Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проза Владимира Войновича: Жанрово-поэтическое своеобразие

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Публикация романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» за границей принесла Войновичу резкие жизненные изменения и творческую эволюцию. Смена идеологических парадигм в связи с эмиграцией привела Войновича к выработке нового стиля, к созданию новой поэтике, к художественным открытиям в области формы. Меняется как стилистика, так и сюжетно-композиционные принципы, широко вводится… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Фольклорно-мифологические элементы в «Сказках для взрослых» Владимира Войновича
  • Глава 2. Трагедия «маленького человека» в жанре романа-анекдота «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»
  • Глава 3. Поэтика романа «Москва 2042» как литературной антиутопии

Проза Владимира Войновича: Жанрово-поэтическое своеобразие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С конца 80-х годов Владимир Войнович утвердился как важная фигура современной русской литературы. Роман-анекдот «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» принес писателю «мировую известность», утверждает Вольфганг Казак, сравнивая вклад писателя в культуру XX века с литературным статусом А. Солженицына1. Другие его произведения, роман-антиутопия «Москва 2042» и цикл «Сказок для взрослых» тоже прочно вошли в современный литературный процесс, пользуются большой популярностью у читателей, не только в России, но и во многих других странах мира.

Творчество В. Войновича как неотделимая часть русской новоэмигрантской литературы 80−90-х годов, органично вошедшей в литературный процесс конца XX века, отличается яркой художественной индивидуальностью, вписывается в общую культурную парадигму XX века. Можно утверждать, что без исследования творчества В. Войновича любое истолкование русской литературы конца века было бы неполным, в нем не хватало бы той неповторимой новизны, которую внес в нее Владимир Войнович.

В данной работе исследуются проблемы поэтики и жанрового своеобразия прозы Владимира Войновича. В центре нашего внимания — вопросы использования в творчестве писателя фольклорных и мифологических элементов, проблемы поэтики сатирической прозы, романа-анекдота и характерные черты жанра антиутопии в творчестве В. Войновича.

В. Войнович — писатель трагической судьбы. В 1980 году писатель был вынужден покинуть страну. Однако именно эмиграция послужила,.

1 Казак В. Эмиграция как задача // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж, 1994. Вып. 3. С. 95 — 105. как это не раз имело место в истории русской литературы и общественной мысли, тому, что особенности его творческой индивидуальности раскрылись в изгнании, вдали от страны, в которой режим ставил преграды свободе убеждений и творчества. Важно, что писатель смог остаться в русле идеи художественных поисков, которые не прерывали его корневых связей с Россией, а последующая перестройка помогла восстановить эти связи и вернуть писателя в литературный процесс конца века.

Поздний этап творчества Войновича является наиболее продуктивным. Он связан с появлением его самых крупных произведений, а также с интенсивностью художественных экспериментов в области жанра, поэтики и стилистики прозы. Однако, художественный мир позднего В. Войновича еще мало изучен, хотя интерес к нему постоянно возрастает. Это и обусловило постановку исследовательских задач данной работы, ее актуальность и новизну.

Критика стала обращать серьезное внимание на творчество Войновича после того, как он эмигрировал в Германию. Наиболее значительные работы, посвященные творчеству В. Войновича, появились лишь после его возвращения в Россию, «наблюдался резкий взрыв популярности творчества этого писателя"2. Его считают одним из важных представителей третьей волны русской литературы в эмиграции.

В конце 1988 и начале 1989 года на страницах журнала «Юность» впервые опубликована первая часть романа-анекдота «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Сразу после его публикации в России наблюдается резкий взрыв популярности творчества этого писателя. Российское издание романа положило начало возвращению писателя на родину. Войнович как писатель родился во второй раз. В десятом номере журнала «Юность» за 1988 год впервые после эмигрантского перерыва было опубликовано интервью В. Войновича под названием «Я все эти годы жил надеждой.».

На современном этапе, когда после возвращения в Россию романа-анекдота «Чонкин» Войновича прошло десять лет, все его произведения опубликованы в России, и есть возможность подвести некоторые итоги изучения его творчества.

Следует отметить, что критика постоянно делала акцент на публицистических, проблемных сторонах его творчества, считая писателя прежде всего борцом с советской системой. В большинстве исследований творчество Войновича рассматривается под знаком идеологии, как политического писателя. Внимание исследователей слишком обращено на социальную заостренность, диссидентскую особенность его произведений, значительно меньше внимания уделяется художественным особенностям творчества писателя. Из существующих критических и исследовательских работ наблюдается очень мало таких, которые акцентированы на поэтических особенностях прозы В. Войновича.

Среди работ о творчестве Войновича серьезное место занимают труды Б. Ланина. Он один из первых выдвинул Войновича в ряд авторов, которые сделали существенный вклад в жанр русской литературной антиутопии. Главное внимание исследователь сосредоточил на романе «Москва 2042», его привлекает Войтович как продолжатель жанра антиутопии. Художественный мир Войновича исследуется Ланиным не как самостоятельное литературное явление и единое художественное целое. Недостаточно обращено внимание на поэтические особенности писателя. Порой исследователь чрезмерно идеологизирует творчество Войновича.

Кроме работы Н. Черняевой, посвященной природе смеха в романе о.

Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина", вопросы поэтики романа-анекдота «Чонкин» остаются пока еще не затронутыми в литературоведении. К таким вопросам, как глубокие фольклорно-мифопоэтические особенности творчества писателя, синтез комического и трагического, свойственная ему метафорическая символика, что составляет основу поэтики творчества Войновича, исследователи еще не обращались. Многие проблемы творчества позднего Войновича как единого индивидуального художественного мира, который связан с устным народным творчеством и мифологией, в рамках разработки жанра антиутопии, к сожалению, остаются открытыми.

Кроме нескольких небольших статей, опубликованных в периодике, пока не существует монографий, специальных исследовательских работ, посвященных поэтике прозы В. Войновича. Изучение Войновича не носит систематического характера. Все это обусловило наше внимание к проблемам поэтики прозы позднего Войновича, определило цели и задачи данной работы и составило ее научную новизну.

Исследуя жизнь и творчество Владимира Войновича, мы исходим из того, что он «был одним из тех мужественных людей, которые оказывали открытое сопротивление системе"4.

Войдя в русскую литературу уже в 60-е годы, Владимир Войнович мало чем отличался от своих современников, которые работали в рамках норм социалистического реализма, в частности, на мотивах деревенской жизни, создавая образы «честных строителей социализма в деревне». В.

3 Черняева Н. О природе смеха в романе-анекдоте В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» // Ежеквартальна русской филологии и культуры. СПб., 1996. № 3. Т. 2.

4 Казак В. Эмиграция как задача // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж, 1994. Вып. 3. С. 99. годы расцвета коммунистического мифа, молодой писатель, автор песни «Четырнадцать минут до полета», был одним из его участников: «.На пыльных тропинках далеких планет / Останутся наши следы.».

К концу 60-х лет внутренняя необходимость поставила Войновича перед стремлением обратиться к правде жизни. Для него оказалось невыносимо видеть то, что творится в действительности под лицемерной маской создания всемирной гармонии. Смыслом его деятельности становится показать людям, что это сказка, искусственный миф. Войнович делал это и в литературном творчестве, и в общественной деятельности, активно выступая против нарушений прав человека, в частности, не раз подписывал письма протеста. В результате уже в те годы сложилась его репутация писателя-нонконформиста.

Еще молодым писателем Войнович напечатал рассказ «Хочу быть честным», который не только принес ему литературное имя, но и как бы сформулировал в названии этого рассказа кредо будущего своего творчества. На пути к выражению новой идеи Войнович начал трудные и тяжелые творческие поиски. В конечном счете сложился новый жанр: роман-анекдот. Началом этой работы стал рассказ об обыкновенном солдате, с которым произошли «необычайные приключения». Смех оказался средством выражения того, что он не мог выразить другим способом. Исследование этого явления показывает, что смех Войновича тесно связан с литературным гротеском. И гротесковое сатирическое мышление довольно рано проявило себя в творчестве писателя.

Публикация романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» за границей принесла Войновичу резкие жизненные изменения и творческую эволюцию. Смена идеологических парадигм в связи с эмиграцией привела Войновича к выработке нового стиля, к созданию новой поэтике, к художественным открытиям в области формы. Меняется как стилистика, так и сюжетно-композиционные принципы, широко вводится фантастическое. Обращаясь к фантастике и 7 фольклору, к антиутопии и анекдоту, Войнович в переплетении противоположностей, условности и реальности, прошлого и настоящего, настоящего и будущего раскрыл противоречивую и двуликую полноту жизни, гротесковую абсурдность своей эпохи. С другой стороны ему близки народные идеалы, он ищет своих героев среди тех, кто наиболее полно реализует богатство национальной души.

Предметом диссертационного исследования являются произведения В. Войновича, которые наиболее полно выражают художественные особенности позднего периода5 писателя: роман-анекдот «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», антиутопический роман «Москва 2042» и цикл «Сказок для взрослых». Эти произведения Войновича открыли новые аспекты развития русской литературы конца XX века. Обращение к жанру антиутопии, использование фольклорных и мифологических элементов позволили обновить и обогатить стилистику иронической и гротесковой прозы. Здесь меняется как стилистика, так и сюжетно-композиционные принципы повествования, широко вводится фантастическое. Писатель активно использует возможности новых творческих решений, диктуемых условиями развивающейся действительности.

Произведения В. Войновича глубоко уходят своими корнями в фольклорную почву и являются результатами гармоничного соединения фольклорной традиции и современных приемов. Опираясь на классические традиции, в частности традиции Гоголя и Чехова, Войнович одновременно черпает из русского фольклора то, что придает его произведениям символический характер.

5 Отвечая на возможный вопрос, где граница, которая разделяет творчество писателя на ранний и поздний периоды, на каком основании мы делаем такое разделение, считаем, что таким разделом является то время, когда В. Войнович был исключен из Союза писателей и впоследствии вынужден покинуть страну, стал одним из писателей третьей волны русской литературы в эмиграции.

В первой главе диссертации ставится проблема трансформации элементов фольклорной сказки в художественную форму литературной сказки. В своей работе Войнович отнюдь не копировал фольклорные образцы, но свободно творил, творчески развивая их глубокий смысловой потенциал.

Моментом истинной творческой зрелости писателя мы считаем создание романа-анекдота «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» и его появление на Западе. Именно «Чонкин» круто изменил судьбу писателя, дал сильный импульс дальнейшей эволюции его творчества.

Изучение творчества Войновича потребовало в работе опоры на комплексный анализ, позволяющий раскрыть глубокие истоки метафорического, символического мышления писателя, постичь то, что лежит в основе его поэтики.

При этом в своем анализе мы исходили из того, что разнообразие использованных форм всякий раз служит у писателя необходимости дать свою версию современного ему мира. Мы не назовем Войновича эмигрантским писателем и просто писателем антиутопии как таковым. В отличие от других писателей, которые работают в жанре антиутопии, Войнович отличается рядом признаков. В своем эстетическом поиске Войнович проявляет очевидное стремление к новизне формы.

Эмиграция была как бы незаживающей раной Войновича, что еще сильнее стимулировало его размышления над горькой судьбой советского человека. Оказавшись на Западе, писатель еще активнее стал обращаться к традиционному жанру литературы — сказке. Это объясняется художественной необходимостью творчества писателя. Использованные традиционные сказочные мотивы, сюжеты как своеобразные художественны коды индивидуального и всечеловеческого бытия придают творчеству писателя яркий поэтический колорит.

Обращение к фольклору, тем более — к фантастике, как будто бы 9 предполагает уход от современности. Но для Войновича это способ иносказания о реальности событий нашей трагической эпохи. Фантастика и фольклор дают нужную основу для повествования о событиях XX века, играют роль приема, помогая создать фон для развития сюжета.

В трактовке традиционных сюжетов у Войновича на первый план выдвигается социально-идеологическая доминанта, которая естественно приводит к подчеркнутой политизации традиционной семантики. В процессе осовременования проблематики фольклорно-мифологических структур происходит разрушение эпической дистанции между протосюжетным хронотопом и содержательными координатами эпохи-реципиента.

В жанре антиутопии писатель сосредоточен на глобальных вопросах о судьбе страны и народа, которые глубоко тревожат писателя. Советская действительность предстает у Войновича вполне узнаваемой и в то же время гротескно-абсурдной: и смешной, и страшной одновременно. Писатель пытается в гротесковой, юмористической, сатирической формах раскрыть противоестественность обюрокраченной жизни, которую все привыкли считать трагедией народа в тисках тоталитарной системы.

Целостное рассмотрение поэтики творчества Войновича в русле литературного процесса позволяет прийти к выводу о том, что писатель со своим кредо утвердился в русской литературе конца века как самостоятельное явление.

Основная цель диссертационного исследования обусловлена стремлением определить жанровое своеобразие поэтики позднего творчества Войновича, раскрыть свойства поэтики жанра литературной сказки в его творчестве, романа-анекдота и гротеска, специфику антиутопии и утвердить значение его эстетических открытий в русской литературе конца XX века.

Автором диссертационной работы на защиту выносятся следующие положения:

• соотнесение творчества Войновича с фольклорной традицией и контекстом художественных исканий в современной русской литературе;

• раскрытие фольклорно-мифологических источников и жанровой специфики в «Сказках для взрослых» В. Войновича;

• рассмотрение традиций смеховой культуры в произведениях Войновича и в историко-культурном контексте конца XX века;

• анализ жанровой специфики романа-анекдота «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» с точки зрения сочетания трагического и комического;

• выделение типологических черт повествовательной манеры В. Войновича в антиутопическом романе «Москва 2042»;

• утверждение гротеска в творчестве Войновича как наиболее развернутого художественного приема, оказывающего влияние на свойства жанра структуру его произведений;

Методологической основой работы послужили методы фольклорного, лингво-поэтического, сравнительного, структурного и интертекстуального анализа литературных произведений. С учетом специфики темы диссертации, в рамках которой автор опирается на теоретические положения различных ученых (Е.М. Мелетинский, О. М. Фрейденберг, В. А. Чаликова, Е. Шацкий, А. Зверев, И. П. Лупанова, Ю. Латынина, Б.А. Ланин) — из них определяющими явились принципы анализа сказки и теория комизма В. Я. Проппа, концепции М. М. Бахтина, связанные с теорией карнавала и природой смеха.

Научная новизна исследования определяется включением в круг рассматриваемого материала текстов, не анализировавшихся и не упоминавшихся в прежних исследованияханализом поэтических особенностей произведений В. Войновича, прежде мало привлекавших И исследователейсовмещением фольклорной, филологической и историко-культурной интерпретации художественного творчества.

• интерпретированы в аспекте мифологического мышления неизученные «Сказки для взрослых» В. Войновича;

• мифотворчество и спектр жанровых вариантов в творчестве Войновича соотнесены с художественными исканиями в русской литературе конца XX века;

• осмысливается типологическая связь мифопоэтического мышления и слова Войновича с народной культурой.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении творчества В. Войновича и прозы конца XX века, в частности, новоэмигрантской русской литературы, а также для подготовки общих и специальных курсов, спецсеминаров, посвященных проблеме мифопоэтического мышления и жанрового своеобразия в прозе этого периода, составления учебных пособий по истории современной русской литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги исследования, можно отметить, что рассмотрение творчества В. Войновича в свете фольклорной традиции, анализа особенностей жанра и элементов поэтики глубоко плодотворно, так как помогает выявить существенные черты его творческой индивидуальности, раскрыть глубинные процессы эволюции творчества писателя.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Проза позднего Войновича составляет единое художественное целое, представляющее собой большую сатирическую сказку, интерпретирующую советский миф.

Исследование показало, что мифологические элементы, фольклорная корневая система пронизывает все главные прозаические произведения позднего Войновича, написанные в разных жанрах.

Сосредоточив свое внимание на поиске новых жанровых форм (роман-анекдот, сказки для взрослых, антиутопия), В. Войнович обогащает общую жанровую картину русской литературы конца XX века.

Исследуя творчество позднего Войновича, мы заметили, что все его произведения без исключения написаны в сатирическом ключе и с большим, серьезным юмором. Исследование показывает, что сатирическое начало у Войновича не противоречит юмористическому. Используя оба средства, писатель убедительно раскрывал абсурдность тоталитарного режима. Анализ позволяет считать Войновича резким сатириком и художником амбивалентного смеха, как заявил В. Казак: «Его великолепный комизм заставляет от души смеяться, но и.

228 задуматься" .

При этом анализ показывает, что различие и особенности избранных жанров позволяют Войновичу сохранить в них некие общие художественные черты: использование фольклорно-мифологических элементов, синтез комического и трагического, сатирический гротеск как наиболее влиятельный поэтический прием, иронический тип повествования и др. Мифопоэтика жанра сказки, комизм и серьезность анекдота и абсурд антиутопии, — все эти жанровообразующие черты объединяются под знаком общности создаваемого писателем поэтического мира.

Обращаясь к фантастике, В. Войнович не впадает в фантастичность. Он пишет из действительности и для действительности. Писатель по-настоящему озабочен судьбой своей страны. Его волнуют реальные, актуальные проблемы положения человека в мире. Фантастика в его творчестве играет лишь роль фона, художественного приема.

Абсурд, художественное преувеличение, лежащие в основе прозы Войновича, предельно реалистичны. Через все творчество Войновича проходит стремление к развенчанию советского мифа и связанного с ним культа личности. В результате чего в его творчестве явный приоритет стиля над сюжетом.

Творчество В. Войновича воспринимается по-разному, вызывает различные критики. Наше исследование позволяет считать его творчество большим вкладом в современную русскую литературу. Одновременно, творчество Войновича — это окно, через которое мы можем увидеть самое злободневное в нашем веке, уловить близость к.

228 Казак В. Эмиграция как задача // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж, 1994. Вып. 3. С. 105 поиску современной русской литературы конца века: условность, ироничность, антиутопичность, гротеск и эсхатологическое опасение. Как ученик и продолжатель Гоголя Войнович сделал своим кредо смех сквозь сочувствие. Его произведения заставляют серьезно задуматься над судьбой человека, его страны и будущим всего человечества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Превратности диалога // Знамя. 1990. № 4. С. 213 — 222.
  2. Антонов 3. Люди и лошади // Театральная жизнь. 1991. № 8. С. 3.4.
  3. Бакалова 3. Слово как отражение авторской концепции в романе
  4. B. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» // Вопросы культурологического образования. М., 1997. С. 118 -123.
  5. Беседа с писателем В. Войновичем / Записала Боброва И. Мне на Западе делать нечего // Рос. газ. 1994. 29 окт. С. 7.
  6. Беседа с писателем В. Войновичем / Записала Васильева Г. Я душевно приписан к России // Известия (моек. веч. вып.). 9 июня. 1990. № 160. С. 7.
  7. Беседа с писателем / Записал Елин Г. Автор в пиратском мире: (Беседа с писателем) // Лет. газ. 1994. 30 нояб. С. 6.
  8. Беседа с писателем / Записал Кичин В. Жизнь без границ: Писатель, который всегда завидовал живописцам // Известия. 9 окт. 1997. С. 5.
  9. Беседа с писателем В. Войновичем / Записала Колосова В. Новое поколение уже не будет нуждаться в поводке // Россия. 1995. 28 июня 4 июля. № 19. С. 12.
  10. Беседа с писателем / Записала Крутлянская И. Воскресные загадки для Владимира Войновича, которые писатель надеется разгадать уже с помощью МБВД // Известия, 1991. 28 дек. (Моск. веч. вып.). № 307. С. 5.
  11. Беседа с писателем В. Войновичем / Записал Ланин Б. Я решил подружится с убийцей // Мир образования. 1995. № 0.
  12. Беседа с писателем / Записал Левин М. Идолы смутного времени// Новое время. 1991. № 3. С. 46 47.
  13. Беседа с писателем В. Войновичем / Записала Мартыненко О. Несекретное «дело» Владимира Войновича// Моск. новости. 1994. 6 -13 февр. № 6. Б. С. 2−3.
  14. Беседа с писателем В. Войновичем / Записал Марьянов Ю. Мы больше не властители дум, слава Богу // Век. 1994. 16 22 дек. № 47. С. 10.
  15. Беседа с писателем / Записал Нежурин Г. Вся моя боль осталась здесь // Книжное обозрение, 1989. 24 марта. № 12. С. 4.
  16. Беседа с писателем В. Войновичем / Записала Ришина И. Я вернулся. //Лит. газ. 20 июня. 1990. № 25. С. 8.
  17. Беседа с писателем В. Войновичем / Записал Сарнов Б. Я все эти годы жил надеждой // Юность. 1988. № 10. С. 82.
  18. Беседа с писателем / Зашкал Соколов Ю. День перед Рождеством с Владимиром Войновичем // Известия, 1993. 16 янв. (моек, веч. вып.). № 8. С. 10.
  19. Беседа с писателем В. Войновичем / Записал Шаталов А.140
  20. Станет ли Чонкин фермером // Вечерняя Москва. 1989. 7 апр. С. 4.
  21. Беседа с писателем / Записал Шепотинник П. Как это делалось // Искусство кино. 1989. № 8. С. 128 133.
  22. Беседа с писателем В. Войновичем / Записал Шевелев И. Лирик жизни // Независимая газета. 1996. 29 февр. № 40. С. 7.
  23. Беседа с писателем В. Войновичем / Записала Хмара И. Чонкин и Войнович пошли по миру // Комсомольская правда. 1995. 19 окт. С. 4.
  24. Беседа с писателем / Записала Хургина И. О моём непутевом блудном сыне // В связи с публ. романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» в журнале Юность // Юность. 1990. № 1. С. 76−78.
  25. П., Генис А. Две утопии Владимира Войновича // Независимая газета. 1991. 22. 01. С. 7.
  26. И. Вглядеться в прошлое // Знамя. 1989. № 10.
  27. И. Чтя вождя и армейский устав // Знамя. 1989. № 10. С. 214−216.
  28. Рец. на: Антисоветский Советский Союз. Анн Арбор, 1985. // Континент (Париж). 1986. № 48.
  29. Ю. Биография писателя В. Войновича // Русская мысль. 1975. 17 июня. № 3060. С. 7.
  30. И. Возвращение или Как это должно быть на самом141деле: (Заметки жены писателя В. Н. Войновича) // Лит. Газ. 1990. 26 дек. С. 14.
  31. Р., Роднянская И. Помеха человек (Опыт века в зеркале антиутопий) // Новый мир. 1988. № 12. С. 217 — 230.
  32. А. Рец. на: Трибунал.//Волга. Саратов, 1990. № 3. С. 185- 186.
  33. Диалог с писателем В. Войновичем / Вел Матизен В. На пыльных тропинках далеких планет. // Советский экран. 1989. № 10. С. 28−29.
  34. М. Войнович плюс // Моск. новости. 1995. 9 -16 апр. № 24. С. 18.
  35. Е. Крылатые выражения в произведениях В. Войновича. СПб., 1997.
  36. Н. Трагедия преданности и ее комедия // Огонек. 1989. № 21. С. 9−11.
  37. Интервью ведёт Сиркес П. От фашизма прививки нет // Искусство кино. 1994. № 10. С. 44−48.
  38. П. За кого Чонкин?: о сатире Владимира Войновича // Книжное обозрение. 1988. 21 окт. С. 6.
  39. А. Войнович Владимир Николаевич // Русские писатели, XX век. Библиогр. слов. В 2 ч. Ч. 1. М., 1998. С. 305 307.142
  40. Кедров К Расцвет, о котором никто не знает: русская проза конца XX века // Известия (моек. веч. вып.). 1992. 22 апр. № 95. С. 7.
  41. Комитет государственной бесовщины / Две вещи на вечную «тему о КГБ» появились в трех номерах журнала «Знамя»: повесть Владимира Войновича «Дело № 34 840» (№ 12) и роман В л. Турбина «Exegi шопишепШт» (№№ 1, 2) // Лит. газ. 1994. 9 февр. С. 4.
  42. С. Чисты перед нашим народом // Слово: В мире кн. 1989. № 8. С. 15−20.
  43. . Жизнь в антиутопии: государство или семья? // Обществ. Науки и современность. М, 1995. № 3. С. 149 160.
  44. . Владимир Войнович // Проза русской эмиграции. М., 1997. С. 53−73.
  45. . Мир без женщин, или Целомудренность разврата / тема секса в русской антиутопии XX века // Обществ, науки и современность. 1994. № 2.
  46. . Боршанская М. М. Русская антиутопия XX века. М., 1994.
  47. ., СкрыпникА. Вечный еж: Жизнь, заключения и размышления создателя бессмертного Чонкина, прокомментированного писателем Войновичем//Интеллектуал, собственность, 1995. № L/2. С.19−25.
  48. О. Пессимистическая комедия // Искусство кино.1995. № 6. С. 152−154.
  49. А. Воплощение антиутопий // Книжное обозрение. 1997. 19 авг. № 33. С. 6.
  50. Г. «Хочу быть честным»? (Пьеса В. Войновича «Хочу быть честным» в Моск. драм, театре им. Станиславского) // Театр. 1989. № 8. С. 135 139.
  51. В., Маккавеев С., Бушуев С. Ничего святого? // Правда Украины. 1989. 5 окт.
  52. Муриков Г. .Без слёз, без жизни, без любви// Север. 1991. № 8. С. 143 149.
  53. Г. Человек массы, или претензии «постмодернистов» // Север. 1991. № 1. С. 153 159.
  54. И. Владимир Войнович в польских переводах: (Ст.144из Польши) // Рус. Яз. За рубежом. 1994. № 1. С. 112 115.
  55. А. В поисках утраченной человечности / О повести Г. Владимирова «Верный Руслан» и романе-анекдоте В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» // Октябрь. 1989. № 8. С. 184- 194.
  56. Г. Русская проза второй половины 80-х-начала 90-х годов XX века. Минск, 1998.
  57. В. Возвращение к здравому смыслу (субъективные заметки читателя антиутопий) // Знамя. 1989. № 7. С. 214 220.
  58. Е. Где ищет почестей глумливое перо?: (К публ. в СССР романа-анекдота В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина») // Молодая гвардия. 1990. № 5. С. 272−288.
  59. М. Во здравие здравого смысла II Книжное обозрение. 1995. 31 окт. № 44. С. 6.
  60. С. О настоящем и похожем // Юность. 1962. № 4. С. 70−75.
  61. Э. Великодушие // Московские новости. 1988. 19 июня № 25. С. 12.
  62. Э. Прощай, Чонкин: К истории попытки экранизации романа В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» // Огонек. 1989. № 35. С. 27 30.
  63. . Естественный человек в неестественных обстоятельствах: О герое этой книги и ее авторе // Послесл. Войнович В. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина. Владивосток: «Дальневост. кн. изд-во», 1992. С. 492 505.
  64. . Жизнь и необычайные приключения писателя Владимира Войновича // Книжное обозрение. 1989. № 4. 27 янв.145
  65. Г. Владимир Войтович. Владимир Корнилов II Свирский Г. На лобном месте. М., 1998. С. 384 394.
  66. Сокр. запись беседы с писателем в ред. журнала «Театр». Стараюсь сохранить себя. // Театр. 1989. № 8. С. 129 134.
  67. В. Свежий голос есть! // Лит. газ. 1961. 25 февр. № 25. С. 3.
  68. Н. О природе смеха в романе-анекдоте В. Войновича «Жизнь необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» // Ежеквартальна русской филологии и культуры. 1996. № 3. СПб., 1996. Том П. С. 157−175.
  69. В. Восемнадцатое брюмера генерала Букашева // Октябрь. 1992. № 3. С. 198 201.
  70. Д. Выбор пути / О творчестве В. Войновича // Грани, 1977. № 104. С. 150- 170.
  71. Е. Миф или сказка? М., 1995.
  72. В. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.
  73. В. Теория фольклора. М., 1996.
  74. А. Народные русские сказки. М., 1957.
  75. Е. Художественный вымысел Оруэлла и реальный советский язык // Русская речь. 1995. № 4. С. 34−43.
  76. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., L979.
  77. Бахтин М Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
  78. В. Фольклор в современном мире. М., 1991.
  79. В. Эстетическая функция сказочной фантастики. Саратов, 1972.
  80. Г. Славянская мифология. М., 1995.
  81. Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  82. Богатырев /7. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.147
  83. А. Мир животных в мире слов. М., 1995.
  84. Ю. Война, пора свободы // Октябрь, 1993. № 6. С.7
  85. БушминА. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. JL, 1984.
  86. П., Генис А. 60-Е, Мир советского человека. М., 1998.
  87. А. Историческая поэтика. М., 1989.
  88. Вопросы теории народного искусства. Сб. ст. М., 1971.
  89. Л. Утопии и действительность // Утопический роман ХУ1 ХУЛ вв. М&bdquo- 1971.
  90. Р. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992.
  91. В. Роман и фольклор. М., 1975.
  92. Ю. Бегство от свободы. М., 1978.
  93. Т. Сказка как художественный прием // Русская148сказка. Ишим, 1995. С. 73.
  94. Л. Методологические вопросы фольклористики. Л., 1978.
  95. Л. Советская сатирическая проза. М.-Л., 1966.
  96. А. Блуждающие сны и другие работы. М. Д994.
  97. Т. Волшебная сказка. М., 1993.
  98. Я. Гибель богов. М., 1991.
  99. Канун: русские утопии. СПб., 1995. Вып. 1.
  100. Т. О жанровой природе утопии и антиутопии / Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992. Вып. 2. С. 157 -160.
  101. . Прах и пепел надежды // Посев. 1993. № 4.
  102. . Проза русской эмиграции (третья волна). М., 1997.
  103. . Страх и псевдокарнавал в русской антиутопии /149
  104. Культурное наследие российской эмиграции 1917 1940: В 2 кн. М., 1994. Кн. 2.
  105. Ю. В ожидании Золотого века. От сказки к антиутопии // Октябрь. 1989. № 6. С. 177.
  106. Ю. Фольклор ставит эксперимент // Знание Сила. 1982. № 10. С. 38−39.
  107. Г. Мифы и реальность // Новый мир. 1988. № 11.
  108. Д., Панченко А. Смеховой мир Древней Руси. Л., 1976.
  109. Д., Панченко А., Понырко Н. Смех в древней Руси. Л., 1984.
  110. А. Диалектика мифа// Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  111. А. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
  112. А. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.
  113. А. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  114. Ю. Структура художественного текста. М., 1972.
  115. И. Смеховой мир русской волшебной сказки. Л., 1979.
  116. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.
  117. Н. Миф как форма художественной условности. М., 1984.
  118. Е. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958.
  119. Е. Неклюдов С. Новик С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре. М., 1994.
  120. Е. Палеоазиатский мифологический эпос: Цикл Ворона. М., 1979.
  121. Е. Поэтика мифа. М., 1976.
  122. Миф о застое. Сост. Е. Никанорова, С. Прахватилова. Л., 1991.
  123. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. М., 1980.
  124. В. Образы русской речи. Л., 1986.
  125. Д. Товарищ смех. Л., 1981.
  126. Д. Человек в ловушке воплощенного слова: антиутопия 30-х годов // Общественные науки и современность. 1993. № 3. С. 141 150.
  127. Е. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л., 1986.
  128. Е. Сказка, Фантастика, Современность. Пертозаводск, 1 511 987.
  129. Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.
  130. В. Книга о пародии. М., 1989.
  131. ОруэллД «1984» и эссе разных лет. М., 1989.
  132. Г. От поговорки до сказки: заметки по общей теории клише. М., 1970.
  133. А. Фольклорные традиции в творчестве советских писателей. Л., 1987.
  134. ПотебняА. Эстетика и поэтика. М., 1976.
  135. Поэтика: труды русских и советских поэтических школ. Сост. Дьюла Кирай Арпад Ковач. Tankonyvkiado, Budapest, 1982.
  136. Проблемы изучения русского народного поэтического творчества. М., 1980.
  137. Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992.
  138. В. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.
  139. В. Морфология сказки. СПб., 1998.
  140. В. Поэтика фольклора. М., 1998.
  141. В. Проблемы комизма и смеха. СПб., 1997.
  142. В. Фольклор и действительность. Л., 1976.
  143. . Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976.
  144. М. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции. 1919 1939: Пер. с англ. /Предисл. О. Казниной. М., 1994.
  145. Религия мира. Под ред. Я. Н. Щапова. М., 1994.
  146. Н. Традиционные формулы сказки. М., 1974.
  147. В. Словарь культуры XX века. М., 1999.
  148. Русская бытовая сказка/ Сост. B.C. Бахтина. JI., 1987.
  149. Русская сатирическая сказка / Предисловие, примечания и редакция текстов Дм. Молдавского. М., 1958.
  150. Русская советская сатирическая повесть 20-е годы / Сост., вступ. ст. и примеч. С. Боровикова. М., 1989.
  151. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. Ю. Круглов. СПб., 1993.
  152. Сказки русских писателей /Сост., вступ. ст. и ком. В. П. Аникина. М., 1985.
  153. Сравнительный указатель сюжетов. Востославянская сказка. Л., 1979.
  154. А. Василий Теркин: Книга про бойца- Стихи о войне. М., 1983.
  155. Типологические исследования по фольклору. Сб. ст. Памяти В .Я. Проппа. М, 1975.
  156. В. Миф. Ритуал. Символ. М., 1995.
  157. В. Числа. Мифы народов мира. Т. 2. М., 1988.
  158. Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Лит. учеба. 1990. № 2. С. 100 117.
  159. Утопия и утопическое мышление: Сб. ст. М., 1991.
  160. О. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
  161. В. Утопия и культура: Эссе разных лет. М., 1992.
  162. В. Утопия и свобода: Эссе разных лет / Утопия и антиутопия в контексте социально-общественных процессов XX века. М., 1994.
  163. ЧудаковаМ. Поэтика Михаила Зощенко. М., 1979.
  164. К. От двух до пяти. Минск, 1984.
  165. Е. Утопия и традиция. М., 1990.
  166. В. Эсхатология и утопия. М., 1995.
  167. Энциклопедический словарь по культурологии / Под общей ред. докт. философ, наук, проф. A.A. Радугина. М., 1997.
Заполнить форму текущей работой