Некрасова, Н. Н. Михеевой, С. Н. Леонова, В. И. Сыркина и другие.

Интенсификация процесса воспроизводства квалифицированных кадров предполагает улучшение формирования контингента учащихся, повышение качества подготовки — на стадии подготовкидостижение сбалансированности между динамичной структурой воспроизводимых кадров и рабочих мест в экономике региона — на стадии распределениярациональное и целесообразное использование специалиста в соответствии с квалификацией и полученной специальностью — на стадии использования.

Структурные изменения в экономике влекут за собой изменения в квалификационном составе рабочей силы и в характере спроса на рабочую силу. Соответственно, должны трансформироваться объем и профиль подготовки специалистов в системе профессионального образования. Проблема достижения сбалансированности между количеством рабочей силы и возможностями ее использования чрезвычайно актуальна, и от ее решения зависят перспективы развития экономики. Одна из сложнейших задач, связанных со структурными изменениями, — согласование потребности рынка труда с возможностями подготовки кадров в рамках системы профессионального образования. В связи с этим центральное место отводится обоснованным прогнозам потребностей в специалистах. Таким образом, прогнозирование потребности в кадрах, и, прежде всего в выпускниках профессиональных образовательных учреждений, на современном этапе представляется одним из важнейших вопросов экономики как в плане развития потенциала отдельных регионов, так и с позиций совершенствования деятельности вузов.

Разработка научно обоснованного механизма, позволяющего повысить эффективность процесса воспроизводства специалистов, затруднена, в первую очередь, отсутствием исходной аналитической информации об имеющихся специалистах и несовершенством методики прогнозирования потребности в специалистах с учетом их образования, характера выполняемого труда и специфики должностных функций.

Располагая прогнозом потребности в специалистах различного профиля, зная численность и структуру наличного контингента специалистов и закономерности их изменения под влиянием демографических процессов, профессиональной мобильности и других социально-экономических факторов, можно оценить необходимую численность выпускников и исходя из этого, планировать деятельность высшей школы.

Оценивая современное состояние взаимосвязи подготовки и распределения специалистов с высшим образованием, следует отметить, что механизм включения высшей школы в рыночные отношения тесно связан с удовлетворением спроса на специалистов, но необходимый баланс между спросом на определенные профессии и предложением со стороны выпускников за последние годы еще не сформировался.

В настоящее время большая роль в процессе воспроизводства квалифицированных кадров отводится системе высшего профессионального образования.

Государственное регулирование сферы образования посредством принятия основополагающих документов последнего времени.

Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования [1,5,15], определяют государственную политику в части направлений модернизации системы подготовки специалистов с высшим образованием.

При этом любое из направлений государственной политики модернизации системы профессионального образования рассматривается через призму адаптации региональных систем к требованиям формирующейся' рыночной экономики. В этом аспекте ключевой задачей становится' прогнозирование потребности подготовки квалифицированных кадров, имея в виду разработку типовых методик и механизмов прогнозирования, позволяющих определять объемы подготовки специалистов, способствовать оптимизации сети образовательных учреждений, созданию^ и развитию системы социального партнерства. Через систему образования должна быть сформирована кадровая инфраструктура, адекватная современным технологиям, используемым в основных отраслях промышленности и сфере услуг, обеспечено воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики. Особое внимание этим вопросам уделено на рабочей встрече 9 июля 2004 года Председателя Правительства Российской Федерации с ректорами высших учебных заведений, где было принято решение «. принять меры по разработке и формированию системы прогнозирования и мониторинга потребностей в специалистах в соответствии с реальными запросами рынка труда и социально-экономическим развитием Российской Федерации» [16].

Для обоснования региональных составляющих государственного задания на подготовку кадров в системе высшего профессионального образования необходима разработка научно-методических подходов, которые бы завершались созданием работающей методики определения потребности региона в специалистах соответствующего профиля.

Данной проблеме посвящено немало научных исследований и среди них особый интерес представляют работы ученых Научно-исследовательского института высшего образования (НИИВО), Института макроэкономических исследований (ИМЭИ), а также отдельных авторов — Е. Н. Жильцова, В. А. Жамина, М. А. Бермана, А. В. Головача.

Но вместе с тем, многие вопросы не получили должного внимания, носят дискуссионный характер или остаются нерешенными в практическом плане. Разработка научно обоснованного механизма прогнозирования потребности в специалистах затруднена, в первую очередь, отсутствием необходимой информации об обеспеченности квалифицированными кадрами. В связи с чем, затруднена разработка обоснованной методики прогноза потребности в специалистах. Проблема методического сопровождения определения потребности в специалистах с высшим образованием должна решаться во взаимосвязи с вопросами совершенствования статистического учета и анализа на основе применения экономико-статистических методов.

Изложенные обстоятельства предопределили актуальность и выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является система воспроизводства квалифицированных кадров.

Предмет исследования — совокупность отношений по поводу управления воспроизводством квалифицированных кадров в регионе (на примере кадров экономического профиля в Хабаровском крае).

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке механизмов регулирования сбалансированного воспроизводства квалифицированных кадров на примере кадров экономического профиля.

Реализация поставленной в диссертационной работе цели потребовала решения следующих задач:

— анализ различных подходов к определению понятия «квалифицированные кадры экономического профиля» как части квалифицированных кадров;

— изучение сущности и особенностей воспроизводства квалифицированных кадров в регионе;

— изучение функционирования системы управления воспроизводством квалифицированных кадров в современных условиях;

— оценка процесса воспроизводства специалистов с высшим экономическим образованием в Хабаровском крае;

— разработка организационного обеспечения системы управления воспроизводством квалифицированных кадров на примере квалифицированных кадров экономического профиля;

— обоснование целесообразности использования мониторинга состояния и движения кадров, занятых на должностях экономического профиля, как одной из функций системы управления воспроизводством специалистов;

— разработка методики прогнозирования региональной потребности в квалифицированных кадрах экономического профиля.

Теоретико-методологической базой исследования послужили работы российских и зарубежных исследователей по вопросам управления общественным воспроизводством, процесса воспроизводства рабочей силы, современных подходов к прогнозированию потребности в специалистах, инструктивные и методические материалы по вопросам развития высшего образования.

В основу исследованиям положен комплексный системный подход, методы статистического прогнозирования, статистические методы группировок, анализа показателей динамики, корреляционно-регрессионного анализа, графоаналитические методы и др.

Информационная* база. Источником статистической информации явились материалы, статистической отчетности предприятий, справочные, статистические материалы Министерства^ образования Хабаровского края, Департамента Федеральной государственной службы занятости по Хабаровскому краю, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, нормативные документы Правительства РФ и отраслевых министерств.

На защиту выносятся следующие результатььработы:

1) систематизация признаков, позволяющая выделить квалифицированные кадры экономического профиля в отдельную функциональную группу и определить их место в структуре трудовых ресурсов;

2) этапы и взаимосвязи, характерные признаки и специфические особенности цикла воспроизводства квалифицированных кадров в регионе;

3) предложения по организационному обеспечению системы управления воспроизводством квалифицированных кадров на примере кадров экономического профиля;

4) методика проведения мониторинга состояния и движения кадров, занятых на должностях экономического профиля;

5) методика прогнозирования региональной потребности в специалистах экономического профиля.

Научная новизна работы:

— предложена классификация образовательных групп на основе введения критериев квалификации. Основной целью классификации образовательных групп является определение достаточного уровня образования для работы на определенной должности, и формирование информации о замещении должностей специалистами с необходимым образованием;

— уточнен и дополнен понятийный аппарат, характеризующий процессы управления воспроизводством квалифицированных кадров на примере кадров экономического профиля. В частности, сформулировано понятие «образовательные кластеры» и определена структура образовательных кластеров, уточнены понятия «квалифицированные кадры экономического профиля» и «воспроизводство квалифицированных кадров»;

— модифицированы некоторые положения теории общественного воспроизводства за счет раскрытия специфики воспроизводства квалифицированных кадров и выявления характерных особенностей процесса воспроизводства квалифицированных кадров в регионе;

— предложен коэффициент соответствия для оценки обеспеченности экономики региона специалистами с высшим экономическим образованием.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная система показателей, отражающая состояние кадров и их квалификационный уровень, методика прогнозирования региональной потребности в специалистах экономического профиля могут представлять практическую ценность для вузов, Министерства образования Хабаровского края, Департамента Федеральной государственной службы занятости населения и других субъектов рынка образовательных услуг, определяющих образовательную политику и принимающих решения стратегического характера о путях социально-экономического развития региона, формирующих региональный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием.

Разработанные методики мониторинга и прогнозирования потребности в специалистах экономического профиля носят универсальный характер, что дает возможность применять предложенные подходы для других специальностей в различных отраслях экономики региона, а также на различных территориях.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы и практические результаты обсуждались на следующих конференциях:

— международная научно-практическая конференция «Проблемы экономической политики на Российском Дальнем Востоке» (ИЭИ ДВО РАН, г. Хабаровск, 28 февраля-1 марта 2001 г.);

— региональная научно-практическая конференция «Экономико-правовые проблемы Дальнего Востока и перспективы его развития» (ХГАЭИП, г. Хабаровск, март 2001 г.);

— международная научно-практическая конференция «Перспективы развития российских регионов: Дальний Восток и Забайкалье до 2010 года» (г. Хабаровск, 2002 г.);

— международная научно-практическая конференция «Проблемы развития экономики Дальнего Востока» (г. Хабаровск, 2003 г.);

— международная научно-практическая конференция «Современные проблемы развития национальной экономики на Дальнем Востоке России» (ХГТУ, г. Хабаровск, 8−10 декабря 2004 г.).

По теме диссертационной? работы опубликовано 8 работ общим объемом 1,92 печатных листа.

Автор принимал участие в выполнении научно-исследовательских работ «Состояние и перспективы развития экономического образования в Хабаровском крае» по заказу Экономического совета при главе администрации Хабаровского края (2001г.) и «Оценка перспективной потребности в специалистах с высшим экономическим образованием в Хабаровском крае на основе мониторинга» в рамках Федеральной программы «Федерально-региональная политика в науке и образовании» по заказу Министерства образования Российской Федерации (2003;2004 гг.).

Выводы и предложения, сформулированные в работе, как показывают результаты апробации, носят конкретный практический характер. Это позволяет использовать предлагаемые показатели, методику их расчета, анализа, прогнозирования на отраслевом уровне, в работе отраслевых министерств региона по вопросам определения перспективной потребности в квалифицированных кадрах.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников информации, включающего 153 наименования и 33 приложений. Основное содержание работы изложено на 175 страницах текста, включая 13 рисунков и 24 таблицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования, полученные в рамках поставленных в диссертации цели и задач, дают возможность сформулировать ряд основных выводов и предложений.

Исследованы особенности процесса воспроизводства квалифицированных кадров на примере квалифицированных кадров экономического профиля, где в процессе анализа возникла необходимость конкретизировать ряд определений и категорий. Среди них — определение квалифицированных кадров экономического профиля^ как совокупности работников, имеющих законченное высшее специальное образование, профессиональную подготовку и практические навыки, и занятых на должностях экономического профиля в различных отраслях экономики региона, для которых требуется подобная квалификация.

Такое определение, по мнению соискателя, позволяет рассматривать проблему оценки воспроизводственных процессов с позиции обеспечения эффективного использования труда специалистов, а также предполагает соблюдение необходимого соответствия между объемом и степенью сложности выполняемых функций, характером труда и спецификой полученного образования.

Одновременно в работе уточнено понятие «воспроизводство квалифицированных кадров». Являясь частной формой воспроизводства рабочей силы, воспроизводство квалифицированных кадров выступает как процесс создания и поддержания их профессиональных способностей с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах. Особенность же воспроизводства квалифицированных кадров — экономистов заключается в специфике профессиональных знаний и, соответственно, выполняемых ими функций экономического характера.

Для достижения поставленной цели — разработка механизмов для обеспечения сбалансированности воспроизводства квалифицированных кадров на примере квалифицированных кадров экономического профиля, соискатель предлагает принять во внимание отличительную особенность воспроизводственного цикла специалистов экономического профиля на уровне региона. Особенностью является полнота и законченность воспроизводственного цикла на территории Хабаровского края. Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что в регионе повышается эффективность функционирования системы управления воспроизводством квалифицированных кадров.

Рассмотрено функционирование системы управления воспроизводством специалистов в современных условиях, где в качестве основных недостатков действующей системы управления воспроизводством специалистов можно выделить нескоординированность действий различных субъектов, занимающихся вопросами воспроизводства квалифицированных кадровотсутствие информации о распределении специалистовотсутствие мониторинга рынка рабочей силы и потребностей как отдельных граждан, так и общества в целом в высшем профессиональном образованииотсутствие мониторинга степени насыщенности кадрами по тем или иным специальностям в отдельных отраслях края!, количества и качества спроса на отдельные специальности. В связи с чем указанные недостатки создают количественные и качественные диспропорции в системе воспроизводства квалифицированных кадров экономического профиля.

Ряд выявленных недостатков подтверждены эмпирическими данными при проведении исследования подготовки и распределения специалистов с высшим экономическим образованием в Хабаровском крае.

При общем увеличении объемов5 подготовки специалистов по экономическим специальностям, сокращается объем набора на дневное обучение, которое осуществляется по государственному заказу, т. е. на бюджетной основе. В связи с чем, можно предположить, что сокращается народнохозяйственная потребность в специалистах и при этом возрастает индивидуальный спрос на получение образования по экономическим специальностям. Индивидуальный спрос, главным образом формируется на специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии», «Государственное и муниципальное управление». Обращая внимание на распределение специалистов, можно отметить, первоначальное распределение специалистов осуществляется на этапе самой подготовки через отраслевую и функциональную специализацию вузов, зависящую от принятых в вузах направлений подготовки. В дальнейшем происходит перераспределение экономистов по территориям, отраслям, сферам деятельности, предприятиям. В связи с тем, что вузы, осуществляющие подготовку специалистов, сконцентрированы, главным образом, в гг. Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, можно предположить, что закрепление выпускников так же будет происходить на данных территориях. К сожалению, учитывая, что большинство вузов не ведут учета о распределении и трудоустройстве выпускников, или проводят такой учет нерегулярно, то объективно существует дефицит информации о распределении выпускников по предприятиям, отраслям, территориям. Данное обстоятельство не позволяет сделать обоснованную оценку возможной структуры потребности экономики региона в специалистах-экономистах, и как следствие, отсутствуют предпосылки для формирования обоснованных объемов подготовки специалистов.

Анализ использования специалистов, занятых на должностях экономического профиля, на ряде крупных и средних предприятий Хабаровского края показал, высокий удельный вес специалистов с несоответствующим образованием. Данная категория работников не может в полной мере реализовать свои знания, не участвует в покрытии потребности в кадрах, а лишь искажает ее истинный размер.

На ряде должностей, где при выполнении функций экономического и управленческого характера не требуется наличие высшего образования, занято более 35% специалистов, что свидетельствует о нерациональном использовании квалифицированных кадров.

Соискатель предлагает методику мониторинга исследования образовательного уровня руководителей и специалистов экономического профиля. Для получения комплексной оценки состояния кадров экономического профиля в работе была использована система образовательных кластеров и коэффициент соответствия.

С их помощью автор работы анализирует уровень обеспеченности экономических должностей, основным требованием к которым является наличие высшего экономического образования, работниками с соответствующим уровнем образования1.

Разработанный инструментарий позволяет систематизировать собранную информацию как в разрезе отраслей, так и в разрезе территорий, и проводить анализ и оценку степени обеспеченности специалистами с высшим экономическим образованием, уровня квалификации работающих, уровня профессионального образования, основных сфер приложения труда специалистов, возрастного уровня специалистов.

При практическом использовании методики мониторинга состояния и движения кадров, занятых на экономических должностях, было выявлено:

— уровень обеспеченности предприятий, отраслей, территорий специалистами экономического профиля неравномерен, что обусловлено, на наш взгляд, различным характером развития как отдельных предприятий, отраслей, так и территорий;

— несоответствие имеющегося у специалистов образования тем требованиям, которые предъявляются к образованию соответствующей должности экономического профиля.

В результате работы создана статистическая база для определения потребности в подготовке специалистах с экономическим образованием.

Важным аспектом в работе является разработка предложений по организационному обеспечению системы управления воспроизводством квалифицированных кадров на примере квалифицированных кадров экономического профиля. В качестве основного результата предлагается организационно-экономический механизм формирования и обеспечения потребности в экономистах с высшим образованием на территории Хабаровского края. Организационное обеспечение управления воспроизводством квалифицированных кадров предполагает наличие структурных подразделений, осуществляющих разработку и реализацию управленческих решений по отдельным вопросам формирования, распределения и использования специалистов, и несущих ответственность за эти решения. Одной из задач механизма является создание единого информационного пространства, где участвуют все заинтересованные субъекты процесса воспроизводства квалифицированных кадров экономического профиля.

Для определения потребности в подготовке специалистах с экономическим образованием была разработана методика прогнозирования потребности в специалистах экономического профиля.

На основе проведенного критического анализа существующих методик прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах экономического профиля предложено использовать метод группировок, балансовый метод, корреляционно — регрессионный анализ.

В качестве исходной информации для определения перспективной потребности в квалифицированных кадрах экономического профиля выступают результаты мониторинга состояния и движения кадров, занятых на должностях экономического профиля.

В основу построения методики прогнозирования легли сформулированные определения общей и дополнительной потребности в квалифицированных кадрах. Задача определения общей потребности решалась при использовании корреляционно-регрессионного анализа. Расчет прогнозных значений факторов строился с учетом перспектив развития и размещения производства, изменения технико-экономических показателей, складывающихся прогрессивных тенденций развития экономики региона.

Исчисление дополнительной потребности в специалистах экономического профиля строилось с использованием балансового метода.

В соответствии с методикой проведен расчет прогноза общей и дополнительной потребности в специалистах с высшим экономическим образованием как для 37 предприятий исследуемых отраслей, попавших в выборку, так и для отраслей экономики Хабаровского края.

Важнейшая особенность полученных прогнозов состоит в том, что они строились на конкретной статистической и аналитической информации, предоставленной крупными и средними предприятиями в результате проведения мониторинга состояния и движения кадров, занятых на должностях экономического профиля, тем самым, повысив точность и обоснованность прогнозных величин.

Предложенный подход в прогнозировании потребности в специалистах экономического профиля дает возможность существенно повысит научную обоснованность планов подготовки специалистов, и как, следствие, объемов финансирования подготовки специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 10.04.2000 N 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» // Собрание законодательства РФ. 2000. — № 26. — Ст. 3123.
  2. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266−1 с изм. от 23.12.2003 N 186-ФЗ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edu.ru/
  3. Федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. N. 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями от1001.2003 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 32. — Ст. 2950.
  4. Постановление Правительства РФ от 19.09.1995 г. N 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edu.ru/
  5. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edu.ru/
  6. Постановление Правительства РФ от 21.08.2001 г. N 606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edu.ru/
  7. Постановление Правительства Хабаровского края № 88-пр от1111.2004 г. «О Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ldiabkrai.m/regime/govenmient.html
  8. Постановление Минтруда РФ «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 21.08.1998 г. № 37 с изм. от 28.07.2003 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www.nns .ru/struct/vyborka/mmtrud.html
  9. Постановление Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. N 298 Общероссийский классификатор занятий ОК 010−93 (ОКЗ) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/mintrud/45−03.shtm
  10. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. N 367 «Общероссийский классификатор-профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/mmtrud/26−02. shtm
  11. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edu.ru/
  12. Письмо Федерального агентства по образованию № 2595/12−16 от 03.09.2004 «Об ийформации по итогам рабочей встречи Председателя Правительства РФ М. Е. Фрадкова с ректорами высших учебных заведений» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edu.ru/
  13. В. В. Экономика и социология труда : учеб. для вузов / В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина. М.: ЮНИТИ, 1999. — 260 с.
  14. А. А. Теория управления : учеб. для вузов / А. А. Алексеев, Д. X. Имаев, Н. Н. Кузьмин, В. Б. Яковлев. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 1999.-435 с.
  15. В. И. Комплексный региональный экономическийанализ (методологические и методические вопросы) / В. И. Арзамаскин. -Томск ¦ Изд-во Том.гос. ун-та, 1988. 150 с.
  16. А. Кадровый потенциал экономистов / А. Бабаян, А. Сардарян // Вопросы экономики. 1991. — № 11. — С. 93−97.
  17. С. А. Кадры экономистов в условиях рынка / С. А. Бабаян,
  18. B. М. Зуев. М.: Экономика, 1992. — 282 с.
  19. И. А. Особенности управления занятостью в условиях кризиса рынка труда : учеб. пособие для вузов / И. А. Баткаева, Е. А. Митрофанова. М.: FAY, 1996. — 158 с.
  20. И. А. Управление занятостью^ населения: учеб. пособие для вузов / И. А. Баткаева, Е. А. Митрофанова. М.: ГАУ, 1995. — 220 с.
  21. Т. Г. Сбалансированность регионального воспроизводства / Т. Г. Бродская. JI.: Изд-во ЛФЭИ, 1991. — 148 с.
  22. В. С, Особенности воспроизводства рабочей силы в условиях формирования рыночных отношений / В. С. Буланов. М., 1993. — 153 с.
  23. Н. Ю. Воспроизводство специалистов с высшим образованием / Н. Ю. Бутенко. Киев: Изд-во Киев. гос. ун-та, 1990. — 133 с.
  24. И. В. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада / И. В. Бушмарин. М!, 199& - 188с.
  25. В. Н. Система мониторинга, анализа и прогнозирования развития образования и образовательных структур в регионах России / В. Н. Васильев и др. // Индустрия образования: сб. статей.- М., 2002. вып. 5.1. C. 52−60.
  26. Л. В. Комлексная система мониторинга продовольственной безопасности в экономическом механизме управления агропромышленным комплексом: дис.. канд. экон. наук / Л. В. Вахрушева. -Вологда, 2001.- 215 с.
  27. Г. С. Миграция населения как фактор формирования трудовых ресурсов / Г. С. Вечканов. СПб.: Петрополис, 1995. — 187 с.
  28. Г. С. Экономические закономерности воспроизводства трудовых ресурсов и эффективность их использования / Г. С. Вечканов, В. Т. Пуляев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. — 215 с.
  29. А. А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования / А. А. Воронин. М.: НИИ высшего образования, 1999 — 212 с.
  30. Ворота в глобальную экономику / пер. с англ. под ред. В. М. Сергеева. М.: Фазис, 2001. — 440 с.
  31. Высшая школа в 2000 г.: ежегодный доклад о развитии высшегопрофессионального образования М.: НИИВО, 2001. — 210 с.
  32. Высшая школа в 2002 г.: ежегодный доклад о развитии высшего профессионального образования.- М.: НИИВО, 2003. 240 с.
  33. Высшее образование в России: 2001: стат. сб. / Госкомстат. М. ЦИСН, 2002. — 105 с.
  34. . М. Экономика и социология труда : учеб. для вузов / Б. М. Генкин. М.: НОРМА -ИНФРА-М, 1998. — 420 с.
  35. С. С. Статистическое обоснование программ подготовки и использования специалистов / С. С. Герасименко. Киев: Выщашк., 1991.- 134 с.
  36. И. Н. Менеджмент : Учебник / И. Н. Герчикова. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 501 с.
  37. А. В. Методы статистического анализа и прогноза численности специалистов / А. В. Головач, Н. Н. Шевченко, Ю. А. Зиньков -Киев: КИНХ, 1978.- 159 с.
  38. А. В. Воспроизводство рабочей силы в условиях современного капитализма / А. В. Гончарова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989 — 148 с.
  39. О. М. Воспроизводство высококвалифицированных специалистов и его совершенствование в Российской Федерации: дис.. канд. экон. наук / О. М. Гончарова. Воронеж, 1997. — 240 с.
  40. О. Н. Организация системы мониторинга образовательных учреждений области Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedsovet.alledu.ru/
  41. Н. А. Экономика трудовых ресурсов : учеб. пособие / Н. А. Горелов. -М.: Высш. шк., 1989. 170 с.
  42. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / под общ. ред. Кушлина В. И. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Изд-во РАГС, 2003.-832 с.
  43. А. Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. -М.: ГУВШЭ, 2000. 495 с.
  44. В. В. План и рынок в воспроизводстве рабочей силы: опыт развитых индустриальных стран / В. В. Громыко. М.: Изд-во ВЗПИ, 1992.-159 с.
  45. В. А. Прогнозирование потребностей региональных экономик в выпускниках системы высшего профессионального образования / В. А. Гуртов, А. Г. Мезенцев, Е. А. Питухин. Петрозаводск: ПГУ, 2003. — 12 с.
  46. В. М. Теория статистики : учеб. пособие для вузов / В. М. Гусаров. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 247 с.
  47. JI. Шваб Планирование человеческих ресурсов / Джон J1. Шваб // Современное управление / Джон JI. Шваб // Энциклопедический справочник. В 2 т. Т. 2. М.: Издатцентр, 1997. — 576 с.
  48. Н. В. Экономический механизм обеспечения системы трудоустройства студентов и выпускников учреждений профессионального образования / Н. В. Жильцов, А. А. Воронин Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.econ.msu.ru/
  49. Зверева №. В*. Семья и воспроизводство человеческого капитала / Н. В. Зверева // Вестник Московского университета. Сер. 6. 1998. — № 5. -С. 31−42.
  50. Г. М. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества / Г. М. Зущина, Л. А Костин. М., 1996. — 144 с.
  51. Итоги приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования Хабаровского края за 1998 г. / Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю. Хабаровск, 1998. — 61 с.
  52. Итоги приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования Хабаровского края за 1999 г. / Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю. -Хабаровск, 1999.-51 с.
  53. Итоги приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования Хабаровского края за 2000 г. / Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю. Хабаровск, 2000. — 59 с.
  54. Итоги приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования Хабаровского края за 2001 г. / Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю. Хабаровск, 2001. — 61 с.
  55. Итоги приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования Хабаровского края за 2002 г. / Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю. Хабаровск, 2002. — 101 с.
  56. В. С. Кадры хозяйственных руководителей: подбор, расстановка, обучение / В. С. Кабаков, В. Ф. Богачев, А. П., Осипов. Л., 1992.- 12 с.
  57. Кабыш В1- JI. Математические методы решения экономических задач в отраслях народного хозяйства / В. JT. Кабыш, А. С. Бернштейн, С. Н. Эльвов. Киев: Выща шк., 1973. — 22 Г с.
  58. Квалифицированные кадры в России*/ JI. М. Гохберг и др. М.: ЦИСН, 1999.-239 с.
  59. Е. В. Совершенствование механизма ресурсного обеспечения образовательной деятельности (на примере вузов Хабаровского края): дис.. канд. экон. наук / Е. В. Кизиль. Комсомольск-на-Амуре, 2000. — 189 с.
  60. П. М. Воспроизводство регионального общественного продукта / П. М. Килин. М.: Наука, 1984. — 240 с.
  61. JI. А. Планирование подготовки и распределения специалистов в СССР / JI. А. Комаров. — М.: Изд-во экономии, лит., 1961. 296 с.
  62. Э. М. Исследование систем управления / Э. М. Коротков. -М., 1996.-358 с.
  63. А. Э. Проблемы регулирования перераспределения рабочей силы / А. Э. Котляр, В. В. Трубин- М., 1987. 248 с.
  64. Е. JI. Мониторинг библиотечных кадров в регионе как стратегия деятельности вуза / Е. JI. Кудрина // Науч. и техн. б-ки. 1999. — № 4. -С. 25−31.
  65. . Я. Поиск оптимальных решений средствами Excel 7.0. / Б. Я. Курицкий. СПб.: BHV — Санкт — Петербург, 1997. — 384 с.
  66. Г. М. Планирование воспроизводства квалифицированных кадров в регионе / Г. М. Курошева. Л.: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1985. -160 с.
  67. Курс экономической теории: учеб. пособие / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: Изд-во «АСА», 1994. — 340 с.
  68. В. В. Эффективная реализация потенциала высшей школы Санкт-Петербурга одно из важнейших направлений развития социально-экономического комплексаторода / В. В. Ложко // Обучение. — 2001. — № 3 9. — С. 3−6.
  69. А. Н. Мониторинг в образовании / А. Н. Майоров. СПб., 1998.-162 с.
  70. А. Н. Мониторинг образования не цель, а средство: Результаты мониторинговых исследований должны внедряться в жизнь / А. Н. Майоров // Alma mater. — 2000. — № 2. — С. 5−9.
  71. В. М. Основы планирования и прогнозирования потребности в специалистах с высшим и средним специальным образованием / В. М. Маневич. Л, 1977. — 286 с.
  72. . К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Кн.1. Процесс производства капитала/К. Маркс. -М.: Политиздат, 1988. 891 с.
  73. А. С. Основы теории регионального воспроизводства : курс лекций / А. С. Маршалова, А. С. Новоселов. М.: Экономика, 1998. — 192 с.
  74. М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Пер. с англ. — М.: Дело, 1992. — 702 с.
  75. П. А. Экономическое развитие региона: программный подход / П. А. Минакир. М.: Наука, 1983. — 223 с.
  76. Н. Н. Региональная экономика и управление / Н. Н. Михеева,
  77. С. Н. Леонов. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 2000. — 124 с.
  78. Г. М. Проблемы экономического образования в России Электронный ресурс. Режим доступа: http://econom.nsu.ru
  79. В. В. Исследование систем управления: учеб. пособ. для вузов / В. В. Мыльник и др. 3-е изд. — М.: Академический Проект, Трикста, 2004.-352 с.
  80. г. Хабаровска в 1992—1998 гг..: стат. сб. / Хабаровский краевой комитет госстатистики. Хабаровск, 1999 г.
  81. Н. Н. Региональная экономика / Н. Н. Некрасов. М.: Экономика, 1978.-320 с.
  82. М. В. Региональные аспекты социалистического воспроизводства / М. В. Никитенко. Минск: Наука и техника, 1989. — 246 с.
  83. Общая теория управления. М., 1994. — 340 с.
  84. В. В. Управление качеством: учеб. для вузов / В. В. Окрепилов. 2-е изд. доп. и перераб. — СПб.: Наука, 2000. — 912 с.
  85. Оникиенк-о В. В. Вопросы методологии и методики исследования трудовых ресурсов / В. В. Оникиенко. Киев: Наукова думка, 1983. — 185 с.
  86. В. В. Программно-целевое управление воспроизводством трудовых ресурсов / В. В. Оникиенко, В. Ф. Оншценко. Киев: Наукова думка, 1983.-223 с.
  87. Е. П. Западная система воспроизводства / Е. П. Островская // МЭ и МО. 1998. — № 6. — С. 60−69.
  88. Е. П. Рыночная система воспроизводства : развитие и неравномерность / Е. П. Островская // МЭ и МО. 2001. — № 3. — С. 15−22.
  89. А. С. Процесс воспроизводства трудового потенциала как объект управления в условиях развитого социализма / А. С. Панкратов // Вестник Моск. ун-та.: Сер. Экон. 1981. — № 3. — С. 12−21.
  90. Н. А. Управление трудовыми ресурсами в условияхразвитого социализма / Н. А. Пантелееев. Киев: Знание УССР, 1980. — 64 с.
  91. Паспорт Хабаровского края 1992−2003 годы ¦ стат. сб. / Хабаровский краевой комитет госстатистики — Хабаровск, 2004. С. 22−24.
  92. . Проблемы воспроизводства в современных условиях / Б. Плышевский // Экономист. 1997. — № 1. — С. 8—11.
  93. С. Операция «Мониторинг». На деньги Всемирного банка в России создается национальная система мониторинга образования / С. Поляков // Школьное обозрение. 2002. — № 1. — С. 11 -14.
  94. Прогноз потребности Российской Федерации в специалистах с высшим образованием и структуры их подготовки до 2010 года: Отчет о НИР. М.: НИИВО, 2000. — 173 с.
  95. Прогнозирование спросапредложения на рынке образовательных услуг: теория и методика: Отчет о НИР. СПб, 1998. — 187 с.
  96. Промышленность Хабаровского* края-: стат. сб. / Хабаровский краевой комитет государственной статистики — Хабаровск, 2003.
  97. Промышленность Хабаровского края: стат. сб. / Хабаровский краевой комитет государственной статистики — Хабаровск, 2001.
  98. Пространственные трансформации в российской экономике / под общ. ред. П. А. Минакира. М.: Экономика, 2002. — 424 с.
  99. Пчелинцев Of С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики / О. С. Пчелинцев // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 1. — С. 3−19.
  100. О.С. Регулирование воспроизводственного потенциала территории как основа региональной политики / О: С. Пчелинцев, В. Я. Любовный, А. Б. Воякина // Проблемы прогнозирования. 2000. — № 5. — С. 62−68.
  101. Развитие малого бизнеса в Хабаровском крае Электронный ресурс. Режим доступа: http. V/www.mb.kht.iWmbm
  102. Региональное воспроизводство в системе социалистических производственных отношений / под ред. В. Я. Феодоритова, Т. Г. Бродской. Л: Изд-во ЛГУ, 1984. — 154 с.
  103. Российский статистический ежегодник: 1999: стат. сб. / Госкомстат. М., 2000. — 810 с.
  104. Российский статистический ежегодник: 2003 • стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. — 705 с.
  105. Российское образование в контексте международных показателей: сопоставительный доклад. М.: Центр Мониторинга и статистики образования ГНИИИТТ «Информика», 2002. — 63 с.
  106. А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда : учеб. пособие / А. И.' Рофе, Б. Г. Збышко, В. В! Ишин. М.: МИК, 1998.-326 с.
  107. А. И. Статистические показатели для обоснования потребности в специалистах высшей квалификации в регионе / А. И- Селезнев // Вопросы статистики условий жизни и экономико-демографических тенденций. М.: МЭСИ, 1993. — 72 с.
  108. А. И. Статистическое исследование потребности в специалистах с высшим и средним специальным образованием (на примере предприятий Минлегпищемаша СССР): дис.. канд. экон. наук / А. И. Селезнев. Одесса, 1985. — 210 с.
  109. Г. И. Кадровая политика региона : инновационный подход / Г. И. Сидунова. Волгоград, 2003. — 120 с.
  110. Система образования и деятельность учреждений культуры в Хабаровском крае: стат. сб. / Хабаровский краевой комитет госстатистики -Хабаровск, 2004. С. 69.
  111. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики : учеб. пособие / Г. Э. Слезингер. М.: ИНФРА-М, 1996. — 350 с.
  112. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов. СПб.: Дуэт, 1994. — 840 с.
  113. Состояние экономики Хабаровского края: 1992−2000 годы: стат. сб. /Хабаровский краевой комитет госстатистики Хабаровск, 2003. — С. 6.
  114. Социальный менеджмент: Учебник / под ред. Д. В. Валового. М.. Бизнес школа «Интел-Синтез», Академия труда и социальных отношений, 1999.-384 с.
  115. Социальные проблемы, проблемы занятости, социальная защита населения, мотивация трудовой и предпринимательской деятельности Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.macroeconomics.ru/
  116. Стратегия развития Дальнего Востока в изменяющемся мире доклад д.э.н., профессора, Губернатора Хабаровского края В. И. Ишаева на Международном-симпозиуме 6 мая 2003 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://adm.khv.ru/invest2.nsi7″
  117. С. Г. Проблемы экономики труда / С. Г. Струмилин. -М.: Наука, 1982.-471 с.
  118. А. ¥-к Технология сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования / А. И. Субетто. М.: ИПДКПС, 2000.-112 с.
  119. С. А. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики / С. А. Суспицын // Российский экономический журнал. 2000. — № 2. — С. 57−72.
  120. В. И. Региональное развитие в переходной экономике / В. И. Сыркин. Владивосток: Дальнаука, 1997. — 132 с.
  121. Ф. Принципы научного менеджмента / Ф. Тейлор. М., 1991.
  122. Теории раздаточной экономики Электронный ресурс. Режим доступа: http://ieie.nsc.ru/~rokos/nesch/
  123. Теория управления. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2004. — 57 с.
  124. Теория управления: Учебник / под общ. ред. A. JI. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 558 с.
  125. Р. Количественные методы анализа хозяйственной деятельности / Р. Томас. — Пер. с англ. -М.: Дело и сервис, 1999. 320 с.
  126. В. В. Маркетинг рабочей силы / В. В. Томи лов, JI. Н. Семеркова Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.marketmg.cfin.ru/
  127. В. В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин, В. А. Дятлов. М., 1997. — 290 с.
  128. Трейси • Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла / Д. Трейси. Пер. с англ. — М., 1993.
  129. Труд и занятость в Хабаровском крае: стат. сб. / Хабаровский краевой комитет госстатистики — Хабаровск, 2003. — 101 с.
  130. Управление персоналом в условиях рыночной экономики / под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997. — 267 с.
  131. Управление персоналом организации. Практикум: учеб.пособие. / под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-МД999. — 217 с.
  132. А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. М., 1991.
  133. П. Экономический образ мышления / П. Хейне. Пер. с англ. -М.: Дело, 1993.-502 с.
  134. Р. И. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект / Р. И. Шнипер, А. С. Новоселов. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. -59 с.
  135. Р.И. Плановое управление региональными воспроизводственными циклами / Р. И. Шнипер. Новосибирск: ИЭиОПП АН СССР, 1987.
  136. Р.И. Регион: Экономические методы управления / Р. И. Шнипер. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 320 с.
  137. М. Методы принятия решений / М. Эддоус, Р. Стэнсфилд. Пер. с англ.- под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 590 с.
  138. Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996. — 316 с.
  139. Элементы правильного анализа бедности и социальных последствий Электронный ресурс. Режим доступа: http://poverty.worldbank.org/
  140. Occupational Outlook Handbook: 2004−05 Edition / U.S. Department of Labor Bureau of Labbr Statistics. 2005. — 258 p.
  141. Occupational Projections and Training Data 2004−05 Edition Elaine L. Chao, Kathleen Utgoff. / U.S. Department of Labor Bureau of Labor Statistics // Bulletin 2572. March 2004. — 249 p.
Заполнить форму текущей работой