Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Поступательное экономическое развитие регионов на основе совершенствования бюджетно-финансовых отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на длительность процесса трансформации межбюджетных отношений, начало которым> было положено в 1994' г. заменой части дотаций исчисляемыми по определенной методике трансфертами, их современное состояние не может быть признано удовлетворительным. Об ЭТОМ" свидетельствует сохраняющееся противоречие между расширением бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методические основы исследования механизма бюджетно-финансовых отношений и их роли в обеспечении поступательного развития региональной экономики
    • 1. 1. Сущность и структура бюджетно-финансовых отношений в федеративном государстве
    • 1. 2. Методологические исследования межбюджетных отношений, как фактор повышения эффективности региональных финансов
    • 1. 3. Влияние бюджетно-финансового регулирования на состояние и перспективы развития региональных образований
  • 2. Анализ и оценка состояния бюджетно-финансовых отношений в Российской Федерации (на примере Приволжского федерального округа (ПФО))
    • 2. 1. Особенности развития межбюджетных отношений в России и за рубежом
    • 2. 2. Эффективности мер бюджетно-финансового регулирования в составе региональной политики государства
    • 2. 3. Оценка бюджетно-финансовых отношений в ПФО с позиции их влияния на динамику и направления экономического развития регионов
  • 3. Направления совершенствования бюджетно-финансовых отношений в современной России как фактор обеспечения устойчивого экономического развития регионов
    • 3. 1. Перспективы развития межбюджетных отношений в России на базе усиления контроля за полнотой и целевым использованием региональных средств
    • 3. 2. Оценка влияния бюджетно-финансовых отношений на экономическое развитие регионов

Поступательное экономическое развитие регионов на основе совершенствования бюджетно-финансовых отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Структурная трансформация российского общества обусловила необходимость изменения форм и методов государственного регулирования экономики, среди которых особую роль выполняет бюджетно-финансовая политика, во многом определяющая состояние и динамику макроэкономических показателей, уровень и качество жизни населения. Характер государственного7 устройства России обусловливает необходимость V разработки системы бюджетного федерализма, разделение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в решении социальных и экономических задач. Эффективное распределение полномочий и ответственности субъектов государственного управления и местного самоуправления выступает необходимым источником, устойчивого социально ориентированного развития государства в целом и входящих в его состав-территориальных образований, тогда как нарушение принципов бюджетного федерализма является препятствием для реализации их конкурентного-потенциала.

Несмотря на длительность процесса трансформации межбюджетных отношений, начало которым> было положено в 1994' г. заменой части дотаций исчисляемыми по определенной методике трансфертами, их современное состояние не может быть признано удовлетворительным. Об ЭТОМ" свидетельствует сохраняющееся противоречие между расширением бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти, прежде всего, в решении социальных проблем, и отсутствием необходимого финансового потенциаласнижение ответственности органов, государственной власти за сбалансированность бюджетной системы в целом на региональных и местных уровняхсохранение жесткой зависимости доходной базы консолидированных бюджетов субъектов от отчислений по федеральным налогам и сборам. Так, в 2010 г. налоговые доходы составили 80% поступлений в бюджеты различных уровней, что обусловило возрастание зависимости доходов ' 3 территориальных бюджетов в составе региональных бюджетов от федерального, а местных бюджетов — от региональных в связи с кризисными явлениями в 20 092 010 гг. и последовавшими за ними уменьшением налоговых поступлений1. Ряд изменений, внесенных в содержание системы государственного управления и местного самоуправления в рамках их реформирования, не имеют соответствующего финансового обеспечения. Так, исключение из числа индикаторов формирования бюджетов разных уровней минимальных государственных социальных стандартов и минимальной бюджетной обеспеченности противоречит социальной направленности реформ. Централизация доходов, сокращение собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов, изъятие у них налоговых источников и наделения субъектов Федерации и муниципальных образований социально значимыми функциями обусловливают необходимость решения проблема бюджетного выравнивания. При этом критерием для определения предела централизации доходов вышестоящих уровней бюджетной системы выступает граница, за пределами которой выравнивающая функция межбюджетных отношений препятствует реализации их стимулирующей функции, ведет к потере инициативы и самостоятельности субъектов бюджетного процесса в наращивании налогового потенциала на местах, к активизации центробежных тенденций и к нарушению единого экономического пространства.

Разработка и внедрение отдельных изменений в действующую модель бюджетного федерализма в период с 2001 по 2011 гг. были связаны исключительно с применением финансовых технологий без учета форм и методов бюджетно-финансового регулирования на уровне государства в целом и отдельных территориальных образований в контексте процессов регионализации. Неоднозначная трактовка роли региона в реализации бюджетно-финансовой политики, отсутствие эффективной системы межбюджетного взаимодействия — все это не позволило разработать и.

1 По данным Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа vvww.minfin.ru, открытый. Проверено на 1.09.2011. 4 реализовать целостную программу развития депрессивных территорий, формирования и стимулирования развития «точек роста» в поляризованном экономическом пространстве, что свидетельствует о необходимости коренной и системной модернизации содержания и форм реализации бюджетного федерализма. Дискуссионность проблемы расчета нормативов отчислений от регулирующих доходов в региональные бюджеты, определения предоставляемых бюджетами вышестоящего уровня нижестоящим размеров трансфертов и субсидий, адаптации принципов бюджетно-финансового регулирования1 к особенностям поляризованного пространства федеративного государства обусловливают необходимость уточнения содержания и механизма функционирования межбюджетных отношений с учетом опыта развития зарубежных государств и особенностей развития российского сообщества.

Необходимость создания эффективного механизма финансовых отношений, обеспечивающих рациональное сочетание интересов на всех уровнях бюджетной системы, проведение адекватной бюджетно-финансовой и налоговой политики в целях обеспечения поступательного экономического развития — все это предопределило выбор темы диссертационного исследования, ее значимость в теоретическом и практическом аспектах.

Степень изученности работы. Изучению методологических вопросов диагностики социально-экономического развития регионов посвящены труды Р. Вильсона, Р. Гранта, И. Мак Миллана, Дж. Маргулиса, Д. Пирсона, Д.Уэинтрауба. Вопросы глобализации и регионализации, научнопрактические рекомендации по учету различных составляющих региональной экономики при формировании экономической политики государства представлены в работах российских (И.В.Абрамов,.

A. Д. Арзамасцев, В. И. Аршинов, В. Я. Афанасьев, Н. Г. Багаутдинова, Т. Багсариан, Э. Э. Батизи, А. В. Бойченко, О. В. Братимов, И. К. Быстряков, Е. Л. Вартанова, В. И. Видяпин, Х. А. Вютрих, Р. Г. Гринберг, В. Ф. Железова,.

B.А.Зубенко, Е. А. Касаткина, С. В. Киселев, М. Н. Осьмова, В. В. Поляков,.

Л.П.Федорова и др.) и зарубежных (М.Алле, Ф. Альбедиль, Е. Баннерман, 5.

Ф.Бергстен, Дж. Гаррет и др.) ученых. Вопросы регионального регулирования рассматривались в трудах российских экономистов П. М. Алампиева, Л. В. Канторовича, Н. Н. Колосовского, В. В. Леонтьева, А. С. Новоселова,.

A.Е.Пробста, С. Г. Струмилина, А. И. Татаркина и др.

В дореволюционный период большой вклад в разработку теоретических основ федеративной формы государственного устройства внесли российские ученые Д. Л. Златопольский, А. П. Погребинский,.

С.А.Корф, А. С. Ященко и др. Проблемы развития федеративных отношений, межбюджетных отношений и региональной политики представлены в работах Р. Г. Абдулатипова, С. В. Бирюкова, Л. Ф. Болтенковой, И. М. Бусыгиной, В. В. Гайдук, В. Я. Гельман, К. В. Кал ининой, В. Н. Лексина, А. А. Мацнева, Н. П. Медведева,.

B.А.Михайлова, М. В. Столярова, Р. Ф. Туровского и др. Экономические аспекты развития бюджетного федерализма освещены в трудах следующих ученых: О. В. Богачевой, С. Д. Валентея, О. В. Врублевской, Ю. И. Любимцева, М. В. Романовского и др.

Среди зарубежных исследователей наибольший вклад в рассмотрение различных проблем бюджетно-финансового регулирования экономики внесли: Т. Веблен, В. Виттмана, Х. Гросман, Дж.М.Кейнс, Л. Келлер,.

Дж.Коммонс, Р. Коуз, Р. А. Масгрейв, К. Маркс, Ф. Нейман, В. Ойкен, Дж. Сакс, П. Самуэльсон, Дж. Стиглиц, А. Хансен, М. Фридмен, Л. Эрхард и др.

Проблемы становления и развития межбюджетных отношений, местного самоуправления, финансового и бюджетного регулирования исследовались в трудах отечественных ученых: А. И. Воропаева,.

A.И.Закирова, В. И. Матеюк, В. Г. Панскова, И. В. Подпориной, М. П. Придачук,.

B.Е.Селиверстова, С. Н. Хурсевича, Д. Г. Черника и др. Работы ряда авторов (Е.В.Бушмина, А. Г. Игудина, Н. С. Максимовой, В. Б. Христенко и др.) посвящены содержанию и целям реформы межбюджетных отношений.

Результаты исследований вышеперечисленных авторов значительно продвинули изучение проблемы разработки принципов межбюджетных б отношений, однако вопросы совершенствования форм и методов бюджетнофинансовой политики в контексте реализации региональной политики государства в целях обеспечения устойчивой макроэкономической динамики требуют дальнейшего изучения. Указанные обстоятельства и значимость рассмотренных вопросов определили цель и задачи диссертационной работы, а также основные направления исследования.

Цель и задачи диссертациониого исследования. Цель диссертационной работы состоит в научном обосновании теоретикометодических подходов к содержанию бюджетно-финансовых отношений в федеративном государстве и в разработке на основе полученных выводов практических рекомендаций, обеспечивающих поступательное экономическое развитие регионов в современных условиях.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:

1. Выявить атрибутивные свойства национального экономического пространства как необходимые и достаточные условия развития межбюджетных отношений в федеративном государстве.

2. Обосновать необходимость и формы институционального закрепления порядка разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней.

3. Исследовать содержание, преимущества и недостатки сценариев развития межбюджетных отношений и последствий их реализации для состояния мезоэкономических показателей.

4. Предложить показатель состояния межбюджетных отношений как основы для оценки эффективности мер бюджетно-финансового регулирования.

5. Разработать методический подход к группировке регионов в соответствии с интегральным индикатором размера консолидированного бюджета по показателям доходов и расходов, а также доходов и расходов на душу населения.

6. Предложить теоретическую платформу бюджетно-финансового регулирования поступательного экономического развития регионов в разрезе типов территориально-локализованных образований по признаку доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Объектом исследования является механизм бюджетно-финансовых отношений как основа поступательного экономического развития российских регионов.

Предметом исследования является совокупность организационноэкономических отношений, возникающих в процессе функционирования механизма бюджетно-финансовых отношений как основы поступательного экономического развития российских регионов в современных условиях.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали концепции, теории и гипотезы отечественных И зарубежных ученных в области исследования региональных аспектов государственного регулирования социально-экономического развития? научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященных проблемам формирования бюджетной системы, межбюджетных отношений, механизмам разграничения и распределения доходных и расходных полномочий, определения возможности реализаций бюджетных полномочий.

Методологический инструментарий, используемый для решения поставленных в диссертационном исследовании задач, базируется на диалектическом методе познания, > обеспечивающем системный х* комплексный подход к изучаемой проблеме. В процессе ПОДГОТОВКИ диссертационной работы были использованы общенаучные и специфически^ методы исследования экономических процессов: методы структурного И факторного анализа, экспертных оценок, экономико-математического моделирования, методы прикладной статистики и эконометрики и др.

Информационной базой исследования послужили материалах федеральных и региональных статистических органов, Министерства 8 регионального развития РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики (ЧР), Министерства финансов ЧР, Управления Федерального Казначейства по ЧР, монографии и статьи по всему комплексу проблем, публикации в периодической печати, материалы периодической печати и сети Интернет.

Нормативно-правовую базу представляют законодательные акты и подзаконные документы по вопросам регулирования социальноэкономических процессов в Российской Федерации и ее регионах. '.

Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 3. Региональная экономика: 3.16. Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях- 3.18. Экономика федеративных отношений. Проблемы, разграничения-полномочий и предметов ведения сфер' концепции между федеральной, региональной, муниципальной властью. Бюджетно-налоговые отношения, в федеративном государстве, цели и механизмы федеральной политики Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке и научном обосновании комплекса теоретико-методических положений* и практических рекомендаций по разработке и реализациимер бюджетнофинансового регулирования поступательного экономического развития российских регионов, что конкретизируется в следующих положениях:

1. Выявлены атрибутивные свойства национального экономического пространства, в качествекоторых выступают фрактальность, или способность сохранять, единую целостность при наличии в его составе множества находящихся в иерархической подчиненности элементовсамоорганизация, или способность к нейтрализации внешних эффектов и обеспечению устойчивой поступательнойдинамики на микро-, мезои макроуровняхнеоднородность, или асинхронность экономического времени 9 в основных, вспомогательных и обслуживающих трансакциях, что находит выражение в бюджетно-финансовой асимметрии трех типов (по статусу субъектов Федерации, внестатусная (по разнице бюджетно-налоговых потенциалов), по статусу налогоплательщиков (специальный налоговый режим)) и обусловливает необходимость межбюджетных отношений как отношений между бюджетами разного уровня в ходе бюджетного процесса по поводу распределения и перераспределения средств из вышестоящих бюджетов в нижестоящие, из бюджетов одного уровня в порядке бюджетнофинансового регулирования в целях создания необходимых условий для обеспечения целостности экономического пространства.

2. Обоснована необходимость институционального закрепления порядка разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней с обязательным включением в его состав принципа адекватности бюджетных расходов полномочиям региональных и муниципальных образований, а также принципа соразмерности финансового потенциала территориально-локализованных образований в составе федеративного государства их расходным полномочиям в целях достижения сбалансированности бюджетов, что определено в качестве источника поступательного экономического развития отдельных регионов и федеративного государства в целом.

3. Сформулированы содержание, преимущества и недостатки консервативного (сохранение сложившейся системы межбюджетных отношений), ограниченно-реформаторского (введение отдельных элементов новой системы межбюджетных отношений, включающей механизмы вертикального выравнивания, горизонтального выравнивания или предоставления субвенций из регионального фонда компенсаций), умереннореформаторского (создание основ новой системы межбюджетных отношений), реформаторского (замена дотаций подушевыми нормативами, делегирование полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, режим «отрицательных трансфертов») сценариев развития.

10 межбюджетных отношений и последствий их реализации для состояния мезоэкономических показателей.

4. Предложен показатель состояния межбюджетных отношений, в качестве которого выступает коэффициент интенсификации, или отношение разности фактического и расчетного объема доходов консолидированного бюджета региона, отражающего степень их зависимости от объемов финансирования из федерального бюджета,. что позволяет оценить* эффективность мер бюджетно-финансового регулирования, направленных напреодоление поляризации экономического* пространстваи обеспечение поступательного развития региональных образовании;

5. Разработан методический подход к группировке регионов в соответствиис предложенным классификационным: признаком, в качестве которого выступает интегральный индикатор размера консолидированного бюджета по показателям доходов и расходов, доходов и расходов на душу • населения, что является: основой для. разработки адаптированных к особенностям региональных образований? методов бюджетно-финансового регулирования и применения стимулирующей, политики финансовойподдержки. территории с низкой бюджетной обеспеченностью.

6 Предложена теоретическая платформа бюджетно-финансового регулирования поступательного экономического развития регионов в разрезе типов: территориально-локализованных образований по признаку доли межбюджетных трансфертов: из федерального бюджета (за исключением средств, передаваемых на исполнение делегируемых полномочий) в объеме собственных доходов соответствующего бюджета в течение двух из трех последних отчетных лет, в* рамках которой, сформулированы общие, особенные и единичные требования к содержанию бюджетно-финансовых. мер (соблюдения ограничений на предельный размер государственного долга и дефицита бюджета субъекта Федерациидополнительные ограничения по расходам на содержание органов государственной власти и оплату труда государственных служащих и работников бюджетной сферы субъекта.

Федерациитребования по осуществлению контроля за эффективностью использования бюджетных средств и др.).

Теоретическая и практическая значимость работы определяется развитием теоретических и методических положений регионального управления. Основные выводы и предложения, сформулированные в диссертации, представляют собой систему взаимоувязанных рекомендаций по разработке и реализации стратегии развития межбюджетных отношений, позволяющих усилить контроль за полнотой поступления и эффективностью" использования государственных финансовых ресурсов.

Рекомендации, предложенные в диссертации, могут быть использованы в практической деятельности федеральных, региональных и местных органов власти в области регулирования и стимулирования развития финансовобюджетных отношенийпри формировании бюджетного процесса на местах и в центрепри определении повышения эффективности бюджетных* средств и финансовой устойчивости регионов.

Рассмотренный в диссертации механизм регионального управления финансовыми ресурсами субъектов Федерации может быть использован в учебном процессе при чтении курсов «Региональная экономика», «Бюджетное устройство и бюджетный процесс». Отдельные положения диссертации целесообразно включить в спецкурсы по проблемам государственного регулирования экономики.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, региональных, межвузовских научнопрактических и научно-методических конференциях в 2006;2011 гг.: на итоговых научно-практических конференциях в Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова (Чебоксары, 2004 — 2009 гг.), всероссийской научно-практической конференции «Потребительская кооперация — социально-ориентированная система» (Чебоксары, 2008), всероссийской научно-практической конференции «Кооперативная самобытность в новом.

12 тысячелетии" (Чебоксары, 2007), ежегодных конференциях Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации (2006;2011 гг.) и др.

Имеются 22 публикации по теме диссертации общим объемом 19,25 (авт. — 15,85 пл.), в том числе 5 статей в журналах «Вестник Чувашского университета. Серия «Гуманитарные науки», «Сегодня и завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник», которые входят в реестр журналов, рекомендованных ВАК России для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям, а также 1 монография.

Разработанные практические рекомендации внедрены и используются в деятельности Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике в ходе совершенствования методики распределения средств бюджета, а также в учебном процессе АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» Чебоксарский кооперативный институт (филиал), что подтверждено справками о внедрении.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 271 наименование и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование, проведенное в рамках поставленных цели и задач, дает основание для следующих выводов и рекомендаций.

1. Выявлены атрибутивные свойства национального экономического пространства, в качестве которых выступают фрактальность, или способность сохранять единую целостность при наличии в его составе множества находящихся в иерархической подчиненности элементовсамоорганизация, или способность к нейтрализации внешних эффектов и обеспечению устойчивой поступательной динамики на микро-, мезои макроуровняхнеоднородность, или асинхронность экономического времени в основных, вспомогательных и обслуживающих трансакциях, что находит выражение в бюджетно-финансовой асимметрии трех типов (по статусу субъектов Федерации, внестатусная (по разнице бюджетно-налоговых потенциалов), по статусу налогоплательщиков (специальный налоговый режим)) и обусловливает необходимость межбюджетных отношений как отношений1 между бюджетами разного уровня в ходе бюджетного процесса по поводу распределения и перераспределения средств из вышестоящих бюджетов в нижестоящие, из бюджетов одного уровня в порядке бюджетнофинансового регулирования в целях создания необходимых условий для обеспечения целостности экономического пространства.

Исследование эволюции представлений о содержании категории • экономическое пространство" позволило выделить процессныйтерриториальныйуправленческийресурсныйинформационный подходы к его определению. Качество экономического пространства — это совокупность его характеристик и свойств в статике и динамике, соответствующих потребностям и стратегическим интересам агентов и функционирующих институтов. Характеристики качества определяются основными свойствами: свойства, обеспечивающие функционирование единого экономического пространства как системы (первичность и целостность) — свойства, способствующие взаимодействию экономического пространства с внешней.

144 средой (связанность и открытость) — свойства, обусловленные взаимодействием с внешней средой (равновесие, оптимальность, целенаправленность, инновационность, инерционность).

Экономическое пространство России характеризуется целостностью, при этом совокупное функционирование взаимосвязанных экономических систем субъектов федерации порождает качественно новые функциональные свойства целого, не сводящиеся к сумме свойств национальной экономики.

Экономическое пространство развивается под воздействием внешних и внутренних факторовсохраняя при этом качественную определенность, устойчивость и адаптивность функционирования. Эти свойства характеризуются следующими" параметрами: равновесием спроса и предложения на рынках, бесперебойностью функционирования элементов системы при внешних и внутренних воздействияхсохраняемостью первичных целей и значений параметров системы в точках бифуркации и флуктуацииустойчивостью финансовой системыперспективностью экономического саморазвития. Оптимальность характеризует обеспеченность национальной (региональной) экономики своевременной, достоверной, полной информацией как основы для принятия решений агентами. Целенаправленность включает построение дерева целей развития социальноэкономической системы, создание единых условий хозяйствования и активизации деятельности* ее агентов для обеспечения поступательного развития-. Инновационность является главным условием повышения конкурентоспособности экономики, а также роста уровня и качества жизни населения. Инерционность как качество приобретенное характеризуется скоростью изменения всех параметров (вход, процесс, выход), при этом изменение выходных параметров системы произойдет в ответ на изменения других параметров.

2. Обоснована необходимость институционального закрепления порядка разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней с обязательным включением в его состав принципа адекватности.

145 бюджетных расходов полномочиям региональных и муниципальных образований, а также принципа соразмерности финансового потенциала территориально-локализованных образований в составе федеративного государства их расходным полномочиям в целях достижения сбалансированности бюджетов, что определено в качестве источника поступательного экономического развития отдельных регионов и федеративного государства в целом. '.

Для экономического роста, в первую очередь, необходима макроэкономическая стабильность: низкий уровень инфляции, прогнозируемый курс национальной валюты, общая финансовая устойчивость. Важным условием экономического развития является также стабильная и предсказуемая государственная налоговая и бюджетная политика.

Только в стабильных и понятных условиях бизнес имеет возможность планировать и развивать свою деятельность, создаватьновые рабочие места, привлекать долгосрочные кредиты, инвестировать. Создание и поддержание таких условий — главный вклад бюджетной политики в экономическое развитие страны.

3. Сформулированы содержание, преимущества и недостатки консервативного (сохранение сложившейся системы межбюджетных отношений), ограниченно-реформаторского (введение отдельных элементов повой системы межбюджетных отношений, включающей механизмы вертикального выравнивания, горизонтального выравнивания или предоставления субвенций из регионального фонда компенсаций), умереннореформаторского (создание основ новой системы межбюджетных отношений), реформаторского (замена дотаций подушевыми нормативами, делегирование полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, режим «отрицательных трансфертов») сценариев развития межбюджетных отношений и последствий их реализации для состояния мезоэкономических показателей.

Проблемы системы межбюджетных отношений в России определяются как объективными, так и субъективными факторами. Наиболее существенным объективным фактором является критический уровень экономической дифференциации регионов. Разрыв бюджетной обеспеченности между самым богатым и самым бедным регионом до выравнивания (с учетом ИБР) составляет более сотни раз, коэффициент вариации в 2010 г. был равен 91,3%. При любой проводимой политике проблема значительной межрегиональной дифференциации уровня предоставления бюджетных услуг вряд ли будет решена, и обеспечение базового уровня социальных услуг любому гражданину вне зависимости от места его проживания во многом останется утопией. В то же время это предопределяет дотационность значительной части субъектов Федерации, а тем самым и наличие иждивенческих настроений, незаинтересованности в мобилизации внутренних резервов.

Основная проблема системы межбюджетных отношений, существующей на настоящий момент, состоит в том, что она не только не решает, но и усугубляет обозначенную выше проблему, создавая при этом еще множество негативных экстерналий. Так, соотношение трансфертов на выравнивание и трансфертов, не имеющих выравнивающего эффекта, но при этом не создающих стимулы к развитию, составляет в различные годы от 30:70 до 25:75. Использование части средств фонда выравнивания на стимулирование развития доходной базы регионов, а также недавнее инициатива по распределению дополнительных 10 млрд руб. дотаций> бюджетам субъектов Российской Федерации, достигших наилучших результатов по увеличению налогового • потенциала региона, носит сугубо искусственный характер. Эта задача могла бы решаться более эффективно расширением региональной налоговой базы.

Доминирование целевых трансфертов, их дробность (в 2009 году было предоставлено 237 субсидии, в 2010 произошло сокращение их числа до 124), значительный объем делегированных полномочий, сопровождаемый.

147 передачей более чем двадцати субвенций, не оставляют регионам финансовых источников и административно-управленческого потенциала для проведения собственной политики, реализации собственных целей. Недоучет локальных особенностей и связанных с ними приоритетов резко снижает эффективность федеральных трансфертов, ведет к. неэффективному расходованию бюджетных средств.

Важнейшим-недостатком системы межбюджетных отношений^является размывание «правил игры» в данной сфере, выделение значительного объема, трансфертов не на базе общих критериев, а на основе индивидуальных решений, что резко снижает прозрачность данной системы и увеличивает роль субъективного фактора в ее функционировании:

4. Предложен показатель, состояния> межбюджетных отношений, в, качестве которого выступает коэффициент, интенсификации, или отношение разности: фактического и< расчетного объема доходов консолидированного бюджета региона, отражающего степень их зависимости от объемов финансирования из федерального бюджета, что позволяет: оценить-эффективность мер бюджетно-финансового регулирования, направленных, на ' преодоление поляризации экономическогопространства и обеспечение поступательного развития региональных образований: Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое: регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики? и действующими социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных № натуральных трансфертовСоциальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы, по источникам формирования: и способам финансирования, условиям предоставления^ их кругу получателей. Денежные выплаты связаны с компенсацией потери дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев (или работы (пособия:по безработице, и т. д.) — Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами.

• 148 здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

5. Разработан методический подход к группировке регионов в соответствии с предложенным классификационным признакомв качестве которого выступает интегральный индикатор размераконсолидированного бюджета по показателям доходов и расходов, доходов и расходов на душу населения, что является основой для разработки адаптированных к особенностям региональных образований методов бюджетно-финансового регулирования и применения стимулирующей политики финансовой поддержки территории с низкой бюджетной обеспеченностью.

Любая из форм государственного регулирования складывается из материальных, институциональных и концептуальных составляющих. Социальное регулирование не является исключительной привилегией государства. Оно охватывает не только перераспределение доходов, но и прочие показатели уровня жизни. Объектами социального регулирования являются охрана окружающей среды и защита прав потребителя. Социальное регулирование осуществляют деловые единицы, профсоюзы, церковь. Материальное основание государственного регулирования зависит от объема производства и той его доли, которая перераспределяется’централизованно, через государственный бюджет. Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельностью соответствующих учреждений. Концептуальная основа государственного регулирования — это теория, приобретающая статус правительственной доктрины. .

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эффективности.

6. Предложена теоретическая платформа бюджетно-финансового регулирования поступательного экономического развития регионов в разрезе типов территориально-локализованных образований по признаку доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением средств, передаваемых на исполнение делегируемых полномочий) в объеме собственных доходов соответствующего бюджета в течение двух из трех (последних отчетных лет, в рамках которой сформулированы общие, особенные и единичные требования к содержанию бюджетно-финансовых мер (соблюдения ограничений на предельный размер государственного долга и дефицита бюджета субъекта Федерациидополнительные ограничения по расходам на содержание органов государственной власти и оплату труда государственных служащих и работников бюджетной сферы субъекта Федерациитребования по осуществлению контроля за эффективностью использования бюджетных средств и др.).

Как показывает российский и зарубежный опыт именно осуществление капитальных расходов и модернизация бюджетного сектора наиболее затруднительны для большинства субъектов Федерации (за исключением наиболее богатых и/или наиболее эффективных) в отсутствии федеральной финансовой поддержки, поэтому субсидирование капитальных расходов и реформ в общественном секторе в ряде случаев может быть целесообразным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Книга и сервис, 2004.-33 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2 ч.: по состояниюна 25 марта 2010 г. М.: Юрайт, 2011. — 584 с.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: по состоянию на 5апр. 2010 г. .-М. :ЭЛИТ, 2011. 157 с.
  4. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г.// Сборник законодательных актов РФ, 1991 г., 26.06 12.07. с. 168. № 29 ст.1010
  5. Закон РСФСР № 46 051 543 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.1991 г.,// «Сборник законодательных актов Российской Федерации», 1991 г., Выпуск IV. с. З
  6. Закон РФ от 27.12.1991 г., № 2118−1 «Об основах налоговой системы в РФ"// Российская газета, № 56, 10.03.1992.
  7. Закон РФ от 15.07.1992 г., «О субвенциях в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу». // Сборник законодательных актов РФ, 1992 г., Выпуск ХУИ/с 15.
  8. Закон «О республиканском бюджете Чувашской Республики на2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»: закон Чувашской Республики: проект. С. 2−20, 25−43.
  9. Закон Чувашской Республики «О Стратегии социальноэкономического развития Чувашской республики до 2020 г.». Чебоксары, 2007.-99 с.
  10. Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 2001 годах: постановление Правительства РФ от 30.07.1998 № 862 // Российская газета. — 1998. — 8 авг.
  11. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ Электронный ресурс.: федер. закон от 6.10.2003 № 131 ФЗ ред. от 18.11.2007. -Режим доступа: Консультант Плюс.
  12. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Электронный ресурс.: федер. закон от 28.08.95 № 154-ФЗ ред. от 21.07.2005. Режим доступа: Консультант Плюс.
  13. О бюджетной политике в 2008 2010 годах: бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2007 // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2007. — N 7.
  14. Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР: закон РФ от 10.10.91 № 1734−1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. -1991. -№ 46.-Ст. 1543.
  15. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений Электронный ресурс.: федер. закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ ред. от 26.04.2007. Режим доступа: Консультант Плюс. ¦
  16. О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год: закон Чувашской Республики от 12 апр. 2005 г. N 18. С. 1−4, 7
  17. О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год: федеральный закон Российской Федерации от 5 июля2005 г. N 84-ФЗ. С. 14−20.
  18. О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральномбюджете на 2006 год»: федеральный закон Российской Федерации от 1 дек.2006 г. N 197-ФЗ. С. 22−48. — Начало. Окончание: 9 дек. — С. 5−10.
  19. О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Обюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2005 год»: закон Чувашской Республики от 29 дек.2005 г. N 62. С. 9.
  20. О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Обюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2006 год»: закон Чувашской Республики от 30 марта 2006 г. N 8. Ст. 78.
  21. О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Обюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования
  22. Чувашской Республики на 2006 год»: закон Чувашской Республики от 2 июня 2006 г. N 19. С. 3.
  23. О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2006 год»: закон Чувашской Республики от 25 июля 2006 г. N 40. С. 1−6.
  24. О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2006 год»: закон Чувашской Республики от 30 авг. 2006 г. N 42. С. 2
  25. О внесении-' изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2007 год»: закон Чувашской Республики от 13 июля 2007 г. N 39. С. 14−17.
  26. О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Ореспубликанском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»: закон Чувашской Республики от 25 апр. 2008 г. N14.-С. 2−18.
  27. О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: федеральный закон Российской Федерации от 8 нояб. 2008 г. N 193-Ф3. С. 17−22.
  28. О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Ореспубликанском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»: закон Чувашской Республики от 28 нояб. 2008 г. N 55. С. 2−22.
  29. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
  30. О мерах по реализации Закона Чувашской Республики «Овнесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканскомбюджете Чувашской Республики на 2005 год: постановление от 15 апр. 2005 г. N 95 / Чувашская Республика. Кабинет Министров. Ст. 215.
  31. О мерах по реализации Закона Чувашской Республики «Овнесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики»: постановление от 14 апр. 2006 г. N 99 / Чувашская Республика. Кабинет Министров. С. 1−3.
  32. О мерах по реализации Закона Чувашской Республики «Овнесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2006 год: постановление от 28 июля2006 г. N 184 / Чувашская Республика. Кабинет Министров. Ст. 445.
  33. О местном самоуправлении в РФ Электронный ресурс.: закон РФ от 06.07.91 № 1550 1 ред. от 26.06.2007. — Режим доступа: Консультант Плюс.
  34. О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Электронный ресурс.: приказ М-ва финансов РФ от 02.08.2004 № 223 ред. от 18.08.2005. Режим доступа: Консультант Плюс
  35. О порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: утв. приказом М-ва финансов РФ от 10.12.2004 № 114 н. // Финансовая газета. 2005. — № 4.
  36. О принципах и порядке разграничения предметов ведения иполномочий между органами государственной власти РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 16.04.97 ,
  37. О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года Электронный ресурс.: постановление Правительства РФ от1508.2001 № 584. ред. от 06.02.2004. Режим доступа: Консультант Плюс.
  38. О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год- и на плановый период 2010 и 2011 годов: закон Чувашской Республики от 7окт. 2008 г. N 49. С. 2−67. — Опубл. также: Собрание законодательства
  39. Чувашской Республики. 2008. — N 10. — Ст. 716
  40. О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год: закон Чувашской Республики от 29 нояб. 2004 г. N 54. С. 6−10.
  41. О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2006 год: закон Чувашской Республики от 29 нояб. 2005 г. N 61. Ст. 696.
  42. О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2007 год: закон Чувашской Республики от 30 нояб. 2006 г. N 57. С. 6−8, 9−12, 17−26.
  43. О субвенциям республикам в составе РФ, краям, областям, Автономным округам, городам Москве и Санкт Петербургу: закон РФ от 15.07.92 № 1303 1 // Российская газета. — 1992. — 8 сент.
  44. О федеральном бюджете на 2006 год: федеральный закон
  45. Российской Федерации от 26 дек. 2005 г. N 189-ФЗ. С. 18−37. — Начало. Окончание: 30 дек. — С. 12−21-
  46. О федеральном бюджете на 2006 г. и другие нормативноправовые акты о платежах за пользование природными ресурсами / В. В. Петрунин. С. 17−25. .
  47. О федеральном бюджете на 2007 год: федеральный закон
  48. Российской Федерации от 19 дек. 2006 г. N 238-ФЭ. Ст. 5504.
  49. Постановление Правительства РФ от 06.06.2000 г. № 780 «О временных методических рекомендациях субъектам РФ по регулированию межбюджетных отношений». // Собрание законодательства РФ, 18.06.2000г, № 26, ст. 3179.
  50. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 г. № 584 «О
  51. Программе развития Бюджетного Федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» // Собрание законодательства РФ, 20.08.2001, № 34, ст. 3503.
  52. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» //Собрание законодательства РФЛ, 28.05.2004, № 27.
  53. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года: Приложение к Закону Чувашской Республики «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года». Чебоксары, 2009. 83 с.
  54. Указ Президента РФ «О реформе местного самоуправления в РФ» октябрь 1993 г., // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993 г., № 44. ст. 4188.
  55. Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента
  56. РФ в Федеральном округе» № 849, от 05.05.2000 г.// Собраниезаконодательства РФ, 2000 г., № 26. ст. 2748.
  57. Федеральный Закон «О принципах разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ». // Собрание законодательства РФ, 1999 г., № 26. ст. 3176.
  58. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2001 г.» от2712.2000 г. № 150-ФЗ. // «Консультант Плюс» от 12.01.2001 г.
  59. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2003 г.» от2412.2002 г. № 176-ФЗ. //"Консультант Плюс» от 10.01.2003 г.
  60. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации». № 131-Ф3, // «Российская газета» 08.10.2003 г. .
  61. Федеральный Закон «О внесении изменений в статьи 220 и 224 Части второй Налогового Кодекса Российской Федерации» от 31.07.2004 г. № 112-ФЗ // «Консультант Плюс» 20.08.2004 г.
  62. Федеральный Закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс
  63. РФ в части регулирования межбюджетных отношений» № 120-ФЗ от0508.2004 г. // «Консультант Плюс» 20.08.2004 г.158
  64. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2004 г». № 186-ФЗ. от 28.11. 2003 г. // «Консультант Плюс» 23.12.2003 г.
  65. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2005 г». № 173-ФЗ. от 23.12.2004 г. // Консультант Плюс» 15.01.2005 г.
  66. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2006 г». № 173-ФЗ. от 23.12.2004 г. // Консультант Плюс» 5.02.2007 г.
  67. Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального округа. 2010: Стат. сб. / Чувашстат. — Чебоксары, 2011. — 256 с.
  68. Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального округа. 2009: Стат. сб. / Чувашстат. — Чебоксары, 2010 — 218 с.
  69. Чувашская Республика и регионы Приволжского федеральногоокруга. 2006: Стат. сб. / Чувашстат. — Чебоксары, 2006. — 194 с
  70. Чувашия. 2009: Краткий стат. сб. / Территориальный орган
  71. Федеральной службы государственной статистики по Чувашской
  72. Республике. Чебоксары. 2010. 132 с.
  73. Чувашия. 2008: Краткий стат. сб. / Территориальный орган
  74. Федеральной службы государственной статистики по Чувашской
  75. Республике. Чебоксары. 2009. 152с.
  76. М.С. Экспресс-анализ финансовой отчетности:методическое пособие / М. С. Абрютина. М.: ДИС, 2003. — 255 с.
  77. И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учебное пособие /И.Г. Акперов, И. А. Коноплева, С. П. Головач — под ред.проф. И. Г. Акперова. 2 изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2009. — 640 с.
  78. И.М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / И. М. Александров. 2-е изд. — М.: Дашков и К', 2007. — 485 с.
  79. Анализ применения трансфертной системы межбюджетныхотношений в Российской Федерации: отчет о НИР / НИФИ при МФ РФ — рук. А. Г. Игутин. -М, 1996. 86 с.
  80. Анализ применения трансфертной системы межбюджетных отношений в Российской Федерации: отчет о НИР /НИФИ при МФ РФ — рук.
  81. А.Г. Игутин. М., 1996. — 86 с.
  82. Э. Б. Лекции по экономической теории государственного сектора : учебник / Э. Б. Аткинсон, Дж. Э. Стиглиц — пер. с англ. под ред. Л. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. — 832 с.
  83. М.П. Основы бюджетной системы: Уч. пособие М. П. Афанасьев. М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 243 с.
  84. М.И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. // Под ред. М. И. Баканова. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 536 с.
  85. Барулин С.В.:Финансы: учебник / С. В. Барулин. М.: КНОРУС, 20Ю.-640с.
  86. М. К. Экономико-математическая модель для разработки схемы районной планировки / М. К. Бандман, В. В. Воробьева, В. Ю. Малов // Вопросы географии. 1980. — Вып. 113. Географические науки и районная планировка. — С. 153−160.
  87. М.К. Федеральная помощь депрессивным районам и остальным регионам России / М. К. Бандман, С. С. Гузнер, В. Е. Селивестров // Федерализм и региональная политика- проблемы России и зарубежный опыт.- Новосибирск, 1996. Вып. 3. — С. 188−231.
  88. Э. Ф. Региональная экономика / Э. Ф. Баранов, Н. Н. Некрасов. -М.: Экономика, 1975. 212 с.
  89. А.Р. Государственное регулирование региональной экономики: Уч.- методическое пособие //А.Р. Батчаев. С. М. Климов, А. М. Ходачек. Спб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003. — 238 с.
  90. О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования II.Т. Бежаев. М.: Экзамен. 2008. — 128 с.
  91. Большой толковый словарь русского языка: около 60 000 слов / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ACT: Астрель, 2004. — 1268 с.
  92. А., Обновление системы управления экономикой /
  93. A.Борисенко, Н. Борисенко // Экономист. 2009. С.44−48.
  94. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / М.
  95. B.Романовский и др. — под. ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М. :Юрайт, 2010.-621 с.
  96. М.А. Управленческий анализ: учебно практ. курс/ М. А. Бахрушина. — 3-е изд., испр. — ОМЕГА-Л, 2006. — 432 с. — (Организация и планирование бизнеса).
  97. Э.А. Дискуссионные вопросы теории социалистических финансов / Э.А. Вознесенский- ЛФЭИ им. Н. А. Вознесенского. Л.: ЛГУ, 1969. — 158 с.
  98. Э.А. Финансы как стоимостная категория/ Э.А.
  99. Вознесенский. М.: Финансы и статистика. 1985. — 159 с.
  100. О. В. Международный опыт формирования межбюджетных отношений / О. В. Воронцова. М.: Центр фискальной политики, 2008. // http ://www.fpcenter.ru
  101. Врублевская О. В, Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов / ред. О. В. Врублевская — М. В. Романовский. 3-е изд., испр. и. перераб. — М.: ЮРАЙТ, 2009. — 837 с.
  102. А.И. Экономический анализ: Уч. пособие /А.И.
  103. Гинзбург. СПб. и др.: Питер, 2009. — 175 с.
  104. JI. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л. Т. Гиляровская, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий. М.: Проспект, 2006. — 360 с.
  105. А.И. Прикладной экономический анализ /А.И. Гинзбург. СПб. и др.: Питер, 2008. — 319 с.: ил.
  106. А. И. Экономический анализ: предмет и методы, моделирование ситуаций, оценка управленческих решений: учебник для вузов / А. И. Гинзбург. СПб. и др.: Питер, 2009. — 471 с.
  107. Г один А. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. М. Годин — В. П. Горегляд — И. В. Подпорина. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и К1, 2008. — 565 с.
  108. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лпксин, А. Н. Швецов. М.: ЛКИ, 2007. — 368 с.
  109. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2007.-495 с.
  110. А.Г. Основы региональной экономики: Уч. для вузов / А. Г. Гранберг. 3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2008. — 495 с.
  111. Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика / Т. В. Грицюк. М.: Издательство РДЛ, 2007. — 288 с.
  112. Т.В. Фискальный федерализм и межбюджетные отношения / Т. В. Грицюк. М.: Финансы и статистика, 2008. -320 с.
  113. С. И. Бюджетное регулирование в зарубежных странах (опыт, проблемы): монография / С. И. Гусев, Ю. Г. Швецов. Барнаул: Изд-во Алт-ГУ, 2001.-76 с.
  114. А. 3. Финансовая система России: учеб. пособие / А. 3. Дадашев, Д. Г. Черник. М.: ИНФРА-М, 1997. — 248 с.
  115. Д.В. Бюджетная система РФ : учебное пособие для ВУЗов / Д. В. Дементьев. М.: КноРус, 2010. — С.248.
  116. Ермасова Н. Б .Бюджетная система Российской Федерации: конспект лекций / Н. Б. Ермасова. М.: Высш. образование, 2008. — 118 с
  117. В.В., Савруков Н. Т. Государственный бюджет: Конспект лекций. СПб.: Политехника, 2006.115.. Иванов Н. Г., Маковник Т. Д. Казначейская система исполнения бюджетов. СПб.: 2007. ч
  118. Н.Г. Межбюджетные взаимоотношения в РФ: анализ, перспективы, зарубежный опыт / Н. Г. Иванова, М. И. Канкулова. — СПб.: Изд- во СПбУЭФ, 1995.- 104 с.
  119. В. Б. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности / В. Б. Ивашкевич, И. М. Семенова. М.: Бух. учет, 2006. -190с.
  120. А.Г. Межбюджетные отношения в субъектах Федерации /
  121. А.Г. Игудин // Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Фелерации: региональный аспект. Сб. материалов. Издание Совета
  122. . М., 2008. — С. 65−71.
  123. П. Оценка региональных различий в бюджетных потребностях субъектов РФ / П. Кадочников, О. Луговой, И. Трунин // http .У/www.iet.ru/papers/papers г .htm.
  124. Р.В. Объективные основы государственного регулирования экономики / О. В. Катихин. М.: Дело, 2007. — 280 с.
  125. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. М.: Гелиос АРВ, 1999. — 352 с.
  126. Т.Д. Бюджетный федерализм: Экономика и политика / Т. Д. Мансуров. Л. Я. Кесельбренер. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2009.-383 с.
  127. Э.А., Маркарьян С. Э., Герасименко Г. П. Управленческий анализ в отраслях: Учебное пособие / Под ред. профессора Маркарьяна Э. А. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.-352с.
  128. Межбюджетные трансферты: экономический смысл, цель и виды.- М.: Центр фискальной политики, 2010. 44 с.
  129. Местные бюджеты и система местного налогообложения в странах Запада: обзор. -М., 2007. 35 с.
  130. Местное управление и самоуправление в крупных городах зарубежных стран / сост. В. В. Вороненке М.: МГЦИТИ, 1990. — 27 с.
  131. Г. Н. Макроэкономика / Г. Н. Мэнкыо. Пер. с англ. М.: Изд-воМГУ. 1994
  132. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И. В. Горского (и др.). М.: Финансы и статистика, 200. — 288 с.
  133. А.С. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / А. С. Нешитой. Изд. 6-е, испр. и доп. — М.: Дашков и К1, 2008. — 307
  134. Оптимизация расходов региональных бюджетов / Под ред. А.М.
  135. . В.В. Климанова. М.: Единориал УРСС, 2008. — 96 с.
  136. Общественные финансы- Вып. 1).
  137. Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России: Уч. пособие для вузов / М. Загорулько (и др.). 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. — 320 с.
  138. К. В. Интенсификация экономики в условияхнеопределенности рыночной среды / К. В. Павлов. М.: Магистр, 2007. — 270с.
  139. В. Трактат о налогах и сборах / В. Петти. М.: Петраком, 1993. -154 с.
  140. Т.В. Рыночное и государственное регулирование экономики региона / Т. В. Погодина. Чебоксары: Руссика, 2007. — 208 с.
  141. И. Реформирование государственных финансов. Курс переходной экономики / И. Погосов. Под ред. акад. Л. И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 2007.
  142. Г. Б., Бюджетная система России: учебник/2 изд., перераб. и доп. М.: ЮЫИТИ-ДАНА, 2008 Г.-703 с.
  143. Г. Б. Территориальные финансы : учеб. пособие / Г. Б. Поляк. М.: Вузовский учебник, 2006. — 479 с.
  144. Прикладной бюджетный анализ: методика и подходы / В. А. Бескровная и др. СПб.: Норма, 2007. — 272 с.
  145. Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации: Уч. пособие- 2-е изд. Испр. и доп. Е. И. Пшенникова. Спб.: Изд-во C-Петербургского. Ун-та, 2009. — 196 с.
  146. Развитие депрессивных муниципальных образований: стратегический выбор и механизм реализации / Под ред. В. Е. Рохчина — СПб.: Литас+, 2008. — 176 с.
  147. Разграничение расходных полномочий между уровнями власти в Российской Федерации / Центр фискальной политики. М.: Academia, 2008. -69 с.
  148. Регион в формировании социального государства / Г. В. Гутман, О. П. Звягинцева, А. А. Мироедов. М.: Финансы и статистика, 2005. — 160 с.
  149. Региональная экономика / под ред. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 526 с.
  150. С.С. Государственные финансы.- М.: Финансы и статистика, 2008. 324с.
  151. Д. Начало политической экономии и налогообложения / Антология экономической классики. В 2-х т. М.: Эконов, 1992. — Т.1. — 775 с.
  152. Реформирование межбюджетных отношений / под. ред. А. М. Лаврова. -М.: УРСС, 2009.-211 с.
  153. В.М. О бюджетной политике и межбюджетных отношениях в субъектах РФ, М.: Пресс, 2009.
  154. М.В. Развитие местных и республиканских бюджетов в условиях рыночной экономики / М. В. Романовский // 47 Конгресс международного института государственных финансов (август 1991): доклад. Л., 1991.-С. 13−18
  155. М. А. Экономическая теория : учебник для вузов / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. М.: ИНФРА-М — НОРМА, 1999. — 446 с.
  156. П. Экономика / П. Самуэльсон М.: ПО «Алгон», 1992.
  157. А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. -М.: Юристъ, 1999. -38с.
  158. Н.Н. Финансовый анализ: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 479 с.
  159. С.С. Бюджетный кризис в России: 1985 1995 годы», изд-во «Евразия», М. — 1995. С. 23 — 25.
  160. А.Д. Государственный контроль в бюджетной сфере России и зарубежных стран / А. Д. Соменков. М.: М3 Пресс, 2008. — 250 с.
  161. В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М.: Финансы и статистика, 2006.
  162. С.В. Система государственного контроля / С. В. Степашин // Финансы. -2007, — С. 47−49.
  163. А.Е. Социальное развитие села в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: РГАЗУ, 2006. -125 с.
  164. К.И. Комментарий к бюджетному кодексу Российской Федерации / К. И. Таксир, Т. В. Храмова. М.: Юрайт-Издат. 2009. — 304 с.
  165. А.А. Бюджетная система России : учебное пособие / А. А.
  166. Тедеев — В. А. Парыгина. М.: Эксмо, 2008. — 409 с.166
  167. Толковый словарь русского языка: около 60 000 слов / под ред. Д. Н. Ушакова. — М.:АСТ: Астрель, 2009. 1268 с.
  168. А.В. Проблемы государственной бюджетной политики: Научно-практ. Пособие / А. В. Улюкаев. М.: Дело, 2008. — 544 с.
  169. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление.-М.: ЭКМОС, 2001.-304 с.
  170. Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2007. — 892 с.
  171. С.Ф. Финансы: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2008.
  172. В.Д. Бюджетная система в Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов / В. Д. Фетисов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 367 с.
  173. Финансовая помощь местным бюджетам: региональное1законодательство / под ред. В. В. Климанова. М.: УРСС, 2004. — 333 с.
  174. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / А. Г. Грязнова и др.- под ред. А. В. Грязновой М.: Финансы и статистика, 2007.- 1168 с.
  175. Философский энциклопедический словарь / JI. Ильичев (и др.). -М.: Сов. Энциклопедия. 2003. 840 с.
  176. С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993.
  177. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. Г. Грязновой (и др.). М.: Финансы и статистика, 2009. — 1168 с.
  178. Финансы, денежное обращение, кредит: Уч. для вузов Под общ. ред. проф. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2010. — 512 с.
  179. Финансы и кредит: Уч. / Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. М.: Юрайт-Издат, 2008. — 575 с.
  180. Финансы / В. М. Родионова и др. — под ред. В. М. Родионовой. -М. :3 Финансы и статистика, 2009. 400с.
  181. Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. -М.: Финансы и статистика, 2008. 504 с.
  182. В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами / В. Б. Христенко. М.: Дело, 2007. — 608 с.
  183. Финансы России. 2008: Стат.сб./ Росстат М., 2008. — 453 с.
  184. Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. / Д. Хайман. М.: «Финансы и статистика», 1992.
  185. Э. Экономические циклы и национальный доход / Э. Хансен. М.: ИЛ, 1959.
  186. В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы / В. Б. Христенко. -М.: Дело, 2009.-608 с.
  187. Ф. Государство и экономика (Власть и бизнес). М.: Экономика, 2007.
  188. С.А. О региональных контрольно-счетных органах// Материалы научно-практической конференции «Единая концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации» / С. А. Шерегов. М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2008. — С. 72−74.
  189. А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремег, Р. С. Сайфулин. М.: ИНФРА-М, 2005. — 172 с.
  190. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Гл. ред.
  191. А.М.Румянцев. М.: «Советская энциклопедия», 1979. — Т. 3. — 624
  192. Эффективность бюджетных расходов на региональном уровне /
  193. А. Лавров (и др.). М.: Изд-во «Весь мир», 2008. — 76 с. (Региональные финансы- Вып. 5).
  194. Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Уч. для вузов / Л. И. Якобсон. Европейская комиссия ЕС (Tacis). М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 367 с.
  195. М.И. Финансы регионов / М. И. Яндиев. М.: Финансы и статистика, 2008. — 240 с.
  196. А.В. Бюджетирование, ориентированное на результат: региональный опыт внедрения //Финансы № 1, 2008.С. 20 -22.
  197. А., Коваленко Е., Фонд Институт экономики города» «Монетизация льгот: региональные действия //. Финансы № 7, 2005 г.
  198. Н.А. Развитие нормативных методов планирования в общественном секторе экономики в условиях новой модели межбюджетных отношений //Финансы и кредит, № 11, 2008. С. 67 -69.
  199. С. А., заведующий отделом Научноисследовательского финансового&rsquo- института Минфина РФ, доцент. «К вопросу о реализации бюджетных принципов». Финансы № 12. 2002 г.
  200. Л. Н. Некоторые особенности местных бюджетов / Л. Н. Анто-ненко, Л. Н. Коновалова, С. Н. Стрелков // Финансы. 1999. — № 6. -С. 12−14
  201. Ю. М. Некоторые особенности бюджетной и налоговой систем Швейцарии /10. М. Артемов // Финансы. 1995. — № 11. — С.49−51.
  202. . К. Ю., «Регулирование межбюджетных отношений встранах с федеративным государственным устройством». Проблемыпрогнозирования № 1. 2003 г.
  203. М.К. Последствия фрагментации экономики России / М.К. бандман, В. Ю. Малов, Б. В. Мелентьев //Регион: экономика и социология. 2002 — № 2. — С. 45 — 59.
  204. В.В. Развитие взглядов на государственные финансы в экономической науке //Финансы и кредит, № 27, С. 19 26.
  205. А. Г. зам руководителя Департамента межбюджетных отношений Минфина РФ, О сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2004 г.//. Финансы № 2. 2004 г., с. 7.
  206. А.Г., зам руководителя Департамента межбюджетных отношений Минфина РФ, К вопросу, о назначении и результатах распределения средств ФФПР//. Финансы № 11. 2004 г.
  207. А.В., Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов //Финансы и кредит № 5. 2008. С.-. 15 17,
  208. А.В., Государственный аудит региональных бюджетов // Финансы и кредит № 4. 2008. С.-. 147 50.
  209. Богегич Желько., Взгяд со стороны /Ж. Богетич // Бюджет, сентябрь 2008. С. 36 39.
  210. О. В. Становление российской модели бюджетного федерализма / О. В. Богачева // Вопросы экономики.- 1998.- № 8. С. 31−34.
  211. Е., зам руководителя Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН, д.э.н. / Местное самоуправление: этап обновления и укрепления //. Экономист № 4. 2004 г.
  212. М.Э., Дятлов Д. А. Риски финансовой системы региона: выявление и оценка //Финансы и кредит, № 37, С. 36 41.
  213. И. Асимметричность федерации: Россия и опыт Германии / И. Бусыгина // Мировая экономика и международные отношения.- 1998.-№ 12.-С. 142- 149.
  214. Л.А., Петрова А. Е. Роль банковского сектора в развитии регионального валютного рынка //Финансы и кредит, № 14. 2009. С. 27−29.
  215. P.P. Эффективность регионального развития на основе бюджетных инструментов.//Финансы, № 1, 2008, С 3 7.
  216. В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат / В. Гамукин // Вопросы экономики. 2009. № 2. С. 4−22.
  217. И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений / И. В. Горский // Финансы. 1999. № 6. С. 27−30.
  218. В.И. Региональная экономическая политика и межбюджетные отношения / В. И. Гришин./ Финансы, N4. 2009- С. 50−55.
  219. О.И. Размещение средств Федерального Бюджета на банковские депозиты /О.И. Дроздов М.: Финансы ,№ 9, 2010 — С. 30 — 34.
  220. Л., Евстигнеев Р. Субфедеральные проблемы глобализации / Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Вопросы экономики. 2003. № 5. С. 50−66.
  221. В. Н. Акимов Н.Н. Особенности распределения налоговых полномочий на примере приволжского федерального округа, //Финансы и кредит, № 11, 2008. С. 77 81.
  222. Е.А. Методология оценки состояния и устойчивости государственных финансов //Финансы и кредит, № 27, 2008. С. 13 — 18.
  223. Д.Ю. Тенденции трансформации бюджетной систебмы /Д.Ю. Завьялов М.: Финансы ,№ 6, 2008 С. 15 — 19.
  224. Г. С. Пути увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований //Финансы. № 7, 2008. С. 28 — 30.
  225. Захаревская Г. Г «Развитие понятий «бюджет» и «бюджетная система» в теории финансов» Г. С. Закревская. М.: Финансы и кредит, 2007 г. № 24 — С. 65−70.
  226. А. Б., руководитель юридического отдела Института экономики переходного периода. «Правовое регулирование статуса несостоятельных регионов и муниципальных образований». Финансы» № 8. 2004 г.
  227. А.А. Финансовый анализ деятельности предприятия в условиях региональной экономики (на примере Чувашской Республики) / Иванов А. А. // Вестник Чувашского государственного университета. 2006. № 6.-С. 367−373.
  228. Игудин А. Г, Зарубин А. В. Об основах разграничения расходных полномочий и доходных источников //Финансы, № 2, 2008 С. 8 -11.
  229. А. Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений в Германии и России / А. Г. Игутин // Финансы. 2009. — № 4. — С. 49.
  230. А. Г. О принципах реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации / А. Г. Игутин // Финансы. 2008. — № 8.- С. 6−9.
  231. В.И. Методология анализа налогово бюджетной и региональной политики на субфедеральном уровне /В.И. Клесторин- под ред. С. А. Суспицина. -Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. — 240 с.
  232. Конкурентноспособность регионов: теоретико прикладные аспекты / под ред. Ю. Н. Верского, Н. Я. Калюжновой. — М: Теис, 2007. -472 с.
  233. А. Принципы политической экономии / А. Маршалл / Пер. с англ. Р. И. Столнера. Под ред. С. М. Никитина. М.: Прогресс. 1983. -Т.1−3.
  234. Л.В. Межбюджетные отношения и проблемыбюджетной политики России / Л. В. Казакова. Государственная власть и местное самоуправление, М., N3. 2005 — С. 21−23. «
  235. А.С. Оценка финансового положения Субъектов Федерации // Финансы. 2005. № 8. С. 8−13.
  236. А.Л. Бюджет основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны., //Финансы., №. 12., 2008. С. 3 — 9.
  237. Э. В., заместитель начальника отдела методологиибюджетной классификации Департамента бюджетной политики Минфина РФ
  238. Основные направления работы по изменению бюджетной классификации
  239. Российской Федерации в 2008 году». Финансы № 10. 2009г172
  240. К. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным уровнями бюджетной системы // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 139−142.
  241. В.В. Развитие межбюджетных трансфертов в регионе.//Финансы, № 6, 2008. С. 24 -27.
  242. В.Н. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ /
  243. В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Вопросы экономики. 1998. № 3. С. 18−37.
  244. В.И. Основы самостоятельности и сбалансированности местных бюджетов //Финансы. 2000. № 4. С. 7 9.
  245. May В. А. Экономическая политика в 2004 году: поиск модели консолидации роста / В.А. May // Вопросы экономики. 2005. № 1. С. 4−27.
  246. Д.И., Петров А. В. О безопасном исполнении бюджета в системе казначейства //Финансы и кредит № 11, 2008. С. 69 76.
  247. Методические рекомендации по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов Электронный ресурс.: письмо М-ва финансов РФ от 15.12.2006 № 06−0408/01−161. Режим доступа: Консультант Плюс.
  248. , Н. Н Понятия «финансовая система» и «бюджетная система» в теории финансов / Н. Н. Назаров — М: И. Канкулова. М. Финансы и кредит, N19. 2007 С. 6−10
  249. В. Г. О некоторых проблемах финансовойсамостоятельности местного самоуправления / В. Г. Пансков // Финансы. -1999. -№ 3.-С.5−9. *
  250. О.А. Стратегическое планирование как инструмент бюджетной реформы.//Финансы., № 9, 2008. С. 25 28.
  251. Р.В. Калькулятор муниципальных заданий. //Финансы, № 9, 2010. С. 29−30.
  252. В.В. Совершенствование методики распределениядоходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию //Финансы и кредит, № 7,2009. С. 15−18. '
  253. С.В. Управление рисками потери финансовой устойчивости региональных бюджетных систем на современном этапе бюджетной реформы //Финансы и кредит, № 35, С. 26 31.
  254. Л.И. Реформа местного самоуправления: переходный период, // Финансы, № 5, 2008. С. 15 19.
  255. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005 г.: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2006. — 863 с.
  256. И. К. Конкуренция и ценообразование / И. К. Салимжанов / / Финансы. 2005. — N9. — С. 16−19
  257. Е. Стратегическое планирование территорий и человеческий потенциал // Экономика. Политика. Инвестиции. — 2009. № 1(6). —С.52−53.
  258. Совершенствование межбюджетных отношений в России. Научные труды № 24 / Ред. Н. Главацкая. М.: Институт экономики переходного периода. 2008. — 399 с.
  259. Суглобов А. Е. Использование результатов экономического анализа для выявления перспектив развития социальной инфраструктуры сельских регионов //Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 12 (69).-С. 187- 192.
  260. С.А. Сводные индексы положения регионов Российской Федерации по федеральным округам в 2009 г./С.А. Суспицин //Регион: экономика и социология. 2009. — № 1. — С. 213−220.
  261. Н.Г. Эффективность этапа радикального совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации: региональный аспект: Сб. материалов. Издание Совета Федерации / Н. Г. Сычев. М., 2004. — С. 49−64.
  262. Тенденции развития межбюджетных отношений в РФ // Аналитический вестник Совета Федерации. 2006. — № 23. — 162 с.
  263. Тимченко В. С, Пронина Л. И. Повышение эффективности работы органов местного самоуправления, //Финансы, № 9, 2008. С. 19 25.
  264. А. Конкуренция на запасных путях.// Финансы 2005. -N18.-С. 24−25.
  265. Федерализм: многомерная модель исследования. / П. А. Федосов и др. // Федерализм. 2002. — № 4.I
  266. Федеративные межбюджетпые отношения: современныетенденции и перспективы (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросыэкономики. 2007. № 5. С.84−102.
  267. И.А. Особенности формирования межбюджетныхтрансфертов за счет средств федерального бюджета, предоставляемых субъектам Российской Федерации.//Финансы и кредит, № 42, С. 35 —42.
  268. В.Б. Новая методика распределения трансфертов /
  269. B.Б. Христенко, А. М. Лавров // Финансы. 2009. № 3. С.3−7.
  270. В.Б. Развитие бюджетного федерализма в России: итоги 1990-х годов и задачи па перспективу / В. Б. Христенко // Вопросы экономики. 2009. № 2. С. 4−18.
  271. С.Н. Новый этап развития межбюджетных отношений /
  272. C.Н. Хурсевич // Федеративные отношения и региональная социальноэкономическая политика. 1999. № 1. С. 18−22.175
  273. Ч.Т. Целевое использование бюджетных средств / Ч. Т. Цыденмункуева // Финансы. 2008. № 9. С. 53−57.
  274. Ф.И. О концепции повышения эффективности межбюджетпых отношений в 2009 -2011 годах //Финансы, № 6, 2009. С 9 -14.
  275. Е.Г. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста / Е. Ясин // Вопросы экономики. 2002. № 5. С. 4−25.
  276. Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций / Е. Г. Ясин. М.: ГУ ВШЭ, 2009. — 437 с.
  277. Paddison R, Bailey S. Local government fmanse: International Perspectives//L- NY- Routledge, 1989 (теория «фискального федерализма»)
Заполнить форму текущей работой