Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы и автоматизированные средства выбора рациональных параметров рабочего процесса унифицированного газогенератора и семейства газотурбинных двигателей, создаваемых на его базе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны технологии выбора рациональных параметров рабочего процесса семейства ГТД, состоящего из ТРДД (Р0=230 кН и Р0=150кН) и ГТУ (Ке=25 МВт), на базе унифицированного газогенератора. Исследованы возможности модификации унифицированного газогенератора для применения в составе ГТУ для газотурбовоза и газоперекачивающего агрегата, выработаны предложения по повышению их эффективности за счет… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАБОТ, ПОСВЯЩЁННЫХ ЭТАПУ НАЧАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГТД
    • 1. 1. Особенности авиационного ГТД как объекта проектирования
    • 1. 2. Аналитический обзор опубликованных работ по выбору параметров рабочего процесса ГТД
    • 1. 3. Аналитический обзор опубликованных работ по проектированию семейства ГТД на базе унифицированного газогенератора
    • 1. 4. Аналитический обзор опубликованных работ по средствам автоматизации проектирования ГТД
      • 1. 4. 1. Автоматизированная система термогазодинамического расчета и анализа «АСТРА»
      • 1. 4. 2. Программный комплекс БУЮу
      • 1. 4. 3. Программный комплекс ГРАД
      • 1. 4. 4. Программный комплекс ОаБТи
  • Выводы по 1 разделу
  • 2. МЕТОД ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА УНИФИЦИРОВАННОГО ГАЗОГЕНЕРАТОРА И СЕМЕЙСТВА ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, СОЗДАВАЕМЫХ НА ЕГО БАЗЕ
    • 2. 1. Постановка задачи выбора рациональных параметров рабочего процесса унифицированного газогенератора и семейства газотурбинных двигателей, создаваемых на его базе
    • 2. 2. Алгоритм метода выбора рациональных параметров рабочего процесса унифицированного газогенератора и семейства газотурбинных двигателей, создаваемых на его базе
    • 2. 3. Алгоритм метода выбора параметров рабочего процесса ГТД на базе заданного газогенератора
  • Выводы по 2 разделу
  • 3. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ В САЕ-СИСТЕМЕ «АСТРА», РЕАЛИЗУЮЩИХ МЕТОДЫ ВЫБОРА ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА СЕМЕЙСТВА ГТД НА БАЗЕ УНИФИЦИРОВАННОГО ГАЗОГЕНЕРАТОРА
    • 3. 1. Принципы формирования компьютерной модели рабочего процесса ГТД в САЕ-системе «АСТРА»
    • 3. 2. Технология формирования компьютерной модели в САЕ-системе «АСТРА» для оптимизации параметров рабочего процесса ТРДД без ограничений по параметрам газогенератора и на базе заданного газогенератора
    • 3. 3. Технология формирования компьютерной модели в САЕ-системе «АСТРА» для оптимизации параметров рабочего процесса ГТУ без ограничений по параметрам газогенератора и на базе заданного газогенератора
    • 3. 4. Технология формирования компьютерной модели в САЕ-системе «АСТРА» для выбора параметров рабочего процесса семейства ГТД на базе унифицированного газогенератора
    • 3. 5. Верификация математических моделей ГТД с унифицированным газогенератором
  • Выводы по 3 разделу
  • 4. АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННОГО МЕТОДА ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА УНИФИЦИРОВАННОГО ГАЗОГЕНЕРАТОРА И СЕМЕЙСТВА ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, СОЗДАВАЕМЫХ НА ЕГО БАЗЕ
    • 4. 1. Пример выбора рациональных параметров рабочего процесса унифицированного газогенератора и семейства газотурбинных двигателей
    • 4. 2. Исследование возможности создания ГТД на основе модификаций унифицированного газогенератора
      • 4. 2. 1. Исследование возможности повышения эффективности ГТУ для ГПА на базе унифицированного газогенератора за счёт впрыска пара в проточную часть
      • 4. 2. 2. Выбор параметров ГТУ для газотурбовоза на базе унифицированного газогенератора
      • 4. 2. 3. Исследование возможности повышения эффективности ГТУ для газотурбовоза на базе унифицированного газогенератора за счёт применения регенерации тепла за свободной турбиной и турбиной НД
      • 4. 2. 4. Исследование возможности повышения эффективности ГТУ для газотурбовоза на базе унифицированного газогенератора за счёт впрыска пара в проточную часть
  • Выводы по 4 разделу

Методы и автоматизированные средства выбора рациональных параметров рабочего процесса унифицированного газогенератора и семейства газотурбинных двигателей, создаваемых на его базе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из важнейших и актуальных задач при создании газотурбинного двигателя (ГТД) является выбор оптимальных значений параметров его рабочего процесса. Разработка ГТД различного назначения на базе унифицированного газогенератора — одно из основных стратегических направлений мирового авиадвигателестроения. Это определяется прежде всего значительными, непрерывно возрастающими затратами средств на создание современных авиационных ГТД. Создание семейств двигателей на основе унифицированного газогенератора обеспечивает высокие показатели надёжности и ресурса и позволяет быстро реагировать на конъюнктуру рынка при минимальных сроках и стоимости создания новых двигателей. Поэтому вопрос выбора рациональных параметров рабочего процесса унифицированного газогенератора для семейства двигателей актуален и в настоящее время.

Степень разработанности темы. Все современные авиадвигателестроительные предприятия очередные модификации своих двигателей создают, как правило, на базе существующего газогенератора. При таком подходе выбор параметров газогенератора и двигателя осуществляется под заданный самолёт. Однако, несмотря на очевидную значимость проблемы выбора рациональных параметров унифицированного газогенератора и двигателей, создаваемых на его основе, ей уделяется пока недостаточное внимание. В этой связи разработка методов, которые позволят выбирать рациональные параметры унифицированного газогенератора и двигателей различного целевого назначения, является важной задачей.

Цель и задачи. Цель работы — улучшение технико-экономических показателей авиационных газотурбинных двигателей за счёт оптимизации параметров рабочего процесса унифицированного газогенератора и двигателей, создаваемых на его основе.

Задачи исследования:

1. Разработка метода выбора рациональных параметров рабочего процесса унифицированного газогенератора.

2. Разработка метода выбора рациональных параметров рабочего процесса ГТД, создаваемых на базе заданного газогенератора.

3. Разработка метода выбора рациональных параметров рабочего процесса семейства ГТД, создаваемых на базе унифицированного газогенератора.

4. Разработка компьютерных моделей решения задач оптимизации и выбора параметров рабочего процесса унифицированного газогенератора и создаваемых на его базе семейства газотурбинных двигателей в САЕ-системе «АСТРА».

5. Исследование выбора рациональных параметров рабочего процесса семейства ГТД, состоящего из ТРДД (Р0=230 кН и Р0=150 кН) и ГТУ (Ые=25 МВт), на базе унифицированного газогенератора.

6. Исследование возможности создания ГТД на основе модификаций унифицированного газогенератора.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Разработан новый метод выбора рациональных параметров рабочего процесса унифицированного газогенератора для семейства двигателей, основанный на многокритериальной оптимизации.

2. Разработан метод оптимизации параметров рабочего процесса ГТД, создаваемых на базе заданного газогенератора по критериям ЛА.

3. Разработан метод выбора рациональных параметров рабочего процесса семейства газотурбинных двигателей, создаваемых на базе унифицированного газогенератора, позволяющий одновременно оптимизировать и параметры двигателей семейства и параметры газогенератора.

4. Разработаны компьютерные модели в САЕ-системе «АСТРА» для решения задачи выбора параметров рабочего процесса семейства ГТД, создаваемых на базе унифицированного газогенератора.

5. Разработана и апробирована технология создания семейства ГТД, состоящего из ТРДД и ГТУ, на базе унифицированного газогенератора. Исследована возможность и выработаны предложения по модификации унифицированного газогенератора для применения в составе ГТУ для газотурбовоза и наземной энергоустановки с целью повышения их эффективности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость результатов работы заключается в разработке метода выбора рациональных параметров рабочего процесса унифицированного газогенератора и семейства газотурбинных двигателей, создаваемых на его базе.

Практическая значимость результатов состоит в том, что разработанные методы выбора параметров рабочего процесса семейства ГТД на базе унифицированного газогенератора позволяют улучшить технико-экономические показатели создаваемых двигателей, сократить время на их проектирование и повысить их конкурентоспособность.

Результаты исследования нашли практическое применение при выполнении следующих работ:

• «Создание линейки газотурбинных двигателей на базе универсального газогенератора высокой эффективности» (договор с ОАО «Кузнецов» от 15.07.2010 г. № 85/10 при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации (Минобрнауки) на основании постановления Правительства РФ № 218 от 09.04.2010);

• «Развитие теории и методов оптимального проектирования авиационных ГТД» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009;2011 годы)»;

• «Разработка методов анализа и концептуального проектирования газотурбинных двигателей и энергетических установок со сложными циклами на основе математического моделирования их термогазодинамических процессов» в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации;

• «Развитие теории и математическое моделирование термогазодинамических процессов газотурбинных двигателей (ГТД) и энергетических установок со сложными циклами» в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации.

Разработанные методы и средства нашли практическое применение в ОАО «Кузнецов» и СГАУ.

Методология и методы исследования. Общий методологический подход базируется на основных положениях теорий ГТД и лопаточных машин, современных методах математического моделирования сложных систем, теории и методах нелинейной оптимизации, методах системного анализа, теории и методах построения и реализации САПР.

Объектом исследования является проектирование рабочего процесса ГТД.

Предметом исследования являются методы и средства выбора параметров рабочего процесса ГТД, создаваемых на базе унифицированного газогенератора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Метод выбора рациональных параметров рабочего процесса семейства газотурбинных двигателей, создаваемых на базе унифицированного газогенератора, позволяющий одновременно оптимизировать и параметры двигателей семейства и параметры газогенератора.

2. Компьютерные модели в САЕ-системе «АСТРА» для решения задачи выбора параметров рабочего процесса семейства ГТД, создаваемых на базе унифицированного газогенератора, и технология формирования компьютерных моделей.

3. Предложения по модификации унифицированного газогенератора для применения в составе ГТУ для газотурбовоза и наземной энергоустановки с целью повышения их эффективности.

Степень достоверности полученных результатов подтверждается корректностью постановки задачи, использованием апробированных теоретических положений и методов, а также удовлетворительной верификацией разработанных моделей с моделями, используемыми в реальной практике проектирования ГТД.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы, научные и практические результаты докладывались на IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы машиностроения» (Самара, 2012 г.) — симпозиуме с международным участием «Самолетостроение России. Проблемы и перспективы» (Самара, 2012 г.) — международном научно-техническом форуме, посвященном 100-летию ОАО «Кузнецов» и 70-летию СГАУ, (Самара, 2012 г.) — на научно-технических совещаниях и семинарах СГАУ и ОАО «Кузнецов» (20 102 012 гг.).

Структура и объём работы. Диссертационная работа состоит из введения, 4 разделов, заключения, списка использованных источников из 120 наименований. Общий объём работы составляет 149 страниц, 109 рисунков и 16 таблиц.

Выводы по 4 разделу.

В четвёртом разделе проведена апробация разработанных методов выбора рациональных параметров рабочего процесса унифицированного газогенератора и семейства газотурбинных двигателей, создаваемых на его базе.

Кроме того, были рассмотрены примеры модификации унифицированного газогенератора, а также проведено исследование возможности создания модификаций ГТД на базе унифицированного газогенератора за счёт применения сложных термодинамических циклов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования решена актуальная научная задача и получены следующие основные результаты:

1. Разработан метод выбора рациональных параметров рабочего процесса унифицированного газогенератора, который позволяет выбирать параметры газогенератора для семейства двигателей на основе многокритериальной оптимизации.

2. Разработан метод оптимизации параметров рабочего процесса ГТД по критериям ЛА, с учетом ограничений, обусловленных использованием заданного газогенератора.

3. Разработан метод выбора рациональных параметров рабочего процесса семейства ГТД, создаваемых на базе унифицированного газогенератора, позволяющий одновременно оптимизировать параметры двигателей семейства и параметры газогенератора.

4. Разработаны компьютерные модели в САЕ-системе «АСТРА» для решения задач выбора рациональных параметров рабочего процесса унифицированного газогенератора и семейства двигателей, создаваемых на его на базе.

5. Разработаны технологии выбора рациональных параметров рабочего процесса семейства ГТД, состоящего из ТРДД (Р0=230 кН и Р0=150кН) и ГТУ (Ке=25 МВт), на базе унифицированного газогенератора. Исследованы возможности модификации унифицированного газогенератора для применения в составе ГТУ для газотурбовоза и газоперекачивающего агрегата, выработаны предложения по повышению их эффективности за счет применения сложных термодинамических циклов.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ.

Основные условные обозначения, а — себестоимость перевозок, руб./т. кмг — ^Т'КМ полётные затраты топлива, кг/т.кмкг/пасс.кмс удельный расход топлива ТРД и ТРДД, кг/кН ч;

Се — удельный эффективный расход топлива ТВаД, кг/кВт чв — массовый расход, кг/с, кг/ч;

Л КПД, коэффициенти — дальность полёта, кмм — масса, кгчисло Махат — степень двухконтурности;

N мощность, кВтк — степень повышения (понижения) давления;

Р реактивная тяга ГТД, кНстоимость, руб.;

Т температура, К;

71 к — степень повышения давления в компрессореЯ в степень повышения давления в вентиляторе;

Индексы.

0 взлётныйв — воздух, вентиляторвх — входвходнойсечение перед компрессоромвых — выход, выходнойгг — газогенераторк — компрессор, сечение за компрессоромк. н — коммерческая нагрузкакр — крейсерскийнз — навигационный запаст — турбинае — эффективный;

Е суммарный;

Сокращения гг — газогенератор;

ГПА — газоперекачивающий агрегат;

ГТД — газотурбинный двигатель;

ГТУ — газотурбинная установка;

ЛА — летательный аппарат;

САПР — система автоматизированного проектирования;

СУ — силовая установка;

ВД — высокое давление;

СД — среднее давление;

НД — низкое давление;

ТРД — турбореактивный двигатель;

ТРДД — двухконтурный турбореактивный двигатель;

ТВД — турбовинтовой двигатель;

ТВаД — турбовальный двигатель со свободной турбиной;

Показать весь текст

Список литературы

  1. , A.M. Проектирование авиационных ГТД Текст. / A.M. Ахмедзянов, В. П. Алаторцев, Х. С. Гумеров [и др.]. Уфа: изд. УАИ, 1987. — 227 с.
  2. , A.M. Математические модели авиационных двигателей произвольных схем (компьютерная среда DVIG) Текст.: Учебное пособие / Под ред. А. М. Ахмедзянова. Уфа.: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т., 1998. — 128 с.
  3. , Д.А. Термогазодинамический анализ рабочих процессов ГТД в компьютерной среде DVIGw Текст.: Учебное пособие/ Д. А. Ахмедзянов, И. М. Горюнов, И. А. Кривошеев и др. Уфа.: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т., 2003. — 162 с.
  4. , Х.С. Моделирование работы элементов авиационных ГТД в системе DWIGw Текст.: Практикум по курсу «Теория, расчет и проектирование АД и ЭУ» / Уфимск. гос. авиац. ун-т- Сост.: Х. С. Гумеров, О. Н. Иванова. Уфа, 2005. — 74 с.
  5. , А.П. Алгоритмы и программы симплексного поиска Текст. / А. П. Дамбраускас, В. А. Кащеев, О. В. Кошаев. Омск, 1994. — 186 с.
  6. Двигатели 1944 2000: авиационные, ракетные, морские, промышленные Текст.: М.: 000 «АКС-Конверсалт», 2000. 534 с.
  7. , В.А. Отечественные ГТД. Основные параметры и конструктивные схемы Текст.: Учебное пособие / Самар. аэрокосм. ун-т. -Самара: 2002. Ч. 1. 210 с. Ч. 2. 250 с.
  8. , В.А. Двигатели «НК» Текст. / В. А. Зрелов, Г. Г. Карташов. Самара: Дом печати, 1999. 288 с.
  9. , В.А. Основные данные отечественных авиационных ГТД и их применение при учебном проектировании Текст.: Учебное пособие / В. А. Зрелов, В. Г. Маслов. Самара: СГАУ, 1999. — 160 с.
  10. , В.А. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы Текст.: учеб. Пособие. М.: Машиностроение, 2005. 336 е.: ил.
  11. Иностранные авиационные двигатели и газотурбинные установки Текст.: Справочник (по материалам зарубежных публикаций) Вып. 15 (2010). -М.: Изд-во ЦИАМ, 2010−413 с.: ил.
  12. Иностранные авиационные двигатели, 2005 Текст.: Справочник ЦИАМ / Общая редакция: В. А. Скибина и В. И. Солонина. М.: изд. Дом «Авиамир», 2005. — 592 с: ил.
  13. , A.JI. Теория воздушно-реактивных двигателей Текст. / A. J1. Клячкин. — М.: Машиностроение, 1969. 512 с.
  14. , О.О. Путь к прогрессу Текст. Запорожье: ВПК «Запр1жжя», 2000. — 176 с.
  15. Кощеев, А. Б Аэродинамика самолётов семейства Ту-204/214 Текст.: Учебное пособие / А. Б. Кощеев, A.A. Платонов, A.B. Хабров М.: ОАО «Туполев», 2009. — 304 с.
  16. , В.Г. Выбор параметров и проектный термогазодинамический расчет авиационных газотурбинных двигателей Текст. / В. Г. Маслов, B.C. Кузьмичев, В. А. Григорьев. Куйбышев: КуАИ, 1984. — 176с.
  17. , В.Г. Теория и методы начальных этапов проектирования авиационных ГТД Текст. / В. Г. Маслов [и др.] Самара: Самар. гос. аэрокосм, ун-т, 1996. — 147 с.
  18. , В.Г. Теория выбора оптимальных параметров при проектировании авиационных ГТД Текст. / В. Г. Маслов. М.: Машиностроение, 1981.- 127 с.
  19. Математические модели авиационных двигателей произвольных схем (компьютерная среда DVIG) Текст.: Учебное пособие / под ред. A.M. Ахмедзянова / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа, 1998. — 128 с.
  20. , H.H. Методы оптимизации Текст. / H.H. Моисеев, Ю. П. Иванилов, E.H. Столярова. М.: Наука, 1978. — 352 с.
  21. , Ю.Н. Авиационные турбореактивные двигатели с изменяемым рабочим процессом для многорежимных самолетов Текст. / Ю. Н. Нечаев, В. Н. Кобельков, A.C. Полев. М.: Машиностроение, 1988. — 176 с.
  22. , Ю.Н. Законы управления и характеристики авиационных силовых установок Текст.: учебник / Ю. Н. Нечаев. М.: Машиностроение, 1995. -400 с.
  23. , Ю.Н. Теория авиационных газотурбинных двигателей Текст. /Ю.Н. Нечаев, P.M. Федоров. -М.: Машиностроение, 1977. Часть 1. -312 с.
  24. , Ю.Н. Теория авиационных газотурбинных двигателей Текст. / Ю. Н. Нечаев, P.M. Федоров. М.: Машиностроение, 1978. — Часть 2. — 336 с.
  25. , A.JI. Оптимизация параметров ВРД по экономичности Текст. / А. Л. Пархомов. М.: ЦИАМ, 1968. — Труды ЦИАМ, № 446. — 32 с.
  26. Проектирование авиационных газотурбинных двигателей Текст.: учебник для вузов / A.M. Ахмедзянов, Ю. С. Алексеев, Х. С. Гумеров [и др.]- подред. A.M. Ахмедзянова. M.: Машиностроение, 2000. 454 с.
  27. Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний в обеспечение создания перспективных авиационных двигателей (аналитический обзор) Текст. / Под общ. ред. В. А. Скибина и В. И. Солонина. М.: ЦИАМ. — 2010. — 674 с.
  28. Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний по созданию перспективных авиационных двигателей (аналитический обзор) Текст. / Под общ. ред. В. А. Скибина и В. И. Солонина. М.: ЦИАМ. — 2004. — 424 с.
  29. Самолет АН-124. Руководство по летной эксплуатации. 1993.
  30. , Б.С. Теория тепловых двигателей Текст.: избр. тр. / Б. С. Стечкин. М: АН СССР, отделение физ.-тех. проблем энергетики. М.: Наука, 1977.-410 с.
  31. Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей Текст.: учебник для вузов / Под ред. С. М. Шляхтенко. М.: Машиностроение, 1987. — 568 с.
  32. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок Текст. / под ред. В. А. Сосунова и В. М. Чепкина. М.: Изд-во МАИ, 2003. — 688 с.
  33. , А.П. САПР авиационных ГТД Текст.: учеб. пособие / А. П. Тунаков, И. А. Кривошеев, Д. А. Ахмедзянов. Уфа: Изд. УГАТУ, 2005.-270 с.
  34. , И.Ф. Методы оценки эффективности применения двигателей в авиации Текст. / И. Ф. Флоров // Труды ЦИАМ № 1099. М.: ЦИАМ, 1985. — 260 с.
  35. , К.В. Согласование параметров компрессора и турбины авиационных ГТД Текст. / К. В. Холщевников. М.: Машиностроение. — 1965.
  36. , К.В. Теория и расчет авиационных лопаточных машин Текст. / К. В. Холщевников. -М.: Машиностроение. 1970.
  37. , O.K. Основы интеграции самолета и двигателя Текст. / O.K. Югов, О. Д. Селиванов. -М.: Машиностроение, 1989. 304 с.
  38. Aircraft Engine Design, Second Edition, by J.D. Mattingly, W.H. Heiser, and D.T. Pratt, 2002, AIAA Education Series, AIAA.
  39. Aircraft Engines and Gas Turbines, 2nd ed., by J.L. Kerrebrock, 1992, MIT Press, Cambridge, MA.
  40. Aircraft Gas Turbine Engine Technology, 3rd ed., by I.E. Treager, 1995, Glencoe McGraw-Hill, Inc.
  41. Aircraft Propulsion Systems Technology and Design, by G.C. Oates (ed.), 1989, AIAA Education Series, AIAA.
  42. Fundamentals of Gas Turbines, 2nd ed., by W.W. Bathie, 1996, John Wiley and Sons, Inc.
  43. Gas Turbine Performance, by Walsh and Fletcher, 1998, ASME Press.
  44. Gas Turbine Theory, 5th ed., by H. Cohen, G.F.C. Rogers, and H.I.H. Saravanamuttoo, Jan 2001, John Wiley and Sons.
  45. Gas Turbines, by H.A. Sorensen, 1951, The Ronald Press Co.
  46. Mechanics and Thermodynamics of Propulsion, 2nd ed., by P.G. Hill and C.R. Peterson, 1992, Addison-Wesley Publishing Company, Inc.1. Стандарты
  47. ГОСТ 23 851–79. Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения Текст. -Введ. 1980−06−30. -М.: Изд-во стандартов, 2001. 101 с.
  48. ГОСТ Р 51 852−2001. Установки газотурбинные. Термины и определения Текст. Введ. 2003−01−01. — М.: Изд-во стандартов, 2001. — 11 с. 1. Статьи
  49. , A.M. Анализ методов организации вычислительных процессов при формировании математических моделей сложных технических объектов Текст. / A.M. Ахмедзянов, Д. Г. Кожинов // Известия вузов. Авиационная техника. 1994. — № 3. — С. 11−15.
  50. , A.M. Система конструирования среды для математического моделирования сложных технических систем Текст. / A.M. Ахмедзянов, Д. Г. Кожинов // Известия вузов. Авиационная техника. 1994. — № 1. — С. 54−58.
  51. О. И. Направления совершенствования и требования к современной математической модели для термодинамических расчётов ГТД Текст. / О. И. Болдырев // Молодой ученый. 2011. — № 11. — Т. 1. — С. 31 -3 5.
  52. , А.Б. Программный комплекс ГРАД для расчета газотурбинных двигателей Текст. / А. Б. Голланд, Э. В. Мац, С. А. Морозов,
  53. A.П. Тунаков и др. // Изв. вузов. Авиационная техника. 1985. -№ 1. — С. 83−86.
  54. , A.A. О программе создания авиационных двигателей пятого поколения для семейства самолетов МС-21 Текст. / A.A. Иноземцев // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. 2010. — № 4. — С. 28−46.
  55. , Е.П. К вопросу о создании двухконтурных двигателей разной тяги на базе выполненного газогенератора Текст. / Е. П. Кочеров,
  56. B.C. Кузьмичев, В. В. Кулагин, Д. Г. Федорченко // Вестник Самарск.гос. аэрокосм, ун-та. 2012. — № 3(34) 4.2. — С. 209−215.
  57. , И.А. Имитационное моделирование работы авиационных ГТД с элементами систем управления Текст. / И. А. Кривошеев, Д. А. Ахмедзянов,
  58. A.Е. Кишалов // Вестник Уфимского гос. авиац. техн. ун-та. 2008. — Т. 11, № 2(29).-С. 3−11.
  59. , И.Н. Автоматизированная система термогазодинамического расчета и анализа газотурбинных двигателей Текст. / И. Н. Крупенич, B.C. Кузьмичев, В. В. Кулагин, А. Ю. Ткаченко // Вестник Самарск.гос. аэрокосм, ун-та. 2006. — № 2. 4.2. — С. 66−72.
  60. , B.C. Влияние неопределенности исходных проектных данных на выбор оптимальных параметров рабочего процесса ГТД Текст. /
  61. B.C. Кузьмичев, А. Ю. Ткаченко, В. Н. Рыбаков, И. Н. Крупенич, В. В. Кулагин // Вестник Самарск.гос. аэрокосм, ун-та. 2012. — № 5(36) 4.1. — С. 180−186.
  62. , B.C. Исследование возможности повышения эффективности ГТУ за счёт регенерации тепла Текст. / B.C. Кузьмичев, В. В. Кулагин, И. Н. Крупенич, А. Ю. Ткаченко, В. Н. Рыбаков // Электронный журнал «Труды МАИ». 2012. — Выпуск № 58 — 11с.
  63. , B.C. Методы оптимального проектирования ГТД на начальном этапе Текст. / B.C. Кузьмичев, В. В. Кулагин, И. Н. Крупенич, А. Ю. Ткаченко, В. Н. Рыбаков // Электронный журнал «Труды МАИ». 2012. -Выпуск № 59. — 16 с.
  64. Кузьмичев, B.C. Моделирование полета летательного аппарата в задачах оптимизации параметров рабочего процесса газотурбинных двигателей
  65. Текст. / B.C. Кузьмичев, А. Ю. Ткаченко, В. Н. Рыбаков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. — Т. 14, № 1(2). — С. 491−494.
  66. , B.C. Постановка задачи оптимизации параметров ТРДД с выполненным газогенератором Текст. / B.C. Кузьмичев, В. В. Кулагин, А. Ю. Ткаченко, И. Н. Крупенич, В. Н. Рыбаков // Вестник Самарск.гос. аэрокосм, ун-та. 2012. — № 5(36) 4.1. — С. 174−179.
  67. , B.C. Принципы и методы создания виртуальной лаборатории испытаний ГТД Текст. / B.C. Кузьмичев, В. Н. Рыбаков // Вестник Уфимского гос. авиац. техн. ун-та. 2012. — Т. 16, № 2(47). — С. 199−202.
  68. , B.C. Решение задач начального этапа проектирования ГТД методами CAE-системы «АСТРА» Текст. / B.C. Кузьмичев, В. В. Кулагин,
  69. , B.C. Решение задач начального этапа проектирования ГТД методами CAE-системы «АСТРА» Текст. / B.C. Кузьмичев, И. Н. Крупенич,
  70. A.Ю. Ткаченко // Вестник Самарск.гос. аэрокосм, ун-та. 2012. — № 3(34) Ч.З. -С. 75−82.
  71. , В.В. Возможность повышения эффективности ГТУ за счёт регенерации тепла Текст. / В. В. Кулагин, М. А. Соколов // Вестник Самарск.гос. аэрокосм, ун-та. 2012. — № 3(34) Ч.З. — С. 57−66.
  72. , В.В. К вопросу о создании двухконтурных двигателей разной тяги на базе выполненного газогенератора Текст. / В. В. Кулагин,
  73. , В. А. Проектирование ГТД на базе универсального газогенератора малой размерности Текст. / В. А. Рассохин, H.A. Шарова // Вестн. Самар. гос. аэрокосм, ун-та. Самара: 2009. — № 3(19) Ч.З. — С. 241−248.
  74. , C.B. Современный подход к автоматизированному проектированию двигателя в системе JIA Текст. / C.B. Румянцев // Автоматизированное проектирование двигателей ЛА: сб. науч. тр. М.: МАИ. -1979.-С. 4−10.
  75. , В.Н. Выбор параметров рабочего процесса линейки ГТД на базе унифицированного газогенератора Текст. / В. Н. Рыбаков // Вестник Самарск.гос. аэрокосм, ун-та. 2012. — № 3(34) Ч.З. — С. 88−92.
  76. , В.Н. Зависимость потребной температуры газа перед турбиной на крейсерском режиме длительного полёта от степени двухконтурности Текст. / В. Н. Рыбаков // Вестник Самарск.гос. аэрокосм, ун-та. -2012.-№ 5(36) 4.1.-С. 209−212.
  77. , В.Н. Информационное обеспечение виртуальной лаборатории испытаний ГТД Текст. / В. Н. Рыбаков, B.C. Кузьмичев, В. В. Кулагин, И. Н. Крупенич, Д. В. Фёдоров // Вестник Самарск.гос. аэрокосм, унта. 2011. — № 3(27) Ч.З. — С. 320−325.
  78. , В.Н. Концепция построения виртуальной лаборатории испытаний ГТД Текст. / В. Н. Рыбаков // Будущее авиации за молодой Россией: Материалы Международного молодежного форума. Рыбинск: РГАТА имени П. А. Соловьева. — 2011. — С. 97−102.
  79. , В.Н. Концепция построения виртуальной лаборатории испытаний ГТД Текст. / В. Н. Рыбаков, B.C. Кузьмичев, А. Ю. Ткаченко // Вестник Самарск.гос. аэрокосм, ун-та. 2011. — № 3(27) Ч.З. — С. 326−330.
  80. , В.Н. Особенности оптимизации параметров рабочего процесса ТРДД на базе заданного газогенератора Текст. / В. Н. Рыбаков // Вестник Самарск.гос. аэрокосм, ун-та. 2012. — № 3(34) Ч.З. — С. 83−87.
  81. , В.Н. Разработка виртуальной лаборатории испытаний ГТД Текст. / В. Н. Рыбаков, B.C. Кузьмичев // Материалы конференции «Имитационное моделирование. Теория и практика». С.-П.: 2011. — С. 388−392.
  82. , А.Ю. Использование метода динамического программирования для решения задач оптимизации управления ГТД по критериям эффективности летательного аппарата Текст. / А. Ю. Ткаченко,
  83. B.C. Кузьмичев // Вестник Самарск.гос. аэрокосм, ун-та. 2012. — № 5(36) 4.1.1. C. 169−173.
  84. , А.Ю. Использование метода динамического программирования для решения задач оптимизации управления ГТД по критериям эффективности летательного аппарата Текст. / А. Ю. Ткаченко,
  85. B.C. Кузьмичев // Самолетостроение России. Проблемы и перспективы: материалы симпозиума с международным участием / Самар.гос. аэросм. ун-т. -Самара: СГАУ. 2012. — С. 376−378.
  86. , А.Ю. Разработка виртуального прототипа ГТД в САЕ-системе «АСТРА» на этапе концептуального термогазодинамического проектирования Текст. / А. Ю. Ткаченко, И. Н. Крупенич // Вестник Самарск.гос. аэрокосм, ун-та. 2012. — № 3(34) 4.2. — С. 333−342.
  87. , М.М. Методология создания семейств авиационных ГТД Текст. / М. М. Цховребов // Научный вклад в создание авиационных двигателей. -Кн.1. -М.: Машиностроение. -2000. С.56−79.
  88. Charles DePlachett, Robert Frederick «Application of the GECAT software for instruction in gas turbine propulsion analysis», AIAA 2000−3893.
  89. I.N., Kretinin G.V., Leshchenko I.A., «Multicriteria Optimization of Time Control Laws of Short Take-Off and Vertical Landing Aircraft», ASME, 97-GT-263, 1997.
  90. I.N., Kretinin G.V., Leshchenko I. A., «The Multicriteria Optimization of the Preliminary Design of High-Bypass Ratio Turbofan Engine», AIAA 2000−0843, presented at 38th Aerospase Sciences Meeting and Exhibition, 2000.
  91. I.N., Kretinin G.V., Leshchenko I.A., «The Multilevel Optimization of Complex Engineering Systems», ISSMO, Short paper proceedings of 3rd WCSMO, pp.414−417, New York, 1999.
  92. Igor N. Egorov, G. V. Kretinin, I. A. Leshchenko and S. S. Kostiuk, «The Methodology of Stochastic Optimization of Parameters and Control Laws for the Aircraft Gas-Turbine Engines Flow Passage Components,» ASME paper 99-GT-227 (1999).
  93. Joachim Kurzke «Advanced User-Friendly Gas Turbine Performance Calculations on a Personal Computer», ASME 95-GT-147.
  94. Joachim Kurzke «Transient Simulations During Preliminary Conceptual Engine Design», ISABE 2011−1321.
  95. M.L., Egorov I.N., Shmotin Yu. N., Kretinin G.V., Fedechkin K.S. «Optimization Studies of the Aircraft High-Bypass ratio Turbo Engine Fan», Conference ASME Turbo Expo 2010, Glasgow, Scotland, UK, June 14−18, 2010.
  96. , A.A. Мы в начале большого пути! Электронный ресурс. // Сайт ОАО «Авиадвигатель. Режим доступа: www.avid.ru/pr/other/aviadv/IBl 9 A/IB-19А48/.
  97. Пономарев, В «Кузнецов» встрепенулся Электронный ресурс. // Сайт Эксперт. Режим доступа: expert.ru/2011/02/18/kuznetsov-vstrepenulsya/.
  98. Программа инновационного развития ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» на период до 2020 года Электронный ресурс. Режим доступа: www.oboronprom.ru/sites/default/files/pasportpiroaoopkoboronpromdo2020.pdf
  99. Сайт GasTurb Электронный ресурс. Режим доступа: www.gasturb.de.
  100. Сайт корпорации «ОБОРОНПРОМ» Электронный ресурс. Режим доступа: www.oboronprom.ru/news/%C2%ABkuznetsov%C2%BB-vstrepenulsya.
  101. Сайт ОАО «НПО «Сатурн» Электронный ресурс. Режим доступа: npo-saturn.ru/?rssid=l 367 224 059.
Заполнить форму текущей работой