Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие индустрии туризма в странах Ближнего Востока и Северной Африки: Вторая половина XX-начало XXI в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такие арабские государства, как Египет, Тунис, Объединенные Арабские Эмираты относятся к числу тех стран Ближнего Востока и Северной Африки, где туризм развивается наиболее быстрыми темпами. Туристическая индустрия превратилась здесь в одну из ведущих отраслей национальной экономики, с ее развитием связаны далеко идущие планы подъема хозяйственной жизни, формирования современной, устойчиво… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Развитие туристической индустрии в арабских странах во второй половине XX — начале XXI вв
    • 1. 1. Предпосылки и условия развития международного туризма в странах Ближнего Востока и
  • Северной Африки
    • 1. 2. Виды и формы современного туризма на Арабском
  • Востоке
    • 1. 3. География основных туристических потоков в страны региона
    • 1. 2. Глобализация экономической жизни и ее влияние на индустрию туризма в арабских странах
  • Глава 2. Роль и значение иностранного туризма в странах региона
    • 2. 1. Роль и значение туризма в экономике отдельных арабских государств
    • 2. 2. Центры и периферия индустрии туризма в регионе
    • 2. 3. Региональные особенности иностранного туризма в арабских государствах
    • 2. 4. Роль туризма в «диалоге цивилизаций». Становление единого информационного пространства и международный туризм
  • Глава. З.Перспективы развития иностранного туризма в странах
  • Ближнего Востока и Северной Африки
  • ЗЛСтратегия развития отрасли в странах региона
    • 3. 2. Российский туристический бизнес в арабских странах: состояние и перспективы

Развитие индустрии туризма в странах Ближнего Востока и Северной Африки: Вторая половина XX-начало XXI в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. Индустрия туризма за последние полвека превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. За последние полвека число посещений зарубежных стран туристами выросло с 25 до 697 млн. Примерно 3% (с учетом смежных отраслей — 6−8%) мирового ВВП составила стоимость услуг, предоставленных индустрией туризма, которая в 2002 г. оценивалась астрономической суммой в 450 млрд долл. В последнее десятилетие XX в. эта отрасль входит в число наиболее динамично растущих сегментов мирового хозяйства. Согласно имеющимся прогнозам, к 2020 г. число туристов, посещающих иностранные государства, достигнет 1,6 млрд. человек, которые будут ежегодно тратить на оплату туристических услуг порядка 2 трлн. долл.

Постоянно растущий уровень технического оснащения фирм и компаний, действующих в сфере туризма, а также в ряде смежных с ней отраслей, включая интернет-экономику, позволяет отнести значительную часть туристического бизнеса к числу передовых в организационном и техническом отношениях. Данное обстоятельство играет важную роль в обеспечении высоких темпов роста в отрасли. Причем, несмотря на уязвимость международного туризма от пагубных колебаний политической и экономической конъюнктуры, в целом он демонстрирует высокую степень стабильности, способности к восстановлению и динамичному росту в посткризисные периоды.

В известном смысле можно говорить о феномене международного туризма в хозяйственной и культурной жизни человеческой цивилизации. Международный туризм оказывает сильное и все возрастающее влияние не только на экономическое развитие десятков стран мира, социокультурные процессы, научную и общественно-политическую деятельность, широкий спектр проблем и вопросов гуманитарного характера, на уклад жизни населения, проживающего в центрах туризма или вблизи них, но и на взаимодействие народов и цивилизаций, на сферу межгосударственных отношений.

Регион Ближнего Востока и Северной Африки представляет собой один из динамично развивающихся туристических центров мира. В начале текущего столетия арабские страны ежегодно посещало свыше 27 млн. туристов. Это составляло примерно 3,5% общего числа иностранных туристов в мире. Они потратили на оплату туристических услуг около 20 млрд долл. Ежегодно численность туристов, приезжающих из-за рубежа, возрастает в последнее десятилетие на 5−7%. В последние 10−15 лет существенно возросло число граждан Российской Федерации, направляющихся в туристические поездки в страны Арабского Востока.

Сервисизация экономики, составной частью которой является формирование индустрии туризма — одно из наиболее перспективных направлений экономического прогресса в развивающихся странах. Диверсификация национальных экономик, ликвидация их тесной зависимости от внешних, подверженных сильному влиянию конъюнктурных факторов, решение ряда острых социальных проблем в перспективных планах развития рассматриваемых стран во многом связаны с туристической индустрией.

Ей обоснованно придается большое значение и как сфере приложения труда, ликвидации или смягчения такой острой социальной проблемы, как безработица, уровень которой в большинстве стран Ближнего Востока и Северной Африки варьирует от 15 до 30% самодеятельного населения.

Такие арабские государства, как Египет, Тунис, Объединенные Арабские Эмираты относятся к числу тех стран Ближнего Востока и Северной Африки, где туризм развивается наиболее быстрыми темпами. Туристическая индустрия превратилась здесь в одну из ведущих отраслей национальной экономики, с ее развитием связаны далеко идущие планы подъема хозяйственной жизни, формирования современной, устойчиво развивающейся за счет относительно стабильных внутренних ресурсов экономики. Международный туризм все более активно взаимодействует с такими сферами экономики, как внутренняя и внешняя торговля товарами и услугами, рекламное дело, обмен деловой и культурной информацией, гостиничное строительство, сооружение объектов культуры, защита памятников, сохранение существующих экосистем, транспортные перевозки, сооружение коммуникаций, образование, банковское дело, промышленное и ремесленное производство, перемещение капиталов и рабочей силы и т. д. Содействуя росту информатизации стран региона, развитию интернет-экономики, международный туризм тем самым формирует условия для прорыва (пусть и локального) в инновационно-информационное общество. Эти оценки во многом справедливы и в отношении Сирии, однако в этой стране политические факторы, прежде всего противостояние с Израилем, до последнего времени в сильной степени сдерживали развитие туризма. Каждое из вышеуказанных арабских государств представляет собой определенную группу стран региона с точки зрения состояния и особенностей развития индустрия туризма. Если Египет и Тунис отражают тенденции, характерные для стран, длительное время уделяющих повышенное внимание развитию индустрии туризма и обладающих широким спектром условий и предпосылок для ее роста, то в ОАЭ — иностранный туризм относительно молод, здесь нет такого спектра культурно-исторических памятников и разнообразия природно-климатических условий, как в первых двух. Однако, как и прочие нефтяные монархии Залива, Эмираты обладают огромными финансовыми ресурсами для формирования условий и материальной основы для предоставления широкого спектра туристических услуг. Сирия относится к той группе государств региона, где есть широкие предпосылки для развития отрасли, но лишь в последние годы их интенсивному вовлечению в хозяйственный оборот уделяется соответствующее внимание.

Все эти обстоятельства и определили актуальность, научную и практическую значимость темы данного диссертационного исследования, а также выбор стран, индустрия туризма в которых выбрана в качестве объекта исследования.

Хронологические рамки ограничены второй половиной XXначалом XXI века, когда сфера туризма в странах Северной Африки и Ближнего Востока получила наибольшее развитие. При этом, главное внимание в работе уделено последним 10−15 годам, поскольку именно в этот период с окончанием эпохи холодной войны резко возрос и качественно изменился международный обмен в различных его формах, включая международный туризм. Этому способствовали также развертывание процессов глобализации в хозяйственной жизни народов планеты, становление единого информационного пространства, включая Интернет, другие процессы планетарного масштаба и характера.

Предметом исследования являются важнейшие тенденции формирования современной индустрии туризма в странах Ближнего Востока и Северной Африки на примере Египта, Туниса, Сирии и ОАЭ. Избранные в качестве объекта исследования, эти страны представляют основные группы арабских государств, классифицированные по ряду признаков и характеристик: предпосылкам развития международного туризма, весу и значению индустрии туризма в национальной экономике, их роли в мировой индустрии туризма и т. д.

Цели и задачи исследования в основном сводятся к следующему:

— выявить важнейшие особенности формирования индустрии туризма в странах Арабского Востока, ее роль и значение в мировом туристическом хозяйстве;

— исследовать динамику роли и значения иностранного туризма в социально-экономическом развитии рассматриваемых государств;

— выявить основные факторы, определяющие развитие туристической отрасли в странах Ближнего Востока и Северной Африки, в том числе процессов глобализации хозяйственных процессов, становления информационного общества, интенсификации международных обменов и других, проанализировать их воздействие на масштабы и характер развития индустрии туризма;

— определить ближайшие и более отдаленные перспективы развития иностранного туризма в арабских странах, их возможное воздействие на международные отношения — политические и экономические в регионе и за его пределами;

— выявить конкурентные преимущества индустрии туризма, ее особенности и «слабые места» в рассматриваемых арабских странах и региона Ближнего Востока и Северной Африки в целом;

— проанализировать развитие туристических связей Российской Федерации и арабских государств за рассматриваемый период, определить перспективные направления их развития;

— выработать практические рекомендации относительно наиболее эффективных и значимых форм и направлений развития иностранного туризма в арабских странах, расширения масштабов и повышения эффективности сотрудничества между российскими и арабскими туристическими организациями с учетом практической значимости данной отрасли в их национальных экономиках.

Научная новизна работы определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, она заключается в обобщении новейших тенденций формирования индустрии туризма, как одной из ключевых отраслей национальной экономики арабских государств. Исследованию международного туризма в странах региона был посвящен ряд работ, но в них главным образом отражены тенденции, относящиеся к периоду до 90-х годов XX в. В данном диссертационном исследовании основное внимание уделено обобщению новейших явлений в области развития индустрии туризма в регионе Ближнего.

Востока и Северной Африки, отчетливо проявившихся в последние 10−15 лет.

Впервые предпринята попытка выявить роль и влияние на развитие отрасли процессов планетарного характера — глобализации хозяйственной жизни, становления информационного общества, резкой интенсификации международных обменов и т. п.

Исследование темы опиралось на обобщение материала источников и публикаций, которые впервые вводятся в научный оборот в России.

Новизна диссертационного исследования заключается также в том, что рассматриваемый круг проблем и вопросов впервые анализируется на основе сравнительных сопоставлений с привлечением обширного странового фактического материала и статистических данных.

При этом автор исходил из новейших теоретических положений относительно характера развертывающихся на протяжении последнего периода процессов хозяйственной глобализации с их положительными и негативными последствиями для различных групп стран, перестройки международных отношений в постконфронтационную эпоху.

Использованные источники и литература. Автор привлек наиболее значимые публикации, вышедшие в свет в ряде арабских государств на протяжении главным образом последних 20−25 лет и посвященные различным аспектам развития иностранного туризма на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Среди них следует отметить труды Абдуррахмана Салима «Экономический и социальный прогресс через развитие туризма» (Каир, 1992 г.), АбдуссалямаАбуКифаха «Индустрия туризма в Египте». (Каир, 1993 г.), Кямеля Махмуда «Современный туризм: теория и практика» (Каир, 1975 г.), Мухаммеда Абдель Мунейма Аль-Кайсуни «Роль туризма в экономическом развитии» (Каир, 1970 г.), Рубейя Набиля «Экономика туризма» (Александрия, 1985 г.), а также «Теория туристического дела» (Александрия, 1986 г.), Салахэддина Абдульваххаба «Развитие туризма» (Каир, 1991 г.), «Международный туризм» (Каир, 1990 г.), «Исследование тенденций развития международного туризма и управление ностранными туристическими представительствами в Египте» (Каир, 1988 г.), Хади Сейид Латыфа «Туризм: теория и практика» (Каир, 1998 г.), Аш-Шаркави Али «Исследование проблем управления на предприятиях промышленности и сферы услуг» (Александрия, 1985 г.).

Наряду с ними методологическую основу исследования составили научные труды российских авторов — специалистов по различным проблемам социально-экономического и политического развития стран Азии, Африки и Латинской Америки, включая развитие сферы услуг, к которой относится международный туризм — Вердиева Р. «Особенности и направления развития туристических услуг в странах Африки» (Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2003 г.), Исаева В. «Арабские страны в международном разделении труда. Итоги, проблемы, перспективы. 1961 — 1990» (М., 1996 г.), Д. Караханян «Туризм в Африке» (М., 1996 г.), Г. Каркутли, А.Ткаченко. «Интеграционные процессы в мировом хозяйстве. Ближневосточные экономические саммиты» (М., 2004 г., рукопись), Мельянцева В. «Арабо-исламский мир в контексте глобальной экономики» (М., 2003 г.) Потемкина Ю. «Иммиграция в Западную Европу: Уроки для России» (Восток. М., 2002, №№ 2−3), Широкова Г. «Парадоксы эволюции капитализма» (М., 1998 г.) и других.

Ценный материал, содержащий фактические данные и методику их анализа, включают работы ученых и специалистов из промышленно развитых стран Запада — Беркарта А. и Медлика (C.Burkart, A.J., Medlik S. Tourism: Past, Present and Future. L., Heinemann Professional Publishing. 1986), Фостера Д. (Foster, Douglas. Travel and Tourism Management. L. 1986), Ли Дж. (Lea, John. Tourism and Development in the Third World. N.Y. 1988) и других. В качестве источников фактических данных, статистических данных использованы сборники и доклады национальных статистических служб, министерств по туризму и центральных банков, отчеты ряда ведущих международных экономических и гуманитарных организаций, в том числе тех, которые регулируют деятельность различных туристических структур — туроператоров и турагенств.

В частности, значительный круг публикаций, носящих справочный характер, относится к трудам, подготовленным экспертами Евросоюза по отдельным странам Северной Африки. Полезный материал содержат итоговые документы, подготовленные на экономических саммитах по Ближнему Востоку и Северной Африке, состоявшихся в середине — второй половине 90-х годов XX в. Материалы международных организаций — ООН, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ФАО, ВТО (Всемирной туристической организации), МОТ, Лиги Арабских Государств, — справочники, ежегодные доклады явились важным источником фактических данных по различным аспектам хозяйственной деятельности, включая сферу услуг, социальным проблемам, имеющим непосредственное отношение к индустрии туризма в рассматриваемых странах и в мире в целом.

Практическая значимость работы. Анализ круга факторов, а также новейших тенденций и явлений в области индустрии туризма в странах Арабского Востока позволяет выявить перспективные направления и формы развития одной из ключевых отраслей национальных экономик арабских государств, поддержка которых со стороны государства может существенно способствовать экономическому подъему и социальному прогрессу стран региона, внести ощутимый вклад в углубление взаимопонимания между народами, оздоровление международной обстановки.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Почти за полвека независимого национального развития арабские государства добились прогресса в подъеме национальных экономик, некоторые из них — значительного. Отдельные государства, главным образом нефтедобывающие монархии Арабского залива, по такому ключевому показателю, как уровень годового дохода на душу населения, смогли приблизиться к группе наиболее развитых государств мира.

Однако, как свидетельствует анализ основных макроэкономических и социальных показателей, несмотря на достигнутый прогресс, практически перед всеми странами Ближнего Востока и Северной Африки остро стоит проблема углубления диверсификации отраслевой структуры национальных экономик, развития передовых наукоемких отраслей, решения многих социальных проблем — смягчения и ликвидации массовой безработицы, повышения жизненного уровня широких слоев населения и ликвидации бедности, подъема здравоохранения и образования и т. д.

В условиях ограниченности имеющихся природных ресурсов — земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, источников воды, необходимых для развития промышленности и орошаемого земледелия, разведанных полезных ископаемых, ключевым вопросом остается поиск необходимых средств, в том числе финансовых, главным образом из внутренних источников, на основе более полного вовлечения в хозяйственный оборот имеющихся отдельных богатых природно-климатических, трудовых ресурсов и уникальных историко-культурных ценностей.

Развитие индустрии туризма, как убедительно свидетельствует с середины XX века мировой опыт, позволяет в относительно короткие исторические сроки достичь заметных положительных сдвигов в решении этих важных хозяйственных и социальных задач. Более того, быстрый подъем индустрии туризма способствует за счет получаемых от иностранного туризма доходов сохранению культурно-исторических ценностей, охране и восстановлению экологии и т. п. Такие оценки в полной мере подтверждает и практика ряда арабских государств последних десятилетий. Страны, относящиеся к туристическим центрам мира, в том числе такие, как Египет и Тунис, достигли высокого уровня в развитии индустрии туризма, несмотря на, в целом, относительно низкий уровень экономического развития. Это произошло во многом благодаря целенаправленной политике государства по поддержке индустрии туризма, поощрению крупного, малого и среднего национального предпринимательства, занятого в сфере оказания туристических услуг. Такая политика базировалась на учете высоких конкурентных преимуществ, которыми располагают эти страны в силу ряда факторов, в том числе:

— обладания рядом благоприятных природно-климатических условий;

— наличия уникальных, мирового значения историко-культурных памятников;

— средоточения мусульманских святынь, посещение которых мусульманами мира (1,2 млрд. человек) относится к пяти заповедям Священного писания — Корана;

— наличия значительной массы избыточного дешевого труда;

— выгодного географического положения, характеризующегося протяженной морской береговой линией и пересечением морских и воздушных коммуникаций, связывающих три континента — Азию, Африку и Европу;

— наличия обширных экологически чистых зон, пригодных для отдыха и производства разнообразных продуктов питания.

Анализ, проведенный в диссертации, показал, что широкий спектр предпосылок и сформировавшихся на протяжении последних десятилетий условий для динамичного развития индустрии туризма позволяет более полно использовать имеющиеся преимущества для оказания самого широкого спектра туристических услуг. Разнообразие турпродуктов, реализация широкого спектра форм туристических услуг резко повышает конкурентные преимущества рассматриваемых стран, обеспечивает динамичный и, что особенно важно, стабильный приток туристических потоков, несмотря на действие ряда неблагоприятных факторов (политическая нестабильность в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, деятельность религиозных фанатиков и экстремистов, направленная против иностранного туризма, отдельные наиболее острые проявления негативных сторон глобализации, некоторые ограничения формального и неформального характера, связанные с культурно-цивилизационными особенностями и т. д.).

Среди важнейших тенденций развития иностранного туризма в странах Северной Африки и Ближнего Востока в последние десятилетия следует особенно подчеркнуть следующие:

1 .Рост численности иностранных туристов и путешественников, посещающих страны региона, был в последнее десятилетие одним из самых динамичных среди различных районов мира и составил на рубеже ХХ-ХХ1 вв. 57% в год. Многие страны региона к этому периоду создали современную базу для оказания широкого спектра туристических услуг, обеспечивающих потребителей туристическими услугами адекватными практически почти всем современным формам международного туризмаэкотуризму, курортному туризму, культурному и позновательному, спортивному, образовательному туризм, деловому, молодежному, в том числе студенческому и т. д.

2.Несмотря на значительные темпы роста иностранного туризма в арабских странах на них все еще приходится сравнительно небольшая доля от всех туристических потоков в мире — около 3% общего числа иностранных туристов, что существенно, почти на порядок, меньше соответствующего показателя по ряду других мировых центров международного туризма. В настоящее время лишь в узкой группе арабских стран масштабы отрасли адекватны значительному (природно-климатическому, историко-цивилизационному и т. д.) потенциалу развития международного туризма, имеющемуся в регионе. В значительном числе стран региона (Алжир, Ливия, Мавритания, Судан, Ирак, Йемен, Сомали) эта отрасль до сих пор так и не получила надлежащего развития, несмотря на наличие широких предпосылок для массового привлечения туристов из-за рубежа. В значительной по численности группе арабских государств только приступают к разработке и реализации программ подъема отрасли. В целом для центров и периферии индустрии туризма пока характерна относительно невысокая или низкая эффективность (доходность). Вместе с тем, в последнее десятилетие отмечается неуклонный рост показателей качества предоставляемых туристических услуг на основе сооружения современных отелей, развития системы массовой подготовки обслуживающего персонала, прогресса в материально-техническом оснащении туристических объектов, повышении уровня менеджмента и т. д.

3.Согласно планам экономического и социального развития, а также программам формирования современной индустрии туризма, в большинстве арабских странах намечается существенно увеличить приток иностранных туристов и с этой целью реализуются крупные проекты в сфере гостиничного строительства, по обустройству туристических центров, предоставляющихся широкий комплекс современных туристических услуг, что позволит заметно поднять конкурентные возможности отрасли и существенно повлиять на перераспределение сложившихся туристических потоков в мире в пользу стран региона Ближнего Востока и Северной Африки уже в ближайшей и среднесрочной перспективе. Показательно, что ряд стран, включая страны с высоким уровнем развития отрасли, такие как Египет, Тунис, ОАЭ, намечают в течение ближайших 10−15 лет увеличить прием иностранных туристов в 2−4 раза и закрепить за собой обширную нишу в мировой туристической индустрии. Высокие темпы запланированы и в некоторых других арабских государствах, включая Сирию.

Главные цели и приоритеты в развитии отраслиповысить занятость среди населения и доходы, получаемые от индустрии туризма, которые стали одним из важнейших источников экономического развития и решения социальных проблем, усилить мультипликативный эффект, оказываемый развитием индустрии туризма на другие отрасли национальных экономик. Развитие индустрии туризма оказывает возрастающее воздействие на разработку и реализацию проектов по охране мирового культурного наследиямногочисленных уникальных исторических памятников, многие из которых относятся по классификации ЮНЕСКО к «глобальному наследию» человеческой цивилизации. Благотворное воздействие проявляется также в расширении природоохранных мероприятий, недопущении ущерба обширным экологически чистым зонам, традиционным этническим сообществам (общинам) и т. д.

4.Страны региона активно сотрудничают с мировыми туристическими компаниями, в том числе и с российскими, с целью решения задачи увеличения притока иностранных туристов и доходов от туристического бизнеса. В этой связи, а также с учетом общих перспектив развития отрасли, перед российскими и арабскими туристическим компаниями стоит ряд взаимосвязанных задач, включая нижеследующие:

— координация деятельности соответствующих арабских и российских компаний и фирм с целью повышения эффективности сотрудничества в сфере предоставления туристических услуг (повышение оперативности получения необходимой информации, улучшение стратегического планирования сотрудничающих компаний и структур, создание совместных компаний в сфере туризма, и т. д.);

— повышение качества туристических услуг, предоставляемых российскими фирмами и компаниями;

— совершенствование правовой базы международного туризма, облегчающей развитие арабо-российских СП в этой сфере, в том числе с участием малого и среднего бизнеса;

— подготовка создания специализированных туристических структур в целях развития туризма в Россию из арабских государств, в особенности делового, культурного, медицинского, в том числе лечебно-профилактического обслуживания (сочетание отдыха с лечением), молодежного туризма и т. п.

5.В целом на протяжении полувека сохраняется относительно стабильной география туристических потоков, направляющихся в страны Ближнего Востока и Северной Африки. Среди них численно доминируют туристы из Европы, велика суммарная доля соседних арабских стран и азиатских государств, значительна доля туристов из США и Японии. Для туристов из европейских стран традиционно характерны все формы туризма, исключая паломничество к мусульманским святыням и семейный туризм. Арабские туристы и путешественники предпочитают деловой и семейный, а также познавательный туризм и паломничество. Путешественники из азиатских стран и США также, как и европейцы, отдают должное всем формам, несколько более приоритетными, после экотуризма, являются деловой и культурный туризм. У россиян при широком наборе форм туризма доминируют отдых на море (в том числе с детьми) и культурно-познавательный туризм, а также шоп-туры, хотя последние несколько утрачивают свое значение. б. Индустрия туризма в странах Ближнего Востока и Северной Африки за последние полвека сильно эволюционировала в организационном и техническом отношениях. Учитывая то обстоятельство, что конечная цена реализации туристических услуг и, как следствие, уровень доходов от отрасли, во многом определяются эффективностью, совершенством организации и управления туристическими объектами, отраслью в целом, использованием современных технологий, различных средств электронной торговли туруслугами, возможностями использования современных, комфортабельных коммуникаций и т. д., в сфере туризма резко возросла роль крупных международных туристических компаний. Последние имеют огромные возможностифинансовые, управленческие, материальные обеспечить использование всех ключевых факторов, необходимых для широкомасштабного современного туристического бизнеса. Поэтому перед национальной индустрией туризма в странах Ближнего Востока и Северной Африки все острее стоит проблема поиска наиболее оптимальной модели глобализации туристического бизнеса, в которой растущий монополизм крупных зарубежных компаний из развитых стран был бы в разумной мере ограничен рамками цивилизованного и взаимовыгодного сотрудничества с арабскими туроператорами и турагентами.

7. Принимая во внимание то обстоятельство, что значительная часть мирового рынка туристических услуг монополизирована крупным международным капиталом, ослабление и предотвращение угрозы полного раздела сферы туристических услуг Ближнего Востока и Северной Африки крупнейшими туристическими монополиями и достижение с ними партнерских (равных и сбалансированных) отношений ставит перед арабскими компаниями задачу продолжения динамичной модернизации в области технического оснащения, совершенствования управленческого опыта, реализации масштабных проектов по сооружению современных туристических центров, способных конкурировать за туристические потоки с другими регионами мира, в том числе, расположенных в развитых странах мира. Еще более актуальной становится задача достижения устойчивого развития, существенного улучшения основных макроэкономических показателей, формирования благоприятной инвестиционной, предпринимательской среды. Растет также роль в этом процессе мер по охране памятников, окружающей среды, играющих огромную роль в поддержке конкурентоспособности арабских стран на международном рынке туристических услуг.

8.Процессы глобализации индустрии туризма, роль последнего (отрасли) в международном общении, «диалоге цивилизаций», с одной стороны, новые вызовы и угрозы безопасности — со стороны международного терроризма, наркоторговцев, международных мафиозных структур, с другой, по-новому ставят многие вопросы и проблемы, связанные с динамичным развитием отрасли, делающими прозрачными межгосударственные границы. Международному сообществу, в том числе цивилизованным структурамкомпаниями и фирмам, действующим в сфере индустрии туризма, предстоит выработать реалистичную стратегию, программу действий по развитию отрасли, в том числе сотрудничеству в целях стабильного и безопасного туризма. Перед государством остро стоит проблема снижения различными мерами государственной политики все еще высоких рисков неустойчивости в развитии туризма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульмуайян Наджиб аль-Малих. Ас-Сияха ва ат-тахтыт. (Туризм и планирование). Дамаск, 1997 г. (На арабск. яз.).
  2. Абдуррахман Салим. Ат-танмия аль-иктисадия ва -ль-иджтимаия мин хиляль аль-амаль ас-сияхий. (Экономический и социальный прогресс через развитие туризма). Каир, Министерство туризма, 1992 г.
  3. Абдуссалям Абу Кифах. Синаат ас-сияха фи Мыср. (Индустрия туризма в Египте). Каир, 1993 г. (на арабск. яз.).
  4. И., Поликанов Д. Интернет в Африке: параллельные реальности. М., 2002 г.
  5. Арабская Республика Египет. Справочник. М., 1990 г.
  6. Арабские страны. Политика и экономика. М., 1997 г.
  7. Ахмед Аль-Мысрий. Идарат аль-фанадык. (Управлениегостиничным делом). Александрия, 1998 г. (На арабск. яз.).
  8. Бадави Сами Мухаммед. Оценка спроса на туристические услуги в Египте. Диплом на соискание степени магистра. Коммерческий ф-т, Университет г. Александрия, 1979 г.
  9. Банк информационных данных по законодательству. Свод законов, регулирующих гостиничное дело и предоставление туристических услуг. Каир (без указ. года изд-я) (на арабск. яз.).
  10. Ю.Ближневосточное урегулирование: проблемы и перспективы. М., 1998 г. 1. .Ближний Восток и современность. М., 1995 2003 гг.
  11. A.M. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. М., 1993 г.
  12. Д. Управление гостиничным делом. Каир, Издательство арабской мысли, 1971 г.
  13. Р.В. Особенности и направления развития туристическихуслуг в странах Африки. Рукопись диссертации на соискание ученойстепени кандидата экономических наук. М., 2003.
  14. Ибрагим Абдулла Аль-Мунейм. Татаввур аль-фикр аль-идарий аль-муасыр. (Развитие современной науки об управлении). Эр-Рияд, 1993 г.
  15. Ибрагим Адель. Инвестиции в развитие туристических регионов в Египте. «Аль-Ахрам Аль-Иктисадий». Каир, № 816, 1984 (на арабск. яз.).
  16. Д.Г. Туризм в Африке. М., 1996 г.
  17. Г. Каркутли, А.Ткаченко. Интеграционные процессы в мировомхозяйстве. Ближневосточные экономические саммиты. М., 2004 г.
  18. Камаль Хатем. Влияние туристической индустрии на экономическое развитие в Израиле. Диплом на сосикание степени магистра. Университет г. Александрия. Коммерческий ф-т. 1973 г.
  19. Коммерческие перевозки международный туризм. «Аль-Ахрам». Каир, № 24, январь 1986 г. (на арабск. яз.)
  20. В.Ю. Нефть и развитие: Ливия, Алжир. М., 1985 г.
  21. Кямель Махмуд. Современный туризм: теория и практика. Каир, 1975 г. Государственная компания Египта по печати, (на арабск. яз.).
  22. Махр Абдульазиз Тауфик. Мабади идарат аль-фанадык. (Основы управления гостиничным делом). Амман, Иордания, 1997 г. (На арабск.яз.).
  23. Матар Жамиль, Аляэддин Хиляль. Арабский региональный порядок. Исследование арабских политических отношений. Марказ дирасат аль-вахда аль-арабия. Бейрут, 1993 г. (На арабск. яз.).
  24. Между народная комиссия по вопросам экологии и экономического развития. Серия 142. Кувейт, 1989 г.
  25. В.А. Арабо-исламский мир в контексте глобальной экономики. М., 2003 г.
  26. Мухаммед Абдель Мунейм Аль-Кайсуни. Даур ас-сияха фи ат-танмия аль-иктисатия. (Роль туризма в экономическом развитии). Каир, 1970 г.
  27. Мыср. Аль-Китаб ас-санавий. 2001. (Египет. Ежегодник. 2001). Каир, ноябрь 2001 г.
  28. Независимый рост в арабском мире. Исследования и дискуссии. Марказ дирасат аль-вахда аль-арабия. Бейрут, 1994 г., № 179. (На арабск. яз.).
  29. Ю.В. Иммиграция в Западную Европу: Уроки для России. Восток. М., 2002, №№ 2−3.
  30. Ю.В. Миграции в Африке. Страны Африки. 2002. М., 2002 г.
  31. Развивающиеся страны во всемирном хозяйстве. М., 1987 г.
  32. Развитие капитализма в арабском мире. М., 1988 г.
  33. Рафик Кассар. Аль-Кува аль-амиля фи майдан ас-сияха. (Рабочая сила в сфере туризма). Дамаск, 1979 г. (На арабск. яз.).
  34. Рубейя Набиль. Экономика туризма. Александрия, 1985 г.
  35. Рубейя Набиль. Теория туристического дела. Александрия, 1986 г.
  36. Сахиль Аль-Хамдан. Аль-Идара аль-хадиса ли-ль-муассасат ассияха ва-ль-фундукия. (Современное управление туристическимиорганизациями и гостиницами).Дамаск. 2001 г. (на арабск. яз).
  37. Сайд Мухаммед Ас-Саед. Горизонты международного порядка в 90-е годы. Марказ аль-бухус ва ад-дирасат ас-сиясия. Каирский Университет. 1996 г. (На арабск. яз.).
  38. Салахэддин Абдульваххаб. Развитие туризма. Каир, изд-во Захран, 1991 г. (На арабск. яз.).
  39. Салахэдцин Абдульваххаб. Международный туризм. Каир, изд-во Захран, 1990 г. (На арабск. яз).
  40. Страны Северной Африки. Национальный частный сектор. М., 1990 г.
  41. Страны Северной Африки. Государство и экономическое развитие. М., 1988 г.
  42. Тунисская Республика. Справочник. М., 1993 г. 51 .Фатхалла Саад Хусейн. Независимый рост потребности, стратегии и результаты. Сравнительное исследование положения в различных странах. Марказ дирасат аль-вахда аль-арабия. Бейрут, 1995 г. (На арабск. яз.).
  43. А.О., Исаев В. А., Федорченко А. В. Финансовые структуры Ближнего Востока. М., 1996 г.
  44. Ахмед Аль-Джаляд. Мадхаль иля ыльм ас-сияха. Ыльм аль-кутуб. Эр-Рияд. (Введение в науку о туризме). 1998 г. (На араб.яз.).
  45. Хади Сейид Латыф. Ас-Сияха: ан-назария ва ат-татбик (Туризм: теория и практика. На арабск. яз.). Каир, 1998 г.
  46. Аш-Шаркави Али. Исследование проблем управления на предприятиях промышленности и сферы услуг. Александрия, Современная арабская библиотека, 1985 г.
  47. Г. К. Парадоксы эволюции капитализма. М., 1998 г. 57. Эльянов, А .Я. Развивающиеся страны: проблемы экономическогороста и рынок. М., 1976 г.
  48. Ansoff, H.I. Corporate Strategy. Middlesex, Penguin Books Ltd. 1983.
  49. The Arab Human Development Report, 2002. UNDP. N.Y. 2002.
  50. Building a Prosperous Peace. Amman, 1995. Middle East and North Africa Economic Summit. 29−31 October, 1995.
  51. Burkart, A.J., Medlik S. Tourism: Past, Present and Future. L., Heinemann Professional Publishing. 1986.
  52. Economic Cooperation and Middle East Peace. L., 1989.
  53. Egypt’s Perspective. Regional Economic Development and Cooperation. The Middle East and North Africa Economic Summit. Casablanca 30 October 1 November 1994.
  54. Egypt’s Perspective. Regional Economic Development and Cooperation. The Middle East and North Africa Economic Conference. Amman, Jordan 29−31 October 1995.
  55. Foster, Douglas. Travel and Tourism Management. L. 1986.
  56. Guide for Investors in Algeria. January. 1997.
  57. Guide for Investors in Egypt. 1996.
  58. Guide for Investors in Marocco. 1997.
  59. Guide for Investors in Tunisia. February 1997. 70.1ncentives for Investment in Tunisia. Ministry of International
  60. Cooperation and Foreign Investment. July 1994. 71. Investing in Egypt. Laws of Business. The Council of Ministers, Arab
  61. Republic of Egypt. Novemder 1996. 72.1nvestment Climate in Tunisia. Ministry of International Cooperation and Foreign Investment. May 1994.
  62. Lea, John. Tourism and Development in the Third World. N.Y. 1988.
  63. The Middle East and Europe. An Integrated Communities Approach. Ed. by G. Nonneman. L., 1992.
  64. Middle East and North Africa Economic Summit. Amman 29−31 October 1995. Investment Environment and Opportunities in Tunisia.
  65. Tunisian Projects Files. Ministry of International Cooperation and Foreign Investment. 76.0man Ch. New Forms of International Investments in Developing Countries. P., 1994.
  66. UNCTAD. Tourism and Development in Least Developed Countries. LDS/Misc. 64/Add. 1. Geneva. 2001.
  67. UNCTAD. Trade and Development Report. 2002. UN, N.Y. 2002.
  68. Towards a New Arab Order. Ed. by Dr. Mohamed El-Sayed Said. -Karasat Istratijyia. Cairo. Vol.1, № 1,1996.
  69. World Bank. Entering the 21-th Centuiy. World Development Report 1999/2000. Washington, 2000.
  70. World Economic Forum. The Arab World Competitiveness Report. 2003. N.Y. 2003.
  71. World Tourism Organization. International Tourism: A Global Perspective. Madrid. 1998.
  72. World Tourism Organization. Annual Report. 2002. Madrid. 2002.
  73. World Tourism Organization. Tourism Economic Report 2002. Madrid, 2002.
  74. World Tourism Organization. Tourism Market Trends. Africa, 2001. Madrid, 2001.
  75. World Tourism Organization. Overview of International Trend in Tourism Services. Symposium on Tourism Services. 2001. Geneva. 2001.1. Периодические издания
  76. Азия и Африка сегодня. Москва.
  77. Аль-Алям аль-маарифа. Бейрут. 88. Аль-Ахрам. Каир.
  78. Аль-Ахрам аль-иктисади. Аль-Кахира
  79. Аль-Банк аль-марказий аль-мысрий. Ат-такрир ас-санавий. Аль-Кахира91.БИКИ. Москва.92.Аль-Маса. Каир93. Аль-Ватан. Эль-Кувейт
  80. Визарат аль-иктисад. Синаат аль-хидамат ас-сияхия фи Сурия. (Индустрия туризма в Сирии). Дамаск.
  81. Даират аль-ихса. Визарат ас- сияха. 1998. (Департамент статистики. Министерство туризма. Дамаск, Сирия)96.Аль-Иттихад. Абу-Даби
  82. Маджаллят аль-бухус ас-сияхия. (Исследования в туристическом деле). Каир.98.МЭ и МО. Москва.
  83. Аль-Маджмуа аль-ихсаийя ли-дуваль аль-ватан аль-арабий. 19 952 003 (Статистический сборник стран Арабского Востока).
  84. ЮО.Мульхик «Аль-бахс аль-иктисадий. (Приложение к
  85. Экономическому исследованию»). Дамаск. 101. Аль-Мустакбаль аль-араби. Бейрут Ю2. Мыср аль-муасыра. Каир103. Ан-Нахар. Бейрут
  86. Ан-нашра ас-сияхия. №№ 2−3. Каир, Министерство туризма. 1992 г.
  87. Ан-нашра аль-ихсаия. (Статистический бюллетень).Министерство туризма Египта. 1990-е гг. Каир.
  88. Юб.Ан-Нашра ар-руб' санавия ли-ль-ихсаият ас-сияхия.
  89. Ежеквартальное издание по статистике туризма). Уктубр-дисамбр1991. Каир, ЦСУ. Май 1992 г. 107. Ас-Саура.Д.
  90. Annuaire de PAfrique du Nord. Paris.
  91. Bulletin of the European Community. Brussels. 11 O. CAMP AS (Egypt). Statistical Yearbook. Cairo.
  92. Country Profile (Egypt, Tunis, Syria). London.
  93. Direction of Trade Statistics Yearbook. IMF. Washington.
  94. Egypt Yearbook. Arab Republic of Egypt. Ministry of Information. State Information Service. Cairo114. The Economist. London.115.Financial Times. London.116.Jeune Afrique. Paris.
  95. The Journal of the Egyptian-British Chamber of Commerce. 19 801 999.
  96. IMF. Annual Report. Executive Board. Washington. 119. International Financial Statistics. Washington.120. The Middle East. London.
  97. International Trade Statistical Yearbook. UN, N. Y
  98. The Middle East and North Africa. London.123 .Middle East Economic Digest (MEED). London.
  99. Ministry of Tourism. Statistical Bulletin. Cairo, 1985 2000.
  100. Monde Arab. Maghreb Machrek. Paris.
  101. National Bank of Egypt. Economic Bulletin. Cairo.
  102. UNCTAD. Handbook of International Trade and Development Statistics. UN, NY.
  103. United Nations. Commodity Trade Statistics. N.Y.
  104. United Nations Food and Agriculture Organization (FAO). Production
  105. Yearbook. Rome. 130. Statistical Yearbook. UN, N.Y.
  106. World Development Report. The State in a Changing World. Selected World Development Indicators. 2003. UN, N.Y.
  107. World Economic Outlook. Washington.
  108. World Tourism Statistics. UN, N.Y.
  109. W.T.O. Year Book of Tourism Statistics.
Заполнить форму текущей работой