Постановка проблемы. Конфликт в Афганистане начала XXI в. носит комплексный характер, он происходит на различных уровнях общественных и межгосударственных отношений — национальном, региональном и глобальном, а также в широком спектре политической, экономической, этнорелигиозной культурной жизни афганского общества. Конфликтная ситуация в Афганистане заслуживает самостоятельного изучения на каждом из перечисленных уровней, и сфер общественных отношений. В настоящей работе акцент делается на выявлении взаимосвязи воздействия внешних глобальных факторов, прежде всего США и других членов НАТО на внутриполитические процессы в Афганистане в период с 2001 по 2010 г. проведения известной антитеррористической операции «Несокрушимая свобода».
За десятилетний период конфликтная ситуация в Афганистане претерпела серьезную эволюцию. Начавшись осенью 2001 г. как реакция США, их союзников на террористическую акцию исламских радикалов по ликвидации центра международного терроризма в Афганистане, операцияпривела союзников к решению вывести к 2014 г. силы международной коалиции из Афганистана. На повестку дня встал вопрос о дальнейших путях развития конфликтной ситуации в Афганистане: поиска внутриполитических решений и что не менее важно достижения международного урегулирования проблемы.
Актуальность темы
Конфликтная ситуация в Афганистане со времени начала осенью 2001 г. проведения операции коалиционных сил «Несокрушимая свобода» продолжается уже десять лет, осложняя международную и региональную безопасность.
Конфликт в Афганистане не находит своего полного разрешения несмотря на активное участие в его урегулировании международного сообщества. Представляется актуальным осмыслить усилия международных структур, прежде всего ООН, других организаций, по установлению мира в Афганистане, в контексте ликвидации в этой стране центра международного терроризма.
Конфликт в Афганистане носит комплексный характер в нем прямо, либо косвенно участвуют многие государства, объединившиеся в антитеррористическую коалицию, противоборствующую с местными афганскими радикальными исламистами, сторонниками сетевой системы международного терроризма «Аль-Кайды» и «Талибан».
Противоборство ведется в широком спектре общественных отношений — политическом, военном, социально-экономическом, этно-религиозном, дипломатическом, культурном и т. д. оно затрагивает соседние страны, особенно Пакистан.
Подвергнуть анализу эволюцию афганского конфликта за десятилетний период, успехи и неудачи в установлении мира и стабильности в этой стране представляется весьма важным, актуальным как с научной, так и с практической политической точек зрения, ибо аналогичные ситуации возникают в других районах мира и афганский опыт несомненно полезен и ценен.
Объектом исследования является конфликтная ситуация 2001;2010 гг. в Афганистане, и усилия международного сообщества по ее разрешению.
Предметом исследования служит выявление взаимосвязи, воздействия внешних факторов, в частности, деятельности антитеррористической коалиции государств, прежде всего США — НАТО, международных структур, ООН, сообществ-доноров Афганистана, других организаций, а также соседних стран на процесс в разрешении афганского конфликта.
Цель диссертационной работы заключается в выявлении основных тенденций развития конфликтной ситуации, изменений в расстановке внутриполитических сил, а также в стратегии антитеррористической коалиции, прежде всего НАТО по разрешению конфликта.
Не менее значимой задачей является анализ эволюции позиций и действий соседних с Афганистаном государств, прежде всего Пакистана, которые могут стать решающими после вывода к 2014 г. из страны вооруженных сил антитеррористической коалиции.
Наконец, важно оценить международную значимость и эффективность проведения подобных операций для обеспечения мира и безопасности, для противодействия терроризму на глобальном и региональной уровнях, и в отдельных странах.
Для достижения поставленных в работе целей необходимо было решить следующие задачи:
— выявить генезис современного афганского конфликта;
— показать причины и условия, породившие в Афганистане такие радикальные организации как «Талибан» и «Аль-Кайду»;
— отметить слабые места урегулирования конфликта в Афганистане Женевскими соглашениями в 1988 г., которые не препятствовали появлению в стране радикального ислама;
— показать многоуровневую международную систему противоборства с терроризмом;
— проанализировать роль Пакистана в афганском конфликте особенно по «пуштунской проблеме»;
— выявить успехи и неудачи миростроительства США и НАТО в Афганистане;
— оценить эффективность мирных инициатив международного сообщества;
— показать роль и значение России, стран Центральной Азии в афганской конфликтной ситуации.
Хронологические рамки работы охватывают период с осени 2001 г. начала проведения операции «Несокрушимая свобода», до конца 2010 г., проведения в Кабуле Международной конференции по Афганистану, принявшей своеобразную «дорожную карту» по окончательному разрешению конфликта с ее последующей реализацией.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили методы системного, структурно-функционального анализа когда конфликтная ситуация в Афганистане рассматривается преимущественно во взаимодействии на двух уровнях: глобальном (ООН, антитеррористическая коалиция НАТО) и национальном (талибы, правительство Х. Карзая, «Северный альянс»). Разумеется, не игнорируется и региональный фактор (Пакистан, страны Центральной Азии). Одновременно конфликт в Афганистане рассматривается в сферах функциональных: политических, социально-экономических, этно-религиозных, военно-стратегических отношений и взаимодействий, его участников, внутренних и внешних.
Источники и литература. При написании диссертационной работы автор опирался на широкий круг источников и литературы. В основу исследования были положены документы ООН, в частности резолюции СБ ООН, Генеральной ассамблеи ООН по афганской проблеме, а также других международных и региональных организаций.1.
Не меньшую важность приобретает изучение документов Женевских, а соглашений 1988 г. по Афганистану. Особого внимания заслуживают документы международных конференций по Афганистану в Бонне, Лондоне и Кабуле3, характеризующие меры, действия, политические, социально-экономические и иные шаги участников антитеррористической коалиции по разрешению афганского конфликта.
Научную литературу по рассматриваемой проблематике целесообразно подразделить на несколько групп, поскольку афганским конфликтом.
1 Организация Объединенных наций. ОсновныефактыобООН. М. 2005 UWAgreement: AfghanistanProvisionalgovernement/ 5 December 2001 http://www.stategov/.
2 См. П. И. Козырев, Роль дипломатии в разблокировании «афганского узла»: от «Женевы — 88» до наших дней, М., 2009. Приложениям 116−204. vrheAfghanistanCompact. TheLondonConferenceonAfghanistan 31 January -1 February 2006 http://vvww.Fso.gov.uk/.
ИтoгoвoeкoммюникeKaбyльcк-oйкoнфepeнцииcaйтMИДИPAhttp://w\vv.mfa.gov.af/docs-kk.asp. занимаются, как востоковеды, так и международники, специалисты в области права, политологии, этнологии и других дисциплин.
Среди востоковедов, специалистов по Афганистану следует отметить труды М. Р. Аруновой, Н. М. Гуревича, В. Г. Коргуна, А. А. Князева, З. К. Набиева, В. Пластуна, В. И. Сажина, Р. Р. Сикоева, А. И. Тронова и других авторов, в том числе публицистов Ю. В. Крупнова, А. Н. Серенко активно освещающих события, связанные с афганским конфликтом.1.
Конфликт в Афганистане привлек также внимание широкого круга историков и политологов-международников, рассматривающих его в исследованиях по более общим проблемам. К числу таких фундаментальных.
— у работ можно отнести монографию А. Барышева, издание под редакцией.
A.Д.Богатурова3, трудыЕ.П.Бажанова4, Б.А.Шмелева5,.
B.В.Штоля6,К.Н.Кулматова7, В.В.Наумкина8. Представляют также интерес статьи преподавателей Дипломатической академии МИД РФ, опубликованные в сборниках, коллективных изданиях9. Особого внимания заслуживает уже упоминавшаяся работа Н. И. Козырева, «Роль дипломатии в разблокировании „афганского узла“: от „Женевы-88“ до наших дней», изданная в 2009 г.
Следует отметить различия во взгляде российских исследователей в отношении международно-правовой легитимностиоперации «Несокрушимая свобода». Одни авторы считают ее вписывающуюся в «принудительные.
М.Р.Арунова (ред.), Современный Афганистан и сопредельные страны (сборник статей) М., 2011 г., М. Р. Арунова Афганистан сегодня, В сб. Афганский кризис и проблемы формирования региональной системы безопасности. М., 2010; М. Р. Арунова, З. К. Набиев. Афганистан, Проблемы терроризма, М., 2003; В. Г. Коргун, История Афганистана. XX век. М., 2004; А. И. Тронов, Афганистан конца 2005, В сб. Время выборов и перемен: Афганистан. Иран, Пакистан М., 2006; и др. см. www.Afghanistan.ru.
2А.Барышев, Мировая политика и Организация Объединенных Наций 1945;2009 г. М., 2009.
3А.Д.Богатуров, Системная история международных отношений в четырех томах 1918;2003. Том третий события 1945;2003 г. M., 2003.
4Е.П.Бажанов Мир и война, М. 2011 г,.
Е.П.Бажанов, Н. Е. Бажанова Международные отношения в XXI веке. М., 2011; Актуальные проблемы международных отношений т.1−3 М., 2001;2002; Современный мир М., 2004.
5Б.А.Шмелев. Балканский кризис. Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века в 3 т. М.2002.
6 В. В. Штоль, Роль и место НАТО в системе европейской и международной безопасности в условиях глобализации М., 2006.
7К.Н.Кулматов, Мир в начале третьего тысячелетия: взгляд из России М., 2001; Приоритеты внешней политики России и современные международные отношения М., ДА МИД РФ, 2002.
8 В. В. Наумкин, Центральная Азия в мировой политике М., 2005.
9 См. Россия — Центральная Азия — Радикальный исламизм М., 2009 действия международного сообщества для коллективного пресечения агрессии". 'Высказываются и сомнения в международно-правовой обоснованности вмешательства антитеррористической коалиции, что СБ ООН «не санкционировал никакой миротворческой операции ООН в Афганистане: для этого была необходима специальная резолюция со ссылкой на статью 42 Устава ООН, в которой бы содержался мандат Совета на соответствующие действия».2.
Следует уточнить, что международные контингента, размещены и действуют в ИРА на разных международно-правовых основаниях.
Введение
Коалиционных сил (КС) в Афганистан, США обосновывают ссылкой на Устав ООН, его положений о праве на самооборону (ст. 51 Устава ООН). Международные силы содействия безопасности (МССБ) находятся в соответствии с ежегодно продлеваемым мандатом на основе резолюции СБ ООН 1386 от 20 декабря 2001 г. Официальная позиция России заключалась в поддержке и сотрудничестве с антитеррористической коалицией. Как утверждается в авторитетных изданиях «Фактически Британия и Россия выступили для США в качестве главных союзников против талибов».3 Немалую помощь в разгроме режима талибов в Афганистане оказали Киргизия и Узбекистан, в частности узбеко-таджикские отряды Северного альянса, которые получив военную помощь от России и США, изгнали 21 декабря 2001 г. талибов из Кабула и в столицу Афганистана были введены международные силы, контингента войск США и Британии.
В единогласно принятой СБ ООН резолюции 1368 от 12 сентября 2001 г., т. е. на следующий день после террористических акций в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании был сделан призыв ко всем государствам срочно принять совместные усилия по наказанию организаторов и спонсоров.
А.И.Никитин. Конфликты, терроризм, миротворчество, М., 2009. с. 47- В. Ф. Заемский, ООН и миротворчество. М., 2008. с.148−155.
2А.Барышев. Мировая политика и Организация Объединенных наций. 1945;2009, М&bdquo- 2009 с. 187- См. также.
Формирование образа России в мире в контексте афганского кризиса и создания системы региональной и глобальной безопасности. М. РУДН, 2010 с. 331−339.
5Л.Д.Богатуров/Ред/, Системная история международных отношений в четырех томах. Том третий события 1945;2003. М. 2003 с. 623 подобных акций, «отреагировать на террористические нападения 11 сентября 2001 г. и вести борьбу со всеми формами терроризма в соответствии с военными обязанностями по Уставу ООН"1 28 сентября 2001 г. СБ ООН была принята резолюция 1373, в которой акты международного терроризма квалифицировались как «угроза для международного мира и безопасности», она создавала «широкую международно-правовую базу для борьбы с международным терроризмом».2.
В декабре 2001 г. СБ ООН единогласно, т. е. с участием России, принял резолюцию 1383 о замене талибов на новую переходную администрацию, одобрил подписанное в Бонне под эгидой ООН соглашение, ведущее к формированию нового афганского правительства. Последующие резолюции СБ ООН лишь конкретизировали сферы деятельности международной коалиции, в частности в силу резолюции 1386 СБ ООН от 20 декабря 2001 г. создавались Международные силы содействия безопасности /МССБ/ в составе контингентов 19 стран — участниц.4 В марте 2002 г. СБ ООН принял резолюцию 1401 с учреждением Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА), в задачу которой входило стимулирование процесса поисков внутриполитического урегулирования и решения гуманитарных проблем.5.
Зарубежные западные и восточные англоязычные публикации по афганской ситуации начала XXI не так значительны. Среди научных и публицистических изданий на эту проблематику можно выделить ряд работ, общепризнанных на западе афгановедов. Так американский ученый из Университета Нью-Йорка Барнетт Рубин опубликовал работы по Афганистану, по которым можно судить об эволюции взглядов правящих кругов США и американской общественности на развитие афганской.
СБ ООН S/RES1368 (2001) 12 сентября 2001.
2А.Барышев. цит.раб. с. 180.
3CBOOHS/RES 1383 (2001) 6 декабря 2001.
СБООН S/RES 1386 (2001) 20 декабря 2001.
5CBOOHS/RES 1401 (2002) 28 марта 2002 ситуации от неоправданного оптимизма начала века до пессимистических оценок конца 2010 г. 1.
Заметной фигурой в англоязычных публикациях по Афганистану является Ахмед Рашид, издавший несколько работ по движению «Талибан» и афгано-пакистанским отношениям, в которых он критически оценивает действия США, НАТО и пакистанских властей в Афганистане, А. Рашид солидарен с Б. Рубиным в оценках погружения в хаос состояния дел в странах Среднего Востока.2.
Бывший сотрудник ЦРУ Милтон Бирден опубликовал несколько серьезных с научной точки зрения статей в журнале «ФоринАфферс» в которых пытается осмыслить стратегические цели и задачи США в Афганистане.3 Другой сотрудник спецслужб США Брюс Ридел рассуждает о тактике борьбы с «Аль-Каидой». 4 Перечисленные и другие англоязычные авторы в основном пытаются осмыслить новую глобальную угрозу, каковой представляется международный терроризм, предложить более эффективные пути и методы противоборства с этой угрозой на примере Афганистана.
Относительно афганской литературы по исследуемой теме, публикаций местных авторов на языках этой страны — (дари/фарси и пушту) приходится контактировать отсутствие серьезных, крупных, цельных исследований по современной международной и внутриполитической проблематике. Правда, имеются фундаментальные исследования афганских авторов по истории страны, среди которых следует назвать монографию Мохаммеда Ибрагима Атти (¡-«^Ь^), «Современная история Афганистана"5, а также труды.
Rubin Barnett R. Blood at the Doorstep: The Polities of Preventive Action. Brookings 2002; Afghanistan’s.
Uncertain Transition from Turmoil to Normalcy, 2006; Saving Afghanistan//Foreign Affairs, Jan/Feb 2007.
2Rashid A/Descent Into Chaos: The United States and The Failure of Nation Building in Pakistan, Afghanistan, and.
Central Asia, Viking 2008; The Rise of Militant Islam in Central Asia, Jale University Press, 2002.
JBearden M., Redefining Victory in Afghanistan and Pakistan//The Foreign Affairs April 9,2009.
4Riedel В., Qaeda Strikes Back/Л he Foreign Affairs May/June 2007.
Мух.Иб.Атги Современная история Афганистана, Кабул, 2004 г. jl" i ntUM JJIS 2004? JJIJ ?jLuAjUil ?JJU jii-ni «g^bllLi <-JU? jkUjjUaC JJ! I» «О In njj.
НабиАзими (^^ i^fi), «Армия и политика Афганистана"1, Гулам МохаммадГубор (J-F-), «Афганистан на пути истории"2 и друге.
В работах афганских авторов наряду с освещением, изложением хода событий, исторических фактов встречаются оригинальные документы и оценки, которые использованы при написании диссертации.
Непосредственное отношение к заявленной теме имеют работы 5 афганского автора М.Андешманда. Труды М. Андешманда написаны на документальной базе, правда на разрозненных архивных материалах, в том числе МИД Афганистана, тем не менее представляющих несомненную научную достоверность.
Помимо названных крупных работ афганских авторов соискатель использовал отдельные публикации известных в Афганистане политических и общественных деятелей, например ВахидаМожды для иллюстрации тех или иных событий4.
При освещении отдельных аспектов темы автор обращался к публикациям афганской эмиграции, находящейся в различных странах в том числе и в России, где в научных и образовательных центрах проводятся конференции и симпозиумы с участием афганских и местных ученых, общественных и государственных деятелей по современной афганской проблематике5. Автор изучил также диссертации, на смежные и соприкасающиеся темы.6.
Практическая значимость исследования заключается в попытке проанализировать пути и методы разрешения международным сообществом, набиАзими, Армия и политика Афганистана, Кабул, 1997 г. jtluuULal (Jjtil997 ¿-П¦ .<1 jjA) 4AJ Алл jJ lliuibni J Jjjl j>Lj ?J njrrC' ^ Ul I J1 ji^ -uli?
2Гулам МохаммадГубор Афганистан на пути истории, Кабул, 1967 г.
Jjl? ?LLuJULil 1967 ' ?iJ^ Ji" -* uUS? ku JLl? U-I «a^luujj.
3*.
М.Андешмаид, «Мы и Пакистан». Кабул, 2007 г.
JjtS ?ISuJUit ?Uu 2007''.6 4.
ВахидМожда, «Пять лет правления талибов в Афганистане», Най, Тегеран, 2003 г. jIjjI ;
5 См. материалы «Круглого стола» ред.М. А. Шпаковская. Формирование образа России в контексте афганского кризиса и создания системы региональной и глобальной безопасности М. РУДН, 2010.
6 М. Г. Алибеков. Национальная безопасность России и противодействие международному терроризму М. ДА МИД РФ, 2011, В. В. Сергеев, Политика США в Афганистане: военно-политический аспект (2001;2009 гг.) МГИМО МИД России. М. 2011. опирающимся на резолюции СБ ООН, конфликтной ситуации в Афганистане угрожающейрегиональной и глобальной безопасности. Появление новых очагов транснационального терроризма не исключено. Радикальные исламисты стремятся захватить власть в некоторых странах Азии и Африки, создавая новые угрозы о чем свидетельствуют события весны 2011 г. в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Поэтому афганский опыт может быть полезным для действий международного сообщества в других аналогичных ситуациях.
Новизна исследования определяется как современным периодом рассмотрения конфликтной ситуации, так и поставленными в работе проблемами, в частности выявлением взаимосвязи и взаимодействия внешних, международных и внутренних факторов в разрешении афганской конфликтной ситуации.
Исходя из проверенного анализа, поставленных целей и задач соискателем получены следующие новые научные результаты:
1. В международном плане Женевские соглашения 1988 г. по Афганистану были частичным урегулированием конфликта, они в основном касались его глобального уровня, фиксировали договоренности о невмешательстве в конфликт СССР и США, оставляя нерешенными региональные проблемы и вопросы внутриполитические, что таило в себе возможность усиления противоборства на этих уровнях.
2. Конфликт продолжался, острота борьбы переместилась на региональный и национальный уровни. Особую активность в Афганистане стал проявлять Пакистан, который способствовал усилению позиций в этой стране радикального ислама.
3. В развернувшемся в конце 90-х годов противоборстве различных этно-политических группировок в Афганистане, победителями вышли радикальные исламисты, представленные в основном пуштунами, объединенными в организацию «Талибан». Афганские талибы установили тесные связи с транснациональной радикальной исламской организацией.
Аль-Кайда", что превратило страну уже в центр транснационального терроризма с резкой антиамериканской направленностью.
4. Террористическая акция против США 11 сентября 2001 г. представителей транснациональной сети радикальных исламистов, руководимых из соответствующих центров, в том числе афганских, вызвала ответную легитимную реакцию международного сообщества, нашедшую отражение в резолюциях СБ ООН и в формировании антитеррористической коалиции.
5. Войска антитеррористической коалиции устранили от власти талибов в Афганистане при тесном взаимодействии с соседямиПакистаном, странами Центральной Азии, опираясь на местную оппозицию. Однако достичь полного вооруженного подавления радикальных исламистов не удалось, что подтвердило ограниченные возможности НАТО по силовому решению конфликта, и было признано в начале 2011 г. руководством США.
6. Кризис политики силового подавления талибов вызвал критику в рядах союзников США по НАТО, что заставило новую администрацию президента Б. Обамы выдвинуть комплексную программу разрешения конфликта, предусматривающую комбинацию применения военных, политических и дипломатических мер.
7. Новая стратегия США — НАТО, принятая в мае 2009 г. в военном отношении исходила из необходимости замены войск НАТО местными вооруженными и полицейскими силами, т. е. был взят курс на «афганизацию» войны, при сохранении военного присутствия и баз США в Афганистане. Во внутриполитическом плане делалась ставка на поиск компромисса легитимными афганским правительством Х. Карзая с «умеренными талибами», на достижение внутриполитического урегулирования. В дипломатическом — предусматривалось расширение числа участников, вовлечения в конфликт государств, особенно соседних стран Центральной Азии не только в экономическом и социальном, но и в военном планах в рамках реализации стратегии «Большой Центральной Азии» и прокладки «Шелкового пути» из Европы на Дальний Восток.
8. На международной конференции в Кабуле летом 2010 г. была принята «дорожная карта» по политическому разрешению конфликта, заключающаяся в выводе из Афганистана вооруженных сил НАТО из страны и передаче всех функций по обеспечению безопасности и стабильности правительству Афганистана, при сохранении военного присутствия США.
9. Официальные представители США заявили, что несмотря на вывод войск НАТО Вашингтон не прекратит активного военного, экономического, политического и других форм сотрудничества с Афганистаном.
10. По существу в 2014 г., когда Афганистан покинут иностранные вооруженные силы НАТО, ситуация в стране будет в определенной мере напоминать положение после Женевских соглашений 1988 г. Очередной уход иностранных войск из Афганистана вновь переводит конфликт на уровень соперничества акторов регионального и национального масштабов. Проблема заключается в том, чтобы избежать повторения в Афганистане событий конца 90-х годов, прервать порочную цикличность, достичь стабильности чему может способствовать формирование региональной организации в Центральной Азии, поддержанной внерегиональными державами, а также нейтрализация Афганистана.
Определенный импульс подобному развитию событий был дан на международной конференции высокого уровня по Афганистану, состоявшейся в Бонне 5 декабря 2011 г. На конференции отмечалось сохранение нестабильности по всему Афганистану, причем подчеркивалось ее распространение на север страны. Указывалось на нарушение суверенитета других, соседних государств, в том числе стран Центральной Азии.
Наряду с важностью подготовки и формирования, а также оснащением афганской армии новым оружием, на конференции подчеркивалась опасность замены МССБ, действующих по мандату ООН другим иностранным военным присутствием.
Многие делегации выступали за развитие взаимодействия между непосредственно заинтересованными в урегулировании афганского конфликта соседними государствами в рамках существующих региональных структур: ШОС, ОЭС, ОДКБ, «Душанбинской четверки» (Россия-Афганистан-Пакистан-Таджикистан). Причем Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) рекомендовалась как приоритетная площадка для координации регионального вклада в международные усилия по афганскому урегулированию.
Министр иностранных дел России С. Лавров озвучил на конференции официальную позицию своей страны. Высказался за восстановление нейтрального статуса Афганистана после завершения стабилизационных усилий.1 Позиция России нашла поддержку у руководства США, государственных деятелей Запада озабоченных осложняющейся ситуацией в Афганистане и странах Среднего и Ближнего Востока в связи с активизацией в ряде мест радикального ислама.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В начале работы исследуются истоки конфликта внутренние и внешние условия предпосылки зарождения и превращения Афганистана в центр транснациональной сети терроризма. При анализе этих предпосылок необходимо было рассмотреть международные и внутриполитические аспекты урегулирования афганского конфликта по Женевским соглашениям 1988 г., а также рождение и формирование в стране таких организаций как «Талибан» и «Аль-Кайда», инспирировавших террористическую акцию в США 11 сентября 2001 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Конфликт в Афганистане начала XXI века предоставляет собой многослойное явление, отражающее наложение на издавна существующие традиционные внутриафганские этнополитические столкновения, борьбу соседей за региональную гегемонию и контроль над важным геополитическим пространством, а также зарождающееся глобальное культурно-цивилизационное соперничество. Центральной осью конфликта стала попытка части международного сообщества, развитых евроатлантических государств, объединенных в военно-политический блок НАТО и примкнувших к ним стран, дать адекватный ответ в Афганистане транснациональной сети исламского радикализма, бросившего террористический вызов США 11 сентября 2001 г.
В центре противоборства оказались с одной стороны вооруженные силы международной коалиции (МССБ), действующие по мандату СБ ООН, а с другой радикальные афганские исламисты, объединенные в движение «Талибан», поддерживаемое транснациональной террористической сетью организации «Аль-Кайда». Противоборство этих сил ведется в различных областях внутри и вне Афганистана: в военно-политической, дипломатической, социально-экономической, этно-культурной и т. д.
Конфликт в Афганистане ведет к большим жертвам среди мирного населения, а также военнослужащих стран коалиции, колоссальным финансовым и материальным расходам, негативно влияет на всю международную обстановку. Метастазы афганского конфликта распространяются на соседние государства, другие конфликтные зоны на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Азии, на Кавказе, в Северной Африке, на страны «исламского мира», зараженные радикальным исламизмом.
Афганистан начала XXI века иллюстрирует картину первой трудной не во всем удачной попытки международного сообщества дать адекватный ответ на поистине новый исторический вызов — транснациональный терроризм как угрозу всеобщему миру еще не во всем осознанную человечеством. Тем не менее, изучение и анализ афганского опыта, успехов и неудач международного сообщества в ликвидации баз транснациональной сети, новой глобальной угрозы каковой стал терроризм, представляется заслуживающим внимания со стороны научного сообщества.
Некоторые выводы уже напрашиваются, их необходимо сделать, дабы руководствоваться в дальнейшем не столько политическими эмоциями и корыстными эгоистическими интересами отдельных стран, сколько трезвым, рациональным выбором средств и методов, ведущих к положительным результатам по упрочению всеобщего мира и безопасности.
Первый важный вывод из десятилетнего проведения (2001;2010 гг.) операции, осуществляемой международным сообществом под эгидой ООН по ликвидации базы терроризма в Афганистане, заключается в том, что одними силовыми, вооруженными действиями проблему транснационального терроризма не решить. Необходим комплексный подход, применения политических, дипломатических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, культурно-религиозных и других мер для стабилизации обстановки в Афганистане, а также вокруг него.
Кризис политики вооруженного подавления талибов, проводимый НАТО и администрацией президента США Дж. Буша, в начале десятилетия вынудил в его конце администрацию нового американского президента Б. Обамы и международную коалицию искать иные пути разрешения афганского конфликта. Разрабатывается и проводится в жизнь на практике комплексная программа выхода из кризиса, урегулирования афганского конфликта.
Новая стратегия НАТО в Афганистане получила одобрение на лиссабонском саммите этой организации в ноябре 2010 г. где была поставлена стратегическая задача к 2014 г. вывести основные вооруженные силы Северо-Атлантического альянса из Афганистана, оставив там лишь незначительное число советников.
Новая стратегическая концепция НАТО, одобренная в Лиссабоне призвана внести серьезные коррективы не только в разрешение конфликтов она меняет и глобальные аспекты деятельности НАТО, нацелена на то чтобы позволить блоку по выражению его генсека АндресаФогРасмуссена «стать более эффектным и рациональным».1.
В этой связи возникают вопросы о возможных последствиях как для мировой политики, так и для Афганистана, других зон конфликтов новой стратегии НАТО. Откроются ли возможности для безболезненного политического разрешения конфликтов, или новая стратегия приведет к новому обострению противоборства, соперничества как внутренних сил, так и союзников по коалиции, осложнению всей системы международных отношений.
Администрация Б. Обамы в мае 2009 г. наметила стратегию разрешения афганского конфликта, избрав приоритетными политические и дипломатические меры, подкрепляемые силовыми акциями, преследующие конечные цели стабилизации внутриполитического положения в стране, легитимизации существующей в Кабуле власти. В целях ослабления позиций «Талибана» намечено рассматривать приграничные зоны в Пакистане и Афганистане как единое стратегическое и военно-политическое пространство, в котором должны действовать прежде всего местные силы.
Заявленная президентом США Б. Обамой стратегия исходила из необходимости решения трех задач: усиления местных и иностранных вооруженных сил в Афганистане, социально-экономической поддержки Пакистана, активизации военно-политической деятельности в «зоне племен». «Известия». 22 ноября 2010 г.
Наращивание вооруженных сил союзников, а также местной, афганской армии и полиции призвано было обеспечить безопасность и стабильность при формировании легитимных афганских местных органов власти.
Кроме того, вновь прибывшие подразделения намечалось использовать в ходе боевых операций против террористических групп на юге и востоке страны, ими же планировалось усилить афганско-пакистанскую границу. Для повышения боеспособности национальных сил безопасности намечалась отправка военных инструкторов для Афганской национальной армии из числа опытных офицеров армии США, в дополнение к обязательствам США, провозглашенных президентом Б. Обамой в феврале 2009 года. Цель проекта — подготовка к 2012 г. 170 тысяч военнослужащих Афганской национальной армии (AHA), а также доведение оперативного состава Национальной полиции (НП) до 130 тысяч человек. В целях социально-экономического развития страны по программе восстановления и реконструкции регионов, из США планируется отправка гражданских экспертов. Новая стратегия США получила полную поддержку правительства Афганистана.
Однако политика «афганизации» войны сталкивается с большими трудностями. Вооруженное сопротивление радикальных исламистов не прекращается, оно принимает новые формы партизанской войны и отдельных террористических акций в городах, в частности в Кабуле.
Поиски внутриполитического урегулирования также идут с трудом. Политика вовлечения руководителей талибов в переговорный процесс ставит в повестку для трудноразрешимые ценностные проблемы. Представители исламских партий требуют изменения действующей в Афганистане конституции, вывода всех иностранных войск, предъявляют трудноприемлимые условия. Просматриваются две тенденции в сфере внутриполитических отношений: одна к общенациональной консолидации, строительству афганского государства с пуштунским ядром, другая — к усилению сепаратистских движений, племенной автономии, самостоятельности отдельных районов, возвращению к традициям в общественном полицентричном устройстве Афганистана с номинальной центральной властью.
В дипломатическом, внешнеполитическом аспекте за десять лет произошли заметные сдвиги. Антитеррористическая коалиция претерпела серьезные позитивные изменения из преимущественно военно-силовой организации она превращается в политико-экономическую структуру, о чем свидетельствует девятая международная конференция стран-доноров по Афганистану, проходившая 20 июля 2010 г. в г.Кабуле.
На конференции были приняты ключевые решения по передаче контроля за безопасностью в Афганистане от сил НАТО к афганской армии и полиции, а правительству в Кабуле контроля за основными потоками международной помощи, которая в значительной мере ранее порождала коррупцию, либо использовалась иностранными компаниями не по назначению.
Таким образом, процесс внутриафганского политического урегулирования и «национального примирения» пока находиться в стадии поиска приемлемой для конфликтантов формулы, испытывает серьезные трудности как в силу отсутствия общенациональной консолидации афганского общества, традиционной его этнической фрагментарности, так и проблемности включения «умеренных талибов-пуштунов», их интеграции в существующую в Кабуле администрацию. Видимо, процесс внутриполитического урегулирования в Афганистане требует иного подхода, с учетом исторических, социально-политических, этно-религиозных условий страны как полиэтнического образования, где более 40% населения представлены разделенными народностями, лишенными межэтнических общегосударственных связей для чего требуется выработка общей идентичности, преодоления ее множественности.
В военной области стратегия «афганизации» конфликта как в свое время «вьетнамизации», «иракизации» и т. д. представляется малоперспективной, она ведет только к расширению зоны военных действий, изменению методов ведения войны, росту вооруженного противостояния между центром и периферией, поддерживаемой извне.
В дипломатическом, внешнеполитическом плане поставлена новая задача «оборонного сотрудничества» всех заинтересованных в ликвидации афганского очага сторон в целях предотвращения возрождения Афганистана как центра транснационального терроризма и производства наркотиков. Определенные позитивные подвижки в этом направлении произошли за рассматриваемый период, но они требуют закрепления и развития.