Актуальность исследования опыта деятельности советского государства в двадцатые годы по разрешению проблем материально-бытового устройства безработной молодёжи, трудовой занятости её как в государственном, так и в частном секторе обусловлена рядом факторов. Во-первых, возродившейся в Российской.
Федерации безработицей молодёжи и вставшей в этих условиях задачей разработки научно-обоснованной политики предупреждения молодёжной безработицы. Во-вторых, потребностью государственного регулирования социальной защиты выпускников профтехучилищ, техникумов и вузов в начале трудового пути. Предполагается, что за девяностые годы окончат учёбу 22 миллиона учащихся общеобразовательной школы и.
20 миллионов молодых специалистов вузов, среднеспециальных учебных заведений и профтехучилищ. 1 У всех возникнут вопросы трудоустройства и как жить дальше.
Однако ещё в бытность Союза ССР Совет Министров принял в конце 1990 г. постановление об отмене централизированного распределения выпускников учебных заведений на работу. В результате в последние годы не только выпускники вузов и техникумов, но и профтехучилищ в большей своей половине не нашли приобретенным 2 знаниям и умениям применения.
В третьих, в Российской Федерации проблемы безработицы и отклонений в образе жизни молодёжи, как и в 20-е годы, уже сегодня выдвинулись на передний план.
Ныне безработица в стране составляет 10,1 млн. человек (13,5% активного населения) и заметно молодеет. Её следствием выступает рост детско-подростковой безпризорности 3 и преступности.
Актуальность исследования предопределяется, наконец, и тем, что созданный в 20-е годы механизм социальных служб для защиты молодёжи от тягот безработицы, бытовой неустроенности, играл в основе созидательную роль. Важно, поэтому, в этом.
1. Политические исследования (Полис) -1991 — № 3 — С. 104.
2. Молодёжь -1992 — № 2 — С. 80.
3. Правда -1995 — 21 мая — С. 2 вопросе научный подход не подменять всеобщим отрицанием. Тем более, что речь идёт не о прямом копировании опыта 20-х годов или трансплантации прогрессивных социальных технологий в современную практику Российской Федерации. В девяностые годы безработица возродилась и эволюционизирует в иных социально-экономических условиях, отличных от господствовавших в советском обществе государственно-партийных установок.
Объектом исследования является рабочая молодёжь города и деревни.
Городская молодёжь составляла третью часть самодеятельного населения основных регионов РСФСР. Удельный вес батрацкой молодёжи среди сельскохозяйственного пролетариата составлял около 60%." «» .
В качестве предмета исследования выделяются основные направления деятельности органов государства и общественных организаций РСФСР по созданию условий как для защиты молодёжи от безработицы, так и для повышения её уровня жизни.
Хронологические рамки исследования определены периодом 20-х годов. При их осмыслении позиция основывалась не на упрощенном расширении временных границ, как и не на количестве принятых партийно-государственных документов по избранной диссертантом теме. Действительность первого десятилетия строительства новой модели Советского общества показывает, что и на непродолжительных отрезках времени могут совершаться немеркнущие со временем исторические события.
1. Следует так же отметить, что именно рабоче-батрацкая молодёжь несла наряду со взрослыми всю тяжесть безработицы в стране. Среди городского безработного населения 15 и более процентов составляли юноши и девушки. Удельный вес безработной батрацкой молодёжи в осенне-зимний период составлял более половины всего батрачества. Но трудное положение этой группы рабочей молодёжи, социальные мероприятия по защите рабоче-батрацкой молодёжи в 20-е годы практически не исследовались.
Выбор периода обоснован следующими принципиальными моментами: во-первых, потребностью раскрытия причин, истоков и особенностей молодёжной безработицы как части общей проблемы трудовой занятости населения в условиях Нэпаво-вторых, актуальностью опыта деятельности государства трудящихся в ликвидации безработицы, правовой и экономической защиты подростковой молодёжи решавшихся впервые в историив-третьих, соотнесённостью уроков тех лет для современного российского общества и других государств СНГ, вступивших на путь либеральных реформв-четвёртых, приходится признать, что в конце 20-х годов безработица в основном была ликвидирована в промышленно-аграрных регионах РСФСР. В национальных республиках Средней Азии и в 1931 г. какая-то часть батраков не была трудоустроена. Об этом свидетельствуют некоторые архивные данные, но общественность о них ничего не знала.
Созданная в РСФСР в хронологических рамках Нэпа добротная промышленно-аграрная основа ликвидации безработицы, накопленный опыт в этом плане пока не востребованы демократической властью.
При отборе материала для диссертационного исследования автор исходил из учёта той существенной роли, которую в российском обществе играл тот или иной регион. Например, на" старом" Урале и Сибирском крае в рассматриваемые годы проживали соответственно 6 и более 8 млн. человек. Исследование политики Российского правительства по вопросам социальной защиты и поэтапной ликвидации безработицы среди молодёжи только в этих территориях позволяет установить не только особенности и специфические черты, но и проследить общие для всей страны проблемы в рассматриваемой области политики. Между тем автор диссертации не ограничился названными краями, а и обращался к материалам, отражающим молодёжные процессы в Центрально-промышленной, Центрально-черноземной областях.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили диалектический метод исторического познания, объективно-ценностный подход к историческим явлениям и фактам.
Ключом к пониманию отправных пунктов в изучении опыта и уроков деятельности правительства РСФСР по ликвидации безработицы и повышению уровня жизни молодёжи для автора диссертации служили марксистские идеи о капиталистических истоках и условиях формирования избыточного рабочего населения (безработных). 1 В новых исторических условиях Ленин В. И. конкретизировал положение об истоках промышленной армии и обосновал вывод, что безработица является «необходимой составной частью капиталистического механизма» и поэтому «даёт возможность снижать зарплату занятых рабочих, удлинять рабочий день, широко использовать труд малолетних и женщин». ^.
Поскольку марксистская методология не приветствовала плюрализм и метод антитезы, диссертант учитывал функционирование на современном этапе альтернативных взглядов учёных (например, Джона Кейнса), объясняющих наличие безработицы и снижение жизненного уровня в развитых странах Запада другими причинами, вне связи со способом производства.
Сегодня, как и в начале 30-х годов, в мире широко пропагандируются идеи книги Д. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» о двух типах (фрикционной и добровольной) безработицы, связанных не с системой общества, а с желанием работника самому найти себе свободное место по специальности.-^ И это когда на протяжении XX столетия индустриально развитые Западные страны поражены циклической безработицей, в первую очередь молодёжной. Правда, на склоне жизни Д. Кейнс (1883−1946 гг.) пришёл к выводу об активной роли государства в управлении экономикой, в предотвращении кризисов и сокращении безработицы.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Том I. Избран.соч. в 9-ти томах.Т.7.-М., 1987.-С.588−591.
2. Ленин В. И. К характеристике экономического романтизма // Полн.собр.соч. — Т.2. — С. 172- Он же. О стачках // Полн.собр.соч. — Т.4. — С.290.
3. Липсиц И. В. Экономика без тайн. Учебник экономических знаний для учащихся, — М.: «Дело», 1993,-С. 170−173,294−295.
В исследовании диссертанта в этом плане особое внимание придавалось: с одной стороны, историческому опыту советского государства в решении проблемы полной трудовой занятости и, с другой, соотнесённости опыта и уроков, без которых опыт не представляет ценности. В связи с чем, принималось во внимание то, насколько полно выявленные уроки отражали основополагающие тенденции на каком либо направлении государственной практики. Учитывался и такой фактор, как полезность уроков на будущее.
В наше время проблемы полной занятости, ликвидация безработицы молодёжи в 20-е годы становятся повторным явлением. Политики вновь и в теории, и в практике возвращаются к ретроспективе, к наработанному в те, относительно далёкие, годы опыту. Он важен, так как в субъектах Российской Федерации воссозданы биржи труда, постоянно действующие комитеты по безработице при главах президентской администрации.
Историография проблемы. Актуальность рассматриваемой темы вытекает также из состояния её разработки предшественниками автора диссертации. Анализируя литературу по теме диссертации, соискатель учитывал сложившуюся периодизацию развития исторической мысли в республиках бывшего Союза ССР ныне государствах СНГ.
Хронологические рамки, специфика предмета и объекта данного исследования обязывают диссертанта сосредоточиться на специальных исторических трудах и отдельных авторских работах, изданных до середины пятидесятых годов, затем на исследованиях опубликованных в следующем тридцатилетии, и, наконец, на том либерально-радикальном повороте в экономико-политических отношениях, который начался с приходом к власти демократов во главе с Президентом Б. Н. Ельциным.
Первые обзоры по теме организации квотирования, распределения незанятой трудом молодёжи, её социального обеспечения предпринимались руководителями.
Народного Комиссариата Труда, СНК РСФСР в1918;1919 гг. * Советская власть в первые месяцы, а затем и в период гражданской войны директивными мерами рассредоточила по предприятиям и учреждениям незанятых рабочих и служащих. Тогда же было положено и начало формирования социальной политики трудовой занятости и материальной, на первых порах уравнительной, обеспеченности молодёжи. Термин «безработица» в разговорном обиходе исчез до начала 20-х годов.
В результате военной разрухи, аграрного перенаселения, частичной денационализации и передачи в 1921;1923 гг. в аренду частным лицам средств производства вновь возродилась безработица. В этой связи страницы не только центральных газет (Правда, Труд, Деревенская беднота) и журналов (Вопросы труда, Вестник труда, Молодой большевик), но и местных изданий заполнились публикациями о безработице в стране, мерах государства по социальной защите молодёжи, особенно подростковой.
По своей сути приведённые публикации походили больше на информационно-публицистические, а не научно-аналитические сочинения. Но для общего познания деятельности государственно-партийных органов по ослаблению безработицы и охраны труда в России публикации в печати имели особую практическую значимость, так как готовились авторами по горячим следам, насыщены на злобу дня актуальным материалом.
1. Аникст А. М. Справочник по биржам труда в России.Вып. 1.-М., 1918; Он же. Организация и распределение рабочей силы (Статьи и доклады за 1918;1920 гг.).-М., 1920 г.-Ходоровский И. Рынки труда в России в 1918 г.-М., 1919 и др.
2. Ватолин Н. Рынок труда на Урале в 1922 г. Бюллетень областного бюро статистики труда,-Екатеринбург, 1922; Романов М. М. Состояние рынка труда в Екатеринбургской губернии //Экономический путь.-1922;№ 2,З.Грелов Н. Экономическая работа комсомола в деревне// Молодой большевик.-1926.-№ 3-Бахутов А. Безработица в СССР и борьба с ней //Вестник труда.-1926.-№ 6-Миславский Н. Вопросы труда молодёжи.-Свердловск, 1925; Гиндин Я. И. Новые формы работы бирж труда.-М., 1924 и др.
Общим недостатком газетно-журнальной публицистики была ограниченность временными рамками и какой либо темой, отсутствие освещения причин и истоков молодёжной безработицы. В восстановительный период основное направление борьбы с безработицей шло по линии материальной помощи й организации общественных работ для безработных.
Исследовательская литература второй половины 20-х годов по своему жанру являлась больше экономико-социологической, в которой содержался ценный статический материал о динамике безработицы и причинах, формах проявления безработицы на разных рубежах переходного периода.^ Для историка, исследующего деятельность государственно-партийных органов по созданию гарантированной социальной защиты населения, это ценные материалы.
Ко второй половине 20-х годов определился более дифференцированный подход к изучению работы государственных и профсоюзных органов среди батрацкой молодёжи. На первое место здесь можно поставить литературу, посвящённую экономической защите батрачества, подростковой его части. ^ Значительная литература в эти годы выходила на местах. Н. Горелов в статье «Экономическая работа комсомола.
— 5 в деревне", на основе изучения опыта работы Московской областной организации комсомола среди батрачества в 1923;1924 гг., делает вывод о том, что деревенские ячейки не имели чёткой разработанной системы защиты молодого батрачества от.
1.Бахмутов А. Безработица и борьба с ней.-М.-Л., 1928; Гиндин Я. Профсоюзы и безработица /19 171 927 гг./-М., 1927; Он же. Как советская власть борется с безработицей.-М., 1927; Исаев А. Происхождение и характер безработицы в СССР.-М., 1926;Минц J1.E. Как живёт безработный.-М., 1927 и др.
2. Гринин 3. Работа среди сезонной молодёжи.-М., 1926; Грибов П. Батрацкий трудовой договор.-М., 1927;Дембо В. Батрацкие права.-М., 1926; Куликов В. Как советская власть защищает пастухов.-М., 1927; Казаков A.C. Как партия большевиков защищает интересы батраков.М.-Л., 1928 и др.
3.Молодой большевик.-1926.-№ 3.-С.34 эксплуатации нанимателями, ограничивались кампанией по заключению на батраков трудовых соглашений с кулаками, не занимались прогнозом и поисками методов ликвидации безработицы в деревне.
В Уральских и Сибирских изданиях были подняты вопросы состояния аграрного перенаселения и состава безработных, оказываемой им помощи государственными органами. ^.
В конце 20-х-начале 30-х годов в государственных органах (Госплане, ВСНХ, Наркомтруде, ЦСУ СССР), партийных и профессиональных комитетах широко дебатировался вопрос о завершении ликвидации безработицы в начале первой пятилетки. Оперируя материалами дискуссий, обобщённой информации с мест, руководители государственных и профсоюзных органов А. Б. Бахутов (Нарком труда РСФСР), И. Я. Гиндин (Завотделом рынка труда НКТ РСФСР), Л. Е. Минц (Завотделом статистики НКТ СССР), В. В. Шмидт (Нарком труда СССР), Н. М. Анцелович (Председатель ЦК союза сельхозлесрабочих) с материалистических позиций в доступной для рядового советского работника и простого читателя форме изложили суть и основные причины аграрной перенаселённости, пути ликвидации безработицы в российском обществе в связи с выполнением первого пятилетнего плана.^.
1.Наёмный труд в сельском хозяйстве Урала.Сб.статей.=Свердловск, 1926; Каврайский В., Нусинов И. Классовое расслоение сибирской деревниЮпыт анализа социально-экономических отношений в современной советской деревне.-Новосибирск, 1927; Казанский Ф. Наёмный труд в Уральской деревне.-Свердловск, 1928. и др.
2. Анцелович Н. М. Сельскохозяйственный пролетариат на новом эпате-См.Предисловие к книге Лапкес Я. Сельскохозяйственный пролетариат в капиталистических странах и СССР.-М., 1931 г.- Бахутов А. Б. Безработица и пути её изжития.-М.=Л., 1930;Минц Л. Е. Аграрное переаселение и рынок труда в СССР.-М.-Л., 1929;Шмидт В. В. Положение рабочего класса в СССР.-М.-Л.1928 — Стумилин С. Г. (академик) Социальные проблемы пятилетки.-М.-Л., 1929 и др.
Известные в нашей стране исследователи динамики развития и судеб рабочего класса В. З. Дробижев, В. С. Лельчук и др. правомерно подметили, что Я. М. Гиндин, Л. Е. Минц, М.И.Лац^с и др. не только раскрыли причины исчезновения в бывшем Союзе аграрной перенаселённости и безработицы, но и выявили отличие советской безработицы в переходном периоде от аналогичного явления в капиталистическом мире. ^.
Сравнительно полно аграрное перенаселение и рынок труда в СССР освещены в книге М. И. Лациса «Аграрное перенаселение и перспективы борьбы с ним» (М.-Л., 1929).Аграрную перенаселённость (источник пополнения безработицы) этот автор рассматривает как весьма условное явление. Российская перенаселённость отнюдь не являлась следствием ни абсолютного малоземелья, ни чрезмерного избытка сельского населения. Плотность населения в нашей стране в 20-е годы на 1 кв. км была ниже средней плотности Европы и Азии (в СССР-14,5 чел., Европа-42,2 и Азия-25,3). В Европе население, однако, жило лучше в материальном и культурном отношениях.
М.Лацис в названной книге объяснял причины аграрного перенаселения отставанием сельско-хозяйственной России от Европейских стран в индустриальном развитии. Отсюда неспособность поглотить уходящую в города массу сельских жителей, преимущественно молодёжи. За 1923;1926 гг. механический прирост городского населения составил около 3 млн. человек, тогда как естественный прирост рабочего класса увеличивался намного медленнее и составил немногим более 1 млн. человек. «При другом укладе крестьянского хозяйства, при наличии крупного общественного хозяйства на место наших 25 млн. индивидуальных крестьянских дворов, при рациональной постановке хозяйства, при высокой сельскохозяйственной о культуре,-писал М. И. Лацис,-у нас не было бы и следа аграрной перенаселённости» / Индустриализация наносила удар по аграрной перенаселённости. Исходя из расчётов.
1.Дробижев В. З., Лельчук B.C. Индустриализация СССР и социальный прогресс /Историографические заметтки// Очерки по истории советского общества.-М., 1968.
2.Лацис М.Указ.соч.-С.З.
ВСНХ и Госплана Союза, М. И. Лацис пришёл к заключению, что к концу первой пятилетки полностью изжить безработицу не сумеем. По его расчётам излишки в городах работников в 1931/32 году составляет 608 700 человек.' Это без учёта мигрантов из деревни. В подобных расчётах Лацис был не единственным. В 1930 г. деятельность Наркомтруда получила в государственно-партийных кругах отрицательную оценку, а его председатель (В.В.Шмидт) был отстранён от должности с характеристикой правого уклониста. Статьи и брошюры сотрудников Наркомтруда, 2 равно как и сделанные в них выводы и подсчеты, подверглись осуждению.
Позже жизнь расставила все акценты, связанные с ликвидацией безработицы в РСФСР и других республиках, по своим местам. В результате форсированной реконструкции на индустриальной основе народного хозяйства в годы первой пятилетки безработицы у нас не стало к концу 1930 г. В этом советские люди видели, преимущества новой системы. Хотя до конца 50-х годов они не были осведомлены как была одержана эта победа. В учебниках по истории советского общества о ликвидации безработицы в нашей стране говорилось в самом общем плане. После XX съезда КПСС необоснованные обвинения в адрес ведущих работников Наркомата труда, Госплана были сняты, вместе с чем стало иным и отношение к их работам, и к ликвидации безработицы в целом. Последовало признание выводов практиков 20-х годов о неиндустриальном характере безработицы в России.
Таким образом, можно сказать, что литература 20-х-начала 30-х годов по рассматриваемой проблеме насыщена не только документальным и иллюстративным материалом, но и научно-прогностическими обобщениями её авторов. На первом этапе грани между работами научного плана и пропагандистской литературой не были стёрты. Рамки второго этапа исследований по данной теме можно очертить началом 30-х и концом 50-х годов.
Ч.Лацис М.Указ.соч.-С. 109,113.
2.Павлов А. Вопросы труда на новом этапе //Болыиевик.-1930.-21.
В эти годы вопрос о безработице в России оказался вне поля зрения не только историков, но и социологов. Даже в обобщающих работах по истории рабочего класса и социальной защите населения вопрос о безработице в 20-е годы назывался мимоходом. Хотя на практике он возродился в 1945 г. В освобождённых от оккупации Западных районах Белоруссии, Украины и в республиках Прибалтики.
За все годы второго историографического этапа по теме была издана одна книга сотрудника Наркомата труда Б.Маркуса. ^.
На третьем этапе (конец 50-х-середина 60-х годов) в связи с разоблачением сталинизма проблема безработицы в 20-е годы вновь привлекла внимание нового поколения обществоведов. В 1957 г. к теме обратился преподаватель Московского государственного экономического института М. ГТ. Д овжен ко. ^ В его статье «Ликвидация безработицы и осуществление права на труд в СССР», затем в идентичной по теме диссертации раскрываются марксистские подходы к наёмному труду в условиях частно-капиталистического хозяйства, и показывается фактическое осуществление права на труд при социализме. В работе проанализирован состав безработных в переходный период, что же касается динамики безработицы в тот период в России, то она представлена фрагментарно. Более того, автор утверждает, что в литературе 20-х годов отсутствует анализ характера и истоков безработицы. Не показано и отличие российской безработицы от существовавшей в странах Западного мира.
Не опираясь на достижения предшественников, М. П. Довженко довольно часто повторяет ранее известные положения по проблеме занятости населения. В то же время вопрос о сроках ликвидации безработицы в Союзе им обходится. Но судя по приведённым фрагментам, Довженко относит её к середине 1931 г.^.
В работах других исследователей этого этапа, например, З. А. Астаповоч, проблемы трудовой занятости населения в 20-е годы раскрываются на первых декретах.
1.Маркус Б. Труд в социалистическом обществе. М., 1939 г.
2.Сборник. Вопросы политической экономии. Вып.Ю.М., 1957.
3. Там же-С.93.
СНК РСФСР. 1 В брошюре этого автора поднимаются на новой источниковой основе такие важнейшие меры борьбы с безработицей, как учёт безработных, введение социального страхования, организация материальной и трудовой помощи безработным. Автор, к сожалению, не обращается к литературе 1920 г. по этому вопросу^ и его вывод о безработице, как переходном наследии дореволюционной.
России, недостаточно убедителен. Проблемы ликвидации безработицы в условиях.
•2 первых лет Нэпа нашли отражение в монографии A.A. Матюгина, в которой им выделен специальный параграф «Борьба с безработицей». Там автор в числе первых останавливается на одном из тяжелейших последствий безработицы, гражданской войны — частичном деклассировании пролетариата и его реабилитации в связи с возрождением промышленности. Двумя годами позже А. М. Панфилова опубликовала книгу о формировании новых групп промышленного рабочего класса в 1928;1932 гг.^ и городской и батрацкой молодёжи, колхозников. Монография привлекает много образным архивным материалом, обобщёнными статистическими сведениями, авторским отношением к срокам ликвидации безработицы в СССР.
А.М.Панфилова выделяет в первой пятилетке рубеж с 1928 г. по 1930 г. включительно, на котором окончательно исчезла безработица в нашей стране.
Новый, четвёртый этап в изучении и обобщении проблемы социальной защиты рабочей молодёжи, ликвидации молодёжной безработицы охватывает срок с середины 60-х и по конец 80-х годов. На этом рубеже темой занимаются в основном историки. В их исследованиях усиливаются аналитические, критические моменты,.
1Астапович З. А Первые мероприятия советской власти в области труда /1917;1918/.-М., 1958.
2. Аникст А. Организация распределения рабочей силы /Статьи и доклады за 1918;1920 гг/.-М., 1920 и ДР.
3. Матюгин А. А. Рабочий класс СССР в годы восстановления народного хазяйства /1921;1925 гг/.-М., 1962.
4.Панфилова А. М. Формирование рабочего класса СССР в годы первой пятилетки /1928;1932/.-М., 1964 хотя и обусловленные рамками традиционных партийных оценок. Идёт приращение фактического материала за счёт использования архивных документов и опубликованных статистических данных. Совершенствуется методика исследований. Формируются новые региональные центры и научные школы по тематике полной трудовой занятости населения и повышения его качества жизни.
Сычёва A.C. в своих статьях и кандидадской диссертации по проблеме ликвидации безработицы в СССР предприняла смелую попытку в историческом аспекте пересмотреть официальные документы государственных органов и общественных организаций рубежа 20-х-начала 30-х годов. Отсюда и значимость её исследований. В статье «К вопросу о ликвидации безработицы в СССР» ею дан обзор литературы о борьбе советского государства по сокращению и ликвидации безработицы в обществе. Историографический обзор Сычёвой A.C. богаче по сравнению с тем, что имелось до неё. Но ей не удалось выдержать объективности в оценке своих предшественников 20-х годов. В её изложении они лишь ввели в оборот значительное количество статистических сведений НТКтруда, Госплана, раскрывающих не только безработицу, но и движение занятых рабочих и служащих в фабрично-заводской промышленности за реконструкцию экономики. По мнению Сычёвой A.C. в работах авторов 20-х годов недоставало «анализа самого процесса ликвидации безработицы, происходившего одновременно с социалистической перестройкой экономики». Более того, она сделала заключение, что Л. Е. Минцу, Я. И. Гиндину и другим «была свойственна узость взглядов в вопросах ликвидации безработицы» Справедливости ради следует заметить, что для такого упрёка у авторов не было оснований. Выше нами подчёркивалось, что публикации работников Наркомата труда отличались полнотой анализа причин безработицы в России и освещения опыта государственных органов по её смягчению, а затем и ликвидации.
1.Учен.записки Московского областного пединститута им. Н. К. Крупской.Вып.7.История.-М., 1967;С.240−241-Она же. Как была ликвидирована безработица в СССР.//Вопросы истории.-1967.-№ 1.
Кандидатская диссертация А. С. Сычёвой на тему «Из истории борьбы советского народа за ликвидацию безработицы в СССР (1926;1931 гг)» отличается от её публикаций обширной базой архивных материалов, мало известных статистических данных и сведений из газетно-журнальных статей. В довольно объёмном по количеству страниц исследовании А. С. Сычёвой предприняты попытки объективно осветить причины, характер безработицы в российском обществе в условиях социалистической реконструкции промышленности и сельского хозяйствараскрыть формы и пути ликвидации безработицы в годы первой пятилеткипоказать роль государства в этом процессе.
Поставленные автором задачи, на наш взгляд, решены не безупречно. Хронологические рамки ликвидации безработицы в России ею ограничены только двумя последними этапами переходного периода. Причём, преодоление безработицы в 1926;1929 гг. ею рассматривается в форме материальной помощи безработным, а непосредственная борьба по завершению ликвидации безработицы переносится на 1930;1931 гг. В действительности ликвидация безработицы-это процесс, который осуществлялся на протяжении почти всего переходного периода.
Надо согласиться с мнением другого исследователя этой темы К. И. Суворова, что «все годы, начиная с октября 1917 г. и по 1930 г. были годами последовательной борьбы с безработицей, ибо всё время помощь безработным сочеталась с такими важнейшими средствами борьбы с безработицей как развитие социалистической промышленности, кооперативного сельского хозяйства, плановой подготовкой и переподготовкой кадров и т. п.» ^.
В диссертации и публикациях А. С. Сычёвой имеют место и другие неточности. В частности, в одном случае она утверждает, что безработица в переходный период носила некапиталистическую сущностьвытекала из аграрного перенаселения, нашей бедности (с.6−7,17 и др). В другом же месте (с.39) автор
1.Суворов К. И Исторический опыт КПСС по ликвидации безработицы при переходе от капитализма к социализму /1917;1930 гг./.Доктор.диссертация.М., 1968;С. 18 доказывает, что главными источниками безработицы явились старые производственные отношения в экономике (частно-капиталистическая собственность и относительно аграрное перенаселение).
Предложение А. С. Сычёвой считать 1931 г. (а не 1930 г.) завершающим рубежом ликвидации безработицы было подвергнуто рядом ортодоксалбных исследователей резкому осуждению. В называвшейся докторской диссертации К. И. Суворова констатируется, что «Самой серьёзной ошибкой Сычёвой является утверждение о том, что безработица в СССР была ликвидирована в 1931 г. Это научно-необоснованное и политически вредное утверждение, ибо если учесть, что партия, правительство и профсоюз исходя из факта ликвидации безработицы в СССР, приняли решение об отмене с октября 1930 г. пособий по безработице и других видов помощи безработным, это утверждение Сычёвой является косвенным обвинением советского правительства и компартии в том, что они на год с лишним бросили на произвол судьбы, обрекли на материальные лишения сотни тысяч безработных, наличие которых в 1931 г. доказывает А.С.Сычёва» .'.
В опубликованной в том же 1968 г. одноимённой монографии К. И. Суворова «навешивается» упомянутой выше исследовательнице ярлык пособницы так называемым «правым уклонистам». А. С. Сычёва,-говорится в монографии Суворова,-под флагом борьбы с культом личности пытается обелить правых оппортунистов, подвизавшихся в органах труда «?¦ В то же время сам Суворов не привёл альтернативных статистических сведений, которые бы опровергали приведённые Сычёвой A.C. данные (в СССР на конец первого квартала 1931 г. ещё числилось 205,7 тыс. безработных). Ссылки Суворова на заявление в январе 1931 г. Наркома труда СССР А. М. Цихона и Наркома труда РСФСР М. М. Романова:» Мы имеем полную ликвидацию безработицы в Союзе" могли иметь политический смысл. Тем более, что Суворов К. И. перед этим заявлением ссылается на резолюцию ЦК ВКП (б), в которой.
1.Суворов К. И. Указ.дисс.-С.19.
2.Суворов К. И. Исторический опыт КПСС по ликвидации безработицы /1917;1930 гг/ -М., 1968.-С.7 говорилось, что :" Мы имели ликвидацию безработицы в основном" .'.
Большинство исследователей темы согласны с тем, что индустриализация и реконструкция деревни вели к уничтожению истоков безработицы в деревне и городе. В целом же исследованиям упомянутых историков, так и ряда других, присущи высокий научный уровень, кропотливость работы с архивным материалом и статистическими данными.
Монографические труды К. И. Суворова, Л. С. Рогачевской, статьи других авторов дали более объёмную панораму опыта деятельности общественно-политических организаций и в целом всего государства по преодолению, унаследованной от России досоветского периода, безработицы.^ В монографии К. И. Суворова поднят довольно широкий круг проблем: мероприятия компартии в области трудовой занятости масс и их значение для борьбы с безработицей с конца 1917 г. до 1930 г. Монография написана в целом на малоизвестном фактическом материале и высоком техническом уровне. Разрешение полной трудовой занятости в отечественной практике Суворов связывает с более широкой проблемойсоциалистической реконструкцией всех сфер российского общества. Досадно, что автором изложение вопросов темы дано лишь на городском фоне. Из объекта исследования, если не считать отдельные упоминания, выпали вопросы батрацкой безработицы и пути её ликвидации. Историографический обзор в книге и в диссертации в общем и целом сводится автором к перечислению работ предшественников и критике позиции А. С. Сычёвой в вопросе о сроках полной ликвидации безработицы в стране. При всех высказанных недостатках, книга и диссертация Суворова продвинули изучение проблемы, привлекли к ней внимание новых исследователей.
1.Там же.-С.225.
2.Суворов К. И. Указ.соч.-М., 1968;Рогачевская Л. С. Ликвидация безработицы в СССР /1917;1930 гг/.-М., 1973 и другие её публикации.
3.Суворов К. И. Указ.монография.Гл.1/.
Л.С.Рогачевская, спустя несколько лет после выхода в свет первой книги К. И. Суворова, занялась прежде всего историографическим анализом разработки проблемы безработицы в книгах и статьях, вышедших с 1918 г. В 1968 г. в № 3 журнала «История СССР» вышла в свет её первая историографическая работа под заголовком «Решающий этап ликвидации безработицы в СССР». В 1970 г., спустя два года, в сб. «Вопросы историографии рабочего класса в СССР» появляется её вторая публикация на тему «Советская историография о ликвидации безработицы в СССР». И ещё через три года (1973 г.) она публикует уже монографическое исследование под названием «Ликвидация безработицы вСССР. 1917;1930 гг.» В этом труде Л. С. Рогачевская помимо рассматриваемых в книгах Суворова направлений (истоки, динамика состава, численности безработицы, трудовая и материальная им помощь, влияние на безработицу индустриализации и коллективизации, проблемы опыта партийного руководства ликвидации безработицы) поднимает и раскрывает на новых материалах влияние процесса ликвидации безработицы на рост культурно-технического уровня молодых кадров рабочего класса, на увеличение численности, на подъём творческой трудовой активности.
Проделанная историками значительная работа в освещении опыта деятельности советского государства и общественности в 20-е годы по ликвидации безработицы, свидетельствует, с другой стороны, о неразработанности этой темы применительно к отдельным регионам,'социальным группам населения. Прежде всего нуждается в рассмотрении в комплексе опыт 20-х годов в разрешении молодёжной безработицы не только в городах, но и в деревне. Хотя попытка молодых научных работников рассмотреть государственную политику в отношении молодёжи, её защите.
1.В конце 70-х годов была защищена Шустовым С. Г. канд.дйсс.на тему :" Ликвидация безработицы на Урале/1917;1930 гг/. Пермь, 1977 от безработницы имели место в первой половине 20-х годов.'.
В конце 80-х-начале 90-х историография по рассматриваемой теме продолжала расширяться. Необходимо отметить, что для работ последнего этапа характерно сохранение преемственности в подходах, наполнение трудов новой документацией и расширение информационной базы.^.
В то же время наблюдается усиление и другой тенденции — постановки новых проблем плюралистического характера, усиление концептуальных обобщений.
— а государственной политики России с учётом опыта зарубежных стран. Российское общество в отличие от стран Запада, где уже в 80-е годы молодёжная безработица стала общегосударственной проблемой, в целом не готово ни материально, ни политически, ни психологически воздействовать на этот негативный фактор. В этом плане опыт 20-х годов представляет богатейший материал для современной государственной практики и прогнозирования будущего.
Проведённый диссертантом историографический анализ литературы свидетельствует о том, что избранная им тема в качестве самостоятельного предмета учёными не рассматривалась. Это обстоятельство и предопределило цель исследования: на основе комплексного анализа документов и материалов дать характеристику государственной политики и механизма её реализации по социальной защите рабоче-батрацкой молодёжи, обобщить накопленный опыт и определить возможность.
1.Шварц Г. Броня подростков в производстве-М.-Л., 1924; Быстрицкий М., Серебренников Г. Новая броня подростков.-М., 1925;Рождественский АШколы рабочих подростков.-М., 1922.
2. Шиловцев А. В. Социальная политика Советской власти на Урале в годы гражданской войны.-Екатеринбург, 1993. Дисс. на соискание учён. степени канд.истор.наук.- Трушина Т. Г. Государственные и общественные организации России в формировании и реализации политики в сфере труда и занятости молодёжи. Конец 80-х-начало 90-х годов.М., 1995.
3.Булатецкий Ю. Е., Мошняга В. П. Занятость и безработица населения в условиях рыночной экономики: международный опыт.-М., 1993; Трудовая занятость молодёжи. Документы и материалы. Составители Криворученко В. К. и др.-М., 1993 его использования в новой России. Выдвинутые целевые установки предполагают решение в диссертации следующих задач: осветить концептуальные аспекты историографии темыраскрыть первые мероприятия Советского государства по созданию механизма социальной защиты и системы трудовой занятости молодёжи РСФСРобобщить в этом плане опыт совместной деятельности органов НКТ РСФСР и общественных организацийпроанализировать деятельность органов советского правительства по предупреждению и преодолению беспризорности и неустроенности быта молодёжи, занятой по найму в городе и на селе в условиях Нэпаизучить и обобщить практику работы общественно-государственных институтов власти в 19 261 930 гг. по подготовке кадров рабочей молодёжи к индустриальному труду, обеспечению полной занятостипроанализировать особенности организации экономико-правовой защиты и профессионального обучения молодого батрачествакак средства борьбы с его безработицей.
Решение выделенных задач строится на основе широкого круга источников. Среди них сборники документов общественно-политических организаций и государственных органов, статистических материалов, справочники, центральная и местная печать, документы архивов.
Среди опубликованных источников, в первую очередь были использованы стенографические отчёты и протоколы УШ-ХУ1 съездов, конференций, пленумов Компартии. На её съездах и пленумах вырабатывались и утверждались стратегические и тактические установки по осуществлению социальной политики ликвидации безработицы в стране.
К этой группе примыкают важнейшие документы, в том числе и по вопросам молодёжной безработицы в годы Нэпа, собранные в широко известной публикации «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК» (Изд. 8-е, в 16 томах).
Многие постановления, информационные материалы ЦК партии, не вошедшие в названные выше издания, брались из сборников «Известия ЦК РКП (б)-ВКП (б)» .
Вторую группу опубликованных источников, рассматривающих на конкретных материалах опыт деятельности государственных органов по решению проблем молодёжной безработицы в 20-е годы, составили материалы II-VI Всесоюзных съездов Советов, сессий ВЦИК-ЦИК, законодательные акты Советского правительства за 1917;1930 гг., стенографические отчёты Всероссийских съездов Советов за эти же годы. Среди материалов и законов этой группы важнейшие приведём в сноске 1, но большинство из них даётся в общем перечне литературы. Они особенно полно раскрывают работу Правительства в области регулирования трудовой занятости населения, борьбу с безработицей в стране в 1921;1930 гг.
Третья группа опубликованных источников, широко использованных в нашем исследовании, объединяет материалы съездов (III-VII) комсомола, I-VIII съездов профсоюзов, в том числе отраслевого союза Сельхозлесрабочих. Документы и материалы съездов комсомола и CXJIP были использованы не только как фактологические сведения, но и как важнейшие статистические источники. Последние составлялись из «собственных» обзоров о положении рабоче-крестьянской молодёжи (имеются в виду ежеквартальные обзоры отделов ЦК комсомола), так и из данных правительственных органов: Наркомата труда, Госинспекции по труду, Соцстраха, Центрального статуправления и др. Все они представляют несомненную ценность для изучения динамики молодёжной безработицы, её занятости и развития профессионального образования городских и деревенских подростков.
1.Новый закон о труде молодёжи.-М.-П., 1923; Материалы по вопросам труда и образования рабочей молодёжи: — Декреты и постановления госорганов, профсоюзов и ЦК ВЛКСМ. Сб.-М.-Л., 1924; Юношеский труд: Постановления государственной, профсоюзной и комсомольской организаций.-М,-Л., 1924; Постановления Всесоюзного совещания экономических работников при ЦК ВЛКСМ.-М,-Л., 1927; Съезды Советов СССР 1923;1937 гг.-Т.IV.М., 1962. В них — документы о работе с безработной молодёжью в 20-е годы.
Материалы съездов комсомола и Союза сельхозлесрабочих раскрывают процесс формирования механизма молодёжной политики советского государства, трудовой занятости и образа жизни подростков в условиях Нэпа.
Четвёртую группу источников о положении молодёжи и борьбе правительства за создание в стране условий для полной занятости молодёжи в 20-е годы составили статистические сборники периода 1917;1932 гг. Среди них выделяются «Справочник по биржам труда в России» (М., 1918 г.), сборники: «Труд в СССР» (несколько ежегодных выпусков), «Наёмный труд в сельском и лесном хозяйстве СССР в 1926 г.» (М., 1928 г.), «Батрачество и пастушество в СССР» (М., 1930 г.)1, статистические сборники ЦК ВЛКСМ, расширяющие представление о месте комсомола в борьбе с безработицей молодёжи России.
При использовании статистических материалов диссертант учитывал тот факт, что система учёта безработных на биржах труда неоднократно менялась и поэтому почерпнутые в сборниках сведения не всегда полные. Для учёта динамики безработицы большую ценность представляли данные профсоюзов, чем органов НКТ РСФСР.
Особую группу источников составила периодическая печать.-^ На страницах газет «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Батрак» и др. регулярно публиковались материалы о социальном страховании и трудовой занятости молодёжи по стране, о мерах государства по ликвидации безработицы.
Богатый материал о деятельности профсоюзов, центрального и местных органов труда, соцстраха по борьбе с безработицей в стране, профессиональной подготовке молодёжи к работе на новых промышленных предприятиях помещался на страницах таких органов печати как журнал ВЦСПС «Вестник труда», газета «Труд», журнал Наркомата труда «Вопросы труда», «Известия НКТ» и другие.
1. Перечень этой группы источников приводится в библиографии.
2. Там же.
В журнале «Вестник труда», «Известия НКТ» публиковались официальные документы: постановления ВЦСПС, НК Труда по различным вопросам организации труда и борьбы с безработицей, информационные обзоры о состоянии безработицы в различных районах страны и о мерах борьбы с ней, об оказании материальной помощи безработным, об организации общественных работ и коллективов безработных, о профессиональном обучении подростков и т. д.
Существенную часть источниковой базы диссертации составили архивные документы и материалы местных архивов. Новые, ранее не использованные материалы были подчерпнуты в Центре документации общественных организаций Свердловской области. В фонде 61, описи 1 подчерпнуты материалы пленумов, докладные записки, обзоры Уральского обкома РЛКСМ о социальной работе среди молодёжи и борьбе с молодёжной безработицей в 1923;1930 гг. В этом плане следует выделить материал о состоянии на январь 1924 г. рынка труда, численности безработной молодёжи (дело 44), докладные записки о школах ФЗУ, документы Уральского областного Совета об установлении на предприятиях области квоты для подростков, о социальном страховании (д.43).
Обобщающие сведения о работе Уральского обкома ЛКСМ в 1925 г. с безработной молодёжью в городе и батрацкой в деревне были подчерпнуты в деле 123- за 1928;1929 гг — в деле 440- за 1930 г. — в деле 543.
В диссертации использовались информационные обзоры, постановления партийных комитетов области о рынке труда и борьбе с безработицей в Уральском регионе. Эти и другие материалы позволяют показать партийное влияние на работу советских и профсоюзно-комсомольских органов по социальной защите рабоче-батрацкой молодёжи в условиях Нэпа, раскрыть механизм наступления государства на молодёжную безработицу. Выделяются в этом направлении материалы обкома комсомола Урала (дело 5) к докладу ОК ВКП (б) за 1925;1927 гг. В них присутствуют сведения об экономической работе среди подростков, об обеспечении их рабочими местами в промышленности, о борьбе с молодёжной безработицей, о профсоюзном образовании и социальном страховании рабоче-батрацкой молодёжи.
Докладные, отчёты, сведения за 1926;1927 гг. по вопросам работы бирж труда, борьбы с безработицей Уральского обкома ВКП (б) собраны в деле 323. В этом же деле имеются информационно-статистические материалы о положении батрачества в регионе, о проводимой с ним экономико-правовой работе.
Отдельные новые сведения автор использовал из материалов Государственного архива Российской Федерации (бывш.ЦГАОР) в фондах 5466 (Союза сельхозлесрабочих), 5475 — союза строительных рабочих.
Охарактеризованные в общих чертах основные группы источников позволили автору диссертации осветить более полно механизм осуществления советским государством социальной защиты рабоче-батрацкой молодёжи от безработицы, создания для неё достойного образа жизни.
Научная новизна проведённого исследования заключается в постановке и решении новой научной проблемы. Получено приращение новых научных знаний по историографической концепции темыпереосмыслены установившиеся общественные стереотипы в отношении молодёжной политики советского государствауточнена система критериев эффективности государственной политки в отношении безработицы не тольно городской, но и батрацкой молодёжи.
Мероприятия государственных органов и общественных организаций по проблемам социальной защиты молодёжи, создания условий для её трудовой деятельности и материальной обеспеченности диссертантом рассматриваются в единстве со встречным ростом активности молодёжи.
Новизна рассматриваемой государственной политики в отношении молодёжи 20-х годов состоит в её раскрытии через тенденции, противоречия, исторический опыт и уроки.
Практическая значимость диссертации определяется новизной и актуальностью исследования. Материалы, обобщения, выводы расширяют историографию проблемы социальной защиты и ликвидации молодёжной безработицы в советском обществе 20-х годов и могут быть, с одной стороны, использованы в подготовке новых трудов по истории Отечества, а с другой, помогут избежать.
26 прошлых издержек в борьбе с безработицей, извлечь уроки, преломить и адаптировать прошлый опыт.
Основные положения диссертации апробированы на Всероссийской научно-практической конференции в Институте молодёжи в 1993 г. на тему «Государственная молодёжная политика в Российской Федерации, занятость молодёжи. Молодёжные биржи», а также в публикациях автора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование подтверждает, что причиной возрождения безработицы, материально-бытовой неустроенности рабоче-батрацкой молодёжи в 20-е годы можно считать «аграрное перенаселение» и развитие капиталистических отношений в экономике РСФСР. В нынешней России проблемы безработицы и отклонения в образе жизни молодёжи выдвинулись на передний план в связи с капитализацией экономики, развитием рыночных отношений. Вместе со сменой общественной системы сформировался рынок с соответствующей ему безработицей, особенно таких социально-демографических групп, как молодёжь, женщины и инвалиды.
В сообщении ИТАР-ТАСС на двадцатые числа июля 1995 г. количество безработных в России составило 10,1 млн. человек (13,5%) активного населения. При сокращении спроса на рабочую силу это ведёт у ощутимому дефициту вакансий. Руководитель Федеральной службы занятости Федор Прокопов на заседании Правительства 20 июля того же 1995 года констатировал, что на одно рабочее место сегодня в среднем по России претендуют 6 безработных, а по многим областям намного больше. В Ивановской области — 94 безработных, в Псковской — 35, Ненецком автономном округе — 90, в Ингушетии — 400.'.
Общим явлением для многоукладной, с разросшимся частным сектором нэповской России и современной Российской Федерации выступает детско-подростковая беспризорность, их бытовая неустроенность и полуголодное существование. Бездомные, беспризорные дети на улицах Москвы, С-Петербурга и других крупных городов вновь стали привычным явлением.
Отношения к судьбам подростков в те 20-е годы и сегодня в 90-е годыпротивоположны. В настоящее время полностью свернута профилактическая работа со стороны государственных органов правопорядка, разрушена материальная и кадровая.
1.Правда -1995 — 21 июля — С. 2 база большинства детских домов.
Социальная неустроенность и связанная с ней душевная тревожность подростков — самые главные причины добровольного ухода их из жизни и роста детской преступности. В 1930 г. с ликвидацией молодёжной безработицы в Советском Союзе приходилось 7,8 самоубийств на сто тысяч населения, в 1990 г. по РСФСР покончили самоубийством более 30 тыс. человек, среди которых подростки составили 30%. По Москве в том же 1990 г. в среднем каждый день совершалось 4 самоубийства.'.
С другой стороны, среди безработных подростков ежегодно растёт кривая преступности. По данным Главного информцентра МВД РФ (руководитель генерал-майор Г. Лежиков) каждое четвёртое тяжкое преступление в 1993 г. совершалось л несовершеннолетними. Это на 10% больше, чем в 1992 г.
Опыт советского государства в формировании в 20-е годы механизма социальных служб занятости для защиты молодёжи от тягот безработицы, бытовой неустроенности играл в основе созидательную роль. Сейчас другие времена и другие принципы государственной политики формируются в социальной сфере. Однако, накопленный в 1917;1930 гг. опыт по социальной защите молодёжи принесёт несомненно пользу для Госкомитета по делам молодёжи и для молодёжных общественных организаций. При этом речь идёт не о прямом копировании опыта 20-х годов в условиях Нэпа или трансплантации прогрессивных социальных технологий в современную практику России. В девяностые годы безработица возродилась и эволюционизирует в иных социально-экономических условиях, отличных от господствовавших в советском обществе государственно-партийных установок. Сегодня не ясна и политико-правовая ситуация в аспекте гарантии трудовой занятости молодёжи, особенно выпускников всех видов учебных заведений. В либерально-демократической России отказались от прежнего государственного бронирования мест.
1. Правда — 1995;14 апреля — С. 2.
2. Правда — 1995;6 июля — С. 4 для входящих впервые в трудовую жизнь выпускников профтехучилищ и общеобразовательных школ, а также от государственной системы контроля за наймом и увольннением молодых рабочих.
На практике 20-х годов и начала 90-х годов ясно одно, что отказываться от наработанного опыта государственного регулирования рынка труда, гарантированной социальной защиты молодёжи не разумно с точки зрения поиска путей гуманизации производственной жизни, проеодоления отчуждения молодых поколений от всеобщности труда. Правительству РФ ещё предстоит завершить формирование не менее сложной, чем в те далёкие времена, системы социальной защиты молодёжи, регулирования её трудовой деятельности на основе нового трудового законодательства.
Изучение и обобщение опыта советского государства в создании механизма социальной защиты молодёжи от безработицы и неустроенности в жизни, позволило автору данной диссертации, опираясь на достижения российской исторической науки:
1. Сделать некоторые теоретические обобщения по рассматриваемой проблеме, вывести исторические уроки, внести прогностические предположения, которые могут быть учтены сегодня руководителями Госкомитета по делам молодёжи, министерства Труда и Социальной занятости населения.
2. Показать, что политике российского государства в первые годы после октября 1917 г. и в условиях Нэпа было свойственно внимательное и чуткое отношение к нуждам молодёжи, творческое решение вопросов спроса на молодёжный труд. Создание государственного механизма социальной защиты молодёжи тесно взаимосвязывалось с формированием и углублением всех сфер советской демократии. Эта демократия, как бы её ни чернили некоторые публицисты и политики обеспечивала молодёжи всех национальностей и этнических групп реальное, гарантированное право на учёбу, труд, выбор профессии, положила действенное начало ликвидации безработицы молодёжи.
Констатировать, что в первые годы рабоче-крестьянской власти была не только выработана концепция ведущих направлений социальной политики советского государства, но и созданы организационные структуры для реализации этой политики.
Исторические декреты о 8-ми часовом рабочем дне, об учреждении выборной Инспекции труда, социальном обеспечении трудящихся, первый Кодекс законов о труде и другие законодательные акты первых месяцев деятельности нового государства стали для всего мира примером в подходе к решению проблем социальной защиты различных демографических групп населения.
Советское народовластие сформировало впервые в истории государственную систему органов охраны труда, руководство которой осуществлял Народный комиссариат труда и местные отделы труда исполкомов Советов. С ноября 1917 г. и по 1921 г. были учреждены Инспекция труда, техническая, санитарная и вневедомственная инспекции, осуществляющие надзор за безопасностью работ и контроля за соблюдением советского законодательства по охране наёмного труда во всех структурах народного хозяйства и учреждений. В этой области большую роль играли институты гражданского общества: профессиональные, молодёжные и женские организации. Это ими были делегированы во все структуры Наркомата труда и рабоче-крестьянских инспекций тысячи активных работников, хорошо знающих условия труда и быта промышленных и аграрных рабочих.
Следут подчеркнуть, в то же время, что в годы гражданской войны правительственные планы улучшения условий труда, занятости молодежи, подростков в первую очередь, не были реализованы. Законы и постановления советского государства были направлены на ограничение использования детского труда, но фактически стали применяться лишь к концу войны. В то же время без широкой системы мер по охране труда подростков и детей, их положение намного было бы тяжелее. Тем более, что корни безработицы в 1918;1920 гг. не были ликвидированы ни в экономике, ни в общественных отношениях.
Законодательная защита населения, в частности социальное страхование от безработицы за счёт частного нанимателя и государства, создание системы общественного питания за счёт государства спасала десятки тысяч подростков от полуголодного бытия.
Главным итогом и уроком деятельности рабоче-крестьянской власти в конце 1917;1920 гг. в области создания механизма гарантированной защиты и материальной поддержки молодёжи можно считать то, что впервые эти проблемы были поставлены и начали решаться в государственном масштабе с привлечением самих объектов социальной политики на этапе новой экономической политики.
3. На новом этапе переходного периода государственная политика по социальной защите всех групп населения от безработицы и падения уровня жизни трудящихся строилась на новых формах и методах. Деятельность государственных органов в новых условиях была направлена на подготовку молодёжи индустриальной реконструкции многоукладной экономики и смягчение возрождавшейся безработицы.
В диссертации даётся вывод, что безработица на переходном этапе советского общества к социализму не была показателем капиталистического перепроизводства товаров. Она существовала как явление многоукладное&tradeв экономике и аграрного перенаселения в России. Молодёжь в первую очередь нуждалась в социальной защите, духовной поддержке со стороны политической системы. Эта работа в 1921;1925 гг. проводилась в городе и деревне по многим направлениям.
Российское правительство выработало комплекс разнообразных мер и методов по преодолению молодёжной безработицы в городе и деревне, создало общегосударственные и профессиональные фонды помощи безработным группам молодёжи, беспризорникам.
В городах в механизме социальной защиты безработной молодёжи в условиях Нэпа, как в 1917;1919 гг., важная роль отводилась биржам труда при местных отделах Наркомата труда РСФСР, сети домов для беспризорных и безработных подростков, целых школ профтехобразования для безработной молодёжи.
Вторым направлением в социальной защите молодёжи явилось: восстановление в 1921 г. социального страхования по безработице, принятие в 1922 г. новой редакции КЗоТа и в 1925 г. «Временных правил» для найма батраков хозяйствами середняков. При этом важными опорными институтами социальной защиты рабоче-батрацкой молодёжи выступали комсомол, профсоюз Всеработземлес, Государственная инспекция труда.
Во второй главе диссертации отмечается, что в восстановительный период советскому государству не удалось, однако, осуществить полной занятости рабоче-крестьянской молодёжи, как и взрослого населения. Но, в то же время, было положено начало созданию социально-производственных предпосылок для ликвидации молодёжной безработицы вообще.
4. Новым этапом в деятельности СНК РСФСР по ликвидации молодёжной безработицы в диссертации выделяются 1926;1928 гг, то есть первые годы индустриальной реконструкции. Наращивание в эти годы новой материально-технической базы промышленности и сельского хозяйства способствовало и формированию материальной основы для ликвидации истоков безработицы. Но темпы роста подростковой безработицы и теперь превосходили намного взрослую. За 19 261 928 гг. безработица по РСФСР выросла с 958 тыс. до 1 млн. 126 тыс. человек, или на 17, 6%. За это же время удельный вес подростков на биржах труда вырос с 144 тыс. до 240 тыс., или более чем на 70%. На этом основании дается вывод о том, что молодёжная безработица в рассматриваемые годы была самой острой социальной проблемой молодёжи и нестабильности в обществе, она постоянно лихорадила рынок труда и давала рост преступности в городах.
Система профтехшкол не охватывала полностью безработную молодёжь обучением, а без квалификации производственные коллективы не брали подростков в свои бригады. Зарплата и пособие по безработице у подростковой молодёжи в два и более раза была ниже чем у квалифицированных взрослых рабочих.
За 1926;1928 гг. заметно возросли ряды и сроковых аграрных рабочих (с 640тыс. до 750 тыс.), среди которых удельный вес батраков — подростков и малолеток составлял около 45%. Материальное положение батраков, особенно подростков, оставалось тяжёлым. У последних зарплата после вычетов не превышала 13 руб. против 19 руб. у взрослых батраков при равной продолжительности рабочего дня. Не случайно батрацкому вопросу советское государство уделяло много внимания. Об этом свидетельствовали те 12 постановлений и директивных писем, которые приняло правительство России за 1926;1927 гг. В июле 1927 г. Совнарком РСФСР издал нормативный документ «О мерах борьбы с безработицей среди батрачества», обязавший руководителей совхозов и новостроек принимать на работу в первую очередь безработных батраков.
Практические меры советского государства и его местных органов по созданию во всех сферах экономики новых рабочих мест вели к смягчению безработицы и материального положения с.-х. пролетариата. В 1928 г. ряд отраслей топливно-промышленного комплекса и чёрной металлургии впервые ощутили недостаток в рабочих руках. Резко возрастала потребность в квалифицированных рабочих.
Последующие (1928;1930) годы первой пятилетки в диссертации определяются как завершающий этап в деятельности советского государства по ликвидации молодёжной безработицы, формировании из молодёжной среды квалифицированных промышленно-аграрных рабочих. В 1929;1930 гг. количество школ ФЗУ возросло в два раза, а учащихся в них в пять раз. Школами ФЗУ в 1930 г. были проведены подряд два набора индустриализации: 70 тыс. и 135 тыс. подростков. Этим фактически были исчерпаны резервы безработных подростков в городах.
На втором году первой пятилетки батрацкая молодёжь, как и городская, была вовлечена в государственные сферы производства. На новой производственно-технической основе эти слои молодёжи были преобразованы в новые социальные группы индустриально-аграрных рабочих. Условия их труда, быта и жизни в этой связи качественно менялись.
Государственная социальная политика ликвидации молодёжной безработицы и вовлечение квалифицированной рабочей молодёжи в крупное социалистическое производство, таким образом, увенчались положительным итогом. Безработица молодёжи в городах и на селе была ликвидирована значительно раньше, чем предусматривалось первым пятилетним планом.
В результате исследования темы наряду с положительным был выявлен и негативный опыт в государственной политике социализации безработной молодёжи 20-х годов. Поворот в конце 20-х годов к форсированным темпам индустриальной реконструкции производственной базы на практике явился отходом от ленинского положения о построении социализма путём постепенных переходов, через построение «мостиков» от одного этапа к другому. Внедрившаяся в экономике административно-командная система распространилась и на надстройку, прежде всего на ограничение демократии в общественных отношениях, на возрождение старой тенденции отчуждения рядового гражданина от управления материальным и духовным производством.
II. С учётом результатов проведённого исследования, выведенных на их основе исторических уроков представляется возможным высказать некоторые практические рекомендации, которые могут оказать помощь институтам Российского государства в совершенствовании социальных служб для молодёжи.
1.Исследователю представляется, что наряду с проведением адекватной времени государственной политики в отношении работающей и безработной молодёжи, необходима самодеятельность молодёжных общественных союзов. В этом плане необходимо использование того положительного, что было в работе комсомола и отраслевых профсоюзов с подростковой и юношеской молодёжью в 20-е годы.
2. Целесообразным представляется, чтобы Правительство РФ ускорило организацию системы социальной защиты безработной, первоначально вступающей в трудовую жизнь молодёжи с учётом опыта 20-х годов, возродило для беспризорников в каждом субъекте РФ сеть приютов, материальное обеспечение и административное руководство этими приютами возложило на органы МВД, а выделение кадров.
145 воспитателей методистов возложить на Министерство образования.
3. В наше время полезно использовать накопленный комсомолом в 20-е годы опыт руководства секциями Бирж труда по работе с безработными подростками, корреспондентскими пунктами информации аграрных рабочих по вопросам труда, обучения, досуга. Целесообразно в этой связи создать широкую сеть молодёжных секций Бирж труда с целенаправленным управлением их деятельностью и обработкой информации рынка спроса рабочей силы по России в целом и регионам в государственном комитете по делам молодёжи. Финансирование этой работы осуществить из средств, выделяемых государственной службе занятости.
Министерствам труда и Социальной службы занятости, на наш взгляд, было бы полезно создать с учётом опыта Европейских стран и США годичную Программу «Рабочая профессия» для безработной молодёжи 14−17 лет с отклоняющимся поведением, открыть на базе ряда закрытых профтехучилищ учебно-профессиональные учреждения этого типа.