Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Улучшение эффективных показателей дизеля 4ЧН 11, 0/12, 5 при работе на природном газе путем оптимизации процессов сгорания и тепловыделения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные результаты и материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на 51-й, 52-й и 53-й научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов (ФГОУ ВПО Вятская ГСХА, 2004.2006 г. г., г. Киров) — 5-й и 6-й городских научных конференциях аспирантов и соискателей (ФГОУ ВПО Вятская ГСХА г. Киров) — XV юбилейной региональной научно-практической конференции вузов… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
  • 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Проблемы влияния автомобильных двигателей на окружающую среду и мировую социально-экологическую обстановку
    • 1. 2. Проблемы и перспективы применения природного газа для автомобильного транспорта
    • 1. 3. Использование природного газа в качестве альтернативного топлива для дизелей
      • 1. 3. 1. Теории воспламенения и горения МВС в цилиндре дизеля
      • 1. 3. 2. Особенности процесса сгорания в цилиндре газодизеля
      • 1. 3. 3. Особенности процесса тепловыделения в цилиндре газодизеля
    • 1. 4. Эффективные показатели дизелей при работе на КПГ
    • 1. 5. Задачи исследований
  • 2. РАЗРАБОТКА УТОЧНЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ПРОЦЕССОВ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ И ГОРЕНИЯ В ЦИЛИНДРЕ ГАЗОДИЗЕЛЯ С ТУРБОНАДДУВОМ
    • 2. 1. Уточненная зонная модель распространения топливных факелов в цилиндре дизеля с турбонаддувом при впрыскивании топлива в МВС через многоструйную форсунку
    • 2. 2. Уточненная зонная модель воспламенения и горения метановоз-душной среды в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ
    • 2. 3. Математическая модель турбулентного горения метановоздуш-ной среды в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ
  • 3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Характеристика объекта испытаний и используемых ГСМ
    • 3. 2. Основы методики исследования рабочего процесса газодизеля
    • 3. 3. Комплектация приборов и оборудования для экспериментальной установки
    • 3. 4. Обработка результатов эксперимента. Оценка ошибок измерений
  • 4. УЛУЧШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЯ С ТУРБОНАДДУВОМ4ЧН 11,0/12,5 ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ТОПЛИВА КПГ
    • 4. 1. Оптимизация параметров системы дозирования
    • 4. 2. Изменение показателей рабочего процесса дизеля 4ЧН 11,0/12,5 при работе на КПГ в зависимости от установочного угла опережения впрыскивания топлива
    • 4. 3. Влияние применения природного газа на индикаторные показатели, характеристики процессов сгорания и тепловыделения дизеля с турбонаддувом 4ЧН11,0/12,
    • 4. 4. Влияние применения природного газа на показатели работы дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки
      • 4. 4. 1. Влияние применения природного газа на характеристики сгорания и тепловыделения дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,
      • 4. 4. 2. Влияние применения природного газа на мощностные и экономические показатели работы дизеля с турбонаддувом 4ЧН11,0/12,
      • 4. 4. 3. Влияние применения природного газа на экологические показатели работы дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,
    • 4. 5. Влияние применения природного газа на показатели работы дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 в зависимости от частоты вращения коленчатого вала
      • 4. 5. 1. Влияние применения природного газа на показатели процесса сгорания и тепловыделения дизеля с турбонаддувом 4ЧН11,0/12,5 в зависимости частоты вращения коленчатого вала
      • 4. 5. 2. Влияние применения природного газа на показатели токсичности дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 в зависимости от частоты вращения коленчатого вала
      • 4. 5. 3. Влияние применения природного газа на мощностные и экономические показатели дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 в зависимости от частоты вращения коленчатого вала
  • 5. РАЗРАБОТКА МАКЕТНОГО ОБРАЗЦА АВТОБУСА ПАЗ-32 054−12 С МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ ПИТАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА КОМПРИМИРОВАННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ
    • 5. 1. Разработка системы дозирования и регулирования подачи природного газа в цилиндры дизеля Д-245.12С автобуса ПАЗ
    • 5. 2. Разработка макетного образца автобуса ПАЗ-32 054−12 с системой питания, модернизированной для работы на компримированном природном газе
  • 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КПГ В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В АВТОМОБИЛЬНОМ ДИЗЕЛЕ 4ЧН 11,0/12,5,УСТАНОВЛЕННОМ НА АВТОБУСЕ ПАЗ

Улучшение эффективных показателей дизеля 4ЧН 11, 0/12, 5 при работе на природном газе путем оптимизации процессов сгорания и тепловыделения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Неуклонный рост и возрастающее значение транспортного комплекса России выдвигают на передний план проблемы улучшения топливно-энергетических и экологических показателей автомобильных двигателей, разработки экологически безопасных видов транспорта, использующих альтернативные виды топлива ненефтяного происхождения.

Вместе с тем немаловажную роль в улучшении экологической обстановки и снижении дефицита топливных ресурсов играет модернизация серийно выпускаемых двигателей, учитывая то, что разработка принципиально нового образца, отвечающего современным экологическим и экономическим показателям, требует проведения длительных исследований и больших материальных затрат. В последнее время предъявляются все более жесткие требования к основным источникам загрязнения атмосферы, постоянно ужесточаются стандарты на выбросы вредных веществ с ОГ автотранспорта ввиду того, что атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей природной среды.

Реальные уровни загрязнения воздуха оксидами азота и углерода, углеводородами и другими вредными веществами на большинстве автомагистралей в 5. 10 раз превышают предельно допустимые концентрации. По оценкам специалистов в 2000 г. мировой парк автомобилей достиг примерно 1 млрд. единиц, из которых 83.85% приходится на легковые автомобили, а 15. 17% - на грузовые автомобили и автобусы. На каждую тысячу жителей в 2001 г. в среднем приходилось: в США — 534 автомобиля, во Франции -454, в Великобритании — 322, в России — 167 автомашин. При ежегодном увеличении данного показателя для крупных городов характерно превышение предельно допустимой концентрации оксида углерода в 20.30 раз, концентрации оксидов азота в 10. 100 раз. Реальное повышение качества и конкурентоспособности продукции автомобилестроения осуществляется в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9000 — система качества, ISO 14 000 — система экологического управления, согласно которым экологическая безопасность автомобиля для полного жизненного цикла и его отдельных стадий оценивается по следующим показателям: потребление природных ресурсовсуммарный расход энергиизагрязнение окружающей среды (атмосферы, гидросферы и литосферы).

Экологическая безопасность автомобилей достигается за счет комплекса конструктивных и эксплуатационных мероприятий. Основными направлениями по улучшению экологичности ДВС и экономии моторного топлива являются: оптимизация режимов работы двигателя при помощи электронных систем управлениясоздание многотопливных автомобилейповышение коэффициента полезного действия двигателя, совершенствование процесса сгорания, использование альтернативных видов топлива.

Неуклонное сокращение запасов нефти, значительное повышение её цены, энергетические кризисы, растущая зависимость многих стран от импорта этого сырья, ускорение глобального потепления и катастрофическое загрязнение окружающей среды отработавшими газами — вот основные обстоятельства, заставляющие искать возобновляемые источники энергии и нетрадиционные моторные топлива для автомобильных двигателей.

С точки зрения производства топлива газ является наиболее приемлемым альтернативным видом, так как в отличие от нефти не нуждается в какой-либо технологической переработке (кроме сушки). Вместе с тем разведанные запасы природного газа в несколько раз превышают запасы нефти в нашей стране и в мире, что делает его наиболее полноценным видом топлива из всех возможных заменителей жидких нефтяных моторных топлив.

Приоритетность природного газа как наиболее перспективного экологически чистого моторного топлива очевидна для многих стран мира. В Канаде, Новой Зеландии, Аргентине, Италии, Голландии, Франции и других странах успешно действуют национальные программы перевода автотранспорта, в первую очередь городского, на газомоторное топливо. Для этого разработана соответствующая нормативно-законодательная база: ценовая, налоговая, тарифная, кредитная. В результате налицо явный прогресс. В Нидерландах более 50% всего автотранспорта используют в качестве топлива газ, в Италии — более 20%, 95% автобусного парка Вены и 87% парка Дании работают на газе. В странах Западной Европы для стимулирования газификации автотранспорта предусматривается существенное уменьшение налогов на автомобили, использующие газовое топливо. В среднем, эта разница составляет 1,5.2 раза, кроме того, автовладельцы после конвертации автомобиля освобождаются от налоговых выплат на 3 года. С 1996 года в Великобритании и Франции существенно уменьшены налоги на автомобили, работающие на газовом топливе. В Германии эта разница составляет 1,5 раза, в Нидерландах — 1,7 раза.

В настоящее время 50 автомобильных компаний мира продают более 150 модификаций автомобилей, работающих на природном газе. Среди них такие мировые лидеры как, AUDI, BMW, VOLVO, DAIMLER CHRYSLER, IVECO, GENERAL MOTORS, MAN, NEOPLAN, NISSAN, RENO, CITROEN, TOYOTA, FIAT, VOLKSWAGEN, HONDA. Во всем мире в последние годы значительно усиливается интерес к разработке и использованию газовых модификаций автотранспортных средств. В конце 2005 г. в Москве прошла 3-я Международная специализированная выставка по газораспределению и эффективному использованию газа GazSUF, основная тематика которой — переоборудование автомобилей для работы на природном газе. Участниками выставки стали 80 компаний из 14 стран мира: России, Украины, Белоруссии, Армении, Польши, Литвы, Кореи, Австрии, Аргентины, Швеции, Швейцарии, Хорватии, Германии, Японии.

Выбор компримированного природного газа в качестве альтернативы дизельному топливу связан, прежде всего, с относительной простотой перевода дизелей для работы на газообразном топливе без значительных изменений конструкции базового двигателя и возможностью применения существующего газового оборудования автомобилей.

Работы по переводу дизелей на природный газ велись на различных предприятиях и в институтах бывшего СССР НАМИ, НАТИ, ЦНИИ МПС, ЦНИДИ, МВТУ им. Баумана, Кировском СХИ. Результаты теоретических работ и экспериментальных исследований по использованию альтернативных топлив ненефтяного происхождения в дизелях, влиянию применения природного газа на токсичные, эффективные и экологические показатели двигателей нашли отражение в работах Васильева Ю. Н., Вырубова Д. Н., Генкина К. И., Гайнуллина Ф. Г., Гольдблата И. И., Гуревича Н. А., Долганова К. Е., Зво-нова В.А., Кайдалова А. А., Кеймаха Я. И., Ксенофонтова С. И., Коллерова JI.K., Лебедева С. Е., Лиханова В. А., Ложкина В. Н., Лоскутова А. С., Манс-фельда Г. Г., Мараховского В. П., Мурашева О. Д., Николаенко А. В., Равкинда А. А., Самоля Г. И., Струнге Б. Н., Чудакова Е. А. и других.

Вместе с тем очевидно, что исследования по применению КПГ проводились без комплексного учета взаимосвязи эффективных и экологических показателей дизелей, недостаточно работ по исследованию применения КПГ для автомобильных газодизелей с турбонаддувом, оптимизации процессов сгорания и тепловыделения газодизелей.

В соответствии с вышеизложенным научная задача сформулирована как улучшение эффективных показателей дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе путем оптимизации процессов сгорания и тепловыделения.

Целью исследований является улучшение эффективных показателей дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе путем оптимизации процессов сгорания и тепловыделения.

Научная новизна работы.

Результаты лабораторно-стендовых и теоретических исследований влияния применения природного газа на процессы сгорания и тепловыделения, мощностные и экономические показатели дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ.

Уточненная зонная модель распространения топливных факелов при впрыскивании дизельного топлива (запального) в метановоздушную среду цилиндра дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ через многоструйную форсунку.

Уточненная зонная модель воспламенения и горения метановоздушной среды в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе.

Математическая модель турбулентного горения метановоздушной среды в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ при работе на природном газе.

Рекомендации по улучшению эффективных показателей дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 путем оптимизации процессов сгорания и тепловыделения при работе на КПГ.

Макетный образец автобуса ПАЗ-32 054;12 с системой дозирования и регулирования подачи природного газа в цилиндры дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с турбонаддувом и оптимизированными процессами сгорания и тепловыделения.

Практическая ценность работы и реализация результатов исследований.

Научно-техническая разработка, проведенная при выполнении диссертационной работы, доведена до стадии создания макетного образца автобуса ПАЭ-32 054;12 с системой питания, модернизированной для работы на КПГ. Результаты НИР (комплект технической и чертежно-конструкторской документации) по переоборудованию для работы на КПГ автобуса ПАЗ-32 054;12 передан в филиал ООО «Волготрансгаз» Кировского ЛПУМГ.

Материалы диссертации используются в учебном процессе Вятской и Нижегородской государственных сельскохозяйственных академий, Чебоксарском институте (филиале) Московского государственного открытого университета при чтении лекций, выполнении курсовых работ и дипломном проектировании для студентов, обучающихся по специальностям 311 300 (110 301) и 15 0200(190 601).

Экономический эффект от внедрения макетного образца газодизельной модификации автобуса ПАЭ-32 054;12 составляет около 40 тыс. руб. в год в ценах на 01.04.2006 г. на один автобус при среднем годовом пробеге 60 тыс. км.

Связь с планами научных исследований.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с темой № 24 плана НИР ФГОУ ВПО «Вятская ГСХА» на 2000.2005, 2006.2010 г. г. (номер государственной регистрации 01.2002.6 497).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Результаты лабораторно-стендовых и теоретических исследований влияния применения природного газа в качестве моторного топлива на процессы сгорания и тепловыделения, мощностные и экономические показатели дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ.

2. Уточненная зонная модель распространения топливных факелов при впрыскивании дизельного топлива (запального) в метановоздушную среду цилиндра дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ через многоструйную форсунку.

3. Уточненная зонная модель воспламенения и горения метановоздуш-ной среды в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе.

4. Математическая модель турбулентного горения метановоздушной среды в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ при работе на природном газе.

5. Рекомендации по улучшению эффективных показателей дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 путем оптимизации процессов сгорания и тепловыделения при работе на КПГ.

6. Макетный образец автобуса ПАЗ-Э2054;12 с системой дозирования и регулирования подачи природного газа в цилиндры дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с турбонаддувом и оптимизированными процессами сгорания и тепловыделения.

Апробация работы.

Основные результаты и материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на 51-й, 52-й и 53-й научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов (ФГОУ ВПО Вятская ГСХА, 2004.2006 г. г., г. Киров) — 5-й и 6-й городских научных конференциях аспирантов и соискателей (ФГОУ ВПО Вятская ГСХА г. Киров) — XV юбилейной региональной научно-практической конференции вузов Поволжья и Предуралья «Совершенствование конструкции, теории и расчета тракторов, автомобилей и двигателей внутреннего сгорания», (2004 г., ФГОУ ВПО Вятская ГСХА г. Киров) — Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию Чебоксарского института (филиала) МГОУ «Образование. Наука. Производство. Инновационный аспект», (2005 г. Чебоксарский институт (филиал) МГОУ, г. Чебоксары) — IV Международной научно-практической конференции «Автомобиль и техносфера», (2005 г., Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, г. Казань) — X Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей», (2005 г., ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет», г. Владимир) — Международной научно-технической конференции «Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей», (2006 г., ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», г. Санкт-Петербург-Пушкин), Всероссийской научно-практической конференции «Роль науки в формировании специалиста», (2006 г., Чебоксарский институт (филиал) МГОУ, г. Чебоксары).

Публикации результатов исследований.

Основные положения диссертационной работы опубликованы в 15 печатных работах, включая монографию и статьи общим объемом 13 п. л., в том числе в сборниках трудов Международных конференций опубликована 1 статья, в изданиях, входящих в перечень рекомендованных ВАК РФ, опубликована 1 статья объемом 0,4 п. л. Без соавторов опубликовано 7 статей общим объемом 1,9 п. л.

Автор выражает глубокую признательность аспирантам кафедры ДВС Россохину А. В. и Олейнику М. А., принимавшим участие в выполнении некоторых стендовых испытаний.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. На основании проведенных экспериментальных стендовых исследований рабочего процесса дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 (Д-245.12С) при работе на природном газе установлена возможность улучшения эффективных показателей дизеля путем оптимизации параметров процесса сгорания и тепловыделения.

Минимальная величина запального ДТ, при работе дизеля 4ЧН11,0/12,5 по газодизельному процессу составляет 15.20% от расхода топлива, подача природного газа — 85.80%. При этом оптимальный УУОВТ на газодизельном процессе составляет 11° п.к.в.

2. На основании теоретических исследований предложены:

— уточненная зонная модель распространения топливных факелов при впрыскивании дизельного топлива (запальной порции) в метановоздушную среду цилиндра дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе с камерой сгорания типа ЦНИДИ через многоструйную форсунку;

— уточненная зонная модель воспламенения и горения метановоздуш-ной среды в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе при впрыскивании запального дизельного топлива в камеру сгорания типа ЦНИДИ через многоструйную форсунку;

— математическая модель турбулентного горения метановоздушной среды в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе с камерой сгорания типа ЦНИДИ.

3. Экспериментальными исследованиями рабочего процесса дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе определены оптимальные параметры регулировочных показателей, значения допустимых показателей процесса горения и характеристик тепловыделенияпо результатам индицирования на оптимальном для газодизельного процесса впр- 11°п.к.в. и номинальном скоростном режиме п = 2400 минустановлено:

— Pzmax возрастает на 9,8% и составляет 11,2 МПа при соответствующем значении для дизельного процесса — 10,2 МПа;

— значение (dp/d (p)max увеличивается на 12% (0,9 МПа/градус), на 19% увеличивается Ттах в цилиндре (2500 К) и угол ср. (на 2°);

— значение dj (/d (p возрастает на 44% и достигает 0,13, на 3° п.к.в. увеличивается угол, соответствующий Ттах, наблюдается рост величины Xi т шах на 23% 5 Xi Pzmax на 31%',.

— с увеличением нагрузки, Pz max и X растут и имеют большие значения для газодизеля. Значения Ттах возрастают по сравнению с дизельным процессом во всем диапазоне изменения ре (при ре = 0,12 МПа Ттах выше на 11%, при ре = 0,84 МПа — на 19%), cpi выше во всем диапазоне изменения нагрузок (при ре = 0,84 МПа cpi больше на 13,3%);

— с увеличением нагрузки dx/dcpmax возрастает и имеет большие значения в области нагрузок при ре > 0,5 МПа;

4. Все показатели процесса сгорания дизеля 4ЧН 11,0/12,5 (0Впр= 11° п.к.в) лежат выше показателей дизельного процесса во всем диапазоне изменения п. При этом (dp/d (p)max и Pz max снижаются с увеличением п и имеют большие значения для газодизельного процесса, Ттах превышает значения дизельного процесса.

При газодизельном процессе (рj выше во всем диапазоне частоты вращения (при п = 1200 мин на 11%, при п = 2400 мин на 13,3%). Значения показателей тепловыделения при газодизельном процессе выше во всем диапазоне изменения п.

5. Экспериментальными исследованиями рабочего процесса газодизеля 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе определены основные мощност-ные и экономические показатели работы двигателя:

— при n = 2400 мин и 0впр = 11° п.к.в. GT уменьшается на 9,7% и составляет 16,8 кг/ч, ge снижается на 5% для газодизеля и составляет 208 г/кВт-ч., мощность двигателя остается на том же уровне;

— на номинальном режиме це составляет 0,38, что на 5,6% выше, чем для дизельного процесса. Температура ОГ уменьшается на номинальной нагрузке с 480 до 420 °C при переходе с дизельного на газодизельный процесс. При этом GB на газодизельном процессе ниже, чем на дизельном во всем диапазоне изменения нагрузки;

— при равных значениях Ne и Мк во всем диапазоне частот вращения (0впр =11° п.к.в) суммарный ge на газодизельном процессе меньше, чем на дизельном (при п = 2400 мин снижение составляет 5%, при п = 1900 мин *' снижение — 2%), снижается также и суммарный GT для газодизеля. Температура ОГ при газодизельном процессе ниже во всем диапазоне частоты вращения. При этом GT запального топлива изменяется от 1,8 кг/ч до 3,2 кг/ч.

6. В результате проведенного анализа ОГ дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 установлено, что содержание оксидов азота в ОГ при работе по газодизельному процессу ниже на 1.8%, чем по дизельному, практически во всем диапазоне изменения нагрузки.

При всех значениях ре снижается содержание в ОГ сажи для газодизеля (с 2,5 до 0,1 ед. по шкале Bosch на номинальном режиме). Вместе с тем во всем диапазоне изменения частоты вращения (1200.2400 мин «^содержание в ОГ сажи ниже в 18.25 раз по сравнению с дизельным процессом, содержание оксидов азота меньше в 1,06. 1,53 раза при работе на природном газе с запальной порцией ДТ.

7. Разработана техническая и конструкторская документация и создан макетный образец автобуса ПАЗ-32 054;12 с системой регулирования и дозирования подачи КПГ в цилиндры дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 с улучшенными эксплуатационными показателями.

8. Годовой экономический эффект от замещения дизельного топлива составляет 39 600 руб./год на один автобус при работе на КПГ при среднегодовом пробеге 60 тыс. км. (в ценах на 01.04.2006 г.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Козлов А. В., Кутенев В. Ф. Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле. — НАМИ, 2001. — 248 с.
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. Экологическая доктрина Российской Федерации.
  3. В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. М.: Агропромиздат, 1991. — 208 с.
  4. В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Колос, 1994. — 224 с.
  5. А.С. Использование природного газа в качестве топлива для автомобильного транспорта // Двигателестроение. 2002. — № 1. — С. 34−36.
  6. Е. Экологическая безопасность страны // Автомобильный транспорт. 2006. — № 1. — С. 25−29.
  7. В.В., Патрахальцев Н. Н. Токсичность двигателей внутреннего сгорания.-М.: РУДН, 1998.-214 с.
  8. Г. В., Лиханов В. А. Социально-экологические проблемы автомобильного транспорта. М.: Аспол, 1993. — 340 с.
  9. В.А., Заиграев Л. С., Азарова Ю. В. Относительная агрессивность вредных веществ и суммарная токсичность отработавших газов // Автомобильная промышленность. 1997. — № 3. — С. 20−22.
  10. В.Ф., Каменев В. Ф., Никитин И. М. Экологически чистые альтернативные топлива. Перспективы применения // Автомобильная промышленность. 1997. -№ 11. — С. 24−25.
  11. В.Ф., Звонов В. А., Корнилов Г. С. Научно-технические проблемы улучшения экологических показателей автотранспорта // Автомобильная промышленность. 1998. — № 11. — С. 7−11.
  12. В.А., Козлов А. В., Теренченко А. С. Экология: Альтернативные топлива с учетом их полного жизненного цикла // Автомобильная промышленность. 2001.-№ 4. — С. 10−12.
  13. Т.Ю., Громова Н. Ю. Новое в природоохранном законодательстве // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей: Сб. науч. тр. межд. науч.-техн. конф. Санкт-Петербург, 2002. -С. 398−402.
  14. В.И. Малотоксичные дизели. Л.: Машиностроение, 1972. -186 с.
  15. О.И., Сайкин A.M., Френкель А. И. Методы снижения токсичности отработавших газов тракторных дизелей. М.: ЦНИИТЭИтракторо-сельхозмаш, 1976. — 30 с.
  16. В.П., Свиридов Ю. Б. Экологические проблемы автомобильного двигателя и путь оптимального решения их // Двигателестроение. 1990. -№ 10.-С. 55−62.
  17. Г. А., Тюков В. М., Смаль Ф. В. Моторные топлива из альтернативных сырьевых ресурсов. М.: Химия, 1989. — 272 с.
  18. В.А. Проблемы и перспективы перевода автомобильного транспорта на газомоторное топливо //Автомобиль и техносфера: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2005.- с. 71−74.
  19. А.П., Вайсблюм М. Е., Соколов М. Г. Газ как средство требований «Евро-2» //Автомобильная промышленность. 1997. — № 11. — С. 27−29.
  20. А.И. Природный газ моторное топливо XXI века // Автомобильная промышленность. — 1998. — № 2. — С. 26−29.
  21. И.М., Карницкий В. В. Газодизель силовая установка XXI века // Автомобильная промышленность. — 2002. — № 5. — С. 4−8.
  22. Результаты исследований двигателей КамАЗ, питаемых природным газом / В. Н. Луканин, А. С. Хачиян, В. Е. Кузнецов, В. М. Федоров, И. Г. Шишлов, Р. Х. Хамидуллин //Экология двигателя и автомобиля: Тр. НАМИ. -М.: 1998.
  23. В.В., Сережкин A.M. Международный симпозиум «Газовое моторное топливо топливо будущего» // Автомобильная промышленность. -1992.-№ 6.-С. 28−29.
  24. К.Е., Лисовал А. А., Колесник Ю. И. Система питания и регулирования для переоборудования дизелей в газодизели // Двигателестроение. -1999. № 1.-С. 37−40.
  25. К.Е., Поляков А. П., Парсаданов И. В. Газовые двигатели с искровым зажиганием // Автомобильная промышленность. 1996. — № 2. — С. 68.
  26. С.А. Сжатый газ как моторное топливо // Автомобильная промышленность. 1995. — № 2. — С. 28−30.
  27. Перевод двигателей внутреннего сгорания на газообразное топливо / Под ред. Д. Н. Вырубова. М.: Машгиз, 1946. — 239 с.
  28. Перевод нефтяных двигателей на газообразное топливо / Под ред. Я.И.
  29. , Ф.А. Парфентьева. М.: Машгиз, 1946. — 252 с.
  30. М.Б. Газ и его применение в народном хозяйстве. М.: Наука, 1974. -37 с.
  31. JI.K. Газовые двигатели поршневого типа. Л.: Машиностроение, 1968.-247 с.
  32. Л.К. О развитии газовых поршневых судовых двигателей большой мощности // Энергомашиностроение. 1973. — № 12. — С. 46−47 с.
  33. К.И. Газовые двигатели. М.: Машиностроение, 1977. — 196 с.
  34. Г. И., Гольдблат И. И. Газобаллонные автомобили. М.: Машгиз, 1963.-285с.
  35. Природный газ как моторное топливо на транспорте / Ф. Г. Гайнуллин, А. И. Гриценко, Ю. Н. Васильев, Л. С. Золотаревский. М.: Недра, 1986. -237 с.
  36. В.В., Филипосянц Т. Р. Газодизельные модификации // Автомобильная промышленность. 1988. — № 11. — С. 26−28.
  37. В.В., Тер-Мкртичьян Г.Г. Газодизельные автомобили НАМИ // Автомобильная промышленность. 1993. — № 10. — С. 27−30.
  38. Гоц А.Н., Мацаренко И. П., Мокеева В. Н. Тенденции развития автомобильных и тракторных дизелей за рубежом // Двигателестроение. 1992. -№ 8−9. — С. 65−67,80.
  39. Л.К. Газовые двигатели поршневого типа. Л.: Машиностроение, 1968. — 247 с.
  40. А.А. Унифицированные газовые дизельные двигатели. М.: Недра, 1976.- 196с.
  41. Whitehouse H.D. Advances in British dual fuel and gas engines // Diesel Eng. andEsers Assoc. 1973. — № 353. — p. 1−11.
  42. В. Криогенный КамАЗ // // Автомобильный транспорт. 2006. -№ 1. — С. 50−54.
  43. Дизели: Справочник. 3-е-изд. / Под ред. В. А. Ваншейдта, Н. Н. Иванченко, Л. К. Коллерова Л.: Машиностроение, 1977. — 480 с.
  44. К.И., Аксенов Д. Т., Струнге Б. Н. Газовые двигатели ГД-100 и агрегаты на их базе. Л.: Недра, 1970. — 238 с.
  45. Chen T.N., Alford R.N. Combustion characteristics of large gas engines // Pap. ASME. 1971. — P. 6−8.
  46. И. Всемирная автобусная выставка // Автомобильный транспорт. -2006.-№ 2.-С. 29−33.
  47. Daugas M. Pielstick tests on afb biogas diesels give promising results // Mod. Power Syst. 1983. — № 2. — P. 43−45.51. 6LG32X marine gas diesel developed by Fuji Diesel // Zosen. 1982. — № 4. -P. 32−33.
  48. Natural gas will fuel bulk carter // Mot. Ship. 1980. — № 725. — P. 35.
  49. Gasmotorenautrub. // Schiff-Ing. 1982. — № 161. — P. 41−42.
  50. NKK proposes dual fuel diesel LNGC with religuefaction // Mot. Ship. 1985.-№ 777.-P. 33−35.
  51. Vickers Jeffrey. Development of a system for methane operation in a four cylinder light duty diesel engine // SAE Techn. Pap. Ser. 1983. — № 831 197. — P. 3945.
  52. Ramsey David. Propane for diesel fuel system // Diesel Progr. N.Amer. 1983. — № 3. — 27 p.
  53. Karim G.A., Amoozegar N. Determination of the performance of a dual fuel diesel engine with the addition of various liquid fuels to the intake charge // SAE Techn.Pap.Ser. 1983. — № 830 265. — p. 9.
  54. Karim G.A., Amoozegar N. Examination of the performance of a Dual Fuel Diesel Engine with Particular Reference to the Presence of Some Inert Diluents in the Engine Intake Charge // SAE Techn. Pap. Ser. 1982. — № 821 222. — p. 8.
  55. Miles J.A. Power unit modification to accomodate interruptible flow of natural gas // Trans. ASAE. 1977. — № 3. — P. 406−407.
  56. И. Италия лидер в использовании газовых автомобилей // Автомобильный транспорт. — 2006. — № 1. — С. 56−58.
  57. В.И., Парсаданов И. В., Виноград СЛ. Дизель СМД-31.15 для автомобилей КрАЗ // Автошляховик Украши.1995. № 4. — С. 27−29.
  58. К.Е. Автомобильные газодизели // Двигателестроение. 1995. -С. 6−10.
  59. В.В., Валеев Д. Х., Фучкин С. В. Опыт эксплуатации газодизельных КамАЗов // Автомобильная промышленность. 1992. — № 8. -С. 20−21.
  60. В., Паденко С., Фучкин С. Газодизель для КамАЗов // Автомобильный транспорт. 1988. — № 11. — С. 39−43.
  61. А.В. Газобаллонный КамАЗ. М.: Машиностроение, 1992. — 250 с.
  62. Газодизельные автомобили КамАЗ моделей 53 208, 53 218, 53 219, 54 118, 55 118, 53 217: Дополнение к руководству по эксплуатации автомобилей Ка-MA3−5320 / Под ред. Д. Х. Валеева. М.: Машиностроение, 1988. — 60 с.
  63. Газобаллонные автомобили / Е. Г. Григорьев, Б. Д. Колубаев, В. И. Ерохов, А. А. Зубарев. М.: Машиностроение, 1989. — 216 с.
  64. Автомобили с бензогазовыми двигателями и газодизелями: особенности конструкции и технического обслуживания / К. Е. Долганов, А. Г. Говорун, А. И. Пятниченко, A.M. Мансуров, А. П. Левковский. К.: Техника, 1991. -123 с.
  65. Разработка и исследование системы питания и регулирования газодизеля ЯМЗ-240ГД / К. Е. Долганов, B.C. Вербовский, Г. В. Кулич, С. Б. Кубенко // Химическая технология. 1988. -№ 5. -С. 13−15.
  66. Разработка и исследование системы питания и регулирования газодизеля ЯМЗ-240Н1-ГД / К. Е. Долганов, B.C. Вербовский, А. И. Пятничко, С.Б. Ку-бенко // Химическая технология. 1989. — № 6. — С. 45−47.
  67. Система питания для газодизеля с двухрежимным регулятором частоты вращения / К. Е. Долганов, А. А. Лисовал, А. П. Поляков // Двигателестроение.- 2001. № 3. — С. 29−31.
  68. Газобаллонный БелАЗ / К. Е. Долганов, Н. Е. Основенко, А. И. Пятничко и др. //Промышленный транспорт. -1988. -№ 5. -С. 12−13.
  69. Сун С., Хилл Р. С. Двухтопливный режим работы предкамерного дизельного двигателя на природном газе // Тр. Амер. общ-ва инженеров-механиков.- 1985. -№ 4. -С. 60−68.
  70. А.П., Мараховский В. П., Кайдалов А. А. Исследования рабочего процесса газодизеля // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. -Киров, 1988. -С. 75.
  71. Д.Д., Свистула А. Е. Исследование системы питания дизеля для работы на газообразном и жидком топливе // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз.науч.-техн. конф. -Киров, 1988.-С. 80.
  72. А.П., Киктенко В. В., Красников Н. С. Особенности регулировок топливного насоса газодизеля // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. кон-ф. -Киров, 1988. -С. 89.
  73. К.Е., Сиянко Ю. В. Переоборудование автомобильных дизелей ЯМЗ-236,-238 в газодизели // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988. -С. 76−77.
  74. К.Е., Вербовский B.C., Кубенко С. Б. Перевод на газодизельный процесс двигателей ЯМЗ-240,-240Н // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988. -С. 78.
  75. Создание макетного образца трактора Т-25А для работы на газе в качестве моторного топлива: Отчет о НИР (заключительный) / Киров, с.-х. ин-т- Руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0186.37 397. Киров, 1987. — 57 е.: прилож.
  76. Создание газодизеля Д-144 для работы на сжатом природном газе: Отчет о НИР / Киров, с.-х. ин-т- Руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0188.59 777. — Киров, 1988. — 54 е.: прилож.
  77. Создание макетного образца трактора «Универсал-445» для работы на сжатом природном газе: Отчет о НИР / Киров, с.-х. ин-т- Руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0188.59 778. — Киров, 1990. — 65 е.: прилож.
  78. Создание макетного образца погрузчика для работы на сжатом природном газе: Отчет о НИР / Киров, с.-х. ин-т- Руковод. В. А. Лиханов. Киров, 1991.-68 е.: прилож.
  79. В.А. Вместо дизтоплива природный газ // Сельский механизатор. — 1996. -№ 11. — С. 28.
  80. В.А. Природный газ как моторное топливо для тракторных дизелей. Киров: Вятская ГСХА, 2002. — 280 с.
  81. Н.Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях. Харьков: Высшая школа, 1980. — 169 с.
  82. М.М., Мазинг М. В. Топливная аппаратура автомобильных дизелей. М.: Машиностроение, 1978. — 176 с.
  83. В.И., Еремеев А. Ф., Семенов Б. Н. Топливная аппаратура быстроходных дизелей. Л.: Машиностроение, 1967. — 298 с.
  84. Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизелях. Л.: Машиностроение, 1972. 224 с.
  85. Ю.Б., Гриншпан А. З., Романов С. А. О расчете испаряющегося дизельного факела//Тр. ЦНИТА. 1977. — Вып. 69. — С. 3−12.
  86. .Н., Бараев В. И. Повышение эффективности смесеобразования в дизелях путем воздействия на динамику распыленной струи топлива // Двигателестроение. 1986. — № 9. — С. 8−12.
  87. Ю.Б. Принципы построения обобщенной теории сгорания в дизелях // Двигателестроение. 1980. — № 9. — С. 21−23.
  88. Ю.Б. Принципы построения обобщенной теории сгорания в дизелях (продолжение) // Двигателестроение. 1980. — № 11. — С. 10−15.
  89. В.А. Сгорание и сажеобразование в цилиндре газодизеля. Киров: НИИСХ Северо-Востока, 2000. — 104 е.: ил.
  90. Ю.Б. Расчет испарения и температурно-концентрационной неоднородности в факеле распыленного топлива // Тр. НАМИ. 1966. Вып. 88. -С. 75−105.
  91. Ю.Б., Малявинский Л. В., Вихерт М. М. Топливо и топливопо-дача автотракторных дизелей. Л.: Машиностроение, 1979. — 248 с.
  92. Yayaweera К.О., Mason В.J., Slack G.W. Clusters ofspheerer falling in fluid. J. Fluid Mechanics. — 1964. — 121 p.
  93. Raghavendra N.M., Rao M.N. Indian J. Technol 3. — 1965. — 303 p.
  94. Базовый эксперимент по природе дизельной струи / Свиридов Ю. Б., Кобзев А. И., Кукушкин В. Л., Романов С. А. // Двигателестроение. 1992. -№ 1−3.-С. 3−7.
  95. С.А., Романов С. А., Свиридов Ю. Б. Экспериментальное исследование скоростей движения жидкой и газообразной фаз в дизельном топливном факеле // Двигателестроение. 1980. — № 7. — С. 5−8.
  96. С.А., Романов С. А., Свиридов Ю. Б. Распределение жидкого топлива в объеме дизельного факела // Двигателестроение. 1980. — № 8. -С. 6−8.
  97. .Е., Губин С. А., Когарко С. М. Разновидности дробления капель в ударных волнах и их характеристики // ИФЖ. Т. 27. 1974. — № I.
  98. А.З., Романов С. А., Свиридов Ю. Б. Аналитическая модель факела распыленного жидкого топлива в неподвижной газовой среде // Тр. ЦНИТА. Вып.64. 1975.
  99. В.И., Иванов Л. Л. Некоторые предпосылки к формированию физической модели распыленной струи при впрыске топлива в дизеле. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания. Ярославль: Изд-во Яросл. политехи, ин-та, 1975, с. 31−39.
  100. В.Л., Романов С. А., Свиридов Ю. Б. Экспериментальное исследование с помощью голографии нестационарной струи распыленного дизельного топлива // Двигателестроение. 1989. — № 2. — С. 3−7.
  101. Н.Х., Пугачев Б. П., Баранов В. Г. Процессы массо- и теплопе-реноса при смесеобразовании и сгорании в цилиндре дизелей // Тр. ЛПИ. -1977.-№ 358.-С. 105−109.
  102. Н.Х., Пугачев Б. П., Баранов В. Г. О расчете процессов массо- и теплопереноса при смесеобразовании и сгорании в цилиндре дизелей // Рабочие процессы в двигателях внутреннего сгорания. М., 1978. — С. 4−5.
  103. Г. Н. Теория турбулентных струй. М.: Физматгиз, 1960.715 с.
  104. М.Е., Филиппов Г. А. Газодинамика двухфазных сред. М.: Энергия, 1968.-315 с.
  105. .Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей: Справочник. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Машиностроение, 1990. — 352 с.
  106. А.И. Самовоспламенение распыленных жидких топлив // Сгорание в транспортных поршневых двигателях. М.: АН, СССР. -1951.
  107. Lost W. Explosions-und Verbrennungsvogange in Gasen. Berlin, 1939.
  108. Д.Н. О методике расчета испарения топлива. М.: Машгиз, 1964.
  109. В.А. Впрыск топлива в дизелях. М.: Машиностроение, 1981. -118 с.
  110. Подача и распыливание топлива в дизелях / И. В. Астахов, В. И. Трусов, А. С. Хачиян и др. М.: Машиностроение, 1972. — 367 с.
  111. P.P. Улучшение эффективных показателей тракторного дизеля 44 11,0/12,5 путем применения природного газа и оптимизации процессов сгорания и тепловыделения: Дисс. .канд. техн. наук / ВГСХА. Киров, 2003. — 225 с.
  112. Н.Н., Семенов Б. Н., Соколов B.C. Рабочие процессы дизелей с камерой в поршне. Л.: Машиностроение, 1972. — 228 с.
  113. Н.Н. Цепные реакции. Л.: ОНТИ, Госхимтехиздат, 1934. -555 с.
  114. Н.Н. Развитие теории цепных реакций и теплового воспламенения. М.: Знание, 1969. — 95 с.
  115. Н.Н. О некоторых проблемах химической кинетики и реакционной способности. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 685 с.
  116. В.Н. Свободные радикалы активная форма вещества. — М.: Изд-во АН СССР, I960. — 54 с.
  117. В.Н., Никитин Е. Е. Кинетика и механизм газофазных реакций. М.: Наука, 1974.-558 с.
  118. А.С. Самовоспламенение, пламя и детонация в газах. М.: Изд-во АН СССР, 1960.-427 с.
  119. К.И. Промежуточные продукты и промежуточные реакции автоокисления углеводородов. М. — Л.: Гостоптехиздат, 1949. — 216 с.
  120. В.Я. Механизм окисления углеводородов в газовой фазе. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 496 с.
  121. Я.Б., Франк-Каменецкий Д.А. Теория теплового распространения пламени //ЖФХ. 1938. — Т. 12. — Вып. 1.
  122. Ю.Б., Скворцов В. А. Гомогенизация топливовоздушной смеси- основа прогресса ДВС // Двигателестроение. 1982. — № 1. — С. 3−7.
  123. Ю.Б., Скворцов В. А. Гомогенизация топливовоздушной смеси- основа прогресса ДВС (продолжение) // Двигателестроение. 1982. — № 2. -С. 3−6.
  124. Р.В. Механизм воспламенения низкоцетановых дизельных топлив // Автомобильная промышленность. 1994. — № 10. — С. 11−14.
  125. В.И. О химических превращениях в углеводородных топливах при сгорании в дизелях // Двигателестроение. 1990. — № 2.: С. 58−59.
  126. В.В. Расчет цикла ДВС на основе химической кинетики // Двигателестроение. 1990. — № 4. — С. 14−16.
  127. О.Г., Матвеев В. В. Численное моделирование рабочего процесса дизелей, газовых двигателей и газодизелей // Двигателестроение. -1990. -№ 11.-С. 11−13.
  128. В.М., Мальцев М. И., Кашпоров Л. Я. Основные характеристики горения. М.: Химия, 1977. — 320 с.
  129. Н.В. Физико-химические основы процесса горения топлива. М.: Наука, 1971.-272 с.
  130. .Г. Химизм предпламенных процессов в двигателях. Л.: Изд-воЛГУ, 1970.- 190 с.
  131. А.И. Основы химической термодинамики и кинетики химических реакций. М.: Машиностроение, 1981. -240 с.
  132. Н.М., Кнорре Д. Г. Курс химической кинетики. М.: Высшая школа, 1974.-400 с.
  133. Е.Н. Основы химической кинетики. М.: Высшая школа, 1976. -256 с.
  134. М.Х. Химическая термодинамика. М.: Химия, 1975. -584 с.
  135. Р.З. Механизм и кинетика гомогенных термических превращении углеводородов. М.: Химия, 1970. — 224 с.
  136. В.П., Медников Ю. П. Сжигание природного газа. Л.: Недра, 1975.-391 с.
  137. Л.А., Ершин Ш. А., Ярин Л. П. Основы теории газового факела. -Л.: Энергия, 1968.-204 с.
  138. Сжигание горючих газов в топочных устройствах / Н. В. Лавров, В. М. Попов, Л. И. Истомин, А. К. Шубников. Л.: Энергия, 1966. — 269 с.
  139. Л.И. Использование газа в котлах и технологических установках. М.: Недра, 1973. — 262 с.
  140. В.П. Сжигание природного газа в промышленных установках. -Л.: Гостоптехиздат, 1962. 232 с.
  141. В.П. Газовое топливо и его сжигание. Л.: Недра, 1966. -327 с.
  142. С. Термохимическая кинетика: Пер. с англ. / Под ред. Н. С Ени-колопяна. М.: Мир, 1971.-308 с.
  143. А.С. Теория турбулентных струй и следов. М.: Наука, 1969. — 222 с.
  144. Основы практической теории горения / В. В. Померанцев, К. М. Арефьев, Д. Б. Ахмедов и др.- Под ред. В. В. Померанцева. Л.: Энергоатомиздат, 1986. -312 с.
  145. Г. И., Дубинин В. В. Химия газофазного горения. М.: Химия, 1987.-240 с.
  146. Д.Д. Сгорание в поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1969. 247 с.
  147. А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1977. — 277 с.
  148. В. Взрывы и горение в газах. М.: Изд-во иностр. лит., 1952. -668 с.
  149. Т.А. Теория быстроходного двигателя с воспламенением от сжатия. М.: Оборонгиз, 1953. — 407 с.
  150. P.M., Опосовский В. В. Рабочие процессы поршневых машин. М.: Машиностроение, 1972. — 167 с.
  151. Г. Р. Быстроходные двигатели внутреннего сгорания. М.: Маш-гиз, 1960. — 409 с.
  152. Ф.А. Теория горения. М.: Наука, 1971. — 615 с.
  153. В.М. Турбулентное движение высокотемпературных сплошных сред. М.: Наука, 1975. — 256 с.
  154. В.Н. Кинетика химических газовых реакций. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-688 с.
  155. В.Н. Константы скорости газофазных реакций. -М.: Наука, 1970.-352 с.
  156. Франк-Каменецкий Д. А. Диффузия и теплопередача в химической кинетике. М.: Наука, 1967. — 492 с.
  157. И.О. Турбулентность. М.: Академиздат, 1963. — 680 с.
  158. К.И., Трошин Я. К. Газодинамика горения. М.: Академиздат, 1963.-255 с.
  159. Е.С. Физика горения газов. М.: Наука, 1965. — 291 с.
  160. А.Г., Либрович В. Б. Устойчивость пламени. М.: Академиздат, 1966.-208 с.
  161. Математическая теория горения и взрыва / Я. Б. Зельдович, Г. И. Баренб-латт, В. Б. Либрович, Г. М. Махвиладзе. М.: Наука, 1980. — 478 с.
  162. Л.И. Физика горения и взрыва. М.: Изд-во МГУ, 1957. — 576 с.
  163. Г. И. Химия пламени. М.: Химия, 1980. — 241 с.
  164. П.Ф., Мальцев В. М., Зайцев В. М. Методы исследования процессов горения и детонации. М.: Наука, 1969. — 296 с.
  165. ., Эльбе Г. Горение, пламя и взрывы в газах: Пер. с англ. / Под ред. В. Н. Кондратьева. М.: Мир, 1968. — 592 с.
  166. А.Г., Вольфгард Х. Г. Пламя, его структура, излучение и температура. М.: Металлургиздат, 1959. — 333 с.
  167. Kono Seiko, Nagao Akihito, Motooka Hiroaki. Prediction of in-cylinder flow and spray formation effects on combustion in direct injection diesel engines // SAE Techn. Pap. Ser. 1985. — № 850 108. — 12 p.
  168. Najt Paul M., Foster Favid E. Compression-ignited homogeneous charge combustion // SAE Techn. Pap. Ser. 1983. — № 830 264. — 16 p.
  169. Hoche A. Rechnerische unol experimentelle Untersuchung von Elementen der Jnnen-Vorgange uu Dieselmotor // KFT. 1988. — № 11. — S. 332−335.
  170. Few P.C., Newen H.A. Dual fuel combustion in a turbocharged diesel engine // SAE Techn. Pap. Ser. 1987. — № 871 671. — 5 p.
  171. Д.Б. Горение и массообмен: Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1985.-240 с.
  172. В.А., Лиханов В. А. Феноменология воспламенения метановоздушной среды в цилиндре газодизеля // Региональн. науч. техн. конф. «Наука — производство — технология — экология»: Сб. материалов. — Киров, 1998. -Т. 2.-С. 140−141.
  173. Сравнительные кинетические расчеты турбулентного горения воздушных смесей водорода и метана / В. Я. Басевич, В. П. Володин, С. М. Когарко, Н. И. Перегудов // Физика горения и взрыва. 1986. — № 3. — С. 44−50.
  174. Дж. Г. Нестационарное распространение пламени: Пер. с англ. М.: Мир, 1968.-438 с.
  175. В.Е., Дрегалин А. Ф., Тишин А. П. Теория ракетных двигателей. М.: Машиностроение, 1980. — 531 с.
  176. С., Сполдинг Д. Тепло-и массообмен в пограничных слоях. -М.: Энергия, 1971.- 125 с.
  177. Н., Бредшоу П. Конвективный теплообмен. М.: Мир, 1987. -590 с.
  178. С.В. Численные методы решения задач теплообмена и динамики жидкости. М.: Энергоатомиздат, 1984. — 320 с.
  179. В.Л. Горение гетерогенных и газовых систем. Черноголовка: ОИХФ АН СССР, 1977. — С. 76 — 80.
  180. В.Р. Изв. АН СССР. МЖГ, 1982, 6, 3.
  181. Ю.Я., Кузнецов В. Р. Физика горения и взрыва, 1983, т. 19, № 2, с. 71.
  182. В.Р. Физика горения и взрыва, 1983, т. 19, № 4, с. 42,
  183. В.Р., Лебедев А. Б. и др. Изв. АН СССР. МЖГ, 1977, 1, 30.
  184. В.Р. Изв. АН СССР. МЖГ, 1972, 5, 85.
  185. В.Р., Лебедев А. Б. и др. Изв. АН СССР. МЖГ, 4, 3.
  186. В.Р., Сабельников В. А. Усп. механики, 1981, 4, 2, 123.
  187. С. Горение. М.: Химия, 1979. — 255 с.
  188. P.M., Вестенберг А. А. Структура пламени: Пер. с англ. М.: Металлургия, 1969. — 363 с.
  189. В.Н., Никитин Е. Е. Химические процессы в газах. М.: Наука, 1981.-321 с.
  190. JI.A. Основные направления создания малотоксичных транспортных двигателей // Двигателестроение. 2002. — № 2. — С. 23−27.
  191. JT.A. Основные направления создания малотоксичных транспортных двигателей (продолжение) // Двигателестроение. 2002. — № 3. -С. 32−34.
  192. Л.Д., Лифшиц Е. М. Механика. М.: Наука, 1965. — 203 с.
  193. Л.Д., Лифшиц Е. М. Механика сплошных сред. М.: Гос-техиздат, 1954. — 795 с.
  194. М.Г., Меднов А. А. Газовая динамика комбинированных двигателей внутреннего сгорания. -М.: Машиностроение, 1988. 360 с.
  195. М. Детонация в газах: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. — 280 с.
  196. М.С. Неустойчивость горения. М.: Машиностроение, 1986. -248 с.
  197. В.Р., Сабельников В. А. Турбулентность и горение. М.: Наука, 1986.-288 с.
  198. ГОСТ 14 846 81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. — М.: Изд-во стандартов, 1981.-41 с.
  199. ГОСТ 27 577–2000. Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия. М.: Изд-во стандартов, 2000. — 10 с.
  200. ГОСТ 305–82. Топливо дизельное. Технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1982. — с.
  201. ГОСТ 17 479.1−85. Обозначение нефтепродуктов. М.: Изд-во стандартов, 1985. — с.
  202. ГОСТ 17.2.1.02−76. Охрана природы. Атмосфера. Выбросы двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1980. -8 с.
  203. ГОСТ 17.2.1.03−84. Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 11 с.
  204. ГОСТ 17.2.2.01−84. Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 11 с.
  205. ГОСТ Р 17.2.2.06−99. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей. М.: Изд-во стандартов, 1999. — 15 с.
  206. ГОСТ Р ИСО 8178−7-99. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. М.: Изд-во стандартов, 2000.- 15 с.
  207. Система АСГА-Т. Руководство по эксплуатации. АПИ 2.950.003РЭ. -Смоленск, 1984. 81 с.
  208. Система АСГА-Т. Нормативные требования. Смоленск, 1984. — 50 с.
  209. ГОСТ Р 41.24−2003 (Правила ЕЭК ООН № 24).
  210. ГОСТ Р 41.83−2004 (Правила ЕЭК ООН № 83) «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей».
  211. ГОСТ Р 51 998−2002 «Дизели автомобильных транспортных средств. Общие технические условия».
  212. ГОСТ 8581–78 «Масла моторные автотракторных дизелей. Технические условия».
  213. ГОСТ 10 579–88 «Форсунки дизельные. Общие технические условия" —
  214. ГОСТ 10 578–96 «Насосы топливные дизелей. Общие технические условия».
  215. ГОСТР 52 160−2003 «Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния»
  216. ГОСТ 15 888–90 «Аппаратура дизелей топливная. Термины и определения».
  217. В.П. Статистические методы в инженерных исследованиях. -М.: Высш. школа, 1983. 216 с.
  218. О.И., Лебедев В. В. Обработка результатов наблюдений. -М.: Наука, 1970.- 104 с.
  219. А.А. Основы теории ошибок. J1.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1972.- 122 с.
  220. Л.С., Кишьян А. А., Ромашков В. И. Методы планирования и обработки результатов физического эксперимента. М.: Атомиздат, 1978. -232 с.
  221. Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных. М.: Колос, 1973. — 199 с.
  222. И.В. Испытания двигателей внутреннего сгорания. М.: Высшая школа, 1975. — 320 с.
  223. А.Г., Крохин В. В. Метрология: Учеб. пособие для вузов. М.: Логос, 2001.-408 с.
  224. .Р. Основные понятия математической статистики. М.: Мир, 1974.-275 с.
  225. А.с. 1 409 768 СССР, МКИ F02M 21/02. Газовоздушный смеситель-дозатор для двигателя внутреннего сгорания / С. Е. Богатырев, В. А. Лиханов, В. М. Попов, A.M. Сайкин (СССР). 3 е.: ил.З.
  226. В.А., Деветьяров P.P., Лопатин О. П., Вылегжанин П. Н. Исследование рабочих процессов в цилиндре газодизеля 44 11,0/12,5: Монография. Киров: Вятская ГСХА, 2004. — 330с.
  227. В.А., Лопарев А. А., Рудаков Л. В. Исследование процессов сгорания и тепловыделения в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе: Монография. Киров: Вятская ГСХА, 2006. -129 с.
  228. Улучшение экологических показателей дизеля с турбонаддувом путем применения природного газа / Лиханов В. А., Россохин А. В., Олейник М. А., Рудаков Л. В. // Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2006. № 9. — С. 8−9.
Заполнить форму текущей работой