Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самый низкий уровень определенности функциональных ролей характерен для групп с низким уровнем развития творческих способностей участников. Определенность функциональных ролей выступает фактором, оказывающим влияние на результативность совместной мыслительной деятельности. При этом: а) высокий уровень творческих способностей у субъекта функции генерации вместе с определенностью функциональных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОВМЕСТНАЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Теоретические подходы к проблеме мыслительной деятельности
    • 1. 2. Функциональные роли в группе как феномен совместной мыслительной деятельности
    • 1. 3. Личностные детерминанты функциональных ролей в совместной мыслительной деятельности
    • 1. 4. Влияние творческих способностей на процесс совместной мыслительной деятельности
  • ГЛАВА II. МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цели, задачи и гипотезы исследования
    • 2. 2. Общая характеристика выборки испытуемых
    • 2. 3. Процедура и методы эмпирического исследования
    • 2. 4. Методы и методики исследования
      • 2. 4. 1. Методики исследования личностных особенностей испытуемых используемые для формирования групп
      • 2. 4. 2. Методики исследования совместной мыслительной деятельности
      • 2. 4. 3. Методика оценки определенности функциональных ролей участников совместной мыслительной деятельности
      • 2. 4. 4. Методики статистической обработки результатов исследования
  • ГЛАВА III. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РОЛЕЙ УЧАСТНИКОВ КАК ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Индивидуально-психологические особенности испытуемых
      • 3. 1. 1. Уровень творческих способностей испытуемых
      • 3. 1. 2. Личная готовность к выполнению функциональных ролей участников совместной мыслительной деятельности
      • 3. 1. 3. Результаты формирования групп для совместной м ыслительной деятельности
      • 3. 1. 4. Определенность функциональных ролей испытуемых
    • 3. 2. Сравнительный анализ особенностей совместной мыслительной деятельности испытуемых в различных типах 130 экспериментальных групп
      • 3. 2. 1. Результативность совместной мыслительной деятельности в различных экспериментальных группах
      • 3. 2. 2. Характеристики совместной мыслительной деятельности испытуемых различных экспериментальных групп
      • 3. 2. 3. Психологические модели совместной мыслительной деятельности групп с различным уровнем творческих способностей и личной готовностью к выполнению функциональных ролей
    • 3. 3. Стратегии совместной мыслительной деятельности групп с различным уровнем творческих способностей и личной готовностью к выполнению функциональных ролей
      • 3. 3. 1. Влияние творческих способностей на определенность функциональных ролей испытуемых в совместной мыслительной деятельности
      • 3. 3. 2. Влияние определенности функциональных ролей и уровня творческих особенностей испытуемых на особенности совместной мыслительной деятельности

Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние годы все интенсивнее развивается антропологическая парадигма, основу которой составляет психологическое исследование человека как саморазвивающейся системы, которая формируется, в процессе взаимодействия с окружающим миром [Асмолов А.Г., 1997; Зинченко В. П., 1994; Клочко В. Е., 1997; Леонтьев Д. А., 1983; Рубцов В. В., 1980; Слободчиков В. И., 1995]. В то же время в психологии давно известно, что взаимодействие человека с миром опосредовано его взаимодействием с другими людьми [Выготский J1.C., 1983; Пиаже Ж., 1986; Рубцов В. В., 1980; Слободчиков В. И., 1995] и тогда становится понятно, что саморазвитие человека осуществляется в процессах совместной деятельности, инициирующих потенциал самореализации человека. JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие, отечественные и зарубежные исследователи, подчеркивали важность совместной деятельности для становления высших форм мышления, как в филогенетических масштабах, так и в границах индивидуальной психики.

В связи с этим можно считать актуальной проблему поиска новых подходов к проблеме совместной мыслительной деятельности. В истории становления проблемы совместной мыслительной деятельности можно выделить различные аспекты её изучения: в рамках общей психологии [Белоусова А.К., 2002; Брушлинский А. В., 1997; Джакупов С. М., 1992; Кучинский Г. М., 1991; Матюшкина А. А., 1984], как проблема педагогической психологии [Гузман Р.Я., 1984; Рубцов В. В., 1996; Цукерман Г. А., 1993], как социально-психологическая проблема [Андреева Г. М., 1996; Белбин М., 2000; Донцов А. И., 1986; Дилтс Р., 2000; Кольцова В. А., 1991; Обозов Н. Н., 1981; Ярошевский М. Г., 1982].

В большинстве из них уделяется особое внимание функциональным ролям при реализации совместного мышления участниками группы: наличие функциональных ролей у участников мыслительного процесса прямо увязывается с качеством совместной мыслительной деятельности, либо является необходимым условием ее реализации [Белоусова А.К., 2002; Гаджиев Ч. М., 1983; Дилтс Р., 2000; Обозов Н. Н., 1981; Полуэктова И. М., 1986; Пономарев Я. А., 1983; Шиян А. А., 2000; Ярошевский М. Г., 1982].

Востребованность обществом подобных исследований высока, и она постоянно растет. Если в конце двадцатого века изучением ролей при организации совместной мыслительной деятельности занимались некоторые ученые [Дилтс Р., 2000; Белбин М., 2000; Ярошевский М. Г., 1982], то в начале двадцать первого данной проблемой интересуются научные центры и исследовательские отделы корпораций. В частности, одна из крупнейших и успешнейших корпораций мира, компания Microsoft, разработала систему методик и рекомендаций под общим названием «Модель проектной группы MSF» (MSF Team Model), в которой главной идеей является создание эффективной команды на основе правильно подобранных ролей, направленных на эффективное решение различных производственных задач.

Актуальность исследования функциональных ролей обусловлена необходимостью понимания совместной мыслительной деятельности как самоорганизующейся системы, в которой развитие мыслительной деятельности происходит за счёт распределения функций (генерации, селекции, смыслопередачи, реализации) между участниками. Принятие функциональных ролей происходит в соответствии с их личностными особенностями, характеризующими их предрасположенность, готовность к реализации своего личностного и интеллектуального потенциала. Проблемой остаётся конкретизация психологических особенностей личности, детерминирующих принятие субъектом определённых функциональных ролей, влияние творческих способностей на этот процесс и роль этих факторов в общей организации совместной мыслительной деятельности. Для решения этой проблемы необходимо изучение совместной мыслительной деятельности как системы, самоорганизация которой осуществляется посредством функциональных ролей, принятие которых детерминируется наличием определённых личностных оснований.

Состояние разработанности проблемы исследования. Несмотря на то, что среди феноменов совместной мыслительной деятельности функциональным ролям посвящено достаточно значительное число исследований, до сих пор, за редким исключением [Белоусова А.К., 2002; ШиянА.А., 2005], не существует полноценной теории, которая бы описывала функциональные роли в рамках единой системы. Ряд исследователей полагает, что функциональные роли участников формируются в процессе решения задач [Гаджиев Ч.М., Пономарев Я. А., 1983]. Другие утверждают, что принятие функциональных ролей связанно с личностными особенностями их субъектов, и совместная мыслительная деятельность лишь проявляет эти особенности в акцентированной, явной форме [Дилтс Р., 2000; Шиян А. А., 2005].

Таким образом, большинство работ рассматривает феномен функциональных ролей в целом, не пытаясь ответить на вопрос о причинах принятия определенной функциональной роли субъектом, о предрасположенности субъектов к осуществлению функциональных ролей, о значимости функциональных ролей в эффективности совместной мыслительной деятельности и влиянии функционально-ролевой композиции группы на особенности совместной мыслительной деятельности.

Цель работы заключается в исследовании творческих способностей и функциональных ролей участников как факторов организации совместной мыслительной деятельности.

Объект исследования — участники совместной мыслительной деятельности.

Предмет исследования: творческие способности и определённость функциональных ролей участников совместной мыслительной деятельности.

Гипотезы исследования:

1. Принятие и реализация участниками функциональных ролей в ходе совместной мыслительной деятельности могут быть связаны с их творческими способностями и индивидуальной самоорганизацией, что проявляется в наличии личностной готовности участников к выполнению определённых функциональных ролей.

2. Личностная готовность участников к выполнению определённых функциональных ролей совместной мыслительной деятельности (генератора идей, критика, координатора, реализатора) может быть связана с развитием творческих способностей и особенностями психологических типов личности.

3. Совместная мыслительная деятельность с чётко определёнными функциональными ролями участников может быть более результативной по сравнению с нечётко определёнными функциональными ролями. Определённость функциональных ролей может зависеть от соотношения творческих способностей участников в группе.

4. Определённость функциональных ролей участников и их творческие способности могут выступать факторами организации совместной мыслительной деятельности группы, определяя её скорость, вариативность, продуктивность, критичность, показатели творчества.

5. Психологическая модель результативной совместной мыслительной деятельности группы предполагает чёткое распределение функциональных ролей участников, высокий уровень творческих способностей генератора идей и средний уровень творческих способностей остальных участников. Психологическая модель критичной совместной мыслительной деятельности группы предполагает низкий уровень определённости функциональных ролей участников и низкий уровень творческих способностей участников.

Цель, объект, предмет и гипотезы диссертационной работы позволили сформулировать задачи исследования.

Теоретические задачи:

1. На основе проведенного анализа отечественных и зарубежных литературных источников выделить основные подходы к проблеме мыслительной деятельности.

2. Провести теоретический анализ проблем совместной мыслительной деятельности.

3. Выделить из всего многообразия существующих классификаций основные типы функциональных ролей, задействованные в процессах совместной мыслительной деятельности группы.

4. Соотнести выделенные функциональные роли совместной мыслительной деятельности с теми личностными детерминантами участников, которые рассматривались в существующих исследованиях.

5. Описать творческие способности и личностную готовность участников к осуществлению функциональных ролей как важнейшие личностные детерминанты выполнения функциональных ролей в совместной мыслительной деятельности.

Методические задачи:

6. Подобрать методический инструментарий, адекватный целям, задачам исследования.

7. Определить типы групп в зависимости от соотношения уровня творческих способностей участников и их личностной готовности к выполнению функциональных ролей совместной мыслительной деятельности.

Эмпирические задачи:

8. Выявить различия в уровне творческих способностей испытуемых и их личностную готовность к выполнению определенных функциональных ролей совместной мыслительной деятельности.

9. Установить наличие связи между определенными функциональными ролями совместной мыслительной деятельности и личностной готовностью участников.

10. На основе результатов исследования провести формирование экспериментальных групп с представленностью в них испытуемых с различным уровнем творческих способностей и личностной готовность к выполнению функциональных ролей совместной мыслительной деятельности.

11. Изучить влияние определённости функциональных ролей в совместной мыслительной деятельности и творческих способностей ее участников на характеристики совместной мыслительной деятельности.

Теоретико-методологическую базу исследования составили общепсихологические теории мышления (А.В. Брушлинский, Д. Б. Богоявленская, J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, C.JI. Рубинштейн, O.K. Тихомиров, Г. П. Щедровицкий) — психологические подходы к проблеме совместной мыслительной деятельности и функционального распределение ролей (А.Г. Аллахвердян, А. Аугустинавичуте, М. Белбин, А. К. Белоусова, Ч. М. Гаджиев, B. J1. Данилова, Р. Дилтс, С. М. Джакупов, М. Джонсон, Е. Н. Емельянова, В. Е. Клочко, В. В. Петухов, И. М. Полуэктова, Э. Рош, К. Рудес-там, И. Н. Семенов, Д. Стея, С. Д. Смирнов, С. Фоконье, А.А. Шиян) — общие теории психологии совместной деятельности (А.И. Донцов, A.JI. Журавлев, P.JI. Кричевский, Н. Н. Обозов, Л. И. Уманский, Н. П. Щербо, А.С. Чернышев) — психологические подходы к проблеме творчества (М. Воллах, Д. Гилфорд, A.JI. Голина, В. Н. Дружинин, Н. Коган, С. Медник, ЯЛ. Пономарев, JI.M. Попов, Э. П. Торренс, М. А. Холодная, Я. Штейнер).

Методы и методики исследования. В исследовании была использована совокупность теоретических и эмпирических методов.

Теоретические: анализ теоретических источников по проблемам индивидуальной и совместной мыслительной деятельности, проблемам функциональных ролей и их личностных детерминант.

Эмпирические: метод лабораторного формирующего эксперимента, метод тестирования, опроса и проблемных ситуаций.

Для исследования творческих способностей испытуемых использовались: методика диагностики вербальной креативности, представляющей собой русскоязычный адаптированный вариант теста С. Медник RAT (тест отдаленных ассоциаций) в адаптации Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной, А. Н. Воронинаметодика диагностики невербальной креативности — тест «Круги Торренса» в адаптации М. Валлаха и Н. Когана. Для исследования психологических особенностей личности использовались: методика Е. С. Филатовой, направленная на определение психологического типа личностиметодика А. К. Белоусовой по оценке участниками подгрупп партнеров с точки зрения выполнения ими функций самоорганизации совместной мыслительной деятельности. Особенности совместной мыслительной деятельности исследовались с помощью следующих методик: «Четыре точки», представленной в сборнике логических задач В. Балховитиным и Б. Колтовойадаптированного варианта методики «Построение квадратов» из сборника задач И. Лаговскогозадачи Э. Мильграма под условным названием «Маршрут» и задачи А. В. Брушлинского, под условным названием «Свеча в невесомости».

Цель, объект, предмет и задачи теоретического исследования обусловили выбор объекта эмпирического исследования. В качестве объекта эмпирического исследования выступили студенты 2,3,4 курсов гуманитарных и технических специальностей Донского Государственного Технического Университета в количестве 144 человек.

Научная новизна работы заключается в том, что.

1. Впервые совместная мыслительная деятельность рассматривается как сложная система, организованная за счет определённых функциональных ролей участников (генератор идей, критик, координатор, реализатор) в группах, через которые каждый из участников вносит свой личностный и творческий потенциал в процесс решения мыслительных задач.

2. Впервые показано, что личностная готовность участников к выполнению определённых функциональных ролей совместной мыслительной деятельности (генератора идей, критика, координатора, реализатора) связана с развитием творческих способностей и особенностями психологических типов личности.

3. Выявлено влияние функциональных ролей и уровня творческих способностей участников на результативность, скорость, продуктивность, вариативность, критичность, творческость совместной мыслительной деятельности.

4. Смоделированы психологические модели результативной и критичной совместной мыслительной деятельности групп;

Теоретическая значимость работы определяется её вкладом в изучение мыслительной деятельности. Проведённый содержательный анализ теоретического и эмпирического материала позволил:

— обобщить основные теоретические представления об индивидуальной и совместной мыслительной деятельностирасширить общенаучные представления о функциональных ролях в совместной мыслительной деятельностиразвить представления о совместной мыслительной деятельности как самоорганизующейся системе через расширение понимания функциональные ролей, особенностей их принятия и реализация участниками;

— расширить представления о том, что организация совместной мыслительной деятельности связана с определённостью функциональных ролей участников как соответствия их личностной готовности и согласованности выборов группой участника в качестве субъекта определённой функциональной ролипоказать, что функция генерации (функциональная роль генератора идей) выступает в качестве содержательной основы, обеспечивающей целостность совместной мыслительной деятельности и её основные характеристики;

— выявить ряд личностных детерминант функциональных ролей участников совместной мыслительной деятельности. Проведённый анализ личностных детерминант позволил конкретизировать проявления личностной готовности участников к выполнению определённых функциональных ролей и выявить психологические типы личности, определяющие эффективность осуществления функциональных ролей;

— обобщить основные теоретические представления и определить основные характеристики совместной мыслительной деятельности, в которых проявляется её организация, что позволило создать теоретическую базу для прикладной и эмпирической психологии, связанной с организаций различных форм коллективного познания, мышления, обучения и взаимодействия.

Практическая значимость работы определяется:

1. Предложенный комплекс методических средств может быть использован для диагностики, проектирования и организации различных форм и видов совместной мыслительной или коллективной познавательной деятельности.

2. Использованием научно-психологических и эмпирических данных для решения целого комплекса задач по проектированию деятельности совместно мыслящих людей в различных сферах общественной жизни, для создания групп с заранее заданными характеристиками совместной мыслительной деятельности.

3. Возможностью использования полученных эмпирических материалов в качестве основы для дальнейшего исследования проблем личностных детерминант функциональных ролей в совместной мыслительной деятельности как системы, которая самоорганизуется посредством распределения функциональных ролей, что может быть понято и как процессы, обеспечивающие самореализацию и саморазвитие личности участников.

Научная обоснованность и достоверность исследования обеспечивалась методологической обоснованностью общего замысла работы, достаточным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследования и применения современных методов статистической обработки эмпирических результатов (дисперсионный однофакторный анализ, S-критерий исследований Джонкира, корреляционный анализ Пирсона и Т-критерий Стьюдента).

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии образования ф-та педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2006;2009) — заседании кафедры философии и психологии Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону, 2008; 2009) — были представлены на научной конференции «Когнитивная психология образования: проблемы и перспективы» (Ростов-на-Дону, 2006) — научно-практической конференции «Адаптация личности в современном обществе» (Ростов-на-Дону, 2009) — на научно-практической конференции «Креативная личность: проблемы мотивации, адаптации и самореалиализации» (Ростов-на-Дону, 2007).

Полученные в работе результаты использовались в рамках федерального проекта Министерства Образования и Науки Российской федерации РНП 3.4.2.8685 «Применение кластеризации как методологического принципа стимулирования инновационной деятельности молодежи» ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 20 062 007гг», при создании информационно-поисковой системы «Вуз, студенты, выпускники, работодатели», центра содействия занятости молодежи и трудоустройства выпускников ДГТУ, инновационных групп, осуществляющих деятельность по программе бизнес-инкубатора. Направления использования: создание базы данных профессионально-образовательных возможностей студентов и выпускников ВУЗасоздание информационно-поисковых систем средств выбора из базы данных студентов с требуемыми личностно-профессиональными данными для их последующего трудоустройствасоциально-психологический отбор студентов в инновационные группысоздание инновационных групп на основе подбора определенной личностной готовности и уровня творческих способностей участников.

Положения, выносимые на защиту:

1. Принятие и реализация участниками функциональных ролей в ходе совместной мыслительной деятельности связаны с их творческими способностями и индивидуальной самоорганизацией, что проявляется в наличии личностной готовности участников к выполнению определённых функциональных ролей.

2. Личностная готовность участников к выполнению определённых функциональных ролей совместной мыслительной деятельности (генератора идей, критика, координатора, реализатора) связана с развитием творческих способностей и особенностями психологических типов личности.

3. Совместная мыслительная деятельность с чётко определёнными функциональными ролями участников является результативной по сравнению с нечётко определёнными функциональными ролями. Определённость функциональных ролей зависит от соотношения творческих способностей участников в группе.

4. Определённость функциональных ролей участников и их творческие способности выступают факторами организации совместной мыслительной деятельности группы, определяя её скорость, вариативность, продуктивность, критичность, показатели творчества.

5. Психологическая модель результативной совместной мыслительной деятельности группы включает чёткое распределение функциональных ролей участников, высокий уровень творческих способностей генератора идей и средний уровень творческих способностей остальных участников. Психологическая модель критичной совместной мыслительной деятельности группы включает низкий уровень определённости функциональных ролей участников и низкий уровень творческих способностей участников.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 работ общим авторским объемом 3,2 усл.п.л., в том числе 2 работы в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатской диссертации.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введениятрех главзаключениясписка литературы, включающего 208 наименований, и 7 Приложений. Объем основного текста составляет 166 страницы. Работа иллюстрирована 8 Рисунками, 6 Таблицами.

Результаты исследования показали, что значимая связь между выявленными с помощью различных методик функциональными ролями обнаруживается в тех случаях, когда функциональная роль испытуемого в группе выражена достаточно отчетливо.

Количественный анализ результатов, проведенный с помощью методики А. К. Белоусовой, демонстрирует значительные различия в численности согласованных выборов испытуемых при соотнесении членов группы с определенной функциональной ролью. Количество подобных выборов варьировалось от группы к группе.

Полученные в итоге исследования результаты отражены в Таблице.-З.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое исследование отражает актуальность проблематики изучения творческих способностей и функциональных ролей участников совместной мыслительной деятельности. В ходе работы выполнены все поставленные задачи исследования, подтверждены выдвинутые гипотезы исследования и обоснованы основные положения, выносимые на защиту, что позволяет сделать следующие выводы:

1. Установлено, что принятие участниками функциональных ролей выступает как проявление самоорганизации совместной мыслительной деятельности, позволяющей учитывать личностные и творческие возможности участников и реализовывать их в процессе совместной мыслительной деятельности.

2. Экспериментально обнаружено, что существует личностная готовность участников к реализации функциональных ролей (генератор идей, критик, координатор, реализатор), которая выражается в предрасположенности определённого психологического типа личности принимать на себя и выполнять данные функциональные роли:

— для функциональной роли генератора идей доминирующим является психологический тип личности — этический сенсорный интровертучастники, выполняющие функциональную роль генератора идей, обладают более высоким уровнем творческих способностей по сравнению с другими участниками. Существуют прямые корреляционные связи между функцией генерации и вербальной и невербальной креативностью (г=0,717 р< 0,001 и г=0,853 р<0,001);

— для функциональной роли критика доминирующим является психологический тип личности — сенсорный этический экстраверт;

— для функциональной роли координатора доминирующим является психологический тип личности — этический интуитивный экстраверт;

— для функциональной роли реализатора доминирующим является психологический тип личности — этический интуитивный интроверт.

3. Экспериментально установлено, что совместная мыслительная деятельность в группах с чётко определёнными функциональными ролями является более результативной по сравнению с нечётко определёнными функциональными ролями. Показано, что творческие способности выступают фактором, влияющим на определённость функциональных ролей участников совместной мыслительной деятельности:

— Наиболее высокий уровень определенности функциональных ролей участников характерен для групп с высоким уровнем творческих способностей у субъекта функции генерации.

— Самый низкий уровень определенности функциональных ролей характерен для групп с низким уровнем развития творческих способностей участников. Определенность функциональных ролей выступает фактором, оказывающим влияние на результативность совместной мыслительной деятельности. При этом: а) высокий уровень творческих способностей у субъекта функции генерации вместе с определенностью функциональных ролей остальных участииков, характерные для групп первого типа, обеспечивают самые высокие значения результативностиб) самые низкие значения результативности связаны с функционированием групп с низким уровнем развития творческих способностей и низким уровнем определенности функциональных ролей, что характерно для групп шестого типа.

4. Установлено, что определенность функциональных ролей участников и их творческие способности оказывают различное влияние на характеристики совместной мыслительной деятельности:

— степень определенности функциональных ролей имеет решающее значение для показателей продуктивности, скорости и творчества в совместной мыслительной деятельности: чем выше определенность функциональных ролей, тем выше значения продуктивности, скорости и творчества;

— уровень творческих способностей участников влияет на вариативность и критичность совместной мыслительной деятельности: чем выше уровень творческих способностей участников, тем выше значения вариативности и критичности.

5. Выделены психологические модели групп с определёнными характеристиками совместной мыслительной деятельности:

— Психологическая модель результативной совместной мыслительной деятельности соответствует первому типу групп и включает чёткое распределение функциональных ролей участников, средние показатели творческих способностей у большинства членов группы и высокий уровень творческих способностей генератора идей. Это группы с самыми высокими показателями продуктивности — правильным решением задач и вариативности — предложенных вариантов решения. Для таких групп характерен самый низкий уровень критичности совместной мыслительной деятельности.

— Психологическая модель критичной совместной мыслительной деятельности, соответствует шестому типу групп и включает низкий уровень определенности функциональных ролей и низкий уровень развития творческих способностей участников. Совместная мыслительная деятельность проявляется в низких значениях результативности, вариативности, продуктивности, скорости и низком уровне творчества.

Практические рекомендации адресованы организационным психологам, практикующим психологам, педагогам-психологам, педагогам с целью организации более эффективной работы групп совместно работающих людей.

1. При формировании групп, где каждый участник обладает высоким уровнем творческих способностей, необходимо особое внимание уделять межличностным отношениям, складывающимся между индивидами. Стремиться распределить обязанности таким образом, чтобы они не дублировали друг друга. Включить в группу участника пользующегося у остальных авторитетом или значительно превосходящим их по своим способностям. Не допускать развития конфликтов могущих привести к распаду такой группы. В случае возникновения конфликта принимать немедленные меры, способные снизить уровень напряженности в группе.

2. Для создания групп с высоким уровнем результативности мыслительной деятельности, обладающих творческим и инновационным потенциалом необходимо, чтобы она включала в свой состав представителей четырех следующих ролевых функций: генеративной, управленческой, селективной и реализующей. При этом уровень творческих способностей носителей управленческих, селективных и реализующих функциональных обязанностей должен находиться в границах средних значений. Носитель генеративной функции должен обладать высоким уровнем творческих способностей.

3. Данное исследование показало, что члены группы с высоким и средним уровнем творческих способностей демонстрируют снижение уровня критичности при оценке поставленных перед ними задач. Это необходимо учитывать при подготовке индивидов к совместной деятельности, проводя практические занятия и тренинги. Большое количество индивидов имеющих высокий уровень творческих способностей, могут значительно понизить критичность оценки событий у всех членов группы, в ситуациях связанных с достижением положительного результата.

4. В случае, когда необходимо достичь высоких групповых показателей только по отдельным характеристикам мыслительной деятельности, при формировании групп, возможно, ограничиться изменениями только одного компонента функционально-ролевой структуры. Если необходимо добиться от группы высоких показателей только по скорости мыслительной деятельности следует обращать больше внимания, на функциональные роли членов группы и общегрупповой уровень организованности функционально-ролевой структуры. Если более важным представляется количество предложенных вариантов в ситуации мозгового штурма, то большее внимание следует уделять творческому потенциалу участников.

Тема исследования имеет дальнейшие перспективы развития. В частности, целесообразно продолжить изучение межличностных отношений и особенностей мыслительной деятельности, складывающихся в группах с различным уровнем творческих способностей индивидов, на более конкретном уровне, анализируя не столько результаты, сколько сам процесс деятельности. Кроме того, при изучении данной темы необходимо уделить больше внимание механизмам самоорганизации функционально-ролевой структуры группы на разных этапах совместной мыслительной деятельности и тем причинам, которые ее обуславливают.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд Текст. /Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111−131.
  2. . Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования Текст. / Б. Андерсен СПб.: Изд-во «Экономическая школа», 2004. 380 с.
  3. Е. В. Социальная психология Текст. / Е. В. Андриенко М.: Изд-во «Академия», 2004. 262 с.
  4. А. Дуальная природа человека Текст. / А. Аугустинавичюте Литва, Изд-во «Прогресс», 1983. 540 с.
  5. А. Соционика Текст. /А. Аугустинавичюте. Изд-во «Черная белка», 2008. 583 с.
  6. А.Л. Соционика как теория человеческих отношений Текст./ А. Л. Афендик // Психология и соционика. 2006. № 4. С. 26−33.
  7. Г. С. Диалектика творчества Текст. / Г. С. Батищев. М.: Изд-во «Прогресс», 1984. 477 с. 1 1. БелоусоваА.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности Текст. / А. К. Белоусова. Ростов-на-Дону: Из-во РГПУ, 2002. 360 с.
  8. А.К. Новообразования в структуре регуляции совместной мыслительной деятельности учащихся Текст.: Дисс. .канд. психол. наук / А. К. Белоусова. Ростов-на-Дону, 1992. 265 с.
  9. А.К. Принципы изучения совмещённых психологических систем Текст. /А.К. Белоусова. // Российский психологический журнал. 2006. Т.З. № 2. С. 7−21.
  10. A.K., Даутов Д. Ф. Взаимовлияние партнеров в совместной мыслительной деятельности в практике обучения Текст. / А. К. Белоусова, Д. Ф. Даутов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. № 9. 2009 С. 32−48.
  11. А. Я. Фазы решения творческой задачи и целеобразование Текст. / А .Я. Болышунов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. № 4. С.38−60.
  12. Е.А. Исследование особенностей решения задач в индивидуальной и совместной деятельности Текст. Дисс. .канд. психол. наук /Е. А. Брагина. Ленинград: 1984. 218 с.
  13. А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления Текст. / А. В. Брушлинский / Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. Зыкова В. В. М.: Изд-во «Знание», 1982. С.5−49.
  14. А.В. Психология субъекта Текст. /А.В. Брушлинский СПб.: «Алетейя», 2003. 466 с.
  15. H.JI. Методика выявления научно-социальных ролей в исследовательском коллективе Текст. / Н. Л. Булат // Проблемы руководства научным коллективом. М.: Наука, 1982. С. 295−302.
  16. С. Групповая деятельность с учетом индивидуальных отражений поведения Текст. / С. Багрянцев // Проблемы психологии и эргономики. 2002. Вып. 3. С. 24−29.
  17. E.JI. Взаимосвязь ценностных ориентаций и образ специального мира Текст. / E.JI. Бакинская // Мир психологии. 2004. № 3. С. 31−36.
  18. Ю.С. Относительность пространственно ориентированных параметров при самоорганизации социально-психологических систем Текст. / Ю. Белокопытов //Альма-матер: Вестник высшей школы. 2003. № 3. С. 20−24.
  19. Блауштайн J1. Эмотивы представления Текст. / JI. Блауштайн // Психологический журнал. 2001. № 2. С. 34−38.
  20. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей Текст. / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. 1995. № 5. С. 35−41.
  21. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. /Д.Б. Богоявленская. Ростов- на-Дону. Изд-во РГУ, 1983. 173с.
  22. А.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека Текст. / А. А. Бодалев // Педагогика. 1995. № 3. С. 11−17.
  23. Э. Латеральное мышление Текст. /Э. Боно. СПб: Изд-во «Питер», 1997. 316 с.
  24. А.В. Мышление и прогнозирование Текст. /А.В.Брушлинский. М.: Изд-во «Мысль», 1979. 230 с.
  25. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение Текст. / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов. 2-е изд., дораб. Самара.: «Моравия», 1996. 274 с.
  26. Я., Кийт X. О влиянии сложности задачи, способа решения в группе и величины группы на эффективность решения задачи Текст. / Я. Вальсипер, X. Кийт // Ученые записки Тартусского ун-та. 1976. № 395. С. 10−17.
  27. И.И. Коммуникативные свойства высказываний в диалоге Текст. / И. И. Васильева // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 5. С.149−153.
  28. В.Е. Творчество как функциональный вторичный ресурс, как возникновение опосредованного через непосредственное / В. Е. Вивляков // Философия педагогики. 1994. № 1. С. 55−62.
  29. В.К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. 383 с.
  30. И. Кто я такой? Немного о социологии Текст. /И. Войсботу // Психологический журнал. 1992. № 8. С. 62−70.
  31. А.Е. Общение и целеобразование Текст. / А. Е. Войскунский // Психологические механизмы целеобразования. М.: Изд-во МГУ 1977. С. 110−123.
  32. А.Е. К вопросу о двух видах понимания при совместном решении задач Текст. /А.Е. Войскунский // Психология технического творчества. Тезисы докладов симпозиума. М.: 1973. С.235−240.
  33. А.Е., Шмерлинг Д. С., Яглом М. А. Классификация речевых высказываний при совместном решении мыслительных задач Текст. /
  34. A.Е. Войскунский, Д. С. Шмерлинг, М. А. Яглом // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1981. № 3. С. 3−12.
  35. И.П., Васильев В. А. Групповая продуктивность в зависимости от характера восприятия и оценки партнеров Текст. / И. П. Волков,
  36. B.А.Васильев // Психология личности и малых групп. 1977. Вып.8. С.70−83.
  37. Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. 367 с.
  38. Л.С. О психологических системах. Собр. соч.: в 6 тт. Текст. / Л. С. Выготский М.: Педагогика. Т. 1. 1982. 487 с.
  39. Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6 тт. Текст. / Л. С. Выготский Педагогика. Т. 2 1982.504 с.
  40. Ч.М. Исследование психологического аспекта комплексной проблемы коллективного изобретательства. Дисс. .канд. психол. наук / Ч. М. Гаджиев М., 1977. 187с.
  41. Ч.М. Организация коллективного изобретательства Текст. / Ч. М. Гаджиев. Баку.: Изд-во «Элм», 1982. С.266−279.
  42. А.Л. Личность и творчество Текст. / А. Л. Галин. Новосибирск.: Кн. изд-во 1989. 126 с.
  43. А.Л. Психологические особенности творческого поведения Текст. /А.Л. Галин. Изд-во «Норд» Новосибирск, 2001. 418 с.
  44. Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления Текст. / Гилфорд Дж. М.: Изд-во «Прогресс», 2000. 310 с.
  45. Ю. К построению авангардистской картины мира Текст. / Ю. Гирин // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005. № 5. С. 77−83.
  46. Н. В. Гений в искусстве и науке Текст. / Н. В. Гончаренко. М.: Изд-во «Искусство», 1991. 432 с.
  47. Н.В. Психология социальных ситуаций Текст. / Н. В. Гришина // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 67−71.
  48. ГодфруаЖ. Что такое психология Текст.: в 2-х т. Пер. с франц. / Ж. М. Годфруа.: Изд-во «Мир», 1996. Т. 1. 436 с.
  49. С. О. Психология творчества Текст. /С.О. Грузенберг. Минск, 1923. 280 с.
  50. В.В. Синтез и антисинтез полярностей. Гносеологические дихотомии Текст. /В.В. Гуленко // Соционика, ментология и психология личности. 1998. № 5. С. 6−14.
  51. В.В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика — межвозрастной педагогике Текст.: учебно-методическое пособие / В. В. Гуленко, В. П. Тыщенко // Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997. 153 с.
  52. В.В. Человек как система типов. Проблема диагностики Эго и Персоны Текст. / В. В. Гуленко // Соционика, ментология и психология личности. 2000. № 6. С. 12−19.
  53. В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов. М.: «Педагогика», 1986. 436 с.
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: «Академия», 2004. 282 с.
  55. Р. НЛП: управление креативностью Текст. / Р. Н. Дилтс. СПб.: «Питер», 2003. 416 с.
  56. Р. Стратегии гениев. Т. 1. Аристотель, Шерлок Холмс, Уолт Дисней, Вольфганг Амадей Моцарт Текст. / P.M. Дилтс. Изд-во «Класс», 1998. 272 с.
  57. Р. Стратегии гениев. Т. 2. Альберт Эйнштейн Текст. /Р. Дилтс. М.: Изд-во «Класс», 1998. 388 с.
  58. С.М. Целеобразование в совместной деятельности Текст.: Дисс. .канд. психол. наук/ С. М. Джакупов. М., 1985. 210 с.
  59. А.И., Дубовская Е. М., Улановская И. М. Разработка критериев анализа совместной деятельности Текст. / А. И. Донцов., Е. М. Дубовская., И. М. Улановская // Вопр. псих. 1998 № 2. С. 66−71.
  60. В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин М.: Изд-во «Наука», 2002. 366 с.
  61. В. Психология творчества Текст. / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. 2005. № 5. С. 31−40.
  62. В.Н. Экспериментальное исследование формирующих влияний микросреды на креативность Текст. / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4. С. 44−49.
  63. А.Л. Совместная деятельность, как объект социально-психологического исследования. Совместная деятельность: методология, теория, практика Текст. / А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Наука», 1988. 311 с.
  64. Е. Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии Текст. / Е. Завертнева // Вест. Моск. Ун-та Сер. 14. Психология. 2002. № 1. С. 57−60.
  65. В.П. Наука о мышлении Текст. / В. П. Зинченко // Психологическая наука и образование. 2002. № 1. С. 42−51.
  66. Инновационный менеджмент Текст.: Учебное пособие / Под общ. ред. Л. Н. Оголевой М.: Инфра-М, 2001. 413 с.
  67. Исследование проблем психологии творчества Текст. / Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1983. 336 с.
  68. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова М.: Изд-во «Педагогика», 1981. 200 с.
  69. И.П. Психология творческой деятельности Текст. / И. П. Калошина М.: Юнити-Дана, 1983. 430 с.
  70. С.П., Курдюмов С. П. Синергетика и прогнозы будущего Текст. / С. П. Капица, С. П. Курдюмов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 285 с.
  71. Л.А. Влияние размера учебной группы на успешность совместной познавательной деятельности Текст. / Л. А. Карпенко // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 55−62.
  72. В.П. Руководитель в ролевой структуре первичного коллектива Текст. / В. П. Карцев / Проблемы руководства научным коллективом: сборник статей / Отв. ред. М. Г. Ярошевский. М.: «Мысль» 1982. С.50−73.
  73. Ю. Л. Хакен Г. Синергетика Текст. / Ю. Л. Климонтович, Г. М. Хакен. Минск: «Прогресс», 1982. 452 с.
  74. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд Текст. / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. Томск: Изд-во ТГУ, 2000. 301 с.
  75. Кол га В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости Текст.: Дисс. .канд. психол. наук. / КолгаВ.А. Л., 1976. 180 с.
  76. В. Когнитивные стили Текст. / В.Колга. Таллинн: Изд-во ТПедИ, 1986. 194 с.
  77. Т.Е., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером Текст. / Т. Е. Корнилова, O.K. Тихомиров. М.: «Старт» 1990. 192 с.
  78. В.А. Опыт экспериментального изучения познавательной деятельности в условиях общения на примере формирования понятий Текст. /
  79. B.А. Кольцова / Методология и методы социальной психологии. М., 1977.1. C. 189−200.
  80. В.А. Усвоение понятий в условиях непосредственного общения Текст. // Проблемы общения в психологии / В. А. Кольцова. М.: Изд-во МГУ 1981. С.60−79.
  81. Ю.Д. Организационное поведение Текст. / Ю. Д. Красовский. М.: Юнити-Дана, 2003. 438 с.
  82. Е. Творчество как предмет исследования в русской истории Текст. / Е. Колесникова// Вопросы исскуствознания. 1997. № 2. С.83−90.
  83. В.Т. Выборы и надситуативность в творческом процессе Текст. / Кудрявцев // Психологический журнал. 1997. № 1. С. 73−78.
  84. С.П., Малинецкий Г. Г. Синергетика теория самоорганизации Текст. / С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. М.: «Электрон» 1983.466 с.
  85. Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задан Текст. / Г. М. Кучинский // Проблема общения в психологии. М., 1981. С.92−120.
  86. Г. М. Психологический анализ содержания диалога при совместном решении мыслительной задачи Текст. /Г.М. Кучинский // Психологические исследования общения, М.: «Мысль» 1985. С. 252−264.
  87. А.Н. Избранные психологические произведения: в 3-х т. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: «Педагогика», 1983. Т.2. 517 с.
  88. А.В. Стиль человека: от изучения индивидуальных различий к анализу общепсихологических закономерностей Текст. / А. В. Либин. Смоленск: СПГУ, 1995. 530 с.
  89. Либин А. В. Стиль человека- психологический анализ Текст. /
  90. A.В.Либин. М.: Изд-во «Смысл», 1998. 511 с.
  91. Е.В., Лопатин Г. С. Видеотренинг трудных ситуаций в деловом общении хозяйственных руководителей. Текст. / Е. В. Лопухина, Г. С. Лопатин. М.: «Кибернетика», 1986. 230 с.
  92. В.М. Квалиметрический подход к оценке продуктивности деятельности творческих работников Текст. / В. М. Львов // Проблемы психологии и эргономики. 2002. № 2. С. 78−82.
  93. А.К. Формы мотивации учеников школьного возраста Текст./ А. К. Маркова. М.: Изд-во Просвещение, 1983. 96 с.
  94. М.В. Возрастная и педагогическая психология Текст. / М. В. Матюхина. М.: Изд-во Просвещение, 1984. 256 с.
  95. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности Текст. / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии 1982. № 4. С.5−18.
  96. A.M. Основные направления исследования мышления и творчества Текст. / A.M. Матюшкин // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 1 С.9−17.
  97. В.В., Овчаров А. А. Теория прикладной соционики /
  98. B.В.Мегедь, А. А. Овчаров // Соционика, ментология и психология личности. МИС. 1996. № 3. С. 34−51.
  99. В. С. Очерк теории темперамента Текст. /С. Мерлин. Пермь: 1964. 304 с.
  100. М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента Текст. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Хедоурн Ф. М.: Изд-во «Дело», 1992. 475 с.
  101. М.И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления Текст.: практическое пособие / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. М.: ACT, 2000. 432 с.
  102. С. Эксперименты в социальной психологии Текст. / С. С. Милграм. СПб.: Питер. 2001. 335 с.
  103. В.А. Психология группового решения задач Текст. / В. А. Модяко. Киев.: Изд-во «Прометей» 1975. 190 с.
  104. В.А. Проблема психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности Текст. / В.А. Модяко//Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 65−61.
  105. Мышление: процесс, деятельность, общение Текст. / Под ред.
  106. A.В.Брушлинского. М.: Изд-во «Наука», 1982. С. 286.
  107. У. Познание и реальность Текст. / У. Найссер. М.: Изд-во «Наука», 1980. 344 с.
  108. Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива Текст. / Р. С. Немов. М.: «Прогресс» 1984. 201 с.
  109. А.А. Целеполагание как творчество Текст. / А. А. Немцов // Изд-во «Педагогика». 2002. 466 с.
  110. В.Д. Основные свойства нервной системы Текст. /
  111. B.Д.Небылицын. М.: Изд-во «Педагогика», 1991. 396 с.
  112. А.И. Методы анализа проблем и решения творческих задач Текст. /А.И. Никашин. М.: Педагогика, 1991. 401 с.
  113. Обогащающая модель обучения в проекте МПИ Текст. / Составители: Э. Г. Гельфман, Л. Н. Демидова и др. / Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998. 205 с.
  114. Н.Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности Текст. / Н. Н. Обозов // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 24−44.
  115. Л.Ф. Этапы развития детского мышления Текст. / Л. Ф. Обухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 433 с.
  116. Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против Текст. / Л. Ф. Обухова. М.: Изд-во «Прогресс», 1991. 191 с.
  117. А. Творческий потенциал и личностные перемены. Общественные науки за рубежом Текст. / Олах, А // Сер. Науковедение, 1968. № 4. С. 69−73.
  118. М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности Текст.: Дисс. .канд. психол. наук/М.В. Осорина. Л.: Лен. ун-т. 1976. 171 с.
  119. Р. Основы менеджемента Текст. /P.M. Олдкорн. Москва: Изд-во «Харвест» 1999. 618 с.
  120. И. П. О физиологическом механизме так называемых произвольных движений. Полное собрание сочинений Текст. / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Издательство Академии Наук, 1951 (в). Т. З. Кн. 2. 543 с.
  121. Ю.Г. Место как категория анализа взаимодействия человека и среды Текст. / Ю. Г. Патокова // Прикладная психология. 2000.№ 5. С.85−90.
  122. Д. Н. Творческая одаренность как психологическое понятие Текст. / Д. Н. Перкинс // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение. 1988. № 4 С. 88−92.
  123. В.Ф. Психосемантика сознания Текст. / В. Ф. Петренко. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1988. 417 с.
  124. В.В. Образ Мира и психологическое исследование познания Текст. / В. В. Петухов // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1984. № 4. С. 13−21.
  125. . Психология интеллекта. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. СПб.: Изд-во «Питер», 2003. 191 с.
  126. Р. Игра с бесконечностью Текст. / P.M. Петер. М.: Прогресс, 1968. 253 с.
  127. А. Конфрантационность в образе мира участников образовательного процесса Текст. / А. Поддьяков // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 4. С. 144−145.
  128. В.А. Нормирование межличностных отношений в процессе диалогического решения мыслительных задач Текст. / В. А. Поликарпов //Психол. журнал.1989.Т.Ю. № 3 С.74−78.
  129. Н.М., Тихонов Б. В. Влияние характера взаимодействия на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности Текст. / Н. М. Полуэктова, Б. В. Тихонов / Психологические исследования общения. М., 1985. С.273−264.
  130. Я.А. Психология творчества и учебный процесс Текст. / Я.А. Пономарев//Гуманизация образования. 1994. № 1. С. 43−53.
  131. Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода Текст. / Я. А. Пономарев // Проблема общения в психологии. М. 1981. С.79−91.
  132. А.А. Психология творчества: перспективы развития Текст. / А. А Пономарев // Психологический журнал. 1994. № 6. С.82−93.
  133. Я.А. Фазы творческого процесса Текст. / Я. А. Пономарев // Исследование проблем психологии творчества. М.: Издательство МГУ, 1985. С.3−26.
  134. Я.А., Гаджиев Ч. М. Особенности общения в творческом коллективе Текст. / Я. А. Пономарев // Вопросы психологии. 1986 № 6. С. 77−86.
  135. Я.А. Тенденции развития психологической науки Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Изд-во «Наука», 1988. 310 с.
  136. Я.А., Гаджиев Ч. М. Психологические механизмы группового решения задач. Исследования проблем психологии творчества Текст. / Я. А. Пономарев, Ч. М. Гаджиев. М.: Издательство МГУ, 1985. 477с.
  137. Я.А. Психология творения Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Изд-во «Полюс», 1999. 385 с.
  138. JI.M. Инициатива и общение в творчестве Текст. / Л. М. Попов. М., 1989. 184 с.
  139. Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов Текст. / Л. М. Попов. М.: Изд-во «Просвещение», 1990. 176 с.
  140. И., Стэнгерс И. Порядок из хаоса Текст. / И. Пригожин, И. Стэнгерс. М.: Изд-во «Прогресс», 1986. 411 с.
  141. Проблема общения в психологии Текст. / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во МГУ, 1981.280 с.
  142. Проблемы руководства научным коллективом Текст. / Под ред. М. Г. Ярошевского М.: «Наука», 1982. 197 с.
  143. А.В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве Текст. / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. М.: ПЕР СЭ, 2002. 219 с.
  144. В.П. Коллектив как социальная общность Текст. / В. П. Ратников. М.: Изд-во МГУ, 1978. 216 с.
  145. С.Д. Управление личной карьерой Текст. / С. Д. Резник. М: Изд-во «Логос», 2005. 366 с.
  146. Р.А. Квантовая психология Текст. / Р. А. Уилсон / Под ред. Я.Невструева. К.: Изд-во «Янус», 1999. 410 с.
  147. Рош Э. Проблемы категоризации Текст. / Э. М. Рош: Изд-во «Логос», 2000. 311 с.
  148. В.В., Гузман Р. Я. Психологическая характеристика способов организации совместной деятельности учащихся в процессе решения учебной задачи Текст. / В. В. Рубцов, Р. Я. Гузман // Вопросы психологии 1983. № 5. С.48−57.
  149. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика Текст. / СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 376 с.
  150. ВМ., Парилис С. Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности Текст. / В. М. Русалов, С. Э. Парилис // Психологический журнал. 1996. Т. 12. № 5. С.118−122., .
  151. ВМ. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований Текст. / В. М. Русалов // Психологический журнал. 1996. Т.12. № 5. С.3−17.
  152. Р. Информационный психоанализ Текст. / P.M. Седых: Изд-во «Мир», 1994. 515 с.
  153. В. В. Когнитивный стиль в процессе мышления Текст. / В. В. Селиванов // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 104−112.
  154. И.Н. Системное исследование мышления в решении творческих задач Текст.: Дисс. .канд. псих. Наук / И. Н. Семенов. М., 1980. 166 с.
  155. И.Г. Устойчивость когнитивного стиля в обычных и особых условиях деятельности человека Текст. / И. Г. Скотникова // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 3. С.77−83.
  156. С.Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во МГУ, 1985. 486 с.
  157. В.Ф. Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческих задач Текст. / В. Ф. Спиридонов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1994. № 2. С. 102−110.
  158. В.Ф. Стратегия решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельности Текст. / В. Ф. Спиридонов // Психологический журнал. 1995. № 1. С. 62−71.
  159. Р.С. О психологии искусства Текст. / Р. С. Тарасов // Вопросы психологии. 1992. №½. С. 22−30.
  160. Е.В. Символика качественного поведения: классическая теория и современность Текст. / Е. В. Творитнева // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 4. С. 14−16.
  161. O.K. Психология мышления Текст. / O.K. Тихомиров. Москва.: Изд-во «Академия», 2002. 395 с.
  162. О. К. Творчество как алгоритмический процесс Текст. / О. К. Тихомиров // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2003. № 2. С. 31−36.
  163. Л.И. Методы экспериментального исследования социаль-нопсихологических феноменов. Методология и методы социальной психологии Текст. /Л.И. Уманский / Под ред. Е. В. Шороховой М.: Изд-во МГУ. 1977. 346 с.
  164. Д.В. Творчество и дарвиновский способ его описания Текст./ Д. В. Ушаков // Психологический журнал. 2000. № 3. С. 82−90.
  165. Е.С. Соционика в портретах Текст. / Е. С. Филатова. Новосибирск.: Изд-во «Сибирский хронограф», 1996. 458 с.
  166. С. Ментальные пространства Текст. / С. М. Фоконье: Изд-во «Просвещение», 1991. 493 с.
  167. Г., Португалии Д. Синергетика, межуровневые нейронные сети и когнитивные карты Текст. / Синергетика и психология: сборник научных трудов / Под ред.В. И. Аршиновой. М.: Ардис, 2002. 584 с.
  168. Т.Г. Роль фрустрированности и пола партнера в совместном решении мыслительных задач Текст. / Т. Г. Хащенко // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 118−122.
  169. Т.Г. Индивидуальные особенности партнеров в процессе совместного решения задач Текст. / Т. Г. Хащенко // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 141−144.
  170. M.JI. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта Текст. / M.JI. Холодная. Киев: Изд-во УМК ВО, 1990. 290 с.
  171. М.А. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение Текст. / М. А. Холодная // Психологический журнал. 2000. № 4. С. 46−56.
  172. Дж. Конец науки: взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки Текст. / Дж. Хорган. СПб.: Изд-во «Амфора», 2001. 491 с.
  173. В.Н. Личность как группа- группа как личность Текст. / В. Н. Цапкин // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 4. С. 56 66.
  174. Т.К. Исследование учебного сотрудничества в педагогической психологии США Текст. /Т.К. Цветкова // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 148−155.
  175. Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности Текст. / Е. В. Цуканова / Проблемы общения в психологии: сборник научных трудов / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 148−167.
  176. В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / Шадриков В. Д. М.: Изд-во «Логос», 1996. 319 с.
  177. Н.П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности Текст. / Н. П. Щербо // Вопросы психологии 1984. № 2. С. 107−112.
  178. Н.П. Групповые формы мышления и проблемного обучения Текст. / Н. П. Щербо // Психология учебной деятельности школьников. Тезисы докладов Всесоюзной конференции по педагогической психологии. М.: Изд-во «Просвещение», 1982. С. 107−111.
  179. Н.П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности Текст. / Н. П. Щербо // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 76−88.
  180. Н.П. Взаимные оценки партнеров как личностный фактор диалогического мышления Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук / Н. П. Щербо. М., 1987. 20 с.
  181. А.Н. Соционика — один из методов снижения должностных ошибок: безопасность труда в промышленности Текст. / А. Н. Щербина // Психологический журнал 1995. № 1.С.24−32.
  182. А.А. Руководство по социальным технологиям Текст. /
  183. A.А.Шиян. М.: Из-во «Эксмо» 2004. 820 с.
  184. ЧернышовА.С. Социально-психологические основы организованности коллектива Текст. / А. С. Чернышов. Воронеж: Изд-во Воронежского унта 1991. 161 с.
  185. Юнг К. Г. Аналитическая психология Текст. / К. Г. Юнг. М.: Изд-во «Мартис», 1997. 303 с.
  186. Юнг К. Г. Психологические типы Текст. / К. Г. Юнг. СПб.: Изд-во «Азбука», 2001. 733 с.
  187. B.C. Саморегуляция как фактор общей одаренности Текст./
  188. B.C. Юркевич. М.: Изд-во «Центрполиграф», 1999. 405 с.
  189. М.Г. Руководитель в ролевой структуре первичного коллектива Текст. / М. Г. Ярошевский. Проблемы руководства научнымколлективом: сборник научных трудов / Под. ред. Ярошевского М. Г. М.: Изд-во «Мысль», 1982. 235 с.
  190. М.Г. Основы теоретической психологии Текст. / М. Г. Ярошевский. М.: Изд-во Инфра-М, 1998. 530 с.
  191. Bruner J. Two Modes of Thought Текст. / J. Bruner // Actual Minds, Possible Worlds. London: Harvard University Press. 1986. P. 11 43.
  192. Dilts R., Yeager J. Overcoming Resistance to Persuasion with NLP Текст. / R. Dilts, J. Yeager. Dynamic Learning Publications: Ben Lomond, CA. 1990. P. 420.
  193. Disney W. Growing Pains, SMPTEJournal, July Текст. /W. Disney. (Original work published 1941), 1991. 97 p.
  194. Guilford Y.P. The nature of human intelligence Текст. /Y.P. Guilford. New-York: Mc-GawHill, 1967. 371 p.
  195. EysenckH.J. Toward a new model of intelligence Текст. / N.J. Eysenck. Person. Individ. Diff., 1986. Vol. 7. No. 5, P.731−736.
  196. Finch С. The Art of Walt Disney, Harry N. Abrahms Текст. / С. Finch, Inc.: New York, NY. 1973. P. 404.
  197. Mednich S.A. The associative basis of the creative process Текст. / S.A.Mednich. Psychol Rewiew, 1969. P. 137.
  198. Sternberg R. General intellectual ability Текст. / R. Sternberg // Human abilities by R. Sternberg. 1985. P. 5−31.
  199. Terman L. M. The Measurement of Intelligence Текст. / L.M. Terman. Boston 1937. 231 p.
  200. Torrance E. P. Guiding creative talent Englewood Cloffs Текст. / E.P.Torrance. Y.: Prentice-Hall, 1962. 376 p.
  201. Torrance E. P. Guiding creative talent Текст. / E.P. Torrance. Englewood Cliffs, W. J.: Prentice-Holl, 1964. 260 p.
  202. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth Текст. / E.P. Torrance. Daedalu, 1966. 177 p.
Заполнить форму текущей работой