Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема синтеза искусств в осетинской литературе на рубеже XIX — XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если в самых общих чертах проследить основные вехи истории и теории синтеза, становится очевидно, что особенно «подвижные», переломные этапы в обществе и истории художественной культуры отмечены активизацией интегративных процессов. Наблюдается определённая закономерность в том, что проблема синтеза искусств обострялась в переходные эпохи, на стыке эпох (средневековье — Возрождениеромантизм — к… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные вопросы теории синтеза искусств
    • 1. Синтез искусств как общность мировоззрения и творческой практики. Философский и культурологический аспекты
    • 2. Средства интеграции и взаимодействия искусств и проблемы методологии их исследования
  • Глава 2. Формирование в осетинском литературном процессе конца XIX -начала XX века моделей видовых взаимодействий искусства
    • 1. Проблемы взаимосвязей литературы и искусства в осетинском литературоведении
    • 2. Структурные компоненты синтеза искусств в осетинской литературе конца XIX — начала XX века
  • Глава 3. Роль искусства в поэтике литературного творчества K.JI. Хетагурова .'
    • 1. Личность универсального мастера
    • 2. Пейзаж как ядро творческой системы Коста Хетагурова
  • Глава 4. Проза Б. И. Туганова в свете взаимодействия искусств

Проблема синтеза искусств в осетинской литературе на рубеже XIX — XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная мировая культура начинает всё более актуализировать тенденцию и насущную потребность в синтезировании разных видов духовной деятельности человека, в том числе разных видов искусства (от греч. Synthesis — соединение, сочетание, составление в единое целое). Философия и культурология едины в утверждении того, что XXI век, стремясь к гуманитарному ренессансу, должен вернуться к органическому художественному синтезу.

Если в самых общих чертах проследить основные вехи истории и теории синтеза, становится очевидно, что особенно «подвижные», переломные этапы в обществе и истории художественной культуры отмечены активизацией интегративных процессов. Наблюдается определённая закономерность в том, что проблема синтеза искусств обострялась в переходные эпохи, на стыке эпох (средневековье — Возрождениеромантизм — к. XVIII — пер. пол. XIX в.- модерн — к. XIX — н. XX в.- современный этап — рубеж XX и XXI вв. — качественно новые, ещё не изученные и не осмысленные технологии искусства). Синтез искусств уходит корнями в глубокую древность (первобытный синкретизм), органично звучит в культуре античности и становится особым творческим знамениём в культуре нового времени.

Проблема синтеза искусств носит как прикладной, так и мировоззренческий характер. Само это явление, впервые осмысленное в трудах философов (Кант, Гегель, Шлегель, Шеллинг, Новалис, Тик, Вакенродер и др. В России XX века это Н. А. Бердяев, П. Флоренский, А. Ф. Лосев, В. В. Ванслов, Ю. Б. Борев, А. В. Гулыга, М.С. Каган), всё более привлекает пристальное внимание художников, писателей, учёных-литературоведов, исследователей культуры.

Практически во все эпохи активизации синтеза искусств философы отводили ему важную роль в деле совершенствования мира. Этот аспект не теряет своей значимости и на рубеже XX — XXI веков. Более того, эта проблема обостряется, приобретает новое напряжение.

В связи с необходимостью гуманизации возникает и потребность в новом духовном синтезе, противостоящем тенденции разрушения, разъединения. А этот синтез неизбежно приводит к более тесным контактам различных культур и различных типов духовности. И здесь остро ставится проблема: как в синтезе культур и художественных систем сохранить своеобразие каждой из них, поскольку процесс соединения ни в коем случае не может быть механическим, нивелирующим национальное своеобразие того или иного народа, той или иной культуры и принадлежащих ей литературы, изобразительного искусства, музыки и т. д. Стремление к единению как к единственной силе, способной противостоять разрушительным тенденциям, сталкивается со стремлением к самоопределению, которое, в конечном счете, приводит к обособлению. Противостоять этому обособлению на гуманистической основе может только диалог культур (А.Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачёв, B.C. Библср, П. Б. Струве, Г. Д. Гачев, Г. Померанц, Л. Бежин).

В отечественной науке вопросы взаимодействия искусств в контексте взаимовлияния культур были остро поставлены в 1968 году, когда в системе АН СССР при Научном совете по истории мировой культуры была создана постоянная Комиссия комплексного изучения художественного творчества в составе видных представителей гуманитарных и естественных наук.

Проблемы взаимодействия искусств были и остаются в центре внимания многих ведущих литературоведов и критиков России XX века (В.Б.Шкловский, Ю. Н. Тынянов, А. Ф. Лосев, Д. С. Лихачёв, М. Л. Гаспаров, Б. Г. Реизов, А. В. Михайлов, М. П. Алексеев, Р. Ю. Данилевский, Ю. Д. Левин, М.А.Тахо-Годи, В. В. Кожинов, В. А. Альфонсов, К. А. Баршт, С. С. Аверинцев, Н.П. Михальская).* Истории осмысления и изучения проблемы синтеза искусств посвящена первая глава данного исследования — «Основные вопросы теории и истории синтеза».

В осетинском литературоведении основы комплексного подхода в исследовании взаимодействия литературного творчества и культуры были заложены в трудах Вс. Миллера, В. И. Абаева, Л. П. Семенова, В. И. Ардасенова, ф Н. Г. Джусоева, С. Б. Сабаева, З. М. Салагаевой, З. Н. Суменовой. Вплотную подошли к проблеме синтеза искусств в контексте литературного произведения и наметили возможные пути её изучения такие учёные, как Л. П. Семёнов, Х. Н. Ардасенов, З. М. Салагаева, З. Н. Суменова.**.

Осетинская культура в конце XIX — начале XX века переживала особый период в своем интенсивном развитии. С одной стороны, для неё была характерна верность традициям предков, а с другой — стремление влиться в поток европейской культуры. И в этом процессе совершенно очевидна роль ® русской культуры, литературы, языка, изобразительного искусства и музыки, ведь по сути своей русская культура явилась духовным посредником между осетинской и мировой культурами. Обращение к идеям синтеза и использование в ткани литературного произведения элементов синтеза искусств такими разноплановыми писателями, как И. Кануков, К. Хетагуров, С. Гадиев, А. Коцоев, Б. Туганов, Ц. Гадиев, А. Кубалов, А. Токаев, М. Камбердиев, Е. Бритаев, А. Цаликов и др., — ещё одно свидетельство того, что культура в основе своей для разных народов — единая и непрерывная система.

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена требованием времени, направленностью современного культурологического ф процесса, усилением тенденции синтезирования, интеграции разных видов искусства, разных направлений художественного творчества, что ведёт к появлению принципиально нового типа культуры. Это явление имеет свои глубокие традиции в истории философии и художественной практики и по-прежнему требует моделирования новых способов её изучения. Обзор этого вопроса осуществляется во второй главе § 2 «Проблема взаимосвязей литературы и искусства в осетинском литературоведении».

То, что осетинская литература в период своего становления органично восприняла идеи взаимосвязей разных видов искусства в то время, когда идеи синтеза питали духовное пространство Западной Европы и России, — важный штрих к тому положению, что литературный процесс в Осетии развивался не в отрыве, а во взаимодействии с русской и мировой литературой.

Объектом исследования является осетинская литература рубежа XIXXX веков в контексте мировой художественной культуры.

Предмет исследования — факты проявления и особенности функционирования элементов синтеза искусств в произведениях осетинских писателей конца XIX — начала XX века. Особое место отводится изучению наследия К. Л. Хетагурова и Б. И. Туганова, которые сочетали в своем творчестве писательский дар с талантом художника.

Основной целью данной работы является выявить и изучить проявления синтеза искусств и основные его особенности в осетинской литературе рубежа.

XIX — XX веков, которые являются несомненным ядром сложных взаимосвязанных процессов, активно формирующих содержание и образ литературы и, более того, всей культуры Осетии в целом на протяжении всего.

XX века.

В соответствии с целью определены следующие задачи: ]. Осмыслить теоретико-методологическую базу такого явления философии, культуры, искусства, как синтез искусств.

2. Выявить и проанализировать факты проявления элементов синтеза искусств в произведениях осетинских писателей конца XIX — начала XX века.

3. Определить роль элементов синтеза искусств в концепции литературных текстов.

4. Обозначить направления формирования возможных моделей видовых взаимодействий искусства в осетинской литературе рубежа XIX — XX вв.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в истории изучения осетинской литературы исследуется явление синтеза искусств не на примере творчества отдельного писателя, а в контексте общего литературного процесса в Осетии.

Методологической основой исследования стали труды ведущих отечественных и осетинских учёных по вопросам взаимосвязей и взаимодействия литературы и искусства.

В работе использован комплексный метод исследования, в рамках которого широко применяется сравнительный анализ на внутривидовом и межвидовом уровнях искусства.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы: при разработке лекционных и практических специальных курсов по осетинской литературе на факультетах русской и осетинской филологиив могут внедряться в программы обучения на факультете искусств (в курсы, разработанные для тех, кто получает дипломы профессиональных художников, музыкантов и т. д.) — а также могут быть органично включены в структуру курсов по литературе и мировой художественной культуре в школах и средних специальных учебных заведениях Осетии, курсы культурологии высшей ступени образованияматериалы диссертации могут быть учтены при написании истории осетинской литературы, в работах, посвященных взаимосвязям осетинской литературы с культурой других народов, а также при создании интегрированных блоков различных предметов гуманитарного цикла.

Апробация диссертационного исследования:

1. Выступление на II Международном Конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (тема доклада «Региональный подход в преподавании курса мировой художественной культуры в Осетии». -Пятигорск, ПГЛУ, 1998.

2. Выступление на Международной научной конференции под эгидой ЮНЕСКО «Образ мира — структура и целое», посвященной памяти философа.

А.Ф. Лосева (тема доклада: «Мир через цвет как структура и целое в эпоху романтизма»), — Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998.

3. Выступление на научной конференции в рамках Дней науки в СОГУ им. К. Л. Хетагурова (тема доклада: «О средствах визуальной образности в контексте литературного произведения»). — Владикавказ, 2003.

4. Выступление на научной конференции в рамках Дней науки в СОГУ им. К. Л. Хетагурова (тема доклада: «Картина мира и мифологические конструкции в рассказе Б. Туганова «Пастух Баде»). — Владикавказ, 2004.

5. Материалы исследования нашли применение в преподавании курсов «Литература» и «История изобразительного искусства» во Владикавказском училище искусств им. В. А. Гергиева.

6. Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры русской литературы Северо-Осетинского государственного университета, 2005.

Заключение

.

В теории искусствознания явление синтеза искусств рассматривается на разных смысловых уровнях. В научное определение искусства как формы общественного сознания, как средства духовного, творческого познания и освоения мира, синтез искусств входит в качестве компонента с ярко выраженной философской направленностью, поскольку в нем обязательно заложен мировоззренческий аспект. Проблема синтеза имеет свои решения на функциональном и классификационном уровнях искусства. И, наконец, непосредственное отношение она имеет к технологиям создания художественного произведения, структурным моделям взаимосвязей и взаимодействия видов искусства. Разноуровневое понимание явления синтеза искусств говорит о его сложности, неоднозначности, «неизжитости», актуальности и богатом потенциале возможностей в современной культуре.

Исследование проблемы внутривидового и межвидового уровней интеграции литературы и искусства, основанной на диалоге культур, показало, что в конце XIX — начале XX века идеи синтеза искусств были органично восприняты осетинской литературой. В этом сыграли свою роль, как исконные древние народные традиции, так и традиции европейской и особенно русской культуры, что подчеркивает единство и целостность мирового культурного процесса. Идеи синтеза искусств формировали культурную мысль и среду Осетии, влияли на общество.

Одни осетинские писатели широко и многогранно использовали категории синтеза в своем творчестве, произведения других содержат лишь намеки на подобное взаимодействие. Но все проявления этой тенденции очень важны, они позволяют выявить следующие закономерности:

Элементы взаимодействия и синтеза искусств проявились в осетинской литературе на двух языках — осетинском и русском.

Они были задействованы писателями разных направлений (романтизма, реализма, символизма, экспрессионизма, футуризма) или сочетавших в своем творческом методе черты этих направлений, функционировавших в данный период в осетинской литературе.

Затронули все роды литературы — эпос, лирику, драму. Проявились в разных жанрах — рассказе, повести, романе, новелле, стихотворении, поэме, пьесе, а также очерке.

Элементы интеграции литературы и искусства в Осетии на рубеже XIXXX веков осуществлялись: 1) на внутривидовом уровне, основанном на диалоге культур, и имеющем два измерения: пространственное (контакт разнонациональных культур в пространстве одного временного отрезка) — временное (связь и преемственность культур разных эпох и цивилизаций) — 2) на межвидовом уровне, основанном на определении кодовых контактных точек.

Элементы синтеза функционировали не как нечто инородное и надуманное, а были органичны по отношению к идеям, темам, сюжетам, композициям, образным системам литературных произведений. Они имели практическое значение и выполняли конкретные задачи (обострение выражения идей произведения, усиление звучания конфликта, придание сюжету динамики, выражение психологических характеристик героев, формирование и раскрытие внутреннего мира персонажей и т. д., усложнение и обогащение поэтики произведения). Наблюдается четко выраженное формирование в осетинском литературном процессе на рубеже XIX — XX веков моделей видовых взаимодействий искусства. Крупные образования — «литература и музыка», «литература и изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, архитектура)».

В ¦ основном взаимодействие видов искусства в литературном произведении осуществляется в русле идейно-стилевых аналогий, которые определяют творческий метод писателя, подсказывают ему стиль целого произведения или отдельных эпизодов.

Характерно совмещение визуально-звуковых рядов в контексте литературного произведения. Смешение элементов смежных искусств, определяющих синестетичность восприятия текста.

Наиболее разработанным звеном образного поля осетинской литературы рубежа XIX — XX веков является пейзаж. Он разнообразен, динамичен, фактурен, психологически значим, функционально многопланов. Литературный пейзаж в творчестве осетинских писателей, как правило, выходит за рамки декорации, создающей атмосферу местного колорита. Он является полноправным героем художественного произведения и отражает авторскую картину мира.

Литературный портрет часто решен эскизно, словно выразительным лаконичным наброском. Широко используется осетинскими писателями прием «портретного лейтмотива».

Органично, ярко и выразительно решается тема песни, певца, музыки и вообще богатства мира звуков.

Идеи синтеза искусств в осетинской литературе на рубеже XIX — XX веков способствовали усилению тенденции вместить в ограниченное пространство текста множество образов (вербальных, визуальных, звуковых), что порождает их слияние, сцепление, полифонизм, создает то напряжение, ритм и внутреннюю вибрацию, которые во многом определили характер развития осетинской литературы и на её современном этапе, в конце XX — начале XXI века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Б. Сказочный текст и традиционная культура.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.-181 с. (Фольклористика).
  2. В. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М., J1.: Советский писатель, 1966.1 1. Антология осетинской поэзии. Орджоникидзе: Ир, 1984. — 638 с.
  3. Антология осетинской прозы. Орджоникидзе: Ир, 1983. — 600 с.
  4. О.А., Кузнецова З. М. Музыкальное искусство и религия: философско-исторический очерк. Томск: ТРУ, 1986. — 200 с.
  5. М. Лингвистическое путешествие в страну цвета // Знание-сила.-1986. № 5.-С. 36−39.
  6. Х.Н. Георгий Малиев // Советская Осетия. Лит-худож. альманах, ф 1958. № 12.-С. 135−139.
  7. Х. Н. Поэма А. Кубалова «Афхардты Хасана» // Советская ® Осетия. Лит-худож. Альманах. 1959. № 12. — С. 127−130.
  8. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392 с.
  9. В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики.- М.: Искусство, 1968.-654с.
  10. И. Романтическая поэма Коста Хетагурова «Фатима». К вопросу о связи с романтическими поэмами Лермонтова, — Орджоникидзе: Ир, 1970.-72с.
  11. Ю.Я. Комплексное изучение искусства // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М.: Наука, 1983. — С. 126−158.
  12. М.м. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья ^ и Ренессанса. М., 1990. — 541 с.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 .
  14. Л. На пороге гуманитарного века // Новый мир. 1994. № 12.- С. 181 191.
  15. А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. — 528 с.-(«Мыслители XX века»).
  16. B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мыслительного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 400 с.
  17. В.Б. Сопереживание и сотворчество. Диалектика и взаимообусловленность. М.: Наука, 1991.
  18. Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. — 422 с.
  19. Ю.Б. Эстетика. -М.: Политиздат, 1988.-496 с.
  20. Р. Избранные работы. М., 1978.
  21. В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1977.-223 с.
  22. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. Идейные принципы. Структурные особенности. М.: Наука, 1982.
  23. Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.
  24. . Песни северокавказских горцев в повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» // Ученые записки № 9. Серия филологическая. Вып. 6- Серия историческая. Вып. 2. Грозный, 1956 (Грозненский Гос. пед. ин-т). -С. 163−171.
  25. Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985.
  26. Г. Н. Прикладное искусство населения Притеречья середины I тысячелетия до н.э.: (На материале скифо-сибирского стиля). Владикавказ:• Иристон, 2002.-145 с.
  27. JI.C. Психология искусства. -М.: Педагогика, 1987. 341 с.
  28. P.M. Философия немецкого романтизма. Фр. Шлегель. Новалис. -М.: Наука, 1978.-288 с.
  29. С.К. Азау: Произведения / Пер. с осет. -Цхинвали: Ирыштон, 1984. -223 с.
  30. Г. Собр. соч. в 3-х т. / Ред. В. П. Кочетов. Сост., подгот. текста JI. Диенеша, С. С. Никоненко, Ф. Х. Хадоновой. Комм. П. В. Сыроватко, С.С.
  31. , Л. Диенеша, В.П. Кочетова. М.: Согласие, 1996 .
  32. . Живопись словом. Человек. Пейзаж. Вещь. М.: Советский писатель, 1972.
  33. М.Л. «Кассандра». Вера Меркурьева // Октябрь. 1989. № 5. — С. 149−152.
  34. В.З. Ф.М. Достоевский и К. Л. Хетагуров // Осетинская филология: история и современность. Сб. науч. трудов / Под ред. проф. Ш.Ф.Джикаева. -Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К. Л. Хетагурова, 1995. С. 55• 68.
  35. Г. Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988. -448 с.'
  36. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.528 с.
  37. А.С. Проблема йенского романтизма. Автореф. дис. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976.
  38. А.С. Романтическая эстетика Августа Вильгельма Шлегеля. М.:
  39. Изд-во Московского ун-та, 1974. 120 с. ® 64. Дмитриева Н. Изображение и слово. — М.: Искусство, 1962.
  40. Г. С. Пластическая музыка и традиция синтеза искусств // Традиция в истории культуры. М.: Наука, (АНСССР), 1978. — С. 244−252.
  41. Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. — 277 с.
  42. Р.А., Мостепаненко A.M. О некоторых проблемах взаимосвязейфилософии и искусства // Творческий процесс и художественное ф восприятие. Л.: Наука, 1978. — С. 9−31.69. «Золотая зурна». Стихи /А.Кочетков, С. Аргашев, Л. Беридзе, В. Меркурьева,
  43. М. Слободской. Владикавказ, 1926. — 120 с.
  44. А. «Совесть Осетии» Коста // Горская мысль. — 1922. № 2, январь.1. С. 39−49.
  45. М. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследованиевнутреннего строения мира искусств. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
  46. М.Б. Стихи. Поэмы / Пер. с осет. Сост. Гутиев К. Ц. М.: ^ Молодая гвардия, 1959. — 112 с.
  47. .И. Эстетические взгляды Коста Левановича Хетагурова // Известия Сев.-Осет. НИИ. Т. XII. Дзауджикау, 1948. — С. 28−43.
  48. В. О духовном в искусстве. -М.: Архимед, 1992. 88 с. ф 75. Кануков И. Д. В Осетинском ауле: Рассказы, очерки, публицистика.
  49. Орджоникидзе: Ир, 1985. — 475 с.
  50. Н.И. Запад и Восток. М.: Гл. ред. Восточ. лит., 1972. — 496 с.
  51. Коста Хетагуров. Сборник памяти великого осетинского поэта /Под ред. А. А. Фадеева. М.: Госуд. изд-во худож. лит., 1941. — 256 с.
  52. Коста Хетагуров. Статьи о жизни и творчестве. Орджоникидзе: Сев.-Осет. книж. изд-во, 1959. — 304 с.
  53. А.Б. Саломи. Избранные рассказы / Пер. с осет. Послесл. Д.
  54. Мамсурова. М.: Гослитиздат, 1959. — 207 с.
  55. Г. И. Коста Хетагуров. Жизнь и деятельность. Орджоникидзе: Сев.-Осет. книж. изд-во, 1961. — 352 с.
  56. А. Афхардты Хасана / Пер. с осет. С. Шервинского // Советская Осетия. Лит-худож. Альманах. 1959. № 12. — С.130−135.
  57. Н. Штрих и слово. Л., 1968.
  58. Культурология. XX век. Словарь.- СПб.: Университетская книга, 1997.-640 с.
  59. М.Ю. Собр. соч. в 4-х т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1983.
  60. Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957. — 519 с. — (Памятники мировой эстетической и критической мысли).
  61. А.Ф. Диалектика мифа. М., 1930. — 270 с.
  62. А.Ф. Диалектика художественного творчества. М., 1927.
  63. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.- 368 с.
  64. А.Ф. Строение художественного произведения // Начала. 1993. jn" 2. -С.8−31.
  65. А.Ф., Тахо-Годи М.А. Эстетика природы. (Природа и ее стилевые функции у Р. Роллана). К.: Collegium, 1998. — 242 с.
  66. Ю.Н. Анализ поэтического текста. — Л.: Просвещение, 1972, — 280 с.
  67. М. Цвет вашего характера. — М., 1996. 244 с.
  68. Г. Горские мотивы. Стихи. — Владикавказ, 1924.
  69. Г. Ираф. Сочинения на осетинском и русском языках / Пер. В. Казанцева. Орджоникидзе: Ир, 1973. — 291 с.
  70. Г. Легенды и были / Пер. с осет. Т. Стрешневой. М., I960, — 72 с.
  71. Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. — С. 172−188.
  72. О ближайших задачах комплексного изучения художественного твоочества // Творческий процесс и художественное восприятие. JL: Наука, 1978. — С. 3−8.
  73. З.П. Проблематика и поэтика повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» в свете ее творческой истории. Автореф. дис.. канд. филолог, наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  74. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. М.: Искусство, 1967.
  75. Петербург в русской поэзии (XVIII нач. XX века): Поэтическая антология / Сост., авт. вступит, статьи и коммент. М. В. Отрадин. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 384 с.
  76. Н. Ставропольские страницы // Мятежная лира горца. — Орджоникидзе: Ир, 1981. С.178−181.
  77. В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1997.-382 с.
  78. З.М. Ахмед Цаликов // Цаликов А. Избранное. Владикавказ: Ир, 2002.-С. 415−502.
  79. З.М. Коста Хетагуров и осетинское народное творчество. -Орджоникидзе: Сев.-Осет. книж. изд-во, 1959. -188 с.
  80. З.М. Коста Хетагуров и русская культура // Советская Осетия. Лит-худож. альманах, 1959. № 14. С. 8−14.
  81. З.М. От Нузальской надписи к роману: проблемы генезиса и становления осетинской прозы. Орджоникидзе: Ир, 1984. — 312 с.
  82. JI.B. Цвет в культуре карачаевцев и балкарцев (к истокам формирования традиций) // Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. М., 2001. — (Серия «Кавказ: народы и культуры». Вып. 1).-С. 222−240.
  83. Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1988. — 294 с.
  84. Л.П. Кавказ в русской дореволюционной поэзии // Альманах. № 1. Пятигорск: Орджоникидзевское краевое изд-во, 1941.- С.218−246.
  85. JI.П. Коста в оценке осетинских и русских поэтов // Советская Осетия. Лит-худож. Альманах. 1959. № 14. — С. 96−103.
  86. Л.П. Лев Толстой и Кавказ. Владикавказ, 1928.
  87. Л.П. Мариэтта Шагинян о К.Л.Хетагурове // Советская Осетия. Лит-худож. Альманах. 1959. № 13. — С. 146−148.
  88. Л.П. О «Хаджи-Мурате» Л.Толстого // Вестник Харьковского Историко-филологического общества. Вып. 5. Харьков, 1914. — С. 6−13.
  89. Синтез культурных традиций в художественном произведении. Межвузовский сб. науч. трудов. -Н.: Новгород, 1994.
  90. Словарь искусств. М.: Внешсигма, 1996. — 536 с.
  91. З.Н. Батырбек Туганов. Критико-биографический очерк // Туганов Б. И. Произведения. Орджоникидзе: Ир, 1986. — С. 5−37.
  92. Тахо-Годи А. А. Лев Толстой в «Хаджи-Мурате». Махачкала: Дагестанское гос. изд-во, 1929. — 53 с.
  93. Тахо-Годи М. А. Искусство и зарубежный роман. Орджоникидзе, 1981. -90 с.
  94. Творческий процесс и художественное восприятие.-Л.: Наука, 1978.-278 с.
  95. Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы /7 Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. — С. 5−53.
  96. Традиции в истории культуры. М.: Наука, 1978. — 260 с.
  97. .И. Батаноко Тембот. Повести из времен героической борьбы кавказских горцев и другие рассказы. М.: Восток, 1913. — 130 с.
  98. .И. Произведения. Орджоникидзе: Ир, 1986. — 230 с. 1 74. Туганов М. С. Воспоминания о Коста // Дарьял. 1999. № 3. — С.20−27.
  99. М.С. Воспоминания о Туганове Б. ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф. 7 (лит), on. 1, д. 11.
  100. М.С. Художник Хетагуров // Заря Востока. 1939. № 271 (4892) от 26/XI.
  101. М.С. Элементы театра в осетинском народном творчестве // Советская Осетия. Лит-худож. Альманах. 1959. № 13. — С.141−145.
  102. М.С. Я видел Коста // Советская Осетия. Лит-худож. Альманах. -1959. № 14. С.142−145.
  103. В.В. Воспоминания о Туганове Батырбеке (Владимире) Игнатьевиче. ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф.7 (лит), оп.1, д. 9.
  104. Туганова-Грузинова Т. В. Мой отец. Воспоминания о Батырбеке Туганове. ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф. 7 (лит), оп.1, д. 35.
  105. Туганова-Поленц О. Э. Письма. Из личного архива профессора М.А. Тахо-Годи.
  106. B.C. Культура осетин: связи с народами Кавказа. -Орджоникидзе: Ир, 1990. 180 с.
  107. B.C. Народные игры и развлечения осетин. Орджоникидзе: Ир, 1987.- 160 с. 1 84. Флобер Г. Собр. соч. в 5-ти т. Т. 5. -М., 1956.
  108. М. Махарбек Туганов. Народный художник Осетии. -Орджоникидзе, 1962. 62 с.
  109. К.Л. Полное собр. соч. в 5-ти т. Владикавказ, 2001.
  110. М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М.: Советский писатель, 1978. 365 с.
  111. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Кн. 1. М.: НИИ PAX, 1992.
  112. Г. Собр. соч. в 3-х т. Т. 1. Стихотворения. Очерки. Зарисовки.
  113. Владикавказ: Ир, 1992. 344 с. 192. Цаликов А. Избранное. — Владикавказ: Ир, 2002. — 544 с.. 93. Царикаев А. Осетинский путь // Дарьял. — 1996. № 4. — С. 168−179.
  114. З.П. Об общественно-политических и философских взглядах К.Л.Хетагурова. Сталинир, 1959. — 147 с.
  115. А.П. Полное собр. соч. и писем в 30-ти т. Сочинения в 18-ти т. М.: Наука, 1985.
  116. В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. М.: Советский писатель, 1959. — 628 с.
  117. Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., К., 1996. — 304 с.
Заполнить форму текущей работой