Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дневники И. А. Бунина в контексте жизни и творчества писателя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сами писатели подсказывают нам, до какой степени важно знать их как людей, со всеми свойственными им человеческими слабостями. Жизнь каждого из них — непрестанное самопознание, повседневный суд над собою. Мы еще не научились читать писательские письма и дневникиизвлекаем из них лишь те или иные фактические сведения о жизни и творчестве авторов. Между тем не меньшую, пожалуй еще большую, ценность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ История публикации и судьба дневников И.А.Бунина
    • 1. Судьба дневников И.А.Бунина
  • §-2.Особенности публикации дневников И. А. Бунина в России и за рубежом
    • 3. И.А.Бунин и литературная форма дневника
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. Типологические связи дневников
  • Елецкого периода и художественных произведений И.А. Бунина
    • 1. Озерский период в дневниках, жизни и творчестве И.А.Бунина
    • 2. Дневники «глотовского периода» -источник художественных произведений, творческая лаборатория писателя
    • 3. Связь дневников и произведений И. А. Бунина с русским устным народным творчеством
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Дневники путешествий и странствий
  • И.А.Бунина
    • 1. Роль путешествий И. А. Бунина по России. Отражение в дневниках и произведениях творческих наблюдений и впечатлений
  • §-2.Бунинская «философия странствий», путешествия на Запад и Восток
  • Формирование мировоззрения и художественного стиля писателя
    • 3. Проблематика и стиль лирико-философских произведений
  • И.А.Бунина

Дневники И. А. Бунина в контексте жизни и творчества писателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема данного диссертационного исследования определяется тенденциями развития современного буниноведения.

В последние десятилетия, ознаменовавшиеся коренными переменами в мире и прежде всего — в России, трудно назвать литературоведа или публициста, который бы обращаясь к жизни и творчеству И. А. Бунина, не ссылался на его дневниковое наследие. Новый всплеск интереса к личности и творчеству писателя обусловлен тем, что запрещенные ранее и недоступные отечественным ученым и читателям дневники И. А. Бунина, оказались своевременными в России, осознающей смыл и значение своей истории, формирующей отношение к прошлому на основе документальных и достоверных литературных источников. К последним с полным основанием можно отнести дневники И. А. Бунина, которые представляют большую художественную ценность для русской и мировой культуры.

В творческой и человеческой индивидуальности великого русского писателя было качество, которое ещё в 1930;х годах точно определил Ф. Степун: «Самая главная, особенная заслуга И. А. Бунина перед мировым искусством есть подлинность, первозданность его таланта, которой в мире становится все меньше. Подлинен тот человек, и прежде всего художник, для которого истина не отвлеченно стоящая над ним идея, а кровь и плоть его духовно-душевно-телесного существа"/д, /л).

И.А.Бунин предельно правдив и искренен в своих дневниках, которые он вел более семи десятилетий. В них предстает великий художник слова, с неподражаемой выразительностью, неповторимой поэтической образностью, высочайшим чувством историзма и, в то же время, с присущей писателю пристрастностью ведущий летопись своей жизни на фоне трех русских революций, общественно-литературной жизни начала XX века, на фоне путешествий на Ближний Восток, на Цейлон, в Северную Африку, в Западную Европу. Дневники И. А. Бунина дают нам полученное «из первых рук» представление не только о цельности мироощущения и эстетических идеалов писателя, но и доносят непрерывный, слитый воедино «восторг и ужас бытия», наполненный постоянными «думами» об уходящей жизни" и непрерывными размышлениями о будущем России.

Дневники И. А. Бунина дают возможность углубить и значительно расширить биографические сведения о писателе, его взглядах на явления общественного, литературного, нравственного, бытового характера. В лаконичных или развернутых дневниковых записях И. А. Бунин размышляет о себе как художнике, о месте художественного творчества и искусства в мире, доверяет дневникам самое сокровенное.

Проведенное исследование дневников писателя, восстановление ряда купюр в их отечественном и зарубежных изданиях, новые архивные материалы, обнаруженные нами в процессе работы, позволят, видимо, развеять некоторые бытующие до сих пор мифы, недостойные памяти великого писателя (например, домыслы об изгнании Бунина-двоечника из Елецкой гимназии по причине неуспеваемости, что не соответствует действительности).

Опубликованные архивные находки, как и тема предпринятого исследования, получили одобрение и поддержку виднейшего отечественного буниноведа А. К. Бабореко, писавшего нам: «Тема отличная. Видимо, дневники наведут Вас на мысль об автобиографичности произведений И.А.Бунина"(письмо от 22 марта.

1996 г.).

Бунин был убежден, что среди различных литературных источников, дающих представление о личности человека, наиболее достоверным, объективным и всеобъемлющим является его дневник. В этом случае, по мнению писателя, «нет ничего лучше дневника», именно в дневнике личность его автора «лучше видно». Свой вывод он обосновывает тем, что «тут жизнь как она есть — всего насовано. Нет ничего лучше дневников — все остальное брехня!». Эти оценки, высказанные нередко в резкой и категоричной бунинской манере, в полной мере могут быть отнесены к дневникам самого И. А. Бунина.

В то же время следует констатировать, что дневниковое наследие писателя изучено фрагментарно и далеко не полно.

Дневники И. А. Бунина интересовали исследователей его жизни и творчества в основном в качестве историографического и фактографического материала.

Обобщая и систематизируя научные работы, публикации о дневниках И. А. Бунина, приходим к выводу, что отечественные и зарубежные исследователи жизни и творчества писателя обращались к дневниковым записям писателя в основном для воссоздания хронологически и фактически выверенной биографии писателя. При совокупности усилий отечественных и зарубежных ученых эта задача успешно решена. Сегодня практически не существует «белых пятен» в биографии И. А. Бунина.

В этом немалая заслуга А. К. Бабореко, В.Н.Муромцевой-Буниной, О. Н. Михайлова, Л. А. Смирновой, Л. К. Долгополова, Ю. М. Мальцева, А. А. Саакянц, Г. П. Климовой, С. В. Красновой, С. А. Сионовой, А. А. Дякиной.

Актуальность выполненного исследования заключается и в том, что ранее дневники И. А. Бунина практически не изучались в литературоведческом аспекте. Впервые осуществлена работа по изучению дневников писателя как целостностного и самостоятельного литературного явления, составляющего важную и значительную часть бунинского наследия.

Рассмотрение дневников И. А. Бунина в контексте его жизни и творчества позволяет также выявить типологические связи между дневниками, жизненными реалиями, в них отраженными, — и художественными произведениями писателя.

Объектом нашего исследования являются дневники И. А. Бунина, опубликованные в России и за рубежом, и художественное творчество писателя.

Предметом изучения в работе стала проблема типологических связей между бунинскими дневниками, реальными жизненными фактами, отраженными на их страницах, и художественными произведениями И. А. Бунина.

Бунинские дневники так обширны и многослойны, связь их с художественными творениями писателя столь глубока и многогранна, что мы должны ограничиться исследованием их определенной части, относящейся, в основном, к периоду 1881−1917 годов.

Цели и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в доказательстве того, что, представляя собой целостное и самостоятельное литературное явление, дневники И. А. Бунина типологически связаны с художественным творчеством писателя, становятся во многих случаях источником его произведений и своеобразной творческой лабораторией, где рождались замыслы бунинских рассказов и повестей. Это повлекло за собой выяснение художественного метода преображения жизненных реалий: событий, человеческих характеров, картин природы, бытовых и исторических явлений, участником и очевидцем которых был писатель, в художественно обобщенные типические образы и обстоятельства.

Концептуально осмысленная проблема типологической соотнесенности дневников и художественных произведений, созданных почти полностью на основе дневниковых записей («Древний человек», «Божье древо», «Я все молчу») или тех рассказов и повестей, которые только «навеяны» какой-то фразой, деталью, воспоминаниями («Худая трава», «Веселый двор», «Будни», «Последнее свидание», «При дороге»), позволило рассмотреть и другую проблему — проблему соотношения «правды» и «вымысла».

Причем, как правило, эта проблема решается на примере дневниковых записей и художественных произведений, которые еще не подвергались детальному анализу в научных исследованиях о жизни и творчестве И. А. Бунина.

Для достижения поставленной цели мы обратились к решению следующих задач:

1. Составить целостностную картину истории публикации дневников И. А. Бунина, проследить их судьбу и особенности издания в России и за рубежом.

2. Определить важнейшие для писателя особенности дневниковой литературы, к которой он проявлял постоянный интерес и внимание.

3. Выявить типологические связи дневников И. А. Бунина, относящихся к периоду пребывания в Ельце и Елецкой округе, с художественной прозой 1910;х годов, а также с произведениями, написанными на основе впечатлений и дневников этого периода позднее, в эмиграции.

4. Показать связь бунинских дневников и художественных произведений с русским народным творчеством, устной речью, выразителем и хранителем которой до последних дней жизни оставался И. А. Бунин.

5. Выяснить, как в дневниках и «путевых поэмах», лирико-философских произведениях И. А. Бунина продолжали формироваться мироощущение, нравственно-эстетические взгляды, неповторимый художественный стиль писателя.

Методологическая основа нашего исследования определяется комплексным подходом, который предполагает использование элементов проблемно-хронологического, сравнительнотипологического и структурного методов литературоведческого исследования. Использованные в исследовании методы позволяют опираться на положения в трудах Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина, В. М. Жирмунского, А. Н. Веселовского, Б. М. Эйхенбаума, а также на исследования по эстетике и психологии творчества В. Г. Белинского, Л. И. Выготского, Д. С. Лихачева, Н. К. Гея, работы современных буниноведов А. К. Бабореко, О. Н. Михайлова, Л. К. Долгополова, Ю. М. Мальцева, А. А. Саакянц, Г. М. Благасовой, О. В. Сливицкой, Л. А. Смирновой, Г. П. Климовой.

В качестве дополнительных источников используются дневники и воспоминания современников писателя: В.Н.Муромцевой-Буниной, А. В. Бахраха, Г. Н. Кузнецовой,.

Г. В.Адамовича, Б. К. Зайцева, И. Г. Одоевцевой, Н. А. Пушешникова.

В необходимых случаях привлекаются архивные материалы и письма.

Научная новизна работы заключается прежде всего в новизне исследуемого материала — дневников И. А. Бунина, которые впервые стали предметом специального научного исследования. Рассмотрение бунинских дневников в контексте литературного творчества писателя позволяет говорить о многообразных типологических связях дневников и художественных произведений И. А. Бунина. В науке эта проблема лишь ставилась, но не была предметом исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит во введении в научный оборот концепции осмысления проблемы типологических связей дневников и художественных произведений И. А. Бунинаона заключается в том, что при внешнем сходстве описанных фактов в бунинской художественной прозе возникают художественно обобщенные, типические характеры и обстоятельства, яркие художественные образы.

Обосновывая важное значение бунинских дневников в литературном процессе Х1Х-ХХ веков, данное исследование дает новый материал для дальнейшего изучения жизни и творчества И. А. Бунина, открывает и вводит в буниноведение ранее не изученные факты, существенно дополняющие историю создания многих художественных произведений писателя.

Практическая значимость исследования: его результаты могут быть использованы при изучении истории русской литературы Х1Х-ХХ веков, в курсе по проблемам дневников русских писателей Х1Х-ХХ веков, при изучении творчества И. А. Бунина в высшей и общеобразовательной школе (особенно в классах с гуманитарным уклоном), при постановке новых проблем в связи с изучением современного литературного процесса.

Работа получила определенную апробацию: ее результаты были заслушаны в качестве докладов на региональных и международных научных конференциях, посвященных жизни и творчеству И. А. Бунина, проходивших в гг. Липецке и Ельце (1995;1999гг.). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры историко-культурного наследия ЕГПИ. Основные положения, результаты исследования и сообщения об архивных находках были опубликованы в журнале «Вопросы литературы» (1998), в Межвузовских сборниках научных трудов (1996, 1998, 1999).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Без системного анализа бунинских дневников, находящихся за рубежом, невозможно со всей полнотой и объективностью понять и оценить творчество И. А. Бунина, литературное наследие писателя.

2. В литературной форме дневника И. А. Бунин находил возможность свободно выражать поэтическое мироощущение, сочетать «правду жизни» и «поэзию» творчества.

3. Проведенный анализ дневников, относящихся к периоду пребывания И. А. Бунина в Ельце и Елецкой округе, художественных произведений, написанных по этим впечатлениям в России и уже в эмиграции, позволяет концептуально осмыслить проблему типологических связей бунинских дневников и художественной прозы писателя.

4. Дневники путешествий и странствий, близкие к ним по жанровой принадлежности «путевые поэмы», лирико-философские произведения соответствуют авторскому стремлению не только «познать душу» стран, но и оставить «по себе чекан души своей», свидетельствуют о процессе формирования неповторимого стиля писателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги исследования «Дневники И. А. Бунина в контексте жизни и творчества писателя» можно сделать вывод, что дневники писателя являются вполне самостоятельным и уникальным литературным явлением. Они не только укрупняют и значительно дополняют представление о личности И. А. Бунинахудожника, но и составляют весомую и неотъемлемую часть бунинского литературного наследия.

Изучение истории публикации бунинских дневников позволяет сделать вывод, что работа по их исследованию далеко не закончена. Без всестороннего и тщательного исследования дневников И. А. Бунина невозможно со всей полнотой и объективностью понять личность и творчество писателя, оценить все многообразие его литературного наследия.

Постоянный и непреходящий интерес И. А. Бунина к литературной форме дневника позволяет говорить о том, что в этом жанре, «ускользающем от канонов и правил», писателя привлекали возможность «смелого экспериментирования, широта, интимное отношение к читателю». Со всей определенностью следует отметить, что И. А. Бунина не смущало «диалектическое противоречие между свободой выражения и несвободой вымысла, ограниченного действительно бывшим». Разрешение этого кажущегося противоречия писатель находит в художественном творчестве.

Дневники И. А. Бунина, особенно периода его жизни в Ельце и Елецкой округе, когда он наиболее регулярно и подробно вел записи, неизгладимые в памяти впечатления стали тем источником, из которого писатель черпал вдохновение и творческие замыслы до конца своих дней.

Анализ дневникового материала показал все многообразие и разноплановость типологических связей между дневниками писателя и его художественными произведениями. На страницы рассказов и повестей из дневников писателя переходят географические названия окрестных сел и деревень, характеристики крестьян, мещан, мелкопоместных дворян, странников, тех людей, среди которых жил писатель. Подмеченные зорким глазом художника детали и природные особенности, фразы, рассказы, духовные стихи и притчи, слышанные И. А. Буниным в Елецком уезде, вводятся в художественную ткань произведений, придавая особый художественно-этетический колорит бунинским творениям.

На основании дневниковых записей можно утверждать об автобиографичности некоторых произведений, которые ранее таковыми не считались, либо автобиографичность которых лишь предполагалась («В поле», «Последнее свидание»).

Сопоставление дневниковых записей и художественных произведений позволяет говорить не только о почти полном соответствии текстов в ряде случаев, но и о принципах типизации, сказывающихся в изменении имён, бытовой и природной среды, в выделении или затенении деталей, черт характеров героев в соответствии с авторским замыслом, творческой задачей.

Надстраивая над реальным дневниковым фактом систему художественных образов, рождаемых творческим воображением и необычайной памятью, писатель создает неповторимые по стилю и выразительности произведения.

Эта особенность бунинского творчества в яркой и совершенствующейся с годами форме проявляется в произведениях, созданных по впечатлениям жизни в Елецком уезде уже в эмиграции. Глубокий интерес к настоящей народной речи, тщательное изучение русского народного творчества, что подтверждают дневниковые записи, позволили писателю создать произведения, поражающие удивительным знанием русской народной речи.

Многочисленные дневниковые записи, сделанные во время путешествий по России, на Запад и Восток, отразили процесс формирования мировоззрения писателя, его знакомство с различными религиями, культурой и традициями посещаемых стран. В художественных произведениях, созданных по впечатлениям от путешествий, писатель сумел раскрыть особенности души и психики не только славянина, но и людей разных национальностей и вероисповедания. Он шел от близкого (т.е. русского) к Вселенскому, всеобщему.

Дневники И. А. Бунина являются элементом всей художественной системы писателя. По своей художественности, искренности, точности и верности суждений, предвидений дневники И. А. Бунина, действительно, «есть нечто вечное».

Академик Д. С. Лихачев утверждал, что культура в целом есть ничто иное как «деятельная память человечества, активно введенная в современность. память активна. она владеет умом и сердцем человека».

Кто я? откуда я пришел? что вижу я? и куда пойду?" — так еще в конце XVIII века начиная свое обширное автобиографическое повествование выходец из священнического звания, чиновник Г. И. Добрынин, и уже сама постановка этих вопросов, заключала в себе своего рода философию мемуарно-биографического жанра, как бы сверхзадачу пишущего дневник или воспоминания, озабоченного тем, чтобы его жизнь не прошла незамеченной для современников и потомков, чтобы оставить след о ней, «продлить о себе память» (278,5).

Как ни вспомнить бунинское знаменитое «Лишь слову жизнь дана» или первую строку «Жизни Арсеньева»: «Вещи и дъла, аще не написаннш бываютъ тмою покрываются и в гробу безпамятства предаются, написаннш же яко одушевленнш» (4,7).

Отечественные ведущие писатели, литературоведы, ученые высказываются об огромной важности дневников, которые наряду с другими мемориальными жанрами закладывают надежный фундамент исторического развития как составляющей части русской духовной культуры.

Они определяют значимость дневника в первую очередь важностью явлений, событий, процессов, деяний, которые нашли отражение в дневнике, весомостью, представительностью автора этого дневника, степенью осведомленности и близости его к описываемомунаконец, правдивостью автора, искренностью его, самой личностью человекасоставителя данных дневниковых записей.

Писатель живет, творя, а творит, живя. На какие бы элементы ни дробилась душа выдающегося писателя, она всегда представляет собою нечто целое, как и весь его жизненный и творческий путь: из каких бы кусочков ни состоял, он сохраняет свою целостность, пускай порой и трагического свойства.

Сами писатели подсказывают нам, до какой степени важно знать их как людей, со всеми свойственными им человеческими слабостями. Жизнь каждого из них — непрестанное самопознание, повседневный суд над собою. Мы еще не научились читать писательские письма и дневникиизвлекаем из них лишь те или иные фактические сведения о жизни и творчестве авторов. Между тем не меньшую, пожалуй еще большую, ценность представляют эти материалы для воссоздания духовного и творческого лица изучаемых нами писателей. Но письма, даже и дневники не всегда пишет писатель с целью познать себя. Дневники Толстого, вне всякого сомнения, являлись для него орудием самопознания и самосовершенствования. Пушкин, по его признанию (другое дело, так это или нет), сжег свой дневник, узнав о восстании декабристов, но по дошедшим до нас отрывкам видно, что перед своим дневником он ставил задачи, мало схожие с задачами, решавшимися Толстым в его дневнике.

Особенность дневников, записок писателя, состоит в том, что личная жизнь писателя, литератора, рассказанная им самим в дневниках, представляет собою важнейший источник его творчества.

Ничто не откроет нам тайны создания шедевра, который именно и покоряет нас непостижимостью его красоты и прелести, но душа человеческая, стремящаяся к постижению прекрасного, нуждается в дополнительных сведениях как об этом прекрасном создании, так и о его создателе.

Лучшие книги, написанные писателями, поэтами, художниками о самих себе, отличают мера и такт при определении связи личного душевного опыта с его творениями.

Разумеется, существуют законы всякого литературного жанра, -размышляет о своеобразии и ценности литературного дневника писатель В.Бурсов. Он приводит высказывание, принадлежащее Л. Н. Толстому, в связи с попыткою дать «Войне и миру» жанровое определение: «Мы, русские, не умеем писать романов, в том смысле, как понимается этот род сочинений в Европе, иными словами, русский роман, не пренебрегая законами жанра, был далек от слепого им подчинения. Роман, говорят, -исследование действительности, но одновременно и души его создателя, сквозь которую пропускается действительность. Русским романистам в особенности это свойственно» (75,74).

Это же самое с полным правом можно говорить об особенностях русского литературного дневника.

Дневники Ивана Алексеевича Бунина, написанные с присущим ему мастерством великого художника, по силе художественного изображения, исторической точности и искренности, можно сказать, не имеют равных среди этой части литературы и занимают, без всякого сомнения, достойное место.

Дневниковое наследие И. А. Бунина вызывает непреходящий интерес современников, так как его свидетельства наполнены не только великолепными художественными картинами природы, жизни, но и мудрыми философскими размышлениями о жизни и великими пророчествами. Мы внимательно и пристрастно вчитываемся в них, так как известно, что история повторяется.

Дневники, особенно дневники мастеров слова, не теряют актуальности никогда. Особенно они бывают востребованы в переломные периоды жизни общества.

Ряд известных писателей, среди которых были Г. Бакланов, К. Ваншенкин, Ю. Крелин, С. Гандловский, А. Битов и другие провели на страницах журнала «Вопросы литературы» «круглый стол» по проблемам литературного дневника (75,3).

Доказывая самостоятельность дневника как особого литературного жанра, видные отечественные литературоведы, писатели, публицисты предлагают не отождествлять и не объединять дневники под общим термином «мемуарная литература», как это делается до сих пор. По их мнению, целесообразнее было бы вести речь не о мемуарной, а о мемориальной литературе, не о мемуарном жанре, а о мемориальных жанрах. В их ценностном диапазоне каждый отдельный жанр взаимосвязан с другими (у Бунина определенная часть дневников — это мемуары), но существует самостоятельно, не в ущерб им и обладает своими специфическими особенностями" , — утверждают они.

Участники дискуссии объяснили новый всплеск интереса к дневниковому творчеству тем, что время от времени человечество меняет способы самовыражения. Какие-то утрачивают насущность, какие-то представляются наиболее насущными. «Сейчас, — пишет, например, С. Гандловский, — время прямого, непосредственного высказывания. В последние годы чрезвычайно возросла в цене реальность, так как мы восемь десятилетий жили в ирреальном мире. Проза жизни, бывшая запретным плодом, стала на какое-то время желанней и поэтичней самой поэзии и вымысла» (75,18).

Большинство из участников дискуссии отмечали, сто дневникижанр очень высокий, сложный, благородный. Многие говорили о том, что приняться за дневники, возможно только обладая духовной зрелостью, «специальной памятью», мужеством рассказать правду о себе.

Всеми этими качествами в огромной степени обладал И. А. Бунин, поэтому его дневники не перестают интересовать и волновать наших современников, а исследователи его творчества пристально вглядываются в страницы бунинских дневников, находя в них ответы на многие загадки времени.

Книга моей жизни". писал Бунин — «Как у всех, моя жизнь есть книга, обреченная на тлен и забвение.

Сказано кем-то, «умершим тридцать веков тому назад». «Книги нашей жизни легко смешать. Неважно имя, которым условились называть меня в моем селении: когда я прохожу по другому селению, все думают только то, что идет человек. И когда я говорю о моей жизни, я непременно.

200 говорю и о твоей. Я не могу не искать сочувствия у тебя в моей боли, грусти или радости. Но ведь и ты не можешь. Подумай же, что это значит!

Это сказано кем-то, умершим тридцать веков тому назад, но чем отличаюсь я от сказавшего это? Умерли люди, написавшие книги о своем земном существовании, но что мне до того? Во все времена и века, с детства до могилы томит каждого из нас неотступное желание говорить о себе — вот бы в слове и хотя бы в малой доле запечатлеть свою жизньи вот первое, что должен я засвидетельствовать о своей жизни: это нерасторжимо связанное с нею и полную глубокого значения потребность выразить и продлить себя на земле." (118,382).

Из потребности «выразить и продлить себя на земле», его томило неотступное желание запечатлеть свою жизнь в слове и достиг великий русский писатель И. А. Бунин столь многого, как мало кто из тех, кто называли себя творцами, поэтами. Значительную и очень важную часть художественного наследия писателя составляют его дневники, являющиеся особым и талантливым продолжением всего творчества И. А. Бунина.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Собрание сочинений: В 6-ти т. ТЛ / Ред. кол.: Ю. Бондарев, О. Михайлов, В. Рынкевич. — М.: Худож. лит., 1987.
  2. И.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. М., 1987.
  3. И.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т.З. М., 1987.
  4. И.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. М., 1988.
  5. И.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т.5. М., 1988.
  6. И.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т.6. М., 1988.
  7. И.А. Собрание сочинений: В 8 т. Т.1./ Вступит, ст. Ф. А. Степуна. М.: Моск. рабочий, 1993.
  8. И.А. Собрание сочинений: В 8 т. Т.З./ Предисл. Ф. А. Степуна и М.Цетлина. -М., 1994.
  9. И.А. Собрание сочинений: В 8 т. Т.5/ Предисл. Г. В. Адамовича, В. Ф. Ходасевича, Б. К. Зайцева М., 1996.
  10. Ю.Бунин И. А. Собрание сочинений: В 9 т. Т.9./ Предисл. А. Т. Твардовского. -М., 1967.
  11. И.Бунин И. А. Собрание сочинений. В 5 т. Т.2./ Сост., подгот. текста и примеч. П.Вячеславова. М., 1958.
  12. И.А. Публицистика 1918 1953 годов./Под общей ред. О. Н. Михайлова — М.: Наследие, 1998. — 640 с.
  13. И.А. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи/Сост., подгот. текста, предисл. и коммент. А. К. Бабореко. М.: Сов. писатель, 1990.
  14. И.А. Окаянные дни. Неизвестный Бунин/Сост., предисл. О.Михайлова. М.: Мол. гвардия, 1991.
  15. Бунин И.А.: «.Сулят золотые горы»: Фрагм. из переписки писателей /1945−1948 гг./ И. А. Бунина и М.Алданова. / Предисл. и публ. А. Чернышова // Журналист. 1995. -№ 11. — С.55−61.
  16. И.А. Н.Я. Рощин: История одной переписки // Вопросы лит. — 1998. -№ 2. — с.303.
  17. Бунин И.А."Записки Вани Бунина". Аля: / Отрывки из дневника 1885 г. и рассказ, написанный по воспоминаниям юности. / Публ. и предисл.
  18. П. Вячеславова. // Смена. 1964. — № 6. — С.27.
  19. И.А. Из дневников. 1916−1917. / Предисл. и примеч. А.Саакянц. // В мире книг. 1973. -№ 7. — С.63.
  20. Дневники Бунина / Публ., вступ. ст. и коммент. А. Бабореко.// Подъем. -1979. -№ 1. -С.113−121.21 .Из переписки Ивана Бунина и архимандрита Киприана // Россияне. 1995. -№ 9/10.-С.22−25.
  21. И.А. и В.Н. Буниных к П.Б. и А. П. Струве / Публ. В. Бойкова // Подъем. 1990. — № 11. — С.214−221.
  22. И.А. Бунина к A.M. Федорову 1920−1934 гг. Публ., вступ. и коммент. А. К. Бабореко //Наше наследие. 1994. — № 32. — С.68.
  23. Письма А. М. Ремизова, И. А. Бунина, М. А. Алданова, Г. В. Адамовича к Роману Гулю: Публ. писем 1929−1961 гг. / Подгот. к печати Г. Поляк. //
  24. Звезда. 1995. — № 2. — С.78−87.
  25. Устами Буниных: Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны Буниных/ Под ред. М. Грин: В 3-х т. Т. 1 Франкфурт-на-Майне, 1977.
  26. Устами Буниных: Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны Буниных/ Под ред. М. Грин: В 3-х т. Т.2 Франкфурт-на-Майне, 1981.
  27. Устами Буниных: Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны Буниных/ Под ред. М. Грин: В 3-х т. Т. З Франкфурт-на-Майне, 1982.32."Этому человеку я верю больше всех на земле": Переписка Бунина и Алданова. // Октябрь. 1996. — № 3. -С. 115−156.
  28. Г. В. Бунин: Воспоминания // Знамя. 1988. — № 4. — С. 178.-191.
  29. Ю.А. Силуэты русских писателей. М., 1917.
  30. В.М. О живом и вечном // Филол. зап. Воронеж, 1995.- Вып. 4. -С.5−15.
  31. Альманах библиофила // Вып. 12. М., 1982.
  32. И.В. А.П. Чехов и И.А. Бунин. Функции подтекста: Дис. .канд. филол. наук. М., 1989.
  33. Г. Юности светлая пора: О работе И. А. Бунина в ред. газ. «Орловский вестник». //Подъем. 1983. — № 6. — С.114−118.
  34. В.Н. И.А. Бунин. Очерк творчества. М.: Просвещение, 1966.
  35. В.Н. От анекдота к сатирическому рассказу: Из творческой лаборатории И. А. Бунина. // Рус. лит. 1967. — № 2. — С. 145.43 .Бабореко А. К. Глагол времен // Бунин И. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. М., 1990. — С.382−413.
  36. A.K. Из переписки И.А. Бунина // Новый мир. 1956. — № 10. -С.197−211.
  37. А. Комментарии к дневнику авг.1917 май 1918. // Бунин И. А. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1988. — С.681−694.
  38. А.К. Осенняя клюква // Новый мир. 1980. — № 1. — С.263−269.
  39. А.К. Поэзия и правда Бунина: Дневники. Воспоминания и письма современников // Подъем. 1980. — № 1. — С. 132−140.
  40. А.К. Гимназические годы И.А.Бунина // Орловская правда. 1958. — 17 июня.
  41. А. Бунин в годы войны / 1943−1944/: К 110-й годовщине со дня рождения И. Бунина//Даугава. 1980. — № 10. — С. 119−122.
  42. А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917. 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1983.
  43. А.К. Окаянные дни «Под серпом и молотом», или Бунин без купюр // Лит. газ. 1993.-25 авг.
  44. А.К. Дороги и звоны: Воспоминания, письма. М.: Моск. рабочий, 1993.
  45. А. Архив Бунина должен быть в России: Сейчас она достойна // Лит. газ. 1997. — 12 февр.
  46. .Н. Как в Россию возвратился архив Бунина // Лит. Россия, 19 окт.- 1990. -С.14.
  47. А. Бунин в халате: По памяти, по записям. Bayvill: Т-во зарубеж. писателей, 1979.
  48. А. Из разговоров с Буниным // Нева. 1993. — № 8. — С.293−308.
  49. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
  50. В.Г. Полное собр. соч. Т. X. М., 1956. — С.316.
  51. А. Начало века. М., 1933.
  52. В.П. Вомперский // Рус. речь.- 1995. № 6. — С.46.
  53. Г. М. И.А. Бунин в оценке русской критики 1910-х годов // Подъем. 1981.-№ 11. — С.133−139.
  54. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и стиля поэтики. Учебн. Пособие к спецкурсу. Москва — Белгород: Изд-во БГУ, 1997. — 162 с.
  55. Т.М. Художественная проза И.А. Бунина /1887−1904/. Владимир, 1962.
  56. . Рабочий дневник. 1938−1955 / Сост., пер. с нем. и примеч. Е. Кацевой // Новый мир. 1976. — № 5. — С.208−238.
  57. .Е. Стилевые особенности прозы И.А. Бунина: Дис. .канд. филол. наук. М., 1972.
  58. Е.А. Раскопки далекой темной старины // Лит. наел. Кн.2. — С.224.
  59. Бунинская Россия. Липецкий край: Лит. худож. изд-е / Ред. Т. П. Климова. -Липецк: Кода, 1995.
  60. Бунинская Русь: К 120-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. -Липецк, 1990.
  61. Бунинские места в городе: Путеводитель/Сост. Т.Г. Кирющенко- ред. В.И. Чекомазова- фотограф В. П. Мясников. Елец, 1994.
  62. Бунинский сборник: Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И. А. Бунина (19−22 окт. 1970 г.) // Орел: Орлов, пединститут, 1974.
  63. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963.
  64. A.A. Проза Ивана Бунина. — М.: Моск. рабочий, 1969.
  65. О.Н. Бунин Иван Алексеевич // Писатели Орловского края. Библиографический словарь. Орел, 1981.
  66. Воспоминания, дневники, частная переписка // Источниковедение истории СССР / Под ред. И. Д. Ковальченко. М., 1981. — Гл. 22. — С.342−358.
  67. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов/ Под общ. ред. П. С. Гуревича: Пер. с англ. М.: Республиика, 1995.
  68. JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.
  69. . Человеческое сердце в индусском и христианском мистицизме. Париж, 1992.
  70. А.И. Собр. Сочинений: В 30 т. М.: Изд-во АН СССР, 1960.-Т. 20.-Кн. 2.- Произведения 1867−1869 годов. Дневниковые записи.
  71. Л.Я. О психологической прозе. JL: Худож. лит., 1977.
  72. Н.В. Записки сумасшедшего. М.: Х^дож. лит., 1985.
  73. JI. И.А. Бунин и Л. Ф. Зуров: История отношений. // Вопросы лит. -1998. № 4. — С.372−376.
  74. А.Е. Три судьбы. Ф. Тютчев, А. Сухово Кобылин, И. Бунин. — Л.: Сов. писатель, 1976.
  75. М. Собрание сочинений. В 30-ти т. Т. 29. М., 1955.
  76. Горьковские чтения. 1958−1959. М.: Изд-во АН СССР, 1961.
  77. А. Проблемы типологии русского реализма // Вопросы лит. 1967. -№ 10.-С.143 — 152.
  78. В.И. Толковый словарь живого русского языка: В 4-х т. Т.1. М., 1956.
  79. С.С. Воспоминания, дневники, частная переписка. // В кн.: Источниковедение истории СССР. М., 1961. С. 254.
  80. Т.В. Документы к биографии И.А. Бунина из архива М. Ф. Хандамирова. // Отеч. арх. 1995. — № 5. — С.72.
  81. Дневники Н. А. Пушешникова. Собрание рукописей К. П. Пушешниковой, Орел, ГАЛМТ, ф.14.
  82. ЮО.Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет. Л.: Сов. писатель, 1958.
  83. Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л.: Сов. писатель, 1981.
  84. Ф.М. Полное собр. Сочинений: В 30 т. Л.: Наука. — 1972. Т.21 Дневник писателя, 1873- Статьи и заметки. 1873−1878.
  85. Ю5.Дякина A.A. И. Бунин и А. Блок. Соотношение творческих индивидуальностей поэтов: Дис. .канд. филол. наук. М., 1992.
  86. Юб.Дякина A.A. Иван Бунин поэт Серебряного века: Монография, Елец: ЕГПИ, 2000. m
  87. В. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. М., 1958.
  88. Ю.Житомирская C.B. Вопросы научного описания рукописных мемуарныхисточников // Археографический ежегодник за 1976 год. М., 1977.111.3аборова Т. Дыхание времени /Елец в творчестве Бунина/ //Красное знамя / 1983. — 1 дек.
  89. Н.В. Концепция мелкопоместной усадьбы в творчестве И.А.Бунина с 1890-х и начала 1910-х годов. Дис. канд. филол. наук, Елец, 1999.
  90. Н.Зверева Л. И. Формирование творческой личности в детские годы по роману И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Межвуз. сб. научн. трудов «И. А. Бунин и русская культура», Елец, 1996.
  91. И.А. Бунин и русская культура: Тезисы межвуз. науч. конференции, посвященной 120-летию со дня рождения И. А. Бунина /20−23 окт. 1990 г./ -Елец, 1990.
  92. И.А. Бунин и русская культура XIX—XX вв.еков: Тезисы междунар. науч. конференции, посвященной 125-летию со дня рождения писателя. /11−14 октября 1995 г./. Воронеж: Квадрат, 1995.
  93. Иван Бунин. /Сб. статей/ Лит. наследство Т.84./ - Кн. 1. Из творческого наследия Бунина. — письма. — М.: Наука, 1973. — АН СССР. Ин-т миров, лит. им. A.M. Горького/.
  94. Иван Бунин /Сб. статей/ Лит. наследство. Т.84/. Кн. 2. Статьи и воспоминания о Бунине. — Сообщения и обзоры. — М.: Наука, 1973.
  95. Ив. Бунин. Вернись на родину, душа.: К 125-летию со дня рождения: Фотоальбом / Спец. фотосъемка В. Широкобокова- Авт. и сост. текста И. Костомарова. Орел, 1995.
  96. Л.А. В поисках выражения «самого главного, самого подлинного, что есть в нас» «счастья жизни». Бунин в работе над рассказами. По материалам русск. архива в г. Лидс (Великобритания) // Рус. лит. — 1996. -№ 3.
  97. И.А. О тьме и просветлении: Кн. худож. критики: Бунин, Ремизов, Шмелев / Авт. послесл. и примеч. В. Молодяков. М.: Скифы, 1991.
  98. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. В 5-ти томах. 13 книг /1976−1989/ Подг. М. А. Зайончковским, с XV до 1917.
  99. Н.М. Сочинения: В 2-х т. Т.1. Автобиография- Письма русского путешественника- Повести / Сост. вступ. ст. и коммент. Г. П. Макагоненко. -Л.: Худож. лит., 1984.
  100. Г. Ю. Творчество И.А. Бунина в контексте религиозно-философских и антропологических идей конца XIX начала XX века: /Концепция человека/: Дис. .канд. филол. наук. — Самара.
  101. В.П. Святой колодец. Трава забвенья. О И. А. Бунине и В. В. Маяковском. М.: Сов. писатель, 1969.
  102. Г. П. Художественный мир И.А.Бунина. // Монография. М., Прометей, 1991.
  103. Г. П. Здесь жил Иван Бунин // История и культура Ельца и елецкого уезда. Вып. 2. Елец, 1994.
  104. Л.И. Сюжетно-композиционная организация рассказов И.А.Бунина 1900−1910-х гг.: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Томск, 1983.
  105. C.B. Идейно-композиционные функции народной поэзии в произведениях И.А. Бунина. // Известия Воронежского гос. пед. ин-та. -Воронеж, 1971, Вып.114.
  106. C.B. День мой догорел, но след мой в мире есть.// «И. А. Бунин и русская культура.: Межвузовский сб. научных трудов -Елец, 1995. С. 166 186.
  107. С. Устами Буниных. Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы. Под ред. Милицы Грин. В 3 т. Т. 1. «Посев». Франкфурт, 1977/ Новый журнал. 1978. — Кн. 131. — С.294−296.
  108. Г. Грасский дневник: Из воспоминаний об И. А. Бунине / Публ. и предисл. А. Бабореко. // Знамя. 1990. -N"4. — С. 168.
  109. В.И. «И храм старины.» (Записки краеведа). Вологда: Информ -издат. центр «Лис», 1995.
  110. Куприна-Иорданская М. К. Годы молодости. М.: Худож. лит., 1996.
  111. Н.М. И. Бунин и его проза (1887 1917). — Тула: Приок. кн. изд-во, 1980.
  112. В. Нужно жить в России!.: О жизни и творчестве И. А. Бунина. // Лит. учеба. 1986. — № 2.
  113. В. «Высоко нес я стяг любви.»: И. А. Бунин: письма, дневники, воспоминания. Новые материалы // Москва. 1986. — № 6.
  114. В. «Кончается мой сон туманный»: Последние годы И. А. Бунина. Новые материалы // Подъем. 1988. — № 1.
  115. В.В. Катастрофа: Ист. Роман:-Об И. А. Бунине. М.: Изд-во «Терра», 1994.
  116. A.M. Автор образ — читатель. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.
  117. К.Н. Записки отшельника. М.: Русская книга, 1992.
  118. Д.С. Прошлое будущему. — Л., 1985.
  119. Лишь слову жизнь дана. / Сост., вступ. ст., примеч. и имен. указ. О. Н. Михайлова. М.: Сов. Россия, 1990.
  120. Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т.1 Статьи по семантике и типологии культуры. — 479 с.
  121. Э. К. Роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: Дис. .канд. филол. наук. Л., 1974.
  122. Ю. Феноменологический роману Главы из кн. «Иван Бунин. 18 701 953». // Грани 1995. — № 175.
  123. Ю.В. Иван Бунин. 1870−1953. Франкфурт-на-Майне — Москва: -Посев, 1994.
  124. Материалы государственного архива Липецкой области. Ф119, Д16 «Историческая книга воспитанников Елецкой мужской гимназии».
  125. Материалы международной научной конференции, посвященной 600-летию спасения Руси от Тамерлана и 125-летию со дня рождения И. А. Бунина. Елец, 1995.
  126. О.Н. Строгий талант- Иван Бунин, жизнь, судьба, творчество. — М.: Современник, 1976.
  127. О. И.А. Бунин: жизнь и творчество. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1987.
  128. Мопассан Ги де. Полное собр. сочинений. В 12 т. Т.7. М.: Правда, 1958.
  129. М. И.А. Бунин в переписке близких // Сиб. огни. 1990. — № 12.
  130. Музей И. С. Тургенева. Ф.14, инв.№ 7456, 9078, 9075, 9079. (Записи за 1911 -1930 гг.)-Орел, 1979.
  131. Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина, 1870 1906- Беседы с памятью/ Сост., предисл. и примеч. А. К. Бабореко — М.: Сов. писатель, 1989.
  132. На родной земле. Лит.-худож. сборник. Орел, 1958.
  133. В.В. Чудесный призрак: Бунин художник. — Минск: Полымя, 1990.
  134. М. Нужна ли нам типология? // Вопросы лит. 1957. — № 9.
  135. H.A. Образное слово И.А. Бунина // Рус. яз. в шк. 1990. — № 4.
  136. А. «Талантливейший художник русский.»: К 100-летию со дня рождения И. Бунина // Нева. 1970. — № 10/11.
  137. А.И. К характеристике автобиографической прозы русского зарубежья: И. А. Бунин, М. Осоргин, В. Набоков. // Рус. лит. 1993. — № 3.
  138. В.М. Под небом Суходола. Липецк, 1995. — 199с.
  139. В.М. На перекрестке двух дорог. Липецк, 1996.
  140. Писатели Липецкого края: Библиографический указатель. Вып.1 /Сост. A.C. Курков и Л. Т. Куликова. Воронеж, 1986.
  141. Письма А. К. Бабореко. Частный архив Крюковой Н. Г., 1997−1998.
  142. М.М. Собр. сочинений. В 8-ми т. М.: Худож. лит., 1982. Т. 8: Дневники, 1905−1954. — 1986.
  143. В.В. Опавшие листья / Сост., вступ. ст., А. Гулыга. М.: Современник, 1992.
  144. Р. Неизвестные страницы: Из книги «Путешествие в духовный мир" — Из книги «Воспоминания и отрывки из дневника» // Иностр. лит. -1959.-№ 10.
  145. Ф. Город Бунина // Подъем. 1970. — № 5.
  146. A.A. Проза позднего Бунина /Вступ. ст./ // И. А. Бунин Жизнь Арсеньева. Повести и рассказы. М.: Правда, 1989.
  147. А. Легкое дыхание темных аллей: Воспоминания бывш. секретаря И. А. Бунина. // Российские вести, 1995. — 12 окт.
  148. С.А., Меренкова С. Б. «В те дни я жил в ином очаровании.» // Межвуз. сб. научн. тр. «И. А. Бунин и русская культура», Елец, 1996.
  149. О.В. ПрозаИ.А. Бунина 1914−1917 гг.: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Харьков, 1970.
  150. O.B. О природе бунинской «внешней изобразительности» // Рус. лит. 1994.-№ 1.
  151. Смирнов-Сокольский Н. П. Последняя находка: Публикация выдержек из тетради записей И. А. Бунина, датированная 2 авг. 1917 г. по май 1918 г./ Подгот. к печати С. П. Близниковская. // Новый мир. 1965. — № 10.
  152. JI.A. Иван Алексеевич Бунин- Жизнь и творчество: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  153. B.C. Избранное. М.: Сов. Россия, 1990.
  154. О.В. О нравственно философских взглядах И.А. Бунина // Рус. лит. — 1984. — № 4.
  155. P.C. Деревня в изображении Бунина и традиции JI. Толстого // Вестник МГУ. 1969. — № 3.
  156. Стендаль. Собрание сочинений. В 15-ти т. М., 1959. Т. 14: Дневники / Примеч. Б. Реизова.
  157. H.A. Православие и культура. Париж. — Христианское издательство.- 1992.
  158. А.Г. Русская мемуаристика XVIII первой половины XIX в. -М.: Наука, 1991.
  159. Л.Н. Полное собрание сочинений Репринт, воспроизведение изд. 1928−1958 гг. — М.: Терра, 1992.
  160. Т. 90: Произведения, дневники, письма, 1835−1910.-1992.
  161. .А. Летопись души: О «Дневниках» Л. Н. Толстого // Кодры. -1986. -№ 9. -С.143−148.
  162. В.Ф. Колеблемый треножник. С.: Сов. писатель, 1991. 208. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30-ти т. — М.: Наука, 1974.
Заполнить форму текущей работой