Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций Красноярского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная проблема оказания государственной поддержки агропромышленного комплекса в последние годы заключается в отсутствии утвержденной Правительством России стратегии развития АПК. Принятые ранее Основные направления агропродовольственной политики не носили долгосрочного характера. По-прежнему проводится краткосрочная политика реагирования на конъюнктурные потребности в АПК, без расчета… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы государственной поддержки сельского хозяйства
    • 1. 1. Сельское хозяйство России: место в экономике и современные проблемы отрасли
    • 1. 2. Сущность и необходимость государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства
    • 1. 3. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом и в России
  • Глава II. Современное состояние системы государственной поддержки сельского хозяйства в регионе
    • 2. 1. Сельское хозяйство Красноярского края, как объект государственной поддержки
    • 2. 2. Реализация мер государственной поддержки сельского хозяйства в Красноярском крае. п
    • 2. 3. Проблемы и противоречия действующей системы государственной поддержки
  • Глава III. Развитие и совершенствование системы государственной поддержки сельского хозяйства Красноярского края
    • 3. 1. Программно-целевой подход в оказании государственной поддержки субъектам сельского хозяйства
    • 3. 2. Совершенствование порядка субсидирования производства и реализации продукции животноводства
    • 3. 3. Методическое обоснование объемов средств, выделяемых на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей

Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций Красноярского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В смешанной экономике в кризисный период роль государства должна усиливаться. Это является решающим условием выхода из кризиса, главной предпосылкой технологического роста, обеспечивающего экономический рост.

Деятельность государства в регулировании аграрной сферы экономики за последние годы в России заметно активизировалась. Тем не менее, действующие организационно-экономические механизмы недостаточно эффективны и нуждаются в совершенствовании, до сих пор не отработано в полной мере центральное звено регулирования — государственная поддержка.

Не разработана единая методология обоснования потребностей АПК в бюджетной поддержке, поэтому объемы финансирования в значительной мере являются результатом субъективных представлений о роли аграрной сферы в экономике страны. Существующие механизмы предоставления субсидий приводят к неоправданной концентрации их преимущественно в передовой группе экономически крепких предприятий, что противоречит задаче восстановления платежеспособности основной массы хозяйств, вывода их из кризиса. Действующая система государственной поддержки АПК направлена на решение текущих задач, а стратегические вопросы его развития, ориентированные на цели национального масштаба, требуют тщательной разработки.

В силу специфики отрасли в системе рыночных отношений сельское хозяйство не может за счет реализации своей продукции получать доход, достаточный для возмещения издержек на ее производство, сохранение земель и социальное развитие села. При отсутствии эффективной системы субсидирования аграрный сектор не имеет перспектив развития.

Специфика природно-экономических условий функционирования сельского хозяйства по зонам и регионам России и недостаточная изученность проблемы применительно к условиям конкретного региона определяют актуальность дальнейшей разработки научных основ и практических рекомендаций по государственной поддержке регионального АПК.

Степень разработанности проблемы. Государственное регулирование и различные аспекты государственной поддержки изучались и изучаются как зарубежными, так и российскими экономистами. Мировая экономическая наука накопила богатый опыт в области теоретических исследований и в практических мерах по оптимальному регулированию и поддержке аграрного сектора.

Вопросы необходимости государственной поддержки сельского хозяйства, проблемы в ее оказании детально рассматриваются в работах Г. В. Беспахотного, В. В. Милосердова, Н. Г. Барышникова, М. Ю. Ксенофонтова, С. В. Киселева, С. Б. Огнивцева, Р. М. Мухамеджанова, Ю. М. Захарова, Г. Г. Мамаевой, В. С. Крылова, А. И. Манелли, С. В. Резниковой, Агирбова Ю. И., Н. И. Лукашева и др.

Эффективность государственной поддержки и методы ее оценки исследуются Е. В. Басалаевой, А. Назаренко, В. И. Гайдуком, Р. Н. Черний, Н. А. Борхуновым, Г. М. Антоновым, Г. Гаврилов, В. Урусов и др.

Н.А.Борхунов, Н. Ф. Зарук, О. Егерева, Л. Н. Колюк, Л. Э. Эльмурзаев, Н. Т. Котолевсий, А. Ю. Лайков, Г. В. Беспахотный, А. Н. Посунько, В. Н. Посунько, Ю. А. Шушкевич и др. предлагают возможные способы совершенствования методов, механизмов и направлений государственного регулирования и оказания государственной поддержки.

Вместе с тем некоторые теоретические и практические подходы носят дискуссионный характер. Ряд вопросов остаются недостаточно изученными и требуют дальнейшей разработки.

Цель и задачи исследования

: основная цель настоящего исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке научно-методических и практических предложений по совершенствованию системы государственной поддержки, условиям ее предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям на региональном уровне.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— изучение современного состояния и выявление проблем сельского хозяйства в России;

— обоснование необходимости государственной поддержки отечественного товаропроизводителя;

— изучение и обобщение теоретических и методологических основ государственной поддержки сельского хозяйства;

— проведение комплексного анализа и оценка современного состояния сельского хозяйства Красноярского края;

— анализ основных направлений государственного регулирования и государственной поддержки регионального АПК;

— оценка действующей системы государственной поддержки в регионе и выявление проблем при ее осуществлении;

— обоснование необходимости программно-целевого подхода в оказании государственной помощи субъектам сельскохозяйственного производства и его совершенствование;

— разработка рекомендаций по совершенствованию условий предоставления средств государственной поддержки;

— уточнение и разработка методических положений по обоснованию методов расчета объемов государственной бюджетной поддержки сельского хозяйства.

Предметом исследования является современная система государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Объектом исследования избраны организации Красноярского края, занимающиеся сельскохозяйственным производством, представленные 392 хозяйствами различных организационно-правовых форм. Детальное изучение отдельных вопросов по методическому обоснованию подхода к определению объемов бюджетных средств на государственную поддержку осуществлено на примере 370 сельскохозяйственных организаций Красноярского края, представляющих отчетность агентству сельского хозяйства и занимающихся возделыванием зерновых культур.

Информационной базой исследования являются официальные данные органов статистики: Федеральной службы государственной статистики РФ и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краюнормативно-правовые акты законодательных и исполнительных органов РФ и Красноярского края, сводной годовой отчетности агентства сельского хозяйства администрации Красноярского края, годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий, специальная, научная, справочная и другая литература.

Теоретической и методологической основой являются труды классиков экономической науки, работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов-аграрников, соответствующие разработки научно-исследовательских учреждений, нормативно-методические материалы по исследуемой проблеме.

В работе применены такие основные методы исследования как абстрактно-логический, аналитический, экономико-математический, экономической статистики, расчетно-конструктивный, монографический, диалектический.

Научная новизна работы состоит в комплексном подходе к исследованию проблемы совершенствования системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Обобщены теоретические вопросы развития системы государственного регулирования и поддержки аграрного сектора экономики, проанализированы основные формы участия государства в делах сельскохозяйственной отрасли. Определены особенности состояния регионального сельского хозяйства и обоснована значимость государственной поддержки в повышении эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий, необходимость рациональной, эффективной государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Выявлены проблемы действующей системы государственной поддержки и предложены меры по совершенствованию ее отдельных направлений. Разработаны дифференцированные ставки субсидий на производство и реализацию продукции животноводства. Обоснована недостаточность бюджетных средств, выделяемых на государственную поддержку, на примере субсидий на дизельное топливо. Разработана методика определения потребности в средствах краевого и федерального бюджетов на компенсацию части затрат при страховании урожая сельскохозяйственных культур.

Практическая значимость результатов исследования состоит в обосновании рекомендаций по совершенствованию порядка предоставления средств государственной поддержки. В работе даны конкретные предложения по использованию программно-целевого подхода в оказании государственной помощи, условий при распределении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также по вопросу возможного способа определения объемов бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельскохозяйственного производства.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации доложены и получили положительную оценку на научных конференциях в КрасГАУ (г.Красноярск, 2004;2006 гг.), СИБУП (г.Красноярск, 2004;2006 гг.), КРО НС «Интеграция» (г.Красноярск, 2006 г.). Результаты исследования нашли отражение в хоздоговорной теме «Проведение исследований по определению эффективности оказания государственной поддержки сельскохозяйственным организациям Красноярского края», выполненной научными сотрудниками КрасГАУ по заказу Агентства сельского хозяйства Администрации Красноярского края. По теме исследования опубликовано 9 печатных работ.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Сельское хозяйство является важнейшей составной частью экономики. Этой отраслью производится жизненно важная для общества продукция. Развитие агропромышленного комплекса определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе. Вместе с тем, современное состояние сельского хозяйства России попрежнему, характеризуется низкими финансово-экономическими показателями и сокращением объемов производства.

2. Объективные специфические особенности сельскохозяйственного производства порождают необходимость постоянного вмешательства и поддержки со стороны государства. Страна, игнорирующая развитие собственного сельского хозяйства попадает в конъюнктурную зависимость от других государств. Под государственной поддержкой следует понимать бюджетное финансирование субъектов агропромышленного комплекса в целях компенсации части их затрат из-за непредсказуемого характера сельскохозяйственного производства. Государственное участие в аграрных делах является обязательным условием эффективного функционирования экономики и социальной стабильности общества.

3. Агропромышленный комплекс Красноярского края — крупнейший сельскохозяйственный сектор экономики Центральной и Восточной Сибири, несмотря на то, что он находится в зоне рискованного земледелия. Стоимость валовой продукции сельского хозяйства увеличилась в 2004 году к уровню 2003 года на 22,6% при сокращении ее доли в общем объеме валового регионального продукта (ВРП). Из 42 районов края основными производителями зерна являются 12 районов (более 70% валового производства зерна в крае), мяса — 7 районов (60% от производимого в сельскохозяйственных предприятиях края), молока — 11 районов (67,5%), яйца -8 районов (99,5%).

4. В растениеводстве края ведущим является зерновое хозяйство, которое и определяет состояние отрасли. На протяжении последних 5 лет производство зерна колеблется около 2 млн. тонн при сокращающейся площади посевов всех сельскохозяйственных культур, в том числе и зерновых. За анализируемый период производство растениеводческой продукции и, особенно зерна, в сельскохозяйственных организациях края было рентабельным.

5. В структуре сельскохозяйственного производства ведущее место принадлежит отрасли животноводства. При сокращающемся поголовье животных, особенно овец и свиней, увеличилась продуктивность скота и птицы. Отмечается высокий темп роста производства мяса птицы (более чем в 2 раза к уровню 2000 года), однако производство остальных продуктов животноводства продолжает сокращаться. Рентабельным в сельскохозяйственных организациях края является производство молока, яиц и в 2004 году — мяса свиней. Производство мяса крупного рогатого скота продолжает оставаться убыточным.

6. При положительной динамике развития, обусловленной улучшением состояния отраслей, остается ряд проблем, сдерживающих эффективное функционирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, основными из которых являются:

— неэквивалентность в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики- -сокращение производственно-технического потенциала- -снижение объемов производства продукции животноводства, обусловившее появление дефицита сырья- -снижение кадрового потенциала агропромышленного комплекса.

В крае имеется определенный потенциал для развития сельскохозяйственного производства. Но для устойчивого развития отрасли необходимо совершенствовать меры государственной поддержки аграрного сектора, как одного из способов преодоления негативных тенденций, повышать ее эффективность.

7. На территории Красноярского края реализуются меры государственной поддержки федерального и краевого уровня. Можно отметить тенденцию увеличения доли расходов на сельское хозяйство и рыболовство в структуре расходов бюджета Красноярского края. Это свидетельствует о том, что все больше вопросов государственной поддержки сельского хозяйства Правительство РФ относит к компетенции регионов. В абсолютном выражении сумма средств, направляемых на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, существенно увеличилась. Но при этом расходы на поддержку растениеводства в бюджете 2006 года в среднем сократились почти на 20% к планируемому уровню 2005 года. Развитие растениеводства стимулируется путем безвозмездной передачи хозяйствам протравителей семян и гербицидов, приобретенных за счет средств краевого бюджета, компенсации части затрат на приобретение средств химической защиты растений (гербицидов и фунгицидов), элитных семян, стимулирования проведения страхования урожая сельскохозяйственных культур. Животноводство из средств краевого бюджета поддерживается через субсидирование части затрат на производство и реализацию молока, мяса свиней, а также племенное дело в животноводстве. Обновление материально-технической базы, поддерживается субсидированием части стоимости отдельных видов приобретаемой техники и части взноса по договорам финансового лизинга. В сфере кредитных отношений осуществляется компенсация части затрат на уплату процентов по различным видам полученных субъектами АПК кредитов, а также предоставление кредитов за счет средств краевого бюджета по льготной ставке за пользование кредитными средствами.

8. Основная проблема оказания государственной поддержки агропромышленного комплекса в последние годы заключается в отсутствии утвержденной Правительством России стратегии развития АПК. Принятые ранее Основные направления агропродовольственной политики не носили долгосрочного характера. По-прежнему проводится краткосрочная политика реагирования на конъюнктурные потребности в АПК, без расчета на долгосрочную перспективу. На каждый текущий год принимаются Постановления Правительства РФ и Приказы Министерства сельского хозяйства РФ, которыми определяются порядок предоставления субсидий, условия страхования с участием государства и другие меры поддержки. Принятый национальный проект «Развитие АПК» также рассчитан только на два года.

9. Детальное рассмотрение утвержденных постановлений позволяет отметить имеющиеся пробелы нормативной базы, в связи с чем некоторые виды субсидирования носят декларативный характер и механизм распределения такого рода компенсаций из федерального бюджета не определен. Для большинства товаропроизводителей, которым реально необходима поддержка со стороны государства, ее меры недоступны в силу их финансового положения. Достаточно сложным и громоздким является механизм предоставления разного рода субсидий. Остается крайне низким уровень компенсации затрат растениеводства и животноводства с помощью бюджетных средств, а потому не оказывает существенного влияния на результативность деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

10. Исходя из основных стратегических направлений на современном этапе, в первую очередь, необходимо разрозненные меры поддержки объединить в целевые программы поддержки производства продукции животноводства, растениеводства и приобретения техники на среднесрочную перспективу. Разграничение программ следует произвести по принципу отношения их к производственному процессу. Для полноценной реализации программно-целевого характера поддержки аграрного сектора, в первую очередь, необходимо законодательное закрепление объемов финансирования мероприятий программ с отражением их в бюджетных расходах. Целесообразно сохранить достигнутые объемы государственной поддержки сельского хозяйства на всех уровнях власти с разграничением на них финансовых полномочий.

И. Отмена в 2006 году соблюдения условий по достижению производственных показателей при предоставлении субсидий на производство и реализацию молока и мяса свиней представляется не в полной мере целесообразной. В целях совершенствования порядка предоставления бюджетных ассигнований рекомендуется применять дифференцированные ставки субсидий с учетом достигнутого надоя на 1 корову и среднесуточного привеса в свиноводстве. Использование дифференцированных ставок позволит способствовать развитию не только стабильных предприятий, но и слабых участников производства, стимулировать их стремление к эффективной деятельности.

12. В решении проблемы точного определения обоснованных и достаточных сумм бюджетных расходов на поддержку отрасли оправдано использование в расчетах методического подхода. В основу одного из возможных методов определения объема необходимых средств на поддержку страхования положена группировка хозяйств по уровню рентабельности. Исходя из финансового состояния, определяющего потенциальное число хозяйств-страхователей возможно определение потенциальной емкости рынка страхования и объема средств, требующихся в бюджете для компенсации части страхового взноса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аналитическая записка о состоянии агропромышленного комплекса края и результаты оказания государственной поддержки из средств краевого бюджета.- http://www.ach-fci.ru/Krasnoyarsk/ -10 с.
  2. Агропромышленный комплекс Красноярского края в 2003 году: информационно-аналитический материал.- Красноярск: ООО «Енисей-Знак». — 2003.- 128 с.
  3. Агропромышленный комплекс Красноярского края в 2004 году: информационно-аналитический материал.- Красноярск: ООО «Енисей-Знак». — 2004.- 130 с.
  4. Агропромышленный комплекс Красноярского края в 2005 году: информационно-аналитический материал.- Красноярск: ООО «Енисей-Знак», — 2005.- 130 с.
  5. Агропромышленный комплекс России в 2003 году. М.: МСХ РФ, 2004.
  6. Г. О мерах по повышению эффективности кредитного механизма АПК / Антонов Г. М. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № 10.- с. 46−48.
  7. А. Потребности и возможности сельских страхователей в условиях рынка / Бакиров А. Ф. // Финансы, — 2006.- № 6.- с. 55−57.
  8. Е. Об эффективности государственного финансирования АПК / Е. В. Басалаева.- Финансы.- 2006.- № 7.- с. 19−23.
  9. Г. Направления перестройки системы субсидирования сельского хозяйства / Г. В. Беспахотный, Н. Г. Барышников // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2006.- № 12.-с.1−4.
  10. Г. Организационно-экономические модели бюджетной поддержки сельского хозяйства / Г. В. Беспахотный // Экономикасельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005, — № 7,-с.11−13.
  11. П.Борхунов А. Ценовые отношения в 2004 году // Экономика сельского хозяйства России.- 2005.- № 1.- 48−50.
  12. Н. Нормативный метод финансирования сельского хозяйства / Н. А. Борхунов, Зарук Н.Ф.// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № П.- с. 17−18.
  13. П.Борхунов Н. Повышение эффективности дотаций: опыт 1999 года / Н. А. Борхунов, А. Назаренко // Экономика сельского хозяйства России. -2000. № 7.- с. 13.
  14. М.Быстров Г. Законодательное регулирование предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве / Г. Е. Быстров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2006.- № 5.-с.49−51.
  15. Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М.: «Проспект», 2006.- 178 с.
  16. Ю. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н. И. Загузова. М.: Гардарики, 2003.- 185 с.
  17. Г. К вопросу об использовании методов экономико-математического моделирования в оценке государственной поддержки региональных АПК / Г. Гаврилов, В. Урусов // Международный сельскохозяйственный журнал. 1999. — № 5. — с. 19−26.
  18. В.И. Эффективность государственной поддержки животноводства на Кубани / В. И. Гайдук // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 4. — с. 16−19.
  19. А. О системном подходе к оценке экономической эффективности в АПК / А. М. Гатаулин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2006.- № 8.-с.8−11.
  20. А. Аграрная политика Швеции: роль государства в регулировании рыночных отношений / А. Гетман // АПК: экономика, управление.- 1998.-№ 8.- с. 41−47.
  21. А. Актуальные проблемы развития сельского хозяйства Российской Федерации / А. В. Гордеев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № 8.- с. 1−5.
  22. A.B. Курсом стабилизации и развития АПК России.-http://www.mcx.ru
  23. А. Сельское хозяйство: итоги, проблемы, перспективы /A.B. Гордеев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, — 2006, — № 3.- с. 4−6.
  24. А. Будущее за крупными агропредприятиями / А. Гордеев // Экономика сельского хозяйства России 2001.- № 4.- с.3−4.
  25. В. Стратегия развития регионального АПК (на примере Пензенской области)/ Гудашев В.А.// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № 2.- с.29−31.
  26. И. Г. Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства и повышения эффективности использования бюджетных средств в агропромышленном комплексе России. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации.-http/www.rambler.ru/
  27. И. Г. Россия вступает в ВТО.- http/www.rambler.ru/
  28. Н. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства за рубежом и в России / Н. Дворянкин, В. Козаченко, В. Гайдук // Международный сельскохозяйственный журнал.- 1998.- № 4.-с.23−25.
  29. В. Актуальные проблемы экономики агропромышленного комплекса: Уч. пособие / В. А. Добрынин.- М.: Изд-во МСХА, 2001.- 402 с.
  30. Т. Совершенствовать экономический механизм хозяйствования в аграрном секторе АПК / Т. А. Дозорова, Е. А. Погодина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2004.- № 7.-с.24−26.
  31. A.П. Зинченко // М., Изд. МСХА, 2002.35.3инченко А. Система макроэкономических показателей СНС / А. П. Зинченко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № 4. с.16−18.
  32. В. Состояние и развитие продовольственного комплекса России /
  33. B.Г. Кайшев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2006.- № 2.- с. 15−17.
  34. С. Развитие агропродовольственных рынков и проблемы вступления России в ВТО / С. В. Киселев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № 7. -с. 18−20.
  35. М. Всероссийский Агропромышленный форум: анализ тенденций, среднесрочные перспективы развития АПК / М. П. Козлов // Экономикасельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- №. 8.-с. 50−53.
  36. М. Десятые Никоновские чтения: проблемы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства / М. П. Козлов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2006.-№ 2.- с.39−41.
  37. Концепция аграрной политики Российской Федерации. ВНИИЭСХ.-М., 2000
  38. Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. М.: Минсельхоз РФ, ГУЭП «Эфес», 2006, с.27−42.
  39. М. Правовое обеспечение системы и механизмов государственного регулирования АПК в переходных условиях / М.А.Коробейников//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № 4.- с. 12−16.
  40. Н. Целевой программный подход реальный путь к преодолению кризисной ситуации / Н. Т. Котолевсий // Национальные проекты.- 2006.- № 3.- с. 69.
  41. П. Регулирование рынка молока в США / П. П. Кочкин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2005.-№ 5.- с.58−60.
  42. А. Государственное регулирование и проблемы кооперации/ А. П. Крыгина, Н. Д. Заводчиков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2004, — № 8.- с.35−36.
  43. М. Возможные сценарии развития АПК России / М. Ю. Ксенофонтов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № 5.- с.13−17.
  44. Э. Прогнозирование и выбор рационального варианта регионального развития / Э. Н. Кузьбожев, Д. А. Чулаков, Д. В. Алдохин // Экономический анализ: теория и практика.- 2005.- № 19(52).- с. 8−16.
  45. А. Необходимость корректировки модели развития отечественного страхования / Лайков А. Ю. // Финансы.- 2006, — № 8.- с.29−33.
  46. Ю. Страхование урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой и его регулирование / Ю. И. Линин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2006.- № 7.- с.39−42.
  47. А. Организационно-экономический механизм государственной поддержки сельского хозяйства / А. Н. Лубков / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2004, — № 8.- с. 1−8.
  48. А. Правильно выбрать вектор развития агропромышленного комплекса России. Отчет о проведении Второго всероссийского конгресса экономистов-аграрников/ А.Н.Лубков// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, — 2006.- № 4.-с.1−8.
  49. Лубков А, Роль и место агропромышленного комплекса в удвоении ВВП (1-й Всероссийский конгресс экономистов-аграрников) / А. Н. Лубков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2005.- № 4.- с.6−10.
  50. Н. Проблемы обновления основных производственных фондов в сельском хозяйстве / Н. И. Лукашев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № 12.- с.11−13.
  51. Н. Проблемы ценового диспаритета в АПК и перспективы его развития в современный период / Н. И. Лукашев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2006.- № 12.-с.5−8.
  52. В. Государственная поддержка агропроизводства в новых землях ФРГ / В. Макаров // АПК: экономика, управление, — 2000, — № 11.- с. 71−77.
  53. Г. О состоянии и использовании материально-технических ресурсов сельского хозяйства России в 2000—2003 годах / Г. Г. Мамаева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.2004,-№ 8, — с. 41−45.
  54. Г. О состоянии и использовании материально-технических ресурсов сельского хозяйства России в 2000—2004 годах / Г. Г. Мамаева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005.- № 12.- с. 38−43.
  55. А. Сельское хозяйство России в 2004 году / А. И. Манелля // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.2005.- № 2, — с.32−33.
  56. А. Сельское хозяйство России в 2005 году/ А. И. Манелля // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.2006.- № 4. с.29−30.
  57. В. Административная реформа и сельское хозяйство / В. В. Милосердов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий/- 2004.- № 12.-е. 11−13.
  58. В. Нынешний экономический курс губителен для сельского хозяйства России / В. В. Милосердов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № 10-е. 12−14.
  59. В. Удвоение ВВП России. Каковы роль и место в нем сельского хозяйства / В. В. Милосердов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № 4.-с.5−8.
  60. В. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: проблемы и пути их решения / В. В. Милосердов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2006.-№ 2.-с.5−9.
  61. С. Стимулировать развитие кооперации / С. Миронов // Экономика сельского хозяйства России.- 2005.- № 2.- с. 3−4.
  62. П. Предпринимательская деятельность приграничных фермерских хозяйств Польши / П. А. Мицкевич // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2004.- № 12.-с.56−57.
  63. Р. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства: проблемы и пути решения / Мухамеджанов P.M., Захаров Ю. М. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2006.- № 2.- 9−14.
  64. Назаренко В. Сельское хозяйство России и мировой рынок / В. И. Назаренко // http://fadr.msu.ru .- 7с.
  65. В. Формирование и осуществление единой аграрной политики в странах ЕС / В. И. Назаренко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № 7.- с.13−15.
  66. Налоговый Кодекс РФ. Части 1 и 2: Официальный текст. Действующая редакция.- М.: Изд-во «Экзамен», 2006, — с. 450.
  67. С. Агропромышленный комплекс России и экономический рост / С. В. Недосекин // Экономический анализ.- 2006.- № 19(76).- с. 4043.
  68. А. Государство и рыночные институты в современной российской экономике / А. Д. Некипелов // Экономикасельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2006.- № 5.-с.10−12.
  69. Об утверждении форм документов для получения государственной поддержки и сроков их представления: Приказ Департамента сельскохозяйственной и продовольственной политики администрации Красноярского края от 14.03.2006 № 5-о.
  70. О. Государственное регулирование аграрного сектора США. Человек и труд. № 8, 2000.
  71. С. Проблемы АПК России и возможные пути их решения / С. Б. Огнивцев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2004.- № 7.- с. 10−12.
  72. О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства: Постановление Правительства РФ от 01 ноября 2001 г. № 758.
  73. О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края: Закон Красноярского края от 21 февраля 2006 г. № 174 487.
  74. О государственном регулировании агропромышленного производства: Федеральный закон от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ (с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003 г)
  75. О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей: Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 2003 г. № 784.
  76. О краевой целевой программе «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2004 2008 годы»: Закон Красноярского края от 30 сентября 2004 г. № 12−2276.
  77. О краевом бюджете на 2003 год: Закон Красноярского края от 20 декабря 2002 г. № 5−771.
  78. О краевом бюджете на 2004 г.: Закон Красноярского края 25 декабря 2003 г. № 9−165.5
  79. О краевом бюджете на 2005 год: Закон Красноярского края от 24 декабря 2004 г. № 13−2854.
  80. О краевом бюджете на 2006 год: Закон Красноярского края от 06 декабря 2005 г. № 16−4147.
  81. О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год»: Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2006 г. № 101.
  82. О несостоятельности (банкротстве) предприятий: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.
  83. О предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса: Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. № 64
  84. О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. № 52.
  85. О реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей перед краевым бюджетом: Закон Красноярского края от 16 сентября 2003 г. № 8−1286.
  86. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29 декабря 2007 г. № 264-ФЗ.
  87. О Совете при Губернаторе края по реализации приоритетных национальных проектов: Указ Губернатора Красноярского края от 24.11.2005 г. № 106-уг.
  88. О создании рабочей группы по реализации приоритетных национальных проектов: Распоряжение Губернатора Красноярского края от 10.11.2005 г. № 299-рг.
  89. О создании рабочих групп по обсуждению вопросов, связанных с реализацией на территории Красноярского края приоритетных национальных проектов: Распоряжение Совета администрации Красноярского края от 29.12.2006 № 1774-р.
  90. О федеральном бюджете на 2006 год: Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 52
  91. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: Федеральный закон от 09 июля 2002 г. № 83-Ф3.
  92. Основные показатели сельского хозяйства России в 2005 году (информация Росстата) / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 4−5.- 2006.- с.16−17, 44.
  93. М. Совершенствовать управление региональным АПК / М. В. Пашков, В. В. Говдя // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2004.- № 11.- с. 11−13.
  94. А. Перспективы устойчивого развития сельских территорий / А. В. Петриков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № 7.- с.7−10.
  95. А. Необходима государственная целевая программа развития мясного комплекса России / А. Н. Посунько, В. Н. Посунько, Ю. А. Шушкевич // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2006.-№ 3.- с. 13−16.
  96. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации».- http://www.akdi.ru/
  97. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» на территории Красноярского края: информ. просп. / Под рук. Акбулатова Э. Ш. -Красноярск, «Платина», 2006.
  98. М. Уровень инвестиций в сельскохозяйственных предприятиях и его влияние на результаты производства (на примере Курской области) / М. Е. Проняева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2006.- № 8.- с.28−30.
  99. В. Основные направления государственной поддержки сельского товаропроизводителя / В. В. Пушкин // Научный электронный журнал КубГАУ.- 2004.- № 2.
  100. Рейтинг субъектов Российской Федерации по эффективности сельскохозяйственного производства / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий // 2005-.№ 5.- с. 1518.
  101. Н. Совершенствование финансово-кредитных отношений на селе / Н. Резников // АПК: экономика и управление.- 2001.- № 10.- с. 5760.
  102. Г. Агропромышленный комплекс России. Состояние, место в АПК мира: Справ.-информ. пособие / Г. А. Романенко.- М., 1999.540 с.
  103. А.Ю.- О налогово-бюджетном регулировании сельского хозяйства // Рыманов А.Ю.- Финансы и кредит.- 2004.-№ 9.- с.40−42.
  104. А. Сравнительный анализ сельскохозяйственного налогообложения в России и на Украине / А. Ю. Рыманов // Аграрная наука.-2004, — № 4, — с.6−7.
  105. Э. Современные экономические воззрения в России: аграрный аспект / Сагайдак Э. А. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, — 2005 .-№ 10−11/ с. 19−23, 20−21.
  106. Сельское хозяйство Красноярского края: Стат. Сб. № 4−2 -Красноярск, 2000.- с. 66.
  107. Сельское хозяйство Красноярского края: Стат.Сб. № 4−2 Красноярск, 2001.- 66 с.
  108. Сельское хозяйство Красноярского края: Стат.Сб. № 4−2 Красноярск, 2002.- 68 с.
  109. Сельское хозяйство Красноярского края: Стат.Сб.№ 4−2 Красноярск, 2003.- 68 с.
  110. Сельское хозяйство Красноярского края: Стат.Сб. № 4−2 Красноярск, 2004.- 68 с.
  111. Сельское хозяйство России и зарубежных стран (аналитико-статистический сборник) / Под ред. В. И. Назаренко, — М.: ВНИИТЭИагропром, 2001.
  112. А. Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства / А. Н. Семин // АПК: экономика и управление.- 2000.- № 11.- с.36−43.
  113. А. Удвоение ВВП в сельском хозяйстве Свердловской области / А. Н. Семин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № 11.- с.26−27.
  114. А. Финансовая государственная поддержка предприятий АПК Свердловской области / А. Н. Семин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2004, — № 7.- с.13−17.
  115. А. Сельское хозяйство России: Оценка состояния и долгосрочный прогноз / А. Ф. Серков, А. И. Амосов, М. В. Харина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005.-№ 10−11.- с. 7−11,11−16.
  116. Е. Перспективы реформирования аграрной политики России / Е. Серова, Н. Карлова, Т. Тихонова, И. Храмова, О. Шик // М.: ИЭПП, 2004. 113 с.
  117. Е. Прямые дотации сельскому хозяйству на региональном уровне во всем мире запрещены это дорога к разрыву рынков / Е. В. Серова // Крестьянские ведомости, http://www.agronews.ru
  118. О. Ценовые колебания агропродовольственной продукции в 2005 году / О. С. Соболев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2006.- № 2- с.57−60.
  119. Состояние и меры по развитию агропромышленного производства РФ. Ежегодный доклад. 2003 г. М.: МСХ РФ, 2004.
  120. Социально-экономическое положение городов и районов Красноярского края в 2002 году: Стат.сб. № 1−14- Красноярск, 2003−360 с.
  121. Социально-экономическое положение городов и районов Красноярского края в 2003 году: Стат.сб. № 1−14- Красноярск, 2004- 62 с.
  122. Социально-экономическое положение городов и районов Красноярского края в 2004 году: Стат.сб. № 1−14- Красноярск, 2005−362 с.
  123. Субвенции аграрному сектору в экономически развитых странах // Экономика сельского хозяйства России.- 2001.- № 6.- с.33−34.
  124. Субвенции сельскому хозяйству. Дайджест // Экономика сельского хозяйства России.- 2001.- № 4, — с. 36.
  125. А. Государственная поддержка сельского товаропроизводителя в республике Алтай / А. П. Сухоруков, С. А. Гашкина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.2006.-№ 1.- с.42−44.
  126. Г. Противоречия современного развития финансово-кредитной инфраструктуры АПК России / Г. В. Тимофеева // Финансы и кредит.- 2005.- № 26(194).- с.21−29.
  127. Ю. Повышать роль кредитных организаций в развитии инвестиционных процессов в сфере АПК / Ю. В. Трушин // Деньги и кредит.- 2006.- № 6.- с.25−30
  128. И. Перспективы развития АПК России и его роль в удвоении ВВП / И. Г. Ушачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.- № 5.- с. 3−10.
  129. И. Устойчивое развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы / И. Г. Ушачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2006, — № 4. с. 21−23.
  130. И. Экономические проблемы воспроизводства в АПК России / И. Г. Ушачев, Н. А. Борхунов, Э. А. Сагайдак, В. В. Маслова // М.: Энциклопедия российских деревень.- 2003.- 437 с.
  131. Хозяйственный механизм управления экономикой СССР: Учеб. Пособие для экон. спец. вузов / М. Г. Лапуста, А. Д. Шеремет и др.- Под ред. П. Г. Бунича, — М.: Экономика, 1991.- 318 с.
  132. Л. Вопросы аудита государственной помощи в сельскохозяйственных организациях / Л. И. Хорунжий, Н. А. Кокорев, В. И. Чикановский // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005, — № 11.- с. 33−37.
  133. Ю. Роль международных аграрных рынков в обеспечении продовольственной и энергетической безопасности / Ю. Цеддиес // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий,-2006.-№ 8.- с.12−13.
  134. С. Основы менеджмента: Метод, указания / С. Е. Чернов.- М., 1998.
  135. Р. Проблемы формирования эффективной финансово-кредитной системы по обслуживанию АПК / Р. Н. Черний // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2000.- № 9.- с. 24−26.
  136. А. Эффективность использования потенциала сельскохозяйственными предприятиями правобережья Саратовской области / А. В. Шариков, И. В. Шарикова // Экономический анализ: теория и практика.- 2005.- № 14 (47).- с. 44−48.
  137. А. Многоукладная экономика АПК России / А.Шутьков.- М.: Колос, 1998.
  138. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет экономики РАН- Гл.ред. Л. И. Абалкин.- М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.- 1055 с.
  139. Энциклопедия налогов. 1Шр:/Лу?ЛУ.1ах-па1./
  140. Н. Экономическое воздействие государства на агропромышленное производство / Н. Якушкин // АПК: экономика и управление.- 2000.- № 2.- с. 43−49.180. http://www.krasnet.ru/~statis/text/admin/htm
  141. Посевные площади основных сельскохозяйственных культур по Российской Федерации
  142. Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 20 051 2 3 4 5 6 71. Хозяйства всех категорий 1. В тыс. га:
  143. Зерновые культуры всего 45 636 47 241 47 474 42 195 43 745 43 785
  144. Сахарная свекла (фабричная) 806 773 809 924 851 805
  145. Подсолнечник на зерно 4629 3821 4117 5337 4848 5546
  146. Картофель 3252 3240 3232 3194 3150 3075
  147. Овощи 833 831 835 867 847 834
  148. Итого: 55 156 55 906 56 467 52 517 53 441 540 451. В % к итогу:
  149. Зерновые культуры всего 82,7 84,5 84,1 80,3 81,8 81,0
  150. Сахарная свекла (фабричная) 1,5 1,4 1,4 1,8 1,6 1,5
  151. Подсолнечник на зерно 8,4 6,8 7,3 10,2 9,1 10,3
  152. Картофель 5,9 5,8 5,7 6,1 5,9 5,7
  153. Овощи 1,5 1,5 1,5 1,6 1,6 1,5
  154. Итого: 100 100 100 100 100 100
  155. Сельскохозяйственные организации1. В тыс. га:
  156. Зерновые культуры всего 40 675 41 016 40 513 35 204 35 394 34 698
  157. Сахарная свекла (фабричная) 761 719 739 818 746 694
  158. Подсолнечник на зерно 3714 2916 3047 3886 3445 3813
  159. Картофель 231 221 197 175 172 154
  160. Овощи 167 136 122 135 107 90
  161. Итого: 45 548 45 008 44 618 40 218 39 864 394 491. В % к итогу:
  162. Зерновые культуры всего 89,3 91,1 90,8 87,5 88,8 88,0
  163. Сахарная свекла (фабричная) 1,7 1,6 1,7 2,0 1,9 1,7
  164. Подсолнечник на зерно 8,1 6,5 6,8 9,7 8,6 9,7
  165. Картофель 0,5 0,5 0,4 0,4 0,4 0,4
  166. Овощи 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2
  167. Итого: 100 100 100 100 100 1001. Хозяйства населения 1 2 3 4 5 6 71. В тыс. га:
  168. Зерновые культуры всего 338 400 421 495 550 555
  169. Сахарная свекла (фабричная) 5 5 7 9 10 16
  170. Подсолнечник на зерно 51 48 46 55 47 45
  171. Картофель 2980 2976 2988 2969 2919 2863
  172. Овощи 631 662 675 687 685 687
  173. Итого: 4005 4091 4137 4215 4211 41 661. В % к итогу:
  174. Зерновые культуры всего 8,4 9,8 10,2 11,7 13,1 13,3
  175. Сахарная свекла (фабричная) 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,4
  176. Подсолнечник на зерно 1,3 1,2 1,1 1,3 1,1 1,1
  177. Картофель 74,4 72,7 72,2 70,4 69,3 68,7
  178. Овощи 15,8 16,2 16,3 16,3 16,3 16,5
  179. Итого: 100 100 100 100 100 100
  180. Крестьянские (фермерские) хозяйства1. В тыс. га:
  181. Зерновые культуры всего 4623 5825 6540 6496 7801 8532
  182. Сахарная свекла (фабричная) 40 49 63 97 95 95
  183. Подсолнечник на зерно 864 857 1025 1396 1357 1688
  184. Картофель 41 43 53 53 59 581. Овощи 35 33 38 45 55 57
  185. Итого: 5603 6807 7719 8087 9367 104 301. В % к итогу:
  186. Зерновые культуры всего 82,5 85,6 84,7 80,3 83,3 81,8
  187. Сахарная свекла (фабричная) 0,7 0,7 0,8 1,2 1,0 0,9
  188. Подсолнечник на зерно 15,4 12,6 13,3 17,3 14,5 16,2
  189. Картофель 0,7 0,6 0,7 0,7 0,6 0,6
  190. Овощи 0,6 0,5 0,5 0,5 0,6 0,6
  191. Итого: 100 100 100 100 100 100
  192. Сельскохозяйственные зоны Красноярского края1. НИНСКАЯ1. Районы:
  193. Ачинский 'Бирилюсский Боготольский Балахтинский Болынеулуйский Козульский Назаровский Шовоселовский Тюхтетский Ужурский 1арыповский>
  194. СЕВЕРНАЯ ПОДТАЕЖНАЯ Районы:
  195. Богучанский Енисейский Кежемский Казаченский1. ПРИГОРОДНАЯ Районы:
  196. Березовский Б-Муртинский Емельяновский1. Манский Сухобузимский1. ЮЖНАЯ Районы:
  197. Ермаковский Идринский Каратузский Краснотуранский Курагинский Минусинский Шушенский1. КАНСЮ1. Районы:
  198. Абанский Дзержинский Иланский Ирбейский
  199. Канский Партизанский Рыбинский Саянский Тасеевский Уярский
  200. Структура товарной продукции сельского хозяйства Красноярского края
  201. Отрасль и вид продукции 2002 год 2003 год 2004 годвыручка, %к выручка, %к выручка, %кмлн. руб. итогу млн. руб. итогу млн. руб. итогу1 2 3 4 5 6 7
  202. Растениеводство всего, 1740,1 28,43 2284,1 32,57 3264,0 36,06 В том числе:
  203. Подсолнечник 0,3 0,005 0,8 0,01 1,2 0,01
  204. Соя 0,4 0,007 0,08 0,001 0,05 0,0006
  205. Рапс 0,7 0,01 0,7 0,01 1,7 0,02
  206. Картофель 12,4 0,20 10,0 0,14 9,4 0,10
  207. Овощи 78,1 1,28 39,8 0,57 25,0 0,281. Плоды семечковые и косточковые 0,5 0,008 0,5 0,007 0,5 0,006
  208. Ягоды 0,8 0,01 0,8 0,01 0,7 0,008
  209. Прочая продукция растениеводства 54,5 0,89 69,3 0,99 63,8 0,701. Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 339,6 5,55 390,0 5,56 593,7 6,56
  210. Молоко 1157,1 18,91 1267,9 18,08 1579,5 17,45
  211. Яйца 621,0 10,15 671,2 9,57 720,8 7,96
  212. Суточные птенцы 16,2 0,26 16,4 0,23 71,2 0,79
  213. Шерсть всякая 4,7 0,08 4,1 0,06 4,6 0,05
  214. Мед 1,9 0,03 1,3 0,02 1,2 0,01
  215. Рыба товарная 0,006 0,0001 0,005 0,7 0,005 0,5
  216. Продукция звероводства 44,3 0,72 21,3 0,30 23,8 0,26
  217. Прочая продукция животноводства 44,4 0,73 50,2 0,72 63,4 0,701. Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 1319,7 21,57 1631,9 23,27 2198,7 24,29
  218. Продукция прочих видов деятельности 19,2 0,31 41,7 0,59 23,2 0,261. Продукция подсобных производств и промыслов (кроме продукции переработки сельскохозяйственного сырья) 129,2 2,11 105,3 1,50 103,9 1,15
  219. Товары 49,8 0,81 46,3 0,66 41,1 0,45
  220. Работы и услуги 309,1 5,05 301,9 4,31 287,1 3,17
  221. ВСЕГО по краю 6119,6 100,0 7012,5 100,0 9051,2 100,0
Заполнить форму текущей работой