Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Электронные блоки для интегральных акселерометров прямого измерения и компенсационного типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционные электронные блоки не подходят для микросистемной техники по многим характеристикам: по массо-габаритным, уровням сигналов, по степени влияния измерительного процесса на результаты измерений. Поэтому необходимо проводить исследования и разработки новых электронных блоков для микросистемных акселерометров. Диссертация выполнялась согласно плана основных научных работ Арзамасского… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ И УСТРОЙСТВ ДЛЯ 11 ИЗМЕРЕНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
    • 1. 1. Физические эффекты, применяемые для измерения перемеще- 11 ния
    • 1. 2. Обзор методов измерения угловых перемещений и их произвол
  • Выводы
  • 2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ БЛОКОВ ДЛЯ ИНТЕГРАЛЬ- 33 НЫХ ДАТЧИКОВ
    • 2. 1. Генераторный емкостный датчик перемещений
    • 2. 2. Емкостный преобразователь перемещений
    • 2. 3. Синхронный детектор в составе емкостного преобразователя 47 перемещений
    • 2. 4. Магнитоэлектрический преобразователь силы (момента)
  • Выводы
  • 3. АНАЛИЗ СВОЙСТВ КОМПОНЕНТОВ ЭЛЕКТРОННОГО 64 БЛОКА И МЕТОДИКА ВЕРОЯТНОСТНОЙ ОЦЕНКИ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ДАТЧИКОВ
    • 3. 1. О фильтрующих свойствах синхронной модуляции — демодуля- 64 ции
    • 3. 2. Вероятностная оценка погрешностей электронных схем на 74 примере интегрального акселерометра
    • 3. 3. Анализ применимости фильтров низких частот в микроэлектромеханических системах
  • Выводы
  • 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОН- 84 НЫХ БЛОКОВ
    • 4. 1. Методика компьютерной обработки результатов испытаний 84 интегральных акселерометров
    • 4. 2. Результаты экспериментальных исследований
  • Выводы
  • Список принятых обозначений

Электронные блоки для интегральных акселерометров прямого измерения и компенсационного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Актуальность выбранной темы подтверждается современным потоком информации в области интегрального приборостроения. С марта 2002 года микросистемная техника объявлена приказом Президента РФ критической технологией. В мире, а в том числе и в России, существуют специальные журналы, например, Sensor Letters (США), Микросистемная техника (Россия), Датчики и системы (Россия), в которых постоянно публикуются новейшие разработки и способы производства интегральных датчиков для различных областей техники. Из современных публикаций следует, что спрос на датчики постоянно растет. При этом прослеживается тенденция замещения традиционных датчиков интегральными на базе микроэлектромеханических систем. В то же время возрастают требования к точности датчиков.

В настоящее время микроэлектромеханические структуры широко применяются в навигационных и управляющих системах всех типов транспортных средств: автомобилях, самолетах, вертолетах, космических ДА, а также на кораблях, подводных лодках и различных боеприпасах: ракетах, торпедах и т. д. Существуют также системы подземной навигации для исследования профиля скважин при буровых работах — гироскопические и магнитные инклинометры, выполненные в виде микроэлектромеханических систем и реализующие инерциальный принцип счисления пути и координат места.

На современном этапе развития конструкций летательных аппаратов, инклинометров и боеприпасов проявилась тенденция микроминиатюризации конструкций отдельных компонентов таких систем, в частности приборов первичной информации — датчиков линейных ускорений (ДЛУ, акселерометров), датчиков угловых скоростей (ДУС, двухстепенных гироскопов) и датчиков угловых координат (трехстепенных гироскопов), при сохранении и дальнейшем увеличении их точности, надежности, временной стабильности и снижении энергопотребления. Причем, если для гироскопических приборов эта тенденция едва прослеживается и имеет поисковый характер, то акселерометры успешно поддаются миниатюризации на протяжении последних 20-и лет как в нашей стране, так и за рубежом. Происходит это в основном благодаря интегральным технологиям, заимствованным из микроэлектроники (фотои рентгенолитография, изотропное и анизотропное травление, ионная имплантация, эпитаксия и т. д.), а чувствительные элементы (ЧЭ) самих датчиков изготавливаются из кремния или кварца групповым способом. Из зарубежных разработчиков наиболее известны разработчики в области микросистемных приборов навигации в настоящее время являются фирма Analog Devices (Doscher J., США), Scientific Honeyweller (Askc. V.H., США), LITEF GmbH (ФРГ). Перечислим отечественные фирмы разрабатывающие микросистемные датчики: Арзамасское НПП «ТЕМП-АВИА» (к.т.н. Былинкин С.Ф.), Зеленоградский НИИЭТ (д.т.н. Тимошенков С.П.), Пензенский НИИ-ФИ (д.т.н. Мокров Е.А.), МВТУ (д.т.н., профессор Коновалов С.Ф.) Тульский ГТУ (д.т.н., профессор Распопов В.Я.), и пр. Сервисная электроника датчиков первичной информации увеличивает степень своей интеграции, и на данный момент обозначился переход от гибридных интегральных схем (ГИС) со многими активными и пассивными компонентами на керамической подложке к специальным большим интегральным схемам (спецБИС) на одном кремниевом кристалле, имеющем источник опорного напряжения, генератор для измерительной схемы, фазочувствительный выпрямитель, измерительный усилитель с корректирующим устройством и усилитель мощности.

По принципу действия все акселерометры можно разделить на приборы прямого измерения и компенсационные: чувствительный элемент первых непосредственно передает информацию о входной величине на вторичный преобразователь, и при этом все погрешности измерительного тракта присутствуют в выходном сигнале датчика, а вторые частично или полностью (с интегратором в контуре — астатизм первого порядка) уравновешивают измеряемую величину с помощью главной отрицательной обратной связи (ГООС), т. е. реализуют силовую разгрузку ЧЭ с помощью выходного сигнала, подаваемого на элемент компенсации. В последнем случае точность прибора зависит в основном от элемента компенсации — датчика силы или момента обратной связи. Поэтому к их электронному блоку не предъявляют каких либо особых требований. В приборах прямого измерения, напротив, точность зависит от всех узлов, что приводит к усложнению схемотехники таких конструкций. Таким образом проблема улучшения характеристик (точности, технологичности, массогабаритных показателей) электронных блоков для приборов прямого измерения все еще актуальна.

Несмотря на перекрестную чувствительность, наиболее широко применяемыми ДЛУ в современных навигационных и управляющих системах для всех видов JTA по прежнему остаются традиционные маятниковые акселерометры компенсационного типа с камневыми виброопорами или упругим подвесом инерционной массы. Причем последние имеют существенные преимущества, поскольку у них отсутствует порог чувствительности в традиционном понимании, который можно было бы измерить, а минимальное значение измеряемого ускорения определяется в момент превышения выходным сигналом прибора уровня «шума» сервисной электроники.

Традиционные электронные блоки не подходят для микросистемной техники по многим характеристикам: по массо-габаритным, уровням сигналов, по степени влияния измерительного процесса на результаты измерений. Поэтому необходимо проводить исследования и разработки новых электронных блоков для микросистемных акселерометров. Диссертация выполнялась согласно плана основных научных работ Арзамасского филиала НГТУ по проблеме «Разработка и исследование интегральных датчиков первичной информации» .

Цель работы. Целью диссертационной работы является разработка и исследование электронных компонентов с улучшенными метрологическими характеристиками для интегральных датчиков ускорений прямого измерения и компенсационного типа.

Задачи диссертационной работы:

1. Разработка электронных преобразователей и их узлов, встраиваемых в интегральные акселерометры, с целью микроминиатюризации датчиков с одновременным повышением точности.

2. Экспериментальные исследования характеристик электронных блоков в составе интегральных акселерометров для практического подтверждения результатов диссертации.

Объект исследования. Объектом исследования являются: электронные и микроэлектромеханические узлы интегральных акселерометров.

Методы исследования. При решении поставленных задач использованы методы математического моделирования, теории систем автоматического управления, физический эксперимент, синтез конструктивных решений и методы схемотехники.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Разработаны генераторный емкостный датчик микроперемещений, отличающийся от известных снижением погрешности, за счет введения дополнительных цепей, компенсирующих влияние входных емкостей логического элемента и алгоритма обработки, и дифференциальный емкостный датчик перемещения, отличающийся введением непрерывной электрической отрицательной обратной связи для уменьшения тяжения подвижного электрода.

2. Предложены адаптированные для использования в интегральных датчиках синхронный детектор с коммутируемым конденсатором, отличающийся от известных тем, что можно применить емкости малого номинала и не требуется применение фильтра низких частот, и синхронный детектор, не содержащий емкостей, отличающийся повышенной точностью.

3. Предложен магнитоэлектрический преобразователь силы, в отличие от известных адаптированный для интегрального исполнения без применения моточных работ возвращающей обмотки.

4. Предложены методики и программы обработки экспериментальных данных для исследования статической характеристики акселерометров, впервые позволившие получить на основе измерений погрешности: нуля, крутизны, нелинейности, погрешности установки базы и погрешности от поперечных воздействий в диапазоне температур.

5. Новизна полученных результатов подтверждается патентами РФ на изобретение № 2 218 575,2272297,2 272 298. Практическая ценность работы:

1. Результаты теоретических и экспериментальных исследований в виде рекомендаций и расчетных соотношений для проектирования и построения электронных блоков интегральных акселерометров.

2. Разработки электронных блоков для встраивания в интегральные акселерометры серийного изготовления.

3. Методики определения характеристик интегральных акселерометров, в составе которых применены разработанные электронные блоки, позволяют получить основные метрологические параметры приборов.

Реализация в промышленности. Сведения о внедрении результатов диссертационной работы приведены в приложении 5.

Апробация работы. Диссертация и отдельные ее разделы обсуждались и получили положительную оценку на следующих конференциях и совещаниях:

• На региональной научно-технической конференции «Наука — производству», Н. Новгород, 1998 г.

• На международной молодежной научной конференции «XXV гагаринские чтения», Москва, 1999 г.

• На Всероссийской научно-технической конференции «Методы и средства измерения физических величин», Н. Новгород, 2000 г.

• На Всероссийской научно-технической конференции «Информационные системы и технологии», Н. Новгород, 2002 г.

• На расширенном заседании кафедры «Авиационные приборы и устройства» Арзамасского филиала НГТУ в 2003 г.

• На расширенном заседании кафедры «Авиационные приборы и устройства» Арзамасского филиала НГТУ в 2004 г.

Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 16 работ, из них 5 статей, 7 — тезисов докладов на научно-технических конференциях, 3 — патента на изобретение, 1 — методические указания к лабораторным работам.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, четырех приложений, списка литературы и содержит 147 страниц машинописного текста: иллюстраций — 61 (рисунки, схемы, графики), таблиц — 9, список литературы — 76 наименований.

Выводы:

1. Разработана математическая модель статической характеристики, методика обработки экспериментальных данных при нормальных условиях и соответствующая программа для реализации ее на компьютере, что позволило получить расширенную информацию по погрешностям: установки базы и влиянию перекрестных ускорений, а также нелинейностей высших порядков.

2. Разработана методика обработки экспериментальных данных температурной характеристики и соответствующая программа для реализации ее на компьютере, позволившая автоматизировать нахождение температурных коэффициентов смещения нуля и коэффициента крутизны.

3. Разработаны и изготовлены макеты для осуществления экспериментальных исследований их характеристик.

4. Проведены экспериментальные исследования статической характеристики при нормальных условиях и температурной характеристики преобразователя перемещений и его узлов, результаты которых дали близкое совпадение с характеристиками известных устройств (приложение 4).

Список принятых обозначений g — величина ускорения свободного падения;

Ушах ~ Диапазон измеряемых линейных ускоренийти — длительность импульсаcj, c2 — рабочие емкости датчика углаh0 — начальный зазор между обкладкамиh — зазор между обкладкамиаи, Ьи, смдлина, ширина и толщина маятникаап"К > сп ~ длина, ширина и толщина упругого подвеса- 8 — диэлектрическая проницаемость среды;

1 «7 е0 =8,854−10» Ф/м — диэлектрическая постояннаяs — площадь обкладок емкостиW[s) — передаточная функцияs = d/dt — оператор Лапласа;

4 — логарифмический декремент затухания (относительный коэффициент демпфирования);

Дб — погрешность базирования (неортогональность измерительной оси и базовой плоскости) — с — среднеквадратическое отклонение- /вых — выходной ток прибораUBbKвыходное напряжение прибораrh — сопротивление нагрузкиUптнапряжение питанияUоаопорное напряжениесос — собственная частота колебаний упругой системысо — частота вынужденных колебаний;

Vo — скорость перемещения подвижного узлаS — площадь в плане подвижного узлаа — угловая скорость подвижного узлацм — расстояние от точки качания маятника до центра давленияТ — кинетическая энергия чувствительного элемента (ЧЭ) — m — масса ЧЭ;

Jcz — момент инерции ЧЭ относительно центральной осиVc — улинейная скорость ЧЭо = ф — угловая скорость ЧЭG — линейная жесткость подвесаGy — угловая жесткость подвеса;

Км = mljGy — статический коэффициент передачи маятникового ЧЭ- (осм = jJaz — собственная частота маятникового ЧЭЯ — напряженность поляамтемпературный коэффициент изменений магнитной индукции слояATдиапазон изменения температурыа0, аш — температурные коэффициенты магнитной индукции слоеваг, ав — соответственно температурные коэффициенты сопротивления возвращающей обмотки и магнитной индукции зазораРк удельное сопротивление кремния;

Е и Ei~ модули упругости первого и второго слоев (монокремния и металла) — m — масса подвижного узла;

Ккрутизна выходной характеристики (масштабный коэффициент) — Кп (п — 2,3,4.) — коэффициенты нелинейностейКф Куг — коэффициенты перекрестных связей- 8К — относительная ошибка смещения нулевого уровня;

Umx — выходное напряжение при действии максимального ускоренияЬК[~ относительная ошибка крутизны характеристики;

KT =Umax/amax — теоретическое значение крутизны характеристики;

5- относительная ошибка квадратичной нелинейности;

8к — относительная ошибка кубической нелинейностиt/(0) — выходное напряжение при нулевой частотеt — текущее время.

Заключение

.

1. Разработаны генераторный датчик перемещения для интегрального акселерометра, с повышенной на порядок точностью измерений посредством применения ключевой схемы, переключающей времязадающий резистор, и дополнительных емкостей на входе триггера, и дифференциальный емкостный датчик перемещения с непрерывной электрической обратной связью, в котором повышена точность измерений за счет снижения влияния электростатического тяжения.

2. Разработаны адаптированные для использования в интегральных датчиках синхронный детектор с коммутируемым конденсатором, отличающийся от известных тем, что используемые емкости имеют малый номинал и не требуется применения фильтра низких частот, и оригинальный синхронный детектор, не содержащий емкостей, отличающийся повышенной точностью.

3. Разработан магнитоэлектрический преобразователь силы (момента) для применения в интегральных акселерометрах компенсационного типа с подвесами без металлизированных дорожек, что в конечном итоге повысило точность при одновременном упрощении технологии изготовления ЧЭ.

4. Разработаны методики и программы обработки экспериментальных данных для исследования статической и температурной характеристик акселерометров, впервые позволившие получить на основе измерений погрешности нуля, крутизны, нелинейности, погрешности базы установки и погрешности от поперечных воздействий при заданных температурах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аш, Ж. Датчики измерительных систем Текст. / Аш Ж. и др. -М.: Мир, 1992. -Кн. 1.-480 с.-Кн. 2.-420 с.
  2. , В.Д. Интегральные датчики Текст.: учебник для приборостроительных ВУЗов/ Вавилов В.Д. Н. Нов.: НГТУ, 2002. -500 с.
  3. , И.В. Разработка и исследования микросистемных акселерометров Текст. / Вавилов И. В., Былинкин С. Ф. // Микросистемная техника. 2003 — № 6.
  4. , И.В. Современное состояние разработок интегральных датчиков Текст. / Вавилов И. В., Долгов А. Н., Поздяев В. И. // Прогрессивные технологии в машино и приборостроении: сборник статей — Н. Новгород, — 2002 — С. 364−374.
  5. , B.C. Тенденции развития электронных измерительных преобразователей для датчиков Текст. / Гутников B.C. //ПСУ 1990. -№ 10. — С. 32−35.
  6. Измерение электрических и неэлектрических величин Текст.: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. Н. Н. Евтихиева. М.: Энергоатомиздат, 1990. — 352 е.: ил.
  7. , Х.И. Методы физических измерений Текст. / Кунце Х. И. -М.: Мир, 1989.-214 с.
  8. , Е.С. Электрические измерения физических величин (Измерительные преобразователи) Текст. / Левшина Е. С., Новицкий П. В: Учеб. пособие для вузов. -Л.: Энергоатомиздат, 1983. -320 с.
  9. , Л.А. Датчики физических величин Текст. / Осипович Л. А. -М.: Машиностроение, 1979.-159 с.
  10. Проектирование датчиков для измерения механических величин Текст. /Под ред. Е. П. Осадчего. -М.: Машиностроение, 1979. -480 с.
  11. Разработка интегральных кремниевых микродатчиков за рубежом. Текст.: Обзор по материалам зарубежной печати. /Составители: А. А. Андреев, Н. Г. Патрушева.-ГОНТИ, 1991.
  12. , В.Я. Микромеханические приборы Текст. / Распопов В. Я. Тула, 2004. -474 с.
  13. , С.А. Электрические измерения физических величин Текст. / Спек-тор С.А. —Л.: Энергоатомиздат, 1987. -320 с.
  14. , Р. Электрические измерения неэлектрических величин Текст. / Тиль Р.- Пер. с нем. -М.: Энергоатомиздат, 1987. 192 е.: ил.
  15. Электрические измерения неэлектрических величин Текст. /Под ред. П. В. Новицкого. —Л.: Энергия, 1975.-576с.
  16. , В.И. Интегральные тензопреобразователи Текст. / Ваганов В. И. -М.: Энергоатомиздат, 1983. -136 с.
  17. , А. Электромеханические системы Текст. / Ленк А. -М.: Мир, 1978. -284 с.
  18. , В.М. Полупроводниковые интегральные тензорезисторные преобразователи механических величин Текст. / Стучебников В. М. //Измерения, контроль, автоматизация. 1983. — № 1. — С. 30−42.
  19. , С.П. Технология формирования структур «кремний на изоляторе» Текст.: Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / Тимошенков С. П. Москва, 2004.
  20. , Е.А. Акселерометры НИИ физических измерений элементы микросистемотехники Текст. / Мокров Е. А., Папко А. А. //МСТ. — 2002. — № 1. — С. 3−9.
  21. Petersen, Kurt Е. Silicon as a Mechanical Material Текст. / Petersen Kurt E. //IEEE. 1982. — VI.70. — № 5. — P. 420−457.
  22. , Л. Лекции по электрическим свойствам материалов Текст. / Со-лимар Л., Уолш Д. -М.: Мир, 1991.-502 с.
  23. , В.Е. Электромеханические преобразователи на базе кварцевого стекла Текст. / Мельников В. Е. -М.: Машиностроение, 1984. -159 с.
  24. , А.Г. Радиотехнические схемы на полевых транзисторах Текст. / Милехин А. Г. М.: Энергия, 1976.
  25. Теоретическое исследование матрицы с холодным катодом для использования в микропреобразователях механических величин Текст. // Контрольно-измерительная техника: Экспресс-информация. Москва: ВИНИТИ. 1993, № 17, С. 27−32.
  26. Doscher, J. Accelerometer Design and Applications Текст. / Doscher J. Analog Devices. 1998.
  27. Wilner, L.B. A h igh performance, variable capacitance accelerometer Текст. / Wilner L.B. //IEEE Trans. Instrum. And Contr. Sist.
  28. Датчик перемещения Текст.: A.c. 1 377 572 (СССР)/Вавилов В.Д., Поздяев В. И. Опубл. 15.07.1988, Бюл. № 8.
  29. Устройство для измерения перемещений Текст.: А.с. 1 774 710 (СССР) /Вавилов В.Д. и др. Опубл. 08.07.1992, Бюл. № 2.
  30. Акселерометр ATI 104. Технические условия Текст.: ИФДЖ. 402 139. 008 ТУ, 1996.
  31. Акселерометр капиллярный АК5−15. Технические условия Текст.: 6Ш2. 781. 077 ТУ, 1984.
  32. , В.Д. Схемотехника интегральных датчиков Текст.: Учеб. пособие / Вавилов В. Д. Нижегород. гос. техн. ун-т. — Н. Новгород, 1999 — 78 с.
  33. , B.C. Измерительная система для емкостных датчиков Текст. /Гутников B.C. и др. //ПСУ. 1991. — № 5. — С. 24−26.
  34. , А.Н. Емкостной датчик уровня топлива Текст. / Долгов А. Н. //Технологии в машино- и приборостроении на рубеже XXI века: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-технической конференции. Нижний Новгород: НГТУ, 2000 — С. 213−215.
  35. , В.Я. Датчики уровня систем управления железнодорожных машин Текст. / Распопов В. Я., Иванов Ю. В. Тула: ТулГУ, 2000. — с. 174.
  36. Устройство для измерения угловой скорости Текст.: А.с. 1 013 855 (СССР) /Вавилов В.Д., Поздяев В. И. Опубл. 23.04.1983, Бюл. № 15.
  37. , В.Д. Конструирование интегральных датчиков Текст.: Учеб. пособие / Вавилов В. Д., Поздяев В. И. -М.: Изд-во МАИ, 1993. -68 с.
  38. Устройство для измерения микроперемещений Текст.: Пат. № 2 272 297 Рос. Федерация / Вавилов В. Д., Долгов А. Н., Вавилов И. В. — № 2 004 128 664/28 — заявл. 27.09.2004 — опубл. 27.03.2006- Бюл. № 9.
  39. Емкостный преобразователь перемещений Текст.: Пат. № 2 272 298 Рос. Федерация / Вавилов В. Д., Долгов А. Н., Вавилов И. В. — № 2 004 128 663/28 — заявл. 27.09.2004 — опубл. 20.03.2006- Бюл. № 8.
  40. Askc., V.H. An Integrated Silicon Accelerometer Текст. / Askc. V.H. //Scientific Honeyweller- 1987. V. 1. — P. 53−58.
  41. B-290 «TRIAD». Three Axis Accelerometer. Текст. / Рекламный лист фирмы LITEF GmbH (ФРГ) — 1996.
  42. Разработка унифицированного ряда низкочастотных полупроводниковых линейных акселерометров Текст. / Любезнов А. Н., Куличков А. В., Игошин Д. В., Кот Л. И. //Датчики на основе технологии микроэлектроники: Материалы конференции. -М.: МДНТП, 1986. С. 32−35.
  43. , В.Я. Математическое моделирование акселерометра прямого измерения с монокристаллическим маятником Текст. / Распопов В. Я. // Датчики и системы -2000 № 3 — с. 22−26.
  44. Компенсационный маятниковый акселерометр Текст.: А.с. 1 217 094 (СССР). /Беликов Л.В., Вавилов В. Д., Поздяев В. И. Опубл. 08.11.1985, Бюл. № 12.
  45. Датчик акселерометра ДА-11. Технические условия Текст.: 6Д2. 329. 023 ТУ, 1977.
  46. , С.Ф. Теория виброустойчивости акселерометров Текст. / Коновалов С. Ф. -М.: Машиностроение, 1991.-270 с.
  47. Линейные сервоакселерометры Q-Flex: QA-1000, QA-1100 Текст. / Перевод № 732- Источник: проспект фирмы Sundstrand Data Control- Переводчик Под-колзина Т. В.- Под ред. Перожка Я. Л. Арзамас: ОНТИ ОКБ «ТЕМП», 1981.
  48. , А.И. Принципы построения цифровых компенсационных акселерометров Текст. / Скал он А.И. //Измерения, контроль, автоматизация 1984. — № 1. -С. 43−51.
  49. , В.Д. Оптимизация характеристик интегральных датчиков Текст. / Вавилов В. Д. //Известия вузов. Приборостроение. — 1997. — № 5. — С. 53−56.
  50. , В.Д. Математические модели интегральных датчиков информации Текст.: Тез. докл. / Вавилов В. Д., Поздяев В. И. //Методы и средства измерений физических величин: Регион, научно-техн. конф. -И. Новгород, 1996. С. 33.
  51. , А.Н. Разработка емкостного датчика перемещения для интегральных датчиков. Текст. / Долгов А. Н. //Прогрессивные технологии в машино- и приборостроении: Сборник статей Н. Новгород -Арзамас: НГТУ-АГПИ. -2001,-С. 300−302.
  52. , Н.В. Проектирование измерительных устройств и оптимизация их характеристик Текст.: Учеб. пособие / Волков Н. В., Гущин О. Г., Поздяев В. И. -НГТУ: Н. Новгород, 1996. -80 с.
  53. , В.И. Оптимизация параметров механической системы интегральных акселерометров Текст./ Поздяев В. И. //Известия вузов. Приборостроение. — 1997.-№ 5. — С. 56−60.
  54. , Б.И. Элементы радиоэлектронных устройств Текст.: Справочник. / Горошков Б. И. -М.: Радио и связь, 1988. Стр. 97, рис. 6.16.
  55. , В. С. Интегральная электроника в измерительных устройствах Текст. / Гутников В. С. 2-е изд., перераб. и доп.— Л.: Энергоатомиздат. Ле-нингр. Отд-ие, 1988.
  56. , В.Н. Микросхемы и их применение Текст.: Справ, пособие / Вениаминов В. Н., Лебедев О. Н., Мирошниченко А. И. 3-е изд. перераб. и доп. -М.: Радио и связь, 1989. — 240с.: ил.
  57. Магнитоэлектричиский преобразователь силы Текст.: Пат. № 2 218 575 Рос. Федерация / Былинкин С. Ф., Вавилов В. Д., Миронов С. Г., Долгов А. Н. — -№ 2 002 111 047 — заявл. 24.04.2002 — опубл. 10.12.2003- Бюл. № 34.
  58. , Д.А. Авиационные приборы и автоматы Текст. / Браславский Д. А., Логунов С. С., Пельпор Д. С. М.: Машиностроение, 1978 г.
  59. , Д.А. Точность измерительных устройств Текст. / Браславский Д. А., Петров В. В. М.: Машиностроение, 1976. -312 с.
  60. , В.Г. Электроника Текст.: Учеб. пособие для приборостроит. спец. вузов / Гусев В. Г., Гусев Ю. М. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1991.
  61. , П. Искусство схемотехники Текст. / Хоровиц П., Хилл У. М.: Мир, т.1,1983.-598с.
  62. , B.JI. Линейные интегральные схемы в радиоэлектронной аппаратуре Текст. / Шило В. Л. -М.: Сов. радио, 1979. -368с.
  63. , В.Д. Применение микропроцессоров в информационных системах Текст.: Учеб. пособие / Вавилов В. Д. -М.: Изд-во МАИ, 1988. -46 с.
  64. , B.C. Частотно-временные преобразователи в схемах измерения физических величин Текст. / Гутников B.C. и др. //ПСУ. 1989. — № 9. — С. 15−17.
  65. , И.В. Оценка температурной погрешности нулевого сигнала интегрального акселерометра Текст. / Вавилов И. В., Поздяев В. И. //Прогрессивные технологии в машино и приборостроении: Сборник статей — Н. Новгород, 2002 -С. 386−390.
  66. , В.Д. Разработка и исследование измерительных приборов на интегральных принципах Текст.: Диссертация на соискание учёной степени доктора технических наук / Вавилов В.Д. Н. Новгород.: НГТУ, 1997.
  67. , С. Ф. Интегральный акселерометр компенсационного типа Текст.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Былинкин С. Ф. Тула, 2002.
Заполнить форму текущей работой