Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Маркетинговое управление качеством среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее прогрессивный способ состоит в том, что колледжи включаются в систему непрерывного образования, при которой учебные программы колледжей согласуются с учебными программами вузов. Это повышает конкурентоспособность колледжа, потому что его выпускник имеет преимущество перед выпускниками других колледжей за счет получения высшего образования в более короткие сроки, что существенно… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Экономические проблемы управления качеством образования
    • 1. 2. Современные тенденции процесса повышения качества образования
  • 2. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы маркетингового исследования и предварительные результаты
    • 2. 2. Анализ экономических затрат
    • 2. 3. Анализ экономической структуры учебного процесса
  • 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
    • 3. 1. Маркетинговые исследования экономической эффективности и качества учебного процесса
    • 3. 2. Маркетинговые исследования качества образования
    • 3. 3. Обоснование путей повышения качества образования и экономической эффективности учебного процесса

Маркетинговое управление качеством среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Распад СССР и появление рынка образовательных услуг принципиально изменило содержание среднего профессионального образования: техникумы, задачей которых служила подготовка специалистов для народного хозяйства, стали уступать место учебным заведения более высокого уровня — колледжам, в задачу которых входит не только подготовка специалистов, но и формирование современно образованного человека.

Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг вынуждает колледжи применять методы маркетинга как при создания более конкурентоспособного товара (образовательных услуг), так и для продвижения этого товара на рынок образовательных услуг. [1].

Большинство колледжей привлекают абитуриентов путем повышения качества образования, что достигается двумя основными способами.

Наиболее прогрессивный способ состоит в том, что колледжи включаются в систему непрерывного образования, при которой учебные программы колледжей согласуются с учебными программами вузов. Это повышает конкурентоспособность колледжа, потому что его выпускник имеет преимущество перед выпускниками других колледжей за счет получения высшего образования в более короткие сроки, что существенно увеличивает «привлекательность» колледжа. [2].

Другой способ усиления «привлекательности» — повышение качества образования за счет дополнительных знаний по дисциплинам, не входящих в определенную образовательным стандартом номенклатуру учебных предметов конкретной специальности. Такой способ повышения качества образования служит базой для системы непрерывного образования, так как только изучением дополнительных предметов в колледже выпускник может подготовить себя к ускоренному обучению в вузе.

В то же время, не все выпускники колледжа стремятся получить высшее образование, многие поступают на работу, для которой так же нужны дополнительные знания предметов, не входящих в образовательный стандарт специальности.

Поэтому существует проблема выбора востребованных практикой дополнительных учебных предметов при разработке программы более качественной подготовки специалистов-практиков. Это вызвано не только многообразием условий их будущей работы, но и экономической целесообразностью включения новых предметов в программы колледжа.

Маркетинговый метод решения данной проблемы состоит в согласовании экономических мотиваций колледжа с мотивациями выпускников к получению дополнительных знаний, что позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы он был экономически выгоден колледжу и привлекателен для рынка образовательных услуг.

Применение маркетинговых методов повышения качества среднего специального образования сдерживается недостаточной изученностью рынка образовательных услуг, отсутствием научного обоснования методов маркетинга для повышения качества образования при оптимальных экономических затратах колледжа, что требует дальнейших исследований и определило тему диссертации.

Цель и задачи исследований.

Цель диссертационной работы — установить зависимость влияния экономических затрат на качество обучения и разработать основы маркетингового управления качеством образования в создании конкурентоспособности образовательных услуг колледжа.

Для достижения цели поставлены и реализованы маркетинговыми методами следующие задачи:

— экономические затраты учебного процесса описаны системой показателей, отображающих затраты и вклад каждой изучаемой дисциплины в квалификационные показатели специалиста;

— учебный процесс структурирован по экономическим затратам на приобретение знаний и по применимости этих знаний в практической деятельности выпускников;

— обоснованы критерии эффективности затрат на получение знаний по каждой специальности и установлена структура эффективных и неэффективных затрат;

— выявлено влияние экономических и педагогических инноваций учебного процесса на практическую применимость учебных знаний выпускников;

— разработаны методы повышения эффективности учебного процесса путем перераспределения экономических затрат на изучение отдельных дисциплин;

— изменены структуры учебных дисциплин, обеспечивающие современные требования целевых рынков к качеству подготовки специалистов;

— разработаны программы подготовки наиболее востребованных целевыми рынками специалистов.

Предмет исследования — экономическая структура учебного процесса колледжа, как прогрессивного типа среднего специального учебного заведения, ее влияние на удовлетворение потребностей рынка образовательных услуг.

Объект исследований — колледж как тип среднего учебного заведения и конкретная маркетинговая среда Омского колледжа предпринимательства и права, выбранного в качестве экспериментальной базы.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных педагогов, экономистов, теоретиков и практиков рыночной экономики, зарубежный и российский опыт влияния качества подготовки специалистов на повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

Информационную основу работы составили документы государственных органов системы высшего и среднего специального образования, статистическая информация о трудоустройстве и работе выпускников Омского колледжа, служебные материалы колледжа, собственные маркетинговые исследования автора.

Научные положения, защищаемые автором:

— система показателей экономической эффективности учебного процесса и установленные с ее применением закономерности влияния структуры экономических затрат на эффективность использования знаний;

— методика экономического анализа структуры учебного процесса и выполненная по ней оценка конкурентоспособности выпускников на рынке труда;

— методы экономического обоснования оптимальной структуры знаний современного специалиста, и выполненные изменения учебных планов существующих специальностей;

— идеология экономической эффективности введения новых специальностей, наиболее полно соответствующих современным потребностям целевых рынков;

— гипотеза, по которой переход на систему непрерывного образования «колледж — институт» выведет колледж на качественно новый уровень подготовки специалистов, динамично адаптирующихся к изменяющимся условиям рынка работодателей.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— учебно-педагогический процесс представлен в виде структурной экономической модели, что позволяет проводить анализ его эффективности современными экономическими методами;

— разработан метод структурного анализа экономической эффективности учебного процесса, с помощью которого объем знаний, получаемый выпускниками, обоснован как совокупность экономических затрат на получение знаний по определенной дисциплине и эффективности применения этих знаний на практике;

— создана методика маркетингового исследования рынка образовательных услуг, позволяющая оценивать качество образования выпускников во взаимосвязи с экономикой учебного процесса и степенью удовлетворения потребностей целевых рынков;

— предложены методы, оптимизирующие согласование интеллектуально-экономических возможностей колледжа, как предприятия, реализующего образовательные услуги и социально-экономических потребностей региона, представляющего собой рынок потребления этих услуг.

Практическая значимость результатов работы состоит в разработке рекомендаций по усовершенствованию структуры преподавания дисцип7 лин в колледже экономического профиля и создания новых специальностей для более полного использования социально-экономического потенциала регионального рынка образовательных услуг на примере Омского колледжа предпринимательства и права. Материалы диссертации положены в основу авторского курса лекций «Основы кооперативного строительства и история российской потребительской кооперации» для студентов колледжей, входящих в систему среднего специального образования потребительской кооперации РФ. Результаты работы используются Омским колледжем предпринимательства и права при составлении учебных планов и программ (справка о внедрении от 30.06.99 г.).

Апробация работы.

Основные результаты работы докладывались и обсуждались на международной научно-методической конференции «Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт.», Новосибирск, 1999, «Основные направления интенсификации образовательного процесса и активизации познавательной деятельности студентов», Новосибирск, 1999, «Проблемы потребительской кооперации области, ее кадрового обеспечения», Омск, 1998 г., Парламентские слушания на тему: «О проекте федерального закона «О дополнительном образовании», Омск. 1999, «Основные направления интенсификации образовательного процесса и активизации познавательной деятельности студентов». Новосибирск, 1999.

Публикации. По результатам исследований опубликовано 5 работ общим объемом 3,0 п. л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, приложения и списка использованной литературы из 105 наименований. Она включает 160 страниц текста и содержит 25 таблиц.

Основные результаты работы сводятся к следующему:

1. Для систематизации исследований обобщены экономические проблемы управления качеством образования в рыночной экономике, в основе анализа которых положено изучение элементов рынка образовательных услуг в терминах маркетинга. В качестве объекта исследования определен колледж, как прогрессивный тип учреждения среднего специального образования.

2. Анализ выявил два целевых сегмента рынка колледжа: выпускники общеобразовательных школ и работодатели выпускников. Установлено, что эти сегменты целевого рынка экономически связаны между собой репутацией колледжа, то есть тем уровнем образования и качеством обучения (качеством товара), которые демонстрируют выпускники.

3. Изучение стратегии маркетинга для образовательных учреждений, проблем ценообразования и коммуникаций, проблем качества преподавания, влияния научной деятельности преподавателей и студентов, а так же контроля учебного процесса на инновационные методы повышения качества образования позволили создать экономическую модель управления развитием колледжа, оформленную в виде системы показателей оценки экономической эффективности и качества учебного процесса.

4. Особенность экономической модели состоит в том, что она сопоставляет экономические затраты колледжа с маркетинговыми исследованиями целевых рынков и позволяет оценивать экономическую эффективность работы колледжа с позиций конкретного сегмента целевого рынка.

5. Предложенная автором методика анализа экономических затрат позволяет изучить структурные экономические затраты колледжа на получение студентами требуемых знаний по конкретной дисциплине и экономически разделить учебные дисциплины и специальности по их вкладу в экономику колледжа.

6. Маркетинговые исследования целевых рынков дают возможность установить взаимосвязь между экономическими затратами и их отдачей на практике в виде показателей конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг.

7. Данные маркетинговых исследований создают реальную базу для перестройки образовательного процесса конкретного колледжа в форме перераспределения финансовых средств для развития специальностей, имеющих наибольшую востребованность на рынке.

8. Экономическая модель и авторская методика анализа затрат на получение знаний по отдельной дисциплине и на отдельную специальность опробирована в Омском колледже предпринимательства и права. Изменена структура финансирования отдельных дисциплин и открыты 8 новых специальностей, что позволило Омскому колледжу занять более 41% рынка образовательных услуг в своей сфере деятельности, опередив, таким образом, ближайших конкурентов более чем в 2 раза.

9. Экономически обоснован переход для преобразования целей колледжа, структуры учебного процесса и идеологии распоряжения финансовыми средствами для создания законченной системы непрерывного образования «колледж — институт». Для Омского кол.

159 леджа предпринимательства и права этот процесс предполагается осуществить на базе Сибирского университета потребительской кооперации. Внедрение системы непрерывного образования позволит наиболее полно использовать научный, экономический и профессиональный потенциал университета и колледжа и перейти на качественно новый уровень подготовки специалистов.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Проблемы подготовки кадров для потребительской кооперации и малых предпринимательских структур. // Тезисы докладов научно-практической конференции «Проблемы потребительской кооперации, её кадрового обеспечения». Омск. 1999, — 0,5 п. л.

2. Опыт — условие дальнейшего развития. // Дополнительное образование в Омской области: опыт и перспективы. Материалы к парламентским слушаниям на тему «О проекте федерального закона «О дополнительном образовании» «, Омск. 1999, — 0,4 п. л.

3. Эффективность социально-экономических кооперативных принципов. Лекция для студентов всех специальностей. Новосибирск,.

1998, — 1 п. л.

4. Социально-экономические методы оценки качества обучения студентов. // Тезисы докладов научно-практической конференции «Основные направления интенсификации образовательного процесса и активизации познавательной деятельности студентов». Новосибирск, 1999, ОД п. л.

5. Экономические проблемы управления качеством образования. Лекции для преподавателей Вузов и колледжей. Новосибирск,.

1999, -1 п. л.

6. Спрос молодежи на профессиональное образование и его удовлетворение. Сборник докладов научно-практической конференции «Социально ориентированная система потребительской кооперации». Новосибирск, 1999, — 0,6 п. л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Маркетинг образовательных услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. — 1997. — № 1 с.79−85.
  2. Аллак, Жак Вклад в будущее: приоритет образования.: пер. с англ./ Прогр. Развития. ООН. М.: Педагогика — Пресс, и др., 1993. — 166 с.
  3. В.В. Экономика образования. Иллюзии и факты. М.: Мысль, 1985. — 173 с.
  4. Н., Семенов И., Швирев В. Философия образования // Вестник высшей школы. 1998. — № 4.
  5. Барр Раймон. Политическая экономия, в 2 тт. т. 1., пер с фр. М.: Междун. отношения, 1995. — 608 с.
  6. И.А. Принципы кооперативного движения. Чита: Изд-во ЗИП СибУПК, 1998. — 235 с.
  7. Л.П. Основные тенденции научных исследований. В сб. «Проблемы потребительской кооперации Сибири и Дальнего Востока, ее кадровое обеспечение.: Новосибирск, СибУПК, 1996. с.3−7
  8. Kosiol Е. Unternehmung, HdB. Bd. 4, 3. Aufl., Stutgart, 1962, Sp. 5540 -5545.
  9. Theodore Lovitt. Marketing Myopia. Harvard Business Review, July-August 1960, p. 45 — 56.
  10. Charles Ames. Dilemma of Product/Market Manager. Harvard Business Review, March-April 1971, p.66−74.
  11. Е.П. Маркетинговые исследования: Теория- методология и практика. М.: Финпресс, 1998. — 414 с.
  12. К.Р. Маркетинг сферы образовательных услуг. М.: Триада, 1998.-310 с
  13. А.Р., Наговицина Л. П. Проблемы потребительской кооперации в гражданском кодексе РФ. // Проблемы развития рынка потребительских товаров: Материалы к научн. практ. конф. 23−24 мая 1995 г. Ч.1.- Новосибирск.: Б.И., 1995.- с. 3 — 6.
  14. Schediwy, R. The consumer co-operatives in Sweden.: «Consumer cooperatives in a Changing World», Geneva: International Co-operative Alliance, 1989.
  15. В.А., Ушакова Г. И. Планирование и финансирование расходов вузов и техникумов. М., Финансы, 1969. 143 с.
  16. Концепция профессионального образования в банковских школах Банка России. // Деньги и кредит. 1996. — № 6. — с.45−52.
  17. Setzer J. The consumer co-operatives in Italy.: «Consumer co-operatives in a Changing World», Geneva: International Co-operative Alliance, 1989. P. 853.
  18. Takamura, I. The co-operative movement in Japan, in Review of International Co-operation, 85.1,49−60,1992.
  19. В.И. Об экономическом образовании и в России. // Деньги и кредит. 1992. — № 12. — с. 63−66.
  20. С.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг. Дисс. на соиск. уч. ст. канд эконом, наук. Новосибирск, 1999. 161 с.
  21. Russel L., Ackoff and Emshoff. Advertising Research at Anheuser-Busch. Inc. (1968−1974). Sloan Management Review, Spring 1975, p. 115.
  22. Г. И., Шуруев А. С. Планирование и финансирование подготовки специалистов. М.: Экономика, 1980. — 168 с.
  23. А.П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога. // Альма Матер. 1997. — № 3. — с. 27−32.
  24. Интервью академика Капицы. //Комсомольская правда. 1976. — 12 ноября.
  25. В.П. Экономика образования: Учебное пособие для вузов. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 306 с.
  26. P.M. История экономики России. Учебное пособие. -Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998. 352 с.
  27. Н.Ш., Ерохина Т. Н. Объект исследований преподавателя и студента учебный процесс. // Тезисы докладов II Международной научно-методической конференции «Качество образования, проблемы оценки, опыт». — Новосибирск, 1999. — с. 31.
  28. Т. Стоян. Университетский преподаватель: 19 век.//Высшее образование в России. 1993. № 3. С. 129−137.
  29. А. Успех дела обеспечивают профессионалы (о подготовке экономических кадров в России). // Экономист. 1992. -№ 7. — с. 94−96.
  30. В. Технология подготовки предпринимателей. // Альма Матер. 1999. № 2. — с. 42−45.
  31. В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей // Высшее образование в России. 1997. — № 3. — с.73−77
  32. Волосатых JI. H, Прудникова Т. М. Мотивация инновационной деятельности педагогов // Вестник Хакасского университета. Сер.2., Психология.Педагагика. 1997. С.57−60.
  33. О.В. Маркетинг образовательных услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 1 с.48−60.
  34. А.И., Харламова Е. А. Потребительская кооперация Российской Федерации. Лекция. Новосибирск: СибУПК, 1999. 26 с.
  35. В. Преемственность общего среднего и высшего профессионального образования // Высшее образование в России. -1997.-№ 1
  36. О.В. Резервы повышения качества подготовки специалистов потребительской кооперации. «Проблемы экономики и управления в потребительской кооперации». Материалы конференции Новосибирск, 1998. с. 251−253
  37. А.Г., Попов JI.A. Подготовка кадров и рынок. М.: Изд. РЭА имени Г. В. Плеханова, 1994.
  38. А.К. Демократизация управления в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике. М., 1990.-33с.-(0бзор. информ. / ЦБТЭИ Центросоюз, сер.: Экономика и управление в кооперативном хозяйстве, вып. 4).
  39. Н., Семенов И., Швирев В. Философия образования // Вестник высшей школы. 1998. — № 4.
  40. Д.В., Филатов O.K. Конкурентность будущего специалиста как показатель качества его подготовки // Специалист. -1996.-№ 2.
  41. И.Н., Спиро Дж., Кларин М. В. и др. Сфера образовательных услуг в США. М., 1994.
  42. В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вызов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции. // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. эконом, наук. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1997, 20 с.
  43. A.M. Профессиональное образование на смене эпох // Специалист. 1997, № 5.
  44. Ф. Производство и распределение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. — 423 с.
  45. А. Цена образования // Alma mater. 1997 № 5. — с. 24−29.
  46. В. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России / Высшее образование в России. 1996. — № 4.
  47. А. Экономика образования и образование экономистов (опыт ФРГ) // Экономические науки. 1991. — № 2.
  48. А.О. Место образования в инфраструктуре социально-экономического строя // Социально-экономические проблемы развития рынка. Караганда, Кубуп, 1998.
  49. Г. А. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 137 с.
  50. В.А. Экономические проблемы определения перспектив подготовки кадров. АН ЭССР, Институт экономики. М.: Наука, 1987. — 102
  51. В., Филипов Н. Новые технологии обучения в подготовке специалистов по управлению: противоречия и пути развития. // Проблемы теории и практика управления. 1993. — № 1. — с. 128−133.
  52. Ю. О ценах на услуги образования. // Вопросы статистики. -1999.-№ 1.-с. 59−62.
  53. Г. Системный анализ в бизнес-образовании. // Проблемы теории практики управления. 1997. — № 6. — с. 117−120.
  54. М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели, Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  55. А. О бизнесе образовательных услуг. //Высшее образование в России. 1999. № 2, с. 120 124.
  56. П.А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., Бином, 1997. -800 с.
  57. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования: учебное пособие для студентов вузов. М.: Российское педагогическое агентство, 1998, — 306 с.
  58. . Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / пер. с фр. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  59. А., Букерель Ф., Ланкар Р. Академия рынка: маркетинг: пер. с фр. М.: Экономика, 1993. 572 с.
  60. Л. Менеджмент в сфере образования. // Высшее образование в России. 1997. — № 2 — с. 17−24.
  61. Бестужев-Лада А. А. Народное образование: экспертное мнение. // Социологические исследования. 1998. — № 10. — с. 128−135.
  62. В. Своеобразие российского рынка образовательных услуг. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. -№ 11.-с. 127−136.
  63. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. СПб, «Литера плюс», 1994−698 с.
  64. М.А. Математические модели и планирование образования. М., Наука, 1972, 112 с
  65. Ю.В. Проектирование и программирование образования. -М.: МАО, 1996.
  66. С.В. Стратегия управления образованием.(социокультурная характеристика) // Профессиональное образование. 1999. — № 4. — с. 4−5.
  67. Л. Состояние образования в Российской Федерации. // Вопросы статистики. 1999. — № 1, с. 55−58.
  68. А., Хавин О. Маркетинг исследование рынка молодых специалистов // Российский экономический журнал. — 1995. — № 12.
  69. И.К. Статистика рынка товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 1995.-431 с.
  70. Л.Т. Подготовка бакалавров коммерции в Ирландии. // Бухгалтерский учет. 1994. № 3. с. 41−43.
  71. Д.И., Жильцов Е. Н. Экономика, организация и планирование высшего образования: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1988. — 174 с.
  72. Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Научно-техническая революция и образование. М.: Знание, 1980. — 64 с.
  73. Д.И. Качество подготовки специалистов как специальная проблема. М.: Наука, 1978. — 165 с.
  74. Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знания, 1972. 88 с.
  75. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
  76. Schults Th. W., Rise in Capital Stock Represented by Education in the United States, 1900 to 1957. The Economics of Higher Education. -Washington, 1962.
  77. Ю.М. Высшее образование в рыночной экономике. М. -1991.-286 с.
  78. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг / сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990. — 350 с.
  79. Оценка качества подготовки специалистов. Под ред. Лебедева. Д., Издательство ленинградского университета, 1977. 94 с.
  80. Л.П. Маркетинг рынка труда. Воронеж: Изд. Воронеж, 1994.
  81. Т.С., Саенко О. В. Исследование рынка образовательных услуг по подготовке специалистов в регионе. http: // WWW. Informika. ru, Internet.
  82. C.M. Колледжи и университеты США. М.: АО Развитие, 1993. — 269 с
  83. Ю.Б. Научные основы обучения в техникумах: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1976 103 с.
  84. М.И. Совершенствование обучения в техникуме: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1987. — 263.
  85. Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования. Минск: Вышэйш. Школа. 1990. 142 с.
  86. А.В. Дополнительное профессиональное образование в области управления и экономики. http: // WWW. Informika. ru, Internet.
  87. А.Я., Зуев B.M., Галаган А. И. Методика прогнозирования и оценки состояния системы высшего и среднего профессионального образования. М., 1997. 75 с.
  88. К. Организация бухгалтерского учета и подготовка бухгалтеров в Японии // Бухгалтерский учет 1993. № 10. — с. 41−44.
  89. Е. Методологические аспекты подготовки специалистов по аудиту. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. — с. 108−11.
  90. Копелев В. Ш, Попов Г. П., Богородицкий Н. Н. Оценка качества подготовки специалистов. JL: Изд. Ленинградского университета, 1977.-96 с.
  91. М.А. Математические модели и планирование образования. М., Наука, 1972, 112 с.
  92. Е. Услуги образования и рынка. // Российский экономический журнал. 1992. — № 6. — с. 43−49.
  93. Жанни. Непрерывное профессиональное обучение бухгалтеров (ст. из Франции) // Бухгалтерский учет. -1991. № 2. с. 17−20.
  94. Л.П., Гохман О. Г. Проблемы управления учебным процессом. Математические модели. Рига.: Изд. Зинатне, 1984. — 239 с.
  95. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров. М.: Экономика, 1982. — 203 с.
  96. Н.В. О новой модели занятости // Российский экономический журнал. 1996. — № 11−12.
  97. .И. Экономико-управленческие аспекты развития непрерывного образования // Сборник докладов Всесоюзной конференции «Формирование единой системы непрерывного образования» М., 1988. — с. 71−83.
  98. JI. Методы статистического анализа в экономике / пер. с англ. М.: Статистика, 1972. 476 с.
  99. И.В. Коммерческое ценообразование. М.: Бек, 1997. — 353 с.
  100. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 608 с
  101. А.Б. Экономика высшего образования. Планирование, кадры, эффективность. М.: Экономика, 1976. 156 с.
  102. Я.В. Создание института присяжных бухгалтеров в России. // Бухгалтерский учет. 1992. — № 3. — с. 4−7.
Заполнить форму текущей работой