Совершенствование методов потребительской оценки для повышения качества коньяков
Для того чтобы выяснить пожелания покупателей недостаточно использовать обычные маркетинговые подходы. Разрабатывая коньячную продукцию, позиционируя ее на рынке, любой производитель в первую очередь должен делать ставку на ее сенсорные, потребительские свойства. Сформулированы основные положения качественной и количественной потребительской оценки коньячной продукции и определен комплекс… Читать ещё >
Содержание
- Введение стр
- Глава 1. Изучение степени удовлетворенности потребителей стр. 7 качеством коньячной продукции путем применения методов потребительской оценки
- 1. 1. Ориентация на потребителя — основа системы ме- стр. 7 неджмента качества, регламентируемой международными стандартами ИСО серии
- 1. 1. 1. Место потребителя в системе менеджмента качества стр
- 1. 1. 2. Потребности покупателей как основной фактор взаи- стр. 11 модействия системы «производитель — потребитель»
- 1. 2. Методы и средства потребительской оценки продук- стр. 15 тов питания
- 1. 2. 1. Изучение методов получения информации при потре- стр. 16 бительских исследованиях
- 1. 2. 2. Особенности потребительской оценки продуктов пи- стр. 21 тания
- 1. 2. 3. Изучение средств сбора данных при потребительской стр. 26 оценке
- 1. 3. Повышение качества коньячной продукции — одна из стр. 29 важнейших задач коньячного завода
- 1. 1. Ориентация на потребителя — основа системы ме- стр. 7 неджмента качества, регламентируемой международными стандартами ИСО серии
- Глава 2. Разработка стратегических направлений совершенст- стр. 34 вования потребительской оценки коньячной продукции
- 2. 1. Анализ характеристик качества коньяков и проблем стр. 35 продвижения коньячной продукции на региональные рынки России (на примере Московского винно-коньячного завода «КиН»)
- 2. 2. Исследование основных принципов и стратегических стр. 43 направлений совершенствования деятельности коньячного завода в области потребительской оценки коньяков
- 2. 3. Классификация методов и средств потребительской стр. 48 оценки коньячной продукции
- 2. 4. Исследование комплекса факторов, влияющих на стр. 52 формирование потребительской оценки
- Глава 3. Исследование процессов и разработка процедур каче- стр. 63 ственной потребительской оценки спиртных напитков
- 3. 1. Качественные исследования потребительской оценки стр. 63 спиртных напитков
3.2. Выявление предпочтений потребителей по половому, стр. возрастному и экономическому фактору и разработка процедуры качественного исследования потребительской оценки спиртных напитков с помощью интервью
3.3. Качественные исследования рейтинговой оценки ин- стр. 88 тенсивности предпочтений потребителей коньяков посредством фокус-групп и разработка процедуры выполнения потребительской оценки коньячной продукции с помощью фокус-групп
Глава 4. Количественные исследования и разработка процедур стр. 102 потребительской приемлемости атрибутов качества коньяков
4.1. Отбор, тестирование, обучение и комплектование стр. 103 групп для проведения количественных потребительских исследований
4.2. Потребительское исследование атрибутов качества стр. 109 коньячной продукции с помощью лабораторной потребительской панели и разработка процедуры количественной потребительской оценки коньяков
Глава 5. Разработка методики потребительской оценки коньяч- стр. 134 ной продукции
5.1. Методика потребительской оценки коньяков стр.
5.2. Расчет изменения показателя конкурентоспособности стр. 136 коньяка после внедрения методики потребительской оценки на заводе «КиН»
Выводы стр.
Список литературы
- Агабальянц Г. Г. Избранные работы по химии и технологии вина, шампанского и коньяка. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. — 567 с.
- Аджиев A.M., Гаджиев М. С., Мишиев П. Я., Григорьянц B.C. Совершенствование сырьевой базы выработки элитных коньяков России// Виноделие и виноградарство, 2003, № 5, с. 6−7.
- Аджиев A.M., Шихсаидов Х. И., Григорьянц B.C., Гаджиев М. С., Мишиев П. Я. Элитные марочные коньяки России// Виноделие и виноградарство, 2004, № 1, с. 9−12.
- Алешин Б. С. Стандартизация и бизнес неразделимы // Стандарты и качество, 2002, № 10, с. 1−6.
- Алмаши К. К., Дробоглав Е. С. Дегустация вин. М.: Пищевая промышленность, 1979, 163 с.
- Бенчмаркинг эффективный инструмент СМК пищевого предприятия// Пищевая промышленность, 2003, № 4, с. 24.
- Березин И.С. Практика исследования рынков. М.: Бератор-Пресс, 2003.-376 с.
- Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. /Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. — 624 с.
- Власов В.М. Виноградный бренди// Химия и жизнь, 1999, № 2, с. 36−39.
- Ю.Всеобщее управление качеством/ Под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия — Телеком, 2001. — 600 с.
- Гаджиев М.С., П.Я. Мишнев, Устаров М. К. Выбор качественного коньячного спирта// Виноделие и виноградарство, 2003, № 1, с.18−19.
- Гамидуллаев С.Н. и др. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. СПб., 2000. — 389 с.
- Гиссин В.И. Управление качеством.- Москва: ИКЦ «Март», Рос-тов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.- 400 с.
- Гличев А. В. Основы управления качеством продукции. М: РИА «Стандарты и качество», 2001. — 424 с.
- Глушакова Т.А. Измерение удовлетворенности потребителей и управление предприятием// Бизнес в промышленности, 2002, № 1, с.6−10.
- Головня Р. В., Еникеева Н. Г. Сенсорный анализ для организации контроля качества традиционных и новых пищевых продуктов// Современные методы анализа пищевых продуктов". Москва, 1987. — 268 с.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. М.: Финпресс, 200. — 464 с.
- Горпова Н.В., Рудометова Н. В., Зарубина Е. Ю. Особенности сенсорного анализа ванильного аромата// Пищевая промышленность: Ингредиенты и добавки, 2001, № 2, с.66−67.
- ГОСТ Р ИСО 9000−2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
- ГОСТ Р ИСО 9001 2001. Системы менеджмента качества. Требования.
- ГОСТ Р ИСО 9004 2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
- ГОСТ 13 741–91. Коньяки. Общие технические условия.
- Гребнев Е. Т., Кандрашина Е. А., Хайнце X., Бабенков Д. Н. Процессно-ориентированное управление// Менеджмент в России и за рубежом, 2003, № 1, с. 3 -18.
- Дедков Н.П., Дубицкий Л. Г. Социально-экономический аудит зарубежного производителя. Москва: Финансы, 1978. — 238 с.
- Дуборасова Т.Ю. Сенсорный анализ пищевых продуктов. Дегустация вин: Учебное пособие. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. 184 с.
- Еганян А.Г. Исследование потребительских предпочтений при выборе и покупке напитков// Пищевая промышленность, 2005, № 2, с. 60−61.
- Еганян А.Г. Особенности потребительской оценки качества коньячной продукции// В сборнике материалов третьей Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством». -РГТУ имени К. Э. Циолковского. М.: ИЦ «МАТИ», 2004, с. 48.
- Егоров Е.А., Гугучкина Т. И., Агеева Н. М. Перспективы и проблемы развития винодельческой промышленности Кубани// Виноделие и виноградарство, 2003, № 4, с. 10−11.
- Егоров Н.А., Родопуло А. К. Химия и биохимия коньячного производства. -М.: Агропромиздат, 1988. 193 с.
- Ефимов В.В. Потребительские ценности продукции// Стандарты и качество, 2002, № 5, с. 68−69.
- Жарикова Г. Г., Кондакова И. А., Леонова И. Б. Оценка качества кондитерских изделий по органолептическим показателям. М.: АгроНИИТЭПП, 1995. — 42 с.
- Завьялов П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Международные отношения, 1991. — 416 с. 39.3акс JI. Статистическое оценивание М.: Статистика, 1976. — 598 с.
- Кантере В. М, Матисон В. А., Фоменко М. А. и др. Органолепти-ческий анализ пищевых продуктов: Монография. М: Издательский комплекс МГУ1Ш, 2001. — 151 с.
- Кантере В. М., Матисон В. А., Фоменко М. А. Сенсорный анализ продуктов питания: Монография. М: Типография РАСХН, 2003. -400 с.
- Кантере В.М., Матисон В. А., Крюкова Е. В. Система менеджмента качества на предприятиях продуктов питания// Пищевая промышленность, 2003, № 4, с. 8−13.
- Кантере В.М., Матисон В. А., Тихомирова О. И., Крючкова Ю. Б. Качество и безопасность продуктов питания: Монография М.: Издатальский комплекс МГУПП, 2001. — 398 с.
- Кантере В.М., Матисон В. А., Фоменко М. А. Потребительская оценка продуктов важнейшая составляющая маркетинговых исследований. //Мясная индустрия, 2002, № 8, с. 11−13.
- Кантере В.М., Фоменко М. А., Матисон В. А., Крюкова Е. В. Сенсорная оценка при контроле качества на предприятиях// Пищевая промышленность, 2003, № 11, с. 76−77.
- Кишковский З.Н., Скурихин И. М. Химия вина. М.: Пищевая промышленность, 1976. — 312 с.
- Кондо Иосио. Управление качеством в масштабах компании: становление и этапы развития/ Пер. с англ. Нижний Новгород, СМЦ «Приоритет», 2002. — 252 с.
- Корольков В.Ф., Брагин Ю. В. Проектирование и производство продукции исходя из пожеланий потребителей// Стандарты и качество, 2003, № 11, с. 64−65.
- Котлер Ф. Основы маркетинга/ Пер. с англ. М.: Росинтэр, 1996. -704 с.
- Кравченко J1.B. Научное обеспечение виноградарства и виноделия России //Виноделие и виноградарство, 2003, № 1, с.4−9.
- Кудряшов J1.C., Гуринович Г. В., Рензяева Т. В. Стандартизация, метрология, сертификация в пищевой промышленности. М.: ДеЛи принт, 2002. — 303 с.
- Куме X. Статистические методы повышения качества/ Пер. с анг. -М.: Финансы и статистика, 2001. 304 с.
- Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
- Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: Юрайт-Издат, 2004. — 330 с.
- Майнетт С. Воспитание потребителей// Европейское качество, 2002, № 4, с. 10−15.
- Малтабар В.М., Фертман Г. И. Технология коньяка. М.: Пищевая промышленность, 1971. — 344 с.
- Малхотра Н.К., Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство/Пер. с англ. М: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 960 с.
- Мартыненко Э.Я. Виноград для производства высококачественных коньяков// Виноград и вино России, 2000, № 2, с. 22−23.
- Мартыненко Э.Я. Технология коньяка. Симферополь: Таврида, 2003.
- Матисон В.А., Еганян А. Г. Потребительские свойства винно-коньячной продукции // В сборнике докладов Международной конференции «Технологии и продукты здорового питания». М.: Издательский комплекс МГУПП, 2004, т. II, с. 189−193.
- Матчина И.Г., Бузин А. Н. На пути к маркетингу вина// Виноделие и виноградарство, 2003, № 5, с. 8−9.
- Менеджмент систем качества/ М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташон и др. М: ИПК Издательство стандартов, 1997. — 368 с.
- Оганесянц JI.A. Дуб и виноделие. М.: Пищепромиздат. — 1998.255 с.
- Огвоздин В. Ю. Управление качеством: основы теории и практики.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. 160 с. 70.0сипова В. П. Коньячное производство в России// Виноград и вино России, 2001, № 3, с.32−33.
- Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику. -СПб.: Изд-воУЭФ, 1996. 171 с.
- Покровский А.В., Смирнова Е. А., Колобродов С. В., Скурихин И. М. Краткий обзор современных международных методов орга-нолептического анализа. М.: Из дат. комплекс МГУПП, 1999. — 27 с.
- Поллард Дж. Справочник по вычислительным методам статистики / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1982. — 344 с.
- Простосердов Н.Н. Основы дегустации вина. М.: Пищепромиз-дат, 1952.
- Пучкова Е.Е., Ушвицкий M.JT. Рынок винодельческой продукции на Ставрополье// Виноделие и виноградарство, 2003, № 4, с. 7−9.
- Родина С.Ф. Тенденции виноделия в мире// Виноделие и виноградарство, 2003, № 4, с. 4−6.
- Родина Т.Г. Сенсорный анализ продовольственных товаров. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
- Родина Т.Г., Вукс Г. А. Дегустационный анализ продуктов. М.: Колос, 1994. — 192 с.
- Российский рынок коньяка// Переработка пищевой продукции, 2001, № 5, с. 17−19.
- Рынок винодельческой продукции в России// Виноделие и виноградарство, 2002, № 1, с. 4−7.
- Сенсорный анализ (по материалам фирмы «Живодан Рур»)// Пищевые ингредиенты: Сырье и добавки, 1999, № 2, с.58−60.
- Сергеев В.Н. Состояние спиртовой и ликероводочной промышленности России // Производство спирта и ликероводочных изделий, 2002, № 4, с.5−11.
- Тавер Е.И. Экспертный метод потребительской оценки качества продукции. // Стандарты и качество, 1998, № 11, с. 44−46.
- Твалчрслидзе Г. Редкий аист долетит до Арарата. Обзор российского рынка бренди. Исследования компании «Бизнес. Аналитика"// Россия и мировой продовольственный рынок, 2001, № 5, с. 610.
- Терентьев А. Потребительская дегустация как один из методов продвижения продукции на рынок// Пиво и напитки, 2003, № 5, с. 10.
- Тильгнер Д. Органолептический анализ пищевых продуктов. М.: Пищепромиздат, 1962. — 388 с.
- Точилина Р. П. Качество винодельческой продукции и проблемы ее идентификации// Виноград и вино России, 2001, № 3, с. 8 -9.
- Управление качеством / Под. ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 334 с.
- Федеральный закон Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
- Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании».
- Федорец М. Н. Анализ потребителя как необходимая составляющая успешной работы на рынке// Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2002, № 1, с. 16−23.
- Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Пер. с англ. М.: Экономика, 1986. — 471 с.
- Фоменко М.А., Матисон В. А., Крюкова Е. В. Потребительская оценка продуктов питания// Пищевая промышленность, 2003, № 10, 26−29 с.
- Ханухов Э.Р. Основные приоритеты развития виноделия// Виноделие и виноградарство, 2004, № 1, с. 12−13.
- Хиабахов Т. С. Гекмарева М.Г. Особенности винограда как сырья для коньячного производства// Виноград и вино России, 1999, № 1, с.23−25.
- Хиабахов Т.С. Защита потребителей от фальсифицированной винодельческой продукции// Виноделие и виноградарство, 2004, № 3, с. 6−8.
- Хиабахов Т.С. Стандарты по защите качества коньячной продукции// Виноград и вино России, 1998, № 6, с. 19−20.
- Хиабахов Т.С. Сырьевая база коньячного производства// Виноделие и виноградство, 2002, № 2, с. 12−14.
- Хойер Р., Хойер Б. Что такое качество? (По страницам журнала Quality Progress)// Стандарты и качество, 2002, № 3, с. 97−102.
- Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования/Пер. с англ. СПб: Питер, 2003. — 752 с.
- Шайхутдинов P.P., Лиакумович А. Г., Симонова Н. Н., Романова Н. К., Григорьева Н. П. Оценка факторов, влияющих на качество алкогольной продукции// Пищевая промышленность, 1996, № 4, с.13−15.
- Ярмош В.Н. Состояние и перспективы развития спиртовой и ли-кероводочной промышленности России// Производство спирта и ликероводочных изделий, 2003, № 2, с.6−8.
- ЮЗ.Атеппе, М.А., Pangborn, R.M., and Roessler, E.R. (1965). Principls of sensory evaluation of foods. Academic, New York.
- Aust, L.B., Gacula, M.C., Beard, S.A., and Washam, R.W., II. (1985). Degree of difference test method in sensory evaluation of heterogeneous product types. Journal of Food Science, 50, 511−513.
- Becker, Т., Benner, E., Glitsch, K. (2000). Consumer perception of fresh meat quality in Germany. British Food Journal, 102(3), 246−266.
- Box, G.E.P., Hunter, J. and Hunter, S. Statistics for Experimenters.
- John Wiley & Sons, New York, 1978.
- Brandt, M.A., Skinner, E.Z., and Coleman, J.A. (1963). The texture profile method. Journal of Food Science, 28, 404−409.
- Bredahe, L., Grunert, K.G. Fertinc (1998). Relating consumer perceptions of porkquality to physical product characteristics//Food Quality and Preference, № 9(4), 273−281.
- Brunso, C., Fjord, T.A., Grunert, K.G. Consumer Food Choice and Quality Perception. The Aurhus School of Business, 2000.
- Cairncross, S.E., and Sjostrom, L.B. (1950). Flavor profiles: a new approach to flavor problems. Food Technology, 4, 308−311.
- Casey, M.A., Krueger, R.A. Focus group interviewing// Measurement of Food Preferences, 1994, London, 77−96.
- Caul, J.F. (1957). The profile method of flavor analysis. Advances in Food Research, 7,1−40.
- Chambers, E., and Smith, E.A. The uses of qualitative research in product research and development. Sensory Science Theory and applications in Foods. Dekker, New York, 1991, 395−412.
- Civille, G.V., and Lawless, H.T. (1986). The importance of language in describing perceptions. Journal of Sensory Studies, 1,203−215.
- Civille, G.V., Munoz, A., Chambers, E. Consumer testing considerations. Consumer Testing. Course Notes. Chatham, NJ, 1987, IV.
- Cliff, M., and Heymann, H. (1992). Descriptive analysis of oral pungency. Journal of Sensory Studies, 7,279−290.
- Cox, E.P. The optimal number of response alternatives for a scale: a review// Journal of Marketing Research, 1980,18, 407−422.
- Deliza, R., Mac Fie, H. (1996). The generation of sensory expectation by external cues and its effect on sensory perception and hedonic rat-ings//Journal of sensory studies, № 11(2), 103−108.
- Gacula, M.C., and Singh, J. Statistical Methods in Food and Consumer Research. Academic, Orlando, FL, 1984.
- Gains, N., and Thomson, D.M.H. (1990). Sensory profiling of canned lager beers using consumers in their own homes. Food Quality and Preference, 2, 39−47.
- Gains, N., Krzanowski, W., Thomson, D (1998)/ A comparison of variable reduction technique in attitudinal investigation of meat products. Journal of Sensory Studies, 3, 37−48.
- Giovanni, M.E., and Pangborn, R.M. (1983). Measurement of taste intensity and degree of liking of beverages by graphic scaling and magnitude estimation. Journal of Food Science, 48,1175−1182.
- Gordin, H.H. (1987). Intensity variation descriptive methodology: development and application of a new sensory evaluation technique. Journal of Sensory Studies 2,187−198.
- Gwartney, E., and Heymann, H. (1996). Profiling to describe the sensory characteristics of a simple model menthol solution. Journal of Sensory Studies, 11, 39−48.
- Horning, J., Elpelt, B. Multivariate Statistic. Oldenbourg Verlag, Mi-inchen-Wien, 1986.
- ISO 10 399:91 Sensory analysis. Methodology. Duo-trio test.
- ISO 11 035:94 Sensory analysis. Identification and selection of descriptors for establishing a sensory profile by a multidimensional approach.
- ISO 11 036:94 Sensory analysis. Methodology. Texture profile.
- IS0 3591:1977 Sensory analysis. Apparatus. Wine-testing glass.
- ISO 3972:1991 Sensory analysis. Methodology. Method of investigating sensitivity of taste.
- ISO 4120:1983 Sensory analysis. Methodology. Triangular taste.
- ISO 4121:1987 Sensory analysis. Methodology. Evaluation of food products by method using scales.
- ISO 5492:1992 Sensory analysis. Vocabulary.
- ISO 5495:1978 Sensory analysis. Methodology. Paired comparison test.
- ISO 5496:1992 Sensory analysis. Initiation and training of assessors in the detection and recognition of odours.
- ISO 5497:1982 Sensory analysis. Methodology. Guidelines for the preparation of samples for which direct sensory analysis is not feasible.
- ISO 6564:1985 Sensory analysis. Methodology. Flavour profile method.
- ISO 6658:1985 Sensory analysis. Methodology. General guidance.
- ISO 8586−1:93 Sensory analysis. General guidance for the selection, training and monitoring of assessors. Part 1: Selected assessors.
- ISO 8586−2:94 Sensory analysis. General guidance for the selection, training and monitoring of assessors. Part 2: Experts.
- ISO 8587:1998 Sensory analysis. Methodology. Ranking.
- ISO 8588:1987 Sensory analysis. Methodology. «А» «not А» test.
- ISO 8589:1988 Sensory analysis. General guidance for design of test rooms.
- Jover, A., Montes, F., Fuentes, M. (2004). Measuring perceptions of quality in Food products: the case of red wine// Food Quality and Preference, № 15,453−469.
- Kalvianen, N., Roininen, K., Tuorila, H. (2001)/ The relative importance of taste aroma and texture for overall liking of snack food in elderly young subjects. In the 4th Pangborn Sensory Science Symposium. Dijon 22−26 Jule. (Book of abstracts 170).
- Kennedy, F. (1976). The focussed group interview and moderator bias. Marketing Review, 51,19−21.
- Lawless, H.T. and Malone, J.G. (1986). A comparison of scaling methods: sensitivity, replicates and relative measurement. Journal of Sensory Studies, 1,155−174.
- Lawless, H.T. Heymann, H., (1999). Sensory evaluation of food. Principles and practices, An Aspen Publication.
- Marlow, P. (1987). Qualitative research as a tool for product development. Food Technology, 41 (11), 74, 76, 78.
- Meilgaard, M., Civille, G.V., Carr, B.T. (1991). Sensory evaluation techniques. 2nd edition. CRC press, Boca Raton, New York.
- Moskowitz, H.R. (1983). Product Testing and Sensory Evaluation of Foods: Marketing and R&D Approaches. Food and Nutrition Press, Westport, CT.
- Moskowitz, H.R. and Sidel, J.L. 1971. Magnitude and hedonic scales of food acceptability. Journal of Food Science, 36, 677−680.
- Munoz, A.J., Civille, G.V., Carr, B.T. (1992). Sensory evaluation in quality control. Van Nostrand Reinhold, New York/
- Peryam, D.R., and Pilgrim, F.J. (1957). Hedonic scale method of measuring food preferences. Food Technology (Sept.), 9−14.
- Philipsen, D.H. (1995). Consumer age affects response to sensory characteristics of a cherry flavored beverage. Journal of Food Science, 6, 364−368.
- Resurreccion, A.V.A. (1998). Consumer sensory testing for product development. The University of Georgia, An Aspen Publication.
- Risvik, E., McEwan, J. A., Col will, J.S., Rogers, R., and Lyon, D.H. (1994). Projective mapping: a tool for sensory analysis and consumer research. Food Quality and Preference, 5, 265−269.
- Rohli, C.S., and Leuthesser, L. (1993). Produjct positioning: a comparison of perceptual mapping techniques. Journal of Product and Brand Management, 2,10−19.
- Sidel, J.L., Stone, H., and Bloomquist, J. (1981). Use and misuse of sensory evaluation in research and quality control. Journal of Dairy Science, 64, 2296−2302.
- Stone, H. and Sidel, J.L. (1995). Sensory evaluation practices. Academic Press, San Diego, CA.
- Stone, H., Sidel, J., Oliver, S., Woolsey, A. and Singleton, R.C. (1974). Sensory evaluation by quantitative descriptive analysis. Food Technology, 28, 24−29, 52, 54.
- Wheeler, D. (1995). Advanced Topic in Statistical Process Control. The power of Stewhart’s charts Knoxville. SPC Press. Inc., 470.
- Zandstra, E.H., de Graaf, C. (1998). Sensory perception and pleasantness of orange beverages from childhood tool age. Food Quality and Preference, 9, 5−12.1. УТВЕРЖДАЮенер ОАО МВКЗ «КиН»
- В.В.Сеничев ^ 0 октября 2004 г. 1. АКТвнедрения методики потребительской оценки коньячной продукции
- Настоящим актом подтверждается, что на Московском винно-коньячном заводе «КиН» разработана и внедрена методика потребительской оценки коньячной продукции.1. Начальник производства1. Г. В.Сапожникова1. УТВЕРЖДАЮ
- JHp^LnbHHK производства ОАО МВКЗ «КиН"1. ЩМОС Г. В.Сапожникова05 сентября 2004 г. г*1. АКТ
- Заведующий лабораторией И.А.Инал-Ипа