На фоне негативных медико-демографических процессов, встране, ухудшения состояния здоровья населения в целом, включая рост социально обусловленных заболеваний, подростковый контингент требует особого внимания" (А.А.Баранов, В. Р. Кучма, 2004; Л. ШЧичерин, 2005). Состояние здоровья, подростков" является своеобразным «барометром» социального благополучия и медицинского обеспеченияпредшествующего периода детства, а также предвестником измененияздоровья: населения? в последующие годы (Т.М.Максимова, 2002; А. Г. Ильин, 2005).
Здоровье подростковопределяется спецификой возрастной перестройки^ организмакомплексным средовым влиянием, психологическими? особенностями (Л-М-Сухарева- 2002; М. Ф. Сауткин, 2003) — Складывающаяся в подростковомвозрасте многоплановая система социальных: связейдинамичная* по интенсивности и продолжительности, предполагает необходимость проведения комплексных исследований показателей’здоровья-с учётом факторов риска, в том числе семейных (И.А.Камаев, 2003; И. В. Журавлёва, 2005). Семья, является: важной микросредой* для развития системыжизненных ценностей человека, отношения? к своему здоровью-, основ: здорового образажизни- (О.Н.Дрижанова, 2004; В. Н. Шестакова, 2004). При этом определённый интерес представляет не толькоисследованиемедико-социальных аспектов жизнисемьи, но и особенностей воспитаниякак важного фактора формирования и сохранения-здоровья девочки-подростка.
Важнуюроль в формировании и сохранении, всех составляющих здоровьяпрофилактике социальнойдезадаптации играет здоровье-сберегающий подход к обучению и воспитанию подростков в образовательных учреждениях (Г.И.Стунеева, 2002; Ю. П. Бойко. 2004).
Большое: количество как отечественных, так и зарубежных исследований свидетельствует об ухудшении показателей здоровья подросткового контингента. Особую тревогу вызывает уменьшениечисла подростков* с нормальными показателями полового развития: Среди девочек-подростков 4 отмечается увеличение числа лиц с ретардацией: полового развития. Данная проблема, имеет важное медико-социальное значение, так как уровень полового развития девочек-подростков в будущем определяет их репродуктивную функцию (В.И.Кулаков, О. Г. Фролова, 1999; В. Н. Сметанин, 2000). Однако до сих пор отмечается явный дефицит работ, посвященных разработке концептуальных подходов к организации и проведению оздоровления. девочек-подростков с ретардированным половым развитием. В свою очередь, многоплановость данной проблемы диктует необходимость выработки комплексного межведомственного подхода к её решению: с привлечением всех специалистов, работающих с данным: половозрастным контингентом.
Всё вышесказанное определило постановку цели изадач настоящего исследованиякоторое • проводилось в соответствии с планом НИР ГОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет имени академикам И. П. Павлова Росздрава» (номер государственной регистрации 1 200 100 820).
Цель исследования состояла в разработке медико-социальных подходов к оздоровлению девочек-подростков с ретардацией полового развития на основе дифференцированного подхода к коррекции выявленных отклонений! в состоянии здоровья с учётом семейных факторов риска.
В соответствии с поставленной? целью задачами исследования являлись:
Изучение динамики и тенденций' показателей здоровья: девочек-подростков, проживающих в крупном городе (на:примере г. Рязани).
Получение медико-социальной и клинико-психологической характеристики девочек-подростков с ретардацией.' полового развития.
Оценка влияния медико-биологических и социально-гигиенических факторов риска на уровень полового развития, девочек-подростков и построение соответствующего риск-прогноза:
Разработка рекомендаций по оздоровлению девочек-подростков с ретардацией полового развития:
Научная новизна работы заключается в том, что: впервые дана комплексная медико-социальная и клинико-психологи-ческая характеристика группы девочек-подростков с ретардацией полового развитияо получена новая информация о факторах риска ретардированного полового развития и возможностях его прогнозированияразработан комплекс мероприятий по медико-социальнойлечебно-профилактической и психогигиенической помощи девочкам-подросткам с ретардациейполового развития.
Практическая значимость работы Предложенный индивидуально-дифференцированный подход к оздоровлению девочек-подростков с ретардацией полового развития внедрен впрактику работы детских лечебно-профилактических: учреждений Рязанской области (письмо Управления здравоохранения Рязанской области № 2059;01−30 от 10 ноября 2005 г.), детских отделений Новомичуринской (акт внедрения от 19 сентября 2003 г.) и Касимовской (акт внедрения: от 15 декабря 2003 г.) центральных районных больниц:
Медико-социальный подход к коррекции нарушений здоровья у девочек-подростков* с учётом семейных факторов риска используется в работе детских лечебно-профилактических учреждений Липецкой (письмо Управления здравоохранения администрации Липецкой области № 5−04/1519 от 22 августа 2005 г.) и Тверской (письмо Департамента здравоохранения Тверской области № 4899 от 8 ноября 2005 г.) областей.
Материалы исследования: использовались при составлении методических рекомендаций- «Комплексная оценка биологической и социально-психологической зрелости^ девочек-подростков» (Рязань, 2003) и рационализаторского предложения. «Морфотипический подход в профилактике школьной дезадаптации девочек-подростков» (№ 1131'. от 14 марта 2003 г.). Содержащиеся в них рекомендации по профилактике школьной дезадаптации у девочек-подростков с ретардацией полового развития внедрены в детских, общеобразовательных учебных заведениях г. Рязани (письмо Управления образования, науки и молодёжи г. Рязани № 1598 от 26 августа 2005 г.) и коррекционной школы № 18 (акт внедрения № 78 от 13 апреля 2005 г.). Материалы, изложенные в работе, используются в учебном^ процессе кафедр общественного здоровья и здравоохранения с курсом социальной гигиены Иорганизации здравоохранения ФПДО* детских болезней с курсами детскойхирургии и педиатрии ФПДО, психологии-и педагогики? с курсомтехнических средств, обученияФПДО Рязанского государственного-медицинского университета имени академика И-П-Павлова, а также кафедры общей и специальной педагогикиРязанского: государственного педагогического университета имени С. А. Есенина.
Апробация работы на межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы, развития личности» (Рязань, 2001) — на VI, Всероссийской научно-практической конференции? «Образование в России: медико-психологический аспект» (Калуга, 2001) — на IX Съезде педиатров России (Москва, 2001) — на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы социальной психологии» (Пенза, 2001) — на межрегиональной межведомственной конференции «Межведомственный подход в организации помощиподросткам» (Рязань, 2002) — наII Международном', конгрессе «Молодое поколение XXI века: актуальные: проблемы социально-психологического здоровья» (Минск^ 2003) — на межкафедральном< совещании Рязанского государственного медицинского1 университета (Рязань, 2005).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 научных работ и методические рекомендации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Девочки-подростки с ретардацией полового развития отличаются медико-социальными и клинико-психологическими характеристиками, что обуславливает необходимость разработки дифференцированного подхода к их оздоровлению.
2. Ведущие медико-биологические и социально-гигиенические факторы риска и возможности прогнозирования ретардации полового развития у городских девочек-подростков.
3. Медико-социальные подходы и мероприятия к оздоровлению и психопрофилактике среди девочек-подростков с ретардацией полового развития на основе межведомственного взаимодействия.
Объём и структура диссертации Работа состоит из введения, 6 глав, выводов, предложений, списка литературы (всего 242 источника, из них 31- иностранный), приложения 1. Основное содержание диссертации представлено на 136 страницах машинописного текста, иллюстрирована 22 таблицами и 34 рисунками.
Выводы:
1. За период с 2000 по 2004 год в г. Рязани среди девочек-подростков 1517 лет имел место рост общей заболеваемости на 19,3% (с 1498 до 1787 случаев* на 1000 лиц соответствующего возраста4 и пола). Наиболее выраженное повышение заболеваемости наблюдается в отношении* болезней органовдыхания (на 18,8%), эндокринной (на 32,0%) и костно-мышечной^на 52,1%) систем. При этом индекс здоровья среди девочек-подростков уменьшился до 19,8. На фоне имеющихся негативных5 тенденций в состоянииздоровья подросткового контингентавыделяется? группа девочек-подростков с ретардацией-полового развития, доля которых достигает 22,3%.
2. Во всехизучаемых возрастных периодах у девочек-подростков, с. задержкой полового развития регистрировалисьнизкиепоказателидлины и массы тела. Возраст менархе в среднем равен 13,5±0,2 года-. что на 1,5 года позже, чем в контрольнойгруппе (12,0±0,1 года) — При этом к 12-летнему возрасту менархе отмечалась только у трети обследованных с задержкой-полового развития. К 15-летнему возрасту менструальный цикл установился лишь у половины из них. Нарушения цикла в виде опсоменореи и аменореи имели место у 25,5% девочек-подростков в основной группе, что в 2,1 раза выше по сравнению сконтрольной;
3.Девочки-подростки основной группы эмоционально неустойчивые и тревожные. Выраженное чувство ответственности при наличии у них лидерских качеств-ведёт к завышенному-уровню притязаний, который часто не достигается. При наличии авторитарного т инфантилизирующего воспитания это может способствовать развитию невротических реакций и социально-психологической дезадаптацишдевочек-подростков;
4. К ведущим факторам риска ретардации полового развития у городских девочек-подростков в современных условиях относятся: отягощённый акушерский анамнез, отклонения эндокринной системы у подростков и их родителей, низкие показатели физического развития, генитальная патология, неполноценное по основным пищевым ингредиентам питание, неполная семья, низкий образовательный уровень и отсутствие постоянной работы у родителей.
5. Разработанная на основе выявленных факторов риска ретардации полового развития у девочек 15−17 лет прогностическая таблица позволяет с высокой степенью точности отнести каждого подростка к соответствующей группе прогноза и осуществить комплекс превентивных оздоровительных мероприятий.
110 предложения:
1.Для повышения эффективности работы по комплексной коррекции здоровья девочек-подростков педиатрам и другим врачам-специалистам при составлении-индивидуальных программ оздоровления необходимо учитывать показатели полового развития:
2. При формировании группы риска поретардации полового развития среди девочек-подростков в возрасте 11−12 лет рекомендуется, использовать разработанную прогностическую таблицу:
3. Работу по формированию здорового образа, жизни в семьях девочек-подростков следует проводить с учётом выявленных факторов риска ретардации полового развития.
4. Специалистам-, психолого-педагогической службы припривлечении родителейдевочек-подростков с ретардацией полового развития к совместной работе по коррекции имеющихся нарушений необходимо учитывать особенности межличностных родительско-детских отношений и конструктивно воздействовать на них.
5. Группу девочек-подростков: с ретардациейполового развития надо рассматривать как угрожаемую в отношении: развития дезадаптивных и невротических реакций и проводить в ней превентивные мероприятия, прежде всего, при. повышенной нервно-психической нагрузке и после перенесённых инфекций.
6. Реализация комплекса, медико-социальных, лечебно-профилактических ипсихогигиенических мероприятий среди девочек-подростковдолжна обязательно предусматривать взаимодействие органов и учреждений здравоохранения, воспитания и образования, службы психолого-педагогической помощи, а также других заинтересованных ведомств и общественных организаций.