Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса подготовки курсантов учебных заведений МВДв определении дополнительных возможностей для эффективного решения задач формирования профессиональных умений будущих специалистовв разработке и апробации системы профориентированного обучения иностранному языку, направленного на формирование… Читать ещё >

Содержание

  • щ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Профессиональные умения в общей концепции профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел
    • 1. 2. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в высшей школе
    • 1. 3. Роль слушания в формировании профессиональных умений будущего сотрудника правоохранительных органов
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ КУРСАНТОВ
    • 2. 1. Мотивационная готовность курсантов к профессионально ориентированному обучению иностранному языку
    • 2. 2. Средства формирования профессиональных умений курсантов на занятиях по иностранному языку
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы fe по формированию профессиональных умений курсантов

Формирование профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, работающих в системе правоохранительных органов, обусловлена политическими, социально-экономическими изменениями в обществе и особой сложностью криминогенной обстановки последних лет. В современном российском обществе сложилось противоречие между потребностями граждан в обеспечении их законных прав и интересов, с одной стороны, и недостаточной компетентностью правоохранительных органов в борьбе с преступностью, с другой. Одним из путей разрешения указанного противоречия является обеспечение высокого профессионализма сотрудников органов внутренних дел.

Основы профессионализма закладываются в ходе профессионального образования в учебных заведениях, поэтому юридические вузы МВД стремятся преодолеть имеющиеся недостатки в подготовке специалиста.

Обновление образования и возросшие требования к уровню подготовки высококвалифицированных кадров предполагают совершенствование учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего расширение объема и повышение прочности специальных знаний курсантов, развитие творческих способностей и формирование профессиональных умений. Однако существующий характер обучения в вузе МВД, когда обучаемый находится в состоянии «ознакомления» с профессиональной деятельностью, препятствует включению курсантов в процесс адаптации к будущей профессиональной деятельности.

К проблеме профессиональной подготовки специалистов в вузах обращались многие ученые. В педагогической науке вопрос формирования специалиста нашел отражение в трудах Д. И. Зюзина, Н. Б. Крыловой, Ю. А. Кустова и др. Психологический аспект взаимодействия преподавателя и студента как условие освоения мотивационно-смысловой и предметно-процессуальной сторон многоуровнего образования рассмотрен А. А. Бодалевым, И. И. Ильясовой, В. Я. Ляудис.

Профессиональная подготовка, детерминированная мотивами учения, рассматривалась в работах Р. С. Вайсмана, З. Д. Жуковской, Ю. М. Орлова. Механизмы профессионального развития и становления личности изучались А. Г. Асмоловым, В. С. Агеевым и др. Мотивирующее значение направленности личности отмечали Е. А. Голубева, О. С. Гребенюк, К. К. Платонов. Анализу влияния профессии на внутренний мир человека посвящены работы Е. А. Артемьева, Ю. Г. Вяткина, В. В. Овсянниковой. Совершенствование профессиональной подготовки студентов в вузе рассматривалось в связи с разработкой профессиональных моделей, что нашло свое отражение в работах Т. И. Рудневой, Е. С. Смирновой, Н. Ф. Талызиной.

Вузам МВД присущи свои особенности подготовки выпускников. Процесс формирования профессионализма у военных специалистов научно обоснован в трудах военных педагогов и психологов: Г. Д. Бабушкина, В. Я. Кикотя, А. А. Кочина, В. Л. Марищука, В. С. Олейникова, И. А. Скопылатова, Н. Ф. Феденко и других. Содержание и особенности профессиональной подготовки курсантов рассматривают в своих трудах А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, А. Т. Иваницкий. Пути формирования различных профессиональных качеств специалиста обосновывают В. Л. Васильев и В. И. Хальзов. Педагогические основы оценки и учета результатов обучения и воспитания курсантов содержатся в трудах В. Я. Слепова и Я. Я. Юрченко. О. М. Латышев проводит психологический анализ организаторской деятельности и профессиональной направленности курсантов.

Исследования свидетельствуют о научном интересе к вопросу подготовки специалистов в высшей школе, в том числе специалистов-профессионалов в вузах МВД. Проблема формирования профессиональных умений будущих сотрудников правоохранительных органов в юридических вузах МВД достаточно широко освещена в психолого-педагогической литературе. Рассматривая педагогическую подготовленность как важную составляющую профессиональной квалификации выпускников вузов МВД, В. И. Хальзов определяет систему профессионально-педагогических знаний, умений и навыков. С. Г. Лапиков предлагает совершенствовать подготовку офицеров путем формирования командирских качеств, умений и навыков обучения и воспитания подчиненных. П. Ф. Беспоясов обосновывает необходимость формирования организаторских качеств, умений и навыков воспитательной работы. Основы психологической подготовки курсантов как системы профессионально-психологических знаний, умений и навыков рассмотрены в работах К. А. Букалова и А. Т. Иваницкого. Ретроспективный анализ работ по профессиональной подготовке показывает, что проблема формирования профессиональных умений рассматривалась лишь в контексте других, более общих проблем.

Нормативные документы, регулирующие деятельность высших учебных заведений МВД (уставы, положения, инструкции, квалификационные характеристики), предъявляют высокие требования к уровню развития профессиональных умений сотрудников ОВД. В процесс воспитания и обучения курсантов необходимо заложить элементы будущей деятельности, стимулирующие развитие профессиональных умений, под которыми понимаем совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение профессиональных задач.

Специфика деятельности оперативного работника и следователя состоит в познании событий прошлого, без которого невозможно раскрытие преступления. Умение добывать информацию и работать с различными источниками, в первую очередь — устными, умение подвергать факты и явления теоретическому анализу, умение интерпретировать, адаптировать и сохранять (фиксировать) полученную информацию — наиболее общие умения, от уровня сформированности которых зависит эффективность профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

В качестве одного из средств достижения положительных результатов в решении проблемы подготовки специалистов в высших учебных заведениях МВД может стать максимальное использование возможностей социальногуманитарных дисциплин (в частности, иностранного языка) в учебно-воспитательном процессе, приближение их содержания к специфике будущей профессиональной деятельности. Следовательно, различные формы и методы обучения должны иметь прикладной характер воздействия на обучаемых с целью формирования устойчивого интереса к дисциплине, глубокой мотивации получения научных знаний, а также профессиональных умений, используемых в качестве инструментария для решения профессиональных задач.

Процесс обучения иностранному языку, максимально приближенный к реальной профессиональной деятельности будущего сотрудника правоохранительных органов, требует от преподавателя подхода к иностранному языку как одному из источников систематического пополнения профессиональных знаний и формирования профессиональных умений обучаемых.

Анализ научной литературы и педагогической практики, изучение запросов образовательных учреждений МВД и требований общества к профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов позволили выявить ряд противоречий:

— между подходом к иностранному языку как цели обучения и недооценкой его дидактических возможностей как средства обучения, способного формировать профессиональные умения курсантов;

— между многообразием методов обучения иностранным языкам с целью развития языковой компетенции и недостаточной разработанностью методов обучения предмету с целью формирования умений, обусловленных спецификой профессиональной деятельности;

— между использованием основных учебных материалов на изучаемом иностранном языке для формирования языковых умений и навыков и отсутствием дополнительных систематизированных учебных материалов с целеустановкой на развитие узкопрофессиональных умений и навыков будущих специалистов.

Объективные требования к формированию языковой компетентности в соответствии со стандартами образования и учебными программами, с одной стороны, и недостаточная разработанность теоретико-методологических основ формирования профессиональных умений на материале иностранного языка, с другой стороны, определили выбор темы настоящего исследования: «Формирование профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку».

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане — это проблема обоснования подхода к обучению иностранному языку в юридических вузах МВД как профессионально важному предмету, средствами которого можно формировать профессиональные умения будущих специалистов. В практическом плане — это проблема выявления педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования профессионально значимых умений курсантов учебных заведений МВД.

Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в высших учебных заведениях МВД.

Предмет исследования: средства формирования профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование и апробация системы профессионально ориентированного обучения иностранному языку, которая формирует профессиональные умения курсантов юридических вузов МВД.

Гипотеза исследования. Формирование профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку будет эффективным, если:

— профессиональное слушание рассматривается как обобщенное умение, обусловленное спецификой профессиональной деятельности и обеспечивающее формирование профессиональных умений восприятия и комплексной переработки устной информации;

— профессионально ориентированное обучение предусматривает не только профессиональную направленность содержания учебных материалов, но и профессиональную направленность деятельности, включающей в себя приемы и операции, формирующие профессиональные умения, что предполагает рассмотрение иностранного языка не только как объекта усвоения, но и как профессионально важной дисциплины, обладающей средствами формирования профессиональных умений курсантов;

— определены и учтены факторы мотивационной готовности курсантов к овладению профессиональными умениями на занятиях по иностранному языку;

— специально организованный процесс формирования профессиональных умений курсантов представлен системой, объединяющей программно-методическое обеспечение и поэтапные действия процесса обучения.

Задачи исследования:

1. Выделить конкретные профессиональные умения на основе анализа специфики деятельности сотрудника правоохранительных органов и этапов слушания как обобщенного умения.

2. Теоретически углубить и конкретизировать сущность принципа профессиональной ориентированности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

3. Выявить факторы, определяющие мотивационную готовность курсантов к профессионально ориентированному обучению иностранному языку, направленному на формирование профессиональных умений.

4. Разработать и экспериментально проверить систему профессионально ориентированного обучения иностранному языку в учебных заведениях МВД, которое формирует профессиональные умения курсантов, и оценить результативность предложенного подхода к обучению.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование профессиональных умений, которые являются важнейшим критерием профессиональной готовности выпускников вузов МВД, должно быть ориентировано на профиль подготовки специалистов. Специфика профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов предполагает наличие у специалистов умений профессионального слушания (перцептивных, прогностических, аналитических, информационных и коммуникативных), способствующих эффективному решению профессиональных задач, связанных с восприятием и комплексной смысловой переработкой информации, полученной из устного источника.

2. Профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса вузов МВД требует углубления сущности принципа профессиональной ориентированности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе, который должен предусматривать наряду с профессиональным характером содержания учебных материалов и профессиональную направленность деятельности, включающей в себя приемы и операции, обеспечивающие формирование профессиональных умений.

3. Программа специального обучения иностранному языку в учебных заведениях МВД должна учитывать мотивационную готовность курсантов к изучению иностранного языка, факторами которой являются: осознание курсантами мотивов применения профессиональных умений слушания в будущей профессиональной деятельности и потребности в их формированиипсихологическая адаптация курсантов к условиям обучения, связанным с применением аудирования текстов на иностранном языкеналичие у обучаемых базовых знаний и умений, необходимых для успешного осуществления иноязычной речевой деятельности.

4. Стратегия деятельности преподавателя иностранного языка юридических вузов МВД должна заключаться в разработке системы, объединяющей поэтапные действия процесса обучения и программно-методическое обеспечение. Система профессионально ориентированного обучения иностранному языку становится эффективной тогда, когда средствами обучения являются: набор текстов, выступающих в роли основного упражнениякомплекс заданий для всех этапов обучения, отбор которых осуществляется на основе системного подхода с прогнозом на формирование профессиональных умений обучаемых, а также комплект аудиоматериалов.

Научная новизна исследования:

— определен набор профессиональных умений, обусловленных спецификой профессиональной деятельности работника правоохранительных органов по восприятию и переработке устной информации (перцептивные, прогностические, аналитические, информационные и коммуникативные);

— теоретически дополнено представление о содержании принципа профессиональной ориентированности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе (профессиональный характер содержания учебных материалов должен сочетаться с профессиональной направленностью деятельности, включающей в себя приемы и операции, формирующие профессиональные умения курсантов);

— выявлены факторы мотивационной готовности курсантов к профориентированному обучению иностранному языку, направленному на формирование профессиональных умений слушания (мотивы использования профессиональных умений слушания в будущей профессиональной деятельности курсантов и потребности в их формированиистепень психологической адаптации курсантов к условиям обучения, связанным с применением аудиосредствреальный уровень владения умениями слушания как исходная база обучения);

— разработана и обоснована профессионально ориентированная система обучения иностранному языку, направленная на реализацию резервных возможностей предмета по формированию профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД, объединяющая поэтапные действия (диагностирование, педагогическое целеполагание, дидактическое вооружение, программирование и структурирование, педагогическое воздействие, подведение итогов) и учебно-методическое обеспечение процесса обучения (комплекс текстов, лабораторных работ, комплект аудиоматериалов).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют научное представление о сущности принципа профессиональной направленности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузебудут способствовать решению задач профессиональной подготовки курсантов учебных заведений МВД, теоретическому осмыслению и повышению эффективности дидактических возможностей иностранного языка в высшей школе.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса подготовки курсантов учебных заведений МВДв определении дополнительных возможностей для эффективного решения задач формирования профессиональных умений будущих специалистовв разработке и апробации системы профориентированного обучения иностранному языку, направленного на формирование профессиональных умений слушания. Полученные в результате исследования выводы могут быть учтены при составлении программ, разработке пособий и создании учебников не только по иностранным языкам, но и по русскому языку, логике, культуре речи, профессиональной этике и другим дисциплинам гуманитарного цикла в учебных заведениях МВД, поскольку их направленность доказывает профессиональную важность непрофилирующих дисциплин при условии профессиональной направленности учебной деятельности курсантов и максимального использования дидактических возможностей предметов социально-гуманитарного цикла.

Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные концепции, раскрывающие проблемы всеобщей связи явлений, взаимообусловленности, развития и целостности реального мира, теории личности и деятельности. Источниками исследования являются фундаментальные положения:

— о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности, о ведущей роли деятельности в развитии человека (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В.Д.Шадриков);

— о закономерностях функционирования учебной и профессиональной деятельности (В.В.Давыдов, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин);

— о подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования (А.А.Барабанщиков, Г. А. Бокарева, А. Т. Иваницкий,

B.С.Олейников, В.И.Хальзов);

— о профессионализме и его формировании (Н.В.Кузьмина, Т.И.Руднева).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

— принципы развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л. В. Занков, И.Я.Лернер);

— основные положения методологии педагогики и методики исследования (В.И.Загвязинский, В. В. Краевский, М.Н.Скаткин);

— концепции мотивации учебной деятельности (В.Г.Асеев, Ю. К. Бабанский, Р. Р. Бирбих, В. И. Ковалев, А. К. Маркова, Ю. М. Орлов, Л.С.Садыкова);

— постулаты о деятельностном подходе к организации учебного процесса на основе принципов системности, структурированности и преемственности (В.П.Беспалько, П. Я. Гальперин, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев,

C.Л.Рубинштейн, В. Н. Садовский, Л.В.Щерба);

— психологические основы восприятия (В.А.Артемов, В. П. Зинченко, В. И. Ильина, З. А. Кочкина, П. Линдсей, А. Л. Лурия, Д. Норман, В. Н. Носуленко, С. Н. Ржевкин, Л.А.Чистович);

— положения теорий речевой деятельности и взаимосвязи всех видов речевой деятельности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, Н. И. Гез, И. Н. Горелов, И. А. Зимняя, В. И. Ильина, А. Н. Соколов, В.Д.Тункель);

— общие вопросы дидактики и методики обучения иностранным языкам (И.Л.Бим, А. А. Вербицкий, Ж. Л. Витлин, Т. М. Дридзе, К. И. Крупник, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, Т. Новацкий, Е. И. Пассов, Т.В.Скубневская);

— классификации видов слушания (Е.М.Березовская, Н. Е. Богуславская, Т. А. Ладыженская, И.П.Павлова).

База исследования: опыт профессиональной подготовки в различных регионах страныопыт педагогической деятельности в отечественных и зарубежных вузахличный опыт работы в качестве преподавателя иностранного языка в юридическом вузе. Работа выполнена на базе Самарского филиала Саратовского юридического института МВД РФ.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1998;1999 гг.). Изучение научной литературы, аутентичных источников по проблеме исследования, описание особенностей педагогического процесса учебных заведений МВД, изучение теории и практики обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Проведенный первичный сбор информации позволил определить проблему, объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулировать его гипотезу. Результатами этого этапа явилось определение методологии, методов исследования, обоснование его программы.

Второй этап (1999;2001 гг.). В ходе экспериментальной работы конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональных умений курсантов. Проведение эксперимента сопровождалось анализом и осмыслением опыта профессионального образованиясинтезировались полученные данныекорректировались содержание и средства, обеспечивающие эффективность процесса обучения курсантов иностранному языку. Результатом этого этапа явились разработка и реализация системы профориентированного обучения курсантов иностранному языку.

Третий этап (2002;2003 гг.). Теоретическое осмысление и уточнение результатов экспериментальной работы послужило основой для определения педагогических условий формирования профессиональных умений курсантов в процессе обучения иностранному языку. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов, подвергнуто теоретическому анализу. Проведено оформление рбзулыaiоъ диссертационного исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, психологической, педагогической и методической литературыизучение и обобщение педагогического опытаэмпирические методы (анализ образовательных программ по иностранному языку, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, шкалирование, самооценка, констатирующий и формирующий эксперименты) — моделированиепраксиметрические методы (анализ работ курсантов, контент-анализ), методы статистической обработки результатов (критерий х)•

Выборочную совокупность составили: 110 курсантов, преподаватели кафедры иностранных языков Самарского филиала Саратовского юридического института МВД РФ.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблеме, осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях, применением комплекса методов, адекватных его предмету, возможностью повторения экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборки, значимостью экспериментальных данных исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы в Самарском филиале Саратовского юридического института МВД РФ, а также в Самарском юридическом институте МЮ. Результаты исследования нашли свое отражение в статьях, тезисах докладов, учебно-методических разработках, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на кафедрах иностранных языков юридических вузов и факультетов г. Самары, на научно-практических конференциях (Самара, Челябинск, Воронеж). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя иностранного языка в Самарском филиале Саратовского юридического института МВД РФ.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

В условиях совершенствования профессионального образования и возрастающих требований к подготовке специалиста выпускник юридических вузов МВД должен обладать высокой профессиональной квалификацией, предполагающей единство теоретической и практической готовности к осуществлению правоохранительной деятельности. Формирование профессиональных умений является важным направлением профессионального становления личности специалиста, в связи с этим актуальной является задача выявления педагогических условий, влияющих на качество процесса овладения профессией. Формирование профессиональных умений, ориентированное на профиль подготовки выпускника, представляет собой динамичный непрерывный процесс, направленный на более полное соответствие возможностей специалиста требованиям профессиональной деятельности. Анализ научной литературы показал, что проблема формирования профессиональных умений курсантов юридических вузов МВД недостаточно глубоко исследована и требует дальнейщего изучения. Диссертационное исследование посвящено рещению важной педагогической проблемы подготовки специалиста — формированию профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку. Детальный профессиографический анализ деятельности сотрудника ОВД на основе личностно-деятельностного подхода позволил определить специфику деятельности работника правоохранительных органов. Предметом труда сотрудника ОВД является информация, а организация труда предполагает умение работать с различными источниками информации, в том числе устными, следовательно, наиболее общим умением,. связанным со сбором, селекцией и комплексной переработкой профессионально релевантной информации, является умение слушать, которое формируется в процессе овладения конкретными аудитивными умениями восприятия и смысловой переработки устной информации. Анализ профессиональных функций сотрудника правоохранительных органов и исследование структуры слушания позволили сделать вывод о единствеих содержательной характеристики и «выделить профессионально значимые умения слушания: перцептивные, прогностические, аналитические, информационные и коммуникативные. Для решения специфических профессиональных задач слушание выступает не только в функции координации производственной деятельности, но и имеет самостоятельный статус. Слушание предполагает работу с устным источником информации. По окончании вуза в практической деятельности сотрудника ОВД такие источники станут главными (свидетели, потерпевшие, подозреваемые и т. п.), поэтому умение работать с ними должно быть приобретено уже в процессе учебы. Условием повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием для органов внутренних дел является максимальное использование возможностей социально-гуманитарных дисциплин, приближение их содержания к специфике будущей профессиональной деятельности. Практика показывает, что профессиональная направленность социально гуманитарных дисциплин нередко носит односторонний характер, ее основой выступает предметное содержание, что ограничивает возможности их использования в процессе профессиональной подготовки специалистов. Если же поиск вести не в рамках предметного содержания, а в сфере дидактической технологии, то можно обнаружить, что базовым предметом для разработки программ оказывается язык — как родной, так и иностранный. Анализ программ по иностранным языкам в неязыковом вузе показал, что практическое овладение иностранным языком как цель обучения составляет лишь одну сторону профессионально направленного обучения предмету. Рассмотрение иностранного языка не только как объекта изучения, но и как источника формирования профессиональных умений курсантов вузов МВД позволило теоретически углубить содержание принципа профессиональной ориентированности обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Она должна предусматривать не только профессиональный характер содержания учебных материалов, но и профессиональную направленность деятельности, включающей в себя приемы и операции, формирующие профессиональные умения, обусловленные спецификой функциональных обязанностей сотрудника правоохранительных органов. Специальные умения, применяемые в специфических ситуациях профессионального общения, развиваются в учебной деятельности, имитирующей труд правоохранителя. Основной предпосылкой развития профессиональных умений, связанных с речевой деятельностью, является включение учебной деятельности по иностранному языку в аналог будущей профессиональной деятельности: моделирование в учебных ситуациях иноязычного общения процессов решения профессиональных задач. Процесс обучения иностранному языку был построен с использованием моделей типичных ситуаций, которые бы имитировали внутреннюю организацию профессиональной деятельности и способы поведения специалиста. В процессе такого обучения курсанты овладевают не только иностранным языком, но и способом решения профессиональных задач. В этом случае учебный процесс представляет собой такую форму организации учебной деятельности курсантов, при которой слушание устных сообщений на иностранном языке и последующая переработка информации выступают базой развития профессиональных умений. При организации такой учебной деятельности практические цели подчиняются установкам более широкого плана — в первую очередь, формированию профессиональных умений обучаемого, развитию его профессиональной компетентности и навыков социального взаимодействия. Так происходит накопление профессионального опыта, что обеспечивает готовность будущего специалиста к самостоятельному совершенствованию профессиональных умений. При таком подходе к обучению иностранному языку реализуются принципы профессиональной ориентированности и коммуникативной направленности. Ведущим мотивом профессиональной деятельности является решение профессионально-предметной задачи, а иноязычной речевой деятельности — восприятие и понимание профессионально значимой информации. При этом создаются условия для доминирования в структуре мотивации ориентации «на процесс» и «на результат», поскольку профессиональная деятельность и иноязычная речевая деятельность объединены общим контекстом: сбор, селекция, комплексная переработка профессионально релевантной информации, поступающей из устного источника в процессе общения. Воссоздание предметного аспекта будущего труда в обучении позволяет трансформировать учебную мотивацию в профессиональную, которая выступает как стимул формирования профессиональных умений. Анкетирование и анализ результатов констатирующего эксперимента показали низкий уровень мотивационной готовности курсантов к овладению профессионально значимыми умениями на занятиях по иностранному языку, что проявилось в отсутствии теоретических знаний о механизмах слушания речи, низкой самооценке уровня владения умением слушать, невысокой оценке важности учебного предмета для будущей профессиональной деятельности. Таким образом, следовало не только формировать профессиональные умения, связанные со слушанием, но и создавать мотивационную базу для профориентированного обучения иностранному языку. При рассмотрении строения педагогического процесса (М.И.Житницкий) доказано, что он должен иметь определенную структуру: анализ его исходного состояния — выбор и формулирование цели — отбор и применение педагогических средств — учет внутренних и внешних условий — анализ процесса и его результатов. В соответствии с данной структурой проектирования и организации целостного процесса преподаватель осуществляет следующие поэтапные действия: диагностирование, педагогическое целеполагание, дидактическое вооружение, программирование и структурирование, педагогическое воздействие и подведение итогов. Программа профессионально ориентированного обучения иностранному языку курсантов в вузе МВД была разработана на основе теории и методики обучения иностранным языкам и состояла из двух этапов: подготовительного, нацеленного на формирование перцептивных умений и развитие связанных с ними психофизиологических механизмовосновного, задачами которого было собственно формирование профессиональных умений слушания. При разработке частной методики обучения слушанию была создана учебно-методическая база, которая содержала: научно обоснованную систему текстовкомплекс лабораторных работ программированного типа, включающих упражнения как для отработки умений, так и для контроля над уровнем сформированности умений слушания. Выявление объективных и субъективных трудностей обучения слушанию повлияло на отбор дидактического материала и потребовало корректировки учебных заданий. К концу подготовительного этапа обучения отмечалась положительная динамика мотивационной готовности курсантов к обучению слушанию как профессионально значимому умению, сформированность начального уровня перцептивных умений. Была подготовлена техническая и дидактическая база для основного этапа опытного обучения. Она содержала научно разработанную систему текстов и упражнений, обучающих приемам извлечения информации из устного сообщения, ее прогнозирования и анализа, классификации и сохранениякомплекс заданий для всех этапов обучениякомплект аудиоматериалов. Для проверки эффективности обучения применялся критерий х • полученные данные дают основания для отклонения нулевой гипотезы (Т"абл (14,49)> Ткрит (9,49)), а это означает, что профессионально ориентированная система обучения слушанию является эффективной. Полученные в ходе эксперимента научные материалы позволили сделать следующие выводы:

1. В процессе обучения курсантов иностранному языку в учебных заведениях МВД необходимо ориентироваться на формирование профессиональных умений, обусловленных спецификой деятельности сотрудника правоохранительных органов.2. Система профориентированного обучения иностранному языку, направленная на формирование профессиональных умений слушания, может решать задачи профессиональной подготовки курсантов: приобретаются знания о слушании как профессиональном умении и виде речевой деятельностикурсантами осознается необходимость овладения профессиональными аудитивными умениями в их будущей профессиональной деятельностидается установка на использование профессиональных умений слушания для решения профессиональных задачпоявляется потребность в дальнейшем совершенствовании профессиональных умений.3. Показателями эффективности обучения курсантов иностранному языку в учебных заведениях МВД являются: положительная динамика уровня сформированности перцептивных, прогностических, аналитических, информационных и коммуникативных умений, что подтверждено достоверностью результатов экспериментавысокая оценка курсантами профессиональной значимости предмета «иностранный язык», удовлетворенность полученными знаниями и результатами опытного обучения. Проведенный эксперимент подтвердил эффективность предложенной системы обучения, которая соответствует принципам профессиональной ориентированности и коммуникативной направленности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Выполненное нами исследование проблемы формирования профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку расширяет возможности решения задач профессиональной подготовки сотрудника правоохранительных органов. Теоретическое исследование и результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена. Вместе с тем, исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это разработка: педагогических условий формирования профессиональных умений, связанных с другими видами речевой деятельности, системы упражнений, развивающих внимание к невербальным средствам общения при слушании, адекватных методик контроля над уровнем сформированности умений профессионального слушания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. — 1993. — № 9. — 165−170.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335с.
  3. В.А. Программа по английскому языку в неязыковом вузе //Р1ностранные язьпси: программы. — Самара: НВФ «CMC», 1999. — 51 -58.
  4. B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: Дисс… докт. пед. наук — СПб.: СПбГУ, 1994. -340с.
  5. . Юридическое образование в России: настоящее и будущее (анализ государственных образовательных стандартов). COLPI, Лабиринт, 1997. — 62с.
  6. В.М. Педагогические условия формирования познавательно- профессиональных потребностей у студентов младших курсов технического вуза: Дисс… канд. пед. наук. — Челябинск, 1987. — 226с.
  7. Актуальные проблемы подготовки специалистов в вузах МВД РФ//С6. научных статей. — Казань: Изд-во КФЮИ, 1996. — 56с.
  8. Актуальные проблемы социально-правовой подготовки специалистов и перспективы совершенствования системы комплектования ОВД //Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Краснодар: КЮИ, 1997. — 181с.
  9. Алексеев С, Яковлев В. Ф. О модели юриста и обучении в юридических вузахУ/Правоведение, 1976 — № 4. — 73−74.
  10. М.Е. Межпредметные связи как условия активизации учебной деятельности студентов: Дисс… канд. пед. наук. — Баку, 1986. — 160с.
  11. . Г. К теории внутренней речи в психологии. Уч. зап. ЛГПИ. -Л. , 1946.-Вып.53.-218с.
  12. .Г. Индивидуальное развитие человека. — М.: Просвещение, 1968.-334с.
  13. .Г. Проблемы современного человекознания. — М.: Наука, 1977.-380с.
  14. .Г. Человек как предмет познания. — СПб, М., Харьков, Минск: Пйтер, 2001. — 288с.
  15. В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 317с.
  16. Антология гуманной педагогики. Я.А.Коменский/Под ред. Ш. А. Амонашвили. — М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 220с.
  17. Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности/ТПроблемы психологии личности/Под ред. Е. В. Шоховой. -М.: Наука, 1982. — 184с.
  18. Т.В., Власов И. С. Подготовка юридических кадров в зарубежных странах. — М.: Юрид. лит-ра, 1976. — 67с.
  19. Л.И. Обучение пониманию иноязычной речи на слух: Автореф. дисс… канд. пед. наук. -М., 1971. -22с.
  20. В.А. Восприятие и понимание речи//Уч. зап. МГПИИЯ им. М.Тореза. — М., 1954.-т.VIII. — 179−199.
  21. В.А. Психология обучения иностранным языкам. — М.: Изд-во МГУ, 1969.-279с.
  22. СИ. Учебный процесс в вьюшей школе, его закономерные основы и методы: Уч. пособие. — М.: Высш. шк., 1980. — 386с.
  23. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Наука, 1979.-235с.
  24. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. — М.: Знание, 1978.-48с.
  25. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. — М.: Педагогика, 1990. — 136с.
  26. А.В., Хальзов В. И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. — Л.: ВПУ ГУВД, 1988. — 67с.
  27. Ф. Профессиональная педагогика.- М.: РАО, 1997. — 511с.
  28. В.И., Вяткин Л. Г. Формирование внутренних стимулов учения как актуальная комплексная проблема/Под ред. Л. Г. Вяткина. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. — Ч.4, 1991. — 3−4.
  29. В.П. Гуманистическая направленность учителя. — Самара: Изд- во СГПИ, 1997. — 172с.
  30. Е.М. Виды аудирования//Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М.Тореза.-М., 1979.-Вьш.142.-С.12−15.
  31. В.П. О критериях качества подготовки специалистов//Вестник высшей школы. — 1988. — № 1. — 3−4.
  32. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высш. шк., 1989.-141с.
  33. П.Ф. Формирование навыков и умений воспитательной работы у курсантов учебных подразделений внутренних войск МВД: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М.: МГУ, 1987. — 17с.
  34. В.Н. Развитие познавательной активности курсантов ВВУЗ: Дисс… канд. пед. наук. — М., 1989. — 271 с.
  35. Бим И. Л., Миролюбов А. А. К проблеме уровня обученности иностранным языкам выпускников полной средней школы//Иностранные языки в школе, 1998. — № 4. — 29−33.
  36. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целей образования В учебной деятельности студентов младших курсов/Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. — 1987. — № 2.- 20−30.
  37. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения/Известия АПН РСФСР, вып. 73, 1995. — 9−12.
  38. Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов (на примере обучения математике в техническом вузе). — Калининград: Книжное изд-во, 1985. — 264с.
  39. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности/ТПсихология формирования и развития личности. — М., 1981. -С.11−15.
  40. К.А. Формирование профессионализма следователя/ТИзвестия ВУЗ. Правоведение. -1993. -№ 1.-С. 19−23.
  41. М. Модели: репрезентация и научное понимание. — М.: Прогресс, 1988.-507с.
  42. В.Л. Психолого-педагогические аспекты подготовки следователей/ТИзвестия ВУЗ. Правоведение. -1993. — № 1. — 114−117.
  43. В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. — М.: Юрид. лит., 1991.-464с.
  44. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. — М.: Изд-во МГУ, 1973. — 5−198.
  45. А.А. Активное обучение в высшей школе, контекстный подход. — М.: Высш. шк., 1991. — 204с.
  46. А.А., Платонов Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов, — М.: Высш. шк., 1986. — 40с.
  47. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.-290с.
  48. .Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам//Иностранные языки в школе, 1999. — № 1. — 21−26.
  49. Л.А., Зайцева Ж. А., Рожков М. И. Управление процессом развития творческой активности учащихся. — Казань: ИССО РАО, 1993. — 2 8 с .
  50. В. Основания физиологической психологии. — СПб., 1980. — 108с.
  51. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. — М.: Педагогика, 1956. — 216с.
  52. Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Педагогика, 1960. — 320с.
  53. Л.С. Развитие речи и мышление. Собрание сочинений: в 6 т. — Т.2. — М.: Педагогика, 1982. — 504с.
  54. А.Г., Железовская Г. И. Опыт развития познавательной самостоятельности студентов/Педагогика, 1993. — № 1. — 61−66.
  55. Н.Н. Обучение аудированию как компоненту профессиональной деятельности: Дисс… канд. пед. наук. — М., 1989. -217с .
  56. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий/Психологическая наука в СССР. — М.: АПН РСФСР, 1959. Т.1. .С.441−469.
  57. Гез Н.И. К вопросу об обучении распознаванию речи на зрительном и слуховом восприятии/ТИлостранные языки в школе, 1969. — № 2. — 18−21.
  58. Гез Н.И. О взаимосвязи обучения рецептивным видам речевой деятельности//Науч. труды МГПИИЯ им. М.Тореза. — М., 1979. -ВЫП.142.-С.88−97.
  59. Гез Н.И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи//Иностранные языки в школе. — 1977. — № 5. — 32−42.
  60. А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. — М., 1984. — 384с.
  61. .С. Философия образования. — М.: Изд-во «Флинта», 1998. — 427с.
  62. В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. — М.: Логос, 1994.-211с.
  63. И.Н. Виды и функции речевой деятельности. — М., 1977. — 216с.
  64. Н.М. Использование интегративных связей для формирования у студентов профессиональных умений: Автореф. дисс… канд. пед. наук. Л., 1987. — 19с.
  65. О.С. Общая педагогика: Курс лекций. — Калининград: КГУ, 1996.-107с.
  66. О.С. Педагогические аспекты мотивации учебной деятельности/ЛПсихология учебной деятельности школьников. — М.: АПН СССР, 1982.
  67. О.С. Примерная номенклатура целей учебно-воспитательного процесса. — Калининград: КГУ, 1995. — 94с.
  68. В.П., Мороз И. И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения. — М.: ВПА, 1983. — 155с.
  69. М.Л. Методические основы построения краткосрочного курса для специалистов-нефилологов с целевой ориентацией на обучение аудированию: Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М. , 1984. — 16с.
  70. Елухина Н. В, Мусницкая Е. В. Какими должны быть тексты для аудирования?//Иностранные языки в школе. — 1978. — № 3. — 44−46.
  71. Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно- ориентированной методики/ТИностранные языки в школе. — 1989. — № 6 — 28−36.
  72. Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления //Иностранные языки в школе. — 1977. — № 2. — 36−44.
  73. В.П. Высшая школа. — М.: Высш. шк., 1980. — 560с.
  74. А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. — М.: БЕК, 1997. — 330с.
  75. Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. — 164с.
  76. Н.И. Язык — речь — творчество. — М.: Лабиринт, 1998. — 364с.
  77. М.И. Эффективность процесса обучения в высшей школе (сущность и оценка). — Л., 1985. — 115с.
  78. В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М.: Педагогика, 1982. — 160с.
  79. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. — 160с.
  80. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. — М.: Академия, 2001. — 192с.
  81. И.А. К вопросу о восприятии речи. — М.:АПН, 1961. — 180с.
  82. И.А. Понимание как результат рецептивных видов РД. В кн.: Психология и методика обучения чтению на иностранном языке//Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М.Тореза. — М., 1978. — Вып. 130. — 211с.
  83. И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения/ТИностранные языки в школе. -1973. — № 4. — 66−72.
  84. И.А. Психология обучения неродному языку. — М.: Русский язык, 1989.-221с.
  85. И.А. Психология слушания и говорения: Автореф. дисс… док. псих. наук. — М., 1973. — 52с.
  86. Н.И. Непроизвольное запоминание. — М.-Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-544с.
  87. A.M. и др. Концепция развития юридического образования и ее реализация в подготовке военных юристов//Советское государство и право. 1990. — № 9. — 44−49.
  88. Ф., Стремоухов А. В. Научные основы организационно- правовой работы с кадрами органов внутренних дел. — СПб.: СПбЮИ, 1994. — 96с.
  89. В.П. Воспроизведение как способ запоминания: Автореф. дисс… канд. психол. наук. — Ташкент, 1954. — 18с.
  90. Р1ванова Г. В. Смысловое членение звучащего текста в процессе его восприятия: Автореф. дисс. канд. фил. наук. — М., 1988. — 23с.
  91. Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. — М.: МВД, Главное управление кадров, 1998.-№ 1.-С.36−48.
  92. В.И. Некоторые характеристики кратковременной памяти, полученные в условиях аудирования//Уч. зап. МГПИИЯ им. М.Тореза. — М., 1968. — Т.44. — 59−69.
  93. В.И. Продуктивность кратковременной и долговременной памяти в условиях чтения и аудирования//Науч. труды МГПИИЯ им. М. Тореза. — М., 1972. — Вып. 69.- 112−119.
  94. В.И. Психологические особенности аудирования и их учет в процессе обучения иностранному языку//Науч. труды МГПИИЯ им. М.Тореза. — М., 1979. — Вып. 137. — 107−116.
  95. Иностранные языки. Примерные и авторские программы для системы высшего образования/Мин.общ. и проф. образования РФ. — М.: Юрист, 1998.-136с.
  96. Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе //Межвузовский сборник научных статей. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. — 131 с.
  97. Л.Б. Психологические основы обучения. — М.: Знание, 1972. — 5 9 с .
  98. М. Требуются квалифицированные юристы//Российская юстиция, 1999. — № 6. — 53.
  99. А.Ф., Бабушкин Г. Д., Харитонов А. Н. Потенциальное и актуальное в достижении профессионализма/ТПсихопедагогика в правоохранительных органах: Научно-практический журнал. — Омск: ОЮИ МВД России, 1996. — 69−75.
  100. Квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений МВД России. — М.: Главное управление кадров, 1997. — 94с.
  101. Л.Ф. Структура методики обучения как науки. — М.: Педагогика, 1979.-165с.
  102. В.Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД: Дисс… канд. пед. наук. — СПб.: СПбГУ, 1994. -257с .
  103. Р. Память человека. Структура и процессы. — М.: Мир, 1978. -319с .
  104. В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1988. — 193с.
  105. В.В. Профессионализм сотрудников ОВД как важнейшая предпосылка эффективной безопасности личности/ТПсихопедагогика в правоохранительных органах: Научно-практический журнал. — Омск: ОЮИ МВД России, 1996. — 33−40.
  106. В.А. Философия образования (культурологический аспект) — Самара: СИПКРО, 1996. — 35с.
  107. А.П. Введение в юридическую специальность. Уч. пособие для образовательных учреждений МВД РФ. — М.: Щит, 1999. — 144с.
  108. Д.П., Шиханцов Г. Г. Психология следователя.- Воронеж: Изд-во ВГУ, 1976.-134с.
  109. М., Скибнер Культура, и мышление. Психологический очерк. — М.: Прогресс, 1977. — 261 с.
  110. А.А. Повышение эффективности процесса формирования офицера-профессионала в ВВУЗ внутренних войск МВД: Дисс… канд. пед. наук. — СПб.: СПбГУ, 1996. — 230с.
  111. З.А. Аудирование как процесс восприятия и понимания звучащей речи//Иностранные языки в высшей школе. — М., 1964. — Вып.Ш. — 26−34.
  112. З.А. Что должен слышать и слушать студент при овладении иностранным языком/ТИностранные языки в высшей школе. — М., 1955. -Вьш.1. -С .17−21 .
  113. П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: Автореф. дисс… докт. филос. наук. — М., 1992.-32с.
  114. В.В. Методология педагогического исследования. — Самара: Изд-воСГПИ, 1994.- 162с.
  115. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. — М.: Педагогика, 1997. — 200с.
  116. К.И. О системе упражнений для рецептивных видов деятельности//Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М.Тореза. — М., 1988. -Вьш.130.-С.208−224.
  117. А.Л. Функциональная организация слуховой системы: учебное пособие. — М.: МГУ, 1985. — 5−29.
  118. Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководства и управленческих систем. -Кишинев: Изд-во Штиинца, 1983. — 159с.
  119. Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-224с.
  120. Л.В. Система индивидуально-личностного развития школьника: сущность и перспективы. — Самара: Изд-во СФ МГПУ, 2000. — 168с.
  121. Т.Д. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М.: Просвещение, 1986. — 124с.
  122. Г. Оценка профессионализма офицеров-преподавателей юридических вузов МВД: Дисс… канд. пед. наук. — Калининфад: КВШ МВД, 1996.-228с.
  123. A.M., Савицкий В. М. Каким быть следственному аппарату//Советское государство и право. — 1991. — № 1. — с.38−46.
  124. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М.: Высш. шк., 1991.-223с.
  125. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М.: Наука, 1969. — 307с.
  126. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969.-211с.
  127. Леонтьев А. Н Проблема деятельности в психологии/ТВопросы психологии. — 1972. — № 9. — 61−69.
  128. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Полит, изд-во, 1975.-304с.
  129. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.-185с.
  130. П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. — М.: Мир, 1974. — 317с.
  131. А.Д. Психология восприятия. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 82с.
  132. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444с.
  133. А.Р. Ощущения и восприятие. — М.: Изд-во МГУ, 1975. — 43−110.
  134. А.Р. Теория речевой деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1968. — 368с.
  135. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. — М.: Педагогика, 1974. — 239с.
  136. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. — 92с.
  137. Е.А., Бабинская П. К., Будько А. Ф. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. — Минск: Вышэйная школа, 1996. — 522с.
  138. Материалы межвузовской научно-практической конференции: формирование профессиональной мотивации у курсантов и студентов. — Саратов: СВКИ ВВ МВД РФ, 1998. — 128с.
  139. Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению/ТИностранные языки в школе, 2000. — № 1 — 26−34.
  140. Т.Э. НИРС в системе формирования интеллектуальных умений и интереса к профессиональной деятельности. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1992. — 47−51.
  141. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования//Под ред. Е. Э. Смирновой. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 177с.
  142. Т. Основы дидактики профессионального образования. — М.: Высш. шк., 1979.-283с.
  143. Новое качество высшего образования в современной России: концептуально-программный подход//Под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. — М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 199с.
  144. В.Н. Психология слухового восприятия.- М.: Наука, 1988. — 214с.
  145. B.C. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. — Л.: ВПУ МВД 1986. — 39с.
  146. B.C., Манько Ю. В. Адаптация солдат внутренних войск. — Л.- ВПУ МВД, 1976.-38с.
  147. Определения основных терминов дидактики высшей школы. — М.: НИИ ПВШ, 1995.-105с.
  148. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Дисс… докт. псих. наук. — М., 1989. — 525с.
  149. Е.Ф. Социально-психологические особенности курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе. — М.: ВПА, 1974. — 35с.
  150. И.П., Богуславская Н. Е. О возможностях взаимосвязного обучения рецептивным видам речевой деятельности//Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М.Тореза. — М., 1978. — Вып. 130. — 32−42.
  151. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. — М.: Русский язык, 1977. — 220с.
  152. Е.И. Учитель иностранного языка или учитель иноязычной культуры //Проблемы иноязычного образования. — Липецк, 2000. — 12−20.
  153. Педагогическое стимулирование познавательной деятельности учащихся: межвузовский сборник научных трудов. — Куйбышев: Изд-во КГУ, 1983.-88с.
  154. И.Л. Правосудие: время реформ. — М.: Наука, 1991. — 208с.
  155. . Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. — 659с.
  156. К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. — 255с.
  157. Ю.П. Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения среднего профтехучилища: Автореф. дисс… канд. псих. наук. — Л. , 1982. — 20с.
  158. СИ. Как читать книги. — М.: Книга, 1974. — 79с.
  159. Подготовка кадров в полиции за рубежом: Реферативный сборник. — М.: Академия МВД, 1987. — 128с.
  160. Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.//Под ред. Л. И. Рувинского. — М.: Изд-во МГУ, 1999. — 143с.
  161. Проблемы звучащего текста//Сб. науч. трудов. МГПИИЯ. — М., 1985. -211с.
  162. Проблемы обучения и воспитания военных кадров в ВВУЗах. — Саратов: СЕКИ ВВ МВД РФ, 1998. — 32−33.
  163. Проблемы оптимизации учебного процесса при обучении предметам гуманитарного цикла в юридических и специальных ВВУЗах. — Саратов: СЮИ МВД РФ, 1998. — 34−38.
  164. Проблемы подготовки специалистов в системе образовательных учреждений МВД России//Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Самара: Изд-во СамГУ, 1999. — 87с.
  165. Профессиональный психологический отбор в вуз МО РФ//Методические рекомендации. — М.: Щит, 1994. — 268с.
  166. Пути и реформы правового реформирования российского общества //Российская юстиция. — 1995. -№ 12. — 9−17.
  167. Пути реализации проблемного подхода в обучении иностранным языкам в вузе//Межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: Изд-во Удмурдского ун-та, 1986. — 110с.
  168. А.А. Психология педагогической деятельности. — Ижевск: Изд-во Ижевского ун-та, 1994. — 81с.
  169. Н. Слух и речь. — М.-Л., 1935. — 144с.
  170. В.В., Кроз М. В. В прокуратуру — через психологический отбор//Российская юстиция. — 1995. — № 8. — 14−20.
  171. В.В., Кроз М. В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры//Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — 40−46.
  172. Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: АПН РСФСР, 1965.-236с.
  173. Л. О понимании. В кн.: Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1975. — 265с.
  174. Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, 1989. -160с .
  175. Л. Проблемы общей психологии/Отв. ред. Шороховой Е. В. — М.: Педагогика, 1973. — 425с.
  176. Т.Н. Педагогика профессионализма. — Самара: Изд-во СамГУ, 1997.-160с.
  177. В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы. В кн.: Социология в СССР, т.1. — М.: Мысль, 1965.-С.291−311.
  178. В.Н. Основания общей теории систем. — М.: Наука, 1974. — 279с.
  179. Л.Н. Система формирования положительного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности: Дисс… канд. пед. наук. — Душанбе, 1987. — 220с.
  180. Ю. А. Очерк психологии ума. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 504с.
  181. Е.В., Тункель В. Д. Влияние целенаправленного формирования «гибкого» чтения на развитие навыка слушания//Сб. науч. трудов МГПРШЯ им. М.Тореза. — М., 1977. — Вып. 121. — 44−49.
  182. А.А. Проблемы психологии памяти. — М.: Педагогика, 1966. — 270с.
  183. Л.П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и способы контроля их сформированности: Дисс… канд. пед. наук. -М., 1982.-254с.
  184. О.Ф. Форсируется подготовка кадров российской милиции //Российская юстиция, 1995. — № 10. — 44.
  185. А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М.: Просвещение, 1988. -248с.
  186. А.Н. О речевых механизмах умственной деятельности//Известия АПН РСФСР, 1956. — Т.81. — 181 -188.
  187. Т.А. Зависимость сохранения текста от коммуникативной установки в разных возрастных группах//Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М. Тореза — М., 1984. — Вып. 157-С. 102−112.
  188. A.M. Юридическая педагогика (курс лекций). — М.: ТАНДЕМ ЭКМОС, 2000. — 496с.
  189. Е.Ю. Психологические условия эффективной деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов военных вузов: Автореф. дисс… канд. пед. наук. — М.: ВПА, 1988.-20с.
  190. Ю.Г., Алферов Ю. Г., Гордеев В. В. Причины и условия текучести кадров в органах внутренних дел. — Домодедово: Всесоюзный ин-тут повыш. квалиф. рук. работников ИТУ, 1991. — 49с.
  191. А.К. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах//Высшее образование в России.- 1996. — № 3. — 17−33.
  192. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986.-108с.
  193. Е.В. Российское образование: состояние и проблемы//Магистр, 1995.- № 1.-С.10−13.
  194. В.Д. Приемы и последующая передача речевого сообщения //Вопросы психологии. — 1964. — № 4. — 46−50.
  195. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990.- 188с.
  196. И.В. Профессия — юрист. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -416с.
  197. К.Д. Вопросы воспитания. Избранные педагогические сочинения.-Т. 1.-М.: Учпедгиз, 1953.-639с.
  198. И.Е. Очерки вузовской педагогики. — Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1984. — 252с.
  199. Федеральная программа развития образования: Проект. — М., 1997.
  200. О.Л. Рациональный отбор и использование учебных текстов как фактор повышения эффективности самостоятельной работы студентов//Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М.Тореза. — М., 1985.-Вьш.256.-С.77−84.
  201. И.М. Видеть — предвидеть — действовать. — М.: Знание, 1986. -158с.
  202. Феофилова В. П. Особенности взаимодействия преподавателей и студентов при активном методе обучения: Дисс… канд. пед. наук. — Л.: ЛГУ, 1983.-249с.
  203. .А., Генералов B.C., Королев Г. И. Модель подготовки специалистов исправительно-трудовых учреждений. — Рязань: РВШ МВД, 1979.-46с.
  204. В.И. Педагогические основы обучения военнослужащий внутренних войск. — Л.: ВПУ МВД, 1987. — 90с.
  205. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения '<�• внутренних войск: Автореф. дисс… докт. пед. наук. — СПб., 1991. — 32с.
  206. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. — Ростов-на-Дону:Мираж, 1997. — 213с.
  207. Ю.К. Мотивационное обеспечение учебного процесса как условие повышения эффективности фундаментальной подготовки студентов: Дис… канд. пед. наук. -Л. , 1989. — 150с.
  208. Л.А., Кожевников В. А. и др. Речь. Артикуляция и восприятие. — М.-Л.: Наука, 1965. — 241 с.
  209. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.: Наука, 1982. — 184с.
  210. В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М.: Логос, 1996.-319с.
  211. Ю.Д. Динамика профессиональной направленности студентов ф педагогического вуза (на примере специальностей естественнонаучного цикла): Автореф. дисс… канд. пед. наук. — Киев, 1978. — 29с.
  212. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л.: Наука, 1974. — 412с.
  213. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971. — 352с.
  214. Энциклопедический словарь//Под ред. Ф. А. Брокгауза и И. Е. Ефрона. ф -СПб., 1901.-Т.32.-730с.
  215. Я.Я. Педагогические основы укрепления воинской дисциплины: Автореф. дисс… докт. пед. наук. -Л. , 1971. — 54с.
  216. Л.Б. Структура и динамика познавательных интересов студентов в зависимости от представлений о целях обучения: Автореф. '^ дисс… канд. псих. наук. — СПб., 1991. — 17с.
  217. В.А., Кикоть В. Я. Педагогика и психология высшей школы. — Л.: ЛГУ, 1996.-467с.
  218. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. — М.: Высш. шк., 1986. — 135с.
  219. Pratt Е. Experimental Evaluation of Program for the Improvement of 1.istening. Elementary School Journal, Chicago, v.56, 1956.
  220. Hugyes, GL. Aspects of Listening Comprehension/Audio-Visual Language Journal, London, 1974.
  221. Henmon V.A. Achievement Test in the Modem Foreign Languages. New York, Mac Millan, 1989.
  222. Ingram E. Attainment and Diagnostic Testing. Language Testing. Edinburg, 1998, 130p.
  223. Caffrey, John. An Introduction to the Auding Concept, — Education, 1949. Ф — V.70. — pp 234−239.
  224. Cattel R.B. Handbook of the Sixteen Personality Factor Questionary, Chicago, 1968.-262p.
  225. Brown J., Carlsen G.R. Brown-Carlsen Listening Comprehension Test, Evaluation and Adjustment Series, Grades 9−13/ World Book Co., 1953.
  226. Jeremy Harmer. The Practice of English Language Teaching. Longman, Ф London, London & New York, 1993. — 295p.
  227. Johnson S., Johnson C. The One — Minute Teacher: How Teach Others to Teach Themselves, N.Y., 1989.
  228. Aspy D.N. The Effect of Teachers Inferred Self-concept upon Student Achievement/ZJoumal of Educational Research, 68, 1978.
  229. Swan M. Teaching Listening Comprehension, Cambridge, 1997. — 490p.
  230. Jordan R. English for Academic Рифозе, Cambridge, 1996. — 400p.
  231. Brown, Don. Teaching Aural English. — English Journal, 1950. — March. -v.34.-ppl28−137.
Заполнить форму текущей работой