Становление и развитие системы педагогического образования в Башкирии
Диссертация
Анализ развития вышеперечисленных компонентов педагогического образования дает основание к утверждению того, что к началу XX в. на территории Башкирии сформировалась СПО,'* в становлении которой, в хронологических. рамках исследования, можно выделить пять четко выраженных этапов: Первый: Х-ХУП вв. Этап, который определен как религиозно-просветительский. Его характерными чертами являются… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Становление системы педагогического образования в Башкирии до 1917 года
- 1. Общая характеристика педагогического образования в Башкирии в контексте развития образования в
- России
- 2. Этапы становления и развития системы педагогического образования в Башкирии.,
- Выводы по I главе
- Глава II. Развитие системы педагогического образования Башкирии до 1917 года
- 1. Типы педагогических учебных заведений и их, особенности
- 2. 'Организация учебно-воспитательного процесса в педагогических учебных заведениях и формы повышения квалификации. учителей
- Выводы по II главе.,
Список литературы
- Абзанов Ш. К вопросу по истории народного образования в Башкирии. — Уфа,. 1934. — 65 с.
- Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики5: Сборник. Под ред.Э.Д.Днепро-ва. М., 1986. — 230 с.
- Александров Г. А. Иван Яковлевич Яковлев в 1917—1920 годах (Чуваш.просветитель). Чебоксары, 1992. — 91 с.
- Алибаев С.Р. и др. Расцвет просвещения и -культуры в Башкирии. Уфа: .¦ Башкнигоиздат, 1947. — 28 с.
- Алибаев С.Р. Школы Башкирской АССР. (Прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития). Уфа, 1966. — 167 с.
- Альмухаметов Р.В., Малютин И. П. Современный взгляд на историю образования Башкортостана (1702−1907 гг.). Эт-нопедагогические взгляды просветителей Башкортостана. -Уфа, 1996. 58 с.
- Аминев Т.И. Красна Изба не углами, или, сердца, отданные детям. Белебей, 19.94. — 104 с.
- Аминев Т.И. Кузница педагогических кадров. Белебей, .1989. — 58 с.
- Анисов М.И. .Источники изучения истории педагогики в России: (Учеб.метод, пособие для пед. институтов). -М., 1991. 196 с.
- Аннин Б. Свод главнейших законоположений и распоряжений о начальных народных училищах и учительских семинариях. -* С.-П. б., 1883. 256 с.
- И. Антипин А. Н. Если имя тебе учитель! — Иркутск, 1983.1. С.- 199
- Антология педагогической мысли России XVIII’в. М: Педагогика, 1985. — 479 с.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М: Педагогика, 4987. — 558 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины •XIX в. начала XX в. — М: Педагогика, Г990. — 603 с. #
- Антология педагогической мысли: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. В 3-х т. М: Высшая школа, 1989. — Т.2. — 462 с.
- Ардашев И. Современное состояние мусульманских конфессиональных школ в России и стремление мусульман к их преобразованию. Уфа, 1915. — 15 с.
- Арсеньев А.М. Педагогическая практика в дореволюционных •учительских семинариях России // Советская педагогика. 1938. — N -9. С*. 91−109.
- Арсеньев А.М. Против идеализации учительских семинарий // Советская педагогика. 1947. — N 12. — С.47−59.
- Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.:' Политиздат, 1980. — 368 с.
- Ахаян Т.К. Педагогические очерки к построению курса «История образования». С-Пб., 1996. — 71 с.'
- Базовое педагогическое образование. Педагогический аспектматериалы к учебным программам. С-Пб., 1993. — 59 с.' i
- Башкирский край. Выпуск 1. Уфа, 1991. — 134 с. .
- Белавин К. Из истории просвещения в Оренбургском крае. Женские гимназии и прогимназии 1875−1899 гс. Оренбург, 1913. — 250 с.- 200
- Белов Н.Д. руководство по педагогике. С.Пб., 1874.'224 е. ¦
- Бендриков К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865−1924 гг.). М., 1960. -.512 с.
- Богданов Н.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР: Историко-статистический очерк. -М., '1964. 204 с.
- Борисенко Н.Ф. .0 некоторых вопросах истории народного образования дореволюционной России // Советская педагогика. 1955. — N '3. — С. 71−79.
- Бунаков Н. Школьное дело. С-Пб., 1886. — 240 с.
- Буслаева Л. История развития просвещения и школы народов СССР с X в. по октябрь 1917 г.: Учебное. пособие для студентов. Горький, 1974. — 111 с.
- Валеев Д.Ж. История общественной мысли Башкортостана. Учебное пособие. Уфа: Башкнигоиздат, 1994. .- 244 с.
- Васильева И.Г. Исторические этапы развития медресе Талия" // Проблемы обучения и воспитания молодежи. Уфа, 1995. — С.80−81.
- Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в. Уфимской губернии за 1900 год. Ведомость N 15. Уфа, 1901. — 15 с.
- Вежлев А. Первые учительские курсы в России // Народное образование. 1962. — № 3. — С.100−103.
- Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М: Учпедгиз, 1959.320 с.
- Ветошкин М. Министерские и думские проекты подготовки народных учителей // Русская школа. 1909. — N 12.- 201 -•1. С. 17−43.
- Вильданов А. X., Кунафин’Г.С. Башкирские просветители демократы XIX в. М: Наука, 1981., — 256 с.
- Вопросы истории Башкирии. Выпуск 1. (Советский период).- Уфа, 1972.' 229'с. -
- Вопросы истории школ Восточной Сибири. Иркутск, 1975.- 88 с.
- Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России. Сборник научных трудов под ред. Э. Д. Днепрова. -М., .1978. 102 с.
- Ганелин Ш. И. Очерки по' истории средней школы в России второй половины XIX века. 2-е изд., М: Учпедгиз, 1954.- 303 с.41- Горохов В.М.1 Педагогика тарихыннан очерклар. Казан, 1956. — 124 б.
- Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань, 1941. — 260 с.
- Давлетбаев Б. С. Крестьянская реформа 1861 года в Башкирии, М., 1983. — 185 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1.956. — 362 с.
- Додон J1. J1. Начало педагогического образования в России. Первая Петербургская учительская семинария // Воп-*росы профессионально-педагогической подготовки студентов в педагогическом институте: Ученые записки- Т. 139.- 1957. С.167−187.
- Доклад Губернской Управы XXXIV' очередному Уфимскому
- Земскому собранию. О среднем, специальном и низшем образовании. Уфа, 1914. — 47 с.
- Доклады управы, журналы комиссии по Народному образованию и журналы собрания. Оренбург, 1917. -'224 с.
- Дудко А. Из истории педагогического образования в Абхазии. Сухуми, 1961. — 127 с.
- Елпатьевский С.Я. Воспоминания за 50 лет. 'Уфа, 1984.- 358 с.
- Еникеев A.A. Русско-башкирская начальная школа в доре-. волюционной Башкирии. Уфа, 1945. — 198 с.
- Еникеев С. Отчет деятельности мусульманских педагогических курсов Уфимского губернского земства за 1917 г.- Уфа, 1918. 31 с.
- Ефремов В. Из истории уфимского края. Уфа, 1913. -16 с.
- Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации: Научно-методическое пособие. .- М., 1993. 114 с.
- Зайнашев С. Народное образование за 25 лет.// Народное образование и здравоохракение. Уфа, 1944. — 28 с.
- Записки по дидактике (Общей и методике закона божия и славянского языка). Для учителей церковно-приходских школ. Уфа, 1902. — 227. с.
- Зикеев Н.В. Из истории педагогической подготовки учителей для военных гимназий: Ученые записки, Т.VIII. Трудыiкафедры педагогики МОПИ. Вып.1. М., 1947. — G.105−116.
- Из жизни Благовещенской учительской семинарии. Уфа, 1900. — 103 с.
- Из истории подготовки народных учителей. Красноярск, 1−968. — 47 с.
- Инструкция для педагогических курсов, утверждаемых в
- Оренбургском учебном' округе по правилам 29 июня 1907 года для приготовления • учителей 'и учительниц народныхучилищ. Второе издание. Уфа, 1913. — 43 с. t
- Историко-статистические таблицы деятельности уфимских земств. К 40-летию существования земств’Уфимской губернии. 1875−1914 гг. Уфа, 1915. — 445 с.
- Историческая записка о 25-летнем существовании Благовещенской учительской семинарии // Приложение к N 7 «Циркуляра по Оренбургскому учебному округу» за 1902 г. 78 с
- Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летйе его., существования (1875−1899). Выпуск 1. Оренбург, 1901. — 209 с.- 204
- Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875−1899). Выпуск 2. -' Оренбург, 1901. 250 с.
- Исторический очерк Оренбургской киргизской учительской школы за время -с 1883 по/1899 гг. // Оттиснуто из
- NN 4,5,6 «Циркуляра по Оренбургскому учебному округу» за 1903 г.
- Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884−1909 гг.). С-Пб., 1909. — 135 с
- Исторический очерк Уфимского Епархиального женского училища со времени учреждения его (с 1862 г.) по 1887 год. Уфа, 1888. — 74 с.
- История педагогики как учебный предмет. Под ред. К.И.Са-лимовой. М.: Роспедагентство, 1996. — 230 с.74- История педагогики-/ Пискунов А. И. и др. Учебное пособие для педагогических университетов, ч-. 1. М: «Школа», 1995. — 231 с.
- История СССР. XIX начала XX века: Учебник для вузов по специальности «История». 2-е изд. — М., 1987. — 542 с
- История Урала. Пособие для студентов, учителей и самообразования. В 2 т. Т. 1.' Пермь, 1976. — 396 с.
- История Урала в период капитализма. М: Наука, 1990. -503 с. 78! История Уфы/ Краткий очерк. Уфа: Башкнигоиздат, 1976. — 600 с.
- Каганович И.З. Очерк развития статистики школьного образования в СССР. М: Госстатиздат, 1957. — 103 с.
- Каландия М. Воспоминания старого педагога. Сухуми, 1962. — 72 С.205
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики // Педагогика. 1992−1996 гг.
- Кильдибяков Г. Н. Магометанские школы (Мектеб и медрес-се) в Мензелинском уезде Уфимской губернии. Мензе-линск, 1913. — 78 с.
- Клюжев И. О реформе учительских институтов // Русская школа. 1912. — N 7. — С. 35−39.
- Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. -М: Просвещение, 1969. 311 с.
- Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982. — 191 с. •• :88. .Константинов Н. А., Медынский, Е. Н. Шабаева М.Ф. История. педагогики: Учебник для студентов пед. институтов. 5-еизд. '- М: Просвещение, 1982. 447 с.
- Константинов Н. А., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М: Учпедгиз, 1953.3 с.
- Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогиче-ского процесса. М.:' ИТП и МИО РАО, 1994. — 265'' с.
- Краткая философская энциклопедия. М: «Прогресс, 1994.576 с.
- Краткий исторический очерк 75-летия Уфимской мужской гимназии (1828−1903). Уфа, 1904. — 93 с.- 206
- Кузеев Р. Г. Испытание временем. Уфа, 1992. — 138 с.
- Кузьмин H.H. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск, 1971. — 279 с.
- Кузьмин H.H. Учительские институты в России (Лекции по истории педагогики). Челябинск, 1975.'- 41 с.
- Кузьмин H.H. Учительские семинарии России и их место в подготовке учителей начальной школы (лекции по истории педагогики). Курган, 1970. — 102 с.
- Курс практической педагогики. Для учительских семинарий, народных учителей и вообще лиц, занимающихся первоначальным воспитанием и обучением детей в школах идома. М., 1876. „- 231 с. i
- КушкоВ’Н. Г. Очерки по истории и теории высшего педагогического образования: Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т.115. ч.1. -Ленинград, 1955. 215 q.
- Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М: Мысль, 1971. — 368 с.
- Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 годах. М: Мысль, 1981.' - 285 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М:"Прометей“, 1993. — 528 с.
- Любимов А. Мактабы и медресе г.Уфы и 1-го района. Уфимского уезда. Оттиск из „Вестника Оренбургского учебного округа“. Уфа, 1914. — 10 с.
- Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса. 1816−1917). Казань, 1982. — 96 с.
- Медынский E.H. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции.-.М., 1938.-512 с- 207
- Медынский E.H. Народное образование в СССР. М., 1952.- 260 с.
- Мектебы Уфимской губернии. Уфа, 1915. — 94 с. V
- Меньшикова Роль личности учителя в развитии русской начальной школы // Начальная школа. 1992. — N 9−10. -С.3−7.
- Михайлова С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIX век). -.Казань, 1979.224 с.
- Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. 1917−1987. М-Просвещение, 1987. — 224 с.
- Мустафина Ф.Х. Народное, образование в Башкирской АССР.- Уфа, 1960. 30 с.
- Народное образование. Земские школы Уфимской губернии. 1900−1905 годы // Из Журнала МНП.. Новая серия XVI. -1908. — N 8. — С.129−200.
- Народное образование на Урале в XVIII начале XX в. -Свердловск, 1990. — 148 с.
- Народное образование. Педагогические науки. Аннот. указ. отеч. библиогр. пособий на рус.яз. опубл. с середины XIX в. по 1978 г. М., 1981. — 220 с.
- Народное образование по основному обследованию 1920 г. (1920−1921 уч. год). МЛ 1924. — 389 с.
- Народное образование в РСФСР к 1924−1925 учебном году (Отчет Наркомпроса РСФСР за 1923/24 г.). --М., 1925.267 -с.
- Народы Поволжья и Приур1клья: историко-этнографические очерки. М., 1985. — 303 с.
- Нечаев Н.В. Горнозаводские школы Урала. М., 1956.207 с.•
- Нигматов З. Г, Шакирова JI.P. Из истории развития педагогической мысли в Казанском университете // Проблемы образования на современном этапе. Соликамск, 1995. -С.15−18.
- Образование: идеалы и ценности (Историко-теоретический аспект). Уч.пособие. Под ред. З. И. Равкина. М., 1995.- 631 с.
- Обзор деятельности ведомства МНП за время царствования императора Александра III (со 2 марта 18−81 г. по 20 октября 1894 г,.). С-Пб., 1901. — 524 с. + Приложения.
- Обухов М.И. Народное образование в Уфимской губернии к 1917 г. // Бюллетень отдела народного образования Уфимской губернской Земской Управы. 1917 т. — N 5−6.- С.1−18. *
- Обухов М.И. (Шорин М.) Летопись народной школы. Уфа, 1915. — 224 с.
- Объяснительная записка к уставам Уфимского Дарульмугаллимина „Султан1е“ и Уфимского Дарульмуталлимата „Султан1е“. Б.м., Б. г. — 14 с.
- Однодневная перепись начальных школ в империи, произве- 209, денная 18 января 1911 г. Вып. VII. ч.1. Оренбургский учебные округ. Б.м. В. г. — 84 с.
- Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной
- России и в СССР. Сборник статей. М., 1972. — 163 с. ' i '
- Ососков A.B. Начальное образование в дореволюционной России (1861 1917). — М: Просвещение,'1982. — 208 с.
- Острогорский А. О современном состоянии начального образования в России /'/ Образование. 1896, — N 7−8. -О. 92−139.
- Отчет о временных учительских курсах по садоводству, огородничеству и сельскому хозяйству, бывших в т. Бирске для учителей начальных народных училищ Уфимской губернии, с 15 июня по „20 июля 1894 года. Оренбург, 1894. t '23 .с-.
- Отчет о занятиях на кратковременных курсах, бывших в г. Бирске с 16 августа по 7 сентября 1886 года. Оренбург, б. г. — 115 с.
- Отчет о краткосрочных законоучительских курсах в г. Уфе (с 3-го по 15 июня 1916 года). Уфа, 1916. — 54 с.
- Отчет о краткосрочных педагогических курсах для учителей и учительниц начальных училищ- бывших летом 1913 года в г. Красноуфимске. Красноуфимск, 1913. — 280 с.' i
- Отчет, о состоянии Бирской Инородческой Учительской школы и начального при ней училища за 1895 (гражданский) год. С кратким очерком истории возникновения школы и статистическими таблицами за 13 лет ее существования. -К-азань, 1896. 144 с.
- Отчет о состоянии Благовещенской Учительской семинарии за 1902 (гражданский) год. Уфа, 1903. — 71 с.- 210
- Отчет о состоянии Благовещенской Учительской семинарии за 1907 (гражданский) год. Уфа, 1908. — 43 с.
- Отчет о состоянии Благовещенской Учительской семинарии за 1904 (гражданский) год. Уфа, 1905. — 81 с.
- Отчет о состоянии Уфимского епархиального женского училища в учебно-воспитательном (и экономическом) отношении с 1-го сентября 1900-го года по“ 1-е сентября• 1901-го учебного' года. Уфа, 1902. — 30 с.
- Отчет о состоянии церковных школ Уфимской епархии за 1907−1908 учебный год. Уфа, 1909. — 43 с.
- Отчет по временным летним педагогическим курсам для учащих народных училищ Б’елебеевского уезда в г. Белебее, Уфимской губернии в 1914 г. Белебей, 1914. — 90 с.
- Отчет Уфимской Губернской Земской Управы XXXVIII очередному Уфимскому Губернскому Земскому Собранию по отделу народного образования за 1912 год. Уфа, 1912. -76 с.
- Очерк деятельности Уфимского Губернского Земства по народному образованию 1875.-1910 гг. Уфа, 1910. — 160 е.146- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. первая половина XIX в.-- М: Педагогика, 1973. — 606 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов
- СССР. Вторая половина XIX в.-М: Педагогика, 1976.-600 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, — Конец XIX в. начало XX в. — М: Педагогика, 1991.- 445 с.
- Очерки по истории Башкирской АССР. Т.1. ч.1. Уфа: Башкнигоиздат, 1956, — 3*04 с.
- О’черки по истории Башкирской АССР. Т.1. ч.2. Уфа: Башкнигоиздат, 1959, — 5.40 с.
- Памятная книга на 1915 год. Уфа, 1915. — 616 с. + 35 с
- Паначин Ф. Г. Педагогическое образование -в России. Историко-педагог^ческие очерки. М., 1979. — 216 с.
- Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в СССР. М: Педагогика, 1975. — 218 с.
- Паначин Ф.Г. Учительство и революционное -движение в России (XIX нач. XX в.)'. — М: Педагогика, 1986. — 212 с
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пид-касистого. М. ,--1995. — 638 с.
- Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах-.» М: Сов. энциклопедия, 196,6. Т. 3. 880 с.
- Педагогический сборник Уфимского Учительского Союза. -Уфа, 1917. 181 с. ,
- Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. XLV. Уфимская губерния. Тетрадь 1. С-Пб., 1901. — 186 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3-х томах. Г/к, 1965. — Т.З. — 204 с. 160. .План деятельности Уфимского Губернского -Земства по народному образованию. Издание второе. Уфа, 1913. — 86 с
- Постановление первого общеземского съезда по народному- 212 образованию в г. Москве с 16 по 30 августа 1911 г. -Уфа- 1912. 33 с.
- Проблемы подготовки учителей в истории развития народного образования в Прибаштике. Рига, 1981. — 197 с.
- Программы для поступления в приготовительные, первый’и второй- классы гимназии. Уфа, 1918. — 18 с.
- Проект народной школы с шестигодичным курсом. Материалы к общеземскому съезду по^ народному образованию. М., 1911. — 2.19 с.
- Просветительная работа учителя в настоящий момент. Уфа- 1917. 4 с.
- Протоколы и доклады совещания учителей и мугаллимовсостоявшегося при Уфимской Губернской Земской Управе от*20 до 27 июля 1915 года для просмотра учебников, упот-ребляемых в начальных инородческих школах. Уфа,. 1916.- 78 с.
- Пругавин А. С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. С-Пб., 1896. — 785 с.
- Пряникова В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М: Новая школа, 1995. — 96 с.
- Развитие общего и профессионального образования на Урале. Пермь, 1981.' - 87 с.
- Рашит.ов А. К. Начальная школа в Башкирии за XX лет. -Уфа, 1941. 142 с. '
- Рахманов Н. Развитие педагогического образования в Узбекистане. Ташкент, 1976. — 176 с.
- Родевич М. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям МНП. С-Пб., 1884." 221 с.
- Рождественский С. Исторический обзор деятельности МНПк1802−1902). С-Пб., 1902. — 782 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2 томах. -*
- М:Большая рос. энциклопедия, 1993. Т. 1. — 608 с.
- Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи, изданное по величайшему повелению царствующей императрицы Екатерины II. С. Пб, 1789. — 114 .'+ 39'с,
- Рыбаков С. Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии. С-Пб., 1900. — 28 с.
- Рыжков Н. Начальная школа Оренбургского учебного округапо переписи 18 января 1911 года. Уфа, 1915. — 32 с. *
- Савинков И. Учитель русской народной школы и его обязанности. Дидактический, 'сборник. Варшава, 1900. — 186 с
- Сборник трудов кафедры педагогики «и психологии Башкирекого педагогического института им. К. А. Тимирязева и Баш-„кирской психиатрической больницы. Вып. 2. Уфа,. 1946.- 188 с.
- Сиповский В. Учительский вопрос // Образование. 1893.- N .10. С. 200−216.
- СГлудковская И. А. Из истории подготовки учительских кадров на Урале во второй половине XIX века // Из истории народного образорания Урала. Пермь, 1976. — С.33−46.
- Слудковская И.А. Развитие народной школы, на Урале в XIX веке. Пермь, 1976. — 76 с.
- Смирн-ов В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века. M: Акад.пед. наук РСФСР, 1954. — 312 с.
- Советская Башкирия. Исторические очерки. Уфа: Башкни- 214. гоиздат, 1957. -, 372 с.
- Соколов A.B. Из истории начального образования в Россиив первой четверти XIX века. М., 1948. — 170 с.
- Спирин Л. Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач (проблемы теории и методики развивающего профессионально-педагогического обучения и самообразования). Кострома, 1994. — 109 с.
- Справочник по профессиональному образованию. Уфа, 1924. — 24 с.
- Степанов С. К вопросу о педагогической -подготовке пре4подавателей .средней школы в России. Исторический очерк // ЖМНП. Новая серия, ч. XX. 1909. — С.1−44.
- Столетний юбилей Уфимской Духовной семинарии. 1800, 26 сентября 1900. — Уфа, 1901. — 130 с.
- Столетов В.И. Некоторые проблемы развития педагогической науки в СССР // Советская педагогика. 1972. -N 12. — С. 18−33. .
- Страк Г. Низшие училища и образование учителей в России .//ЖМНП. 1878. — ч. CXCV. -.С. 1−27.- 215
- Суханов А.И. План школьной сети по введению всеобщего обучения и план школьного строительства. Всеобщее обучение в г. Уфе. Уфа, 1911. — 213 с. i
- Текущая школьная статистика Уфимской губернии за1908−1909 учебный год. Уфа, 1909. — 171 с.
- Узаконение и распоряжение правительства и высшего церi *ковно-школьного управления, касающиеся церковных школ. М., 1913. — 168 с. -
- Указатель к повременным изданиям Министерства народного просвещения с 1803 по июнь 1864 года. Часть официальная. С-Пб., 1864. — 255 с.
- Указатель к повременным изданиям Министерства народного просвещения с 1803 по июнь 1864 года. Часть неофициальная. С-Пб., 1866. — 303 с.
- Устав трехгодичных педагогических курсов Уфимского гуiбернского земства. Уфа, 1916. — 4 с.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. М., 1974. — Т.1. — 309 с.
- Учебные заведения всех ведомств и наименований, находящиеся на территории' Оренбургского учебного округа по переписи 31 декабря 1894- года. Оренбург, 1896. — 277 с
- Учреждение Бирской. Инородческой школы // Оттиск из N 9−10 приложения к „Циркуляру по Оренбургскому учебному округу“ за 1902 г.“ 145 с.
- Фархщатов М.Н. Материалы уфимских земств как источник по истории народного образования в Башкирии в последней четверти XIX в. // Источники и источниковедение истории и культуры Башкирии. Уфа, 1984. — С.88−94.
- Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в поре216 — .• форменный период- 60−90-е годы XIX в. М: Наука, 1994.- 144 С. :
- Фатихов К.3. Подготовка учителей в Башкирии после Октябрьской Революции // Учитель Башкирии. 1'963. — N 10.- С.55−58. „
- Фатихов Г. Н. Педагогические взгляды башкирских просветителей и писателей. Пермь, 1974. — 195 с.
- Философский энциклопедический словарь.-М., 1983. 840 с
- Флит Н.В. Школа в России в конце XIX начале XX вв.: Государственные и частные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат. — Л., 1991. — 96 с.
- Фрадкин Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995. 160 с.
- Ханбиков Я.И. Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа. Казань, 1968. — 136 с.
- Цирульников A.M. Из тайных архивов русской школы. М., 1992. 128 с.
- Чарнолуский В. Земство и народное образование. ч.1. -С-Пб., 1910. — 186 е.- ч.2. — С-Пб., 1911. — С.186−345.
- Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов ¦ XIX века. М., '1912. — 218 с.
- Шимбирев П.Н. Проблемы педагогической подготовки учите- 217- ля средней школы в дореволюционной России: У-ченые записки. Т.VIII. Труды кафедры педагогики МОПИ. Вып.1. -М., 1947. С. 77−104,
- Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Историческая х-рестоматия. ч. 1. М., 1992. — 208 с.
- Школа.и педагогическая мысль России периода двух буржу-азно-демократических революций: Сб.науч. трудов под. ред. Э. Д. Днепрова. М., 1984. — 246 с.
- Школьная статистика за 1912−1913 учебный год. Уфа, 1914. — 72 с. + 51 с.
- Школьная статистика за 1913−1914 учебный год. Уфа, .1915. — 28 с. + 67 с,
- Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: Исторические очерки. М., 1948. — 280 с.
- Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. -Уфа, 1972. 336 с.
- Яковлев И.Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш. Чебоксары, 1959. — 144 с.
- АВТОРЕФЕРАТЫ И ДИССЕРТАЦИИ:
- Елисафенко М.К. Земство и начальное образование на Урале (Вторая половина XIX .- начала XX в.) Автореф. дис.. канд. ист. наук.-- Екатеринбург, 1996. — 22 с.- 218
- Есекеев Ж. Педагогическое образование в Казахстане: 1917−1930 гг. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1968. — 27 с. -
- Зейфман Н.В. Среднее образование в системе контрреформ 1880-х годов. Автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 1973. — 25 с.
- Калинина Т.А. Развитие народного образования на Урале’в4 'дореформенный период (80-е годы XVIII в. 1861 г.). Автореф. дис.. канд. ист. наук. — Пермь, 1977. — 17 с
- Квициани К.И. Педагогическое образование в Абхазии (1896−1921 гг.). Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Сухуми, 1964. 26 с.
- Королева Г. И. Подготовка учителя в Казанском университете в дореволюционный период (1804−1917 гг.). Дис.. канд. ист. наук. Казань, 1979. — 230 с.
- Кузьмин К.В. Народное учительство Урала в 1861—1905 гг.: проблемы формирования. Дис.. канд. ист. наук. -Екатеренбург, 1995. 352 с.
- Кучепатов Н.Г. Подготовка учителя в дореволюционной России и роль Петербургского учительского института. Дис.. канд. пед. наук. -Б.м., Б. г. 317 с.
- Лукманова Х.Х. Осуществление всеобщего начального обучения в Башкирии (1917−1936 гг.). Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1975. — 184 с.
- Магеррамов А.М. Развитие высшего педагогического обраiзования в Азербайджанской Республике (1961−1981 гг.). Автореф. дис.. канд. пед. наук. Баку, 1992. — 22 с.
- Норова Л.Ф. Педагогическая подготовка в женской, средней образовательной школе дореволюционной России. Дис.. канд. пед. наук. Б.м., б. г. — 203 с.
- Петров В.А. Земская начальная школа Вятской' губернии. Дис.. канд. п’ёд. наук. Киров, 1953. — 536 с.
- Ромашина Е.Ю. Подготовка учителей в России как соста§--¦ нал часть школьной.реформы 1782−1786 гг. Дис.. канд.пед. наук. Тула, 1995. — 200 с.
- Сакварелидзе Р.Д. Женское педагогическое образование в Грузии в XIX в. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Тбилиси, 1964. 26 с.
- Селезнев H.A. Нерусские школы в Башкирии. Дис. канд. пед. наук. М., 1−948. — 309 с.
- Слудковская И. А.Общеобразовательная школа и учительство на Урале во второй половине XIX века'(на материалах• Пермской губерний).- Дис.. канд. ист. наук. Пермь, 1980.' - 225 с.
- Смирнов H.H. Российское учительство накануне и во время революции 1917 года. Ди.с.. д-ра ист. наук. С.Пб., 1994. — 496 с.
- Смятских А. Л. Становление и развитие среднего специального педагогического образования в России. ' Дис. канд. пед. наук.'' М., 1992. — 131 с.
- Сулейманова Л.Ш. .Национальные учебные заведения в Башкортостане 1917−1941 гг. Автореф. дис.. канд. ист.- 220 н*аук. Уфа, 1995. — 17 с.
- Ушакова Н.М. Земское народное учительство Урала времени двух буржуазно-демократических революций (По материалам Пермской губернии). Дис.. канд. ист.наук. Свердловск, 1984. — 197 с.
- Фархшатов М.Н. Народное образование на Южном Урале во второй половине XIX века. Автореф. дис.. канд. ист. наук. Свердловск, 1987. — 16 с.
- Хакимов X.X. Казанская татарская учительская школа как видный центр русско-татарского содружества и передовой педагогической мысли (18.76−1917). Дис.. -канд. пед. наук. Казань, 1972. — 217 с.
- Чекменева Т.Г. Казанская5 „инородческая“ -учительская семинария и ее роль в просвещении нерусских народов Поволжья. Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1985. -238 с.
- Шабаева М.Ф. Школа и учительство России в I-четверти XIX века (от начала века до восстания декабристов). Дис.. д-ра пед. наук. М., 1955. — 999 с.
- Шафикова З.Х. Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе. Дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 128 р. .
- Эскин М.И. Педагогическая подготовка учителя средней школы.в дореволюционной России. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1952. — 21 с. 2 21. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ1. ГЛОО —
- Фонд 73. Директор училищ Оренбургской губернии. Опись 1., N/N дел: 65- 101- 150- 185- 222- 286.
- Фонд 81. Директор Оренбургского учительского института. Опись 1., N/N дел-: 2- 12-, 27- 32- 42- 53- 103- 101- 114−153- 174.
- Фонд 83. Оренбургская учительская семинария. Опись l“., N/N дел: 1- 9- 13- 16.
- Фонд 264. Оренбургская татарская учительская школа. Опись 1. N/N дел: 1- 2-' 5- 8- 9- 19- 23- '27- 38- 58−115- 132.
- Фонд 366. Бугурусланская учительская семинария. Опись 1., N/N дел: 1-' 7- -10- 16.1. П. НА РАО1 *
- Фонд 18. Опись 1.,» N/N дел: 9- 18- 26- 27- 31- 33- 102-. 136- 273- '279- 280- 283- 284.1.I. НА УНЦ РАН
- Фонд 22. Умитбаев Мухаммед Салим. Личный архив. Опись 1., N/N дел: 1-'4- -9- 19- 21- 41.1. ЦТ АО О РЕ
- Фонд 122. Башкирский обком КПСС.
- Опись 3, N/N дел: 10- 24- 27- 41- 123- 130. Опись 4., N/N дел: 12- 13- 16- 151. Опись 9., N/N дел: 135- 138- 162- 163- 165.
- Фонд 1832. Истпарт. Опись 1., N/N дел: 75- 76.*
- Опись 2., N/N" дел: 12- ИЗ. Опись '4., N/N дел: 197- 209- 410.
- Фонд 9776. Архив архива. -
- Опись 2., N/N дел: 311- 318- 320- 1269.1. V. ЦГИА РЕ
- Фонд’И-109. Попечитель Оренбургского учебного округа. Опись 1., N/N дел: 5- 23-- 38- 39- 58- 79- 81- 161- 167−184- 198- 202- :224.
- Фонд -110. Директор народных’училищ Оренбургской губерi *¦ НИИ.
- Опись 1., N/N дел: 40- 122- 128- 187- 191 а- 216- 258−278- 296- 418- 451- 477- 560- 670- 698- 929- 989- 1036.
- Фонд И-111. Уфимский губернский училищный совет. Опись 1., N/N дел: 1- 6- 7- 9- 21.
- Фонд И-113. Директор. народных училищ Уфимской губернии. Опись 1., N/N дел: 8- 9- 19- 24- 33- 74-.1134- 144- 188−193- 202-' 231- 249- 253- 266- 27O-i298- 300- 305- 316- 331- 339- 340- 351- 357- 359- 361- 362- 456- 464- 573- 598- 599- 611- 626- .629- 646.
- Фонд И—116. Инспектор народных училищ Уфимского уезда. Опись 1., N/N дел: 3- 9- 12- 20- 35- 36- 40.
- Фонд И-123. Уфимский учительский институт. Опись 1., N/N дел: 1- 2- 4- 7- 9- 12- 18- 41.
- Фонд И-124. Благовещенская учительская семинария. Опись 1., N/N дел:' 1- 4- 7- 15- 23- 34- 41- 42- 51- 65−75- 79- 81- 86а.
- ФсГнд И-125. Белебеевская учительская семинария. Опись 1., N/N дел: 1- 3- 5.
- Фонд И-203. Уфимский уездный училищный совет. Опись 1., N/N дел: 1- 2- 3- 6.
- Фонд И-212. t Педагогические курсы при Стерлитамакской женской' прогимназии. Опись 1., N дела: 1. И. Фонд И-226. Бирская инородческая учительская-школа. Опись 1., N/N дел: 1- 4- 8.