Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка и исследование алгоритмического аппарата обработки видеоинформации, распознавания объектов и сцен в предопределенной ситуации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В культурном наследии человечества к разряду видеоинформации помимо всевозможных рисунков, схем и картин (от наскальных до компьютерных) относится вся фото кино и видео продукция. На сегодняшний день даже только оцифрованные видеоданные (т.е. картины, рисунки, схемы, фотографии, фильмы и голограммы в электронном представлении) составляют практически большую часть машинных мировых информационных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследование и разработка функциональных моделей описания объектов видеопаблюдения
    • 1. Выделение основных категорий, последовательности стадий и особенностей обработки видеоинформации
      • 1. 1. Выделение особенностей обработки видеоинформации
      • 1. 2. Определение технологического цикла обработки видеоинформации и формирование условий выделения объектов
  • §-2.Исследование и разработка алгоритмов регистрации активности в задачах видеонаблюдепия
    • 2. 1. Анализ принципов функционирования традиционного алгоритма детектора движения
    • 2. 2. Исследование параметров и возможностей настройки алгоритма регистрации активности
    • 2. 3. Разработка методов улучшения характеристик алгоритма регистрации активности
  • §-3.Исследование и разработка алгоритмов выделение силуэтов
    • 3. 1. Исследование возможностей выделенияя силуэта методом вычитания фона
    • 3. 2. Разработка алгоритма выделения силуэта с использованием волнового метода
    • 4. Анализ возможностей математических моделей описания силуэта для представления объекта видеонаблюдепия
    • 4. 1. Определение и назначение векторизованого представления растрового изображения
    • 4. 2. Исследование возможностей интерполяционных моделей для описания формы объекта
    • 4. 3. Оценка погрешности линеаризационного приближения контура
    • 4. 4. Исследование возможностей моделей аппроксимации контура методом наименьших квадратов и преобразования Хафа
    • 4. 5. Обсуждение возможностей математических моделей приближенного описания силуэта для представления объекта объекта
  • Глава 2. Формирование модели выделения структуры области силуэта и исследование информационных свойств точек
    • 1. Определение топографии силуэта и разработка алгоритма ее формирования
      • 1. 1. Обоснование формулы расчета топографии силуэта
      • 1. 2. Волновой алгоритм нахождения топографии
      • 1. 3. Определение возможностей топографии при анализе информационных свойств точек области
    • 2. Определение места и роли базовых точек в структуре произвольной области силуэта
      • 2. 1. Исследование методов отыскания позиций размещения базовых точек
      • 2. 2. Уточнение диаграммного описания в случае произвольной области силуэта
      • 2. 3. Исследование алгоритмов построения структуры области силуэта в виде правильного остовного дерева
      • 2. 4. Разработка процедуры восстановления контура по структуре области
    • 3. Особенности выделения структуры области на растре
  • Глава 3. Разработка и исследование структуры изображения на основе скелетизации
    • 1. Разработка алгоритма скелетизации методом постепенной детализации срезов
      • 1. 1. Описание основных принципов построения скелета изображения
      • 1. 2. Реализация алгоритма на псевдоязыке
      • 1. 3. Преимущества и недостатки алгоритма скелетизации
    • 2. Определение взаимосвязи скелетной структуры с диаграммным описанием области
    • 3. Разработка методов выделения характеристических точек на скелете
    • 4. Разработка автоматно-лингвистических, параметрических, спектральных моделей и теоретических основ алгебраического описания скелетных линий
      • 4. 1. Разработка автоматно-лингвистических, параметрических и спектральных моделей скелетных линий
      • 4. 2. Разработка теоретических основ алгебраического описания и показателей сравнения скелетных линий
  • Глава 4. Разработка методов формирования и распознавания информационного образасхемы объекта и сцены на основе скелетного представления изображения
    • 1. Разработка и исследование операций регуляризации скелетных линий
  • §-2.Разработка методов оцеики и снижения рассогласования исходных и регуляризованных скелетных линий
    • 3. Разработка методов формирования информационного образа-схемы объекта па основе регуляризованных линий скелета
      • 3. 1. Разработка теоретических основ алгебраического описания соединения регуляризованных линий скелета в информационный образ-схему
      • 3. 2. Разработка алгоритма формирования описания информационного образа-схемы
    • 4. Разработка методов оценки похожести и средств распознавания информационных образов-схем
      • 4. 1. Определение показателей сравнения двух информационных образов-схем
      • 4. 2. Разработка алгоритмического аппарата и информационной компоненты сопоставления образов-схем
      • 4. 3. Экспериментальное исследование возможностей алгоритмического аппарата сопоставления образов-схем

Разработка и исследование алгоритмического аппарата обработки видеоинформации, распознавания объектов и сцен в предопределенной ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ускорение развития мирового научно технического прогресса в сочетании с присущим человечеству стремлением сохранить свой научный и культурный опыт для будущих поколений на сегодняшний день уже нельзя считать единственными факторами, порождающими глобальный рост информационных ресурсов. Появление новых технических средств записи и сохранения данных, из условия реализации информационного процесса превращаются в катализатор, стимулирующий ускорение лавинообразного роста информации.

Новые информационные средства расширяют формы представления информацииобеспечивают подготовку информации со скоростью ее образованияминимизируют физические размеры информационных носителей практически до молекулярного уровняспособствуют самим своим появлением распространению и повсеместному внедрению информационных технологий в современную жизнь.

Вместе с тем, всесторонняя информатизация современного общества, становится во многом вынужденной мерой, направленной на защиту и повышение стабильности современного, чрезвычайно уязвимого мира. Реальность таких угроз как вероятные последствия глобальных катастроф природного или техногенного происхождения, терроризм или международная напряженность, — однозначно указывает па необходимость информационного мониторинга всех узловых точек, процессов или явлений современного мира.

В тоже время, очевидно, что любая информация лишь тогда становится ценной, когда в дальнейшем она оказывается востребованной. Получаемая информация должна быть применена. Например, должна аккумулироваться в новых знаниях об окружающем мире или стать исходными данными, на основании которых производится формирование решений. Однако в этом плане достижения научно-технического прогресса видятся значительно менее впечатляющими.

Парадигмой современной информационной обработки является обязательное наличие в этом процессе человека, в функции которого как раз и входит решение основной задачи — воплощения информации в управляющих решениях или знаниях на основании анализа исходных, практически первичных (не агрегированных) данных. Но ввиду того, что производительность человека оказывается несопоставимо более низкой по сравнению с техническими возможностями средств подготовки и накопления данных, опасность углубляющегося разрыва в развитии технических средств и современных технологий интеллектуализации информационной обработки — трудно переоценить.

Все сказанное в полной мере относится и к видеинформации, которая наряду с лексическими данными (текстами, гипертекстами, таблицами) и аудиоданными составляет основную часть наполнение информационной сферы [41].

Среди коммуникационных форм видеоинформация отличаются едва ли не самыми большими диспропорциями в развитии, а работа с видеоданными относится к разряду наиболее сложных областей интеллектуализации машинной деятельности. В современном мире видеоинформацию одновременно характеризует исключительно широкая распространенность в сочетании с достаточно скудными на текущий момент возможностями в плане автоматизации процессов машинного понимания: распознавания, классификации, трансляции и перевода в другие коммуникационные системы.

Видеоинформация является наиболее информативной формой описания. Вместе с тем, эту форму отличает также смысловая избыточность [7, 42, 100] и большие объемы представляющих информацию данных (к тому же, сложно поддающихся сжатию [103, 33]).

Формирование видеоданных, происходит в реальном времени протекания процесса (или во времени, масштаб которого всегда кратен реальному времени), т. е. эта форма является наиболее удобной для мониторинга любых реальных процессов (формирования видеонаблюдений).

Перечисленные особенности и текущие возможности применения видеоинформации, определяют актуальность исследований, посвященных вопросам интеллектуализации обработки этой исключительно перспективной коммуникационной формы взаимодействия человека и машины.

Для человека видеоданные, по сути, являются, главным источником получения информации об окружающем мире. Известно, что около 80−85% от всей информации поступает к человеку через органы зрения.

В культурном наследии человечества к разряду видеоинформации помимо всевозможных рисунков, схем и картин (от наскальных до компьютерных) относится вся фото кино и видео продукция. На сегодняшний день даже только оцифрованные видеоданные (т.е. картины, рисунки, схемы, фотографии, фильмы и голограммы в электронном представлении) составляют практически большую часть машинных мировых информационных ресурсов, по крайней мере в побайтном выражении. В настоящее время только форм электронного представления видеоинформации насчитывается несколько десятков (tif, jpg, bmp, gif, mpeg и т. д.). Причем за счет постоянного совершенствования процессов записи и хранения видеоинформации количество форм представления постоянно увеличивается.

Представление информации в виде изображения является для человека наиболее быстро и эффективно воспринимаемой формой. В подтверждении этого факта достаточно обратить внимание на то, что повсеместно указатели, требующие быстрой и однозначной реакции человека, обозначают упрощенным (символическим) рисунком. Примером могут послужить изображения пиктограмм — «иконок» рабочего стола Windows. Другим частным, но важным примером компьютерного применения быстрой воспринимаемости видеоинформации можно назвать исключительно эффективные по скорости разработки информационные технологии визуального программирования, общим подходом в которых является то, что будущий результат программирования зрительно представляется пользователю в виде некоторого настраиваемого прототипа.

Но, несмотря на все выше сказанное, видеоданные не становятся основной формой коммуникационного общения ни среди людей, ни в межмашинном обмене, ни во взаимодействии человека с машиной. При этом все перечисленные типы информационного взаимодействия с применением видеоданных, как правило, носят ассиметричный характер, выражающийся в том, что представление информации видеосредствами осуществляется, как правило, одной из сторон диалога — докладчиком или рассказчиком, стремящимся донести до других участников большой массив данных. При этом вторая сторона диалога, выражая свое отношение к полученным данным, может пользоваться в общении другими средствами передачи информации: звуковыми, лингвистическими, мнемоническими и т. д. Заметим, что если в диалогах между людьми односторонняя направленность потока видеоданных объяснима неодинаковой способностью людей к быстрому воспроизведению графической информации (при наличии общей для всех людей способности к быстрому восприятию зрительных образов), то в межмашинном или человеко-машинном диалоге основным препятствием двухстороннего видеообмена, наоборот, выступает как раз отсутствие у машины достаточно общих способов реализации восприятия смысла видеоданных (при наличии способности к машинно-ориентированному храпению и воспроизведению видеоданных) [117].

Семантика видеоданных — контекстна [10, 74], т. е. определяется фреймом, кадром или сценой, в рамках которой происходит подлежащее распознаванию смысловое действие. И если на сегодняшний день говорить о распознавании смысла произвольных (пускай даже реальных сцен), по-видимому, преждевременно, то практическая ценность алгоритмов распознавания поведения людей в конкретной обстановке — не вызывает сомнения. В дальнейшем видеоданные поведения людей в конкретной обстановке с неизменным местом действия, фоном и освещенностью будем называть сценами с предопределенной ситуацией, указывая на ограниченный характер разворачивающихся в этих сценах реальных действий. Например, к таким сценам можно отнести видеонаблюдепия охранных системв местах общественного пользования (в подъездах и вестибюлях, в холлах и переходах, на лестничных маршах, и т. д.) и на транспорте (в кабинах лифтов, в вагонах, на эскалаторе и т. д.), а также большую часть информации, с которой работают системы «интеллектуального дома».

Особенностью, облетающей обработку видеоданных в предопределенных ситуациях, является возможность выделения находящихся на переднем плане объектов действия путем «вычитания из сцены» неизменных деталей.

Целью диссертационной работы является разработка и исследование алгоритмического аппарата обработки видеоинформации, распознавания объектов и сцен в предопределенной ситуации.

Предметом исследования работы стала разработка и оценка возможностей программных и математических моделей, описывающих процессы обработки видеоданных, возникающие в системы видеонаблюдения в связи с решением задач распознавания образов и сцен с участием живых объектов (людей) в предопределенных ситуациях. Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач.

В соответствии с указанной целью, в диссертационной работе решаются следующие задачи:

• анализ существующих методов и проблем обработки видеоданных с целью выделения информации и разработки функциональной схемы работы автоматизированной системы видеонаблюдения;

• построение эффективных алгоритмов и методов выделения объектов на стадии первичной обработки видеоданных;

• разработка последовательности алгоритмов выделения информации о внутренней структуре объектов наблюдения (людей) и исследование особенностей применения алгоритмов формирования информации о структуре объекта на основе построения «топографии» силуэта объекта;

• разработка алгоритмов и исследование свойств «скелетного» представления объектов, разработка математических моделей формы записи скелета объекта в виде информационного образа-схемы (ИОС);

• разработка методики, алгоритмического аппарата и информационной компоненты сравнения ИОС объекта с набором эталонных — образов личин, выражающих элементы невербальной информации об объектах живой природы;

• проведение программных экспериментов и обработка результатов с целью выявления возможностей разработанного алгоритмического аппарата и выделения показателей оценки сравнения ИОС. Основные положения, выносимые на защиту разработанный метод описания структуры силуэтного изображения объекта, формируемого на основе поверхности топографииалгоритм формирования скелетного описания структуры объектаметоды регуляризации скелетных линий и построения информационного образасхемы объектаметод сопоставления двух ИОС с целью выделения информации об объектах и сцене.

Выводы по главе 4.

1) Построена алгебраическая система регуляризации скелетных линий. Выделены основные классы регуляризирующих преобразований и определены их характеристики. Конструктивно доказана автоматная реализуемость преобразований регуляризации.

2) Определены методы оценки и снижения рассогласования исходных и регуляризованных скелетных линий.

3) Введено понятие информационного образа-схемы (ИОС) объекта и разработаны алгебраические методы и алгоритм формирования ИОС на основе регуляризованных линий скелета. С позиций введенного понятия ИОС задача распознавания сцены рассмотрена в плапе анализа структуры взаимодействий между участниками сцены.

4) Определены показатели оценки похожести регуляризованных линий. Разработан алгоритмический аппарат и структура информационной компоненты обеспечивающие сопоставления двух ИОС (на основе отыскания оптимального паросочета-ния их концевых вершин).

5) Проведено экспериментальное исследование возможностей алгоритмического аппарата сопоставления ИОС. Введены показатели устойчивости решения, достоверности распознавания, а также построен тест проверки правильности сопоставления ИОС с известным образцом (личиной). Определены рекомендации по применению показателей сравнения регуляризованных линий. Установлены требования к формированию скелетных описаний объекта. Работоспособность метода продемонстрирована на примерах сопоставления ИОС реальных объектов с подготовленными образцами, а также на примере оценки единства участников сцены.

Заключение

.

При достижении поставленной цели разработки и исследования алгоритмического аппарата обработки видеоинформации, распознавания объектов и сцен в предопределенной ситуации были получены следующие основные научные и практические результаты:

1. Разработаны общие принципы работы автоматизированной системы видеопаблюдения, производящей (без участия оператора) распознавание сцен в предопределенных условиях на основе выделения невербальной информации, связанной с объектами — участниками сцены. Определена функциональная схема работы системы и выделены основные алгоритмические блоки преобразования видеоданных.

2. Построены и программно опробованы новые алгоритмы детектора движения и выделения силуэта, обладающие улучшенными характеристиками работы по сравнению с традиционными алгоритмами такого рода.

3. Предложена новая характеристика изображения объекта — топография силуэта, предназначенная для отображения особенностей области, представляющей объект. Разработана математическая модель диаграммного описания изображения объекта, позволяющая построить с любой степенью точности описание контура представляющей объект области. Определена и программно реализована последовательность алгоритмов построения топографии и выделения на ее основе информации о структуре диаграммного описания изображения.

4. На основе топографии силуэта разработан алгоритм нахолсдении скелетного описания объекта, отображающего особенности силуэта в форме скелетных линий. Установлена взаимосвязь скелетного описания со структурой диаграммного описания объекта. Предложены машинно-ориентированные формы автоматно-лингвистического описания скелетных линий в виде слов переходов.

5. Определены методы регуляризации (упрощения) скелетных линий и построена алгебраическая система описания их соединений. Разработаны оценки и способы сравнения регуляризованных линий.

6. Построена новая форма описания скелетного представления объекта в виде информационного образа-схемы (ИОС), состоящего из описания регуляризованных скелетных линий и построенных из них путей, попарно определенных между концевыми вершинами скелета.

7. Сформирована методика, алгоритмический аппарат и информационная компонента проведения сопоставления ИОС с набором заготовленных семантически определенных эталонных образов — личин. Предложены и апробированы с помощью программных экспериментов показатели достоверности и устойчивости сопоставления ИОС.

8. Полученные результаты позволяют уточнить общую структуру информационной взаимосвязи компонентов в алгоритмическом аппарате анализа и распознавания объектов и сцен, представленную на рис. 4.21. Так на основе новой введенной характеристики — топографии силуэта выделима структура диаграммного описания (по которому с любой степенью точности восстанавливается контурное представление объекта) — а также формируется скелетное описание, по которому строится специально разработанная форма — ИОС, пригодная для распознавания элементы невербальной информации.

Аппроксимация, линенеаризация, интерполяциявекторизация объекты неживой природы).

ОпределениелокальныхМАХ топографии.

Силуэт (контур) объекта.

Топография.

Выделениесвязногоподмн-ва точекравнудаленныхотдвухи болееграниц.

Структуры диаграммного описания.

Поиск Мах функции профиля.

Приближенное описание контура.

Скелетное описание.

Определение характеристических точек^.

Регуляризацияскелетных линий.

ИОС человек и другие объекты живой природы).

Рис. 4.21.

Представленные результаты исследования и разработанный алгоритмический аппарат анализа и распознавания образов и сцен позволяют качественно повысить функционирование систем автоматизации обработки данных видеонаблюдение в местах общественного пользованияохранных систем и систем «интеллектуального дома». Также разработанные методы и алгоритмы могут найти свое применение в психологии при анализе особенностей невербального поведения людей, в коммуникационных системах передачи информации, а также при разработке информационных технологий человеко-машинного общения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамов J1.M., Капустин В. Ф. Математическое программирование. Л., Изд-Ленингр. ун-та, 1976. — 184 с.
  2. М.А., Гусев Л. А., Розоноэр Л. И., Смирнова И. М., Таль А. А. Логика. Автоматы. Алгоритмы. М., Физматгиз, 1963, 556 е., ил.
  3. Айра Пол. Объектно-ориентированное программирование на С++. Изд.:Бином, Невский Диалект, 2001. 464 с.
  4. С., Айриг Э. Подготовка цифровых изображений для печати. Мп.: ООО «Попурри», 1997. 192 е., ил
  5. С., Айриг Э. Сканирование профессиональный подход. Мн.: ООО «Попурри», 1997.- 176 е., ил.
  6. Р., Сасиепи М. Основы исследования операций: Пер. с англ.- М.:Мир, 1971
  7. В.В., Горский Н. Д. Представление и обработка изображений: Рекурсивный подход,-Л.: Наука, 1985.-192 с.
  8. П.С. Лекции по аналитической геометрии М.: Наука, 1968 — 911 е., ил.
  9. Андервуд, Гейтс (Underwood S, Gates С.). Visual Learning and Recognition by Computer, TR-123, Elect. Res. Center University of Texas, 1972.
  10. В.П., Белов Д. А., Вайнштейн Г. Г., Москвина Е. А. Эксперименты с машинным зрением. М.: Наука, 1987. -128 с.
  11. А.Я. Программирование в С++ Builder 5. Изд.: Бином, 2001. 1152 с.
  12. М.О., Баранский В. А., Расин В.В.Дискретная математика: Графы матроиды, алгоритмы. Ижевск, НИЦ «РХД», 2001- 288 с.
  13. . Основы линейного программирования: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1989, — 176 е., ил.
  14. Ю.М. (Yu. М. Bayakovskii). Convergence of Computer Graphics and Machine Vision (From the Editor of the Special Issue). Programming and Computer Software, Vol. 30, No. 5, 2004, p. 241.
  15. Ю.М., Галактионов B.A. О некоторых фундаментальных проблемах компьютерной (машинной) графики, Информационные технологии и вычислительные системы, № 4, 2004, с. 3−24
  16. Ю.М., Галактионов В. А. Современные проблемы компьютерной (машинной) графики. Будущее прикладной математики. Лекции для молодых исследователей. М.: Едиториал УРСС, с. 445−473, 200 517.
Заполнить форму текущей работой