Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные тенденции и перспективы развития мирового рынка нефтепродуктов: на примере бункерного рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня ужесточаются требования к качеству топлива, что происходит в рамках усиления взаимосвязи мирового бункерного рынка и судовой отрасли. Это происходит по двум основным причинам, имеющим противоречивое воздействие па рынок. Первая — усложнение устройства судовых двигателей, которое приводит к увеличению КПД двигателя, улучшения (или модификации) его рабочих характеристик и уменьшению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Мировой рынок нефтепродуктов
    • 1. 1. Изначальные и современные цели использования нефтепродуктов
    • 1. 2. Современное состояние рынка нефтепродуктов
      • 1. 2. 1. Динамика производства нефтепродуктов. Факторы, определяющие функционирование рынок нефтепродуктов
      • 1. 2. 2. Ценообразование па мировом рынке нефтепродуктов
    • 1. 3. Субъекты мирового рынка нефтепродуктов
      • 1. 3. 1. Крупнейшие мировые нефтяные компании
      • 1. 3. 2. Международные организации, регулирующие работу рынка нефтепродуктов
    • 1. 4. Экологический аспект функционирования рынка нефтепродуктов
      • 1. 4. 1. Экологические проблемы добычи и переработки нефти
      • 1. 4. 2. Использование нефтепродуктов и экологическая безопасность
    • 1. 5. Тенденции и перспективы развития мирового рынка нефтепродуктов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Мировой бункерный рынок: формирование, особенности развития в регионах мирового хозяйства
    • 2. 1. Становление мирового бункерного рынка: сущность, значение, периодизация развития
      • 2. 1. 1. Сущность и значение бункерного рынка
      • 2. 1. 2. Этапы формирования мирового бункерного рынка
    • 2. 2. Экономика мирового бункерного рынка: спрос, предложение, внешние факторы
      • 2. 2. 1. Развитие морских перевозок и транспортного флота
      • 2. 2. 2. Интенсивность судоходства
      • 2. 2. 3. Морское рыболовство и бункерный рынок
      • 2. 2. 4. Международное регулирование и экологический аспект мирового бункерного рынка
    • 2. 3. Структура и рыночная конъюнктура современного бункерного рынка: международные сопоставления
      • 2. 3. 1. Региональные различия на мировом бункерном рынке
      • 2. 3. 2. Бункерные рынки в регионах Северного и Балтийского морей
      • 2. 3. 3. Бункерный рынок Средиземноморья
      • 2. 3. 4. Бункерный рынок Северной Америки
      • 2. 3. 5. Бункерные рынки Центральной и Южной Америки
      • 2. 3. 6. Бункерные рынки Дальнего Востока
      • 2. 3. 7. Российский бункерный рынок
  • Выводы по второй главе

Современные тенденции и перспективы развития мирового рынка нефтепродуктов: на примере бункерного рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня мировой рынок нефти и нефтепродуктов является одним из ключевых рынков мирового хозяйства, что объясняет важность его исследования. Повсеместное использование нефти и нефтепродуктов стало объективной реальностью современного мирового хозяйства. Подтвердить значимость этого явления можно при помощи показателей объемов мирового производства и потребления нефтепродуктов. Вместе с тем рынок нефтепродуктов находится в прямой зависимости от мирового рынка нефти, поэтому при разработке темы диссертационного исследования необходимо уделить внимание мировому рынку нефти истории его возникновения и современному состоянию.

В соответствии с данными Международного энергетического агентства в 2003 году объем мирового производства нефти составил около 3,5 млрд. т., мировой экспорт сырой нефти около 2 млрд. т, объем мирового производства нефтепродуктов около 3 млрд. т, а экспорт — около 0,8 млрд. т1. Отсюда очевидно значение, которое нефтяная отрасль имеет в мировой торговле и хозяйстве, и факт меньшего вовлечения нефтепродуктов в мировой товарный обмен. Принимая во внимания значение нефтяной отрасли для функционирования мировой экономики в целом и отдельных ее отраслей в частности, в нашем случаеморского транспортного сектора, автор выбрал тему диссертационного исследования, посвященную анализу современного состояния, перспектив и тенденций мирового рынка нефтепродуктов на примере бункерного рынка. Бункерный рынок представляет собой сферу совокупных экономических отношений, которые складываются по поводу поставок судового топлива и сопутствующих этим поставкам услуг.

Актуальность темы

Выбор темы, предмета и объекта исследования во многом объясняется практически полным отсутствием исследований мирового бункерного рынка в современной российской и зарубежной литературе. Однако, в настоящее время анализ проблем и выявление тенденций на данном рынке, экологических аспектов работы рынка, становятся все более существенными для оценки перспектив развития международной торговли с использованием морского транспорта.

Степспь разработанности проблемы. Экономические исследования мирового рынка нефти и нефтепродуктов в разных аспектах продолжались па всем протяжении 20 века. Значительный вклад в разработку проблемы формирования и функционирования отраслевых и в том числе нефтяного рынков внесли Андреасяп Р. Н., Булатов А. С., Войто-ловский Г. К., Долгов С. И., Ергин Д., Конопляник А. А., Коккет Н., Линник JT.K., Луке Д., Мангушев К. И., Мастепанов A.M., Оболенский В. П., Хубберт М., Шишков Ю. В., Эппл Д.

Большую научную ценность по исследованию теоретических аспектов экономического роста и общей проблемы перехода России к устойчивому развитию, а также влияния энергетического фактора на процесс и результат экономического роста разных стран и регионов мира представлены в работах: Агафонова Н. Т., Дрейера O.K., Исляева Р. А., Илларионова А. Н., Кузнецовой Н. П., Лося В. А., Нуреева P.M., Рюминой Е. В., Сергеева И. Б., Урсула А. Д. В сфере экономики горного производства и нефтегазового комплекса заслуживают внимания труды Андреасяна Р. Н., Газеева М. Х., Ергина Д., Копопляника А. А., Крюкова В. А., Мапгушева К. И., Сергеева П. А., Сергеева И. Б., Синяка Ю. В., Цветкова Н. А. В области экономики природопользования необходимо отметить вклад Лисочкиной Т. В., Пахомовой Н. В., Струковой Е. Б., Хачатурова Т.С.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего изучения мирового рынка нефтепродуктов, мирового бункерного рынка и мировой судоходной отрасли раскрыть состояние, тенденции и перспективы развития мирового бункерного рынка. Для осуществления этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

• определить эволюцию целей использования нефтепродуктов.

• оценить параметры современного состояния рынка нефтепродуктов.

• выявить динамику производства нефтепродуктов и сопоставить факторы, влияющие на состояние рынка нефтепродуктов.

• привести классификацию систем ценообразования на нефтепродукты.

• выделить особенности современного ценообразования на рынке нефтепродуктов.

• определить взаимосвязь и роль субъектов мирового рынка нефтепродуктов: мировых нефтяных компаний и международных регулирующих организаций.

• проанализировать экологическую составляющую развития рынка нефтепродуктов.

• сформулировать современные тенденции развития рынка нефтепродуктов.

• определить сущность, особенности формирования и развития мирового бункерного рынка.

• выявить закономерности развития мирового транспортного флота во взаимосвязи с мировым бункерном рынком.

• проанализировать роль и сферы международного регулирования на мировом бункерном рынке.

1 http://www.iea.org.

• провести международные сопоставления развития бункерного рынка разных стран и регионов мирового хозяйства.

• дать рекомендации по развитию российского бункерного рынка.

Таким образом, объектом исследования является мировой рынок нефтепродуктов и его подразделение (бункерный рынок) как один из важнейших для международной морской торговли рынков.

Предметом исследования выступает совокупность теоретических и практических проблем, раскрывающих необходимость и концептуальные основы исследования бункерного рынка в механизме развития всего мирового рынка нефтепродуктов. Научная новизна настоящей работы выражается в том, что:

1. проведен комплексный анализ современного состояния рынка нефтепродуктов, выступающего в качестве основы для анализа тенденций мирового бункерного рынка;

2. выработано определение мирового бункерного рынка;

3. выделены основные субъекты мирового бункерного рынка;

4. определены основные этапы развития мирового бункерного рынка во взаимосвязи с развитием мирового транспортного флота;

5. дана характеристика тенденций функционирования современного торгового транспортного и рыболовного флота;

6. проанализированы новейшие инициативы по экологическому регулированию мирового бункерного рынка, оценено их воздействие на сложившуюся структуру мирового и регионального бункерного рынка;

7. дана региональная характеристика мирового бункерного рынка с выделением основных мировых центров бункерной деятельности, их специфических особенностей.

Теоретической и методологической основой исследования послужили результаты фундаментальных исследований по теоретическим и практическим вопросам мирового рынка углеводородов, реформирования российского топливно-энергетического комплекса, литература и научные работы по различным вопросам функционирования нефтяного, бункерного и фрахтового рынков. Научную основу диссертации составляют теории социально-рыночного маркетинга и конкурентной стратегии, разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемам рыночного хозяйства и системного анализа.

Информационная база исследования основана па изучении и обобщении новейших материалов, содержащихся в разнообразных иностранных и российских источниках информации по рынкам углеводородного сырья. В работе были использованы:

— регулярные издания Международного энергетического агентства — IEA, Международной бункерной ассоциации — International Bunker Industry Association (IBIA), ИНТЕР-ТАНКО, ОПЕК, ОЭСР, EC, ЮНКТАД, ФАО и других международных организаций;

— данные авторитетных национальных ведомств и фирм — Энергетического агентства США — US Energy Information Administration, энергетических корпораций British Petroleum, Fearnleys, Platou, российских и иностранных бункеровочпых компаний;

— сведения, содержащиеся в иностранных и российских периодических изданиях, специализирующихся на тематике энергетики, топлива и бункеровки.

В связи с тем, что сбор, обработка, хранение и передача статистических данных в международных и российских источниках происходит с большим хронологическим запаздыванием, в диссертации наряду с длинными рядами динамики развития рынка бункерного топлива и рынка нефтепродуктов использованы самые последние из имеющихся статистических материалов, основная часть которых охватывает итоги 2004;2005 годов. В работе также использовались правовые и нормативные акты Федеральных органов законодательной и исполнительной власти РФ, правительственные программы реформирования и развития топливно-энергетического комплекса РФ, международные положения и конвенции по проблемам диссертационного исследования.

Выводы по второй главе.

Выполненный анализ позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Мировой бункерный рынок отличается сложной системой экономических связей между различными хозяйственными субъектами, которые участвуют в рыночных отношениях по реализации судового топлива.

2. Специфической чертой бункерного рынка является его тесная связь как с мировым судоходством и рыболовством, которая в основном определяет его собственные тенденции развития, так и с мировым рынком нефти и нефтепродуктов.

3. Бункерный рынок отличают особые размеры (партиопность) продаж и отгрузок топлива.

4. Исследование особенностей формирования бункерного рынка свидетельствует о его высокой зависимости от технико-эксплуатационных изменений в мировом флоте, касающихся в первую очередь применения судовых энергетических установок.

5. Функционирование бункерного рынка имеет огромное значение для международной торговли, освоения ресурсов Мирового океана, а также для экономики многих стран мира.

6. Региональные различия современного бункерного рынка формируются под влиянием перемен в географии морских грузопотоков и интенсивности движения судов на разных океанских и морских коммуникациях, появления новых типов и поколений морских судов с качественно иными технико-эксплуатационными характеристиками, пространственного сосредоточения портовой активности.

7. Спрос на бункерное топливо зависит не только от мировых объемов морских перевозок, по и от масштабов транспортной работы торгового флота, выраженной в тонно-милях.

8. Современные процессы и явления в развитии морского транспортного и рыболовного флота — рост средних размеров судов, их прогрессирующая специализация, широкое использование «удобных флагов», перемены в предпринимательской организации судоходства и др. — в той или иной форме отражаются на бункеровочпой деятельности в глобальном и региональном масштабе.

9. Актуальность проблем бункеровочпого бизнеса резко возросла за последние годы в связи с сильным повышением мировых цеп на жидкое топливо.

10. Среди факторов предложения бункерных услуг особое значение имеет наличие инфраструктуры (организационной, информационной, технической) и близлежащих ис.

141 точников поставок конкурентоспособного по ценам топлива — местных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), а также факторы традиционности коммерческих отношений и доверия клиентуры.

11. На мировом бункерном рынке, как и на других крупных рынках, укрепились позиции влиятельных транснациональных компаний и групп, отличающихся глобальным размахом своих операций.

12. Все более сильное воздействие на бункерный рынок оказывают меры, которые предпринимают для охраны окружающей среды Международная морская организация (ИМО) и Европейский Союз. Для мировой бункерной отрасли в настоящий момент наибольшее значение имеет Приложение VI Конвенции MARPOL по ограничению выбросов продуктов сгорания судового топлива в атмосферу.

13. Мировой бункерный рынок отличается большой изменчивостью текущих цеп. Даже в конкретных регионах и портах с развитой нефтепереработкой и обширной снабженческой инфраструктурой цены на бункер могут варьировать в широком диапазоне из-за часто возникающего дисбаланса между спросом и предложением.

14. Российский бункерный рынок в сравнении с другими национальными и региональными рынками имеет ряд особенностей, анализ которых позволяет определить пути совершенствования бункеровочной деятельности в России.

Заключение

.

В диссертации впервые выполнено комплексное исследование современных тенденций и перспектив развития мирового бункерного рынка нефтепродуктов как одного из важнейших составных частей глобального рынка жидких углеводородов. Полученные результаты и сделанные в каждой главе выводы в совокупности означают решение тех научных задач, которые были поставлены в данной работе:

1. определены первоначальные и современные цели применения нефтепродуктов. Первоначально в конце 19 века основным продуктом переработки нефти было получение керосина, который использовался для освещения. Однако с появлением двигателя внутреннего сгорания, активно стал потребляться бензин, сложные механизмы и двигатели требовали смазочных материалов, что с середины 20 века привело к развитию нефтехимии, при одновременном использовании вплоть до настоящего времени мазутного и печного топлива для отопительных целей.

2. дана характеристика и проведен подробный анализ современного состояния мирового рынка нефтепродуктов. Выделены основные участники рынка — крупные нефтяные компании и международные организации. Установлена современная географическая структура мирового производства и потребления нефтепродуктов.

3. определены основные факторы, определяющие динамику мирового рынка нефтепродуктов: природно-климатические, экологические, политические, экономические. Выяснена степень их значимости и влияния на рынок нефтепродуктов. Наибольшее воздействие па состояние современного рынка нефтепродуктов оказывают политические и экологические факторы.

4. охарактеризована эволюция систем ценообразования на мировом рынке нефтепродуктов. Сделан акцент на особенности современного ценообразования на мировом рынке нефти и нефтепродуктов — торговля происходит на товарных биржах, где сделки с реальной поставкой нефти и нефтепродуктов составляют лишь 1% от общего объема торгов. Последнее придает рынку спекулятивный характер и уменьшает значение экономических факторов ценообразования относительно неэкономических.

5. проанализировано значение экологического фактора па мировом рынке нефтепродуктов и бункерном рынке. Оно заключается в том, что в современном мире именно экологические требования во многом определяют направления развития технологий нефтепереработки и служат отправной точкой установления новых требований к качеству нефтепродуктов.

6. определена сущность, особенности формирования и развития мирового бункерного рынка. Бункерный рынок представляет собой сферу совокупных экономических отношений, которые складываются по поводу поставок судового топлива и сопутствующих этим поставкам услуг. Специфической чертой бункерного рынка является его тесная связь как с мировым судоходством и рыболовством, которая в основном определяет его собственные тенденции развития, так и с мировым рынком нефти и нефтепродуктов.

7. выявлены закономерности развития торгового транспортного флота. Глобальный рост перевозок происходил на фоне значительных изменений в географии и грузовой структуре этих перевозок, что сопровождалось переменами в направлениях грузопотоков и интенсивности движения судов на разных океанских и морских коммуникациях, появлением новых типов и поколений морских судов с качественно иными техпико-эксплуатациоипыми характеристиками, пространственным сосредоточением портового грузои судооборота. Это оказывает большое влияние на региональные различия современного бункерного рынка. Перевозки контейнерных грузов растут высокими темпами по сравнению с массовыми наливными и сухими грузами. Нарастающий сдвиг международной морской торговли в Восточную Азию образовал в этом регионе самый мощный полюс притяжения грузопотоков и судоходной активности.

8. установлена зависимость бункерного рынка от ряда технико-эксплуатационных изменений в мировом флоте, касающихся в первую очередь применения судовых энергетических установок. Формирование мирового бункерного рынка началось по мере завершения эпохи парусного мореплавания и распространения судовых двигателей. Технический прогресс в судоходстве привел в начале XX века к быстрому вытеснению парусного коммерческого флота и доминированию в торговом мореплавании паровых судов, потребляющих в качестве топлива каменный уголь. Затем в середине 20 века на смену паровому пришел дизельный двигатель и газовая турбина. В настоящее время наибольшее распространение получили малооборотистые дизельные двигатели, которые отличаются надежностью и экономичностью.

9. проведены международные сопоставления развития бункерного рынка разных стран и регионов мирового хозяйства: региона Северного и Балтийского морей, наиболее перспективного для освоения российскими бункерными компаниями, Средиземноморского бассейна, Северной, Центральной и Южной Америки, Дальнего Востока. Основными центрами мирового бункерного рынка являются в настоящий момент Сингапур, Роттердам, Фуджейра.

В результате проведенного исследования можно справедливо выделить следующие основные тенденции развития современного бункерного рынка.

1. В XXI веке рост энергопотребления будет продолжаться, особенно в развивающихся странах, для которых экономическое развитие и повышение качества жизни населения неизбежно связаны со значительным увеличением количества потребляемой энергии, в первую очередь ее наиболее универсального вида — электричества. К середине XXI века прогнозируется удвоение мирового энергопотребления и утроение потребления электроэнергии.

Взаимосвязь между темпами экономического роста и темпами энергопотребления в развивающихся странах усилится вследствие: 1) развития энергоемких секторов — средств связи и транспорта- 2) роста потока инвестиций из развитых в развивающиеся страны приведет к росту производства энергии в этих регионах- 3) переноса энергоемких производств из развитых в развивающиеся страны.

В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой явственно выражена тенденция к преобладанию экстенсивного типа экономического роста, для которого характерны высокие показатели ресурсоемкости — энергоемкости, превышение или равенство темпов роста энергопотребления и темпов экономического роста, высокая норма и низкая эффективность энергонакопления.

2. Наблюдается тенденция увеличения потребления нефтепродуктов на транспорте, и его роли в общем потреблении энергии. Из прогнозируемых на 2025 г. объемов мирового потребления энергии в 623 квадриллионов БТЕ на транспорт придется почти 137,3 квадриллионов БТЕ. Согласно прогнозам, транспорт будет развиваться быстрыми темпами повсеместно в мире, а значит, энергопотребление в отрасли также будет возрастать. Возможно появление транспортных средств с более экономичными и экологически чистыми силовыми установками. Тем не менее, в ближайшие 10−15 лет заменить нефтепродукты в качестве главного транспортного топлива не удастся.

3. Объем продаж нефтепродуктов на мировом бункерном рынке оценивается в 2005 г. по разным источникам, в 175−190 млн. тони/год. Это составляет значительную долю от всего потребления нефтепродуктов в мире и в развитых странах. Из всего используемого в мире жидкого топлива около 4,5% расходуется на бункеровку судов.

За рубежом выполнены специальные исследования перспектив развития мирового бункерного рынка, которые служат основой разработки мер по охране воздушной среды от продуктов сгорания судового топлива. Согласно этим новейшим разработкам94, потребность мирового торгового флота в топливе достигнет к 2020 г. уровня 382−405 млн. тонн/год, в зависимости от прогнозного сценария роста этого флота. В еще более долгосрочной перспективе до 2050 г. эта величина прогнозируется в пределах 402−543 млн. тони/год. Эти данные получены на основе предварительного прогноза роста мирового флота до 125−170 тыс. судов к 2050 г. При этом суммарная мощность двигателей судов мирового флота оценивается в диапазоне 468,9−502,2 мВт. к 2020 г. и 657,4−890,3 мВт. — на отдаленную перспективу до 2050 г.

4. Сегодня ужесточаются требования к качеству топлива, что происходит в рамках усиления взаимосвязи мирового бункерного рынка и судовой отрасли. Это происходит по двум основным причинам, имеющим противоречивое воздействие па рынок. Первая — усложнение устройства судовых двигателей, которое приводит к увеличению КПД двигателя, улучшения (или модификации) его рабочих характеристик и уменьшению загрязнения окружающей среды, но вместе с тем диктует и увеличение его чувствительности к качеству топлива. Вторая — увеличение глубины переработки нефти, что приводит к ухудшению остатка, которым является мазут, использующийся в качестве судового топлива. Кроме этого, непосредственное влияние па качество топлива оказывают экологические требования международных организаций, таких как ИМО и ЕС.

5. Увеличивается значение экологического фактора, что приводит к изменению структуры бункерного рынка. Непосредственное влияние это имеет на области, попадающие под действие новых ограничений на содержание серы в судовом топливе. Однако, данные ограничения и заявленные планы по их введению не соответствуют реальным возможностям их выполнения только за счет действия рыночных сил. Так снижение содержания серы до 0,5% в бункерном топливе с 2009 г. в зоне SECA Балтийского моря представляется труднореализуемой задачей и вероятно приведет в серьезным изменениям бункерного рынка Балтийского моря.

6. На мировом бункерном рынке снижается доля рынка крупных нефтяных компаний (мейджоров) в пользу независимых поставщиков топлива. Несмотря на ценовое конкурентное преимущество, которым обладает любая вертикально интегрированная нефтяная компания, доля рынка этих компаний снизилась с 1970 до 2005 гг. с 80% до 50% мирового бункерного рынка, что объясняется спецификой мирового бункерного рынка, требующего от бункерных компаний гибкой тактики, индивидуального подхода и продуманной цеповой стратегии.

7. Повсеместно вводится запрет на использование однокорпусиых барж бункеровщиков, как наиболее опасных для окружающей среды, и вводятся жесткие ограничения на максимальный возраст судов, используемых в качестве барж-бункеровщиков. Это формирует тенденцию к обновлению бункерного флота и приводит к увеличению количества новых барж бункеровщиков в портах мира, вместе с тем ложась дополнительным финан.

94 Emissions for 2020 and 2050/World Fleet. — London, 2005. — P. 3−4 совым бременем па бункерные компании. Иностранные бункерные компании имеют доступ к дешевым долгосрочным заемным средствам, в то время как российские компании вынуждены приобретать старые двухкорпусные бункеровщики, не имея возможности получить долгосрочное финансирование па территории РФ.

8. На мировом бункерном рынке наблюдается высокий уровень изменчивости цен на топливо, повторяющих в своих колебаниях изменения цены на сырую нефть. Это закладывает основу появления тенденции к широкому использованию методов хеджирования ценовых рисков при помощи финансовых инструментов (свопов и т. д.). Данный способ минимизации ценовых рисков широко используется иа мировом рынке нефти и нефтепродуктов, однако лишь в последние годы стал приобретать значение и па бункерном рынке.

Российские бункерные компании могут эффективно работать в зарубежных районах, расположенных на большом удалении от мест их традиционной дислокации, и в других морских бассейнах, прежде всего в Североморско-Балтийском и Средиземноморском, что потребует проведения па региональном уровне специальных и еще более детализованных исследований таких возможностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. // Brennstoffspiegel und Mineralolrdsch. 2004. № 11.2. // Brennstoffspiegel und Mineralolrdsch. 2005. № 3.3. // Brennstoffspiegel und Mineralolrdsch. 2005. № 5.4. // Brennstoffspiegel und Mineralolrdsch. 2005. № 6.
  2. ABS Regulatory Affairs/"International Regulation News Update". 2006, vol. 15, №.1 -p.4.
  3. Amirahmadi H. Oil at the turn of the twenty first century // Futures. Guildford, 1996. -Vol. 28, N 5. — P. 433−452. — Bibliogr.: p. 451−452.
  4. BIMCO Standard Bunker Contract/The Baltic and International Maritime Council. Copenhagen, 2001. — 5 p.
  5. Bunkernews special survey Northren Europe 2003. L: Llewellyn Bankghes-Hughes publ., 2003
  6. Cockett N. Neil Cockett on Bunkers. L.: Witherbys Publishing, 1997
  7. Coy. P. Oil stocks: only patient investors need apply// Business Week. European Edition. 2005. № 14 March.
  8. Current International Shipping Market rends: EU Maritime Policy Priorities and Legislative Initiatives. Paris, 2005. — P. 10.
  9. Das S. Democratization and world petroleum trade in the year 2000 // Energy. Oxford etc., 1994. — Vol. 19, N 7. — P. 783−793.
  10. P. // Oil and Gas Journal. 2005. 103, № 18.
  11. Double Hull/Single hull Ship Design and Related Issues. 1MO Library Services, External Relations Office. INFORMATION SHEET No. 18/ London, 2006. — 64 p.
  12. Economic and financial performance of marine fishing vessels. Seoul, 2005. — P. 24.
  13. Economic Performance of Selected European Fishing Fleets: Annual Report 2004. -Commission of the European Communities. December 2004. P. 12
  14. Emissions for 2020 and 2050/World Fleet. London, 2005. — P. 3−4
  15. Emissions kit can cut fuel costs/Solutions and Newbuildings Magazine, 2 Mar 2006. -P. 18
  16. Facts on fuel: Bominflot Technical Guide. Hamburg Verlage, 199 720. Fairplay, 2006, 2 May21. Fairplay, 2006, 23 May22. Fairplay, 2006, 9 May
  17. FAO Fisheries Technical Papers: T423. Rome, 2002. — 87 p.
  18. Fearnleys, Review 1990−2006
  19. Focus: Petroleum survey// China business rev. Wash., 1994. — Vol. 21, N 4. — P. 8−22.
  20. Gasoline glut to persist in Asia-Pacific region through 2010 // Oil and Gas J. 1999. — 97, N 39 — C. 31.
  21. IMO: «Prevention of air pollution from ships" — Progress report on follow-up activities/ MEPC. New York, 1999. — 16 p.
  22. IMO: «Regulations for the Prevention of Air Pollution from Ships». MARPOL 73/78. Annex VI/MEPC. New York, 2005. — 28 p.
  23. Industry executive looks at downstream’s future // Hydrocarbon Process. 2003. — 82, N l.-C. 17, 19,21,23.
  24. International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, 1973, as modified by the Protocol of 1978 relating thereto (MARPOL 73/78). www.polarcom.rii
  25. International energy outlook: With. projections to 2000 / Energy inform, administration. Wash.: US. Dep. of energy, 1989 — XI, 59 p., diagr.
  26. Isaak D. Flat Asia-Pacific markets to deflect. Middle East products westward / D. Isaak, F. Fesharaki // Oil and Gas J. 2000. — 98, N 48 — C. 18−20,22.
  27. ISL Shipping Statistics and Market Review. 2006, № 3. — S. 5
  28. Kari A. Design and cost estimating of all types of merchant ships. London, 1948. — P. 15−20- An Assessment of Maritime Trade and Technology. — Washington, U.S. Congress, 1983.-231 p
  29. Kuznetsova N.P. Perspectives of power-oriented economic growth conversion (with special reference to Russia).// Ekonomika.- 2006. vol 73. Research paper. Vilnius University press
  30. Lloyd’s Register of Ships London, 1999−2005- The Changing Nature of High Seas Fishing. — WWF International, Okt. 2005. — P. 15−16
  31. Lloyd’s Shipping Economics, 1982, № 7, P. 8
  32. Lloyd’s Register of Shipping. Statistical Tables, World fleet statistics 1999.
  33. Mark Williams. The Prestige Effect: How the EU ban on single hulled tankers could affect bunker, utility and industrial fuel oil markets. HSBC Shipping Services Ltd
  34. Masters C. D. Resource constraints in petroleum production potential / C. D. Masters, D. H. Root, E. D. Attanasi // Science. Wash., 1991. — Jul. 12. — Vol. 253, N 5016. — P. 146−152.
  35. Май G. Seetransportsysteme in dem 80-er Jahren/Hansa. 1980, № 13, S. 974−975
  36. Middelthon II // Oil and Gas Journal. 2004. 32, № 7−8.
  37. Nakamura D. Refining industry to sustain strong margins through 2004 // Oil and Gas J. -2004.- 102, N 11 -C. 44−47.
  38. Newbuilding, London, 2003−2006
  39. Oil and the global economy: counting the cost // The Economist. August 27lh- September 2nd 2005.
  40. Port Focus АРА -Bunkering's crystal ball.- www.worldbiinkering.com
  41. Practical guidelines for handling MARPOL 73/78, Annex VI Regulations 14 and 18/Lloyd's Register FOBAS/ London, 2005. — 20 p
  42. Rauscher M. OPEC and the price of petroleum: Theoretical considerations a. empirical evidence. B. etc.: Springer-Verl, 1989. — X, 206 p., diagr. — (Studies in intern, economics a. institutions) — Bibliogr.: p. 190−206.
  43. Regulatory Issue in International Maritime Transport/OECD, Directorate for Science, Technology and Industry. Division of Transport. Paris, 2005. — 103 pp.
  44. Review of Maritime Transport/ Report by the UNCTAD secretariat. UNITED NATIONS. New York and Geneva, 2005. — 144 p.
  45. Review of Maritime Transport/ Report by the UNCTAD secretariat. UNITED NATIONS. New York and Geneva, 2005. — 144 p.
  46. Rivlin P. World oil and energy trends: Strategic implications for the Middle East / P. Rivlin. Tel Aviv: Tel Aviv univ., 2000. — 94, 2. p. — (Memorandum / Jaffee center for strategic studies- N 57).
  47. Roeber J. The evolution of the oil markets: Trading instruments a. their role in price formation / Energy a. environmental progr., The Royal inst. of intern, affairs. L. — Wash.: Brookings institution, 1993. — XII, 89 p., ill.
  48. Schiffahrt und Schiffbau Deutschland und des Auslandes. Hamburg, 1914. — S. 11.
  49. Shell в России // Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 16
  50. Smith A.R. Analysis of the vessels over 100 tons in the global fishing fleet. FAO Fisheries Circular. No. 949. Rome, 1999. — 27 p.
  51. Solution and Newbiulding, 2006, 2 March
  52. Statistical aspects of the energy economy in 2004. European Communities, 2006. — P. 2
  53. Techno-Ocean 2004. Kobe, 2004. — P. 4.
  54. The Changing Nature of High Seas Fishing. WWF International, Okt. 2005. — P. 15−16
  55. The Panama Bunker Convention 2006 (Incorporating the IBIA Bunker Arbitration Experience). 22 25 May 2006. — Panama, 2005. — 12 p.
  56. The State of World Fisheries and Aquaculture 2005. Rome: FAO, 2004 — 51 p.
  57. Transition to Responsible Fisheries: Economic and Policy Implications Paris: OECD, 2005 — P. 48
  58. Valdemarsen, J.W. Technological trends in capture fisheries/Ocean and Coastal Management. 2001, vol.22.-P. 635−651.
  59. Wright. A. Marine Exhaust Emission controls the fuel factor. — IP week conference 2003
  60. Zaleski J. Ogolna geografia transportu morskiego w zarysie. Warszawa, 1967. — p. 332
  61. С.Б. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М.:Магистр, 1998.-311с.
  62. С., Коган Е., Бабенко А., Халишхов А. Российский рынок акций 2005. М.: Антанта Капитал, 2005.
  63. Н.В., Хореев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник М.: Гардарики, 2001.
  64. Анализ основных показателей и тенденций развития ведущих мировых нефтяных компаний / А. И. Ковалева, К. Н. Миловидов, Е. А. Николаева и др. М.: ОАО «ВНИИОЭНГ», 2001.- 112 с.
  65. Р.Н. Нефть и арабские страны в 1973—1983 гг.. М.:Наука, 1990. — 254 с.
  66. Атлас. География материков и океанов. М: Дрофа. 1997.
  67. . В. На европейский уровень нефтепереработки.// Нефть России № 1, 2000
  68. А. И. Мировой рынок нефти: анализ состояния и ценовые перспективы / А. И. Беглов — под ред. Г. И. Рудыхина. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2003. — 166, 1. с.
  69. О. Б. Мировая нефтепереработка : экол. измерение / О. Б. Брагинский, Э. Б. Шлихтер — Рос. акад. наук. М.: Academia, 2002. — 261 с.
  70. О. Б. Мировая нефтехимическая промышленность / О. Б. Брагинский — Рос. акад. наук, Центр, экон.-мат. ип-т. М.: Наука, 2003. — 555 с.
  71. А. О. Нефтяные горизонты // ЭКО. Новосибирск, 2003. — N 6. — С. 3−21. Аннотация: Оценки мировых запасов и добычи нефти, 1990−2001 гг. Прогнозы цен на нефть, 2005−2020 гг.
  72. В. Г. Трансформация рынков нефти и газа : монография / В. Г. Бурлака, Р. В. Шерстюк — Нац. акад. упр. Киев: НАУ, 2005. — 317 е.
  73. А. Ю. Арабская нефть в мировой экономике конца XX столетия / А. 10. Быков. М.: ТЕИС, 1999.-51 с.
  74. М. Г. Химическая и нефтехимическая промышленность ведущих зарубежных стран: современные проблемы развития и управления / М. Г. Васильев, О. К. Денисов. М.: НИИТЭХИМ, 2002. — 1., 344 с.
  75. О. Зарубежные перспективы ВИНК // Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 18.
  76. О. Конец нефти? // Нефтегазовая вертикаль. 2005. № 12.
  77. О. Мировые итоги 2004 // Нефтегазовая вертикаль. 2005. № 3.
  78. О. Нефтяной шок не исключается // Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 14
  79. О. Стратегия ExxonMobile // Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 8−9
  80. О. Энергетические прогнозы ОПЕК и США // Нефтегазовая вертикаль. 2005. № 4.
  81. Н. В. Трансформация мирового рынка нефти в новых геополитических условиях // Виешнеэкон. бюл. М., 2003. — N 9. — С. 20−32.
  82. Н.В. Мировой рынок нефти: тенденции развития и особенности ценообразования // Практ. маркетинг. М., 2003. — N 80. — С. 24−45.
  83. Дж. Морские газотурбинные установки. Пер. с англ. Л., Судостроение, 1979
  84. С.А. Мировые морские пути и судоходство. Изд. 2-е. М., Морской транспорт, 1959. — С. 301−303.
  85. Е.Б. Особенности энергетических установок судов ярусного лова/Автоматика и Робототехника 2003, № 8. — С. 19.
  86. ГЭУ на судах рыбопромыслового флота нового поколения/Рыбное хозяйство. -1996, № 3.- С. 7−12
  87. СЛ., Тагасов В. И. Нефть и нефтепродукты в окружающей среде: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2004.
  88. А. Н. Эволюция отраслевых рынков и нефтегазовый бизнес. М. 2003.
  89. Доклад первого заместителя Министра путей сообщения РФ В. И. Якунина на совместном заседании Коллегий Минтранса России и МПС России, г. Москва, 29 ноября 2002 г.- http://vvv.eats.rn
  90. С. Франка «Развитие транспортной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа в целях обеспечения экспортно-импортные потребностей российской экономики».- http:/Avvw.morvesti.ru
  91. Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. М.: Де-Ново, 1999.
  92. Ю. А. Политика России на мировом рынке нефти: альянс с ОПЕК, союз с потребителями или независимый путь // Виешнеэкон. бюл. М., 2003. — N 3. — С. 44−53.
  93. Звездный чае порта Мууга.// Нефтетранспорт Petroleum Argus, № 11,12
  94. С. А. Состояние мировой нефтеперерабатывающей промышленности // Бюл. иностр. коммер. информ. М., 1998. — N 64. — С. 12−15.
  95. Е. П. Дорога к нефти / Е. П. Ильясов, В. А. Никишин, Г. П. Рудаков. М.: Сов. Россия, 1988. — 85, 2. с. — (Наука — народу. Горное дело).
  96. Инженерная экология и экологический менеджмент / Под ред. Иванова Н. И., Фалина И. М. М.: Логос. 2004.
  97. А. Г. Особенности ценообразования на мировом рынке нефти // Экономика и финансы = Economics & finances. М., 2003. — N 18. — С. 85−88.
  98. . В.Г. К вопросу о становлении срочного рынка нефти и нефтепродуктов.// Финансы и кредит, № 17(89), 2001, стр. 41−43
  99. С. М. Долгосрочные тенденции развития нефтяной промышленности мира и России / С. М. Клименко, С. М. Сендеров // Изв. АН. Энерг. РАН. 2004 — N 1 — С. 14−25.
  100. Д. Участники мирового рынка нефти / Д. Кокурин, Г. Мелкумов // Вопр. экономики. М., 2003. — N 9. — С. 123−135.
  101. С. Участники мирового рынка нефти // Вопросы экономики. 2003. № 9
  102. ЯМ., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. 3-е изд-ие. М.: Academa. 2004.
  103. А., Короюубаев А., Эдер JI. Мировая система нефтегазообеспечения // Нефтегазовая Вертикаль. 2004. № 14.
  104. В. А. Институциональная структура нефтегазавого сектора: проблемы и направления трансформации. Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП, 1998. — 278с.
  105. В.А. Кто в «нефтяном доме» хозяин? // ЭКО. 2002. № 2.
  106. В.А. Российские вертикально-интегрированные компании // Проблемы прогнозирования. 2000. № 7.
  107. Ky3iteifoea Н. П. Экономический рост в историческом контексте / С.-Петерб. гос. унт. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. — 155, 1. с.
  108. Н.П., Сергеев И. Б. Экологическое страхование как фактор устойчивости регионального развития // Страховое дело, 2001. № 11. 0,6 п.л. (авт. 0,3 п.л.).
  109. . Н.П., Зуев В. А. формирование инновационного типа роста в эпергоори-ентированпой экономике. Вестник СПБГУ Серия 5, вып. 4, 2005.
  110. А.Б. Интернет-экономика: закономерности формирования и функционирования.-СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000.-232 с.
  111. В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  112. Л.М. Общая политическая, экономическая и социальная география. М.: Гелиос АРВ, 2001.
  113. Макроэкономический прогноз до 2050 г. // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. № 9.
  114. В. П. Общая характеристика мира. География отраслей мирового хозяйства. М., 1996.
  115. Э.Д. Место и роль Россия на мировом энергетическом рынке.// Мировая экономика. № 2, 2000
  116. К.И. Проблемы развития геоэпергетики мира. М.:Наука, 1981.
  117. А. В. Основные этапы становления мирового рынка нефти: исторический экскурс // Внешнеэкон. бюл. М., 2003. — N 10. — С. 21−24.
  118. Н.Г. Принципы экономике. 2-е изд., сокращ. СПб: Питер, 2002.
  119. В. Порочный круг // Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 1.
  120. В. Своенравная вертикаль // Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 15.
  121. В. Топливные княжества // Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 18.
  122. Мировые рынки энергоресурсов, проблемы и перспективы // Практический маркетинг. 2004. № 2.
  123. Н.П. Кузнецова. Экономическая история зарубежных стран: Прогр., метод, указания, лит. / С.-Петерб. гос. ун-т. Учеб.-метод. упр.- СПб.: Изд-во СПБГУ, 1998.
  124. В.А. Начало монополизации нефтяной промышленности России. 18 801 890-е годы. Л.: Наука, 1974.
  125. Нефть и капитал. 2005, № У2. — С. 7
  126. Новости компаний // Нефтяная торговля. 2005. № 6(93).
  127. . В. Глобализация мировой экономики и Россия.//МЭ и МО, 2001,№ 3
  128. В., Не.мерюк Ю. Рента в новой системе налогообложения // Минеральные ресурсы. 2001. № 3. С. 34−39.
  129. Отчет о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ПБОРФ'УБюллетень СП РФ. 2002, № 1 — С. 12−18
  130. Пахо.мова II. В. Экологический менеджмент: практикум / Н. В. Пахомова, К. Рихтер, А. Эпдрес. СПб. и др.: Питер, 2004. — 352 с.
  131. Н. В. Экологический менеджмент : Учеб. Пособие. / Н. Пахомова, А. Эн-дрес, К. Рихтер. СПб. и др.: Питер, 2003. — 544 с.
  132. Переработка нефти//Нефть России № 1, 2002
  133. Пересыпкин В. К, директор ЦНИИМФ Доклад: Мировой и отечественный торговый флот: состояние и тенденции. www.morvesti.ru
  134. М. Нефтяной шанс России // Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 8−9.
  135. А. Российская нефтепереработка на пороге XXI века.// Нефтегазовая вертикаль, № 3,2000
  136. НА. Экономическая география России. 1998 г.
  137. Российские порты на Балтике: итоги года// Seanews weekly, 3/2003 -www.scancws.ru
  138. Российские порты на Балтике: итоги года// Seanews weekly, 3/2003.-www.scancws.ru
  139. Россия и международная торговая система. Под ред. Э. ВанДузера, С. Ф. Сутырина, В. И. Капусткипа СПб: Петрополис, 2000.
  140. Ф.Ф. Санкт-Петербург, как экономический центр России: Очерки. СПБ.: КОПИ-Р, 2003
  141. А. Сырьевая катастрофа // Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 17.
  142. И.А. Мировой рынок нефти: современное состояние и перспективы // Мировая экономика и междунар. отношения. М., 1994. — N 6. — С. 102−115.
  143. И.Б. Нефтяной фактор в экономике Баренцева региона. СПб.: Изд-во Сев.-Зап. акад. гос. службы, 2001.
  144. И.Б. Экономика региона Баренцева моря: перспективы нефтедобычи // Экономист, 2002. № 6.
  145. КБ. Экономика устойчивого развития нефтедобывающего региона. СПб.: ОЦЭиМ, 2002.
  146. Я.Ю. Актуальные проблемы мирового и российского нефтяных рынков -М. 2005.
  147. А. Л. 6 Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Москва, 12−13 апреля 2005 г. Секция 3. Опыт стратегического планирования на российских и зарубежных предприятиях. М.: ЦЭМИ РАН. 2005.
  148. М. И. Роль политики США в ценообразовании на мировом рынке нефти / М. И. Сурцуков — АН СССР, Ип-т мировой экономики и междупар. отношений. М.: ГПСИ ИМЭМО, 1988.- 123 с.
  149. С. Ф. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике : Учеб. пособие / Сутырин С. Ф., Погорлецкий А.И.- С.-Петерб. гос. ун-т. Каф. мировой экономики. СПб.: Михайлов В. А.: Полиус, 1998. — 577 с.
  150. С.Ф. Соотношение глобального и регионального в межцивилизационном взаимодействии // Вестник СПбГУ Сер. 5 Экономика. 2006. Вып. 1. С. 57−63.
  151. ТеупаевД. М. Рынок нефти и нефтепродуктов: монография / Д. М. Теупаев. М.: НИПКЦ Восход-А, 2005. — 103,28. с.
  152. Г. А. Международный нефтяной бизнес и международные экономические отношения / Г. А. Федосеева — Фин. акад. при Правительстве Рос. Федерации. М., 1999.-352 с.
  153. О. Переработка нефти: запас прочности // Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 10.
  154. В.Б. Россия и мировой рынок углеводородов. Итоги развития за первые пять лет XXI века // ТЭК. 2004. № 4.
  155. К. Мировой энергетический рынок и Россия // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 2
  156. Чуксин 10.М. Рыболовство в водах Намибии/Морская индустрия 2003, № 1. — С. 23−28.
  157. В. Глобализация и безопасность России // Красная звезда. 2005. № 3.
  158. Экономическая география мирового развития. XX век / Под общ. ред. Ю. Г. Липеца, В. А. Пуляркина, С. Б. Шлихтера. СПб.: Алетейя, 2003.
Заполнить форму текущей работой