Индустриально-инновационное развитие Казахстана
В статье рассматриваются основные этапы становления индустриально-инновационного развития Казахстана, итоги успешной реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010;2014 годы, а также основные направления дальнейшей работы в свете задач, поставленных Главой государства в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года… Читать ещё >
Индустриально-инновационное развитие Казахстана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Аннотация
Данная статья посвящена индустриально-инновационному развитию Казахстана. Материалы, представленные в статье, основаны на официальных источниках и ресурсах по данной теме, докладах Министра экономики и бюджетного планирования, Министра индустрии и новых технологий РК, а также собственных рассуждений автора.
В статье рассматриваются основные этапы становления индустриально-инновационного развития Казахстана, итоги успешной реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010;2014 годы, а также основные направления дальнейшей работы в свете задач, поставленных Главой государства в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года, а именно — реализация ключевых отраслевых и функциональных программ, необходимых для дальнейшего экономического роста.
В последние годы Казахстан развивался очень динамично. Экономический рост сопровождался снижением безработицы и ростом реальных доходов населения.
Казахстан по праву можно считать лидером среди стран СНГ по объему и качеству проводимых за последнее время реформ и показателям экономического развития.
Между тем, наблюдаемая положительная динамика последних лет была вызвана во многом благоприятной конъюнктурой на мировых сырьевых рынках, нежели качественными изменениями в экономике страны и не может считаться устойчивой:
- · по ключевому фактору конкурентоспособности экономикипроизводительностиКазахстан отстает даже от средних по развитию стран; в том числе, значительные разрывы сохраняются и в ключевых для страны отраслях экономики;
- · многие перспективные сектора, которые будут определять развитие мировой экономики в среднеи долгосрочном периодах, в структуре экономики Казахстана фактически отсутствуют;
- · в структуре экономики и экспорте доминируют сырьевые отрасли, что делает страну сильно уязвимой от колебаний цен на мировом рынке; является причиной высокой дифференциации регионов и населения по доходам. При этом, несмотря на проводимые реформы, доля сырьевых отраслей в экономике Казахстана только растет;
- · более или менее открытой для иностранных инвестиций является только добыча полезных ископаемых (в отличие от РФ РК обеспечил прямой доступ иностранных инвесторов к сырьевой базе: доля иностранных компаний в добыче нефти и газа в РК составляет 70−80%);
- · недостаточный уровень развития малого и среднего бизнеса;
- · дополнительными рисками для устойчивого развития являются постепенное усиление волатильности цен на сырьевые и продовольственные товары, а также высокая доля непрерывных производств и концентрации в экономике [1].
По данным Агентства РК по статистике, еще в 2009 г. минеральные продукты в общем объеме экспорта Казахстана составляли 74,8%, неблагородные металлы и изделия из них — 17,9%, продовольственные товары и сырье для их производства — 4,4%, драгоценные металлы и изделия из них — 2,4%, химическая продукция, пластмассы, каучук — 5,3%, машины, оборудование, транспорт, приборы — 3,3%, древесина, целлюлозные и бумажные изделия — 1,1%, прочие — 3,8% [2].
Мировой опыт показывает, что такая структура экспорта не защитит государство от возможных мировых кризисов. Технический уровень экономики Казахстана в настоящее время определяется уровнем третьего уклада, так как его доля в ВВП составляет 50−60%, доля предприятий второго уклада — 10%, а четвертого — не превышает 30%.
Выход из сложившейся ситуации был сформулирован в Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003;2015 гг. Основной целью стратегии стало достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовки условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономики.
В ходе реализации и достижения цели и основных задач стратегии, можно выделить основные 2 этапа.
На первом этапе (2003;2005) была сформирована законодательная база инновационного развития (около 30 законов) и более 30 отраслевых программ. Также была создана новая институциональная основа индустриально-инновационного развития — институты развития, национальные холдинги, социально-предпринимательские корпорации и др.
На втором этапе (2006;2010) стратегия претерпела корректировку и была сосредоточена на реализации «прорывных» проектов в рамках Программы «30 корпоративных лидеров», проектов международного значения производства товаров и услуг, которые могут быть конкурентоспособными в определенных нишах мирового рынка.
Были созданы производства нефтегазовой, транспортной области и других подотраслей машиностроения, металлургии, химии, агропромышленной сферы, в биотехнологических сферах при активном международном участии, а также парк информационных технологий как региональный IT-центр.
Начиная с 2003 по 2010 г. уверенно растет динамика ВВП в Казахстане, что наглядно видно на рисунке 1.
19 марта 2010 года Указом Президента была утверждена «Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010;2014 годы». Программа является логическим продолжением проводимой политики диверсификации экономики и интегрировала в себя основные подходы «Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003;2015 годы», Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», а также других программных документов в сфере индустриализации [4].
Главной целью программы является обеспечение диверсификации и повышение конкурентоспособности экономики Казахстана в долгосрочном периоде с усилением ее социальной эффективности.
Основные задачи:
- · формирование благоприятной макросреды и инвестиционного климата;
- · повышение интенсивности и производительности национальной экономики;
- · консолидация усилий бизнеса и государства и концентрация ресурсов страны на развитии приоритетных секторов экономики;
- · формирование эффективных институтов и механизмов взаимодействия государства и бизнеса. Основными направлениями индустриально-инновационного развития на 2010;2014 гг. станет:
- · формирование благоприятной макроэкономической среды;
- · стимулирование инвестиций;
- · улучшение бизнес-среды;
- · технологическая модернизация и развитие инноваций и науки;
- · подготовка конкурентоспособных профессиональных кадров;
- · инфраструктурное и ресурсное обеспечение;
- · торговая политика Казахстана;
- · совершенствование институтов бизнеса;
- · концентрация ресурсов Казахстана на развитие приоритетных секторов экономики.
Глава государства в своем Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» отметил — реализация Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию остается главным ориентиром модернизации экономики [5].
Повышенное внимание Главы государства к развитию науки и инноваций неслучайно. Для выполнения задачи вхождения в ближайшие десять лет в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира одним из главных условий является рост производительности в экономике, который в немалой степени определяется развитием науки и инноваций.
Между тем, по фактору «Инновации» в рейтинге Всемирного экономического форума в последние три года наметились тревожные для Казахстана тенденции. В таблице 1 показаны позиции Казахстана в целом по фактору «Инновации» и по его компонентам.
Из таблицы 1 видно, что по всем компонентам фактора «Инновации», за исключением количества патентов, в последние три года происходило ухудшение рейтинга Казахстана. Наиболее серьезное снижение в рейтинге произошло по показателям условий для инновационного развития (на 51 место), расходам компаний на развитие и исследовательскую деятельность (на 47 место) и сотрудничеству между вузами и промышленностью в исследовательской деятельности (на 42 место).
В этой связи, статистический учет науки и инноваций очень важен, поскольку позволяет объяснить экономическое и социальное влияние развития науки и инноваций, осуществлять международные сравнения с другими странами и проводить оценку государственной политики, а также служит руководством для принятия мер политики.
За 2 года реализации «Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010;2014 годы» создана необходимая основа, законодательная база, приняты отраслевые программы, программы поддержки бизнеса, Схема рационального размещения производственных мощностей, Карта индустриализации.
По итогам первого квартала 2011 г. уровень ВВП достиг 6,5%, в первом полугодии 2011 г. 7,1%, по итогам 9 месяцев 2011 г. — 7%, за 10 месяцев — 7,2%. По прогнозам Министерства экономического развития и торговли РК, реальный рост ВВП в 2011 году оценивается на уровне 7%, в 2012 г. — 6,9%, в 2013 г. — 6,5%, в 2014 — 7,1%, в 2015 г. — 7,4%, что в среднем в 2011;2015 гг. дает 7% роста в год.
В целом все это позволило выстроить системную работу по индустриализации. Можно отметить положительную динамику роста целевых индикаторов в 2011 г.:
- · доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП выросла с 10,5% в 2009 г. до 12,8% за 9 месяцев 2011 года (несмотря на рост цен на сырьевые ресурсы);
- · отмечается опережающий темп прироста в производстве обрабатывающей промышленности (6,2%) по сравнению с горнодобывающим сектором (1,3%);
- · производительность труда в обрабатывающей промышленности увеличилась в 2011 г. по сравнению с 2008 г. на 32% (в текущих ценах).
Если говорить о реализации Госпрограммы в региональном разрезе:
- · наибольший реальный прирост ВРП за 9 месяцев 2011 г. наблюдается в: Жамбылской (12,4%), Северо-Казахстанской (11,9%) и Алматинской (10,5%) областях, г. Алматы (10,3%);
- · наименьший прирост в Южно-Казахстанской (2,7%), Мангистауской (3,9%) областях.
Растет ИФО обрабатывающей промышленности. В тройке лидеров по итогам прошлого года — Жамбылская область (33,3%), г. Астана (28,7%), Мангистауская область (20,2%).
По доле обрабатывающей промышленности в структуре ВРП за январь-сентябрь 2011 г. наибольший прирост отмечается в Карагандинской (39,4), Павлодарской (36,2), Восточно-Казахстанской (23,5%) областях.
Наименьший прирост в Кызылординской (2,3%), Мангистауской (3,1%) областях. индустриальный инновационный макроэкономический казахстан Рост производительности труда в обрабатывающей промышленности отмечается во всех регионах.
Наибольший — в г. Астана (157,9%) и Северо-Казахстанской области (149,6%).
Наименьший Алматинская — (100,2%) и ЗКО (100,7%).Наибольший рост инвестиций в основной капитал отмечается в ВКО (155%), в Астане (135,7%).
В реализации новой индустриальной политики Президента активное участие принимают партия «Нур Отан», НЭП «Атамекен».
Исходя из этого, в 2012 г. работа будет сконцентрирована на основных направлениях, определенных в Программе ФИИР. Среди приоритетов на 2012 г. хотелось бы отметить следующие:
- 1. Модернизация системообразующих предприятий.
- 2. Модернизация крупных, средних и малых предприятий в рамках реализации программы «Производительность — 2020», «Дорожная карта бизнеса — 2020».
- 3. Привлечение инвестиций в приоритетные сектора экономики, включая прямые иностранные инвестиции.
- 4. Развитие специальных экономических зон и индустриальных зон (строительство инфраструктуры).
- 5. Развитие национальной инновационной системы и реализация инновационных проектов.
- 6. Повышение энергоэффективности в экономике Казахстана.
- 7. Активная реализация политики по развитию местного содержания в недропользовании, государственных закупках госорганов и национальных компаний (внутренний спрос).
- 8. Эффективное использование минерально-сырьевых ресурсов (развитие геологической отрасли и недропользования).
- 9. Продвижение несырьевого экспорта.
- 10. Развитие транспортной логистики.
В феврале текущего года МИНТ планирует проведение большого совещания с участием основных производителей, Ассоциации легкой промышленности и НЭНП «Атамекен» по разработке специальных мер для развития легкой промышленности. В дальнейшем эти меры войдут в отраслевую программу. Большое внимание также будет уделяться реализации отраслевых программ и ключевых проектов в химии, металлургии, машиностроении, фармацевтике, туризме и в других приоритетных отраслях.
МИНТ планирует провести ряд кустовых совещаний для актуализации комплекса мер и внесения изменений в отраслевые программы.
В 2012 г., по аналогии с 2009 г. будут приняты все необходимые меры для реализации президентской программы индустриализации с учетом поручений Главы государства [6].
- 1. Концепция Программы индустриально-инновационного развития РК на 2010;2014 гг. с перспективой до 2030 г. Пояснительная записка НДП «Нур Отан». — Астана, 2009. — 45 с.
- 2. Данные с официального сайта Агентства Республики Казахстан по статистике [Электронный ресурс] // www.stat.kz
- 3. Доклад Министра экономики и бюджетного планирования РК Султанова Б. «Индустриально-инновационное развитие Казахстана в условиях глобальных вызовов». — Женева, 2009. — 2 с.
- 4. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010;2014 годы. — Астана, 2010. — 65 с.
- 5. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года.
- 6. Доклад Министра индустрии и новых технологий РК Асета Исекешева о реализации ГПФИИР на заседании Правительства от 14 февраля 2012 года [Электронный ресурс] // http://www.nomad.su