Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Синергетика и изменение форм научной рациональности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные научные результаты и их новизна. В диссертации обосновывается положение о необходимости интеграции различиыт способов освоения человеком мира Наш подход опирается холистские тенденции в понимании объективной реальности как в науке, прежде всего в физике (Бор Н., Эйнштейн А., Гейзенберг В., Пригожин И.), так и в философии. В диссертации предпринята попытка обобщающего исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научная рациональность: генезис и изменение форм
    • 1. Генезис идеи рациональности в философии
    • 2. Научная рациональность и ее трансформации
  • Глава II. Синергетика и новый этап в развитии рациональности
    • 1. Синергетика как новое направление междисциплинарных исследований
    • 2. Синергетика как новое миропонимание: новая модель синтетической картины мира

Синергетика и изменение форм научной рациональности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сейчас, в конце двадцатого века, мы можем с уверенностью сказать, что ни одна сфера духовной культуры не оказала ст существенного влияния на общество, как наука. «В настоящее время мы все осознаем, что находимся на переломном рубеже истории. Это — век техники со всеми ее последствиями, которые, по-видимому, не оставят ничего из всего того, что на протяжении тысячелетий человек обрел в области труда, жизни, мышления «.').

Наука и техника в 20-ом столетии стали подлинными локомотивами истории. Они придали ей динамизм, предоставили во власть человека огромную силу, которая позволила резко увели масштабы преобразовательной деятельности людей. Итог научных преобразований мы можем подвести уже сейчас, когда открытия в области атомной энергетики, генной инженерии и т. п. поставили все человечество перед проблемой: как сделать так, чтобы увеличивающаяся мощь человека не привела к отрицательным результатам ?

Одним из условий успешного разрешения этой проблемы является формирование в человеке нового отношения <окружающему миру. И если раньше исходным положением в это отношении было объяснение окружающего мира, то сейчас акцент делается на то, чтобы не только, объяснение, но и плюс понимание составляли основу взаимоотношений человека и природы /На чем основан новый подход к миропониманию? При ответе на этот вопрос необходимо подчеркнуть, что многообразие духовных.

1. Ясперс К. Смысл и назначение истории М., Республика, 1994 г., с. 113. движений и философских течений конца 19 — начала 20 веков, отражающих целый спектр событий — от кризиса в основаниях математики до создания психоанализа и размышлений над спецификой истории и наук о живом — сходятся в единое русло, приводя к кризису рационалистических представлений. Разрушается образ самотождественного и автономного разума, якобы присутствующего в человеке, природе и обществе, всегда адекватного и целесообразного. «Природное. содержит существенный элемент случайного и необратимого. Это приводит к новому взгляду на материю — она уже рассматривается не как нечто пассивное (как это было в классической механике), а как наделенное спонтанной активностью. Это изменение в наших представлениях, настолько глубоко, что сегодня можно говорить о новом качестве диалога между человеком и природой «.'>

Сущность и необходимость возникновения нового диалога между человеком и природой исходит из изменения форм научной рациональности .

Проникновение науки во все сферы деятельности оценивают как процесс рационализации человеческой жизнедеятельности. Вместе с тем очевидно, что ни одна сфера приложения человеческих сил не лишена элементов рациональности Имеются исследования подтверждающие рациональность мифа, искусства, не говоря уже о трудовой деятельности и практики в целом .

Интерес для нашего исследования представляет не рациональность вообще, а отдельная ее область — научная рациональность .

I. Пригожин И. Наука, цивилизация и демократия // Философия и социология науки и техники 1988;1989г., Наука, с. 12.

Сегодня стала очевидной узость традиционной (классической) формы рациональности, отличительными чертами которой являются обратимость времени, линейность, детерминизм, редукционизм. Человек встал перед насущной задачей — выработать такую мировоззренческую концепцию, которая включала бы в себя новь достижения в области и естественных и социальных и гуманитарных наук .

В современную эпоху мы являемся свидетелями новых трансформаций идеалов и нормативных структур науки. «Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности «.').

Это концепция не может быть получена путем «линейной» экстраполяции классических и неклассических форм научн знания. Здесь может помочь то, что в современной науке называют «нелинейным мышлением», которое характерно для синергетики — нового междисциплинарного направления в современной науке. Отсюда вполне очевидна важность философско-методологического осмысления вопросов, которые возникают в связи с разработкой научной рациональности, связанной с нелинейным мышлением .

Степень разработанности темы. Изучением форм научной рациональности занимались многие научные школы. При изучении естественнонаучных основ научной рациональности бы., использованы труды классиков естествознания.

Н.Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, Н. Бора, А. Эйнштейна, В. Гейзенберга, Э. Шредингера, И. Пригожина, Г. Хакена и др.

При рассмотрении естественнонаучных истоков.

1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой М., 1987 г., с. 34. синергетического подхода как нового этапа в развитии научной рациональности были изучены и проанализированы результаты физики, химии, биологии, посвященные нелинейным, неравновесным, нестационарным, эволюционным процессам, а также теории катастроф .

Эта работа осуществлена по нескольким направлениям: первое представляет собой обобщенное исследование математических моделей исходных систем в виде систем нелинейных дифференциальных уравнений и использование данного аппарата в теории катастроф. В связи с этим проанализированы работы А. Пуанкаре, А. М. Ляпунова, Э. Лоренца, Т. Постона, Д. Рюэля, Р. Тома и др. — второе связано с понятием энтропии Проанализированы работы Р. Адлера, Л. Больцмана, Л. Бриллюэна, П. Гленсдорфа, Р. Клаузиуса, Гуревича Б. М. и др. — третье включает изучение волновых, автоволновых и статистических процессов, явлений резонанса в нелинейных срел использованы работы и результаты исследований Андронова А.а. Арнольда В. И., Климонтовича Ю. Л., Курдюмова С. П., Самарского A.A. и др. — четвертое связано с системным анализом. При этом использованы работы Андронова A.A., Л. фон Берталанфи, Н. Винера, А. Богданова, Дж. Касти, Уемова А. И., Урманцева Ю. А., У. Р. Эшби и др.

Особое внимание в диссертации уделяется обобщению новых мировоззренческих и методологических подходов Мировоззренческие выводы, связанные с постнеклассическим этапом развития науки, неравновесной термодинамикой и синергетикой, развиваемых в работах Акчурина И. А., Аршинова В. И., Буданова В. Г., Делокарова К. Х., Добронравовой И. С., Егорова B.C., Казакова Н. Д., Климонтовича Ю. Л., Князевой E.H.,.

Моисеева H.H., Назаретяна А. П., Степина B.C., Щербакова A.C. и др.

Но, несмотря на достигнутые, проблема рациональности остается остродискуссионной, по поводу самого ее понятия имеют место противоположные точки зрения, не достигнуто единство научной и мировоззренческих составляющих, не исследовача взаимосвязь «субъекта» (с его целями и ценностями) и «объекта в процессе познания и освоения человеком окружающего мира .

Предметом данного исследования является философский анализ научной рациональности, характерный для постнеклассической науки вообще, теории самоорганизации и синергетики в частности .

Целью данной работы является выяснение сущности научи рациональности и причин изменения ее форм на основе синергетического подхода. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач: дать определение научной рациональности и установить «границы применимости» данного понятия — показать эволюцию философских и научных взглядов на рассмотрение научной рациональности — выделить новый этап в развитии рациональности связанный с синергетическим видением мира — дать характеристику понятийно-категориального аппарата синергетики, применяемых в ней методов, показать взаимосвязь используемых в ней понятий между собой, как выражение нового типа рациональности — исследовать взаимосвязь «субъекта» (с его целями и ценностями) и «объекта» в процессе познания, раскрыть связь между внутринаучными и социальными ценностями и целями на каждом этапе научной рациональности .

Методологической основой данного исследования являются принципы системности, объективности, развития — использованы методологические результаты анализа структуры физического знания, закономерностей его развития .

Основные научные результаты и их новизна. В диссертации обосновывается положение о необходимости интеграции различиыт способов освоения человеком мира Наш подход опирается холистские тенденции в понимании объективной реальности как в науке, прежде всего в физике (Бор Н., Эйнштейн А., Гейзенберг В., Пригожин И.), так и в философии. В диссертации предпринята попытка обобщающего исследования широкого круга философско-мировоззренческих проблем, связанных с научной рациональностьювыявлены особенности каждой формы рациональности — определено место «субъекта» (с его целями и ценностями) в процессе познания — исследована взаимосвязь «субъекта» и «объекта» в данном процессе — показана связь между научными и социальными ценностями и целями на каждом этапе научной рациональности — выделен новый тип рациональное-связанный с синергетикой и показано его влияние на изучение окружающего мира .

Практическая значимость Полученные результаты исследования имеют не только философско-мировоззренческие, но и практически-прикладное значение. Они вносят вклад в разработку кафедральной проблемы «Философские проблемы синергетики» и найдут применение в научной и учебной работе, при подготовке лекционных и семинарских курсов, пособий по проблемам методологии естественных и гуманитарных наук и взаимосвязи этих дисциплин. Их также можно использовать при оценке конкретных ситуаций, выбора наиболее оправданного и адекватного подхода к изучаемым явлениям в практической деятельности государственных служащих .

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы прошли апробацию в качестве доклада на межкафедральном круглом столе, посвященном философским проблемам синергетики — «Синергетика: новое миропонимание? «(1995г.) — выступления на международной конференции посвященной проблеме «Наука, экология, гуманизм» (1996г.) конференции «Проблемы образования: синергетический подход (1997г.), проходивших в Российской академии государственной службы — докладах на кафедре и проблемной группе о ходе работы над диссертацией и о ее итогах, а также на Первых Российских курсах «Философия и социальная антропология», проходивших в МГУ с 4 ноября по 28 декабря 1996 г.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит ит введения, двух глав, заключения и списка использов-литературы. В первой главе исследуется историко-философские историко-научные предпосылки научной рациональности. Во второй главе рассматривается новый этап в развитии научной рациональности, связанный с синергетическим подходом, дается развернутая характеристика понятийного, категориального аппарата новой концепции и исследуется взаимосвязь «субъекта» (с его целями и ценностями) и «объекта» в процессе познания. Показывается взаимосвязь между внутринаучными и социальными ценностями и ценностями на новом этапе научной рациональности.

Заключение

.

Специфика настоящего исследования заключалась в том, что идея рациональности рассматривалась в тесной связи с развит науки, которая привела к неизбежному изменению качестве: ' определенности этой идеи .

Отмечено, что понятие «рационализм» имеет несколько смыслов: чисто гносеологический — как основа взаимопонимания между людьми — как противопоставление чувствам, эмоциям, страстям — как свойство, выделяющее человека из остальных живм-существ — как последовательное развертывание мышления в виде необходимо вытекающих друг из друга логических шагов — как синоним науки .

Интерес для исследования представляет последняя тракт рациональности .

Подчеркивается, что научное знание имеет свою специфику, чтобы определенная форма человеческой практики была наукой, необходимо соблюдение следующих принципов: верифицируемостьобобщаемость — дихотомия субъективного и объективного — прогнозируемость — логическая непротиворечивость .

Показано, что зарождение идеи рационализма связано с образованием и изменением идеалов и стандартов науки .

Поиск и рассмотрение особенности рациональности на каждом этапе развития науки производился по следующему плану: истоки и сущность данной формы рациональности — противоречия и трудности, связанные с возникновением новых научных теорий — поиск новых путей развития ;

Исследуя развитие науки, выделили следующие формы рациональности: классическая — неклассическая — постнеклассическая ;

Каждая форма рациональности имеет свои особенности. Так, ядро классической рациональности составили следующие элементы: выдвижение истинности в качестве описательной и разумеется, нормативной характеристики — фундаменталистская обоснованность — методологический редукционизм .

В свете классического рационализма мир предстал перед людьми механизмом, который был кем-то запущен и действует раз и навсегда определенным законам. Человек выступает в ро^и наблюдателя, способного регистрировать происходящие события, устанавливать связи между явлениями, в результате выполнения данной деятельности он познает законы, управляющие механизмом, анализ которых приводит к выявлению причинно-следственна связей — то есть дает предсказание тех или иных событий .

Необходимо подчеркнуть, что человеку в данном мире отведена роль лишь постороннего наблюдателя, таким образом познающий разум всегда дистанцирован от изучаемых объектов, он как бы со стороны созерцает мир и таким путем познает его. Результатом такого познания должна была стать абсолютная Истина, стремление к достижению которой позволило Ф. Бэкону сформулировать свой тезис о том, что абсолютные знания нужны человеку для того, чтобы ставить себе на службу силы природы. Декарт развил данную идею и разработал свой рационалистический способ покорения природы. Таким образом у науки появляется цель увеличить мощь человека над природой, начинается изменение ее места в обществе .

Классическая рациональность долгое время имела ст господствующей парадигмы, которая получила название ньютоновской парадигмы .

Неклассическая рациональность исключала жесткую однозначную связь между отдельными событиями, допуская вероятностную связь между ними Законы движения носят вероятностный характер. В описание вводятся такие характеристики как: дискретность — стохастичность — неопределенность .

Существенную роль для описания окружающего мира играют открытые принципы: дополнительности и соответствия. Основные тенденции, связанные с утверждением нового типа рациональное могут быть определены как переход от стратегии преимущественно дисциплинарного, предметно-фундаменталистского развития научного познания, к проблемно-ориентированным формам научно-исследовательской деятельности, смягчавшей зависимость науки от социокультурных ценностей. Данной нормативно-ценностной победе в немалой степени способствовало изменение структур духовного производства в европейской культуре второй половины 19 начала 20 веков. Кроме того требовалось разрешение проблемы: как совместить принцип возрастания энтропии с универсальностью, а не исключительностью процессов становления в окружающем нас мире .

Выходом из данной проблемы явилось создание синергетики, разработка идей самоорганизации в термодинамике неравновесных процессов .

На современном этапе проблемы, затронутые неравновесной термодинамикой, вышли за рамки физики и химии и затрагивают специалистов самых различных областей, которые рассматривают полученные неравновесной термодинамикой резулъ применительно к своей области исследования. И эти неудивительно, ведь неравновесные состояния и обмен энергией и веществом являются универсальными явлениями во Вселенной, они присущи как неживой природе, так и процессам, протекающим в живой природе и обществе .

Синергетика, как новая область междисциплинарных исследований, имеет свой терминологический состав. Его неоднозначность, нестрогость, неопределенность говорит о новом уровне понимания действительности, на который мы только-только переступаем. Открылась глубокая взаимосвязь различных понятий, многие из которых оказались многозначными и используются к различных дисциплинах, что хотя и создает определенного трудности, но и одновременно облегчает изучение разнородных процессов посредством научных аналогий .

Необходимость возникновения новой картины видение мира объясняется тем, что: отсутствует традиционный, однозначный, универсальный подход к изучаемым явлениям — модель мироздания рассматривается не в виде простой суммы элементов и линейных связей между ними, а как сложная система с гибкими, нелинейными, стохастическими связями — по-новому стал рассматриваться вопрос о направлении «стрелы времени» — возникли явления пространственно-временной самоорганизации — возникла реальная возможность объединения различных структурных уровней строения Вселенной — в философском аспекте осуществляется переход научных теорий от описания бытия к описанию процесса его становления .

В развитии синергетики в науке формируется новый тип рациональности, утверждается организмическая картина зиждущаяся на допущении совокупных эффектов самоорганизацконструктивной роли времени, динамической нестабильности системкатегориальный блок которой составляют: неустойчивость — когерентность — неравновесность — нелинейность и т. д.

Среди развивающихся систем современной науки особое ме> занимают природные, в которых особое место отводится человеку. Взаимодействие с ними человека протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возмож состояний. Включаясь во взаимодействие, человек уже имеет дело не с жесткими предметами и свойствами, а со своеобразным набором возможностей. Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. В оборот также вводятся «человекоразмерные объекты» .

Особенностью синергетики является рассмотрение взаимодействия социальных целей и ценностей с внутринаучными. В рамках данного исследования этот вопрос был затронут, хотя полный и 'тщательный анализ может быть дан в рамках самостоятельного исследования .

Подводя итоги сказанному, необходимо отметить, что появление новой формы рациональности никоим образом не отменяет хорошо изученные детерминистские научные схемы и не упраздняет полученных с их помощью результатов. Главное то, что они оказываются теперь не единственными способами описания мироздания .

Завершая данную работу, следует подчеркнуть, что в целом поставленные цели и задачи в целом нашли свое разрешение в очерченных данным исследованием рамках. Хотя это решение м соответствовать, на языке синергетики, точке бифуркация Необходимо отметить, что синергетика только формирует себя, множество вопросов еще открыто для исследований, несмотря на старания многих выдающихся мыслителей, работающих в данной области .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации М., ВЛАДОС, 1994 г.
  2. Ч. Интервью А.Федотову — «Элита», № 1, 1996 г.
  3. И.А. Эволюция современной естественнонаучной парадигмы // Философия науки. Выпуск 11. М., ИФРАН, 1995 г.
  4. И.С., Овчинников Н. Ф., Печенкин A.A. Методологические обоснования квантовой теории М., Наука, 1984 г.
  5. В.И., Казаков Н. Д. Синергетика как мо-междисциплинарного синтеза II Математика, естествозв . и культура М., 1983 г.
  6. В.И., Устюжанина М. Ю. Синергетическое познание в поисках становящейся реальности // в сборнике: Самоорганизация, организация, управление М., РАГС, 1995 г.
  7. В., Свирский Я. Философия самоорганизации Новые горизонты II Общественные науки и современность № 3, 1993г.
  8. М.Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени М., Наука, 1974 г.
  9. Ю.А. Иоганн Кеплер М., Наука, 1971 г.
  10. П., Помо И., Видаль К. Порядок о хаосе .
  11. О детерминистском подходе к турбулентности М., Мир, 1991 г.
  12. Л. фон Общая теория систем — обзор проблем результатов // Системные исследования. Ежегодник 1969 г. М., Наука, 1969 г.
  13. .Н., Демидов Ф. Д., Егоров B.C. Мировоззренческие проблемы теории самоорганизации // Самоорганизация, организация, управление М., РАГС, 1995 г.
  14. A.A. Тектология . Всеобщая организационная наука в 2-х томах М., Экономика, 1989 г.
  15. Бор Н. Избранные научные труды в 2 томах М., Наука, 1971 г., том 1.
  16. Бор Н. Избранные научные труды в 2 томах М., Наук 1971 г., том 2.
  17. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание М., Изд.ин.лит., 1961 г.
  18. Бор н М., Иордан П. О квантовой механике // Успехи физических наук, 1977 г., том122, выпуск 4.
  19. A.C. Диалектика и рациональность // Вопросы философии, 1978 г.,№ 7
  20. JI. Наука и теория информации М., ГИФМЛ, 1960 г.
  21. . Принцип избирательности в когнитивных системах // Общественные науки и современность, 1993 г.,
  22. Л.де. Революция в физике М., 1963 г.
  23. Ф. Сочинения в 2-х томах М., Мысль, 1971 г.
  24. A.A. Концепция самоорганизующегося мира // Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1995 г.
  25. В.И. Избранные труды по истории науки М., 1981 г.
  26. Е. Этюды о симметрии М., 1971 г.
  27. . Легенда и быль о химических колебаниях // Знание-сила, 1988 г., № 4
  28. А. Синергетика и политика // Общественные науки и современность, 1993 г., № 4
  29. П.П. Эволюция понятия науки . Становление и развитие первых научных программ М., Наука, 1980 г.
  30. П.П. Проблема рациональности на исходе 20-го века // Вопросы философии, 1991 г., № 6
  31. Галилео Галилей // Приложение к журналу «Вестник знания «, Л.обл. из-во, 1931 г.
  32. В. Физика и философия : целое и часть М., Наука, 1989 г.
  33. В. О наглядном содержании квантовотеоретической кинематики и механики Успехи физических наук, 1977г., т.122, выпуск 4.
  34. В. Философские проблемы атомной физики М., Из.ин.лит-ры, 1953 г.
  35. П., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуации М., 1973 г.
  36. К.Х. Рационализм и социосинергетика // Общественные науки и современность, 1997 г., № 1
  37. К.Х. Методологические проблемы квантовой механики в советской философской науке М., Наука, 1982 г.
  38. К.Х. Исторический характер рациональности в научном познании II Философские науки, 1978г., № 5
  39. И.С. Синергетика : становление нелинейного мышления Киев, 1990 г.
  40. Д.Л., Ванярхо В. Г. Синергетика и методология системных исследований // Системные исследования 1988 г. М., Наука, 1988 г.
  41. B.C. Философский реализм М., 1994 г.
  42. B.C. Рационализм и синергизм М., 1997 г.
  43. Г. Б. Физика и общество // Вопросы философии, № 8, 1993 г.
  44. В.В. Теория познания . Введение. Общие проблемы М., МГУ, 1993 г.
  45. Исторические типы рациональности // отв. ред. В. А. Лекторский том 1, М., 1995 г.
  46. П.Ф. Рациональность в науке и культуре Киев, 1989 г.
  47. И. Критика чистого разума // Собрание сочинений в восьми томах М., Чоро, 1994 г., т.З.
  48. Дж. Большие системы : Связность, сложность, катастрофы М., 1982 г.
  49. Ю.Л. Введение в физику открытых систем // Соросовский образовательный журнал № 8, 1996 г.
  50. Ю.Л. Динамический и статистический хаос . Критерии степени упорядоченности в процессах самоорганизации // в сборнике Самоорганизация в науке: опыт философского осмысления М., ИФРАН, 1991 г.
  51. Ю.Л. Без формул о синергетике Минск, 1986г.
  52. В.Н. Самоорганизация информационной Вселенной Московский синерг. форум, М., 1996 г.
  53. E.H. Одиссея научного разума М., ИФРАН, 1995 г.
  54. E.H., Курдюмов С. П. Путь самоорганизации природы: детерминация из будущего // в сборнике Информация и самоорганизация М., РАГС, 1996 г.
  55. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность, № 2, 1993 г.
  56. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение : диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии, № 12, 1992 г.
  57. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления М., Наука, 1994 г.
  58. Н. О вращениях небесных сфер М., Наука, 1964 г.
  59. Г. А. Синергетика (учебное пособие) Белгород, 1996 г.
  60. В. Ориентиры грядущего? Постиндустриальное общество и пародоксы истории // Общественные науки и современность, № 2, 1993 г.
  61. П.В. Развитие концепции открытых систем Киев, Компьютеры + Программы, № 6, 1993г.
  62. О.С., Ляпунов A.A. К вопросу о моделировании эволюционного процесса II Проблемы кибернетики Выпуск 16, М., Наука, 1966 г.
  63. Кун Т. Коперниканская революция II Коперниковская революция: социо-культурные истоки М., ИНИОН, 1991 г.
  64. Кун Т. Структура научных революций М., Прогресс, IV
  65. С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем М., Прогресс, 1975 г.
  66. С.П. Математические предвестники единства // Знание сила, 1988 г., № 10
  67. С.П., Князева E.H. У истоков синергетического видения мира // Самоорганизация в науке: опыт философского осмысления М., ИФРАН, 1991 г.
  68. .М. Аналитическая механика М., Гостехтеориздат. 1950 г., том 1.
  69. A.A. Научные знания в информационном обществе Минск, Наука и техника, 1993г.
  70. Г. В. Сочинения том 1, М., 1982 г. том 1.
  71. М.К., Соловьев Э. Ю., Швырев B.C. Классика и современность . Две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире: Философия и наука1. М., 1972 г.
  72. М.К. Классический и неклассический идеал рациональности М., 1994 г.73.
Заполнить форму текущей работой