Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование системы информационного обеспечения коммерческой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анкетный опрос руководителей и специалистов торгово-посреднических, производственных организаций и предприятий, средств массовой информации по вопросам формирования системы информационного обеспечения коммерческой деятельности показал, что коммерческая информация подразделяе1″ ся участниками рынка на информацию о товарах и способствующую товарному обращениювостребованность тех или… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Информационное обеспечение коммерческой деятельности как элемент инфраструктуры товарного обращения
    • 1. 1. Роль информационного обеспечения в функционировании и развитии товарного рынка
    • 1. 2. Классификация информационной деятельности субъектов рынка
  • Глава. П. Анализ тенденций развития информационных услуг на товарных рынках России
    • 2. 1. Анализ информационного обеспечения хозяйственной деятельности в промышленных и торговых компаниях
    • 2. 2. Проблемы рекламной деятельности в средствах массовой информации
    • 2. 3. Исследование деятельности участников информационного рынка России
  • Глава III. Развитие рыночных форм и методов информационной деятельности
    • 3. 1. Развитие информационных услуг как фактор поддержки российских товаропроизводителей
    • 3. 2. Принципы и механизмы функционирования национальной системы коммерческой информации
    • 3. 3. Экономические основы оценки эффективности затрат на коммерческую информацию

Формирование системы информационного обеспечения коммерческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. К числу важнейших задач трансформации экономики России в рыночное хозяйство наряду с развитием рынков товаров, трудовых услуг, финансовых ресурсов, интеллектуальных продуктов, а также системы государственной поддержки и регулирования рыночных отношений, относится формирование рыночной модели обеспечения коммерческой информацией субъектов хозяйствования.

Информация в рыночной экономике является наиболее ценным ресурсом, обеспечивающим ее владельцам конкурентные преимущества, правильный выбор тактики и стратегии хозяйствования, действенность государственной экономической политики.

За последние годы система экономической информации в России претерпела принципиальные изменения: на смену управленческой информации о натурально-вещественных характеристиках потребности, производства, поставок, запасов пришла коммерческая информация о платежеспособном спросе, рыночных ценах и тарифах, деловых партнерахвектор движения информационных потоков приобрел горизонтальное направление по сравнению с вертикальными информационными связями, характерными для плановой экономикизаметно возросли ценность и стоимость информации как базы для принятия субъектами рынка коммерческих и инвестиционных решенийинформационный монополизм органов управления сменился понятием коммерческой тайны отдельных предприятий и организаций.

Следует отметить, что несмотря на довольно бурное развитие в России рынка информационных услуг, обеспечение производителей, оптовых организаций, экспортеров и импортеров, покупателей (особенно инвестиционных товаров), коммерческой информацией должным образом не организовано как на макро-, так и на микроуровнях, не отвечает задачам государственной промышленной, таможенной, инвестиционной и торговой политики.

Настоящее исследование посвящено вопросам, связанным с формированием рыночной системы информационного обеспечения коммерческой деятельности.

Потребность в таком исследовании обусловлена необходимостью системного подхода к развитию в России информационного обеспечения коммерческой деятельности, включающего комплексное решение организационных, экономических, правовых и других элементов.

К проблеме информационного обеспечения коммерческой деятельности привлечено внимание многих экономистов — ученых и практиков: С. И. Майоров, В. С. Егоров, Н. Т. Клещев, А. С. Комаров, А. Н. Лавров, И. И. Родионов, Д. Т. Новиков, О. Д. Проценко, С. Б. Карнаухов, А. Г. Чесноков и другие.

Отдельным аспектам этой проблемы было уделено внимание на ряде конференций и симпозиумов, в частности, на проведенной в октябре 1997 г. в г. Москве Международной конференции «Информационное обеспечение рыночной деятельности в России» .

Однако сложность этой проблемы не позволила еще решить многих ее важных аспектов, тем более, что в России она оказалась относительно новой, возникшей одновременно с переходом к рыночным отношениям и имеет национальную, российскую специфику. Это обусловило выбор темы настоящего исследования, определило его цель и задачи.

Целью исследования является анализ проблем формирования системы информационного обеспечения коммерческой деятельности, разработка методологических и методических вопросов классификации коммерческой информации, принципов и путей развития информационных услуг, создания и механизма функционирования национальной системы коммерческой информации.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:

— исследование информационного обеспечения коммерческой деятельности как элемента инфраструктуры товарного обращения;

— анализ тенденций развития информационных услуг на товарных рынках России, включая информационное обеспечение хозяйственной и рекламной деятельности субъектов коммерческой информации;

— рассмотрение вопросов развития рыночных форм и методов информационной деятельности путем расширения информационных услуг;

— совершенствование организационно-экономического и правового механизма функционирования системы коммерческой информации;

— разработка методического подхода к оценке эффективности затрат на коммерческую информацию.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических элементов системы информационного обеспечения коммерческой деятельности.

Объектом исследования выступают информационные структуры, субъекты товарных и информационного рынков.

Научная новизна диссертации заключается в разработке основ организационно-экономического механизма формирования национальной системы информационного обеспечения коммерческой деятельности, в том числе:

— определено понятие коммерческой информации как объекта информационного обслуживания;

— проведена классификация информационных услуг, которая могла бы служить основой для их развития, организационно-экономического обеспечения информационного обслуживания;

— сформулированы принципы функционирования национальной системы коммерческой информации;

— предложены элементы механизма функционирования национальной системы коммерческой информации: организационно-структурный, организационно-экономический, нормативно-правовой, технологический и их содержание.

Практическая значимость работы заключается в том, что в работе осуществлен анализ проблем рекламной деятельности в средствах массовой информации и предложены пути ее совершенствованияоценена структура спроса субъектов рынка на информационные продукты по содержанию информации, субъектам рынка, способам передачи информации, формам информационного продуктапредложен методический подход для оценки эффективности затрат на коммерческую информацию.

Результаты исследования позволяют использовать их при формировании системы информационного обеспечения коммерческой деятельности и могут быть применимы:

— органами федерального и регионального управления при подготовке законодательных 'и других нормативных актов, программ, специальных решений по развитию коммерческой информации;

— торгово-посредническими организациями в ходе разработки и потребления коммерческой информации;

— товаропроизводителями, потребителями и другими субъектами товарных рынков в процессе подготовки и использования коммерческой информации;

— специализированными организациями, занятыми производством, передачей и реализацией коммерческой информации;

— органами массовой информации (печатной, электронной) при формировании коммерческой информации и публикациях на их основе;

— научными организациями и учебными заведениями при исследованиях, подготовке учебников, учебных пособий и учебных курсов.

Теоретической и методологической основой исследования являются теоретические положения отечественных и зарубежных авторов в области коммерческой деятельности и информации, законодательные акты в этой области, научные публикации.

Информационной базой работы послужили материалы научных конференций, симпозиумов и семинаров, материалы Госкомстата РФ, средств массовой информации, разработок ИТКОРа и других научных организаций.

Диссертация базируется на исследованиях, проведенных автором и выполненных при его участии в ИТКОРе. В частности, автором была разработана идеология и инструментарий экономико-социологического исследования мнений руководителей и специалистов торгово-посреднических организаций, предприятий, средств массовой информации по вопросам формирования системы информационного обеспечения коммерческой деятельности. В феврале-апреле 1998 года осуществлен анкетный опрос и проанализированы материалы обследования 32 организаций и предприятий в регионах Российской Федерации, которые выступили в качестве экспертов разработанных автором предложений.

В числе опрошенных — АО «Пермьглавснаб» (г. Пермь), Калужский завод телеграфной аппаратуры (г.Калуга), Совместное российско-чешское предприятие «Ка Пе Пи» (f.Kanyra), АООТ «Большой гостинный двор» (г.С.-Петербург), Министерство торговли и потребительских услуг республики Татария (г.Казань), ОАО «РОНИС» (г.Ростов-на-Дону), ООО «Идеал» (г.Реутов, Московская область), Министерство промышленности и торговли республики Калмыкия (г.Элиста), ОАО «Волгоградский продовольственный рынок» (г.Волгоград), Администрация Воронежской области (г.Воронеж), ЗАО «Ростовская валютно-фондовая биржа» (г.Ростов-на-Дону), Министерство торговли, бытового обслуживания населения и легкой промышленности республики Коми (г.Сыктывкар), ООО «Форсан» (г.Элиста), ООО «Агромашкомплект», ООО «Компания РЭМА», ООО «Рост-Экстра (г.Москва), «Актер» (г.Долгопрудный, Московская область) и другие.

Проведенное в этих организациях исследование позволило выявить состояние рынка информационного обслуживания организаций и предприятий, тенденции, предпочтения и оценки перспективы его развития.

Результаты исследования показали, что в деятельности торгово-посреднических, производственных и других организаций и предприятий указанные параметры получили следующее количественное значение.

Заключение

.

1. К числу важнейших задач трансформации экономики России в рыночное хозяйство наряду с развитием рынков товаров, трудовых услуг, финансовых ресурсов, интеллектуальных продуктов, а также системы государственной поддержки и регулирования рыночных отношений, относится формирование рыночной модели обеспечения коммерческой информацией субъектов хозяйствования.

Информация в рыночной экономике является наиболее ценным ресурсом, обеспечивающим ее владельцам конкурентные преимущества, правильный выбор тактики и стратегии хозяйствования, действенность государственной экономической политики.

За последние годы система экономической информации в России претерпела принципиальные изменения: на смену управленческой информации о натурально-вещественных характеристиках потребности, производства, поставок, запасов пришла коммерческая информация о платежеспособном спросе, рыночных ценах и тарифах, деловых партнерахвектор движения информационных потоков приобрел горизонтальное направление по сравнению с вертикальными информационными связями, характерными для плановой экономикизаметно возросли ценность и стоимость информации как базы для принятия субъектами рынка коммерческих и инвестиционных решенийинформационный монополизм органов управления сменился понятием коммерческой тайны отдельных предприятий и организаций.

Следует отметить, что несмотря на довольно бурное развитие в России рынка информационных услуг, обеспечение производителей, оптовых организаций, экспортеров и импортеров, покупателей (особенно инвестиционных товаров), коммерческой информацией должным образом не организовано как на макро-, так и на микроуровнях, не отвечает задачам государственной промышленной, таможенной, инвестиционной и торговой политики.

2. Реформируемая экономика России, функционирование и развитие товарного рынка, вызвали к жизни различные формы информационного обеспечения коммерческой деятельности, эффективность которых во многом связана с созданием специализированной, профессиональной и функционально взаимосвязанной системы.

Информационное обеспечение субъектов рынка выступает в виде услуг потребителям коммерческой информации со стороны ее производителей и тесно связанным с ним инфраструктурным обеспечением информационного обслуживания.

Многообразие информационных услуг коммерческого характера, различия в их содержании и направленности обусловливает необходимость классификации, которая могла бы служить основой для внутрифирменного планирования их развития, организационного, экономического, правового и материально-технического обеспечения системы информационного обслуживания, для практического использования всего комплекса информационных услуг.

В основу классификации информационных услуг коммерческого характера положены существенные признаки, характеризующие внутреннюю общность услуг, обладающих общим качеством: содержательная направленность информационных услуг коммерческого характера, а также их инфраструктурное обеспечение — производство, реализация, источники информации, носители информации, способы передачи и пользования коммерческой информацией, субъекты информационного рынка. Классы разделены на однородные группы, которые в свою очередь дифференцированы на качественно подобные виды. Критерием такой классификации услуг является их целевое назначение.

В классификации определено четыре класса: информационные услуги коммерческого характера (по направлениям коммерческой деятельности) — информационные услуги по рекламе товаров, услуг, форм и методов продажи товаровинформационное обеспечение договорно-правовой, планово-финансовой деятельности, характеристики партнеров и инфраструктуры товарных рынковинфраструктура информационной деятельности коммерческого характера.

Предложенная классификация охватывает основной комплекс информационных услуг коммерческого характера, который может лечь в основу их развития.

3. Проведенный анкетный опрос руководителей и специалистов торгово-посреднических, производственных организаций и предприятий, средств массовой информации по вопросам формирования системы информационного обеспечения коммерческой деятельности показал, что коммерческая информация подразделяе1″ ся участниками рынка на информацию о товарах и способствующую товарному обращениювостребованность тех или иных источников информации увязывается респондентами с решением конкретных задачисследование позволило количественно оценить, решению каких именно задач способствует коммерческая информация и виды коммерческой информации, недостающей участникам рынка.

4. Анализ проблем рекламной деятельности в средствах массовой информации позволил определить основные из них: неразвитость отечественных рекламных услуг при их существенном росте в последние годыподавляющее большинство рекламируемой продукции иностранного производствабезадресная реклама, обеспечивающая достаточный географический и демографический охват, но не достигающая необходимой целине все рекламодатели пользуются результатами конъюнктурных маркетинговых, социологических исследованийнедостаточно развиты агитационно-пропагандистская функция в рекламных средствах, разъяснение, обоснование, убеждение, которые должны придти на смену безмерной повторяемости, навязчивости, имеющих отрицательный эффектнеобходимо усилить акцент в рекламе на субъективные признаки, характеризующие качество и другие потребительские свойства товаров.

Исследование дало возможность определить наиболее используемые виды рекламы субъектами рынка (по нисходящей): газеты, журналы, радио, телевидение, проспекты, информационные бюллетени, плакаты, альбомы, рекламные письма, оформление ярмарок, выставок-продаж, рекламные стенды, оформление витрин, каталоги, световая и наружная реклама, рекламная упаковка.

Резервы развития рекламы, как показали результаты анкетного опроса, лежат не только в рекламе товаров и оказываемых услуг, но и преимуществ для покупателей от взаимодействия с организацией-рекламодателем, но и их целенаправленностью не только на увеличение продаж, дохода и прибыли, но и привлечение покупателей, устойчивое функционирование организации и повышение ее имиджа, лучшее обслуживание граждан, организаций и предприятий.

5. Исследование деятельности участников информационного рынка показало, что для них имеет наиболее существенное значение: содержание информации, субъекты информационного рынка, способы передачи информации, формы информационного продукта и методы активного продвижения коммерческой информации.

По содержанию преобладает потребность в информации о ценах, закупках и продаже товаров, о конъюнктуре товарных рынков в целом, о производстве, о потребительских качествах и ассортименте товаров, о запасах, о контрагентах для обеспечения надежности коммерческих связей, показатели и методы диагностики деятельности коммерческих организаций для принятия управленческих решений.

По субъектам рынка наибольший интерес представляют потребители, изготовители, торгово-посреднические организации, кредитно-финансовые организации.

По способам передачи информации лидируют телефакс, газеты, журналы, компьютерные дискеты, почта, телефон, радио, телевидение, затем аудио-и видеокассеты.

По формам информационного продукта предпочтение отдается конъюнктурным обзорам, газетным и журнальным статьям, данным статистическо-бухгалтерского и оперативного учета, радио и телеинтервью, книгам, брошюрам, научно-популярным, документальным фильмам и заседаниям круглых столов.

Недостающая потребность в коммерческой информации требует применения методов ее активного продвижения: адресное предложение коммерческих изданий (метод прямого маркетинга), предоставление ценовых льгот постоянным пользователям информации, компенсация информационных услуг собственным информационным продуктам, а также ориентация коммерческой информации на деловую компетентность, применение выгодных нововведений путем квалифицированных комментариев и практических советов.

6. Одной их важнейших функций коммерческой информации является поддержка российских товаропроизводителей, что может быть реализовано путем расширения видов и повышения качества коммерческой информации и создания организационно-экономического механизма, способствующего своевременному, полному и качественному информационному обеспечению. Поддержка российских товаропроизводителей могла бы быть осуществлена путем развития услуг коммерческого характера по основным блокам деятельности товаропроизводителей и, прежде всего, по функциям службы сбыта товаров. Результаты ее деятельности, формирующие портфель заказов определяют ассортиментную структуру и объемы производства, конструктивные и качественные признаки товаров, материально-техническое обеспечение производства, количество и структурный состав рабочих мест, специалистов, уровень заработной платы и других форм социального обеспечения работников.

Определение функциональных блоков деятельности товаропроизводителей, на которые направлены информационные услуги коммерческого характера, позволит целенаправленно привлекать коммерческую информацию, обеспечивающую конкретные нужды производства для выпуска товаров, пользующихся спросом, увеличения объемов сбыта, доходов и прибыли.

К таким блокам относятся: блок маркетинга — изучение конъюнктуры федеральных, региональных и внешнеторговых товарных рынков и организации активных форм сбытаблок продаж и закупокблок договорно-правовойблок мониторинга, анализа и планово-экономическийблок сертификации и проверки качества продукции и взаимодействия с обществами потребителейблок производственныйблок внешнеэкономической деятельностиблок финансово-экономический и страхования коммерческих рисковблок тары, упаковки и транспортно-экспедиционного обеспеченияблок научно-методического обеспечения, развития производства и информации.

Целесообразно периодически организовывать российские, региональные и межрегиональные ярмарки коммерческой информации, на которых можно было бы продать и купить необходимую информацию на соответствующих носителях или заключать договоры о приеме предприятия-закакзчика на абонентское информационное обслуживание.

7. Формирование системы информационного обеспечения коммерческой деятельности предполагает определение принципиальных положений и механизма функционирования национальной системы коммерческой информации. Исходя из общих принципов информационной деятельности и специфики коммерческой деятельности предлагаются следующие принципы функционирования национальной системы коммерческой информации: законности, ответственности, цели, уместности, точности, времени, безопасности, корпоративности, оптимального ценообразования, достижения маркетингового успеха.

8. С учетом разработанных принципиальных подходов механизм функционирования национальной системы коммерческой информации предлагается включить следующие элементы: организационно-структурныйорганизационно-экономическийнормативно-правовойтехнологический.

Организационно-структурный элемент механизма функционирования национальной системы коммерческой информации включает создание: Федерального центра коммерческой информации (ассоциации для координации деятельности субъектов рынка по обеспечению коммерческой информацией предприятий, организаций, органов власти и управления, гражданрегиональных и межрегиональных маркетинговых центров для решения тех же задач на местахединых информационных систем в районах и городахинформационных отделов и пресс-групп на уровне предприятий и организаций.

Организационно-экономический и правовой механизм функционирования национальной системы коммерческой информации включает организацию в составе Федерального центра профессиональной информационной системы данных, определение порядка приобретения или пользования коммерческой информацией, разработку законопроекта «О системе информационного обеспечения коммерческой деятельности» .

Профессиональная информационная система может состоять из данных о законодательстве, регулирующая коммерческую деятельность, электронные версии газет и журналов, содержащих коммерческую информацию, обзоры конъюнктуры товарных рынков, перечни и реквизиты торгово-посреднических, производственных и обслуживающих организаций и предприятий, аннотации научно-исследовательских работ, материалы научных конференций и другие.

Определение порядка приобретения или пользования коммерческой информацией предполагает систему и структуру заключения договоров на информацию, способы передачи информации, формы оплаты, применение обменных операций.

В законопроекте «О системе информационного обеспечения коммерческой деятельности» предлагается законодательное установление: видов информационной деятельности субъектов рынкаспособов государственной поддержки информационного обеспечения коммерческой деятельности за счет федерального и местного бюджетовправ и обязанностей субъектов рынка на информацию, связанную с коммерческой деятельностьюпоказателей коммерческой тайныпривлечения негосударственного, внебюджетного финансирования информационного обеспечения коммерческой деятельности.

Технологический элемент механизма функционирования национальной системы коммерческой информации включает меры по специализации и расширению коммерческой информации в СМИ, учет опыта ЕС по формированию информационного рынка, а также необходимость повышения уровня профессионализма для всеобщего восприятия и понимания иноязычных слов в современной российской рекламе и других видах коммерческой информации.

9. Для оценки эффективности затрат на коммерческую информацию необходимо определить величину совокупных затрат на коммерческую информацию и ее дифференциацию по видам затрат. Для оценки доходов следует определить совокупные доходы в виде коммерческого успеха, включающего как доходы от продажи информационных услуг, так и от конечного результатаувеличения продажи товаров в результате использования коммерческой информации.

Сопоставление совокупных затрат и совокупных доходов дает возможность количественно оценить эффективность затрат на коммерческую информацию по предложенной формуле.

Наряду с этим целесообразно экспертно оценить другие показатели эффективности коммерческой информации: успешное, устойчивое развитие деятельности организации на конкурентном рынке, рост престижа организации, ее работников, их материального благосостояния и социального самочувствия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Н. Менеджмент рекламы. — М., ТОО «ИнтелТех», 1993. Особенности торговой и промышленной рекламы.
  2. Е.Н. Рекламная кампания. — М., Приор, 1997.
  3. Г. Л. Маркетинг и культура предпринимательства. С-Пб., 1995.
  4. Р.Д. Информация и риск в маркетинге. Пер. с англ., «Финстатинформ», 1993.
  5. Р.Д.Баззел, Д. Ф. Кокс, Р. В. Браун. Информация и риск в маркетинге. Перевод с англ. М. «Финстатинформ», 1993.
  6. К.Л., Арене У. Ф. Современная реклама. Пер. с англ. Тольятти, Изд. дом «Довгань», 1995.
  7. А.А.Браверман. Маркетинг в российской экономике переходного периода. Методология и практика. М., Экономика, 1997.
  8. БЭСТ. Бэмбо. Финанализ. Коммерческая информация. «Интеллект-Сервис», 1997.
  9. М.Д. Азы древнего ремесла или 13 бесед о рекламе. — М., Нива XXI в., 1994.
  10. Ю.Варенник В. Перспективы работы консалтинговых групп в торговле. «Экономика и технология». М., 1995.
  11. И.Вашекин А. Н. Моделирование коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли. Автореферат диссертации. М., 1996.
  12. И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. М., 1995.
  13. Л.Н. Маркетинг информационных продуктов и услуг. М., 1995.
  14. Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. — Б.м., 1994, 220 стр.
  15. И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. — М., Гелла-принт, 1996.
  16. И.А., Обрабабенко Н. С. Практика рекламы, Новосибирск, 1991.
  17. Доклад о критическом состоянии российских средств массовой информации. Союз журналистов России, сентябрь 1997 г.
  18. Доти Дороти. Паблисити и пабли рилейшнз. Пер. с англ. М., Филинъ, 1996 (Экономика для практиков).
  19. Информационное обеспечение рыночной деятельности в России. Информационно-исследовательский центр ЭКОМ, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. Материалы международной конференции. Москва, 7−8 октября 1997 г:
  20. Информационный рынок в России. Всероссийский институт научной и технической информации РАН и Госкомитета РФ по науке и технологиям. М., 1996.21 .А. И. Калинина. Очерки торгового права. С.-Петербург. Издание Юридического книжного склада «Право», 1911.
  21. Кара-Мурза Е. С. Культура русской речи в рекламной деятельности. Журналистика в 1995 году. Тезисы научно-практической конференции. 4.IV.
  22. Кара-Мурза Е. С. Массовая реклама в постсоветском обществе. Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 7.
  23. Кара-Мурза Е.С. «Реклама новая деятельность». Промышленный вестник России (Экономика, Финансы, право). 1995, № 5 (10).
  24. .В. Роль рекламы в выставочной деятельности. Методическое пособие. М., 1993.
  25. В.Коноплицкий, А.Филина. Это бизнес. Толковый словарь экономических терминов. Киев, «Альтерпрес», 1996.
  26. А. Мастерская рекламного текста. — Лондон. Хатчинсон Бизнес, 1996.
  27. И.В. Реклама научно-технической продукции. М., 1993. Институт повышения квалификации информационных работников.
  28. Д.Ломакин. Право акционеров на информацию. Хозяйство и право, 1997 -II.
  29. С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. М., Финансы и статистика, 1993.31 .Межрегиональный коммерческий информационный банк содействия реализации новых технологий и оборудования. М., ВИМИ, 1992.
  30. В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. М., Право и закон, 1996, 220 стр.
  31. Ю.М. Коммерческая логистика. Учебник для вузов, ЮНИТИ, 1997.
  32. Е.А. Функционирование и развитие баз и банков данных научно-технической, деловой и коммерческой информации. Минск, 1992.
  33. О.А., Уваров СЛ. Коммерческая логистика. Учебное пособие. С.-Пб., Издательство С.-Петербургского университета экономики и финансов, 1995.
  34. Зв.Плоткин Б. К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику. Учебное пособие. С.-Пб. Издательство С.-Петербургского университета экономики и финансов, 1996.
  35. ЗЭ.С. В. Подчасова. Иноязычные слова в современной российской рекламе. Диссертаций. МГУ, 1997.
  36. И.И.Родинов. Основные характеристика рынка информационных услуг развитых стран. М. МЦНИ, 1995.
  37. А.Н.Родников. Логистика. Терминологический словарь. М., Экономика, 1995.
  38. Сосунова J1.A. Макроэкономическая концепция коммерции услуг. С.-Пб. Издательство СПЕГУЭФ, 1997.
  39. Справочник популярных баз данных деловой и коммерческой информации. М&bdquo- 1994.
  40. К.Р. Совершенствование методологии управления в системе экономических коммерческих структур. Автореферат диссертации. М., 1996.
  41. Ф. Методы повышения эффективности разработки и функционирования автоматизированных информационно-управляющих систем в коммерческой сфере. Автореферат диссертации. Институт проблем управления РАН. С., 1996.
  42. Устав торговый. М., Типо-литография Товарищества «И. Н. Кушнеров и К° 1904.
  43. Т. Делу — дело. Планирование кампании стратегии маркетинга и реклама промышленных товаров и услуг. — Б.м., 1991.
  44. Г. Ф. Шершеневич. Курс торгового права. М., 1906.
  45. Г. Ф.Шершеневич. Учебник торгового права, 1914. Переиздан фирмой «Спартак». М., 1994.
  46. И. Паблик рилейшнз в организациях. — С.-Пб., Петрополис, 1996.
Заполнить форму текущей работой