Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка стратегии развития и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время важное место занимает проблема выживания и развития промышленных предприятий. Отсутствие у предприятий необходимого механизма стратегической ориентации и рыночных функций управления ведет их в будущем к несостоятельности и банкротству. С развитием менеджмента на предприятии меняется управленческий механизм. Система обеспечения конкурентоспособности как методология построения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности промышленного предприятия
    • 1. 1. Эволюция развития теории и практики конкурентоспособности предприятий
    • 1. 2. Развитие конкуренции на российском рынке
    • 1. 3. Анализ методов оценки конкурентной позиции предприятия
    • 1. 4. Ситуационный анализ конкурентоспособности промышленных предприятий (ЗАО «Самарский гипсовый комбинат»,
  • ЗАО «Перспектива», ОАО НПП «Янтарь»)
  • Глава 2. Концептуальные аспекты управления конкурентоспособностью предприятия на основе системного подхода
    • 2. 1. Разработка системы анализа и активизации коммуникаций предприятия
    • 2. 2. Оценка влияния организационной конструкции системы управления на конкурентоспособность предприятия. ?
    • 2. 3. Моделирование процесса управления конкурентоспособностью предприятия
  • Глава 3. Методические вопросы повышения конкурентоспособ ности предприятия
    • 3. 1. Разработка экономической стратегии и методов повышения конкурентоспособности предприятия
    • 3. 2. Совершенствование организации и управления маркетинговой деятельностью как фактор повышения конкурентоспособности предприятия
    • 3. 3. Разработка системы экономической безопасности предприятия
    • 3. 4. Разработка кадровой стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности предприятия
    • 3. 5. Разработка Программы стратегического развития и повышения конкурентоспособности предприятия

Разработка стратегии развития и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время важное место занимает проблема выживания и развития промышленных предприятий. Отсутствие у предприятий необходимого механизма стратегической ориентации и рыночных функций управления ведет их в будущем к несостоятельности и банкротству. С развитием менеджмента на предприятии меняется управленческий механизм. Система обеспечения конкурентоспособности как методология построения отдельных разделов системы менеджмента (стратегического маркетинга, инновационного менеджмента, производственного менеджмента, управления финансами и др.), ориентированная на достижение конкурентоспособности управляемого объекта, базируется на экономических законах функционирования рыночных отношений, законах организации, научных подходах, принципах и методах управления.

Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов представляет очень сложную работу, так как: во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектовво-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по оценке конкурентоспособностив-третыа, например, в России техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентированы на обеспечение конкурентоспособности различных объектов.

В системе обеспечения конкурентоспособности особое внимание уделено стратегическому маркетингу как началу всего, первой функции управления.

Система обеспечения конкурентоспособности различных объектов — это методология построения и функционирования различных видов маркетинга и менеджмента.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов: таких, как емкость рынка, доступ на рынок, вид производимого товара, однородность рынка, конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке, наличия технических новшеств.

Комплексные маркетинговые исследования создают обоснованную базу для принятия решений о стратегии и программе развития предпринимательской и сбытовой деятельности предприятия. Прогнозирование рынка, разработка стратегии и планирование своих действий на рынке, формирование рыночного спроса — основные принципы деятельности маркетинговой службы. Стратегическое управление, предвидение последующих действий предприятия соответственно изменяющимся требованиям рынка, разработка комплекса взаимоувязанных мер в области товарной, сбытовой, ценовой и стимулирующей политики с учетом возможной реакции конкурентов и т. д. представляют значительные преимущества маркетингового подхода к управлению в производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия.

Для успеха в конкурентной борьбе предприятие должно обладать: во-первых, эффективной системой управления финансами, позволяющей принимать обоснованные и своевременные управленческие решенияво-вторых, гибкой организационной структурой, опирающейся на маркетинг.

Любые изменения, происходящие на предприятии, непосредственным образом влияют на его конкурентный потенциал. Рассмотрение этих изменений, их положительных и отрицательных сторон, их влияние на всю деятельность предприятия, а так же возможности усиления хороших и устранения нежелательных их последствий — задача данной работы.

Актуальность исследования. Реформирование экономических отношений в России связано с решением ряда сложнейших проблем как теоретического, так и организационного характера. Прежде всего, это внедрение теории и практики управления, маркетинга, управления персоналом, стратегическая ориентация, оргструктура управления, которая обеспечит построение новой концепции формирования конкурентоспособности промышленным предприятием.

Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей рынка и коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается ответственность за обеспечение предприятия сырьем, материалами и сбытом его продукции.

В новых условиях хозяйствования необходимо ускорить процесс создания модели конкурентоспособности, адаптированной к рыночным отношениям и усилить стратегическую ориентацию, без чего не возможна структурная перестройка промышленных предприятий.

Проведение инновационных преобразований и развитие конкурентоспособного потенциала предприятия должны осуществляться на основе внедрения новейших технологий, повышения уровня профессиональной подготовки персонала, знания и навыков управления, маркетинга, экономики, развития организационной культуры. Все это вызывает острую необходимость разработки Программы стратегического развития и формирования новой концепции обеспечения конкурентоспособности предприятий.

Конкуренции посвящены работы А. Смит, М. Е. Портера, П. Хайне, А. Курно, Дж. Робинсона, Э. Чемберлина, Ф. Найта, Г. Дж. Броума, И. Шумпетера, Б. Хендерсона и других зарубежных ученых.

Эффективное управление промышленным предприятием ориентирует его на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить предприятию предполагаемую прибыль. Конкурентоспособность на современном этапе является актуальной темой. Большой вклад в исследование проблем конкурентоспособности внесли такие отечественные ученые, как И. Трофимов, В. Жуковской, М. Гельванский, В. Баринов, А. Синельников, А. Юданов, А. Печенкин, В. Фомин, В. Савин, П. Завьялов, А. Идрисов, И. Лисиненко, В. Оболенский, Т. Асланов, В. Рябцев, Ю. Бубнов, О. Макаренко, Ю. Мишин, В. Фионин, Р. Фатхутдинов, Н. Яшин и другие.

Промышленные предприятия, принимая в условиях рынка хозяйственные решения, должны учитывать резко возросшее влияние неопределенности рынка на экономику, организацию и планирование производства. Для этого необходимо постоянно поддерживать гибкость своего функционирования, где ведущая роль принадлежит маркетингу и стратегии развития.

Проводимая в стране экономическая реформа предполагает коренное изменение сложившихся методов стратегического развития самих предприятий и государственного регулирования экономики, изменения налоговой системы,.

Цель экономической реформы заключается в создании новых отношений между предприятиями, а также внутри отдельных предприятий. Каждое предприятие вынуждено, в основном, самостоятельно выбирать путь выхода из кризиса и вхождения в рынок.

Главная отличительная черта функционирующих сегодня предприятий состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях.

Изменение организационно-правовых основ предприятий, изменение специализации и переход на выпуск новой продукции неизбежно влечет за собой изменение организационной структуры управления. Этот процесс весьма сложный и болезненный. От того, насколько своевременно производится изменение организационной структуры, зависит и эффективность работы предприятия и его аппарата управления. Потребность в разработке стратегии, позволяющей предприятию выживать в конкурентной борьбе на современном этапе резко возросла, что и легло в основу наших исследований.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью настоящего исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях реформирования экономики. В диссертационной работе для достижения цели поставлены следующие задачи:

• провести анализ производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий с целью выявления проблем, решение которых обеспечит повышение конкурентоспособности;

• уточнить и обосновать категорию «экономическая политика и стратегия» развития промышленного предприятия;

• выявить и систематизировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;

• разработать концепцию повышения конкурентоспособности предприятия на основе экономической политики и стратегии развития;

• разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности структуры управления предприятием;

• сделать оценку конкурентной позиции предприятия (ЗАО «Самарский гипсовый комбинат», ЗАО «Перспектива», ОАО HiШ «Янтарь») в системе рыночных отношений;

• разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой и финансовой деятельности предприятия;

• разработать систему моделей процессов обеспечения конкурентоспособности предприятия;

• разработать систему экономической безопасности предприятия;

• разработать Программу стратегического развития промышленного предприятия.

Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, тенденции и принципы стратегического развития и обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях рынка.

Объектом исследования явились предприятия Самарской области: ЗАО «Самарский гипсовый комбинат», ЗАО «Перспектива», ОАО НПП «Янтарь». Выбор объектов исследования обусловлен практической необходимостью в создании концепции стратегического развития и обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий.

Методической основой диссертационного исследования послужил диалектический метод. В процессе проведения исследования использовались комплексный и ситуационный научные подходы. Для обоснования выдвинутых автором разработок применялись методы статистического анализа и прогнозной оценки. Теоретической базой явились труды отечественных авторов по проблемам, прямо или косвенно связанные с темой диссертации. В работе исследовалась информация периодической печати.

Информационную базу исследования составили законы, указы Президента, Правительственные материалы, статистические данные, а также отчетные материалы промышленных предприятий Самарской области. Научная новизна исследований состоит в:

• разработке более совершенной системы активизации коммуникаций и информационного обеспечения промышленных предприятий;

• разработке авторского метода оценки влияния организационной конструкции системы управления на конкурентоспособность предприятия;

• использовании математической модели для процесса управления конкурентоспособностью предприятия;

• разработке новой концепции повышения конкурентоспособности промышленных предприятий;

• разработке авторской концепции и алгоритма реализации стратегического маркетинга как фактора повышения конкурентоспособности предприятия;

• разработке Программы стратегического развития, обеспечивающей конкурентоспособность промышленных предприятий.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические разработки и рекомендации используются промышленными предприятиями Самарского региона для стратегического развития, обеспечения конкурентоспособности и совершенствования управления в условиях рыночных отношений.

Отдельные положения диссертации используются в процессе обучения студентов по дисциплинам: «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Стратегический маркетинг», «Управление персоналом», «Экономика предприятия».

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались на международных научных конференциях, на всероссийских научно-практических конференциях и семинарах в гг. Самара, Пенза, Тамбов. Полученные в ходе исследования результаты опубликованы в сборниках научных трудов и материалах конференций (8 печатных работ общим объемом 4,06 п.л., в том числе автора 2,66 п.л.). Таким образом, диссертационное исследование направлено на решение важной народнохозяйственной задачи.

Заключение

.

В настоящее время важное место занимает проблема выживания и развития промышленных предприятий. Отсутствие у предприятий необходимого механизма стратегической ориентации и рыночных функций управления ведет их в будущем к несостоятельности и банкротству. С развитием менеджмента на предприятии меняется управленческий механизм.

Организационная структура должна стать адаптивной к восприятию внешних факторов, к рыночной среде. Высокая мобильность и гибкость аппарата управления, высокая информационная оснащенность значительно повышает управленческий потенциал предприятия, управленческие решения принимаются на основе активного поиска оптимального варианта путем предвидения проблем, что уменьшает степень риска.

В результате решения данной проблемы в работе:

1. Рассмотрена эволюция развития систем управления промышленным производством, а также развитие конкуренции на российском рынке. Вследствие чего рассмотрена деятельность предприятия в современных условиях.

2. Проведен анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Самарский гипсовый комбинат», ЗАО «Перспектива», холдинг «Новый Эдем», ОАО НПП «Янтарь» в современных условиях, который показал, что потенциал данных предприятий находится на достаточно низком уровне. В результате диагностики состояния бизнеса по 16 факторам и изучения сильных и слабых сторон предприятий получен вывод, что для повышения эффективности управления необходимо:

• заменить существующую линейно-функциональную организационную структуру на более гибкую структуру органического типа;

• передать больше полномочий подразделениям в производственной и организационной сфере, сохранив их финансовую зависимость от головного предприятия;

• создать отдел маркетинга для более детального изучения потребностей рынка и эффективной работы с крупными заказчиками;

• грамотно организовать процесс бюджетирования и перейти на управленческий учет с использованием современного программного обеспечения;

• создать систему экономической безопасности.

3. Проанализированы факторы и тенденции обеспечения конкурентоспособности ЗАО «Самарский гипсовый комбинат», ЗАО «Перспектива», ОАО НПП «Янтарь». На основе системного подхода разработана общая концепция повышения конкурентоспособности предприятия, согласно которой, для успеха в конкурентной борьбе в современных условиях необходимо своевременно реагировать на изменения во внешней среде, а также обладать полной и достоверной информацией о состоянии дел на предприятии, чтобы принимать грамотные управленческие решения и эффективно распределять имеющиеся ресурсы. Ключевая роль в выполнении концепции принадлежит руководству предприятия, которое определяет две суперзадачи для предприятия: проведение стратегических изменений и мобилизацию потенциала организации на осуществление стратегии.

4. Одной из ключевых проблем предприятий является доминирование функционального управления. Функциональные подразделения, отделы прямо не заинтересованы в общих результатах, поскольку системы оценки их деятельности оторваны от результативности компании в целом. Многие ключевые проблемы предприятия имеют межфункциональную природу. Для решения данных проблем предложена матричная структура управления, которая относится к органическому типу. Органический тип структуры имеет следующие преимущества перед иерархическим:

• отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений;

• высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом;

• ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность (для создания общей системы знаний, помогающей решать проблемы предприятия быстрее и эффективнее) и самодисциплину.

5. Проанализированы методические вопросы совершенствования конкурентоспособности механизма управления, которые включают в себя совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии, разработку механизма управления финансами и системы экономической безопасности.

5.1. Предложен вариант совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии.

Комплексные маркетинговые исследования создают обоснованную базу для принятия решений о стратегии и программе развития предпринимательской и сбытовой деятельности предприятия. Прогнозирование рынка, разработка стратегии и планирование своих действий на рынке, формирование рыночного спроса — основные принципы маркетинговой концепции внутрифирменного управления. В отличие от концепций управления, именно стратегическое управление, предвидение последующих действий предприятия соответственно изменяющимся требованиям рынка, разработка комплекса взаимоувязанных мер в области товарной, сбытовой, ценовой и стимулирующей политики с учетом возможной реакции конкурентов и т. д. представляют значительные преимущества маркетингового подхода к управлению в производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия.

Наиболее оптимальной организацией маркетинга на предприятиях, предоставляющих услуги в области телекоммуникаций, является организация по клиентам. Здесь каждому подразделению маркетинга поручается какая-либо отдельная группа клиентов. Иногда менеджеру может быть предложен один, но очень важный клиент. Такая структура оправдывает себя, так как сегменты рынка достаточно велики и достаточно различаются между собой. Важнейшая задача управления в этом случае состоит в поддержании оптимальных для предприятия связей с клиентами, причем с точки зрения всех продуктов. Отдел маркетинга должен направлять свою деятельность на создание спроса, и поэтому его целями является определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка параметров для новой продукции, освоение рынков, контроль изменений вкусов и предпочтений потребителей, рекламирование предприятия и его продукции.

5.2. Разработана схема управления бюджетным процессом на предприятии, а также изложены принципы постановки бюджетирования и управленческого учета.

Для того, чтобы принимать решения, делать это осознанно и своевременно нужна система координат, нужен прогноз, по которому можно оценить все возможные проблемы или вероятные трудности и выработать систему мер для их исправления. Без такой системы координат у руководителя предприятия не будет даже возможности оценить, куда двигается АО, верной ли дорогой «шагают» его бизнесы. Система бюджетов и управленческий учет позволят заблаговременно оценивать последствия текущего положения дел в ОАО НЛП «Янтарь» и реализуемой стратегии для финансового самочувствия предприятия (путем расчета и анализа финансовых коэффициентов). Таким образом, бюджетирование и управленческий учет позволяют заранее оценивать финансовую состоятельность отдельных направлений бизнеса, обеспечивая финансовую устойчивость всего предприятия.

5.3. Предложена схема комплексной системы экономической безопасности предприятия. Комплекс состоит из двух частей (блоков) основного и обеспечивающего. Основной блок содержит систему предварительной оценки предприятия, аналитическую систему, систему планирования и общей оценки экономической безопасности предприятия. Обеспечивающий блок включает в себя информационную систему, программное и техническое обеспечение, внедрение и обслуживание комплекса, а также систему подготовки специалистов.

Рассмотрена финансовая подсистема экономической безопасности предприятия. Предложена концепция финансовой политики ОАО Н1111 «Янтарь», а также система показателей оценки финансового состояния предприятия.

Результаты проведенных исследований направлены на укрепление позиций предприятий, которые находятся в кризисном состоянии. Внедрение в практику современного подхода к формированию конкурентоспособной системы управления при осуществлении преобразований на данном предприятии будет способствовать успешному развитию предприятий в нынешних условиях. Эффективность деятельности предприятия, его дальнейшее развитие в условиях неопределенности и риска зависит от совершенствования механизма управления.

Таким образом, задача совершенствования механизма управления, разработки конкурентоспособной системы управления предприятием и применения ее на практике на сегодняшний день остается актуальной.

Разработанные рекомендации в результате проведенного исследования значительно повысят конкурентоспособность промышленных предприятий. На наш взгляд, цель диссертационного исследования в определенной степени достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации -М: Проспект, 2001.
  2. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"/ от 21 марта 1991. Сборник нормативных актов. Предпринимательское (хозяйственное) право М. Былина 1999.
  3. О государственной поддержке малого предпринимательства: Федеральный закон № 88 от 14 июня 1995 г.// Собрание законодательств РФ. 1995. -№ 31.
  4. Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1991 Советская газета № 9 от 12 января 1991.
  5. Закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. /Российская газета от 3 августа 1995.
  6. Закон РФ от 19 июня 1995. Об экологической экспертизе. Сборник нормативных актов предпринимательское (хозяйственное) право М. Былина 1999.
  7. Закон от 14 июня 1995. Закон о рекламе. Сборник нормативных актов предпринимательское (хозяйственное) право М. Былина 1999.
  8. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы разработки и реализации социальных технологий в регионах» -Самара, 2000.
  9. Материалы сборника «Евроград». Информационное издание «Активизация социально-экономического развития городов и регионов» (Международная программа Евроград XXI).
  10. А. Стратегическое рыночное управление. -Санкт-Петербург Питер 2002.
  11. Р. Планирование будущего корпорации. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.
  12. З.Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. М., 1997.
  13. М.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Издательство «Питер», 1999.
  14. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989.
  15. Ю.А., Жабин А. П. Малое предпринимательство в парадигме социальной инноватики Москва-Самара, 2000.
  16. Э.П. Основы внешнеэкономической политики. М: ОАО «Изд-во «Экономика», АОЗТ «МИКО «Коммерческий вестник», 1997.
  17. В.П., Ступаков B.C., Токаренко Г. С. Методика оценки стратегии корпоративной системы по обобщенным характеристикам // Финансы. -№ 11.-2000.
  18. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник.- 4-е издание, дополненное и переработанное. М.: Финансы и статистика, 1997.
  19. С.Г., Кошкин В. И. Теория и практика антикризисного управления М: Закон и право. Издательство ЮНИТИ, 1996.
  20. Г. Овладение политикой планирования: создание реально выполняемых планов и политика./пер. с англ. М.: Прогресс -Универс., 1994.
  21. Бизнес-диагностика промышленных предприятий / Соломенникова Е. А., Гренбэк Г. В., Маркова В. Д. и др. Новосибирск: НГУ, 1996.
  22. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В. М. Попова С.И. Ляпунова. М.: Финансы и статистика, 2000.
  23. И.А. Управление активами. К.: Ника-Центр, 2000. — 720 с. -(Серия «Библиотека финансового менеджера». Вып. 6).
  24. В.И. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997.
  25. Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ./ Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПБ.: Издательство «Питер», 1999.
  26. .М. Эффективность капиталистической экономики. Некоторые проблемы анализа и измерения. М.: Наука, 1992.,
  27. К. Основы стратегического менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1997.
  28. А., Саулин А. Интегральная оценка результатов работы предприятия // Вопросы экономики. № 6. — 1998.
  29. О.В., Горский Ю. М., Делягин М. Г., Коваленко A.A. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.: ИНФА-М, 2000.
  30. Ю.Т. Методы оценки и формирования конкурентоспособного промышленного потенциала (фирмы). М.: Изд-во СГЭА, 1999.
  31. Ю.Т. Методология регулирования конкурентоспособности промышленного предприятия (фирмы). Самара, Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2002.
  32. В.Р. Основы менеджмента: Учебник. М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1996.
  33. В. А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  34. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2002.
  35. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс./ 2-е изд. Учебник. М.: «Фирма Рардарика», 1996.
  36. Н. А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М., 1998.
  37. М.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. -К.: Знания ПРЕСС, 2002.
  38. Ю. Штрихи к исследованию предпринимательства на рубеже XIX -XX века // Предпринимательство. 1998. № 2,3
  39. . А., Горелов О. И., Торукало В. П. Управление реформами. М., 1999.,
  40. Д.М. Организация и управление. Изд. 3-е, перераб. -М.:Изд-во МГТУ им. Баумана, 1998.
  41. Л. Д. Преобразующий менеджмент. М.: ДЕЛО, 1999.
  42. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992.
  43. Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг. 1999. № 9.
  44. В.В. Важнейшие критерии результативности управления. -М.: МНИИПУ, 1998.
  45. В.В. Ключевые элементы управления и их практическое значение. М.: МНИИПУ, 1998.
  46. В.А., Бугулав Э. Р., Богомолов А. Ю. Планирование на предприятии. М., Филинъ Рилант 2000.
  47. Горфинкель В. Я, Швандер В. А. Экономика предприятия. М.: Банки и биржи, 1998.
  48. В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия -М., 1996.
  49. Ф.Ж., Келли Д. Н. Преобразование организации: Пер. с англ. -М. Дело, 2000.
  50. И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2001. № 7.
  51. И.Б. Стратегический менеджмент организации. Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.
  52. Дей Д. Стратегический маркетинг. М.: Изд-во «ЭКСМО — Пресс», 2002.
  53. Р. Методы статистических обследований: Пер. с англ. / Под ред. и с пред. Е. М. Четыркина М.: Финансы и статистика, 1985.
  54. Е., Хершген X. Практический маркетинг. М.: «Высшая школа», 1996.
  55. Л.И., Мильнер Б. З. Системный подход к организации управления.-М.: Экономика, 1983.
  56. А. Стандарт для господина директора // Экономика и жизнь. 1999. № 44.
  57. H.H., Барсученко Э. И. Основные тенденции предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. Киев: УкрИНТЭИ, 1992.
  58. B.C. Ревизия сущности стратегического планирования. Ж. Менеджмент в России и за рубежом, сентябрь-октябрь, 1997.
  59. А. Главная цель конкурентоспособность // Деловой визит. 1999. № 2.
  60. Т. Отраслевая структура, рыночная стратегия и успех предприятия // Проблемы теории и практики управления. № 3. — 2000.
  61. Ю.Ф. Методология проектирования организационно-экономических систем управления. М., 1990.
  62. С.Е., Русинова Ф. М. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: учебник для вузов. -М.: Высшая школа, 1997.
  63. . Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписнов. М.: Экономика, 1991.
  64. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.
  65. В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. М., 1999.
  66. В.М. Основы современной экономики. М.: Финансы и статистика 2000.
  67. В.В., Краснова В. Б. Реструктуризация управления компанией: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 6. М.: ИНФРА-М, 1999.
  68. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов. / С. Б. Авдашева, В. А. Аронян, И. К. Ахлопов и др.- Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999.
  69. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.
  70. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / Карминский A.M., Оленев Н. И., Примак А. Г., Фалько С. Г. М.: Финансы и статистика, 1998.
  71. P.A. Совершенствование экономических методов управления на предприятиях-М.: Экономика, 1985.
  72. Ф. Маркетинг. Менеджмент / Пер. с англ, под ред. O.A. Третьяка, JI.A. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Издательство «Питер», 1999.
  73. P.M. Стратегия диверсификации и успех предприятия // Проблемы теории и практики управления. № 1. — 1994.
  74. Г., Одоннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ М.: Прогресс, 1981.
  75. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996.
  76. A.A., Иванцевич Дж. М. Человечские ресурсы управления. М: Дело, 1993.
  77. А.Н. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  78. И.И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. М.: Высшая школа, 2000.
  79. О.Г. Стратегический менеджмент. Учебное пособие, -Самара: СГЭА, 2004 г.
  80. О.Г. Формирование конкурентоспособных систем управления промышленным производством Самара: Изд-во СГЭА, 1997.
  81. О.Г., Чечин О. П. Экономическая безопасность региона и предприятия: Учеб. пособие. Самара 2000.
  82. С.Ф. Менеджер за работой М.: Молодая гвардия, 1989.
  83. В. Д. Стратегия развития предприятия (анкета директора к Клубу директоров 11). В сб.: Клуб директоров анализирует и рекомендует. -Красноярск, 1993.
  84. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
  85. Менеджмент (современный российский менеджмент) / Под ред. Русинов Ф. М., Разу M.JI. -М.: Изд. ФБК-Пресс, 1999.
  86. Менеджмент организации / Румянцева З. П., Саломатин H.A., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1996.
  87. Менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. М., 2001.
  88. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. М., «Дело», 1998.
  89. ., Лисе Ф. Управление современной компанией М.: Инфра-М, 2001.
  90. К. Искусство менеджмента: Практическое пособие. Серия «Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом» М.: Изд-во «Финпресс», 1998.
  91. .З. Теория организации. М: ИНФРА-М, 2000.
  92. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. / Пер. с англ, под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: «Питер», 2001.
  93. Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения. «Менеджмент в России и за рубежом», № 2, 1999.
  94. Э.А., Смирнов А. О. Методы нахождения оптимального управления экономическими системами. Рыбинск: РГАТА, 1999.
  95. Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур // Р.И.С.К. 1999. № 1.
  96. Л.Ф. Научные аспекты менеджмента: собственность, самоорганизация и структура. М.: Из-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1993.
  97. Л.Ф. Самоорганизация в мягких системах. М.: Экономика, 1992.
  98. Л.Ф., Бусов Р. И. Менеджмент горизонтальных структур. -М.: Из-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1993.
  99. В., Асланова Т. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства // Проблемы прогнозирования. 1996. № 5.
  100. М., Ежкин Л. Реструктуризация путь повышения конкурентоспособности производства // Экономист. — № 10. — 2000. — с.58−65.
  101. Оптимальные модели в системном анализе / отв. Ред. Л. В. Канторович, А. Г. Крутиков / М., 1983.
  102. Опыт применения программно-целевого подхода управления предприятиями/ Под ред. А. Г. Аганбегяна и В. Д. Ренина. Новосибирск, 1994.
  103. Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года. ИНЭИ РАН.
  104. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. В. И. Гончаренко, С. И. Кондратьева, Д. П. Копейкин и другие. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000.112.0'Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. / Пер. с англ. М.: ООО «МТ Пресс», 1999.
  105. .В. Сложные системы управления. М.: ИЛУ, 1992.
  106. И.Петер Хорват И. З. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4.
  107. Н.Я. Анализ и моделирование взаимосвязей элементов экономических систем. М., АН СССР, 1985.
  108. Пб.Петров А. Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  109. С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программ- для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. М. «ИНФА-М», 1999.
  110. М.Е. Международная конкуренция (перевод с англ.) / Под ред. В.Д. Щетинина-М.: Международные отношения, 1993.1.Производительность труда «белых воротничков» / Под ред. Зотова В. В., М.: Прогресс, 1989.
  111. А. А. Современный отечественный промышленный менеджмент. М.: Из-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999.
  112. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий./ В. Ф. Богачев, С. С. Будановский, С. В. Рогов и др. -СПб.:Издательский дом «Корвус», 1996−3 52с.
  113. В.П. Управление персоналом как сфера управления, наука и учебная дисциплина // Вестник Московского университета: серия социология и политология. 1998. № 1.
  114. .А., Голубков Е. П. Пекарские Л.С. Системный подход в перспективном планировании, М., 1975.
  115. З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием предприятия». Модуль 3. М.: «ИНФРА — М», 1999.
  116. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: ИНФА-М, 1996.
  117. Э. Управление ресурсами как фактор стратегического успеха // Проблемы теории и практики управления. № 9. — 1995.
  118. В.М. Конкурентоспособность российских регионов: методология оценки и сравнительного анализа: Монография. Самара: Издательство Самарск. гос. экон. акад., 2002.
  119. Л.Ф. Исследование систем управления. М.: МГАДИ, 1998.
  120. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. -Ростов-на-Дону, М.: Зевс, 1997.
  121. А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия // Проблемы теории и практики управления. № 6. -2000.»
  122. Н.Е. Методы анализа рынка. Учеб. пособие. М.: Экспертное бюро, 2000.
  123. Совершенствование управления экономическими системами: методы, модели, алгоритмы. М.: МИУ, 1988.
  124. Современный менеджмент: принципы и правила. Научное издание / Под ред. Данилова В. И., Данильяна H.H.: НКЦП, 1992.
  125. B.C. Стратегический менеджмент, Ростов-на-Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
  126. В.Е. Генезис концепции стратегического управления. М.: ОАО «ЦНИИТЭНефтехим», 1999.
  127. Социальный менеджмент: учебник / Под ред. Афанасьева B.C., Баглай М. В., Беляева A.A. и др. М.: ЗАО «Бизнес — школа», «Интел -Синтез», 1999.
  128. В.Н. Основы системного анализа. СПб.: «Изд. Дом «Бизнесс-пресса», 2000.
  129. Структуры сложных систем и алгоритмы управления (под ред. Бордова Ю. А., Яковлева В.Б.). Л.: Из-во Ленинг. Ун-та, 1990.
  130. Ф.У. Управление фабрикой. М.: Книга, 1924.
  131. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/ Базаров Г. З., Беляев С. Г., Белых Л. П. и др.: под ред. Беляева С. Г. и Кошкина В. И. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
  132. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов: Пер. с англ./ Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  133. H.H. Стратегическое управление, М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
  134. Иб.Тутунджян А. К. Реструктуризация предприятий в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы теории и практики. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000.
  135. Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. Пер. с англ. / Общ. ред. В. Т. Рысина. М.: Прогресс, 1988.
  136. Управление по результатам / Под ред. Лейманна Я. А., М.: Прогресс, 1993.
  137. Э.А. Управление компанией. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1997.
  138. Э.А. Управление фирмой. М.: «Акалис», 1996.
  139. P.A. Стратегический маркетинг. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел — Синтез», 2000.
  140. Финансово-экономический словарь. Энциклопедия. М., 2001.
  141. Д. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.- «Контуры», 1998.
  142. С.Е. Организация производственных систем Тула: Шар, 1996.
  143. А. Устойчивое экономическое развитие региона // Российская провинция. 2001. № 136−137,139−140.
  144. В.И. и др. Корпоративный менеджмент: опыт России и США. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.
  145. П. Достижение конкурентных преимуществ во внешней торговле // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 4.
  146. И. Теория экономического развития. М., Финансы и статистика 1982.
  147. Экономика, организация и планирование производства на предприятии / Под ред. Г. И. Шепеленко Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2000.
  148. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие / Под. Ред. А. П. Градова. -3-е изд., испр. СПб.: Спец — Лит, 2000.
  149. Эффективное управление фирмой: теория и практика / Бондарь H. nJ Васюхин О. В., Голубев A.A., Подлесных В. И. СПб: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1999.
  150. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., ГНОМ и Д2001.
  151. Статьи по теме диссертации:
  152. В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. -№ 3.-1999.
  153. Н. Эволюция систем и организационное проектирование // Проблемы управления, № 6,1999.
  154. Э., Глисин Ф. Динамика промышленного производства и деловая активность предприятий // Экономист. 2001. № 8.
  155. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. № 5. — 1998.
  156. В.А., Синельников A.B. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6.
  157. С., Ведер Р. Концепция стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. № 5. — 1992.
  158. B.B. Государственный контроль эффективности систем управления организацией // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 5.
  159. Ю., Гёльдель X., Шеффер X. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии // Проблемы теории и практики управления. № 2. — 1998.
  160. Е., Нещадин А., Липсиц И., Эйкельпаш А., Рыбакова Т., Каазер М. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Экономист. -№ 11.-1998.
  161. А. Развитие промышленности основа подъема экономики страны//Экономист. 2001. № 1.
  162. А. Слагаемые промышленного подъема // Экономист. 2000. № 4.
  163. М., Жуковская В., Трофимов И. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, и макроуровневом измерениях // РЭЖ. 1998. № 3.
  164. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. -М.:Дело, 2000.
  165. В., Маркова В. Стратегия диверсификации завода // Проблемы теории и практики управления. № 5. — 2001.
  166. Т., Шаповалов Г. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве // Экономист. № 6. — 1999.
  167. Р. Методы и средства стратегического планирования на фирме // Проблемы теории и практики управления. № 3. — 1993.
  168. Р., Хекнер Ф., Цойс А. Методы идентификации стратегических факторов успеха // Проблемы теории и практики управления. -№ 6.-1996.
  169. В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия // Проблемы теории и практики управления. № 1. — 1998.
  170. А. Стратегии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации // Проблемы теории и практики управления. № 3. -1999.
  171. С., Зондхоф Г., Кролл X. Реструктуризация промышленных предприятий.// Вопросы экономики. 1997. № 9.
  172. Л. Управленческая диагностика основа совершенствования менеджмента // Проблемы теории и практики управления, 1996, № 6.
  173. Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопросы экономики. № 9. -1998.
  174. А.Ф., Федосеев В. Н. Управление промышленной безопасностью // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 3.
  175. Ф. Глобализация: стратегия и реальность // Проблемы теории и практики управления. № 6. — 1992.
  176. Е.Ф. Решение ситуационных задач при отборе персонала // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 2.
  177. A.A. Разработка системы ситуационного анализа рынка // Организационный менеджмент: состояние, проблемы, тенденции: Сборник статей II Международной научно-методической конференции. Пенза, 2004.
  178. A.A. Оценка конкурентного статуса фирмы // Современный Российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие: Сборник статей II Международной научно-методической конференции. -Пенза, 2004.
  179. A.A., Макаренко О. Г. Маркетинговый подход к управлению предприятием // Вестник Самар. гос. экон. акад. Самара: 2004 г., № 1(13), 0,5 печ. л.
  180. Ш. Стратегия и политика предприятия // Проблемы теории и практики управления. № 5. — 1995.
  181. И. Финансовые критерии оценки конкурентоспособности фирмы // Страховое дело. 1999. № 3.
  182. . Стратегия предприятия и рентабельность // Проблемы теории и практики управления. № 3. — 1993.
  183. К. Традиционный подход к процессу реструктуризации системы управления предприятием // Финансовый бизнес. 2001. № 3.
  184. В. Значение интеграции рыночного и ресурсного подходов для стратегического управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. -№ 4. 2001.
  185. А. Организационная диагностика. Маркетинг, 1997,4.
  186. Н. Методология управления предприятием на основе самоорганизации // Консультант директора. 2000. № 1.
  187. Р. Стратегическое пространство для маркетинговых решений // Проблемы теории и практики управления. № 5. — 1995.
Заполнить форму текущей работой