Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Производство биологически активных добавок к пище на инновационной основе в условиях рыночной системы хозяйствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования, основанная на том, что наиболее выразительным показателем сегментации потребителей БАД-продукции является уровень их дохода, полностью подтвердилась. Высокое качество и эффективность разработанных и внедренных в производство препаратов БАД подтверждены результатами клинических испытаний и дипломами, полученными на международных выставках. Для разработки конкретных видов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МИРОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО И РЫНОК БАД: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
    • 1. 1. ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА БАД КАК СРЕДСТВА ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛНИЯ
    • 1. 2. ПРОДУКЦИЯ БАД НА МИРОВОМ РЫНКЕ
    • 1. 3. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА БАД В Р. Ф
  • ГЛАВ, А 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТОВАРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И НОМЕНКЛАТУРЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА БАД В РФ
    • 2. 1. ОСОБЕНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ БАД ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
    • 2. 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБЪЕМАХ ПРОИЗВОДСТВА БАД В Р. Ф
    • 2. 3. СЕГМЕНТАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПОДОТРАСЛИ БАД
    • 2. 4. СПРОС: ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ ПРЕДПОЧТЕНИЙ РОССИЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЫНКА БАД (на примере г. Москвы)
    • 2. 5. ПРОГРАММА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ БАД — ПОТРЕБИТЕЛЕЙ жителей г. Москвы)
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ ВИДОВ БАД
    • 3. 1. ПОТРЕБНОСТИ В ОБЪЕМАХ ПРОИЗВОДСТВА И НОМЕНКЛАТУРЕ БАД, НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА
    • 3. 2. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ БАД-ПРОДУКЦИИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА: МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД
    • 3. 3. КОНЦЕПЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЛАНИРОВАНИЯ СБЫТА НОВЫХ ВИДОВ БАД ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Р. Ф
    • 3. 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕЗОННЫМИ КОЛЕБАНИЯМИ ПРОИЗВОДСТВА И
    • 1. ЮСТАВКАМИ НОВЫХ ВИДОВ БАД
  • РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА НОВЫХ ВИДОВ БАД В Р. Ф

Производство биологически активных добавок к пище на инновационной основе в условиях рыночной системы хозяйствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы во всем мире отмечается усиление внимания общественности к проблемам питания населения. Это объясняется осознанием специалистами многочисленных негативных последствий нарушения структуры питания и пищевого статуса и как следствие потерей его здоровья и трудоспособности.

В России у большей части жителей проявляются симптомы недостаточной адаптации к неблагоприятным факторам окружающей среды физической, химической и биологической природы, иммунодефицита, вызванных неполной обеспеченностью организма биологически активными компонентами. Одной из главных причин возрастающей востребованности в биологически активных добавках к пище (БАД) является необходимость ее обогащения витаминами, минеральными веществами и микроэлементами с целью коррекции питания, поддержания и укрепления здоровья, нормализации обменных процессов, профилактики заболеваний, ускорения процесса выздоровления.

Для фармацевтических компаний БАД представляют собой новые возможности по освоению рынка, внедрению новейших средств со значительно меньшими, чем в случае лекарств, затратами, быстрым получением высокой прибыли. В контексте рассматриваемых проблем важнейшим критерием успешности деятельности российских производителей БАД должно явиться установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение спроса и желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными по сравнению со способами конкурентов. Сегодня для эффективной деятельности на рынке БАД продукция должна не только отвечать заявленным лечебным и профилактическим свойствам, но и иметь конкурентоспособный внешний вид, надлежащие вкусовые достоинства, быть безопасной.

Продвижение БАД на рынке обусловливает необходимость применения производителями различных эффективных схем маркетинга, ориентированных на потребителя. Важное место занимают маркетинговые исследования по изучению и оценке текущего состояния и тенденций развития рынка БАД.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена тем, что маркетинг, являясь функцией современного менеджмента, представляет собой тот организационно-экономический механизм, посредством которого коммерческие структуры не только приспособляются к структуре и динамике рынка БАД, но и эффективно им управляют.

Теоретические проблемы взаимосвязи развития рынка БАД и маркетинговой деятельности рассматривались в трудах таких известных зарубежных ученых-экономистов, как Д. Аакер, У. Андерсон, И. Ансофф, Г. Армстронг, Р. Аткинс, Б. Берман, Ф. Букерель, Х. Гриффит, Л. Дейвиг, Е. Дихтль, П. Друкер, Б. Карлоф, Ф. Котлер, М. Крофт, Ж.-Ж.Ламбен, М. Портер, М. Рисман, Х. Хершген, Дж. Эванс и др. Маркетинговым исследованиям фармацевтического рынка (рынка БАД) посвящены научные работы многих отечественных ученых, таких как О. Д. Андреева, И. К. Беляевский, Т. Н. Бобышева, А. А. Браверман, А. С. Булдаков, В. Н. Голубев, Е. П. Голубков, Н. Б. Дремова, В. П. Исупов, В. П. Карагодин, М. Г. Керимова, И. В. Косова, А. П. Нечаев, П. П. Новиков, В. А. Тутельян, В. А. Ядов и др.

Вместе с тем, до настоящего времени практически отсутствует научно-обоснованный системный подход к методологии маркетингового исследования рынка БАД в области рационального обеспечения потребителей при максимальном учете их предпочтений.

Целью диссертационного исследования является маркетинговые аспекты разработки новых перспективных видов биологически активных добавок, удовлетворяющих потребительским предпочтениям и имеющих высокий рыночный потенциал. Для достижения поставленной цели диссертанту необходимо было решить следующие основные задачи:

— определить место БАД в системе мероприятий по укреплению здоровья трудоспособного населения и профилактике различных заболеваний в России- -осуществить мониторинг российского рынка БАД;

— исследовать сущность, функции, особенности и возможности современного маркетинга российского рынка БАД;

— провести комплексное исследование потребителей БАД г. Москвы, выявить их типологию, изучить их структуру питания и пищевой статус;

— разработать на основе маркетинговых исследований рынка Концепцию новых видов БАД, обладающих необходимыми потребительскими свойствами и высоким рыночным потенциалом;

— подготовить рекомендации по производству и сбыту новых видов зарекомендовавшей продукции БАД в современных российских условиях.

Объектом диссертационного исследования явилась совокупность экономических и организационных отношений производителей БАД, возникающих по поводу производства и сбыта продукции на российском рынке.

Предмет диссертационного исследования — маркетинговая деятельность на рынке БАД в условиях современной российской экономики.

Методологической основой диссертационного исследования послужили работы зарубежных и отечественных авторов по экономической теории и практике, результаты фундаментальных и прикладных маркетинговых исследований в области современного рынка БАД. В основе исследования лежит системный анализ рыночных процессов, определяющих специфику исследуемого объекта. В ходе реализации поставленных в диссертации задач была изучена и критически переработана зарубежная и отечественная литература по проблематике исследования, обобщены статистические данные, опубликованные в различных изданиях, использованы прогностические расчеты автора. Методологическая и эмпирическая база диссертационного исследования формировалась в процессе многолетней работы автора в области создания и продвижения эффективных препаратов на российском и московском рынках БАД.

Главным результатом работы явилась разработка эффективных видов БАД по обеспечению здорового, полноценного и оптимального питания на основе проведения комплексного маркетингового исследования потребителей московского региона.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что автор сформулировал и научно обосновал методический подход к управлению предприятиями, производящими БАД, определил направления совершенствования производства и реализации продукции.

К элементам научной новизны проведенного исследования можно отнести: -обоснование социально-экономической сущности БАД в обеспечении нормального функционирования организма, повышении его устойчивости к экстремальным факторам и инфекционным заболеваниям;

— разработку теоретических и методических положений по комплексным маркетинговым исследованиям рынка БАД, определение принципов, лежащих в основе формирования эффективных управленческих решений с учетом специфики и закономерностей реально протекающих процессов на рынке БАД;

— оценка возможностей применения методов исследования рынка, используемых в смежных отраслях промышленности, для анализа рынка БАД;

— исследование сущности, функционального назначения, особенностей и возможностей современного маркетинга российского рынка БАД.

Практическая значимость. Главным научно-практическим результатом работы явилась разработка оригинальных эффективных видов БАД по обеспечению здорового, полноценного и оптимального питания на основе проведения комплексного маркетингового исследования потребителей московского региона.

Впервые для комплексности исследований автором предложено использование в качестве маркетинговой информации данных о статусе питания и состоянии здоровья изучаемых групп населения, а для объективности исследований было принято решение о необходимости изучения индивидуальных характеристик, поведенческой типологии, потребительских предпочтений и информированности населения по вопросам применения БАД и сегментации потребителей по наиболее выраженным признакам.

Автором диссертационной работы была создана диалоговая база данных для больных сахарным диабетом (СД) с целью определения психографики этой группы потребителей БАД, разработка и выпуск адресной продукции.

В работе осуществлена оценка современного состояния российского рынка БАД, раскрыта специфика производства БАД, выявлены основные приоритеты маркетинговой деятельности предприятий отрасли, осуществлен мониторинг российского рынка БАД, предложены методические и практические рекомендации по совершенствованию коммерческой составляющей в деятельности предприятий БАД.

Автором на основе маркетинговых исследований рынка разработана Концепция новых видов БАД, обладающих необходимыми потребительскими свойствами и высоким рыночным потенциалом.

Постоянно растущий объем продаж новых видов БАД, разработанный сотрудниками Академии биогенной медицины при участии автора диссертационного исследования, свидетельствуют о высоком рыночном потенциале данной продукции, подтверждает правильность и эффективность разработанной Концепции разработки биологически активных добавок к пище.

Структура диссертации определена логикой проведенного исследования и отражена в содержании диссертационной работы, состоящей из введения, трех глав, выводов, заключения, рекомендаций, 38 рисунков, 33 таблицы, списка использованной литературы, включающего 198 наименований, 4 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В наши дни для большей части населения России весьма актуальной является проблема обогащения пищи биологически активными добавками, связанная с общим ухудшением состояния окружающей среды и жесткой технологией обработки пищевых продуктов. Человеческий организм нередко оказывается неспособным адаптироваться к достаточно быстрым изменениям условий своего существования, что негативно сказывается на состоянии общественного здоровья. Поэтому, в контексте рассматриваемых проблем особый интерес представляет направленная на укрепление и поддержание здоровья и здорового образа жизни продукция, формируемая традиционной медициной, а также БАД.

Биологически активные вещества принято подразделять на ферменты, витамины и микроэлементы, гормоны, выполняющие незаменимую и очень важную роль в жизнедеятельности организма. Биологически активные вещества поступают в организм как в результате его собственной биохимической деятельности, так и посредством питания и дыхания. БАД, не являясь лекарством и средством лечения болезней, представляет собой исключительно полезный во всех отношениях компонент питания, оказывая оздоровительный эффект, сопоставимый с воздействием фармакологических средств, а иногда и превышающий его.

Российский рынок БАД, начав формироваться относительно недавно, в настоящее время развивается достаточно быстро. По оценкам некоторых специалистов, стоимостная емкость рынка БАД составляет приблизительно 40% стоимости фармацевтического рынка (по состоянию на 2002 г.). В соответствии со стратегическим планом мероприятий развития отрасли, принятым в 2001 г. Минздравом России, получает развитие принципиально новая концепция охраны здоровья трудоспособного населения. Предполагается переход от устаревшей модели работы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней. Укрепление здоровья здоровых людей признается одной из основных задач отечественной системы здравоохранения. Главная причина появления новой концепции — неудовлетворительный уровень показателей здоровья населения страны и состояния нашего здравоохранения в целом. Сегодня в России степень заболеваемости и смертности высока, а уровень рождаемости крайне низок.

Негативная сторона производства БАД проявляется в том, что устаревшие и произведенные по несовершенной технологии, но дешевые препараты БАД составляют в настоящее время значительную часть выпускаемой в стране продукции. Оптимальным путем решения проблемы для российского производителя БАД является улучшение качества в сочетании с интенсивной рекламой потребителям достоинств своей новой продукции. Однако для этого нужны большие ресурсы, поэтому компаниям приходится выбирать, на что направить свои ограниченные средства: на улучшение качества продукции или на рекламно-маркетинговую «раскрутку».

Рынок БАД занимает некоторое промежуточное положение между рынком пищевых продуктов и фармацевтическим рынком. Двойственность статуса БАД позволяет использовать общие методологические подходы на смежных рынках для проведения эффективного маркетинга.

Автором диссертационной работы была поставлена задача научно обосновать маркетинговую концепцию разработки новых видов БАД, которая могла быть применена на практике маркетинговыми отделами производственных предприятий и другими участниками рынка с целью производства и реализации перспективных видов препаратов и формирования эффективной ассортиментной стратегии.

Проведенный анализ показал, что в теории и практике прогнозирования спроса населения на отдельные виды пищевых продуктов и фармацевтических препаратов сложилось четыре основных методологических подходов: подход, основанный на использовании анкетного опроса реальных и потенциальных потребителей продукции, подход, основанный на использовании экспертных оценок, нормативный и статистический подходы.

В исследовании, которое проводилось с непосредственным участием автора диссертационной работы в течение пяти лет, приняли участие 3000 человек, жителей г. Москвы, часть из которых являлись Пациентами Центра биогенной медицины (1000 человек — контрольная группа). В качестве экспертов были привлечены 20 маркетологов, работающих на предприятиях, занимающихся производством и оптовой продажей БАД, 20 врачей, использующих в лечебной практике БАД, и 15 практикующих врачей-диетологов. Исследования, включающие в себя биохимические, микробиологические, физико-химические и другие анализы, проводились лабораторией Академии биогенной медицины.

Автором были выбраны методы исследования, связанные со сбором и обработкой первичной маркетинговой информации, впервые для комплексности исследований предложено использование в качестве маркетинговых данные о структуре питания и состоянии здоровья изучаемых групп населения, а для объективности исследований было принято решение о необходимости изучения индивидуальных характеристик, поведенческой типологии, потребительских предпочтений и информированности населения г. Москвы по вопросам применения БАД и сегментации потребителей по наиболее выраженным признакам. Обоснованная сегментация потребителей БАД позволила осуществить систематический анализ потребностей групп потребителей и разработать эффективную ассортиментную политику, обеспечивающую конкурентные преимущества предприятий на рынке БАД.

Основной целью исследования московского рынка БАД являлся отбор целевых групп потребителей. Наиболее многочисленным оказалась группа потребителей с уровнем дохода более 20 тыс. руб. (41,0% от общего объема объектов выборки), на втором месте по численности находилась группа потребителей с уровнем дохода — от 5 до 10 тыс. руб. (30,5% от объема выборки), далее по численности следует группа потребителей с уровнем дохода от 10 до 20 тыс. руб. (25,5% от объема выборки), самая малочисленная группа в общем объеме выборки — покупатели с уровнем дохода до 5 тыс. руб. (3,0%). Проведенный анализ позволил выделить три характерных сегмента московского рынка БАД на основе социально-демографических признаков.

Гипотеза исследования, основанная на том, что наиболее выразительным показателем сегментации потребителей БАД-продукции является уровень их дохода, полностью подтвердилась. Высокое качество и эффективность разработанных и внедренных в производство препаратов БАД подтверждены результатами клинических испытаний и дипломами, полученными на международных выставках. Для разработки конкретных видов БАД-препаратов определяющим моментом, с позиции автора диссертационной работы, явилось изучение структуры питания выявленных сегментов потребителей. Программа разработки новых видов БАД, обладающих необходимыми потребительскими свойствами и высоким рыночным потенциалом, предполагает достижение целей производителей с учетом удовлетворения потребностей всех категорий потребителей и направлена на обеспечение долговременного благополучия отдельного потребителя и общества в целом. Новые БАД-препараты, позиционируемые для выявленных сегментов московского рынка БАД в соответствии с социально-демографическими характеристиками, по мнению автора диссертационного исследования, должны разрабатываться исключительно специалистами-фармакологами, обладающими огромным объемом знаний и опыта, и обязательно подвергаться клиническим испытаниям.

Продукцией «ЭМБИ» № 5−7, разработанной сотрудниками Академии биогенной медицины при участии автора диссертационного исследования, заинтересовались крупные фармацевтические компании и сети розничных продаж товаров для здоровья, с некоторыми из которых подписаны договоры на регулярную поставку партий БАД. Высокая избирательность крупных региональных и транснациональных корпораций и постоянно растущий объем продаж новых видов БАД свидетельствуют о высоком рыночном потенциале данной продукции, подтверждает правильность и эффективность разработанной Концепции разработки биологически активных добавок к пище.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы:

— Несмотря на то, что аналоги современных БАД известны очень давно, их широкое производство и массовое применение в нашей стране находится на начальной стадии развития. Поэтому многие основополагающие концептуальные модели и принципы в области БАД все еще нуждаются в осмыслении и адаптации к российской действительности.

— Одна из главных причин роста интереса к БАД, по мнению многих отечественных экспертов, состоит в том, что те 20% населения РФ, на которые, как известно, приходится 80% денежного потребления товаров, могут уже позволить себе приобретать самые разнообразные БАД в качестве средств, влияющих на качество и стиль их жизни, а также ставших, по мнению автора, доступными в качестве эффективных профилактических средств.

— Веянием времени стала практика прохождения новыми БАД разнообразных испытаний и тестов в известных научно-медицинских центрах страны, завершающихся регистрацией БАД в качестве лекарственного средства. Таким образом, приближение продукции БАД к лекарственным средствам — осознанный шаг известных производителей в продукции на рынке.

— Для БАД создан специальный Федеральный реестр Минздрава РФ. В отличие от лекарственных препаратов БАД не должны иметь серьезных побочных эффектов, не должны содержать ядовитые, сильнодействующие и наркотические вещества, для их производства нельзя использовать сырье, не применяемое в питании или медицинской практике. БАД являются концентратами пищевых веществ и оказывают лечебно-профилактическое действие за счет фармакологической активности.

— В 2000;е гг. объем рынка БАД в России сопоставим с объемом рынка лекарственных средств. Коммерческий успех БАД в России объясняется распространенностью самолечения и повышенным интересом населения к альтернативным методам лечения.

— С целью создания надежной преграды на пути препаратов, в состав которых входят мало исследованные, сильнодействующие или наркотические вещества, необходимо проводить полный физико-химический анализ БАД и вычленять основные действующие компоненты.

— К настоящему времени в РФ сложилась ситуация, когда наиболее массовые и недорогие БАД и лечебно-профилактические пищевые продукты, их содержащие, не реализуются достаточно эффективно ни в аптеках, ни в продовольственных магазинах. Поэтому необходимо глубокое изучение причин, препятствующих развитию в России специализированной розничной торговли «товарами для здоровья» по аналогии с тем, как это происходит за рубежом.

— Важным является проведение комплекса действий по продвижению товара на рынок (promotion), который обычно включает в себя рекламные мероприятия, PR-акции, стимулирование продаж. Однако, проведенный опрос экспертов и специалистов, работающих в данном секторе рынка, показал, что маркетинговые исследования на предприятиях, производящих БАД и занимающихся их оптовой продажей, практически не проводятся, а формирование ассортимента происходит практически стихийно.

— С целью коренного изменения выходящей из-под контроля ситуации автор в диссертации поставил задачу разработать научно обоснованную маркетинговую концепцию новых видов БАД, которая могла быть применена на практике маркетинговыми отделами производственных предприятий и другими участниками рынка при организации и массовом производстве перспективных видов препаратов и формирования ассортиментной политики.

— При непосредственном участии автора диссертационной работы были проведены комплексные маркетинговые исследования московского рынка БАД, основной целью которых была разработка и производство перспективных видов биодобавок, удовлетворяющих потребительским предпочтениям и имеющих высокий рыночный потенциал.

— Анкетирование явилось основным методом анализа конъюнктуры московского рынка БАД, тенденций ее изменения и получения достоверной информации о потребителях. Автор диссертационной работы использовал следующую систему оценки надежности результатов: повышенная надежность допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная — до 3−10%, приближенная — от 10 до 20%, ориентировочная — от 20 до 40%. Таким образом, данные нормы выборки имеют высокую надежность. При отборе единиц выборки использовался недетерминированный подход, т. е. принцип случайного отбора респондентов.

— Маркетинговый анализ выявил три характерных потребительских сегмента, представители каждого из которых имеют схожее потребительское поведение и одинаковые социально-демографические характеристики. В I сегмент входят потребители с уровнем дохода более 20 тыс. руб.- во II сегмент — потребители с уровнем дохода — от 10 до 20 тыс. руб.- III сегмент объединяет группу потребителей с уровнем дохода от 5 до 10 тыс. руб. и группу потребителей с уровнем дохода до 5 тыс. руб., поскольку они имеют близкую чувствительность к факторам маркетинга (качеству БАД, насыщенности ассортимента, цене, качеству обслуживания).

— Важнейшей частью диссертационной работы явилась авторская маркетинговая Концепция разработки новых видов БАД-препаратов на российском рынке в результате изучения потребительских предпочтений и проведения комплексной оценки статуса питания различных сегментов московского рынка. Концепция, подводя главный научно-теоретический итог, задает новое направление исследований на стыке отраслей знаний.

— Для разработки конкретных видов БАД-препаратов определяющим моментом, с позиции автора диссертационной работы, явилось изучение структуры питания выявленных сегментов потребителей.

— Высокое качество и эффективность разработанных и внедренных в производство препаратов БАД при непосредственном участии автора подтверждены результатами клинических испытаний (Приложение 4) и дипломами, полученными на международных выставках (Приложение 3).

— Для создания стратегии продвижения и разработки каналов сбыта БАД в г. Москве, определения характеристик, которыми они должны обладать, а также для установления приоритетных мест продажи по районам города установленная структура распределения мест проживания потребителей БАД имеет важное значение для оптимизации ассортиментной и рекламной политики, а также для учета определенных потребительских свойств, при разработке новых видов продукции, позиционированных для конкретных групп потребителей.

— Несмотря на то, что проведенное маркетинговое обследование потенциальных потребителей БАД-продукции касалось лишь московского регионального рынка, во многом схожая ситуация позволяет делать обобщающие выводы и рекомендации для большинства регионов нашей страны, поскольку условия жизни и социально-демографические характеристики части населения, также употребляющей биологически активные добавки в пищу, принципиально не отличаются от столичного региона.

— Программа разработки новых видов БАД, обладающих необходимыми потребительскими свойствами и высоким рыночным потенциалом, предполагает достижение целей производителей с учетом удовлетворения потребностей всех категорий потребителей и направлена на обеспечение долговременного благополучия отдельного потребителя и общества в целом. Новые БАД-препараты, позиционируемые для выявленных сегментов московского рынка БАД в соответствии с социально-демографическими характеристиками, по мнению автора диссертационного исследования, должны разрабатываться исключительно специалистами-фармакологами, обладающими огромным объемом знаний и опыта, и обязательно подвергаться клиническим испытаниям.

— Управлять современным предприятием по производству БАД нельзя без научно-обоснованного предвидения, воплощенного в стратегический план бизнеса. Бизнес-план позволяет избежать возможных ошибок, рассмотрев деятельность компании со всех сторон — маркетинга, финансов, производственной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Рынок БАД: парадокс развития// Российские аптеки. 2002.-№ 6.-С.58−61.
  2. Академия рынка: Маркетинг: Сборник/Пер. с фр. Под ред. А. Г. Худокормова. -М.: Экономика, 1993.-571 с.
  3. С.Е. Все бады «Vision»: По мат. Журн. «Планета Людей «/Vision international people group. M.: ВИП ПАБЛИШИНГ, 2000. — 54 с.
  4. Альтернативная медицина. 2000.- № 3.
  5. Американское медицинское обозрение/Пер. с англ. М.: Изд. ВОЗ, 2000. — № 7.
  6. У. Медицина и бизнес/Пер. с швед. М.: Медицина, 1998.-364 с.
  7. О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг. М.: Дело, 2000.-223 с.
  8. Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. М.-СПб.-Киев: Вильяме, 2000.-638 с.
  9. БАД за рубежом//Ремедиум. 2001. — № 12. — декабрь. -С.26.
  10. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебн. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 с.
  11. Г. А. Виардо путь к здоровью и долголетию. — СПб.: Фолиант, 2001. -108 с.
  12. Биодобавки доктора Аткинса: Природная альтернатива лекарствам при лечении и профилактике болезней/Р.Аткинс: Пер. с англ. М.: РИПОлКЛАССИК: Транс-персон, ин-т, 1999. — 474 с.
  13. Биологически активные добавки нутрицевтики и их использование с профилактической и лечебной целью при наиболее распространенных заболеваниях: III межд. симпозиум/Под ред. В. А. Княжева. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. унта, 1997, — 140 с.
  14. Биологически активные добавки и здоровое питание: Материалы всерос. науч-но.-молодеж. конф. с междун. участием (ВСГПУ, 25−28 сент. 2001 г.)/Под ред. Т. Ф. Чиркина. Улан-Удэ: Изд-во ВСГПУ, 2001. — 125 с.
  15. Биологически активные добавки и перспективы их применения в здравоохранении: Науч.-практ.конф. (13 дек. 2001 г.): Тез. докл. Улан-Удэ: Изд-во бурят, науч. центра СО РАН, 2001. — 85 с.
  16. Биологически активные добавки к пище для профилактики и комплексной терапии профессиональной патологии/С.В.Фролова и др. М.: Изд. Рос. ун-та дружбы народов, 2002. -51 с.
  17. Биологически активные добавки к пище: Здоровье и долголетие: Справоч-ник/ТМ Nutri Power/Составитель Л.Мартынова. -М.: Академия, 1997.-1 56 с.
  18. Биологически активные добавки с профилактической и лечебной целью при наиболее распространенных заболеваниях: III международный симпозиум. -Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997.-140 с.
  19. Е.А. Паблик рилейшнз: Приглашение в мир цивилизованных рынков и общественных отношений: Учебн. пособие. М.: ИМА-пресс, 1994.-157 с.
  20. Т.Н. Возможности использования продукции компании Neways в медицинской практике: Учебн. пособие. Тверь: Икар, 2001. — 255 с.
  21. С.Ю. Маркетинговые исследования потребностей населения региона в лекарственных средствах: Автореферат дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: 2002. — 25 с.
  22. Е. Рынок БАД сегодня//Московские аптеки. 2000. -№ 2.-29 февраля.
  23. А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: Методология и практика. М.: Экономика, 1997.-638 с.
  24. А.С. Пищевые добавки: Справочник. М.: МИФИ: Дели Принт, 2001. -435 с.
  25. И. Новые приоритеты в борьбе за здоровое общество//Российские аптеки. 2002.-№ 6.-С. 17−18.
  26. И., Сергеев В. Лекарства от болезней цивилизации//Ремедиум. -2001.-№ 7−8, июль-август. С.3−16.
  27. А.В. Биологически активные добавки: новое слово в науке о здоровье. СПб.: Нев. проспект, 2001. — 183 с.
  28. О.В. Эффективное управление предприятием в условиях переходной экономики. СПб.: 1999. — 64 с.
  29. P.JI. Современные биотехнологии и биологические добавки к пище. -М.: Экран, 2000.-234 с. 31 .Волков Н. И. Биологически активные пищевые добавки в специализированном питании спортсменов. М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 79 с.
  30. Т.П. и др. Пища XXI века. Натуральные биокорректоры и лечебно-профилактические продукты сублимированной сушки. М.: Домиурт-АРТ. 2001.-95 с.
  31. B.C. и др. Пищевая биотехнология: Учебн. пособие. Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 1998.-110 с.
  32. М.М., Козупица Г. С., Крюков Н. Н. Ожирение и метаболический синдром. Влияние на состояние здоровья, профилактика и лечение. Самара: Изд-во «Парус», 2000.-159 с.
  33. Н.В. и др. Биологически активные пищевые добавки: Опыт применения в России. М.: Академия, 1998. — 254 с.
  34. Г. Т. Маркетинговый подход к управлению аптекой// Новая аптека. -2000.-№ 7.-С.27−31.
  35. В.Н. Пищевая биотехнология. М.: Академия, 2001.-122 с.
  36. В.Н. Пищевые и биологически активные добавки: Учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2002. — 201 с.
  37. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. М.: Финпресс, 2003. — 493 с.
  38. В.А. Маркетинговое консультирование: Разработка стратегий. Оптимизация оргструктуры. Экспертиза бизнес-планов: Ревизия маркетинга. -М.:Дело, 1998.-247 с.
  39. А.П. Национальная экономика. Курс лекций. СПб: Спец. Лит., 1996.314 с.
  40. X. Винтер. Витамины, минералы и пищевые добавки: Справочник/Пер. с англ. М.: Гранд: Фаир пресс, 2002. — 1052 с.
  41. В.П. Экономика предприятия : Учебн. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.-206 с.
  42. В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. М.: АО Софит, 1994.-494 с.
  43. JI. Ван. Биологически активные вещества и современная медицина/ Пер. с голл. М.: Тарос, 1997. -354 с.
  44. В.Ф. Маркетинговые исследования дополнительных услуг, оказываемых в фармацевтических организациях: Автореферат дис.. канд. фарм. наук: 15.00.01.-Курск: 2002.-22 с.
  45. С., Симкин JI. Практическое руководство по сегментированию рынка: Цели, анализ, стратегии/Пер. с англ. С.Жильцовым. СПб.: Питер, 2002.-239 с.
  46. П.Р. Управление маркетингом: Учебн. пособие/Пер. с англ. под ред. Ю. В. Шленова. М.:ЗАО «Изд-во БИНОМ», 1998.-556 с.
  47. В.И. Четыре модели медицины. JL: Медицина, 1989.-288 с.
  48. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебн. пособие: Пер. с нем. -М: Высшая школа, 1996.-254 с.
  49. М. Премудрости потребительского поведения//Российские аптеки. 2001. — № 1 (15) февраль. — С .42−43.
  50. А.С. и др. Защита прав потребителей: Учебн.-практ. пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001.- 159 с.
  51. А.С., Пронина J1.A. Издержки и прибыль торговых предприятий: Учебн. пособие. М.: 1998.-167 с.
  52. Н.Б. Практика маркетингового планирования в фармации: Монография. Курск: КГМУ, 2001. — 79 с.
  53. Н.Б., Дзюба В. Ф., Соломка С. В., Холявина М. М. Маркетинговые исследования потребителей товаров и услуг аптечных предприятий//Новая аптека. 2001. — № 1. — С.34−41.
  54. Н.Б., Лазарева Е. В. Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных средств в фармацевтических организациях: Мет. рек. Курск: КГМУ, 2001.-22 с.
  55. М.С., Щелкунов Л. Ф. Новые продукты питания. М.: Наука, 1998.-303 с.
  56. В.Я. Маркетинговые исследования: Опросы для менеджеров: Монография. Н. Новгород: ВГИПИ, 1998. — 185 с.
  57. Здоровье детей наша забота. — М.: Деком, 2000. — 51 с.
  58. Здоровье и традиционная китайская медицина/Пер. с англ. В. В. Лауциса. -СПб.: Гиппократ, 2000.-86 с.
  59. Р.С. Маркетинговые исследования: Учебн. пособие. Иваново: Иван, гос. ун-т, 1998. — 99 с.
  60. С.Н. Сегментация рынка: роль и значение в системе рыночных ис-следований//Вестник Украинской академии банковского дела. 1996.- № 1.
  61. В.П. Пищевые добавки и пряности: История, история и применение. -СПб.: ГИОРД, 2000. 234 с.
  62. В.П. Пищевые добавки. Киров: Вятский гос. пед. ун-т (ВГПУ), 1999.82 с.
  63. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям/Под ред. В. Е. Хруцкого. -М.: Политиздат, 1991.-510 с.
  64. Н.Е. Теория и практика маркетинга в США.- М.: Экономика, 1981.159 с.
  65. В.П. Биодобавки продукт или лекарство?//Провиант. — 2000. -№ 2. -С.50−53.
  66. В. П. Нужен ли реинжиниринг бизнес-процессов операторам российского рынка биологически активных добавок?//Рынок БАД. 2002. — № 2а. -С.7−8.
  67. Карагодин В. П, Звягина М., Фролков В. Борьба за здоровье или борьба за ры-нок?//Ремедиум. 2001.-№ 6.-июнь. — С.3−10.
  68. В.П. //Ремедиум. 2002.- № 8.
  69. В.П. Контроль качества и эффективности БАД//Новая аптека. 2001. -№ 2. -С.21−25.
  70. В.П. Товародвижение БАДов в России с учетом зарубежного опы-та//Новая аптека. 2001. — № 6. — С.54−58.
  71. Е.А. Теоретические аспекты маркетинговой политики зарубежных компаний. М.: МАКС Пресс, 2001.-186 с.
  72. М.Г. Биологически активные добавки к пище как неотъемлемый элемент оптимального питания//Рынок БАД. 2002. — № 2а. — С.8−13.
  73. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.-174 с.
  74. Консерванты в пищевой промышленности: Свойства и применение/Э.Люк, М.Ягер. СПб.: ГТОРД, 2000.-255 с.
  75. Концепция оптимального питания//БАД-БИЗНЕС: ежемесячный оперативный информационный бюллетень. М.: Российская академия естественных на>к.
  76. Консультационный центр по биологическим активным добавкам к пище и другим нелекарственным оздоровительным продуктам. 2002. — июнь. — С.5.
  77. Э.М. Концепция менеджмента: Учебн. пособие. М.: Дека, 1996.-301 с.
  78. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. М.: ACT, 2000.-271 с.
  79. Ф. Маркетинг. Менеджмент: Экспресс-курс/Пер. с англ. под ред. Т. Виноградова и др. СПб.: Питер, 2001.-495 с.
  80. Ф. Основы маркетинга/Пер. с англ. СПб.: Коруна- Литера плюс, 1994.-694 с.
  81. М. Дж. Сегментирование рынка: Пошаговое руководство по созданию прибыльного бизнеса. — СПб.: Питер, 2001.-123 с.
  82. А.А. Производство натуральной биологически активной добавки «Александрина» и ее применение в пищевой промышленности, косметологии и медицине. М.: Медж. центр питания и восстановления здоровья, 1997.-62 с.
  83. Е.В. Разработка комплекса маркетинговых исследований по анализу и прогнозированию рынка лекарственных средств на примере местных анасте-тиков: Автореферат дис.. канд. фарм. наук: 15.00.01. -М.: 1994. 25 с.
  84. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996.-589 с.
  85. К. Биодобавки к пище. Пер с англ. М.: Изд. Института питания РАМН, 2001.-451 с.
  86. Е.Е., Фролова Н. Ю., Дрожжина Е. В. О пользе и вреде БАД, их настоящем и будущем на рынке Санкт- Петербурга//Ремедиум: Северо-Запад. -2001.-№ 7−8(11−12), июль-август.-С.З-И.
  87. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент,! 996.-271 с.
  88. Е. Практический маркетинг: методы анализа ассортимента//Российские аптеки. 2002. — № 4. — С.39−43.
  89. Г. П. Оздоровление человека и биологические добавки «Тяныии». -Ростов н/Д, Феникс, 2002. 328 с.
  90. Н.К. Маркетинговые исследования: Практ. руководство/Пер. с англ. А. Р. Гашевой и др. М.: Вильяме, 2002. — 960 с.
  91. Маркетинг: Учебник/Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТП, 1996.-560 с.
  92. Т. Справочник специалиста по применению биологически активных добавок Neways/TIep. с англ. М.: Астрея-2000: Престиж, 2001. — 167 с.
  93. А. Эти загадочные пищевые добавкиУ/Remedium. 1998.-№ 1.-С.20−21- № 3-С.38−39.
  94. Менеджмент организации: Учебн. пособие / Под ред. 3. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. М.: Инфра-М, 2002.-429 с.
  95. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002.-700 с.
  96. Э. Справочник по витаминам и минеральным веществам/Пер. с англ. М.: Медицина и питание, 2000. — 378 с.
  97. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат: Т.1−1993.-219 с- Т.2−1993−302 с.
  98. Г. А. Разработка маркетинговой стратегии. Н. Новгород: Изд-во волго-вятской акад. гос. службы, 2001. — 198 с.
  99. М.С. Методы и модели маркетинговых исследований: Учебн. пособие. СПб.: СПб ГУЭФ, 1996. — 109 с.
  100. Л.М. Маркетинговые исследования в деятельности в деятельности фирмы: Учебн. пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. — 111 с.
  101. В., Беспалов В. Права и обязанности биологически активных до-бавок//Ремедиум. 2000.-№ 4, апрель. — С.57−59.
  102. А.П. и др. Пищевые добавки: Учебн. пособие. М.: Моск. гос. ун-т пищ. пр-в, 1998. — 65 с.
  103. А.П., Кочеткова А. А., Зайцев А. Н. Пищевые добавки: Учебник. -М.: Колос, 2001.-255 с.
  104. Н.А. Пищевая безопасность. Казань: Каз. гос. ун-т, 2001 .-39 с.
  105. О.А., Мясникова JI.A. Экономика и организация торговых предприятий: Учебн. пособие. СПб.: СПб ГУЭФ, 1998.-113 с.
  106. Организация и экономика фармации: Учебник/Под ред. И. В. Косовой. М.: Академия: Мастерство, 2002. — 400 с.
  107. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг. Страт. Подход/Пер. с англ. С. Жильцова и др. СПб.: Питер, 2001.-857 с.
  108. JI.H. Финансовый менеджмент. М.: Банки и биржи, 1995.-399 с.
  109. JI.H. Финансы предприятий. М.: Финансы: ЮНИТИ, 1998.- 638 с.
  110. Ф.Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: Изд-во книготорговый центр «Маркетинг», 2002.-578 с.
  111. Перспективные технологии пищевых добавок: 40 лет ГУ ВНИИПАКК: Юбилейн. сб. науч. тр./Под ред. Т. А. Никифоровой. СПб.: ГУ ВНИИПАКК, 2001.- 164 с.
  112. А.Э. Курс на успех: Введение в управленческий маркетинг. -Тверь: Икар, 1994.-167 с.
  113. Т.А. Биологически активные добавки к пище: Теория, производство, применение. М.: Экономика и финансы, 2002. — 708 с.
  114. Дж. Путь к покупателю/Пер с англ. М.: Сирин, 2001.-254 с.
  115. Р., Рубельфейд Д. Микроэкономика/ Сокр. пер. с англ. М.: Экономика. Дело, 1992. — 509 с.
  116. Пищевая промышленность России в условиях рыночной экономики: Монография. М.: Пищепроиздат, 2002. — 690 с.
  117. Пищевая химия: Учебник/Под ред. А. П. Нечаева. СПб.: ГИОРД, 2001. -580 с.
  118. Пищевые добавки в продуктах отечественного и импортного производства. Саранск: Саран, кооп. ин-т моек, ун-та потреб, кооп., 1998.- 43 с.
  119. Полноценное питание залог здоровья матери и ребенка/В.Б.Спиричев. — М.: Валетек-ПродимПЭКС, 2000. — 22 с.
  120. Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учебн. пособие. М.: Финансы и статистика, 1999.-318 с.
  121. Постановление Правительства РФ «О концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 г.» от 10 августа 1998 г. за № 917.
  122. Постиндустриальное развитие капиталистических стран/Под ред. Б. Н. Зимина, С. Б. Шлихтера. -М.: Наука, 1993.-190 с.
  123. Приказ МЗ РФ № 117 от 15.04.97 «О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище».
  124. Продукты питания и пищевые добавки за рубежом: По патентным материалам ряда зарубежных стран. М.: АгроНИИТЭИПП, 1998.-52 с.
  125. Продукты фирмы Vitaline, inc. М.: ВитаЛайн, 2001. — 150 с.
  126. В.Е. Лекарственные растения и биологически активные добавки в акушерстве и гинекологии. М.: Медпресс, 1997.-288 с.
  127. М. Биологически активные пищевые добавки: неизвестное об известном: 100% природы: справочник/ Пер. с англ. М. А. Новиковой, А. М. Славиной. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1998. — 489 с.
  128. В.Н. Организация производства на промышленном предприятии в современных условиях. Воронеж: Воронеж, гос. техн. ун-т, 1995.-151 с.
  129. Росситер Дж. Р, Перси JI. Реклама и продвижение товаров: Позиционирование. Медиа-планирование. Эффективная реклама/Пер с англ. М. Бугаева и др. -СПб.: Питер, 2001.-651 с.
  130. Г. Д. Лечение или оздоровление. М.: Физкультура и спорт, 2000.-85 с.
  131. Руководство по применению препаратов фирмы «Vita Line» в педиатрической практике/В.Г.Воробьева, В. Н. Соколов. М.: Vita Line, 2001. — 126 с.
  132. В.В., Салий З. П. Маркетинговые стратегии в потребительской кооперации: В 2 частях. Новосибирск: Сиб. ун-т потребит, кооперации: 4.1 -1998.-101 с- 4.2 -1998.-139 с.
  133. В.Н. Социально-экономическая статистика: Учебник. М.: Юристъ, 2001. -457 с.
  134. В.Н. Экономико- статистическое изучение. М.: Финансы и статистика, 1990. — 125 с.
  135. JI.A. Применение пищевых добавок: Технические рекомендации. СПб.: ГИОРД, 2001 .-171 с.
  136. С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях: Учебн. пособие. СПб.: СПб ГУЭФ, 1997. — 106 с.
  137. Г. Стресс без стресса/Под ред. Е. М. Крепса. М.: Прогресс, 1982.-124 с.
  138. Н. Витамины, минералы и пищевые добавки. СПб.: А.В.К.: Тимошка, 2001.- 190с.
  139. В. Бизнес-планирование аптечного предприятия: План маркетинга: Часть 2// Российские аптеки. 2001. — № 3(17). — С.20−27.
  140. Системные продукты здоровья компании «Витамакс». М.: Витамакс, 1998.-52 с.
  141. Современный маркетинг/Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991.-256 с.
  142. Н.В. Качество пищевых продуктов: контаминанты и пищевые добавки. Владивосток: Дальневост. гос. акад. экон. и упр., 1998.-108 с.
  143. Стресс, его профилактика и способы борьбы с ним. Лечебная физкультура при стрессе: Методич. указания. Самара: Самар. ун-т, 2000.-27 с.
  144. Я. Таблетка на тарелке, или несколько слов о биологически активных добавках// Здоровье. 2000.-ноябрь, — С.26−27.
  145. Ф.У. Принципы научного менеджмента/Пер. с фр. И. А. Зака. М.: Журнал «Контроллинг»: Изд-во стандартов, 1991.-104 с.
  146. Товары для здоровья: Биологически активные пищевые добавки и лечебно-оздоровительная косметика. -М.: Азбука: Терра, 2002. 62 с.
  147. Ю.Н. Анализ социологических данных: Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками: Учеб. Пособие. М.: Научный мир, 2000.-350 с.
  148. Ю.Н. Теория измерений в социологии: Курс лекций. М.: Ин-т социологии, 1994.-36 с.
  149. Л.П. Адаптационные продукты питания на основе лекарственных растений: Монография. Белгород: Кооп. образование, 2000.-236 с.
  150. А. Общее и промышленное управление/Пер. с фр. М.: Журнал «Контроллинг», 1992.-111 с.
  151. Федеральный реестр биологически активных добавок к пище/Под ред. Т. А. Пилат. М.: КОГЕЛЕТ, 2002. — 531 с.
  152. Т. Все об у паковке/Пер. с англ. СПб.: Азбука: Терра, 1997.-281 с.
  153. С.Р. Основные направления комплексной маркетинговой деятельности: Монография. М.: Вуз и школа, 2002. — 220 с.
  154. А. Курс предпринимательства/Пер. с англ. под ред. В.Рыбалкина. -М.: Межд. отношения, 1993.-349 с.
  155. А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга: Учебн. пособие.-М.: Филинъ, 1997.-441 с.
  156. Ценообразование: Учебн. пособие. М.: Всероссийский заочный финансово-экономический институт, 1996.
  157. Цены и ценообразование: Учебник/Под ред. В. Е. Есипова. СПб.: Питер, 2001.-463 с.
  158. Цены и ценообразование: Учебник/Под ред. И. К. Салимжанова. М.: Фин-статинформ, 2001.-300 с.
  159. Циклодекстрины полифункциональные пищевые добавки. — М.: Крон-Пресс, 1998.-147 с.
  160. Цитамины: Методич. рекомендации/В.Г.Морозов и др. СПб.: Защита, 2002.-31 с.
  161. Г. А. Маркетинговые исследования: постановка проблемы. Методы сбора информации. Обработка и анализ данных. Маркетинговые решения/Пер. с англ. Н. Амид и др. СПб.: Питер, 2000. — 748 с.
  162. Л.И. и др. Маркетинговые исследования на преуспевающих фирмах. Воронеж: Ворон, гос. технол. акад., 2002. — 270 с.
  163. ., Лансестр А. Методы продажи/ Пер. с фр. под ред. B.C. Зага-швили. М.: Прогресс-Универс, 1993.-157 с.
  164. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий/Пер. с нем. М.: Республика, 1995.-316 с.
  165. А.Д. и др. Методика финансового анализа предприятия: Учебник и практ. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.-207 с.
  166. П.Н. Ценообразование: Учебно-практич. пособие. М.: Информ.-внедренч.центр «Маркетинг», 1998.-150 с.
  167. Дж., Берман Б. Маркетинг/Под ред. А. А. Горячева.- М.: Экономика, 1990.-317 с.
  168. Экономика предприятия/Под ред. В. Я. Горфинкеля и В. М. Купрякова. М.: Банки и биржи, 1996.-366 с.
  169. Экономика предприятия: Учебн. пособие /Под ред. В. М. Семенова. М.: Центр эк. и марк. (Е & М), 2001 .-353 с.
  170. Элиот Роберт С. Мы побеждаем стресс/Пер. с англ. М.: Крон-Пресс, 1996. — 224 с.
  171. А. Другой маркетинг// Ремедиум. 2001.- № 9, сентябрь.-С.54−56.
  172. А. Другой маркетинг//Ремедиум. 2001.-№ 10, октябрь.-С.22−28.
  173. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.: Ювента- М.: Прогресс-Универс, 1995.-715 с.
  174. В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. Самара: Самар. ун-т, 1995. — 328 с.
  175. В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социологической реальности: Учебник. М.: Добросвет, 2000. -595 с.
  176. О.Н. Менеджмент: Учебн. пособие. М.: Финстатинформ, 1998.59 с.
  177. Amine Е.К., Saroy М. Obesity among female university students in the United Arab Emirates// 1 R Soc Health.-1996.- Apr. № 116(2). P91−96.
  178. Borkan J., Neher J.O., Anson O., Smoker B. Referrals for Alternative Therapies// Journal of Family Practice. 1994, — 39(6).-P.45−50.
  179. French L.R., Boen J.R., Martinez A.M. et al. //Diabetes. -I990.-Vol.39.-P.l 1 311 137.
  180. Groob L.C., Eriksson J.G.//Ann.Med. 1992.-Vol.24.-P.483−489.
  181. Harris M.l.//Diabetes Care. 1993.-Vol. 16.-P.642−652.
  182. Hernandez B- Peterson K: Sobol A- Riveia 3- Sepulveda 1.
  183. Ingredients: Пищевые добавки в России и СНГ. М.: АО Лазер, 2000−2001.
  184. Jenka Н.// Prevention and treatment of Diabetic Late complications. Berlin-New-York: 1989. -P.29.
  185. Perusicova J., Neuwrit K. Epidemiology of Diabetes mellitus in Prague. 1992.-P.27−89.
  186. Wake up. America: A National Sleep Alert. A report of the National Commission on Sleep Disorders Research. 1993.-P.1−76.
Заполнить форму текущей работой