Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система управления конкурентоспособностью предприятия как основа повышения эффективности его деятельности: На примере металлургического комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, в процессе разработки стратегии необходимо учитывать и наступление тех или иных фаз жизненного цикла производимых изделий и их аналогов, выпускаемых конкурентами.2. На втором этапе разработки стратегии конкуренции необходимо оценить собственные возможности с точки зрения обеспечения предвари тельно отобранных вариантов дальнейшего развития предприятия всеми ви дами ресурсов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 1. ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
    • 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА
    • 3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОЙ ТРУБНОЙ ОТРАСЛИ
    • 1. СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОЙ ТРУБНОЙ ОТРАСЛИ И
  • ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ
    • 2. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРУБНОЙ ОТРАСЛИ
    • 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРУБНОЙ ОТРАСЛИ

Система управления конкурентоспособностью предприятия как основа повышения эффективности его деятельности: На примере металлургического комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход России от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов. В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в нашей стране не имело необходимости.

С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. Необходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических разработках по экономике.

Конкуренция, как соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, неизбежна и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание — закон рынка. Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар, обречены на гибель.

Развитие предприятий и их место в рыночной экономике зависят от уровня конкурентоспособности, а также умения адаптироваться к сложившимся социально-экономическим условиям. Конкурентоспособность каждого отдельного предприятия складывается под воздействием различных факторов производственно-экономической деятельности. Важное место в этом занимают качество выпускаемой продукции, уровень используемой техники и технологии, организации производства, труда и управления, развития социальной среды.

Несомненно, что рыночная конкуренция в России не только весьма интенсивна, но и с каждым годом обостряется. Компания должна постоянно сравнивать свои товары, цены, каналы распределения, мероприятия по продвижению и рекламные компании с продукцией и маркетинговой политикой конкурентов и определять свои конкурентные преимущества и недостатки.

Проблема конкуренции и конкурентоспособности, хотя и имеет достаточную теоретическую базу, однако с учетом особенностей переходного периода российской экономики, эти вопросы требуют дополнительных исследований.

Таким образом, актуальность данной диссертационной работы определяется недостаточностью теоретических и прикладных разработок по формированию системы управлению конкурентоспособностью предприятия в условиях структурного преобразования экономики.

Состояние научной разработанности темы.

Изучением конкуренции и конкурентных рынков, занимались такие классики экономической науки, как А. Смит, Дж. М. Кейнс, А. Маршалл, Курно, Дж. Робинсон и др.

На сегодняшний день в сфере изучения природы конкуренции, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности представлено значительное количество теоретических работ (в частности, Д. Рикардо, И. Крависа, Дж. Ванека, М. Портера, М. Познера, К. Эрроу, Т. Левитта, У. Бролля, С. Хайме-ра, С. Киндлебергера, В. Премьера, X. Джонсона, Д. Тисса, Р. Кавса, Р. Ко-уза, П. Бакли, М. Кассона, Д. Даннинга, М. Перлитца, Г. Л. Азоева, А.П. Че-ленкова, А. Ю. Юданова, П. И. Голубкова и т. д.).

В работе использованы результаты авторитетных зарубежных и отечественных исследователей, включая М. Портера, А. Чандлера, О. В. Михайлова, Л. Г. Зайцева и других, которые впервые попытались разрешить проблемы измерения конкурентоспособности изделий, компаний и отдельных отраслей.

Однако, несмотря на важность проведенных ими исследований, многие аспекты этой проблемы еще недостаточно изучены. Так, вопросы повышения качества продукции, надежности оборудования, их влияние на уровень конкурентоспособности предприятий, и, в частности, такой важной подотрасли металлургического комплекса, как трубная, не были проработаны в достаточной мере.

Этим обосновывается выбор темы исследования и круг научных проблем, являющихся предметом изучения.

Объект и предмет исследования. Объект диссертационного исследования — общественные отношения, возникающие в связи функционированием предприятий, как хозяйствующих субъектов, на примере деятельности российских компаний трубной отрасли.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений и механизмов в системе управления конкурентоспособностью предприятий трубной отрасли и методических положений по формированию и совершенствованию конкурентных стратегий данных предприятий, обеспечивающих устойчивое наращивание конкурентных преимуществ и повышающих эффективность их деятельности.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является анализ процессов совершенствование системы управления конкурентоспог собность предприятий трубной отрасли для повышения эффективности их деятельности.

Данная цель определяет следующие задачи диссертационной работы:

• определение роли и значения конкуренции для повышения эффективности производства;

• изучение сущности и понятия «конкурентоспособность»;

• выявление факторов, влияющих на повышение уровня конкурентоспособности предприятий;

• анализ тенденций развития конкурентоспособности предприятий трубной отрасли;

• изучение взаимосвязи уровня конкурентоспособности предприятий и товара;

• выявление возможностей и резервов повышения эффективности работы предприятий трубной отрасли;

• разработка методических подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятий;

• разработка стратегии повышения конкурентного статуса предприятий трубной отрасли.

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертационного исследования был диалектический метод научного познания. Исследование носит комплексный характер, в нем аккумулируются проблемы, имеющие значение как для теории создания конкурентных преимуществ и управления системой конкурентоспособности предприятия, так и его практики.

Наряду с общенаучными методами познания социальных явлений использовался также ряд частнонаучных методов: положения системного анализа, методы экспертных оценок, статистические методы: нормативный метод, метод случайной оценки, метод группировки, сравнительный метод, социометрический и др.

Информационную и теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики, периодическая литература, ресурсы глобальной информационной системы Internet.

Научная новизна исследования состоит в системном анализе основных тенденций развития системы управления конкурентоспособностью предприятий трубной отрасли. В основу были положены теоретический анализ механизма формирования конкурентоспособности, существующих подходов и методов к ее оценке, а также обобщение практического опыта повышения эффективности деятельности предприятий, на основе создания различных стратегий конкуренции.

К наиболее важным результатам, характеризующим научную новизну работы, относятся следующие:

• дано определение понятия «конкурентоспособность» предприятия;

• обоснована система предпосылок, необходимых для повышения уровня конкурентоспособности предприятий;

• определены факторы и внутренние производственно-экономические резервы, влияющие на уровень конкурентоспособности предприятий;

• разработаны принципы оценки конкурентоспособности предприятий;

• проанализированы методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия;

• выявлены тенденции развития конкурентоспособности предприятий трубной отрасли;

• разработана стратегия повышения конкурентного статуса предприятий трубной отрасли;

• предложена система управления конкурентоспособностью предприятий трубной отрасли.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Конкурентоспособность является динамической категорией, это свойство обусловлено, прежде всего, внешними факторами, значительная часть которых может рассматриваться как управляемые параметры.

2. Конкурентоспособность предприятий трубной отрасли, как активных экономических объектов, представляет собой категорию эффективности их рыночной деятельности.

3. Рынок труб требует усиленного контроля за рыночными показателями крупнейших хозяйствующих субъектов и структур, в том числе производителями сырья для трубной промышленности, имущественными отношениями между хозяйствующими субъектами с целью предупреждения злоупотребления доминирующим положением и поддержания благоприятной конкурентной среды на соответствующих товарных рынках.

4. Предложенная стратегия повышения конкурентоспособности для трубных предприятий может быть осуществлена только при наличии мер государственной поддержки.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение исследования заключается в разработке научных и методологических основ системы управлением конкурентоспособностью предприятия, которые обеспечивают эффективное функционирование предприятий трубной отрасли в условиях российской экономической системы.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

• предложена концепция повышения эффективности деятельности предприятия на основе системы управления конкурентоспособностью;

• определены стратегии конкурентоспособности в трубной отрасли;

• выявлены недостатки и ограничения применения в условиях современной российской экономики существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий;

• предложены рекомендации по повышению производственной деятельности предприятий;

• определены направления повышения конкурентного статуса предприятий трубной отрасли.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при проведении последующих научных исследований по вопросам формирования конкурентоспособности, а также в учебном процессе при изучении таких дисциплин как: «Теория организации», «Экономика управления» и т. д.

Основные теоретические выводы и положения диссертации докладывались соискателем на различных научно-практических конференциях и используются им в производственной деятельности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, приложений и списка использованной литературы.

Залог выживаемости предприятия— его конкурентоспособность, а зна чит, стабильность на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функ ционировать, развиваться и иметь стабильный доход, ему, прежде всего, нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с по ставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, которая возможна, если предприятие производит конкурентоспо собную продукцию. Рост выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельно сти, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его бан кротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как пра вило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, действуя с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства. Результаты предпринимательской деятельности во многом предопре деляются выбором состава и структуры, изготавливаемых и реализуемых то варов, оказываемых услуг. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и переменными издержками, опреде ляющими скорость оборота капитала. Большое значение имеет для действия менеджера или руководителя учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на которой находится фирма. Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкурен цию следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных струк тур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может быть огра ниченной вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени кон центрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть, прежде всего, действен ной и эффективной. Первоначально наибольшую важность имели процессы физического производства товаров и услуг, но из-за большой синхронизации экономиче ских процессов и «условий игры» на рынке, крупные компании, монополь ные объединения не заинтересованы в повышении своей нормы прибыли за счет политики в области цен и объемов производства. Основным фактором способным защитить господствующую позицию компании на рынке стано вится умение обеспечить координацию работы всех ее подразделений. Ком пании, которые обладают передовой технологией в области управления и торговли, могут сегодня иметь большую монопольную власть, чем те, кото рые пока до сих пор контролировали цены и производство. Нарушение рыночной ситуации провоцирует предприятия на проведе ние монопольной политики, наносит вред обществу. Следовательно, необхо димо участие государства, направленное на создание здоровой рыночной среды. Рынок с его конкуренцией, диверсификация производства и продаж, глубокая интеграция отдельных стран в мировое. хозяйство и конечно соот ветствующая политика государства сдерживают монопольные тенденции в экономике. Сталкивание различных рыночных ситуаций ведет к тесному пе реплетению конкуренции и монополии и синтезу, формированию новых пра вил игры на рынке. Проблемы, связанные с развитием различных форм конкуренции неод нозначны, так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политиче ские или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного кон курента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкива ют предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ — какая рыночная ситуация «лучше» позво ляет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспе чить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макроно и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие эко номической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода. Сегодня российская экономика находится на этапе активного развития. Отрасли реального производства, образующие ее основу, завершают период адаптации к рыночным условиям работы и интенсивно наращивают свою деятельность. Об этом свидетельствует стабильный и уверенный рост основ ных экономических показателей работы России за последние три года. Ры ночные механизмы начинают работать все активнее, и это оказывает благо творное влияние на развитие всех отраслей экономики, повышая их уровень и эффективность деятельности. Среди лидеров рыночного развития находится трубная отрасль — круп ный сектор российской промышленности, играющий важную роль в разви тии многих отраслей экономики. Успешно справляясь с трудностями перехо да к рыночным принципам функционирования, российская трубная промыш ленность возвращает себе статус одной из наиболее мощных и развитых в мире. Этому способствует процесс интеграции активов трубной отрасли, в ходе которого в России сформировались несколько мощных холдинговых производственных структур. При анализе состояния трубной отрасли России диссертантом были сделаны следующие выводы:

1. Проведенный анализ показателей экономической концентрации по казывает, что товарный рынок труб является конкурентным. В то же время рынок труб большого диаметра характеризуется высоким уровнем концен трации.2. Рынок труб открыт для межрегиональной и международной торгов ли. Но следует отметить, что российские производители труб ориентированы преимущественно на внутренний рынок.3. Ужесточение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках выну ждает отечественные трубные предприятия проводить модернизацию производства в целях снижения энергозатрат, повышения производительности труда, расширения сортамента продукции, создание систем качества в соот ветствии с требованиями международных стандартов. Следует отметить, что до 70% работ по модернизации производства трубопроизводители осуществ ляют за счет собственных средств с незначительным привлечением отечест венных и западных кредитов.4. Необходимым условием для привлечения инвестиций является про гнозируемость тарифной политики естественных монополий на 2−3 года впе ред, что позволит улучшить инвестиционный климат.5. Рынок труб требует усиленного контроля за рыночными показателя ми крупнейших хозяйствующих субъектов и структур, в том числе произво дителями сырья для трубной промышленности, имущественными отноше ниями между хозяйствующими субъектами с целью предупреждения зло употребления доминирующим положением и поддержания благоприятной конкурентной среды на соответствующих товарных рынках. Оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции, изуче ние воздействующих на нее факторов, а также разработка мер по обеспече нию необходимого уровня являются важнейшими предпосылками эффектив ного осуществления коммерческой деятельности предприятий, функциони рующих на принципах маркетинга. Диссертантом предложены следующие этапы разработки и формирова ния стратегий конкуренции, обеспечивающих конкурентоспособность пред приятия трубной отрасли в рыночных условиях:

1. Во-первых, в процессе разработки стратегии необходимо учитывать и наступление тех или иных фаз жизненного цикла производимых изделий и их аналогов, выпускаемых конкурентами.2. На втором этапе разработки стратегии конкуренции необходимо оценить собственные возможности с точки зрения обеспечения предвари тельно отобранных вариантов дальнейшего развития предприятия всеми ви дами ресурсов: финансовых, трудовых, интеллектуальных, материальных и других, в результате проведенного анализа эти варианты можно подразде лить на: • полностью обеспеченные всеми видами ресурсов- • обеспеченные на среднем уровне- • малообеспеченные- • нереальные (для которых полностью отсутствует тот или иной ресурс или же их совокупность).3. Задача третьего этапа — расчет эффективности (рентабельности) вы бранных стратегий. Технология прогнозирования рентабельности обычно включает определение вероятного объема рыночного спроса на конкурент ные товары и оценку собственной доли, что дает возможность выявить раз меры вероятного производства, и сбыта, рассчитать уровень себестоимости и цен (с учетом возможной инфляции), соответствующие размеры и норму прибыли. Расчеты целесообразно производить в двух вариантах: в ценах рас четного года и ценах, приведенных к базовому году (неизменных). В резуль тате проведенных расчетов стратегии классифицируются следующим обра зом: высокорентабельные (обеспечивающие как минимум среднюю норму.

прибыли), малорентабельные и убыточные,.

4. Четвертый этап включает в себя анализ внешних возможностей реа лизации избранных стратегий, состоящий из оценки конкурентной обстанов ки, характера и степени государственной поддержки, экологических ограни чений, политического, социального и психологического климата и т. д. В за висимости от результатов рассмотрения на этом этапе все стратегии делятся на: особо благоприятные, нормальные, малоблагоприятные и очень неблаго приятные.5. На пятом этапе оставшийся набор стратегий подвергается обобщаю щей оценке для выявления их приоритетности. В результате проведения рас четов из множества возможных стратегий развития остаются только базис ные, то есть стратегии, реализация которых позволит предприятию целенаправленно и устойчиво развиваться, тем самым успешно адаптируясь к, но вым экономическим условиям. После формирования стратегии можно приступать к разработке меха низма ее реализации. Для этого, во-первых, нужно четко выделить сектор стратегического прорыва на рынок. Во-вторых, по каждой из реализуемых стратегий подготовить инвестиционный проект, охватывающий всю техноло гическую цепочку — от НИОКР реализации товаров и системы сервисного обслуживания. Взаимосвязанные проекты можно объединить в единую ком плексную программу, которая может быть взята за основу хозяйственной стратегии предприятия, имеющей своей целью повышение эффективности его деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А. Коммерция СПб., изд. Михайлов 2000 — 475с.
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М: Центр экономики и маркетинга, 1996. 235с.
  3. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы // М.: ОАО «Типография „НОВОСТИ“, 2000.
  4. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр. / А. Дайн, Ф. Буркель, Р. Ланкар и др. / Науч. ред. А.Г.' Худокормов. М.: Экономика, 1993. 571 с.
  5. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.-326 с.
  6. А. У., Митько О. А. Коммерческая логистика: Учебное пособие Ростов: Феник. с, 2002. — 416 с.
  7. А.А., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. М.: Крон-Пресс, 1993. — 302 с.
  8. ОД. Технология бизнеса: маркетинг. М.: ИНФРА-М, 1997.-224 с.
  9. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-519 с.Ю.Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга. — СПб: СПб УЭиФ, 1995.- 116 с.
  10. В.З. Общая экономическая теория. М., 1999.
  11. И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Тандем, ЭКМОС, 1998.-456 с.
  12. Р.П., Давыдова Г. А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. Мн.: 1996. — 208с.М.Виханский О. С., Наумов А. Н. Менеджмент. М.: Высшая школа, 1994.-234 с.
  13. В.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: Финансы и статистика, 1995.
  14. В.В. Закупка товаров важнейший элемент коммерции в условиях рынка. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 1998. — 87 с.
  15. . Бизнес со скоростью мысли // М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  16. И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1995. — 371 с.
  17. В.К. Конкурентные структуры рынка. Иркутск: ИГЭА, 1999.
  18. В. В. Менеджмент. Системные основы. М.: НПЦ Крылья, 1996.
  19. Е.П. Маркетинговые исследования. — М.: Финпресс, 2000. 445 с.
  20. Е.П. Основы маркетинга. М.: Финпресс, 1999. — 287 с.
  21. Н.П., Перерва П. Г. и др. Маркетинг инновационного процесса: Учебное пособие. Киев: 1998. — 267 с.
  22. Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции. Учеб.пособие. СПб.: СПбУЭФ, 1991. 64с.
  23. Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. — СПб.: СПбГУЭФ, 1998.-207 с.
  24. М. П., Карнаухов С. Б. Логистика товародвижения Изд. 2-е, перераб., доп. М: Центр экономики и маркетинга 2001. 200 с.
  25. А.П. Экономическая стратегия фирмы. СПб. — 1999. — 148 с.
  26. М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленного предприятия. — М.: Дело, 1992. 207 с.
  27. В.Н. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие.- Нск: НГАЭиХ. 2002. — 78 с.
  28. В.Н. Управление запасами на предприятии: Учебное пособие. Нск: НГАЭиУ, 2002. — 64 с.
  29. П. Задачи менеджмента в XXI веке.: пер. с англ.: Уч. пос. -М.: Издательский дом „Вильяме“, 2000. 454с.
  30. В.А., Елькина Н. В. Государственное управление и регулирование экономики: Учебник./ ИГЭА. Иркутск, 1995.- 202 с.
  31. B.C. Стратегия бизнеса. М.: Финпресс, 1998. — 198 с.
  32. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. -М.: Информационно-внедренческий центр „Маркетинг“, 1997. 195 с.
  33. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям/ Под общ. ред. Хруцкого В. Е. М.: Политиздат, 1991. — 510 с.
  34. . Деловая стратегия. М., 1991.
  35. М.И. Конкурентные стратегии: Спб, 2000. — 284 с.
  36. А.И., Войленко А. Д. Маркетинговый анализ. М., 1996.
  37. Конкуренция и антимонопольное регулирование. М.: Логос, 1999.
  38. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. -М.: Издательский дом „Вильяме“, 1999. 736 с.
  39. Г. А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. СПб., 1995. 346 с.
  40. К.Д. Маркетинг. М., 1999. 225 с.
  41. . Стратегический маркетинг: Европейская перспектива. // СПб.: Наука, 2000. 589 с.
  42. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-М, 2001. — 224 с.
  43. О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб пособие — М.: ЗАО „ТК Велби“, 2003.— 264 с.
  44. В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. М.: Фин-пресс, НГАЗиУ, 1997. — 356 с.
  45. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. -М.: Республика, 1992. 799 с.
  46. А. Принципы экономической науки. Т. 1: Пер. с англ. — М., Прогресс, 1993.
  47. Международный маркетинг / Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, С.В. Барсукова- Под ред. Н. И. Перцовского -М.: Высшая школа, 2001.-239 с.
  48. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1999. 800 с.
  49. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий // Питер, 2000.
  50. О.В. Основы мировой конкурентоспособности // М.: Познавательная книга плюс, 1999.
  51. Н.К. Международный маркетинг. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 320 с.
  52. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. — М: Внешторгиздат, 1993.-304 с.
  53. М.С. Методы социально-экономического прогнозирования. -М., 1994.-98 с.
  54. Н.Я. Прикладной маркетинг: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 272 с.
  55. Н.А., Лаврухина Н. В. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции. — Калуга: МГТУ, 1997. — 38 с.
  56. Основы предпринимательской деятельности. / под ред. Власовой. -М., 1997.
  57. Ф. Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ, „Маркетинг“, 1997.- 328с.
  58. Е.П. Маркетинговый анализ. М., 1999.
  59. М. Конкуренция // М.: Вильяме, 2003. 496 с.
  60. М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран // М.: Международные отношения, 1998. 451с.
  61. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции/ М.: Прогресс, 1986.
  62. Т.Ф., Филатов O.K. Проблемы конкуренции предприятий: стратегия и тактика. // М.: Пищепромиздат, 1999.
  63. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Соцэкгид, 1962.
  64. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М.: ИНФРА-М, 1997. — 170 с.
  65. Д. Основы научного менеджмента. — М: Высшая школа, 1991.
  66. А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент // М.: Вильяме, 2003.
  67. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр „Маркетинг“, 2002. — 892 с.
  68. Р.А. Стратегический маркетинг. — Спб.: Питер, 2002— 448 с.
  69. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с.
  70. Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. М.:АО Бизнес-школа» Интел-синтез". 1995. 203с.
  71. П. Экономический образ мышления. — Пер. с англ. Издание второе, стер. М.: Изд-во «Дело», 1992, — 704 с.
  72. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка М.: Финансы и статистика, 2002. -528 с.
  73. Э.Х. Теория монополистической конкуренции. Реориен-тация теории стоимости. М., 1959.
  74. А.Г. Продуктовая конкуренция. М., 1997.
  75. Г. З. Конкуренция и стабильность фирмы. СПб., 1998.
  76. А.Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. — М.: 1999. — 224 с.
  77. Дж.М., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. — М.: Экономика, 1993. 335 с.
  78. Экономика предприятия / Под ред. проф. Н. А. Сафронова. — М.: «Юристь», 1998. 584 с.
  79. Дж. Долан, Дэйвид Е. Линдсей Рынок: микроэкономическая модель. Санкт-Петербург. 1992.
  80. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. // М.: АКАЛИС, 1999.-457с.1. Статьи
  81. А. Экономика России: стратегические угрозы и альтернативы развития // Экономические стратегии. 2002. — № 7.
  82. Е., Барашков С. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления. Маркетинг, 2002, № 4, с. 29.
  83. Т., Мартыненко Г. И., Костюк Г. В. Товарный рынок: структурный анализ концентрации и конкуренции. Право и экономика. 1999. — № 7. — С. 18−30.
  84. Т., Скробов А. Формирование конкурентной среды и антимонопольная политика. // Право и экономика. 1999. — № 6.- С. 29−40.
  85. Н.А., Тарасова И. А. Потребитель выбирает // Маркетинговые исследования в России и за рубежом. — 1998. № 7.
  86. Г. Е. Качество и конкуренция. 2001. № 7 // М.: НТК «Трек».
  87. А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. — 1999. № 2. — С. 56 — 64.
  88. И.Б., Титова H.JI. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. 1997. — № 1. — С. 20—31.
  89. Дж., Тейлор JI. Международные рынки капиталов и перспективы экономической политики // Экономические стратегии. 2002. -№ 12.
  90. В.П. Проблемы формирования прибыли. // Экономист, № 3, 1994, с. 49−60.
  91. М.М. Обобщенная эконометрическая модель оценки конкурентоспособности продукции // Труды научно-практической конференции филиала ТПУ и Юргинского НТЦ Кузбасского отделения РИА: Сборник трудов. — Юрга: Изд. ТПУ, 2001. — С. 56—58.
  92. И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия. // Маркетинг. 1996.- № 3. — С. 33−40.П.Мартынова O.K. Контроль качества на предприятии // Приложение к журналу «Стандарты и качество». 1999. — № 5. — С. 35 -43.
  93. Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 2. — С. 44— 57.
  94. Д. Стратегия в эпоху глобализации // Экономические стратегии. 2001. № 12.
  95. Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур // Риск. —1998.-№ 5−6.-С. 82−87.
  96. Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур// Риск. —1999.-№ 1.-С. 41−45.22.0решкин В. Конкурентный потенциал российской промышленности // Экономические стратегии. 2002. — № 11.
  97. А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг.2000.№ 2.С.23−26.
  98. Е.В. Оценка монополизации российской экономики. // Проблемы прогнозирования. 1999.- № 2. — С. 85−90.
  99. С.А. Конкурентное взаимодействие товаропроизводителей: от существующего к сбалансированному. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1999 — № 6. — С. 7−42.
  100. Н. Общая характеристика конкуренции и монополии в Российской экономике. //Вопросы статистики. 1998.- № 5. — 25−31.
  101. В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия. // Стандарты и качество. 2000. № 4.- С. 54−58.
  102. В.Т. Проблемы и перспективы демонополизации экономики региона. // Вестник ИГЭА. 1998. — № 13. — С. 16−26.
  103. Н., Гурков И. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. 1997. — № 1. — С. 30.
  104. В. Правовая основа обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий // Хозяйство и право. — 1999. № 8. — С. 86−91.
  105. Р. Конкурентоспособность России и подготовка кадров// Общество и экономика. 1998. — № 10−11. — С. 104−116.
  106. А.Н., Ракитова О. С. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002.№ 4.С.20−27.
  107. В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке. // Маркетинг в Росси и за рубежом. 2000. № 2. С. 44−54.
  108. В.И., Стерхова С. И. Комплексный метод оценки конкурентоспособности нового товара // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2001.№ 4.С. 15−24.
  109. A.M. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Стандарты и качество. 1997. № 2-с. 43−44
  110. Е.К. Эффективность конкуренции на продовольственном рынке России. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. 1999 — № 5. С. 24−45.1.I. Справочные издания
  111. А.Н., Азрилиян О. М., Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь. М: Институт новой экономики, 2002, -1280 с.
  112. Краткий словарь менеджера / Под ред. В. П. Грошева. — М., 1991. — 72 с.
  113. Маркетинг. Словарь / Азоев Г. Д., Завьялов П. С., Лозовский Л. Ш., Поршев А. Г., Райзберг Б. А. М.: ОАО НПО «Экономика», 2000. -362 с.
  114. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  115. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. ред. Г. Я. Кипермана — М.: Республика, 1993. 524 с.
  116. Aaker D. Strategic Market Management // Nagel 2002.
  117. Bergquist W., Betwee J. Building Strategic Relationships // David Meuel, 2000.
  118. Brown S. Competing on the Edge Strategy as Structured Chaos // Eis-enhardt, 2002.
  119. Finley M. Transcompetition Moving Beyond Competition and Collaboration // Harvey Robbins, 2001.
  120. Goldman S., Preiss K. Cooperate to Compete Building Agile Business Relationships //Nagel, 2001.
  121. Hamel G., Heene A. Competence-Based Competition // Eisenhardt, 2000.
  122. International Competitive Benchmarks and Financial Gap Analysis // Inc Icon Group International, Ltd., 2002.
  123. Уровень конкурентоспособности страны С повышением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара
  124. Уровень конкурентоспособности отрасли То же
  125. Уровень конкурентоспособности региона То же
  126. Уровень конкурентоспособности организации выпускающей товар То же
  127. Сила конкуренции на выходе системы Увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара
  128. Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов То же
  129. Сила конкуренции среди товаров-заменителей То же
  130. Появление новых потребностей Снижает конкурентоспособность выпускаемого товара
  131. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой Повышение уровня организации повышает конкурентоспособность
  132. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара С повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность
  133. Рациональность организационной и производственной структур системы Структура системы должна отвечать принципам рационализации производственных структур и процессов. Тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара
  134. Конкурентоспособность персонала системы Повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара
  135. Прогрессивность информационных технологий С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара
  136. Прогрессивность технологических процессов и оборудования С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара
  137. Научный уровень системы управления (менеджмента) С увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов управления повышается конкурентоспособность товара
Заполнить форму текущей работой