Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международные аспекты информационной безопасности России в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование показало, что информационная революция наряду с очевидными благами для цивилизации создает для нее вызовы и угрозы во внешнеполитической сфере принципиально нового характера. Проведенный анализ трендов и перспектив межгосударственного сотрудничества, в том числе в формате ООН и других международных организаций по обеспечению МИБ подтверждает вышеуказанный вывод. Системное изучение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Национальная безопасность России в условиях информационной глобализации
    • 1. 1. Информационно-коммуникационные технологии — локомотив глобализации
    • 1. 2. Эволюция становления информационной составляющей национальной безопасности России
    • 1. 3. Информационная безопасность в контексте Стратегии развития информационного общества и Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года
  • Глава 2. Проблема международной информационной безопасности: внешнеполитическое измерение
    • 2. 1. Формирование подходов к проблеме международной информационной безопасности в ООН, «G8» и других международных организациях
    • 2. 2. Международная информационная безопасность: позиция России
    • 2. 3. Проблематика международной информационной безопасности в условиях глобального финансово-экономического кризиса
  • Глава 3. Приоритеты и перспективы обеспечения информационной безопасности в целях повышения конкурентоспособности Российской Федерации
    • 3. 1. Анализ зарубежного опыта предотвращения угроз, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий
    • 3. 2. Информационная безопасность и инновационная модернизация России
    • 3. 3. Проблемы и перспективы обеспечения информационной безопасности
  • Российской Федерации

Международные аспекты информационной безопасности России в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования.

Завершается первое десятилетие XXI века. Оно по праву может войти в скрижали цивилизации как одно из самых драматичных. Наиболее емко сложившаяся ситуация оценена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Президентом России Д. А. Медведевым 12 мая 2009 г.: «Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз».1.

В условиях феноменального развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) проблема кибербезопасности, а также разработки и применения информационного оружия трансформируется из технологической в политическую. Так, по данным ЦРУ, его разработкой занято свыше 120 стран мира, в то время как разработкой оружия массового поражения — около 30. В силу этого ООН, ШОС, ОДКБ и иные международные организации в последнее время неоднократно принимали резолюции по обеспечению международной информационной безопасности (МИБ).

Актуальность исследуемой проблематики отмечена в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895)2, Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г. № Пр-1440)3, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г.

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Собрание законодательства РФ. — 18.05.2009. -№ 20. — ст. 2444.

2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895 // Российская газета. — 28.09.2000. — № 187.

3 Концепция внешней политики РФ от 12.06.2008 г. URL: http://wwv.kremlin.ru/text/decs/2008/07/204 108.shtml Пр-212)1, Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)2, а также в Военной доктрине Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации 5 февраля 2010 г. № 146)3. В Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации (12 ноября 2009 г.) подчеркивается, что «в XXI веке главная ставка делается именно на развитие ИКТ, а одно из приоритетных направлений для России — развитие стратегических и информационных технологий"4.

Рассматриваемая тема включена в перечень приоритетных проблем научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, утвержденный Советом Безопасности Российской Федерации 7 марта 2009 г. (п.40)5.

Цель усилий России по обеспечению МИБ — не допустить очередного витка гонки вооружений на качественно новом уровне развития ИКТ, сохранить ресурсы в интересах развития, ограничить агрессивное использование этих технологий для силового разрешения межгосударственных противоречий.

В этом контексте в МИБ выделяют следующие три составляющие: военно-политическую, криминальную (киберпреступность) и террористическую (кибертерроризм).

Особую актуальность исследуемой проблеме придает тот факт, что информационно-коммуникационные технологии способны стать.

1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212 // Российская газета. — 16.02.2008. — № 34.

2 Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р // Собрание законодательства РФ. — 19.05.2008. — № 20. — ст. 2372.

3 Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 // Собрание законодательства РФ. — 15.02.2010. — № 7. — ст. 724.

4URL:http://www.kremlin.ru/transcripts/5979.

5URL:http://www.scfg.gov.ru/documents/93.html принципиально новым мощным средством разрушающего латентного воздействия на критически важные объекты государственного и военного управления, производственной и экономической сфер, социальной инфраструктуры, т. е. стать средством ведения геополитической борьбы.

Степень научной разработанности проблемы.

Работа базируется на современном исследовательском материале, монографиях, аналитических докладах, диссертационных исследованиях, научных статьях отечественных и зарубежных ученых, материалах научных конференций. Международные и политические аспекты изучаемой проблематики рассматриваются в работах таких авторов, как Д. С. Черешкин «Проблемы управления информационной безопасностью» (М., 2002 г.), В. Н. Дахин, С. А. Проскурин «Политические проблемы глобализации» (М., 2003 г.), А. И. Смирнов «Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности» (М., 2005 г.), А. А. Стрельцов «Правовое обеспечение информационной безопасности России: теоретические и методологические основы» (Минск, 2005 г.), А. В. Федоров «Информационная безопасность в мировом политическом процессе» (М., 2006 г.), А. В. Крутских «К политико-правовым основаниям глобальной информационной безопасности» (М., 2007),.

A.И.Буркин, А. В. Возжеников, Н. В. Синеок «Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов» (М., 2008),.

B.П.Шерстюк «Проблемы обеспечения международной информационной безопасности» (М., 2009 г.), изданиях «Международная безопасность России в условиях глобализации» под общ.ред. В. А. Михайлова, В. С. Буянова (М., 2007 г.), «Инновационные направления современных международных отношений» под ред.А. В. Крутских, А. В. Бирюкова (М., 2010 г.), сборнике статей «Национальная безопасность России в условиях трансформации международных отношений» (М., 2009), диссертационных исследованиях И. Л. Сафроновой «Политические проблемы обеспечения международной информационной безопасности».

М., 2006), Д. В. Маркарьяна «Информационно-коммуникационные технологии как фактор международных отношений: политические и правовые аспекты» (М., 2008), К. А. Кокунова «Вызовы и угрозы национальной безопасности России в условиях глобализации» (М., 2009). Экономическая компонента информационной безопасности в условиях становления глобального информационного общества затрагивается в работах И. А. Стрелец «Новая экономика и информационные технологии» (М., 2003 г.) и «Сетевая экономика» (М, 2006 г.).

Среди зарубежных авторов по исследуемой проблематике заслуживают внимания работы Д. Белла «The Coming of Postindustrial Society. A Venture in Social Forecasting». (N.Y.- 1973), М. Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» (М., 2000 г.), И. Масуды «The Information Society as Postindustrial Society» (Washington, 1983), М. Пората, М. Рубина «The Information Society: Development and Measurement» (Washington, 1978), А. Тоффлера «Creating of New Civilization: the Politics Of the Third Wave» (Atlanta, 1995).

Вместе с тем, приходится констатировать, что указанные исследования отстают от стремительного развития ИКТ и новых вызовов и угроз в сфере информационной безопасности и особо ее международной составляющей. Автор предпринял попытку проанализировать международные аспекты информационной безопасности в условиях глобализации, в том числе раскрыть их актуальность для России с учетом зарубежного опыта.

Основная гипотеза исследования.

В последнее десятилетие объектом пристального внимания политологов стали внешнеполитические аспекты информационной безопасности. Информационно-коммуникационные технологии, став локомотивом процессов глобализации, одновременно породили принципиально новые вызовы и угрозы, соизмеримые с оружием массового поражения. В этих условиях для России, взявшей курс на модернизацию и вхождение в глобальное информационное общество, недопустима эрозия национальной безопасности в информационной сфере.

Объектом исследования являются международные аспекты информационной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации.

Предмет исследования — новые явления и факторы, определяющие состояние и тенденции информационной безопасности России в международной сфере, а также риски, опасности и угрозы в данной области, в том числе в условиях глобальных кризисных явлений.

Цель исследования состоит в комплексной оценке состояния и тенденций международных аспектов информационной безопасности России в условиях глобализации, обосновании путей и механизмов ее обеспечения, выявлении специфических интересов, задач и возможностей Российской Федерации в данной области в новых геополитических условиях.

Задачи исследования направлены на достижение поставленной цели и состоят в следующем: выявить масштабы и основные тенденции развития информационно-коммуникационных технологий как локомотива глобализационных процессов в мирераскрыть взаимосвязь национальной и информационной безопасности Российской Федерации в современных условиях;

— охарактеризовать внешнеполитические аспекты информационной безопасности в контексте Стратегии развития информационного общества в России и Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года;

— проанализировать и систематизировать зарубежный опыт использования ИКТ для повышения эффективности информационной безопасности внешнеполитической деятельности на примере Соединенных Штатов Америки, Европейского Союза и Китая;

— определить актуальные задачи по эффективному обеспечению информационной безопасности в условиях инновационного развития Россииисследовать приоритеты и перспективы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Хронологические рамки исследования — преимущественно последние два десятилетия.

Теоретическая основа исследования.

Проблемы информационной безопасности рассматриваются в рамках данной работы как особая междисциплинарная область знания. Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы отечественных и зарубежных ученых, исследовавших доктринальные и концептуальные особенности международной информационной безопасности.

Методологическая основа исследования.

При подготовке диссертации автор опирался на труды ведущих российских и зарубежных ученых по изучаемой проблематике. Исследование выполнено с использованием основных методов политического анализа: системного, сравнительного, статистического, ситуационного, информационного и факторного.

Эмпирическая база исследования.

Многоаспектный формат вопросов, затронутых в диссертации, предопределил необходимость привлечения для анализа документов ООН, Международного союза электросвязи (МСЭ), ШОС, ОДКБ и других международных и региональных организаций, специальной литературы по проблемам, относящимся к информационной безопасности государства в условиях глобализации.

Информационную основу диссертации составляют официальные данные министерств и ведомств, документы международных институтов и общественных организаций, а также профессиональные издания, издаваемые в России и за рубежом. Политическая направленность исследования потребовала привлечения соответствующих официальных документов, а также нормативных актов, принятых на национальном, региональном и многостороннем уровнях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Автор полагает, что в современной политической науке не в полной мере отражены глобальные вызовы и угрозы, создаваемые информационной революцией. В этой связи предлагается рассматривать проблематику международной информационной безопасности в неразрывной триаде угроз: военно-политического, криминального и террористического характера.

2. Курс России на инновационное развитие значительно актуализировал проблематику обеспечения МИБ для национальных интересов, что нашло отражение в Стратегии национальной безопасности России до 2020 года в части информационной безопасности. С учетом того, что решение данной проблемы невозможно силами одного государства, Россия предпринимает значительные усилия по продвижению МИБ как в двустороннем формате международного сотрудничества, так и в формате ООН, «Группы восьми», ШОС, ОДКБ и др.

При этом автор полагает противодействовать использованию в качестве универсального договорного документа в сфере МИБ Конвенции Совета Европы о киберпреступности 2001 г. в интересах подготовки соответствующего документа под эгидой ООН.

3. Опыт внедрения ИКТ на примере США, Европейского Союза и Китая, которые применяют различные модели электронного правительства (США — G2B, Евросоюз — G2C, Китай — G2B+G2C), демонстрирует ключевую роль обеспечения информационной безопасности.

4. Использование ситуационно-кризисных центров (СКЦ) как производной управленческой и информационной революций позволяет не только вести проблемный мониторинг вопросов внутренней и внешней политики, включая проблему МИБ, но и требует усиления защиты, поскольку в СКЦ концентрируется огромное количество оперативно значимой информации.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна состоят в комплексном политологическом анализе состояния и тенденций международных аспектов информационной безопасности на современном этапе с раскрытием ее актуальности для России и обоснованием путей и механизмов обеспечения информационной безопасности в условиях стремительного развития ИКТ и новых вызовов и угроз, порождаемых ими:

— уточнено соотношение информационной и других составляющих национальной безопасности России в условиях глобализации;

— определены новые риски, опасности и угрозы в контексте международной информационной безопасности в связи с бурным прогрессом РОСТ, в том числе для критически важных объектов;

— систематизирован зарубежный опыт использования ИКТ, информационных ресурсов для повышения уровня национальной безопасности на примере США, Европейского Союза и Китая;

— с учетом анализа передового зарубежного опыта сформулирован тезис о целесообразности продвижения системы распределенных ситуационно-кризисных центров с принятием дополнительных мер по обеспечению информационной безопасности.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается прежде всего в систематизации доктринальных и концептуальных документов международного и внутрироссийского характера, посвященных проблематике информационной безопасности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что положения и выводы диссертации могут быть использованы в практической работе федеральных органов государственной власти России (Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством коммуникаций и связи Российской Федерации, Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации) — при подготовке материалов для межведомственных ситуационных анализов, в т. ч. по вопросам международной информационной безопасности.

Материалы диссертации могут быть включены в учебный процесс в ВУЗах при чтении курсов «Национальная безопасность», «Информационно-коммуникационные технологии в государственном управлении».

Апробация исследования.

Диссертация подготовлена на кафедре национальных и федеративных отношений РАГС при Президенте Российской Федерации. Результаты исследования были доложены автором на Всероссийской конференции «Безопасность информации и доступ к информации в кредитно-финансовой сфере» в рамках Национального форума информационной безопасности «ИНФОФОРУМ» 3 октября 2008 г. (доклад на тему: «Некоторые аспекты информационной безопасности на внешнеэкономическом треке»), а также нашли отражение в научных публикациях соискателя общим объемом около 7,2 п.л.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование показало, что информационная революция наряду с очевидными благами для цивилизации создает для нее вызовы и угрозы во внешнеполитической сфере принципиально нового характера. Проведенный анализ трендов и перспектив межгосударственного сотрудничества, в том числе в формате ООН и других международных организаций по обеспечению МИБ подтверждает вышеуказанный вывод. Системное изучение проблематики МИБ показало, что способы и особенности использования ИКТ, включая латентные, во враждебных и неправомерных целях, имеют неразрывную триаду угроз информационной безопасности военно-политического, криминального и террористического характера. При этом военно-политическая составляющая играет приоритетную роль, в том числе и потому, что включает в себя информационно-психологическую безопасность.

Курс России на модернизацию экономики и перевод ее на инновационное развитие значительно актуализировал проблематику обеспечения МИБ для национальных интересов. Реализация Стратегии национальной безопасности России до 2020 года в части информационной составляющей способствует усилению координации действий федеральных органов государственной власти, в том числе по продвижению соответствующей резолюции ООН по МИБ, принятой 2 декабря 2009 г.

В качестве рекомендаций по подходам России в области формирования системы МИБ автор предлагает следующие:

— придание проблематике МИБ политической окраски, внесение данного вопроса в формат международных переговоров, имеющих непосредственное отношение к обеспечению международной и национальной безопасности и стабильности;

— проведение российского курса в сфере МИБ в ООН с акцентом на работу в 2010 г. Группы правительственных экспертов (ГПЭ) ООН по МИБ и целенаправленной работы со странами из числа представленных в ГПЭ ООН по МИБ — членами ШОС (Китай, Казахстан), БРИК (Бразилия, Индия), Евросоюза (Франция, Германия, Италия), а также США, Канадой, Японией, Израилем, ЮАР;

— противодействие использованию в качестве универсального договорного документа в сфере МИБ Конвенции Совета Европы о киберпреступности 2001 г. с подготовкой соответствующего документа под эгидой ООНпродвижение на международной арене открытого к присоединению Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения МИБ от 16 июня 2009 г.;

— активизация работы государств-членов ОДКБ по формированию системы информационной безопасности, а также закрепление на международном уровне терминологии по проблематике МИБ, применяемой в России, а также согласованной в ШОС.

Проведенный анализ зарубежного опыта использования ИКТ на примере США, Европейского Союза и Китая показал, что основной целью этих государств является достижение лидирующих позиций в мире. Используя различные модели электронного правительства (США — G2B, Евросоюз — G2C, Китай — G2B+G2C), их правительства считают вопрос обеспечения информационной безопасности одним из ключевых. Так, в США в 2009 г. принят доктринальный документ Cybersecurity 2009.

Анализ феномена резко расширяющегося внедрения ситуационно-кризисных центров в ведущих странах мира показал, что СКЦ способны стать одним из эффективных инструментариев повышения конкурентоспособности России, путем исследования проблематики внутренней и внешней политики, в том числе мониторинга и продвижения международных аспектов информационной безопасности. Одновременно СКЦ сами нуждаются в повышенном уровне защиты, поскольку в них аккумулируется чувствительная информация по вопросам внутренней и внешней политики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24) // Собрание законодательства РФ. -10.01.2000. -№ 2. ст. 170.
  3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895 // Российская газета. -28.09.2000. -№ 187.
  4. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу: Письмо Президента РФ от 30.03.2002 № Пр-576. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: утв. Председателем Правительства РФ 05.08.2005 № 2473п-П7. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Концепция региональной информатизации до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2006 № 1024-р // Собрание законодательства РФ.- 24.07.2006. № 30. — ст. 3419.
  7. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212 // Российская газета. 16.02.2008. — № 34.
  8. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р // Собрание законодательства РФ. 19.05.2008 г. -№ 20. — ст. 2372.
  9. Концепция внешней политики Российской Федерации: утв. Президентом РФ 12.07.2008 г. № Пр-1440. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008 г. — № 47. — ст. 5489.
  11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. 18.05.2009. — № 20. — ст. 2444.
  12. Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 // Российская газета. 10.02.2010. № 27.
  13. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002−2010 годы): Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 // Собрание законодательства РФ. 04.02.2002. — № 5. — ст. 531.
  14. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон РФ от 27.06.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. — № 31 (1 ч.). — ст. 3448.
  15. Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002 г. -№ 2. — ст. 127.
  16. О безопасности: Закон РФ от 05.03.1992 № 2446−1 (ред. от 26.06.2008) // Российская газета. 06.05.1992. — № 103.
  17. О персональных данных: Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 25.11.2009) // Собрание законодательства РФ. -31.07.2006. № 31 (1 ч.). — ст. 3451.
  18. Монографии и учебные пособия
  19. А.В. Инновационные направления современных международных отношений: Учеб. пособие для студентов вузов /, Зиновьева Е. С., Крутских А. В. и др.- Под ред. А. В. Крутских и А. В. Бирюкова. М.: Аспект Пресс, 2010 — 295 С.
  20. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. 253 С.
  21. С.Ю. Возможности и ограничения технико-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике. М.: ГУУ, 2008
  22. Глоссарий по информационному обществу / Под общ.ред. Ю. Е. Хохлова. М.: Институт развития информационного общества, 2009.
  23. В.Н., Проскурин С. А. Политические проблемы глобализации. М.: РАГС, 2003. 131 С.
  24. М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций, 3-е изд. перераб. и доп., М.: ИНФРА-М, 2003, 768 С.
  25. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.608 С. 24. «Китай. Машиностроение» Спецвыпуск, тт. 34−35, ПОЛПРЕД справочники, 2008.
  26. К. О войне. М.: Воениздат, 1934. 692 С.
  27. А.В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества // под научной редакцией А. В. Короткова -М.: ООО «Трейн», 2007. 472 С.
  28. И.Н. Информационное общество: планы и программы зарубежных стран. М., 1997.
  29. Международная безопасность России в условиях глобализации. Под общ.ред. В. А. Михайлова, В. С. Буянова. М.: РАГС, 2007. 560 С.
  30. Национальная безопасность России в условиях трансформации международных отношений: Сб. статей / Сост. Р. А. Явчуновская.- М.: МАКС Пресс, 2009
  31. Национальные модели информационного общества / Отв.ред. и сост. Е. Л. Вартанова, науч.ред. Н. В. Ткачева. -М.: Издательство ИКАР, 2004. 412 С.
  32. НТР и мировая политика: Учеб. пособие / под.ред. А. В. Бирюкова, А. В. Крутских. Моск.гос.ин-т межд. отношений (ун-т) МИД России. — М.: МГИМО-Университет, 2010. 252 С.
  33. Е.А. США: информационное общество (экономика и политика). -М.: Международные отношения, 2008. 408 С.
  34. Ситуационные центры 2009. Перспективные информационно-аналитические материалы научно-практической конференции РАГС. 14−15 апреля 2009 г. / Под общ.ред. А. Н. Данчула. М.: РАГС, 2010. 420 С.
  35. А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности // М, «Парад», 2005. 390 С.
  36. И.А. Новая экономика и информационные технологии // М, «Экзамен», 2003. 256 С.
  37. И.А. Сетевая экономика : учебник // М, «Эксмо», 2006. 206 С.
  38. А.А. Правовое обеспечение информационной безопасности России: теоретические и методологические основы. — Минск, 2005. 304 С.
  39. А.В. Информационная безопасность в мировом политическом процессе. М.: МГИМО-Университет, 2006. 220 С.
  40. Н.И. Развитие систем специального информационного обеспечения государственного управления / Ильин Н. И., Демидов
  41. Н.Н., Попович П.Н.- Федеральная служба охраны Российской Федерации. -М., 2009. 288 С.
  42. Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973.
  43. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Washington.: World Future Soc., 1983.
  44. Статьи в периодических изданиях и сборниках
  45. О.Д. Конкурентоспособность экономики России: потенциал развития в условиях мирового кризиса // Национальная безопасность России в условиях трансформации международных отношений. Сб. статей / Сост.Р. А. Явчуновская. М.: МАКС Пресс. -2009. -С.102.
  46. И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества//Информационное общество, 1999, № 1.
  47. Спенс. А. Майкл Передача сигналов в ретроспективе и информационная структура рынков // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. Т. V., М.: Мысль. 2005. С.484−534
  48. Г. Т., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. и др. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество. — 1999. № 9.
  49. P.P. Информационная безопасность фактор обеспечения конкурентных преимуществ // Управление в кредитной организации. -2009.-№ 3.
  50. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1990.
  51. Дипломатический вестник МИД России. 1999. — № 10. С.13−14.
  52. И.Н. Военная политика Российской Федерации в области международной информационной безопасности: региональный аспект / Комов С.А.ДСоротков С.В., Родионов С. Н., Федоров А. В. // Военная мысль. — 2007.- № 2.
  53. Дж. Информация и смена парадигмы в экономической науке // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. Т. V., М.: Мысль. 2005. С.535−629
  54. И.Н. Стратегия национальной безопасности России и особенности информационно-технической борьбы на современном этапе // Национальная безопасность России в условияхтрансформации международных отношений: Сб. статей / М.: МАКС Пресс
  55. Концепция формирования информационного общества в России // Информационное общество. — 1999. № 3. — С.3−11.
  56. А.В., Крамаренко Г. И. Дипломатия и информационно-коммуникационная революция // Международная жизнь. 2003. — № 7.
  57. Лежун Цзя. Китайский Интернет: стратегия информатизации и телекоммуникационная политика // Национальные модели информационного общества / Отв.ред. и сост. Е. Л. Вартанова, науч.ред. Н. В. Ткачева. М.: Издательство ИКАР, 2004. — С.253.
  58. May В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. — 2009. № 2.
  59. Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль, 1996, № 1.
  60. Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник. 2000. — № 8, с. 51−56.
  61. Ю.В., Пискулов Д. Ю. «Современный» не значит «справедливый» // Торгово-промышленные ведомости. — январь 2008. № 1 (377).
  62. А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. М.: ИНИОН, 1989. С.12−14.
  63. С.В. Теоретико-методологические аспекты анализа сущности и причин войн / Национальная безопасность России в условиях трансформации международных отношений: Сб. статей / М.: МАКС Пресс, 2009. С. 19−20.
  64. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 335.
  65. Д.С., Смолян Г. Л. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы Росси. — 1997.- № 4.
  66. В.П. Проблемы обеспечения международной информационной безопасности. «Бизнес и безопасность в России», № 54, 2009.
  67. DOD Directive # 3600.1, Information Operations. 2001. October- DOD Information Operations Roadmap. 2003. 30 October- JP 3−13 Information Operations. 2006. 13 February.
  68. Интернет-публикации и статистические базы данныхна русском языке
  69. Борьба с преступным использованием информационных технологий. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 56/121 http://daccess-dds-ny .un.org/doc/UNDOC/GEN/NO 1/482/06/PDF/N0148206.pdf?OpenElem ent
  70. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2009 году. http://www.mid.ru/brp4.ns J&-'itogi/5837BBE2727D8C3DC32576E9003А D888
  71. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН http://www.un.org/russian/terrorism/
  72. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. Доклад первого комитета на 64-й сессии ГА ООН, А/64/386, 10.11.2009 г. http://www.un.org
  73. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. Доклад Генерального секретаря на 63-й сессии ГА ООН, А/63/139, 18.07.2008 г. http://www.un.org
  74. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. Доклад Генерального секретаря, А/62/98, 02.07.2007 г. http://www.un.org
  75. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 54/49 http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/777/15/PDF/N9977715 .pdf?OpenElem ent
  76. Доклад Генерального секретаря ООН на 56 сессии Генассамблеи ООН (А/56/164/Add.l от 3 октября 2001 г.) http://www.un.org/documents/ga/docs/56/a56164al.pdf
  77. Екатеринбургская декларация глав государств членов Шанхайской организации сотрудничества. 16.06.2009 http ://sco2009.ru/docs/documents/ekaterinburgdeclaration
  78. Использование информационно-телекоммуникационных технологий в целях развития. Доклад второго комитета на 63 сессии ГА ООН, А/63/411, 02.12.2008 г., http://www.un.org
  79. А.В. К политико-правовым основаниям глобальной информационной безопасности. http://www.intertrends.ru/thirteen/003.htm
  80. Международная торговля и развитие. Доклад Генерального секретаря ООН на 63-й сессии ГА ООН, А/63/324, 25.08.2008 г., http://www.un.org
  81. Международное экономическое положение и перспективы на 2009 год. Информационная сводка ООН о глобальных перспективах http://www.un.org/esa/policy/wess/wesp.html
  82. Обзор внешней политики России в 2008 году. http://www.mid.ru/brp4.nsf/itogi/B286E140E4B7E48AC325752E002D EF65
  83. Обзор государственной политики развития ИКТ. Финальный отчет. 2002. http://www.gsom.pu.ru/files/upload/departments/pa/golubeva/elgov/08−09/IKTpolitikarazvitij a. pdf
  84. Официальный сайт Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru
  85. Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru
  86. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации http://www.mid.ru
  87. Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций http://www.minsvyaz.ru
  88. Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества http://www.sco2009.ru
  89. Официальный сайт Организации договора коллективной безопасности http://www.dkb.gov.ru
  90. Сайт Института проблем информационного права http://www.nisse.ru
  91. Сайт Национального форума по информационной безопасности «Инфофорум» http://www.infoforum.ru
  92. Сайт Национального института системных исследований проблем предпринимательства http://www.nisse.ru.
  93. Сайт Тверского социально-экономического форума «Информационное общество» http://www.tver-forum.ru/
  94. Сюн Гуанкай. Всеобъемлющая концепция национальной безопасности Китая. «Россия в глобальной политике», № 3, Май -Июнь 2009, http://www.globalaffairs.rU/numbers/38/l 1950. html
  95. Интернет-публикации и статистические базы данных на иностранных языках
  96. Annual Report of the European Commission, 1995. http://www.ispo.cec.be
  97. G-7 Ministerial Conference on the Information Society, Brussels, 1995 http://www.ispo.cec.be/g7/
  98. Information Society: Challenges for Politics, Economy and Society. -http://www.bmwi-info2000.de/gip/ fakten/zveie/index.html.99. http://vmw.unctad.org100. http://www.eito.com
  99. Remarks by the President on securing our nation’s cyber infrastructure. USA. 29.05.2009 http://www.whitehouse.gov/thepressoffice/Remarks-by-the-President-on-Securing-Our-Nations-Cyber-Infrastructure/
  100. The United Nations Institute for Disarmament Research (UNIDIR) http://www.unidir. org109. «UN E-Government Survey», United Nations, NY, 2010, http://unpanl.un.org/intradoc/groups/public/documents/un-dpadm/unpan038851 .pdf
Заполнить форму текущей работой