Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Электрорезистивный метод и средство контроля вязкостно-температурных свойств моторных масел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность. Моторное масло (ММ) — неотъемлемый элемент любого двигателя, в значительной мере определяющий его надежность и другие важнейшие характеристики. Использование ММ, которое в процессе эксплуатации подверглось деструкции и перестало отвечать установленным требованиям, существенно снижает ресурс двигателя, приводит к потере до 15% мощности, увеличивает расход топлива, повышает количество… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  • 1. Проблема контроля вязкостно-температурных свойств моторных масел и предложения по ее решению
    • 1. 1. Актуальность проблема контроля вязкостно-температурных свойств моторных масел
    • 1. 2. ОБЗОР МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ВЯЗКОСТНО-ТЕМПЕРАТУРНЫХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
      • 1. 2. 1. Вязкость. Этимология и физический смысл
      • 1. 2. 2. Оценка вязкостно-температурных свойств
      • 1. 2. 3. Индекс вязкости
      • 1. 2. 4. Недостатки существующего метода контроля
      • 1. 2. 5. Методы измерения вязкости
    • 1. 3. Основы ппредлагаемого принципа контроля вязкостно-температурных свойств моторных масел
    • 1. 4. Постановка задач исследования
    • 1. 5. Выводы
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЯЗКОСТНО-ТЕМПЕРАТУРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОТОРНЫХ МАСЕЛ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПАРАМЕТРА
    • 2. 1. Общие положения по математическому моделированию процессов в зоне трения фрикциониого контакта
    • 2. 2. Общие положения по дискретному моделированию процессов в зоне трения фрикционного контакта
    • 2. 3. Архитектура дискретной модели
    • 2. 4. Описание блока моделей, раскрывающих вязкостно-температурные характеристики
    • 2. 5. Общие положения моделирования фрикциониого контакта при различных схемах трения
    • 2. 6. Модель трения шарик-дорожка качения в шарикоподшипнике
    • 2. 7. Определение толщины смазочной пленки для цилиндра и плоскости
    • 2. 8. Определение толщины смазочной пленки для качения шарика по плоскости
    • 2. 9. Синтез математической модели процессов электрического контактирования в зоне трения фрикционного контакта
      • 2. 9. 1. Описание блока моделей, раскрывающих процессы электрического контактирования в зоне трения
      • 2. 9. 2. Описание обобщенной модели влияния температуры и вязкостно-температурных свойств на вероятность микроконтактирования в зоне трения
    • 2. 10. Теоретическое исследование зависимостей диагностического параметра от вязкостно-температурных характеристик масел
    • 2. 11. Теоретическое обоснование выбора схемы трения
  • 2.
  • Выводы 79 3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОРЕЗИСТИВНОГО МЕТОДА КОНТРОЛЯ ВЯЗКОСТНО-ТЕМПЕРАТУРНЫХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО ПАРАМЕТРУ НИВ
    • 3. 1. Постановка задач
    • 3. 2. Физический принцип контроля вязкостно-температурных свойств моторных масел по параметру НИВ
    • 3. 3. Алгоритм контроля вязкостно-температурных свойств моторных масел
    • 3. 4. Критерий окончания процесса обкатки
    • 3. 5. Выбор типоразмера подшипника качения при реализации алгоритма контроля
    • 3. 6. Обоснование выбора температуры, скорости вращения колец подшипника и величииы нагружеиия при реализации алгоритма контроля вязкостно-температурных свойств
    • 3. 7. Обоснование объема пробы контролируемого моторного масла, вносимой в диагностическое трибосопряжепие
    • 3. 8. Критерий анализа результатов контроля вязкостно-температурных свойств моторных масел, обоснование диагностического параметра
    • 3. 9. Методика контроля вязкостно-температурных свойств моторных масел
    • 3. 10. Метрологический анализ метода диагностирования вязкостно-температурных свойств моторных масел
    • 3. 11. Методика нормализации результатов измерения параметра НИВ
    • 3. 12. Достоверность разработанного метода контроля вязкостно-температурных характеристик моторного масла после применения методики нормализации
  • 3.
  • Выводы 114 4 ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС КОНТРОЛЯ ВЯЗКОСТНО-ТЕМПЕРАТУРНЫХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
    • 4. 1. Принципы построения стендового оборудования
      • 4. 1. 1. Функциональные требования
      • 4. 1. 2. Обоснование выбора трибосопряжения, предназначенного в качестве испытательного
      • 4. 1. 3. Принцип действия стенда, реализующего разработанную методику контроля вязкостно-температурных характеристик моторного масла
    • 4. 2. Принципы построения средств для контроля диагностического параметра
      • 4. 2. 1. Функциональные требования, предъявляемые к средству контроля диагностического параметра
      • 4. 2. 2. Использование существующего оборудования для контроля вязкостно-температурных характеристик моторного масла
    • 4. 3. Программные средства
      • 4. 3. 1. Общие положения к проектированию программы сбора данных
      • 4. 3. 2. Структура проектируемой программы сбора данных
      • 4. 3. 3. Программы «ИПЭК сбора данных» и программа «Контроль Вязкостно-Температурной Характеристики»
      • 4. 3. 4. Модуль пользовательского интерфейса
      • 4. 3. 5. Модуль чтения результатов измерения
      • 4. 3. 6. Модуль хранения экспериментальных данных
      • 4. 3. 7. Модуль чтения и сохранения результатов в файл
      • 4. 3. 8. Модуль оценки статистических моментов
      • 4. 3. 9. Модуль оценки стационарности диагностического параметра
      • 4. 3. 10. Модуль определения момента приработки 141 4.3.1 1 Модуль определения момента начала искусственного нагрева
      • 4. 3. 12. Модуль определения значений диагностического параметра в начале и во время искусственного нагрева
      • 4. 3. 13. Модуль нормирования значений диагностического параметра в начале и во время искусственного нагрева относительно образцового моторного масла
      • 4. 3. 14. Модуль подготовки отчетов
    • 4. 4. Взаимодействие разработанного программно-аппаратного комплекса с клиентом в процессе принятия решения о замене моторного масла по текущему состоянию
    • 4. 5. Экспериментальное исследование эффективности разработанных средств контроля вязкостно-температурных свойств моторных масел
      • 4. 5. 1. Условия проведения эксперимента
      • 4. 5. 2. Вычисление индекса вязкости
      • 4. 5. 3. Проведение эксперимента
      • 4. 5. 4. Выводы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ А
  • ПРИЛОЖЕНИЕ Б
  • ПРИЛОЖЕНИЕ В
  • ПРИЛОЖЕНИЕ Г
  • ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ — сила радиального нагружения- со — угловая скорость вращения шпинделя машины трения
  • 0. — температура в зоне контакта по шкале Цельсия- о — температура при которой измерено начальное значение величины
  • I. — температура трибосопряжения до искусственного нагрева
  • 02. — температура трибосопряжения после искусственного нагрева
  • М- приращение диагностического параметра НИВ при внесении пробы контролируемого моторного масла
  • М' — приращение диагностического параметра НИВ при внесении пробы образцового моторного масла
  • М — нормированное приращение диагностического параметра НИВ при внесении пробы контролируемого моторного масла
  • К{ - значение диагностического параметра НИВ при 40° С для контролируемого моторного масла
  • К2 — значение диагностического параметра НИВ при 100° С для контролируемого моторного масла
  • Кх — значение диагностического параметра НИВ при 40° С для моторного масла, принятого за образцовое
  • К2 — значение диагностического параметра НИВ при 100° С для моторного масла, принятого за образцовое
  • К{ - нормированное значение диагностического параметра НИВ при 40° С для контролируемого моторного масла

К*2 — нормированное значение диагностического параметра НИВ при 100° С для моторного масла, принятого за образцовое- --параметр, соответствующий характеризующему вероятность микроконтактирования в подшипнике значению диагностического параметра НИВ Кх

Х2 — X,-параметр, соответствующий характеризующему вероятность микроконтактирования в подшипнике значению диагностического параметра НИВ К2-

Х*2 — А,-параметр, соответствующий характеризующему вероятность микроконтактирования в подшипнике нормированному значению диагностического параметра НИВ К*г-

К2и — значение параметра НИВ, характеризующее вероятность микроконтактирования поверхностей трения в подшипнике после искусственного нагрева, когда в качестве пробы внесено контролируемое моторное масло-

К2и — значение параметра НИВ, характеризующее вероятность микроконтактирования поверхностей трения в подшипнике после искусственного нагрева, когда в качестве пробы внесено образцовое моторное масло- сг — среднее квадратическое отклонение нормального распределения- сг2 — рассеяние К2и относительно К2- т2 — рассеяние К2и относительно К2-

Рг — вероятность того, что контролируемое моторное масло признано годным-

Электрорезистивный метод и средство контроля вязкостно-температурных свойств моторных масел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Моторное масло (ММ) — неотъемлемый элемент любого двигателя, в значительной мере определяющий его надежность и другие важнейшие характеристики. Использование ММ, которое в процессе эксплуатации подверглось деструкции и перестало отвечать установленным требованиям, существенно снижает ресурс двигателя, приводит к потере до 15% мощности, увеличивает расход топлива, повышает количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ. В то же время, эксплуатация ММ осуществляется в большинстве случаев не по его техническому состоянию, а по назначенному ресурсу, при этом не учитываются индивидуальные особенности двигателей и процессов деструкции ММ. Следствием является, как правило, несоответствие момента замены ММ переходу его в предельное состояние. Ситуация усугубляется и существующим положением на рынке ММ, характеризующимся наличием фальсифицированной продукции, нарушением технологического цикла доставки ММ потребителю, реализацией некачественной продукции. При этом средние, мелкие субъекты хозяйственной деятельности и, тем более, частные автовладельцы практически не уделяют внимания вопросам инструментального контроля состояния ММ.

Таким образом, существует проблема объективной оценки технического состояния ММ, как новых (для снижения риска использования некачественных масел), так и находящихся в эксплуатации (для обеспечения возможности эксплуатации ММ по техническому состоянию). Очевидно, что для эффективного решения этой проблемы необходимы экспресс-методы и реализующих их относительно простые и дешевые средства контроля с малым объемом пробы, ориентированные на периодическое использование средними и мелкими субъектами хозяйственной деятельности (нефтебазы, транспортные хозяйства городских и сельскохозяйственных предприятий, службы автосервиса).

В настоящее время при оценке эксплуатационных свойств ММ рассматриваются вязкостные и вязкостно-температурные, химические, моющие, диспергирующие, стабилизирующие, солюбилизирующие, антиокислительные, противопенные, противоизносные, противозадирные, антифрикционные, противокоррозионные, защитные и др. свойства. Проблема нашла отражение в трудах A.B. Чичинадзе, P.M. Матвиевского, B. JL Лашхи, И.А. Буя-новского, C.B. Венцеля, П. Н. Богдановича, В. Я. Прушака, И. И. Берковича, Д. Г. Громаковского, Р. Балтенаса, Н. К. Мышкина, М. И. Петроковца, Arthur J. Caines, Roger Haycock, John Hillier и др.

К числу важнейших свойств ММ относятся вязкостно-температурные, определяющие зависимость вязкости от температуры. В качестве параметра, характеризующего эти свойства, ГОСТ 25 371–97 регламентирует индекс вязкости (ИВ), метод контроля которого базируется на измерениях кинематической вязкости ММ (ГОСТ 33−2000) при двух температурах (40 и 100 °С) с последующим расчетом ИВ и характеризуется высокой трудоемкостью, слабой степенью автоматизации при использовании простого лабораторного оборудования или значительными затратами на приобретение термостатируемых автоматических вискозиметров. Кроме того, метод требует сравнительно большого объема пробы ММ (от 14 до 200 мл). Сказанное свидетельствует о проблемах с реализацией этого метода с учетом выдвинутых выше требований и необходимости поиска альтернативных решений.

Предлагается реализовать метод контроля вязкостно-температурных свойств ММ путем создания для исследуемой пробы ММ условий фрикционного взаимодействия в испытательном трибосопряжении и оценки изменения значений электрических диагностических параметров, характеризующих состояние смазки в зонах трения работающего трибосопряжения, при изменении его температуры.

Предложенный подход имеет следующие предпосылки. Изменение температурного режима работы трибосопряжения приводит к определяемому вязкостно-температурными свойствами ММ изменению его вязкости, котои рая, согласно положениям теории смазки, определяет толщину смазочного слоя в зонах трения. Температурные изменения толщины слоя приводят к флуктуации электрических параметров трибосопряжения, в частности, электрического сопротивления. Теоретические основы трибодиагностики элек-трорезистивными методами изложены в трудах Дж. Кеннела, Д. Снидекера, Т. Тэллиана, С. Ф. Корндорфа, К. В. Подмастерьева, А. Ф. Блинова, Ю. М. Санько, A.A. Бобченко, В. В. Нестеренко, В. П. Чечуевского, В.Я. Варгашки-на, В. В. Мишина, В. В. Маркова, В. А Юзовой, В. И. Юзова и др. Е.В. Пахол-кин экспериментально показал возможность контроля реологических характеристик масел по параметру — нормированное интегральное время электрического контактирования (НИВ) деталей трибосопряжения.

Ряд неоспоримых преимуществ электрорезистивных методов трибодиагностики делает их использование приоритетным при решении ряда практических задач контроля, однако, оценка вязкостно-температурных свойств ММ с использованием данного принципа ранее не производилась. Исследованию данного вопроса посвящена настоящая работа.

Объект исследования — диагностическое обеспечение моторных масел.

Предмет исследования — модели процессов электрического контактирования в зоне трения трибосопряжения, учитывающие вязкостно-температурными свойства ММ, принципы, алгоритмы и режимы выделения информации о вязкостно-температурных свойствах ММ по электрическим параметрам.

Цель работы — усовершенствование диагностического обеспечения ММ в части контроля вязкостно-температурных свойств за счет создания метода и средства, обеспечивающих снижение трудоемкости контроля, а также требуемого объема пробы, что необходимо для реализации эксплуатационного контроля ММ.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Обоснование выбора принципа контроля и диагностического параметра;

2. Разработка математической модели вероятности микроконтактирования в зоне трения фрикционного контакта, учитывающей вязкостно-температурные свойства ММ;

3. Обоснование выбора схемы трения испытательного трибосопряжения.

4. Проведение теоретических исследований влияния изменения вязкости ММ при изменении его температуры на вероятность микроконтактирования.

5. Разработка алгоритма и обоснование режимов электрорезистивного контроля вязкостно-температурных свойств ММ;

6. Экспериментальное подтверждение, достоверности теоретических положений и эффективности предложенного метода контроля;

7. Разработка программно-аппаратного комплекса электрорезистивного контроля вязкостно-температурных свойств ММ.

Методы исследования. Исследования базируются на основных положениях теорий: вероятности, контактно-гидродинамической, упругости, элек-трорезистивной трибодиагностики. В работе используются методы математического анализа, моделирования, а также численные методы решения систем дифференциальных уравнений. Экспериментальные исследования проведены с использованием серийно выпускаемой измерительной аппаратуры и оригинальных технических средств. Обработка данных выполнена на ЭВМ с применением разработанных алгоритмов и пакетов прикладных программ в среде MSVS 2008 IDE, а также с использованием специализированных программных продуктов Mahtcad Professional, Excel.

Научная новизна:

— предложен и обоснован принцип контроля вязкостно-температурных свойств ММ по их влиянию на вероятность микроконтактирования в зоне трения испытательного трибосопряжения;

— на основании теоретических исследований контактно-гидродинамических и электрофлуктуационных процессов в зонах трения получена математическая модель вероятности микроконтактирования в зоне трения фрикционного контакта, учитывающая вязкостно-температурные свойства ММ;

— получены зависимости приращения диагностического параметра НИВ при изменении температурного режима работы испытательного трибосопря-жения, определяемые вязкостно-температурной характеристикой;

— разработана методика обработки результатов измерения диагностического параметра НИВ, позволяющая контролировать вязкостно-температурные свойства ММ при различных значениях начального уровня параметра.

Практическая ценность:

— разработанный метод экспресс-контроля вязкостно-температурных свойств ММ обеспечивает возможность перехода к эксплуатации ММ по его техническому состоянию;

— разработанный программно-аппаратный комплекс контроля обеспечивает автоматизированный контроль вязкостно-температурных свойств ММ.

— предложенная методика контроля ММ позволяет снизить затраты времени и средств на контроль.

Реализация работы. Результаты диссертационной работы внедрены в учебный процесс подготовки специалистов, бакалавров и магистров по направлению «Приборостроение», а также использованы при выполнении следующих научных проектов и грантов: «Исследование направлений ком-плексирования физических принципов и параметров при создании технологий контроля и диагностирования триботехнических систем» (№ г. р. 01.2.007 5 082, ЕЗН Минобрнауки РФ — 2007;2011 г.) — «Исследования в области электрических методов мониторинга нанотехнологий восстановления трущихся поверхностей» (грант РФФИ 09−08−99 076 — 2009 г.) — «Исследование электрических явлений в трибосопряжениях при решении задач, связанных с оценкой функционирования „третьего тела“» (проект № 2075 программы Росо-бразования «Развитие научного потенциала высшей школы (2009;2010 г.)»).

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы обсуждались на международном научном симпозиуме «Гидродинамическая теория смазки — 120 лет» (Орел, 2006 г.), международной научно-технической конференции «Технология 2007» (Хельсенки, 2007 г.), Восьмой сессии международной научной школы «Фундаментальные и прикладные проблемы надежности и диагностики машин и механизмов» (С.-Петербург, 2007 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития информационных технологий» (Новосибирск, 2010 г.), Международной научно-технической конференции «Приборостроение-2010» (Минск, 2010 г.), конференциях ОрелГТУ (Орел, 2006;2010 г. г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Электрорезистивный метод контроля вязкостно-температурных свойств моторных масел по параметру НИВ, включающий оригинальный принцип, математический аппарат, алгоритм реализации и обоснованные режимы контроля.

2. Математическая модель вероятности микроконтактирования в зонах фрикционного контакта, учитывающая вязкостно-температурные свойства ММ.

3. Экспериментальная зависимость между индексом вязкости и приращением диагностического параметра, являющегося следствием температурного влияния на испытательное трибосопряжение.

4.5.4 Выводы.

1 Разработанный программно-аппаратный комплекс с оригинальным и запатентованным программным обеспечением реализует автоматизированный экспрессс-контроль вязкостно-температурных свойств ММ предложенным методом.

2 Разработанной программное обеспечение программно-аппаратного комплекса позволяет автоматизировать большую часть операций для разработанного метода, благодаря чему снижаются требования к обслуживающему персоналу и упрощвется возможность широкого внедрения комплекса. 3 Разработанное программное обеспечение системно независимо и может работать под GNU/Linux, FreeBSD, Solaris, Mac OS X, Microsoft Windows и i.

Unix, при этом результат— полностью готовый отчет, благодаря чему увеличивается производительность труда.

4. Проведенные экспериментальные исследования с пятью типами ММ с известными вязкостно-температурными характеристиками подтвердили работоспособность и эффективность разработанного электрорезистивного метода экспресс контроля при улучшенных по сравнению с общепринятым методом контроля вязкостно-температурных характеристик ММ по значению индекса вязкости: требуемый объем пробы ММ — 8−10 мкл (меньше на 3−4 порядка), время контроля одной пробы до 20 мин (меньше в 6 — 10 раз) при существенно большей (в 5 — 6 раз) чувствительности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Для обеспечения высоких технико-экономических показателей двигателей необходим объективный контроль вязкостно-температурных свойств моторных масел, как новых (для снижения риска использования некачественного ММ), так и находящихся в эксплуатации (для обеспечения возможности эксплуатации ММ по техническому состоянию), при этом для эффективного решения этой задачи необходимы экспресс-методы и реализующие их относительно простые и дешевые автоматизированные средства контроля с малым объемом пробы, ориентированные на использование средними и мелкими субъектами хозяйственной деятельности.

2. Выполненный обзор и анализ существующих методов контроля показал, что ни один из них не удовлетворяет предъявляемым требованиям, на основании чего обоснована необходимость разработки нового метода экспресс-контроля вязкостно-температурных свойств ММпредложен оригинальный принцип контроля, основанный на влиянии контролируемых свойств ММ на характер температурного изменения вероятности микроконтактирования в зоне трения испытательного трибосопряжения, оцениваемой электрорезистивным методом по параметру — нормированное интегральное время (НИВ) электрического контактированияпредложен диагностический параметр — относительный температурный коэффициент, рассчитываемый как относительной приращение параметра НИВ (К2/К{) при фиксированном повышении температуры.

3. Разработанная на основе совместного рассмотрения контактно-гидродина-мических и электрофлуктуационных процессов математическая модель вероятности микроконтактирования в зоне трения фрикционного контакта, раскрывает механизм влияния вязкостно-температурных свойств ММ на вероятность микроконтактирования в различных трибосопряжениях и узлах трения.

4. Выполненные на базе разработанной математической модели теоретические исследования влияния изменения температуры на приращение НИВ подтвердили возможность реализации предложенного принципа и эффективность параметра НИВ в качестве диагностического, поскольку его значение определяется соотношением толщины смазочного слоя и высоты микронеровностей, а толщина слоя при уменьшении вязкости вследствие повышения температуры уменьшается.

5. Экспериментально установленные монотонные зависимости между приращением параметра НИВ при повышении температуры и вязкостно-температурными характеристиками ММ подтвердили правильность теоретических положений: ухудшение вязкостно-температурных свойств ММ приводит к однозначному увеличению приращения параметра НИВ после температурного скачка.

6. Разработанный метод нормирования параметра НИВ по начальному значению позволяет осуществлять контроль вязкостно-температурных свойств ММ при различных значениях начального уровня параметра без необходимости трудоемкой подстройки режимов контроля.

7. Разработанный электрорезистивный метод контроля вязкостно-температурных свойств ММ, включающий предложенный и обоснованный принцип, алгоритм реализации, обоснованные режимы контроля — (частоты вращения деталей подшипника, значение нагрузки, время стабилизации режима смазки, значение температурного скачка), а также математический аппарат нормирования параметра, обеспечивает объективную оценку вязкостно-температурных свойств ММ, как нового, так и в процессе эксплуатации.

9. Разработанный программно-аппаратный комплекс с оригинальным и запатентованным программным обеспечением реализует автоматизированный экспрессс-контроль вязкостно-температурных свойств ММ предложенным методом.

10. Проведенные экспериментальные исследования с пятью типами ММ с известными вязкостно-температурными характеристиками подтвердили работоспособность и эффективность разработанного электрорезистивного метода экспресс контроля при улучшенных по сравнению с общепринятым методом контроля вязкостно-температурных характеристик ММ по значению индекса вязкости методом: требуемый объем пробы ММ — 8−10 мкл (меньше на 3−4 порядка), время контроля одной пробы до 20 мин (меньше в 6−10 раз) при существенно большей (в 5−6 раз) чувствительности.

11. Разработанные метод и средства контроля апробированы и внедрены в процессе проведения НИР и в учебный процесс в ОрелГТУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Поверхностные явления и поверхностно-активные вещества Текст.: справочник / Абрамзон А. А., Щукин Е. Д. (ред.). JL: Химия, 1984. — 392 с.: ил. — 2.10 р. ББК 541.
  2. Автомобильные материалы: Справочник. — 3-е изд., перераб. и доп. /Г. В. Мотовилин, М. А. Масино, О. М. Суворов. — М.: Транспорт, 1989. -464 е.: табл., библиогр. ISBN 5−277−458−0
  3. Автомобильные масла. Моторные и трансмиссионнные. Ассортимент и применение Текст.: справочник / А. К. Караулов, Н. Н. Худолий. -К.: ООО «Журнал «Радуга», 2000. 437 с.
  4. Топливо и смазочные материалы: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003. 80 с.
  5. Новые технологии и машины при строительстве, содержании и ремонте автомобильных дорог. / Под ред. А. Н. Максименко. — Мн.: Дизайн ПРО, 2002. — 224 е.: ил. ISBN 985−452−057−9.
  6. Двигатели внутреннего сгорания: Учеб. для вузов по спец. «Строительные и дорожные машины и оборудование» / Хачиян А. С., Морозов КА., Луканин В. Н. и др.- Под ред. В. Н. Луканина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк.,. 1985, —311 е., ил.
  7. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Т581 Справочник / И. Г. Анисимов, K.M. Бадыштова, С. А. Бнатов и др.- Под ред. В. М. Школьникова. Изд. 2-е перераб. и доп. -М.: Издательский центр «Техинформ», 1999. 596 е.: ил.
  8. Топливо и смазочные материалы. — М.: КолосС, 2007. — 199 е.: ил. — (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб. заведе-mm).ISBN 978−5-9532−0525−2
  9. AKV-8000 (цена 64 320,00 Руб без НДС) Баня вискозиметрическая Электронный ресурс.: AKV-8000 (цена 64 320,00 Руб без НДС) Баня вискозиметрическая. Электрон. дан. — Режим доступа: www.tmking.ru/items/6 015 .html
  10. ГОСТ 25 371–97 Нефтепродукты. Расчет индекса вязкости по кинематической вязкости Текст. Взамен ГОСТ 25 371–82 — введ. 1997−0604. — М.: Изд-во стандартов, 1997. — 25 с.
  11. ГОСТ 33–2000 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости Текст. Взамен ГОСТ 33–82 — введ. 2002−01−01. — М. :. Изд-во стандартов, 2006. — 25 с.
  12. К. Папок, Н. А. Рагозин Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям (химмотологический словарь). Изд. 4-е, пер. и доп., М., «Химия», 1975. 392 е., 244 табл., 114 рис.
  13. Краткая химическая энциклопедия, Изд. «Советская энциклопедия», М., с 581 585, 716 — 726.
  14. Материаловедение на автомобильном транспорте: учебник для студ. высш. учеб. заведений / П. А. Колесник, В. С. Кланица. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 320 с.
  15. Вязкость и пластичность нефтепродуктов Текст.: научное издание / Г. И. Фукс. М.- Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2003. — 327 с.: ил.
  16. Патент № 2 337 347, МПК G01N11/04, G01N33/487. Способ определения относительной кинематической вязкости биологической жидкости Текст. Волков В. И., Кирколуп Е. Р., Козлов Д.Ю.- Опубл. 27.10.2008.
  17. Патент № 93 008 176, МПК G01N11/02, G01N11/04. Автоматизированное устройство для определения вязкости крови, взвеси клеток и их мембран Текст. Куницын В. Г., Монастырев И. А., Панин JI. E- Опубл. 20.09.1995.
  18. Патент № 2 006 135 687, МПК G01N11/04. Способ определения относительной кинематической вязкости биологической жидкости Текст. Волков В .И., Кирколуп Е. Р., Козлов Д.Ю.- Опубл. 20.04.2008.
  19. Патент № 93 008 176, МПК G01N11/02, G01N11/04. Одноразовый капиллярный шприц-вискозиметр для исследования биологических жидкостей Текст. Савушкин А. В.- Опубл. 20.06.2000.
  20. Патент № 2 091 757, МПК G01N11/04. Способ измерения вязкости Текст. Кудрицкий С. Б., Фишман Б. Е., Дмитриева Е. М— Опубл. 27.09.1997.
  21. Патент № 2 002 116 220, МПК G01N1/00. Вискозиметр с двумя восходящими трубками и одним капиляром Текст. КЕНСЕЙ К., ХОГЕ-НАУЕР В. Н, ЧО Ю., КИМ С.- Опубл. 13.06.2002.
  22. Патент № 2 370 751, МПК G0INI 1/04. Устройство для измерения вязкости жидкости Текст. Аверко-Антонович И. В., Кузьмин В. В., Фафурин В. А., Чу паев А. В.- Опубл. 20.10.2009.
  23. Патент № 94 036 368, МПК G01N11/14. Ротационный вискозиметр Текст. Грузнов А. М., Дрейзин В. Э Опубл. 27.08.1996.
  24. Патент № 94 037 995, МПК G0INI 1/08. Способ измерения коэффициента вязкости потока жидкости, газа и газожидкостной смеси Текст. Мануков Э.С.- Опубл. 27. 27.08.1996.
  25. Патент № 95 106 867, МПК G01N11/16, G01N9/00. Способ измерения вязкости и плотности жидкости Текст. Подживотов В. П.,
  26. М.Л., Грузнов Е. Л., Грузнов Л. П., Жердев В. П., Орлов Л.С.— Опубл. 10.01.1997.
  27. Патент № 95 105 194, МПК G0INI 1/00. Способ измерения вязкости и плотности жидкости Текст. Подживотов В. П., Грузнов М. Л., Груз-нов Е.Л., Грузнов Л. П., Жердев В. П., Орлов Л.С.- Опубл. 10.01.1997.
  28. Патент № 94 041 174, МПК G01N11/12, G01N9/10. Устройство для измерения вязкости и плотности жидкости Текст. Подживотов В. П., Грузнов М. Л., Грузнов Е. Л., Грузнов Л. П., Жердев В. П., Орлов Л.С.— Опубл. 20.09.1996.
  29. Патент № 94 021 788, МПК G01N11/12, G01N9/10. Способ измерения вязкости и плотности жидкости Текст. Подживотов В. П., Грузнов М. Л., Грузнов Е. Л., Грузнов Л.П.- Опубл. 10.04.1996.
  30. Патент № 94 019 881, МПК G01N11/10, G01N9/08. Способ измерения вязкости и плотности жидкости Текст. Подживотов В. П., Грузнов М. Л., Грузнов Е. Л., Грузнов Л.П.- Опубл. 10.03.1996.
  31. Патент № 94 019 378, МПК G01N11/12. Способ измерения вязкости и плотности жидкости Текст. Подживотов В. П., Грузнов М. Л., Груз-нов Е.Л., Грузнов Л.П.- Опубл. 20.01.1996.
  32. Патент № 94 015 864, МПК G01N11/12. Способ измерения вязкости и плотности жидкости Текст. Подживотов В. П., Грузнов М. Л., Груз-нов Е.Л., Грузнов Л.П.- Опубл. 10.08.1996.
  33. Патент № 93 020 193, МПК G01N11/00. Способ измерения вязко-стей жидкостей Текст. Подживотов В. П., Грузнов M. JL, Грузнов Л. П., Колкер A.M., Грузнов Е.Л.- Опубл. 27.01.1995.
  34. Патент № 2 084 865, МПК G01N11/10, G01N9/08. Способ измерения вязкости и плотности жидкости Текст. Подживотов В. П., Грузнов М. Л., Грузнов Е. Л., Грузнов Л.П.- Опубл. 20.07.1997.
  35. Патент № 2 082 958, МПК GO INI 1/10. Способ измерения вязко-стей жидкостей Текст. Подживотов В. П., Грузнов М. Л., Грузнов Л. П., Колкер A.M., Грузнов Е.Л.- Опубл. 27.06.1997.
  36. Патент № 2 390 757, МПК G01N11/10. Способ определения вязкости жидкости Текст. Лунин М. В., Бобров А. В., Черных В. Я., Артамонов A.B.-Опубл. 27.05.2010.
  37. Патент № 94 039 239, МПК G01N11/10. Вискозиметр Текст. Ушаков В. Г., Шафорост Д.А.- Опубл. 27. 27.08.1996.
  38. Патент № 94 041 174, МПК G01N11/12, G01N9/10. Устройство для измерения вязкости и плотности жидкости Текст. Подживотов В. П., Грузнов Е. Л., Грузнов М. Л., Грузнов Л. П., Жердев В. П., Орлов Л. С-Опубл. 20.09.1996.
  39. Патент № 94 040 464, МПК G01N11/10. Устройство для измерения вязкости жидкости Текст. Подживотов В. П., Грузнов М. Л., Грузнов Е. Л., Грузнов Л. П., Жердев В. П., Орлов Л.С.- Опубл. 20.09.1996.
  40. Патент № 2 135 980, МПК G01N11/16. Устройство для измерения вязкости Текст. Богословский A.B., Полуэктов М. А., Алтунина Л. К — Опубл. 27.08.1999.
  41. Патент № 2 305 271, МПК G01N21/00. БЕСКОНТАКТНЫЙ СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВЯЗКОСТИ ЖИДКОСТИ Текст. / Безуглый Б. А., Тарасов O.A., Чемоданов С. И. Опубл. 27.08.2007.
  42. Патент № 2 201 587, МПК G01N11/00. Бесконтактный способ измерения вязкости Текст. / Безуглый Б. А, Федорец A.A. Опубл. 27.03.2003.
  43. Патент № 2 001 106 544, МПК G0INI 1/00. Бесконтактный способ измерения вязкости Текст. / Безуглый Б. А, Федорец A.A. Опубл. 20.05.2003.
  44. Патент № 2 170 417, МПК G01N11/00. Способ определения вязкости жидкости Текст. / Мордасов М. М., Трофимов А. В., Гализдра В. И., Трофимов С. А. Опубл. 2001.07.10.
  45. Патент № 2 199 728, МПК G01N11/00. Способ измерения вязкости жидкости Текст. / Мордасов М. М., Трофимов A.B., Трофимов С. А. — Опубл. 27.09.2002.
  46. Патент № 2 208 776, МПК G01N11/10. Способ измерения вязкости жидкости Текст. / Мищенко C.B., Мордасов М. М., Трофимов A.B., Трофимов С. А — Опубл. 20.07.2003.
  47. Патент № 99 114 871, МПК G01N11/06, G01N22/00. Способ определения вязкости жидких сред и устройство для его реализации Текст. / Суслин М. А., Кузьменко О. Ю., Дмитриев Д. А Опубл. 20.05.2001.
  48. Патент № 2 180 438, МПК G01N11/10, G01N22/00. Способ определения вязкости жидких сред и устройство для его реализации Текст. / Суслин М. А., Кузьменко О. Ю., Дмитриев Д. А Опубл. 10.03.2002.
  49. Патент № 2 196 317, МПК G01N11/08. Способ измерения вязкости жидкости и устройство для его осуществления Текст. / Безруков В. И., Спиридонов В.Д.-Опубл. 10.01.2003.
  50. Патент № 2 199 114, МПК G01N33/28. Прибор для оценки эксплуатационных свойств моторных масел Текст. / Ковальский Б. И., Барков Д. Г., Ерашов P.A., Васильев С. И- Опубл. 20.02.2003.
  51. Патент № 2 006 117 480, МПК G01N11/00. Способ определения кинематической вязкости нефти Текст. / Юсупова Т. Н., Барская Е. Е., Танеева Ю. М., Романов Г. В.- Опубл. 10.12.2007.
  52. Патент № 2 004 103 496, МПК G01N11/00, G01N33/26. Способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив Текст. Зрелов В. Н., Алаторцев Е. И., Шаталов К. В., Зрелова JL В., Бордюговская JL Н Опубл. 27.07.2005.
  53. Патент № 2 263 301, МПК G01N11/00, G01N33/26. Способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив Текст. Зрелов В. Н., Алаторцев Е. И., Шаталов К. В., Зрелова Л. В., Бордюговская JI. H — Опубл. 27.10.2005.
  54. AKV-8000 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tmking.ru/items/16 253 .html
  55. Моторные масла для грузовиков и автобусов Текст. / В. Резников. М.: ФорсАрт, 2001. — 43 с.
  56. , Л.Я. Подшипники качения: Расчет, проектирование и обслуживание опор Текст. Л. Я. Перель, A.A. Филатов М.: Машиностроение, 1992 .-С. 608.
  57. A.B. Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения. Нод ред. М. Хебды, A.B. Чичинадзе -М. Машиностроение, 1990.-412 с.
  58. , Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин Текст. / Д. С. Коднир М.: Машиностроение, 1976. — 304 с.
  59. , К.В. Электропараметрические методы комплексного диагностирования опор качения Текст. — М.: Машиностроение-1, 2001.-376 с.
  60. Н.Б. Упругое контактирование шероховатых поверхностей. // Изв. вузов. Машиностроение. 1959. — № 6. — 44−51
  61. , Е.В. Исследование возможности контроля показателей качества смазочных материалов электрическим методом Текст. / Е.В. Пахолкин// Контроль. Диагностика, 2004. № 09. — С. 25−32.
  62. Трение, износ и смазка (трибология и триботехника) Текст. / А. В. Чичинадзе, Э. М. Берлинер, Э. Д. Браун [и др.]- под общ. ред. А.В. Чичи-надзе. — М.: Машиностроение, 2003. — 576 с.
  63. Felippa, С.А. INTRODUCTION to FINITE ELEMENT METHODS Текст. / С.А. Felippa Department of Aerospace Engineering Sciences of the University of Colorado, 2001. — 489 c.
  64. Мур, Д. Основы и применения трибоники Текст. / пер. с англ. -М.: Мир, 1978.-475 с.
  65. Butcher, J. Numerical Methods for Ordinary Differential Equations Текст. / J. Butcher.- WILEY, 2003. 489 c.
  66. Flowers, B.H. An Introduction to numerical Methods in С++ Текст. / B.H. Flowers Oxford Press, 2000. — 563 c.
  67. Journal Bearing 8562 — COMSOL: Journal Bearing. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.comsol.com/showroom/gallery/8562/
  68. The Full-System Approach for Elastohydrodynamic Lubrication: The Full-System Approach for Elastohydrodynamic Lubrication. — Электрон, дан. -Режим доступа: http://cds.comsol.com/access/dl/papers/6966/Fillot.pdf
  69. B.J. Hamrock, D. Dowson: «Isothermal Elastohydrodynamic Lubrication of Point Contacts, Part III Fully Flooded Results», Jounral of Lubrication Technology, 98, n°2, pp. 264−276, 1977.
  70. Welcome bearingsindustry.com: LOAD CARRYING CAPACITY OF A BEARING. Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.bearingsindustry.com/aboutbearing/load.htm
  71. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2 009 610 483. Расчет несущей способности смазочного слоя с учетом вязкостно-температурной характеристики смазочного материала Текст. / H.H. Фокин, Е. В. Пахолкин. Опубл. 21.01.2009.
  72. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2 009 613 939. Расчет толщины смазочного слоя при эластогидро-динамической смазке Текст. / H.H. Фокин, Е. В. Пахолкин. Опубл. 24.07.2009.
  73. ГОСТ 16 504–81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения Текст. Взамен ГОСТ 16 504–74 — введ. 1982−01−01. — М. :. Изд-во стандартов, 2005. — 25 с.
  74. , К.В. Электропараметрические методы комплексного диагностирования опор качения Текст. / К. В. Подмастерьев. М.: Машиностроение-1, 2001. — 376 с.
  75. О.Н., Федотов H.H. 4−45 Подшипники качения: Справочник-каталог. М: Машиностроение, 2003. — 576 с- ил.
  76. Отчет кафедры за 2006 год Мишин и Марков
  77. Подшипники качения Текст.: справ.-кат. / О. Н. Черменский, H.H. Федотов. -М.: Машиностроение: Машиностроение-1, 2003. 575 с.: ил.
  78. В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1998.
  79. , H.H. Нормирование и интерпретация результатов диагностирования по параметру НИВ вязкостно-температурных свойств моторных масел Текст. / H.H. Фокин // Известия ОрёлГТУ, 2008. № 3. — С. 115−120.
  80. , Е.В. Методическое и программное обеспечение решения задач, связанных с оценкой несущей способности смазочного слоя свойства Текст. / Е. В. Пахолкин, H.H. Фокин // Известия ОрёлГТУ, 2009, № 3.
  81. , Е.В. Анализ достоверности метода контроля вязкостно-температурных свойств моторных масел электропараметрическим методом Текст. / Е. В. Пахолкин, H.H. Фокин // Известия ОрелГТУ. — № 2(280).-2010-С. 116−119.
  82. ОАО «Нефтебаза Красный Яр. Электрон, дан. — Режим доступа: http://rezervuar.ru/articles/index.php?at:e=l 1 &at:id=36.
  83. ASUS EPU I Материнские платы 3DNews — Daily Digital Digest. -Электрон. дан. — Режим доступа: http ://www.3 dnews .ru/motherboard/asusepu99 http://www.gameland.ru/post/40 211/default.asp.
  84. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2 008 614 650. Программа сбора данных с ИПЭК Dundas. Текст. / H.H. Фокин, Е. В. Пахолкин. Опубл. 27.05.2008.
  85. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2 008 615 182. Программа сбора данных с ИПЭК 2.0 Текст. / H.H. Фокин. Опубл. 26.09.2008.
  86. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2 009 613 940. Модуль автоматического создания отчетов при контроля вязкостно-температурных свойств смазочного слоя Текст. / H.H. Фокин, Е, В. Пахолкин. Опубл. 24.07.2009.
Заполнить форму текущей работой