Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие сферы туристско-рекреационных услуг в регионе на основе стратегического управления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрение сферы туристско-рекреационных услуг в качестве единой системы, формирование эффективного механизма стратегического управления ее деятельностью, определение в рамках данного механизма стратегической позиции рассматриваемой отрасли, текущих и перспективных источников ее финансирования, оптимальных направлений, целей и задач стратегического развития, разработка управленческого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Стратегический выбор концепции развития сферы туристско-рекреационных услуг в городе-курорте Сочи
    • 1. 1. Инвестиционный потенциал сферы туристско-рекреационных услуг города — курорта Сочи
    • 1. 2. Конкретизация целей и задач развития сферы туристско-рекреационных услуг города — курорта Сочи
    • 1. 3. Формирование стратегических направлений социально-экономического развития муниципального образования (на примере города-курорта Сочи)
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Государственное регулирование сферы туристско-рекреационных услуг в России
    • 2. 1. Модели и методы государственного регулирования и управления региональной экономикой в современных условиях хозяйствования
    • 2. 2. Особенности реализации программ государственного регулирования и управления в сфере туристско-рекреационных услуг
    • 2. 3. Характеристика стратегического планирования и прогнозирования развития сферы туристско-рекреационных услуг в России
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Методическое обеспечение разработки долгосрочных программ развития сферы туристско-рекреационных услуг города-курорта Сочи
    • 3. 1. Методика и принципы построения долгосрочных программ развития сферы туристско-рекреационных услуг
    • 3. 2. Механизм реализации долгосрочных программ развития сферы туристско-рекреационных услуг
    • 3. 3. Методические рекомендации по реализации долгосрочной программы развития сферы туристско-рекреационных услуг
  • Выводы по третьей главе
  • Заключение

Развитие сферы туристско-рекреационных услуг в регионе на основе стратегического управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изменение сущности социально-экономических отношений в процессе перехода к рыночной модели хозяйствования, отказ государства от монопольного права собственности на средства производства, административно реализуемого централизованного стратегического управления социальным, экономическим развитием поставили перед отдельными организационно-правовыми структурами, их объединениями проблему самоопределения в новой системе отношений, трансформации целей, задач, форм и методов управления. Пожалуй, наиболее остро подобная проблема стоит для тех категорий хозяйствующих субъектов, деловая активность которых в наибольшей по сравнению с другими степени определяет социальное благополучие общества, индикативно определяемое, в том числе, показателями здоровья населения. Несомненно, к данной категории производителей могут быть отнесены санаторные учреждения (в дальнейшем, — предприятия сферы туристско-рекреационных услуг), чья деятельность является ориентированной на дополняющее «традиционное» лечение, оказание гражданам лечебно-профилактических, медико-оздоровительных, реабилитационно-восстановительных услуг при сочетании благоприятных природных (бальнеологических) факторов и специализированных медицинских технологий.

Рассмотрение сферы туристско-рекреационных услуг в качестве единой системы, формирование эффективного механизма стратегического управления ее деятельностью, определение в рамках данного механизма стратегической позиции рассматриваемой отрасли, текущих и перспективных источников ее финансирования, оптимальных направлений, целей и задач стратегического развития, разработка управленческого инструментария, ориентированного на достижение подобных целей и задач могут, с точки зрения автора, выступать в качестве переменных, функционально определяющих уровень социальной напряженности в государстве и отдельных регионах в его составе, экономико-финансовое благополучие курортных территорий, производителей, географически локализованных в их пределах. Вместе с тем, система стратегического управления сферой туристско-рекреационных услуг в современном своем состоянии рассматривается нами как не в полной мере завершенная по входящих в ее состав элементов, не достаточная по своему качественному содержаниюпод влиянием некоего инерционного эффекта ее функционирование и развитие не являются адекватными направлениям и темпам изменений во внешней среде, в силу чего является объективно востребованной 3 корректировка подходов в определении объектов, стратегических целей, задач, функций и методов реализации управленческого процесса.

Актуальность поставленных в исследовании проблем обуславливается снижением социально-экономической эффективности функционирования курортных регионов в целом и туристско-рекреационным комплексом в частности, неэффективным стратегическим управлением отраслевым развитием, как со стороны государства, так и со стороны органов, уполномоченных к подобному управлению собственниками отдельных организационно-правовых структур и их объединений различной размерности. Отметим, что данные факторы имеют место на фоне реального ухудшения здоровья населения, кризисного состояния выполнения программы государственных гарантий в области его охраны, необходимости поиска и задействования резервов здравоохранения как компонента минимизации социальной напряженности в обществе.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения таких социально-экономических, организационно-управленческих задач, какими являются научное обоснование сущностных характеристик системы стратегического управления развитием сферы туристско-рекреационных услуг в качестве компонента отечественного здравоохранения, совокупности специализированных предприятий, в значительной мере определяющих результатами своей деятельности благополучие, темпы развития курортных территорий, обеспечение эффективности ее функционирования как фактор интенсификации отраслевого и территориального развития, инструмент ликвидации негативных тенденций современного этапа общественного развития.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования является разработка и обоснование теоретико-методических аспектов формирования эффективного механизма стратегического управления функционированием и развитием сферы туристско-рекреационных услуг в российских регионах.

Данная цель определила необходимость постановки и решения следующих основных задач: определения инвестиционного потенциала сферы туристско-рекреационных услуг российского курортного региона (на примере города Сочи) и на этой основе конкретизация целей и задач развития сферы туристско-рекреационных услуг данного регионаанализа методов и моделей государственного регулирования и управления сферой туристско-рекреационных услуг на региональном уровне экономики в современных условиях хозяйствованияисследования особенностей реализации федеральных и региональных программ инновационного развития сферы туристско-рекреационных услуг города Сочианализа специфики стратегического планирования и экономического прогнозирования развития сферы туристско-рекреационных услуг на различных уровнях управления в Россииразработки эффективного механизма формирования и реализации долгосрочных программ развития сферы туристско-рекреационных услуг в Россиирасчета экономического эффекта от реализации долгосрочной программы развития сферы туристско-рекреационных услуг города-курорта Сочи.

Объектом исследования выступают организации и предприятия сферы туристско-рекреационных услуг.

Предметом исследования является экономические отношения в сфере туристско-рекреационных услуг, а также процессы взаимодействия экономических субъектов и их функции по совершенствованию управления.

Профиль диссертации соответствует п. 1.6.125. «Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг» паспорта специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг).

Степень разработанности проблемы. Научные позиции автора по исследуемой теме формировались на основе изучения и анализа теоретических и методологических разработок авторов различных областей знания.

При написании диссертации соискатель опирался на работы, посвященные теории хозяйственного механизма, стратегического управления и планирования. В этой группе выделяются такие зарубежные и отечественные специалисты, как: С. Аминов, Р. Белоусов, Т. Березкина, И. Бородушко, О. Быкова, Э. Васильева, И. Винер, Л. Владимирская, Н. Волков,.

B.Горегляд, А. Дворкович, В. Дудкин, О. Иванов, В. Ивантер, И. Ицкович, С. Карахотин, И. Коробейникова, Р. Кочкарев, Т. Кузнецова, Ю. Куренков, Е. Кучарина, Ю. Ласточкин,.

C.Лившиц, И. Ляско, А. Мартынов, В. Матвеев, С. Матвеев, А. Назаров, Н. Новиков, В. Новосельский, С. Остапюк, А. Панова, В. Попов, Е. Турмачев, Р. Фатхутдинова, А. Фаюстов, Д. Шмерлинг, М. Шухальтер, А. Щетинин, Ю. Яременко и др. Среди зарубежных ученых, занимающихся проблематикой туристско-рекреационного комплекса можно отметить таких видных деятелей как: М. Портер, А. Томпсон, А. Стрикленд, П. Друкер, Ч. Шульц.

Научная новизна исследования. В результате диссертационного исследования получены следующие новые научные результаты:

• на основе анализа функционирования туристско-рекреационного комплекса города Сочи определены основные компоненты современного вектора развития данного региона и предложен алгоритм выбора дальнейших направлений социально-экономического развития региона;

• разработана модель развития сферы туристско-рекреационных услуг региона, ориентированного на развитие территории как курорта международного уровня;

• предложен механизм стратегического управления сферой туристско-рекреационных услуг, позволяющий реализовать эффективное функционирование и развитие туристско-рекреационного комплекса на федеральном, региональном, субрегиональном, локальном и отраслевом уровнях;

• разработаны принципы и направления формирования долгосрочных программ развития для туристско-рекреационного сектора экономики региона, а также типовая долгосрочная программа развития туристско-рекреационного комплекса города-курорта Сочи;

• с учетом определения ресурсного обеспечения для реализации долгосрочной программы развития сферы туристско-рекреационных услуг определен механизм реализации программ развития туристско-рекреационного комплекса региона;

• разработан конкретный план мероприятий по реализации долгосрочной программы развития сферы туристско-рекреационных услуг г. Сочи и предложен алгоритм модернизации туристско-рекреационных предприятий данного региона.

Выполненное исследование заключается в разработке системы научно-практических и методических рекомендаций по эффективному управлению туристско-рекреационным комплексом, исходя из выявленных конкурентных преимуществ региона.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные научные положения, методические рекомендации и практические результаты диссертации докладывались и обсуждались на Всероссийских научно-практических конференциях, межвузовских научно-практических конференциях, на конференциях профессорско-преподавательского состава Сочинского государственного университета.

Отдельные положения и рекомендации по совершенствованию деятельности российских организаций сферы туристско-рекреационных услуг получили одобрение и были приняты к использованию в ЗАО «Санаторий «Москва» и ГУ «Санаторий «Беларусь» Управления делами Президента Республики Беларусь. Некоторые результаты теоретических исследований использовались при подготовке спецкурсов и циклов лекций в учебном процессе Государственного университета управления.

Публикации. Основные положения и выводы диссертации изложены в 12 печатных работах общим объемом более 7 п.л. (лично автору принадлежит п.л.), в том числе: 8 публикаций в изданиях, содержащихся в перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованном ВАК РФ объемом 1,2 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. В работе 174 страницы основного текста, 18 таблиц, 14 рисунков, 3 приложения.

Список литературы

включает 182 наименования.

Выводы по третьей главе.

1. Под механизмом регулирования сферы туристско-рекреационных услуг в диссертации понимается совокупность факторов, условий и видов деятельности, определяющих оптимальное, эффективное развитие функционирования и развитие туристско-рекреационного комплекса. Наиболее эффективным является механизм, который носит системный характер и включает меры, реализуемые на федеральном, региональном, субрегиональном, локальном и отраслевом уровнях.

2. Анализ проблем и факторов, существующих в туристско-рекреационной отрасли и препятствующих инвестиционно-инновационной деятельности, выявил необходимость следующих изменений на федеральном уровне: совершенствование законодательной базы курортного хозяйствасоздание инновационного задела в туристско-рекреационном хозяйстве и курортной медицинесоздание благоприятных экономических условий осуществления инновационной деятельностиформирование инвестиционных механизмов осуществления инновационной деятельностиразработка и реализация федеральных целевых программ развития туристско-рекреационного комплексастановление и развитие государственной информационной поддержки.

3. На региональном уровне управления необходима реализация следующих направлений: проведение инвентаризации и сертификации курортно-рекреационных предприятий и формирование на этой основе создания баз данных о ресурсном потенциале курортовинвентаризация сложившихся институциональных условий для развития туризма в регионах юга России и на этой основе совершенствование действующей нормативно-правовой базы в интересах повышения туристско-рекреационной и инвестиционной привлекательности курортных территорийстановление общерегиональной инфраструктуры развития рекреацииреализация системных, координируемых на общерегиональном уровне мероприятий по продвижению рекреационного продукта на внутренний и внешний рынкисоздание действенного многоаспектного механизма обеспечения безопасности туристов и рекреационных объектов в регионемодернизация сложившейся в регионе системы подготовки кадров в интересах преодоления дефицита в специалистах туристско-рекреационного профиляразработка концепции и программы развития рекреационного комплекса юга России с особым акцентом на рыночный механизм её реализации.

4. На субрегиональном уровне необходимо реализация следующих положений: создание региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей высокую эффективность реализации инновационных проектовсоздание «Инвестиционноинновационного фонда развития курортов" — формирование регионального информационного банка данных.

5. На локальном уровне, в пределах муниципальных образований, основные усилия должны быть направлены на стимулирование создания новых туристских объектов размещения и модернизацию традиционных курортных комплексов. Для этого необходимо сочетание общих усилий по улучшению инвестиционного климата на рекреационных территориях с адресным государственным воздействием на узловые проблемные ситуации и потенциальные «точки роста».

6. Одним из инструментов реализации стратегического плана социально-экономического развития города-курорта Сочи являются долгосрочные программы развития. В диссертации разработаны методы и принципы формирования долгосрочных программ развития для конкретных секторов экономики города (а именно для туристско-рекреационного сектора).

7. Типовая долгосрочная программа развития туристско-рекреационного комплекса города-курорта Сочи должна определять: стратегическое направление и цели развития туристско-рекреационного комплекса города-курорта Сочииерархическую систему приоритетов в рамках стратегического направления развития туристско-рекреационного комплексаосновные задачи, которые необходимо решить для достижения стратегических целей долгосрочной программы развития туристско-рекреационного комплекса в соответствии с выбранными приоритетами при существующих условиях хозяйствованияресурсы и механизмы реализации долгосрочной программы развития туристско-рекреационного комплексаконкретные планы действий по реализации программы. Основными принципами разработки долгосрочных программ должны быть системность, комплексность, целенаправленность, адресность, блочный принцип построения и выделение базовых составляющих.

8. Ресурсное обеспечение реализации долгосрочной программы развития сферы туристско-рекреационных услуг включает в себя: финансовое обеспечение туристско-рекреационной деятельностикадровое обеспечение туристско-рекреационной деятельностиинформационно-аналитическое, правовое и организационное обеспечение.

9. В зависимости от ориентации на внутренний или внешний рынок для предприятий туристско-рекреационного комплекса в диссертации выделены две группы форм и инструментов поддержки, регулирующих отношения по их предоставлению, соответственно, внутри и вне региона.

А) К формам поддержки, ориентированным на внутренний рынок, в диссертации отнесены разнообразные льготы и преференции: налоговые и иные тарифные льготыльготное кредитование и финансированиепредоставление гарантий и иных преференций под инвестиции внутренний и внешних инвесторов, в том числе под залог имущества, первоочередное предоставление предприятиям туристско-рекреационного комплекса официальной экономической и научно-технической информации, необходимой для осуществления туристско-рекреационной деятельности, оказания консультативной и аудиторской помощи по всему комплексу вопросов обеспечения высокой эффективности, конкурентоспособности услуг. К инструментам поддержки предприятий сферы туристско-рекреационных услуг, ориентированным на внутренний рынок, могут относиться: городские целевые и окружные программы развития и реформирования туристско-рекреационных предприятий, а также аналоговые федеральные программыразличного рода соглашения (договора, контракты), направленные на оказание помощи предприятиям туристско-рекреационного комплекса на внутреннем рынкетарифные и нетарифные регуляторы.

Б) Основной целью ориентированных на внешний рынок форм и инструментов поддержки предприятий туристско-рекреационного комплекса является защита производителей туруслуг от внешней интервенции, приводящей к дестабилизации предприятий, невостребованности туруслуг, а также поддержка продвижения конкурентоспособных туруслуг на внешний рынок. К таким формам поддержки, в диссертации отнесены: расширение спектра туруслуг и создание соответствующей технико-технологической базы для производствачастичное бюджетное инвестирование проектов предприятий, обеспечивающих реализацию туруслуг на внешних рынкахпредоставление разного рода льгот и преференций в целях создания дополнительных источников для собственных инвестиционных ресурсов предприятий для обеспечения выпуска конкурентоспособных туруслугширокое применение процедур реструктуризации задолженностейвнедрение в практику оценки финансового состояния предприятий системы индикаторов, позволяющих заблаговременно определить зону предкризисного состояния и перечень предприятий, попадающих в неесодействие развитию кооперационных связей на межрегиональной и международной основе, включая организацию совместных предприятий с ведущими зарубежными предприятиями, с целью сохранения и создания качественно новых рабочих мест и создания условий, стимулирующих выпуск конкурентоспособных туруслугподготовка и переподготовка кадровподготовка и издание учебно-методической литературы, освещающей успешный зарубежный опыт деятельности российских и зарубежных предприятий сферы туристско-рекреационных услуг.

10. Планы действий по реализации долгосрочной программы развития сферы туристско-рекреационных услуг должны четко определять: сроки проведения программных мероприятийисполнителей, структуры управления и финансирования программы, контролирующие органы, и компетенцию, полномочия и ответственность каждого из них в решении сформулированных в программе задач и достижение поставленных в ней целей в соответствии с выбранными приоритетамиконтрольные показатели для оценки эффективности реализации программы. В диссертации детально проанализированы: основные задачи программы туристско-рекреационной деятельности в городе-курорте Сочи, источники финансирования комплексной программы туристско-рекреационной деятельности в Сочи, рекомендованы: переход от административно-командных к административно-экономическим методам в решении проблем развития сферы туристско-рекреационных услуг, модернизация туристско-рекреационных комплексов, создание современных условий для отдыха и лечения населения.

11. В диссертации предложен алгоритм модернизации туристско-рекреационных учреждений, включающий: анализ и оценку современного состояния туристско-рекреационных объектовопределение класса объектов комплекса по комфортностиформирование ряда требований соответствующих классу комфортностивыявление общих требований к модернизации на основании сравнения современного состояния и требований: к классу комфортностик модернизации на градостроительном, объемно-планировочном и инженерном уровняхразработку программы частичной или полной модернизации комплекса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании проведенных исследований можно сформулировать следующие выводы и предложения:

На основании проведенных исследований можно сформулировать следующие выводы и предложения:

1. На протяжении последних лет рынок туристско-рекреационных услуг в Сочи развивался стихийно и бесконтрольно. В диссертации выделены факторы, препятствующие развитию этого рынка, а именно: сложности с распределением участков под гостиничные объекты вдоль береговой приморской линии, высокая стоимость земли, большой срок окупаемости, а также слабое развитие коммуникационных сетей на всей протяженности Большого Сочи. Поэтому перспективной целью развития региона является превращение Большого Сочи в современный высокоэффективный туристско-рекреационный центр, обеспечивающий возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристско-рекреационных услугах, приток иностранных инвестиций и увеличение количества рабочих мест. Конечной целью преобразований в городе-курорте Сочи является создание эффективной экономики с развитой туристской инфраструктурой, соответствующей международным стандартам.

2. Для реализации стратегической цели развития города Сочи в диссертации сформулированы следующие направления деятельности: кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, развитие человеческого потенциала на основе повышения эффективности здравоохранения, образования и жилищного строительстваобеспечение высоких темпов устойчивого экономического ростаповышение эффективности государственного регулирования социально-экономических процессов на основе формирования систем стратегического управления, пространственного и территориального планирования.

3. Стратегический выбор направления развития территории на долгосрочную перспективу должен быть определенным и однозначным, поэтому ему предшествует тщательный анализ предлагаемых альтернатив, учет внешних и внутренних факторов. При разработке плана необходимо руководствоваться выполнением следующих принципиальных положений: главным целевым ориентиром всех работ является повышение качества жизни местного сообществастратегический выбор направления развития территории в значительной мере определяется величиной и эффективностью использования ее собственного социально-экономического потенциаланаличие полной и достоверной информации о закономерностях функционирования и условиях социально-экономического развития региона для повышения эффективности прогнозно-аналитических работ, связанных с выбором и обоснованием приоритетных функций, которые будут реализовываться в перспективереализация принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития регионаориентация на опережающее развитие туристско-рекреационного комплекса, который выполняет функцию «ведущего звена» для экономической системы территорииобеспечение комплексного подхода при реализации целевых проектов различной направленности, обеспечивающих рост экономики территориипреемственность программных документов: федеральных, краевых, муниципальных целевых программ, локальных отраслевых программ. В диссертации предложен определенный алгоритм действий для туристско-рекреационной территории при выборе направления ее социально-экономического развития с учетом всех вышеперечисленных положений.

4. В связи с тем, что формирование курорта международного класса предполагает необходимость оценки территории с точки зрения ее экспортного потенциала в сфере туристско-рекреационных услуг, в диссертации разработана модель развития территории, ориентированной на предоставление туристско-рекреационных услуг российским и иностранным туристам.

5. В диссертации показана и обоснована необходимость разработки планов (программ) социально-экономического развития не только на уровне федерации, региона, но и на уровне муниципального образования (город, района, поселка), которые будут решать следующие задачи: определение целей и приоритетов развитияформирование стратегии экономического развития, включая анализ сильных и слабых сторон территории, выявление целевых секторов экономики, составление программы действий местной администрации по поддержке экономикиопределение стратегии пространственного развития, включая развитие туристской инфраструктурыкоординация разработки стратегических программ по отдельным направлениям развития территориикоординация осуществляемых в муниципальном образовании разработок, связанных с перспективным планированием.

6. В диссертации предложен механизм регулирования сферы туристско-рекреационных услуг, под которым в диссертации понимается совокупность факторов, условий и видов деятельности, определяющих оптимальное, эффективное развитие туристско-рекреационного комплекса на федеральном, региональном, субрегиональном, локальном и отраслевом уровнях. Направления деятельности по развитию туристско-рекреационной сферы на каждом уровне управления в диссертации рассмотрены детально.

7. Одним из инструментов реализации стратегического плана социально-экономического развития города-курорта Сочи являются долгосрочные программы развития. В диссертации разработаны методы и принципы формирования долгосрочных программ развития туристско-рекреационного сектора экономики региона, а также типовая долгосрочная программа развития туристско-рекреационного комплекса города-курорта Сочи.

8. В диссертации определены два вида механизма реализации программ развития туристско-рекреационного комплекса региона (стимулирования и рационализации), а также выделены формы и инструменты поддержки региональных предприятий сферы туристско-рекреационных услуг.

9. В диссертации детально рассмотрены направления реализации долгосрочной программы развития сферы туристско-рекреационных услуг в городе Сочи, а именно: сроки проведения программных мероприятийисполнители, структуры управления и финансирования программы, контролирующие органы, их компетенция, полномочия и ответственность каждого из них в решении сформулированных в программе задачконтрольные показатели для оценки эффективности реализации программы.

10. В диссертации предложен алгоритм модернизации туристско-рекреационных учреждений, включающий: анализ и оценку современного состояния туристско-рекреационных объектовопределение класса объектов комплекса по комфортностиформирование ряда требований соответствующих классу комфортностивыявление общих требований к модернизации на основании сравнения современного состояния и требований: к классу комфортностик модернизации на градостроительном, объемно-планировочном и инженерном уровняхразработку программы частичной или полной модернизации комплекса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ Часть 2.
  2. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края № 292- П «Об утверждении Концепции развития туристско-рекреационного и туристического комплекса Краснодарского края на 2003−2010 годы»
  3. Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. — № 2(60). — с. 162−164.
  4. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг.- 2007.- № 2.-с.16−18.
  5. В.М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ.пособие. Зе изд., испр. — М: Дело, 2008. — 280 с.
  6. В.М., Дагаев A.A. Инновационный менеджмент. М.:Дело, 2003.- с. 256.
  7. Н.В. Коммерциализация научных исследований и разработок.- М.: РАГС, 2007, — 46 с.
  8. P.P. Теоретические аспекты развития туристско-рекреационного обслуживания в регионе: Научное издание / P.P. Бадретдинов, Н. Г. Андреева. Уфа, 2007. 123 с.
  9. И.Т. Инновационный менеджмент. Спб: «Питер», 2008. — 235.
  10. Березу ев О. В. Стратегический процесс управления инвестиционной деятельностью предприятия. Материалы консалтинговой фирмы «Технологии антикризисного менеджмента». — 2008, — 48 с.
  11. , О.В. Менеджмент курортного хозяйства : учебное пособие / О. В. Бобырева. Симферополь: Таврия, 2008, — 120 с.
  12. В.В. Ресторанно-гостиничный бизнес. Маркетинг и менеджмент. (Стр.8284). Москва 2008, Книжный мир
  13. Е. В. Ресторанно-гостиничный бизнес, М.: «ЭКСМО», 2008. 378 с.
  14. В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий.- М.: Финансы и статистика, 2006. 456 с.
  15. A.B. Предпринимательство.- М.: Инфра-М, 2007, — 607с.17
Заполнить форму текущей работой