Подготовка педагогов к проектированию рефлексивных образовательных ситуаций как средство их профессионально-личностного роста
Диссертация
Выделены структурные элементы личностно-ориентированного подхода в рефлексивном обучении, рассматривающие личностное развитие как развитие субъектности, при котором организация процесса обучения опирается па личностный потенциал обучающихся, совместную деятельность субъектов обучения (педагога, учащихся), и технологию организации образовательной ситуации. С учётом сделанных обобщений, необходимых… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки подготовки педагогов к проектированию рефлексивных образовательных ситуаций в практике последипломного образования
- 1. 1. Теоретические и методологические подходы организации рефлексии в образовании
- 1. 2. Оценка содержания подготовки педагогов к проектированию образовательных ситуаций с рефлексивным содержанием деятельности
- 1. 3. Структура и содержание педагогических действий проектирования рефлексивных образовательных ситуаций
- Выводы по первой главе
- Глава II. Опытно-экспериментальная проверка организационно-педагогических условий готовности педагогов к проектированию рефлексивных образовательных ситуаций
- 2. 1. Критерии и показатели оценки результатов подготовки педагогов к проектированию рефлексивных образовательных ситуаций
- 2. 2. Технологическая обеспеченность курсовой подготовки педагогов телекоммуникационными средствами
- 2. 3. Характеристика результатов профессионалы ю-личностного становления педагогов на различных этапах курсовой подготовки
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Автайкина, Т. О. Формирование готовности учителя начальных классов к личностно-ориентированной контрольно-оценочной деятельности в системе повышения квалификации. Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. О. Автайкина -Новокузнецк, 2008. 165 С.
- Алексеев, Н.Г. Стратегические разработки по использованию ОДИ в системе педагогического образования Текст. / Н. Г. Алексеев // Кентавр. -1992.-№ 3.-С. 46−52.
- Алексеев, Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление Текст. / Н. Г. Алексеев // Развитие личности. -М.: 2002. № 2.- С. 92−116.
- Алексеев, Н.Г. Направления изучения рефлексии Текст. / Н. Г. Алексеев, И. С. Ладенко // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука. 1987. — С. 3−11.
- Алексеев, Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления Текст.: автореф.. док. псих, наук: 19.00.13 / Н. Г. Алексеев. М, 2002.-36 С.
- Алексеев, Н.Г., Зарецкий В. К., Ладенко И. С., Семенов И. Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения Текст. / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И.С. ЛаденкоИ.Н. Семенов. -Новосибирск: СО АН СССР. 1991. 38 С.
- Альтшулер, Г. С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности Текст. / Г. С. Альтшулер, И. М. Верткин. Мн.: Беларусь. 1994. — 479 С.
- Амонашвили, Ш. А. Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море света Текст. / Ш. А. Амонашвили- М.: Изд. дом Ш. Амонашвили. 2009. 114 С.
- Андреев, Д.Л. Роза Мира. Метафизика истории Текст. / Д. Л. Андреев. -М.: Прометей. 1991.- 286 С.
- Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности : методическое пособие. Текст. / В. И. Андреев // М.: Высшая школа, 1981. 240 С.
- Анисимов, О.С. Основы методологии: Учебное пособие. Текст. / О. С. Анисимов // Российская академия менеджмента и агробизнеса. — М.:1994. Т.1. — 185 С.
- Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. Текст. / О. С. Анисимов // М.: Экономика, 1991. -С. 170.
- Артюшина, Л.А. Дидактические средства включения рефлексивных умений школьников в содержание образования. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Артюшина. Нижний Новгород, 2008. — 24 С.
- Башмакова, М.И. Теория и практика продуктивного обучения. Текст. / Башмакова М. И. // М.: Народное образование, 2000. 140 С.
- Белозерцева, Т. В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения. Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Белозерцева Челябинск-2000. — 189 С.
- Биктагирова, Г. Ф. Дидактические условия развития педагогической рефлексии учителя в процессе повышения квалификации. Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. Ф. Биктагирова Казань — 2004. — 168 С.
- Бизяева, A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя. Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / A.A. Бизяева. С.-Петербург, 1993. — 23 С.
- Богин, В.Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и некоторые размышления о путях ее решения. Текст. / В. Г. Богин // Вопросы методологии" № 1−2, 1999. С. 18−20
- Богин, В.Г. Паша, Маша и Алена. Текст. / В. Г. Богин // Начальная Школа № 16, 1993.-С. 21−23.
- Богин, В. Г Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности Современная дидактика: теория практике. Под научной редакцией И .Я. Лернера, И. К. Журавлева. Текст. / В. Г. Богин // Москва, 1993. — С, 115 121.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Текст. / Бондаревская // Педагогика. 1997. -N9 4.-C. 11 -17.
- Борисова, Л. Н. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13 00 01 / Л. Н. Борисова Курск, 1999. — 24 С.
- Борытко, Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования. Текст.: автореф.. док. пед. наук: 13.00.08 / Н. М. Борытко. Волгоград, 2001. -56 С.
- Борытко, Н.М. Онтологическое понимание современного воспитания. Текст. / Н. М. Борытко // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. A.B.Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — С.38−40
- Братусь, Б.С. К проблеме исследования человека в психологии. Текст. / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1997. № 5. С 5−20
- Варламова, Е.П. Психология и практика рефлексивная диагностика в системе образования. Текст. / Варламова, Е.П., Степанов С. Ю. // Вопросы психологии, 1997. N 5. — С. 8−4.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Текст. / А. А. Вербицкий //М.: Высш. шк., 1991.-207 С.
- Венгер А. JI. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Текст. / А. Л. Венгер// М.: ВНИК «Школа». 1998.- 80 С.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология. Текст. / Л. С. Выготский // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — С. 319.
- Вульфов, Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление. Текст. / Б. З. Вульфов // Magister, 1995.- № 1. С. 71−79
- Гаргай, В. Б. Повышение квалификации учителей на Западе : рефлексивная модель обучения. Текст. / В. Б. Гаргай // Педагогика. 2004. — N 2.- С. 72−79
- Гин, A.A. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Текст. / A.A. Гин // Пособие для учителей. М.: Вита-Пресс, 1999. — 88 С.
- Горбенко, З.П. Педагогические условия развития субъектности учащихся общеобразовательной школы в процессе личностно ориентированного обучения. Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Горбенко З. П. Барнаул, 2003. С. 25.
- Громыко, Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования. Текст. / Ю. В. Громыко // М., НМУ, 1992. С. 92.
- Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. Текст. / Ю. В. Громыко // М., МАРО, 1996. 545 С.
- Губанов, А.Ю. Мыследеятельностная педагогика существует, как практика образовательных организационно-деятельностных игр.Электронный ресурс. / А. Ю. Губанов, A.B. Нечипоренко Т. М. Губанова http://www.fondgp.rU/projects/chteniya/abstracts/2
- Губанова, Т.М. Опыты мыследеягельностной педагогики. Текст. / Т. М. Губанова // М., 1998. С. 122.
- Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. Текст. / Э. Гуссерль // Вопросы философии, 1992.- № 7. С. 18−23.
- Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования. Текст. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчинова // М.: Логос, 2000. 224 С.
- Давыдов, В. В Младший школьник как субъект учебной деятельности. Текст. / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии, № 3, 1992.-С. 14−20.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. Текст. / В. В. Давыдов // М, 1986.-286 С.
- Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок. 1500 ил. Текст. / В. И. Даль // М.: Астрель: ACT: Хранитель, 2008.-349 С.
- Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования. Текст. / А. Я. Данилюк // Ростов-на-Дону, 2000. 185 С.
- Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора. Электронный ресурс. / Православие. Ки // Интернет-журнал, 6 апреля 2006 http://www.pravoslavie.ru/jurnal/16 935.htm
- Елисеев, В. К. Технологии формирования рефлексивной культуры учителя. Текст. / В. К. Елисеев // Высшее образование в России. 2005. № 2 С. 37−40.
- Елисеев, В. К. Сластенин В.А. Рефлексивная культура учителя как субъекта педагогической деятельности. Текст. / В. К. Елисеев // Педагогическое образование и наука, 2005. № 5. С. 37−42
- Емельянов, А. Л. Влияние рефлексивной культуры на повышение профессионализма государственного служащего. Текст.: дис. .канд. психол. наук: 19.00.13/А. Л. Емельянов II- М. 1997. — С. 192.
- Жегалин, В.А. Концепция философско-методологического и психолого-педагогического обеспечения человеко-машинных систем (ЧМС). Текст. / В. А. Жегалин, A.B. Нечипоренко // Вопросы методологии. 1991. № 4. — С. 3439.
- Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя. Текст. / В. И. Загвязинский // М.: Педагогика, 1987. -160 С.
- Занков, Л.В. Избранные педагогические труды. Текст. / Л. В. Занков // М.: Новая школа, 1996.- 432 С.
- Зарецкий, В.К. Ключ к детским желаниям. Электронный ресурс. / В. К. Зарецкий, М. М. Гордон Первое сентября № 22/2001 2001 http://ps.september.ru/
- Загвязинский, В.И. Теория обучения : Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. / В. И. Загвязинский //М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 С.
- Зарецкий, B.K. Использование рефлексии в практике организации решения проблем. Электронный ресурс. / В. К. Зарецкий // Материалы XI Чтений памяти Г. П. Щедровицкого http://www.fondgp.ru/projects /chteniya 2005
- Звенигородская, Г. П. Педагогические практикумы форма обретения опыта рефлексивного образования. Текст. / Г. П. Звенигородская // Мир образования — образование в мире, 2002. — № 2. — С. 160−170
- Звенигородская, Г. П. Теория и практика рефлексивного образования на основе феноменологического подхода: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01: Текст. / Г. П. Звенигородская // Хабаровск, 2002 451 С. РГБ ОД, 71:02−13/288−4
- Зинченко, В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов М.: Тривола, 1994.-С. 123.
- Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания. Текст. / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1991. — № 2. С. 15−36
- Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования. Текст. / В. П. Зинченко // Педагогика, 1997. № 5. — С. 3−17.
- Зиник, И.Н. Особенности структур интегральной индивидуальности в связи с уровнем развития рефлексивности. Текст. / И. Н. Зиник // Психология обучения, 2008. № 4. — С. 91−100.
- Ильенков, Э.В. Что же такое личность? Текст. / Э. В. Ильенков // М., 1979. С. 183−236.
- Ильинский, И. М. Асимметричный человек. Текст. / И. М. Ильинский // М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. С. 196.
- Кант, И. Критика чистого разума. Текст. / И. Кант // М.: Мысль, 1994. -С.513.
- Кара-Мурза, С. Г. Подрыв рационального мышления и рефлексивное управление. Текст. / С.Г. Кара-Мурза // Рефлексивные процессы и управление. Том 3, № 2, 2003. С.16−34.
- Карпов, A.B. Рефлексивность в структуре общих способностей // Психологи способностей: Современное состояние и перспективы исследований.
- Текст. / A.B. Карпов // Материалы научной конференции, посвященной памяти В. Н. Дружинина, ИП РАН, 19−20 сентября 2005 М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2005.-С.40−44.
- Каптерев, П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе. Текст. / П. Ф. Каптерев // Антология гуманной педагогики М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — С. 37- 41.
- Кнабе, Г. С. Культура и жизненый поток два полюса образования. Текст. / Беседа гл. редактора ЛГО Александра Пентина с Георгием Кнабе // Лицейское и гимназическое образование, 1998. -№ 1 С. 19−31.
- Коган, А.Ф. Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания. Текст. / А. Ф. Коган // Практична психолопя та сощальна робота. К., 2000 — № 2(21). — С.22−26.
- Коган, H.H. Возможные перспективы в разработке психодиагностических методик исследования самооценки личности Электронный ресурс. Опубликовано: July 8, 2003, 12:00 am http://flogiston.ru/articles/general/kogan4
- Корецкая, E.B. Социально-психологические аспекты становления культуры рефлексии педагога в профессионально значимых жизненных ситуациях. Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Е. В. Корецкая. Курск — 2002. С. 26.
- Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник. Текст. / H.H. Кондаков //НаукаМ.:-1975. С. 717.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Текст. / В. В. Краевский // Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 С.
- Краевский, В.В."Человеческий фактор" в жизни и в педагогике. Текст. / В. В. Краевский // Педагогика, 2006. № 3.~С. 92−102
- Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: Текст.: метод, пособие под ред. С. Н. Чистяковой,
- А.Я.Журкиной. -M.: Институт общего среднего образования РАО. 1997. С. 112.
- Кулюткин, Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. Текст. / Ю. Н. Кулюткин // СПб.: СпецЛит, 2001, — 75 С.
- Кулюткин Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. Текст. / Ю. Н. Кулюткин, И. В. Муштавинская // СПб.: СПбГУПМ, 2002. 48 С.
- Кулюткин, Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Текст. / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Без духов // СГПУ. — Самара, 2002. —400 С.
- Кульневич, C.B. Педагогика личности: Учеб. пособие. Часть 1. Текст. / C.B. Кульневич //- Ростов н/Д, 1995.-С. 167.
- Кузьмина, Н.В. Актуальные проблемы профессиональной педагогической подготовки. Текст. / Н. В. Кузьмина, В. И. Гинецианский // Советская педагогика. 1982. — № 3. — С. 63 — 66.
- Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. Текст. / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии, 1984. -№ 1.-С. 33−37.
- Кузьмин, В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. Текст. / В. П. Кузьмин // М., 1976.
- Левинтов, А.Е. Функциональная типология рефлексий / А. Е. Левинтов Электронный ресурс. // 2005 (http // www.redshift.com/alevintov. htm).
- Лернер, И .Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. Текст. / И. Я. Лернер // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
- Лефевр, В.А. Конфликтующие структуры. Текст. / В. А. Лефевр // Изд. 2-е перераб. и дополн. — М.: Советское радио, 1973. -153 С.
- Лефевр, В.А. Нравственное сознание. Текст. / В. А. Лефевр // Методологический и игротехнический альманах Кентавр 1990. — № 2. С. 40−47.
- Лефевр, В.А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии. Текст. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. — 108 С.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев //- 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 С.
- Лидак, Л.В. Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной культуры педагога. Текст. / Л. В. Лидак // Психология и педагогика развития личности. «Илекса», Москва, 2002.
- Мамардашвили, М.К. Театр. Текст. / М. К. Мамардашвпли // М.: 1991. -№ 3, — С.-12.
- Мамардашвили, М.К. Сознание как философская проблема. Текст. / М. К. Мамардашвили // // Вопросы философии. 1990. — № 10. — С. 73- 79.
- Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя. Текст. / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. № 8. — С. 16−21.
- Метаева, В.А. Рефлексия как метакомпетентность. Текст. / В. А. Метаева // Педагогика, 2006. № 3. — С. 57−61
- Моисеева, М.В., и др. / Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. Текст. / М. В. Моисеева, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. И. Нежурина // Под ред. канд. пед. наук М. В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 224 С.
- Модулина, О. Б. Формирование у педагога рефлексивно позиции в процессе дополнительного профессионального образования. Текст. / автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.08 / О. Б. Модулина. Ярославль. — 2009. — С. 26.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. Текст. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской // М.: Педагогика, 1990. -С. 104.
- Назарова, Т.С. Парадигма нелинейности как основа синергетического подхода в обучении. Текст. / Назарова Т. С., Шаповаленко B.C. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 1. — С. 3 -10.
- Ничипоров, Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления христианского психолога. Текст. / Б. В. Ничипоров // М.: Школа-Пресс, 1994. — 192 С.
- Ничипоров, Б.В. Времена и сроки. Книга первая: Очерки онтологической психологии. Текст. / Б. В. Ничипоров // М.: Паломник, 2002 С. 173.
- Никитаев, В. «Проблема реальности» RC'2000: мимолетные впечатления. / Электронныйресурс. В. Никитаев // http://old.circle.ru/reflexum/n24112000.html
- Огурцов, А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание. Текст. / А. П. Огурцов // Проблемы рефлексия. Современные комплексные исследования. Под ред. И. С. Ладенко Новосибирск: Наука, 1987.- С. 12−19
- Огурцов, А.П. Рефлексия. Текст. / А. П. Огурцов // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. / РАН: Научн.- ред. совет В. С. Степин. М.: Мысль, 2000. — Т. 3.: Н-С.-2001.
- Оданович, М.В. Дидактические приемы реализации проблемно-рефлексивной ситуации на уроке. / Электронный ресурс. М. В. Оданович // Материалы международных педагогических чтений http://wecomm.ru/structure/?idstucture=368
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 ООО слов. Текст. / С.И. Ожегов// Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.- 750 С.
- Орловская, С.К. Учет генетических особенностей при разработке модели социально-экономического развития России. Текст. / С. К. Орловская // Вестник российской академии естественных наук 2008/1 С. 42 49
- Остапенко, A.A. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном? Текст. / A.A. Остапенко // Духовно-нравственное воспитание № 6.-2008.-С. 20−22.
- Осягин, Д.Ю. Пути формирования педагогической коммуникативной компетентности и педагогической рефлексии. Текст. / автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.01 / Д. Ю. Осягин. Новосибирск. — 1997. — С. 26.
- Педагогические технологии дистанционного обучения. Текст. / Под ред. Е. С. Полат М., 2006. — 292 С.
- Педагогическая лоция. Текст. / прилож. к жур. Лицейское и гимназическое образование // Метод проектов в технологическом образовании школьников в Великобритании. 2007. С. 20
- Педагогический энциклопедический словарь. Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад — редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 С.
- Петрухин, Е. Б .Самооценка рефлексивности педагога как фактор эффективности руководства классным коллективом. Текст. / Е. Б. Петрухин // Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск, 1990. С. 31 -35.
- Петерсон, Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000.». Текст. / Л. Г. Петерсон // Построение непрерывной сферы образования. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2007.- 448 С.
- Петрова, Г. Н. Педагогическая ситуация как средство личностно-профессионального развития студентов : Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 19.00.08 / Г. Н. Петрова. Владивосток, 2007. — С. 26.
- Позднякова, O.K. «Среда события знания» как педагогическое явление. Текст. / O.K. Позднякова // Известия Российской академии образования, 2009. № 2 (10). — С. 83−91
- Полонников, A.A. Очерки методики преподавания психологии. Системно ситуационный анализ психологического взаимодействия. Электронныйресурс. / A.A. Полонников // www.charko.narod.ru
- Поминов, А. В. Организация рефлексии педагогической деятельности учителями в условиях дополнительного профессионального образования студентов. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 19.00.08 / А. В. Поминов // Челябинск, 1998. С. 24.
- Пономарева, В. В. Психодиагностика рефлексивности как метод социально-психологического исследования управленческой деятельности. Текст.: автореф. дис.. канд. псилог. наук: 19.00.01 05 /А. В. Поминов // Ярославль, 2000. С. 25.
- Попов, C.B. Организационно-деятельностные игры: мышление в «зоне риска». Текст. / C.B. Попов // Кентавр. Методологический и игротехнический альманах, 1994. № 3, С. 2−31.
- Разина, Т. В. Особенности рефлексии на различных уровнях педагогического мышления. Текст.: автореф. дис.. канд. псилог. наук: 19.00.07 /Т. В. Разина//Ярославль, 2002. С. 25.
- Розин, В.М. Рефлексия, мышление, квазирефлексивные структуры. Текст. / В. М. Розин // Рефлексивные процессы и управление, 2003. №.1, том 3, С. — 40−57.
- Розин, В.М. О необходимости различения понятий «схема рефлексии», «рефлексивная работа», «контекст рефлексии». Текст. / В. М. Розин // Рефлексивные процессы и управление, 2001. № 1. С. 55 — 60.
- Романова, Г. А. Развитие профессиональной рефлексии учителя как основа повышения его педагогического мастерства. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 19.00.01 / Г. А. Романова // Москва, 2002. С. 25.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./ Р76 Гл. ред. В. В. Давыдов. Текст. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998 — 672с., ил. Т.2-Я- 1999. Учитель т-2. С. 491.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии. Текст. / C. JL Рубинштейн // СПб: Издательство «Питер», 2000 С. 712.
- Рузавин, Г. И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания и объяснения. Текст. / Г. И. Рузавин // Вопросы философии, 1983. № 10. С.27−32.
- Рыжаков, М.В. Образование как сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000. -.№ 1. С. 48−51.
- Савинкова, Т Н Рефлексия как средство преодоления профессиональных затруднений педагога инновационного образовательного учреждения. Текст. / автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.01 / Т. Н. Савинкова. Челябинск. — 1999. — С. 26.
- Сасова, И.А. Нужно ли технологическое образование в общеобразовательной школе? Текст. / И. А. Сасова // Профессионал. № 1.2008. С. 13 — 17.
- Сазонов Б.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. 2-е изд. Текст. / П. В. Баранов Б.В. Сазонов // М., МНИИПУ, 1989. С. 290.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. Текст. М: Народное образование, 1998. — 256 С.
- Семёнов, В.Е. Применение метода контент-анализа в социально-психологических исследованиях: дис. канд. психол. наук. Текст. / В.Е. Семёнов-Л, 1975, — 241 С.
- Семёнов, И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. Текст. / И. Н. Семёнов //- НИИОПП АПН СССР. М., 1990. — 216 С.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии.. Текст. / В. В. Сериков // Монография. Волгоград, 1994. С. 152.
- Скворцова, Г. И. Освоение педагогом рефлексивно-проектной деятельности в современной школе : Текст. Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. И. Скворцова//Омск, 2000 182 С.
- Современная западная философия: Словарь. Текст. / Сост.: Малахов
- B.C., Филатов В. П. -М.: Политиздат, 1991.- 414 С.
- Соколова, Л.Б. На пути к рефлексивной образовательной среде вуза. Электронный ресурс. / Л. Б. Соколова, Л. М. Ильязова // CREDO NEW Теоретический ж-л № 1 2005 http://www.credonew.m/credonew/01 05/14.htm
- Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. Введение в теорию и методику эвристической деятельности. Текст. / В. Н. Соколов // (Программа: Обновление гуманитарного образования в России), М., 1995. С. 225.
- Соловьев, B.C. Оправдание добра. Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения в 2 т. Т. 1.-М.: Мысль, 1990.-С-413.
- Соловьев, B.C. Философское начало цельного знания. Текст. / B.C. Соловьев// Мн.: Харвест, (Классическая философская мысль), 1999.- 912 С.
- Сочивко, Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности. Текст. / Д. В. Сочивко // Прикладная юридическая психология, 2008. № 3 С. 24 — 40.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. Текст. / В. А. Сластенин //- М.: Просвещение, 1976.-160 С.
- Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 С.
- Слободчиков, В.И. Образовательная среда: Реализация целей образования в пространстве культуры. Текст. / В. И. Слободчиков, // Новые ценности образования: Культурные модели школ.-Вып.7.- М.:Рус.яз., 1990, — 624 С.
- Слободчиков, В.И., Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев М: Школа — Пресс, 1995. — 383 С.
- Слободчиков, В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. Текст. / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 29−36.
- Слободчиков, В.И., Антропология образования: её возможность и действительность. Текст. / В. И. Слободчиков // Школьные технологии № 3 2008 С. 3−9.
- Слободчиков, В.И. Человеческий потенциал в пространстве антропологии образования. Текст. / В. И. Слободчиков // Психология обучения, 2009. № 1. -С. 4−19.
- Становских, 3.JT. Рефлексивные компоненты профессионального самоопределения старшеклассников. Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 Киев, 2005. С. 24.
- Степанов, С. Ю. История рефлексивных размышлений и поисков одной школы. Текст. / С. Ю. Степанов, А. С. Сухоруков // Директор школы, 1999. -№ 5.-С. 8−14.
- Стеценко, И.А. Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя в условиях усвоения опыта педагогической деятельности. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.01 / И. А. Стеценко // Таганрог. -1998. С. 24.
- Суртаева, H.H. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Текст.: автореф. дисс. докт. пед. наук. 13.00.08 / H.H. Суртаева // М., 1995. — 40 С.
- Тепленева, И. А. Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека. Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Барнаул. 2002. С. 26.
- Тырсиков, Д.В. Рефлексивное обеспечение инновационной деятельности. Текст. / Д. В. Тырсиков // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 1999. = № 3. С. 28 — 31.
- Федотова, В.Г. Модернизация «другой» Европы. Текст. / В. Г. Федотова, //-М., 1997.-С. 271.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Текст. / Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. // Министерство образования Российской Федерации. -М. 2004,221 С.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Текст. / Часть П. Среднее (полное) общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. М. 2004. — 266 С.
- Фетискин, Н.П. Самооценка уровня онтогенетической рефлексии. Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. С.244−245.
- Флоренский, П.А. Макрокосм и микрокосм. Текст. / П. А. Флоренский // Человек и природа. 1989, — № 9 — С. 70 — 71.
- Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. Текст. / Э. Фромм // М.:Республика, 1994.- 447 С.
- Фромм, Э. Психоанализ и религия- Искусство любить- Иметь или Быть? Текст. / Э. Фромм // К.: Ника-Центр, 1998.- 400 С.
- Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв»// Работы и размышления разных лет. Текст. / М. Хайдеггер // М., 1993 — С. 197.
- Хайдеггер, М. Время и бытие. Текст. / М. Хайдеггер // М., 1993. С. 123.
- Хуторской, A.B. Современная дидактика. Текст. / A.B. Хуторской // СПб: Питер, 2001-С.289.
- Хуторской, А. В Дидактическая эвристика. Текст. / A.B. Хуторской // Теория и технология креативного обучения. М. Изд-во МГУ, 2003. — 416 С.
- Хуторской, А. В Соотношение деятельности и содержания образования. Текст. / A.B. Хуторской // Школьные технологии, 2007. № 3 — С. 10−17.
- Челнокова, Т.А. Проектирование образовательной среды содействующей профессиональному саморазвитию личности. Текст. / Т. А. Челнокова // Образование и саморазвитие. 2009. № 4(14). — С. 3−8.
- Чиханова, О. Разработка уроков математики в развивающей технологии Л.Г. Петерсон: Электронный ресурс. / О. Чиханова // Математика. 1 кл. ч. 1. М.: Конспект № 1. Баласс, 2000. С. 33. http://nsc.lseptember.ru/2003/36/6.htm .
- Чудновский, В.Э. Смысл жизни: проблема. относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего». Текст. / В. Э. Чудновский // Психологический журнал, 1995. Т. 16. № 2. — С. 15 — 26.
- Цукерман, Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. Текст. / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии, 2001.- № 5.-С. 19−34
- Шаров, А. С О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Текст. / А.С.Шаров// Омск: Изд-во Омского госуд. пед. унив., 2000. 358 С .
- Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований. (Методологический анализ) //Педагогика и логика.- М.: Касталь, 1993. 412 С.
- Щедровицкий, Г. П. Рефлексия в деятельности. Текст. / Г. П. Щедровицкий // Вопросы методологии. 1994. — № 3 — 4 (№ 15−16). — С. 76−121.
- Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе : кн. для учителя. Текст. / Г. И. Щукина // М.: Просвещение, 1986. 114 С.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Текст. / Г. И Щукина // М.: Педагогика, 1988. 208 С.
- Эльконин, Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения. Текст. / Д. Б. Эльконин // Возрастные возможности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966.
- Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Текст. / Э. Г. Юдин // М.: Наука, 1978. С. 41−45.
- Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.М.: Сентябрь, 1996. 96 С.
- Якиманская, И.С. Личностно ориентированная школа схема анализа деятельности Директор школы", № 6, 2003. — С. 18−20.
- The reflective model of educational practice // Lipman M. Thinking in Education. Cambridge, 1991. P. 7−25. Перевод выполнен А.В. Колотвиным
- Lipman, M. Thinking and the School Curriculum // Lipman M., Sharp M., Oscanyan F. Philosophy in the Classroom. Sec. Ed. Philadelphia, 1980. P. 12−31. Перевод выполнен М.Н.Архиповой
- Lytle, J. H. (2000). Teacher education at the millennium: A view from the cafeteria. Journal of Teacher Education, 51(3), 174−179. Образование Учителя в новом тысячелетии: вид из кафетерия. Журнал Образования Учителя, 51(3), 174−179.