• 1. 0. Б30Р ЛИТЕРАТУРЫ
  • 1. 1. Классический период в изучении радиационного мутагенеза высших эукариот (локус-специфический мутагенез)
    • 1. 1. 1. Исследования на Drosophila melanogaster
    • 1. 1. 2. Исследования на других лабораторных тест- объектах
  • 1. 2. Биофизические механизмы радиационного мутагенеза
    • 1. 2. 1. Классический период исследований
    • 1. 2. 2. Современные представления о структуре трека
  • 1. 3. Молекулярная природа радиационно-индуцированных генных мутаций
    • 1. 3. 1. Исследования на генеративных клетках
    • 1. 3. 2. Исследования на соматических клетках
  • 1. 4. Репарационные механизмы радиационного мутагенеза

Молекулярный анализ особенностей радиационного мутагенеза генов black и cinnabar Drosophila melanogaster (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные молекулярно-генетические исследования по изучению природы генных мутаций, индуцированных ионизирующими излучениями, ведутся в основном на соматических клетках in vitro или in vivo с определением мутационных изменений, главным образом, в виде делеций всего или части гена методами блот-гибридизации или полимеразной цепной реакции (ПЦР) и в редких случаях методом секвенирования (UNSCEAR 2000 Report Vol. II).

Аналогичные исследования по выяснению молекулярной природы радиационно-индуцированных генных мутаций в генеративных клетках главных для радиационной генетики лабораторных тест-объектов (дрозофила, мышь) остаются немногочисленными, а их результаты фрагментарны, поскольку получены на ограниченном материале. В частности, первые молекулярно-генетические работы с использованием метода блотгибридизации показали, что в основе генных мутаций, индуцированных редко-ионизирующим излучением, как у дрозофилы (Ashburner et. al., 1982;

Kelley et. al., 1985), так и у мыши (Rinchik et.al., 1993) лежат, в основном, молекулярные делеции варьирующей величины. Близкие результаты получены и для генных мутаций в опытах на дрозофиле с нейтронами, как плотноионизирующим излучением (Pastink et.al., 1987). В то же время, использование метода секвенирования позволило обнаружить более широкий спектр рентген-индуцированных молекулярных изменений ДНК гена дрозофилы, включающий наряду с делециями/инсерциями и изменения на уровне отдельных оснований ДНК (Eeken J.C. et.al., 1994). Вопрос о характере молекулярных изменений, выявляемых методом секвенирования при индукции генных мутаций плотноионизирующими излучениями, в частности нейтронами, в генеративных клетках до сих пор остается открытым. Таким образом, ограниченность имеющихся данных для генеративных клеток затрудняет экстраполяцию на них результатов, полученных на соматических, и не позволяет выявить общие и специфические для двух типов клеток 4 закономерности образования радиационно-индуцированных молекулярных изменений гена.

Важным и актуальным при проведении таких исследований является также изучение молекулярной природы мутаций разных генов в одних условиях эксперимента, что открывает перспективу для оценки характера модификации реакции гена на действие редкои плотноионизирующего излучения такими его переменными параметрами, как величина, экзонно-интронная организация, положение на хромосоме и в ЗБ генома. В процессе проведения этих исследований наибольший интерес представляет индукция первичных повреждений ДНК в гаплоидном геноме зрелых гамет (спермиев), поскольку репарация этих повреждений осуществляется репарационными системами зиготы после сингамии. Последующий молекулярно-генетический анализ реализованных предмутационных повреждений гена позволяет по характеру наблюдаемых изменений ДНК установить, активность какой репарационной системы в зиготе генерирует эти изменения.

Между тем знание молекулярной природы генных мутаций, индуцированных в генеративных клетках высших организмов ионизирующими излучениями с низкой и высокой ЛПЭ и особенно нейтронами, с которыми, как известно, человек все чаще сталкивается на Земле и в Космосе, имеет наряду с отмеченным выше фундаментальным и большое практические значение. В самом деле, получение таких фундаментальных данных может стать экспериментальным обоснованием новых молекулярно-генетических подходов к сравнительной оценке риска редкоионизирующих излучений и нейтронов в индукции качественно разных молекулярных изменений гена, проявляющих себя в чреде поколений в виде дополнительного популяционно-генетического груза.

Вполне очевидно, что подобные исследования возможны лишь на немногих генетически хорошо изученных и относительно недорогих для эксперимента тест-объектах, среди которых в этом отношении наиболее перспективной остается плодовая мушка — Ого8орЫ1а melanogaster. 5.

Цель и задачи работы. Целью работы являлось сравнительное изучение молекулярной природы мутаций двух близких по величине и организации, но с разной локализацией на хромосоме, генов Ыаск+ и cinnabar+ (сп+) Drosophila melanogaster, индуцированных ионизирующими излучениями с низкой и высокой ЛПЭ.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Систематизировать коллекционный материал для двух генов по характеру генетических изменений «точковой» или аберрационной природы, виду и дозе радиации.

2. Установить характер зависимости частоты мутаций «точковой» и аберрационной природы от дозы у-излучения и нейтронов для двух генов и оценить ОГЭ нейтронов в индукции этих мутаций.

3. Изучить методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) характер и локализацию на карте двух генов регистрируемых изменений у уи нейтрон-индуцированных «точковых» мутантов.

4. Провести сравнительный анализ секвенированных последовательностей ДНК родительских (контрольных) аллелей black, 1 и Ыаск+п и спонтанных мутаций этого гена.

5. Проанализировать секвенированные последовательности оснований ДНК уи нейтрон-индуцированных аллелей black у «точковых» мутантов без выявляемых методом ПЦР изменений и определить характер доминирующих повреждений для двух видов радиации.

Положения, выносимые на защиту.

1. Геноспецифичность молекулярной картины радиомутабильности, установленная методом ПЦР, для двух изученных генов и видов радиации проявляется в доминировании делеционных мутантов у гена сп, находящегося в районе прицентромерного гетерохроматина хромосомы 2R, и мутантов с «точковыми» изменениями у гена black, локализованного в средней части эухроматина хромосомы 2L.

2. У у-индуцированных «точковых» мутантов black доминируют, согласно результатам секвенирования, однонуклеотидные изменения ДНК, а у нейтрониндуцированных — изменения ДНК, специфичные для аллеля-маркера black1 из материнской (родительской) тестер-линии.

3. Генная конверсия в ранней зиготе является одним из основных механизмов репарации ЛПЭзависимых повреждений ДНК, определяющих высокую ОГЭ нейтронов в индукции «точковых» мутаций гена Ыаск.

4. Конверсионный механизм репарации ЛПЭзависимых повреждений ведет к гомозиготности по уже имеющемуся у гетерозиготы Fi материнскому мутантному аллелю black1.

Научная новизна работы. Впервые в одних условиях эксперимента на примере двух генов D. melanogaster и для двух видов радиации установлена геноспецифичность в молекулярной картине их радиомутабильности, проявляющаяся в доминировании мутантов сп с частичными делениями гена, а мутантов black — с «точковыми» изменениями, не определяемыми методом ПЦР.

Впервые показано образования генных («точковых») мутаций в генеративных клетках дрозофилы на основе нейтрон-индуцированных ЛПЭ-зависимых первичных повреждений ДНК.

Впервые установлена важная роль межаллельной рекомбинации по типу генной конверсии как механизма репарации ЛПЭзависимых предмутационных повреждений ДНК гена в облученных спермиях дрозофилы, функционирующего в ранней зиготе после сингамии.

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

ВЫВОДЫ.

1. Зависимость частоты индукции аберрационных и «точковых» мутантов от дозы для двух видов радиации и двух генов линейна и ОГЭ нейтронов по тесту аберрационные и особенно «точковые» мутации для гена black (коэффициенты 8.6 и 5.0 соответственно) существенно выше, чем для гена сп (коэффициенты 4.0 и 2.6 соответственно).

2. В основе уи нейтрон-индуцированных «точковых» мутантов генов black и сп D. melanogaster лежат изменения структуры ДНК двух категорий: выявляемые методом ПЦР частичные делеции генов и скрытые, не детектируемые этим методом, «точковые» изменения, соотношение которых геноспецифично. Это выражается в том, что доля мутантов сп с делециями почти в 4 раза больше таковой среди мутантов black независимо от вида радиации.

3. Методом секвенирования идентифицированы делеция (АТСС) с инсерцией (ТАССТАСС) в экзоне 1 (+530) и 27 однонуклеотидных замен в разных районах гена у спонтанного аллеля black1 из материнской тестер-линии KL, с самками которой скрещивались облученные самцы дикой лабораторной линии, а также аналогичные изменения у трех спонтанных мутаций гена Ыаск из нестабильной лабораторной линии D32 как результат конверсии гена.

4. Доминирующими повреждениями структуры ДНК у у-индуцированных «точковых» мутантов black без выявляемых методом ПЦР изменений являются, согласно результатам секвенирования, делеции и модификации на уровне одного нуклеотида (50%), тогда как минорными фракциямиделеции нескольких пар оснований (до 11), фланкированные короткими прямыми повторами (25%) и мутанты конверсионной природы (25%).

5. Секвенирование ДНК нейтрон-индуцированных «точковых» мутантов black показало, что 13 из 15 изученных являются мутантами конверсионной природы, что указывает на важную роль генной конверсии при репарации ЛПЭ-зависимых повреждений ДНК, определяющей наблюдаемую высокую ОГЭ нейтронов в индукции «точковых» мутаций гена black.

6. Качественно разная природа доминирующих повреждений ДНК у уи нейтрон-индуцированных «точковых» мутантов, установленная методом секвенирования, отражает качественно разную природу первичных повреждений ДНК и репарационных систем, функционирующих в ранней зиготе до и после объединения родительских геномов.

БЛАГОДАРНОСТИ.

Выражаю глубокую благодарность научному руководителю диссертационной работы доктору биологических наук Александрову И. Д. и кандидату биологических наук Александровой М. В. своей помощью и личным участием обеспечивших ее выполнение, а также всем сотрудникам группы № 8 НХП Отдел фазотрона ЛЯП ОИЯИ Афанасьевой К. П., Коровиной Л. Н., Кораблиновой C.B. Выражаю большую благодарность начальнику отдела НХП Отдел фазотрона ЛЯП ОИЯИ к.т.н. Мицыну Г. В.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате радиобиологической характеристики мутабильности двух изученных генов установлен факт неожиданно высокой эффективности нейтронов в индукции «точковых» мутаций, что не согласовалось с классическими представлениями основанными на принципе попадания и теории «мишени». Для выяснения природы наблюдаемого явления был проведен молекулярно-генетический анализ уи нейтрон-индуцированных таких мутаций методом ПЦР, в результате которого была установлено, что в их основе лежат мутационные изменения двух категорий: частичные делеции гена и скрытые, не определяемые этим методом повреждения ДНК гена.

Одновременно была установлена геноспецифичность в определяемой этим методом молекулярной картине радиомутабильности двух генов,.

51 проявляющая себя в разном соотношении для них двух категорий мутаций, а именно, в преобладании у мутантов black скрытых молекулярных изменений в отличие от мутантов сп, значительная часть которых обусловлена частичными делениями гена. Для проверки предположения о высокой эффективности нейтронов в индукции микромолекулярных делеций не определяемых методом ПЦР было проведено секвенирование ДНК уи нейтрон-индуцированных «точковых» мутантов black. Полученные результаты не подтверждают выдвинутого предположения, а дают первое и важное указание на весьма эффективный и специфический механизм рекомбинационной репарации (по типу генной конверсии) нейтрон-индуцированных повреждений ДНК, функционирующий уже в раннем эмбриогенезе. Предполагаемый этот механизм репарации для мутационных повреждений гена black может являться универсальным и функционировать при формировании мутаций других генов. В пользу этого могут свидетельствовать полученные нами результаты ПЦРанализа радиационно-индуцированных мутаций гена сп, согласно которым многие из них имеют мутационные изменения (отсутствие 3-й 4-ого фрагментов гена) как и у спонтанного аллеля-маркера сп1, что может указывать на конверсионное происхождение этих радиационных мутантов.

Можно полагать, что этот механизм специфичен для конверсионной репарации первичных повреждений ДНК, характерных и для других видов радиации, в структуре трека частиц которых присутствует плотно-ионизирующая компонента. В пользу этого предположения свидетельствует установленный нами факт, что среди 8-ми изученных уиндуцированных мутантов, два также имеют ДНК аллеля black1 конверсионного происхождения, а в структуре трека фотонов 60Со присутствует, как известно, и плотноионизирующая компонента, определяющая их эффективность в индукции структурных изменений ДНК и хромосом.

В заключение следует подчеркнуть еще один важный результат проведенной работы. Установленная нами на примере одного локуса генная.

52 конверсия в ядре зиготы ведет не к потере гетерозиготности (LOH), а скорее к восстановлению гомозиготности по уже имеющемуся в геноме мутантному аллелю (reconstitutuion of homozygosity, ROH). Учитывая тот факт, что состояние гомозиготности не только сохранится в соматических и генеративных клетках данной особи, но при наследовании несомненно увеличит вдвое и вредный популяционный груз по данному мутантному аллелю. Последствия ROH, впрочем, могут оказаться гораздо более значительными, если в геноме данного вида гены в гетеро-аллельном состоянии представлены достаточно широко. О таком состоянии геномов многих видов высших эукариот, включая человека, свидетельствуют как классические (Алтухов Ю.П., 2003), так и современные, посвященные анализу нуклеотидного полиморфизма (SNP) (Hinds D.A. et al., 2005), популяционные исследования. Однако, важный вопрос о том, насколько регулярна генная конверсия в зиготе среди генов разного размера и положения в геноме, пока остается открытым, требуя для своего решения самостоятельных исследований.

1. Н. П. Хвостова В.В., Мансурова В. В. Хромосомные аберрации, летальные мутации и доза Х-лучей// ДАН СССР. 1941., Т.31, № 4, с.386−388
  2. Атомиздат 1966, 330 с. Ли Д. Е. Действие радиации на живые клетки// Москва, 1963, стр. 108 Литвинова Е. М. Биология размножения дрозофилы // в кн. Проблемыгенетики в исследованиях на дрозофиле. Новосибирск, Изд-во «Наука», 1977, С. 19−62.
  3. Н.В. Природа первичных цитогенетических лучевых повреждений и каталитическая активность хромосом// Докл. АН СССР, 1959а, т. 129, № 5, с.1168−1171.
  4. Adams M.D., McVey M., Sekelsky J.J. Drosophila BLM in double-strand- break repair by synthesis-dependent strand annealing. // Science, 2003, V. 299, P.265−267
  5. Albertini A.M., Hofer M., Calos M.P., Miller J. H// On the formation of spontaneous deletions: the importance of short sequence homologies in the generation of large deletions// Cell 29,1982, p.319−328
  6. Alexandrov I.D. Comparative frequency and spectrum of w mutations induced by y-rays and neutrons in Drosophila melanogaster! Drosophila Inf. Serv., 58, 1982, p.9−10
  7. Alexandrov I.D. Quality and frequency patterns of y- and neutron-induced visible mutations in Drosophila spermatozoa// Mutation Research, 127,1984,p. 123 127
  8. Alexandrov I.D., Alexandrova M.V. Genetics and cytogenetics of the black mutations induced by gamma-rays, 252Cf and fussion neutrons// Drosophila Inf. Serv., 63, 1986, p.159−161
  9. Alexandrov I.D., Alexandrova M.V. Cytogenetics of the cinnabar mutations induced by different quality radiations// Drosophila Inf. Serv., 70, 1991, p. 1618
  10. Alexandrov I.D. Different patterns of spontaneous mutability in two wild-type sib stocks of D. melanogaster with long-term laboratory history// Drosophila Inform. Service. 1992. V. 71. P. 213−214
  11. Alexandrov I.D., Zakharov I.A., Alexandrova M.V. The Moscow Regional Drosophila melanogaster Stock Center (Dubna, Russia)// Drosophila Inform. Service. 1997. V. 80. P. 109−130
  12. Alexandrov I.D., Zakharov I.A., Alexandrova M.V. The Moscow Regional Drosophila melanogaster Stock Center // Drosophila Inform. Serv., 2004, № 87, P. 1−22
  13. Ashburner M., Aaron C.S., Tsubota S. The genetic of a small autosomal region of Drosophila melanogaster including the structural gene for alcohol dehydrogenase, V. Characterization of X-ray-induced Adh null mutations// Genetics, 102, 1982, 421−435
  14. Ayaki T., Fujikawa K., Ryo H. et all. Induced rates of mitotic crossing over and possible mitotic gene conversion per Wing Anlage cell in Drosophila melanogaster by X-rays and fission neutrons. // Genetic, 1990, V. 126, P. 157 166.
  15. Bao C.Y., Ma A.H., Evans H.H., Horng M.F., Mencl J., Hui T.E., Swdwick W.D. Molecular analysis of hypoxanthine-phosphoribosyltransferase gene deletions induced by a- and X- radiation in human lymphoblastoid cells//Mut. Res. 326, 1995, p. 1−15
  16. Barendsen G.W. The relationships between RBE and LET for different types of lethal damage in mammalian cells: biophysical and molecular mechanisms// RadiatRes. 139(3), 1994, p. 257−70.
  17. Becker H.J. Mitotic recombination// in The Genetics and Biology of Drosophila, Vol. IC, edited by M. ASHBURNE and E. NOVITSKIA. Academic Press, New York, 1976 p. l 019−1087.
  18. Breimer L.H. et al. Structure and sequence of mutants induced by ionizing radiation at selectable loci in Chinese hamster ovary cells//Molecular biology, 1986, 192, 669−677.
  19. Nature. 184,1959, p.1293−5 Elkind M.M., Sutton H. Radiation response of mammalian cells grown in culture. 1. Repair of X-ray damage in surviving Chinese hamster cells// Radiat. Res. 13, 1960, p.556−93
  20. Flores C.C. Repair of DNA Double-Strand Breaks and Mismatches in Drosophila, DNA Damage and Repair, vol. 3: Advances from Phage to Humans, Nickoloff, J.A.and Hoekstra, M.F., Eds., Totowa: Humana, 2001, pp. 173−206
  21. Friedberg, E. C., Walker, G. C., Siede, W., Wood, R. D., Schultz, R. A., and Ellenberger, T. DNA Repair and Mutagenesis, 2nd Washington, DC: ASM Press2006.
  22. Goodhead, D. T., Munson, R. J., Thacker, J. and Cox, R. Mutation and inactivation of cultured mammalian cells exposed to beams of accelerated heavy ions. IV. Biophysical interpretation// Int. J. Radiat. Biol. 37, 1980, P.135−167.
  23. Goodhead, D. T. and Charlton, D. E. Analysis of high-LET radiation effects in terms of local energy deposition//Radiat. Prot. Dosim. 1985, 13, P.253−258.
  24. D.T Goodhead/ Energy deposition stochastic and track structure: what about the target? // Radiat. Prot. Dosim. 2006. V. 122. P. 3−15.
  25. G.B Gloor, N.A. Nassif, D.M. Johnson-Schlitz, et al. Targeted Gene Replacement m Drosophila Via P Element-Induced Gap Repair// Science, vol. 253,№.5024, 1991, P. 1110−1117.
  26. Gloor G.B., Moretti J., Mouyal J., Keeler K.J. Distinct P-element excision products in somatic and germ line cells of Drosophila melanogaster II Genetics, 2000, V. 155, P. 1821−1830.
  27. Grosovsky, A.J., J.G. de Boer, P.J. de Jong et al. Base substitutions, frame shifts and small deletions constitute ionizing radiation-induced point mutations in mammalian cells. Proc. Natl. Acad. Sei. U.S.A. 85: 1988, P. 185−188
  28. Hiroshi Kimura, Hirofumi Higuchi, Hiroaki Iyehara-Ogawa, Takesi Kato. Sequence Analysis of X-Ray Induced Mutation Occurring in a cDNA of
  29. Human hprt Gene Integrated into Mammalian Chromosomal DNA//Radiation Research 134, 1993, P.202−208
  30. Hinds D.A., Stuve L.L., Nilsen G.B. et all. Whole-genome patterns of common DNA variation in three human populations// Science, 2005, V. 307, P.1072−1079.
  31. Hill M.A. Radiation damage to DNA: the importance of track structure// Radiat Meas. 31(1−6), 1999, P. 15−23
  32. Jenner T.J., de Lara C.M., O’Neill P., Stevens D.L. Induction and rejoining of DNA double-strand breaks in V79−4 mammalian cells following gamma- and alpha-irradiation// Int. J. Radiat Biol. 64(3), 1993, p.265−73.
  33. Kastenbaun M.A., Bowman K.O. Tables for determining the statistical significance of mutation frequencies// Mutat. Res. 1970. V. 9. P. 527−549.
  34. Kelley M. R., Mims I. P., Farnet C. M., Dicharry S. A., Lee W. R. Molecular Analysis ofX-Ray-Induced Alcohol Dehydrogenase (Adh) Null Mutations in Drosophila melanogaster //Genetics 109(2), 1985, P.365−377.
  35. Kinashi Y., Sakurai Y., Masunaga S., Suzuki M., Takagaki M., Akaboshi M., Ono K. Molecular structural analysis of HPRT mutations induced by thermal and epithermal neutrons in Chinese hamster ovary cells// Radiat Res. 2000, 154 (3), P.313−318
  36. Kraus E., Leung W. Y. and Haber J. E. Break-induced replication: a review and an example in budding yeast// Proc. Natl. Acad. Sci. USA 98, 2001, P. 82 558 262.
  37. Rocque J. R Dissertation «DNA damage response in Drosophila melanogaster: orchestrating repair with cell cycle checkpoints», University of North Carolina, Chapel Hill, 2007
  38. MacPhee D. G. Mismatch repair as an important source of new mutations in non-dividing cells//Experientia.52(4), 1996, P.357−63.
  39. Mahmoud J., Fossett N.G., Arbour-Reily P., McDaniel M., Tucker A., Chang S.H., Lee W.R. DNA sequence analysis of X-ray induced Adh null mutations in Drosophila melanogasterl I Environ Mol Mutagen. 18(3), 1991, P. 157−60
  40. McVey M., Adams M.D., Staeva-Vieira E., Sekelsky J. Evidence for multiple cycles of strand invasion during repair of double-strand gaps in Drosophila II Genetics, 2004, V. 167, P. 699−705.
  41. Min S. Park, Tracy Hanks, Armini Jaberaboansari Molecular Analysis of Gamma-Ray Induced Mutations at the HPRT Locus in Primary Human Skin Fibroblasts by Multiplex Polymerase Chain Reaction/ Radiation research, 1995,141,11−184
  42. Genet. 25,1991, P.229−53. Muller H.J. The problem of genetic modification// Internal Congr. Ot Genetic, 1, 1928
  43. Rinchik E.M., Russell L.B. The dilute-short ear (d-se) complex of the mouse: lessons from a fancy mutation/ /Trends Genet., 1, 1985, P.170−17 665
  44. Science, 2000, V. 288, P.2013−2018 Rong Y. S., Golic K. G. The homologous chromosome is an effective template for the repair of mitotic DNA double-strand breaks in Drosophila// Genetics 165, 2003, P.1831—1842.
  45. Rothkamm K., Gunasekara K., Warda S.A. et al. Radiation-induced HPRT mutations resulting from misrejoined DNA double-strain breaks// Radiat. Res., 2008. V. 169. P. 639−648. Russell W.L. X-ray-induced mutation in mice//Cold Spring Harbor Symposia
  46. Quant. Biol. 16, 1951, P 327−336 Russell W.L. Evidence from mice concerning the nature of the mutationprocess//Genetic Today, Vol.2, 1965a, P. 257−264 Russell, W. L. Studies in mammalian radiation genetics// Nucleonic, 23, 1965b P.53−62
  47. Russell L.B., Rinchik E.M. Genetic and molecular characterization of genomic regions surrounding specific loci of the mouse! I Mammalian Call Mutagenesis (M.M. Moore et. al., Eds.) Banbury Report 28, Cold Spring Harbor, NY, 1987, P.109−121
  48. Rydberg B. Clusters of DNA damage induced by ionizing radiation: formation of short DNA fragments. II. Experimental detection// Radiat Res. 145(2), 1996 P.200−9.
  49. Timofeeff-Ressowsky N.W. Verschiedenheit der «normallen» Allele der whiteserie usw.// Bilologisches Zentralbatt, Bd5,1932(a) Timofeeff-Ressowsky N.W. Proc. 6th Intern. Congress Genetics, 1932(6), V. l, P.308−330
  50. Whaley J.M., Little J.B. Molecular characterization of hprt mutants induced by low- and high-LET radiations in human cells// Mutation Research, 243, 1990, P.35−45
  51. Wolff S. Radiation genetics. Annu. Rev. Genet. 1967.1:221−244
  52. Wolfner M.F. Nuclear envelope dynamics in Drosophila pronuclear formation and in embiyos I I in: Nuclear Envelope Dynamics in Embryos and Somatic Cells, ed. P. Collas, Eurekah. Com. and Cluwer Academic/Plenum Publishers, 2002, P.131−142.
  53. Wood R.D. DNA repair in eukaryotes// Annu. Rev. Biochem.65, 1996. 135−167.
  54. Z. Zachar, P. M. Bingham Regulation of white locus expression: the structure of mutant alleles at the white locus of Drosophila melanogaster// Cell 30, 1982, P.529−541.