Философские основания исследования пола как социального феномена
Модель интерсубъективного взаимодействия, выпестованная в метафизике, переосмысливается в феноменолого-экзистенциальной трактовке пола. Вопросы отношений полов были тщательно исследованы в плане интерсубъективных механизмов «жизни» пола в теории Ж.-П. Сартра. Концепция, предложенная Сартром, позволила специфицировать сексуальные и любовные взаимодействия полов в качестве особых типов… Читать ещё >
Содержание
Современные зарубежные исследования социального пола весьма многочисленны. Все большее значение приобретает эта тематика и в России, где происходятмительные изменения в сексуальном поведении и установках людей. Еще совсем недавно «если судить по научным словарям и справочникам, у советских людей не было не только сексуальности, но и пола"1. Сегодня можно говорить об осознании того, что рассматривать любую социальную проблему следует с учетом ее «гендерной составляющей"2. В последние десятилетия пол стал одним из приоритетных объектов социально-гуманитарного познания. Социальные феномены пола оказались в фокусе внимания различных научных дисциплин. Наряду с психоаналитиками, сексологами, социологами и антропологами проблемами пола заинтересовались психологи, лингвисты, историки, экономисты, политологи, культурологи, экологи.
Важную роль в становлении теоретического дискурса о феноменах пола в западных странах сыграли феминистские движения, запросы и поддержка которых обеспечили развитие особой области междисциплинарного изучения пола — феминистских (постфеминистстских) и тендерных исследований.
1 Кон И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М.: ОГИ, 1997. С. 227.
2 Хоткина З. А. Тендерным исследованиям в России — десять лет // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 21.
Значение феминизма3 в изучение вопросов пола еще не получило полной и всесторонней оценки. Некоторые считают, что феминизм сыграл «решающую роль в появлении принципиально новой научной парадигмы в исследовании пола"4. Другие отмечают, что вопросы пола были предметом внимания теоретиков до появления специалистов в области тендерных теорий5. Теоретический феминизм изменил статус исследований пола, показав необходимость научного и философского изучения пола как социального, культурного и исторического феномена — не партикулярного или экзотического, но фундаментального как для «нецивилизованных» культур, так и для цивилизованных сообществ. Широко распространенные сегодня тендерные исследования возникли в результате эволюции «женских исследований» под влиянием разработок психологов о социальных механизмах образования половой идентичности. Для тендерных исследований характерно изменение объекта научного интереса. Вместо одного, женского пола или двух, женского и мужского полов изучают по меньшей мере пять социальных полов: женский, мужской, гетеросексуальный, гомосексуальный и транссексуальный6. Тендерные академические программы непосредственно не соотносятся с практикой общественных движений: есть движения женщин, сексуальных меньшинств, но нет «тендерных» движений. Такая удаленность от сиюминутных практических запросов свидетельствует о том, что тендерные теории пола набирают силу и, как любое действительно теоретическое знание,
3 Феминизм понимается как идеология и политика «по изменению соотношения сил между мужчинами и женщинами». См.: Эллиот П., Менделл Н. Теории феминизма // Тендерные исследования: феминистская методология в социальных науках. С. 16.
4 Воронина O.A. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 9.
5 Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 71. обретают собственную логику развития и относительную независимость от практических потребностей. Современный поворот в изучении пола заключает в себе нечто большее, чем отклик на движения женщин и сексуальных меньшинств. Разворачиваются широкие междисциплинарные теоретические исследования социальных феноменов пола.
Достижения теоретического феминизма в области изучения социального пола нуждаются сегодня в самом тщательном и глубоком осмыслении в целях введения в широкий научный оборот наработанных в феминистских и тендерных теориях философско-методологических средств изучения социальной природы пола. Необходимо выявить специфику использования феминистскими теоретиками понятийного аппарата, предлагаемого различными философскими теориями. Феминистский взгляд на западную философию преимущественно с позиций критики «мизогинии» и «фаллосоцентристского» мышления ограничивает возможности применения эвристического потенциала европейской философской мысли для развертывания содержания понятия «социальный пол».
Актуальность философского анализа пола как социального феномена обусловлена неопределенностью термина и понятия «тендер"7. Его распространение сопровождается критикой, многократным переосмыслением содержания и эвристического потенциала. Одни теоретики считают широкое употребление этого термина данью моде, другие же видят в нем мощный исследовательский инструмент. Как бы то ни было, термины «тендер»,
6 Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие тендерных исследований // Введение в тендерные исследования: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетейя, 2001. 4.1. С. 37−48.
7 Слово гендер переводится как род (род имени существительного). Этим термином обозначают пол как социальный, а не биологический феномен (sex). гендерная идентичность", «гендерный контракт» и другие уже вошли в научный словарь англо- и русскоязычных исследований пола. Термин «гендер» (социальный пол) активно используют в социологических, психологических, исторических и других феминистских теориях, а также в различных областях знания за рамками собственно феминистских исследований. Широкая терминологическая экспансия зачастую сопровождается (особенно в отечественной литературе) достаточно неопределенными представлениями о содержании понятия, обозначаемого этим термином. Понятие «гендер» (социальный пол) нуждается в специальной разработке.
Следует подчеркнуть, что исследование социального пола должно базироваться на выявлении и соотнесении тех философских средств, которые были предложены различными философскими школами западной и отечественной философской мысли. Особенно важным представляется анализ теорий, предлагаемых постмодернистской философией. Эвристическая ценность философского постмодернизма часто ставится под сомнение. Употребление термина «постмодернизм» в качестве обозначения некоторого философского направления рассматривается как некорректное, отражающее лишь состояние философских умов8. Бытует мнение, что постмодернизм бросает вызов рациональности, способствует разрушению философского теоретического дискурса. Мы полагаем, что философский постмодернизм является самостоятельным теоретическим направлением, открывающим новые возможности концептуализации социальной реальности и социальной природы
8 Позиция В. С. Малахова изложена в статье «Постмодернизм, постмодерн», написанной для философского словаря (См.: Современная западная философия: Словарь. 2-е изд. М.: ТОО «Остожье». 1998. С. 324). пола, а введение постмодернистских теорий в научный оборот современной российской философии является важным фактором ее дальнейшего развития.
Таким образом, теоретическая актуальность темы диссертационного исследования определяется: необходимостью усиления теоретической компоненты тендерных теорий на основе философской разработки содержания понятия «социальный пол" —
потребностью развития нового направления социальной философии на базе освоения уже существующего философского багажа западной и отечественной философской мысли.
Практическая актуальность тендерной проблематики выражается в потребности научного обоснования идеологии и политики в отношении женщин, сексуальных меньшинств, семьи и брака, демографических перспектив. Значимость теоретического изучения вопросов пола возрастает в связи с распространением тендерных курсов в высших учебных заведениях и значительным увеличением числа публичных обсуждений вопросов пола. Использование развитого теоретического понятийного и терминологического аппарата по проблемам пола расширяет возможности учебно-методической работы и способствует повышению культурного уровня публичных выступлений и дискуссий.
Степень изученности проблемы
Тендерные исследования в России как особое междисциплдинарное направление, признанное российским научным сообществом, насчитывает не более десяти лет. (О. Воронина). В советское время (20- 60 гг.) секс был «практически неназываемым». Почти вся сексологическая
литература лежала на спецхране вплоть до 1987 года (И. Кон). В философских, психологических, демографических словарях, издаваемых в первой половине 80-х годов, статьи о поле практически отсутствовали. В немногочисленной научной литературе по проблемам пола обсуждались преимущественно медико-биологические вопросы. В 80-х годах появились первые исследования по культурной сексологии и сексопатологии (И. Кон, Г. Васильченко), социологии семьи и брака (С. Голод), начались профессиональные психологические исследования формирования половой идентичности и полоролевых стереотипов у детей и подростков (В. Е. Каган, И. И. Лунин, Т. И. Юферова), вышли популярные книги по половому воспитанию (Д. Е. Исаева, В. Е. Каган). С начала 90-х гг. расширяются рамки изучения традиционной женской проблематики. Осуществляется переход от обсуждения вопросов об участии женщин в общественно-политической и культурной жизни страны к обсуждению проблем зависимого положения женщины в мужском обществе, сексизма, феминизации институтов социализации, тендерных отношений в семье и молодежных субкультурах (О. Воронина, Н. Захарова, А. Посадская, Н. Римашевская, Т. Гурко, Т. Щепанская, М. Арутюнян, В. Бодрова). С опозданием на несколько десятилетий российская наука открывает для себя пол как социальный феномен и приступает к освоению большого массива западных теорий пола.
Современное состояние западных тендерных исследований позволяет говорить о развитии проблематики социального пола главным образом в области теории и методологии социологических и психологических наук, в психологии и антропологии. На основе социологических и социально-психологических теорий К. Маркса, Э. Дюркгейма, К. Манхейма, Т. Парсонса, И. Гоффмана, Ч. Кули, М. Мида, П. Бергера, Т. Лукмана, Э. Гидденса, П. Бурдье, Л. Колберга и других были созданы теории социального конструирования тендера (Е. Гоффман, Р. Хоф, Д. Лорвер, С. Фарелл, П. X. Гарфинкель, К. Уэст, Д. Зиммерман, Ф. Энтиас, Н. Ювал-Дэвис), а также теории тендерных ролей и тендерной идентификации (С. Бем, Д. Плек, Г. Хостеф). Разрабатываются психологические теории тендера (Д. МакГлоун,
B. Геодакян, Д. Леви, Р. С. Гур, Д. Халперн, Е. Рихт, А. Фишер, Е. Маккоби, Д. Майерс, Э. Аронсон, А. Игли, К. Гиллинан, Н. Ходоров). Теория психоанализа и ее различные интерпретации (3. Фрейд, Ж. Лакан, М. Кляйн, X. Дойч) лежат в основе критики фрейдизма и феминистских психоаналитических теорий (К. Миллет, С. Файерстоун, Б. Фридан, Е. Грос, Д. Митчелл, Д. Роуз, Э. Сиксу, К. Клеман, С. Кофман, Д. Беньямин). Тендерная проблематика разрабатывается в антропологии (М. Мид, Б. Малиновский, Р. Майлз, Э. Арденер, Г. Рубин, Р. Рейтер, М. Розалдо, Л. Ламфер, Ш. Ортнер, Д. Хубер, Р. Рэпп). Создаются политические теории пола (Ш. Муфф, Д. Элыптайн, С. Раддик, К. Пейтман, С. Кэррол, В. Сапиро, В. Кляйн, Д. Батлер,
C. Бенхабиб, С. А. МакКинон, Т. Мой, Н. Фрезер, Н. Хартсок, Д. Скотт).
Социальный пол исследуется в исторической феминологии (Н. Дэвис, Ж. Дюби, М. Перро, А. Фарж, А. Итман, М. Ховел).
Предметом внимания теоретиков феминизма являются различные философские концепции социального пола. В современных феминистских и тендерных исследованиях царит невероятная пестрота философских допущений — инкорпорированных в научные теории философских проблем, понятий, гипотез, что постоянно поддерживается и усиливается дискуссиями по вопросам философских оснований различных теорий9. Вместе с тем, в развитии философского фундамента феминистских и тендерных исследований есть свои закономерности. Прежде всего, его формирование происходит на основе отбора «подходящих» для практического использования философских построений. Наиболее распространенным способом включения философских идей является их избирательное применение для теоретического «подкрепления» тех или иных идеологических тезисов. Присутствие идеологических установок обозначено, как правило, социальной «меткой» той или иной теории. Существуют теории либерального феминизма, социалистического феминизма, радикального феминизма, феминизма черных и т. д. Философские предпочтения теоретиков указываются ссылкой на определенное философское направление, например на философию психоанализа или марксизм10. В некоторых, идеологически
9 Анализируя основные исторически сложившиеся теории социального анализа тендера, Р. Коннелл замечает, что «общепризнанные „школы“ содержат логически несопоставимые теории» (См.: Коннел Р. Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов. [Переводы] / Под. ред Е. Здравомысловой и А. Темкиной. Спб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. С. 251). Это замечание можно отнести и к философским основаниям современных феминистских и тендерных теорий.
10 Приведем классификацию современных феминистских движений, которую использует С. Россер: либеральный феминизм, марксистский феминизм, социалистический феминизм, афро-американского феминизм, лесбийский сепаратизм, консервативный или сущностный феминизма, постмодернистский феминизм, постколониальный феминизм (См.: Rosser Sue V. The Next Millennium Is Now Here: Women’s Studies Perspectives on Biotechnics and Reproductive Technologies // Transformation, 1997. Vol. 8. N 1. P. 1−27). ориентированных теориях взаимодействуют друг с другом несколько различных философских концепций, поэтому отнести их к какому-либо одному философскому направлению весьма затруднительно.
Расхождение практических установок феминисток с ожидаемыми прагматическими выводами из теоретических построений порождает различные, а порой и прямо противоположные оценки философских теорий. Так, феминистки используют концепцию властных механизмов формирования социальных тел, предложенную Мишелем Фуко, и вместе с тем подвергают ее всесторонней критике11. Разнообразие философских предпосылок обусловлено также неявным присутствием различных философских идей в текстах феминистских теоретиков. Рефлексия на собственные философские основания не всегда обозначена в качестве специфической исследовательской задачи даже в работах с выраженной философской компонентой. Например, классическая для теоретиков феминизма работа «Второй пол"12 Симоны де Бовуар базируется главным образом на философской концепции сексуальности Ж.-П. Сартра, хотя рефлексия на эту концепцию не является задачей данного исследования.
В последние десятилетия интенсивно развиваются феминистские философские исследования, призванные концептуализировать проблемы пола, используя для этой цели инструментарий, наработанный европейской философской мыслью. Эти исследования ведутся по нескольким направлениям. Во-первых, тендерная проблематика изучается в историко-философском Один из ярких критических разборов концепции Фуко принадлежит Нэнси Хартсок (См.: Hartsock N. Foucault on Power: A Theory For Women // Feminism/Postmodernism. N. Y., London: Routledge, 1990. P. 157−173).
12 Бовуар С. де. Второй пол. СПб.: Прогресс: Алетейя, 1997. аспекте13. Во-вторых, философские исследования пола проводятся в целях создания феминистской эпистемологии эпистемологии14. В-третьих, пол рассматривают в рамках философии политики как феномен властных отношений15. В-третьих, создаются философские теории феминного (гендерного) субъекта16. В целом философские изыскания теоретиков в области феминистских и тендерных исследований по своим результатам являются многочисленными, разнонаправленными и дискуссионными.
Самой заметной дискуссией феминистских теоретиков за последние два десятилетия является спор между сторонниками модернистской и постмодернистской философской методологии. Модернистский проект, включающий просветительские и марксистские концепции, достаточно длительное время являлся надежным теоретическим «крылом» для
13 См.: Garry A. and Pearsall М. eds. Women, Knowledge, and Reality. Explorations in Feminist Philosophy. N. Y.- London: Routledge, 1997- Ward J. ed. Feminism and Ancient Philosophy. N. Y.- London: Routledge, 1996- Lloyd G. The Man of Reason. «Male' and «Female' in Western Philosophy. N. Y.- London: Routledge, 1993- Cahn S. Affirming Action Debate. N. Y.- London: Routledge, 1996- Assiter A. Enlightened Women. Modernist Feminism in Postmodern Age. N. Y.- London: Routledge, 1995- Elam D. Feminism and Deconstruction. N. Y.- London: Routledge, 1994- Grosz E. Space, Time and Perversion. N. Y.- London: Routledge, 1995. Ramazanoglu C. ed. Up Against Foucault. N. Y.- London: Routledge, 1993- Oliver K. Womanizing Nietzsche. N. Y.- London: Routledge, 1995 и др.
14 См.: Смит Д. Социологическая теория. Методы патриархального письма // Хрестоматия феминистских текстов: [Переводы]. С. 29−63. Перевод статьи Smith D. Sociological Theory: Method of Writing Patriarchy // Wallace R. ed. Feminism and Sociological Theory. Sage Publication, 1989. P.34−64- Harding S. Introduction. Is there a Feminist Method? // Harding S. ed. Feminism and Methodology/ Milton Keynes: Open University Press, 1987. P.1−14- Oakley A. Gender, Methotology and People’s Way of Knowing: Some Problems With Feminism and Paradigm Debate in Social Science // Sociology. 1998. 32(4). P. 707−731- Harding S. Women’s Standpoints on Nature // Osiris. 1997. Vol. 12. P. 186−200 и др.
15 См.: Kennedy E., Mendus S. eds. Women in Western Political Philosophy. Brighton: Wheatsheaf book, 1987- Nicholson L. The Second Wave: a Reader in Feminist Theory. N. Y.- London: Routledge, 1997- Fraser N. Feminist Contentions. A Philosofical Exchange: Benhabib S. Butler J. Drucilla Cornell. N. Y.- London: Routledge, 1995- Butler J., Scott J. eds. Feminist Theorise the Political. N. Y.- London: Routledge, 1992 и др.
16 См.: Haraway D. A Manifesto for Cyborg: Science, Technology, and Socialist Feminism in the 1980s // Feminism/Postmodernism. N. Y.- London: Routledge, 1990. P. 190−233- Butler J. Trouble Feminism and the subversion of Identity. N. Y.- London: Routledge, 1990- Irigaray L. This sex is Not One / Ithaca: Cornell university Press, 1985- Braidotti R. Nomadic Subjects: Embodiment and sexual Difference in Contemporary Feminist Theory. N. Y.: Columbia University Press, 1994- de Lauretis T. The Violence of Rhetoric. Consideration on Representation and Gender // Technologies of Gender. Bloomongton: Indiana University Press, 1987. P. 31−50 и др. феминистских теорий. Постмодернистский поворот в методологии был обусловлен, с одной стороны, несоответствием прежней теоретической базы феминизма новым тенденциям в феминистском движении, с другой -современными философскими открытиями в области социальной теории пола. Модернисты и постмодернисты находятся в состоянии длительной дискуссии, отстаивая приоритетное или даже исключительное «право на жизнь» одного из проектов. К числу наиболее активных участниц полемики можно отнести JI. Николсон, Н. Фрезер, С. Бенхабиб, С. Бордо, К. Ди Стефано, Д. Флекс, А. Хайсен, Н. Хартсок, С. Хардинг, Д. Харавей, Д. Батлер, Д. Скотт, Ш. Муффи, С. Дж. Хекман и др17. Вероятно, правы П. Эллиот и Н. Менделл, утверждая, что нет возможности преодолеть феминистский раскол в вопросах тендера: можно лишь научиться использовать напряжение, возникающее между двумя позициями18.
В фокусе феминистских философских дискуссий находится вопрос о феминном субъекте, или тендерном субъекте. Сегодня этот центральный для феминистской теории вопрос вызывает споры и продуцирует различные исследовательские стратегии в изучении социальных и культурных особенностей феминности, социальных механизмов формирования тендерной идентичности и сексуальных ориентаций. У феминистских теоретиков нет согласия в вопросе об использовании постмодернистских подходов к изучению субъекта пола. Попытки разработать теорию субъекта пола на базе
17 См.: Linda J. Nicholson ed. Feminism/Postmodernism. New York and London: Routledge, 1990- Butler Judith and Scott Joan W. eds. Feminist Theorize the Political. New York and London: Routledge, 1992- Downs Laura Lee. If Women is Just an Category, Then Why Am I Afraid to Walk Alone at Night? Identity Politics Meets the Postmoderm Subject // Comparative studies in Society and History 35, 1993- Scott Joan W. The Tip of the Volcano // Comparative studies in Society and History 35, 1993- Hekman Susen J. Gender and Knowledge: Elements of a Postmodern Feminism. Boston- Northeastern University Press, 1990- Snitow Ann. A Gender Dairy // Comparative studies in Society and History 35, 1993. постмодернистской философии сопровождаются критикой эссенциалистских онтологий и стремлением к их «деконструкции». Основной тезис критиков заключается в том, что существование в гендерно-определенной форме является предметом генеалогических исследований, которые выявляют политические параметры конструирования тендера в модусе онтологии19. Вместе с тем, в постфеминистских теориях пола применяются фрагменты социальных онтологий М. Фуко, Ж. Делеза, Ж. Дерриды и других «постмодернистов». Используются отдельные онтологические категории (различие, множественность, становление), оставляя в стороне вопрос о специфических моделях социальной реальности, которым они принадлежат. Как отмечают сами теоретики феминизма, понятие феминного (гендерного) субъекта остается весьма неопределенным и противоречивым, а теоретические дискуссии между различными феминистскими школами не всегда плодотворны.
Из сказанного следует, что феминистские дискуссии инициируют постановку ряда социально-философских проблем, обсуждение которых выходит за рамки собственно феминистского (постфеминистского) дискурса и требует разработки философских оснований тендерных теорий в первую очередь, социальной онтологии пола.
18 Эллиот П., Менделл Н. Указ. соч. С. 44.
19 См.: Батлер Д. Тендерное беспокойство // Антология тендерной теории: Сб. переводов / Составление, коммент. Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 338).
Объект, предмет, цели и задачи исследования
Объектом изучения в диссертации выступают исследования пола как социального феномена. Предметом — философские основания исследований социального пола. Цель заключается в том, чтобы проанализировать и систематизировать исследования пола и на этой основе эксплицировать систему понятий, необходимую для развития философской теории о бытии пола как социального феномена — социальной онтологии пола.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи. проанализировать философские основания современных феминистских и тендерных теорий- реконструировать основные философские проекты изучения пола как социального феномена- обосновать необходимость разработки социально-философских (онтологических) моделей пола- разработать социально-философские основы системной теоретической конструкции пола как социального феномена-
Теоретические и методологические основы диссертационного исследования
Важным методологическим ориентиром диссертационной работы является понимание социальной философии как теоретической основы постижения всеобщего в работах Ю. В. Перова, Б. В. Маркова, С. В. Чебанова,
В. Г. Марахова, В. П. Фофанова и др. Использованы трактовки таких понятий как «социальная онтология», «социальная реальность», «социальное бытие» и социальная действительность", предложенные К. С. Пигровым20.
Диссертационное исследование построено с учетом того, что в европейской философской мысли существовало несколько онтологических проектов моделей) социальной реальности — классический, разработанный в философии немецкого идеализма XIX столетия и восходящий к рационализму Нового времени, феноменологический, экзистенциалистский, герменевтический,
21 постструктуралистский. К. С. Пигров выделяет четыре основные модели социальной реальности: «натуралистическую», «деятельностную», «идеалистическую» и «феноменологическую» и подчеркивает эмпирический характер приводимой типологии. Для диссертации значимо соотнесение метафизических и натуралистических онтологических проектов, осуществленное Ж. Делезом. По Делезу, в метафизической онтологии выстраивается теория высшего истинного бытия. Альтернативная натуралистическая онтология связана с попытками концептуализировать «бытие становления» натуральных (телесных) компонентов действительности. Следует подчеркнуть, что в рамках одних и тех же философских школ разрабатывались различные социально-онтологические модели.
Принципиальное значение для данной работы имеет интерпретация общества как семиотической реальности (Ж. Бодрийяр, М. Бахтин, Р. Барт, Ф. Джеймисон, Ж. Деррида, Ю. Кристева Ж. Ф. Лиотар М. Фуко) — трактовки
20 См.: Очерки социальной философии / Под. Ред. К. С. Пигрова. Спб.: Издательство Спб. гос. унив., 1998. Очерк 3.(Социальная онтология).
21 См.: Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига: Зинатне, 1988.
22 См.: Делез Ж. Платон и симулякр // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Водолей, 1998. социальности с помощью понятий «различие», «множественность», «бытие становления», «симулякр», «гиперреальность» (Ж. Делез, Р. Барт, Ж. Бодрийяр). В диссертации применена теория о социальной природе идеального (Э. Ильенков), концепция социального бытия как бытия «квазипредметностей сознания» (М. Мамардашвили), понимание рефлексии как объективного социального отношения (Зиневич О. В., Фофанов В. П.). В диссертации учитываются различные способы концептуализации власти, обозначенные М. Фуко. Согласно Фуко, власть может рассматриваться и как отношение господства-подчинения, и как взаимодействие «сил», и как имманентно присущая этим взаимодействиям «неуравновешенность» множественных микроотношений23.
Диссертант опиралась на работы по философскому постструктурализму (постмодернизму) (Н. С. Автономова, И. П. Ильин, В А. Конев, Н. Маньковская, Е. А. Найман, Я. И. Свирский, С. Л. Фокин, С. В. Табачникова, В. А. Суровцев). В диссертационном исследовании используется трактовка постмодернистской концепции субъекта как альтернативная той, что представлена в классической рефлексивной философии, в феноменологическом экзистенциализме, марксизме и классическом психоанализе (С. Табачникова). Для диссертации значимо различение феноменологического и топологического подходов к понятию тела (телесности), проведенное В. Подорогой. Принята во внимание трактовка категории становления, предложенная Ж. Делезом. Учитывались интерпретации этой категории Я. Свирского, отметившего специфику категории становления в философии «трансцендентального эмпиризма», и у С. Фокина, осуществившего анализ становления в философии Ф. Ницше и Ж. Делеза.
23 Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет.
В диссертации использован методологический принцип разграничения философских теорий по критерию принадлежности либо к философии логоцентризма (тождества), основанной на принципе бытия как присутствия, полноты, единства, либо к философии различия (множественности), предполагающей исследование мира как мозаичной совокупности различающихся компонентов (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Ю. Кристева, М. Фуко). Использованы также принцип нахождения «посреди читаемого», когда замечают присущие автору отклонения, вариации мысли и «населяют» философское учение различными связями и отношениями (Ж. Делез) — принцип различения множественных, дифференцированных линий прочтения философской мысли (М. Фуко).
Были полезны философские разработки темы любви и сексуальности, осуществленные А. Н. Чанышевым, И. С. Нарским, Ю. Б. Рюриковым, В. В. Бычковым, А. И. Абрамовым, Т. А. Кузьминой, В. М. Розиным, Ю. Н. Давыдовым, Б. В. Марковым, С. В. Чебановым и др- ряд культурологических и социологических публикаций И. С. Кона, обращение к философским теориям пола в работах Т. Айвазовой, Т. Барчуновой, О. Ворониной, Т. Гурко, О. Здравомысловой, Т. Клименковой, А. Костиковой, Т. Осипович, А. Тёмкиной, И. Жеребкиной, С. Жеребкина, С. Ушакина, Н. Юлиной и др.
Был принят во внимание тезис Р. Коннелла о том, что общепринятые школы феминизма содержат логически несопоставимые теории24. В диссертации
М.: Касталь, 1996. С.191−197.
24 Cornell R. Gender and Power. Stanford (CA): Stanford University Press, 1987. P.41. используется разграничение модернистских и постмодернистских теорий, предложенное JI. Николсон и Фрезер25.
В данном тексте применяются термины «пол», «сексуальность», «эрос», «любовь» с учетом приведенных ниже значений. В литературе особые состояния, связанные с полом индивида и событиями, которые происходят в общении полов, называют, сексуальностью и половой любовью (эросом). (Следует иметь в виду, что словом любовь вообще обозначают более широкую область реальности, чем та, что связана с полом). Термин «сексуальность» входит в научный оборот лишь в XIX веке и обозначает специфическую историческую форму существования полов. (М. Фуко). Вместе с тем, этот термин имеет более общий смысл. Когда говорят о сексуальности, подчеркивают телесную составляющую взаимодействия полов, а в понимании любви соединяется представление либо о единстве телесного и духовного взаимодействия, либо о духовном событии (3. Лев-Старович).
В русском языке, в отличие от английского, существует заметное смысловое различие между словами «пол» и «секс». В русском языке пол обозначает то, что относится к телу («анатомии») живых существ. Слово «секс» выражает динамику телесных отношений. Словарь русского языка разъясняет, что «пол -совокупность признаков организма, обеспечивающих размножение, по которым различаются мужские и женские особи, а также один из двух разрядов живых существ (мужчин и женщин, самцов и самок), различающихся по этим признакам"26. «Сексуальность» обозначает «совокупность психических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и
25 Fraser N., Nickolson L. Social Criticism without Philosophy // Feminism/Postmodernism. P. 1938-
26 Словарь русского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1985−1988. Т. 3. С. 254. удовлетворением полового влечения". Английское sex означат пол мужской и женский, половое влечение, половые сношения, половые органы, эротику- слово sexuality- различие полов, сексуальность, половую жизнь и подчеркнутую чувственность. Возможно, что ярко выраженный биологический «уклон» в значении слова «пол» в русском языке способствовал распространению в научной и философской литературе термина «гендер». В диссертации в качестве синонима термина «гендер» используется словосочетание «социальный пол».
Эмпирическим материалом диссертационного исследования послужили социологические, психологические, культурологические теории пола (сексуальности), многочисленные феминистские теории, работы по истории и теории феминизма, философские теории пола, разработанные в европейской и русской философии, постмодернистские философские теории.
Научная новизна и положения, выносимые на защиту
Научная новизна
Новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые проводится экспликация философских оснований изучения пола как социального феномена и выявляется система социально-философских понятий, образующая концептуальный каркас онтологических моделей социального пола.
27 Словарь русского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1985−1988. Т. 4. С. 71.
28 Crowther Jonathan ed. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. Fifth edition. Oxford University Press. P. 1078.
1. Впервые показано, что феминистские дискуссии о субъекте пола как социальном субъекте инициировали постановку ряда социально-философских проблем, обсуждение которых выходит за рамки феминистского (постфеминистского) дискурса. На основе анализа философского базиса феминистских и тендерных теорий в диссертации утверждается, что для развития современного теоретического дискурса о поле требуется не только выявить параметры социальности субъекта пола, но и определить, что представляет собой социальная реальность, вобравшая в себя биологические характеристики пола.
2. В диссертационном исследовании впервые в отечественной философии утверждается, что магистральной линией философского анализа социального пола является создание специальной социальной онтологии, изучающей пол как социальную реальность. Конституирование социальной онтологии пола проведено по следующим направлениям: анализ механизмов социокультурной спецификации природной (телесной) компоненты социального пола-
выработка теоретических представлений о коммуникативных механизмах становления пола (сексуальности) —
исследование вопроса о субъекте пола как социальном субъекте.
3. На основе изучения философских концепций пола (сексуальности) в диссертации впервые реконструированы основные философские проекты изучения социальных феноменов пола — «восходящего» (идеального) и «теневого» (телесного) эроса. Показано, что данные проекты дополняют друг друга: маргинализация телесной любви в одном проекте восполняется признанием центрального значения телесности и иллюзорности идеальной компоненты в другом.
4. В диссертации впервые предложены основные понятия-компоненты социально-онтологических моделей пола — «становление феноменов пола», «симулякр пола», «власть тотального», «власть телесного», «множественность телесного», «множественные коммуникации», «множественная субъективность».
5. Понятие становления описывает социальные феномены пола как семиотическую реальность. Вводится представление о двух видах становления — отвергающего телесную компоненту отношений полов в пользу их идеальной (духовной) компоненты и принимающего телесность в качестве единственного реального основания этих отношений.
5. Впервые в отечественной философии для исследования социальных феноменов пола вводится понятие симулякра пола. Под симулякром пола (сексуальности) понимается процесс образования семиотических «двойников» телесных отношений полов. Симулякры пола представляют собой семиотические коды, замещающие реальные тела и реальные отношения полов гиперреальным семиотическим (дискурсивным) множеством событий.
6. Впервые эксплицировано одно из важнейших направлений социально-философского исследования пола — изучение специфики социального пола как коммуникативного феномена. Показано, что взаимодействие полов осуществляется в «платоническом» диалоге в форме диалектического дискурса- в интерсубъективном диалоге как отношение мужского (рационального) и женского (чувственного) начал- в амбивалентном диалоге в виде взаимодействия иррациональных и логических семиотических компонентов- в микроотношениях полов как множественные семиотические коммуникации.
7. Выявлены новые аспекты исследования взаимодействия полов как властных отношений (отношений господства и подчинения). Впервые властные отношения специфицируются в зависимости от типов коммуникаций — в «платоническом», интерсубъективном, амбивалентном диалогах и микроотношениях полов. Показано, что в коммуникациях «платонического» типа и интерсубъективном диалоге осуществляется власть тотального (идеального) принципа, исключающего телесную компоненту любви и устанавливающего идеальное гармоничное сочетание полов. В амбивалентном диалоге присутствует власть телесного, выраженная в языке бессознательного. Эксплицированы особенности властных взаимодействий в микроотношениях полов, предполагающие возрастание семиотической валентности коммуницирующих сторон.
8. Впервые в отечественной социальной философии обосновывается тезис о том, что понятие о субъекте пола (сексуальном субъекте) следует конструировать как концепт социальной онтологии. Разрабатывается понятие множественной субъективности, содержание которого выражает процесс субъективации, где сексуальность является особой сферой социального опыта становления социального субъекта, наряду с другими сферами, формирующими субъективность как самоизменяющуюся множественную социальную инстанцию.
Положения, выносимые на защиту
1. Теории феминизма и тендерные теории складываются на базе модернистских философских концепций и попыток освоить постмодернистскую философскую методологию. Феминистские исследования не всегда выявляют действительные возможности философских теорий, поскольку философский багаж используется феминистками в собственных идеологических интересах. Постмодернистские феминистские теории тяготеют к методологии модернистского типа, более адекватной их практическим истокам и функциям. Собственно феминистскими являются только те теории, которые опираются на реформированную методологию модернистской философии. Привлечение постмодернистских концепций либо выводит теории за рамки феминистских, либо возвращает к модернистской методологии, от которой феминизм пытается отказаться.