Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Своеобразие поэтического феномена «Высоцкий»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В своё время о так называемом «синхронистическом» методе исследования писал О. Мандельштам, в какой-то мере ссылаясь на философские опыты Бергсона. Явления, согласно этому способу, рассматриваются не во временной последовательности, а в сфере их пространственной протяжённости, то есть актуализируется внутренняя связь явлений. В данном случае Мандельштамом отвергалась и эволюционная теория как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
  • 1960−1980 ГОДОВ
    • 1. Своеобразие раскрытия темы войны в поэзии В. Высоцкого
    • 2. Другие темы в поэзии Владимира Высоцкого
  • ГЛАВА II. ФЕНОМЕН «ВЫСОЦКИЙ» В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ
    • 1. «Яоэт-актёр-музыкант»: три в одном? Оригинальность синтетического дарования В. Высоцкого
    • 2. «Русскость» Владимира Высоцкого: культурно-аксиологический аспект
    • 3. «Поэт-^щ2-музыкант»: влияние сказа и театральности на формирование поэтического феномена «Высоцкий»
    • 4. «Поэт-актёр-лшышнш»: роль музыкальной составляющей

Своеобразие поэтического феномена «Высоцкий» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В постперестроечное время появилось немало диссертационных и других работ по творчеству Владимира Семёновича Высоцкого (1938;1980)[1].

Он был личностью разносторонней, синтезирующей в себе различные способности: поэтические, музыкальные, актёрские. Ядром его художественного мира, несомненно, является поэзия, органично вобравшая в себя все перечисленные составляющие. Изучение специфики поэтического феномена «Высоцкий» позволяет выявить и ряд общих закономерностей, связанных с развитием литературного процесса 1960;1980 годов, полнее и глубже оценить историю литературы обозначенного двадцатилетия, выстроить некоторые теоретические закономерности.

В высоцковедении в последнее время наметилась позитивная тенденция. О нём заявили не как об «авторе «авторских песен», а как о поэте «как минимум национального масштаба"[2]. В нашей работе мы также не принимаем во внимание рассмотрение творчества Высоцкого в контексте только лишь «авторской песни», поскольку считаем, что назрела настоятельная необходимость изучения творчества этого автора в более широком, соответствующем масштабу его дарования контексте литературного процесса 1960;1980;х годов.

Высоцкий творил в то время, когда наблюдалась глобальная трансформация классических жанров, «устоявшихся» в первой половине XX столетия. Время требовало усложнения, разнообразия жанровых форм. Эпоха «оттепели» была выразительная, многоликая, готовившая всеохватную смену общественно-экономических представлений. Общество демократизировалось. Это способствовало совершенствованию, обновлению миропредставления и поиску адекватного типа самовыражения.

Совершенствование научно-технического прогресса, расширение возможностей средств массовой информации — развитие кино, то есть искусства визуального, способствовало тому, что с одной стороны, литература неизбежно уступала своё монополистическое воздействие на сознание личности, с другой — впускала в себя элементы других видов искусств, в частности, того же кино. Появились творческие личности, многообразно синтезирующие в себе различные виды искусств:

A. Вознесенский (литература-архитектура-живопись), А. Тарковский (кинолитература-фотоживопись), В. Шукшин (кинорежиссура-литература),.

B. Высоцкий (литература-теагр-музыка). Последний активно занимался поиском форм синтетического выражения. Всё его творчество представляет собой некий «поэтический роман» с движением от фрагментарности к эпической перспективе. Как сама эпоха демонстрировала господство визуальности, так и у писателей, в частности, у исследуемого автора, наблюдается с одной стороны, стремление к «эпизации», с другой — очевидна дискретность, «монтажность», «кадровость» изображения, ориентация на «показ», а не только на «рассказ».

В советское время о Владимире Высоцком не говорили как о поэте. После смерти, напротив, сказано о нём было бесконечно много, настолько, что истина порой не слишком очевидно себя обнаруживала. В последнее пятилетие, однако, стала наблюдаться некая успокоенность, и высоцковедение в наше время входит в новое русло. Устоялись страсти, отточились мысли, сформировались серьёзные концепции. В той или иной степени вклад в высоцковедение внесли Е. Андриенко, Ю. Блинов, Н. Волкова, Е. Жукова, А. Кулагин (автор первой и на сегодняшний день единственной докторской диссертации по творчеству писателя), Н. Крымова, А. Скобелев, С. Шаулов, Н. Федина и многие другие. Однако, как следует согласиться с Н. Волковой, «творческая эволюция Высоцкого рассматривается исследователями по преимуществу в контексте авторской песни — как самостоятельного жанра или как наджанрового образования, вырастающего из сочетания фольклорных и литературных традиций"[3]. В связи с этим выглядит оригинальной и перспективной попытка названного автора обозначить свою проблему как движение Высоцкого «к духовному реализму». Прочитав его в русле традиций русской классической литературы, исследователь, таким образом, осуществила важный шаг в изучении Высоцкого.

В связи с этим представляется логичным введение поэтического творчества Высоцкого в контекст его времени — эпохи 1960;1980;х годов, сопоставление его поэтических находок с находками известных и признанных писателей.

Изучая высоцковедение, мы пришли к выводу, что необходимо чётко констатировать своеобразие его поэтического феномена, синтезирующего в себе различные виды искусств.

Рассматривая поэтические опыты писателя, мы также отказались и от общепринятого ракурса осмысления его творчества в аспекте так называемой «эволюции» («усовершенствования» и «улучшения»), во-первых, потому что подобные исследования уже есть (мы имеем в виду фундаментальный докторский труд А.В. Кулагина), а во-вторых, по той причине, что такой подход представляется для нас не всегда продуктивным. В частности, в случае с Высоцким нас не удовлетворяет концепция «поступательного движения», согласно которой художник в целом исчерпывает себя на каком-либо конкретном этапе, а новый этап рождает более совершенное.

В своё время о так называемом «синхронистическом» методе исследования писал О. Мандельштам, в какой-то мере ссылаясь на философские опыты Бергсона. Явления, согласно этому способу, рассматриваются не во временной последовательности, а в сфере их пространственной протяжённости, то есть актуализируется внутренняя связь явлений. В данном случае Мандельштамом отвергалась и эволюционная теория как фактор улучшения. Аргументация его была такова: «Литературные формы меняются, одни формы уступают место другим. Но каждая смена, каждое приобретение сопровождается утратой, потерей. Никакого «лучше», никакого прогресса в литературе быть не может, хотя бы потому, что нет никакой литературной машины, и нет старта, куда нужно скорее других доскакать"[4]. Мандельштам приводил и убедительный довод такого рода: «Где у автора «Войны и мира» прозрачность формы (.) «Детства и отрочества»? Автор «Бориса Годунова», если бы и хотел, не мог повторить лицейских стихов, совершенно так же, как теперь никто не напишет державинской оды"[5]. «Теория развития», разумеется, при этом не отрицалась.

В связи с этим принцип художественного видения мы оцениваем как «существование и взаимодействие», а не как «становление» (М. Бахтин). Иными словами, в тезаурусе Высоцкого нас интересуют поиски не «различия», а «сходства», причём и его «становление и развитие» понимается нами именно в рамках «сходства». Рассматривая поэтическое наследие Высоцкого как «единый текст», мы не актуализируем рассуждения типа: ранний период творчества был несерьёзнымвпоследствии им был изжит этап так называемых «дворовых» и «блатных» песен. В контексте нашего понимания произведения «Эй, шофёр, вези — Бутырский хутор» или «Я однажды гулял по столице» прочитываются как начало развития сложной поэтико-философской проблемы «войны-мира», имевшей прежде всего духовно-нравственные, а не только социальные истоки. В этой связи творчество поэта ставится в один ряд с произведениями старших его современников — А. Ахматовой, А. Солженицына, В. Гроссмана, в которых поэтико-философская смычка «мир-война» заявила о себе многомерно и разнопланово. В данном контексте понимания для нас не существенна градация, принятая в какой-то мере стихийно ещё при жизни поэта — деление его творчества на разделы: блатные, дворовые, лагерные, военные и т. п. Для нас адекватны такие высказывания, как например: «тема войны», «тема спорта», «полисемантизация тем».

Актуальность исследования связана с обращением к проблемам изучения литературы в контексте культуры — межвидовой коммуникации (литература-театр-музыка), с потребностью современного гуманитарного представления в междисциплинарном интегрировании, с необходимостью осмысления поэтического феномена «Высоцкий» в современном теоретическом ракурсе, с определением контуров онтологического мировидения поэта, с фокусированием литературного процесса в ограниченных временных рамках и с рефлексией элементов литературной традиции в творчестве одного автора.

Предметом исследования является поэзия В. Высоцкого с 1960 по 1980 год.

Цель исследования состоит в изучении поэтического феномена «Высоцкий» как единого синтетического образования. Целью диссертационного исследования определяются её наиболее существенные задачи:

1. Рассмотреть поэтическое творчество В. Высоцкого как единый текст, выявив доминирующую тему, скрепляющую всё поэтико-философское пространство;

2. Проследить семантическую вариативность Высоцким проблем, бытовавших в рамках литературного процесса 1960;1980;х годов;

3. Сформулировать феномен «Высоцкий», изучить его конкретные составляющие, их взаимодействие, взаимопроникновение и взаимозависимость;

4. Осмыслить традиционно употребляемое в случае с Высоцким понятие «русскость», дав ему научно обоснованные формулировки.

Цель и задачи определили выбор методики исследования, в основе которой — сочетание элементов культурно-исторического, социологического, типологического, герменевтического, биографического методов. Поставленные задачи решаются в синхроническом ракурсе с элементами диахронии, а также в аспекте выявления культурно-аксиологической парадигмы.

Теоретико-методологической базой исследования являются фундаментальные труды и научные исследования русских мыслителей, теоретиков и историков литературы разных лет: С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, М. А. Бердяева, Ю. Б. Борева, В. В. Виноградова, И. А. Есаулова, В. Н. Захарова, И. П. Золотусского, Б. О. Кормана, Л. Е. Кройчик, Д. С. Лихачёва, Е. Г. Мущенко, В. П. Скобелева, Ю. Н. Тынянова, Б. М. Эйхенбаума и других. Учтён опыт ведущих высоцковедов.

Научная новизна заключается в том, что в диссертации уделено основополагающее внимание феномену «Высоцкий" — предпринята попытка объяснения взаимодействия всех составляющих его компонентов, анализ их смысловой наполненности и функционального подчинения слову.

Поэтическое творчество Высоцкого осмысляется как единый текст: выявляются «сквозные» темы, полифонически развивающиеся на протяжении всего активного двадцатилетия, в связи с чем акцентируется значимость ранних творческих опытов.

Изучается феномен «русскость Высоцкого» в рамках культурно-аксиологической парадигмы. В данном контексте понимания анализируются некоторые произведения писателя, ранее не прочитываемые таким образом.

Теоретическая значимость определяется применительно к исследуемому автору конкретизацией, уточнением таких понятий, как поэтический феномен", «русскость», «сказ и его разновидности», «фольклорная стилизация», «лирический герой», «поэтический роман», «песня».

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен «Высоцкий» понимается нами как социокультурный тип, оказавший существенное влияние на формирование одной из доминантных для тех лет жанровой разновидности, основанной на межвидовой коммуникации (литература-театр-музыка). Специфика поэтического феномена «Высоцкий» обусловлена комплексом субъективно-личностных, биографических, философско-этических, социальных факторов.

2. Поэтическое наследие писателя, несмотря на непризнание при жизни, органично вписывается в общий поэтико-философский контекст литературного процесса 1960;1980;х годов в его многомерном развитии, жанрово-тематических модификациях, социальных противоречиях.

3. Основополагающей в тезаурусе поэта следует признать военную тему («война — глазами «детей»), ракурсирующую психологическое состояние риска, поиска, внутренних сломов, падений и взлётов. Ситуация «на грани» в случае с Высоцким является доминирующей.

4. «Поэтический роман» Высоцкого открывает «русскую картину мира», данную в процессе осмысления проблемы человека на фоне конкретных социальных обстоятельств. Единый высоцкий художественный текст отличается смысловой многомерностью, энциклопедической всеохватностью и состоит из многочисленных «новелл-зарисовок», «кадров» изображения, разноплановых фигур, относительно статичных на фоне напряжённого внутренне-психологического развития «лирического героя». Сюжетно-смысловая статичность характеров часто представлена вкупе с подгексгной предысторией персонажа. Развитие лирического героя, напротив, движется к исповедальности, постижению сокровенной сути мира. Поэтический мир

Высоцкого многомерен, безграничен, распахнут, до предела контрастен, живописен.

5. Спектр проблем, развиваемых Высоцким, — бездомья, дворовости, распада семейных связей, социальной адаптации «плохих хороших», до предела обострённых противоречий между городом и деревней — ставит его в один ряд не только и не столько с поэтами, сколько с прозаиками и драматургами тех лет: В. Шукшиным, В. Распутиным, А. Вампиловым, В. Беловым.

6. Генезис «русскости» Высоцкого обнаруживается прежде всего через «онтологический код» многих его произведений («Баллада о бане», «Чужой дом», «Моя цыганская», «Песня о Земле», «Купола российские», «Райские яблоки», «Две просьбы» и другие). Расширенная поэтико-философская антитеза «церковь-кабак» сближает его с классиками русской литературыПушкиным, Гоголем, Достоевским. Анализ произведений показал, что Высоцкий обладал христианской интуицией и находился в неустанном поиске «целостной нравственности».

7. «Поэтический театр» Высоцкого (театр «внутри стихов») испытал влияние сказовых классических традиций, а также в некоторых аспектах сближался с театральными установками немецкого драматурга Б. Брехта.

8. Музыкальное сопровождение как одна из составляющих большинства его произведений является необходимым дополнением смысловой выраженности слова. Его многофункциональность подчёркивается разными компонентами: яркой ритмизацией, речитативно-декламационным интонированием, повышенной мелодичностью.

Практическая значимость исследования заключается в том, что её результаты могут быть использованы в курсах истории русской литературы XX века, спецкурсах, спецсеминарах, а также в школах, лицеях, гимназиях гуманитарного профиля, средне-специальных учебных заведениях.

В ходе апробации основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русской филологии Тамбовского государственного технического университета. Часть материалов послужила основой доклада на международной научно-практической конференции «Качество наукикачество жизни» (Тамбов, 2005), II международной научно-практической конференции «Проблеми загально!, германськоУ, романсько! та слов’янсько'1 стшнстики» (Горловка, 2005). Проблемы, затронутые в диссертации, рассматривались на XI всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 2006), ежегодных конференциях в ТГТУ (Тамбов, 2004, 2005,2006). Материалы исследования также неоднократно обсуждались в рамках спецсеминара по истории русской литературы на 4 курсе дневного отделения института филологии ТГУ имени Г. Р. Державина.

Основные положения диссертационного исследования изложены в 8 публикациях.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы, включающего 153 наименования.

Заключение

.

В творчестве Владимира Высоцкого нашли отражение те основные тенденции, которые в целом определяли облик его эпохи. Не будучи официально признанным поэтом, он, тем не менее, органично вписался в контекст своего непростого времени. Многие темы, доминирующие в его произведениях, были высказаны им впервые и только спустя какое-то время повторились другими авторами.

Основополагающей у Высоцкого следует признать военную тему, сформировавшую не только содержание, но также форму и пафос его поэтических произведений. Состояние «без-покойства» сделало его обострённой совестью общественного сознания, в полном смысле «народным» писателем страны, теряющей свои духовные ориентиры. Поэт говорил о том наиболее существенном и значительном, о чём в его время особенно требовалось рассказать. Случалось так, что «официальная литература» зачастую догоняла его.

Высоцкий неизмеримо расширил границы традиционных жанровых форм, органически «впустив» эпичность с различными разновидностями в свою поэзию, благодаря чему вписался в контекст прозы и драматургии гораздо весомее, нежели в контекст поэзии 1960;1980;х годов. «Высоцкие» проблемы были одновременно «трифоновскими», «абрамовскими», «шукшинскими», «бондаревскими», «вампиловскими», «володинскими». Перечисленное ярко свидетельствует о том, что поэт сумел объять не только темы, затрагиваемые прозаиками и драматургами, но и стать некой объединяющей фигурой «деревенской» и «городской» литератур. Это было важно, ведь подобное деление, имевшее место в те годы, лишь обостряло и без того кричащие противоречия между городом и деревней, во многом впоследствии предопределившие развал страны.

В последние годы в высоцковедении наметился, но не обосновывался подход, согласно которому всё творчество поэта продуктивнее изучать как единый текст. Следует подчеркнуть, что далеко не всегда, как в случае с Высоцким, особенно очевидно возникает подобная необходимость. Это объясняется главным образом тем, что система персонажей в его поэтическом пространстве едина. «Блатники», «штрафники», «проститутки», «учёные», «спортсмены», «ответственные работники» представляли у него единый общественный организм, оформлявший всеохватную трагедийность бытия. Принципы осмысления жизненного материала органично вписывают этого автора не только в контекст литературного процесса 1960;1980;х годов, но и в контекст русской классической литературы в целом с её «вечными» проблемами совести и ответственности. Эволюционизировало же творчество Высоцкого лишь в своей зрелости, конкретизации, усложнённости ранних тем. Последнее в данном контексте понимания приобретает обобщённо-философское значение. Так, например, его ранние «дворовые» сочинения вписываются в общий контекст темы «мир как война». «Блатные», «дворовые», «лагерные» произведения, таким образом, в синтетическом единстве осуществляют прорыв в постижение сокровенной сути бытия.

Высоцкий не мог не задумываться над «Вечными» темами, он постоянно, даже в «шутках» стремился ввысь. Поэт был личностью тонко чувствующей и интеллектуально развитой, он явно ощущал, что помимо «видимого» мира существует другой — скрытый от обычного человеческого зрения, более широкий, безграничный. Отсюда — глобальность, «космичность» его поэтического дара, «онтологичность» ощущения Добра и Зла, бытия в целом.

Высоцкий в своих поэтических опытах был «человеколюбцем», несмотря на беспощадную критику того, что он «не любил». Так он одним из первых прочувствовал, что традиционная антитеза «церковь-кабак» содержит внутреннее смысловое единство, что люди «преступившие» не должны отвергаться обществом. «Чужой» дом — это всё-таки «Дом» (не случайно, у Высоцкого есть песня с двумя вариантами названия). В том, что стал «чужим» общий дом, виноваты все. Соборность понимается поэтом по-ахматовски: «соборная вина» и «соборная ответственность». «Большие» и «маленькие» люди должны объединиться в осознании общей вины, ответственности и боли, чтобы их «Дом» вновь стал «родным».

Своеобразие и, пожалуй, оригинальность Высоцкого состояли в том, что наряду с полисемантизмом трагедийности звучания, он обладал редкостным даром весёлости. В отечественной литературе лишь очень немногие авторы были наделены этим. Поэт мастерски умел сочетать внешнюю шутливость формы с глобальной внутренней серьёзностью, злободневностью затрагиваемых проблем. Ему в равной степени удавались как комические, так и трагедийные персонажи. Следует категорически опровергнуть убеждения тех, кто считает Высоцкого — певцом русской глупости, безумной мечтательности, бесшабашности. В годы «оттепели», когда на читателей обрушилась лавина «серьёзных» тем, нужен был такой, как Высоцкий — лёгкий, смешной, задиристый, неофициальный. Слишком долго людей объединяло общее горе, ему на смену должен был прийти объединяющий добрый смех.

Поэт внёс неоценимый вклад в литературоведение, предельно сократив дистанцию между автором и читателем, фактически слившись с ним. Своим синтетическим даром он значительно расширил возможности слова, использования языка в целом, подчеркнув его театральность, музыкальность, глубокую духовность и величие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В диссертации тексты произведений В. Высоцкого цитируются по следующему изданию: Высоцкий, B.C. Собрание сочинений: В 7-ми т. / B.C. Высоцкий. VELTON VERLA GmbH: VENDA Publishing Co., 1994.
  2. , В. Я куплет допою. / В. Высоцкий. М., 1988.
  3. , В. Я, конечно, вернусь / В. Высоцкий. М.: Эксмо, 2004.
  4. , B.C. Не вышел из боя / А. Чаплыгин «Но я приду по ваши души.»: Предисловие читателя / B.C. Высоцкий. Воронеж, 1989.
  5. Официальный сайт Фонда В. С. Высоцкого: http://www-koi.kulichki.com/masha/vysotsky.1.
  6. , А. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации / А. Аверинцев // Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. — С. 104−108.
  7. , М.М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. -301 с.
  8. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 423 с.
  9. , М.М. Проблемы творчества Достоевского / М. М. Бахтин. -Л.: Прибой, 1929.
  10. , М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. 4-е изд.- М.: Сов. Россия, 1979. 318 с.
  11. , Г. А. Художественный мир современной прозы / Г. А. Белая. -М.: Наука, 1983.
  12. , В. «И опять я в мыслях полагаюсь на слова людей.» / В. Берестов // Новый мир. 1988. — № 2. — С. 246−250.
  13. Бестужев-Лада, И. Поэта открывая / И. Бестужев-Лада // Неделя. 1988.- № 29. 18−24 июля. — С. 16−17.
  14. , А. «Отвоевать духовное пространство! » / А. Бобров // Дон. -1987.-С. 146−160.
  15. Бобров, А О Высоцком / А. Бобров // Дон. 1987. — С. 153−154.
  16. , Ю.В. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Ю. В. Бондарев. -М.: Худож. лит., 1984−1986.
  17. , В. Живи опасно / В. Бондаренко. М.: Изд. дом «ПоРог», 2006.
  18. , Б. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания: В 5-ти т. / Б. Брехт. М., 1965.
  19. , Б. Пьесы / Б. Брехт. М., 1956.
  20. , Л. Уроки времени: Критические тетради. Один из нас/ Л. Быков. Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, — 1988. — С. 73−82.
  21. Вайль, П., Генис., А. Потерянный рай. Фрагменты книги / П. Вайль,
  22. A. Генис // Новый мир. -1992. № 9.
  23. , П., Генис, А. Шампанское и политура: О песне В. Высоцкого / П. Вайль, А. Генис // Время и мы. 1978. — № 36.
  24. , В.В. Поэтика: Проблема сказа в стилистике /
  25. B.В. Виноградов. Л: Academia, 1928.
  26. , В.В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. -М&bdquo- 1971.
  27. , С. Стих и образ / С. Владимиров. Л, 1968. — С. 35−40.
  28. , Н.В. Авторское «я» и «маски» в поэзии B.C. Высоцкого: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук / Н. В. Волкова. -Тверь, 2006.
  29. , Н.М. Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы. «Дом на Первой Мещанской, в конце.» / Н. М. Высоцкая // Студ. меридиан. 1988. — № 1. — С. 48−50.
  30. , Н.М. «Носил он совесть близко к сердцу» / Н. М. Высоцкая // Огонек. -1986. № 38. — 20−27 сент. — С. 18−20.
  31. , С.В. Жил и пел для нас / Записал А. Ключенков // Сов. воин. 1988. — № 2. — Янв. — С.42−44.
  32. , С.В. Отец о сыне: Интервью / С. В. Высоцкий // Аргументы и факты. 1987. — № 3. — 24−30 янв.
  33. , С.В. «Сын был поэтом и гражданином» / Беседу вёл
  34. B. Торопов // Аргументы и факты. 1988. — № 4. — 23−29 янв.
  35. Гачев, Г. Д Жизнь художественного сознания / Г. Д. Гачев. М.: Искусство, 1972. — 200 с.
  36. , Л. Владимир Высоцкий знакомый и незнакомый: Рассказывает автор книги, вышедшей в Болгарии / Л. Георгиев // Сов. Россия. — 1988.-17 янв.
  37. , Л. Зов, обращенный ко всем: Отрывки из второго издания книги «Владимир Высоцкий знакомый и незнакомый» / Перевод Н. Новгородцевой // Дружба. — М.: София, 1988. — № 2. — Март-апр.1. C. 109−117.
  38. , С. До и после / С. Говорухин // Искусство кино. 1987. -№ 1. — С. 157−173.
  39. , Н.В. Собрание сочинений: В 4-х т. / Н. В. Гоголь. -М.: Библиосфера, 1999.
  40. , Е.Н. Юрий Бондарев / Е. Н. Горбунова. М.: Сов. писатель, 1981.
  41. , М. Собрание сочинений: В 30-ти т. / М. Горький. М., 1955.
  42. , В. Фольклорный сказ Даля / В. Гофман // Вопросы поэтики. Русская проза. Л., 1926. — Вып. VIII. — С. 232−261.
  43. , Г. Я буду беспрестрастен и правдив / Записал А. Немов // Голос Родины. 1988. — № 4. — Янв. — С. 15.
  44. , А. Каким помню и люблю: Отрывок из новой книги / А. Демидова// Лит. газета -1988. 7 янв. — С. 7.
  45. А. Высоцкий играет Лопахина.: Отрывок из новой книги «Владимир Высоцкий. Каким помню и люблю» / А. Демидова // Театр. -1988.-№ 6.- С. 44−51.
  46. , А. Он жил так и писал так.: Из воспоминаний о Владимире Высоцком / А. Демидова // Лит. обозрение. — 1987. — № 1. -С. 93−96.
  47. , А. Он играл Гамлета. / А. Демидова // Юность. 1982. -№ 6.-С. 100−105.
  48. , А. Роли и годы: Владимир Высоцкий на сцене театра / А. Демидова//Лиг. обозрение. -1983. -№ 1. С. 89−93.
  49. , Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30-ти т. / Ф. М. Достоевский. Л.: Наука, 1975.
  50. , Г. Полный церковно-словянский словарь. Репринтное воспроизведение издания 1900 г. / Г. Дьяченко. М., 1993.
  51. , А. «Всё меньше места вымыслам и слухам»: Восприятие творчества Владимира Высоцкого в Польше / А. Жебровска // Лит. обозрение. -1988. -№ 7. С. 73−77.
  52. , Е.И. Рифма и строфика поэзии B.C. Высоцкого и их выразительные функции: дис.. канд. филол. наук / Е. И. Жукова. М., 2006.
  53. , Л. Мужество / Л. Жуховицкий // Октябрь. 1982. — № 10.- С.204−206.бб.Золотусский, И. На лестнице Раскольникова / И. Золотусский // Эссе последних лет. М.: Фортуна Лимитед, 2000.
  54. , Е. Самоволка Дневник В. Высоцкого / Е. Канчуков // Октябрь. -1991.- № 6.
  55. , Е. Вверх по течению / Е. Канчуков // Лит. обзрение. 1988. -№ 1. — С.51−55.
  56. , Ю. О песнях Владимира Высоцкого / Ю. Карякин // Лит. обозрение. 1981. — № 7. — С. 94−99.
  57. , А. Поэтический словарь / А. Квятковский. М., 1966.
  58. , В. Русский реализм начала XX века / В. Келдыш. М.: Наука, 1975.
  59. , А. Остановиться, оглянуться. / А. Киреева // Юность. 1982.- № 3. С.97−100.
  60. , С.И. Песни Владимира Высоцкого о войне, дружбе и любви / С. И. Кормилов // Русская речь. 1983. — № 3. — С. 41−48.
  61. , Е. П. Творчество А. Платонова: О некоторых особенностях сказовой формы в рассказе «Река Потудань» / Е. П. Корчагин. Воронеж, 1970.-С. 107−116.
  62. , И. Клёны выкрасили город: как рождаются сюжеты / И. Кохановский // Лит. Россия. 1987. — № 12. — 20 марта — С. 7.
  63. , И. Серебряные струны / И. Кохановский // Юность. -1988. № 7. — С. 79−82.
  64. , Н. Гул затих. Я вышел на подмостки. / Н. Крымова // Кругозор. 1988. — № 1. — С. 6−7.
  65. , Н. Мы вместе с ним посмеёмся / Н. Крымова // Дружба народов. 1985. — № 8. — С. 242−254.
  66. , Н. «Наша профессия пламень страшный» / Н. Крымова // Аврора. -1984. — № 9. — С. 125−139.
  67. , Н. О Высоцком / Н. Крымова // Аврора. 1981. — № 8. — С. 98 115.
  68. , Н. О поэте / Н. Крымова // Аврора 1986. — № 9. — С. 103−111.
  69. , В.Г. Владимир Высоцкий: театр-песня-поэзия /
  70. B.Г. Кулиничев // B.C. Высоцкий: исследования и материалы. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990.
  71. , С. Пища? Лекарство? Отрава? Огонь, мерцающий в сосуде /
  72. C. Куняев. М.: Современник, 1986. — С. 252−302.
  73. , С. О Высоцком / С. Куняев. М.: Современник, 1986. — С. 252 302.
  74. , Ю.М. Внутри мыслящих миров (Человек текст — семиосфера-история) / Ю. М. Лотман. — М.: Прогресс, 1996.
  75. , Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970.-384 с.
  76. , Ю.М. Миф имя — культура / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Учёные записки Тартуского университета. — Тарту: Изд-во Тартуского университета, 1973. — Вып. 308. — С. 282−303.
  77. , Ю.М. История и типология русской культуры / Ю. М. Лотман. -СПб.: Искусство СПб., 2002. — 765 с.
  78. , А. Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 1930−1970-х годов. О поэзии Владимира Высоцкого / А. Македонов. Л.: Сов. писатель, 1985. — С. 351−353.
  79. , О.Э. «Сохрани мою речь.» Лирика разных лет. Избранная проза / О. Э. Мандельштам. М., 1994.
  80. , К., Энгельс, Ф. Сочинения. Т. З / К. Маркс, Ф. Энгельс. -М., 1961.
  81. , Ф. Е. Евтушенко, Ю. Карякин, Н. Крымова: Об одном посмертном вечере / Ф. Медведев // Огонёк. 1988. — № 4. — 23−30 янв. -С. 26−28.
  82. ЮЗ.Мень, А. Отец А. Мень отвечает на вопросы слушателей / А. Мень // Фонд имени А. Меня. М., 1999.
  83. Ю4.Мушта, Г. Бондарюк, А О чём поёт Высоцкий / Г. Мушта, А. Бондарюк // Советская Россия. -1968. 9 июня.
  84. , Е.Г., Скобелев, В.П., Кройчик, JI.E. Поэтика сказа / Е. Г. Мущенко, В. П. Скобелев, Л. Е. Кройчик. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977.
  85. , Е. Поэтика сказа: Пути развития сказа в прозе первой половины 20-х годов / Е. Г. Мущенко, В. П. Скобелев, Л. Е. Кройчик. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977.
  86. , В. Голос Высоцкого / В. Надеин // Известия. 1987. -24 января.
  87. ПО.Николина, Н. А. Филологический анализ текста: уч. пособие / Н. А. Николина. М.: Академия, 2003. — 256 с.
  88. Ш. Новиков, В. Высоцкий. Жизнь замечательных людей. / В. Новиков // Серия биографий. М., 2006. — Вып. 1192.
  89. , Вл. Живой: К 50-летию со дня рождения Владимира Высоцкого / Вл. Новиков // Октябрь. -1988. № 1. — С. 192−199.
  90. , Вл.И. Живая вода: Заметки о языке поэзии Владимира Высоцкого / Вл.И. Новиков // Русская речь. -1988. № 1. — С. 188−196.
  91. , Вл. Смысл плюс смысл: Владимир Высоцкий / Вл. Новиков. -М.: Современник, 1986. С. 196−209.
  92. Пол ока, Г. Пьеса на экране: Двадцать лет спустя. .IT. Полока // Театр. Жизнь. 1987. -№ 22. — С. 12−14.
  93. , Г. В кадре и за кадром: Он поражал нравственной силой / Г. Полока // Аврора 1987. — № 8. — С. 78 — 85.
  94. , Г. Судьбой дарованная встреча / Г. Полока // Сов. экран. -1988.-№ 3.- С. 14−15.
  95. Ш. Потебня, А. А. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня. М.: Наука, 1976. -С. 280−297.
  96. , Р. Сыновья уходят в бой / Р. Рожднственский // Мелодия. 1986. — № 4. — Окт. — дек. — С. 40−42.
  97. , В. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты / В. Руднев. М.: Аграф, 1997. — 384 с.
  98. , К. Песни Окуджавы и Высоцкого / К Рудницкий // Театр. Жизнь.- 1987.-№ 14−15.
  99. , Ю. Почта «ЛО»: И ещё о Высоцком. / Ю. Рыбальченко // Лит. обозрение. 1988. — № 12. — С. 80−81.
  100. , Д. Владимир Высоцкий «Колея эта только моя.»: Предисловие к подборке стихов / Д. Самойлов // Дружба народов. -1986.-№ 10.
  101. Соловьёв-Седой, В. Модно не значит современно / В. Соловьёв-Седой // Советская Россия. -1968. — 15 нояб.
  102. , Г. Н. Стилистические особенности поэзии Высоцкого:
  103. , В. В зеркале творчества: Вл. Высоцкий как явление культуры / В. Толстых // Вопросы философии. -1986. № 7. — С. 112−124.
  104. , В. В зеркале творчества: Вл. Высоцкий как явление культуры / В. Толстых // Смена. -1986. № 19. — Окг. — С. 24−28.
  105. , Л.Я. О музыкальных особенностях песен B.C. Высоцкого / Л. Я. Томенчук. -ML, 1988.
  106. , В.Ю. Слово и образ. Стилизация: сб. статей / В. Ю. Троицкий. М., 1964.
  107. , М. Памяти текущего мгновения: Очерки, портреты, заметки. Из ненаписанного / М. Туровская. М.: Сов. писатель, 1987. -С. 268−270.
  108. , М. О песенном творчестве Высоцкого / М. Туровская. -М.: Сов. писатель, 1987. С.269−270.
  109. В. В главной роли Владимир Высоцкий / В. Смехов // Дружба народов. — 1988. — № 7. — С. 227−235.
  110. , В. Владимир Высоцкий: В один прекрасный день. /
  111. B. Смехов. М.: Сов. писатель, 1986. — С. 330−352.
  112. , В. Слово о товарище: фрагменты памяти. / В. Смехов // Театр. Жизнь. 1987. -№ 7. — С. 24−25.
  113. , М. Жил, как пел. / М. Ульянов // Театр. 1987. — № 5.1. C. 153−154.
  114. , Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы / Б. А. Успенский. М.: Искусство, 1970. — 406 с.
  115. , С. Вакансия поэта: Владимир Высоцкий и его время. Размышления после юбилея / С. Чупринин // Знамя. 1988. — № 7.
  116. , Н. Владимир Высоцкий как композитор / Н. Шафер // Театр. -1988. -№ 6. С. 51−59.
  117. Шах-Азизова, Т. К. Взаимодействие и синтез искусств: Синтетизм драматического театра / Т.К. Шах-Азизова. Л., 1978.
  118. , О.Ю. Поэзия Владимира Высоцкого. Нравственно-психологический аспект: дис.. канд. филол. наук / О. Ю. Шилина. -СПб., 1998.
  119. , В.М. Собрание сочинений: В 3-х т. / В. М. Шукшин. -М.: Молодая гвардия, 1985.
Заполнить форму текущей работой