Динамика личностных позиций подростков в сфере аддиктивного поведения: На материале тренингов формирования жизненных навыков
![Диссертация: Динамика личностных позиций подростков в сфере аддиктивного поведения: На материале тренингов формирования жизненных навыков](https://westud.ru/work/3257548/cover.png)
При проведении в подростковом возрасте тренинга ФЖН представления о последствиях употребления алкогольных напитков и субъективное отношение к их приему практически не изменяются, а, по сравнению с этим, представления и отношения, связанные с употреблением наркотиков и, в особенности, с курением, претерпевают значительные изменения и развиваются в просоциальном направлении. Но тренинг ФЖН в целом… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Подростковая наркомания и подходы к ее решению
- 1. Состояние проблемы профилактики подростковой наркомании
- 2. Причины начала употребления ПАВ и психологические особенности подросткового возраста
- 3. Основные модели и подходы к профилактике наркомании
ГЛАВА II. Программа, результаты и интерпретация эмпирических данных экспериментального исследования динамики личностных позиций подростков относительно курения, употребления алкогольных напитков и наркотиков.
§ 1. Программа экспериментального исследования: постановка проблемы, гипотезы, методы, характеристика контингента и организация исследования.
§ 2. Эффективность тренинга формирования жизненных навыков.
§ 3. Динамика личностных позиций в сфере аддиктивного поведения при сохранении или смене статуса в ученической группе.
§ 4. Динамика личностных позиций в сфере аддиктивного поведения при сохранении изначального уровня или развитии коммуникативно-деятельностных характеристик.
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Ашмарин И. И., Степанова Г. Б. Здоровье как ценность и предмет научного познания//Мир психологии. 2000. — № 1(21). — С.54−71.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы. Учеб. пособ. — Москва: Аспект пресс, 2001. 286 с.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — Москва: Просвещение, 1989. -223 с.
- Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. -Москва: Аспект Пресс, 1999. 517 с.
- Бабаян Э.А., Гонопольский М. Х. Учебное пособие по наркологии. Москва: Медицина, 1982. 304 с.
- Ю.Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. -Москва: Наука, 1993.-349 с. 11 .Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. — Москва: Аспект пресс, 2001. — 299 с.
- Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Санкт-Петербург: Бином — Невский Диалект, 1998. — 128 с.
- Березин С.В. Факторы риска алкоголизации и наркотизации школьников//Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. Москва: Ин-т психотерапии, 2000. — С.65−85
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Москва: Прогресс, 1988. — 399 с.
- Блюм Г. Психоаналитические теории личности. Москва: КСП, 1996. 247 с. 1 б. Богомолова Н. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. Москва: Магистр, 1997. — 80 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды. — Москва, 1995. -349 с.
- Бойко В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. Москва: Мысль, 1983. — 207 с.
- Бородкин Ю.С., Греков Т. А. Алкоголизм: причины, следствия, профилактика. Ленинград: Наука, 1987. 157 с.
- Братусь Б.С., Сидоров И. П. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. Москва: МГУ, 1984. 145 с.
- Бузина Т.С. Феномен «поиска ощущений» и проблема профилактики СПИДа в наркологии//Вопросы наркологии. 1994. — № 2. — С.84−88
- Буянов М.И. Размышления о наркомании. Москва: Просвещение, 1990. — 77 с.
- Васильева О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. Москва: Академия, 2001. — 352 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. Москва: МГУ, 1988. 200 с.
- Ведищева М.М. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению/ЯТедагогика. 1997. — № 1. — С.24−29
- Гриншпун И.Б. Введение в психологию. Москва: Междунар. пед. академия, 1994.- 152 с.
- Гульдан В.В., Романова O.JI., Дрынков А. В. Психологическое исследование влияния запугивания на установку подростков по отношению к наркотикам//Вопросы наркологии. 1990. — № 4. — С.45−50
- Гулямов М.Г., Погосов А. В. Наркомания: клиника, диагностика, лечение, профилактика. Душанбе: Ифрон, 1987. — 105 с.
- Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи//Вестник московского университета. Серия: психология. 1997. -№ 3. — С. 27−33
- Добрович А.Б. Глаза в глаза. Москва: Моск. рабочий, 1982. — 207 с.
- Дунаевский В. В и др. Наркомания и токсикомания. Ленинград: Медицина, 1990.-206 с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Москва: Флинт, 2002. — 336 с.
- Иванец Н.И. Методико-социальные проблемы наркологии и пути их решения//Вопросы наркологии. 1997. — № 4. — С.4−11
- Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. Санкт-Петербург: Комплект, 1997. -187 с.
- Кокурина И.Г. Социометрический тест//Социометрическая техника и другие диагностические процедуры. Москва: Изд-во Московского университета, 1981.-С.З-29
- Колесников В.Б. Преступность, связанная с наркотиками, возросла в 10 раз//Медицинский курьер. 1998. — № 2(9). — С.6−7
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ, 1976.-350 с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников (общие и возрастные особенности). Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Москва, 1977. — 59 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. Москва: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Кондратьев М.Ю., Дерябо С. Д. Психологичекие рекомендации по усвоению программы «Здоровье'7/Школа здоровья. № 4. — 2000. — С.22−27
- Корченов В.В. Об изучении проблем формирования здорового образа жизни среди молодого поколения/Шредупреждение вредных привычек у школьников. Москва: Изд-во АПН СССР, 1990. С.73−82
- Кочеткова Р.В. Результаты анонимного анкетного опроса учащихся по поводу употребления алкоголя//Вопросы организации психиатрической и наркологической помощи подросткам: сб. науч. трудовЯТод ред. Б. М. Гузикова и др. Тамбов, 1984. — С.99−101
- Кошкина Е.А., Баушева И. Л., Паронян И. Д. Наркомания в оценках школьников, их родителей и педагогов//СИМПТОМ. 1999. — № 4(80). — С.49−64
- Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Науч. думка, 1987. -159 с.
- Круглянский В.Ф. Наркомания и токсикомания у подростков. Минск: Высшая школа, 1989. 95 с.
- Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. Москва: Фолиум, 1996. — 47 с.
- Лисецкий К.С. Возникновение и эволюция системы профилактикинаркологических заболеваний у детей//Предупреждение подростковой и <�юношеской наркомании/Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. Москва: Ин-т психотерапии, 2000. — С.86−94
- Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. Ленинград: Медицина, 1991. — 304 с.
- Марсанов Г. И. Социально-психологический тренинг. Москва: Совершенство, 1998. 208 с.
- Материалы Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения//Медицинский курьер. 1997. — № 1(2). — 51 с.
- Методические рекомендации по раннему выявлению и профилактики наркоманий и токсикоманий среди учащихся общеобразовательныхшкол/Под ред. А. Г. Врублевского, М. Г. Цетлина. Баку: Б. И., 1987. — 15 с.
- Михлин В.М., Дюбин Е. А. Осторожно, белая смерть. Кишинев: Штиинца, 1989.-211 с.
- Наркотики: проблема, которую необходимо решить (пособие для педагогов)/Общ. ред. Е. С. Романовой и В. В. Рябова. Москва: Центр инноваций в педагогике, 1998. — 51 с.
- Петров В.И. Наркомания: избавление от зависимости, лечение, профилактика. Минск: Нар. асвета, 1999. — 47 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Москва: МГУ, 1989. 216 с. 71 .Петровский А. В. Развитие личности. Возрастная периодизация//Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. Москва: Педагогика, 1987.-С.З 8−76
- Практическая психодиагностика: Методика и тесты/Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах, 1998. — 672 с.
- Психологическая теория коллектива/Под ред. А. В. Петровского. Москва: Педагогика, 1979. — 239 с.
- ПУЛБС. Наркомания: ситуация в среде учащихся/Под ред. Н. Г. Львова.
- Москвы: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации правительства Москвы. 1999. — № 9(207). — 61 с.
- Пятницкая И.Н. Наркомания. Москва: Просвещение, 1994. — 540 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 656 с.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. Москва: Флинт, 1998. 263 с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -Санкт-Петербург: Питер, 2000. 416 с. 81 .Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Москва: Мир, 1994. 320 с.
- Романова О.Л. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей//Вопросы наркологии. 1993. — № 3. — С.53−59
- Селявина Л. Задача дня в борьбе с наркоманией взаимодействие всех ведомств//СИМПТОМ. — 1999. — № 13(89). — С.5−10
- Семенов С.П. Наркомания. Санкт-Петербург: Исток, 1994. — 29 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург: Социально-психологический центр, 1996. — 349 с.
- Собкин B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-ых: движение всторону риска. Москва, 1998. — 119 с.
- Содействие здоровью и обучению здоровому образу жизни в школах Российской Федерации/Под ред. В. Н. Касаткина. Москва: Фонд Сороса -Россия, 2001.- 146 с.
- Стародубов В. Россия может стать самой наркозависимой страной//Медицинский курьер. 1998. — № 2(9). — С.22−25
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России/ЛНкола здоровья. 2000. — № 2. — С.29−36
- Тарас А.Е. Предупреждение наркомании и токсикомании несовершеннолетних. Минск: Нар. асвета, 1987. — 56 с.
- Терентьева А.В., Ивашин О. И., Москвичев В. В. Реабилитационная программа «Перекресток». Москва: ИМЦ Д.А.Р. им. Выготского JI.C., 2000. -58 с.
- Толстых А.В. Подростков в неформальной группе. Москва: Знание, 1991. — 79 с.
- ЮО.Трубицына JT.B. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. Москва: ЦМСР НАЛТОКС, 1995. — 125 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Москва: Наука, 1966. — 451 с.
- Фридман JI.C. и др. Наркология. Санкт-Петербург: Бином — Невский Диалект, 1998.- 317 с.
- Юб.Хажилина И. И. Профилактика наркомании: модели, тренинги и сценарии.- Москва: Ин-т Психотерапии, 2002. 228 с.
- Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни// Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С.3−15
- Ш. Шихирев П. Н. От терапии личности к терапии социальной среды: Эволюция подходов к решению проблемы алкоголизма в США//Психологический журнал. -1987. № 5. — С.28−38
- Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Москва: Феникс, 1996. — 544 с.
- Ясвин В.А., Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Aizen I. From intention to actions: A theory of planned behavior//Action-control: From cognition to behavior. Heidelberg: Springer, 1985. P. 11−39
- Albery I.P., Durand M.A., Heuston J. G., Gossop M., Strang J. Training primary health care staff about alcohol: A study of alcohol trainers in the UK//Drugs: education, prevention and policy. 1997. — vol.4(2). — P. 173−186
- Allensworth D.D., Kolbe L.J. Comprehensive School Health Program: Exploring an Expanded Concept//School Health. 1987. — 57(10). — P.409−411.
- Bandura A. Social leaning theory. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1977. 2471. P
- Barth R.P. Promoting self-protection and self-control through life skill training//Children and youth services review. 1993. — vol. 15(4). — P.281−293
- Bendaly L. More games. Teams play: activities and games for powering up your teams potential. Toronto: McGraw-Hill Ryerson, 2000. — 351 p.
- Botvin G., Eng J., Williams C. Preventing the onset of cigarette smoking through life skill training//Preventive medicine. 1980. — № 9. — P.135−143
- Botvin J., Wills T.A. Social and personal skills training: cognitive-behavioral approaches to substense abuse prevention. Washington D.C.: U.S. borerment printing office, 1986. — 137 p.
- Dewit D.J., Timney C.B., Silverman G., Stevens L.A. A process evaluation of a comprehensive drug education training package//Journal of alcohol and drugeducation. 1996. — vol.41(3). — P.102−122
- Donovan J.E., Jessor R. Structure of problem behavior in adolescence and young adulthood//Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1985. — vol. 53. -P.890−904.
- Epstein L. P, Harweit M. L (Editors). Friends in school. New York: Academic Press, 1983.- 164 p.
- Fisher J.L., Sollie D.L. & Morrow K.B. Sociai networks in male and famel adolescent. Journal of adolescent research 1986. — 6(1). — P. 1−14
- KapIan R. M., Sallis J. F., Patterson T. L. Health and human behavior. New York Toronto: McCraw Hill, 1993. — 555p.
- Kolbe J.L., Kann L., Collins L.J. Overview of the Youth Risk Behavior Surveillance System//Public Health Reports. 1993. — vol.108. — supp.l. — P.26−38
- Marks D., Murray M., Evans В., Willing C. Health psychology: Theory, Research and Practice. London: Sage, 2000. P.7−28
- Modzeleski W., Small M.L., Kann L. Alcohol and other during prevention police and education in the US//Journal of health education. 1999. — vol.3 0(5). — P.42−49
- Murray M., Chamberlain K. Qualitative research in health psychology. Developments and directions//Journal of Health psychology, 1998. vol.3. — № 3. -P.99−116
- Newman I.M. Capturing the energy of per pressure: insights from a longitudnialstudy of adolescent cigarette smoking//Journal of school health. 1984. — vol.54. -P.4
- Patterson G.E. Performance model for antisocial boys//American Psychologist. -vol.41. 1986.-P.432−444
- Prochaska J.O., Norcross J.C., DiClemente C.C. Changing for good. New York: Avon Books, 1986. 297 p.
- Quiroz H.C. Think, choose, act healthy. Santa Cruz: ETR Associates, 1996. -367 p.
- Reznik H., Wojcicki M. Preventin adolescent drug abuse: from theory to practice//OSAP Prevention monograph 8. Washington: U.S. department of health and human services. — P.38−51.
- Roche A.M. Alcohol and drug education and training: A review of key issues//Drugs: education, prevention and policy. 1998. — vol.5(1). — P.85−99
- Romano J.L. School personnel training for the prevention of tobacco, alcohol, and other drug use: Issues and outcomes//Journal of drug education. 1997. — vol. 27(3). — P.245−258
- Rosenstock, I.M. The health belief model: Explaining health behavior through expectancies//Health behavior and health education: Theory, research and practice.- San-Francisco: Jossey-Bass, 1990. P.39−62
- Ross N. Tacade. Educating for health. Manchester: Lions international, 1997. -18 p.
- Trumble J.G. Substance abuse education and training//Journal of adolescent chemical dependency. 1993. — vol.2(3−4). — P.31−36
- Yarham С. School total health Program. Health education and promotion international. New Delhi, 1999. — 396 p.