Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-экономическое развитие АПК региона в условиях становления рыночных отношений: На примере Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация совокупности предложений и рекомендаций, разработанных в диссертации, позволяет: получить действенную информацию о деятельности агропромышленного комплекса регионаобеспечить разработку рекомендаций и конкретных предложений по обоснованию форм и государственной поддержки и регулированию развития АПКсовершенствовать экономические взаимоотношения агропромышленного комплекса региона… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и методологические основы эффективности агропромышленного комплекса
    • 1. 1. Организационно-экономические механизмы агропромышленного комплекса: сущность и основные понятия
    • 1. 2. Система показателей и факторов эффективности АПК
  • Глава II. Современное состояний и уровень развития основных отраслей АПК в Республике Дагестан
    • 2. 1. Текущее состояние и проблемы развития сельского хозяйства Республики Дагестан
    • 2. 2. Анализ деятельности перерабатывающей промышленности продукции сельского хозяйства Республики Дагестан
  • Глава III. Основные направления совершенствования организационно-экономической системы АПК Республики Дагестан
    • 3. 1. Дальнейшее развитие новых форм хозяйствования как основа повышения эффективности АПК
    • 3. 2. Моделирование оптимальных параметров развития АПК региона
    • 3. 3. Механизмы государственного экономического регулирования развития АПК

Организационно-экономическое развитие АПК региона в условиях становления рыночных отношений: На примере Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Важнейшим условием социальноэкономического развития Республики Дагестан и улучшения благосостояния народа является всемерное повышение эффективности агропромышленного комплекса. Увеличение Производства конечной продукции и повышение ее качества — сейчас самая неотложная задача аграрного сектора экономики, так как от этого зависит скорейшее решение продовольственной проблемы, обеспечение населения важнейшими продуктами питания. Острота дефицита качественных и доступных по цене продовольственных продуктов и сельскохозяйственного сырья не только не снижается, но в последнее время возросла даже в тех регионах, где раньше положение было относительно благополучным.

Главная причина такого положения — непродуманная макроэкономическая политика государства в йериод реформ, которая разбалан-сировала основные отрасли народного хозяйства и разрушила финансовую систему. К причинам создавшегося положения следует также отнести неполное использование производственно-экономического потенциала в агропромышленном комплексе, значительное отставание развития перерабатывающей промышленности, в частности, мясо-молочной и пищевой, а также транспортировки, хранения и реализации конечной продукции сельскохозяйственного производства.

Как известно, агропромышленный комплекс относится к сложному экономическому формированию. Это объясняется многообразием и большим количеством отраслей, входящих в его состав Производственная структура АПК сложна, динамична и определяется степенью развития производительных сил и уровнем потребности в конечном продукте. Именно в ней отражаются основные пропорции и взаимосвязи составляющих комплекс звеньев, их производственные функции образуют совокупность системы.

Первостепенная задача на современном этапе — вывод из кризиса экономики региона, который особенно болезненно сказывается на развитии его сельского хозяйства и других отраслях агропромышленного комплекса. За последние годы резко снизились как объемы производства продуктов сельского хозяйства, так и экономическая эффективность их производства. Результатом этих процессов стала возрастающая социальная напряженность во всех регионах России и особенно в Дагестане.

Решающим фактором повышенйя эффективности сельскохозяйственного производства и других отраслей аграрной экономики в настоящее время является перевод его деятельности на рыночные условия функционирования. Однако для эффективного ведения агропромышленного производства помимо рыночных отношений необходим комплекс организационно-экономических мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности АПК региона.

Таким образом, данная проблема является актуальной, а ее значимость особенно возрастает в условиях рыночных отношений. Все это послужило основанием для выбора текы исследования.

Состояние изучаемого вопроса. Теоретические и практические аспекты функционирования крестьянских хозяйств ранее были исследованы отечественными учеными-аграрниками Абалкиным А., Бинато-вым Ю.Г., Оглоблиным Е. М., Герасимовой З. К., Чаяновым А. В., Сагайдак Э. А., Счастливцевым А. В., Саблук П. Т. и другими.

Касаясь структуры проводимых сегодня в стране исследований, необходимо отметить, что отечественная специальная литература небогата работами по проблемам повышения эффективности АПК в условиях рынка. Различные аспекты данной Тфоблемы рассмотрены в научных материалах Агаларханова М. Д., Балабанова B.C., Зельднера А. Т., Зай-налова М.И., Грядова С. И., Гурбаева М. О., Демченко А., Егоровой О., Кузнецова М., Лысенко Е., Масловой В., Овчинникова В., Пизенгольца М. З., Пулатова З. Ф., Югая A.M.и ряда других авторов.

Тем не менее, многие методологические вопросы этой важнейшей проблемы до сих пор не решены и требуют своего дальнейшего изучения и решения.

Особый интерес для науки представляют собой результаты текущего анализа деятельности агропромышленного комплекса региона с целью обоснования его дальнейшей работы и проектирования, а также разработки форм кооперативного взаимодействия, обеспечивающих выживание предприятий и их конкурентоспособность.

Агропромышленный комплекс республики испытывают массу проблем. Их анализ, выявление факторов, благоприятствующих развитию агропромышленного комплекса региона, обоснование комплекса мер по эффективному функционированию агропредприятий в условиях рынка, форм и методов государственного воздействия на сельское хозяйство и АПК в целом имеют важную научно-практическую значимость, придают актуальность диссертационной работе, определяют ее характер, значимость и основные направления исследования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка теоретических положений и конкретных рекомендаций по организационно-экономическому механизму функционирования агропромышленного комплекса, направленных на повышение его экономической эффективности.

Из поставленной цели вытекают следующие основные задачи:

— обосновать необходимость совершенствования организационно-экономического механизма функционирования АПК в условиях рыночных отношений;

— разработать и рекомендовать экономико-математическую модель оптимизации производственной структуры АПК и процесса принятия решений на предприятиях в условиях рынка;

— изучить современное состояние агропромышленного комплекса исследуемого региона и определить его оптимальную производственную структуру;

— разработать предложения по совершенствованию экономических связей между отраслями, входящими в состав АПК и другими отраслями народного хозяйства- >

— обосновать необходимость дальнейшего развития новых форм хозяйствования как основы повышения эффективности АПК;

— определить рациональные формы и методы государственной поддержки и регулирование развития АПК РД.

Предметом исследования является состояние экономической эффективности АПК и направление его развития в сложившихся условиях экономики Республики Дагестан.

Объектом научного исследования является агропромышленный комплекс Республики Дагестан.

В процессе работы над диссертацией были использованы статистические бюллетени АПК Комитета по госстатистике Республики Дагестан, материалы районных управлений сельского хозяйства республики, законодательные документы Правительства России и Республики Дагестан, Указы Президента РФ, личные наблюдения автора и другие материалы. Обоснование теоретических аспектов изучаемого вопроса осуществлялось с привлечением трудов экономистов-аграрников, специалистов сельского хозяйства России и зарубежных стран.

Методы исследования, примененные в данной диссертации: мог нографический, экономико-статистический, социологический, аналитический, абстрактно-логический, сравнительного анализа, метод группировок, математического моделирования и другие.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— на основе экономического анализа обоснована объективная необходимость агропромышленных формирований в условиях рыночных отношений;

— разработана экономико-математическая модель по определению оптимальной производственной структуры АПК с учетом выполнения заданных объемов производства конечной продукции и рационального использования материальных и трудовых ресурсов, изложены методологические подходы к разработке модели процесса принятия решений на предприятиях АПК в условиях рынка;

— предложены пути углубления экономических взаимоотношений между предприятиями и отраслями АПК в условиях рыночных отношений, а также с другими предприятиями и организациями народного хозяйства;

— сформирован и научно аргументирован собственный взгляд на дальнейшего развития новых форм хозяйствования как основы повышения эффективности АПК;

— рекомендованы формы и методы государственной поддержки и регулирование развития АПК РД;

— предложены организационноуправовые формы интеграции банковского, промышленного и аграрного капитала.

Практическая значимость работы по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования агропромышленного комплекса позволит значительно повысить сбалансированность организационно-экономических отношений между отраслями комплекса, повысить действенность межотраслевого планирования, сократить потери в производстве конечной продукций, углубить экономические связи между предприятиями в условиях перехода к рынку.

Разработанная экономико-математическая модель может быть использована при перспективном планировании агропромышленного производства, а также в учебном процессе.

Реализация совокупности предложений и рекомендаций, разработанных в диссертации, позволяет: получить действенную информацию о деятельности агропромышленного комплекса регионаобеспечить разработку рекомендаций и конкретных предложений по обоснованию форм и государственной поддержки и регулированию развития АПКсовершенствовать экономические взаимоотношения агропромышленного комплекса региона с различными структурами народного хозяйства на договорной основе с разработкой оптимальных управленческих решений хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономикиосуществлять более плавный переход к рыночным отношениям в агропромышленном комплексе.

Сделанные теоретические выводы можно в дальнейшем использовать для решения реальных задач увеличения производства продовольствия, связанных с формированием кооперативных агрообразований на районном и республиканском уровнях.

Апробация работы. Основные положения аналитической части диссертационной работы доложен^ на республиканских научно-практических конференциях в г. Махачкала (1993;1998 гг.), на научных конференциях профессорско-преподавательского состава ДГСХА за период 1995;1998 гг. (г. Махачкала), где получили положительную оценку.

Предложенные разработки и рекомендации, итоги социально-экономического обследования и проведенного анализа рассмотрены руководителями и специалистами министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, получили одобрение и приняты к практическому использованию.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы из 178 наименований. Материал изложен на 155 страницах компьютерного текста, содержит 19 таблиц, 5 схем.

Выводы и предложения I.

Переход экономики нашей страны к рыночным отношениям не означает уменьшение роли государства в управлении экономическим развитием России, в том числе ее агропромышленным комплексом. Но при этом происходит коренное изменение роли государства и тех методов, при помощи которых оно воздействует на развитие экономики. От административно-волевых государство все более переходит к использованию экономических рычагов управления экономикой. Это относится ко всем отраслям народного хозяйства и особенно к сельскому хозяйству. Практика развития мирового сельского хозяйства показывает, что во всех развитых странах сельское хозяйство развивается при огромной помощи со стороны государства, осуществляемой прежде всего экономическими методами.

На характер развития сельского хозяйства и других сфер агропромышленного комплекса огромное влияние оказывает комплекс природ-но-экономических условий, в которых они находятся, особенно, структура земельного фонда районауровень экономического развития хозяйств территории и характер обобществления производстванароднохозяйственные потребности в продукции агропромышленного производства данного районаобеспеченность трудовым и производственными ресурсами хозяйств районаего месторасположение и обеспеченность транспортными средствамиразвитие научно-технического прогресса и возможность его использования в хозяйствах района.

Агропромышленный комплекс занимает ведущее место в экономике республики.

Наиболее развитыми отраслями в сельском хозяйства республики являются виноградарство, садоводство и овцеводство. Продукция этих отраслей в свежем и переработанной вида имеет большой спрос и за пределами Дагестана.

В 1998 г. стоимость валовой продукции по сравнению с 1997 г. снизилась на 8,5%, причем стоимость валовой продукции земледелия снизилась на 17,1%, что почти в четыре раза больше аналогичного показателя по животноводству — 4,4%. Такое положение привело к снижению доли продукции растениеводства в общем объеме валовой продукции за год на 3,1%, хотя она и превосходит долю продукции животноводства более чем в 2,5 раза.

Традиционными факторами, влияющими на сокращение производI ства сельскохозяйственной продукции, остаются монополизм заготовительных организаций и перерабатывающих предприятийухудшение финансового состояния и материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производствадиспаритет цен на сельхозпродукцию и промышленные товары для сельского хозяйстванеразвитость (практически отсутствие) сферы торгово-посреднических услуг.

Неспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков существенно сократить издержки делает их продукцию недостаточно конкурентоспособной даже на местном рынке.

Начиная с 1990 года продолжается спад промышленного производства. Однако, исходя из данных по производству продуктов питания в первом полугодии 1999 года, можно сделать вывод, что предприятия перерабатывающей промышленности продукции сельского хозяйства постепенно выходят из кризиса, т.к. объемы производства более чем половины видов продукции превышают аналогичные показатели предыдущего полугодия.

Решение современных проблем агропромышленного комплекса невозможно без концентрации капитала, ресурсов и усилий предприятий и организаций различного профиля на взаимовыгодной основе путем формирования соответствующих организационно-хозяйственных структур, способных не только поднять производство, но и обеспечить конкурентоспособность своей продукции за счет выхода на мировой рынок, раз.

150 / вития взаимовыгодных экономических отношений с развитыми странами, приобретения новейшей техники и технологии, отвечающих современным требованиям научно-технического прогресса.

Формы организационно-правового образования агропромышленно-финансовых групп могут быть разными. Это может быть объединение, основанное на паритетном владении акциями и охватывающее производство и реализацию продукции. Это могут быть различные холдинги:

— чистый холдинг, когда головная компания, владея контрольным пакетом акций, входящих в холдинг предприятий, сама производственной I деятельностью не занимается;

— производственный холдинг, когда центральная компания выступает как держатель и производитель продукции;

— банковский холдинг, в котором роль головной компании играет банк.

В Республике Дагестан в сложившихся экономических условиях мы считаем наиболее целесообразным внедрение чистых и производственных холдингов.

Для нашей республики интересный и другой подход к интеграции банковского, промышленного и аграрного капиталов в масштабе регионального АПК. Суть его в переходе к новым формам организации агропромышленного производства, позволяющим увязать в единый комплекс производство, заготовку, переработку и реализацию продукции и создать на его базе новый производственно-финансовый механизм, обеспечивающий значительное повышение эффективности всей системы экономических отношений. Решение этой задачи планируется осуществить за счет создания территориально-отраслевых агропромышленных компаний и корпораций с единой системой финансирования через региональный банк под конкретные объемы производства.

Имеющийся в стране опыт интеграции банковского, промышленного и аграрного капиталов позволяет сделать вывод о том, что создание интегрированных структур различного типа дает возможность снизить затраты и повысить эффективность агропромышленных предприятий за счет:

— объединения производства, переработки и реализации конечной продукции;

— более глубокой переработки продукции, использования вторичных ресурсов и сокращения потерь;

— вытеснения посредников на всех стадиях процесса «производство-— реализация», снижения затрат и цен, а следовательно, и увеличения спроса на сельскохозяйственную продукцию;

— централизации собственных и заемных ресурсов с целью расшивки узких мест, сокращения затрат и повышения конкурентоспособности продукции- ,.

— увеличения доли сельских товаропроизводителей в цене конечной продукции, создав тем самым условия роста накоплений и расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве.

Особое значение для современной экономики имеет формирование агропромышленного комплекса как целостной системы. Важно определить долевое участие предприятий и организаций в создании и ведении такого совместного производства, при котором удовлетворялись бы потребности населения в конечных продуктах агропромышленного комплекса с наименьшими затратами на fjx производство.

Для этого нами предлагается экономико-математическая модель оптимизации производственной структуры АПК, в которой предусмотрена увязка с его конечной продукцией. При этом учитывается специализация сельскохозяйственных предприятий комплексастепень их интеграции с промышленными предприятиями по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, а также с предприятиями вспомогательных и обслуживающих производствналичие и использование производственных ресурсов.

В условиях рыночной экономики наряду с оптимизацией производственной структуры важную роль в повышении эффективности агропромышленного комплекса играет принятие правильных, экономически выгодных управленческих решений на каждом предприятии комплекса. Для решения этого вопроса нами разработаны методологические подходы к моделированию процессов принятия решений на предприятиях в условиях рынка.

Несмотря на высокую социально-экономическую значимость проблемы стимулирующего воздействия государства на образование и накопление аграрного капитала, ей пока уделяется мало внимания как в теоретических исследованиях, так и в ходе практической реализации реформ. Между тем жизнь показывает, что существует настоятельная необходимость иметь научно обоснованные выводы о том, каким должен быть современный механизм воздействия государства на развитие аграрной экономики, способный оказыватЁ стимулирующую роль на повышение ее эффективности с целью реализации социально-экономических общегосударственных и национальных интересов как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе. Исключительно актуальным и важным является определение концептуальных основ такого механизма, адекватного особенностям современной российской аграрной экономики.

Проведенное исследование показало, что усиление стимулирующей роли государства в повышении эффективности аграрной экономики необходимо осуществлять по всем основным направлениям одновременно:

— коренное улучшение налоговой, кредитной, денежной, таможенно-тарифной, инвестиционной политики в целях создания и поддержания взаимовыгодного взаимодействия между государством и всеми хозяйствующими субъектами аграрной экономики, формирования предпосылок для накопления аграрного капитала и устойчивого роста аграрной экономики, защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции;

— изменение роли и форм прямого экономического регулирования в целях более тесного сочетания интересов различных уровней и субъектов хозяйствования;

— совершенствование законодательной политики в целях создания единого и более или менее стабильного правового пространства;

— развитие государственного предпринимательства в аграрной сфере в целях непосредственного воздействия государства на управление сельскохозяйственными предприятиями, прежде всего формирующими научно-технологический потенциал аграрного сектора.

Среди экономических рычагов государственного регулирования особая роль принадлежит налоговой системе. Согласно теории оптимального управления экономикой налоговая система выполняет стимулирующую функцию лишь в том случае, если общая сумма всех налоговых платежей не превышает порогового значения изъятия прибыли предприятий и организаций, равного 35%. Следует заметить при этом, что некоторые современные американские исследователи пришли к выводу о неэффективности налоговых льгот, предлагая совместить полную их отмену со значительным общим снижением ставок налогообложения.

Для производителей сельскохозяйственной продукции (независимо от того, где она производится) целесообразно разработать максимально упрощенный налоговый механизм, стимулирующий развитие сельскохозяйственного производства и рациональное использование ресурсного потенциала (прежде всего земли), пересмотрев структуру и содержание налогов и ограничив налогооблагаемую базу нижним пороговым значением, а размер налоговых выплат — верхним пороговым значением.

Другим действенным инструментом воздействия государства на повышение эффективности аграрной экономики является финансово-кредитная система. Посредством ее рычагов обеспечивается государственное регулирование финансового режима функционирования сельскохозяйственных предприятий. Основной задачей финансового механизма в настоящее время должна стать стабилизация финансового положения товаропроизводителей, а следовательно, повышение их платежеи кредитоспособности, создание предпосылок для формирования внутренних источников финансирования производства и накопления капитала. Без решения этой задачи переход к рыночному типу хозяйствования в аграрном секторе не только невозможен, но и абсурден, поскольку одним из главных стимулов и в то же время обязательных условий развития рыночной экономики является получение прибыли, превращение ее в капитал.

Улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей невозможно и без восстановления паритетности внутри-и межотраслевого обмена. '.

Думается, что при решении проблемы паритетности обмена следует идти по пути параллельного формирования государственного и рыночного механизмов регулирования как соотношения цен, так и распределения прибыли от реализации продукции на основе более полного учета объективной сущности интеграционных производственно-технологических взаимосвязей сельского хозяйства с другими отраслями.

Для улучшения финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей могут использоваться различные формы оказания адресной и целевой финансовой помощи. Особое внимание должно уделяться тем сельскохозяйственным предприятиям, которые участвуют или могут участвовать в инновационном развитии сельского хозяйства. Другими словами, необходимо существенно пересмотреть ориентиры и приоритеты государственной поддержки, обеспечив при этом рациональное использование бюджетных средств.

Исключительно важное значение для стабилизации финансово-кредитной системы и повышения платежеи кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий в настоящее время имеет комплекс мер, направленных на расширение емкости внутреннего рынка для отечественных производителей.

Это предполагает разработку механизма квотируемых государственных закупок с корректировкой договорных цен по уровню инфляциирасширение практики фьючерсных сделок, в том числе в виде предоставления сельскохозяйственным предприятиям кредитов под векселя с погашением их за счет будущего урожаяразвитие рынка государственных заказовустановление квот на ту импортную сельскохозяйственную продукцию, которая производится или может производиться в России.

Практически все элементы механизма воздействия государства на аграрную экономику следует привести в соответствие с интересами общества и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Только в этом случае можно будет обеспечить ее конкурентоспособность, рациональное использование ресурсного потенциала, нормальное функционирование и взаимодействие всех субъектов аграрной экономики, повысить ее привлекательность для инвесторов, а значит, создать предпосылки для накопления капитала и устойчивого экономического роста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Перспективы экономики России на исходе XX века // Экономист. 1996. № 12. С. 3−9.
  2. М.А. Доклад на IX съезде фермеров Дагестана. Декабрь 1999 года. Махачкала.
  3. Н. Государственное регулирование АПК // Экономист. -1996. № 10.-С. 71.
  4. А. Эффективность рыночных отношений. // АПК: экономика, управление. 1995. — № 2.
  5. В. Иностранный капитал в экономике России // Экономист. 1997. № 3. С. 92−96.
  6. Г. М. Экономический механизм регулирования земельных отношений и защита земель. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1995. -№ 10.
  7. B.C. Аграрные отношения в условиях перехода к рынку. М., 1991.
  8. B.C. Интенсивный тип воспроизводства в сельском хозяйстве. М.: Наука, 1995.
  9. Ю.Г., Коробейников М. А. Экономика, организация и управление АПК.-М.:Агропромиздат, 1989. С.12−18
  10. В.В. О проблемах привлечения инвестиций в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. -№ 1.
  11. В.Р., Сагайдак Э. А. Цены и ценообразование на продукциюIсельского хозяйства в СССР. М.: ВНИИТЭИагроном, 1987.
  12. А. Тенденции изменений структурной и инвестиционной политики. // АПК: экономика, управление. 1995. — № 2.
  13. Е.Н. Продовольственная безопасность России (проблемы и перспективы). М.: Экономика, 1997.
  14. Н. Проблемы ценообразования в АПК // АПК: экономика, управление. 1995. — № 5.
  15. Н.А. О паритете сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства Россия.- 1994, — № 1.
  16. И. Выход из кризиса в эффективном хозяйствовании // АПК: экономика, управление. — 1996.- № 2.
  17. И. Земельная собственность и хозяйственные формы ее использования // АПК- экономика, управление.- 1996. -№ 2.
  18. А. О выживании агропромышленного комплекса // Российский экономический журнал. 1995. № 5−6.I
  19. Д. Показатели социалистического хозяйствования: размышления экономиста//Коммунист. 1984. № 15. С. 50—61.
  20. В. Проблемы становления сельскохозяйственной кооперации в России // АПК: экономика, управление. 1995.-№ 12.
  21. В.В. Организационно-экономический механизм управления сельским хозяйством республики в условиях самостоятельности предприятий: Дисс. .канд. экон. наук.-М.: ТСХА, 1992.
  22. Вопросы экономики. 1986. № 9. С. 10—11.
  23. Д.М. Управление экономикой: новый этап развития.— В кн.: Будущее науки: Международный ежегодник.—М" 1987. С. 49.
  24. А. Кредитование сельскохозяйственного предприятия в условиях инфляции / / Российский экономический журнал. 1995. № 5−6.
  25. А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства // Экономист. 1998. — № 6. — С.90−93.
  26. А. Вопросы безопасности экономики России // Экономист. 1995. № 10. С. 44−50.
  27. Государственное регулирование сельскохозяйственного страхования в зарубежных странах // НИИТЭИагропром. Сост. Т.С. При) ходько. -М. 1993.
  28. Государственное регулирование аграрного производства в ФРГ /
  29. НИИТЭИагропром. Сост. Т. С. Приходько. М. — 1993.
  30. Государственное регулирование аграрного сектора в Болгарии // Экономика сельского хозяйства России. 1994.- № 10.
  31. Государственное регулирование развития сельского хозяйства в капиталистических странах. Обзорная информация // Белорусский НИИ научно-технической информации и технико-экономических исследований Госплана БССР. Минск, 1987.
  32. Государственное регулирование экономики в современных условиях. Сб. статей. Т. 2. М.: ИЭ РАН, 1997.
  33. Государственное управление АПК и регулирование продовольственных рынков. // Аграрная наука. 1999. — № 1. — С. 2
  34. С. Эффективность производства в фермерских хозяйствах // АПК: экономика, управление. 1998. — № 6.
  35. С., Дозорова Т. Кооперация важнейшие направления развития фермерских хозяйств И АПК: экономика, управление. — 1999. — № 6.
  36. М.О. Перерабатывающая промышленность и ее сырьевая база // Система ведения агропромышленного комплекса Дагестана. -Махачкала: Даг. книжн. изд-во, 1995−1997.
  37. М.О., Азизова М. М. Анализ современного состояния агропромышленного комплекса Дагестана // Система ведения агропромышленного комплекса Дагестана. Махачкала: Даг. книжн. изд-во, 1995−1997.
  38. М.О., Азизова М. М. Кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств. // Материалы республиканской научно-практической конференции «Общественное и личное в аграрном секторе экономики Республики Дагестан». Махачкала: ДГСХА. 1998. — С. 46−47.
  39. М.О., Азизова М. М. Совершенствование экономического механизма хозяйствования // Система ведения агропромышленного комплекса Дагестана. Махачкала: Даг. книжн. изд-во, 1995−1997.
  40. И., Иванов Н. Экономический рост: теории и мировая практика // Экономист. 1996. № 6. С. 91−96.
  41. А. Экономический потенциал при эффективной земельной реформе в России // АПК: экономика, управление. 1998. — № 3.
  42. С., Пилиев С. Продовольственная безопасность России И Экономист. 1996. № 8. С. 22−34.
  43. В. Эффективность землепользования в сельскохозяйственных предприятиях // АПК: экономика, управление. 1998. — № 1.
  44. А.И. Проблемы функционирования АПК в развитых капиталистических странах. М.: ВНИИТЭИСХ, 1985.
  45. О. Совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление. 1999. — № 7.
  46. Е. К анализу соотношения цен на сельскохозяйственные и промышленные товары // АПК: экономика, управление. -1995. № 6.
  47. Закон РСФСР «О земельной реформе» // Сельская жизнь, ?8.11.90.
  48. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.». Махачкала, 1991.
  49. Закон ДАССР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Сб. нормат. материалов. Махачкала, 1991.- т. 1.
  50. Закон ДАССР «О земельном налоге» / Махачкала, 199Й.
  51. Закон ДАССР «О земельной реформе» / Сб.нормат. материалов Махачкала, 1991.-т.2.
  52. Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Сельская жизнь, 28.11.90.
  53. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР». Махачкала, 1991.
  54. Закон РСФСР «Об изменении Закона РСФСР „О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ // Советская Россия, 5,01.91.
  55. Закон РФ „О залоге“ // М.- Информагробизнес, 1995.- ч. 2. Закон160 I
  56. РФ „О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ / М.: Информагробизнес, 1995, — ч. 2.
  57. Закон РФ „О страховании“ / М: Информагробизнео, 1995.- ч.2.
  58. Е. О мерах преодоления кризисной ситуации в АПК // АПК: экономика, управление. 1995.- № 9.
  59. А. Г. Аграрный сектор экономики России на пороге XXI века. М.: ИЭ РАН, 1997.
  60. Земельный оборот в России. // Экономист. 1996. — № 4. — С.83−89.
  61. А. Структурная политика и использование производственного потенциала сельского хозяйства. // АПК: экономика, управление. 1996. — № 2.
  62. М.А. АПК Дагестана и рыночные реформы / Госкомиздат РД. Махачкала, 1997.
  63. М.А. О ходе рыночных реформ в АПК Дагестана / Труды ДГПУ. Махачкала, 1997.
  64. М.А., Гурбаев М. О., Рамалданова A.M. Реформы и цены в аграрном секторе / Тезисы докладов конференции профессорско-преподавательского состава и студентов факультета, ДГУ, 1997.
  65. В. Инвестиции экономического роста (новая концепция) // Экономист. 1996. № 11. С. 53−60.
  66. А. Модели экономического развития и Россия //Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 4−18.
  67. Инвестиционная деятельность в 1995 г. // Экономист. 1996. № 8. С.3−11.
  68. Информационные бюллетени Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан. 1995−1998 годы
  69. С., Квашнина И. Иностранные капиталовложения в России // Вопросы экономики. 1996. № il.
  70. О. В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. Волгоград. 1995.
  71. Как продолжить реформы в России? / Под ред. В. О. Исправникова и В. В. Куликова. М.: Фонд „За экономическую грамотность“, 1996. С. 85.
  72. А. Регулирование сельскохозяйственного рынка и политика поддержки // АПК: экономика, управление. 1996. — № 2.
  73. А. А Продовольственная программа в системе региональных АПК, — № 4., 1905. С. 27,
  74. Н. Аграрная политика Столыпина. JL: Прибой, 1925.
  75. В.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. М., 1998.
  76. С. И., Свободин В. А. Экономические показатели сельскохозяйственных предприятий.—М., 1985.
  77. А. Земельный кадастр, пути его совершенствования. //г1. Экономист. 1994. — № 2.
  78. Н. Регулирование земельных отношений // Экономист. -1994. № 4. — С. 24−29.
  79. Н. Экономический механизм регулирования земельных отношений. // Экономика сельского хозяйства. 1997. — № 6.
  80. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 19 972 000 годы.
  81. Л.Ф. Инвестиции в АПК: направления, приоритеты, оценка эффективности. // Экономика сельскохозяйственных и перераIбатывающих предприятий. 1996. — № 3.
  82. Я. Тенденции постсоциалистического развития: общий обзор П Вопросы экономики. 1996. № 1. С. 5−17.
  83. М. Земельные вопросы в процессе реформирования сельскохозяйственных предприятий. // Экономика сельского хозяйства. 1997.-№ 1.
  84. Н. О регулировании цен на продукцию агропромышленного комплекса // Экономист. 1999. — № 4. — С. 66−73.
  85. Е.Д., Кухлева Т. Е. и др. Опыт интеграционных связей вмолочном и мясном подкомплексе АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. — № 2.
  86. М. Я. Народнохозяйственный агропромышленный комплекс- М., 1982. С. 151.
  87. Е. Вопросы эффективности и агрокультуры земледелия // Экономист. 1996. № 9. С. 88−93. г
  88. К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 1996.
  89. К., Брю С. Экономикс. Т. 1−2. М.: Республика, 1993-
  90. В. Эффективность различных форм хозяйствования // АПК: экономика, управление. 1998. — № 8.
  91. A.M. Методы и задачи государственного регулирования развития АПК // Материалы республиканской научно-практической конференции „Общественное и личное в аграрном секторе экономики Республики Дагестан“. Махачкала. — 1998. — С. 55−57.
  92. О., Серова Е. Оценка уровня государственной поддержки сельского хозяйства: применимость стандартных методов в переходной экономике//Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 101−111.
  93. В. В., Беспахотный Г. В. Региональное планирование развития сельского хозяйства.-М» 1982. С. 102−103.
  94. В.В. Проблемы собственности в системе земельных отношений. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1995. — № 2.
  95. А. Эффективное хозяйствование в кризисных условиях // АПК: экономика, управление. 1996. — № 1.
  96. А. А. О формировании агропромышленного ком-плекса.-В кн.: Закономерности функционирования агропромышленного комплекса / Под ред. А. А. Никонова -М&bdquo- 1986. С. 1,4
  97. А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII-XX вв.). М.: Энциклопедия российских деревень, 1995.
  98. Новый мир. 1987, № 2. С. 187.
  99. О ходе аграрной реформы (доклад). М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ^ 1997.
  100. В. Ценовая и кредитно-финансовая политика в условиях рынка. // АПК: экономика, управление. 1995. — № 12.
  101. А. Инвестиционная деятельность и проблемы строительства на селе. // Экономист. 1993. — № 12. — С. 62−66.
  102. С. Инвестиции и воспроизводство основных фондов // АПК: экономика, управление. 1996. — № 6.
  103. Е. Модель эффективного ведения сельского хозяйства региона. // АПК: экономика, управление. 1995. — N28.
  104. Организационно-экономические основы аграрного рынка. Москва-Минск: Армита, 1997. С. 98−99, 103−104.
  105. Основные положения программы приватизации государственныхи муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. Махачкала, 1991.
  106. Э. А. Формирование финансово-промышленных групп в Российской Федерации. М.: ИЭ РАН, 1996.
  107. А. Пути активизации инвестиционной деятельности в АПК // АПК: экономика, управление. 1995. — № 6.
  108. А. Развитие инвестиционной деятельности в АПК. // Экономист. 1994. — № 10. — С. 89. .
  109. И.Я., Чужинов П. И. Экономики сельского хозяйства. -Алма-Ата: Кайнар, 1988. -С.17
  110. В. Земельная политика как инструмент преобразования сельского хозяйства. // Экономика сельского хозяйства. 1997. — № 9.
  111. . Проблемы воспроизводства в современных условиях // Экономист. 1997. № 1. С. 25—37.
  112. А.А. Аграрный потенциал России: перспектива развития / Науч. ред. B.C. Балабанов М.: ОАО «Издательство «Экономика». -1998.- 191 с.
  113. Постановление Правительства Российской Федерации от 7.02.96 № 135 «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году».
  114. Постановление СМ РСФСР от'04.01.91 № 9 «О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов» // (Сб. нормат. материалов).- Махачкала, 1991.
  115. Постановление съезда народных депутатов РСФСР «О мерах по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям в РСФСР». Махачкала, 1991.
  116. Постановление съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения Российской деревни и развития агропромышленного комплекса». Махачкала, 1991.
  117. . Повышение эффективности АПК // АПК: экономика, управление. 1996. — № 11.
  118. Прогноз развития социально-экономической ситуации в АПК России. М.: ВНИЗСХ, 1996.
  119. З.Ф. Кризис АПК Дагестана: пути стабилизации. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1995. № 9.
  120. Н. П. Проблемы аграрной реформы в России. М.: Финансы и статистика, 1993.
  121. Н. Социальная инфраструктура // АПК: экономика, управление. 1996. — № 1.
  122. Рекомендации по преобразованию убыточных и низкорентабельных колхозов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств, малых предприятий, сельскохозяйственных кооперативов и другие объединения. Махачкала, 1992. I
  123. Н. В поисках меры (некоторые уроки российских аграрных реформ в XX в.) // Вопросы экономики, 1996. № 7. С. 112−121.
  124. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭРАН, 1997.
  125. Р. Научное обеспечение эффективности АПК. // Экономист. 1993. — № 10. — С. 85.
  126. Российское предпринимательство. Приоритеты национальной экономики в 1995 г. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. М., 1995. I
  127. А. В. Методическое пособие по созданию новых организационно-правовых форм и производственно- финансовых отношений в АПК Курской области. Курск: ЦНТИ, 1996. С. И, 14, 17.
  128. О. О системе показателей агропромышленного комплекса // Экономические науки. 1989. № 12.
  129. Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспектива. М.: ВНИЭСХ, 1997. С. 5.
  130. Е. Государственное регулирование необходимо. // Экономика сельского хозяйства России. 1997. — № 5.
  131. А.Э. Земельная собственность и рента. М.: Агропром-издат, 1991.
  132. А.Э. Земельный налог в сельском хозяйстве. М.: Колос, 1992.
  133. Э.А. Проблемы ценообразования в системе агропромышленного комплекса. М.: Высшая, школа, 1984.
  134. P.M., Азизова М. М. Лизинг в рыночном механизме АПК // Материалы республиканской научно-практической конференции «Общественное и личное в аграрном секторе экономики Республики Дагестан». Махачкала: ДГСХА. 1998. — С. 75−77.
  135. И. И. Агропромышленный комплекс — важнейшее звено экономики. В кн.: Единый народнохозяйственный комплекс -М., 1985. С. 60.
  136. Ю. М. Методические вопросы разработки продовольственной программы: «Экономика и математические методы.-М., 1981. Т. XVII. Вып. 6. С. 1073.
  137. Сборник нормативных материалов по бизнес-планированию в АПК. Информагробизнес. — М., — 1995.
  138. Сборник нормативных материалов по вопросам налогообложения. Информагробизнес. — М., — 1995.
  139. Сборник нормативных материалов по вопросам лизинговой деятельности в АПК.- Информагробизнес.- М., — 1995.
  140. Сборник нормативных материалов по определению паритета цен на сельскохозяйственную, промышленную продукцию и услуги. Информагробизнес. — М., — 1995.
  141. Сельскохозяйственное производство России: динамика и эффективность (1970−1996 гг.). М.: Центр экономической конъюнктуры при1. Правительстве РФ, 1997.
  142. А. Производительность труда и перспективы экономического роста // Экономист. 1995. № 2. С. 24−34.
  143. В. Повышать эффективность АПК // АПК: экономика, управление. 1998. — № 9.
  144. Е. Реформа финансово-кредитного механизма в российском сельском хозяйстве. // АПК: экономика, управление. — 1996. № 2.
  145. Е. Особенности государственной поддержки аграрного сектора в России // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 88−100.
  146. Система ведения агропромышленного комплекса Дагестана. -Махачкала: Даг. Книжное изд-во. 1*995−1997.
  147. Н. Залог земли: противоречия и пути их преодоления. // Экономика сельского хозяйства России. 1997. — № 12.
  148. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. // Доклады Госкомстата РД. Махачкала. — 1996 — 1998 годы.
  149. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. // Доклад Госкомстата РД. Махачкала. — январь-июль 1999 года.
  150. И. Роль государства в регулировании деятельности АПК // АПК: экономика, управление. 1996. — № 1.
  151. Е. Корректировка экономических реформ и новая концепция бюджетной политики // Вопросы экономики. 1997. № 1. С. 77−89.
  152. Структура сельскохозяйственного производства Российской Федерации в 1990—1995 гг. М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, 1996.
  153. Структурная перестройка и экономический рост // Вопросы экономики. 1997. Ха 1.С. 4−68.
  154. А., Иншаков О. Особенности воспроизводства в агропромышленном комплексе//Вопросы экономики. 1987. Х° 4. С. 129.
  155. В. А. Сущность и основные закономерности формирования агропромышленного комплекса. В кн.: Тихонов В. А., Лезина М. Л. Конечный продукт АПК-М» 1985. С. 47−48.
  156. В. А., Лезина М. М. Конечный продукт АПК.-М., 1985.158. Труд. 1996. 29 окт.
  157. Указ Президента Российской Федерации от 7.03.96 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» / Экономика и жизнь. 1996.- № 12.
  158. В. Управление ростом производительности труда // Экономист, 1997. № 3. С. 62.
  159. Хан Н., Пескова Т. Содержание и показатели эффективности общественного производства//ЭкономИческие науки, 1986. № 8. С. 23−28.
  160. Л. Система государственного регулирования АПК // АПК: экономика, управление. 1996. — № 4.
  161. Л.И. Возможные пути реформирования финансовоIкредитного механизма в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. -№ 10.
  162. Ценовой и финансово-кредитный механизм АПК (концепции формирования) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1995. — № 1.
  163. Ценовые отношения в агропромышленном комплексе. Сб. науч. тр. Вып. 129. М.: ВНИЭСХ, 1990. С. 9.
  164. М.А. Аграрные и социально-экономические преобразования в коллективном хозяйстве «Шукты» Республики Дагестан // ЭкоIномика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1996. № 2.
  165. А. Сегодняшний и завтрашний день крупного земледелия // Вестник сельскохозяйственной науки. М., 1988. № 1. С. 8−16.
  166. Е. Государственная поддержка и регулирование АПК // АПК: экономика, управление. 1998-. — № 7.
  167. В. И., Олейник А. В. Интегральные показатели эффективности использования ресурсного потенциала сельскохозяйственныхпредприятий. Харьков, 1989.
  168. И. П. Реформирование агропромышленного комплекса: проблемы и перспективы. Мичуринск, 1996.
  169. А. Техническое обеспечение сельскохозяйственного производства (инфраструктура). // Экономист. 1996. — № 11. — С. 87−96.
  170. Т. Эффективность производства сельскохозяйственной продукции в крупных предприятиях^// АПК: экономика, управление. -1998. № 1.
  171. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 5. С. 22.
  172. Экономическая газета, 1997. № 38. Сент.
  173. Экономические проблемы АПК. М.: ВНИЭСХ, 1995.
  174. Экономические рычаги управления крупным народнохозяйственным комплексом (на примере АПК). Препринт доклада. М.: ИЭ РАН, 1996.
  175. Эффективность сельскохозяйственного производства: Вопросы теории и методологии / Отв. ред. В. А. Тихонов. М.: Наука, 1984.
  176. А. Современные отношения земельной собственности в России. // Экономика сельского хозяйства России. 1997. — № 10.
Заполнить форму текущей работой