Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обеспечение экономической безопасности национального хозяйства России: регулирование деятельности естественных монополий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделены этапы трансформации государственного регулирования деятельности естественных монополий в современной России (в 8 соответствии с изменением его институциональной основы, определяющей принципы и подходы к его реализации): этап становления (1992;1995 гг.) — этап институционального оформления (1995;2003 гг.) — этап развития (2003 г. по настоящее время). Определены пробелы в государственном… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
    • 1. 1. Экономическая безопасность страны: теоретические концепции и практические подходы
    • 1. 2. Роль и место естественных монополий в обеспечении экономической безопасности России
    • 1. 3. Факторы, определяющие уровень угроз экономической безопасности в реальном секторе экономики
  • ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ КАК УСЛОВИЕ СНИЖЕНИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 2. 1. Эволюция государственного регулирования деятельности естественных монополий
    • 2. 2. Современная ценовая политика естественных монополий как угроза экономической безопасности государства
    • 2. 3. Направления совершенствования государственного регулирования деятельности естественных монополий в контексте обеспечения экономической безопасности страны

Обеспечение экономической безопасности национального хозяйства России: регулирование деятельности естественных монополий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Рост угроз экономической безопасности национального хозяйства современной России в значительной степени является результатом диспропорций в реальном секторе экономики, одной из ключевых причин которых служит ценовая политика естественных монополий и общий характер их деятельности.

Именно естественные монополии (как ключевой элемент инфраструктуры национальной экономики) и их политика в сфере ценообразования во многом предопределяют конкурентоспособность российской продукции на внутреннем и международном рынке. Неконтролируемый рост тарифов на услуги естественномонопольных отраслей и предприятий влечет за собой не только социальные последствия, но и препятствует развитию производственных предприятий, их модернизации, что приводит к негативным последствиям и для самих монополистических структур.

Так, по данным Института комплексных стратегических исследований, уровень расходов населения на энергоресурсы (газ, электричество и тепло) в России остается одним из самых высоких в мире, составляя 4,2% от уровня располагаемого дохода, причем к 2013 г., по прогнозам Global Market Information Database, этот показатель вырастет и составит 4,6%, в то время как в большинстве других стран ожидается его сокращение1.

Кроме того, переход к рыночным ценам на энергоносители может привести к значительному увеличению нагрузки на отдельные отрасли и сферы деятельности в экономике страны.

Институт комплексных стратегических исследований. Аналитическая серия ИКСИ. Выпуск 30(58) 17 ноября 2010 г. // www.icss.ac.ru/.

Другой актуальной проблемой при рассмотрении деятельности естественных монополий выступает общий износ основных фондов, которыйтакже несет в себе дополнительные угрозы экономической безопасности страны, снижает ее конкурентоспособность на мировых рынках.

В связи с этим предпринятое исследование проблем формирования институциональных условий и ограничений для построения сбалансированной ценовой политики естественных монополий и совершенствования государственного регулирования их деятельности в целом в современных I российских условиях, имеет актуальный, насущный характер в контексте решения задачи обеспечения экономической безопасности страны.

Степень разработанности проблемы.

В экономической науке проблеме обеспечения экономической безопасности национального хозяйства посвящено значительное число работ.

Теоретические и прикладные аспекты проблемы экономической безопасности анализируются в трудах как зарубежных (У. Альбрехта, А.

Вестинга, Дж. Голдена, П. Десуза, В. Кейбла, Э. Ласло, А. Маслоу, X. Молл а,.

Л. Олви, Т. Уоткинса, Ст. Фланагана и др.), так и отечественных исследователей (С.А. Афонцева, И. Я. Богданова, Е. Н Борисенко, Н.П.

Ващекина, A.B. Возженикова, М. И. Дзлиева, B.C. Загашвили, A.B. Колосова,.

C.B. Лекарев’а, B.C. Панькова, A.A. Прохожева, H.A. Савинской, В.К.

Сенчагова, А. П. Судоплатова, А. Г. Шаваева и др.).

Основы теории естественной монополии заложены в работах У.

Баумоля, Дж. Бонбрайта, Р. Вилига, X. Демсетца, П. Джоскоу, Р. Коуза, Р.

Познера, Дж. Саттона, Дж. Стиглера, Г. Таллока, Ж. Тироля, О. Уильямсона,.

Г. Хотеллинга, В. Шепарда и др.

Отечественные исследователи также анализируют вопросы развития естественных монополий в современных условиях, а также проблемы их 4 реформирования, занимаются поиском путей развития конкурентных отношений в естественномонопольных отраслях, среди них можно выделить:

A.A. Арбатова, С. Б. Авдашеву, А. Е. Городецкого, P.A. Кокорева, Е. И. Королькову, В. М. Курейчика, В. Н. Лившица, Е. В. Малинниковой,.

B.И. Моргунова, И. Г. Окрепилову, Ю. Г. Павленко, Ю. А. Плакитина, Н. М. Розанову, Ю. З. Саакяна, А. Е. Шастико и др.

Следует отметить, что в работах упомянутых авторов достаточно полно раскрыты многие аспекты проблемы обеспечения экономической безопасности страны, тем не менее, дополнительного исследования требуют вопросы снижения угроз экономической безопасности именно в реальном секторе экономике, основу которого в современной России формируют во многом именно естественные монополии.

Стремление автора восполнить указанные пробелы в решении вопросов обеспечения экономической безопасности в реальном секторе российской экономики с позиции совершенствования государственного регулирования тарифно-ценовой политики естественных монополий предопределили цель исследования и его задачи.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационной работы является раскрытие сущности экономической безопасности национального хозяйства с позиции уточнения роли естественных монополий в ее обеспечении и разработке соответствующих положений по совершенствованию механизмов государственного регулирования деятельности естественных монополий.

Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих конкретных задач:

1. уточнить сущность экономической безопасности страны на основе обобщения и систематизации основных теоретических концепций и практических подходов к исследованию данной категории- 5.

2. раскрыть характер влияния деятельности естественных монополий на обеспечение экономической безопасности;

3. выделить факторы, способствующие повышению угроз экономической безопасности в современной России;

4. исследовать эволюцию государственного регулирования деятельности естественных монополий в России и выделить ее этапы;

5. обосновать что ценовая политика естественных монополий в современной России оказывает дисбалансирующее влияние на развитие реального сектора экономики;

6. определить направления совершенствования государственного регулирования деятельности естественных монополий в контексте обеспечения экономической безопасности страны.

Предметом диссертационного исследования является система управленческих решений, составляющих основу государственного регулирования деятельности естественных монополий в контексте обеспечения экономической безопасности страны.

Объектом исследования является процесс обеспечения экономической безопасности национального хозяйства.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в сфере разработки проблем экономической безопасности, а также изучения влияния на нее деятельности естественных монополий, монографии, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций по данной проблематике.

Информационную базу исследования составили аналитические и методические материалы, экспертные оценки деятельности естественных монополий и уровня угроз экономической безопасности в современной России, исследования международных организаций, данные Федеральной службы государственной статистики РФ и материалы сети Интернет.

В основу диссертационного исследования положено применение системного и междисциплинарного подходов к изучению явлений и процессов российской экономики. В работе применялись общенаучные и специальные методы исследования, такие как: методы индукции и дедукции анализа и синтеза, научного абстрагирования.

Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 12. Экономическая безопасность (12.1. Теория экономической безопасности (категория, методология, методы, механизмы и инструменты- 12.24. Организационно-методологические и методические аспекты обеспечения экономической безопасности) специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством Паспорта специальностей ВАК РФ.

Информационно-эмпирическую основу исследования формируют материалы научно-практических конференций, статьи в периодической печати, информационные источники, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, аналитические и методические материалы, экспертные оценки, представленные в сети Интернет.

Нормативно-правовая база диссертационной работы представлена федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами Российской Федерации, международными соглашениями.

Научная новизна исследования состоит в уточнении роли естественных монополий как ключевого элемента экономической безопасности страны и теоретико-методическом обосновании 7 необходимости совершенствования государственного регулирования их деятельности и разработке соответствующих направлений его осуществления.

1. Уточнена сущность экономической безопасности как двухуровневой системы, в которой составляющие первого уровня (способность экономики функционировать в режиме интенсивного типа расширенного воспроизводстваоптимальная отраслевая структура национального хозяйстваэффективные межрегиональные отношенияразвитая производственная, финансово-кредитная и социальная инфраструктураприемлемые условия для жизни и развития личности) находятся в непосредственной зависимости от результатов деятельности естественных монополий (как производителя социально-значимых продуктов и услуг, а также ключевого звена инфраструктурного обеспечения жизнедеятельности страны) и формируют экономический базис для обеспечения элементов второго уровня (экономическая независимостьстабильность и устойчивость национальной экономикиспособность к саморазвитию и прогрессу), которые и выступают ее интегральным проявлением.

2. Обосновано, что в современных условиях формирование угроз экономической безопасности, обусловленных деятельностью естественных монополий, носит индуцированный дуалистический характер. То есть, ценовая политика естественных монополий, выступающая результатом несовершенства институциональных условий сложившихся в российской экономике, создает в свою очередь угрозы жизнедеятельности и развитию самих монополий, такие как: недостатки антимонопольной политики, избыточное регулирование, неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках, большие объемы дебиторской задолженности в сочетании с высокими налогами, износ производственных мощностей.

3. Выделены этапы трансформации государственного регулирования деятельности естественных монополий в современной России (в 8 соответствии с изменением его институциональной основы, определяющей принципы и подходы к его реализации): этап становления (1992;1995 гг.) — этап институционального оформления (1995;2003 гг.) — этап развития (2003 г. по настоящее время). Определены пробелы в государственном регулировании (на начальном этапе реформирование осуществлялось в рамках общей структурной политики государства без учета особенностей производственной деятельности естественно-монопольных отраслейбесконтрольное перераспределение собственности и энергосырьевая направленность экономики на втором этапеопережающий рост тарифов на третьем), которые повлекли за собой несоответствие структур естественных монополий и системы их государственного регулирования достигнутой степени развития рыночных отношений и условий интеграции в мировое экономическое пространство, что требует от государства трансформации регулирования в разрезе приведения деятельности естественных монополий в соответствие задачам обеспечения экономической безопасности страны.

4. Обосновано, что реализуемая на современном этапе ценовая политика естественных монополий оказывает негативное влияние на деятельность предприятий реального сектора экономики, последствием которого является сокращение объемов производства, увеличение дебиторской задолженности, опережающий рост инфляции, что служит препятствием на пути экономического роста страны, как приоритета в обеспечении ее экономической безопасности. Разработана оценочная матрица сбалансированности государственного регулирования деятельности естественных монополий, выступающая целевым ориентиром совершенствования государственного регулирования деятельности естественных монополий.

5. Определены приоритеты государственного регулирования деятельности естественных монополий, реализация которых будет способствовать его соответствию задаче обеспечения экономической 9 безопасности страны (модернизация экономики, конкурентоспособность на мировом рынке, экономический рост, положительный социальный эффект) — выделены соответствующие направления его совершенствования (институциональные, структурные, технологические).

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в углублении представлений об экономической безопасности национального хозяйства в контексте определения роли и места естественных монополий в ее. обеспечении, а также в разработке направлений совершенствования государственного регулирования деятельности естественных монополий в рамках решения задач оптимизации их влияния на развитие производства и преодоления социальных проблем.

Самостоятельное практическое значение имеют разработанные рекомендации по совершенствованию государственного регулирования деятельности естественных монополий, которые могут послужить основой для дальнейших прикладных разработок в данной области и могут быть использованы федеральными и региональными органами государственной власти при разработке комплекса экономико-организационных мер направленных на обеспечение экономической безопасности.

Теоретические положения, сформулированные в диссертации, могут быть применены в учебном процессе и преподавании курсов «Государственное регулирование экономики», «Макроэкономика», «Экономическая безопасность».

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на заседаниях кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина,.

10 также изложены в научных сообщениях, получили положительную оценку на конференциях и были опубликованы в научных работахиспользованы в ходе преподавательской и практической деятельности:

• в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина;

• Администрации Тамбовской области (при формировании системы организационных и экономических мер, направленных на регулирование деятельности естественных монополий в регионе в контексте снижения угроз экономической безопасности).

Публикации по теме диссертации. По результатам диссертационного исследования автором опубликовано 8 научных работ общим объемом 4,5 п. л. (авторский объем — 4,1 п. л.), в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ (общий объем — 1,7 п. л., авторский объем — 1,3 п. л.).

Структура и объем диссертационной работы были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Работа построена по проблемно-тематическому принципу и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы.

Заключение

.

Таким образом, на основании результатов диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Уточнена сущность экономической безопасности национального хозяйства в контексте выделения роли и места естественных монополий в ее обеспечении.

Экономическая безопасность государства как элемент национальной безопасности страны представляет собой сложную и многоплановую систему элементов и отношений. В общем виде, экономическая безопасность и на микрои макроуровнях рассматривается как основная качественная характеристика экономической системы, характеризующая ее способность поддерживать оптимальные условия жизнедеятельности.

Таким образом, экономическая безопасность, является структурным элементом системы национальной безопасности, вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание, социального мира в обществе и защита от экологических бедствий. При этом, экономическая безопасность также представляет собой сложную систему, в которой экономическая независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу базируются на способности экономики функционировать в режиме интенсивного типа расширенного воспроизводствана построении оптимальной отраслевой структуры национального хозяйствана эффективных межрегиональных отношенияхна развитой производственной, финансово-кредитной и социальной инфраструктурена обеспечении приемлемых условий для жизни и развития личности.

В диссертационном исследовании под экономической безопасностью понимается двухуровневая система, в которой составляющие первого уровня способность экономики функционировать в режиме интенсивного типа.

128 расширенного воспроизводстваоптимальная отраслевая структура национального хозяйстваэффективные межрегиональные отношенияразвитая производственная, финансово-кредитная и социальная инфраструктураприемлемые условия для жизни и развития личности) находятся в непосредственной зависимости от результатов деятельности естественных монополий (как производителя социально-значимых продуктов и услуг, а также ключевого звена инфраструктурного обеспечения жизнедеятельности страны) и формируют экономический базис для обеспечения элементов второго уровня (экономическая независимостьстабильность и устойчивость национальной экономикиспособность к саморазвитию и прогрессу), которые и выступают ее интегральным проявлением.

2. Определен взаимообусловленный характер угроз жизнедеятельности естественных монополий и вызванных их функционированием угроз экономической безопасности страны.

Естественные монополии вынужденные действовать в неблагоприятных институциональных условиях не могут привлечь необходимые инвестиционные ресурсы для сохранения и воспроизводства основного капиталас другой стороны потребители их продукции считают повышение тарифов неоправданным, препятствующими развитию и модернизации их производства.

Фактическая роль естественных монополий в обеспечении экономической безопасности страны в последние десятилетия не поддается однозначной оценке: с одной стороны, очевидна большая социальная и экономическая нагрузка на эти отрасли и их вклад в общую экономическую ситуацию посредством централизованного бюджетного перераспределения доходовс другой стороны реализация ценовой политики, ориентированной на повышение внутренних цен до уровня цен мирового рынка, формирует серьезные ограничения для развития промышленности и для экономического роста в целом.

То есть, формирование угроз экономической безопасности, обусловленных деятельностью естественных монополий, • носит индуцированный дуалистический характер. Это проявляется в том, что ценовая политика естественных монополий, выступающая результатом несовершенства институциональных условий сложившихся в российской экономике, создает в свою очередь угрозы жизнедеятельности и развитию самих монополий, такие как: недостатки антимонопольной политики, избыточное регулирование, неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках, большие объемы дебиторской задолженности в сочетании с высокими налогами, износ производственных мощностей.

3. Выделены этапы трансформации подходов ' и принципов государственного регулирования деятельности естественных монополий.

Проводимые сегодня в нашей стране реформы естественных монополий во многом основаны на успешном международном опыте реструктуризации и развитии рынков электроэнергии, газа и железнодорожных перевозок. Однако, в стране отсутствует необходимая законодательная база, опыт экономического регулирования, кроме того, для России характерны большие размеры монополистических образований и «непрозрачность» их производственно-хозяйственной деятельности, что также накладывает определенные ограничения на процессы регулирования их деятельности.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий в современной России прошло несколько этапов:

1. Первый этап (этап становления, 1992;1995 гг.) формирования подходов к государственному регулированию деятельности естественных монополий пришелся на период демонтажа планово-распределительной иерархии и становления ключевых институтов рыночной экономики свободных цен, частной собственности, открытой экономики).

Государственное регулирование деятельности естественных монополий преимущественно было направленно на их кардинальную трансформацию, его реализация осуществляласьна базе общей структурной политики государства, причем особенности производственной деятельности естественно-монопольных отраслей и их роль в обеспечении экономической безопасности страны фактически не учитывались.

2. Второй этап (этап-институционального оформления, 1995;2003 гг.) связан с принятием закона «О естественных монополиях"119.

На втором этапе был сформирован единый вектор реформирования естественных монополий, в соответствии с их рассмотрением как инфраструктурных отраслей экономики. Основными успехами правительства в реформировании отраслей естественных монополий стали снижение тарифов на энергию для промышленных предприятий (в 1997 г. — на 13%, в 1998 г. — еще на 25%) и принятие плана создания конкурентной среды на рынке электроэнергии.

Однако, реализация второго этапа повлекла за собой беспорядочное распределение собственности и власти с концентрацией их на одном полюсе и росте бедности на другомразвитие экономической организованной преступности и силового предпринимательстварост коррупции и теневой экономики. Кроме того, именно на втором этапе, определилась энергосырьевая направленность российской экономики.

3. Третий этап (этап развития, начиная с 2003 г. по настоящее время), начало которому было положено принятием пакета федеральных законов, регламентирующих преобразования в отрасли.

В ходе проведения третьего этапа государственного регулирования деятельности естественных монополий удалось достичь значительных положительных сдвигов, в том числе: легитимизация собственности с целью привлечения иностранных инвестиций;

119 Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08. 1995 г. URL: http://base.consultant ru.

131 стремление предприятий естественных монополий к прозрачности и завоеванию репутацииснижение уровня теневой экономики в стране.

Таким образом, обобщая вышесказанное, государственное регулирование отраслей естественных монополий на современном этапе ориентировано на: уменьшение степени государственного регулирования деятельности естественных монополий, благодаря применению государственно-частного партнерствавыделение монопольного ядра и структурных составляющих, осуществляющих свою деятельность в соответствии с правилами рынка.

Совершенствование государственного* регулирования деятельности естественных монополий требует, прежде всего, согласования интересов трех основных движущих сил: самих монополий, совмещающих в себе как естественно-монопольную сферу (инфраструктуру), так и потенциально конкурентные виды деятельностинезависимых от монополий производителей, для реализации товаров и услуг которых необходима инфраструктура монополий и инвесторыпромышленных потребителей указанных товаров и услуг.

4. Обосновано, что результатом реализуемой на современном этапе ценовой политики естественных монополий выступает дисбаланс в реальном секторе экономики.

Рост цен и тарифов на продукцию российских естественных монополий ведет к росту нагрузки на сферу производства, а в условиях кризиса это может привести к остановке предприятий, падению объемов промышленного производства, к усилению социальной нестабильности.

Динамика финансовых результатов деятельности предприятий определялась, с одной стороны, падением промышленного производства, с.

132 другой — повышением цен производителей, главным образом в добыче полезных ископаемых и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. За январь-апрель 2009 г. индекс промышленного производства сократился на 14,9% к соответствующему периоду предыдущего года, в то время как цены производителей промышленных товаров выросли на 7%. В результате разнонаправленного действия этих факторов усилились структурные сдвиги в распределении доходов по видам деятельности.

При определении принципов государственного регулирования деятельности естественных монополий необходимо учитывать как интересы самих монополистов, так и основных потребителей, в том числе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также возможность адаптации экономики к принятой ценовой динамике отраслей естественных монополий, с учетом уровня жизни населения.

5. Определены направления совершенствования государственного регулирования деятельности естественных монополий в контексте обеспечения экономической безопасности страны.

Реформы естественных монополий должны стать составной частью общей стратегии социально-экономического развития страны, а, следовательно, основными приоритетами государственного регулирования деятельности естественных монополий, следование которым будет способствовать его соответствию задаче обеспечения экономической безопасности страны должны стать модернизация экономики, конкурентоспособность на мировом рынке, экономический рост, а также достижение положительного социального эффекта.

Современная отечественная экономика требует от естественных монополий адаптации к новым условиям, в целях их успешного функционирования. В результате от стратегии преобразований естественных монополий в эффективно действующую хозяйственную структуру, во многом.

133 зависит дальнейшее экономическое развитие страны. Данные отрасли могут являться не только «точками функционального роста», обеспечивающими прирост производимой и реализуемой продукции, но и «точками институционального роста», то есть источниками поддержки и распространения позитивных экономических институтов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Выступление на круглом столе Совета Федерации // Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период. М., 1999. Вып. 8.
  2. Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. 1993.
  3. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  4. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики И Вопросы экономики. 1997. № 6.
  5. С., Шаститко А. Модернизация антимонопольной политики в России // Вопросы экономики. 2005. № 5.
  6. Авдашева С, Шаститко А. Запрет на установление монопольно высокой цены: экономические основания, варианты и новации антимонопольного законодательства // Экономическая политика. 2009. № 2.
  7. Авдашева С, Шаститко А. Новое антимонопольное законодательство: результат стратегического взаимодействия? // Экономическая политика. 2007. № 3.
  8. С., Шаститко А. Экономика уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2010. № 1.
  9. Авдашева С, Шаститко А. Уголовное преследование за нарушение антимонопольного законодательства: возможности и риски // Экономическая политика. 2009. № 5.
  10. К. Доклад на саммите тысячелетия в ООН '// Международная жизнь. 2000. № 10.11 .Аннан К. Ощущается странного рода примирение с угрозами //
  11. Международная жизнь. 2001. № 3.135
  12. Аргументы и факты. 2003. № 43.
  13. С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10.
  14. А.Н. Электроэнергетика: возможности реформирования естественной монополии // Экономический Вестник Ростовского государственного университета. 2005. Том 3. № 4.
  15. В.А. Структуры управления и рыночные отношения в электроэнергетике // Электричество. 2000. № 1.
  16. М. Экономическая безопасность наукоемких производств // Вопросы экономики. 1999. № 9.
  17. И.Я. Экономическая безопасность России: Теория и практика. М., 2001.
  18. Е., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  19. С.М., Дорошенко Ю. А., Клепиков Ю. Н. Издержки монополиста // Российское предпринимательство. 2002. № 9.
  20. В. Государственно-частное партнерство как альтернатива приватизации в инфраструктурном комплексе // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 2.
  21. В.В., Карякин A.M., Рясин В. И. Роль электроэнергетики в обеспечении экономической безопасности страны // Вестник ИГЭУ. 2005. Вып. 2.
  22. Вестник Русского экономического общества. 16 декабря 2002 г. // http: www.finansy.ru21 .Вильсон Дм., Цапелик В. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования // Вопросы экономики. 1995. № 11.
  23. A.B. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М.: РАГС, 2002.
  24. А.Ю. Энергетическая стратегия России. Финансовый контроль, 2004.
  25. А.И. Проблемы реформирования естественных монополий // Фундаментальные исследования. 2006. № 4.
  26. Ъ.Глазьев С. Ю. О стратегии экономического развития России. Вопросы экономики. 2007. № 5.
  27. А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. 2000. № 1.
  28. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. Под общ. Ред. С. С. Сулакшина. В 5 т. Т. И. М.: Научный эксперт, 2008.
  29. П., Ильин И. Экономическая безопасность страны: принципы анализа состояния и противодействия угрозам // Экономическая наукасовременной России. 2005. № 3.137
  30. Ъ1 .Гурвич Е. Макроэкономическая политика в послекризисный период. Стратегии социально-экономического развития России: влиянии кризиса. Ч. 1. Под ред. И. Ю. Юнгенса. М., 2009.
  31. О. Какими быть естественным монополиям // Экономика России: XXI век. 2004. № 11.39., Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики. 2006. № 1.
  32. В. Экономическая безопасность России. — М.: «Гардарика», «Юристъ», 1997.
  33. Ю.Е. Влияние перекрестного субсидирования па ценообразование в естественных монополиях // Горныйинформационно-аналитический бюллетень. 2006. № 4.138
  34. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10.
  35. A.A. Концепция реструктуризации естественных монополий посредством превентивного управления // ГОУВПО «Государственный университет управления». Вестник университета. Социология и управление персоналом. № 5 (31). Москва. 2007.
  36. P.M. Функции государства в системе экономической безопасности хозяйствующих субъектов / Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Экономика и управление». 2006. № 1.
  37. Т.В. Место и роль монополии в переходной экономике // Тезисы докладов научно-методической конференции преподавателей вузов г. Красноярска. Красноярск: Красноярский государственный университет, 1996.
  38. Коммерсантъ. 2003. 11 сентября.
  39. Комсомольская правда. 2002. 17 сент. С. 9.
  40. Н.П., Кононков П. Ф. Естественная монополия как объект государственной собственности. // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2008. № 6.54.Комишкин
  41. Концепция национальной безопасности Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.scrf.RQV.rU/documents/l html
  42. А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. Изд. 2-е. М.: КомКнига, 2010.
  43. В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила. М.: Фонд «За экономическую грамотность». М., 2003. С.
  44. . Филимон Т., Жгенти В. Российско-европейский диалог по вопросам энергетики и энергетическая стратегия России — определяющая роль энергосбережения // Теплоэнергетика. 2004. № 7.
  45. О.Г. Черные дыры в российском законодательстве // 2010. № 4.
  46. Э. Рождение слова — науки — эпохи // Полис. 1993. № 2.61 .Масенков В. Естественные монополии: быть или не быть? // Рынок ценных бумаг. 1997. № 8.
  47. Д. Дынкин А. Антимонопольная политика и инвестиционный климат в России // Экономические стратегии. 2003. № 3:
  48. Моляков AJO. Проблемы реформирования естественных монополий. Изд-во ООО «МАКС Пресс». М., 2008.
  49. А. Ценовое регулирование естественных монополий // Вопросы экономики. 1998. № 4.
  50. Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1997. Т. 1.
  51. В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие // Вопросы экономики. 2003. № 9.
  52. Т.А. Эволюция теории естественной монополии // Вестник ТГУ. Вып. 2 (70), 2009.6%.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2006.
  53. Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г.
  54. Организация и управление социально-экономическими системами: Монография / Под общ. ред. проф. Н. И. Лыгиной. Книга 2. СПб: ИНФО-ДА, 2007.7Х.Паньков В. Экономическая безопасность // Интерлик. 1992. № 3.
  55. Платон. Государство. Законы. Политика. М.: Мысль, 1998.
  56. Е.В., Шварева Н. В., Галшюв Д. И. Результаты оценки компромиссной траектории изменения тарифов естественных монополий и анализ их влияния на отрасли промышленности в среднесрочной перспективе. Ч. 2.
  57. Политическая экономика: Монография. Под науч. ред. В. Ю. Юрьева. Кн. 3. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009.
  58. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» (с последующими изменениями). СЗ РФ от 2 августа 2004 г. № 31.
  59. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 793 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке пр е дпри ним ател ьства».
  60. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября1995 г. № 997 «О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию естественных монополий».
  61. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1564 «Вопросы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства».
  62. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля1996 г. № 140 «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) напродукцию (услуги) естественных монополий».141
  63. Я.Ю. Проблемы и направления государственного регулирования деятельности монополистических образований в современной России // Социально-экономические явления и процессы. Социально-экономические явления и процессы. Вып. 2. 2010.
  64. Я.Ю. Реструктуризация естественных монополий как инструмент оптимизации их деятельности // Социально-экономические явления и процессы. 2010. Вып. 6. С. 154.
  65. Я.Ю. Российские естественные монополии в условиях глобального экономического кризиса: проблемы и перспективы // Социально-экономические явления и процессы. Вып. 3. 2010.
  66. Я.Ю. Эволюция антимонопольного регулирования в современной России // Вестник ТГУ. Вып. 11 Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009.
  67. Я.Ю., Смолина Е. Э. Реформирование отраслей естественных монополий. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004.
  68. Л., Мелентъева А. Нынешняя реформа и НЭП: итоги и уроки аналитического сопоставления // Российский экономический журнал. 2003. № 4.
  69. Реформирование естественных монополий: теория и // Вопросы экономики. 2006. № 1.дЭ.Римашевская Н. Б. Социальные последствия экономических трансформаций в России //Социологические исследования. 1997. № 6.
  70. П.И., Грязное Л. Э., Тгрентъев В. Г. О роли естественных монополий в экономической стратегии государства // Вестник ФА. 1999. № 2. 7
  71. Российская экономика. Тенденции и перспективы. М.: Проспект, ИЭПП, 2010. С. 298.
  72. Россия 2015 г. Оптимистический сценарий. М: ММВБ, 1999.
  73. Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2004.
  74. Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2006.
  75. Ю. Сверх всего — безопасность личности // Международная жизнь. 1990. № 9.
  76. Ю. Остались без добычи. Российская бизнес газета 06.10.2009.
  77. Ю. Тарифы на услуги естественных монополий в условиях кризиса// Энергослужба предприятия. 2009. № 1(37).
  78. Ю. Российские естественные монополии //wwv. ipcm.ru/contcnt Л-u/rzd/articlcs rzcl/article-2006−1121 .html?PHPSESSlD=4d2ed9a050865d9fS3c7ffl0adc32ebb8>
  79. К. Элементы концепции экономической безопасности //Вопросы экономики. 1994. № 12.
  80. Е.М. Монополия и научно-технический прогресс // Российское предпринимательство. 2010. № 8 (1).
  81. В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. 2001. № 8.
  82. Собрание законодательства Российской Федерации, 05.05.1997. № 18.
  83. Собрание законодательства Российской Федерации. 25.08.1997. № 34.
  84. Современная экономика России: справочные и аналитические материалы / Под науч. ред. Е. Т. Гайдара. Москва: Проспект, 2010.
  85. Г. Система синтетической философии. Соч. в 2-х томах. Т.1.СП6., 1998.
  86. Стратегические ориентиры экономического развития России: Науч. Доклад. СПб.: Алетейя, 2010.
  87. Стратегия социально-экономического развития России: влияние кризиса. Ч. 2. Под Ред. Юргенса Ю. И. М.: Институт современного развития, 2009.
  88. Тарифная политика — взгляд в будущее // .
  89. E.B. Обоснование применения двухставочных тарифов на услуги локальных естественных монополий в расчетах с индивидуальными потребителями // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 32.
  90. К. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий // Закон. 1997. № 12.
  91. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий».
  92. P.A. Конкурентоспособность: Россия и мир. 19 922 015. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2005.
  93. Философия / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000.119. 'Финансовый кризис в России и в мире / Под ред. Е. Т. Гайдара. М.: Проспект, 2010.
  94. Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17.08.95. № 147-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 34. Ст. 3426.
  95. С.Н. Финансовый механизм регулирования деятельности естественных монополий (на примере электроэнергетики России) // Финансы. 2009. № 6.
  96. З.Ф. Механизм обеспечения экономической безопасности общества и государства в процессе создания основ рыночной экономики в России // Учен. зап. Казан, ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2008. Т. 150, Кн. 5.
  97. В. Регулирование естественных монополий // Общество и экономика. 1996. № 8.
  98. В.В. Экономическая безопасность России в условиях глобализации // Экономика образования: науч.-метод, журнал. Вып. 1. Кострома, 2009.
  99. C.B., Вершинин A.JI. Проблемы реформирования электроэнергетики как инфраструктурной отрасли в России / Вестник университета (ГУУ) 2007. № 2(2).
  100. СЛ. Прибыли монополистов потери для общества // ЭКО. 2000. № 3.
  101. А. Выплескивая воду, не забудьте про ребенка! // Вопросы экономики. 2003. № 2.
  102. А. Реформа антимонопольного регулирования в России: повестка дня и дизайн дискуссии // Вопросы экономики. 2004. № 3.
  103. А. Правило взвешенного подхода и контексте административной реформы и дерегулирования экономики. М.: ТЕИС, 2005.
  104. А., Авдашева С, Голованова С. Конкурентная политика в период кризиса // Вопросы экономики. 2009. № 3.
  105. Н.В., Абросимова О. Ю. Естественные монополии проблемы развития // Российское предпринимательство. 2010. № 3 (1).
  106. А. Мир как воля и представление. М.: Современный литератор, 1999.
  107. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики в посткоммунистической России. Экономический рост 20 002 007. М., 2008.
  108. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник /
  109. Под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005.146
  110. Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки /Под ред. В. К. Сенчагова. М., 1998.
  111. Экономическая безопасность хозяйственных систем / Под общ. ред. A.B. Колосова. М: Изд-во РАГС. 2001.
  112. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е. А. Олейникова. М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  113. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. М., 2003.
  114. M.JI. Эффективное государство. М.: Российско-Европейский Центр Экономической Политики. 2005.
  115. Г. Ф. Проблемы противодействия ограничивающим конкуренцию соглашениям в российской антимонопольной политике // Современная конкуренция. 2009. № 2.
  116. Ю.В. Экономические беседы. Запись С. А. Белановского. М., Центр исследований и статистики науки, 1999. v
  117. Е.Г. Модернизация России: доклады для 10 конференций: в 2 кн. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.
  118. Е.Г. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста / Модернизация экономики и системы ценностей // Доклад к IV Международной научной конференции «Модернизация экономики России: социальный контекст». М., 2−3 апреля 2003.
  119. Guiddens A. Consequences of Modernity. Cambridge, 1990.
Заполнить форму текущей работой