Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обоснование психометаболической терапии дисфункции познавательной деятельности при гипотиреоидизме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Считается, что важную роль в механизмах обучения играют долговременные изменения активности синапсов в определенных структурах мозга. Так, долговременная потенциация (ДП) в течение часов, дней и даже недель имеет наибольшее значение для функционирования механизмов научения и долговременной памяти. На эти процессы могут оказывать позитивное влияние пирацетам и пиридитол. Пирацетам способен прямо… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАТОГЕНЕЗЕ ГИПОТИРЕОЗА И ЕГО ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Особенности регуляции гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы
    • 1. 2. Патофизиологические механизмы гипотиреоза
    • 1. 3. Современные представления о механизмах лекарственной коррекции проявлений гипотиреоза
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методика моделирования лекарственного гипотиреоидиз
    • 2. 2. Методы исследования нейропротекторной активности препаратов
    • 2. 3. Методы исследования мнемотропной активности препаратов у экспериментальных животных
    • 2. 4. Методы исследования мнемотропной активности препаратов у практически здоровых лиц и больных гипотиреозом
  • ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ГИПОТИРЕОИДИЗМЕ
    • 3. 1. Изменение гормонального статуса и функционального состояния головного мозга животных при экспериментальном гипотиреоидизме
    • 3. 2. Характеристика когнитивной деятельности в период выработки адаптивных реакций у гипотиреоидных животных
    • 3. 3. Исследование процессов отсроченного воспроизведения адаптивных навыков при экспериментальном гипотиреоидизме
    • 3. 4. Обсуждение результатов
  • ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ ТИРЕОИДНЫХ ГОРМОНОВ И НЕОСЕЛЕНА НА ОБУЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ В УСЛОВИЯХ ГИПОТИРЕОИДИЗМА
    • 4. 1. Влияние тиреоидных препаратов и неоселена на тиреоидный статус и функциональное состояние головного мозга животных
    • 4. 2. Действие тиреоидных препаратов и неоселена на обучение и память при экспериментальном гипотиреоидизме
    • 4. 3. Обсуждение результатов
  • ГЛАВА 5. ДЕЙСТВИЕ ПСИХОМЕТАБОЛИЧЕСКИХ СТИМУЛЯТОРОВ НА ОБУЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ В УСЛОВИЯХ ГИПОТИРЕОИДИЗМА
    • 5. 1. Влияние препаратов на тиреоидный статус и функциональное состояние головного мозга гипотиреоидных животных
    • 5. 2. Действие психометаболических стимуляторов на обучение и память в условиях гипотиреоидизма
    • 5. 4. Обсуждение результатов
  • ГЛАВА 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕКТРА МНЕМОТРОПНОЙ АКТИВНОСТИ ТИРЕОИДНЫХ ГОРМОНОВ, НЕОСЕЛЕНА И НЕКОТОРЫХ ПСИХОМЕТАБОЛИЧЕСКИХ СТИМУЛЯТОРОВ У ПРАКТИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ЛИЦ И БОЛЬНЫХ ГИПОТИРЕОЗОМ
    • 6. 1. Зависимость когнитивных функций от способностей испытуемых и времени суток
    • 6. 2. Анализ спектра мнемотропного действия тиреоидных гормонов, неоселена и психометаболических стимуляторов
    • 6. 3. Исследование влияния комбинации L-тироксина с неоселеном на проявление гипотиреоидной энцефалопатии у больных гипотиреозом
    • 6. 4. Обсуждение результатов

Обоснование психометаболической терапии дисфункции познавательной деятельности при гипотиреоидизме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Среди заболеваний щитовидной железы одно из ведущих мест занимают гипотиреозы. Нарушения гормонального статуса при гипотиреозах возникают вследствие йод-дефицита, оперативных вмешательств, радиационной терапии, аутоиммунных и вирусных поражений, дефектов биосинтеза гормонов, действия тиреостатиков. Считается, что нарушения в тиреоидной системе при гипотиреозах могут быть обусловлены уменьшением объема функционирующей ткани железы, нарушениями синтеза, транспорта и метаболизма тиреоидных гормонов в периферических органах и ЦНС, дисфункцией гипоталамо-гипофизарной регуляции (Герасимова Г. А. и Петуни-наН.А., 1999; Држевецкая И. А., 1994; Розен В. Б., 1994; Никитина И. Л., 2003).

Накоплено большое количество фактов о взаимосвязи между функциональной активностью гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы, состоянием головного мозга, когнитивными и эмоционально-мотивационными процессами (Dorner, 1978, Ettigi, Brown, 1977, Duthie et al., 1993, Faden, Salman, 1992). Однако, не сформированы общепринятые представления о связи тиреоидной патологии с изменениями высшей нервной деятельности (Сапронов Н.С., Федотова Ю. О., 2002).

В ряде исследований последних лет критически оцениваются результаты лекарственного лечения острых и хронических поражений щитовидной железы и механизмов ее регуляции. Общепринято для терапии гипотиреозов применять различные схемы назначения L-тироксина, L-трийодтиронина, тиреокомба и тиреотома, позволяющих нормализовать обмен веществ, рост и развитие тканей, состояние сердечно-сосудистой и мышечной системы (Герасимов Г. А., Пе-тунина Н.А., 1999, Калинин А. П., Котов С. В., 2001, Федосеев Г. Б, Игнатов Ю. Д., 2004).

Однако эти схемы лечения часто не являются оптимальными в отношении нормализации когнитивных и эмоционально-мотивационных процессов при гипотиреозах различного происхождения. Нередко у больных гипотиреозом наблюдается развитие резистентности к тиреоидным гормонам. Почти 70% детей и 50% взрослых больных с резистентностью к тиреоидным гормонам имеют нарушения внимания, различения, речи и обучения (Hauser et al., 1993, Refetoff et al., 1993, Mixon et al., 1992, Brucker-Davis et al., 1995). Эти факты обосновывают актуальность поиска новых средств терапии когнитивных нарушений у больных гипотиреозом.

Перспективными средствами коррекции когнитивных нарушений у больных гипотиреозом, в том числе резистентных к тиреоидным гормонам, могут быть психометаболические стимуляторы. К ним относят препараты, которые способны стимулировать познавательные функции в детском и пожилом возрасте (память, внимание, обучение) и повышать устойчивость мозга к гипоксии, нейроинфекциям, интоксикациям, ишемии мозга (Ковалев Г. В., 1990, Бело-зерцев Ю.А., 1997, 2003, Воронина Т. А., 1989, 2003).

В настоящее время нет убедительного обоснования для включения этих средств в схемы лечения нарушений познавательных функций у больных гипотиреозом (Авруцкий Я.И., Нисс А. И., 1989, Ковалев Г. В., Музыченко А. П., Лебедева Н. В., 1990).

Настоящее исследование посвящено изучению спектра и силы когнитотропного и антиамнестического действия тиреоидных гормонов, регулятора их обмена неоселена и психометаболических стимуляторов. Это позволит обосновать новый подход к терапии познавательных нарушений у больных гипотиреозом.

Работа выполнена в рамках программы МЗ РФ и плановой темы НИР ЧГМА «Разработка новых средств и технологий лечения последствий агрессивных воздействий на мозг» (№ гос. регистрации 01.200.1.16719).

Цель исследования: изыскание эффективных корректоров нарушений когнитивных функций при экспериментальном гипотиреоидизме среди психометаболических стимуляторов.

Основные задачи исследования:

1. Определить нарушения познавательной деятельности при экспериментальном гипотиреоидизме;

2. Оценить ноотропные свойства тиреоидных препаратов у ги-потиреоидных животных;

3. Изучить ноотропные свойства регулятора обмена тиреоидных гормонов, неоселена;

4. Определить действие психометаболических стимуляторов на дисфункцию когнитивной деятельности при экспериментальном гипотиреоидизме- • ' '.

5. Оценить влияние психометаболических стимуляторов и тиреоидных гормонов на когнитивные функции у лиц с низкой успеваемостью.

6. Изучить действие комбинации L — тироксина и неоселена на проявления гипотиреоидной энцефалопатии у больных гипотиреозом.

Научная новизна Установлено, что при экспериментальном гипотиреоидизме дисфункция высшей нервной деятельности проявляется в большей мере нарушениями обучения адаптивным реакциям и, в меньшей мере, дефектами их отсроченного воспроизведения на основе механизмов кратковременной и долговременной памяти.

Впервые у гипотиреоидных животных установлено:

L-тироксин и трийодтиронин восстанавливают обучение и воспроизведение когнитивного навыка, действуя на систему кратковременной, но не долговременной памяти. Их эффективность действия на обучение навыкам различной биологической направленности выше, чем у тиреокомбанеоселен и комбинация неоселена с L-тироксином нормализует обучение сенсомоторным навыкам, но не влияют на их отсроченное воспроизведениебеглимин и пиридитол ускоряют обучение простым и сложным адаптивным навыкам и их отсроченное воспроизведение, действуя на системы кратковременной и долговременной памяти. Пирацетам нормализует обучение простой условной реакции и отсроченное воспроизведение простых и сложных реакций. пантогам не оказывает влияния на дефекты когнитивных функций в условиях дефицита тиреоидных гормонов. У лиц с удовлетворительной успеваемостью L-тироксин улучшает рабочую память и фиксацию информации семантического и процедурного характера. Пиридитол улучшает эффективность переработки информации с участием рабочей памяти, активирует фиксацию информации и навыков в системах процедурной, эпизодической, семантической памяти и отсроченное воспроизведение энграмм. Пирацетам улучшает рабочую память и успешность обучения процедурному навыку.

У больных гипотиреозом комбинация L-тироксина и неоселена улучшает рабочую память и успешность обучения на основе семантической информации в большей степени, чем терапия L — тироксином.

Практическое значение исследований Экспериментально обоснована перспективность применения беглимина, пиридитола и комбинации L-тироксина и неоселена для психометаболической терапии нарушений когнитивных функций при гипотиреоидизме.

У лиц с удовлетворительной успеваемостью выявлена высокая эффективность действия пиридитола на вербальное обучение и воспроизведение информации на основе системы семантической, эпизодической и процедурной памяти.

У больных гипотиреозом установлено повышение терапевтического влияния L-тироксина на дефекты когнитивных функций при его комбинированном применении с неоселеном.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экспериментальный гипотиреоидизм у животных сопровождается нарушением выработки простых и сложных адаптивных реакций, а также их отсроченного воспроизведения.

2. У гипотиреоидных животных L-тироксин, трийодтиронин и тиреокомб восстанавливают обучение адаптивным ответам различной сложности и тиреокомб восстанавливают обучение адаптивным ответам различной сложности, не влияя на отсроченное воспроизведение навыков с участием системы долговременной памяти.

3. В условиях дефицита тиреоидных гормонов спектр когнитивного и антиамнестического действия беглимина и пиридитола более широкий, чем у L-тироксина, трийодтиронина и тиреокомба.

4. У лиц с удовлетворительной успеваемостью пиридитол улучшает функцию рабочей памяти, приобретение и отсроченное воспроизведение информации семантического, декларативного и процедурного характера. Его мнемотропная активность выше, чем у L-тироксина, неоселена, пирацетама и особенно пантогама.

Внедрение результатов в практику.

Новые данные об антиамнестическом и нейропротекторном действии изученных средств в условиях дефицита тиреоидных гормонов вошли в курс лекций «Основы доказательной фармакологии» (Чита: Забайкальский рабочий, 2004. 120 е.), рекомендованный УМО МЗ РФ в качестве учебного пособия для вузов РФ и учебное пособие «Значение нейропротекторов в лечении травматической энцефалопатии» (Чита, 2004). Эти сведения включены в материалы лекций и используются в учебном процессе кафедрами фармакологии, неврологии с курсом нейрохирургии Читинской государственной медицинской академии. Рекомендации о комбинированном применении L-тироксина с неоселеном для терапии гипотиреоидной энцефалопатии внедрены в лечебную практику эндокринологов поликлиники ГУЗ ОДКБ.

Апробация работы и публикации Основные результаты работы доложены и обсуждены на 2-м Съезде Российского научного общества фармакологов (Москва, 2003), 1-ой Всероссийской научной конференции «Физическая культура, экология и здоровье подрастающего поколения Забайкалья» (Чита, 2003), конференции Санкт-Петербургского научного общества фармакологов (2004), Всероссийской конференции «Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины» (г. Чита, 2004), 8-ой Международной молодежной научно-практической конференции (Чита, 2004), на областных научно-практических конференциях (Чита, 2003, 2004), Международной конференции Молодежь Забайкалья" (Чита, 2005) и на совместном заседании кафедр нервных болезней, патофизиологии и фармакологии ЧГМА.

По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, 4 глав с изложением результатов собственных исследований и их обсуждения, общего заключения, выводов и списка использованной литературы. Текст диссертации изложен на 158 страницах машинописного текста, содержит 38 таблиц и 17 рисунков.

Список литературы

включает 61 отечественных и 202 иностранных источников.

ВЫВОДЫ.

1. Дисфункция высшей нервной деятельности при гипотиреоидном состоянии, проявляется нарушением процессов обучения адаптивным навыкам, их консолидации и отсроченного воспроизведения.

2. 3-недельное назначение L-тироксина или тиреокомба нормализует у гипотиреоидных животных массу тела и массу щитовидной железы, а также выработку простых и сложных адаптивных реакций. Тиреоидные препараты не влияют на-отсроченное воспроизведение поведенческих реакций через 7 суток.

3.

Введение

неоселена и комбинации неоселена с L-тироксином восстанавливает обучение адаптивным навыкам у гипотиреоидных животных.

4. Беглимин и пиридитол нормализуют обучение простым и сложным навыкам и отсроченное воспроизведение на основе системы краткои долговременной памяти. Пантогам нормализует выработку простой условной реакции.

5. У практически здоровых лиц пиридитол активирует фиксацию и воспроизведение информации и навыков из системы оперативной, процедурной, эпизодической и семантической памяти. Неоселен и L-тироксин улучшают переработку и заучивание информации с участием оперативной, семантической и процедурной памяти, а пантогам — системы процедурной и семантической памяти.

6. У больных гипотиреозом комбинация L-тироксина и неоселена улучшает переработку информации в оперативной памяти, заучивание и воспроизведение семантической информации, выработку процедурных навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наших исследованиях показано, что введение тиреостатиков снижает содержание в сыворотке крови Тз и Т4, увеличивая содержание тиреотропина. На этом фоне развивается резкое отставание в росте опытной группы животных и развитие гиперплазии щитовидной железы.

Отмеченное увеличение веса щитовидной железы почти в два раза может быть связано с увеличением синтеза и высвобождения тиреотропина гипофиза. Как считается, этим обусловлено развитие гиперплазии щитовидной железы у больных с гипотиреозом [17, 49] и у животных с гипотиреоидизмом [41].

Основным эффектом гипотиреоза в ЦНС является выраженное подавление пластических процессов в развивающейся нервной ткани. Экспериментально вызванный гипотиреоидизм приводит к практически полному угнетению мие-линизации во всех регионах, нарушению пролиферации клеток и их миграции, а также к замедлению формирования синапсов [212, 213]. Морфологические изменения в свою очередь сопровождаются нарушениями поведения [124]. У взрослых животных гипотиреоидизм сопровождается угнетением мозгового метаболизма [64, 95, 116].

Нет однозначных сведений о влиянии дисбаланса тиреоидных гормонов на поведение и когнитивные функции мозга. С одной стороны, введение тиреостатиков в неонатальный период жизни крыс приводит к подавлению способности к обучению на различных моделях и низкой поведенческой активности [124]. Вместе с тем, у тиреоидэктомированных крыс, прооперированных позднее 3 недель после рождения, не наблюдается грубых нарушений способностей к обучению [152]. Однако, дефицит тиреоидных гормонов у взрослых животных, вызванный двусторонней тиреоидэктомией, отражается на выработке простых условных реакций активного избегания [131,216]. Клинические симптомы дис-тиреоидного состояния у молодых и взрослых больных также сопровождаются нарушениями оценки ситуаций, памяти, внимания, раздражительностью, проявлениями депрессии [151, 224, 260].

В наших экспериментах в условиях гипотиреоидизма, вызванного у половозрелых крыс введением тиреостатиков, обнаружено нарушение эффективности организации поисковых действий, различения и формирования нового навыка, а главное — упрочения и воспроизведения сенсомоторных и когнитивных навыков на основе системы кратковременной памяти. В результате нарушаются основные параметры обучения: увеличивается время обучения и количество подкреплений, которые требуются животным с дефицитом тиреоидных гормонов для достижения критерия обучения сенсомоторным и когнитивным навыкам. Анализ нарушений обучения у гипотиреоидных животных свидетельствует, что биологическая направленность поведенческого ответа не имеет значения.

Считается, что оценка воспроизведения выработанных поведенческих ответов через различные промежутки времени отражает состояние процессов кратковременной и долговременной памяти [3, 12, 61]. В наших экспериментах прослежено нарушение воспроизведения сенсомоторных и когнитивных навыков различной биологической направленности через 1 час после сеанса обучения, что характеризует ухудшение функционирования системы кратковременной памяти в условиях гипотиреоидизма.

Реакции оборонительного и пищедобывательного типа хуже воспроизводятся через 7 и 14 дней, что указывает на повреждение функций системы долговременной памяти в условиях дефицита тиреоидных гормонов.

Основной причиной нарушений процессов обучения в условиях недостатка ТГ у взрослых животных может быть функциональная недостаточность нейронов гиппокампа, фронтальной коры и лимбических структур, играющих ведущую роль в процессах обучения [55, 214, 215]. Большое число исследований, посвященных анализу изменений нейромедиаторных, нейротрофических и метаболических сдвигов в неонатальном периоде у животных с различными формами гипотиреоидизма, выявило значительные нарушения в синтезе следующих нейротрофинов: нейротрофического фактора мозга (НТФМ), фактора роста мозга (ФРН), нейротрофина -3 и нейротрофина-4 [125, 204]. Клеточный захват этих нейротрофинов зависит от семейства рецепторов тирозинкиназ, а их аксональный транспорт — рецепторов р75, локализованных на нейронах [55].

В ряде работ обнаружено влияние недостатка и избытка тиреоидных гормонов на синтез нейротрофических факторов у половозрелых животных [204, 253].

Введение

им пропилтиоурацила или тиреоидэктомия не приводит на ба-зальном уровне мРНК нейротрофина- 3 в гиппокампе, миндалине, гипоталамусе, стриатуме, таламусе и лимбической коре [188]. Однако, в условиях недостатка тиреоидных гормонов избирательно возрастает экспрессия мРНК НТФМ в гипофизе и гипоталамусе [236]. У половозрелых животных повышается экспрессия рецепторов семейства тирозинкиназ и р75 [125].

Считается, что эти сдвиги могут быть компенсаторным ответом на метаболические нарушения, вызванные истощением тиреоидных гормонов. Однако, нарушения обучения в условиях недостатки IT у взрослых животных указывает на недостаточность этих компенсаторных механизмов. Действительно, у животных после введения пропилтиоурацила или тиреоидэктомии нарушается образование связей между нейронами, снижается их функциональная активность [94, 214, 215], ухудшается нейромедиаторная передача и белковый метаболизм в головном мозге [95, 117, 151, 153, 258].

В наших экспериментах установлено, что у взрослых крыс с гипотиреоидизмом введение тиреоидных гормонов восстанавливает прирост массы тела до уровня интактных животных. Сходные данные получены другими исследователями [55]. Считается, что механизм данного эффекта тиреоидных гормонов заключается в активации тиреоидных рецепторов, связанных с метаболизмом периферических органов и тканей. Лекарственный гипотиреоидизм сопровождается снижением уровня тиреоидных гормонов в плазме крови, периферических органах и ЦНС (печень, почки, мышцы, сердце, головной мозг). Однако, через 4 месяца в тканях еще определяются Тз и Т4. Тз исчезает из плазмы крови быстрее, чем Т4, но в тканях скорость снижения их концентраций была одинаковой [208, 259].

Поскольку величина гиперплазии щитовидной железы зависит от повышенной активности гипоталамо-гипофизарного звена регуляции пролиферации клеток щитовидной железы, можно полагать, что по сравнению с трийодтиро-нином, L-тироксин и тиреокомб сильнее и продолжительнее, влияют на ее центральные звенья.

Содержание экзогенно введенных Тз и Т4 в головном мозге полностью зависит от клеточного захвата, внутриклеточной дейодинации и активности транспортных систем [260]. Оба этих гормона в одинаковой концентрации распределены в ядрах гипоталамуса и других областях коры головного мозга [218]. Показано, что экзогенно введенный Тз концентрируется и хранится в нервных окончаниях [107].

Поэтому причиной различий в эффектах тиреоидных препаратов могут быть особенности дейодинации Т4- Почти весь Тз, представленный в ЦНС, возникает в результате монодейодинации Т4 за счет селензависимой 5'-дейодиназы II типа, которая экспрессируется в астроглиальных клетках головного мозга, в переднем гипофизе и коричневой адипозной ткани [76,89]. Возможно, L-тироксин оказывает более длительное действие на гипоталамо-гипофизарное звено регуляции активности тиреоцитов в щитовидной железе.

Ряд исследователей обнаружили, что избыток ТГ нарушает у интактных половозрелых животных способность к обучению [93, 112]. Вместе с тем, по сравнению с контролем крысы, которым назначали ТГ в новорожденном состоянии, обучаются хуже в лабиринте с пищевым подкреплением [93, 112] ив условиях аверсивной дискриминационной задачи со светом [230].

Этим фактам противоречат данные ряда авторов о положительном влиянии препаратов щитовидной железы на поведение гипотиреоидных животных. У взрослых половозрелых крыс в условиях дефицита ТГ кратковременное введение Тз (50 мкг/кг) нормализует выработку условной реакции активного избе-гания[55, 131]. Возможно, для положительного влияния тиреоидных гормонов имеет значение величина дозировок. Подтверждением этому служит отрицательное влияние на условнорефлекторную деятельность 4- недельного введения больших дозировок Тз (50−70 мкг/кг) и Т4 (100−200 мкг/кг) [25].

В наших экспериментах 2- недельное введение тиреоидных гормонов и селен-содержащего препарата неоселена сопровождается четким улучшением параметров обучения у гипотиреоидных животных. В частности, курсовое применение малых дозировок тиреоидных препаратов сокращает количество проб, после которых достигается критерий обучения простым и сложным адаптивным ответам. Обращает на себя внимание, что эффекты тиреокомба, трийодти-ронина и L-тироксина были примерно одинаковыми, свидетельствуя о восстановлении скорости обучения оборонительных и пищедобывательных реакций до уровня интактных животных.

Вместе с тем, введение тиреокомба (80 мкг/кг), трийодтиронина (10 мкг/кг) и Lтироксина (50 мкг/кг) не улучшает показателей воспроизведения простого адаптивного ответа через 1 час и 7 суток у гипотиреоидных животных. При этом тиреоидные гормоны не устраняют нарушений припоминания как оборонительных ответов, базирующихся на процессах кратковременной и долговременной памяти, так и воспроизведения пищедобывательных ответов на основе процессов долговременной памяти.

Обобщая результаты изучения когнитотропного эффекта тиреоидных гормонов, можно заключить, что трийодтиронин и L-тироксин избирательно улучшают процессы обучения адаптивным ответам, но не влияют на дефекты долговременной памяти.

Очевидно, необходим поиск новых средств лечения нарушений когнитивной деятельности и особенно памяти в условиях дефицита ТТ.

При длительном назначении тиреоидных гормонов часто наблюдается резистентность к их действию. В этих случаях резистентности сопутствует гиперкинетическое поведение с нарушениями внимания, дефектами речи, обучения и памяти [68, 88, 137, 217]-. Одной из причин этого может быть нарушение конверсии Т4 в Тз в результате функциональной недостаточности селензависимых 5'-дейодиназ. Как показано, введение экзогенного Т4 сопровождается увеличением реверсивного (биологически неактивного) Тз, который является сильным ингибитором селензависимой 5'-дейодиназа II типа в головном мозге [74]. В случае дефицита микроэлемента селена наблюдается снижение конверсии Т4 в Тз. В этих случаях добавление препаратов селена к заместительной терапии L-тироксином восстанавливает процессы конверсии тиреоидных гормонов [89, 164]. Кроме того, восстанавливается активность 5'-дейодиназы III типа в аст-роглиальных клетках ЦНС. Этот фермент метаболизирует Т4 до рТз, и, что более важно, переводит Т3 в неактивное соединение — 3,3'-Тг, ограничивая нарастание избыточного количеств Тз в синаптосомах [260].

Несмотря на возможное положительное влияние комбинированной терапии препаратами селена и L-тироксином на содержание биологически активного Т3 остается не изученным ее влияние на неврологические дефекты гипоти-реоидизма, особенно на эффективность переработки информации больными гипотиреозом.

В наших исследованиях установлено, что эффективность переработки информации в системе рабочей памяти достоверно снижается после полудня у лиц с низкими способностями к обучению. Действительно, интеллектуальные способности прямо связаны с успеваемостью испытуемых [10, 52].

Рабочую (оперативную) память рассматривают как механизм переработки информации, когда доминирует сенсорно-перцептивный код [59]. При этом слияние сенсорных стимулов с информацией, которая извлекается из различных систем памяти, позволяет осмысленно интерпретировать сенсорные стимулы и после кодирования сохранять их следы.

Долговременную память принято подразделять на семантическую, эпизодическую и процедурную. Обновление этих информационных баз данных связано с мышлением и обучением. В первой хранятся следы, касающиеся вербальных и других знаний, неопределенных в пространственно-временном отношении. Вторая запоминающая система содержит следы о событиях и фактах, детерминированных пространственно-временными факторами, а третья — следы о приобретенных навыках деятельности [10, 12].

С учетом значения этих факторов для переработки информации в наших исследованиях эффекты тиреоидных гормонов и психометаболических стимуляторов изучены после полудня в группе лиц с удовлетворительной успеваемостью.

Согласно полученным данным L-тироксин, неоселен, пирацетам и пиридитол улучшают на 7−18% интегральный показатель когнитивной деятельности — индекс оперативной памяти. Анализ показал, что важный вклад в улучшение переработки информации в системе оперативной памяти вносят процессы долговременной памяти. Действительно, выявлено стимулирующее влияние L-тироксина, неоселена, пиридитола и пирацетама на объем воспроизведения слов в условиях выключения кратковременной памяти.

Полученные данные позволяют сделать два вывода. Во-первых, психометаболические стимуляторы пиридитол и беглимин могут быть потенциально активны у больных гипотиреозом. Вместе с тем, такие средства, как пантогам и пирацетам, очевидно, будут малоэффективными препаратами для улучшения процессов переработки информации у больных гипотиреоидной энцефалопатией. Позитивное влияние препарата неоселен на показатели переработки информации, заучивание вербальной информации и процедурных навыков указывает на перспективность его применения вместе с L-тироксином.

Согласно нашим данным, эффективность отдельных психометаболических средств у больных с гипотиреозом будет зависеть от степени поражения у них системы кратковременной или систем долговременной семантической, эпизодической и процедурной памяти.

В наших опытах установлено, что спектр мнемотропной активности тиреоидных гормонов и психометаболических стимуляторов имеет большие различия, пиридитол в ходе обучения активирует фиксацию и воспроизведение информации и навыков в системах процедурной, эпизодической и семантической памяти. Узкий спектр действия имеет пирацетам (процедурная память). Важно, что неоселен повышает фиксацию и воспроизведение информации в системе процедурной и семантической памяти, а L-тироксин улучшает показатели рабочей памяти и фиксацию в памяти вербальной информации и процедурных навыков. Эти факты косвенно подтверждают целесообразность комбинированного использования неоселена и L-тироксина для повышения эффективности заместительной терапии гипотиреоза.

Считается, что важную роль в механизмах обучения играют долговременные изменения активности синапсов в определенных структурах мозга [10, 27, 61]. Так, долговременная потенциация (ДП) в течение часов, дней и даже недель имеет наибольшее значение для функционирования механизмов научения и долговременной памяти. На эти процессы могут оказывать позитивное влияние пирацетам и пиридитол. Пирацетам способен прямо вмешиваться в регуляции активности глутаматергических механизмов синапсов [32]. Пиридитол ограничивает влияние тормозных синаптических механизмов и нормализует нейрометаболические процессы в нейронах, поврежденные различными факторами [2,31]. Универсальный характер действия пиридитола проявляется улучшением показателей рабочей памяти и функционирования систем семантической, эпизодической и процедурной памяти.

Существуют различные мнения о целесообразности комбинированного применения L-тироксина и неоселена у больных гипотиреозом [51, 83]. В наших исследованиях назначение такой комбинации препаратов больным с гипотиреозом значительно улучшало фиксацию вербальной информации и процедурных навыков в процессе обучения. Вместе с тем, у больных гипотиреозом введение неоселена в состав заместительной терапии L-тироксином повышало показатели воспроизведения через 7 суток после сеанса заучивания слов (семантическая память) и информации событийного характера, детерминированных во времени и пространстве (эпизодическая память).

L-тироксин и неоселен, вероятно, обладают иным механизмом мнемотропного действия, чем пиридитол. Как известно, неоселен является активатором фермента йодтиронин 5-дейодиназы II типа, катализирующего превращение прогормона L-тироксина в трийодтиронин в различных регионах мозга [43, 98]. Показано повышение уровня бодрствования, обусловленное повышением чувствительности различных моноаминовых рецепторов на фоне действия тиреоидных гормонов [2], что может лежать в основе их кратковременного влияния на механизмы рабочей памяти.

L-тироксин и неоселен локально повышают активность трийодтиронина в ядрах гипоталамуса, что может снижать содержание ТРГ в структурах мозга. Известно, что ТРГ угнетает развитие длительной посттетанической потенциации в синаптических системах гиппокампа[15]. Следовательно, применение комбинации-L-тироксина и неоселена может косвенно усиливать феномен ДП, участвующий в механизмах долговременной памяти. В мнемотропной активности комбинации препаратов возможно определенную роль играют повышение синтеза нейротрофинов, нормализация ионного гомеостаза и активности №+/К±АТФ-азы [55].

Обобщая полученные данные, можно сделать заключение о перспективности использования пиридитола и, возможно, беглимина, для психометаболической терапии гипотиреоидной энцефалопатии. Вместе с тем, получены новые данные о повышении эффективности заместительной терапии в случае комбинированного применения-L-тироксина и неоселена у больных гипотиреозом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой