Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структуры и алгоритмы следяще-регулируемого электропривода с заданной динамической точностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на широкое распространение асинхронного общепромышленного электропривода, приводы постоянного тока также укрепляют свои позиции. Здесь, прежде всего, следует отметить существенное расширение диапазона использования приводов с транзисторными преобразователями. В связи с увеличением предельных токов и напряжений силовых транзисторов в ближайшее время следует ожидать и увеличения мощностных… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • ГЛАВА 1. ПРИВОДНАЯ ТЕХНИКА В ВЫСОКОТОЧНЫХ СИСТЕМАХ
    • 1. 1. Требования, предъявляемые к высокоточным системам электроприводов
    • 1. 2. Проблемы реализации цифрового измерителя скорости
    • 1. 3. Принцип работы еледяще-регулируемого электропривода
    • 1. 4. Электромеханический преобразователь энергии
    • 1. 5. Коллекторный двигатель постоянного тока. Основные допущения. Дифференциальные уравнения электропривода
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНТУРА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА ЯКОРЯ С ИМПУЛЬСНЫМ ИСТОЧНИКОМ ПИТАНИЯ
    • 2. 1. Общая теория
    • 2. 2. Релейный контур регулирования тока якоря при двухпо-лярном управлении напряжением на обмотке якоря
    • 2. 3. Учет дискретности изменения параметров контура регулирования тока якоря при однополярном управлении
    • 2. 4. Особенности релейного управления током якоря при учёте вихревых токов в электрических машинах постоянного тока
    • 2. 5. Учет действия поперечной реакции якоря в релейном контуре регулирования тока
    • 2. 6. Учет дискретности элементов системы в контуре регулирования тока
      • 2. 6. 1. Исследование дискретности контура регулирования тока якоря с широтно-импульсным преобразователем, описываемым безынерционным звеном
      • 2. 6. 2. Исследование дискретности контура регулирования тока якоря с широтно-импульсным преобразователем, описываемым инерционным звеном первого порядка
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. СИНТЕЗ РЕГУЛЯТОРА СКОРОСТИ СЛЕДЯЩЕ-РЕГУЛИРУЕМОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА
    • 3. 1. Общая теория
    • 3. 2. Синтез следяще-регулируемого электропривода «в малом» модифицированным модальным методом
    • 3. 3. Синтез следяще-регулируемого электропривода «в малом» методом большого коэффициента
      • 3. 3. 1. Методика синтеза
      • 3. 3. 2. Исследование синтезированной системы
    • 3. 4. Синтез следяще-регулируемого электропривода «в малом» методом скользящего режима
      • 3. 4. 1. Методика синтеза
      • 3. 4. 2. Исследование синтезированной системы
    • 3. 5. Синтез следяще-регулируемого электропривода «в, малом» методом локализации
      • 3. 5. 1. Методика синтеза
      • 3. 5. 2. Исследование синтезированной системы
    • 3. 6. Разработка функционально полного алгоритма управления
  • Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ
    • 4. 1. Основные задачи экспериментального исследования
    • 4. 2. Описание экспериментальной установки
      • 4. 2. 1. Описание физической модели электропривода
      • 4. 2. 2. Описание испытательного стенда генераторов
    • 4. 3. Алгоритм определения направления вращения рабочего вала
    • 4. 4. Определение требуемого количества импульсов датчика обратной связи
    • 4. 5. Алгоритм логического устройства сравнения сигналов и формирования управляющего воздействия
    • 4. 6. Экспериментальное исследование статических и динамических характеристик электропривода
      • 4. 6. 1. Экспериментальное исследование следяще-регулируемого электропривода, синтезированного модифицированным модальным методом
      • 4. 6. 2. Экспериментальное исследование следяще- регулируемого электропривода, синтезированного методом большого коэффициента
  • Выводы по главе 4

Структуры и алгоритмы следяще-регулируемого электропривода с заданной динамической точностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научно-технический прогресс, автоматизация и комплексная механизация технологических и производственных процессов определяют постоянное совершенствование и развитие современного электропривода. В первую очередь это относится ко всё более широкому внедрению автоматизированных электроприводов с использованием разнообразных полупроводниковых силовых преобразователей и микропроцессорных средств управления.

Мировой экономический кризис еще раз показывает, что, главным образом, необходимо развивать собственную промышленность государства. Для конкурентной способности требуется непрерывное развитие и совершенствование всех механизмов промышленности, в том числе и приводной техники. На сегодняшний день развитие электроники находится на сравнительно высоком уровне. И потому, требуютсяновые алгоритмы управления электротехническими устройствами, которые позволят более эффективно использовать элементную базу, электромагнитные и электромеханические преобразователи энергии.

Исследуя перспективы развития и использования современных электроприводов в России можно прогнозировать значительное увеличение потребности в них, связанное с необходимостью модернизации и создания нового технологического оборудования с улучшенными технико-экономическими показателями. Это неизбежно приведет как к росту потребности, так и к дальнейшему совершенствованию электроприводов, соответствующих уровню начала XXI века [51].

Анализ рынка автоматизированного индустриального электропривода указывает на то, что наибольшим спросом пользуется электропривод малой мощности (доЗ-4кВт) [77], на который приходится около 75% объема продаж. Рост спроса на регулируемый электропривод малого и среднего диапазона тесно связан с улучшением технических характеристик электропривода, расширением диапазона регулирования скорости, повышением быстродействия, улучшением массогабаритных показателей, повышением точностных показателей.

Несмотря на широкое распространение асинхронного общепромышленного электропривода, приводы постоянного тока также укрепляют свои позиции [44]. Здесь, прежде всего, следует отметить существенное расширение диапазона использования приводов с транзисторными преобразователями. В связи с увеличением предельных токов и напряжений силовых транзисторов в ближайшее время следует ожидать и увеличения мощностных характеристик транзисторного электропривода. Приводыс транзисторными широтно-импульсными преобразователями (ШИП) имеют, по сравнению с тиристорны-ми электроприводами, большие преимущества по статическим и динамическим характеристиками, а потому приобретают всё большее распространение. Первоначально они применялись в автономных установках с бортовой сетью постоянного тока, где необходимо было регулировать скорость. Затем системы с ШИП получили применение в прецизионных механизмах металлорежущих станковв, сложных приборных комплексахв оптических установках игт.д., а также позиционных и следящих системах. В настоящее время-они находят широкое4 применение при создании* приводов* с высокими динамическими показателями [44, 16].

Значительную долю разрабатываемых электроприводов’занимают высокоточные (прецизионные) электроприводы. При проектировании высокоточных электроприводов предъявляются жёсткие требования к электрическим машинам, измерительным приборам и алгоритмам управления. Наибольшей помехоустойчивостью обладают импульсные системы [81].

Главной задачей данной работы является разработка и' исследование электропривода, обеспечивающего заданную точность регулирования скорости при параметрических возмущениях и рассмотрение возможности реализации полученных алгоритмов на микропроцессорной системе: Доказано, что наибольшим быстродействием обладают системы с регуляторами релейного действия. А наибольшим астатизмом — системы с импульсно-фазовым управлением [83, 13].

Первоначально импульсно-фазовое управление использовалась в радиотехнике и заключалось в фазовой автоподстройке частоты (ФАПЧ). Хорошие характеристики определили тенденцию применения ФАПЧ в регулируемом электроприводе для стабилизации частоты^ вращения — поддерживания скорости движения рабочих органов промышленных установок с той или иной заданной точностью. В электроприводе такие системы называют следяще-регулируемыми или системами с интегральным управлением-. Режимы работы таких ЭП могут быть самыми разнообразными в зависимости от режимов работы промышленных установок в технологическом процессе. Наиболее характерным является режим длительной работы электроприводов в установках с непрерывным технологическим процессом ?[4].

Исследованию и разработке вопросов теории! построения импульсно-фазового электропривода постоянного токас разрывным характером управляющих воздействий и посвящена настоящая работа.

Она отражает результаты исследований автора, проводимых в НГТУ на протяжении многих лет. Диссертант был участником — многих научно-технических семинаров, проводимых на кафедре «Электропривод и автоматизация промышленных установок» под руководством^профессоров В. В. Панкратова и. В. Н. Аносова. Им и другим участникам' семинара автор выражает признательность за заинтересованное обсуждение основных положений работы. Особую благодарность хочется выразить моему научному руководителю, профессору Г. М. Симакову, а-также руководителю. научно исследовательской части кафедры ЭАПУ, начальнику лаборатории* «Электромеханические испытательные стенды» A.M. Бородину и научному консультанту, д-ру техн. наук, профессору В. В. Панкратову, чьи полезные замечания и советы определили конечный облик настоящей работы.

Актуальность проблемы. Область применения электроприводов с каждым годом расширяется благодаря развитию новых технологических процессов и производств, робототехники, голографии, видеотехники, где требуется увеличение как статической, так и динамической точности и расширение диапазона регулирования скорости электропривода. Нельзя не согласиться с [77], что в настоящее время заметно изменились приоритеты развития электропривода в пользу улучшения его потребительских свойств, введения >и усовершенствования сервисных функций и элементов интеллекта: адаптации, расширенного контроля, диагностики и защиты, индикации и визуализации.

Развитие элементной базы и микропроцессорных устройств способствует разработке новых электроприводов, с улучшенными характеристиками. Однако прогресс в решении основных задач регулирования, таких как повышение быстродействия, точности, диапазона регулирования и др. нельзя признать значительным [44, 60].

Стремительное совершенствование технологии производства интегральных полупроводниковых компонентов, обеспечившее возможность создания высокоэкономичных средств программирования оказывают всё более существенное влияние не только на развитие техники измерений и управления, но и на подход к автоматизации вообще [83].

Развитие современного электропривода направленно на повышение точности отработки механических координат и на эффективное энергосбережение. Причинами снижения точности регулирования являются: нестабильность параметров электромеханического преобразователя энергии, накапливаемая ошибка регуляторов и погрешность датчиков координат состояния, динамические изменения момента сопротивленияизменения напряжения сети, параметрические возмущения в электродвигателях, полупроводниковых преобразователях и кинематических передачахпогрешности измерения текущих значений скоростипомехи в каналах управления для компенсации влияния которых, необходимо искать пути использования современных методов синтеза. Если один из перечисленных факторов оказывается наиболее значительным по сравнению с другими, то точность может быть оценена с учётом только этого фактора. В противном случае необходимо производить оценку точности с учётом всех основных факторов, приводящих к нестабильности системы управления.

Точность стабилизации определяется по отклонению скорости Дсосх в установившемся режиме после завершения переходного процесса при изменении статического момента или напряжения сети [4]. Отношение Дсост к заданной со3 определяет показатель статической точности стабилизации скорости. В-аналоговых системах, управления электроприводами в качестве регуляторов преимущественно используются операционные усилители с большим коэффициентом усиления. При использовании интегрального регулятора скорости не представляет большой сложности, если не принимать во внимание дрейф нуля, смещение входного сигнала, получать сколь угодно малые статические ошибки.

Аналогичная* ситуация имеет место и в цифровых системах управления. Отсюда следует, что более важным показателем точности является динамический показатель, связанный с оценкой мгновенных отклонений скорости в любой момент времени.

В' зависимости от требований' к точности, системы электропривода выполняются с различными информационными и управляющими устройствами. Применяются аналоговые, аналого-цифровые и цифровые системы электроприводовв которых различным образом осуществляется ввод задания, измерение скорости и формирование управляющих алгоритмов. Имеется различие и в силовой части электроприводов — в выборе полупроводникового преобразователя, кинематической передачи.

Для точных и высокоточных систем целесообразно выполнять электроприводы безредукторными, для уменьшения люфтов. Преобразователь целесообразно выбирать на основе широтно-импульсного модулятора, причём использовать высокочастотную коммутацию ключей для уменьшения амплитуды тока (момента).

При изменении скорости в широком диапазоне могут существенно изменяться динамические характеристики возмущающих воздействий и погрешности информационных устройств. В этих условиях необходимо искать пути перенастройки структуры информационной и управляющей частей системы [4].

Точность регулирования скорости напрямую зависит от способов задания, измерения скорости и формирования сигнала об отклонении скорости от заданного значения. Минимальная погрешность лучших образцов аналоговых систем обработки информации о скорости электроприводов находится на уровне 0,1%. Большой точностью обладают цифровые и цифроаналоговые электроприводы. Наибольшая точность присуща импульсным системам, что в первую очередь объясняется высокой помехоустойчивостью.

Развитие высокоточных систем регулирования скорости берет свое начало в первой половине XX века. Важным шагом в достижении точности отработки задающего воздействия был переход к сравнению частотных сигналов по их фазовому рассогласованию. Достоинство заключалось в ликвидации всех составляющих установившейся погрешности.

В первых разработках таких систем использовались фазовые дискриминаторы, на входы которых поступали синусоидальные сигналы. В связи с возникшими трудностями разработчики перешли к развитию"двухканальных систем, в которых точная стабилизация средней скорости достигалась с помощью астатического канала, а требуемая динамика обеспечивалась аналоговым каналом, вводившим в закон регулирования пропорциональную и дифференциальную составляющие [83, 86].

Сравнительно позже был произведён переход к цифровым системам, который обеспечил возможность внедрения сложных алгоритмов управления без дополнительных капитальных вложений.

В качестве исполнительного электромеханического преобразователя энергии в подобных системах, в зависимости от требований могут использоваться различные виды двигателей: синхронные, асинхронные и двигатели постоянного тока (ДНІ). ДПТ в зоне малых мощностей имеют определённые преимущества. В [48] приведено сравнение ДПТ с двухфазными и трёхфазными асинхронными двигателями (АД). Сравнение проводилось по трём показателям: величине приёмистости (отношение квадрата момента двигателя к моменту инерции) массогабаритным и энергетическим характеристикам. Откуда видно, что ДПТ по сравнению с двухфазными АД имеют по всем показателям лучшие характеристики, а по сравнению с трёхфазными АД имеют большую приёмистость и примерно равные массогабаритные и энергетические оценки.

В [15] отмечено, что регулируемый электропривод постоянного тока сохраняет ряд достоинств по сравнению с регулируемых электроприводом* переменного тока: широкий диапазон регулирования частоты вращения, меньшие потерипри равной: мощности-, меньшая^занимаемая-площадь и т. д. Срок службы щёточно-коллёкторного узла доходит доГ 15 000? часов и близок к сроку службы подшипниковПрогресс: в области двигателей постоянного тока происходит за счёт оптимизации магнитного поля,. совершенствованиям системы*. охлаждения^ перехода' на новые изоляционные материалы, улучшения технологических" процессовОсобое значение имеет совершенствование щёточного аппарата и коллектора^ который по надёжности приближается к бесконтактным устройствам.

В [38, 42, 81, 89] представлен широкий диапазон конструктивного исполнения двигателей постоянноготока: пазовые и беспазовые электрические машины, двигатели дисковые, с. печатной обмоткой на якоре, двигатели с постоянными магнитами и двигатели традиционной конструкции с независимой обмоткой возбуждения. У каждого типа есть свои достоинства и недостатки. Так ДПТ с полым и с печатным якорем имеют малые электромагнитные и электромеханические постоянные времени [37, 38], двигатели с постоянными магнитами имеют хорошие энергетические показатели [42, 35], двигателис независимой обмоткой возбуждения хорошие массогабаритные. характеристики [50- 54].

Наиболее перспективным, из-за повышенных требований к быстродействию, является применение транзисторных преобразователей для питания электрической машины (система ШИП-Д) [59, 16, 26, 25] и создание на их базе релейных систем, работающих в реальном скользящем режиме [38, 40, 62, 90]. Более высокое быстродействие системы ШИП-Д (по сравнению с тиристорным электроприводом) даёт возможность увеличить добротность позиционного электропривода и достигнуть при этом высоких скоростей при. заданной точности. В приводах с ШИП-Д удается повысить быстродействие под нагрузкой на самых низких скоростях перемещений. Это свойство позволяет увеличить точность регулирования, вследствие чего ШИП-Д используется в механизмах подач станков с. числовым программным управлением и в роботах со сложными законами управления. Высокое быстродействие системы ШИП-Д при-отработке возмущающих воздействий позволяет получить высокую? равномерность перемещений. Благодаря этому свойству такие системы успешно применяются в ко-ординатно-измерительных машинах, установках для лазерной обработки и контроля микросхем, в которых требуется высокая равномерность и плавность регулированиям низкими скоростями:

Транзисторный преобразователь в системе ШИП-Д работает в ключевом режиме: По этой причине напряжение на обмотках двигателя имеет разрывной: характер. По классификации,. приведенной в [11,12], система автоматического управления с таким преобразователем относится к виду систем с прямым разрывным управлением. Собственно транзисторный преобразователь в этом случае, при определенных допущениях, имеет математическую модель в виде релейного элемента. Таким образом, рассматриваемый электропривод является существенно нелинейношсистемой автоматического управления.

Релейные системы, как наиболее простые, начали широко применяться с первых шагов развития автоматики. Их исследованию и разработке посвящены сотни статей и монографий. Теорияоптимального управления доказала, что предельное быстродействие может быть достигнуто только в системе с релейным элементом: Благодаря очевидным достоинствам релейные системы всегда привлекали внимание специалистов поэлектроприводу. Интерес к ним вырос в последние годы, когда наладился выпуск мощных транзисторов. Несмотря на кажущуюся простоту и доступность релейной конструкции существуют серьезные причины, препятствующие распространению данных систем электропривода. Эти причины связаны в первую очередь с наличием пульсаций тока, скорости и момента электропривода, низкими точностными характеристиками систем с разрывным управлением, неконтролируемой частотой переключений релейного элемента, увеличением потерь в ЭП, отсутствием практических методик по выбору параметров регуляторов и построению релейных систем электропривода. Глубокие теоретические исследования релейных систем с позиций теории автоматического управления- [52, 61, 92], исследование идеальных скользящих режимов [96], найденные оптимальные по быстродействию алгоритмы управления не заканчиваются направленными на практическую реализацию методами построениясистем электропривода с разрывным характером питающих напряжений.

Врядеслучаев при построении систем электропривода с разрывным управлением' используются методы синтеза, основанные на линейной теории автоматического управления, к которым можно отнести методику синтеза, основанную на идеологии систем подчиненного регулирования [4, 43, 73, 94]. Данная методика основана на «свертке» внутреннего контура регулирования при переходе к синтезу внешнего контура. В транзисторном электроприводе это приводит по сути к замене реальной характеристики релейного элемента на линейную характеристику с конечным коэффициентом усиления.

Синтез САУ должен быть направлен на обеспечение предельного (с учетом ограничения" координат) быстродействия и заранее заданной точности регулирования скорости рабочего органа. Внастоящее время каждая из этих задач в основном решена и исследована глубоко [8, 9, 10, 94]. Так известны способы управления машиной постоянного тока, обеспечивающие оптимальное быстродействие при постоянном магнитном потоке двигателя, и способы повышения точности рабочего органа.

В настоящей работе предлагается следующая-концепция построения прецизионного электропривода регулирования скорости. Она подразумевает введение обратной связи не по скорости, а по положению [83], в сочетании с современными методами синтеза регуляторов. Обратная связь по положению реализуется с помощью импульсного датчика, генерирующего п импульсов на один оборот рабочего вала, с частотой, пропорциональной частоте вращения вала. К отмеченным методам относятся: метод старшей производной [7, 21], метод локализации [20, 23], метод разделения движений [22, 24] и др., применительно к автоматизированному электроприводу. Данная концепция позволяет объединить противоречивые требования по высокой динамике и высокой точности в системах регулирования скорости. Подробнее о данной концепции будет сказано в главе I.

Результаты данной работы могут быть использованы в области машино-и самолётостроении, различных транспортных средствах: автомашин, поездов, самолётов, морских и речных судов, орбитальных космических станции, ракет и.т.п.

Сочетание всех перечисленных условий<�И'требований создаёт специфику построения прецизионных систем на основе электропривода с импульсным датчиком обратной связи и требует разработки теоретических основ его построения.

В настоящее время, уровень развития микропроцессорной техники предоставляет широкие возможности для реализации цифровых систем управления. Достоинствами программных средств управления являются возможности реализации гибких алгоритмов управления и выполнения ЭП с повышенной надёжностью. Построение ИФЭП на основе микропроцессорной системы требует разработки подпрограмм: квазианалогового алгоритма сравнения импульсных сигналов, алгоритма определения направления вращения рабочего вала механизма и др. При синтезе релейного контура регулирования тока актуальным является вопрос учёта влияния поперечной реакции якоря и вихревых токов электрической машины.

Назовём ЭП, обладающий высокими точностными характеристиками как в статическом так и в динамическом режимах работы, построенный по принципу импульсно-фазового управления, следяще-регулируемым электроприводом (СРЭП).

Цель работы и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в улучшении динамических характеристик астатических электроприводов, путём использования прогрессивных методов синтеза. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:

1) выполнить синтез структур СРЭП, обеспечивающих достижение желаемого качества динамических характеристик;

2) создать математическую модель и общую структуру высокоточного следяще-регулируемого электропривода с разрывным характером управлений, осуществить синтез корректирующих звеньев СРЭП для различных режимов работы электропривода и построить функционально полный регулятор скорости, представляющий собой закон управления, который обеспечивает заданные характеристики движения как в «малом», так и в «большом»;

3) оценить влияния вихревых токов^и поперечной реакции якоря в релейном контуре регулирования тока;

4) осуществить проверку расчётных свойств синтезированной системы моделированием на электронной вычислительной машине и экспериментально.

Методы исследования. При решении поставленных задач использовались методы теории автоматического управления, теорий дискретных и нелинейных систем с разрывным управлением, теории дифференциальных уравнений, методы математического моделирования! и натурного эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) синтез структур СРЭП, гарантирующий заданную динамическую точность;

2) алгоритмы управления СРЭП, функционально полный регулятор скорости и квазианалоговое устройство сравнения;

3) анализ и исследование релейного контура регулирования тока с оценкой влияния вихревых токов и поперечной реакции якоря.

Научная значимость и новизна работы. В диссертационной работе развиты вопросы построения следяще-регулируемого электропривода с заданными динамическими характеристиками, что позволяет, определять алгоритмы управления-быстродействующим ЭП, разрабатывать методики улучшения его точностных. показателей и в конечном итоге создавать электропривод с улучшенными технико-экономическими показателями.

Научная новизна состоит в следующем:

1) предложены варианты построения СРЭП с заданной динамической точностью, которые основаны, на современных методах, обеспечивающих малую чувствительность к изменению параметрови нелинейностям: элементов объекта управлениячто позволило: обеспечить, определённые динамические характеристики электроприводу, который, в, свою очередь, обладает абсолютно жёсткой механической характеристикой- 2) проведено исследование релейного’контура регулирования тока, с учётом влияния: вихревых токов и поперечной реакции якоря.

Практическая ценность работы заключается:

1) предложены инженерные методики расчёта регуляторов. ЭП с малой чувствительностью к изменению параметров;

2) разработан опытный образец следяще-регулируемого электропривода, который может быть прототипом серийных систем;

3) внедрена предложенная-методика синтеза при разработке стендаиспытания генераторов в ОАО «Новосибирск^^.

Апробациярезультатов— Основные положения ' диссертациидокладывались и обсуждались на: НЕ международной^ научно-технической конференции (Омск, — 2007 г.). IIIC Научно-технической конференции с: международным участием «Электротехника, электромеханика — ш электротехнологии ЭЭЭ-2007» (Новосибирск, 2007 г.). IV и V международной конференции (15 и 16 Всероссийской) по автоматизированному электроприводу (Магнитогорск, 2004 г. и СанктПетербург, 2007 г.), VIIi и VIIIмеждународной научно-технической конференции «Актуальные проблемы электронного приборостроения» (Ново. • 17 сибирск, 2004 и 2006 гг.), Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2005 и 2007 гг.), Международной научно-практической конференции (Респ. Алтай, Чемал. р-н, база НГТУ Эрлагол, 2009 г., Барнаул, 2011 г.- Международной научно-практической конференции (Респ. Алтай, Чемал. р-н, база НГТУ Эрлагол, 2005 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 15 научных работ, из них 3 статьи — в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РФ, 2 статьи — в сборнике научных трудов, 10 — в материалах научных конференций.

Структура и объём диссертационной работы. Диссертация содержит введение, четыре главы, заключение, список использованных источников из 104 наименований и приложения. Общий объем составляет 188 страниц печатного текста и содержит 106 рисунков и 8 таблиц.

Выводы по главе 4.

1. Разработана и создана на базе типовых вариантов аппаратных средств современной, преобразовательной техники, экспериментальная установка, позволяющая осуществить исследование статических и динамических режимов работы СРЭП.

2. С помощью экспериментальной установки подтвердили, что разработанный алгоритм управления и синтезированная модифицированным модальным методом система являются работоспособным, а необходимый корректор статики реализуется алгоритмом логического устройства сравнения СРЭП.

3. Предложенная инженерная методика синтеза СРЭПметодом большого коэффициента внедрена на ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод» в стенде испытания генераторов, что подтверждается актами внедрения и использования результатов диссертации. Проведённые экспериментальные работы на стенде испытания генераторов подтвердили эффективность предложенной методики синтеза. Данная методикам обеспечивает высокую «динамическую точность по* управляющему ивозмущающему, воздействиям^ при различных значениях параметров объекта управления» (момент инерции' генератора л п.

ГТ120ПЧ6 составляет 0,45 кг-м, ГТ40ПЧ8 0,12 кг-м) и исполнительного механизма (изменение активного сопротивления двигателя при изменении температуры: 0,087 Ом при температуре 20°С- 0,103 Ом при температуре 75°С). При этом обеспечивается 100% статическая точность.

4. Определены особенности технической реализации СРЭП, в связи с чем: >

— разработан: а) программный алгоритм определения направления вращенияб) алгоритм логического устройства сравнения;

— предложена структура обратной связи с переменным коэффициентом деления, что способствует расширению диапазона регулирования скорости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации изложены теоретические и практические результаты работы, направленной на решение научно-технической проблемы, имеющей важное народно-хозяйственное значение — развитие теории и практическая реализация следяще-регулируемош электропривода с микропроцессорным управлением, обеспечивающая улучшение динамических характеристик. В ходе выполнения работы были получены следующие основные результаты:

1) выполнен синтез структур СРЭП, обеспечивающих достижение желаемого качества динамических характеристик;

2) создана математическая модель и общая структура высокоточного следяще-регулируемого электропривода с разрывным характером управлений, выполнен синтез корректирующих звеньев СРЭП для различных режимов работы электропривода и построен функционально полный регулятор скорости, представляющий собой закон управления, который обеспечивает заданные характеристики движения как в «малом», так и в «большом»;

3) оценены влияния вихревых токов и поперечной реакции якоря в релейном контуре регулирования токадоказано, что поперечная реакция якоря электродвигателя приводит к уменьшению, частоты автоколебаний в релейном контуре регулирования тока, а вихревые токи вызывают обратный эффект.

4) работоспособность предложенных алгоритмов управления подтверждена, математическим моделированием и экспериментально. Один из выносимых на защиту алгоритмов управления получил реализацию в следяще-регулируемом электроприводе стенда' испытания генераторов, эксплуатируемом ОАО «Новосибирский Авиаремонтный завод».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Автоматизированные электроприводы Текст. / под ред. Н. Ф. Ильинского, М. Г. Юнькова. -М.: Энергоатомиздат, 1990.- 544 с.
  2. Анализ и оптимальный синтез на ЭВМ систем управления Текст. / ред: А. А. Воронова, И А. Орурка.-М:: Наука- 1984. —334-с.
  3. , А. А. Теория колебаний Текст. / А- А. Андронов, А. А. Витт, С. Э. Хайкин. М.: Наука, глав. ред. физ.-маг. лит-ры, 1981. — 568 с.
  4. , В. А. Теория систем^ автоматического управления Текст. / В. А. Бесекерскищ Е. ПІ Попова Изд- 4-е, перераб. и доп. — СПб.: Профессия, 2004. — 752 с. — (Специалист)'.
  5. , Л. М. Метод структурного синтеза нелинейных-, систем?: автоматического управления Текст.'/ Л. М. Бойчук: — Мі.: Энергия,!9711- 107 с. ' ''¦¦¦. '¦" •
  6. , М. А. Применение упреждающей коррекции в следящих системах с люфтом Текст. / М. А. Боровиков // Электричество- — 1977. — № 6. — С.37−43. ' ¦. ¦ ¦. '.'¦'¦ ¦.¦.':'/' •¦
  7. , Ю. А. Автоматические системы с разрывным управлением Текст. / Ю. А. Борцов, И. Б. Юнгер. JI.: Энергоатомиздат, Ленинград, отд-ние, 1986.-68 с.
  8. , Ю. А. Электромеханические системы с адаптивным и модальным управлением Текст. / Ю. А. Борцов, Н. Д. Поляхов, В: В. Путов. -Л.: Энергоатомиздат, 1984.-216 с.
  9. , А. В. Вопросы анализа и синтеза прецизионных систем синхронно-синфазного электропривода постоянного тока Текст.: науч. изд. / А. В. Бубнов. Омск: Ом. науч. вестник, 2004. — 131 с.
  10. , А. В. Прецизионные системы синхронно-синфазного электропривода постоянного тока: теория и проектирование Текст.: дис.. д-ра техн. наук: 05.09.03 / А. В. Бубнов. Омск, 2006. — 284 с.
  11. , Б. Ш. Прогресс и проблемы электропривода постоянного и переменного тока: автоматизированные электромеханические системы Текст.: коллектив, моногр. / Б. Ш. Бургин'- под ред. В: Н. Аносова. — Новосибирск: НГТУ, 2004.-276 с.
  12. Быстродействующие электроприводы постоянного тока с широтно-импульсными преобразователями Текст. / М. Е. Гольц, А. Б. Гудзенко, В. М. Остреров [и др.]. Л.: Энергоатомиздат, 1986. — 184 с.
  13. , М. В. Безтахогенераторный позиционный микроэлектропривод постоянного тока Текст. / М. В. Воеводин, Г. М. Симаков, Ю. В. Панкрац // Оптимизация режимов работы электрических систем: сб. ст. Красноярск: Изд-во КТУ, 2004. — С. 46−51.
  14. , А. И. Электрические машины : учеб. для студентов высш. техн. учеб. заведений Текст. / А. И: Вольдек. 3-е изд., перераб. — Л.: Энергия, 1978. — 832 с.: ил.
  15. , А. С. Синтез нелинейных систем методом локализации Текст. / А. С. Востриков. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1990. — 120 с.
  16. , А. С. Теория автоматического регулирования Текст.: учеб. пособие / А. С. Востриков, Г. А. Французова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005.-364 с.
  17. , А. С. Теория автоматического регулирования Текст.: учеб. пособие / А. С. Востриков, Г. А. Французова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003.-364 с.
  18. , А. С. Теория автоматического управления. Принцип локализации Текст.: учеб. пособие / А. С. Востриков. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Электротехн. Ин-та, 1988. — 76 с.
  19. , Е. Н. Метод разделения движений, оптимизация нелинейных систем Текст. / Е. Н. Геращенко, С. М. Геращенко. М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1975. — 296 с.
  20. Герман-Галкин, С. Г. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем в МАТЬАВ 6.0' Текст.: учеб. пособие / С. Г. Герман-Галкин. СПб.: КОРОНА принт, 2001. — 320 с.
  21. , Т. А. Полупроводниковые преобразователи в электроприводах постоянного тока Текст. / Т. А. Глазенко. Л.: Энергия, 1973.-304 с.
  22. ГОСТ 16 264.0−85 (СТ СЭВ 6337−88). Машины электрические малой мощности. Двигатели Текст. — Введ. 1986−01−01. М.: Изд-во стандартов, 1994. — 33 с. — Группа Е-61.
  23. ГОСТ 25 777–83. Электроприводы главного движения постоянного тока металлорежущих станков с числовым программным управлением. Общие технические требования Текст. Введ. — М.: Изд-во стандартов, 1983. — 12 с.
  24. ГОСТ 25 778–83. Электроприводы подачи постоянного тока металлорежущих станков с числовым программным управлением. Общие технические требования Текст. Введ. — М.: Изд-во стандартов, 1983. — 12 с.
  25. , Д. Я. Позиционный микроэлектропривод с двухканальным управлением Текст.: дис.. канд. техн. наук: 05.09.03: защищена 19.05.2000: утв. 19.09.2000 / Д. Я. Гринкевич. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. техн. ун-та, 2000. — 229 с.
  26. Делители частоты и их аналоги Электронный ресурс. // Сайт радиолюбителей Волгограда «га4а». Справочная. — Режим доступа: http://ra4a.narod.ru/Spravka3/s73.htm. — Загл. с экрана.
  27. , А. В. Микроконтроллеры AVR семейств Tiny и Mega фирмы ATMEL Текст. / А. В. Евстифеев. 2-е изд., стер. — М.: Додэка-ХХ1, 2005.-560 с.
  28. , В. В. Электромеханическое преобразование энергии Текст.: учеб. пособие / В. В. Жуловян. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. — 452 с.
  29. , Р. И. Цифровые системы управления Текст. / пер. с англ.: С. П. Забродина, А. И. Титкова, А. В. Шалашова — под ред. И. М. Макарова. — М.: Мир, 1984.-541 с.
  30. , А. И. Электромагнитные поля и параметры электрических машин Текст.: учеб. пособие / А. И. Инкин. Новосибирск: ЮКЭА, 2000. -464 с.
  31. , В. Г. Синфазный электропривод, квазиоптимальный по разнородным критериям качества Текст.: дис.. д-ра техн. наук: 50 903 / В. Г. Кавко. Омск, 1989. — 212 с.
  32. , В. Г. Электроприводы с предельным быстродействием для систем воспроизведения движений Текст. / В. Г. Каган. — М.: Энергия, 1975. — 240 с.
  33. , В. М. Малоинерционные двигатели постоянного тока с печатной обмоткой на якоре Текст. / В. М. Казанский, JI. Д. Основич. — М.: Энергия, 1965. 95 с.
  34. Карманный цифровой частотомер Электронный ресурс. // По жизни с паяльником. 2008. — Режим доступа: http://vvww.vksn.narod.ru/measur/vrll08.html. — Загл. с экрана.
  35. , А. А. Анализ скользящего режима релейного контура тока регулируемого электропривода Текст. / А. А. Карогодский, JI. И. Малинин // Техническая электродинамика. — 1991. — № 1. С. 74−78.
  36. , П. А. Разработка следящего синхронно-синфазного электропривода для обзорно-поисковых систем Текст.: дис.. канд. техн. наук: 50 903 / П: А. Катрич. Омск, 2007. — 161 с.
  37. , Т. Двигатели постоянного тока с постоянными магнитами Текст.: пер. 5 с англ. / Т. Кенио- С. Нагамори. — М.: Энергоатомиздат, 1989. -184 с.
  38. , В. И. Теория электропривода Текст.?: учеб. для вузов / В: И. Ключев. М.: Энергоатомиздат, 1985. — 560 с.
  39. , А. Е. Математическая модель релейно-векторной системы управления асинхронным электроприводом Текст. / А. Е. Козярук, В. В. Рудаков // Автоматизированный электропривод в XXI веке: пути развития.
  40. АЭП-2004: тр. 4 Междунар. (15 Всерос.) конф. по автоматизир. электроприводу, Магнитогорск, 14—17 сент. 2004 г. Магнитогорск, 2004. — 4.1. -С. 134−137.
  41. Комплектные системы управления электроприводами тяжёлых металлорежущих станков Текст. / Н- В. Донской-, А. А. Кирилов, Я. М. Купчаи [и др.]- под ред. А. Д. Поздеева. М-: Энергия, 1980. — 287 с.
  42. Конев, — Ю. И. Транзисторные: импульсные устройства управления электродвигателями и электромагнитными механизмами Текст.-/ Ю. Й. Конев. -М.-Л.: Изд-во Энергия, 1964. 120 с.
  43. , В. Л. Компьютерная автоматизация производства Текст.: учеб- пособие: в 2 ч. / В- Л. Конюх. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. Ч. 1. — 106, 1. с.: '
  44. , В. В. Следящие .системы с двигателями постоянного тока Текст. / В: В- Кочергин. Лг: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1988. — 168 с. V
  45. Красовский- А. А. Основы автоматики и технической кибернетики Текст. / А. А. Красовский, Г. С. Поспелов. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1962. -600 с.
  46. , Н. Т. Модальное управление и наблюдающие устройства Текст. / Н: Т. Кузовков. М.: Машиностроение, 1976. — 184 с.
  47. , Ю. А. Реакция якоря Электронный ресурс. / Ю. А. Кулик // Электрические машины. — М.: Высшая школа, 1966- Режим доступа: http://www.motor-remont.ru/books/bookl29/bookl29pl3.htm. — Загл. с экрана.
  48. , А. М. Следящие электроприводы станков с ЧПУ Текст. / А. М. Лебедев, Р. Т. Орлова, А. М. Пальцев. М.: Энергоатомиздат, 1988. — 223 с.
  49. Микропроцессорное управление электроприводами станков с ЧПУ Текст. / Э. Л. Тихомирову В. В. Васильев, Б. Г. Коровин, В. А. Яковлев. М.: Машиностроение, 1990. — 320 с.: ил.
  50. , О. И. Техническая диагностика автоматизированных электроприводов Текст. / О. И. Осипов, Ю. С. Усынин. М.: Энергоатомиздат, 1991.-161 с.
  51. , А. А. Синтез релейных систем, оптимальных по быстродействию Текст. / А. А. Павлов. М.: Изд-во Наука, 1966. — 392 с.
  52. , В. В. Построение систем асинхронного электропривода на основе метода локализации Текст.: дис.. канд. техн. наук: 50 903 / В. В. Панкратов. Новосибирск, 1992. — 246 с.
  53. , В. В. Специальные разделы современной теории автоматического управления Текст.: учеб. пособие / В. В. Панкратов, Е. А. Зима, О. В. Нос. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. — 220 с.
  54. , В. В. Специальные разделы" современной теории автоматического управления^ Текст. Ч. 1. Модальное управление и наблюдатели: учеб. пособие / В. В. Панкратов. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001.-48 с.
  55. , Ю. В: Реализация- следяще-регулируемого электропривода, синтезированного, модифицированным модальным методом Текст. / Ю. В: Панкрац // Ползуновский вестник. — 2011. № 2/1. — С. 52−56.
  56. , Ю. В: Цифровой следяще-регулируемый. электропривод постоянного" тока- Текст. /. Ю. В— Панкрац // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2009. -№ Т. — С. 304−307.
  57. , F. М. Позиционный микроэлектропривод постоянноготока Текст.: дис. д-ра техн. наук: 50 903 / Г. М. Симаков. Новосибирск, 2004.-349 с.
  58. , Г. М. Системы автоматического управления электроприводов металлорежущих станков Текст.: учеб. пособие / Г. М. Симаков. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. — 300 с.
  59. , Г. Г. Электропривод переменного тока* с частотным управлением Текст.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. Г. Соколовский. М.: Издательский центр «Академя», 2006. — 272 с.
  60. , Л. И. Моментные двигатели^ постоянного тока Текст. / Л. И. Столов, А. Ю. Афанасьев. М.: Энергоатомиздат, 1989. — 224 с.
  61. , Р. М. Астатические дискретные системы электропривода постоянного тока Текст. / Р. М. Трахтенберг // Электричество. 1972.-№ 4.-С. 47−53.
  62. , Р. М. Импульсные астатические системы электропривода с дискретным управлением Текст. / Р. М. Трахтенберг. — М.: Энергоиздат. 1982. — 168 с.
  63. Управление вентильными электроприводами постоянного тока Текст. / Е. Д. Лебедев, В. Е. Неймарк, М. Я. Пистрак, О. В. Слежановский. М.: Энергия, 1970.-200 с.
  64. , В. И. Скользящие режимы, в задачах оптимизации и управления Текст. / В. И. Уткин. — М.: Наука- 1981. — 368 с.
  65. , М. В. Исследование динамических характеристик астатических дискретных электроприводов и разработка методов и средств их коррекции Текст.: дис.. д-ра техн. наук: 50 903 / М. В. Фалеев. Иваново, 1983.-306 с.
  66. Физическая сущность реакции якоря Электронный ресурс. // Электротехника. Режим доступа: http://electrono.ru/elektricheskie-mashiny-postoyannogo-toka/29-reakciya-yakorya. — Загл. с экрана.
  67. , А. В. Разработка и исследование систем синхронно-синфазного вращения астатических дискретных электроприводов Текст.: дис.. канд. техн. наук: 50 903 / А. В. Ханаев. — Иваново, 1976. — 206 с.
  68. , В. В. Электрические микромашины автоматических устройств Текст.: учеб. пособие для вузов / В. В. Хрущев. JI.: Энергия, 1976. -384 с.
  69. Цифровые электроприводы с транзисторными преобразователями Текст. / С. Г. Герман-Галкин, В. Д. Лебедев, Б. А. Марков, Н: И. Чичерин. — Л.: Энергоатомиздат, Ленинград, отд-ние, 1986. — 248 с.
  70. , Я. 3: Основы теории автоматических систем Текст. / Я. 3. Цыпкин* -М:: Наука, 1977. 560 с.
  71. , Я. 3. Релейные автоматические системы Текст. / Я. 3. Цыпкин. М.: Наука, 1974. — 575 с.
  72. , H. Н. Металлорежущие станки Текст.: учеб. для техникумов по специальности «Обработка металлов резанием» / H. Н. Чернов. -4-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1988. — 416 с.: ил. г
  73. , М. Г. Теория автоматизированного электропривода Текст. / М. Г. Чиликин, В. И. Ключев, А. С. Сандлер. М.: Энергия, 1979. -616 с.
  74. , В. П. Оптимальное управление электрическими приводами Текст. / В. П. Чистов, В. И. Бондаренко, В. А. Святославский. М.: Энергия, 1968.-232 с.
  75. , Р. Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты Текст. / Р. Т. Шрейнер. Екатеринбург: УРО РАН, 2000. — 654 с.
  76. , В. Г. Электрические машины автоматических устройств Текст.: учеб. для вузов / В. Г. Юферов. М.: Высш. шк., 1976. — 416 с.
  77. WDG 1 ООН. Инкрементный датчик* с полым валом Электронный ресурс. // MegaSensor. Режим доступа: http://www.megasensor.eom/productinfo:php/productsid/90. — Загл. с экрана.
  78. Линейная аппроксимация контура тока по методуинтегральной ошибкивремя пересечения с осью абсцисс для аппроксимирующей кривой1. Оу^Я-ТО.-
  79. Искомые площади (ошибки) в этом случае определяются в видео1. П. 1.8)1. П. 1.9)1. Вычислим интегралы: Г
Заполнить форму текущей работой