Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Историческое развитие сети высших учебных заведений и теоретическая модель формирования градостроительной системы вузов в крупном городе Западной Сибири: На примере Томска и Новосибирска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объекты исследования. Объектом исследования является сложившаяся сеть вузов Томска и Новосибирска крупных городов, расположенных в Западной Сибири и играющих важнейшую роль в формировании научного и культурного потенциала региона. Томск является единственным городом в Западной Сибири, имеющим сеть вузов, созданную в основном в дореволюционный период, где групповая схема размещения вузов, получив… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эволюция развития высших учебных заведений в структуре развивающихся городов
    • 1. 1. Историческое размещение и развитие комплексов высших учебных заведений
    • 1. 2. Формирование образовательных центров с просветительскими функциями как новых элементов городской среды
    • 1. 3. Типологические схемы развития комплексов высших учебных заведений
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Предпосылки формирования сети высших учебных заведений как градостроительной системы
    • 2. 1. Экономические предпосылки развития новых форм межвузовского взаимодействия
    • 22. Социально-психологические аспекты влияния городской среды на воспитание личности
      • 2. 3. Планировочно-пространственные условия формирования сети высших учебных заведений
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Теоретическая модель градостроительной системы высших учебных заведений в структуре крупного города
    • 3. 1. Функциональная сторона межвузовской кооперации как основа формирования особой градостроительной инфраструктуры
    • 3. 2. Возможности развития структурных элементов и коммуникационных связей модели градостроительной системы вузов
    • 3. 3. Композиционно-пространственная организация градостроительной системы вузов в структуре центра города
  • Выводы по третьей главе ]

Историческое развитие сети высших учебных заведений и теоретическая модель формирования градостроительной системы вузов в крупном городе Западной Сибири: На примере Томска и Новосибирска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Решение задач освоения природных ресурсов Западной Сибири, развитие экономики, повышение материального и культурного уровня жизни тесно связано с проблемами развития вузов в регионе. Показателем определенной ступени социально-экономического и градостроительного развитая среды является наличие в структуре города вузов. Создание условий для развития сети комплексов вузов в структуре города, способной реагировать на изменение запросов общества к высшему образованию. — неотъемлемая составляющая сохранения и развития научного и культурного потенциала региона,.

В решении задач развития Западной Сибири, повышения культурного уровня населения и накопления научного потенциала важную роль играют крупнейшие города-центры, главные опорные пункты освоения ресурсов региона. Томск и Новосибирск являются центрами науки, культуры, важными узлами региональной системы высшего образования, размещенными в наиболее урбанизированной зоне Западно-Сибирского региона, что послужило толчком к развитию сети вузов в этих городах и обусловило выбор их для исследования (прил. 7).

Среди проблем крупных городов следует выделить как одну из наиболее актуальных проблему развития общественных центров. На формирование достаточно сложной и развитой системы общегородского центра крупного города влияет ряд факторов, в том числе сложившаяся сеть вузов, ее адаптация в современных условиях и др., играющих важную роль в определении и формировании планировочной структуры и композиционной основы центра.

Актуальность темы

Градостроительный анализ исторически сложившегося размещения вузов в планировочной структуре крупных городов Западной Сибири свидетельствует о том, что основная масса вузов расположена в центральной части города. Выступая средоточием общественной жизни, культуры и науки, информационными центрами, генераторами нового и хранителями традиций, вузы играют роль важного элемента структуры городского организма. Вузы формируются ансамблями уникальных зданий, являющимися акцентами в городской застройке, поэтому качество учебной среды в значительной степени определяет облик города в целом. Актуальность проблемы обусловлена и тем, что образование переживает быструю смену новых требований, а способность первой воспринимать современные знания делает ее наиболее важным элементом общества. В связи с этим вопросы организации вузовской среды — важная составляющая часть проблемы.

Необходимость определения функциональной значимости и градостроительной роли вузов в городской среде связана с тем, что, как правило, отсутствует системность в их размещении, затруднены перспективы территориального развития, далеко не всегда использованы градоформирующие возможности вузовских комплексов. Кроме того, в центральной части городов кроме вузов размещены научные и довузовские учреждения, имеющие немало общих интересов в своей деятельности, что представляется особенно важным в совершенствовани и учебно-воспитательного процесса, развитии научной базы вузов.

С другой стороны, в силу активизации экономической деятельности центр города далеко не всегда обоснованно заполняется деловыми объектами, которые, вторгаясь в культурное пространство, искажая и сокращая его, приводят к необходимости срочных мер, ограничивающих это вторжение в историческую среду. Важно поддержать ее новыми объектами, несущими адекватную функцию, закрепляющую их место в структуре городского центра, что нейтрализовало бы негативные последствия экономической деятельное! и и активизировало позитивные.

Учет этих факторов, их использование в градостроительной системе с целью поиска индивидуального подхода — важнейшее звено в решении практических задач проектирования центров крупных городов. С другой стороны, сокращение бюджетных ассигнований на образование и науку поставило научно-учебные центры Западной Сибири перед необходимостью поиска новых форм существования. Отчетливо наметилась тенденция объединения усилий не только для преодоления трудностей переходного периода, но и получения позитивных научно-учебных результатов. В связи с этим со всей остротой встает проблема формирования сети вузов как развитой градостроительной системы в структуре крупного сибирского города, требующей своего места в городской среде.

История формирования сети вузов дает примеры решения задач, связанных с взаимодействием городской застройки и научно-учебной среды. Так. в Томске в дореволюционный период был создан крупный научно-учебный комплекс, со временем вошедший в структуру центра города, который и сегодня является примером гармоничного решения, единства элементов природного ландшафта и городской застройки. В Новосибирске сеть вузов формировалась в социалистический период и имеет более сложную структуру, которая нуждается в целом комплексе мер, позволяющих нормализовать ее деятельность. Вузы как элементы культурной среды не играли должной роли в градостроительной организации и композиции ансамблей городского центра.

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к организации вузовского образования, что невозможно без определения принци11 иальных теоретических основ новой градостроительной системы и разработки соответствующей модели на основе исторического анализа форм и развития вузовских комплексов в структуре крупного города.

Изученность проблемы. С момента образования первого университета в Западной Сибири наука и практика приобрели значительный опыт в проектировании и строительстве вузов. Опираясь на накопленный практический опыт и теоретические исследования в вопросах развития вузов в структуре города, следует выделить в качестве основной концепции совершенствования создание обособленного, самодостаточного комплекса, что соответствовало бы существующим условиям. Сегодня происходит преобразование локального комплекса в систему структурных образований. переход к полицентричеекой системе, узлы которой взаимосвязаны между собой и с другими звеньями, создающей своеобразную научно-учебную среду города, требующей трансформации разрозненной сети вузов в развитую градостроительную систему.

Прогрессивные общетеоретические положения концепции развития локальных образований в развитую градостроительную систему требуют соответствующего уточнения и развития применительно к условиям ЗападноСибирского региона. В частности. специфические условия резко континентального климата, местные традиции, особенности сложившейся сети вузов требуют особого толкования этих положений, разработки определенных принципов и приемов организации застройки на основе комплексного учета региональных факторов.

Положения концепции развития локальных комплексов в развитые архитектурно-пространственные структуры часто вступают в противоречие с практикой застройки центров городов. Существующие проектные предложения формирования вузов и создания структуры вузовских комплексов в Томске и Новосибирске делают необходимой разработку определенных принципов, приемов планировочной организации и композиции в условиях сложившейся застройки на основе комплексного учета всех влияющих факторов.

Исторический анализ позволяет сделать вывод о необходимости теоретических исследований в области совершенствования практики планировки и застройки вузов, объединенных в градостроительную систему, как важных элементов планировочной структуры и композиции центральной части крупного сибирского города.

Цель диссертации. На основе исторического анализа формирования сети вузов и тенденций ее развития в современных социально-экономических условиях разработать теоретическую модель градостроительной системы вузов, определив основные принципы развития исторически сложившейся сети вузов.

Задачи. В ходе исследования решались следующие задачи:

— на основе исторического анализа выявить основные типологические схемы формирования комплексов вузовопределить влияние социальных и экономических факторов на современное развитие сети вузовисследовать градостроительные условия городов как предпосылки для развития сети вузов и ее постепенной трансформации в развитую градостроительную системуразработать теоретическую модель градостроительной системы вузов и сформулировать основные принципы ее формирования, касающиеся функциональной, структурно-планировочной и композиционно-пространственной сторон.

Объекты исследования. Объектом исследования является сложившаяся сеть вузов Томска и Новосибирска крупных городов, расположенных в Западной Сибири и играющих важнейшую роль в формировании научного и культурного потенциала региона. Томск является единственным городом в Западной Сибири, имеющим сеть вузов, созданную в основном в дореволюционный период, где групповая схема размещения вузов, получив развитие в наше время, сохранила основные принципы эволюционного градостроительного формирования, где неизменным центром остается комплекс университета. В Новосибирске сеть вузов, сформированная в социалистический период, приобрела более сложную схему развития. Присутствие различий в сложившихся планировочных структурах позволяет создать не только характерные для этих городов градостроительные системы вузов, основанные на общих принципах формирования научно-учебной среды, но и в целом обозначить основные этапы адаптации вузов в сложившейся застройке городов Западной Сибири в современных условиях.

Методика работы. Методика работы основана на комплексном анализе влияния основных факторов на формирование градостроительной системы вузов и выражается в системном подходе к решению поставленных задач. Работа базировалась на изучении истории становления комплексов вузов в структуре развивающегося города и на изучении опыта проектирования вузов. Техника исследования включала натурное обследование, сравнительный анализ проектно-графических и фотоматериалов, теоретическую разработку принципов формирования системы вузов на основе конкретных градостроительных условий Томска и Новосибирска.

Научная новизна. В работе впервые рассмотрены принципиальные положения влияния современных факторов на структурно-планировочную, функциональную и композиционно-пространственную стороны развития сети вузов крупных городов Западной Сибири, разработана теоретическая модель градостроительной системы вузов. Эти положения и выносятся на защиту.

Практическое значение. Результаты диссертации могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, при разработке методических рекомендаций, в практике проектирования комплексов вузов как элементов iрадостроительной системы, при разработке проектов планировки и застройки центров, выполнении генеральных планов городов. Внедрение основных положений исследования в практик}' даст возможность получить определенный градостроительный, социальный, экономический и культурный эффект за счет создания многоукладности среды, улучшения качества застройки, повышения эффективности проектирования и реализации проектных решений, а также уровня условий подготовки специалистов. Результаты диссертации могут также быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях.

Апробация. Основные положения исследования доложены и обсуждены на заседаниях кафедры градостроительства НГАХА, опубликованы в статьях и материалах конференций.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из текстовой части, включающей введение, три главы, заключение и список использованной литературы (всего 70 наименований), приложений (всего 45) и графической части, представленной на 18 листах.

В первой главе рассмотрена история формирования комплексов вузов в структуре развивающегося города, проведен анализ формирования сети вузов крупных сибирских городов, разработаны типологические схемы формирования вузов.

Во второй главе с учетом тенденций современного этапа развития системы высшего образования и сегодняшних социально-экономических трансформаций выявлены основные закономерности. определяющие необходимость развития сети вузов как градостроительной системы в центральных зонах крупных сибирских городов,.

В третьей главе разработана теоретическая модель градостроительной системы вузов и сформулированы основные принципы ее формирования, касающиеся функциональных, структурно-планировочных и композиционно-пространственных аспектов, а также предложения по развитию существующей сети вузов крупного города Западной Сибири.

1. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИ В.

СТРУКТУРЕ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ГОРОДОВ.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Выявлены последствия эволюционных процессов формирования сети вузов в крупных городах Западной Сибири, в результате которых в различных социально-экономических и градостроительных условиях сформировалась, с одной стороны, взаимосвязанная сеть вузов с ярко выраженными центрическими признаками (Томск), с другой, дисперсная семь вузов и комплексов с несформированными связями (Новосибирск).

2. Выявлены типологические схемы градостроительного формирования комплексов вузов, позволяющие определить принципы их последующего структурного и композиционного взаимодействия с городом.

3. Полученные результаты исследования накопленного практического опыта и обобщения научных позиций ряда авторов, дали возможность сформулировать основные теоретические положения влияния градостроительных условий на организацию сети вузов и эволюционную трансформацию ее в развитую градостроительную систему. Выявлены современные экономические, социально-психологические и градостроительные предпосылки развития градостроительной системы вузов.

4. Рассматривая вузы, а также интегрированные комплексы, складывающиеся на основе кооперации традиционных общевузовских функций и вновь развивающихся, как узловые элементы формируемой градостроительной системы вузов разработаны структурно-функциональные основы ее формирования на базе развития коммуникационных направлений.

5. Разработаны принципы композиционно-пространственного построения формируемой градостроительной системы вузов как части структуры городского центра, развитие которой направлено на гуманизацию среды, придание ей соответствующих функциональных и художественных качеств, способствую"щх воспитанию человека, формированию личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

За годы развития Западно-Сибирского региона накоплен значительный опыт формирования сети учебных заведений в разнообразных социально-экономических условиях, градостроительных ситуациях. Тем не менее работа по проектированию вузов чаще всего носит выборочный, штучный характер. не учитывающий большие градоформирующие возможности сети вузов и ее эволюционное развитие. Имеющиеся рекомендации в какой-то мере помогают ориентироваться в сложной сфере формирования сети вузов как элемента градостроительной структуры. Однако эти рекомендации носят, как правило, общий характер, не учитывают специфику планировочной структуры и композиции городов, региональные особенности и традиции не рассматривают проблем эволюционной трансформации сложившейся сети вузов в развитую градостроительную систему. Поэтому и проектная практика обнаруживает некомплексность методического подхода авторов и творческих коллективов в проектировании вузов. Отсутствуют попытки представить вузовскую среду как единый функциональный и композиционно-пространственный элемент в структуре крупного города. Вместе с тем значительные темпы развития градостроительства в регионе требуют разработки научной методики проектирования на основе комплексного учета всех данных.

Данная работа не может претендовать на полный охват проблем, связанных с проектированием, формированием и осуществлением перспектив развития градостроительной системы сети вузов и не содержит всеобъемлющих выводов. Автором на основе научного анализа сделана попытка подчеркнуть градостроительную значимость развивающейся системы, выявить общие закономерности взаимного влияния вузов и городской структур в композиции крупных учебно-научных центров — городов Западной Сибири, на конкретных примерах проследить возможность реализации этих закономерностей.

Работа базируется на историческом анализе, носит теоретический и. в некоторой степени, прикладной характер. Она может быть использована в научной работе и практике проектирования крупных городов региона, а также при разработке соответствующих методических руководств. Существует возможность использования результатов исследования в других регионах в сил}' общности эволюции развития образовательной системы, необходимости решения подобных проблем и специфики организации учебного процесса, влияющего на принципы организации среды обучения.

Использование исследования в дальнейших научных разработках, внедрение результатов диссертации в практику градостроительного проектирования позволит получить определенный социально-экономический, градостроительный, архитектурно-художественный эффект за счет создания многоукладной среды, улучшения архитектурно-художественных качеств застройки, повышения эффективности проектирования и реализации проектных решений, совершенствования условий обучения и воспитания специалистов на новых этапах развития общес тва.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Вузовское образование и проблема становления повой политической культуры // Материалы науч. конф. Новосибирск, 1995.
  2. С. II. Новосибирск: История градостроительства (1893 1985 гг.) —Новосибирск: Зан.-Сиб. кн. изд-во, 1978. 133 с.
  3. С.Н., Пустоветов Г. И. Из истории архитектурного образования в Сибири. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. — 86 с.
  4. С.Н. Сибирский архитектор. А. Д. Крячков: Документальный очерк. Новосибирск: Кн. изд-во, 1991. — 159 с.
  5. Г. В. Беляков С.А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1996. 131с.
  6. Барановская Л, А. К вопросу подготовки специалистов с высшим образованием в новых экономических условиях // Материалы науч. конф.11овосибирск, 1995.
  7. .Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.-метод, пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат. 1993. — 438 с.
  8. Н.С. О гуманизации и гуманитаризации технического образования Материалы науч. конф. Новосибирск, 1995.
  9. В.П., Бражникова II.A. Формирование территориально-планировочной структуры крупнейших городов Сибири на этапе центростремительных тенденций к реконструкции У Материалы науч.-практ. конф. Новосибирск. 1997.
  10. В.Ф. Основы градостроительства в условиях Западной Сибири: Учеб. пособие Под ред. С. А. Юдина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. Ч. 1: Развитие центров городов Западной Сибири. — 160 с.
  11. В.Н. Позвольте вузам «поиграть» в рынок // Alma mater. 1997.1. С. 7−9.
  12. Л.Г. Кризис высшей школы и ее новые цели Материалы науч. конф. -•¦ Новосибирск, 1995.
  13. С.Д. Концепция сжатия техногенных пространств как основа для теории экологического преобразования промышленных территорий в Сибири /У Материалы пауч.-практ. конф. Новосибирск, 1997.
  14. А.А. Идеалы и ценностные ориентации студенческой молодежи /7 Материалы науч. конф. Новосибирск. 1995.
  15. А.Э. Эволюция градостроительства. М. 1984.
  16. Н.П. Архитектура сибирского города конца XIX-начала XX века: Учеб. пособие. Новосибирск: НЛРХИ, 1993. — 90 с.
  17. М.М., Иишаков О. В. Механизм стимулирования труда и социальной защиты в вузе в условиях перехода к рынку // Учен. зап. секции экономики / Между нар. акад. наук высш. шк. Волгоград, 1996. Вын. 2. -С. 22−31.
  18. А.В. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Гражданские здания: Учеб. пособие для вузов. М.: Стройиздат, 1993 — 509 с.
  19. В.Е. Изменение ценностных установок учащихся высшей школы // Материалы науч. конф. Новосибирск, 1995.
  20. .М. Градостроительные проблемы комплексного преобразования региональной системы высших учебных заведений (на примере СевероКавказского экономического района): Автореф. дис.. канд. архитектуры / Ленингр, инж.-строит. ин-т. Л., 1977. — 21 с.
  21. Н.В. Оценка затрат на высшее образование /У Alma mater. 1996.l.-C. 15−16.
  22. М.Р., Туманик Г. Н. Новосибирск: город в 2000 году. -Новосибирск: Кн. изд-во, 1989. 112 с.
  23. М.Р. Корчем кипа О.Г. Галямов В. Проектное предложение по организации исторического сквера по улице Каменской. Новосибирск: Новосибгражданпроект, 1986.
  24. А.А., Аксенов В. Д. Учебно-лабораторный корпус Института народного хозяйства. Технический проект ГИПРОНИИ АН СССР. Новосибирское отделение, 1972.
  25. А. А. Кравченко С. Кривогорницьтн В. Новосибирский электротехнический институт ГИПРОНИИ АН СССР. Новосибирское отделение, 1974.
  26. А.А., Евсеев Г., Федоскин В. и др. Институт Советской кооперативной торговли Центросоюза ГИПРОНИИ АН СССР. Новосибирское отделение.
  27. Кривогорницын В, И., Аксенов В. Д. Учебно-лабораторный комплекс II ИИ ВТ. Проектное предложение / ГИПРОНИИ АН СССР. Новосибирское отделение, 1977.
  28. В. И. Аксенов В.Д., Копылов Б. III МИ. Проектное предложение / ГИПРОНИИ АН СССР. Новосибирское отделение, 1979.
  29. В.И., Аксенов В. Д. Комплекс НСХИ. Проект / ГИПРОНИИ АН СССР. Новосибирское отделение. 1979.
  30. Кроль В, Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России. Сравнение с развитыми странами мира Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С. 22−30.
  31. Л.П. Проблемы управления высшей школой на современном этапе. М.: Республика, 1995.- 157 с,
  32. А. И. Малютина Л.Ф. Гуманизация образования в техническом вузе / Материалы науч. конф. Новосибирск, 1995.
  33. Р.Г. Архитектурно-планировочная организация университетских комплексов и их размещение в структуре города: Автореф. дис.. канд. архитектуры Ленингр. инж.-строит, ин-т. Л., 1967. -22 с.
  34. М.Ю. Гуманитаризация образования и проблема законности Материалы науч. конф. Новосибирск, 1995.
  35. Н.М. Принципы формирования учебных и научных комплексов в структуре сложившихся городов (на примере г. Тбилиси): Автореф. дис.. канд. архитектуры. --Москва, 1976.
  36. Е.П., Ценляева М. С. Влияние культуры на образование и воспитание в техническом вузе Материалы нау ч. конф. Новосибирск. 1995.
  37. Е.П. Изучение истории лефортово-немецкой слободы одна из форм активизации гуманитарного образования в МЭИ Материалы науч.конф. Новосибирск. 1995.
  38. С.Н. Социальные ориентации студентов вузов Тюмени Материалы науч. конф. Новосибирск, 1995.
  39. Н.Б. Высшая школа и формирование ка/фов российской интеллигенции // Материалы науч. конф. Новосибирск, 1995.
  40. Общежития для молодежи ЦНИИЭП жилища, ЦНИИЭП учебных зданий. М.: Стройиздат, 1990. — 128 с.
  41. .И. Новосибирск: от прошлого к будущему. Новосибирск: Кн. изд-во. 1991. 119 с.
  42. А.П. и др. История Сибири, В 5 т. М., 1965. — Т. 3. — 280 е.: Т. 4.-311 е.: Т. 5. 315 с.
  43. Очерки истории высшей школы Новосибирска: К 100-летию города B.C. Алтурмесов. А. А. Ананенко. С. Н. Баландин и др. Новосибирск, 1994. -164 с.
  44. В.Г. К вопросу о новой парадигме организации высшего образования как предпосылки духовно-нравственного становления личности Материалы науч. конф. Новосибирск, 1995.
  45. В.М., Лихачев Е. Н. Современные тенденции совершенствования планировочной структуры сибирских городов /У Материалы науч.-практ. конф. -Новосибирск, 1997.
  46. ТА. Проблема самоусовершенствования личности /7 Материалы науч. конф. Новосибирск, 1995.
  47. Н.В. Проект «Реконструкция центральной части города Томска. Верхняя Елань» Сиб. ин-т Сибспецпроектреставрация. Томск, 1996.
  48. Таги ров Р.Б., Лопухова Т. В. «Исследование социальных ориентаций студентов // Материалы науч. конф. Новосибирск, 1995.
  49. Проектирование учебных комплексов и центров: Справ, пособие к СНиП 2.08.02 Центр, науч.-исслед. и проект, ин-т типового и экспериментального проектирования шк., дошк. учреждений, средних и высших учебных заведений.
  50. . A.M. Транец и др. М.: Стройиздат. 1991. — 49 с.
  51. Руководство, но проектированию высших учебных заведений / ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя. М.: Стройиздат, 1980. 48 с.
  52. Е.А. Проблемы становления и развития негосударственно!-о образования в России // Негосударственное образование в России. -Новосибирск, 1996. С. 5−9.
  53. А.В., Иванова Г. И. Нечаев Н.Н. Архитектура и психология: Учеб. пособие для архит. спец. вузов. М.: Стройиздат. 1993. — 295 с.
  54. Н.В., Лисовская Н. А. Конкурс на разработку эскизного проекта реконструкции застройки и благоустройства вузовской зоны города Томска. Проект Сиб. ин-та Сибспецпроектреставрация, Томск, 1996−1997.
  55. Т.Н. Формирование центров крупных городов Сибири с учетом влияния природных факторов (на примере гг. Новосибирска. Новокузнецка,
  56. Красноярска): Дис.. канд. архитектуры: В 2 т. Новосиб. инж.-строит, ин-т им. В. В. Куйбышева. Новосибирск, 1983. — Т. 1. 122 с.
  57. Г. Н., Колпакова М. Р. Градоэкологическое планирование городских и пригородных территорий /7 Материалы науч.-практ. конф. Новосибирск, 1997.
  58. ГЛ., Колпакова М. Р. Некоторые структурные и функциональные особенности рекреационных пространств крупного города Сибири (на примере Новосибирска) /7 Материалы науч.-практ. конф. Новосибирск, 1997.
  59. Г. II., Колпакова М. Р. Отечественное градостроительство: современные проблемы развития сибирского города: Учеб. пособие. Новосибирск: НГАХА. 1996. 149 с,
  60. Л.П. Сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов /7 Материалы науч. конф. Новосибирск, 1995.
  61. Л.С. Дом Ленина. Сквер Героев Революции. Новосибирск: Зап,-Сиб. кн. изд-во, 1975. 1990. — 35с.
  62. Фаустова Э. Н. Целевые установки студентов в современной ситуации
  63. Материалы науч. конф. Новосибирск, 1995.
  64. В.Н. Архитектура учебных заведений Сибири второй половины XIX начала XX вв.: Дис.канд. архитектуры. — Москва: МАИ, 1989.
  65. П. Концептуальные вопросы в анализе высшего образования применительно к России // Экономика и математические методы. 1997. -Т. 33. вып. 1.-С. 92−111.
  66. Г. Н. Высшие учебные заведения с развивающейся планировочнойструкт урой. М., 1982.
  67. В.Н. Структурно-содержательные реформы и качество образования. // Высшее образование в России. 1996. — № 1. С. 65−73.
  68. . Проектирование и строительство научных комплексов в Сибири.1. Новосибирск., 1980.
Заполнить форму текущей работой