Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Адаптация предприятий машиностроения Республики Молдова к условиям переходного периода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переход к рыночным отношениям имеет свои особенности душ каждой отрасли промышленности. Наиболее безболезненно этот процесс проходит в пищевой промышленности, являющейся отраслью национальной специализации Молдовы. Первоочередная потребность в продуктах питания, короткий цикл производства, низкая удельная капиталоемкость облегчают формирование рыночной среды в этой отрасли промышленности ж… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы транзитивной экономики
    • 1. 1. Государственное регулирование экономических процессов в условиях рыночной и переходной системы хозяйствования
    • 1. 2. Промышленная портика к ж составная часть государственного регулирования экономики,
    • 1. 3. Концептуальный анализ рыночных преобразований в Республике Молдова
  • 2. Реструктуризация машиностроительного производства Республики Молдова и формирование его рыночной инфраструктуры
    • 2. 1. Развитие промышленного цроизводства Республики Молдова в период экономических реформ
    • 2. 2. Состояние и тенденции развития машиностроения Республики Молдова и стран СНГ в период рыночных реформ
    • 2. 3. Разработка концепции структурной перестройки промышленности и машиностроения Молдовы на долгосрочную перспективу
  • 3. Управление машиностроительной фирмой в условиях трансформационного кризиса
    • 3. 1. Приватизация и акционирование в маиино-4 строении Молдовы
    • 3. 2. Банкротство и финансовое оздоровление формы реструктуризации производства
    • 3. 3. Антикризисное управление машиностроительной фирмой

Адаптация предприятий машиностроения Республики Молдова к условиям переходного периода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход экономики Молдовы на рыночные отношения и вступление ее на путь самостоятельного развития объективно вызвали необходимость осуществления кардинальных структурных сдвигов в народном хозяйстве и промышленном производстве республики.

Успешное и целенаправленное решение этой задачи во многом зависит от взвешенной и обоснованной экономической политики государства. В наследство от советского этапа развития Республике Молдова досталась промышленность, в основном ориентированная на потребителей в России и других странах СНГ. Разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, ориентация на автаркию в развитии национальных экономик во многом затруднили переход к рыночным отношениям большинству бывших советских республик. Не составила исключения в этом ряду и Республика Молдова.

Реформирование экономики Молдовы по пути рыночных преобразований связано со многими издержками. Однако в наибольшей степени отрицательные последствия переходного периода коснулись промышленности страны и, в первую очередь, ее машиностроения. Спад машиностроительного производства в целом составил более 60%t, а по некоторым его отраслям и значительно больше. Вместе с тем развитие экономики Молдовы в XXI веке, восстановление ее промышленного потенциала немыслимо без машиностроения. В современном мире машиностроение — основа обеспечения экономической независимости страны.

Как известно, механизмы рыночной экономики создают предпосы лки для подъема промышленного производства. Однако рассчитывать на действие только рыночных факторов развития промышленности рес публики недостаточно. Для того, чтобы сохранить промышленный потенциал Молдовы, сделать его конкурентоспособным на рынке промыш ленных товаров СНГ и других стран, необходимо активное государственное регулирование.

Презде всего для успешного реформирования машиностроительного производства Молдовы необходима продуманная промышленная политика. В переходном периоде глобальной целью экономической политики является формирование условий для нормального функционирования рыночных отношений, с одной стороны, и осуществление структурной перестройки промышленного и машиностроительного производства, с другой стороны.

Переход к рыночным отношениям имеет свои особенности душ каждой отрасли промышленности. Наиболее безболезненно этот процесс проходит в пищевой промышленности, являющейся отраслью национальной специализации Молдовы. Первоочередная потребность в продуктах питания, короткий цикл производства, низкая удельная капиталоемкость облегчают формирование рыночной среды в этой отрасли промышленности ж способствуют ее стабилизации и росту. К сожалению, этого нельзя сказать в отношении машиностроительного производства.

Характерной чертой этой отрасли промышленности является снижение объемов производства, сокращение численности работающих, технологическая деградация предприятий. Перед всеми машиностроительными предприятиями Молдовы стоит задача выживания и формирования условий для стабилизации и постепенного перехода к этапу экономического роста. Собственно решению этой важнейшей задачи и посвящена данная диссертационная работа.

Основной целью диссертационной работы является исследование теоретических и методических вопросов формирования условий для адаптации машиностроительных предприятий Молдовы к реалиям переходного периода.

В соответствии с поставленной целью, в диссертации рассматривались и решались следующие задачи:

— исследование сущности государственного регулирования в условиях рыночной и транзитивной экономики;

— изучение роли и места экономической политики государства в реструктуризации промышленного производства;

— проведение анализа состояния промышленного производства Молдовы в целом и машиностроения, в частности;

— изучение процессов приватизации и акционирования в машиностроении Молдовы и разработка стратегии постприватизационного управления машиностроительными предприятиями;

— определение миссии ряда предприятий машиностроения Молдовы на основе развития интеграционных процессов с Россией и другими странами СНГ;

— разработка концепции управления машиностроительной фирмой в условиях переходного периода.

Объектом диссертационного исследования являются машиностроительные предприятия Молдовы.

Предметом исследования диссертационной работы являются теоретические, методические и организационные вопросы реструктуризации машиностроительного производства Молдовы и формирования в нем рыночной инфраструктуры.

Теоретической и методической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблеме реформирования и структурной перестройки машиностроения в переходный период, а такяе законодательные и нормативные акты, постановления правительства Российской Федерации и Республики Молдова по вопросам экономической и промышленной политики, инструктивно-методические материалы.

При решении конкретных задач использовались общенаучные методы исследования, методы логического, функционального и системного анализа, методы экспертных оценок, а также статистические методы обработки данных.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые автором проведено системное исследование проблем «вы^ живания», стабилизации и роста такой отрасли промышленности Молдовы как машиностроение. К числу основных результатов, определяющих научную новизну диссертационного исследования, относятся следующие:

— уточнены понятия «транзитивная экономика», «государственное регулирование», «экономическая политика», дан понятийный аппарат, определяющий цели, составные части, приоритеты и механизмы реализации экономической политики государства в индустриальной сфере;

— сформулирована концепция реструктуризации машиностроительного производства Республики Молдова и разработаны рыночные экономико-финансовые и институциональные механизмы ее реализации;

— разработана антикризисная программа развития предприятий машиностроения, базирующаяся на интеграционных процессах со странами СНГ и России и государственной поддержке;

— разработала модель управления машиностроительной фирмой в условиях трансформационного кризиса, основывающаяся на управлении капиталом фирмы, постприватизэционном менеджменте.

Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированная в ней концепция структурной перестройки машиностроительного производства Молдовы и разработанные механизмы ее реализации могут использоваться государственными органами управления промышленным производством стран СНГ при формировании государственной экономическом политики в области развития машиностроения.

Разработанная в диссертации модель управления машиностроительной фирмой в условиях трансформационного кризиса может быть реализована предприятиями машиностроения Молдовы и других государств СНГ цри разработке стратегии управления ими.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на научных сессиях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов СП61УЭФ в IS96 и 1997 гг.

Основные результаты исследования заключаются в следующем.

I. Доказана, необходимость государственной формы собственности и предложены формы участия государства не только в государственном секторе, но и в национальной экономике в целом.

2. Разработана концепция реструктуризации машиностроительного производства Республики Молдова и создания соответствующей рыночной инфраструктуры. В ее рамках ставятся задачи увеличения /сокращения/ выпуска той или иной продукции, достижения требуемой структуры машиностроения, модернизации отдельных производств, t создания новых отраслей, развития малого и среднего предпринимательства. Кроме того, концепция включает мероприятия государства в области налоговой, ценовой, кредитной, внешнеэкономической политики, мероприятия по реформированию отношений собственности, совершенствованию законодательно-нормативной базы производства и другие.

1 3. Сформулированы в рамках экономической политики государства рекомендации, связанные с выживанием машиностроительного комплекса, которые сводятся к следующему.

В сфере инвестиций: периодическое проведение индексации восстановительной стоимости осноеных фондов и реновационных отчислекий, введение режима специального учета и использования амортизационных отчислений, создание сети специальных инвестиционных банков, выдающих долгосрочные кредиты под низкие /гарантированные бюджетом/ проценты.

Б денежно-кредитной сфере: проведение взаимозачетов, законо дательное и организационное восстановление в экономике Молдовы системы безналичных денежных расчетов предприятий по товарным операциям, с ограничением до минимума бартерных сделок, снижение и установление впредь ставки рефинансирования Национального банка Молдовы с учетом сложившегося уровня инфляции, с одновременным ограничением превышения процентов по кредитам коммерческих банков над ставкой рефинансирования.

В сфере налогообложения: сокращение совокупной ставки налога на прибыль, о таена авансовой уплаты налога, введение льгот по налогообложению прибыли, направляемой на производственные инвестиции.

4. На основе проведенного анализа финансовой отчетности 22 предприятий машиностроения республики показано, что экономические и финансовые результаты деятельности приватизированных предприятий выше, чем в государственном секторе. Причем, чем больше степень приватизации /т.е. чем меньше доля государства в собственности предприятия/, тем выше финансово-экономические показатели.

5. Разработаны предложения по управлению предприятием в условиях трансформационного кризиса. При этом рассмотрена внутренняя и внешняя среда конкретного машиностроительного предприятия, проблемы его приватизации и акционирования, проведен вертикальный и горизонтальный финансовый анализ, а также сформулированы рекомендации по формированию финал совой стратегии завода, повышению его инвестиционной привлекательности, поиску источников финансирования инвестиционных проектов.

6. Показано, что многие машиностроительные предприятия Молдовы неплатежеспособны по причине неквалифицированного менедамен та, в связи с чем разработана методика управления капиталом пред приятия и оптимизации его структуры по критерию минимума средневзвешенной цены источника финансирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд выводов. Экономика Молдовы относится к так называемым транзитивным экономикам, т. е. находящимся в состоянии перехода от административно-командных методов к рыночным. Характерной чертой транзитов ных экономик является наличие государственного регулирования и прежде всего ярко выраженной экономической политики государства. В условиях транзитивной экономики государственное регулирование представляет собой комплекс экономических, организационных, и цравовых воздействий на разных уровнях национальной экономики, направленных на:

— компенсацию недостатков рыночных механизмов;

— совершенствование рыночной организации;

— поддержание оптимального режима конкуренции;

— поддержку и стимулирование приоритетных отраслей;

— повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Одним из этапов транзитивной экономики является так называемый трансформационный кризис. 3 результате комплекса причин Республика Молдова, так же как и почти все другие страны СЫТ, оказалась в состоянии трансформационного кризиса, что прежде всего выразилось в падении объемов ВВП и промышленного производства. Наибольший спад в промышленности Молдовы наблюдается в машиностроении, переживающем глубокий экономический и технологический кризисы.

Для успешного реформирования машиностроительного производст ва прежде всего необходима продуманная промышленная политика, ко торая сегодня отсутствует. В переходный период глобальной целыо такой экономической политики является как формирование условий для нормального функционирования рыночных отношений, так и осуществление структурной перестройки промышленного и машинострои-4 тельного производства. Задача выживания и формирования условий для стабилизации к постепенного перехода к этапу экономического роста стоит и перед всеми машиностроительными предприятиями Молдовы.

Реформирование машиностроения в условиях перехода экономики, республики к рыночным отношениям связано с его реструктуризацией п приватизавдгей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  2. А.Г., Карлик A.S. Государственное регулирование деятельности предприятий. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  3. Р., Семенов Г., Сафиуллин М. Принципы федерализма в регулировании внешней экономической деятельности // Российский экономический журнал. 1996. — й I.
  4. . Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Государство и право.2. 1996.
  5. М. Фирма в японской экономике. СПб.: Лениздат, 1995.
  6. А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий // Экономист. 1996. — $ 10.
  7. Г. Технологическая политика в Японии: уроки для стран Восточной Европы // Вопросы экономики. 1997. — JS 9.
  8. В. Без машиностроения нет здоровой экономики // Экономика и жизнь. 1997. —? 50.
  9. В., Хавранек С. Руководство по оценке эффективности инвестиций / Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1995.
  10. Бизнес-план инвестиционного проекта. М.: Финансы и с татис тика, 1997.
  11. Л.С., Кротов М. И. Структурные реформы и экономическая интеграция: опыт и проблемы СНГ. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996.
  12. В.З., Пузановский С. С., Рогов С. В. и др. Промыт ленность России: антикризисные стратегии предприятий. СПб.:1. J 149
  13. Издательский дом «Корвус», 1996.
  14. . Перспективы машиностроения // Экономист. -1998. $ I.
  15. Быо Дж. Политическое, экономическое, государственное благосостояние // Мировая экономика и международные отношения. -1996. й 5.
  16. Л. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1994.
  17. Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы / Пер. с датского. М.: Высшая школа, 1994.
  18. Е. Макроэкономические стабилизации и «черные дары» российской экономики // Теория и практика управления. -1996. В 4.
  19. А.А., Сорокин В. В. Российский директор в рыночной экономике: Практический маркетинг для руководителей промышленных предприятий. М.: Экономика, 1996.
  20. Э.Дж., Линдсней Д. Микроэкономика / Пер. с англ. -СПб.- 1994.
  21. Э.Дж., Линдсней Д. Макроэкономика / Пер. с англ. -СПб.- 1994.
  22. Европа и Россия: опыт экономических преобразований. -М.: Наука, 1996.
  23. В.Ю. Индустриальные отношения в России: динамика и перспективы. СПб.: Изд-во СПбУЭу, 1997.
  24. П. Промышленная политика государства как средство активного воздействия- на конкурентоспособность // Маркетинг.-1996. Гя 4.
  25. В.И. Станкостроение в СНГ: «иных уж нет."//
  26. Экономика и организация промышленного производства. 1997.9.
  27. A.M. и др. Госпредприятие: регулирование деятельности и инфраструктура. СПб.: Изд-во СПдУЭФ, 1995.
  28. М. Роль государства в экономике // Экономист. -1995. 8.
  29. А. Приватизация должна привлекать инвесторов в Молдову. // Коммерсант Молдовы. 1998. — /S3.
  30. П. Финансы поют романсы, звучащие как похоронный марш по обанкротившейся молдавской экономике // Молдавские ведомости. 1998. — 7 февраля.
  31. A.S., Мурзэмадиева М. С., Фомин Е. П. и др. Страны СНГ на пути к рынку: проблема инвестиций. Самара: Изд-во Самарской государственной экономической академии, 1995.
  32. Дж. М. Избранные произведения / Пер. с англ. -М.: Экономика, 1993.
  33. Я. Путь к свободной экономике: / Страстное слово в защиту экономических преобразований / Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  34. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономическом среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  35. Q., Абдыкулова В., Кушгожова Н. Два варианта развития российской экономики // Деловой мир. 1996. — 29 августа.
  36. В. Инвестиции в странах СНГ // Экономика и организация промышленного производства. 1997. — & 9.
  37. Е., Вартаняк М. Рецепт стабильности // Московский комсомолец. 1996. — 3 сентября.
  38. Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под ред.1. Ъ -151
  39. Л.И.Абалкина. М.: ЗАО «Оинстатинформ», 1997.
  40. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело, 1993.
  41. И. Японский экономический феномен: роль государства // Проблемы теории и практики управления. 1995. — I.
  42. Р. Макроэкономика. М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.
  43. В.А. Управление зарубежной промышленной фирмой. -Новосибирск, 1995.
  44. Д. Россия на пороге третьего тысячелетия // Марке тинг. 1997. — 6.
  45. Д., Дементьев В. Новая промышленная политика России / Экономист. I99S. — % 10.
  46. К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. / Пер. с англ. М.: Республика, 1993.
  47. А. Реформа предприятий: между концепцией и драк тикой // Экономика и жизнь. 1997. — № 50.
  48. May В., Синельников С., Мурычев Г. и др. Макроэкономическая стабилизация и тенденции экономической политики России в 1995—1996 годах // Вопросы экономики. 1996. — JS 5.
  49. А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этапе перехода к рыночным отношениям. СПб.: Йзд-зо СПбУЭ-з, 1996.
  50. Дж. Секреты успеха великих компаний / 52 истории из мира бизнеса и торговли /. СПб.: Питер Пресс, 1995.
  51. А.Г. Интеграция банковского и промышленного ка питала. Современные мировые тенденции и цроблемы развития в Рос сии. М.: Финансы и статистика, 1997.
  52. Е.Г. Организационно-экономические основы формирования и функционирования ФПГ. Самара: Изд-во Самарскойгосударственной экономической академии, 1997.
  53. А. «'оковал терапия в Восточной Европе и России / Пер. с англ. М.: Республика, 1994.
  54. От кризиса к росту /опыт стран с переходной экономикой/. Под ред.ALA.Дерябиной. М.: «Эдиториал УРСС», 1998.
  55. Л.В. Оценка финансового состояния предприятия по критериям банкротства /несостоятельности/: Учебное пособие. СПб.: Кзд—во СПбУЭЗ, 1997.
  56. М. Зарубежный опыт приватизации: участие иностранного капитала // Экономика и жизнь. 1996. — $ 43.
  57. М. Международная конкуренция / Пер. с англ. -М.: Международные отношения, 1993.
  58. Правила рынка: иностранные инвестиции, внешняя торговля, трудовал миграция, конкурентоспособность, дипломатия, помощь / Под ред.З. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1994.
  59. Приватизация в СНГ языком цифр // Экономика и жизнь. -1996. й 8.
  60. В.В. Концептуальные основы анализа переходной экономики // Вестник московского университета. Серия 6. 1996.1. VI Т
  61. Реструктуризация предприятия. Российский центр приватизации. М.: Дело, 1996.
  62. Реформа предприятий /организаций/. Методические рекомендации. М.: Изд-во «Ось-89», 1998.
  63. Россия XXI век (Материалы Всероссийской научной конференции) // Экономист. — 1998. — л? I.
  64. П.О. Теоретические проблемы функционирования государственного сектора экономики // Общество и экономика.1994. -'5 5,6.
  65. Рыночная трансформация в Восточной Европе: модели и реальность: Материалы международного коллоквиума. М.: Ипфомарт, 1996.
  66. А. Финансово-промышленные группы в России. М.: Изд-во ЭХШС, 1998.
  67. Дж. Рыночная экономна и Россия. М.: Экономика, 1994.
  68. П. Экономика. В 2-х томах. / Пер. с англ. -М.: Алгок. ВГЕЖИ, 1992.
  69. А. Стабилизация совершившийся факт // Деловой мир. — 1996. — 26 сентября.
  70. В.И., Вольдер Б. Н. Направления выхода машиностроения из кризиса // Машиностроитель. 1998. — J® I.
  71. А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Пер. с англ. Петрозаводск: Петроком, 1993.
  72. О.А. Рыночные преобразования в Молдавии // Маркетинг. 1995. — J3 3.
  73. О.А. Экономические реформы в Молдавии / Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1995. — 17 января.-й 4.
  74. Социально-экономическое положение Республики Молдова в1996 году. // Статистический информационный бюллетень. 1997. Т•it- JL.
  75. Социально-экономическое положение Республики Молдова в1997 году // Статистический информационный бюллетень. 1998. 1. К I.
  76. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. -М.: ИШРА-М, 1997.
  77. Статистический ежегодник Республики Молдова, 1995. -Кишинев: Полиграфический комбинат, 1996.
  78. Д. Стратегический государственный менедамент// Проблемы прогнозирования. 1996. — Кг 2.
  79. Тенденции и направления приватизации / Пер. с англ. -М.: Международные отношения, 1993.
  80. В. Молдова: о цене «высоких показателей» // Экономика и жизнь. 1996. — .'2 33.
  81. А., Даний Т. Как живут в независш,*ой Молдавии // Социологические исследования. 1996. — л» 4.
  82. Э.А., Эскиндаров М. А. Финансово-промышленные группы. М.: Изд-во ЭКМОС, 1998.
  83. Федоров 3. Рейтинг акций информация к размышлению или сигнал к покупке // Рынок ценных бумаг. — 1997. — В 7.
  84. С. Приватизация: новый этап или новый курс? // Кишиневские новости. 1997. — 20 июня.
  85. Л. Собственность есть собственников мало // Российская экономическая газета. — 1996. — 28 сентября.
  86. Д. Ад ал? Смит, Николо Макиавелли отправляются в Москву: некоторые соображения о радикальной реформе // Проблемы теории и практики управления. 1996. — J3 2.
  87. Г. Сегодня и завтра / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992.
  88. С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике // Вопросы экономики. 1994. — lb II.
  89. Ф.А. Пагубная, самонадеянность. Ошибки социализма / Под ред.У. У. Бартлн. М.: Новости, 1992.
  90. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение, 1995.
  91. П. Экономический образ мьгдления / Пер. с англ. -М.: Дело, 1993.
  92. Дж.Р. Стоимость и капитал / Пер. с англ. М.: Про' гресс, 1993.
  93. Фхязнсово-промышленные группы: зарубежный опыт и реалии России / Под ред.А. Г. Мовсесяна, Б. М. Смитиенко. / Финансовая академия при правительстве РФ. М., 1996.
  94. . Удвойте ваш. прибыли: 78 способов сделать фирму высокоприбыльной. М.: ШИТИ, Балки и биржи, 1996.
  95. Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК, 1997.
  96. Ю. Состоялся ли курс на «рыночную революцию» в странах СНГ? // Российский экономический журнал. 1997. — 8.
  97. Ю.М. Антикризисная программа предприятия: как избежать банкротства и стать прибыльным. М.: Мир деловой книги, 1997.
  98. М.З. Предприятие в условиях рынка. М.: Фин-статинформ, 1995.
  99. В.М. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М.: ЙНТРА-М, 1997.
  100. К. Эффективная экономика. Шведская модель. -М.: Экономика, 1991.
  101. Экономические реформы в России и Венгрии: опыт сравнительного исследования. Новосибирск, 1996.
  102. Экономика предприятия. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1997.
  103. Э., Интрилигейтор М., Макинтайр Р. и др. Эффективная стратегия переходного периода: уроки экономической теории обновления /Доклад американских экспертов// Проблемы теории и практики управления. 1996. — й 2.
  104. Л. Благосостояние для всех / Пер. с нем. '- М.: Начало-Пресс, 1991.
  105. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: АКАЛИС, 1996.
  106. Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  107. К. Вместе тесно, а врозь трудно // Экономика и жизнь. 1996. — Я 24.
  108. Е. Главное звено реформ предприятие // Экономика и жизнь. — 1997. — '' 32.
Заполнить форму текущей работой