Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка и моделирование катящегося токосъема для коллекторных машин постоянного тока

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведен анализ коммутационной проблемы. В процессе анализа рассмотрены физические механизмы протекания коммутационного процесса, приведены известные способы его улучшения. В результате проведенного анализа предложено заменить в машинах постоянного тока скользящий способ токосъема, имеющий ряд недостатков, во многом обуславливающих коммутационные проблемы, на катящийся токосъем. Главным фактором… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ коммутационной проблемы в машинах постоянного тока и существующих способов ее решения
    • 1. 1. Сущность процесса коммутации
    • 1. 2. Теоретический аспект коммутационного процесса
      • 1. 2. 1. Классическая теория коммутации
      • 1. 2. 2. Основные положения теории О. Г. Вегнера
      • 1. 2. 3. Теория оптимальной коммутации
    • 1. 3. Критерий оптимальности условий коммутации
    • 1. 4. Неидентичность коммутационного процесса как основа проблемы настройки машин постоянного тока
    • 1. 5. Передача тока через скользящий контакт
      • 1. 5. 1. Физические особенности скользящего токосъема
      • 1. 5. 2. Влияние щеточного контакта на снижение степени неидентичности коммутационного процесса
      • 1. 5. 3. Подверженность вольтамперных характеристик скользящего контакта воздействию различных факторов
    • 1. 6. Пути настройки коммутации. Применение составных щеток
    • 1. 7. Выводы
  • 2. Теоретическое исследование коммутационного процесса в машине постоянного тока с катящимся токосъемом
    • 2. 1. Критический анализ существующих конструкций катящегося токосъема
    • 2. 2. Предложение нового конструктивного решения токосъемного устройства с использованием катящегося контакта
      • 2. 2. 1. Прототип токосъемного устройства для машин постоянного тока с использованием контакта качения
      • 2. 2. 2. Описание нового технического решения токосъемного устройства для машин постоянного тока с использованием контакта качения
    • 2. 3. Особенности катящегося токосъема
    • 2. 4. Требования к вольтамперной характеристике «щетки» при катящемся токосъеме
    • 2. 5. Аппроксимация вольтамперной характеристики «щетки»
    • 2. 6. Математическое моделирование основных закономерностей коммутационного процесса в машине постоянного тока с катящимся токосъемом
      • 2. 6. 1. Допущения, принятые в математической модели на первом этапе исследований
      • 2. 6. 2. Модель движения коллектора и роликовых контактов
      • 2. 6. 3. Схема замещения коммутируемого контура
      • 2. 6. 4. Сопротивление контактов «щетка"-ролики в функции времени
      • 2. 6. 5. Решение уравнения коммутации
    • 2. 7. Влияние различных факторов на форму кривой тока и величину тока разрыва сбегающего края «щетки»
    • 2. 8. Выводы
  • 3. Математическая модель коммутационного процесса, учитывающая конструктивные особенности нового токосъемного устройства
    • 3. 1. Применение в новом токосъемном устройстве составной «щетки»
    • 3. 2. Определение необходимых конструктивных параметров нового токосъемного устройства, обеспечивающих его работоспособность
    • 3. 3. Математическая модель коммутационного процесса с учетом конструктивных параметров токосъемного устройства
      • 3. 3. 1. Переход к относительным величинам
      • 3. 3. 2. Учет траекторий движения центров роликов и поверхности коллектора
      • 3. 3. 3. Геометрическое преобразование системы взаимодействующих между собой элементов конструкции токосъемного устройства и задание их нумерации
      • 3. 3. 4. Введение системы координат
      • 3. 3. 5. Логическая функция наличия катящегося контакта между «щеткой» и коллекторной пластиной
      • 3. 3. 6. Функция сопротивления контакта «щетки» с ламелью
      • 3. 3. 7. Система уравнений процесса коммутации
    • 3. 4. Анализ уточненной математической модели
    • 3. 5. Конструктивные и функциональные преимущества применения катящегося токосъема в машине постоянного тока
    • 3. 6. Выводы
  • 4. Макет токосъемного устройства
    • 4. 1. Предварительная обработка коллектора
    • 4. 2. Учет оптимальных соотношений в макете токосъемного устройства
      • 4. 2. 1. Проверка роликов на нагрев
      • 4. 2. 2. Выбор количества роликов и составных элементов «щетки»
    • 4. 3. Выбор сопротивлений составных элементов «щеток». Математическое моделирование коммутационного процесса для выбранных параметров токосъемного устройства
    • 4. 4. Разработка элементов конструкции токосъемного устройства
    • 4. 5. Установка «щеток» на геометрической нейтрали
    • 4. 6. Экспериментальная установка
    • 4. 7. Испытания макетного образца токосъемного устройства
    • 4. 8. Дальнейшие направления исследований катящегося токосъема
    • 4. 9. Выводы

Разработка и моделирование катящегося токосъема для коллекторных машин постоянного тока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Коллекторные машины постоянного тока (МПТ), не смотря на свои недостатки, продолжают сохранять позиции в своих традиционных областях применения: металлургия, электрическая тяга и др. Также МПТ находят применение как специальные типы машин в военной и космической технике.

Главным фактором, сдерживающим развитие МПТ, является ряд проблем, связанных с коммутацией. Значительный вклад в исследования данного вопроса внесли такие ученые как М. Ф. Карасев, В. П. Толкунов, О. Г. Вегнер, В. В. Фетисов, А. И. Скороспешкин, В. Д. Авилов, Р. Ф. Бекишев, Р.Г. Идиятул-лин, И. Б. Битюцкий, С. И. Качин, В. В. Харламов и др.

Скользящий токосъем в МПТ имеет существенный недостаток: необходимость в постоянном образовании и поддержании политуры на поверхности коллектора. Это обуславливает значительные трудности для применения МПТ в условиях, препятствующих образованию политуры: химически агрессивная внешняя среда, разряженная атмосфера и др. Такие условия встречаются у машин, работающих в химических производствах, в летательных аппаратах, в том числе космических, а также у некоторых специальных машин.

В технике достаточно широко известно применение катящегося токосъема. При его использовании нет необходимости образования политуры, а также возможно обеспечение более надежного электрического контакта и меньшего износа контактирующих элементов.

Основная область применения катящегося токосъема не связана с электрическими машинами, хотя известны токосъемные устройства (ТУ) с катящимся контактом, разработанные для МПТ. Однако известные ТУ для МПТ не обладают коммутирующей способностью, а также имеют другие недостатки. Это обуславливает низкую надежность таких устройств, применяемых в МПТ, значительный уровень создаваемых ими радиопомех и другие проблемы, связанные с неудовлетворительной коммутацией.

Целью диссертационной работы является разработка научных основ создания и совершенствования токосъемного узла, использующего катящийся контакт, для коллекторных машин постоянного тока.

Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Проведение анализа существующей техники, использующей катящийся токосъем.

2. Теоретическое исследование особенностей катящегося токосъема при его использовании в коллекторной МПТ.

3. Разработка на основании проведенных теоретических исследований нового технического решения ТУ для МПТ с катящимся токосъемом.

4. Определение конструктивных параметров элементов нового ТУ, обеспечивающих его работоспособность.

5. Разработка математической модели коммутационного процесса в секции якорной обмотки МПТ с учетом конструктивных параметров нового ТУ.

6. Разработка конструкции, изготовление и испытание макетного образца нового ТУ.

Научная новизна работы состоит в следующем.

1. Теоретически обоснован новый принцип осуществления токосъема и коммутации секций якорной обмотки МПТ с использованием катящегося контакта.

2. Выявлены соотношения параметров элементов нового токосъемного устройства, необходимые для обеспечения его работоспособности.

3. Представлена математическая модель коммутационного процесса в секции якорной обмотки МПТ, использующей разработанное устройство.

Новизна предложенных технических решений подтверждена патентами РФ на изобретение (№ 2 291 531) и полезную модель (№ 2 65 309).

Методы исследования. Теоретические исследования проведены на основе математического моделирования, анализа сложных электрических цепей, методов теории электрических цепей, теории дифференциальных уравнений. Результаты математического моделирования получены с использованием средств современной вычислительной техники в среде Mathcad. Экспериментальные исследования проведены методом непосредственных натурных испытаний макетного образца разработанного устройства.

Достоверность научных положений и результатов диссертационной работы обоснована теоретически и подтверждена результатами испытаний макетного образца ТУ для МПТ с катящимся токосъемом.

Практическая и теоретическая ценность работы заключается в следующем.

1. Разработанные технические решения позволяют применить МПТ в условиях с агрессивной внешней средой, где невозможна работа традиционного скользящего щеточного контакта.

2. Разработанные технические решения позволяют обеспечить и производить регулировку коммутирующей способности токосъемного узла МПТ с катящимся токосъемом.

3. Проведенные теоретические исследования и полученная математическая модель позволяют определить необходимые параметры разработанного ТУ и получить кривую тока коммутируемой секции для различных параметров устройства.

4. Проведенные теоретические и экспериментальные исследования позволили дать рекомендации по совершенствованию предложенного типа ТУ.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждались и были одобрены на двух Международных научно-технических конференциях «Электромеханические преобразователи энергии» в Томском политехническом университете в 2005 и 2007 гг., а также на научно-техническом семинаре ОмГУПСа «Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта, объектов промышленной теплоэнергетики, телекоммуникационно-информационных систем, автоматики и телемеханики».

Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано в 9 печатных работах, в том числе 7 статей (из них три — в изданиях, определенных ВАК Минобрнауки России), патент на изобретение и патент на полезную модель.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников. Общий объем -136 страниц, в том числе 61 иллюстрация, 2 таблицы, 106 источников.

4.9 Выводы.

1. Экспериментально доказана работоспособность разработанного нового токосъемного устройства для машины постоянного тока, использующего контакт качения.

2. В результате проведенных экспериментальных исследований доказано качественное отражение разработанной в третьей главе математической моделью реального коммутационного процесса.

3. Экспериментально опробованы критерии для выбора количества роликов и составных элементов «щеток», полученные ранее теоретически.

4. Доказана возможность замены в серийно выпускаемой МПТ традиционного щеточного узла на КРУ.

5. Предложен и реализован один из вариантов изготовления элементов КРУ и их последующей сборки.

6. Опыт, полученный при создании и испытании действующего макетного образца, позволил выявить слабые стороны именно испытанной конструкции и наметить пути совершенствования КРУ.

124 Заключение.

В диссертационной работе были получены следующие обобщающие результаты:

1. Проведен анализ коммутационной проблемы. В процессе анализа рассмотрены физические механизмы протекания коммутационного процесса, приведены известные способы его улучшения. В результате проведенного анализа предложено заменить в машинах постоянного тока скользящий способ токосъема, имеющий ряд недостатков, во многом обуславливающих коммутационные проблемы, на катящийся токосъем.

2. Выявлены недостатки существующих устройств, использующих катящийся токосъем, и предложен принципиально новый вариант катящегося токосъема для применения в машинах постоянного тока, обладающий коммутирующей способностью.

3. Проведено теоретическое исследование коммутационного процесса в секции якорной обмотки машины постоянного тока, использующей предложенный вариант катящегося токосъема.

4. Анализ решений разработанной математической модели доказал возможность влияния на кривую тока коммутируемой секции путем задания вольтамперной характеристики «щетки» аналогичного влиянию поля добавочных полюсов.

5. На основании проведенного анализа разработаны новые технические решения для токосъемного устройства машины постоянного тока, использующего контакт качения.

6. Получены выражения для расчета необходимых параметров предложенного токосъемного устройства с катящимся токосъемом, обеспечивающих его работоспособность.

7. Разработана математическая модель коммутационного процесса в машине постоянного тока с новым токосъемным устройством, учитывающая: а) диаметры траекторий вращения центров катящихся контактов и поверхности коллектора, б) случайное расположение катящихся контактов в начальный момент коммутации, в) ступенчатый характер изменения контактного сопротивления составной «щетки» катящемуся контакту, г) ширину межламельной изоляции, д) использование щеточного перекрытия больше единицы, е) возможность расчета как простой петлевой обмотки при любом числе пар полюсов, так и простой волновой при числе полюсов равном двум.

8. Разработан, изготовлен и испытан макетный образец токосъемного устройства с катящимся токосъемом для серийной машины ПБСТ на основании полученных необходимых соотношений параметров элементов токосъемного устройства, а также результатов математического моделирования коммутационного процесса.

9. Наиболее перспективным представляется использование разработанного принципа токосъема в специальных электрических машинах небольшой мощности с ограниченным (коротким) сроком службы, предназначенных для работы в условиях, где невозможна работа машины с традиционными графитовыми щетками.

10. Сформулированы рекомендации по улучшению конструкции токосъемного устройства и определены направления дальнейших исследований катящегося токосъема, которые могли бы расширить предполагаемую область его применения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ККостенко М. П. Электрические машины: Т. 1 / М. П. Костен-к о, JT. М. П и о т р о в с к и й. Л.: Энергия, 1972. 544 с.
  2. А. И. Электрические машины / А. И. В о л ь д е к. Л.: Энергия, 1974. 839 с.
  3. И. П. Электрические машины / И. П. Копылов. М.: Логос, 2000. 607 с.
  4. Р. М. Повышение эксплуатационной надежности коллекторно-щеточного узла тяговых двигателей электроподвижного состава железных дорог: Автореф. дис. канд. тех. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
  5. Пат. 19 859 006 Германия, МКИ Н 01 R 39/06. Anker mit Plankommutator fur einen Elektromotor / I. R i с h t e r, A. Gerhard, C. A s t- Robert Bosch GmbH.-№ 198 590 067- Заявлено 21.12.1998- Опубл. 29.06.2000.
  6. Пат. 19 926 900 Германия, МКИ Н01 R 43/06, Н01 R 39/04. Verfahren zur Herstellung eines Plankommutators und nach diesem Verfahren hergestellter Kommutator / К о n i g Eckhard- ICirkwood Ind. GmbH. № 19 926 900.9- Заявлено 12.06.1999- Опубл. 21.12.2000.
  7. Пат. 5 895 994 США, МКИ Н 02 К 3/34. Dynamoelectric machine/ Т. Molnar David, К. Hollenbeck Robert- General Electric Co. — № 08/829 734- Заявлено 31.03.1997- Опубл. 20.04.1999.
  8. П.Высоцкий В. Е. Вентильные двигатели с искусственной коммутацией (Теория, разработка, исследование, использование в электроприводе): Ав-тореф. дис. докт. техн. наук. Самара, 2005.
  9. И. Б. Новые методы расчета и наладки коммутации машин постоянного тока / И. Б. Битюцкий. Новочеркасск: Ред. журн. «Изв. вузов. Электромеханика», 2003. 226 с.
  10. А. И. Электрические машины / А. И. В, а ж н о в. Д.: Энергия, 1968. 768 с.
  11. Н. П. Электрические машины / Н. П. Ермолин. М.: Высшая школа, 1975. 296 с.
  12. Electromagnetic emissions from electrical rotating machinery/ P. Ferrari, A. Mariscotti, A. Motta, P. Pozzobon // IEEE Trans. Energy Convers. 2001. — 16, № 1. — C. 68−73.
  13. P. В. Обеспечение качественной электромагнитной совместимости машин постоянного тока малой мощности: Автореф. дис. канд. техн. наук. Томск, политехи, ун-т, Томск, 2000. 21 с.
  14. В. П. О критерии коммутационной напряженности машин постоянного тока / В. П. Т о л к у н о в, Н. Ф. О з е р н о й, Ж. А. К и р е е в, а // Вопросы электротехники: Вестник Харьковского политехнического института. 1976. Выпуск 1. № 116. С. 3−6.
  15. Т о л к у н о в В. П. Теория и практика коммутации машин постоянного тока / В. П. Толкунов. М.: Энергия, 1979. 224 с.
  16. Р. Электрические машины: Т. 1 / Р. Рихтер. М.- Л.: ОНТИНКТП СССР, 1935. 598 с.
  17. В е г н е р О. Г. Теория и практика машин постоянного тока / О. Г. В е г н е р. М.: Госэнергоиздат, 1961. 272 с.
  18. С е ч и н В. И. К вопросу о подборе щеток для электрических машин с затрудненными условиями коммутации / В. И. Сечин// Материалы IV Всесоюзной конференции по коммутации электрических машин / Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. Омск, 1969. С. 24−27.
  19. М. Ф. Основная причина искрения щеток машин постоянного тока / М. Ф. К, а р, а с е в, В. Н. К о з л о в, В. И. Тимошина// Коммутация машин постоянного тока: Науч. тр. / Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. Омск, 1970. Т. 112. Выпуск 1. С. 5−12.
  20. Кар ас ев М. Ф. Коммутация машин постоянного тока / М. Ф. Карасев. М., Госэнергоиздат, 1955, 143 с.
  21. М. Ф. Коммутация коллекторных машин постоянного тока / М. Ф. Карасев. M.-JL, Госэнергоиздат, 1961, 224 с.
  22. К, а р, а с е в М. Ф. Оптимальная коммутация машин постоянного тока / М. Ф. К, а р, а с е в, В. П. Б е л я е в, В. Н. К о з л о в и др. М.: Транспорт, 1967. 180 с.
  23. Дальнейшее развитие теории оптимальной коммутации машин постоянного тока: Науч. тр. / М. Ф. К, а р, а с е в, В. П. Б е л я е в, В. Н. К о з л о в и др. // Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. Омск, 1967. Т. 78. 176 с.
  24. В. И. Теоретическое исследование коммутации на основе аппроксимации вольт-амперных характеристик щеточного контакта: Автореф. дис. канд. техн. наук. Омск, 1968. 23 с.
  25. К, а р, а с е в М. Ф. Ответ на замечания О. Г. Вегнера по книге автора Коммутация машин постоянного тока / М. Ф. Карасев// Труды Омского института инженеров железнодорожного транспорта / Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. Омск, 1962. Т. 37. С. 5−12.
  26. Н. В. Уточнение классической теории коммутации /Н. В. Александров// Тр. науч.-исслед. ин-та з-да «Электротяжмаш». 1971. Вып. 2. С. 248−264.
  27. Е. М. Некоторые закономерности процесса коммутации при множественном щеточном перекрытии / Е. М. Кузнецова// Вопросы коммутации машин постоянного тока: Науч. тр. / Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. Омск, 1969. Т. 102. Выпуск 3. С. 3−10.
  28. И. Б. Новый критерий оценки коммутационной надежности машин постоянного тока / И. Б. Альтшулер, В. П. Толкунов, В. И. Белошенкои др. // Крупные машины постоянного тока: Труды НИИ завода «Электротяжмаш». Харьков, 1971. Выпуск 3. С. 56−62.
  29. В.В. Машины постоянного тока средней и большой мощности: Учеб. пособие / В.В. Ф е т и с о в, Г. А. Д, а в и д ч у к. Ленинградский гос. тех. ун-т. Л., 1992. С. 79−80.
  30. Вопросы коммутации машин постоянного тока: Науч. тр. / Омский инт инж. ж.-д. трансп. Омск, 1969. Т. 102. Выпуск 1. С. 22−26.
  31. Коммутация в тяговых электродвигателях и других коллекторных машинах: Науч. тр. / Карасев М. Ф., Авилов В. Д., Беляев В. П. и др. // Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. Омск, 1974. Т. 155. 98 с.
  32. В. Д. Методы анализа и настройки коммутации машин постоянного тока / В. Д. Авилов. М.: Энергоатомиздат, 1995. 237 с.
  33. В. Д. Проблема контроля геометрии магнитной цепи и оптимизация параметров по состоянию коммутации ТЭД / В. Д. Авилов,
  34. B. П. Беляев, В. Г. Гартмани др. // Автоматизированные системы испытаний объектов железнодорожного транспорта: Тезисы докладов научно-технической конференции / Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. Омск, 1991.1. C. 104−105.
  35. Р. Г. Надежность тяговых электрических машин / Р. Г. Идиятуллин. Ташкент: Мехнат, 1987. 150 с.
  36. JI и в ш и ц П. С. Скользящий контакт электрических машин / П. С. Лившиц. М.: Энергия, 1974. 272 с.
  37. Ш к р е б, а В. Ф. Повышение коммутационной надежности машин постоянного тока с двухходовой обмоткой якоря: Автореф. дис. канд. техн. наук. Л., 1983.
  38. Ю. А. Особенности работы многоходовых петлевых обмоток якорей машин постоянного тока: Автореф. дис. канд. техн. наук. Харьков, 1973. 23 с.
  39. И. Б. Теоретическое и экспериментальное исследование некоторых специальных якорных обмоток крупных прокатных электродвигателей постоянного тока большой и предельной мощности: Автореф. дис. канд. техн. наук. Харьков, 1971. 25 с.
  40. Wirkungsweise von Gleichstrommaschinen: Ausgleichsverbinder bei Wel-lenwicklungen. Teil IV / G. К u n z e // Elek. Masch. 2000. — 79, № 10. — С. 10−17, 14−15.
  41. И. Б. К расчету коммутации машин постоянного тока с пазовыми демпферами: Автореф. дис. канд. техн. наук. Новочеркасск, 1966. 20 с.
  42. К, а ч и н С. И. Высокоиспользованные коллекторные машины малой мощности: Автореф. дис. докт. техн. наук. Томск, 2002. 43 с.
  43. Гост 10 159 79. Машины электрические постоянного тока. Методы испытаний. М., 1979. 14 с.
  44. Пат. 33 503 Украина, МКИ Н 02 К 13/14. Cnoci6 визначення меж зони без1скрово1 робота колекторних електричних машин постшного струму / О. Б. I в, а н о в, О. С. Б е ш т а, А. А. Колб- Нац. rip. акад. Укр. № 9 031 184- Заявлено 03.03.1999- Опубл. 15.02.2001.
  45. М. Ф. Настройка дополнительных полюсов машин, работающих в переходных режимах / М. Ф. Карасев, В. Д. Авилов,
  46. B. В. Из о т о в. и др. // Коммутация коллекторных электрических машин: Науч. тр. / Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. Омск, 1973. Т. 144. С. 16−31.
  47. М. С. Расчет и наладка коммутации машин постоянного тока на основе новых инструментальных средств моделирования и управления: Автореф. дис. канд. техн. наук. Воронеж, гос. техн. ун-т, Воронеж, 2004. 18 с.
  48. Ankerruckwirkung und Kommutierung in Gleichstrommaschinen. Teil I. Tipps fur die Instandsetzung / G. К u n z e // Elek. Masch. 2002. — 81, № 9.1. C. 18−19,21−25.
  49. Kommutierung in Gleichstrommaschinen: Teil II / Schluss Tipps fur die Instandsetzung / G. К u n z e // Elek. Masch. 2002. — 81, № 10. — C. 20−24.
  50. Пат. 2 251 780 Россия, МКИ H 02 К 13/14, Н 02 Р 5/418. Устройство формирования коммутирующего поля электрической машины / И. Б. Битюцкий, М. С. Калинин, А. В. Требунцов (Россия). № 2 003 115 155/09- Заявлено 21.05.2003. Опубл. 10.05.2005. Бюл. № 13.
  51. Пат. 2 250 549 Россия, МКИ Н 02 К 13/14, G01R31/34. Устройство для улучшения коммутации коллекторных машин постоянного тока /
  52. И. Б. Битюцкий, А. И. Котов, А. В. Требунцов (Россия). № 2 003 115 154/09- Заявлено 21.05.2003. Опубл. 20.04.2005. Бюл. № 11.
  53. И. Б. Постановка задачи синтеза независимой коммутирующей системы однофазного коллекторного двигателя / И. Б. Битюцкий// Изв. вузов. Электромеханика. 2003. № 1. С. 24−27.
  54. В.В. Методы и средства диагностирования технического состояния коллекторно-щеточного узла тяговых электродвигателей и других коллекторных машин постоянного тока / В. В. Харламов. Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2002. 233 с.
  55. С о л д, а т к и н А. В. Повышение коммутационной устойчивости тяговых электрических машин за счет совершенствования технологии ремонта коллекторов: Автореф. дис. канд. тех. наук. Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2004.
  56. В. Н. Результаты стендовых и эксплуатационных испытаний щеткодержателей с рулонной пружиной постоянного давления /
  57. В.Н. Антипов, В. И. Мельник// Вопросы повышения коммутационной способности машин постоянного тока: Сб. науч. тр. / Всесоюзный научно-исследовательский ин-т электромашиностроения. JL, 1982. С. 113−122.
  58. А.с. 1 472 978 СССР, МКИ HOI R 39/18. Коллекторно-щеточный узел электрической машины / М. Ф. Хлыстов, С. М. Хлыстов (СССР). -№ 4 230 926/24−07- Заявлено 17.04.1987. Опубл. 15.04.1989. Бюл. № 14.
  59. А.с. 15 091 1 СССР, МКИ Н 02 К 13/10. Щеточно-коллекторный узел электрической машины /Н. А. Павелко (СССР). № 756 049/24−7- Заявлено 16.12.1961. Опубл. 01.01.1962. Бюл. № 1.
  60. А.с. 752 575 СССР, МКИ Н01 R 39/18. Щетка для электрической машины / Р. Ф. Б е к и ш е в, С. И. К, а ч и н, Г. Г. Константинов (СССР). -№ (21)2613297/24−07- Заявлено 04.05.1978. Опубл. 30.07.1980. Бюл. № 28.
  61. А.с. 801 163 СССР, МКИ Н01 R 39/18. Щетка для электрической машины / Р. Ф. Б е к и ш е в, С. И. К, а ч и н, Г. Г. Константинов (СССР). — № (21)2762446/27−07- Заявлено 29.03.1979. Опубл. 30.01.1981. Бюл. № 4.
  62. Пат. 5 929 579 США, МКИ Н 01 R 39/46. Soft-commutated direct current motor / S. Hsu J о h n- Lockheed Martin Energy Research. № 09/100 628- Заявлено 19.06.1998- Опубл. 27.07.1999.
  63. В. Д. Вольтамперные характеристики составных щеток / В. Д. Авилов, В. В. Ту р к и н // Коммутация машин постоянного тока: Науч. тр. / Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. Омск, 1970. Т. 112. Выпуск 2. С. 34−38.
  64. А в и л о в В. Д. Особенности коммутации коллекторных машин малой мощности с составными щетками: Автореф. дис. канд. техн. наук. Омск, 1968.
  65. Е. Н. Исследования вольтамперных характеристик составных щеток /Е. Н. Савельева// Коммутация тяговых электродвигателей и других коллекторных машин: Межвуз. темат. сб. науч. тр. / Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. Омск, 1980. С. 50−56.
  66. Е. Н. Коммутация машин постоянного тока с составными щетками: Автореф. дис. канд. техн. наук. JI., 1985. 16 с.
  67. А.с. 555 474 СССР, МКИ Н 01 R 39/28. Щеткодержатель /
  68. B.C. Платов, В. Г. Зайчиков (СССР). №(21)2195841/07- Заявлено 03.12.1975. Опубл. 25.04.1977. Бюл. № 15.
  69. А.с. 520 654 СССР, МКИ Н 01 R 39/28. Токосъемное устройство электрической машины / М. JI. Д р и з д о, В. В. Перцев, В. Н. Былинкин (СССР). №(21)2082246/24−7- Заявлено 08.12.1974. Опубл. 05.07.1976. Бюл. № 25.
  70. А.с. 82 712 СССР, МКИ Н 02 К 13/10, Н01 R39/28. Устройство для коммутации электрических коллекторных машин / Д. Д. Захарченко (СССР). -№ 386 913- Заявлено 05.11.1948. Опубл. 01.01.1950. Бюл. № 1.
  71. Пат. 2 004 117 515 Россия, МКИ Н 01 R 39/18. Токосъемное устройство электрической машины / Г. Ф. Руденко (Россия). № 2 004 117 515/09- Заявлено 08.06.2004. Опубл. 20.11.2005. Бюл. № 32.
  72. А.с. 660 132 СССР, МКИ Н 01 R 39/28. Токосъемное устройство /
  73. C.М. Кириллов, Г. А. Цветкова (СССР). № (21)2475789/24−07- Заявлено 18.04.1977. Опубл. 30.04.1979. Бюл. № 16.
  74. Пат. 2 291 531 Россия, МКИ Н 02 К 13/00. Токосъемное устройство / В. Д. Авилов, М. П. С е р г и е н к о, А. А. Шаров, Д. И. Попов (Россия).-№ 2 005 116 815/09- Заявлено 01.06.2005. Опубл. 10.01.2007. Бюл. № 1.
  75. А.с. 723 708 СССР, МКИ Н 01 R 39/18. Составная щетка Изосимо-ва М. Е. / М. Е. И з о с и м о в (СССР). № (21)2520894/24−07- Заявлено 02.08.1977. Опубл. 25.03.1980. Бюл. № 11.
  76. А.с. 116 691 СССР, МКИ Н 02 К 13/10. Токосъемное устройство для крупных высоковольтных электрических машин / Н. А. Панфилов (СССР). -№ 598 359- Заявлено 26.04.1956. Опубл. 01.01.1959. Бюл. № 1.
  77. Пат. 65 309 Россия, МКИ Н 02 К 13/00. Токосъемное устройство / В. Д. Авилов, Д. И. Попов, П. Г. Петров (Россия). № 2 007 112 148- Заявлено 02.04.2007. Опубл. 27.07.2007. Бюл. № 21.
  78. А в ил о в В. Д. Определение оптимальных параметров кол-лекторно-роликового узла машины постоянного тока / В. Д. Авилов, Д. И. Попов// Известия ВУЗов. Электромеханика. 2008. № 4. С. 13−15.
  79. В. Д. Коммутация в машинах постоянного тока с катящимся токосъемом / В. Д. А в и л о в, Д. И. Попов// Электротехника. 2008. № 7. С. 18−22.
  80. В. Д. Макет машины постоянного тока с катящимся токосъемом / В. Д. А в и л о в, Д. И. Попов// Электромеханические преобразователи энергии: Материалы международной науч.-техн. конф., 17−19 октября 2007 г., Томск: ТПУ 2007 г., С. 24−26.
  81. В. Д. Катящийся токосъем в машинах постоянного тока / В. Д. Авилов, Д. И. Попов // Известия Томского политехнического института. 2007. № 4. С. 123−126.
Заполнить форму текущей работой